Творчество одного из поэтов Серебряного века (по Н. С. Гумилеву). Поэзия серебряного века: поэты, стихи, основные направления и особенности. Характеристика литературы XIX - начала XX вв

РАССКАЖИТЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ ПОЭТОВ \»СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА\»
\»Серебряный век\» русской поэзии стал в последние годы предметом
искреннего внимания читателей. Словно из небытия, к нам вернулся
целый пласт русской культуры. Но \»серебряный век\» — это не просто
набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное
во всех областях духовной жизни России. Само определение
\»серебряный\» основано было на сопоставлении с пушкинской эпохой,
которую называли золотым веком русской поэзии. Этим определением
пользовались сами поэты. Так, в \»Поэме без героя\» Анны Ахматовой
есть такие строки:
\»И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл\».
Известный художественный критик С.Маковский называет свою книгу
о русской культуре конца XIX-начала XX века, изданную в эмиграции,
\»На Парнасе серебряного века\». Определение это закрепилось, оно
стало не только поэтическим, им пользуются и ученые. Прежде всего
обратимся к той атмосфере духовной жизни России рубежа веков,
которая стала условием развития и подъема поэтического творчества.
Этой атмосфере присуща двойственность. С одной стороны, это был
необычайный расцвет, причем расцвет во всех областях культуры,
науки, искусства. В экономике Россия достигла такого уровня, что
многие предрекали: XX век будет \»веком русских\». В изобразительном
искусстве не только творили великие художники, но и возникали целые
художественные школы, направления, и среди них особенно важное-
\»Мир искусства\» во главе с живописцем А.Бенуа. Журнал, который
издавала эта группа, был сам по себе явлением книжной графики,
отличался такой высокой культурой художественного оформления, что
сохраняет свое значение и до наших дней. В области театрального
искусства глубочайший след был оставлен К.Станиславским и
Ф.Шаляпиным, А.Павловой и В.Мейерхольдом. Назвать можно еще
очень многих, но есть одно имя, которое не возможно не упомянуть.
Это имя Дягилева. Он не был ни художником, ни актером, ни поэтом.
Ему был присущ талант, пожалуй, еще более редкий для России —
талант организатора. Именно С.Дягилев устраивает знаменитые русские
сезоны в Париже, которые открыли заново всему миру Россию не
только как экзотическую страну, где лежат снега и по улицам бродят
медведи, но и как страну величайшей культуры, столь богатую
талантами, страну, обладающую высоким потенциалом в самых разных
областях искусства. Именем С.Дягилева названа одна из площадей в
Париже, именно балетные спектакли его труппы дали начало тому
явлению, о котором годы спустя шутливо заметил поэт: \»А так же в
области балета мы впереди планеты всей\». Вспомним также, что
зарубежные, в частности, американские балерины часто брали себе
русские псевдонимы. В этот же период необычайный подъем
переживает русская философская мысль — недаром его называют
ренессансом, возрождением. Однако в определении \»серебряный век\»
заложен и иной смысл, отражена вторая сторона духовной жизни
России рубежа веков. Серебряный век в отличие от пушкинского
золотого проходил под знаком луны (вспомним слова Ахматовой). Луна
в мировой мифологии — это символ ущерба, умирания, и вся культура
начала века была пронизана тревожными предчувствиями грядущих
страшных лет России. Две эти особенности — бурный расцвет и
предощущение близкого краха предопределили развитие русской
поэзии серебряного века.
Хотелось бы сказать и о временных границах серебряного века русской
поэзии. Когда он начался — это в целом известно: 90-е годы XIX века,
выход из эпохи безвременья, преодоление кризиса поэзии. Бесспорно и
то, что расцвета, наивысшей точки развития творчество поэтов
серебряного века достигло в 1910-х годах: время зрелого творчества
А.Блока, А.Белого, З.Гиппиус, Вяч.Иванова, В.Брюсова, время, когда
продолжали писать стихи М.Волошин, Ф.Сологуб, и в те же годы на
русском Парнасе появляются новые литературные течения: после
безраздельного господства символизма его позиции оспаривают прямые
наследники — акмеисты и прямые оппоненты — футуристы. В эти годы в
поэзию активно входят имена Анны Ахматовой, Михаила Кузмина,
Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Владимира Маяковского,
Игоря Северянина, Марины Цветаевой, Велимира Хлебникова, Сергея
Есенина, Николая Клюева, Бориса Пастернака. Этот список можно
было бы продолжить. Спорным является вопрос о том, когда же
закончился серебряный век русской поэзии. Некоторые прямо
называют дату: 1917 год. Однако с этим трудно согласиться. Этой датой
надо скорее назвать год 1921 — год трагической гибели двух величайших
русских поэтов: А.Блока, который был, по определению А.Ахматовой,
\»человеком-эпохой\», и Н.Гумилева, ставшего главным собирателем
молодых поэтических сил в трудные годы революции и начала
гражданской войны. Их гибель, почти совпавшая по времени, у многих
уничтожила иллюзии, порожденные новой властью, ддя многих стала
толчком к отъезду в эмиграцию. Отголоски поэзии серебряного века
можно найти в русской поэзии и сегодня, ее продолжение было в
стихотворениях поздней Ахматовой, Пастернака, поэтов-эмигрантов,
однако как единое художественное явление серебряный век завершился
в 1921 году.
Одним из самых ярких поэтов рубежа веков был Николай Гумилев. О
его творчестве мне хотелось бы сказать подробнее. Н.Гумилев вошел в
русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста.
Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт —
Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле
слова — директором Царскосельской гимназии, в которой учился
Н.Гумилев. Ему позднее было посвящено стихотворение \»Памяти
Анненского\», в котором сказано: \»Был Иннокентий Анненский
последним из царскосельских лебедей\». Основные сборники
Н.Гумилева — \»Романтические цветы\», \»Жемчуга\», \»Чужое небо\»,
\»Костер\» и последний, изданный в последние дни перед смертью поэта
— \»Огненный столп\». Если говорить о поэзии Н.Гумилева, сопоставляя
это с тем, что мы знаем о нем из воспоминаний, в том числе и его
собственных, то главную его тему можно определить как тему
преодоления. Некрасивый, бледный, слабый здоровьем, он
преодолевает свои изъяны, пускается в рискованные предприятия вроде
путешествий в Африку — их он совершил три — или добровольного ухода
на войну и службы разведчиком. Эта тема отразилась и в его
стихотворениях — их герой всегда отличается силой духа, отвагой, как,
например, герой стихотворения цикла \»Капитаны\»:
\»Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса —
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса\».
С годами в поэзии Н.Гумилева становится меньше экзотики, но его
пристрастие к сильной, необычной личности остается неизменным.
Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей
чужды. К таким людям относит поэт и себя. Он много размышляет о
своей смерти, и представляет ее неизменно в героическом ореоле:
\»И умру я не на постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще\».
Много стихотворений Н.Гумилев посвятил теме любви. Главная
героиня его любовной лирики может принимать различные облики — и
сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и
легендарной возлюбленной Данте — Беатриче, и Маргариты из \»Фауста\»
Гете. Особенное место в его поэзии занимают стихотворения,
посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные,
неровные отношения, сами по себе достойные романного сюжета.
Образ Ахматовой звучит в стихотворениях: \»Из логова змиева\», \»Она\»,
\»Укротитель зверей\» и многих других. Любовь в поэзии Н.Гумилева —
это прежде всего страстное чувство, в котором есть черты \»поединка
рокового\», как сказал другой поэт. Одно из самых известных
стихотворений Н.Гумилева о любви — стихотворение \»Жираф\», в
котором унылому и пропитанному туманами миру противостоит мир
яркий, мир, в котором царят веселые сказки таинственных стран, про
черную деву, про страсть молодого вождя. Здесь возникает характерное
для романтической поэзии двоемерие.
Позднюю лирику Н.Гумилева, составившую его последний сборник
стихов, отличает пристрастие поэта к философским темам. Он жил в то
время в голодном и страшном Петрограде, занимался активнейшей
работой по собиранию литературных сил, создавал студии для молодых
поэтов, был их кумиром и наставником. И в это же время Н.Гумилев
создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьем о человеческой
жизни, о судьбе России, о своем поэтическом предназначении. Стихи
эти сложны для понимания, но это не намеренная усложненность
поэтического эксперимента, в принципе чуждого Н.Гумилеву, а
сложность самой авторской мысли. Это такие стихотворения, как
\»Память\», \»Лес\», \»Заблудившийся трамвай\», \»Пьяный дервиш\». В целом
поэзии Н.Гумилева не свойственно стремление к дерзости поисков в
области формы стиха, скорее, он тяготеет к классическим традициям.
Поэзия его более зрительная, чем слуховая, образы чаще видимые, чем
звучащие, и поэзии его, например, не свойственна есенинская
напевность, но свойственна, например, необычайная яркость,
многоцветие, сила лирического напора, которая делает читателя как бы
соавтором поэта, соучастником его размышлений и чувств.
Мне хотелось бы подробнее остановиться на стихотворении Н.Гумилева
\»Слово\».
\»В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города,
И орел не взмахивал крылами.
Звезды жались в ужасе к луне.
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это — Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова\».
Стихотворение это относится к поздней лирике Н.Гумилева. Оно было
впервые напечатано в 1921 году. В произведении звучат философские
размышления автора о природе слова. Противопоставлены друг другу
два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной
жизни, для практических целей — выражением его является \»умное
слово\» и высший, божественный путь, воплощенный в слове.
Стихотворение продолжает традицию, восходящую к поэзии Пушкина,
Лермонтова — в стихотворении можно видеть переклички с пушкинским
\»Пророком\», лермонтовским стихотворением \»Поэт\». Именно поэт в
современном мире, в котором люди забыли Божественную суть слова,
напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, Н.Гумилев
обращается к самому высокому авторитету для человека христианской
культуры — к Евангелию. В соответствии с темой, стихотворение
отличает высокий стиль. Для его создания поэт использует архаизмы
(оный час, осиянно), что соответствует традициям русской поэзии. По
самой своей интонации, произведение звучит, как торжественное
заклинание. Оно написано пятистопным хореем, тем же размером,
которым написано стихотворение М.Лермонтова \»Выхожу один я на
дорогу…\». В произведении выражена глубокая философская мысль
поэта, особенно значительная в то время, когда нередко брал слово
маузер. Произведение Н.Гумилева продолжает классическую традицию
русской поэзии. Н.Гумилев стал одним из символов культуры
серебряного века. И в его гибели есть не только трагическая, но и
символическая сущность. Культурный ренессанс в России был
уничтожен, как был убит и его поэт.

Серебряный век

Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно.

Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX - начала ХХ в. “эстетический переворот”. Символисты в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В основу ее была положена проблема соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве. Проблема эта не была новой. Она возникла сразу после отмены крепостного права и проведения Великих реформ, когда активно стало формироваться гражданское общество. Одними из первых решить ее попытались народники. Рассматривая коллективное начало в качестве определяющего, они подчинили ему индивидуальное начало, личность - обществу. Человек имел ценность только в случае, если он приносил пользу коллективу. Наиболее эффективной народники считали общественно-политическую деятельность. В ней человек должен был раскрыть себя. Укрепление в обществе народнического подхода к человеку и его деятельности, произошедшее в 60-х - 80-х годах XIX в., привело к тому, что на литературу, философию и искусство стали смотреть как на явление второго плана, менее необходимое по сравнению с политической деятельностью. Свой “эстетический переворот” символисты направили против народников и их идеологии.

Символисты: как старшие (В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, З.Н.Гиппиус и др.), так и младшие (А.Белый, А.А.Блок, В.В.Гиппиус и др.) утверждали индивидуальное начало в качестве главного. Они пересмотрели отношения индивида и коллектива. Символисты вывели человека за пределы общества и стали рассматривать его как самостоятельную величину, равную по значению обществу и Богу. Ценность индивидуума они определяли богатством и красотой его внутреннего мира. Мысли и чувства человека были превращены в объекты исследования. Они стали основой творчества. Внутренний мир человека рассматривался как результат его духовного развития.

Вместе с утверждением индивидуального начала символисты и литераторы, близкие к ним (А.Л.Волынский, В.В.Розанов, А.Н.Бенуа и др.), занимались формированием эстетического вкуса публики. Они открывали читателю в своих работах мир русской и западноевропейской литературы, знакомили с шедеврами мирового искусства. Художественные произведения символистов, в которых затрагивались ранее запрещенные темы: индивидуализм, аморализм, эротизм, демонизм - провоцировали публику, заставляли ее обращать внимание не только на политику, но и на искусство, на человека с его чувствами, страстями, светлыми и темными сторонами его души. Под воздействием символистов изменилось отношение общества к духовной деятельности.

Вслед за символистами утверждение индивидуального начала в искусстве и общественной жизни продолжили философы-идеалисты и акмеисты.

Философы-идеалисты (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, С.Л.Франк, и др.) выступили против утилитарного восприятия обществом личности. Они возвратили философии ценность и в центр ее поставили человека, жизнь которого они стремились обустроить на религиозных началах. Через изменение личности они хотели преобразовать все общество.

Сторонники акмеизма (М.Кузмин, Н.Гумилев, Г.Иванов и др.), литературного направления, возникшего в 10-х годах ХХ в., относились к личности как к данности, которая требует не формирования и утверждения, а раскрытия. Религиозные поиски и желание преобразовать общество были им чужды. Они ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведениях.

В 10-х годах ХХ в. вместе с акмеизмом зародилось еще одно литературное направление - футуризм. С его развитием связано повторное утверждение в искусстве и общественной жизни коллективного начала. Футуристы (В.В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых и др.) отказались от человека как объекта изучения и самостоятельной величины. В нем видели лишь совершенно безликую частицу общества. В объекты были превращены машины, станки, аэропланы. Объявив себя создателями истинных произведений искусства, футуристы провели свою переоценку ценностей. Они полностью отвергли достижения старой культуры и предлагали сбросить их с “парохода современности”. Религия отвергалась как базовый элемент старой культуры. Новую культуру футуристы намеревались строить “без моралина и чертяковщины”.

Появление в культуре направления, активно утверждающего коллективное начало, совпало с ломкой общественно-политической системы в России. Первая мировая война, ее последствия: голод, анархия, политические брожения привели к двум революциям. В ходе октябрьской революции к власти пришли большевики, провозгласившие в стране диктатуру пролетариата. В сознании многих людей политические перемены объединились с новшествами в культуре. Особенно тяжело было тем, кто долгие годы вел борьбу с коллективным началом. Они вновь столкнулись с ним в искусстве и в политике. Им казалось, что все, что они создали тяжелым трудом, в одно мгновение разрушено, что конец наступил не только старому политическому режиму, но и культуре. “Мы переживаем конец Ренессанса, изживаем последние остатки той эпохи, когда отпущены были на свободу человеческие силы и кипучая игра их порождала красоту. - писал Николай Бердяев в 1918 году. - Нынче эта свободная игра человеческих сил от возрождения перешла к вырождению, она не творит уже красоты.” [ 1 ] Старые культуртрегеры, убежденные, что искусство “вырастает из духовной глубины человека”, отрицательно относились к авангарду. Они не считали его искусством. Негативное отношение к авангарду укрепилось в сознании старых деятелей культуры после того, как многие футуристы заявили о своей поддержке новой власти, а большевики, в свою очередь, признали футуризм как искусство. Отношение большевиков к авангарду было двояким. Новая власть ставила в заслугу авангардистам борьбу с “упадочной” буржуазной культурой, но не могла принять ухода к беспредметности и зауми. Она делала ставку на искусство, “которое ясно и всякому понятно”. Ориентация на массы была одной из главных установок большевиков в культуре. Но установка была расплывчатой и не имела определенного содержания.

Культурная политика большевиков в 20-х годах только начинала формироваться. Еще отсутствовали органы управления культурой, не было мифов о Ленине, революции и партии - структурирующего элемента советской культуры, охватывающего все стороны общественной и частной жизни. Все это появилось позднее. В 20-х годах партийными идеологами были сделаны общие установки на ликвидацию безграмотности, повышение культурного уровня масс. Идеологи утверждали необходимость соединения искусства с производством и антирелигиозной пропагандой. Но у них не было единого взгляда в отношении того, какую культуру необходимо строить классу, оказавшемуся у власти. Он появился позже, в тридцатых годах. Все это способствовало возникновению споров о путях развития культуры. В них принимали участие представители новой власти (Л.Д.Троцкий, А.В.Луначарский и др.) и литераторы, художники, театральные деятели им сочувствующие. Они заявляли о необходимости строительства культуры, которая бы соответствовала вкусам и потребностям всего общества и каждого конкретного человека в нем. В спорах принимали участие и представители старой традиционной культуры, желающие в строительстве искусства и общественной жизни исходить из индивидуального начала. Споры о путях развития культуры прекратились в тридцатых годах, когда произошло мощное усиление советской власти и увеличилась степень ее воздействия на общество.

Анализ стихотворения А. А. Блока "Фабрика"

Стихотворение "Фабрика" было написано Блоком 24 ноября 1903 года. В нем он говорит о судьбе несчастных бедных и голодных людей. О том, как они беспрестанно трудятся, чтобы выжить. Автор сочувствует нищим людям, которые не перестают наваливать на "измученные спины" кули, сострадает их тяжелой жизни и удивляется их покорности судьбе. Это стихотворение говорит об острой и серьезной проблеме того периода, за которым последовали революционные события 1904-1905 годов, точнее народная борьба за свободу.

Трудности дореволюционного периода Блок передает и через цветовую гамму. Такой цвет, как "жолтый", причём через букву "о" , что было сделано для усиления акцента на слове, выражает болезненность положения, отвращение и убожество. Другой цвет, который присутствует в произведении, это черный: "неподвижный кто-то, черный кто-то". Этот цвет угнетает атмосферу, это символ чего-то страшного, неизвестного, и в данном случае, символ насилия над человеческой жизнью, лишающей его права выбора, заставляющий его жить в немыслимом однообразии.

Для того, чтобы передать эту ужасающую атмосферу в стихотворении автор использует многочисленные эпитеты: "окна жолты", "задумчивые болты", "медный голос", "измученные спины". Автор использует глаголы для отражения состояния простых людей: "согнуть" ("согнуть спины"), "войдут", "разбредутся", "навалят" ("навалят кули"). Бедный народ представлен одними рабами, рабами кого-то "неподвижного", кого-то "черного". Это мир социальной несправедливости и зла, особенно это отражено в последних строках стихотворения: "И в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели". В атмосфере отсутствует гармония, т. к. она вселяет страх. Здесь царят жестокость и страдание, и выхода из этого тупика многочисленные герои не находят.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

"Серебряный век" русской поэзии стал в последние годы предметом искреннего внимания читателей. Словно из небытия, к нам вернулся целый пласт русской культуры. Но "серебряный век" - это не просто набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России.

Само определение "серебряный" основано было на сопоставлении с пушкинской эпохой, которую называли золотым веком русской поэзии. Этим определением пользовались сами поэты. Так, в "Поэме без героя" Анны Ахматовой есть такие строки: "И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл".

Известный художественный критик С.Маковский называет свою книгу о русской культуре конца XIX-начала XX века, изданную в эмиграции, "На Парнасе серебряного века". Определение это закрепилось, оно стало не только поэтическим, им пользуются и ученые. Прежде всего обратимся к той атмосфере духовной жизни России рубежа веков, которая стала условием развития и подъема поэтического творчества. Этой атмосфере присуща двойственность. С одной стороны, это был необычайный расцвет, причем расцвет во всех областях культуры, науки, искусства. В экономике Россия достигла такого уровня, что многие предрекали: XX век будет "веком русских".

В изобразительном искусстве не только творили великие художники, но и возникали целые художественные школы, направления, и среди них особенно важное- "Мир искусства" во главе с живописцем А.Бенуа. Журнал, который издавала эта группа, был сам по себе явлением книжной графики, отличался такой высокой культурой художественного оформления, что сохраняет свое значение и до наших дней. В области театрального искусства глубочайший след был оставлен К.Станиславским и Ф.Шаляпиным, А.Павловой и В.Мейерхольдом.

Назвать можно еще очень многих, но есть одно имя, которое не возможно не упомянуть. Это имя Дягилева. Он не был ни художником, ни актером, ни поэтом. Ему был присущ талант, пожалуй, еще более редкий для России - талант организатора. Именно С.Дягилев устраивает знаменитые русские сезоны в Париже, которые открыли заново всему миру Россию не только как экзотическую страну, где лежат снега и по улицам бродят медведи, но и как страну величайшей культуры, столь богатую талантами, страну, обладающую высоким потенциалом в самых разных областях искусства. Именем С.Дягилева названа одна из площадей в Париже, именно балетные спектакли его труппы дали начало тому явлению, о котором годы спустя шутливо заметил поэт: "А так же в области балета мы впереди планеты всей". Вспомним также, что зарубежные, в частности, американские балерины часто брали себе русские псевдонимы.

В этот же период необычайный подъем переживает русская философская мысль - недаром его называют ренессансом, возрождением. Однако в определении "серебряный век" заложен и иной смысл, отражена вторая сторона духовной жизни России рубежа веков. Серебряный век в отличие от пушкинского золотого проходил под знаком луны (вспомним слова Ахматовой). Луна в мировой мифологии - это символ ущерба, умирания, и вся культура начала века была пронизана тревожными предчувствиями грядущих страшных лет России. Две эти особенности - бурный расцвет и предощущение близкого краха предопределили развитие русской поэзии серебряного века.

Хотелось бы сказать и о временных границах серебряного века русской поэзии. Когда он начался - это в целом известно: 90-е годы XIX века, выход из эпохи безвременья, преодоление кризиса поэзии. Бесспорно и то, что расцвета, наивысшей точки развития творчество поэтов серебряного века достигло в 1910-х годах: время зрелого творчества А.Блока, А.Белого, З.Гиппиус, Вяч.Иванова, В.Брюсова, время, когда продолжали писать стихи М.Волошин, Ф.Сологуб, и в те же годы на русском Парнасе появляются новые литературные течения: после безраздельного господства символизма его позиции оспаривают прямые наследники - акмеисты и прямые оппоненты - футуристы. В эти годы в поэзию активно входят имена Анны Ахматовой, Михаила Кузмина, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Владимира Маяковского, Игоря Северянина, Марины Цветаевой, Велимира Хлебникова, Сергея Есенина, Николая Клюева, Бориса Пастернака. Этот список можно было бы продолжить.

Спорным является вопрос о том, когда же закончился серебряный век русской поэзии. Некоторые прямо называют дату: 1917 год. Однако с этим трудно согласиться. Этой датой надо скорее назвать год 1921 - год трагической гибели двух величайших русских поэтов: А.Блока, который был, по определению А.Ахматовой, "человеком-эпохой", и Н.Гумилева, ставшего главным собирателем молодых поэтических сил в трудные годы революции и начала гражданской войны. Их гибель, почти совпавшая по времени, у многих уничтожила иллюзии, порожденные новой властью, ддя многих стала толчком к отъезду в эмиграцию.

Отголоски поэзии серебряного века можно найти в русской поэзии и сегодня, ее продолжение было в стихотворениях поздней Ахматовой, Пастернака, поэтов-эмигрантов, однако как единое художественное явление серебряный век завершился в 1921 году. Одним из самых ярких поэтов рубежа веков был Николай Гумилев. О его творчестве мне хотелось бы сказать подробнее. Н.Гумилев вошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт - Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле слова - директором Царскосельской гимназии, в которой учился Н.Гумилев. Ему позднее было посвящено стихотворение "Памяти Анненского", в котором сказано: "Был Иннокентий Анненский последним из царскосельских лебедей". Основные сборники Н.Гумилева - "Романтические цветы", "Жемчуга", "Чужое небо", "Костер" и последний, изданный в последние дни перед смертью поэта - "Огненный столп". Если говорить о поэзии Н.Гумилева, сопоставляя это с тем, что мы знаем о нем из воспоминаний, в том числе и его собственных, то главную его тему можно определить как тему преодоления. Некрасивый, бледный, слабый здоровьем, он преодолевает свои изъяны, пускается в рискованные предприятия вроде путешествий в Африку - их он совершил три - или добровольного ухода на войну и службы разведчиком. Эта тема отразилась и в его стихотворениях - их герой всегда отличается силой духа, отвагой, как, например, герой стихотворения цикла "Капитаны": "Пусть безумствует море и хлещет, Гребни волн поднялись в небеса - Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса". С годами в поэзии Н.Гумилева становится меньше экзотики, но его пристрастие к сильной, необычной личности остается неизменным. Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей чужды. К таким людям относит поэт и себя. Он много размышляет о своей смерти, и представляет ее неизменно в героическом ореоле: "И умру я не на постели При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще". Много стихотворений Н.Гумилев посвятил теме любви. Главная героиня его любовной лирики может принимать различные облики - и сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и легендарной возлюбленной Данте - Беатриче, и Маргариты из "Фауста" Гете.

Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные, неровные отношения, сами по себе достойные романного сюжета. Образ Ахматовой звучит в стихотворениях: "Из логова змиева", "Она", "Укротитель зверей" и многих других. Любовь в поэзии Н.Гумилева - это прежде всего страстное чувство, в котором есть черты "поединка рокового", как сказал другой поэт. Одно из самых известных стихотворений Н.Гумилева о любви - стихотворение "Жираф", в котором унылому и пропитанному туманами миру противостоит мир яркий, мир, в котором царят веселые сказки таинственных стран, про черную деву, про страсть молодого вождя. Здесь возникает характерное для романтической поэзии двоемерие. Позднюю лирику Н.Гумилева, составившую его последний сборник стихов, отличает пристрастие поэта к философским темам. Он жил в то время в голодном и страшном Петрограде, занимался активнейшей работой по собиранию литературных сил, создавал студии для молодых поэтов, был их кумиром и наставником. И в это же время Н.Гумилев создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьем о человеческой жизни, о судьбе России, о своем поэтическом предназначении. Стихи эти сложны для понимания, но это не намеренная усложненность поэтического эксперимента, в принципе чуждого Н.Гумилеву, а сложность самой авторской мысли. Это такие стихотворения, как "Память", "Лес", "Заблудившийся трамвай", "Пьяный дервиш".

В целом поэзии Н.Гумилева не свойственно стремление к дерзости поисков в области формы стиха, скорее, он тяготеет к классическим традициям. Поэзия его более зрительная, чем слуховая, образы чаще видимые, чем звучащие, и поэзии его, например, не свойственна есенинская напевность, но свойственна, например, необычайная яркость, многоцветие, сила лирического напора, которая делает читателя как бы соавтором поэта, соучастником его размышлений и чувств. Мне хотелось бы подробнее остановиться на стихотворении Н.Гумилева "Слово". "В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города, И орел не взмахивал крылами. Звезды жались в ужасе к луне. Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. А для низкой жизни были числа Как домашний, подъяремный скот, Потому, что все оттенки смысла Умное число передает. Патриарх седой себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово это - Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова". Стихотворение это относится к поздней лирике Н.Гумилева. Оно было впервые напечатано в 1921 году. В произведении звучат философские размышления автора о природе слова. Противопоставлены друг другу два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной жизни, для практических целей - выражением его является "умное слово" и высший, божественный путь, воплощенный в слове. Стихотворение продолжает традицию, восходящую к поэзии Пушкина, Лермонтова - в стихотворении можно видеть переклички с пушкинским "Пророком", лермонтовским стихотворением "Поэт". Именно поэт в современном мире, в котором люди забыли Божественную суть слова, напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, Н.Гумилев обращается к самому высокому авторитету для человека христианской культуры - к Евангелию. В соответствии с темой, стихотворение отличает высокий стиль. Для его создания поэт использует архаизмы (оный час, осиянно), что соответствует традициям русской поэзии. По самой своей интонации, произведение звучит, как торжественное заклинание. Оно написано пятистопным хореем, тем же размером, которым написано стихотворение М.Лермонтова "Выхожу один я на дорогу...". В произведении выражена глубокая философская мысль поэта, особенно значительная в то время, когда нередко брал слово маузер. Произведение Н.Гумилева продолжает классическую традицию русской поэзии. Н.Гумилев стал одним из символов культуры серебряного века. И в его гибели есть не только трагическая, но и символическая сущность. Культурный ренессанс в России был уничтожен, как был убит и его по

Социальных позиций поэта, неославянофильские увлечения, мифологические утопические конструкции. Различие между художественной утопией и прозаическим миром действительности и составляет идейно-художественное ядро его произведений. Мировоззрение Хлебникова – мифопоэтическое. Строй его мыслей и чувств пронизан идеей торжества жизни. Читая поэтов, ученых, историков, он вкладывает в их концепции свое...

Гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился...

содержимое:

Период русской литературы, который принято называть Серебряным веком, подарил нам большое количество интереснейших поэтов. Именно в это время в искусстве ярко проявился поиск нового содержания, новых приемов, новой формы всех видов творчества. Естественно, литература не стала исключением. Для этого периода свойственен отказ от традиций и крайнее новаторство, искусство стремилось как можно полнее и достовернее отразить саму жизнь. Появляется большое количество направлений, течений, школ. Мне бы хотелось поговорить об основателе акмеизма — Николае Степановиче Гумилеве.

Но сначала немного о самом течении. В чем же заключался принцип этого литературного направления? На самом деле, Гумилев никогда не отличался особой скромностью и взял для обозначения своего творчества греческий корень acme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие. Это направление вышло из символизма, но акмеисты отказались от стремления символистов познать непознаваемое. Объектом своего творчества они сделали обычный предметный мир, поэтизируя его и ища в нем особую красоту.

Был организован «Цех поэтов», где молодых литераторов учили поэтическому мастерству. Сам Гумилев относился крайне серьезно к творчеству в целом и к написанию стихотворений в особенности. Он не переносил халтуры в искусстве. Вот его собственные слова: «Происхождение отдельных стихотворений таинственно схоже с происхождением живых организмов. Дума поэта получает толчок из внешнего мира… и долго приходится вынашивать зародыш будущего творения, прислушиваясь к робким движениям еще неокрепшей новой жизни». Благодаря этому высказыванию мы можем видеть, насколько серьезно было его отношение к поэтическому искусству. Ну а теперь мне хотелось обратиться непосредственно к творчеству этого замечательного поэта.

Один из критиков того времени сказал о Николае Гумилеве следующие слова: «поэт географии, поэт подвига, художник храбрости, певец бесстрашия, романтик, ему свойствен космизм, характерно повышенное сознание собственного достоинства и собственной личности». Каждое из этих определений удивительно верно, все это присуще не только творчеству Гумилева, но и его личности. А это был очень интересный и необычный человек как внутренне, так и внешне. Вспоминая внешний вид поэта, современники говорят следующие слова: «длинный, деревянный, с большим носом, с надвинутым... на глаза котелком. Длинные пальцы его рук лежали на набалдашнике трости. В нем было что-то павлинье: напыщенность, важность, неповоротливость. Только рот у него был совсем мальчишеский, с нежной и ласковой улыбкой». Гумилев был подобен своим стихотворениям, временами павлиньим, напыщенным, но сквозь них прорывалась неудержимая мальчишеская романтика, жажда приключений, необычных событий, желание попасть в еще никем не изведанные миры. Об этом говорят даже названия сборников его стихов: » Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан». Для его творчества свойственна экзотика, это связано с личной судьбой поэта. Дело в том, что в 1911-1913 году Николай Гумилев возглавлял экспедицию в Африку по сбору материала для этнографического музея. Посещение этой необычной страны оставило неизгладимый след в душе поэта, и он буквально заболел экзотикой. Красоте Африки посвящено множество стихов Гумилева. Одним из программных считается стихотворение «Озеро Чад»:

На таинственном озере Чад…

По лесистым его берегам

И в горах, у зеленых подножий,

Поклоняются странным богам

Девы-жрицы с эбеновой кожей.

Также Гумилеву близки и античные мотивы. Эта тема проявляется в стихотворениях «У берега», «Избиение женихов», «Одиссей у Лаэрта», «Воин Агамемнона»:

Что я? Обломок старинных обид,

Дротик, упавший в траву.

Умер водитель народов Атрид, —

Я же, ничтожный, живу.

Мы видим, что прочтенные в юности произведения греческого слепца Гомера оставили глубокий след в душе романтического, тонко чувствующего красоту античного мира Гумилева.

В раннем творчестве поэта часто видна фантастическая тематика. Гумилев пишет стихи о гномах, троллях, дьяволе, проклятых королях, волшебных принцессах. Все произведения на эту тему удивительно красивы, завораживают читателя своей тайной притягательностью. Вот стихотворение «Ужас»:

Я встретил голову гиены

На стройных девичьих плечах.

На острой морде кровь налипла,

Глаза зияли пустотой,

И мерзко крался шепот хриплый:

«Ты сам пришел сюда, ты мой!»

Хочется отметить, что мне ближе все-таки ранние произведения Гумилева. Меня завораживают необычные миры, нарисованные поэтом, привлекают «замки на утесе крутом», «бездонность подземных пещер», «груды развалин старых храмов». Возможно, это еще в силу моего возраста. Но в этих ранних стихотворениях проскальзывает настолько искренне романтическое восприятие мира, что я не могу оставаться равнодушным!

Расскажите о творчестве одного из поэтов "серебряного века".

"Серебряный век" русской поэзии стал в последние годы предметом искреннего внимания читателей. Словно из небытия, к нам вернулся целый пласт русской культуры. Но "серебряный век" - это не просто набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России.

Само определение "серебряный" основано было на сопоставлении с пушкинской эпохой, которую называли золотым веком русской поэзии. Этим определением пользовались сами поэты. Так, в "Поэме без героя" Анны Ахматовой есть такие строки: "И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл".

Известный художественный критик С.Маковский называет свою книгу о русской культуре конца XIX-начала XX века, изданную в эмиграции, "На Парнасе серебряного века". Определение это закрепилось, оно стало не только поэтическим, им пользуются и ученые. Прежде всего обратимся к той атмосфере духовной жизни России рубежа веков, которая стала условием развития и подъема поэтического творчества. Этой атмосфере присуща двойственность. С одной стороны, это был необычайный расцвет, причем расцвет во всех областях культуры, науки, искусства. В экономике Россия достигла такого уровня, что многие предрекали: XX век будет "веком русских".

В изобразительном искусстве не только творили великие художники, но и возникали целые художественные школы, направления, и среди них особенно важное- "Мир искусства" во главе с живописцем А.Бенуа. Журнал, который издавала эта группа, был сам по себе явлением книжной графики, отличался такой высокой культурой художественного оформления, что сохраняет свое значение и до наших дней. В области театрального искусства глубочайший след был оставлен К.Станиславским и Ф.Шаляпиным, А.Павловой и В.Мейерхольдом.

Назвать можно еще очень многих, но есть одно имя, которое не возможно не упомянуть. Это имя Дягилева. Он не был ни художником, ни актером, ни поэтом. Ему был присущ талант, пожалуй, еще более редкий для России - талант организатора. Именно С.Дягилев устраивает знаменитые русские сезоны в Париже, которые открыли заново всему миру Россию не только как экзотическую страну, где лежат снега и по улицам бродят медведи, но и как страну величайшей культуры, столь богатую талантами, страну, обладающую высоким потенциалом в самых разных областях искусства. Именем С.Дягилева названа одна из площадей в Париже, именно балетные спектакли его труппы дали начало тому явлению, о котором годы спустя шутливо заметил поэт: "А так же в области балета мы впереди планеты всей". Вспомним также, что зарубежные, в частности, американские балерины часто брали себе русские псевдонимы.

В этот же период необычайный подъем переживает русская философская мысль - недаром его называют ренессансом, возрождением. Однако в определении "серебряный век" заложен и иной смысл, отражена вторая сторона духовной жизни России рубежа веков. Серебряный век в отличие от пушкинского золотого проходил под знаком луны (вспомним слова Ахматовой). Луна в мировой мифологии - это символ ущерба, умирания, и вся культура начала века была пронизана тревожными предчувствиями грядущих страшных лет России. Две эти особенности - бурный расцвет и предощущение близкого краха предопределили развитие русской поэзии серебряного века.

Хотелось бы сказать и о временных границах серебряного века русской поэзии. Когда он начался - это в целом известно: 90-е годы XIX века, выход из эпохи безвременья, преодоление кризиса поэзии. Бесспорно и то, что расцвета, наивысшей точки развития творчество поэтов серебряного века достигло в 1910-х годах: время зрелого творчества А.Блока, А.Белого, З.Гиппиус, Вяч.Иванова, В.Брюсова, время, когда продолжали писать стихи М.Волошин, Ф.Сологуб, и в те же годы на русском Парнасе появляются новые литературные течения: после безраздельного господства символизма его позиции оспаривают прямые наследники - акмеисты и прямые оппоненты - футуристы. В эти годы в поэзию активно входят имена Анны Ахматовой, Михаила Кузмина, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Владимира Маяковского, Игоря Северянина, Марины Цветаевой, Велимира Хлебникова, Сергея Есенина, Николая Клюева, Бориса Пастернака. Этот список можно было бы продолжить.

Спорным является вопрос о том, когда же закончился серебряный век русской поэзии. Некоторые прямо называют дату: 1917 год. Однако с этим трудно согласиться. Этой датой надо скорее назвать год 1921 - год трагической гибели двух величайших русских поэтов: А.Блока, который был, по определению А.Ахматовой, "человеком-эпохой", и Н.Гумилева, ставшего главным собирателем молодых поэтических сил в трудные годы революции и начала гражданской войны. Их гибель, почти совпавшая по времени, у многих уничтожила иллюзии, порожденные новой властью, ддя многих стала толчком к отъезду в эмиграцию.

Отголоски поэзии серебряного века можно найти в русской поэзии и сегодня, ее продолжение было в стихотворениях поздней Ахматовой, Пастернака, поэтов-эмигрантов, однако как единое художественное явление серебряный век завершился в 1921 году. Одним из самых ярких поэтов рубежа веков был Николай Гумилев. О его творчестве мне хотелось бы сказать подробнее. Н.Гумилев вошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт - Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле слова - директором Царскосельской гимназии, в которой учился Н.Гумилев. Ему позднее было посвящено стихотворение "Памяти Анненского", в котором сказано: "Был Иннокентий Анненский последним из царскосельских лебедей". Основные сборники Н.Гумилева - "Романтические цветы", "Жемчуга", "Чужое небо", "Костер" и последний, изданный в последние дни перед смертью поэта - "Огненный столп". Если говорить о поэзии Н.Гумилева, сопоставляя это с тем, что мы знаем о нем из воспоминаний, в том числе и его собственных, то главную его тему можно определить как тему преодоления. Некрасивый, бледный, слабый здоровьем, он преодолевает свои изъяны, пускается в рискованные предприятия вроде путешествий в Африку - их он совершил три - или добровольного ухода на войну и службы разведчиком. Эта тема отразилась и в его стихотворениях - их герой всегда отличается силой духа, отвагой, как, например, герой стихотворения цикла "Капитаны": "Пусть безумствует море и хлещет, Гребни волн поднялись в небеса - Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса". С годами в поэзии Н.Гумилева становится меньше экзотики, но его пристрастие к сильной, необычной личности остается неизменным. Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей чужды. К таким людям относит поэт и себя. Он много размышляет о своей смерти, и представляет ее неизменно в героическом ореоле: "И умру я не на постели При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще". Много стихотворений Н.Гумилев посвятил теме любви. Главная героиня его любовной лирики может принимать различные облики - и сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и легендарной возлюбленной Данте - Беатриче, и Маргариты из "Фауста" Гете.

Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные, неровные отношения, сами по себе достойные романного сюжета. Образ Ахматовой звучит в стихотворениях: "Из логова змиева", "Она", "Укротитель зверей" и многих других. Любовь в поэзии Н.Гумилева - это прежде всего страстное чувство, в котором есть черты "поединка рокового", как сказал другой поэт. Одно из самых известных стихотворений Н.Гумилева о любви - стихотворение "Жираф", в котором унылому и пропитанному туманами миру противостоит мир яркий, мир, в котором царят веселые сказки таинственных стран, про черную деву, про страсть молодого вождя. Здесь возникает характерное для романтической поэзии двоемерие. Позднюю лирику Н.Гумилева, составившую его последний сборник стихов, отличает пристрастие поэта к философским темам. Он жил в то время в голодном и страшном Петрограде, занимался активнейшей работой по собиранию литературных сил, создавал студии для молодых поэтов, был их кумиром и наставником. И в это же время Н.Гумилев создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьем о человеческой жизни, о судьбе России, о своем поэтическом предназначении. Стихи эти сложны для понимания, но это не намеренная усложненность поэтического эксперимента, в принципе чуждого Н.Гумилеву, а сложность самой авторской мысли. Это такие стихотворения, как "Память", "Лес", "Заблудившийся трамвай", "Пьяный дервиш".

В целом поэзии Н.Гумилева не свойственно стремление к дерзости поисков в области формы стиха, скорее, он тяготеет к классическим традициям. Поэзия его более зрительная, чем слуховая, образы чаще видимые, чем звучащие, и поэзии его, например, не свойственна есенинская напевность, но свойственна, например, необычайная яркость, многоцветие, сила лирического напора, которая делает читателя как бы соавтором поэта, соучастником его размышлений и чувств. Мне хотелось бы подробнее остановиться на стихотворении Н.Гумилева "Слово". "В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города, И орел не взмахивал крылами. Звезды жались в ужасе к луне. Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. А для низкой жизни были числа Как домашний, подъяремный скот, Потому, что все оттенки смысла Умное число передает. Патриарх седой себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово это - Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова". Стихотворение это относится к поздней лирике Н.Гумилева. Оно было впервые напечатано в 1921 году. В произведении звучат философские размышления автора о природе слова. Противопоставлены друг другу два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной жизни, для практических целей - выражением его является "умное слово" и высший, божественный путь, воплощенный в слове. Стихотворение продолжает традицию, восходящую к поэзии Пушкина, Лермонтова - в стихотворении можно видеть переклички с пушкинским "Пророком", лермонтовским стихотворением "Поэт". Именно поэт в современном мире, в котором люди забыли Божественную суть слова, напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, Н.Гумилев обращается к самому высокому авторитету для человека христианской культуры - к Евангелию. В соответствии с темой, стихотворение отличает высокий стиль. Для его создания поэт использует архаизмы (оный час, осиянно), что соответствует традициям русской поэзии. По самой своей интонации, произведение звучит, как торжественное заклинание. Оно написано пятистопным хореем, тем же размером, которым написано стихотворение М.Лермонтова "Выхожу один я на дорогу...". В произведении выражена глубокая философская мысль поэта, особенно значительная в то время, когда нередко брал слово маузер. Произведение Н.Гумилева продолжает классическую традицию русской поэзии. Н.Гумилев стал одним из символов культуры серебряного века. И в его гибели есть не только трагическая, но и символическая сущность. Культурный ренессанс в России был уничтожен, как был убит и его поэт.