Сказка о том как исчезли существительные. Сказка про имя существительное. В. Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки

Развитие мировой истории не было линейным. На каждом её этапе были события и периоды, которые можно назвать «переломными». Они меняли и геополитику, и мировоззрение людей.

1. Неолитическая революция (10 тыс. лет до н.э. - 2 тыс. до н.э.)

Термин «неолитическая революция» ввел в 1949 английский археолог Гордон Чайлд. Главным ее содержанием Чайлд назвал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство). По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7­-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тысяч лет до н.э.

2. Создание Средиземноморской цивилизации (4 тыс. до н.э.)

Средиземноморский регион был очагом появления первых цивилизаций. Появление Шумерской цивилизации в Месопотамии относят к 4-му тысячелетию до н. э. В том же 4-м тысячелетии до н. э. египетские фараоны объединили земли в долине Нила, и их цивилизация быстро расширилась через Плодородный полумесяц на восточное побережье Средиземного моря и далее по всему Леванту. Это сделало страны Средиземноморья, такие как Египет, Сирия и Ливан частью колыбели цивилизации.

3. Великое переселение народов (IV-VII вв.)

Великое переселение народов стало переломным этапом истории, определившим переход от античности к Средним векам. О причинах Великого переселения ученые спорят до сих пор, но его последствия оказались глобальными.

На территорию слабеющей Римской империи переселились многочисленные германские (франки, лангобарды, саксы, вандалы, готы) и сарматские (аланы) племена. Славяне дошли до побережья Средиземноморья и Балтики, заселили часть Пелопоннеса и Малой Азии. Тюрки достигли Центральной Европы, арабы начали завоевательные походы, в ходе которых им покорился весь Ближний Восток до Инда, Северная Африка и Испания.

4. Падение Римской империи (V в.)

Два мощных удара – в 410 году вестготов и в 476 году германцев – сокрушили, казалось бы, вечную Римскую империю. Это поставило под угрозу достижения античной европейской цивилизации. Кризис Древнего Рима не пришел внезапно, а долгое время вызревал изнутри. Военный и политический упадок империи, начавшийся в III веке, постепенно привел к ослаблению централизованной власти: она больше не могла управлять разросшейся и многонациональной империей. На смену античному государству пришла феодальная Европа с ее новым организующим центром – «Священной Римской империей». Европа на несколько веков погрузилась в пучину смуты и раздора.

5. Раскол церкви (1054 г.)

В 1054 году произошел окончательный раскол христианской церкви на Восточную и Западную. Его причиной стало желание папы Льва IX получить территории, которые подчинялись патриарху Михаилу Керулларию. Результатом спора стали взаимные церковные проклятия (анафемы) и публичные обвинения в ереси. Западная церковь получила название римско-католической (римская всемирная церковь), а восточная - православной. Путь к Расколу был долгим (почти шесть веков) и начался с так называемой Акакиевской схизмы 484 года.

6. Малый ледниковый период (1312-1791 гг.)

Начало Малого ледникового периода, который начался в 1312 году, повлекло за собой целую экологическую катастрофу. По оценкам специалистов, за период с 1315 по 1317 годы из-за Великого голода в Европе вымерла почти четверть населения. Голод был постоянным спутником людей на протяжении всего Малого ледникового периода. За период с 1371-го по 1791 годы в одной только Франции было 111 голодных лет. В одном только 1601 году в России от голода из-за неурожаев вымерло полмиллиона жителей.

Однако Малый ледниковый период дал миру не только голод и высокую смертность. Он также стал одной из причин рождения капитализма. Источником энергии стал уголь. Для его добычи и транспортировки начали организовываться цеха с наемными рабочими, что стало предвестием научно-технической революции и рождения новой формации общественной организации - капитализма.Некоторые исследователи (Маргарет Андерсон) также связывают заселение Америки с последствиями Малого ледникового периода - люди ехали за лучшей жизнью из «оставленной Богом» Европы.

7. Эпоха Великих географических открытий (XV-XVII вв.)

Эпоха Великих географических открытий коренным образом расширила ойкумену человечества. Кроме этого, она создала возможность для ведущих европейских держав максимально использовать свои заокеанские колонии, эксплуатируя их человеческие и природные ресурсы и извлекая из этого баснословную прибыль. Некоторые ученые также напрямую связывают триумф капитализма с трансатлантической торговлей, породившей торгово-финансовый капитал.

8. Реформация (XVI-XVII века)

Началом реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». В них он выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.
Процесс реформации породил множество так называемых Протестантских войн, серьезно повлиявших на политическое устройство европы. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году.

9. Великая французская революция (1789-1799)

Разразившаяся в 1789 году Великая французская революция не просто превратила Францию из монархии в республику, но и подытожила крах старого европейского порядка. Ее лозунг: «Свобода, равенство, братство» еще долго будоражил умы революционеров. Французская революция не только заложила основы демократизации европейского общества – она предстала как жестокая машина бессмысленного террора, жертвами которого стали около 2 млн. человек.

10. Наполеоновские войны (1799-1815)

Неуемные имперские амбиции Наполеона на 15 лет погрузили Европу в хаос. Все началось с вторжения французских войск в Италию, а завершилось бесславным поражением в России. Будучи талантливым полководцем, Наполеон, тем не менее, не гнушался угрозами и интригами, которыми подчинил своему влиянию Испанию и Голландию, а также убедил вступить в союз Пруссию, но затем бесцеремонно предал ее интересы.

В ходе Наполеоновских войн на карте появились Королевство Италия, Великое герцогство Варшавское и целый ряд других мелких территориальных образований. В окончательных планах полководца был раздел Европы между двумя императорами – им самим и Александром I, а также ниспровержение Британии. Но непоследовательный Наполеон сам свои планы и менял. Поражение в 1812 году от России привело к краху наполеоновских замыслов и в остальной Европе. Парижский мирный договор (1814) вернул Францию в ее прежние границы 1792 года.

11. Промышленная революция (XVII-XIX вв.)

Промышленная революция в Европе и США позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества к индустриальному. Условным началом этого процесса принято считать изобретение парового двигателя в Англии во второй половине XVII века. Со временем паровые двигатели стали использовать в производстве, а затем и в качестве движущего механизма для паровозов и пароходов.
Основными достижениями эпохи Промышленной революции можно считать механизацию труда, изобретение первых конвейеров, станков, телеграфа. Громадным шагом стало появление железных дорог.

Вторая мировая война шла на территории 40 стран, и в ней принимало участие 72 государства. По некоторым подсчетам в ней погибло 65 млн. человек. Война заметно ослабила положение Европы в общемировой политике и экономике и привела к созданию двухполярной системы в мировой геополитике. Часть стран в ходе войны смогла добиться независимости: Эфиопия, Исландия, Сирия, Ливан, Вьетнам, Индонезия. В странах Восточной Европы, занятых советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Вторая мировая война также привела к созданию ООН.

14. Научно-техническая революция (сер. XX века)

Научно-техническая революция, наступление которой принято относить к середине прошлого века, позволила автоматизировать производство, доверив контроль и управление производственными процессами электронике. Серьезно повысилась роль информации, что также позволяет говорить об информационной революции. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

История 20 века была насыщена событиями самого разного характера - были в ней и великие открытия, и великие катастрофы. Государства создавались и разрушались, а революции и гражданские войны вынуждали людей оставлять родные места, чтобы отправиться в чужие края, но спасти при этом жизнь. В искусстве двадцатый век тоже оставил неизгладимый след, полностью его обновив и создав совершенно новые направления и школы. Были великие достижения и в науке.

Всемирная история 20 века

XX век начался для Европы с событий весьма печальных - случилась русско-японская война, а в России в 1905 году случилась первая, хоть и окончившаяся провалом, революция. Это была первая в истории 20 века война, в ходе которой применялось такое оружие, как миноносцы, броненосцы и тяжелая дальнобойная артиллерия.

Эту войну Российская империя проиграла и понесла колоссальные человеческие, финансовые и территориальные потери. Однако на вступление в мирные переговоры русское правительство решилось только когда из казны на войну было потрачено более двух миллиардов рублей золотом - сумма и сегодня фантастическая, а в те времена просто немыслимая.

В контексте всеобщей истории эта война была всего лишь очередным столкновением колониальных держав в борьбе за территорию ослабевшего соседа, а роль жертвы выпала слабеющей Китайской империи.

Русская революция и ее последствия

Одни из наиболее значимых событий 20 века, безусловно, была Февральская и Октябрьская революция. Падение монархии в России вызвало целую череду неожиданных и невероятно мощных событий. За ликвидацией империи последовало поражение России в Первой мировой войне, отделение от нее таких стран, как Польша, Финляндия, Украина и стран Кавказа.

Для Европы революция и последовавшая за ней Гражданская война тоже не прошли бесследно. Прекратили свое существование также Османская империя, ликвидированная в 1922 году, Германская империя в 1918. Австро-Венгерская империя просуществовала до 1918 года и распалась на несколько независимых государств.

Однако и внутри России спокойствие после революции наступило не сразу. Гражданская война продолжалась до 1922 года и закончилась созданием СССР, распад которого в 1991 году станет еще одним важным событием.

Первая мировая война

Эта война стала первой так называемой окопной войной, в которой огромное количество времени уходило не столько на продвижение войск вперед и захват городов, сколько на бессмысленное ожидание в окопах.

Кроме того, в массовом порядке применялась артиллерия, впервые было применено химическое оружие и придуманы противогазы. Другой важной особенностью стало использование боевой авиации, формирование которой происходило фактически во время боевых действий, хотя школы авиаторов были созданы за несколько лет до ее начала. Вместе с авиацией создавались и силы, которые должны были с ней бороться. Так появились войска противовоздушной обороны.

Развитие информационных и коммуникационных технологий также нашло свое отражение на поле боя. Информация стала передаваться из штаба на фронт в десятки раз быстрее благодаря строительству телеграфных линий.

Но не только на развитии материальной культуры и технологиях сказалась эта ужасная война. Нашлось ей место и в искусстве. Двадцатый век для культуры стал тем переломным моментом, когда многие старые формы были отвергнуты, а им на смену пришли новые.

Искусство и литература

Культура накануне Первой мировой войны переживала небывалый подъем, который вылился в создание самых разных течений как в литературе, так и в живописи, скульптуре и кино.

Пожалуй, самым ярким и одним из наиболее хорошо известных художественных направлений в искусстве был футуризм. Под этим названием принято объединят ряд течений в литературе, живописи, скульптуре и кинематографе, которые возводят свою генеалогию к известному манифесту футуризма, написанному итальянским поэтом Маринетти.

Наибольшее распространение, наряду с Италией, футуризм получил в России, где появились такие литературны сообщества футуристов, как "Гилея" и ОБЭРИУ, крупнейшими представителями которых Были Хлебников, Маяковский, Хармс, Северянин и Заболоцкий.

Что касается изобразительного искусства, то живописный футуризм имел в своем фундаменте фовизм, заимствуя при этом многое также и у популярного тогда кубизма, который появился на свет во Франции в начале века. В 20 веке история искусства и политики связаны неразрывно, ведь многие авангардные писатели, живописцы и кинематографисты составляли собственные планы переустройства общества будущего.

Вторая мировая война

История 20 века не может быть полной без рассказа о самом катастрофичном событии - Второй мировой войне, которая началась года и продлилась до 2 сентября 1945. Все ужасы, сопутствовавшие войне, оставили неизгладимый след в памяти человечества.

Россия в 20 веке, как и другие страны Европы, пережила множество ужасных событий, но ни одно из них не может сравниться по своим последствиям с Великой Отечественной войны, которая была частью Второй мировой. По самым разным данным, количество жертв войны в СССР достигало двадцати миллионов человек. К этому числу относят как военных, так и гражданских жителей страны, а также многочисленных жертв блокады Ленинграда.

Холодная война с былыми союзниками

В боевые действия на фронтах Мировой войны были втянуты шестьдесят два суверенных государства из семидесяти трех существовавших на тот момент. Боевые действия велись в Африке, Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, на Кавказе и в Атлантическом океане, а также за Полярным кругом.

Вторая мировая война и холодная война последовали одна за другой. Вчерашние союзники стали сначала соперниками, а позже и врагами. Кризисы и конфликты следовали один за другим на протяжении нескольких десятилетий, пока Советский Союз не прекратил своего существования, тем самым положив конец конкуренции двух систем - капиталистической и социалистической.

Культурная революция в Китае

Если рассказывать историю двадцатого века в терминах государственной истории, то она может звучать как длинный список войн, революций и нескончаемого насилия, применяемого зачастую по отношению к совершенно случайным людям.

К середине шестидесятых годов, когда мир еще не до конца успел осмыслить последствия Октябрьской революции и гражданской войны в России, на другом конце континента развернулась очередная революция, вошедшая в историю под названием Великой пролетарской культурной революции.

Причиной Культурной революции в КНР принято считать внутрипартийный раскол и опасения Мао потерять доминирующее положение внутри партийной иерархии. В результате было принято решение начать активную борьбу с теми представителями партии, которые были сторонниками мелкой собственности и частной инициативы. Все они были обвинены в контрреволюционной пропаганде и либо расстреляны, либо отправлены в тюрьмы. Так начался массовый террор, длившийся более десяти лет, и культ личности Мао Цзэдуна.

Космическая гонка

Освоение космоса было одним из наиболее популярных направлений в двадцатом веке. Хотя сегодня для людей уже стало привычным международное сотрудничество в сфере высоких технологий и освоения космического пространства, в то время космос был ареной напряженного противостояния и жесточайшей конкуренции.

Первым рубежом, за который бились две сверхдержавы, была околоземная орбита. И США, и СССР имели к началу пятидесятых годов образцы ракетной техники, которые послужили прототипами для ракет-носителей более позднего времени.

Несмотря на всю скорость, с которой работали американские ученые, первыми груз на орбиту вывели советские ракетчики, и 4 октября 1957 года на орбите Земли оказался первый созданный человеком спутник, который совершил вокруг планеты 1440 витков, а затем сгорел в плотных слоях атмосферы.

Также советские инженеры первыми запустили на орбиту первое живое существо - собаку, а позже и человека. В апреле 1961 года с космодрома Байконур стартовала ракета, в грузовом отсеке которой находился космический корабль Восток-1, в котором был Юрий Гагарин. Мероприятие по выводу первого человека в космос было рискованным.

В условиях гонки освоение космоса могло стоить космонавту жизни, так как спеша опередить американцев, русские инженеры приняли ряд довольно рискованных с технической точки зрения решений. Однако и взлет и посадка оказались успешными. Так СССР выиграл очередной этап соревнования, получившего название Космическая гонка.

Полеты к Луне

Проиграв первые несколько этапов в освоении космоса, американские политики и ученые приняли решение поставить перед собой более амбициозную и трудную задачу, на которую Советскому Союзу могло попросту не хватить ресурсов и технических наработок.

Следующим рубежом, который нужно было взять, стал полет к Луне - естественному спутнику Земли. Проект, получивший название "Аполлон", был инициирован в 1961 году и ставил своей целью осуществление пилотируемой экспедиции на Луну и высадку на ее поверхность человека.

Какой бы амбициозной эта задача ни казалась к моменту начала проекта, но она была решена в 1969 году с высадкой Нила Армстронга и Базза Олдрина. В общей сложности в рамках программы были совершены шесть пилотируемых полетов к земному спутнику.

Поражение социалистического лагеря

Холодная война, как известно, закончилась поражением социалистических стран не только в гонке вооружений, но и в экономическом соревновании. Среди большинства ведущих экономистов существует консенсус о том, что основными причинами распада СССР и всего соцлагеря были экономические.

Несмотря на то что на территории некоторых стран распространен ресентимент относительно событий конца восьмидесятых, начала девяностых годов, для большинства стран Восточной и Центральной Европы освобождение от Советского доминирования оказалось крайне благоприятным.

В списке самых важных событий 20 века неизменно содержится строчка с упоминанием падения Берлинской стены, служившей физическим символом разделения мира на два враждебных лагеря. Датой крушения этого символа тоталитаризма считается 9 ноября 1989 года.

Технический прогресс в XX веке

Двадцатый век был богат изобретениями, никогда прежде технический прогресс не шел с такой скоростью. Сотни очень значимых изобретений и открытий были сделаны за сто лет, но некоторые из них достойны особого упоминания в силу их чрезвычайной важности для развития человеческой цивилизации.

К изобретениям, без которых немыслима современная жизнь, безусловно, относится самолет. Несмотря на то что люди мечтают о полете на протяжении многих тысячелетий, осуществить первый в истории человечества полет удалось лишь в 1903 году. Это фантастическое по своим последствиям достижение принадлежит братьям Уилбуру и Орвилу Райтам.

Другим важным изобретением, имеющим отношение к авиации, стал ранцевый парашют, сконструированный петербургским инженером Глебом Котельниковым. Именно Котельников получил патент на свое изобретение в 1912. Также в 1910 году был сконструирован первый гидросамолет.

Но, пожалуй, самым страшным изобретением двадцатого века была ядерная бомба, однократное использование которой повергло человечество в ужас, не прошедший и по сей день.

Медицина в XX веке

Одним из главных изобретений 20 века считается также технология искусственного производства пенициллина, благодаря которой человечество получило возможность избавиться от множества инфекционных заболеваний. Ученым, открывшим бактерицидные свойства грибка, был Александр Флеминг.

Все достижения медицины в двадцатом веке неразрывно были связаны с развитием таких областей знания, как физика и химия. Ведь без достижений фундаментальной физики, химии или биологии невозможно было бы изобретение рентгеновского аппарата, химиотерапии, лучевой и витаминной терапии.

В XXl веке медицина еще более плотно связана с высокотехнологичными отраслями науки и промышленности, что открывает поистине завораживающие перспективы в борьбе с такими болезнями, как рак, ВИЧ и многими другими трудноизлечимыми заболеваниями. Стоит отметить, что открытие спирали ДНК и ее последующая расшифровка также позволяют надеяться на возможность излечивания наследуемых заболеваний.

После СССР

Россия в 20 веке пережила много катастроф, среди которых были войны, в том числе и гражданские, распад страны и революции. В конце века случилась очередное крайне важное событие - Советский Союз прекратил свое существование, а на его месте образовались суверенные государства, некоторые из которых погрузились в гражданскую войну или в войну с соседями, а некоторые, как страны Балтии, довольно быстро вступили в Европейский союз и начали строительство эффективного демократического государства.

Сборник грамматических сказок для начальной школы

Носкова Наталья Юрьевна
Описание. Предлагаю Вашему вниманию грамматические сказки, собранные мной в «Сборник грамматических сказок» для использования на уроках русского языка. Данный материал будет полезен учителям начальной школы. В сборник помещены такие грамматические сказки «Скорая помощь», «Две сестры», «Две принцессы», «Однажды Орфография…», «Добрый суффикс», «Суффикс-фантазёр», «Котик и бантик», «Сказка-шутка», «Предки», «Ударные и безударные», «Сказка о приставке и окончании», «Сказка о существительных с шипящими на конце (ж, ш, ч,щ), «Сказка о падеже», «Сказка о звонких и глухих согласных», «Сказка о букве ч», «Сказка о разделительных Ь и Ъ знаках».
Назначение. Материал поможет учителю разнообразить урок, а учащимся овладеть знаниями, изучаемых по программе русского языка орфограмм.
Цель: оказание помощи учителю в подборе материала к урокам.
Задачи: - ориентировать педагогов на использование грамматических сказок
- облегчить учащимся запоминание орфограмм с помощью сказок
- способствовать развитию интереса к русскому языку

Сборник грамматических сказок

Дитя входит в духовную
жизнь окружающих его
людей единственно через
посредство отеческого языка.

К. Д. Ушинский
1. Скорая помощь
В пункте скорой помощи раздался тревожный звонок. Был принят срочный вызов. По стране Грамматика помчались машины неотложки. А случилось вот что.
На краю листа лежало слово, искромсанное красными чернилами. Дело в том, что какой-то нерадивый школьник решил его перенести, так как оно не помещалось на строке. Он, конечно, помнил, что слова переносятся по слогам, но забыл, что нельзя отрывать начальную букву корня вместе с приставкой. И слово оказалось изуродованным: Поз-нал. Специалисты из скорой помощи немедленно исправили ошибку. А мальчик никогда больше не совершал подобных проступков, так как ПО-знал правила переноса слов.
2. Две сестры
В одном из городов страны Грамматики на улице Словообразования жили приставки. Это были приставки-сёстры ПРИ и ПРЕ. Приставка ПРИ была добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить.
Её сестра Приставка ПРЕ была совсем другого характера. Она всех преследовала, хотела превратить в своих рабов.
И тогда на первом же совещании приставок стали обсуждать поведение приставки ПРЕ. Приставка РАЗ сказала: « А твоя мама приставка ПЕРЕ не была такой злой, как ты. Почему ты слово «передать» переделала в слово «предать»? Как тебе не стыдно?»
Приставка ПРЕ осознала свою вину и стала образовывать новые слова, такие, как « прекрасный», «прелестный».
Приставка ПРЕ подобрела. Она образует много слов с разными значениями, а «злых» слов всё меньше и меньше.
3. Две принцессы
Жила-была и училась в пятом классе девочка Ира. Однажды с ней приключилась странная история. Как-то вечером писала Ира сочинение. Дверь приоткрылась, а Ира вскрикнула от удивления. К ней приближалась величественная женщина со строгим лицом. Вся комната преобразилась. Она превратилась в огромный зал, вдоль стен которого тянулись длинные полки. Женщина сказала: «Девочка, ты попала в великую страну. Я – королева этой страны. Зовут меня Грамматика. У меня есть две принцессы. Одну зовут ПРЕ, а другую – ПРИ. Это очень лукавые девушки. Их трудно отличить друг от друга. Если не отгадаешь их загадок, то станешь прислужницей у безобразной госпожи Неграмотности». Королева пропала, а перед Ирой стояли две юные принцессы и старая женщина со злым лицом – госпожа Неграмотность.
В тишине раздался неприятный голос старухи: « Отгадай, девочка, кто из этих принцесс ПРИ, а кто – ПРЕ». К Ире подошла прекрасная девушка, которая во всём превосходила свою сестру, и голосом полным величия и гордости, сказала: «Я всё могу, я очень мудрая и очень глупая, я очень сильная и очень слабая, я очень добрая и очень злая. Кто я?»
Ира улыбнулась и спокойно сказала; « Первая из вас, Ваше превосходительство, - ПРЕ, а вторая – ПРИ.»
Госпожа Неграмотность, ворча, поплелась в угол зала. Принцессы взяли Иру за руку и повели к окну, за которым простиралась полная прекрасных загадок, преудивительная тайн и приключений страна Великого Русского Языка, где счастлив тот, кто с уважением относится к законам этой страны.
4. Однажды Орфография…
Однажды орфография выставила все приставки. Первыми стояли те, которые имели в своём составе четыре буквы, потом – три, а затем – две и одну. Самой первой оказалась ПЕРЕ-, которая очень гордилась своим положением.
- Я среди вас главная, захочу и всех заставлю всё переделать! – заявила она остальным.
Услышал её король Словообразование и сказал:
- Не место красит приставку, а её значение. Ты ПЕРЕ-, придаёшь словам их всего два: «слишком» и «выполнить ещё раз». А вот твоя близкая родственница приставка ПРИ-, хоть и меньше тебя на целую букву, имеет четыре значения.
Приставка ПЕРЕ- задумалась. Очень уж ей не хотелось отставать от приставки ПРИ-. И вот, когда Графика по просьбе Орфографии переписывала все слова на букву П, ПЕРЕ- бросилась на колени перед королём:
- О, мудрый король! Я, как и приставка ПРИ-, хочу быть многозначительной, то есть многозначимой. Переквалифицироваться хочу.
- Хорошо, - подумав, ответил король.
– Но за то, что ты такая завистливая, мы сократим тебя на одну букву. Теперь ты станешь приставкой ПРЕ -, и будешь употребляться в значении «пере» - и в значении, близком слову «очень».
Так в русском языке появилась приставка ПРЕ -.
Давайте же, ребята, будем очень внимательными-превнимательными, когда надо писать слова с приставкой ПРЕ- и ПРИ.
5. Добрый суффикс
Давным-давно жили на свете слова. Но они были не такие, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были барабаны, стулья, колокола и многие другие, имеющие такой же характер.
Но вот появился суффикс «ЧИК». Он был такой ласковый и добрый, что все слова, приближавшиеся к нему, превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. «ЧИК» имел ещё очень важную особенность: как только он входил в слова, те сразу же становились крошечными. Вместо мощного колокола, получался чудно звенящий, колокольчик и даже большой зелёный огурец превращался в изящный огурчик.
Так суффикс «ЧИК» путешествовал, и по его воле слова делались малышами.
Прошло много лет, и суффикс «ЧИК» приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их добрыми, но и образовывать слова-профессии. Из корня «ЛЁТ» и «ЧИК» образовал профессию «ЛЁТЧИК», из корня «ГРУЗ» - профессию «ГРУЗЧИК».
Сейчас уже суффикс «ЧИК» не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и служит людям. И действительно, человеку без него не обойтись! Суффикс выполняет двойную роль: он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует слова-названия профессий.
6. Суффикс-фантазёр
Жил-был суффикс ЁР-. И работал он в театре. Это был мастер на все руки. В театре он имел несколько специальностей.
Когда он надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.
Актёр из ЁРа- был превосходный. В помощи гримёра он не нуждался, так как сам был искусным мастером.
Иногда Ёру- приходилось быть дублёром. Благодаря прекрасной памяти он запомнил все роли в спектакле.
Дикция у Ёра- была отличная, и порой он подменял заболевшего суфлёра.
А часто он вставал на место билетёра и пропускал даже без билетов всех детей, желающих попасть в театр.
В антракте он был ловким жонглёром. И все дети удивлялись, как подчиняются ему мячи, тарелки, гири и обручи.
Вот такой фантазёр был этот суффикс ЁР.
7. Котик и бантик
Жил-был в стране Грамматике маленький котёнок. Он был таким крошечным, что все постоянно наступали ему на хвост и на лапки. От огорчения котёнок даже играть перестал. И так ему, бедняжке, хотелось стать взрослым котом!
Однажды он печально сидел возле своего хозяина Вовы, который делал уроки по русскому языку. Случайно котёнок заглянул в учебник и сразу повеселел. Оказывается, есть очень простое средство, чтобы вырасти. На другой день котёнок вместе с бантиком подвязал суффикс «ИЩ». Вышел он погулять, а все так и ахнули: «Ну и котиЩЕ!»
8. Сказка-шутка
Рыжий котище спал на бревнище, а хвостище свесил вниз. Бежал мимо серенький котишка-плутишка. Взял и дёрнул старого кота за хвост. Тот проснулся, открыл глазищи и пошевелил усищами. А котишка был трусишка. Как увидел, какая у кота лапища, какие когтищи, сразу к своей маме в домишко убежал. А кот зевнул, сначала закрыл один глазище, потом – другой и снова заснул. Заснул и маленький шалунишка под ласковую песенку: « Спи, мой паинька, спи, мой заинька: баиньки-баю!»
9. Предки
Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два числительных. Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге, сели отдохнуть под развесистой Семёркой. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя Н, а я с одним?» Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно.
Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались в три слова: ОДИН НА ДЕСЯТЬ и ДВА НА ДЕСЯТЬ. Позже они решили, что удобнее жить одним словом, и соединились. Так и появилось в числительном Одиннадцать два Н – одно от корня, а другое от бывшего предлога».
10. Ударные и безударные
- А, здравствуйте!
- Извините, я не А, а О.
- О, значит тёзка! А голос у тебя совсем как у А.
- Стань на моё место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос.
- Что же у тебя за место такое?
- Периферия. Ты вот в центре, тебе всё внимание, а обо мне кто помнит?
Разговор происходит в слове между двумя гласными: Ударным О и Безударным О.
- Конечно, - жалуется Безударный, слог у меня не тот. В твоём положении легко звучать. Я бы на твоём месте ещё не так звучал!
- Но ведь я по ударением, - напоминает Ударный.
- Стань под ударение и звучи. Кто тебе мешает?
Безударный произносит какой-то звук, больше напоминающий А, чем О, и умолкает.
- Так договорились? – не унимается Ударный. – Ты станешь ударным, а я безударным…
Молчит Безударный. Хмурится. Ему не хочется отвечать. Ему не хочется меняться. Кому охота ставить себя под удар?
11. Сказка о приставке и окончании
- Спокойно, безмятежно живёт корень слова, - говорю я. - Он всех роднит, делает родственниками, не изменяется ни при каких обстоятельствах. Но вот вдруг окончание расхвасталось:
- Если бы ни я, была бы сущая ерунда. Я люблю слова конец. Без конца не было бы словца. Вот ведь какая вещь: я регулирую всю речь. Тоже родню слова, помогаю им дружить, сливаться в одну законную мысль.
И тут слышится голос:
- Погоди, не спеши хвастаться, я тоже к корню приставлена и навсегда у него оставлена. Зовут ПРИСТАВКОЙ меня, значение слова меняю я, но без корня – никуда. Нельзя нас с корнем разделять. К вам обращаюсь, ребята, я: «Не отделяйте от корня нигде и никогда».
12. Сказка о существительных с шипящими на конце (ж, ш, ч, щ)
Жили-были три рода: Мужской, Женский и Средний.
Однажды средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они никак не могли поделить Ь знак среди шипящих согласных букв Ж, Ш, Ч, Щ. И тогда Средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины-рычари! Уступите мягкий знак Женскому роду». Спор окончился мирно. Мужской род уступил Женскому роду Ь.
С тех пор в именах существительных Женского рода единственного числа на конце после шипящих согласных Ж, Ш, Ч, Щ пишется Ь, а у Мужского рода – мягкий знак отсутствует.
13. Сказка о падеже
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – именительный.
Родился- стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

14. Сказка о звонких и глухих согласных
Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие.
Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было.
Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные.
15. Сказка о букве Ч
Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я, я, я, грибы у меня самые лучшие я, я, я..».
Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву Я, отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлила Буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. ,Тогда вышла буква Ч и сказала, что никогда не встанет рядом с зазнайками Я и Ю, будет дружить с А и У.
Запомните, ребята, слог ЧА пишем с буквой А, слог ЧУ пишем с буквой У.
16. Сказка о разделительных Ь и Ъ знаках
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3 классе.
Однажды Незнайкин писал диктант. «Сел» кашу; «пю» воду; введу «сёмку»; забить «коля», - старательно выводил он.
- Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова.
- В таком виде нельзя показываться в в обществе: нас на смех поднимут!
- А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
- Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я.
- В этих словах мы обозначаем два звука [йэ], [йу], [йо], [йа], но делаем это только с помощью Ъ знака, который ставится перед нами после приставок, которые оканчиваются на согласный. После мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.
Ты же таких помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем один звук [э], [у], [о], [а], и читают неправильно.
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.
Уважаемые, коллеги, творческих Вам успехов! Главная > Сказка

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

СТРАНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Жила-была на свете одна страна. Называлась она Существитель ное. И было ней было три города: Первое склонение, Второе склонение и Третье склонение. Всеми жителями Существительного управлял король. Он относил всех к мужскому, женскому или среднему роду, а затем решал, кто в каком городе будет жить. В первый город он заселял жителей мужского и женского рода, чьи имена оканчивались на А и Я. Самые известные в Первом склонении были Мама, Папа, Тетя и Дядя. Во второй город король заселял жителей мужского рода, имена которых были с нулевым окончанием, и среднего рода, чьи имена заканчивались на О и Е. Во Втором склонении жили и Окно, и Море, и Конь, и другие. А в третий город король заселял только дам. Их имена были с нулевым окончанием. Всем были известны девушки с именами Печь и Степь. Жили все счастливо, не ссорились, пока однажды в страну не приехали новые жители. Их было двенадцать: Бремя, Время, Вымя, Знамя, Имя, Пламя, Племя, Семя, Стремя, Темя, Путь, Дитя. Расселил их король по трем городам, и жизнь продолжилась. Но недолго страна была в покое. Участились ссоры, скандалы, конфликты. По стране ходили различные слухи. И виной всему были новоселы. Король был сильно обеспокоен тем, что случилось. Раньше была тихая, мирная страна, а сейчас даже гражданские войны начались! Король понял, что все дело в неверном расселении. И решил он создать село Разносклоняемое, куда отправил двенадцать новоселов. С конфликты между жителями прекратились. И стали они жить-поживать да добра наживать.

Панюкова Наталья, 7 «а» класс

  1. Сочинение лингвистической сказки 20

    Сочинение

    Современного школьника мало чем можно удивить, а тем более, заинтересовать. Особенно это касается правил, определений, орфограмм, которые кажутся ученикам однообразными, скучными и нудными и становятся главной их неприятностью, снижая

  2. Ф. М. Достоевский создавал роман «Бесы» как описание «недавних и странных событий», как «хронику», «историю» . Для классика русской литературы была важна документальная точность, перечисление исторически важных дета

    Литература

    При написании сценического монтажа по роману Ф.М. Достоевского «Бесы» В.Е. Максимов широко использовал публицистические средства выразительности, дав произведению свою современную интерпретацию.

  3. Учитель русского языка и литературы

    Документ

    способствовать воспитанию толерантности, личной ответственности за выполнение коллективной работы, желания выразить себя и обогатиться новыми знаниями.

  4. Грамматическая сказка как прием формирования грамматических навыков в начальной школе (реферат)

    Сказка

    Сегодня обучение иностранным языкам в школе начинается со второго класса. Изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает бесспорное положительное влияние

  5. В. Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки

    Книга

Таинственная незнакомка

"Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами).

Здесь живет такая-то буква?

Не могли бы вы сейчас поработать?

Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило.

В начале слова не работаю.

А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит.

Простите, в таких местах не бываю.

Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?

Какие это буквы, будьте добры?.

Первая - Н, а за ней -Ч.

Нет, туда не пойду.

А после Ч? Перед Т?

Если в глаголе - тогда с удовольствием.

Нет, в существительном.

Ничем не могу вам помочь.

Дверь захлопнулась.

Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?"

Волшебник Существительное

Дети подошли к аккуратному маленькому домику. На калитке висела табличка:

За забором все увидели маленького седобородого старичка в высоком остроконечном колпачке. В руках у него была тоненькая палочка.

Неужели волшебник? - подумала вслух Катюша. В ответ на это старичок взмахнул палочкой и превратился в кошку!

Ох! - дружно вздохнули Катюша и Женька Апельсинкины.

Дедушка! - закричала Катюша.

Я не дедушка, а Имя Существительное.

А вы можете превратиться … ну в дерево, например?

Пожалуйста, - ответило Имя Существительное и превратилось в дерево.

А в коня? В коня - можете? - восхищённо завопил Женька.

Нет проблем! - И он стал конем.

Извините, пожалуйста, а не могли бы вы превратиться в Золушку? - застенчиво попросила Катюша.

Ну, конечно, могу.

Ах! Какая красивая Золушка получилась!

А можете вы превратиться в чайник? - попросил Женька.

Разумеется! Я могу превратиться в любой предмет.

Что это такое - предмет? Я не понял! - сказал Женька.

Очень просто, ПРЕДМЕТАМИ называют все вещи, все растения, явления природы, города, сёла, машины.

Люди, животные, насекомые - это тоже ПРЕДМЕТЫ.

Итак, запомните, друзья: ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ. - ЭТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Вслушайтесь в моё имя: Существительное - то есть обозначающее всё, что существует.

На вопрос ч т о? отвечают неживые предметы, то есть неодушевленные (цветок, мяч, машина и т.д.), а на вопрос к т о? - живые, то есть одушевленные.

Волшебник Имя Существительное взял волшебную палочку и нарисовал Катюшу.

Женька! - обиженно загудела Катя. - Смотри, он меня нарисовал. Скажи ему, я - Катя, девочка, и совсем никакое не имя существительное!

Ты сама, конечно. Не часть речи, а слова, которые ты назвала: Катя, девочка, - всё это существительные. Имя твоё Катя - тоже существительное, только о нём говорят ещё, что это имя СОБСТВЕННОЕ. И Женя - имя собственное, оно его и ничьё больше. А фамилия - Апельсинкины - тоже имя собственное, ваше имя собственное. И все клички животных - тоже имена собственные. И названия городов, деревень, журналов, улиц. Запомните: ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ ВСЕДА ПИШУТСЯ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. А все остальные существительные называются НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ и пишутся с маленькой буквы, если, конечно, они не начинают предложение.

(В.Волина

Как у существительных род появился

Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да настолько похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не смогли разделить их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стул, и стол, и дом, и мир, и много других). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть станут среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)

Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.

(В.Волина)

Друзья спешат на помощь

Среди частей речи прошёл слух, что заболело Имя существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли. Смотрят, а Существительное лежит и стонет.

Что с тобой? - спрашивают друзья.

Всё ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.

Да, - задумались Прилагательное и Местоимение. - По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.

Ну что вы! - возмутилось Существительное. - Ученик - он. Значит, мужской род. Ученица - она. Значит, женский род.

Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море ?

Вздохнуло Существительное:

Здесь смотрите на окончания! Всё теперь они решают: если -а (-я) - женский род, -о (-ё) - средний, нет окончания - мужской.

И ничего не решают! - затараторило Местоимение. - У стола, около стола - окончание -а. Значит, это существительное женского рода?

Тут Существительное потеряло терпение:

Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли, в роли Подлежащего, стою в именительном падеже.

Сказало так Существительное и ещё больше помрачнело из-за того, что ему напомнили, что всё-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.

Послушай! - воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли). - Не грусти! Мы тебе поможем. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определять твой род: интересная книга, моё яблоко, твой класс . Можем даже вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира . Их род можно узнать только когда мы стоим рядом: большой грязнуля и большая грязнуля, эта задира и этот задира.

Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать.

(В.Волина)

Откуда пошли названия падежей

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный.

Родился - стал Родительным.

Пока был малышом, ему всё давали, и он стал - Дательным .

Но он был ещё и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал - Винительным.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал - Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь - Предложный .

Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:

Именительный, Родительный,

Дательный, Винительный,

Творительный, Предложный.

(В.Волина)

Кому нужны падежи?

Ходили по всей Морфологии странники, а звали их Падежи. Всего их было шесть. Долго бродили они по свету в поисках приюта, пока не пришли в город, где жили Существительные. Рассказали они Существительным о своей удивительной способности изменять слово по падежам.

Не может быть! - не поверили Существительные.

Хорошо, проведём эксперимент. Возьмём существительное дождь, оно и так бесцеремонно капает на нас, - сказали Падежи. - А теперь просклоняем его. Не бойся, дождь, это не больно.

И мгновенно они показали изумлённому дождю шесть его форм.

Было воскресенье, и в гости к Существительным приехали Прилагательные, Местоимения и Числительные.

И что, это любой из нас может стать таким восхитительно разным? - с надеждой спросило случайно проезжавшее мимо Наречие.

Нет, - честно ответили Падежи, - не любой. Неизменяемые части речи и формы слова - вот ты, Наречие, Инфинитив, Несклоняемые Существительные и некоторые другие - не смогут измениться, даже если бы захотели.

Существительные пришли в восторг и решили никогда не расставаться с Падежами. А Падежи не гордые - их на всех хват. Правда, только на всех тех, кто способен изменяться.

(В.Волина)

Кого склоняет Склонение?

В государстве Морфология в городе Существителенске жили вельможи Существительные. Они говорили, что им все подчиняются, а они никому.

И вот появилось поблизости Склонение и начало всех подряд склонять. Даже существительное просклоняло. Королю Морфу это понравилось, и решил он взять Склонение к своему двору на должность губернатора города Существителенска. Склонение смело принялось за работу. Сразу же оно разделило город на три больших округа. Падежи и Окончания помогали губернатору. В каждом округе жили слова, которые обязаны были безоговорочно подчиняться губернатору.

Правда, не обошлось и без недовольных. Они решительно отказались подчиняться губернатору, поэтому их выдворили за пределы трёх округов. Жили они бедно, им никто не помогал, никто даже не хотел узнавать их в лицо. Что же это за смельчаки такие? Это несклоняемые, которые так и не склонили головы перед губернатором; это разносклоняемые, которые не знали, где же им можно преклонить голову. Так и живут до сих пор.