Что такое функциональная неграмотность и как с ней бороться? Основные признаки функциональной неграмотности школьника. Впрочем, не все считают, что сообщения в социальных сетях и мессенджерах можно считать показателем уровня образования. Многие убеждены,

Согласно мировой статистике, лишь полпроцента людей на земле не умеют читать и писать. Казалось бы, над неграмотностью одержана полная и уверенная победа. Однако ученые бьют тревогу: по данным разных исследований, от 25 до 50 процентов населения земли является функционально неграмотным!

Важно знать! По результатам исследования, проведенного в 2003 году Международным институтом чтения, по качеству функциональной грамотности и чтения Россия заняла 32-е место из 40 возможных.

iconmonstr-quote-5 (1)

Лишь каждый третий российский выпускник способен понять содержание научных и литературных текстов.

Что такое функциональная неграмотность

Функционально неграмотный человек умеет читать и писать, но при этом практически не понимает смысла прочитанного. Он испытывает трудности при чтении и заполнении документов, не понимает, что написано в инструкции к лекарству или бытовому электроприбору.

Кроме того, у такого человека страдают и речевые умения: он почти не воспринимает высказывания других людей или понимает их искаженно, а также с трудом выражает свои собственные мысли.

Как разглядеть у ребенка функциональную неграмотность

Конечно, не стоит делать скоропалительных выводов, но если вы наблюдаете у своего школьника следующие «симптомы», стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу или логопеду:

  • не любит читать;
  • жалуется на дискомфорт, головную боль или резь в глазах, возникающую каждый раз во время чтения;
  • просит вас или кого-то другого объяснить прочитанное;
  • шевелит губами при чтении или проговаривает вслух читаемый текст;
  • всеми способами избегает сложных умственных задач;
  • не умеет следовать даже простым инструкциям;
  • испытывает агрессию по отношению к тому, кто «нагружает» его сложными задачами.

Откуда берется функциональная неграмотность

Исследователи связывают возросшее число функционально неграмотных людей с развитием информационного потока. Прямых научных доказательств того, что телевидение и интернет приводят к функциональной неграмотности, нет, но вместе с тем нельзя отрицать, что среди тех, кто сутки проводит перед экраном телевизора или в социальных сетях, функционально неграмотных подавляющее большинство.

iconmonstr-quote-5 (1)

В группе наибольшего риска находятся дети, чьи родители охотнее дают в руки чаду смартфон или планшет, чем читают книжку.

Ограничение до минимума просмотра телепередач, компьютерных игр, посещения социальных сетей и форумов в современных условиях необходимо, убеждены психологи. Ребенок, который к десятилетнему возрасту не научился понимать прочитанное, уже считается функционально неграмотным. И чем он старше, тем труднее справиться с проблемой.

Как предотвратить функциональную неграмотность

  • Вовлекайте малыша в реальную жизнь, сведите к минимуму использование гаджетов или вовсе откажитесь от них, особенно в раннем детском возрасте.
  • Тренируйте память ребенка (учите стихи, скороговорки, песни и т. п.)
  • Читайте ребенку вслух, даже тогда, когда он сам уже умеет читать. Отдавайте предпочтение книгам, которые интересны ему самому.
  • Обсуждайте прочитанное, делитесь впечатлениями, задавайте вопросы по прочитанному тексту и обязательно отвечайте на вопросы ребенка.

Что делать, если проблема уже есть

Не стоит отчаиваться, если вы заметили у своего ребенка признаки функциональной неграмотности. Ежедневные занятия, направленные на решение этой проблемы, могут дать хорошие результаты.

Для решения проблемы стоит прежде всего научить ребенка работать с текстом:

  • попросите его не проговаривать текст во время чтения;
  • познакомьте его с разными видами чтения: ознакомительное, обучающее, просмотровое;
  • учите ребенка делить текст на части по смыслу;
  • хорошей тренировкой является перевод информации из текстовой формы в форму таблицы и наоборот;
  • поработайте над расширением периферического зрения: ребенок должен иметь в поле зрения несколько строчек текста, а не одну;
  • научите ребенка искать в тексте ответы на определенные вопросы. Конечно, функциональная неграмотность не приговор, и скорректировать можно даже самые безнадежные случаи.

Главное, чтобы у человека было огромное желание справиться с проблемами, и тогда все возможно!

Каждый день миллионы людей делятся в Сети своим мнением о самых разных событиях от свадеб друзей до политических скандалов. При этом, как выяснилось, далеко не все из них готовы отвечать за свои слова. И речь идет даже не о содержании сообщений, а об их форме. Все больше пользователей социальных сетей и мессенджеров считают, что ставить запятые и следить за орфографией в "комментах" – излишество. Главное – донести до окружающих смысл того, что ты хотел сказать. Они убеждены, что в дружеском общении граммар-нацизму не место, а в срочных сообщениях ошибки естественны..

Жить в большом городе – значит постоянно куда-то спешить. С самого утра скорость набирает обороты: быстро продрать глаза по звону будильника, за пару минут одеться, скорее доехать до работы. Там проглотить кофе, молниеносно сообразить и еще быстрее написать ответы в социальных сетях. Строчишь, как автомат Калашникова, наплевав на правила русского языка. Запятые, точки, заглавные буквы и все эти "жи", "ши" – нет, не слышали.

Скорость письма превыше всего, складывается ощущение, что уже никто не замечает всех этих "опечатк" – подумаешь, пропустил несколько букв в слове. Все свои – поймут и простят. Не на экзамен же пришел. Мысль донес – и ладно, в какой форме – никто и не вспомнит, главное быстро.

Хорошо, что еще есть программа исправления ошибок и, хотя бы официальные письма, пришедшие по электронной почте выглядят пристойно.

Прошли те времена, когда писали чернилами и каллиграфическим почерком, когда продумывали каждое слово перед тем, как оставить его на бумаге и даже заглядывали в словарь русского языка. Ведь даже самое красивое любовное послание вместо гордости могло стать постыдной тайной из-за буквы "а" вместо "о". Письменная речь в интернете не развивается, а, скорее, деградирует.

Даже школьные медали бессильны перед вредными интернет-привычками. Подхваченная в Сети безграмотность заставляет бывших отличников краснеть перед своими детьми.

Мне стало интересно, а как пишут сообщения школьники, которые каждый день выполняют домашнее задание по русскому языку и чуть ли не каждую неделю пишут проверочные работы? Ответ на этот вопрос я получила в гостях у подруги. Ее старшая дочка подошла и спросила: "Ты сегодня написала мне сообщение, а в нем была пропущена запятая. Потом шло какое-то странное слово – "которое" с двумя лишними буквами, а еще я заметила, что в слове подготовительные у тебя вместо "о" стоит буква "а". Мама, что с тобой?"

Щеки у моей подруги постепенно краснели и стали совсем пунцовыми в тот момент, когда муж стал ее троллить: "Ха-ха, Машенька, два высших образования, школа с медалью – и так облажалась! Мария Александровна, ха-ха, держите учебник 7-го класса, там много всего интересного. Почитайте перед сном".

Мы так торопимся, что даже не замечаем, как делаем ошибки в словах. Несколько таких писем, и ребенок вообще прекратит делать уроки. Зачем? Ведь мама такая успешная, умная и при этом свободная от оков орфографии и пунктуации.

Впрочем, не все считают, что сообщения в социальных сетях и мессенджерах можно считать показателем уровня образования. Многие убеждены, что сообщения с ошибками осуждать уже не принято.

– Пишу, как думаю, – заявил мне один из друзей. – Все же понимают, что это Скайп или сообщение в Фейсбук. Попробуй толстыми пальцами попади в клеточки на смартфоне, да и не нужно это никому.

– Зачем ты учил русский язык, если тебе это не нужно?

– Понимаешь, есть стиль делового письма, и тут непростительна безграмотность. Но когда ты идешь по улице и в одной руке у тебя стакан с кофе, а в другой – телефон, на котором высвечивается сообщение от начальника, и надо срочно ответить, то сначала отвечаешь, а потом смотришь, что написал и можно ли это прочесть. Это нормально, и подобные сообщения – не показатель твоей образованности.

Вот такая лингвистическая презумпция невиновности.

Противодействие – граммар-наци.
Повальная безграмотность в интернете возмущает многих пользователей. Защитники родных языков считают долгом исправлять ошибки всех своих респондентов. Тех, кто готов даже другу напомнить про "-тся" и "-ться", любители "просто доносить мысль" прозвали граммар-наци.

Ровно противоположного мнения придерживается моя знакомая, закончившая филфак МГУ.

– Везде и всегда надо соблюдать правила русского языка. Чтобы применять их быстро, они должны впитываться в кровь вместе с таблицей умножения, – убеждена дипломированный филолог.

Ради интереса я пролистала собственные сообщения в социальных сетях. Оказалось, что там грамотность – гибкая штука. Если письмо адресовано малознакомому человеку – с орфографией и запятыми все в порядке, а вот если друзьям и родственникам – сплошные опечатки, сокращения и смайлики.

Что это – скорость жизни в большом городе, лень или нежелание думать? Может, пора заводить новый раздел в учебнике русского языка – "В сообщениях так бывает", чтобы хоть как-то объяснить своим детям все эти "слуш", "карашо", "превед", а с ними и отсутствие точек, запятых и заглавных букв?

26 декабря 1919 года Совнарком РСФСР принимает декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет было обязано научиться писать и читать. Масштабная программа была успешно проведена. Мы хотим вспомнить войны с безграмотностью от Ярослава Мудрого до наших дней.

Грамотность. Начало

Начало распространения грамотности на Руси относится к концу X и началу XI века. При Владимире Святославовиче и Ярославе «отбирали детей» у «нарочитых людей» и учили их грамоте и догматам веры. Интересно, что сам Владимир был неграмотный, Ярослав же «сам книги читал». Около 1030 года Ярослав велел в Новгороде собрать у старост и священников 300 детей и учить их грамоте. Училище имело целью подготавливать достойных служителей церкви.

По сути, это было первое просветительское учреждение. К 1080 году относится известие об училище для женщин, учреждённом царевной Анной. В XII веке смоленский князь Роман Ростиславович на создание училищ израсходовал все свои средства. Таким образом, можно утверждать, что к XII веку грамотность была распространена не только среди служителей церкви, но и среди людей светских, в основном князей. Однако не стоит переоценивать границы распространения грамотности в то время, тот же Дмитрий Донской был неграмотен. Положение образования было так плохо, что в конце XV в. приходилось ставить в священники безграмотных.

Неграмотные верхи и низы

На Стоглавом соборе (1551) решено было заводить у священников, диаконов и дьяков в домах училища для обучения «грамоте, книжному письму и церковному пению и чтению налойному»; но решение собора не было приведено в исполнение. Духовенство было для этого слишком бедно и невежественно. Школы существовали только в крупных центрах. Так, в 1553 г. упоминается об открытии училищ при новых епархиях в Казани и Каргополе. При Борисе Годунове предполагалось завести в России светские школы, но последовавшая смута помешала этому. В конце XVI в. из 22 бояр, подписавших грамоту об избрании Годунова на царство, не знали грамоты четверо; из 22 стольников, 8 было неграмотных. Ещё меньше знали грамоту дворяне и дети боярские. В одном акте XVI в. из 115 князей и детей боярских могли подписать своё имя только 47 человек. Стоит ли говорить, что среди «простого люда» грамотность в допетровское время была нулевой.

Пётр I

Первым серьёзно обратил внимание на распространение грамотности Пётр I. В 1714 году он учредил цифирные, или арифметические школы, в которых преподавались грамота, счисление и основания геометрии. Ученики обучались бесплатно и платили только за выход из школы. В арифметические школы дворяне и чиновники должны были посылать детей своих 10-15-летнего возраста; впоследствии это распоряжение было распространено и на лиц других сословий. С 1714 по 1722 г. во всех цифирных школах перебывало 1389 учеников, из которых окончило курс только 93. К концу царствования Петра I в России насчитывалось около 110 низших училищ.

Основной целью Петра I была подготовка просвещённых кадров для государственной службы. По смерти императора деятельность открытых им образовательных учреждений практически не развивалась. При Екатерине I и Петре II было открыто лишь несколько школ для обучения детей священников. Анна Иоанновна учредила несколько гарнизонных школа, тогда как деятельность цифирных школ полностью прекратилась. Императрица Елизваета пробовала активно внедрять образовательные учреждения и даже грозила штрафами за неисполнение постановлений, однако многие её приказы оставались только на бумаге. Тем не менее, стремление к образованию росло в народе. Домашнее образование уже в то время было развито у поморов, на берегах Волги, в Новороссии.

Реформы Екатерины Великой

Значительный вклад в дело просвещения внесла Екатерина II. В годы её правления стали открываться школы, в программы которых входили такие предметы как чтение, письмо, арифметика, рисование и катехизис для «детей греко-российского исповедания». Большой проблемой, однако, был недостаток учителей, нехватка средств и хороших учебников. В 1782 году была учреждена комиссия, которой было поручено заниматься разработкой учебных программ, планов учреждения учебных учреждений, открытием школ и подготовкой способных учителей. Согласно разработанному учебному плану, все народные училища разделялись на 3 разряда: малые (2 класса), средние (3 класса) и главные (4 класса и 5 лет обучения).

В малых училищах предполагалось обучать Закону Божию, чтению, письму, основам грамматики, рисованию, арифметике и читать книгу «О должностях человека и гражданина». В третьем классе средних училищ преподавались катехизис, священная история, христианское нравоучение, объяснение Евангелия, арифметика, грамматика, всеобщая и русская история и краткая география. В главных училищах к перечисленным предметам присоединялись геометрия, архитектура, механика, физика, натуральная история и немецкий язык. Екатерина повелела также завести преподавание различных языков по местностям (например, греческого языка в Новороссийской, Киевской и Азовской губерниях, китайского - в Иркутской), но по факту эти языки в народных училищах никогда не преподавались.

Свободу крестьянам, грамоту - им же

В XIX веке развитие просвещения вышло на кардинально новый уровень. Несмотря на значительные препоны, открывались училища и внедрялись новые программы образования. Большой проблемой для изучения статистики распространения грамотности по-прежнему оставался бюрократический характер подсчета, далёкий от истинного положения вещей. Многие школы существовали только на бумаге, контроль за исполнением указов министерства народного просвещения осуществлялся из рук вон плохо.

Распространение грамотности начинает делать успехи только после освобождения крестьян, с развитием участия земства в деле народного образования. Император Александр II, освободивший крестьянство от крепостного рабства, дал народной школе необходимую почву для развития и создал в России совершенно новую организацию всего дела народного образования. Серьёзным оставался дефицит учебных материалов. Все учебники подвергались строгой цензуре, нехватка пособий стояла очень остро, что тормозило процесс внедрения грамотности среди населения.

Ликбезу - быть!

К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, уже давно вставшей на путь индустриального развития. К 1917 году заметная часть населения страны оставалась неграмотной (особенно в Средней Азии). 19 июня 1920-го года Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имели обязательный характер. Она была образована для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и 1920-1930 руководила обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский. Крупнейшим социальным контингентом, в котором предстояло бороться с неграмотностью, являлись так называемые беспризорники - дети, потерявшие не только родственников, но и место жительства во время Первой мировой и Гражданской войн. В РСФСР в 1921 году их насчитывалось 4,5 млн., а в целом по СССР в 1922 году - до 7 млн. Работа с беспризорниками нашла своё отражение в творчестве автора «Педагогической поэмы» Антона Макаренко.

Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. Взрослые также могли обучаться в ликпунктах. При этом у них сокращался рабочий день при сохранении заработной платы.

Дело ликвидации неграмотности шло не просто. К 1926 году СССР занимал 19-е место среди стран Европы по уровню грамотности, уступая таким странам, как Португалия и Турция. Тем не менее, при помощи тех же культпоходов, когда значительные массы населения обучались при помощи общественности, борьба с безграмотностью достигла значительных успехов. К 1940 году ситуация перестала быть катастрофической. Грамотность приближалась к 100%.

Если говорить о дне сегодняшнем, то, к сожалению, вопрос о грамотности по-прежнему остаётся открытым. Искажение языковых норм распространено в интернете, но, как ни странно, это заставляет многих людей внимательнее относиться к родному языку.

Преподаватели русского языка объединились во Всероссийскую Ассоциацию учителей-словесников, чтобы бороться с безграмотностью. Каким образом Ассоциация может воспрепятствовать развалу образования, рассуждал Александр Юрьевич Закуренко , преподаватель русской и мировой литературы высшей категории, победитель конкурса «Приоритетный национальный проект «Образование» (лучшие учителя) за 2007 г.

- Как вы считаете, может ли Ассоциация действительно решить проблему безграмотности?

Нужно понять, что эта за Ассоциация учителей-словесников, потому что корни этой идеи лежат в постановлении первого Всероссийского конгресса учителей-словесников, который был организован в МГУ. Тогда в резолюцию был включен первый пункт о необходимости организовать Ассоциацию. Но это было связано с целым рядом других пунктов, которые выработал конгресс: в частности, пункт требования отмены ЕГЭ, пересмотра федерального стандарта, поскольку только в этом случае можно говорить о действительно реальном повышении грамотности и культурного уровня в стране. Если же эта Ассоциация проправительственная и создана для того, чтобы прикрывать какие-то идеи - в этом смысла нет никакого. Проблема системная: она не касается того, что кто-то безграмотный, это системная проблема нашего гуманитарного образования, которое разрушено.

- Назовите, пожалуйста, основные проблемы школы, которые должна решить Ассоциация?

Можно по пунктам перечислять этапы разрушения школ и причины этого явления. Тестовая система в гуманитарных науках, например, абсолютно бессмысленна. ЕГЭ по литературе никакого смысла не имеет, потому что это предмет, направленный на понимание, на развитие, на выбор вариативности, а не на отгадывание правильного ответа. Отмена литературы как предмета, отмена и замена сочинений на тестовые проверочные материалы, понижение количества часов – это не содержательная часть, но, в принципе, этот пункт также важен. По сути, Министерством образования не сформулирована содержательная сторона: что значит для школы гуманитарное образование, только ли это знание правил, или это знание культуры, или это свободное владение языком, или это умение порождать письменный текст. Нет содержательных моментов, которые говорили бы об общей катастрофической ситуации в стране.

Ассоциация должна быть готова поднимать реальные системные вопросы образования: говорить о несовершенстве федерального стандарта, требовать отмены ЕГЭ по гуманитарным наукам или хотя бы выбора, действительно говорить о квалификации большей части преподавателей, еще с советских времен получивших историческое, филологическое образование. Нужно решать вопрос системы оценок в школе, сейчас она заранее готовит лицемеров, потому что им двойки ставить нельзя, человек может ничего не делать 11 лет, и потом ему все равно тройка будет нарисована, даже если он ни одной буквы русского алфавита не будет знать. Если будет системность, то можно говорить, в том числе, и о грамотности. Если это просто будет: «Ах, давайте повышать грамотность, давайте книжек больше читать» - это все пустые лозунги на фоне абсолютного уничтожения образования в стране.

Какие меры нужно предпринять, чтобы заставить детей, во-первых, читать, во-вторых, грамотно писать и говорить на хорошем русском языке?

Во-первых, нужно начинать с содержания, то есть не чиновники, а профессионалы должны сформулировать, для чего нужны литература, история и язык в школе. Пока они нужны лишь для того, чтобы хорошо сдать ЕГЭ, тему образования можно закрыть. Школа превратилась в Центр подготовки к Единому Государственному Экзамену. Ученики приходят не для того, чтобы учиться, узнавать, а для того, чтобы их научили сдавать ЕГЭ.

Фрагментарно содержательная часть была сформулирована на Первом конгрессе учителей-словесников. К сожалению, эта резолюция не комментировалась ни в Правительстве, ни в Администрации Президента. Хотя написана она была двумя тысячами профессионалов со всей страны. Нужно обсуждать содержание: что должна давать литература? Умение говорить, писать, системный взгляд на мир: человек должен понимать, что такое Средневековье, Возрождение, модерн. Проверять это надо не тестовой системой, а письменными заданиями и обязательно устными – невозможно гуманитарные науки оставить без устного экзамена. Человек обязан уметь говорить, а учитель – проверять это.

- Какие еще пункты необходимы для совершенствования системы образования?

Я считаю, что должна быть реально начата подготовка филологов, историков новой формации на основе современных представлений об истории и филологии, а не по схеме «пришел, отчитал конспект, поставил оценки и вышел». То есть совершенно другой тип преподавания и преподавателей нужен. Далее, должно быть четкое и однозначное понимание того, что если ученик получает двойку – это означает не то, что учитель не выполняет программу, а то, что ученик не хочет учиться. И с такими учениками государство должно работать иначе. Школа – это не классы коррекции. Невозможно человека в 16 лет заставить учиться, если он не хочет. У нас нет тоталитарных очагов, как в Советском Союзе. Если эти системные вещи будут сделаны, тогда можно надеяться, что грамотность начнет повышаться и чтение станет интересным.

- Культурный уровень может помочь решить существующие проблемы?

Да, необходимо формирование культурной среды. Как приходить в школу и говорить ученикам: «Давайте читать «Войну и мир» в четырех томах», если при этом они знают, что есть краткое содержание, и все вокруг говорят «не парься, расслабься» – с какой стати они будут напрягаться? Общество должно дать сигналы, что ему нужны образованные, грамотные люди, а общество дает сигналы, что ему нужны необразованные, неграмотные, глупые и послушные. Такой возникает диссонанс в голове ученика: ему жизнь говорит одно, а учителя на уроках литературы – другое. Должна быть культурная политика государства. Если передачи по литературе, экранизации показывают в три часа ночи, а в девять вечера показывают КВН и Аншлаг или «Улицы разбитых фонарей», то после этого человеку рассказывать о ценности Достоевского и Толстого очень сложно.

Через какое время можно восстановить систему образования, если следовать тем пунктам, которые Вы обозначили?

Культуру разрушить очень просто: за 15 лет разрушили то, что было – я не говорю, хорошее или плохое, это отдельный разговор. Советская система преподавания не была идеальной, там много проблем было. Но на ее месте никакой другой не создали. Десяти лет достаточно, чтобы выросло поколение неграмотных людей. А чтобы восстановить, я думаю, нужно 5-10 лет постоянной упорной работы. Новых учителей нужно привлечь в школы. Очень важный момент: для того, чтобы молодого специалиста действительно привлечь в школу, нужна не только достойная зарплата, ему должно быть интересно работать. А если он знает, что в школе он должен будет писать поурочное планирование, сидеть на бесконечных заседаниях, сдавать отчеты по каждому уроку, отвечать на письма других учителей и родителей, его будут приходить проверять из Департамента образования – он просто туда не пойдет. Это не творческая работа.

Вторая вещь – это аттестация учительского состава. Она совершенно безумно составлена: скажем, за ЕГЭ определенного уровня дается 80 баллов, а за кандидатскую диссертацию – 50. Вот приоритеты, которые расставило государство. То есть ученый, который много лет изучал свой предмет, приходя в школу, грубо говоря, начинает с 50 баллов, а какой-нибудь учитель, который не учит, а натаскивает на ЕГЭ, получает 80. И кто после этого пойдет в школы? Еще один важный пункт: сейчас еще остались хорошие школы, которые возникли в 90-е на волне свободы, их упорно уничтожают. Можно назвать некоторое количество хороших школ, и они сейчас все под страшным ударом. Потому что когда связывают ЕГЭ с количеством человек в классе, большинство школ проигрывает: детей там не так много и они ориентированы на качество образования, а не на ЕГЭ. Может получиться так, что добьют остатки хороших школ, и тогда нынешний уровень образования покажется академическим. Боюсь, Ассоциация этим не занимается, потому что то выступление, которое я слышал на встрече с Президентом, было очень конформистское. Ждал, что будут говорить о реальном развале образования, а там жалобы на то, что дети не читают. Ну, не читают, а что дальше с этим делать?

Беседовала Наталья Сарвина