Высадка войск союзников во франции. "Героическая высадка" союзников в Нормандии (12 фото). Письмо генерала Эйзенхауэра на случай поражения

В ночь с 5 на 6 июня 1944 года началась высадка союзных войск в Нормандии. Для того чтобы самая грандиозная десантная операция в истории не закончилась столь же грандиозным провалом, командованию союзников необходимо было достичь самого высокого уровня координации всех родов войск, принимавших участие в высадке. Исключительная сложность задачи, разумеется, не позволила исполинскому механизму вторжения отработать без единого сбоя; накладок и проблем хватало. Но главное — цель была достигнута, и Второй фронт, открытия которого так долго ожидали на Востоке, начал функционировать в полную силу.

Уже на ранней стадии подготовки вторжения командованию союзников было ясно, что без завоевания абсолютного превосходства в воздухе любые действия морских и сухопутных сил обречены на неудачу. В соответствии с предварительным планом, действия военно-воздушных сил должны были проходить в четыре этапа. Первый этап — бомбардировка стратегических целей на территории Германии. Второй — удар по железнодорожным узлам, береговым батареям, а также по аэродромам и портам в радиусе около 150 миль от зоны вторжения. На третьем этапе авиация должна была прикрывать войска во время переправы через Ла-Манш. Четвёртый этап предусматривал непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск, препятствование переброске подкреплений для немецкой армии, проведение воздушно-десантных операций и обеспечение воздушного снабжения войск необходимыми грузами.

Отметим, что наладить взаимодействие между авиацией и другими родами войск было довольно трудно. Английские ВВС после того, как вышли в 1918 году из подчинения армии и флота, всеми силами старались сохранить независимость.

Американские ВВС также стремились к максимальной независимости. При этом и англичане, и американцы были уверены, что бомбардировщики смогут сокрушить противника при минимальном участии солдат и моряков.

Некоторая доля истины в этом убеждении была. С осени 1943 года английские и американские стратегические бомбардировщики наносили по Германии удары, направленные на уничтожение промышленных центров и снижение воли немцев к сопротивлению. Использование «летающих крепостей» и «Либерейторов» в сопровождении истребителей привело к тому, что немцы, отбивая воздушные атаки, теряли в боях с истребителями сопровождения не только машины, но и пилотов (что было куда серьёзней, так как хорошего лётчика быстро воспитать было невозможно). В результате средний уровень мастерства пилотов люфтваффе очень сильно упал к моменту начала операции «Оверлорд».

Крупным успехом союзной авиации было то, что из-за постоянных бомбёжек с мая по август 1944 года в Германии резко упал уровень производства синтетического топлива и авиационного спирта. По мнению некоторых исследователей, если бы «летающие крепости» генерала Карла Спаатса продолжали действовать в том же духе, то Германию можно было бы разбить уже к концу 1944 года. Насколько это убеждение верно, можно только предполагать, потому что с самого начала года генералы, прорабатывавшие планы высадки, старались подчинить стратегическую авиацию своим интересам. И после долгих споров главнокомандующий союзными силами Дуайт Эйзенхауэр добился своего: бомбардировочная авиация была передана в подчинение объединённого англо-американского комитета начальников штабов.

Для участия в операции были выделены Английское бомбардировочное командование А. Харриса, 8-я американская армия стратегической авиации К. Спаатса и Союзные экспедиционные воздушные силы в составе 9-й американской воздушной армии и английских Вторых тактических ВВС. Командовал этим соединением главный маршал авиации Траффорд Ли-Мэллори. Последнего существующее разделение сил не устраивало. Он заявил, что без участия бомбардировочных сил не сможет обеспечить выполнения задач по прикрытию флота во время пересечения Ла-Манша, а также надлежащую поддержку наземным силам. Ли-Мэллори хотел, чтобы всеми действиями авиации руководил один штаб. Такой штаб был развёрнут в городке Хиллингдон. Начальником штаба стал маршал авиации Конингхэм.

Был разработан двухэтапный план применения бомбардировщиков. В соответствии с этой идеей, вначале стратегическая авиация должна была нанести максимальный урон железным дорогам Франции и Бельгии для снижения их пропускной способности. Затем, уже непосредственно перед высадкой, нужно было сосредоточиться на бомбёжках всех путей сообщения, мостов и транспортного подвижного состава в зоне высадки и на прилегающих территориях, тем самым блокировав перемещения германских войск. Ли-Мэллори наметил 75 целей, которые следовало уничтожить в первую очередь.

Командование решило проверить план на практике. Для начала в ночь на 7 марта около 250 британских бомбардировщиков «отработали» по станции Трапп около Парижа, на месяц выведя её из строя. Затем в течение месяца было нанесено ещё восемь подобных ударов. Анализ результатов показал, что Ли-Мэллори в принципе прав. Но был неприятный момент: подобные бомбардировки неизбежно влекли за собой жертвы среди гражданских лиц. Будь это немцы - союзники бы не слишком переживали. Но бомбить предстояло Францию и Бельгию. И гибель мирных жителей едва ли способствовала бы доброжелательному отношению к освободителям. После долгих споров было решено: удары наносить только там, где риск потерь среди гражданского населения будет минимальным. 15 апреля окончательный список целей был утверждён и доведён до сведения командующих стратегической авиацией.

К началу высадки союзников бомбёжкам было подвергнуто около 80 объектов, на которые суммарно обрушилось более 66 тысяч тонн бомб. В результате перемещение немецких войск и грузов по железным дорогам оказалось сильно затруднено, а когда операция «Оверлорд» началась, немцы не смогли организовать быструю переброску сил для решительного контрудара.

Чем ближе была дата нападения, тем активнее становились авианалеты союзников. Теперь бомбардировщики громили не только железнодорожные узлы и промышленные объекты, но также радиолокационные станции, эшелоны, военные и транспортные аэродромы. Сильным атакам подвергались береговые артиллерийские батареи, причём не только те, которые находились в зоне высадки десанта, но и другие, расположенные на побережье Франции.

Параллельно с бомбёжками союзники занимались обеспечением воздушного прикрытия районов сосредоточения войск. Было организовано непрерывное патрулирование истребителями над Ла-Маншем и в окрестностях. Приказ командования гласил: появление немецких самолетов над Южной Англией необходимо исключить полностью. Впрочем, люфтваффе уже не были способны к серьёзному воздушному наступлению, так что немногочисленные разведывательные вылеты не смогли вскрыть союзнических планов.

Немцы, конечно же, понимали, что высадка англо-американских войск на континенте неизбежна. Но жизненно важного знания о том, где именно это случится, они не получили. Между тем сил на обеспечение надежной обороны всего побережья у германской армии не было. А так называемый «Атлантический вал», о неприступных укреплениях которого в Германии не слышали разве что глухие, был в большей степени пропагандистской выдумкой, чем реальным оборонительным сооружением. Когда фельдмаршала Роммеля назначили командующим группой армий «В», он совершил инспекционную поездку по «Валу» и был неприятно поражён увиденным. Многие укрепления существовали только на бумаге, строительные работы велись с непозволительным пренебрежением, а имеющихся
в наличии войск не всегда хватало даже на то, чтобы заполнить уже построенные фортификации. И самое страшное, что понял тогда Роммель, это то, что никаких усилий не хватит, чтобы изменить эту ситуацию в лучшую сторону.

На момент начала операции «Оверлорд» перед ВВС стояли две главные задачи: прикрыть флот вторжения и высадку войск, а также доставить к месту назначения планёрные и парашютные части воздушных десантников. Причём планёры были даже в какой-то мере важней, потому что на них перевозились противотанковые орудия, автомобили, тяжёлое вооружение и прочие массивные грузы.

Высадка воздушного десанта началась в ночь с 5 на 6 июня. В ней принимали участие 1662 самолета и 500 планёров со стороны американских ВВС и 733 самолета и 335 планёров британской военной авиации. За ночь на территорию Нормандии было сброшено 4,7 тысяч солдат, 17 орудий, 44 автомашины «Виллис» и 55 мотоциклов. Ещё 22 планёра с людьми и грузом разбились при посадке.

Параллельно с высадкой воздушного десанта проводились отвлекающие операции в районе Гавра и Булони. Возле Гавра 18 британских кораблей проводили демонстративное маневрирование, а бомбардировщики сбрасывали металлические ленты и зеркальные рефлекторы, чтобы на экранах германских радаров отображалось много помех и казалось, что к континенту движется большой флот.

В это же время на северо-западе Франции разыгрывался другой спектакль: с самолётов сбрасывали чучела парашютистов и пиротехнику для имитации стрельбы.

Пока флот приближался к берегам Нормандии, союзная авиация бомбила места расположения немецких войск, штабы, береговые батареи. На главные батареи самолёты англо-американских ВВС обрушили более 5000 тонн бомб, на оборонительные сооружения в бухте Сены - почти 1800 тонн.

Мнения относительно результативности этого налёта довольно противоречивы. Во всяком случае, точно известно, что многие батареи и после интенсивной бомбёжки вели огонь по морскому десанту союзников. Да и сама бомбардировка не всегда была точной. В местечке Мервилль своими же бомбами накрыло 9-й парашютный батальон. Подразделение понесло тяжёлые потери.

Около 10 утра, когда высадка с моря шла уже полным ходом, в воздухе находилось примерно 170 истребительных эскадрилий. По воспоминаниям очевидцев и участников в воздухе творился настоящий хаос: из-за низкой облачности самолёты «Мустанг» и «Тайфун» были вынуждены летать на малой высоте. Из-за этого немецкой зенитной артиллерии удалось сбить 17 и повредить большое количество крылатых машин.

Немногочисленные германские ВВС были захвачены врасплох. Вообще, немцы не имели ни малейшего шанса наладить сопротивление крылатой армаде союзников, так как из четырёх сотен боевых самолетов, имевшихся в наличии 3-го воздушного флота, менее двухсот могли подняться в воздух. Фактически взлетело только несколько самолётов, не оказавших на ситуацию ни малейшего
влияния.

Небольшие группы истребителей «Фокке-Вульф» и «Ме-110» пытались действовать против флота вторжения. В период с 6 по 10 июня им удалось потопить американский эсминец и одно десантное судно. В масштабах высадки это были совершенно мизерные потери.

Утром 7 июня 175 немецких бомбардировщиков пытались атаковать высадившиеся войска. «Спитфайры» британских ВВС отразили это нападение, и единственное, что удалось немцам, - это выбросить небольшое количество мин в бухту Сены. На них подорвалось несколько десантных кораблей.

К 10 июня союзникам удалось закончить строительство первого аэродрома на территории Нормандии. С него начали действовать три эскадрильи из состава 144-го авиакрыла канадских ВВС. Другими подразделениями этот и прочие аэродромы, которые стремительно возводились на континенте, поначалу использовались как точки дозаправки и пополнения боекомплекта, а по мере того, как линия фронта сдвигалась от побережья, самолёты союзников стали пользоваться ими и как постоянными.

Потери немецкой авиации в период с 6 июня по 5 сентября составили более 3500 самолётов, британцы лишились 516 машин. Одним из результатов этого разгрома стало то, что уменьшилось количество лётчиков-асов в союзных ВВС, так как вероятность встречи с противником в воздухе резко упала.

Значение ВВС на подготовительной стадии вторжения в Нормандию и непосредственно во время операции «Оверлорд» трудно переоценить. Стратегическая авиация союзников нанесла сильнейший ущерб транспортным коммуникациям на оккупированных территориях Франции и Бельгии. Истребители и лёгкие бомбардировщики захватили безоговорочное господство в воздухе над зоной высадки, благодаря чему немецкая авиация, и так не слишком сильная, оказалась нейтрализованной практически на сто процентов. Зенитная артиллерия немцев физически не могла справиться с теми армадами самолётов, которые подняли в воздух союзники. Даже несмотря на допущенные ошибки и довольно сомнительную эффективность действий авиации в ряде моментов, это была чистая победа.

Высадка англо-американских войск в Нормандии стала крупнейшей в истории морской десантной операцией, в которой приняли участие около 7000 кораблей. Во многом своим успехом она обязана тщательно проведенной подготовке.

Решение об открытии Второго фронта — крупномасштабном вторжении в Западную Францию — было принято президентом США Франклином Д. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем. В январе 1943 года на конференции в Касабланке лидеры двух стран Антигитлеровской коалиции обсудили текущие проблемы вместе с членами Объединенного комитета начальников штабов США и Великобритании. Во исполнение принятого решения Генеральные штабы обеих стран сформировали рабочую группу во главе с британским генералом Фредериком Морганом, которая приступила к разработке плана будущей операции.

ОПЕРАЦИЯ «ОВЕРЛОРД»

Подготовка операции, получившей название «Оверлорд» (Overlord), велась англо-американским командованием тщательно и масштабно. Было резко расширено производство десантных и противолодочных средств, спецтехники и необходимого при высадке вооружения, разработаны и построены чрезвычайно дорогие разборные искусственные гавани «Малберри», которые затем планировалось собрать на французском побережье. В Англии к местам предполагаемой погрузки были подведены специальные подъездные пути для техники. В конце мая 1944 года войска были сосредоточены в районах сбора, после чего были приняты чрезвычайные меры по обеспечению секретности. Сначала планировалось начать операцию в мае, но затем Бернард Монтгомери настоял на высадке десанта также и на полуострове Котантен (будущий участок «Юта»), поэтому пришлось несколько сдвинуть День «Д» — дату высадки. Верховный главнокомандующий войсками союзников в Европе, американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, 8 мая 1944 года назначил окончательную дату — 5 июня. Но 4 июня погода неожиданно испортилась и высадку отменили. На следующий день метеорологическая служба доложила Эйзенхауэру, что 6 июня погода немного улучшится. Генерал приказал готовиться к высадке.

ДЕНЬ «Д»

Операция в Нормандии, получившая название «Нептун» (Neptune), была составной частью более масштабной операции «Оверлорд», которая предусматривала очищение от немецких войск всей Северо-Западной Франции. В ходе операции «Нептун» должна была произойти высадка на Нормандском побережье 156 000 военнослужащих британских и американских войск. Предварительно в первом часу ночи в тыл противника было заброшено 24 000 парашютистов, которые должны были вызвать панику в рядах противника и захватить стратегически важные объекты.

Основной этап операции — сама высадка британских и американских войск с кораблей — началась в 6:30 утра. Для десантирования командование союзников после долгих раздумий и дискуссий выбрало 80-километровый участок Нормандского побережья от устья реки Орн до коммуны Озвиль (кантон Монтбур района Шербур-Октевиль департамента Манш). Всего высадка производилась на пяти участках: на трех — «Голд» (Gold), «Джуно» (Juno) и «Суорд» (Sword) — высаживались войска 2-й британской армии, на двух — «Юта» (Utah) и «Омаха» (Omaha) — 1-й армии США.

ВЫСАДКА БРИТАНСКИХ ВОЙСК

На британских участках высаживалось 83 115 человек (в т. ч. 61 715 англичан, остальные — канадцы). На участке «Голд» британским войскам удалось со сравнительно небольшими потерями подавить оборонявшиеся здесь немецкие части и прорвать линию их укреплений.

То, что британским войскам на этом участке удалось успешно прорваться в глубь французской территории, во многом стало возможным благодаря использованию спецтехники — танков «Шерман», оснащенных бойковыми тралами Хоббарта для расчистки минных полей. На участке «Джуно» основная тяжесть боев легла на плечи канадцев, которые столкнулись с яростным сопротивлением 716-й немецкой пехотной дивизии. Тем не менее после тяжелого боя канадцам все же удалось закрепиться на береговом плацдарме, а затем оттеснить противника и установить контакт с британскими войсками, высаживавшимися на соседних участках.

Несмотря на то, что канадцам не удалось полностью выполнить поставленную задачу, на занятых позициях они закрепиться сумели и дальнейший ход операции под угрозу не поставили. На участке «Суорд» британские войска быстро смяли слабые части противника на побережье, но затем вышли ко 2-й, более прочной, линии обороны, где их продвижение застопорилось. Затем они были контратакованы моторизованными частями 21-й немецкой танковой дивизии. Хотя потери англичан были в целом невелики, главную задачу — взять французский город Кан — они выполнить не смогли, не дойдя до него всего шесть километров.

К концу Дня «Д», несмотря на отдельные неудачи, можно было констатировать, что высадка британских войск состоялась, причем потери для столь сложной операции были достаточно низкими.

День «Д»: американские сектора

Высадка американских войск 6 июня 1944 года проходила в сложных условиях, и в какой-то момент американское командование даже рассматривало вопрос об отмене операции и отводе уже высадившихся войск.

В американском секторе Нормандского побережья высаживались части 1-й армии США — всего 73 тысячи солдат, в т. ч. 15 600 десантников. В ходе первого этапа операции «Нептун» была осуществлена выброска воздушного десанта, которые составляли части 82-й и 101-й американских воздушно-десантных дивизий. Зона высадки — позади участка «Юта» на полуострове Котантен, севернее города Карантан.

УЧАСТОК «ЮТА»

Задачей американских десантников был захват дамб через затопленные немцами луга и мосты в районе городов Сент-Мер-Эглиз и Карантан. Им сопутствовал успех: немцы не ожидали здесь высадки и не готовились к серьезному отпору. В результате парашютисты вышли к намеченным целям, сковав противника у Сент-Мер-Эглиза. Этот городок и стал первым французским населенным пунктом, освобожденным в ходе Нормандской кампании.

Высадка морского десанта на участке «Юта» была проведена практически идеально. Сначала на позиции слабой 709-й немецкой стационарной дивизии обрушились снаряды главного калибра американских боевых кораблей. За ними последовала армада средних бомбардировщиков, полностью подорвав волю к сопротивлению и без того не слишком надежных подразделений противника. Ровно в 6:30, как и было предусмотрено планом, начали высаживаться части 4-й американской пехотной дивизии. Они подошли на несколько километров южнее запланированного участка, что сыграло им на руку — береговые укрепления здесь оказались значительно слабее. Одна за другой волны десанта высаживались на берег, сминая деморализованные немецкие части.

Потери американских войск на участке «Юта» составили всего 197 человек убитыми; даже потери флота США были больше — на минах подорвались и затонули эсминец, два пехотно-десантных катера и три малых танкодесантных корабля. При этом все поставленные перед войсками цели были достигнуты: на берег высадилось более 21 тысяч солдат и офицеров, 1700 единиц техники, был создан плацдарм 10 х 10 км и установлены контакты с американскими парашютистами и войсками на соседних участках.

УЧАСТОК «ОМАХА»

Если на участке «Юта» события развивались по плану, то на восьмикилометровом участке «Омаха», тянувшегося от Сен-Онорин-де-Перт до Вьервиль-сюр-Мер, ситуация была совершенно другой. Хотя и здесь немецкие войска (352-я пехотная дивизия) состояли в значительной степени из не имевших боевого опыта и плохо обученных солдат, они занимали достаточно хорошо подготовленные позиции вдоль побережья. Операция не заладилась с самого начала.

Из-за тумана корабельная артиллерия и бомбардировочная авиация, которые должны были подавить оборону противника, не смогли нащупать цели и никакого урона позициям немцев не нанесли. Вслед за ними начались трудности у экипажей десантных кораблей, которые также не смогли вывести их к запланированным целям. Когда же американские солдаты начали выбираться на берег, они попали под сильный огонь занимавших удобные позиции немцев. Потери начали стремительно расти, а в рядах высадившихся войск начала развиваться паника. Именно в этот момент командующий 1-й американской армией генерал Омар Брэдли пришел к выводу, что операция провалилась и собрался остановить высадку, а уже высадившиеся на «Омахе» войска эвакуировать с Нормандского берега. Лишь чудом операция «Нептун» не оказалась проваленной. Огромными усилиями американским саперам удалось пробить несколько проходов в обороне и минных полях противника, но у этих узких переходов сразу же образовались пробки- Столпотворение на прибрежной линии не давало высаживаться новым войскам.

Операция «Нептун»

Высадка союзников в Нормандии

Дата 6 июня 1944
Место Нормандия, Франция
Причина Необходимость открытия Второго фронта на европейском ТВД
Итог Успешная высадка союзников в Нормандии
Изменения Открытие Второго фронта

Противники

Командующие

Силы сторон

Операция «Нептун» (англ. Operation Neptune), день "Д" (англ. D-Day) или высадка в Нормандии (англ. Normandy landings) - морская десантная операция, проведенная в период с 6 июня по 25 июля 1944 года в Нормандии во время Второй мировой войны силами США, Великобритании, Канады и их союзников против Германии. Являлась первой частью стратегической операции «Оверлорд» (англ. Operation Overlord) или Нормандской операции, предусматривавшей захват союзниками северо-западной Франции.

Общие данные

Операция «Нептун» являлась первой фазой операции «Оверлорд», и заключалась в форсировании Ла-Манша и захвате плацдарма на побережье Франции. Для обеспечения операции военно-морские силы Союзников были собраны под командованием английского адмирала Бертрама Рамсея , который имел опыт подобных крупномасштабных морских операций по переброске живой силы и военной техники (см. эвакуация союзных войск из Дюнкерка, 1940 год).

Характеристика участвующих сторон

Немецкая сторона

Сухопутные части

В июне 1944 года немцы имели на Западе 58 дивизий, восемь из которых дислоцировались в Голландии и Бельгии, а остальные - во Франции. Около половины этих дивизий были дивизиями береговой обороны или учебными, а из 27 полевых дивизий только десять были танковыми, из них три - находились на юге Франции и одна - в районе Антверпена. Для прикрытия двухсот миль нормандского побережья было развернуто шесть дивизий, четыре из которых были дивизиями береговой обороны. Из четырех дивизий береговой обороны три - прикрывали сорокамильный участок побережья между Шербуром и Каном, а одна дивизия была развернута между реками Орн и Сена.

Военно-воздушные силы

3-ий воздушный флот (Люфтваффе III) под командованием фельдмаршала Гуго Шперле, предназначенный для обороны Запада, номинально насчитывал 500 самолетов, но квалификация пилотов оставалась ниже средней. К началу июня 1944 года в состоянии оперативной готовности на Западе Люфтваффе имел 90 бомбардировщиков и 70 истребителей.

Береговая оборона

Береговая оборона включала в себя артиллерийские орудия всех калибров, начиная от 406-мм башенных орудий береговой обороны, и кончая французскими 75-мм полевыми пушками времен первой мировой войны. На побережье Нормандии между мысом Барфлер и Гавром имелась одна батарея из трех 380-мм орудий, расположенная в 2,5 милях севернее Гавра. На 20-мильном участке побережья восточной стороны полуострова Котантен были установлены четыре казематных батареи 155-мм орудий, а также 10 гаубичных батарей, состоящих из двадцати четырех 152-мм и двадцати 104-мм орудий.

Вдоль северного побережья Бухты Сены, на расстоянии 35 миль между Изиньи и Уистреамом было только три казематных батареи 155-мм орудий и одна батарея 104-мм орудий. Кроме того, на этом участке находилось еще две батареи открытого типа 104-мм орудий и две батареи 100-мм орудий.

На семнадцатимильном участке побережья между Уистреамом и устьем Сены были установлены три казематные батареи 155-мм орудий и две открытые батареи 150-мм орудий. Береговая оборона в этом районе состояла из системы опорных пунктов с интервалами примерно в милю друг от друга с эшелонированной глубиной в 90–180 м. Казематные орудия были установлены в бетонных укрытиях, чьи крыши и обращенные в сторону моря стены достигали толщины 2,1 метра. Меньшие по размеру артиллерийские бетонированные укрытия, в которых находились 50-мм противотанковые орудия, располагались таким образом, чтобы держать под продольным огнем побережье. Сложная система ходов сообщений связывала артиллерийские позиции, пулеметные гнезда, позиции минометов и систему пехотных траншей друг с другом и с жилыми помещениями личного состава. Все это защищалось противотанковыми ежами, проволочными заграждениями, минами и противодесантными заграждениями.

Военно-морские силы

Структура командования немецкого военно-морского флота во Франции замыкалась на главнокомандующего военно-морской группой «Запад» адмирала Кранке, штаб которого находился в Париже. В группу «Запад» входил адмирал военно-морских сил, командующий на территории побережья Ла-Манша со штабом в Руане. Ему подчинялись три командующих районами: командующий участком Па-де-Кале, простиравшимся от Бельгийской границы на юг до устья реки Соммы; командующий районом Сена-Сомма, границы которого определялись побережьем между устьями указанных рек; командующий нормандским побережьем от устья Сены на запад до Сен-Мало. Существовал также адмирал, командующий участком Атлантического побережья, штаб которого находился в Анжере. Последнему командующему подчинялись три командующих районами Бретани, Луары и Гаскони.

Границы военно-морских районов не совпадали с границами военных округов, не существовало никакого непосредственного взаимодействия между военной, морской и авиационной администрацией, необходимого для действий в условиях быстро меняющейся обстановки в результате высадки союзников.

Группировка немецких ВМС, находящаяся в непосредственном распоряжении командования зоны Канала (Ла-Манша), состояла из пяти эсминцев (база в Гавре); 23 торпедных катеров (8 из которых были в Булони и 15 - в Шербуре); 116 тральщиков (распределены между Дюнкерком и Сен-Мало); 24 сторожевых кораблей (21 - в Гавре и 23 - в Сен-Мало) и 42 артиллерийских барж (16 находились в Булони, 15 - в Фекане и 11 - в Уистреаме). По атлантическому побережью, между Брестом и Байонной, находилось пять эсминцев, 146 тральщиков, 59 сторожевых кораблей и один торпедный катер. Кроме того, 49 подводных лодок были предназначены для противодесантной службы. Эти лодки базировались в Бресте (24), Лориане (2), в Сен-Назере (19) и в Ла-Паллисе (4). В базах Бискайского залива находилось еще 130 больших океанских подводных лодок, но они не были приспособлены к действиям в мелких водах Ла-Манша и в планах отражения десанта не учитывались.

Кроме перечисленных сил, 47 тральщиков, 6 торпедных катеров и 13 сторожевых кораблей базировались в различных портах Бельгии и Голландии. Прочие военно-морские силы Германии, состоящие из линейных кораблей Tirpitz и Scharnhorst , "карманных линкоров" Admiral Scheer и Lützow , тяжелых крейсеров Prinz Eugen и Admiral Hipper , а также четырех легких крейсеров Nürnberg , Köln и Emden , вместе с 37 эсминцами и 83 торпедными катерами находились либо в Норвежских, либо в Балтийских водах.

Немногочисленные морские силы, находившиеся в подчинении командующего военно-морской группой «Запад», не могли постоянно находиться в море в готовности для действий на случай возможных высадок врага. Начиная с марта 1944 года, радиолокационные станции противника засекали наши корабли, как только те выходили из баз... Потери и повреждения стали настолько ощутимыми, что, если мы не хотели лишиться наших немногочисленных морских сил еще до того, как дело дойдет до высадки противника, мы не должны были нести постоянного сторожевого охранения, не говоря уже о разведывательных рейдах к побережью противника».

главнокомандующий немецким флотом гросс-адмирал Дениц

В целом планируемые противодесантные мероприятия немецкого флота состояли из следующего:

  • использование подводных лодок, торпедных катеров и береговой артиллерии для удара по десантным судам;
  • постановка большого количества мин всех типов, в том числе новых и простых типов, известных как мина КМА (контактная мина для прибрежных районов), по всей протяженности европейского побережья;
  • применение сверхмалых подводных лодок и человеко-торпед для удара по кораблям в районе вторжения;
  • интенсификация ударов по союзным конвоям в океане с использованием новых типов океанских подводных лодок.

Союзники

Военно-морская часть операции

Задача ВМС союзников заключалась в организации безопасного и своевременного прибытия конвоев с войсками к побережью противника, обеспечении бесперебойной высадки подкреплений и огневой поддержки десанта. Угроза со стороны ВМС противника особенно большой не считалась.

Система командования для вторжения и последующей проводки конвоев была следующей:

Восточный сектор:

  • Восточное Военно-морское Оперативное Соединение: Командующий контр-адмирал сэр Филип Вайен. Флагманский корабль «Сцилла».
  • Силы «S» (Сворд): Командующий контр-адмирал Артур Тэлбот. Флагманский корабль «Ларгс» (3-я английская пехотная дивизия и 27-ая танковая бригада).
  • Силы «G» (Голд): Командующий коммодор Дуглас-Пеннант. Флагманский корабль «Булоло» (50-ая английская пехотная дивизия и 8-ая танковая бригада).
  • Силы «J» (Джуно): Командующий коммодор Оливер. Флагманский корабль, «Хилари» (3-я канадская пехотная дивизия и 2-ая канадская танковая бригада).
  • Силы второго эшелона «L»: Командующий контрадмирал Пэрри. Флагманский корабль «Альбатросе» (7-ая английская танковая дивизия и 49-ая пехотная дивизия; 4-ая танковая бригада и 51-ая шотландская пехотная дивизия).

Западный сектор:

  • Западное Военно-морское Оперативное Соединение: Командующий контр-адмирал ВМС США Алан Керк. Флагманский корабль американский тяжелый крейсер Augusta .
  • Силы «О» (Омаха): Командующий контр-адмирал ВМС США Д. Холл. Флагманский корабль «Анкон» (1-ая американская пехотная дивизия и часть 29-ой пехотной дивизии).
  • Силы «U» (Юта): Командующий контр-адмирал ВМС США Д. Мун. Флагманский корабль десантно-войсковой транспорт «Бейфилд» (4-ая американская пехотная дивизия).
  • Силы второго эшелона «В»: Командующий коммодор ВМС США С. Эдгар. Флагманский корабль «Малой» (2-ая, 9-ая, 79-ая и 90-ая американские дивизии и остаток 29-ой дивизии).

Военно-морские командующие Оперативными Соединениями и Десантными силами должны были оставаться старшими начальниками на соответствующих участках до тех пор, пока армейские части твердо не закрепятся на плацдарме.

Среди кораблей, выделенных для обстрела Восточного сектора, были 2-ая и 10-ая эскадры крейсеров, находящиеся под командованием контр-адмиралов Ф. Делраймпл-Гамилтона и У. Петтерсона. Будучи старше по званию командующего Оперативным Соединением, оба адмирала согласились отказаться от своего старшинства и действовать согласно инструкции Командования оперативным соединением. Точно так же эта проблема ко всеобщему удовлетворению была решена и в Западном секторе. Контр-адмирал ВМС Свободной Франции Жожар, державший свой флаг на крейсере Georges Leygues , также согласился с подобной системой командования.

Состав и распределение военно-морских сил

Всего флот союзников включал в себя: 6 939 кораблей различного назначения (1213 - боевых, 4126 - транспортных, 736 - вспомогательных и 864 - торговых судна).

Для артиллерийской поддержки было выделено 106 кораблей, включая артиллерийские и минометные десантные суда. Из этих кораблей 73 находились в Восточном секторе и 33 - в Западном. При планировании артиллерийской поддержки предусматривался большой расход боеприпасов, поэтому были приняты меры для использования лихтеров, груженных боеприпасами. По возвращении в порт лихтеры должны были ставиться под погрузку немедленно, что обеспечивало кораблям артиллерийской поддержки возвращение на позиции для бомбардировки с минимальными задержками. Кроме того, было предусмотрено, что кораблям артиллерийской поддержки может потребоваться смена орудий из-за изношенности стволов в связи с интенсивностью их использования. Поэтому в портах южной Англии был создан запас орудийных стволов калибром от 6-дюймов и ниже. Однако корабли, нуждавшиеся в замене 15-дюймовых орудий (линкоры и мониторы), должны были направляться в порты северной Англии.

Ход операции

Операция «Нептун» началась 6 июня 1944 года (дата также известна как «День Д»), закончилась 1 июля 1944 года. Её целью было завоевание плацдарма на континенте, которое продолжалось до 25 июля.

За 40 минут до высадки десанта началась плановая непосредственная артиллерийская подготовка. Огонь вели 7 линкоров, 2 монитора, 23 крейсера, 74 эскадренных миноносца. Тяжелые орудия объединенного флота вели огонь по обнаруженным батареям и железобетонным сооружениям противника, разрывы их снарядов, кроме того, очень сильно действовали на психику немецких солдат. По мере сокращения дистанции, в бой вступала более легкая корабельная артиллерия. Когда первая волна десанта стала приближаться к берегу, у мест высадки был поставлен неподвижный заградительный огонь, который прекратился сразу, как только войска достигли берега.

Примерно за 5 минут до начала высадки на берег штурмовых отрядов для увеличения плотности огня открыли огонь реактивные минометы, установленные на баржах. При ведении огня с ближних дистанций одна такая баржа, по мнению участника высадки капитана 3-го ранга К. Эдвардса, по мощности огня заменяла более чем 80 легких крейсеров или почти 200 эсминцев. Было выпущено около 20 тыс. снарядов на участках высадки британских войск и около 18 тыс. снарядов на участках высадки американских войск. Артиллерийский огонь кораблей, удары реактивной артиллерии, накрывавшие все побережье, оказались, по мнению участников высадки, более эффективны, чем удары авиации.

Был принят следующий план траления:

  • для каждой из сил вторжения через минный барьер должно быть протралено два канала; траление каждого канала осуществляется флотилией эскадренных тральщиков;
  • осуществить траление прибрежного фарватера для обстрела кораблями побережья и других операций;
  • по возможности быстрее протраленный канал должен быть расширен для создания большего пространства маневрирования;
  • после высадки продолжать следить за миннозаградительными операциями врага и осуществлять траление вновь поставленных мин.
Дата Событие Примечание
В ночь с 5 на 6 июня Траление подходных фарватеров
5-10, 6 июня Боевые корабли по протраленным фарватерам прибыли в свои районы и встали на якоря, прикрыв фланги развертывания десанта от возможных контрударов противника с моря
6 июня, утро Артиллерийская подготовка В обстреле берега приняли участие 7 линкоров, 2 монитора, 24 крейсера, 74 эскадренных миноносца
6-30, 6 июня Начало высадки морского десанта Сначала в западной зоне, а на час позднее в восточной зоне первые отряды морского десанта высадились на берег
10 июня Завершена сборка искусственных портовых сооружений 2 комплекса искусственных портов «Малберри» и 5 искусственных волнорезов «Гузберри» для защиты портов
17 июня Американские войска вышли на западное побережье полуострова Котантен в районе Картере Немецкие части на полуострове оказались отрезанными от остальной территории Нормандии
25-26 июня Наступление англо-канадских войск на Кан Цели не достигнуты, немцы оказали упорное сопротивление
27 июня Взят Шербур К концу июня плацдарм союзников в Нормандии достиг 100 км по фронту и от 20 до 40 км в глубину
1 июля Полуостров Котантен полностью очищен от немецких войск
первая половина июля Восстановлен порт в Шербуре Порт в Шербуре играл существенную роль в снабжении войск союзников во Франции
25 июля Союзники вышли на рубеж южнее Сен-Ло, Комон, Кан Нормандская десантная операция завершилась

Потери и итоги

В период с 6 июня по 24 июля американо-английскому командованию удалось осуществить высадку экспедионных сил в Нормандии и занять плацдарм около 100 км по фронту и до 50 км в глубину. Размеры плацдарма были примерно в 2 раза меньше предусматривавшихся планом операции. Однако абсолютное господство союзников в воздухе и на море позволяло сосредоточить здесь большое количество сил и средств. Высадка союзных экспедиционных сил в Нормандии явилась самой крупной десантной операцией стратегического значения в ходе второй мировой войны.

В течение Дня «Д» союзники высадили в Нормандии 156 000 человек. Американский компонент насчитывал 73 000 человек: 23 250 морской десант на пляж «Юта», 34 250 - пляж «Омаха» и 15 500 - воздушный десант. На британские и канадский плацдармы высадилось 83 115 военнослужащих (из них 61 715 - британцы): 24 970 - пляж «Голд», 21 400 - пляж «Джуно», 28 845 - пляж «Сорд» и 7 900 - воздушный десант.

Было задействовано 11 590 самолётов воздушной поддержки различного типа, которые совершили в общей сложности 14 674 самолёто-вылетов, сбито 127 боевых самолётов. На высадку воздушного десанта в течение 6 июня привлекалось 2 395 самолётов и 867 планеров.

Военно-морские силы задействовали 6 939 кораблей и судов: 1 213 - боевых, 4 126 - десантных, 736 - вспомогательных и 864 - для грузовых перевозок. Для обеспечения флот выделил: 195 700 моряков: 52 889 - американских, 112 824 - британских, 4 988 - из других стран коалиции.

К 11 июня 1944 года на французском берегу уже находилось: 326 547 военных, 54 186 единиц военной техники, 104 428 тонн военного имущества и запасов.

Потери союзников

В ходе высадки англо-американские войска потеряли погибшим 4 414 человек (2 499 - американцы, 1 915 - представители других стран). В целом общие потери союзников в День "Д" составили около 10 000 человек (6 603 - американцы, 2 700 - британцы, 946 - канадцы). Потери, которые понесли союзники включают: погибших, раненых, пропавших без вести (чьи тела так и не были найдены) и военнопленных.

Всего союзники в период с 6 июня по 23 июля потеряли 122 тыс. человек (49 тыс. англичан и канадцев и около 73 тыс. американцев).

Потери германских сил

Потери войск Вермахта в день высадки по оценке составляют от 4 000 до 9 000 человек.

Общий урон немецко-фашистских войск за период почти семинедельных боёв составил 113 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными, 2117 танков и 345 самолётов.

От 15 000 до 20 000 мирных французских жителей погибло во время вторжения - в основном в результате бомбардировок союзной авиацией

Оценка события современниками

Примечания

Образ в искусстве

Литература и источники информации

  • Почтарев А.Н. "Нептун" глазами русских . - Независимое военное обозрение, № 19 (808). - Москва: Независимая газета, 2004.

Галерея изображений

Второй фронт - фронт вооруженной борьбы США,Великобритании и Канады против фашистской Германии в 1944-45 гг. в Западной Европе. Был открыт 6 июня 1944 г. высадкой англо-американских экспедиционных сил в Нормандии (северо-запад Франции).

Эта высадка получила название «Операция «Оверлорд» и стала самой крупной десантной операцией в истории войн. К участию в ней была привлечена 21-я группа армий (1-я американская, 2-я английская и 1-я канадская армии) в составе 66 общевойсковых дивизий, из них 39 дивизий вторжения, три воздушно-десантных дивизии. Всего 2 млн. 876 тыс. человек, около 10,9 тыс. боевых и 2,3 тыс. транспортных самолетов, около 7 тыс. кораблей и судов. Общее командование этими силами осуществлялось американским генералом Дуайтом Эйзенхауэром.

Экспедиционным союзным силам противостояла немецкая группа армий «Б» в составе 7-й и 15-й армий под командованием генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля (всего 38 дивизий, из которых только 3 дивизии находились на участке вторжения, около 500 самолетов). Кроме того, южное побережье Франции и Бискайского залива прикрывала группа армий «Г» (1-я и 19-я армии - всего 17 дивизий). Войска опирались на систему береговых укреплений, получивших наименование «Атлантический вал».

Общий фронт высадки делился на две зоны: западную, где должны были высаживаться американские войска, и восточную - для английских войск. Западная зона включала два, а восточная - три участка, на каждом из которых предполагалось высадить одну усиленную пехотную дивизию. Во втором эшелоне оставались одна канадская и три американские армии.

Подготовка операции осуществлялась в течение трех месяцев. В конце мая - начале июня 1944 г. десантные войска были сосредоточены в районе сбора, откуда последовательно выдвигались в пункты посадки на десантные суда.

Боевые действия начались c атаки авиационных сил союзных войск поздним вечером 5 июня 1944 г. В течение всей ночи до 2600 бомбардировщиков наносили последовательные удары волнами по 150-200 самолетов. Несмотря на то что союзникам было хорошо известно расположение войск неприятеля, его основные оборонительные сооружения, артиллерийские позиции, огневые точки и траншеи вдоль побережья, большого урона немцам авиационные и артиллерийские удары не нанесли.

6 июня в 6 часов 30 минут утра началась высадка морского десанта . Немецким войскам удалось отбить первые две волны десанта и лишь к вечеру союзники смогли овладеть несколькими районами в 10-15 км от берега и захватить переправы через реки Дув и Орн, что позволило приступить к выгрузке главных сил.

В течение 7-8 июня продолжалось накопление войск на плацдарме, а с утра 9 июня началось наступление для создания общего плацдарма. К 12 июня эта задача была выполнена. К 19 июня англо-американские войска заняли город Канн.

В конце июня и в течение всего июля союзные войска пытались развить свой успех, но немецкая армия блокировала их попытки.

25 июля 1944 года экспедиционные войска перешли в общее наступление. Используя значительное численное превосходство над противником, им удалось прорвать фронт немецкой обороны. В течение следующего месяца они овладели полуостровом Бретань, блокировали порты Сен-Мало, Брест, Сен-Назер и полуокружили крупную группировку немецких войск в районе города Фалез. И хотя противнику удалось выскользнуть из «мешка», к 25 августа основные силы 1-й американской, 2-й английской и 1-й канадской армий на широком фронте вышли к реке Сена, овладели Парижем и заняли всю северо-западную Францию.

К середине сентября союзные армии вышли к западной границе Германии и на ряде участков вклинились в линию Зигфрида, но прорвать ее сходу не смогли. В этих условиях союзное командование приняло решение наступать в обход линии Зигфрида через территорию Голландии.

Голландская наступательная операция началась 17 сентября и продолжалась почти до конца месяца. Вначале операция развивалась успешно, но затем наступление затормозилось, а 1-я английская воздушно-десантная дивизия оказалась 16 ноября 1944 г. в окружении и была разбита. 3-я американская армия, вышедшая к Рейну в районе Страсбурга, начала новую операцию для прорыва линии Зигфрида, но успеха не имела.

В начале декабря американские войска прекратили активные действия и приступили к планомерной подготовке прорыва укрепленной полосы. В этот момент немецко-фашистские войска силами трех армий (5-й и 6-й танковых, 7-й полевой), включавших 25 дивизий, нанесли внезапный удар в Арденнах с целью захватить Антверпен, отрезать американо-английские войска в Бельгии и Голландии и разгромить их по частям. Немецкое контрнаступление застало американские войска врасплох. Их фронт был прорван. К 20 декабря немецкие армии образовали клин до 100 км по фронту и до 90 км в глубину. Для союзников создалась критическая обстановка.

Для ликвидации прорыва англо-американское командование вынуждено было спешно перебрасывать крупные силы с других участков фронта, сосредоточить против наступающей группировки врага всю мощь своей авиации. Но только 26 декабря им удалось остановить продвижение противника.

В феврале-марте 1945 г. Американо-английские войска прорвали оборону немецких войск между Неймегеном и Ахеном, вышли к реке Рейн в его среднем течении сначала на ряде участков, а затем и на всем фронте и захватили несколько плацдармов на его восточном берегу.

С 24 марта началось решающее наступление трех групп армий союзников (95-100 дивизий): 21-я (9-я американская, 21-я английская и 1-я канадская армии), 12-я (1-я и 3-я американские армии) и 6-я (7-я американская и 1-я французская) с рубежа реки Рейн. По завершению авиационной и артиллерийской подготовки союзные армии на широком фронте форсировали реку и 1 апреля 1945 г. начали продвигаться вглубь Германии.

17 апреля 1945 г. союзные войска одержали важную стратегическую победу над группой немецких войск, оборонявших Рурский промышленный район. С этого момента западный фронт гитлеровских войск фактически распался, и союзные армии получили возможность продвижения на восток.

На севере Германии соединения 21-й группы армий захватили портовые города Шверин, Любек и Гамбург. 25 апреля 12-я группа армий вышла на реку Эльба и соединилась с передовыми частями советских войск, а на правом фланге вступила в Чехословакию. На юге 6-я группа армий к началу мая достигла австро-германской границы и вступила в Западную Австрию. Также было завершено освобождение Италии.

7 мая в г. Реймс, где располагался штаб Эйзенхауэра, прибыл представитель немецкого командования генерал Йодль с согласием на капитуляцию. В этот же день было подписано предварительное соглашение о капитуляции Германии.

9 мая в Карлхосте в Берлине германское Верховное командование подписало Акт о военной капитуляции. Война в Европе была закончена.

Второй фронт сыграл важную роль в борьбе за освобождение Европы от фашизма. Победа во Второй мировой войне не была бы возможна без совместно организованных действий антигитлеровской коалиции.

Самое ужасное, не считая
проигранного сражения,

это выигранное сражение.

Герцог Веллингтон.

Высадка союзников в Нормандии , операция «Оверлорд» , «День Д» (англ. «D-Day») , Нормандская операция . Это событие имеет множество различных названий. Это сражение, о котором знают все, даже за пределами воевавших в войну стран. Это событие, которое унесло множество тысяч жизней. Событие, которое навсегда вошло в историю.

Общая информация

Операция «Оверлорд» - военная операция войск союзников, которая стала операцией-открытием второго фронта на Западе. Проводилась в Нормандии, Франция. И по сей день является крупнейшей десантной операцией в истории - всего было задействовано более 3 млн. человек. Началась операция 6 июня 1944 года и закончилась 31 августа 1944 года освобождением Парижа от немецких оккупантов. В данной операции сочеталось мастерство организации и подготовки к боевым действиям войск союзников и довольно нелепые ошибки войск Рейха, которые и привели к краху Германии во Франции.

Цели воюющих сторон

Для англо-американских войск «Оверлорд» ставил цель нанести сокрушительный удар в самое сердце Третьего Рейха и, во взаимодействии с наступлением Красной Армии по всему восточному фронту, сокрушить главного и наиболее мощного противника из стран Оси. Цель же Германии, как обороняющейся стороны, была предельна проста: не позволить войскам союзников высадиться и укрепиться во Франции, заставить их понести большие людские и технические потери и сбросить их в пролив Ла-Манш.

Силы сторон и общее положение дел перед боем

Стоит отметить, что положение немецкой армии в 1944 году, особенно на западном фронте, оставляло желать лучшего. Основные войска Гитлер сосредоточил на восточном фронте, где одну за другой одерживали победу советские войска. Войска Германии были лишены единого руководства во Франции - постоянные смены высших командных лиц, заговоры против Гитлера, споры о возможном месте высадки, отсутствие единого оборонительного плана никак не способствовали успехам гитлеровцев.

К 6 июня 1944 года во Франции, Бельгии и Нидерландах дислоцировалось 58 немецко-фашистских дивизий, в том числе 42 пехотных, 9 танковых и 4 авиаполевых. Они объединялись в две группы армий, «Б» и «Г», и были подчинены командованию «Запад». Группа армий «Б» (командующий генерал-фельдмаршал Э. Роммель), располагавшаяся во Франции, Бельгии и Нидерландах, включала 7-ю,15-ю армии и 88-й отдельный армейский корпус - всего 38 дивизий. Группа армий «Г» (командующий генерал И. Бласковиц) в составе 1-й и 19-й армий (всего 11 дивизий) находилась на побережье Бискайского залива и в Южной Франции.

Кроме войск, входивших в состав групп армий, 4 дивизии составляли резерв командования “Запад”. Таким образом, наибольшие плотности войск были созданы в Северо-Восточной Франции, на побережье пролива Па-де-Кале. В целом же немецкие части были рассеяны по территории всей Франции и не успели во время прийти на поле боя. Так, например, еще около 1 млн. солдат Рейха находились во Франции и первоначально не участвовали в сражении.

Несмотря на относительно немалое количество дислоцированных в районе немецких солдат и техники, их боеспособность была крайне низка. 33 дивизии считались «стационарными», то есть либо не имели автотранспорта вообще, либо не имели необходимого количества горючего. Около 20 дивизий были вновь сформированными или восстановившимися после боев, поэтому они были укомплектованы только на 70-75% от нормы. Многим танковым дивизиям также не доставало горючего.

Из воспоминаний начальника штаба командования «Запад» генерала Вестфаля: «Общеизвестно, что боеспособность немецких войск на Западе уже к моменту высадки была намного ниже, чем боеспособность дивизий, действовавших на Востоке и в Италии… Значительное количество находившихся во Франции соединений сухопутных войск, так называемые “стационарные дивизии”, были очень скудно оснащены вооружением и автотранспортом и состояли из солдат старших возрастов» . Воздушный флот Германии мог предоставить около 160 боеспособных самолетов. Что же касается военно-морских сил, то у войск Гитлера было в распоряжении 49 подводных лодок, 116 сторожевых кораблей, 34 торпедных катера и 42 артиллерийские баржи.

Войска союзников, которыми командовал будущий президент США Дуайт Эйзенхауэр, имели в своем распоряжении 39 дивизий и 12 бригад. Что касается авиации и флота, то в этом аспекте у союзников было подавляющее преимущество. У них было около 11 тысяч боевых самолетов, 2300 транспортных самолетов; свыше 6 тысяч боевых, десантных и транспортных судов. Таким образом, к моменту высадки общее превосходство сил союзников над противником составляло по людям в 2,1 раза, по танкам — в 2,2 раза, по самолетам — почти в 23 раза. Кроме того, англо-американские войска постоянно подтягивали новые силы на поле брани, и к концу августа в их распоряжении было уже около 3 млн. человек. Германия же такими резервами похвастаться не могла.

План операции

Американское командование начало готовиться к высадке во Франции задолго до самого «Дня Д» (первоначальный проект высадки был рассмотрен за 3 года до нее - в 1941 - и имел кодовое название «Раундап»). Для того чтобы опробовать свои силы в войне в Европе, американцы, совместно с английскими войсками высадились в Северной Африке (операция «Факел»), а затем и в Италии. Операция много раз переносилась и изменялась потому что США не могли решить, какой из театров военных действий для них важнее - Европейский или же Тихоокеанский. После того как было принято решение основным соперником выбрать Германию, а на Тихом океане ограничиться тактической защитой, начался план разработки операции «Оверлорд» .

Операция состояла из двух фаз: первая получила кодовое название «Нептун», вторая - «Кобра». «Нептун» предполагал первоначальную высадку войск, захват прибрежной территории, «Кобра» - дальнейшее наступление вглубь Франции с последующим захватом Парижа и выходом к германо-французской границе. Первая часть операции длилась с 6 июня 1944 года по 1 июля 1944; вторая началась сразу же после окончания первой, то есть с 1 июля 1944 года и до 31 августа того же года.

Операция готовилась в строжайшей секретности, все войска, которые должны были высаживаться во Франции, переводились в специальные изолированные военные базы, которые было запрещено покидать, велась информационная пропаганда относительно места и времени проведения операции.

Помимо войск США и Англии в операции принимали участие канадские, австралийские и новозеландские солдаты, а в самой Франции активную деятельность вели силы французского сопротивления. На протяжении очень долгого времени командование союзными войсками не могло точно определиться со временем и местом начала операции. Наиболее предпочтительными местами для высадки десанта были Нормандия, Бретань и Па-де-Кале.

Всем известно, что выбор был остановлен на Нормандии. На выбор влияли такие факторы, как расстояние до портов Англии, эшелонированность и мощность оборонительных укреплений, радиус действия авиации сил союзников. Совокупность этих факторов и определила выбор командования союзников.

Немецкое же командование до самого последнего момента считало, что высадка будет происходить в районе Па-де-Кале, так как это место ближе всего к Англии, а, значит, требуется меньше всего времени для перевозки грузов, техники, новых солдат. В Па-де-Кале был создан знаменитый «Атлантический Вал» - неприступная линия обороны фашистов, в то время как в районе высадки укрепления едва ли были готовы наполовину. Высадка проходила на пяти пляжах, которые получили кодовые названии «Юта», «Омаха», «Голд», «Сорд», «Юнона».

Время же начала операции определялось соотношением уровня прилива воды и временем восхода солнца. Эти факторы рассматривались для того, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от подводных заграждений, была возможность высадить технику и десант как можно ближе к берегу. В итоге днем начала операции стало 6 июня, этот день и получил название «День Д» . За ночь до высадки основных сил в тыл врага был скинут парашютный десант, который должен был помочь основным силам, а непосредственно перед началом основной атаки немецкие укрепления подверглись массированному авианалету и кораблями союзников.

Ход операции

Такой план был разработан в штабе. На деле же все пошло не совсем так. Десант, который был сброшен в тыл немцев за ночь до операции, был рассеян на огромной территории - свыше 216 кв. км. за 25-30 км. от объектов захвата. Большая часть 101-ой дивизии, которая высаживалась близ Сент-Мэр-Эглиз, исчезла без следа. 6-ой английской дивизии так же не повезло: хотя и высажены десантники были куда кучнее, чем их американские товарищи, под утро они попали под обстрел собственной авиации, с которой не удалось установить связь. 1-я дивизия войск США была практически полностью уничтожена. Некоторые судна с танками были потоплены еще до того, как добрались до берега.

Уже во время второй части операции - операция «Кобра» - авиация союзников нанесла удар по своему же командному пункту. Наступление шло куда медленнее, чем было запланировано. Самым кровавым событием всей компании была высадка на пляже «Омаха». По плану рано утром немецкие укрепления на всех пляжах подвергались обстрелу корабельными орудиями и бомбежкам авиацией, в результате чего укрепления значительно пострадали.

Но на «Омахе» из-за тумана и дождя корабельные орудия и самолеты промахнулись, и укрепления не получили никакого урона. К концу первого дня операции, на «Омахе» американцы потеряли более 3 тыс. человек и не смогли занять намеченные планом позиции, в то время как на «Юте» за это время потеряли около 200 человек, заняли нужные позиции и объединились с десантом. Несмотря на все это, в целом высадка войск союзников прошла вполне успешно.

Далее была успешно начата вторая фаза операции «Оверлорд» , в рамках которой были взяты такие города как Шербур, Сен-Ло, Кан и другие. Немцы отступали, бросая вооружение, технику американцам. 15 августа из-за ошибок немецкого командования в окружение попали две танковые армии немцев, которые хоть и смогли выйти из, так называемого, Фалезского Котла, но ценой огромных потерь. Затем 25 августа войска союзников захватили Париж, продолжая оттеснять немцев к границам Швейцарии. После полной зачистки французской столицы от фашистов, операция «Оверлорд» была объявлена завершенной.

Причины победы союзных войск

Многие из причин победы союзников и поражения немцев уже были названы выше. Одной из главных причин стало критическое положение Германии на данном этапе войны. Основные силы Рейха были сосредоточены на Восточном фронте, постоянный натиск Красной Армии не давал Гитлеру возможность перебросить во Францию новые войска. Такая возможность появилась только в конце 1944 года (Арденнское наступление), но тогда было уже слишком поздно.

Сказалась и лучшая военно-техническая оснащенность войск союзников: вся техника англо-американцев была новая, с полным боекомплектом и достаточным запасом топлива, в то время как немцы постоянно испытывали трудности в снабжении. Помимо этого, союзники постоянно получали подкрепление из английских портов.

Немаловажным фактором была деятельность французских партизан, которые довольно неплохо подпортили снабжение немецким войскам. Кроме того, союзники имели численный перевес над противником по всем видам вооружения, а также по личному составу. Конфликты внутри немецкого штаба, а также неверное мнение о том, что высадка произойдет именно в районе Па-де-Кале, а не в Нормандии, привели к решительной победе союзников.

Значение операции

Помимо того, что высадка в Нормандии показала стратегическое и тактическое искусство командования союзных войск и мужество рядовых солдат, она также имела и огромное влияние на ход войны. «День Д» открыл второй фронт, заставил Гитлера воевать на два фронта, что растягивало и без того иссякающие силы немцев. Это было первым крупным сражением в Европе, в котором проявили себе американские солдаты. Наступление летом 1944 года вызвало крушение всего Западного фронта, Вермахт потерял практически все позиции в Западной Европе.

Репрезентация сражения в масс-медиа

Масштаб операции, а также ее кровопролитность (особенно на пляже «Омаха») привели к тому, что сегодня существует множество компьютерных игр, фильмов на данную тематику. Пожалуй, самым известным кинофильмом стал шедевр знаменитого режиссера Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана» , который и рассказывает о бойне, произошедшей на «Омахе». Также данная тематика затрагивалась в «Самом длинном дне» , телесериале «Братья по оружию» и многих документальных фильмах. Операция «Оверлорд» фигурировала более чем в 50 различных компьютерных играх.

Даже несмотря на то, что операция «Оверлорд» была проведена более чем 50 лет назад, и сейчас она остается самой масштабной десантной операцией в истории человечества, и сейчас к ней приковано внимание многих ученых и экспертов, и сейчас о ней ведутся нескончаемые споры и дебаты. И наверное понятно, почему.