День рождения авиации военно морского флота. День основания морской авиации

Зарождение авиации в России стало возможным благодаря инициативе военных моряков. Именно моряки первыми усмотрели в летательных аппаратах важное средство повышения мощи военного флота и приложили немало усилий и средств для подготовки авиационных кадров, приобретения самолетов и организации отечественного самолетостроения.


Первое в мире предложение, в котором было предопределено взаимодействие корабля и самолета, тоже родилось на Российском военно-морском флоте. Автором его был капитан корпуса инженеров флота Лев Макарович Мациевич. Еще 23 октября 1909 г. в своей первой докладной записке в Главный морской штаб он предсказывал будущее корабельной авиации, предлагал приступить к строительству авианосца, гидросамолета и катапульты для его запуска с палубы корабля. Не случайно в России сам процесс движения летательных аппаратов называется воздухоплаванием, авиация - воздушным флотом, небо - пятым океаном, а тяжелые самолеты - кораблями.

Гидроавиация в России стала зарождаться в 1911 г. Сначала гидросамолеты закупались за границей, но вскоре русские инженеры В. А. Лебедев и Д. П. Григорович создали несколько моделей летающих лодок, что позволило российскому Военному ведомству в 1912-1914 гг. на базе отечественных гидросамолетов сформировать первые авиационные подразделения в составе Балтийского и Черноморского флотов. При этом летающая лодка конструкции Григоровича М-5 по своим летно-техническим характеристикам превосходила зарубежные образцы аналогичных типов.

Сначала морская авиация использовалась главным образом в интересах разведки, т. е. как средство обеспечения боевой деятельности флота. Однако опыт применения авиации в первые же месяцы начавшейся Первой мировой войны показал, что боевые возможности самолетов выходят далеко за рамки разведки. Они стали применяться для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов в пунктах базирования флота и в портах, кораблей и судов противника в море.

В Российском флоте на первом авианесущем корабле «Орлица» базировались гидросамолеты Григоровича М-9, имевшие пулеметы и способные нести бомбы. 4 июля 1916 г. четыре самолета с «Орлицы» провели воздушный бой над Балтийским морем с четырьмя немецкими самолетами, который закончился победой русских морских летчиков. Два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два других обратились в бегство. Наши летчики вернулись к своей авиаматке без потерь.

Этот день - 4 июля 1916 г. - день первой победы в воздушном бою над морем морских летчиков на отечественных гидросамолетах, базировавшихся на первом отечественном авианосце, с полным правом принято считать Днем рождения морской авиации.

К середине 1917 г., переломного для истории России, в Российском флоте появились предпосылки превращения авиации в одну из основных сил флота, что и послужило основанием для учреждения в Морском ведомстве специального органа - Управления морской авиации и воздухоплавания.

После Октябрьского переворота уже советское военное руководство в ходе вооруженной борьбы с интервентами и белогвардейцами на фронтах, примыкавших к морю, в регионах с озерами и вдоль крупных рек не могло обойтись без гидроавиации. Началось создание новых формирований морской авиации.

27 апреля 1918 г. стал Днем рождения авиации Балтийского флота. Тогда в его составе была сформирована Воздушная бригада особого назначения.

3 марта 1921 г. считается Днем рождения авиации Черноморского флота СССР. В этот день было завершено формирование Штаба Воздушного флота Черного и Азовского морей. 4 апреля 1932 г. родилась авиация Тихоокеанского флота, а 18 августа 1936 г. - авиация Северного флота.

История свидетельствует, что в 20-е и 30-е годы, когда морская авиация организационно входила в состав Военно-Воздушных Сил Красной Армии, высшее руководство страны и руководство Наркомата обороны отводили авиации задачи по поддержанию сухопутных войск, прикрытию войск и объектов тыла от ударов с воздуха, а также по борьбе с воздушной разведкой противника. В соответствии с этим велись разработка и постройка самолетов и их вооружения, составлялись программы обучения летчиков в авиационных учебных заведениях. На это же была направлена оперативно-тактическая подготовка руководящих военных кадров и вся боевая подготовка военной авиации. Морской авиации при этом отводилась второстепенная роль, поэтому парк морской авиации в эти годы пополнялся лишь гидросамолетами, предназначенными в основном для ведения воздушной разведки в море. Летные кадры для нее готовились только в Ейской школе морских летчиков и летнабов.


Летающая лодка Григоровича М-9

На 30-е годы приходится триумф авиации, конструкторской мысли и прежде всего морских летчиков, показавших выдающиеся примеры летного мастерства, мужества, отваги и героизма.

Они неоднократно привлекались к выполнению специальных и правительственных заданий. Из морских летчиков комплектовалась полярная авиация, сыгравшая огромную роль в освоении Северного морского пути, значение которого для нашей страны трудно переоценить.

Особенно проявили себя летчики при спасении челюскинцев в 1934 г. Их мужество и героизм, готовность к риску во имя спасения жизни людей, попавших в беду, стали убедительным основанием для учреждения в нашей стране высшей степени государственного отличия - звания Героя Советского Союза. Золотая звезда Героя за номером один была вручена морскому летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому. Одновременно с ним этого звания были удостоены морские летчики И. Доронин, С. Леваневский и В. Молоков.

Страна жила великими стройками. Государство предпринимало меры для укрепления обороноспособности страны. Военно-морской флот получал на вооружение новые боевые корабли, в том числе и способные принимать на свой борт гидросамолеты. Но этого было далеко не достаточно.

Положение к лучшему резко изменилось с образованием Наркомата военно-морского флота, когда морская авиация вошла в его состав организационно. К этому времени окончательно утвердились взгляды на морскую авиацию как на один из основных родов сил флота. На должность Начальника авиации ВМФ СССР первым был назначен комкор Семен Федорович Жаворонков, получивший профессию военного летчика в сравнительно зрелом возрасте (34 года) и успешно командовавший авиацией ВМФ вплоть до 1947 г. В 1944 г. он был произведен в маршалы авиации.

Положительную роль в дальнейшем развитии морской авиации сыграл авиационный летно-испытательный институт. Его специалисты разрабатывали тактико-технические требования к технике и вооружению флотской авиации, проводили испытания опытных и модернизированных образцов авиационной техники и , а также обеспечивали переподготовку руководящего летно-технического состава.

На флоты в больших масштабах стали поступать однотипные с находившимися на вооружении ВВС Красной Армии тяжелые самолеты типа ТБ-1, ТБ-3 и ДБ-3, специально переоборудованные для применения минно-торпедного оружия - традиционного морского средства поражения подводной части кораблей и судов в море.

Вскоре из бомбардировочной авиации выделилась и была организованно оформлена в самостоятельный род морской авиации минно-торпедная авиация.

С передачей флоту авиационных учебных заведений более совершенной и целенаправленной стала система подготовки кадров морской авиации. Школа морских летчиков и летнабов в Ейске и Школа морских летчиков Управления полярной авиации Главсевморпути в Николаеве были преобразованы в Военно-морские авиационные училища, а Военная школа авиационных техников в Перми - в Военно-морское авиационно-техническое училище. За первые три года количество курсантов в этих учебных заведениях увеличилось в несколько раз.

Для подготовки командных кадров морской авиации был учрежден командно-авиационный факультет в Военно-морской академии, при ней же открылись годичные курсы повышения квалификации руководящего состава авиации флотов.

Целенаправленно заработали и авиационные конструкторские бюро и предприятия, ориентированные на производство техники и вооружения для авиации ВМФ. Все это не могло не способствовать тому, что морская авиация к началу Великой Отечественной войны значительно выросла в количественном и качественном отношении; это впоследствии сказалось на результативности ее применения в боевых действиях.

Вместе с тем неопределенность организационной структуры отразилась на характере взглядов ее оперативно-тактического применения. Долгое время считалось, что воздушную борьбу на море будут вести преимущественно оперативные объединения (воздушные корпуса) ВВС Красной Армии. В соответствии с этим в оперативной подготовке отрабатывалось взаимодействие флотов и воздушных корпусов, а на морскую авиацию возлагались обеспечение флота воздушной разведкой и противовоздушная оборона базирования флота и кораблей в море.

На практике этого не произошло. Ни фронтовая, ни сформированная в 1942 г. дальняя авиация ни в одной операции флотов существенного участия не принимали, а морская авиация стала одной из главных ударных сил флота.

С первых дней войны в силу создавшейся обстановки на приморских фронтах морская авиация использовалась для нанесения ударов по боевым порядкам наступающего противника. И эта задача надолго стала основной, хотя к ее решению в предвоенные годы морская авиация не готовилась.

Видимо, этот урок истории должен в полной мере учитываться в боевой подготовке морской авиации и в наше, мирное время.

В книге убедительно показано, что особенно результативными были боевые действия морской авиации по кораблям и судам противника на море, что вполне соответствует ее основному боевому предназначению.

Разделы книги, посвященные боевым действиям авиации военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны, насыщены фактами подвигов морских авиаторов. Первыми среди морских летчиков в этой войне успеха достигла истребительная авиаэскадрилья ВВС Черноморского флота, приданная Дунайской флотилии, под командованием капитана А. И. Коробицына.

На Балтике счет сбитым самолетам врага открыл заместитель командира эскадрильи капитан А. К. Антоненко, а на Северном флоте - командир авиаэскадрильи старший лейтенант Б. Ф. Сафонов.

Всемирную славу обрели летчики Балтики под командованием полковника Е. Н. Преображенского, нанесшие в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. первый удар по Берлину.

За годы Великой Отечественной войны авиация военно-морского флота совершила более 350 тысяч боевых вылетов, уничтожила в воздухе и на аэродромах более 5,5 тысячи самолетов противника. В результате действий морской авиации фашистская Германия и ее сателлиты потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составляет две трети общих потерь врага от воздействия сил флотов.

Родина высоко оценила боевую деятельность морской авиации. 57 государственных наград украсили знамена полков и дивизий, 260 морских авиаторов удостоены звания Героя Советского Союза, а пятеро из них - Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков - дважды.

Среди морских летчиков есть герои, повторившие подвиг Алексея Маресьева. На Балтике это - Л. Г. Белоусов, на Черном море - И. С. Любимов, на Северном флоте - 3. А. Сорокин.

Полученный в ходе войны боевой опыт лег в основу разработки планов и направлений дальнейшего развития морской авиации, совершенствования принципов и способов ее применения в войне на море. Об этом тоже рассказывает настоящая работа. Послевоенное развитие морской авиации характеризовалось специализацией создаваемых летательных аппаратов и комплексов вооружения, переходом на реактивную технику с большими возможностями по скорости и дальности воздействия. Самолеты и вертолеты оснащались эффективными средствами поиска и поражения, радиоэлектронной аппаратурой; большинство процессов управления полетами и применения оружия автоматизированы.

Следует учитывать, что эту работу возглавили наиболее опытные авиационные военачальники, лично пережившие за годы войны горечь неудач и радость побед, глубоко знавшие потребности и возможности флотов. Среди них были прославленные авиационные военачальники Е. Н. Преображенский, И. И. Борзов, М. И. Самохин, Н. А. Наумов, А. А. Мироненко, Г. А. Кузнецов, С. А. Гуляев, В. И. Воронов и другие. Их идеи, замыслы и начинания в деле развития морской авиации находили понимание и полную поддержку у высшего руководства военно-морским флотом, возглавляемого Н. Г. Кузнецовым, а затем С. Г. Горшковым.

На флотах на первый план выдвигались проблемы противодействия силам вероятного противника, действующим скрытно из-под воды. Поэтому уже в 50-е годы был создан и поставлен в части гидросамолет дальнего действия Бе-6 конструкции Г. М. Бериева. Для борьбы с подводными лодками самолет имел в качестве средств поиска подводного противника радиогидроакустические буи и магнитометры, а для поражения - глубинные бомбы и торпеды. Противолодочными средствами оборудовались базовые вертолеты Ми-4 и первенец корабельной вертолетной авиации - корабельный вертолет Ка-15 конструкции Н. И. Камова.

В ходе их летной эксплуатации велись широкие исследования и закладывались основы тактики и боевого применения противолодочной авиации, вскоре перешедшей на более совершенные противолодочные комплексы типа Бе-12, Ка-25, Ка-27, Ми-14, Ил-38 и Ту-142 различных модификаций.

Освоение же ракетных комплексов с авиационными крылатыми ракетами значительно повысило боевые возможности ударной авиации флотов в борьбе с корабельными группировками вероятного противника на море.

В начале 60-х годов противолодочная и морская ракетоносная авиация оформилась организационно в самостоятельные рода авиации военно-морского флота. Параллельно шло и преобразование разведывательной авиации флотов.

На флоты открытого моря - Северный и Тихоокеанский - поступили дальние самолеты-разведчики Ту-95рц с автоматизированной системой целеуказания ракетному оружию ударных сил флота, в том числе и ракетным подводным лодкам, несшим боевую службу в море. Это же позволило морской авиации выйти в удаленные районы Мирового океана для наблюдения за морскими силами вероятного противника и своевременного предупреждения об угрозе их воздействия по нашим силам и объектам.

На Балтике и Черном море разведка стала осуществляться сверхзвуковыми самолетами-разведчиками Ту-22р.

Боевые возможности морской авиации СССР существенно расширились за счет вхождения в состав военно-морского флота противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград». Именно с этого времени официально оформилась как новый род авиации военно-морского флота корабельная авиация.

Первый поход на боевую службу в Средиземном море противолодочный крейсер «Москва» с вертолетами Ка-25 на борту совершил в период с 19 сентября по 5 ноября 1968 г. В последующие годы противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана.

По заключению тогда Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, вертолеты стали составной частью современных надводных кораблей различного предназначения, они придали им совершенно новое боевое качество. Принципиально новое направление в развитии морской авиации открыли создание самолетов вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров типа «Киев».

Первый авиационный полк корабельных штурмовиков Як-38 формировался на Черноморском флоте. Его первым командиром был Ф. Г. Матковский. Он первым возглавил авиационную группу и обучал летчиков полетам с корабля в дальнем походе авианесущего крейсера «Киев».

На Северном флоте первым командиром авиаполка корабельных самолетов-штурмовиков стал В. Н. Ратненко. В. М. Свиточев первым командовал полком корабельных штурмовиков на Тихоокеанском флоте.

Авианесущие крейсера «Киев», «Минск» и «Новороссийск» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана, а корабельные авиаторы - летчики, инженеры и техники - проявили мужество, мастерство и высокие морально-психологические качества.

Особое внимание в книге уделено корабельной истребительной авиации флота. Такая авиация была создана на базе истребителей четвертого поколения типа Су-27 и МиГ-29, признанных на сегодня лучшими в мире из современных истребителей. Первый авианосный корабль, созданный в нашей стране, способен обеспечить базирование и боевые действия истребителей трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки.

В рождении и становлении корабельной истребительной авиации большая заслуга одного из ведущих летчиков-испытателей Виктора Георгиевича Пугачева. Одним из первых энтузиастов в освоении нового рода корабельной авиации стал Тимур Автандилович Апакидзе. О его мужестве и профессиональном мастерстве свидетельствует тот факт, что еще в 1991 г. он был удостоен Почетного диплома и премии Международного фонда авиационной безопасности за решительные и грамотные действия в аварийной ситуации в полете. Спасая экспериментальный самолет, Т. А. Апакидзе покинул неуправляемый падающий аппарат на последней секунде. Вскоре после пережитой аварии он пошел на новый риск и первым из летчиков строевых частей военной авиации в нашей стране совершил посадку на палубу крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском корабельном истребителе Су-27к без провозки на спарке. Это было 29 сентября 1991 г. на Черноморском флоте.

В ходе летно-конструкторских испытаний самолета Су-27к была успешно подготовлена к полетам и боевым действиям с палубы корабля первая лидерная группа летчиков ВВС Северного флота. Таким образом, в 1994 г. в морской авиации России родилась новая элита военных летчиков - элита палубных летчиков.

17 июля летчики российского Военно-морского флота (ВМФ) отмечают свой профессиональный праздник — День авиации ВМФ России .

Праздник был учрежден в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности", а дата выбрана в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем. 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года четыре гидросамолета поднялись с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота в воздух и вступили в бой над морем с четырьмя немецкими самолетами для защиты от ударов германских самолетов русской военно-морской базы на острове Сааремаа. В ходе боя, закончившегося полной победой русских морских летчиков, два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два обратились в бегство. Этот день принято считать днем рождения морской авиации российского Военно-морского флота .

С момента зарождения самолетостроения в России делались попытки использовать аэропланы для нужд армии и флота. В 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета в докладе "О типе морского аэроплана" изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораблей. Он же разработал проект специального аэроплана с усиленным шасси, что вызывалось условиями посадки на корабль. Весной 1910 года группа российских морских офицеров и нижних чинов была отправлена для обучения воздухоплаванию за границу.

История морской авиации началась в 1910-1911 годах с создания первых гидросамолетов и успешного опыта взлета и посадки самолета на надводный корабль. В марте 1910 года французский инженер Анри Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете, а в августе 1911 года — первый полет на самолете-амфибии. Первый в России поплавковый самолет построил инженер Яков Гаккель в феврале 1911 года. Первый успешный взлет колесного самолета с палубы корабля был выполнен в ноябре 1910 года американским летчиком Юджином Эли с крейсера "Бирмингем"; он же в январе 1911 года осуществил первую успешную посадку самолета на палубу крейсера "Пенсильвания".

Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911-1913 годах русским правительством были закуплены самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах.

Первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки, что объяснялось дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море. В российском флоте впервые в мире еще в 1913 году было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты.

Первые подразделения морской авиации в России были сформированы в составе Балтийского и Черноморского флотов в 1912-1914 годах. В 1915-1916 годах на вооружение поступили отечественные летающие лодки М-5 и М-9 Дмитрия Григоровича, отличавшиеся высокими для того времени летными характеристиками. К началу Первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.

В ходе войны наряду с задачами дозора, разведки, целеуказания и корректировки артиллерийского огня морская авиация стала вести поиск подводных лодок, прикрывать корабли и пункты базирования, наносить бомбовые удары по морским и наземным целям. К 1917 году морская авиация ВМФ Российской империи насчитывала 269 гидросамолетов, летающих лодок отечественных конструкций и колесных истребителей иностранного производства.

Регулярные части советской морской авиации были созданы в 1918 году и принимали участие в Гражданской войне, взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом (ныне Санкт-Петербург), на Балтике, Черном море, на реках Волга, Кама, Северная Двина и Онежском озере.

В 1920 году морская авиация была передана в Рабоче-крестьянский Красный Воздушный Флот (с 1924 года — Военно-воздушные силы Рабоче-крестьянской Красной армии, ВВС РККА). С мая 1935 года по январь 1937 года она входила в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ), затем вновь была переподчинена ВВС РККА. В 1938 году были созданы ВВС ВМФ, которые к началу Великой Отечественной войны (1941-1945) насчитывали около 2,5 тысяч самолетов. Из них были сформированы на каждом флоте (Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском и Северном) по две авиационные бригады и по несколько отдельных эскадрилий. Морская авиация в своем составе имела 45% истребителей, 25% самолетов-разведчиков, 14% бомбардировщиков и 10% торпедоносцев.

В начале Великой Отечественной войны советская морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах. В августе — сентябре 1941 года летчики Балтийского флота совершили восемь налетов на Берлин и другие объекты Германии. С 1943 года главные усилия морской авиации были направлены на уничтожение кораблей и морских транспортных средств противника. Всего на счету советских морских летчиков свыше 5,5 тысяч уничтоженных самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило около половины общих потерь врага от воздействия сил советского военно-морского флота. 241 авиатору было присвоено звание Героя Советского Союза, а пять человек удостоены его дважды.

В послевоенные годы морская авиация прошла перевооружение на реактивные самолеты, получила новые средства поражения — управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, торпеды и ракеты с ядерными зарядами и др. В 1960-1961 годах была ликвидирована минно-торпедная и истребительная авиация и созданы новые рода авиации — ракетоносная и противолодочная. С созданием советских авианесущих кораблей появилась палубная авиация.

После распада СССР части морской авиации, находившиеся на территории РСФСР, вошли в состав Вооруженных Сил РФ.

В современной России морская авиация является родом сил Военно-морского флота, предназначенным для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолеты и вертолеты различного назначения.

Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).

По месту базирования подразделяется на палубную авиацию (на авианесущих кораблях) и авиацию берегового базирования (на аэродромах).

Дальнейшее развитие авиации ВМФ идет в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полета, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.

В 2017 году морскую авиацию ВМФ пополнили новые летательные аппараты, велось обновление имеющейся техники по нескольким направлениям. Так, шла работа по перевооружению сил оперативно-тактической авиации берегового базирования морской авиации ВМФ на самолеты Су-30СМ, которые в дальнейшем станут их основным самолетом. В 2018 году в морской авиации парка летательных аппаратов, имеющих значительные сроки службы. Это касается модернизации самолета Ил-38 в вариант Ил-38Н "Новелла" и обновления парка вертолетов Ка-27 на Ка-27М, который в ближайшем будущем составит основу противолодочных сил и сил целеуказания для корабельных группировок.

Начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(Дополнительный


17 июля летчики российского Военно‑морского флота (ВМФ) отмечают свой профессиональный праздник - День авиации ВМФ России.

Праздник был учрежден в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности", а дата была выбрана в связи с тем, что 17 июля (4 июля по ст.ст.) 1916 года была одержана первая победа российских морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем.

В этот день четыре гидросамолета М‑9 с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота провели воздушный бой над морем для защиты от ударов германских самолетов русской военно‑морской базы на острове Сааремаа. Во время боя два кайзеровских самолета были сбиты, а два других обратились в бегство. Российские летчики вернулись без потерь. Этот день принято считать днем рождения морской авиации российского Военно‑морского флота.

Однако события, связанные с зарождением морской авиации России, происходили задолго до этой даты. С появлением первых боевых самолетов морским специалистам стало понятно значение авиации в вооруженной борьбе на море. В 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета в докладе "О типе морского аэроплана" изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораблей. В марте 1910 года французский инженер Анри Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете, а в августе 1911 года ‑ первый полет на самолете‑амфибии "Канар". Первый в России поплавковый самолет в феврале 1911 года построил инженер Яков Гаккель.

Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911‑1913 годах русским правительством были закуплены самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах.

В 1913 году производство аэропланов, в том числе гидросамолетов, было поставлено на промышленную основу во Франции, Германии, России, Италии и Англии. В России было создано пять авиационных заводов, и в том же 1913 году было построено уже 270 самолетов.

В 1913‑1914 годах в России впервые были сформированы авиационные войсковые подразделения, в том числе гидроавиационные станции для морского флота. В тот же период проведены первые полеты русского гидросамолета С‑10 Игоря Сикорского.

Первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки. Это объясняется дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море. В российском флоте впервые в мире еще в 1913 году было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты.

К началу Первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.

Русские авиаконструкторы создали несколько типов "летающих лодок", которые в Первую мировую войну применялись для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов военно‑морских баз и портов, кораблей и судов в море и даже для уничтожения самолетов противника в воздухе.

В июле 1917 года в России было создано Управление морской авиации и воздухоплавания, а в составе ВМФ созданы две воздушные дивизии ‑ на Балтике и на Черном море. После 1917 года на Балтике формируется воздушная бригада особого назначения. Позднее отряды гидросамолетов появились в составе Волжской, Каспийской и других флотилий. Всего на фронтах гражданской войны сражались 19 морских авиационных отрядов.

Морская авиация активно участвовала в освоении Северного морского пути; морские лётчики и техники составили основное ядро созданной в конце 1920‑х годов полярной авиации. Из первых семи Героев Советского Союза, награждённых в 1934 году за спасение челюскинцев, морскими лётчиками были Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Bасилий Молоков и Иван Доронин.

В 1935 году приказом Наркома обороны морская авиация была выведена из состава Воздушного Флота и передана в подчинение начальнику Морских сил.

С образованием в 1937 году Народного комиссариата Военно‑морского флота, морская авиация получила название Военно‑воздушные силы ВМФ, став одним из основных родов сил Военно‑морского флота СССР. За короткий период ВВС ВМФ значительно выросли и укрепились, и к началу Великой Отечественной войны самолетный парк морской авиации насчитывал около трех тысяч боевых самолетов. В морской авиации появились бомбардировщики, торпедоносцы, истребители и морские разведчики.

В годы Великой Отечественной войны летчики морской авиации отличались бесстрашием, героизмом и высоким летным мастерством. Уже в августе 1941 года морская авиация нанесла первый удар по Берлину; в приказе Верховного Главнокомандующего в этой связи было сказано, что она первой проложила путь к Победе.

За годы войны морские летчики совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более пяти с половиной тысяч самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило две трети общих потерь врага от воздействия сил Военно‑морского флота.

В послевоенные годы морские авиаторы продолжали совершенствовать свое боевое мастерство, осваивать новую боевую технику. Именно летчик‑североморец Юрий Гагарин первым проложил человечеству путь к звездам.

В этот период появились новые рода морской авиации ‑ морская ракетоносная и противолодочная, при одновременном совершенствовании разведывательной авиации. Принципиально новым направлением стало появление корабельных штурмовиков вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров.

Современная морская авиация функционально подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, радиоэлектронной борьбы, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково‑спасательную, транспортную, санитарную). По месту базирования подразделяется на палубную авиацию и авиацию берегового базирования.

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ.

В составе ВМФ имеется один тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", авиакрыло которого в походе может состоять из палубных истребителей Су‑33, учебно‑тренировочных самолетов Су‑25УТГ, а также корабельных многоцелевых вертолетов Ка‑27 и транспортно‑боевых Ка‑29.

Дальнейшее развитие авиации ВМФ идет по пути совершенствования летательных аппаратов, увеличения скорости, дальности и продолжительности полета, его автоматизации, создания средств поиска морских и наземных целей на новых физических принципах, а также разработки высокоточного дальнобойного оружия с мощными боевыми зарядами.

17 июля — День авиации Военно-Морского Флота России. Именно в этот день в 1916 году русские морские летчики одержали первую победу в воздушном бою над Балтийским морем. Этому предшествовала большая и многолетняя работа русских энтузиастов авиаторов по использованию различных летательных аппаратов для нужд флота. По-настоящему этот род сил ВМФ утвердился только в мае 1912 года, когда на флотах началось формирование авиационных отрядов. С тех пор происходило постоянное наращивание боевых возможностей морской авиации, и во второй мировой войне она стала главной и решающей силой вооруженной борьбы на море. Убедительным примером мастерства и героизма наших летчиков является срыв немецкой операции «Ледовый удар» .

В настоящее время морская авиация России стала сверхзвуковой, ракетоносной, всепогодной, высокомобильной и высокоманевренной. Она может эффективно бороться с авианосными ударными соединениями вероятного противника и представляет большую опасность для его океанских коммуникаций. В задачи морской авиации входит также нанесение ударов по береговым военным и промышленным объектам противника. Особенно большое значение имеет возможность быстрой переброски ударных группировок морской авиации между флотами нашей страны.

Первый полет

Использование летательных аппаратов в интересах флота началось 2 июля 1894 года, когда впервые в Российском Императорском флоте с балтийского транспорта «Самоед» был поднят привязной аэростат для поисков затонувшей броненосной лодки «Русалка». Уже тогда было отмечено, что аэростат на флоте может принести ощутимую пользу. В 1904 году в списки судов Российского флота был зачислен крейсер «Русь», который предназначался для ведения дальней разведки в море при помощи привязных аэростатов. Однако использовать его не удалось из-за плохого состояния корпуса и механизмов.

Постепенно авиация стала вытеснять традиционное воздухоплавание. Одно из знаменательных событий на этом пути произошло 16 сентября 1910 года, когда лейтенант С.Ф. Дорожинский совершил над Севастополем полёт на самолёте Морского ведомства «Антуанетт-4». Этот полёт и этот самолёт были первыми в истории морской авиации России.


Затем началось обсуждение и практическая отработка способов использования аэропланов для уничтожения кораблей, ведения воздушной разведки и противодействия аэропланам противника. Особенно большое внимание уделялось поиску способов передачи разведывательной информации с самолетов на корабли, обнаружения с воздуха минных полей, а так же повышения точности бомбометания по морским целям.

Интересно, что в настоящее время ветераны и историки морской авиации предлагают перенести дату ее создания на 6 (19) сентября 1912 года, когда был подписан приказ о формировании авиации Балтийского флота. По их мнению, дата первого воздушного боя не может считаться днем создания морской авиации, поскольку совершенно очевидно, что к этому моменту была уже сформирована организационная структура, поступила и была освоена техника, а также отработаны основные приемы использования самолетов в боевых действиях на море.

Морская авиация перед первой мировой войной

Формирование Морской Авиации заметно активизировалось по мере нарастания угрозы возникновения войны с Германией. Тогда были сформированы первые авиационные подразделения и началась отработка их взаимодействия с кораблями. Одновременно возникла идея создания авианосца. С такой инициативой первым выступил капитан Л.М. Мациевич, который впоследствии стал известным русским летчиком. Уже в ходе первой мировой войны применялись подразделения гидросамолётов, которые базировались на транспорты.

На Балтийском флоте был авиатранспорт «Орлица» (бывший пароход «Императрица Александра»). Это был обычный сухогруз. На его верхней палубе построили два брезентовых ангара, каждый на два гидросамолета. В трюме находился еще один самолет, но в разобранном виде. В нижних помещениях оборудовали мастерские. На корабле было установлено шесть 75-мм орудий и одна 45-мм зенитная пушка. Над люком машинного отделения натянули металлическую сетку для защиты от авиабомб. Бомбы были тогда легкими и сбрасывались вручную.

Отечественные самолеты


Начиная с 1913 года на вооружение морской авиации стали поступать машины отечественных авиастроителей, в том числе летающие лодки Д.П. Григоровича, который создал более 80 самолетов различных типов. Под его руководством работали С.П. Королев, С.А. Лавочкин, Н.И. Камов, Г.М. Бериев, М.И. Гуревич, ставшие впоследствии известными конструкторами авиационной и ракетной техники. Всего к 1915 году на Балтике было 47, а на Черном море — 30 гидросамолетов. Отряды морских самолетов были на Каспийском море и на Дальнем Востоке.

Особенно удачными были гидросамолеты Д.П. Григоровича М-5, а затем М-9. Сдаточные испытания М-5 проходили летом 1915 г. в Севастополе и показали превосходные летные и мореходные качества машины. В том же году самолет приняли на вооружение. Корпус самолета в виде лодки с реданом имел фанерную обшивку, а крылья и хвостовое оперение – полотняную. Летчик и наблюдатель размещались рядом в кабине перед крыльями. Этот самолет превосходил все однотипные образцы иностранных разработок того времени и по праву считается гордостью отечественной инженерной мысли.

Первая победа


Самолеты М-5 использовались на авиатранспорте «Орлица». Их скорость достигала 128 км/час, а потолок до 4,5 тыс. метров. Первые модели этого самолета не имели вооружения, поэтому их использовали только для разведки. При встрече с противником самолеты сближались, и наблюдатель из личного пистолета старался поразить вражеского пилота. В 1916 году на вооружение «Орлицы» поступили самолеты М-9. Они имели пулемет и бомбы на подвесках под крыльями. Летчик пилотировал машину, бортмеханик сидел рядом с ним и сбрасывал бомбы, а стрелок с пулеметом располагался в носовой части самолета.

Летом 1916 года Балтийский флот оказывал артиллерийскую поддержку приморскому флангу войск, оборонявших Ригу. Огонь кораблей был очень эффективным, поэтому немцы нацелили против них береговые батареи и авиацию. Для противодействия им было решено использовать самолеты, базировавшиеся на остров Руно и авиатранспорт «Орлица», который выходил на позицию вместе с кораблями артиллерийской поддержки. Один из воздушных боев произошел 4 (17) июля 1916 года и принес первую боевую победу русским авиаторам.

Вот как рассказывает об этом участник боя стрелок одного из наших самолетов М. Меньшиков. В этот день над эскадрой барражировали все четыре самолета с «Орлицы». В какой-то момент я заметил, что к нашим кораблям подкрадывается четверка кайзеровских самолетов. Мы тут же устремились навстречу немцам. Я ловлю в прицел один из немецких самолетов типа «Гота» и жму на гашетку. Промах! Идем на разворот и снова устремляемся на немцев. В носовой части ближайшего к нам немецкого самолета мелькают вспышки. Противник стреляет по нам. Беру пилота с «Готы» на мушку, и вражеская машина завалилась на крыло, переходя в штопор. Большой всплеск, и сбитый самолет погружается в волны. Еще один «кайзер», распустив шлейф дыма, идет со снижением к воде. Два других самолета удрали. Все четыре наших самолета вернулись на авиаматку. За этот бой я был награжден Георгиевской медалью IV степени.


Авиатранспорт «Орлица»
Фотография времен Первой мировой войны

В 1915 году в состав Черноморского флота вошли авиатранспорты «Александр I» и «Николай I», переоборудованные из судов Российского Общества Пароходства и Торговли (о деятельности этого общества читайте ). Их активно использовали в ходе боевых действий. Например, отряд Черноморского флота, в составе которого был авиатранспорт «Николай I», 15 марта 1915 года подошел к Босфору. Гидросамолеты произвели воздушную разведку и нанесли бомбовые удары по объектам противника. Затем массированный артналет совершили броненосцы и крейсера. Аналогичный удар по турецкому порту Зонгулдак был нанесен 6 февраля 1916 года.

Интересно, что развитие морской авиации происходило в условиях удивительного феномена. Он был характерен для всех морских держав и получил название корабельное мышление. Его суть заключалась в неспособности морских офицеров и, в первую очередь командования флотами, осознать возможности морской авиации и, уж тем более, ее возрастающее значение в борьбе на море. Это проявлялось в непонимании специфики действий авиации, а отсюда и в неадекватных командах на ее применение, а также в отношении флотских командиров к повседневной жизни и нуждам авиаторов.

Главная сила флота

В период Великой Отечественной войны авиация ВМФ стала главной и самой результативной силой флота. Здесь с особой гордостью надо сказать, что первые бомбовые удары по Берлину нанесли летчики 1-го минно-торпедного полка Балтийского флота (смотрите статью ). По официально подтвержденным данным морской авиацией уничтожено 407 кораблей и вспомогательных судов противника, что составляет 66 % от общего количества потерь врага от воздействия сил флота. И это при том, что до 1943 года морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах.

Так создавались боевые традиции русской морской авиации. В настоящее время происходит наращивание сил морской авиации, особенно в арктической зоне, создаются новые летательные аппараты, восстанавливаются северные аэродромы, планируется строительство новых вертолетоносцев и тяжелого авианосца «Шторм». Это значит, что авиация ВМФ занимает положенное ей почетное место в боевом строю нашего флота.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • А. Хижко. Гидроавиация: начало пути. Морской сборник № 1 за 1990 год.
  • М. Меньшиков. Эхо далекого выстрела. Морской сборник № 11 за 1990 год.
  • Краснознаменный Черноморский флот. Москва. 1979 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Изд. 2. 1978 год.

А что Вы, уважаемый читатель, думаете о значении морской авиации. Сейчас высказывается много суждений о целесообразности строительства авианосцев.
Выскажите свое мнение в комментариях. Это будет интересно всем!

Один из самых молодых родов войск - это морская авиация. Появилась она, как отдельный род войск только в начале 20 века. В 1916 году состоялось первое воздушное сражение между советскими и немецкими летчиками. В то время, на вооружении российской армии были только гидросамолеты, которые поднялись с авианосного судна «Орлица» и дали бой немецким летчиками. Советские летчики выиграли то сражение, а уже через год, 17 июля 1917 года был подписан Указ Главнокомандующего о праздновании Дня морской авиации ВМФ. Нельзя сказать, что до этого морской авиации не существовало, первые упоминания об этом роде войск относятся к 1911 году, когда в России только начиналось строительство первых гидросамолетов. Именно в период с 1911-1913 годы происходит становление нового рода войск - морской авиации.

В настоящее время развитие морской авиации идёт семимильными шагами. За последние несколько десятилетий Морская авиация России «выросла» с гидросамолетов, закупаемых за границей, до собственных штурмовиков и других видов авиационной техники. Сегодня, это современные палубные истребители, вертолеты и много другой техники.

День морской авиации отмечается не только представителями палубной авиации, но и многими другими военнослужащими, которые тем или иным образом связаны именно с морской авиацией. Морской авиацией оснащены все четыре флота Российской Федерации, поэтому День морской авиации отмечают на Балтийском, Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах. Зачастую, в этот день многим предоставляется шанс посетить авианосцы. В большинстве своем такие экскурсии устраиваются для детей, но к ним присоединяется и немало взрослых.

В День морской авиации многие гарнизонные коллективы готовят различные программы для всех желающих. Много самых разных мероприятий проводят в городах дислокации воинских частей морской авиации. Как правило, в таких городах, существуют различные музеи, рассказывающие об истории морской авиации, и не только авиации, но и в целом всего морского флота. В День морской авиации ВМФ России устраиваются бесплатные экскурсии по музеям, тематические выставки в библиотеках городов. Нередко в городах, где во время Второй Мировой Войны располагались аэродромы морской авиации, проходят траурные митинги, к памятникам возлагаются венки, а в школах организуются вечера встреч с ветеранами и свидетелями тех событий.

День морской авиации ВМФ России освещается по телевидению, на местных телеканалах рассказывается об истории, традициях этого праздника, о том, где и какие мероприятия проходят. Большое количество разнообразных авторских или тематических программ, в которых затрагиваются основные проблемы морской авиации, ее перспективы развития и многое другое.

Ко дню авиации вмф может быть приурочено открытие памятников и монументов. Так в 2013 году, в Комсомольске-на-Амуре в День авиации ВМФ был открыт памятник, в виде самолета Су-33, в честь летчика морской авиации Тимура Апакидзе. Именно на заводе, расположенном в Комсомольск-на-Амуре выпускали самолеты данного типа вплоть до 1997 года.

Даже в мирное время находится место для подвигов и отваге. Летчик Тимур Апакидзе погиб в 2001 году, в день авиации вмф, Апакидзе выполнял летную программу, но в силу сложности программы, ему пришлось отключить некоторые из приборов, в результате из-за больших перегрузок, не выдержали, ни машина, ни человек. Но Тимуру Апакидзе удалось отвести самолет в сторону от трибун и жилых построек. Летчик погиб спасая людей, которые наблюдали за выступлением, он отказался катапультироваться, надеясь на то, что ему все-таки удастся вернуть контроль над машиной.

Морская авиация России - это гордость страны. Как ни странно, но первые идеи о том, что необходимо совместить корабль и самолет были предложены именно русскими инженерами. В 1909 году, Лев Макарович Мациевич составил докладную записку, в которой детально изложил необходимость создания корабельной авиации. Морская авиация России, сегодня, это не только самолеты, способные взлетать с палуб кораблей. В состав морской авиации входят самолёты берегового базирования. Это ракетоносные, штурмовые, истребительные, противолодочные, поисково-спасательные, транспортные и другие виды авиационной техники.

В этот день командование частей, гарнизонов и руководство поздравляет своих подчиненных с профессиональным праздником, военнослужащим присваиваются внеочередные звания. Сегодня морская авиация - это крылья российского флота, и не, даром говорят, что воздух - это пятый океан, а большие самолеты называют не просто машинами, а настоящими кораблями, потому, что они, также как и любое судно, бороздят воздушные просторы. У этих двух видов войск много общего, наверное, еще и поэтому появился такой тандем корабля и самолета.

ПРОИЗВЕДЕМ ЛЮБУЮ АТРИБУТИКУ, ТАКТИЧЕСКИЕ АКСЕССУАРЫ, ОДЕЖДУ И МНОГОЕ ДРУГОЕ С СИМВОЛИКОЙ ПО ВАШЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ!

Связывайтесь по интересующим Вас вопросам с нашими менеджерами.