Образ успешного преподавателя в представлении студентов старших курсов вуза. Выводы по I главе. Оценка педагогических представлений о способном и успешном студенте


В рамках педагогического общения действуют механизмы социальной перцепции, которые предполагают формирование у субъектов педагогического общения - студентов, преподавателей - особых устойчивых, субъективных представлений друг о друге. В нашей работе предметом исследования являются студенческие представления о преподавателях, использующих разные стили педагогического общения. При помощи эмпирического исследования мы попытались выделить некоторые особенности восприятия студентами преподавателей с такими стилями педагогического общения, как: авторитарный стиль (со склонностью преподавателя брать на себя полную ответственность за содержание и характер обучения); демократический стиль (предполагающий, что преподаватель делит ответственность за обучение между собой и студентом); либеральный стиль (связанный с тем, что преподаватель снимает с себя всякую ответственность за обучение).


В качестве основного метода для сбора материала мы взяли психосемантический метод. На сегодняшний день также уже существует опыт применения психосемантических методов для исследования студенческих стереотипов и установок восприятия (В.Ф.Петренко). Интересной является работа по исследованию влияния личностных особенностей студентов на субъективное отношение к преподавателям, использующим разные стили педагогического общения (В.С.Матюшкин).


В рамках нашей работы использовался семантический дифференциал Ч.Осгуда. Семантический дифференциал позволяет выявлять особенности субъективного отношения личности к тем или иным явлениям из окружающего мира, при помощи семантического дифференциала можно получить информацию о стереотипах восприятия.


В рамках нашего исследования процедура работы была построена следующим образом. Испытуемым (студентам факультета психологии ЧГПУ) предлагался бланк с классическими шкалами семантического дифференциала; необходимо было представить образ преподавателя, использующего тот или иной стиль педагогического общения, и оценить выраженность у него качеств, составляющих дифференциал; кроме того, студентов просили оценить выраженность личностных свойств у "типично опытного" и "типично неопытного преподавателя".


Анализ полученных показывает, что студенческие оценки выраженности тех или иных личностных качеств у того или иного преподавателя имеют большое сходство между собой. Так как оценки студентов имеют большое сходство между собой, то мы построили усредненный профиль студенческих оценок. Профиль позволяет увидеть семантическое сходство и различия в рамках обыденного сознания студентов следующих понятий: "преподаватель с авторитарным стилем педагогического общения", "преподаватель с демократическим стилем педагогического общения", "преподаватель с либеральным стилем педагогического общения", "типично опытный" и "типично неопытный преподаватель".


Анализ усредненного профиля студенческих оценок показывает, что, по мнению студентов, выраженность личностных свойств, составляющих семантический дифференциал Ч.Осгуда, у преподавателей с разными стилями педагогического общения различна. На наш взгляд, данный факт говорит о том, что в рамках обыденного сознания студентов существуют четкие семантические различия таких понятий, как: либеральный преподаватель, преподаватель с демократическим стилем общения, авторитарный преподаватель.


Кроме того, результаты эмпирического исследования показывают, что студенческие оценки выраженности личностных свойств у преподавателя с либеральным стилем педагогического общения совпадают со студенческими оценками выраженности личностных свойств у "типично неопытного преподавателя". Данное сходство позволяет говорить о том, что в рамках обыденного сознания студентов понятия "типично опытный" преподаватель и "либеральный преподаватель" обладают значительным семантическим сходством.


Также есть большое сходство в оценке студентами личности демократического преподавателя и "типично опытного преподавателя". Данный факт говорит о том, что в рамках обыденного сознания понятия "демократический преподаватель" и "типично опытный преподаватель" обладают большим семантическим сходством.


Так как "опытность" считается желательным свойством преподавателя, то, на наш взгляд, семантическое сходство понятий "демократический преподаватель" и "опытный преподаватель" говорит о том, что демократический стиль является желательным для студентов. Тогда как семантическое сходство понятий "либеральный преподаватель" и "неопытный преподаватель" говорит о том, что данный стиль общения является нежелательным, с точки зрения студентов.


Таким образом, в рамках нашего эмпирического исследования выделена в рамках обыденного сознания студентов матрица семантического сходства понятий, которые связаны с описанием различных типов преподавания. Дальнейшая работа с подобной матрицей позволит выделить категориальные структуры обыденного сознания студентов, которые лежат в основе студенческого восприятия преподавателей.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шлыкова Надира Летфулловна. Восприятие преподавателя студентами: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05: Иваново, 1998 132 c. РГБ ОД, 61:99-19/128-8

Введение

I. Состояние проблемы 8

1.1. Восприятие преподавателя студентами - вопрос социальной перцепции 8

1.2. Проблема восприятия преподавателя как педагога и ученого в работах отечественных исследователей 19

II. Исходные теоретические и методические положения исследования 28

III. Особенности динамики процесса перцепции преподавателя студентами 42

3.1. Постановка вопроса 42

3.2. Предварительная информация о преподавателе 44

3.3. Первый контакт преподавателя со студентом 58

3.4. Первое впечатление, сканирующее изменение первого впечатления и квазиокончательное мнение студента о преподавателе 63

3.5. Восприятие студентом вербального и невербального общения преподавателя 75

IV. Оценочные суждения студентов о преподавателе как педагоге и ученом 83

4.1. Вопрос об оценочных суждениях студентов о личности и деятельности преподавателя в трудах отечественных ученых 83

4.2. Оценка преподавателя студентами как педагога и ученого 87

4.3. Самооценка преподавателя 95

4.4. Состав оценочного стереотипа преподавателя вуза 98

Заключение 103

Литература 105

Приложения 118

Введение к работе

Актуальность проблемы. Решение инновационных проблем высшего образования, во многом, связано с изучением специфики разноуровневых отношений в системе «преподаватель-студент», «преподаватель и его коллеги», а также с определением оценок и образов их восприятия.

Исследование социально-перцептивного потенциала преподавателя вуза в качестве субъектно-объектного восприятия со стороны студента позволяет поставить целый ряд актуальных вопросов о влиянии стереотипов, социальных установок и других традиционных феноменов социальной перцепции на эффективность профессиональной подготовки молодых специалистов.

Вузовская практика подтверждает значимость исследований личности преподавателя вуза с точки зрения перцептивных процессов, их структуры в динамическом аспекте.

На наш взгляд, необходимость подобных исследований обусловлена недостаточной концептуальной, психодиагностической и методической разработанностью, с одной стороны, и возрастанием требований к качеству педагогического мастерства преподавателей высшей школы - с другой. Авторитет и эффективность труда преподавателя обуславливается, во многом, результатом восприятия его студентами, коллегами, руководителями.

Существует определенная зависимость поведения преподавателя и студентов от формирующихся у них образов межличностного восприятия.

Результаты взаимодействия участников учебного процесса обусловлены уровнем адекватности отражения их образов.

Отечественные психологи провели немало теоретических исследований, посвященных проблеме восприятия педагога и ученого. Однако наблюдается явно выраженный дефицит исследований, раскрывающих факторы, от которых зависит полнота и точность восприятия и оценки преподавателя другими людьми.

Прежде всего, недостаточно работ, которые прослеживали бы роль перцепции преподавателя вуза в формировании процесса обучения.

Из анализа исследований П.Г. Белкина, А.И. Выраженской, П.В. Карцева, СВ. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой, Э.С. Чугуновой и др. следует, что социально - перцептивные процессы в деятельности педагога и ученого осмысливаются как определяющие в формировании характера взаимодействия субъектов педагогического и научного общения.

Тем не менее многие важные аспекты восприятия преподавателя вуза как педагога и ученого остаются малоизученными. Неясен вопрос о влиянии различных факторов на перцепцию преподавателя. Неизвестны особенности динамики перцептивного процесса преподавателя вуза как педагога и ученого.

На наш взгляд, малоизученными являются следующие аспекты этого вопроса: стереотип преподавателя в сознании студентов, оценочные суждения о преподавателе (связь между оценками преподавателя студентами, коллегами, руководителями учебного процесса и самооценкой), .классификация периодов социально-перцептивного процесса, их временные характеристики.

Все поставленные в работе вопросы в той или иной степени взаимосвязаны и подчинены одной цели - исследовать некоторые аспекты восприятия преподавателя студентами.

Исследование особенностей перцептивных процессов преподавателя студентами позволит в некоторой степени определить пути оптимизации процесса образования, повысить уровень взаимодействия преподавателя и студента.

Сказанное позволяет судить об актуальности исследуемой проблемы, ибо она освещает один из значимых теоретических и прикладных вопросов социальной психологии и отражает связь социально-перцептивных процессов с эффективностью учебной и научной деятельности.

Работа основана на теоретических и методологических положениях теории социальной перцепции отечественных ученых (К.А. Абульханова Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, ИЛ. Волков, Р.Б. Гительмахер, И.С. Кон, Е.С.Кузьмин, О.Г. Кукосян, В.В.Новиков, А.Л. Свенцицкий и др.) и зарубежных (Д. Брунер, К. Девис, Д. Дженнингс, Г. Кэлли, Г. Линдсей, Г. Оллпорт, Л. Хайдер, П. Хари и др.)

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить и проанализировать факторы, определяющие основные тенденции динамики социально-перцептивного процесса преподавателя вуза как педагога и ученого, разработать определенные технологии, направленные на повышение эффективности деятельности преподавателя.

Основная гипотеза исследования состоит в следующем.

Оценочные суждения в процессе восприятия преподавателя вуза студентами, коллегами, руководителями, обусловлены влиянием динамики процесса перцепции, индивидуально-личностными характеристиками субъекта восприятия.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись в процессе решения следующих задач:

1. Раскрыть специфику восприятия личности преподавателя как педагога и ученого студентами.

2. Выявить некоторые существенные психологические условия развития адекватного восприятия личности преподавателя другими людьми.

3. Исследовать процесс восприятия в динамике с целью выявления временных и ситуативных характеристик перцепции преподавателя вуза.

4. Рассмотреть особенности восприятия вербальных и невербальных характеристик личности и поведения преподавателя.

Объектом исследования является "_ преподаватели вуза, студенті

Предмет исследования - социально-перцептивные процессы преподавателя вуза как педагога и ученого.

Эмпирические исследования проводились в двух вузах города Иванова: ИвГУ и ИГЭУ в 1996 - 98 гг. В исследовании приняло участие 462 студента экономических специальностей, 239 студентов энергетических специальностей 2-4 курсов; 30 преподавателей; оценки преподавателя «по горизонтали» и «сверху» получены от 24 респондентов.

Методами исследования выступают: метод теоретического анализа, обобщение личного опыта исследователя, теоретическое обобщение результатов эмпирического исследования, анкетирование, наблюдение, интервью, беседы, метод фокус-группы, метод свободных описаний, модификация проективной методики.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ней:

1. Проведен анализ социально-перцептивных процессов преподавателя вуза как педагога и ученого, описаны основные признаки процесса восприятия преподавателя студентами, выявлено значение перцептивных процессов в деятельности преподавателя.

2. Выявлены особенности динамики перцепции преподавателя вуза, определены временные и ситуативные характеристики процесса восприятия преподавателя студентами.

3. Проанализированы оценочные суждения и критерии студентов о преподавателе.

4. Выявлен оценочный стереотип преподавателя вуза как педагога и ученого.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в ней определены пути оптимизации процесса образования, повышения, уровня, взаимодействия преподавателя и студента.

Разработаны отдельные аспекты социально-перцептивных процессов, изучены особенности динамики процессов перцепции преподавателя вуза.

Изучены оценочные критерии преподавателя как педагога и ученого.

Выводы, полученные при анализе эмпирического исследования, могут быть использованы в деятельности преподавателя вуза.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались на международной научной конференции «Женщины России на рубеже XX- XXI веков» (Иваново, 1998), на международной научно-технической конференции «VIII Бенардосовские чтения» (Иваново, 1997), на заседаниях кафедры социологии и психологии труда. Результаты исследования использованы с целью повышения эффективности деятельности преподавателя в Ивановском государственном энергетическом университете (Приложение 1).

Публикации. Основное содержание работы отражено в 6 публикациях.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего V 2 наименования, шести приложений. Она изложена на 133 страницах текста компьютерного набора, содержит 14 таблиц и 7 рисунков.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Особенности деятельности субъектов перцептивного процесса обуславливают формирование мнения студентов о преподавателе. В период установления психологического контакта происходит формирование мнения о профессионально-деятельностных особенностях личности преподавателя.

2. Существует зависимость между восприятием преподавателя студентами как педагога и восприятием его как ученого.

3. Динамика процесса перцепции преподавателя вуза детерминирована ситуативными и временными характеристиками восприятия преподавателя студентами. Психологические условия общения в ситуации экзаменов являются одним из факторов, определяющих динамику перцепции преподавателя вуза.

4. Ведущей динамической тенденцией в формировании мнения является завышение оценки первого контакта по сравнению с «окончательной».

Восприятие преподавателя студентами - вопрос социальной перцепции

Вопрос настоящего исследования относится к отдельному разделу социальной психологии - социальной перцепции, которая основывается на теоретических положениях общей психологии.

Проблеме восприятия придают существенное значение отечественные и зарубежные психологи (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Е.С. Кузьмин, Д. Кэмпбелл, Г. Линдсей, Д. Браун, Д. Дженнингс и др,).

Главным направлением в исследованиях восприятия А.Н. Леонтьевым стало изучение перцептивных процессов, их генезиса структуры. Б.Г. Ананьев в своих исследованиях определяет взаимозависимость между восприятием и деятельностью человека. Несомненно утверждение ученого о том, что восприятие как целостный образ формируется в процессе деятельности.

А.С. Выготский показал в своих исследованиях, что перцептивные структуры являются продуктом развития и что лежащие в их основе межфункциональные связи образуются под влиянием речевого общения с окружающими и усвоения индивидом общественного опыта .

В исследованиях восприятия, выполненного А.В. Запорожцем, были заложены основы теории перцептивных действий. В основе теории лежит разработанное А.В. Запорожцем учение о процессах восприятия как о системе выполняемых человеком специфических перцептивных действий, направленных на обследование предметов и явлений действительности, выявление и фиксацию их внешних свойств и отношений.

Установлен селективный (избирательный) характер информации о людях, получаемой субъектом их отражений. Под руководством А.А. Бодалева исследованы факторы, обуславливающие эту селективность: зависимость от профессии субъекта отражения и его установок; ситуация, в которой происходит отражение; внешность отражаемого объекта; его ролевая позиция.

«В отношении приема информации, - пишет Б.Ф. Ломов, - преимущества человека заключаются в том, что возможности его «сенсорного входа» не ограничены каким-либо одним способом подачи сигналов. «Сенсорный вход» человека характеризуется значительной пластичностью и гибкостью. Человек может с максимальной выгодой использовать избыточность информации» .

При различии конкретных гипотез, с которыми подходят исследователи к изучению перцептивной деятельности, их объединяет признание её необходимости.

Существенное место в психологии занимает изучение процессов перцепции личности. Много внимания состоянию этой проблемы уделили Е.С. Кузьмин, Д.Н. Узнадзе, А.А. Бодалёв, Г.М. Андреева, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгйн и др.

В работе использованы теоретические положения и практические выводы, полученные в результате социально - психологических исследований этих ученых, а также В.А. Ядова, К.А. Абульхановой Славской, В.П. Карцева, М.Г. Ярошевского, В.Н. Панфёрова, Р.Б. Гительмахера, Э.С. Чугуновой, В.А. Лабунской, Н.В. Кузьминой и др.

Проблема отражения людьми друг друга в процессе различных видов деятельности имеет множество аспектов. Вот основные из них.

Согласно концепции Д.Н. Узнадзе, выполнению любой деятельности всегда предшествует состояние предрасположенности к ней, т.е. установка, которая выполняет функции регулятора динамики действия и отражения . «Гипотеза установки» задает общий вид функции восприятия, выделяет основные оценочные суждения. И.Г. Бжалава рассмотрел вопрос взаимосвязи установки и поведения, определив потребность как субъективный фактор, а внешнюю среду как объективный фактор возникновения установки. .

Как отмечает Е.С. Кузьмин , решающее влияние на восприятие оказывают характер отношений между людьми и прошлый опыт. Одним из ведущих звеньев формирования образа восприятия является характер и особенности деятельности человека.

Е.С. Кузьмин определяет восприятие как «известную систему, генерализацию, эталон, стереотип» . В области социальной психологии константность восприятия, по Е.С. Кузьмину, выступает в виде различного вида эталонов, сквозь призму которых каждый воспринимает социальные события, людей и самих себя.

Личность выступает в системе общения в своей целостности, но в конкретном процессе восприятия могут доминировать те или иные отдельные её свойства. Для выявления их роли необходим учет диспозиционной структуры субъекта восприятия. Как отмечает В. А. Ядов, диспозиции - это «состояния предрасположенности к определенным формам активности, являющиеся итогом социального опыта человека» . Небезосновательным является заключение ученого о том, что субъект деятельности может быть раскрыт через систему его диспозиций - «ценностных ориентации, социальных установок, интересов и тому подобных социально - обусловленных побуждений к деятельности». Н.Н. Ланге открыл закон перцепции, согласно которому процесс восприятия строится как «наглядное суждение об объекте», поэтому в процессе восприятия определятся «общая черта суждений предшествования субъекта предикату и развитие субъекта посредством предиката» . Получить цельную картину формирования процессов перцепции помогают работы А.А. Бодалева, в которых были прослежены особенности восприятия, раскрыты изменения, происходящие в восприятии и понимании другого человека. Обязательным элементом любой совместной деятельности является познание и взаимное воздействие друг на друга. От того, как студенты интерпретируют облик и, поведение преподавателя, как студенты и преподаватели оценивают возможности друг друга, зависит характер их взаимодействия и результаты, « к которым они приходят в совместной деятельности. Громадное значение в интерпретации облика и поведения людей имеет правильное или неправильное истолкование информации, которой располагает каждый из общающихся. А.А. Бодалёв указывает на то обстоятельство, что положение людей по отношению друг к другу в процессе совместной деятельности, их права и обязанности могут быть одинаковыми и различными. Эти факторы определенным образом влияют на восприятие людей .

Исходные теоретические и методические положения исследования

Восприятие человеком личности других людей дает эффект живого общения при условии адекватного отражения внутренней и внешней форм взаимодействия. Общая структура общения как одного из видов человеческой деятельности, осуществляющей взаимодействие субъекта с окружающим миром, прямо пропорциональна «общей структуре психического отражения» . А.Н. Леонтьев подчеркивает, что «эффекты внешних воздействий определяются не непосредственно самими воздействиями, а зависят от их преломления субъектом» . В отечественной психологии общепризнано;" положение о том, что социальная действительность фиксируется в сознании людей в чувственной и рациональной формах, которые лежат в основе межличностных отношений, процессах восприятия и понимания людьми друг друга. Методологической основой данного исследования является теория опосредованности высших психических функций, разработанная школой А.С. Выготского. Исследование восприятия как феномена индивидуального развития человека позволяет определять взаимозависимости между восприятием и деятельностью человека. С.Л. Рубинштейн акцентировал внимание на том, что понимание направлено на раскрытие внутренних связей, что понять личность можно только через деятельность, через внутреннее содержание действия, а не через внешнюю формальную характеристику поведения . Таким образом, положение о том, что восприятие формируется в процессе деятельности, является теоретической основой исследования. При определении общих подходов к теме работы наибольшую сложность и новизну представляет анализ временных характеристик перцепции, психологических условий развития адекватного восприятия личности преподавателя вуза другими людьми. При этом возникает необходимость диалектического подхода к решению задач исследования, что позволит рассматривать общую структуру процесса восприятия в многообразии связей и проявлений данного процесса в динамике. При формировании методологических основ исследования мы опирались на принципы системного подхода, основой которого является диалектико-материалистическая методология познания. Задача системного исследования перцепции состоит в том, чтобы раскрыть развитие перцептивных процессов во взаимодействии со средой. В предпринятом нами исследовании мы рассматриваем сам процесс восприятия как систему, имеющую свою структуру и закономерные связи между элементами этой структуры. Такая точка зрения позволяет выдвинуть два основных принципа исследования, суть которых заключается в следующем: во-первых, процесс восприятия преподавателя вуза другими людьми формируется, функционирует и развивается как элемент общей системы психологии познавательной деятельности субъекта восприятия; во- вторых, процесс восприятия преподавателя сам выступает как система по отношению к отдельным механизмам и явлениям перцепции, субъектам и объектам восприятия, определяя их особенности. Системный подход позволил проследить этапы развития перцептивного процесса и выработать рабочую модель структуры восприятия преподавателя вуза как педагога и ученого другими людьми. Целесообразно обращение к типологии как научно-теоретическому методу исследования восприятия. Методологический принцип выявления типологических констант предполагает раскрытие закономерностей формирования перцепции, определение условии осуществления перцептивного процесса. Кроме того, формирование целостной картины восприятия другими людьми не может осуществляться без учета экспериментально-психологических исследований А.А. Бодалева, направление которых подводит к пониманию восприятия как сложнейшего механизма познания личности. . Исследование опирается также на социальцо-психологические концепции исследования личности и деятельности ученых (В.А. Ядов, Э.С. Чугунова), концепции общения (Г.М. Андреева, Е.С. Кузьмин), на психолого-педагогические концепции межличностных отношений (Н.В. Кузьмина, И.С. Кон). Использованные методические процедуры были направлены на подтверждение гипотезы исследования о том, что оценочные суждения и критерии в процессе восприятия преподавателя-студентами, обусловлены влиянием, динамикой процесса перцепции, индивидуально-личностными, а также ситуативными характеристиками субъекта восприятия.

Первое впечатление, сканирующее изменение первого впечатления и квазиокончательное мнение студента о преподавателе

В формировании образа познаваемого человека в процессе межличностного познания значительную роль играет первое впечатление о нем. К настоящему времени накоплено немало данных, указывающих на наличие обуславливающих содержание первого впечатления факторов. Традиционно в содержании первого впечатления принято выделять три основных компонента: чувственный, логический, эмоциональный. О.Г. Кукосян выявил, что профессиональная принадлежность испытуемых обусловливает преобладание одних из этих компонентов над другими, т.е. «задает своеобразную профессионально окрашенную структуру первого впечатления» . Исследователями обнаружены половые различия в содержании первого впечатления респондентов. И.А. Урклин утверждает, что первое впечатление о преподавателе. зависит от опыта студента, от его связей и отношений с людьми, встречавшимися с ним до знакомства с преподавателем . Приступая к исследованию особенностей периода формирования первого впечатления, мы ставим следующие вопросы: - какой характер носит изменение первого впечатления о преподавателе - постепенный, эмоциональный или скачкообразный? - какими факторами обусловлено изменение первого впечатления? Вопрос рассмотрим на основе анализа данных по ИвГУ и ИГЭУ, полученных в ходе исследований студенческих групп II-IV курсов. Старший преподаватель П.А.С. по оценкам студентов занимает 27 место (среди 28) преподавателей (таблица 3.4.1.). Ему 30 лет, в должности преподавателя- 8 лет: спокойный, уравновешенный, требовательный, обладает высоким интеллектом. Проанализируем данные таблицы 3.4.2. Средний период формирования первого впечатления студентов II курса о преподавателе 1,7 месяцев, диапазон - от 2 недель до 8 мес. 20 человек (50%) определили этот срок в 1,3 мес. Студенты III курса определили этот период как наиболее длительный -средний показатель -5,2 мес, диапазон от 2 недель до 12 мес. Минимальные периоды (2 недели - 1 мес), в основном, показаны студентами 2 курса, для которых характерно отсутствие склонности к глубокому анализу. Студенты 3 курса более осторожны в выводах, касающихся формирования мнения о преподавателе. Какие положительные качества преподавателя выделяют студенты в начальный период общения с ним? 29 человек (43,9%) студентов 2-3 курсов отмечают моральные качества: доброжелательность и скромность, 2 человека(3%) - деловые: наблюдение и внимание, остальные - эрудицию, внешность, спокойствие. 86% студентов определили наличие отрицательных качеств у преподавателя: невыразительная речь, неудовлетворительная дикция (42,4%), неуверенность в себе (16,6%), остальные - неумение установить контакт со студентами, недисциплинированность. Как мы видим из вышеуказанных данных, в период формирования первого впечатления, мнение студентов о преподавателе складывается на основе требований к наличию следующих качеств: выразительная речь, хорошая дикция, дисциплинированность, умение установить контакт со студентами. Мнение студентов II курса о преподавателе стабилизируется в среднем через 4,4 мес, у студентов III курса - через 8,1. Диапазон разброса данных значителен: у студентов II курса - от 1 до 24 мес. Мода выборки у студентов II; курса - 2 мес, у студентов III курса - 12 мес Анализируя данные, замечаем ту же тенденцию, что и при формировании первого впечатления о преподавателе - студенты II курса торопятся с выводами. Иначе выглядит картина восприятия студентами преподавателя, занимающего второе ранговое место среди 28 преподавателей. Профессор Б.В.В. работает в вузе более 20 лет, спокойный, эрудированный, общительный. Средний период формирования первого впечатления студентов III курса о преподавателе - 2,5 мес, диапазон - от 2-х недель до 6-ти мес. 58% опрошенных определили этот срок в 2 недели. Сравнивая показатели формирования первого впечатления о двух преподавателях отличающихся ученой степенью, стажем работы в вузе, ранговым местом по оценкам студентов, замечаем, что в случае с преподавателем Б.В.В. у значительной части студентов формирование первого впечатления происходит за меньший период, чем в случае с преподавателем с П.А.С. В начальный период общения студентами выделяются следующие положительные качества: 15 студентов (60%) отметили чувство юмора, 7 студентов (28%) - доброжелательность, 12 человек (48%) - интеллект и деловые качества (эрудиция, умение общаться, умение преподнести материал, наблюдательность). Среди качеств личности преподавателя, которые 3 студента (12%) назвали как отрицательные: высокомерие и строгость. Квазиокончательное мнение студентов о преподавателе Б.В.В. формируется в среднем за 3,2 мес, диапазон - от 2-х недель до 12-ти мес Мы замечаем, что у студентов III курса формирование квазиокончательного мнения о преподавателе Б.В.В. происходит быстрее, чем о преподавателе П.А.С., имеющем низкое ранговое место среди преподавателей, меньший стаж работы в вузе, не обладающим ученой степенью.

Вопрос об оценочных суждениях студентов о личности и деятельности преподавателя в трудах отечественных ученых

Личность любого специалиста необходимо оценивать по степени решения основных задач его деятельности. Для вуза таких задач три: обучение, наука, воспитание. Все они неразрывно связаны между собой и в комплексе определяют лицо вуза. Профессиональные качества личности преподавателя являются показателями качеств его деятельности. Анализ деятельности преподавателя представлены в работах многих отечественных ученых. С.Д. Смирнов, В.Н. Ковалева определяют основное содержание деятельности преподавателя выполнением нескольких функций - обучающей, воспитательской, организаторской и исследовательской . Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. И если преподаватель действительно увлечен научной и педагогической деятельностью, то вокруг него соберется группа студентов. Проведенные Л.П. Алексеевой, Н.С. Шаблыгиной исследования показали, что одним из главных элементов профессионализма преподавателя является знание предмета преподавания. Но известно, что можно блестяще знать предмет и быть посредственным преподавателем. С.Ф. Минакова ставит вопрос о неразрывной связи обучения и воспитания . Педагогическая деятельность рассматривается как служение высшим идеалам, а не как средство и способ существования. Формальный подход к педагогической деятельности представляет собой фрустрирующий фактор, негативно влияющий на творчески ориентированных студентов. Автор исследования приходит к выводу о необходимости развития отношений товарищества и взаимопомощи на всех уровнях вузовской работы. Подобную точку зрения высказывает Б.П. Ахмедов. Он подчеркивает мысль о том, что в погоне за тем, чтобы дать студентам как можно больше информации, некоторые преподаватели забывают о воспитании чувств. Б.П. Ахмедов выделяет мысль о преемственности идейной убежденности, отношения к труду, стиля работы . В статье Т. Корниловой , появляющейся через десятилетие после исследований Б.П. Ахмедова, С.Ф. Минаковой, вновь подчеркивается важность умения общаться, слышать и слушать другого человека именно в деятельности преподавателя вуза. К вопросу об оценочных суждениях студентов о личности и деятельности преподавателя обращался ряд отечественных ученых. Авторы исследований отмечают те изменения, которые происходят в представлениях студентов об авторитетном преподавателе. Аналогичная тенденция наблюдается в изменении идеала преподавателя.

С.Д. Смирнов приводит классификации вузовских преподавателей: 1) преподаватели с преобладанием педагогической направленности; 2) с преобладанием исследовательской направленности; 3) с одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленностей. Профессионализм преподавателя вуза в педагогической деятельности, по мнению С.Д. Смирнова, выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения. В ряде исследований творческая индивидуальность педагога определяется как высшая характеристика его деятельности. З.Ф. Есарева приводит интересные данные, связанные с педагогическим мастерством преподавателей. У профессоров и доцентов на самом высоком уровне находятся умения планировать свой курс с учетом специальности студентов и устанавливать связи между ними и смежными науками . Развитие педагогического мастерства зависит от особенностей личности и характеризуется переходом от простого приложения знаний к активному их воплощению. Одним из важных вопросов нашего исследования является вопрос об оценочном стереотипе преподавателя вуза. Социальные стереотипы могут оказывать большое влияние на деятельность людей. Результаты и выводы исследований B.C. Агеева, проведенные со студентами различных факультетов МГУ, свидетельствуют о следующем . Существует почти полное сходство мнений между студентами различных факультетов относительно того, какие ценности и качества личности являются наиболее желательными и необходимыми для человека. Наряду с этим имее место значительное расхождение между ними в приписывании вьіраженності этих качеств членами собственной и других профессиональных групп. Содержание стереотипов претерпевает определенное изменен» характер которых неодинаков для различных групп испытуемых и может бы понят, исходя из изменения объективных условий труда и быта студентов. Заслуживает внимание исследование O.K. Крокинской , результа которого свидетельствуют о центральной роли личности преподавателя развитии индивидуального потенциала молодого человека. O.K. Крокинсі отмечает, что в качестве самых привлекательных студенты назывг следующие черты личности преподавателя: - богатство внутреннего мира, наличие интересных идей; - обладание лидерскими качествами, умение увлечь лю организовать плодотворную совместную деятельность; - активность, направленную на развитие личности студента, индивидуального потенциала; - воспитание студентов в духе профессиональной культуры. Однако, по свидетельству автора исследования, именно эти характеристики преподавательского корпуса получили в одном из опросов наиболее низкие оценки со стороны студентов. По мнению Т. Корниловой, значимые для преподавателя психологические свойства (порядочность, трудолюбие, одержимость делом) не воспринимаются как определяющие в индивидуальных эмпирических студенческих моделях «хорошего» преподавателя . Лекция, семинар являются продуктами преподавательского труда предназначенными студенту, следовательно, он должен обладать правом голоса при оценке их качества. Только студент может оценить, например, доступность изложения материала. Анализ мнений обучающихся позволяет преподавателям осознать свои достоинства и недостатки, проанализировать психологические моменты, касающиеся контакта с аудиторией. Деятельность преподавателя вуза связана с необходимостью установления систематических непосредственных контактов между людьми. В связи с этим возрастает роль адекватного отношения преподавателя к себе. Как известно, самооценка влияет на восприятие другого человека.

(А.Г. Гогоберидзе в модификации Н.П. Фетискина)

Инструкция: вам предлагается оценить несколько характеристик студента. Для этого вам необходимо в каждом из четырёх опросных блоков поставить 1-2 знака (галочку) напротив студенческих особенностей, предложенных в бланке.

    Чем вам нравится современный студент?

    Независимостью, свободой

    Самостоятельностью

    Стремлением к партнёрским отношениям

    Инициативностью

    Умением всё успевать в жизни

    Практичностью

    Ничем не нравится

    Что вы ожидаете от студента?

    Уважения к вам

    Исполнительности

    Пунктуальности

    Интереса, увлечённости

    Самостоятельности

    Инициативности, творчества

    Неформального отношения

    Как вы представляете себе внешность идеального студента?

стиль одежды

причёска

манера поведения

    Спортивный

  • Авангардный

Молодёжный

    Любой, но чистый и аккуратный

    Живописная беспорядочность

    Короткая стрижка

    Длинные распущенные волосы

    Модельная причёска

    Гладко зачёсанные волосы

    Отсутствие косметики

    Макияж, близкий к естественному

    Яркий, сочный макияж

    Замкнутость, закрытость

    Сдержанность, достоинство, деликатность

    Эмоциональность, порывистость, открытость

    Уважительность, дружелюбие, свобода

    Что для вас неприемлемо в студенте?

    Эпатажное поведение

    Стиль одежды

    Речевые обороты

    Индивидуальные особенности характера

    Халатность, безответственность

Обработка данных производится путём определения приоритетных студенческих качеств (%) в представлении преподавателя. Выделенные 4 блока вопросов отражают следующие особенности студентов: 1) предпочтительные качества в студенте; 2) ожидаемые деловые качества; 3) предпочтительный внешний облик студента; 4) пренебрегаемые качества студента.

Обработка данных производится путём определения количественной выраженности (%) учебно-деятельностных особенностей в каждом из восьми вопросных блоков.

При этом их диагностические характеристики можно представить в следующем виде:

1-2 – представления о временных пределах опоздания на занятия;

3-5 – предпочитаемая схема контроля посещаемости занятий и компенсации студенческих пропусков;

6 – значимость самостоятельной работы студентов;

7 – предпочитаемые источники при подготовке студентов к экзамену;

8 – предпочитаемые формы приёма экзамена.

Оценка педагогических представлений о способном и успешном студенте

Инструкция: вам предлагается оценить, какими качествами должен обладать успешный студент с высокими творческими способностями. Охарактеризуйте его по следующим параметрам, обводя в каждой строке только одну соответствующую цифру. Цифра «3» означает, что каждое качество проявляется почти всегда, «2» - иногда, «1» - очень редко, «0» - трудно сказать. Однако прежде чем приступить к количественной оценке студенческих качеств, вначале ознакомьтесь с содержанием качеств в левой и правой частях бланка. После выбора необходимого качества приступайте к его количественной выраженности.

Бланк ответов

1 Может быть внимательным в любом деле независимо от его привлекательности

Способен долго удерживать внимание только на то^ что его интересует

2.Безапеляционно принимает все, что скажет взрослый

Все подвергает сомнению и проверке

3. Подавляет свои прихоти

Будет защищать свои интересы, даже если это только прихоть

4. Нетерпим к несправедливости, критичный

Послушный, избегает конфликтов. Легко идет на компромисс

5. Стремится отличиться от других, выделиться чем-то, сде­лать не так, как все среди других

Не стремится выделяться, делиться чем-то, сделать не так, как все среди других

6. Точно выполняет" указания учителя, исполнителен

Все делает по-своему

7. Голова всегда полна идей, но из них мало полезных

Предпочитает не тратить время на пустяки и нереальные идеи

8. Дисциплинированный, выполняет предъявляемые требования

Соблюдает только те правила и нормы, с которыми согласен

9. Не будет ввязываться в спор, если он грозит неприятностями.

Если уверен в своей правоте, то будет биться до конца

10. Бывает, что не считается с общепризнанными правилами, нарушает традиции

Подчиняется мнению большинства, уважает традиции и законы

1 1 .Учится, понимая, что это необходимо или из-за

Если ему интересно, может учиться, если нет - невозможно

требований родителей, хорошо

заставить

12.Ему вес быстро: надоедает, поэтому он придумывает что-то новое

Предпочитает использовать проверенные способы, чем изобретать новые:

13.Выполняет задания правильно, но только «от и до»

Если ему понравилось задание, сделает больше, чем надо, а нет - совсем не сделает

14. Предпочитает не рисковать

Любит риск, азартен

15. Любит придумывать что-нибудь, хотя это может не проявляться в учебе

Может проявить фантазию, только если это требуется в задании

Подчиняется мнению старших, даже если не согласен, то поступит так, как нужно.

17. Более успешен в заданиях на сообразительность знаний (например, правил и т. д.)

Более успешен в заданиях «на применение

18, Необидчивый

Чувствительный, ранимый

19. Многое делает из чувства долга, а не по зову сердца

Исходит, прежде всего, из своих желаний, а не из чувства долга

Обработка данных (Н.П. Фетискин) производится с помощью ключа.

Успешного, творческого студента характеризуют следующие утверждения, расположенные в левой части бланка: 1,4, 5, 7, 10, 12, 15, 16, 17; и утверждения, расположенные в правой части бланка: 2, 3, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 18, 19.

После этого суммируются баллы в утверждениях, приведённых в левой части бланка относительно «0», а затем – в правой части бланка.

Следующая процедура будет заключаться в подсчёте баллов по утверждениям, не совпадающим с ключом. Например, если ответ на первое утверждение расположен в правой части, то этот ответ обозначается со знаком минус. Таким образом подсчитывается количество баллов, совпадающих с ключом. Это будет суммарный результат со знаком плюс. Суммарный результат ответов (в баллах), несовпадающих с ключом, обозначается знаком минус. После этого надо определить разности между положительным и отрицательным суммарным результатами.

Преобладание положительных ответов свидетельствует об адекватности представлений об успешном, творческом студенте. Если сумма баллов меньше нуля, то представления о студенте неадекватны.

Вид курсовая работа Язык русский Дата добавления 08.02.2016 Размер файла 37,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава I. Проблема социальной перцепции в психолого-педагогической литературе

1.1 Понятие «социальная перцепция», механизмы социальной перцепции

1.2 Особенности восприятия преподавателей студентами

Выводы по I главе

Глава II. Понятие «успешного преподаватель» и его характеристика в научной литературе

2.1 Сущность понятия «успешный преподаватель»

2.2 Сравнение характеристики успешного преподавателя у разных отечественных психологов и педагогов

Выводы по II главе

Глава III. Эмпирическое исследование образа успешного преподавателя у студентов старшекурсников

3.1 Подготовка к исследованию и описание метода исследования

3.2 Результаты исследования и их интерпретация

Выводы по III главе

Заключение

Литература

В ведение

В курсовой работе мы раскроем и дадим ответ на вопрос о том, каким себе представляют образ успешного преподавателя студенты старших курсов вуза. Данная тема актуальна, т.к. она касается каждого студента. Мы хотим, чтобы перед нами предстал наш «идеал» преподавателя и только тогда у нас проявится интерес к его предмету.

В настоящее время актуализируется проблема соотнесенности деятельности преподавателя высшей профессиональной школы с потребностями общественного развития. Возрастают требования к уровню компетентности преподавателей, умению контактировать с аудиторией, их общей культурной образованности и индивидуально-личностным качествам. Студенты привыкли давать оценку образу преподавателя уже с момента его первого появления в аудитории. У них вырисовывается некое представление о том, успешный перед ними преподаватель или неуспешный. Определенное мнение складывается из целого набора личностных внешних и внутренних качеств человека, причем ценность того или иного качества для каждого студента будет разной, потому что мы знаем, каким именно для нас должен быть успешный преподаватель. Причем от курса к курсу количество ценных для нас в успешном человеке качеств может существенно измениться. В основном это происходит между первым и вторым курсами обучения, когда студент входит в состояние привыкания к определенным требованиям преподавателя и к его профессионально-личностным качествам. Этим и обусловлен выбор темы курсового исследования.

Цель исследования - выявить образ успешного преподавателя в представлении студентов старших курсов вуза.

Задачи:

1. Уточнить сущность понятия «социальная перцепция», механизмы социальной перцепции.

2. Раскрыть сущность понятия «успешный преподаватель», рассмотреть степень изученности проблемы на основе научной литературы.

3. Провести исследование среди студентов старших курсов в форме анкетирования.

4. Систематизировать и проанализировать данные исследования.

5. Сделать выводы по раскрытой проблеме.

Гипотеза: старшекурсники благосклонны к положительной оценке тех профессионально-личностных качеств преподавателя, которые имеют направление по отношению к личности студента.

Объектом исследования являются студенты старшего курса вуза.

Предметом изучения является образ успешного преподавателя в представлении студентов старших курсов вуза.

Глава I . Проблема социальной перцепции в психолого-педагогической литературе

1.1.Понятие «социальная перцепция», механизмы социальной перцепции

Термин «социальная перцепция» («социальное восприятие») был предложен в 1947 году Джеромом С. Брунером в рамках разработанного им «Нового взгляда» (New Look), и в этом случае так обозначалась социальная детерминация перцептивного процесса. В скором времени в социальной психологии этот термин получил другое значение: им стали обозначать восприятие социальных объектов, причем круг их был строго ограничен. Социальными объектами были названы: другой человек, социальная группа, более широкая социальная общность. Почти с самого начала исследований социальной перцепции в этом значении было установлено, что термин не в состоянии обозначить весь круг возникающих проблем, например при восприятии одним человеком другого. Коль скоро мы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных, в определенном смысле угадываем черты его личности, то мы тем самым выходим за пределы строго перцептивного процесса, как минимум включаем в него и процессы мышления. Поэтому достаточно давно именно в области изучения социального восприятия был предложен термин «социальное познание».

В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком.

В русском языке за термином «познание» кроется очень многое: не только размышление по поводу визуально воспринятого, не только оценивание его (что включает и эмоции), но и мотивация необходимости дальнейшего взаимодействия с воспринимаемым человеком или отказ от такого взаимодействия. Как увидим в дальнейшем, к этому добавилась и потребность понять причины поведения воспринимаемого .

Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того, создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.

Существуют следующие социально - перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта

2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

Рефлексия - механизм социальной перцепции, позволяющий человеку во время общения с людьми познавать самого себя, исходя из самооценки своего поведения. То есть в процессе общения человек представляет себя на месте собеседника и таким образом как бы со стороны оценивает себя, и тем самым имеет возможность корректировать свое поведение. Этот механизм помогает не только понять собеседника, но и позволяет предположить насколько собеседник понимает вас.

Идентификация - процесс интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей) в процессе межличностной перцепции. Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобления ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия - способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия - это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.

Аттракция - это особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему.

Симпатия - это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения.

Каузальная атрибуция интерпретация поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов.

1.2 Особенности восприятия преподавателей студентами

Ситуация, в которой разворачивается процесс взаимодействия, во многом определяет и параметры оценочного суждения о другом, и успешность такого взаимодействия. В этой связи, образовательный процесс, отличающийся спецификой решаемых задач и его субъектов, во многом зависит от особенностей восприятия обучаемыми педагога, результатом которого является отношение к предметам и, конечно же, степень усвоения учебного материала.

В отечественной и зарубежной психологии всегда было актуальным исследование специфики и характера взаимодействия в системе «учитель-ученик», «преподаватель-студент». Несомненно, что с учетом специфики такого социального института как педагогический вуз, характер взаимодействия во многом будет определяться доминирующим стилем педагогического руководства, стратегиями межличностного взаимодействия, уровнем развития коммуникативной культуры преподавателя и студента, психолого-педагогическим мастерством и др.

Педагоги выступают коллективным субъектом, носителем и передатчиком культурного потенциала. Позиция этого субъекта, ответственного за обучение, должна формироваться в определенной атмосфере взаимодействия со студентами, с определенными элементами игры сторон. Такое взаимодействие предполагает особое разделение-объединение взаимодействующих педагогов и студентов.

По мнению С.К. Бондыревой, в психологическом восприятии студентов мир педагогов всегда иной, «взрослый», относящийся к противоположной (при всей глубине доверия и понимания) стороне пространства «игры» обучения. Независимо от личностных свойств отдельных педагогов реальная ответственность за обучение привносит в отношения профессорско-педагогического коллективного субъекта элемент специфического «опекунства» . А со стороны студентов этот коллективный субъект воспринимается как особый, несущий необходимые знания, продукт культуры, отношения иного уровня и т.д. В то же время построение таких субъект-субъектных отношений не должно быть осуществлено на уровне противоречий, противопоставлений, напряжений и диктата. Напротив, важно развить наметившуюся тенденцию углубления доверия, уважения, открытости и коллегиальности отношений при сохранении соответствующих позиций в пространстве взаимодействия в обучении - «позиций, предполагающих не псевдодемократическое заигрывание, а сочетание свободного индивидуального действия во взаимодействии со студентами» .

Специфика отношений в системе «преподаватель-студент» обусловлена следующими факторами:

1. Формальной ситуацией вуза и структурой отношений в нем. В этом случае задействован функционально-ролевой план педагогического взаимодействия, где преподаватель и студенты воспринимают друг друга по общим, ролевым, статусным параметрам. Следует отметить, что общение преподавателя и студентов оказывается более эффективным, если исполнение ролевых предписаний богаче ожиданий партнера-субъекта;

2. Неформальными межличностными отношениями. В этом случае в процессе педагогического взаимодействия за основу взят личностный план, где преподаватель и студенты воспринимают друг друга по индивидуальным параметрам личности.

Выводы по I главе

1. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в целом процесс социальной перцепции - это сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностных отношениях и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.

2. Таким образом, восприятие преподавателя студентами оказывает существенное влияние на характер педагогического взаимодействия и определяет его продуктивный или непродуктивный характер. И вместе с тем само восприятие оказывается под сильным влиянием деятельности, объединяющей студента и преподавателя. В этой связи, необходимым представляется теоретический анализ основных подходов к описанию понятия и содержательных характеристик, демонстрирующих успешность или неуспешность взаимодействия в системе «преподаватель-студент».

Глава I I . Понятие «успешного преподаватель» и его характеристика в научной литературе

2.1 Сущность понятия «успешный преподаватель»

Еще несколько лет назад слово «успешность» употреблялось не так, как сейчас. Можно было сказать «успешные переговоры», «успешный процесс», но использование словосочетания «успешный человек» было невозможно. В традиционной русской культуре не было культа успеха. Конечно, люди стремились чего-то добиться, но это не считалось основополагающей жизненной ценностью. Сейчас появилось словосочетание «Успешный человек», это говорит о том, русский язык отразил те изменения, которые происходят в нашем сознании, в нашем обществе.

Глагол «успеть» в древнерусском языке имел значения: достигнуть, добиться, помочь, принести пользу, иметь успех, удачу, результат.

Так что же такое успешный преподаватель и успех в его педагогической деятельности?

Здесь хотелось бы разделить успешность на две составляющих: личностную (внутреннюю) и профессиональную (внешнюю) успешность.

Внутренняя успешность - это ощущение удовлетворенности жизнью, полноты самораскрытия, внешняя - профессиональный статус, квалификационная категория и т.п. Успех напрямую связан с потребностями. Успешность понятие относительное, показывающее умение согласовывать материальные, социальные и духовные потребности собственной личности с реальностью. Наверное, ни один педагог не скажет, что он всегда доволен собой, каждым своим днем в учебной деятельности, каждым уроком. Бывают и неудачи, но без них невозможно движение вперед, не будет развития.

На мой взгляд, любой из нас должен стремиться к достижению внутреннего успеха, то есть к достижению удовлетворенности педагога собой и своей профессиональной деятельностью. Внешний успех, карьеру разумнее рассматривать как побочную цель. Если рассматривать наоборот, то, наверное, можно достичь определенных результатов в карьерном росте, но стать профессионалом-педагогом, который сопереживает, слышит, чувствует, сочувствует другому человеку, невозможно.

Главный залог успеха - это личность педагога. Только личность может повлиять на формирование другой личности, от этого часто зависит и интерес ребенка к учебе. Преподаватель-личность не будет смотреть свысока на студентов, с их мнением он считается.

Слово и мнение студента он ценит, а не только оценивает, мысли его не отвергает, а развивает, пока в них не откроется что-то новое или, наоборот, пока мысль не зайдет в тупик. Преподавателю необходимо быть добрым, строгим, требовательным, справедливым одновременно. Чтобы быть успешным, надо быть самим собой.

Если учитель уверен в своей личной и профессиональной компетентности, уверен в своем внутреннем успехе, то у него высокая самооценка, он оказывает позитивное влияние на отношение детей к нему, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге, оказывает развивающее воздействие на личность учащегося.

2.2 Степень изученности темы и сравнение характеристики успешного преподавателя у разных отечественных психологов и педагогов

Вопрос о наборе качеств преподавателя, которые больше ценят студенты, достаточно хорошо освящен.

Так, Смирнов С.Д. утверждает, что если дать общий перечень качеств, которые более всего ценят или отвергают современные студенты в преподавателе, то к числу первых относятся широкий кругозор, увлеченность преподаваемым предметом и знание его, интерес к личности студента, уважение, терпимость, понимание, доброжелательность, справедливость; а к числу вторых -- низкий уровень культуры, невежество, нетерпимость, фальшь, унижение достоинства студента, высокомерие, жестокость, злость, агрессивность .

Бодалев А.А. подчеркивает, то поскольку в каждом конкретном виде непосредственного взаимодействия людей (общение педагога и школьника, контакт врача и больного, игра команд на футбольном поле и т. д.) для решения задачи деятельности имеют значение определенные компоненты

облика и поведения, у общающихся лиц создается установка на отражение и осмысливание в другом человеке прежде всего этих компонентов .

Также проводилось немало исследований на данную тему.

Например, исследования Н.Н.Павелко, Б.А.Бенедиктова и Г.В.Акопова показали, что в личности преподавателя высшей школы студенты высоко ценят человеческие качества: доброжелательность, ненавязчивое воздействие, увлеченность, человеколюбие, чувство такта, умение понять другого, общительность. Данные качества оцениваются студентами не меньше, чем умение интересно и содержательно проводить учебные занятия.

При этом субъективные оценки студентов и их требования к преподавателю возрастают от курса к курсу.

Б.А.Бенедиктов определяет следующие требования, предъявляемые к преподавателю вуза, помимо общих психологических требований, содержащихся в профессиограмме: речевая культура, умения и навыки с помощью речи управлять вниманием учащихся, обеспечивать адекватный предмету и целям работы речевой эмоциональный контакт со студентами, умение прогнозировать будущее развитие студентов, представлять, какой должна быть личность студентов в перспективе, знать средства достижения этой цели, владеть своими эмоциями, их внешним проявлением, уметь создавать положительную эмоциональную обстановку в аудитории и т.д. Н.Н.Павелко представляет следующие необходимые преподавателю качества: глубокие знания в области своей специальности, социальная активность, умение ставить педагогические цели и определять задачи учебно-воспитательной деятельности, развивать интерес студентов к своему предмету, умение контролировать работу студентов, взаимодействовать с ними, понимать их, а также честность, простота, скромность, развитое чувство ответственности и т.д. Профессионально важные качества личности преподавателя и владение комплексом специальных профессиональных умений являются показателем уровня компетентности преподавателя, который, по мнению В.А.Сластенина, С.Д.Смирнова, Н.Н.Павелко и др., позволяет доминировать в процессе восприятия студентами личности преподавателя. Г.В.Акопов выделяет такие профессионально важные качества успешного преподавателя как знание своего предмета, увлеченность им, творческий подход к занятию, знание психологии, педагогический такт, ораторские способности, ясное изложение своих мыслей, творчество, логическое мышление, целеустремленность, активность, уравновешенность, оптимизм и др. .

Выводы по I I главе

1. Как уже было сказано в I главе, «успешность» - понятие относительное. И действительно, для каждого из нас оно приобретает совершенно отличное от других значение. Вряд ли мы будем судить сколького в жизни добился преподаватель только по его взгляду. Необходимо раскрыть его личность для себя полностью. Только тогда мы поймем, успешный перед нами преподаватель или нет.

2. Изучением данной проблемы занималось немало психологов и педагогов, ими проведены исследования. И почти все сходятся в том, что обучающиеся ценят отношение преподавателя к предмету и к тем, кому он преподает, творческий подход к обучению, разносторонняя развитость, умение общаться, наладить контакт с аудиторией, способность к эмпатии. Возможно, набор этих критериев в представлении студентов с десятилетиями существенно не изменяется, потому что главной фигурой образовательного процесса является тот, кого обучают. В первую очередь - это личность. И здесь важны больше человеческие качества, нежели профессиональные.

Г лава I I I . Эмпирическое исследование образа успешного преподавателя у студентов старших курсов вуза

преподаватель перцепция студент учитель

3 .1 Подготовка к исследованию и описание метода исследования

Психодиагностическое исследование проводилось на базе ННГУ (АФ) им. Н.И.Лобачевского. В процедуре приняло участие 21 студент в возрасте от 18 до 20 лет. Проводилось фронтально одно занятие.

Процедура исследования включала в себя следующие этапы:

I этап - организационный: определялся объект, предмет, цель и задачи исследования, подбирался диагностический инструментарий, формировалась выборка исследования.

I I этап - исследовательский: проводилась психодиагностика студентов старшего курса. Психодиагностика была направлена на выявление наиболее важных качеств в образе успешного преподавателя.

III этап - аналитический: обработка полученных данных, их количественный и качественный анализ, формулирование выводов.

На первом этапе проведения исследования планируется провести анкетирование по оценке представления образа успешного преподавателя группой студентов факультета дошкольного и начального образования. В содержание анкеты были включены тридцать профессионально-деловых и человеческих качеств преподавателя, каждому из которых студент должен поставить оценку по 4-х балльной шкале, опираясь на свои представления и приоритеты. Принципиально важным качествам давалась оценка 4, нужным - 3, необязательным - 2, ненужным - 1. Если в списке предложенных качеств не было тех, которые значимы для студента, предлагалось дополнительное поле для внесения своих вариантов ответов. Метод оценивания качеств использован с целью более точной интерпретации результатов и выяснения конкретного отношения старшекурсников к тем или иным чертам успешного преподавателя. Далее представлен образец анкеты, используемой в анкетировании старшекурсников:

«Образ успешного преподавателя в представлении студентов старших курсов вуза»

Курс_____ Факультет_________________________________________

В таблице приведены профессионально-личностные качества. Поставьте каждому из них оценку по 4-балльной шкале (принципиально важные - 4; нужные - 3; не обязательные - 2; не нужны - 1). Если в списке нет тех, которые важны для Вас, впишите их в строку ниже.

1.Ответственность

2.Любовь к своей работе

3.Постоянное совершенствование профессиональных навыков, повышение квалификации

4.Глубокое знание своего предмета

5.Пунктуальность

6.Оптимизм

7.Организованность

8.Активность

9.Умение заинтересовать своим предметом, доходчиво объяснить материал

10.Успехи студентов

11.Способность к творчеству и инновациям

12.Доброжелательность и понимание

13.Культурно-эстетическая развитость, образованность

14.Высокая заработная плата

15.Культура общения, грамотная и богатая речь, четкая дикция

16.Умение найти общий язык со студентами, устанавливать теплые, дружеские отношения, коммуникабельность

17.Эмоциональная стабильность (умение быть уравновешенным, спокойным)

18.Внешняя привлекательность, умение одеваться соответственно своему возрасту, сочетать цвета в одежде

19.Разносторонняя развитость, наличие увлечений, хобби

20.Наличие своего стиля преподавания

21.Трудолюбие

22.Тактичность

23.Скромность

24.Уверенность в себе

26.Благоприятные отношения с коллективом, уважение своих коллег и начальства

27.Непредвзятость в оценке знаний студентов

28.Уважение по отношению к студентам

29. Наличие высокой степени (кандидат наук, доктор наук и т.д.)

30.Активное участие в жизни вуза

Для меня также наиболее важными являются такие качества, как ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3 .2 Результаты исследования и их интерпретация

В ходе психодиагностического исследования получены следующие фактические данные:

В таблицах представлены качества преподавателя в последовательности от наибольшего количества голосов к наименьшему. Сравнительный анализ велся по двум оценкам: принципиально важные и нужные качества преподавателя, т.к. «успешный преподаватель» - понятие положительное, и мы берем во внимание высокую и среднюю оценки.

Таблица 1

Оценка качеств личности преподавателя вуза по критерию «Принципиально важные»

Наименование качества личности преподавателя вуза

Кол-во в %

Ответственность

Умение заинтересовать своим предметом, доходчиво объяснить материал

Глубокое знание своего предмета; умение найти общий язык со студентами, устанавливать теплые, дружеские отношения, коммуникабельность

Любовь к своей работе; постоянное совершенствование профессиональных навыков, повышение квалификации; доброжелательность и понимание; культура общения, грамотная и богатая речь, четкая дикция; эмоциональная стабильность

Пунктуальность; оптимизм; тактичность

Организованность; культурно-эстетическая образованность; уверенность в себе; непредвзятость в оценке знаний студентов

Уважение по отношению к студентам

Успехи студентов; трудолюбие

Активность; способность к творчеству и инновациям; высокая заработная плата; наличие собственного стиля преподавания; благоприятные отношения с коллективом, уважение своих коллег и начальства

Внешняя привлекательность, умение одеваться соответственно своему возрасту, сочетать цвета в одежде

Разносторонняя развитость, наличие увлечений, хобби; наличие высокой научной степени; активное участие в жизни вуза

Итак, по данным Таблицы 1 мы видим, что большинство студентов высоко оценивают профессиональные качества преподавателя, которые нацелены на самих студентов. Им важно получение знаний, их количество и качество, важно, чтобы преподаватель не опаздывал на занятия, любил свой предмет и умел пробудить к нему интерес у аудитории. По мнению респондентов, этого не будет достигнуто в большей мере без профессионального роста преподавателя, повышения уровня его компетентности. Также студенты ценят доброжелательность, понимание и оптимизм. Возможно, в успешном преподавателе они видят не только профессионала своего дела, но и собеседника, с которым можно пообщаться, получить совет или психологическую поддержку. Наименьшее количество высоких оценок получила творческая сторона личности преподавателя, наличие высокой научной степени и активное участие в жизни вуза.

Таблица 2

Оценка качеств личности преподавателя вуза по критерию «Нужные»

Наименование качества

Кол-во в %

Активность

Успехи студентов; трудолюбие; уважение по отношению к студентам

Разносторонняя развитость, наличие увлечений и хобби; работа над развитием авторитета; благоприятные отношения с коллективом, уважение своих коллег и начальства

Организованность; способность к творчеству и инновациям; культурно-эстетическая развитость; непредвзятость в оценке знаний студентов

Любовь к своей работе; доброжелательность и понимание; высокая заработная плата; культура общения, грамотная и богатая речь, четкая дикция; эмоциональная стабильность;

внешняя привлекательность; наличие своего стиля преподавания; тактичность; уверенность в себе;

Пунктуальность; оптимизм; активное участие в жизни вуза

Постоянное совершенствование профессиональных навыков, повышение квалификации; умение найти общий язык со студентами, коммуникабельность; наличие высокой научной степени

Глубокое знание своего предмета; умение заинтересовать предметом, доходчиво объяснить материал; скромность

Ответственность

По данным Таблицы 2 видно, что для большинства студентов старших курсов не менее важное значение в личности успешного преподавателя имеет его общая активность, трудолюбие и уважение к самим студентам, а также разносторонняя развитость, наличие хобби, благоприятные отношения с коллегами и начальством, умение быть организованным, культурно развитым и непредвзято оценивать обучающихся, т.е. на втором месте и определяется творческая и коммуникативная сторона личности преподавателя.

Таким образом, проанализировав статистические данные, их можно объединить в единую совокупность качеств личности успешного преподавателя. Ниже представлены те характеристики «педагога-идеала», которые оказались предпочтительными для более половины студентов старшекурсников. По количеству голосов они представлены в порядке от наибольшего к наименьшему

Ответственность; умение заинтересовать своим предметом, доходчиво объяснить материал; глубокое знание своего предмета; умение найти общий язык со студентами, устанавливать теплые, дружеские отношения, коммуникабельность; активность; любовь к своей работе; постоянное совершенствование профессиональных навыков, повышение квалификации; доброжелательность и понимание; культура общения, грамотная и богатая речь, четкая дикция; эмоциональная стабильность; успехи студентов; трудолюбие; уважение по отношению к студентам; пунктуальность; оптимизм; тактичность; разносторонняя развитость, наличие увлечений и хобби; работа над развитием авторитета; благоприятные отношения с коллективом, уважение своих коллег и начальства; организованность; уверенность в себе; непредвзятость в оценке знаний студентов; способность к творчеству и инновациям; культурно-эстетическая развитость.

Выводы по II I главе

Как показало исследование, студенты-старшекурсники хотят, чтобы преподаватель был надежен во всех направлениях своей деятельности. Им, не важно, как он выглядит, уверен в себе или нет, чем занимается в свободное время, что любит, какой авторитет имеет и как он сам их оценивает. В успешном преподавателе в первую очередь они видят увлеченно занятым своим делом человека, который сможет «заразить» им и других людей, и человека, с которым можно легко вести общение, консультироваться, задавать вопросы и получать на них исчерпывающие ответы. Это значит, что студенты старших курсов имеют цель быть образованными, понятыми и уважаемыми.

Таким образом, цели курсового исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Заключение

Хороший преподаватель по своей природе должен постоянно совершенствоваться не только профессионально, но и внутренне, т.к. первое без второго будет не эффективно. Все мы хотим видеть в своем наставнике тот образец, тот эталонный набор характеристик личности, к которому будем стремиться сами. Говоря об образе успешного преподавателя, мы имеем в виду идеал, т.к. образ - это, в нашем случае, воображаемый объект, который по сути своей не должен иметь изъянов.

В ситуации педагогического общения студенты наблюдают за преподавателем и анализируют его личностные особенности, позицию по отношению к студентам, умение взаимодействовать с аудиторией и индивидуальные взаимоотношения, оценивают его знания и профессиональные качества.

Восприятие, понимание и отношение студентов к выявляемым в учебном процессе вуза профессионально важным качествам личности педагога, к его профессиональным умениям и системе профессиональных психолого-педагогических знаний являются профессионально значимыми для студентов, т.к. во время обучения в вузе у студентов формируется эталон личности преподавателя. Студент оценивает уровень компетентности преподавателя и выражает свое отношение к нему.

Список литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. [Текст] /

Г.М. Андреева - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 363 с.

2. Анкетирование студентов как один из методов оптимизации учебно-воспитательной работы в организации учебного процесса [Текст] /

И.А. Мурзинова // Вестник Волгоградского государственного университета. 2010. - № 12. - С. 105-107.

3. Беляева Г.Ф. Социологический мониторинг «Преподаватель глазами студента» как инструмент оптимизации управления учебным процессом в вузе [Текст] / Г.Ф. Беляева, А.С. Царенко - М.: МГУ. - 128 с.

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] /

А.А. Бодалев - М.: МУ, 1982. 200 с.

5. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во «Педагогика», 1983. - 271 с.

6. Бодалев А.А. Познание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев,

Н.В. Васина- СПб.: Речь, 2005 г. 324 с.

7. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.

8. Бондарчик Е.Ю. Социальная перцепция / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://opsychology.ru/2008/12/06/socialnaya-percepciya/

9. Вопросы повышения качества образования (по материалам социологических исследований оптимизации учебного процесса на юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова) [Текст] / И. В. Васенина, А.В. Клочкова // Вестник Московского университета. - 2009. - № 5. - С. 62-76.

10. Восприятие личности преподавателя студентами в процессе их профессиональной подготовки [Текст] / Чалых Н.А. // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. - 2009. - №12. - С. 236-239.

11. Вуз в пространстве культуры и культурное пространство вуза [Текст] / С.К. Бондырева // Мир психологии. - 2000. - № 3. - С. 199-205.

12. Исследование образа преподавателя высшей школы в представлении студентов [Текст] / T.B. Гущина, И.В. Якеева // Вестник Костромского государственного технологического университета. - 2009. - № 22. - С. 97-100.

13. Леонтьев А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев - М., 2005.- 365 с.

14. Личность современного преподавателя в контексте современного вектора образования [Текст] / Т.А. Крупа // Ойкумена. - 2012. - №22. - С. 34-40.

15. Личность и стиль деятельности преподавателя глазами студентов [Текст] / Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов // Образование и общество. - 2004. - № 6. - С. 37-47.

16. Преподаватель глазами студента, студент - глазами преподавателя (об итогах социологических исследований) [Текст] / Е.Г. Васильева, Т.В. Юдина // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2007. - № 10. - С. 95-107.

17. Преподаватель глазами студентов [Текст] / Г.Т. Трофимова // Инновации в образовании. - 2002. - № 5. - С. 72-75.

18. Особенности развития представлений студентов о преподавателе высшей школы [Текст] / Л.З. Зарипова, С.Ю. Жданова // Вестник Санкт - Петербургского университета. - 2008. - № 1. - С. 275-280.

19. Скрынник Н.Е. Представления студентов о профессионально важных качествах педагогов [Текст] / Н.Е. Скрынник // Психологические проблемы педагогической деятельности. - Ростов-на Дону, 2010. С. - 210.

20. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов [Текст] / Смирнов С. Д. - М.: Аспект Пресс, 1995. -- 271 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социологическая проблема взаимодействия преподавателей и студентов. Основные составляющие авторитета преподавателя. Типология профессиональных позиций учителей и модели их поведения. Диагностика и урегулирование конфликта "студент – преподаватель".

    курсовая работа , добавлен 08.07.2010

    Профессионально-важные качества как система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности. Общая характеристика основных профессионально важных качеств работающих психологов и учащихся студентов.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2016

    Характеристика подходов к исследованию образа в современной психологии. Основные виды и функции образов. Факторы социальной перцепции, оказывающие влияние на формирование образа человека. Образ учителя профессионала как результат социальной перцепции.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2016

    Психологический анализ проблемы оценки результатов обучения, психологические последствия оценивания знаний студентов с помощью отметки. Проблема профессиональной компетентности преподавателя, усиление мотивационного компонента оценочной деятельности.

    реферат , добавлен 29.08.2011

    Методологический анализ идеального образа учителя в психолого-педагогической литературе. Личностные и профессиональные черты педагога: знания; пропаганда здорового образа жизни; честность, внимательность, коммуникабельность; организаторские способности.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2012

    Представления о проблеме особенностей восприятия старости у людей различных возрастных групп. Старость как социальная проблема, механизмы и эффекты социальной перцепции. Эмпирическое исследование особенностей социальной перцепции в юношеский период.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2013

    Психолого-педагогические особенности студентов младших курсов. Физиологическая адаптация к учебному процессу. Анализ деятельной активности и поведения студентов младших курсов. Формирование мировоззрения и ценностных ориентаций, психологическая адаптация.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2014

    Психологические особенности студентов и соотношение их с личностно-профессиональным развитием. Эмпирическое исследование психологических особенностей личностных и профессиональных качеств студентов вуза в период их обучения с первого по пятый курс.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2011

    Основные подходы к образу педагога в педагогической психологии. Восприятие и понимание учениками педагогов, образ педагога в понимании родителей. Эмпирическое исследование по проблеме образа педагога в представлении учителей, учеников и их родителей.

    дипломная работа , добавлен 04.03.2010

    Анализ подходов к проблеме адаптации в научной литературе. Психолого-педагогическое сопровождение студентов-первокурсников на этапе адаптации к обучению в вузе. Процесс самоадаптации личности, формирования ее социальной и профессиональной идентичности.

Особенности восприятия преподавателей студентами

Ситуация, в которой разворачивается процесс взаимодействия, во многом определяет и параметры оценочного суждения о другом, и успешность такого взаимодействия. В этой связи, образовательный процесс, отличающийся спецификой решаемых задач и его субъектов, во многом зависит от особенностей восприятия обучаемыми педагога, результатом которого является отношение к предметам и, конечно же, степень усвоения учебного материала.

В отечественной и зарубежной психологии всегда было актуальным исследование специфики и характера взаимодействия в системе «учитель-ученик», «преподаватель-студент». Несомненно, что с учетом специфики такого социального института как педагогический вуз, характер взаимодействия во многом будет определяться доминирующим стилем педагогического руководства, стратегиями межличностного взаимодействия, уровнем развития коммуникативной культуры преподавателя и студента, психолого-педагогическим мастерством и др.

Педагоги выступают коллективным субъектом, носителем и передатчиком культурного потенциала. Позиция этого субъекта, ответственного за обучение, должна формироваться в определенной атмосфере взаимодействия со студентами, с определенными элементами игры сторон. Такое взаимодействие предполагает особое разделение-объединение взаимодействующих педагогов и студентов.

По мнению С.К. Бондыревой, в психологическом восприятии студентов мир педагогов всегда иной, «взрослый», относящийся к противоположной (при всей глубине доверия и понимания) стороне пространства «игры» обучения. Независимо от личностных свойств отдельных педагогов реальная ответственность за обучение привносит в отношения профессорско-педагогического коллективного субъекта элемент специфического «опекунства» . А со стороны студентов этот коллективный субъект воспринимается как особый, несущий необходимые знания, продукт культуры, отношения иного уровня и т.д. В то же время построение таких субъект-субъектных отношений не должно быть осуществлено на уровне противоречий, противопоставлений, напряжений и диктата. Напротив, важно развить наметившуюся тенденцию углубления доверия, уважения, открытости и коллегиальности отношений при сохранении соответствующих позиций в пространстве взаимодействия в обучении - «позиций, предполагающих не псевдодемократическое заигрывание, а сочетание свободного индивидуального действия во взаимодействии со студентами» .

Специфика отношений в системе «преподаватель-студент» обусловлена следующими факторами:

1. Формальной ситуацией вуза и структурой отношений в нем. В этом случае задействован функционально-ролевой план педагогического взаимодействия, где преподаватель и студенты воспринимают друг друга по общим, ролевым, статусным параметрам. Следует отметить, что общение преподавателя и студентов оказывается более эффективным, если исполнение ролевых предписаний богаче ожиданий партнера-субъекта;

2. Неформальными межличностными отношениями. В этом случае в процессе педагогического взаимодействия за основу взят личностный план, где преподаватель и студенты воспринимают друг друга по индивидуальным параметрам личности.

Выводы по I главе

1. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в целом процесс социальной перцепции - это сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностных отношениях и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.

2. Таким образом, восприятие преподавателя студентами оказывает существенное влияние на характер педагогического взаимодействия и определяет его продуктивный или непродуктивный характер. И вместе с тем само восприятие оказывается под сильным влиянием деятельности, объединяющей студента и преподавателя. В этой связи, необходимым представляется теоретический анализ основных подходов к описанию понятия и содержательных характеристик, демонстрирующих успешность или неуспешность взаимодействия в системе «преподаватель-студент».