Краткий конспект лекций по курсу «Устное народное поэтическое творчество

Исстари предметы народного промысла были призваны усовершенствовать домашний и общедеревенский быт. Благодаря сельскому ремеслу, создавались предметы первой необходимости, включая даже сложные конструкции. Со временем предметы народного промысла стали призваны нести не только практический, но и эстетический смысл: бижутерия, потешный промысел (свистульки, игрушки) и украшения домашних интерьеров. В разных регионах и областях нашей страны различались виды искусства, рукоделия и ремесла. В этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

1. Оренбургский пуховый платок

Оренбургский пуховый платок - название собирательное: это и теплый тяжелый платок-шаль, и тонкий, легкий, ажурный платок - «паутинка». В удивительном согласии соединились в них уникальные особенности пуха местной породы коз и народное понимание красоты, гармонии и порядка.

Козы из Оренбурга имеют необычный пух, который считается самым тонким в мире. Изделия из такого пуха - тончайшие и лёгкие и, в то же время, очень прочные и тёплые.

Вязание платков, паутинок или палантинов - очень кропотливый труд. Мастерица тратит на ручное вязание одного платка средних размеров около месяца.



Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

2. Тульский самовар

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.
Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.


В начале XIX столетия известность приобретает фабрика «Купцов Василия и Ивана Ломовых в Туле», основанная в 1812 году. На крышках самоваров гравировали надпись: «Василый Iван Ломовъ въ Туле».

За высокое качество самовары Ломовых одними из первых имели право носить государственный российский герб как высшую награду. И поныне самовары, сделанные руками тульских мастеров, - это подлинные произведения искусства и непременный атрибут традиционного чаепития в России.

3. Палехская миниатюра

Палех - это поселок городского типа в Ивановской области, расположенный на трассе между городами Нижний Новгород и Иваново. В 1923 году родилась первая палехская миниатюра, которой и по сей день славится город.



Палехская лаковая миниатюра представлена в виде типичного сюжета из повседневной жизни, сказок, песен, былин. Выполняется она на черном фоне золотом.

Порой живописная плоскость так мала и сюжет настолько сложен, что мастеру приходится прибегать к помощи лупы и посвятить работе несколько месяцев.

4. Гжель

На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень. Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.

В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России.



История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.

5. Павлопосадские платки

История павлопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Примечательно, что русские художники позаимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос, и ромашка, и античные вазы, и букетики цветов, и птицы, и древние символы, и многие другие образы.

Однако, главным лейтмотивом павлопосадских платков все равно остается жизнь российского народа: на ткани художники умудряются запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом - радостные и веселые эпизоды из жизни людей.



Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

6. Вологодское кружево

Русские кружева - самобытны, многообразны по сюжетам и техникам исполнения. Но есть среди них одни, особенные. Чаще именно изделия вологодских кружевниц прочно ассоциируются у нас со словом «кружево». И это неспроста - история этого промысла на Вологодчине уходит корнями в далекое прошлое и вот уже несколько веков поражает нас своим изяществом.

Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.


При правлении Петра I мастериц кружевоплетения выписывали в Россию из-за границы. Мода на этот промысел привела к тому, что многие жены русских дворян стали изучать приемы работы с коклюшками, и организовывали в своих усадьбах мастерские, где крепостные крестьянки плели кружево.

7. Шемогодская резная береста

Шемогодская резьба - традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.


Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития.

8. Тульский пряник

Тула прославила Россию не только оружием, самоварами, гармониками, но и пряниками.

Тульский пряник - практически восьмое чудо света, по крайней мере, сами туляки именно так называют этот вкусный деликатес. Гордость, надо сказать, вполне обоснована, ведь из истории мы узнаем, что производство пряников насчитывает не одну сотню лет. Ученые склоняются к 300-летней истории пряничного искусства, а это достойно уважения и искреннего восхищения.



Вряд ли мы узнаем, когда и кто испек первый тульский пряник, но однажды любознательные историки подсчитали, что тульские пряники пережили 13 императоров и бессчетное количество прочих вождей, множество войн и революций.

9. Ростовская финифть

На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали - «финифть» - происходит от греческого «фингитис», что переводится как «светлый, блестящий камень».



В Ростове искусство огненного письма известно с 17 века. Соперничать с ростовскими мастерами могут только эмальеры из Лиможа. Лиможские эмали известны уже более 800 лет. Но и они очень высоко ценят ростовских мастеров, особенно их живописные миниатюры.

10. Хохломская роспись

Хохлома - один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке в г.Семёнове, близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.



Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

11. Абашевская игрушка

Промысел возник в селе Абашево Пензенской области в начале 17 в. Его связывают с народным праздником «Свистунья»: к этому празднику делали тысячи глиняных свистулек. Абашевские свистульки чаще всего изображали животных - козлов, оленей, баранов, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Свистульки раскрашивались яркими синими, зелеными, красными красками, в самых неожиданных сочетаниях.



Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение. Обучать начинали с 8 лет. Изделия из местной глины в Абашеве обжигали в горнах - сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 м. Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки.

12. Жостовская роспись

Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи - подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства.

13. Городецкая роспись

Городецкая роспись по дереву - традиционный художественный промысел, получивший активное развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.

Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.



Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, который организовал профессиональное обучение художников в 1935 г.

14. Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.



Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

15. Гусевской хрусталь



Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

16. Уральский малахит



Известные месторождения малахита - на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.


17. Матрёшка

Круглолицая и полненькая весёлая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрёшка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями.



Матрёшка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

18. Мезенская роспись

Истоки зарождения данного вида росписи ведут к низовьям реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь - прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись» .



Изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как сейчас на ней больше специализируются женщины. В настоящее время мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства.

19. Казаковская филигрань (скань)

На Руси скань была известна очень давно. Филигранные изделия встречаются еще в раскопках курганов IX века. В России одним из крупнейших центров сканного производства становится село Казаково Нижегородской области. Первая Казаковская артель по производству сканных изделий была образована в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны артель не прекращала своей работы: плели офицерские погоны, делали для них звездочки, изготавливали портсигары. В послевоенное время - освоили ножевое и вилочное производство.



Каждое изделие уникально - филигранные вещи изготовливаются только вручную.

20. Богородская резная игрушка

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное неподалёку от Сергиева Посада.



Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).



Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом как богородского промысла, так и самого села Богородского, войдя в герб посёлка.

1.1.Вводное занятие. Фольклор как искусство слова .

Понятие предмета народного творчества. Общие особенности народного искусства. Своеобразие творческого процесса и бытования. Коллективность творчества и его формы. Единство коллективного и индивидуального начал. Традиционность, изменяемость и вариативность . Синкретизм. Народное поэтическое творчество как искусство устного слова, своеобразие его художественных средств, стиля, жанров.

1.2. Жанровая система русского фольклора

Общие проблемы: деление фольклора на жанры и роды. Проблема классификации жанров. Вопрос о жанровых разновидностях. Генетическая связь жанров. Общие процессы в жанрах, включение одних жанров в другие. Функции жанров. Поэтика родов и жанров фольклора как художественная система.

1.3. Происхождение фольклора и ранние стадии его развития

Историческое изучение фольклора и его проблемы. Принципы хронологического приурочивания фольклора. Проблемы исторической поэтики. Понятие типологического сходства фольклорных явлений. Особенности, общие для фольклора разных народов.

Общая периодизация истории русского фольклора: фольклор доклассового общества, эпохи феодального общества, эпохи капитализма и социализма. Теория трудового происхождения искусства. Трудовые песни. Анимизм, антропоморфизм. Связь фольклора и мифологии. Древнейший общеславянский фольклор. История древних славян и фольклор. Христианство и двоеверие в фольклоре. Киевская Русь, Московская Русь, становление русской государственности и устное творчество. Формирование национальной русской традиции.

1.4. Обряды и обрядовая поэзия

Общая характеристика обрядовой поэзии. Приуроченность ее к хозяйственным и семейно-бытовым обрядам. Утилитарные и религиозно-магические функции. Классификация обрядов. Собирание и изучение обрядовой поэзии. Циклизация и состав. Поэзия зимнего цикла. Черты христианской обрядности. Колядки. Подблюдные гадания. Масленица.

Поэзия весенне-летнего цикла: веснянки, троицко-семицкие обряды, Кострома, Купальские обряды.

Осенние (жатвенные) обряды.

Семейно-бытовые обряды: состав и классификация. Родильные, свадебные, рекрутские, похоронные обряды.

Обрядовая поэзия: классификация обрядовой поэзии. Приговоры, приговорки. Заклинания, заговоры. Песни: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые, лирические обрядовые песни. Причитания.

1.5. Пословицы. Поговорки

Пословицы и поговорки. Определение пословиц и поговорок; проблема их разграничения. Формы бытования пословиц и поговорок, их связь с живой речью. Место пословиц в системе жанров фольклора. Происхождение пословиц, их первоначальная утилитарность. Устойчивость пословиц, многозначность пословичного суждения. Речевая и поэтическая функция. Опыты классификации пословиц. Поэтика пословиц.

Поговорка. Определение поговорок. Образность художественных поговорок; поговорки и фразеологизмы. Типы поговорок, их структура. и его теория клише. Собирание пословиц и поговорок.

1.6. Загадки

Загадки: определение, происхождение, связь с иносказательной речью. Тематические группы загадок. Связь с загадок с обрядами и с другими фольклорными жанрами. Поэтическая образность и художественные средства загадок. История собирания и изучения загадок.

1. 6. Сказки

Определение жанра и его разновидностей. Сказки о животных: происхождение вымысла, темы идеи, образы. Иносказательность сказок о животных. Поэтика и стиль: композиционные особенности, куммулятивность, повторяемость, диалог, игровые /приемы/ припевы.

Волшебные сказки: определение волшебной сказки. Связь с мифом. Жизненная основа древних сюжетов. Поэтика и стиль: композиция, статичность характеров, сходство сюжетов и мотивов, троекратные повторы, однолинейность развития действия, способ воспроизведения времени и места, стилистическая обрядность, (мифология) формулы. «Морфология сказки» .

Социально-бытовые или новеллистические сказки: происхождение, социальная и идейно-художественная природа. Особенности поэтики и стиля. Виды бытовых сказок.

Собирание и изучение сказок. Опыты классификации сюжетов: указатели сказочных сюжетов Аарне-Андреева, Томпсона.

1. 7. Предания, легенды, былинки, бывальщины

Предания: определение, жанровые признаки. Тематические группы преданий. Предания о памятных событиях русской истории и исторических деятелях. Топонимические предания. Поэтика преданий. Отношения предания к другим жанрам устной прозы. Художественное своеобразие преданий.

Легенды: определение жанра, отношение его к другим видам устной позы. Связь с церковной книжностью и религиозная функция. Легенды и оппозиционная мысль народа в эпоху средневековья. Художественное начало в легендах.

Бывальщина: определение жанра, отличие от предания. Разнообразие тем бывальщин. Личный опыт, стиль, язык рассказчика. Элементы художественного творчества.

Быличка как жанр. Религиозная функция и бессознательно-художественное творчество в быличках. Выражение в них народной демонологии и народных верований. Виды быличек, их темы и стиль. Проблемы классификации.

1.8. Былины

Определение жанра. Термин «былина» и «старина». Былины и историческая действительность: отражение политической и военной истории древней Руси, социально-классовых отношений: имена, географические названия, предметы материальной и духовной культуры в былинах. Проблема происхождения эпоса. Народность и теория аристократического происхождения эпоса.

Периодизация истории эпоса. Сюжеты, темы и образы древнейшего периода и последующего времени. Связь былин с мифологией и возникновение особой системы их образности и стиля. Циклизация былин. Былины Киевской и Новгородской Руси. Историческая и поэтическая классификация сюжета. Идея и историческая основа важнейших былин: «Волх Всеславьевич», «Ольга и Микула», «Добрыня и змей», «Женитьба князя Владимира», «Илья и Соловей-Разбойник» и др. Типизация в былинах. Поэтика. Принципы изображения людей и событий в былинах (гиперболизация, идеализация). Композиция. Последовательность эпизодов, общие места, повторения: ускорение и замедление повествования, зачины и концовки. Поэтический язык (сравнения, эпитеты и пр.) Былинный стих.

Сохранность былин в устном бытовании. Сказатели (, и др.) как носители и выразители песенно-эпических традиций.

Художественная ценность эпоса - величайшего памятника русской культуры. История собирания и важнейшие сборники. Изучение былин.

1.9. Исторические песни.

Термин «Историческая песня». Сборники исторических песен XIII-XIX вв. Историческая песня как этап развития эпического творчества. Преемственность связи исторических песен с былинами. Связь исторических песен с другими жанрами фольклора. Принципы художественно-достоверного изображения событий и лиц в исторических песнях. История народа и ее отражение в песнях («Щелкан Дудентьевич др.»). Основные циклы: об Иване Грозном, о Ермаке, о Смутном времени, о Степане Разине, о Петре I, песни о событиях Отечественной войны 1812 года. Типы персонажей: народный герой, царь, полководец. Изображение Народа. Жанровые разновидности: эпические песни (с развернутым сюжетом, одноэпизодные), лиро-эпические песни. Сатирические мотивы. Композиции и стиль.

1.10. Балладные песни

Определение жанра. Изучение и собирание балладных песен. Антология, . Своеобразие русских балладных песен, их происхождение. Ранние балладные песни (XIV - XVIвв.): «Дмитрий и Домна», «Князь Роман жену терял», «Князь Михайло». Вопрос об исторических балладах (песни о полоне). Социальная природа гуманизма, выраженного в ранних балладных песнях. Ранние антиклерикальные балладные песни: «Василий и Софья», «Чурилья-игуменья», «Князь и старцы». Балладные песни XVIIв.: «Угроза молодцу», «Жена разбойника», «Братья разбойники и сестра». Поздние балладные песни конца XVII-начала XVIIIв.: «Ванька-ключник и князь Волконский», «Девушка защищает свою честь». Поэтика: особенности композиции и сюжета, драматичность, психологизм, искусство трагического, характер стиха.

1.11. Лирические песни

Специфика жанра. Сборники и. Жизненная и поэтическая функции. Соотношение лирических песен и обрядовых. Принципы классификации лирических песен. Основные типы. Частые песни. Их содержание, образы. Песни шуточные и сатирические. Протяжные песни. Любовные и семейные песни. Их содержание, тематика, различные способы передачи содержания: песни-повествования и песни-раздумья. Композиционные принципы. Традиционные художественные средства изобразительности: картина природы и быта, портреты героев. Герой лирических песен. Средства внутреннего раскрытия образа человека; символика, ее основные тематические виды. Композиция. Художественный параллелизм, метафоры, эпитеты, звукопись.

1.12. Народная драма

Определение драмы как рода и жанра. Виды и формы драматического действия. Сборник и антология. Драматическое исполнение эпических и лирических произведений. Связь драматического действия с народными обрядами и играми. Сатирические пьесы, интермедии, монологи в репертуаре исполнителей, в кукольном театре и т. д. Их тематика, образность, стиль. Народная драма «Лодка». Образ разбойника. Социальная сатира. Драма «Царь Максимильян». Литературные источники пьес. Поэтика и стиль. Традиция и импровизация.

1.13. Детский фольклор

Понятие «Детский фольклор». Собирание детского фольклора. Сборники и. Деление на жанры. Колыбельные песни, их тема, образы, стиль. Пестушки и потешки. Прибаутки. Особый вид прибауток - перевертыши. Заклички и их связь с календарной поэзией. Поговорки и их отношение к магическим обрядам. Игры, игровые припевки приговоры. Считалки, их происхождение и темы. Дразнилки и поддевки. Скороговорки.

1.14 Духовные стихи

Определение жанра, источники происхождение, отношение к традиционному фольклору. Выражение народных оппозиционных целей и средневекового свободомыслия. Переосмысление библейских тем, евангельских легенд и апокрифов : «Стих о Голубиной книге, стих о Егории Храбром», «Стих о Лазаре убогом» и др. Христианско-религиозная образность. Характер сюжетов и мотивов. Типы духовных стихов: песенно-повествовательный и молитвенный. Усвоение особенностей былинного стиха. Стиль. Певцы былинных стихов. Бытование духовных стихов среди народа. Собирание и изучение духовных стихов.

15. Исторические условия развития фольклора (вторая

половина XIX - начало XX в.)

Развитие капитализма в России и фольклор. Общие судьбы традиционного фольклора. Трансформация жанров. Изменения в былинах, сказках и песнях. Новые рекрутские, солдатские и тюремные песни. Изменение традиционной системы фольклора. Развитие индивидуального творческого начала в массовом творчестве. Возникновение и развитие рабочего фольклора.

Крестьянский фольклор.

Протест против надвигающегося капитализма, против разорения и обезземеливания (плачи). Противоречия патриархального крестьянского фольклора; проклятия золоту и угнетателям. Выход в массовой крестьянской поэзии после революции 1905 года к идеям революционной демократии. Усиление социальной сатиры. Новые жизненные темы. Влияние книжной поэзии на массовый поэтический репертуар деревни.

Рабочий фольклор.

Условия и время возникновения, его эволюция, жанровый состав, идейное и художественное своеобразие. Фольклор зарождающегося рабочего класса. Связь с крестьянским фольклором. Традиции и новаторство в устном рабочем творчестве. Характеристика жанров. Развитие мотивов революционной борьбы. Возрастающее влияние книжной поэзии на городской фольклор. Массовые песни пролетариата. Их авторы. Революционные темы. Собирание и изучение народного фольклора.

Частушки

Частушки как жанр. Сборники, и, антологии Бахтина. Идейно-эстетические особенности частушечной поэзии. Внутрижанровая тематическая классификация частушек: лирические попевки, плясовые припевки, нескладухи и перевертыши, страдания, «Семеновна» и др. Сатира и юмор в частушках. Циклы частушек. Композиционные типы частушек. Художественные средства. Язык и стиль. Своеобразие исполнения и бытования частушек. Традиции других жанров в частушечном творчестве.

Фольклор в советскую эпоху.

Народное поэтическое творчество советского периода - новый этап развития народного фольклора. Традиционная система фольклора, судьбы традиционных жанров. Формы усвоения традиционного фольклорного наследия. Самодеятельное народное творчество. Песенное творчество в годы революции и гражданской войны. Партизанские красноармейские песни. Рассказы о революции и гражданской войне. Проблема устного рассказа как явления фольклора. Формы мемората и фабулата. Народное поэтическое творчество в годы восстановления народного хозяйства. Рассказы и песни о Ленине. Переделки популярных песен. Антибуржуазная сатира. Новые частушки и пословицы. Фольклоризация популярных песен советских поэтов и композиторов.

Народное поэтическое творчество в годы Великой Отечественной войны. Патриотические темы. Тема победы над фашизмом. Песни девушек-полянок. Песни рабочих и колхозников, солдат. Причитания. Антифашистские частушки. Рассказы о войне. Пословицы и поговорки. Народное поэтическое творчество послевоенных десятилетий. Тема мирного труда. Новые песни и частушки. Новые пути развития народного творчества. Современное состояние устного поэтического народного творчества.

1.16 Литература и фольклор

«Двусторонность» проблемы: влияние фольклора на литературу и литературы на фольклор. Фольклоризм и народность. Прогрессивные и консервативные писатели и фольклор.

Литературные памятники Киевской Руси (Повесть временных лет и др.) и фольклор. «Слово о полку Игореве» и фольклор. Фольклор и литература периода национально-освободительной борьбы, становления единого русского государства. Народная поэзия в литературе на рубеже новой эпохи (XVIIв.) («Еруслан Лазаревич», Бова-Королевич» и др.) Воинские повести и народное творчество. Сатиристические повести и народные сказки. «Повесть о Горе-Злосчастии» и народные песни.

Литература XVIII века и фольклор

Фольклор в литературе петровского времени. Творчество ранних просветителей (,). Классицизм и фольклор. (и его школа). Русское просвещение и проблемы фольклора. и «фольклорное направление в литературе. и фольклор. , литература сентиментализма и фольклор. Басни и фольклор. Использование фольклора в «Путешествии из Петербурга в Москву». Псевдонародное использование фольклора у писателей ложноклассического направления.

Литература XI - начала XX века и фольклор

Эпоха становления романтизма и фольклор. Реализм и фольклор. Индивидуальное использование фольклора в творчестве, . Писатели «натуральной школы»: , и фольклор Сатира -Щедрина и фольклор. -Печерский и фольклор. Очеркисты-шестидесятники. и народное творчество. Использование фольклора в творчестве. и его переделки эпических песен. и фольклор. Крестьянские писатели и фольклорные темы, образы, стиль в их творчестве.

Писатели конца XIX - начала XX века и фольклор. Ранний и фольклор. и народное творчество. Ложные стилизации под фольклор. Декаденты и фольклор.

Советская литература и фольклор

Новаторство советских писателей и фольклор. Следования традициям народного творчества в жанрах сказа-предания (), сказки (, и др.). Фольклор в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Шолохова, А. Платонова. Современная русская поэзия и фольклор. Фольклор в творчестве современных прозаиков (Ф. Абрамова, В. Астафьев, В. Распутин и др.). Фольклоризация литературных произведений: песни поэтов-песенников в массовом бытовании.

1.17. Историография фольклористики

Интерес к фольклору в древности (летописи). Отношение церкви к фольклору. Первые записи фольклора, первые сборники пословиц, списки былин, собрания песен и прочее.

Формирование русской науки (истории и филологии) и изучение народного творчества. Историк о фольклоре, и о фольклоре. Собирание фольклора в XVIII в. Развитие интереса к народной культуре. Сборники Кирши Данилова, и др. и фольклор. Декабристы о социальной сущности, историческом и патриотическом значении фольклора. Писатели-романтики о фольклоре. и о народном творчестве.

Собиратели народного творчества: , . Значение их деятельности для изучения фльклора.

о народном творчестве. Борьба Белинского с официальной народностью и реакционным славянофильством. И. А Герцен о фольклоре. о связи народной поэзии с жизнью и историей народа. об идейно-художественной ценности русского народного поэтического творчества, о песнях, сказках и пословицах, о собирании произведений фольклора. Значение воззрений революционных демократов на культуру и творчество народных масс для развития науки о фольклоре.

Труды ученых-мифологов (, и др.) и связь их с научной деятельностью ученых Западной Европы (Братья Гримм). Решение мифологами вопроса о происхождении фольклора. Объяснение сходства сюжетов и образов в фольклоре разных народов. Научных заслуги представителей мифологической школы и их заблуждения; применение ими сравнительного метода изучения фольклора. Критике и мифологической школы.

Ритуально-мифологическая критика. Неомифологи.

Труды, и отношение их разысканий к аналогическим работам ученых Западной Европы - миграционистов, сторонников школы заимствований (Т. уально-мифологическая критика Бенфей и др.). Проблема происхождения и сходства сюжетов и ее решение в трудах миграционистов. Идея о «встречных течениях» при заимствовании.

Развитие исторической науки и этнографии и их значении для изучения фольклора. Антропологическая школа (теория самозарождения сюжетов). Проблема происхождения и сходства сюжетов, ее решение. Труды. «Историческая поэтика».

Зарождение исторического метода исследования фольклора: , . Значение работы для формирования исторической школы. , его основные труды, их значение. Работы, .

Сборники, Б. и Ю. Соколовых.

Советская фольклористика. Собирательская и издательская деятельность академических институтов. Исследования Б. и Ю Соколовых, . Теоретические работы, . Дискуссии и специфики, в современном состоянии фольклора (50-60-е гг.), об историзме эпоса (60-е,80-е). Сравнительное изучение фольклора ().

Инструкция

Устное народное творчество - это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. По другому устное народное творчество называют фольклором .

Частушка несет в себе массу позитива (даже знаменитые саратовские страдания). Она может быть грустной, но при этом оптимистические нотки в ней непременно присутствуют, частица юмора обязательно есть (часто – подтрунивание над самим собой).
Известны случаи: в состояниях депрессии и стресса стоит людям пропеть несколько частушечных куплетов, как душевная боль уходит, а сердечные раны заживают. Возможно, это происходит от того, что человек просто прокричится, приплясывая, - выпустит пар. А возможно, так проявляется великая сила коллективного народного искусства. Пусть даже такого немудреного, как частушка.

Частушка – желанный гость в любой компании в наше время. Она, как прежде, популярна и любима массами. Она не растеряла своего смысла – возможности высказаться, подшутить над собой и над другими, высмеять ситуацию или человека (лентяя, чиновника, пьяницу). Частушка всегда идет в ногу со временем. Она никогда не исчерпает себя.

Видео по теме

Совет 3: О чем сказка Салтыкова Щедрина "Премудрый пескарь"

Писательское творчество сатирика Салтыкова-Щедрина на всех этапах было направлено на то, чтобы открыть современникам глаза на невежество, тупость, бюрократизм и беззаконие процветающие в России того времени.



Сказки для «детей изрядного возраста»

В самые тяжелые годы реакции и строгой цензуры, которые создавали просто невыносимые условия для продолжения его литературной деятельности, Салтыков-Щедрин нашел блестящий выход из сложившейся ситуации. Именно в то время он начал писать свои произведения в форме сказок, которые позволили ему продолжить бичевание пороков российского общества вопреки неистовству цензуры.

Сказки стали для сатирика своеобразной экономной формой, позволявшей продолжить темы своего прошлого творчества . Скрывая истинный смысл написанного от цензуры, писатель использовал эзопов язык, гротеск, гиперболу и антитезу. В сказках для «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин, как и прежде, говорил о тяжелой судьбе народа и высмеивал его угнетателей. Бюрократы, градоначальники-помпадуры и другие нелицеприятные персонажи предстают в сказках в образах животных – орла, волка, медведя и др.

«Жил - дрожал, и умирал – дрожал»


Согласно нормам правописания XIX века, слово «пескарь» писалось через «и» - «пискарь».
Одним из таких произведений является ставшая хрестоматийной сказка «Премудрый пискарь», написанная Салтыковым-Щедриным в 1883 году. Сюжет сказки, повествующий о жизни самого обычного пескаря, известен любому образованному человеку. Имея трусливый характер, пескарь ведет замкнутый образ жизни, старается не высовываться из своей норы, вздрагивает от каждого шороха и мелькнувшей тени. Так он и живет до самой своей смерти, и только в конце жизни к нему приходит осознание никчемности столь жалкого его существования. Перед смертью в его сознании возникают вопросы, касающиеся всей его жизни: «Кого он пожалел, кому помог, что сделал хорошего и полезного?». Ответы на эти вопросы наталкивают пескаря на довольно печальные выводы: что никто его не знает, никому он не нужен и вряд ли кто-то вообще о нем вспомнит.

В этом сюжете сатирик в карикатурной форме четко отражает нравы современной мещанской России. Образ пескаря вобрал в себя все нелицеприятные качества трусливого, замкнутого в себе обывателя, постоянно трясущегося за свою шкуру. «Жил - дрожал, и умирал – дрожал» – такова мораль этой сатирической сказки.


Выражение «премудрый пескарь» использовалось как нарицательное, в частности, В. И. Лениным в борьбе с либералами, бывшими «левыми октябристами», перешедшими к поддержке право-либеральной модели конституционной демократии.

Читать сказки Салтыкова-Щедрина довольно сложно, некоторые люди так и не могут понять глубокого смысла, вкладываемого писателем в свои произведения. Мысли, которые изложены в сказках этого талантливого сатирика, и сейчас актуальны в России, погрязшей в череде социальных проблем.

Б.П. Кирдан

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Учебник Для высших учебных заведений

образования Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальности "Филология"

Издательство "Флинта"

Издательство "Наука"

Р е ц е н з е н т ы: академик РАО Ю. Г. Круглов ,

д-р филол. наук, засл. деятель науки

В. И. Коровин

Зуева Т.В., Кирдан Б.П.

Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведе­ний. –

М.: Флинта: Наука, 2002. - 400 с.: ил.

1SВN 5-89349-115-7 (Флинта)

1SВN 5-02-011697-1 (Наука)

Учебник – часть учебно-методического комплекта, куда входят также программа, хрестоматия фольклорных текстов и хрестоматия фольклорических исследований.

Концепцию курса определяет своеобразие фольклора как исторически развивающегося явления. Выделены три художественные системы: раннетрадиционный, классический и позднетрадиционный фольклор. Основное внимание уделено жанрам классического фольклора.

ISBN5-89349-115-7 (Флинта)© Издательство "Флинта", 1998

ISBN5-02-011697-1 (Наука)

От авторов

Авторы сохранили традиционное рассмотрение русского фольк­лора под историческим углом зрения, однако отказались от формально-социологической схемы. Концепция курса опреде­ляется художественной спецификой устного народного творчества. Применен системный подход как высший уровень обоб­щения материала. Выделены три художественные системы, ис­торически сменявшие одна другую: раннетрадиционный, клас­сический и позднетрадиционный фольклор.

В фольклористике основной единицей изучения является жанр, поэтому в учебнике общий исторический принцип изло­жения соединен с монографическим рассмотрением отдельных жанров. Известно, что многие жанры вследствие их универсаль­ных качеств существовали на протяжении нескольких перио­дов, однако в учебнике все жанры рассматриваются один раз, что позволило, избежав дробности, целостно осветить поэтику каждого из них.

Курс открывает теоретическая глава "Фольклор как предмет филологического изучения", которая призвана сформировать у студентов основы фольклористических знаний. Этой же цели служит словарь научных и народных терминов. Авторы стреми­лись излагать материал, не злоупотребляя иностранной лекси­кой, однако в словаре приведены распространенные иноязыч­ные термины, с которыми студенты могут встретиться в ряде работ.

Вторая глава - обзорная - посвящена развитию фольклористи­ки как науки. В этой главе кратко освещена история собирания фольклорных произведений, охарактеризованы основные сборни­ки, рассмотрена история теоретического изучения фольклора, обо­значены позиции разных научных направлений (школ).

Раннетрадиционный и позднетрадиционный фольклор пред­ставлены двумя также обзорными главами, в которых, наряду с общими вопросами, рассмотрены трудовые песни, гадания, за­говоры, частушки, фольклор рабочих, фольклор периода Вели­кой Отечественной войны.

Основное внимание уделено классическому фольклору - бога­той системе развитых, полноценных жанров, которая продуктив­но функционировала в течение веков. Жанры или группы родст­венных жанров классического фольклора охарактеризованы в

отдельных главах: "Обряды и обрядовый фольклор", "Малые жанры фольклора. Паремии", "Сказки", "Несказочная проза"; "Былины", "Исторические песни", "Баллады", "Духовные сти­хи", "Лирические внеобрядовые песни", "Фольклорный театр. Народная драма", "Детский фольклор. Фольклор для детей".

Главные проблемы курса - специфика фольклорной тради­ции, историческая поэтика, поэтика жанров.

В приложении помещены иллюстрации: портреты выдающихся собирателей и исследователей русского фольклора, его испол­нителей из народа, лубочные листы и проч.

Учебник - основная часть учебно-методического комплекта, в который, кроме него, входят также программа, хрестоматия фольклорных текстов и хрестоматия фольклористических иссле­дований. Программа определяет концепцию, содержание и об­щее построение курса. Цитирование народных, произведений, их названия даны в учебнике преимущественно по хрестоматии; Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведе­ний / Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. - М.: Флинта, Наука, 1998. (сокращенно: Хрестоматия ). Иные случаи оговариваются. В главах учебника имеются отсылки и к другой хрестоматии: Русский фольклор: Хрестоматия исследований для высших учеб­ных заведений /Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. - М.: Флинта, Наука, 1998. (Сокращенно: Хрестоматия исследований).

Авторы учли богатый опыт высшей школы, отраженный в учебниках и учебных пособиях: Соколов Ю. М. Русский фольк­лор. - М., 1941; Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М. Новиковой. - М., 1969 (также 1978 и 1986); Крав­цов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. - М., 1977 (и 1983); Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. - Л., 1983.