Зам проректора. Стоимость услуг и порядок оплаты. Инновационное развитие - путь к скорейшему прогрессу

Конференции

Наука и СМИ: вместо или вместе?

Многие думают, что наука и СМИ изначально находятся по разные стороны баррикад. Немногие помнят, что первый европейский журнал носил имя «Журнал ученых» («Journal des Savants», 1655–1828) и освещал научные и литературные проблемы, стоящие перед интеллектуальной элитой Европы.

На факультете журналистики МГУ 11 апреля состоялся круглый стол «Наука и СМИ: модели взаимодействия». Мероприятие прошло в рамках ежегодной Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Ломоносов–2008». Задачи были поставлены серьезнейшие: выяснить, какие проблемы мешают сотрудничеству научного сообщества и журналистов, и попытаться сблизить их позиции по вопросам освещения науки в СМИ. К участию в дискуссии были приглашены авторитетные ученые и известные журналисты. Руководила встречей и. о. декана факультета журналистики, доктор филологических наук, профессор Е.Л. Вартанова.

Сегодня отношения между наукой и СМИ нередко складываются по принципу «ни мира, ни войны». Участники круглого стола обозначили ряд вопросов, которые, по сути, можно объединить в два блока: проблема качества текстов и проблема профессиональной этики. Журналисты напомнили, что массмедиа играют связующую роль между наукой и массовым сознанием, и что отношение к науке в обществе можно изменить только с помощью СМИ. Ученые, в свою очередь, посетовали, что после общения с журналистами получают если не инфаркт, то стойкое отвращение к прессе. Связано это с безответственным отношением не только корреспондентов, но и редакторов изданий. Послать девочку-студентку делать материал о гардеробе поп-дивы - как можно, это же серьезное дело! А в научный институт - пожалуйста. В результате на свет появляются такие опусы, что непонятно: судиться после этого или стреляться.

Надо сказать, что непонимание здесь нередко обоюдное. По верному замечанию Ольги Орловой, научного обозревателя радио «Свобода», есть журналисты, которые принимают шарлатана за академика, и есть ученые, которые не отличают сотрудника научного журнала от сотрудника бульварной газеты. Это проблема взаимной информационной безопасности. Кроме того, материал не всегда выходит в неизмененном виде. Редакторская правка может исказить смысл текста, нередко в угоду интересам владельца издания. Эту особенность редакционной жизни научное сообщество не знает или игнорирует.

Кое-кто задается вопросом: а кому вообще нужно освещение темы науки в СМИ? Как отметила в своем докладе главный редактор журнала «Химия и жизнь» и агентства «ИнформНаука» Л.Н. Стрельникова, - всем слоям и структурам общества. Государству нужны кадры для высокотехнологичного производства, это вопрос не только благосостояния, но и экономической безопасности. НИИ и научным лабораториям требуется пиар - иначе не избежать проблем с финансированием. Наконец, всем нам необходимо достоверное знание о мире, в котором мы живем.

Сокращение публикаций на темы науки - общемировая тенденция. Герои большинства публикаций и на Западе, и у нас - звезды шоу-бизнеса, спортсмены и экстравагантные политики. По словам доктора психологических наук, члена-корреспондента РАН, заместителя директора Института психологии РАН А.В. Юревича, «в современном обществе парадигма развития сменилась на парадигму развлечения, это аномалия, болезнь нашего времени». Самое печальное, что даже та немногочисленная научная информация, которая попадает в СМИ, нередко сбивает аудиторию с толку. Когда на государственном телевизионном канале «Россия» в ряду образовательных передач идет фильм «Великая тайна воды», у зрителей в голове все мешается в кучу: и академическая наука, и альтернативные теории. Среди представителей науки давно сложилось мнение, что первый признак лже-открытия - это его «презентация» не в специализированном издании, а через массовую прессу или ТВ. С другой стороны, нельзя не признать, что достаточно независимая позиция СМИ в области научных интересов позволяет рассказывать об открытиях и гипотезах, которые замалчиваются в консервативных академических кругах.

Конечно, человеку с университетским образованием, который развернул газету или, грешным делом, включил телевизор, есть от чего прийти в уныние и даже ярость. Найти публикацию хотя бы на уровне школьного учебника по физике или астрономии - большая проблема, зато со всех сторон «биоэнерготерапевт вылечит от всех болезней, водолеев на этой неделе ожидает слава и деньги, подмосковные дачники сбили НЛО». Неудивительно, что научное сообщество склонно просить государство вмешаться в эту вакханалию. Но каким образом? Под угрозой отзыва лицензии запретить СМИ тиражировать псевдонаучный бред и квазинаучную ахинею?

Вообще, возможность влиять на владельцев независимых изданий - отдельная головная боль. По словам профессора Е.Л. Вартановой, «тема государственной медиаполитики, связанной с приоритетами, назрела давно, вопрос в том, какие меры могут быть приняты - ограничительные, запретительные или позитивные». Позитивные меры представляются лучшим решением. Это может быть, к примеру, система льгот для СМИ, которые определенный процент полос или эфирного времени отдают для популяризации науки. Интерес и официальная поддержка со стороны влиятельных чиновников (не говоря уже о главе государства) может создать своего рода моду на научную тематику - как в случае с нанотехнологиями. В любом случае, поощрение просветительской деятельности СМИ со стороны властей приветствуется. Насильственное же вмешательство в редакционно-издательское дело - это средство, не оправдывающее цель. Да и науке это вряд ли пойдет на пользу: как известно, невольник не богомольник…

Во время круглого стола говорили о «диктате сенсационности». В самом деле, на волне очередной сенсации интерес к определенной области науки на какое-то время возрастает. Как заметил доктор биологических наук, профессор биофака МГУ, директор Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН Н.К. Янковский, «привлекло общественное внимание исследование останков царской семьи - вот генетикам праздник!» Если из научной новости нельзя сделать сенсацию, она редко представляет ценность для СМИ. Из-за такого отношения огромный пласт научных событий остается «за кадром». Кроме того, в погоне за тиражами массмедиа бросаются на каждую псевдосенсацию и с упоением рекламируют фантастику под видом науки или откровенное мошенничество.

Был затронут вопрос стилистики и тональности публикаций. Известно, что популяризация науки в СМИ - это посредничество между профессионалами в некой области знаний и непрофессионалами. Отсюда необходимость доносить информацию в доступной форме. Здесь существует опасность излишней «доступности». Во-первых, научные сведения попадают к аудитории в «попсовом» изложении. Во-вторых, просветительство в СМИ становится все более прикладным. Страницы газет и журналов забиты практическими рекомендациями в духе «у меня была проблема X, врач (юрист, экономист) посоветовал мне Y, и теперь все в порядке». С одной стороны, эти сведения помогают читателю адаптироваться в новом социокультурном пространстве. Как сказал профессор Н.К. Янковский, «пользовательское знание - это очень важно, вне рационального знания - необоснованные страхи и ожидания, которые ведут к неизбежному разочарованию, в том числе и в науке». С другой стороны, информация о фундаментальных науках практически не попадает в эфир и на полосу, а значит, общественный интерес к ним не формируется.

Интересно, что искреннее желание представителей некоторых СМИ помочь ученым иногда приводит к обратным результатам. По словам доктора психологических наук А.В. Юревича, журналисты, которые хотят написать что-то хорошее, упорно создают жалостливый образ нищей науки с вечно протянутой рукой. Неудивительно, что читателя начинает раздражать это сиротство: ему в очередной раз надо затягивать пояс, чтобы эту несчастную науку спасать. Правильнее было бы объяснить, что наука может дать государству и обществу.

Спорить с этим трудно. Но есть те, кто считает такую задачу непосильной даже для специалистов с профессиональным филологическим образованием. Александр Сергеев, модератор «Клуба научных журналистов» и научный редактор журнала «Вокруг света», озвучил мнение, что делать материалы на научные темы должны ученые: журналисты почти всегда дилетанты в этих вопросах, поэтому ошибки и заблуждения неизбежны. Такой взгляд на вещи разделяют многие представители науки. Но, исходя из этой логики, о политике должны писать исключительно государственные деятели, о финансах - эксперты фондовых рынков и банкиры, о спорте - гимнасты и футболисты…

В действительности проблема серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Может ли профессиональный журналист принимать только одну точку зрения и считать все остальные заведомо неверными? Давать слово только одной стороне и объявлять представителей другой в лучшем случае заблуждающимися, а в худшем - и вовсе маргиналами? Определенно, нет. Иначе это пропагандист, агитатор, пиарщик - кто угодно, только не журналист. Но именно такого подхода ожидает от СМИ официальная наука, по определению считающая свои данные, методы, теории и гипотезы истиной в последней инстанции.

Другой сложный вопрос - падение доверия к науке при постоянно растущем интересе к открытиям и достижениям. Здесь тоже существует соблазн свалить всю вину на журналистов. Но задумаемся, только ли «перья» виноваты? Многим людям действительно страшно жить во все более техногенном и все менее антропоморфном мире, где научная ошибка может обернуться планетарной катастрофой. Массмедиа нередко обвиняют в нагнетании этих страхов, но что делать журналисту, который получил достоверную информацию об опасных последствиях какой-нибудь научной разработки? Молчать?

Разумеется, в рамках круглого стола нельзя найти ответов на все вопросы. Тем не менее, пути решения некоторых проблем были намечены. Во-первых, необходимо создать на факультете систему семинаров и мастер-классов по подготовке журналистов, специализирующихся на научной проблематике. Во-вторых, возродить сотрудничество студентов журфака с научными и научно-популярными изданиями и интернет-порталами. Для того, чтобы выработать общие взгляды на подготовку профессиональных научных журналистов и скоординировать совместную работу, ученым и исследователям СМИ нужны регулярные встречи на научно-практических конференциях. Состоявшийся круглый стол можно считать удачным началом. Что касается самого больного вопроса - кто будет платить, то здесь не обойтись без грантов. Какие-то деньги может выделить Московский университет, но поскольку нефть под alma mater пока не обнаружили, придется искать дополнительные источники финансирования. Возможный выход - гранты научно-исследовательских институтов, заинтересованных в подготовке специалистов для своих пресс- и пиар-служб.

Александра Ланько

Инновационное развитие - путь к скорейшему прогрессу

В рамках Ломоносовских чтений на экономическом факультете МГУ 23–25 апреля прошла Международная научная конференция «Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции».

В рамках конференции обсуждались такие вопросы, как экономическая теория инновационного развития, основные подходы к ней и ее проблемы и перспективы; инновации как феномен реальности и научная категория; структурные и инновационные преобразования российской экономики; создание национальной инновационной системы в РФ; институциональная среда модернизации экономики и многие другие.

Вероятно, сейчас инновационное развитие экономики - одна из важнейших тем в мире. Понятие «инновационное развитие» означает, что любое государство (в том числе и Россия) должно осознать, что двигаться вперед и занимать ведущие позиции можно только приобретая новую технологическую культуру.

Конференция открылась выступлением ректора Московского университета академика В.А. Садовничего: «Общество должно подняться на одну ступень в своем понимании той среды, в какой оно находится. Эта среда включает в себя и экономику, и правовое поле, образование, науку, и просто менталитет, воспитание. Примитивно думать, что если мы придумаем новые слова, то мы поднимемся на новый уровень развития. В России медленно меняется менталитет людей, и народ не сразу осваивает новые понятия, но когда освоит, это для нас навсегда. Россия веками славилась пониманием».

В связи с чем возникла тема, ради которой проводилась конференция, вызвавшая такой большой интерес (на ней присутствовали представители и Украины, Казахстана, Белоаруси)? Дело в том, что существующие технологии начинают исчерпывать себя, это отлично понимают ведущие корпорации мира. Быстрое получение результатов в науке всегда определяет могущество государств. Поэтому инновационное развитие становится сферой конкуренции. На дискуссионный вопрос, что сейчас важнее: знание или компетенция можно однозначно ответить, что прогресс будут определять специалисты с глубокими фундаментальными знаниями. И мировые университеты, в том числе МГУ, - это те центры, которые должны взять на себя роль лидеров в гонке фундаментальных открытий и подготовке специалистов. В будущем необходимость хорошо подготовленных кадров будет только увеличиваться.

Московский университет работает во многих направлениях инновационной сферы, где хочет занять передовые позиции. Научный парк МГУ - первый научный парк в России. Здесь работает 40 мощных высокотехнологичных фирм, 4 тысячи студентов и аспирантов. За несколько лет в Научном парке было создано 75 новых фирм. МГУ обладает супервычислителем, единственным в своем роде в России, третьим в Европе и пятым в мире (100 триллионов операций в секунду). Также в университете создан мощный биотехнологический центр. Кроме того, в этом году планируется запуск 4 спутников. По данным исследований, по фундаментальной мощи МГУ практически не сравним ни с одним из крупнейших университетов мира.

Задача МГУ - обсуждать научные и институциональные правовые и экономические механизмы. Важно чтобы обсуждения проводились не только ради удовлетворения любопытства, но и давали бы к рекомендации людям, которые интересуются данным вопросом. Именно поэтому проводимая конференция вызвала такой интерес.

Анастасия Чибисова, наш корр.

Заместитель первого проректора УрФУ Дмитрий Лоевский

Спортивные и творческие победы, наставничество, помощь с жильем - студенты университета уже не первый год делают вуз не только заметнее в стране, но и уютнее для себя и своих сокурсников. Чем готов поддержать вуз своих студентов - как первокурсников, так и тех, кто уже учится, рассказывает заместитель первого проректора УрФУ Дмитрий Олегович Лоевский.

Дмитрий Олегович, начнем с самой востребованной темы для любого студента, приехавшего из другого города - жилищной политики университета. Кого точно заселяют в общежития и как помогают тем, кому не хватило мест?

Поселение - это зона ответственности институтов. В каждом из них существует жилищно-бытовая комиссия, которая расселяет студентов, руководствуясь приказом ректора. Есть нормы федерального законодательства о поселении сирот, инвалидов, ветеранов боевых действий, потомков ликвидаторов чернобыльской аварии - все остальные случаи рассматриваются каждым отдельным институтом по-своему. Тогда формируются рейтинги: кто-то обеспечивает местом отличников, кто-то отдает предпочтение первокурсникам, кто-то расширяет список льготников, заселяя малоимущих - это законный метод формирования списков, но, опять же, он лежит полностью на совести института.

Даже не смотря на то, что в этом году мы сдаем новый корпус общежития, мест все равно не хватает, поэтому остаются ребята без места в силу поздней подачи заявления или низкой успеваемости. Для них у нас предусмотрено две программы: одну реализует Союз студентов - «Платное жилье». Это программа подбора съемных квартир в Екатеринбурге по невысокой стоимости для индивидуального или коллективного проживания. Сделано это для того, чтобы помочь студентам избежать мошенников - не секрет, что есть фиктивные конторы, которые сдают одну и ту же квартиру по нескольку раз, забирают задаток - залог за первый месяц - после чего растворяются в небытие, оставляя студента и без денег, и без квартиры. «Платное жилье» курируют Ксения Низамутдинова и Артем Юрьевич Плаксин, заместитель председателя Союза студентов - их задача выйти на связь с полноценными жилищными агентами, заключить партнерский договор и представлять интересы этих агентств перед студентами.

Также в университет зачастую обращаются арендодатели индивидуально - бабушки и дедушки, которые не готовы связываться с агентствами и хотят работать напрямую. В этом случае Союз студентов проверяет, насколько предложение реально, и в случае успеха предлагает его студентам.

Вторая программа реализуется управлением по социально-воспитательной работе - частичная компенсация стоимости съемного жилья. Раз в год при наличии арендного договора на квартиру и при подтверждении, что институтом было отказано в поселении, студенты имеют право подать заявление на частичную компенсацию потраченных средств - до 15 000 за год. Мы считаем, что это усредненная цена одного месяца, хотя в случаях, когда люди снимают квартиру коллективно, эта сумма может покрыть и два, и три месяца проживания.

Сейчас данная программа приостановлена в связи с тем, что после отчислений с зимней сессии появились места в общежитии. С 1 сентября по 1 апреля студент может претендовать на возмещение средств - и этим уже воспользовались несколько сотен человек.

- А планируется ли постройка новых общежитий и серьезный ремонт в стенах уже действующих?

Насчет постройки и ремонта общежитий - пока министерство, к сожалению, не предоставляет нам дополнительные средства. Насколько мне известно, служба проректора по общим вопросам ведет сложные переговоры по выделению средств на новое общежитие, которое заменит 9-е. Это зона ответственности проректора по общим вопросам Василия Валерьевича Козлова. Чудо, которое свершилось два года назад - сразу отремонтировали 4 корпуса: 1, 2, 11 и 12 - это большая редкость. Я не уверен, что подобное чудо свершится еще раз. Дирекция объединенного студгородка работает напрямую с институтами, чтобы они за счет средств лицевых счетов и собственных доходов сами ремонтировали выделенные им комнаты и вкладывали средства в те корпуса, что закреплены за их студентами. Но это очень сильно зависит от института: часть из них зарабатывает хорошо - это те, у кого много студентов контрактной формы обучения или есть крупные хоз. договоры и гранты - а часть институтов практически не зарабатывает. Они оказывают образовательные услуги другим, читая лекции у соседей, а также у них мало выпускающих кафедр - это, например, Институт фундаментального образования. В этом плане прогнозировать что-то сложно.

Спасибо. А как студенту отдыхать полезно? Есть ли программы, направленные на оздоровление? Расскажите о возможностях ребят в этом плане.

Наша основная возможность оздоровления студентов - мероприятия на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Песчаное». Каждый студент может приобрести туда путевку за полцены, оставшаяся сумма оплачивается за счет средств федеральной субсидии, и выделение этих средств также контролирует управление по социально-воспитательной работе. Записаться на получение путевки можно через Центр спортивно-массовой оздоровительной работы, директором которого является Евгений Геннадьевич Шурманов - он же заместитель директора Института физической культуры и спорта. Соответственно, основное оздоровление у нас ведется на своей площадке.

Это не означает, что студент должен оздоравливаться именно в «Песчаном»; есть две программы: первую ведет Профсоюзная организация сотрудников - оздоровление на юге в санатории «Радуга». Если студент бюджетной формы обучения покупает туда путевку, он может претендовать на компенсацию проезда, поскольку оздоровительный комплекс располагается в Дивноморске, и проезд туда стоит приличную сумму.

Вторую программу курирует Союз студентов, а именно Сергей Сергеевич Сергеев, заместитель председателя Союза студентов. Сейчас он начинает вести переговоры с рядом санаториев уральского региона, чтобы они предоставляли скидки в том случае, если мы сможем обеспечить массовое оздоровление наших студентов на их площадках. Здесь мы тоже компенсируем часть путевки через управление по социально-воспитательной работе, а именно через комиссию по распределению социальной поддержки.

А как обстоят дела с психологической помощью, может ли студент претендовать на нее в стенах университета? Проводится ли адаптация первокурсников?

Всегда есть возможность обратиться за помощью к департаменту психологии Института социальных и политических наук, в будущем - Уральского гуманитарного института. Его специалисты всегда готовы оказать психологическую поддержку студентам. С другой стороны, есть специалист управления по социально-воспитательной работе - Елена Германовна Попова, но к ней обращаются в самых острых случаях. Говорить о плановости такой работы мы не можем, потому что нельзя предугадать, когда появится человек, нуждающийся в такой поддержке. На нашем сайте предусмотрена возможность подачи онлайновой заявки в случае необходимости психологической помощи.

Адаптацией первокурсников занимаются кураторы - они закреплены за студентами 1 и 2 курса каждого института, их деятельность финансируется. У них много работы: проверка прохождения учебной аттестации, помощь в выборе темы научной работы, вовлечение во внеучебную деятельность, и, конечно, ответы на любые вопросы. Параллельно с этим у Союза студентов существует проект «Наставничество» - старшекурсники сопровождают младшекурсников в университете. Иногда студенты не готовы задать тот или иной вопрос преподавателю или работнику деканата, и тогда он может пообщаться с наставником.

Случается, что человек попадает в трудную жизненную ситуацию. Могут ли рассчитывать студенты университета на материальную помощь в случае беды? Каждый ли может на нее претендовать?

Претендовать на материальную помощь могут только студенты бюджетной формы обучения. Контрактники могут получить ее только через Союз студентов, при этом они должны быть членами профсоюза, вовремя уплатившими взносы. Студенты-бюджетники имеют право раз в семестр обратиться за социальной помощью, например, по факту оказания платных оздоровительных услуг. Исключение составляет лечение зубов, поскольку зубы являются собственной волей заболевшего - например, установка дорогих пломб - а по ОМС лечение зубов осуществляется бесплатно. Все остальные виды платного лечения - от сложных операций до прохождения платных анализов - мы компенсируем в размере до 5 000.

Студент имеет право обратиться в комиссию института - там же оказывается помощь по приобретению сезонной одежды. Если понесены расходы свыше 5 000 - форс-мажорные обстоятельства или проезд домой, если место проживания студента далеко от Екатеринбурга - компенсация осуществляется через общую университетскую комиссию. Заявление располагается на сайте, либо его можно взять в ГУК-309. Раз в месяц заявления обрабатываются, и социальная помощь приходит студенту вместе со стипендией.

С полным списком мотиваций, по которым можно рассчитывать на компенсацию, можно ознакомиться в соответствующем положении на сайте.

И последний вопрос. Студенты университета - творческие, это доказано не одной победой в разных конкурсах. Как же университет мотивирует студентов быть активными в этой сфере?

Есть много вариантов для студента, который хочет себя проявить. Смотры первокурсников - мероприятия внутри институтов, в которых участвуют активные ребята, только что поступившие в университет. Если кто-то действительно ярок и интересен, то мы предлагаем ему участие в университетских коллективах. Также есть Смотры самодеятельности, которые чаще всего приурочены к дням рождения институтов. Более того, всегда можно найти что-то для себя в объявлениях о наборе в коллективы - у нас их более полутора десятков: танцы, народный инструмент, 3 хора, театральный и театрально-лингвистический коллективы, акробатический рок-н-ролл, хип-хоп студия, джаз...

Соответственно, у студента есть выбор: первый вариант - институтская деятельность: у человека есть талант, он занимается во внешнем кружке, но ему также хочется проявить себя в вузе. Он проявляет себя на мероприятиях внутри института, а затем попадает в список участников университетского гала-концерта.

Второй вариант: у человека есть талант, который применим к нашим кружкам и коллективам. Он приходит в один из них, и если его уровень соответствует заявленному - всё-таки у нас коллективы-победители и мировых, и европейских соревнований, и не всегда человек обладает необходимыми умениями - то он вливается в этот коллектив. У многих из них есть вторые и третьи составы, позволяющие подтянуть мастерство для того, чтобы добраться до первого состава и полноценно участвовать в защите чести университета на фестивалях международного уровня.

Вариант третий: человек занимается чем-то уникальным и хочет объединить вокруг себя ребят - он «зажигалка». Так у нас произошло с коллективом народного танца «Маруся International», а также со студией вокала. Такой студент приходит и заявляет о том, что он хочет создать коллектив. Для начала ему выделяются репетиционное время в зале, и если это оказывается интересным другим студентам, то коллектив создается. Это очень редкий и тем более ценный случай. Бывает, что студент выпускается, соответственно, идея умирает, и тогда объединение прекращает свое существование, если нет наследника у «зажигалки» - это живой процесс.