Краткое содержание невский проспект. Публика на Невском проспекте. Критический реализм в произведениях Гоголя

Невский проспект - жизненная артерия Петербурга: главная улица города, протяжённая через весь её центр. Связующее звено всех улиц и то место, куда стекаются горожане всякого возраста и сословия в любой час дня и ночи. Себя показать - посмотреть других, завести деловые знакомства, встретить свою любовь или просто найти себе развлечение по душе.

Однажды два молодых мужчины- художник Пискарев и поручик Пирогов - отправились на Невский, чтобы поглазеть на барышень и найти достойных своего внимания. Их привлекали прежде всего одинокие дамы, не спеша прогуливающиеся мимо. Художник увлёкся брюнеткой, охваченный возвышенными романтическими чувствами. Оказавшись на Литейной, около четырёхэтажного дома с множеством горящих окон, они поднимаются на самый верхний этаж и оказываются в комнате. В ней Пискарёв видит трёх других женщины. Они выглядят так вульгарно, что с ужасом Пискарев понимает, что оказался в публичном доме. Возвышенный образ его избранницы не мог навести на мысль, что развязка окажется именно такой. Художник начинает замечать, что прекрасная брюнетка и говорит довольно пошло и глупо. Потрясённый молодой человек убегает прочь, в черноту улицы.

Дома сон никак не шёл к нему, он то начинал дремать, то просыпался, то снова начинал дремать. Вдруг кто-то постучал в дверь. Он открыл её и увидел богато одетого лакея. Тот сообщил, что его зовёт к себе дама, у которой он изволил недавно быть, и что она прислала карету за ним. Она пожелала, чтобы художник был у неё тот час. У Пискарева новое потрясение. Но он не отказывается исполнить волю дамы и отправляется... на бал. Его новая избранница снова поражает его своей исключительной красотой. Они начинают разговаривать, но вскоре её куда-то зовут. Она уходит. Пискарев напрасно ищет её в коридорах и комнатах дома. Волнение охватывает его, но оказывается, что он уже не на балу, а у себя дома. Он понял, что проснулся ото сна в буквальном смысле.

Пискарёв не находит себе места с той ночи, желая хоть раз ещё увидеть возлюбленную хотя бы в прекрасном сне. Явь переплетается со сном из-за опиума, который начинает принимать художник. В своих грёзах он снова с незнакомкой и снова счастлив. Уже он нафантазировал, что она ему жена и находится возле него в его мастерской, где он рисует с палитрой в руках. Как прекрасно, как хочется теперь Пискарёву, чтобы сон осуществился! Он решает найти свою даму и жениться на ней.

Пискарев едва находит тот самый дом. И дверь открывает ему его любимая красавица. Уже два часа дня, но она только что проснулась, потому что только в семь утра приехала откуда-то. Вернее, уточняет она, её привезли совсем пьяной. Между тем художнику известно, что ей всего лишь семнадцать лет, и он начинает увещевать красавицу о том, что она в опасности - погрязла в разврате, тогда как могла бы жить счастливой, полной праведных дел семейной жизнью. В ответ он слышит презрительный смех! Ни минуты не сомневаясь, она отказывает ему во взаимности. Пискарев в полном отчаянии убегает, долго бродит по улицам Петербурга, а возвратившись домой, закрывается в комнате.

Спустя неделю о нём вспоминают, взламывают дверь и находят несчастного с перерезанным горлом. Он оказался жертвой собственных иллюзий и сам решил свою судьбу при помощи бритвы. Хоронят несчастного романтика на Охтинском кладбище. Однако Пирогова, его приятеля, на похоронах не оказывается. Мы узнаём о том, что поручик и сам за прошедшее время успел попасть в историю.

Преследуя понравившуюся ему на Невском проспекте блондинку, он оказывается в квартире жестянщика Шиллера. Тот находится в сильном опьянении и просит такого же пьяного сапожника Гофмана помочь ему отрезать... нос! Да ещё сапожным ножом. Пирогов пытается остановить пьяное безобразие, но встречает в ответ грубость и убегает. Но решает, вернувшись утром, снова увидеть свою блондинку и вступить с ней в любовную связь. Он рассматривает это как приключение. Однако девушка являлась женой Шиллера. Чтобы добиться цели, он делает заказ жестянщику, чтобы тот изготовил ему шпоры. Муж явно ревнует, но от заказа не отказывается.

В воскресенье, в отсутствие Шиллера, поручик флиртует с его женой и во время танца целует её. Эту картину застают Шиллер, явившийся с другом Гофманом и ещё одним свидетелем - немецким столяром Кунцом. Они снова пьяны, и их гнев обрушивается на Пирогова. Они хватают поручика грубо высекают его. Об этом позоре можно лишь догадаться по описанию автора. Подтверждение этого действия осталось только в черновых записях писателя. Опозоренный поручик бежит из дома Шиллера, но по дороге заскакивает в кондитерскую и там за поеданием пирожков и чтением газеты успокаивается. Будучи человеком лёгкого нрава, вечером он окончательно избавляется от отрицательных эмоций, станцевав на балу мазурку.

  • «Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

Тема Петербурга была затронута многими писателями 19 века. "Невский проспект" Гоголя был написан в период 1833-1834 годов и вошел в сборник Петербургские повести . Начиная анализ этой повести хочется обратить внимание конечно на описание этого города, невероятно, но этот город был возведен одним человеком и за короткое время. Петербург вмещает в себя всё, нищету и богатство, красоту и уродство.

Поэтому размышляя над идеей произведения можно решить, что главным было показать город с разных сторон и ту параллель между мечтами и реальностью. Наглядным примером противоположностей были главные герои повести. Особую роль хотелось бы отдать самому Невскому проспекту, это было очень интересное место, где каждый день проходили и пересекались тысячи людей, каждый был по своему особенный, каждый куда-то спешил.

Читать краткое содержание рассказа Гоголя Невский проспект

Повесть начинается с восхищения автора, он описывает Невский проспект, называя его главным в Петербурге, Гоголь рассказывает как чисто убраны тротуары, как утром пахнет на проспекте свежим хлебом, и как много утром на нем старух, так же можно встретить мужиков спешащих на работу, в основном до обеда проспект служит средством передвижения, постепенно наполняясь важными людьми. Утром даже не важно во чо вы одеты, всем будет все равно.

На Невском проспекте можно встретить массу разных личностей, с разными характерами, некоторые пронзительно будут смотреть на ваши сапоги или фалды. Период с двух до трех часов дня является особенным пиком движения, тут есть все, от мужчины с прекрасным носом, до дамы с очаровательным башмачками. В три часа дня окружение меняется на чиновников, с четырех часов дня на проспекте мало кого встретишь важного. С наступлением темноты Невский проспект завораживает своим освещением, в это время на прогулку выходит очень много молодых людей.

В это время прогуляться вышли поручник Пирогов с товарищем, они увидели девушек, которые очень им понравились, одна была брюнетка, вторая блондинка, долго не решаясь подойти к ним, друзья все таки решили пойти за понравившейся девушкой, на этом они и разошлись.

Художник Пискарев следовал за брюнеткой и всю дорогу только и восхищался ею, он казалась ему необыкновенной, он был очень робким молодым человеком, с каждым его шагом сердце билось всё быстрее, он был удивлен своим поведением, ведь не смотря на свою застенчивость он сейчас шел за своей мечтой. Незнакомка заметила, что её кто-то преследует и взглянула на художника с негодованием, Пискарев засмущался, но старался не подавать виду и глядел по сторонам. Парень сам не заметил того, как добрался до четырехэтажного дома, он всё еще следил за девушкой и каково было его восхищение, когда та поманила его пальцем, он сам не верил во всё происходящее, ему казалось, что это сон.

И вот они уже в подъезде поднимаются по лестнице, зайдя в квартиру он заметил еще троих девушек, одна возилась с картами, вторая играла какую-то несуразную мелодию, а третья расчесывала волосы, художник сразу заметил беспорядок в комнате, было пыльно и много паутины, он услышал мужской голос и женских смех из соседней комнаты. По виду затрепанной квартиры и людей находящихся там Пискарев с ужасом понял, что попал в публичный дом. Он некоторое время еще стоял и смотрел на ту девушку, ради которой он пришел сюда и всё же надеялся, что ошибается с выводами, но поняв всё окончательно он просто напросто убежал из квартиры.

Попав домой он не мог прийти в себя, чувствуя пустоту он не верил, что такая прекрасная девушка могла оказаться распутной, немного успокоившись ему удалось заснуть. Ему приснился чудный сон, будто та дама, за которой он шел, прислала за ним лакея. Пискарева забрали на бал где была эта девушка, находясь рядом с ней все время её внезапно куда-то зовут, и художник вынужден найти свою даму. На этом сон заканчивается, а Пискарев просыпается в своей квартире.

Бедный художник еще долго пытался заснуть, хотя бы на минуту, чтобы снова увидеть её прекрасный облик, но ничего не получалось. С тех пор он только и думал о ней, был похож на лунатика, взгляд был пустой, да бы и вообще сил практически не было. Вскоре он не мог даже спать и искал средства которые помогут ему обрести сон. Пискарев идет к знакомому персиянину дабы тот дал ему опиум, получив баночку он бежит домой. Приём опиума подарил ему красочные и яркие сновидения, после которых он решил сходить к этой даме снова. К его счастью дом он нашел быстро и дверь ему открыла именно та незнакомка. Художник пытался донести, что она заложница разврата, что не нужна ей такая жизнь, что он может дать ей все, только бы она согласилась, но незнакомка просто смеется в ответ. Не в силах терпеть это снова влюбленный художник заканчивает жизнь самоубийством, перерезав себе горло бритвой.

Хоронили молодого человека на Охтинском кладбище, товарищ Пирогов, с которым они тогда шли, не явился на похороны, так как у него были на то свои причины.

Пирогов как было сказано ранее выбрал себе блондинку, которая была довольно таки интересным существом, он шла и останавливалась почти перед каждым магазином и разглядывала витрины. Пирогов шел за нею и даже пытался завести разговор, она отвечала ему неохотно и обычно одним словом.

Вскоре они подошли к дома, хозяином которого оказался немец-Шиллер. Он был очень пьян и Пирогов застал немца, когда тот просил своего сапожника отрезать ему нос, мол тот ему не нужен. Получив в ответ грубость Пирогов уходит прочь, но с целью вернуться утром к блондинке.

Однажды в выходной день Пирогов приходит жене Шиллера, той самой блондинке и пока она одна дома пользуется случаем, они танцуют и веселятся, но внезапно приходит муж с товарищами. Схватив Пирогова, они выкидывают его из дома. Пирогов же в свою очередь убегает и угрожает отомстить. Он в негодовании идет в кондитерский магазин чтобы перекусить, там он съедает несколько замечательных булочек и уже практически не помнит, что было. А вечером он встречает друзей, они напиваться и эта история с блондинкой полностью покидает память Пирогова.

Вот такие вот странные истории происходят с людьми на Невском проспекте.

Картинка или рисунок Невский проспект

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Утраченные иллюзии Бальзака

    Эта книга о пути к успеху, о трудностях и сложностях которые готовит нам жизнь. Она задевает очень острую социальную проблематику. Книга рассказывает о бедности и богатстве, о нищете и амбициях, обо всем том, что гложет каждого человека.

  • Краткое содержание Королёк - птичка певчая Гюнтекин по частям

    Девочка Феридэ счастливо жила с родителями в военном гарнизоне, ее папа был кадровым офицером. Малышка жила беззаботно, дралась с мальчишками, прыгала по деревьям, за что получила прозвище Птичка-королек.

  • Краткое содержание Носов Огурцы

    Главные герои – ребята, которых зовут Павлик и Котька. Однажды ребята собрались на рыбалку, но она абсолютно не удалась. Мальчик не повезло, они не смогли ничего словить. Тогда ребята решили возвращаться домой.

  • Краткое содержание Сенька Некрасова

    Сенька из щели наблюдал как со всех сторон пикировали вражеские самолёты. Табак закончился, а тело трясло от ужаса. Мимо с раненой рукой прополз пулемётчик. Тут же на Сеньку упал кто-то тяжелый, оказалось это убитый солдат.

  • Краткое содержание Честертон Тайна отца Брауна

    Отец Браун католический священник. На первый взгляд он совсем обычный человек. Его внешность даже немного смешная. Отец Браун довольно толстенький мужчина низкого роста.

Николай Васильевич Гоголь

«Невский проспект»

Два молодых человека — поручик Пирогов и художник Пискарев — ухлёстывают вечером за гуляющими по Невскому проспекту одинокими дамами. Художник следует за брюнеткой, лелея на её счёт самую романтическую влюблённость. Они доходят до Литейной и, поднявшись на верхний этаж ярко освещённого четырёхэтажного дома, оказываются в комнате, где находятся ещё три женщины, по виду которых Пискарев с ужасом догадывается, что попал в публичный дом. Небесный облик его избранницы никак не соотносится в его сознании ни с этим местом, ни с её глупым и пошлым разговором. Пискарев в отчаянии выбегает на улицу.

Придя домой, долго не мог успокоиться, но лишь задремал, как в дверь стучит лакей в богатой ливрее и говорит, что дама, у которой он только что был, прислала за ним карету и просит немедленно быть у неё в доме. Поражённого Пискарева привозят на бал, где среди танцующих дам всех прекраснее его избранница. Они заговаривают, но её куда-то увлекают, Пискарев тщетно её ищет по комнатам и… просыпается у себя дома. Это был сон!

Отныне он теряет покой, желая увидеть ее хотя бы во сне. Опиум позволяет ему обрести возлюбленную в своих грёзах. Однажды ему представляется его мастерская, он с палитрой в руках и она, его жена, рядом. А почему бы нет? — думает он, очнувшись. Он найдёт её и женится на ней! Пискарев с трудом отыскивает нужный дом, и — о чудо! — именно она открывает ему дверь и мило сообщает, что, несмотря на два часа дня, только проснулась, поскольку её лишь в семь утра привезли сюда совершенно пьяной. Пискарев говорит семнадцатилетней красавице о пучине разврата, в которую она погружена, рисует картины счастливой трудовой семейной жизни с ним, но она с презрением отказывается, она смеётся над ним! Пискарев бросается вон, где-то бродит, а вернувшись домой, запирается в комнате.

Через неделю, выломав дверь, находят его с перерезанным бритвой горлом. Хоронят беднягу на Охтинском кладбище, и даже его приятеля Пирогова нету на похоронах, поскольку и сам поручик, в свою очередь, попал в историю.

Малый не промах, он, преследуя свою блондинку, попадает в квартиру некоего жестянщика Шиллера, который в этот момент, будучи сильно пьян, просит пьяного же сапожника Гофмана отрезать ему сапожным ножом нос. Помешавший им в этом поручик Пирогов, наткнувшись на грубость, ретируется. Но лишь для того, чтобы, вернувшись наутро, продолжить своё любовное приключение с блондинкой, оказавшейся женой Шиллера. Он заказывает жестянщику сделать себе шпоры и, пользуясь случаем, продолжает осаду, возбуждая, впрочем, в муже ревность.

В воскресенье, когда Шиллера нет дома, Пирогов является к его жене, танцует с ней, целует её, и как раз в этот момент является Шиллер с другом Гофманом и столяром Кунцом, тоже, кстати, немцем. Пьяные рассерженные ремесленники хватают поручика Пирогова за руки, за ноги и сотворяют над ним нечто столь грубое и невежливое, что автор не находит слов, чтобы это действие описать. Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная в этом месте цензурой, позволяет нам прервать свои догадки и узнать, что Пирогова — высекли! В бешенстве поручик вылетает из дома, суля жестянщику плети и Сибирь, по меньшей мере. Однако по дороге, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков и почитав газету, Пирогов охладился, а отличившись вечером у приятелей в мазурке, и вовсе успокоился.

Такое вот странное, непонятное происшествие. Впрочем, на Невском проспекте, под обманным, неверным светом фонарей, уверяет нас автор, все — именно таково…

Двое молодых людей, поручик Пирогов с художником Пискаревым, гуляя по Невскому проспекту, приударили за одинокими привлекательными дамами. Так, увязавшись за понравившимися женщинами, мужчины оказываются в публичном доме. Они никак не ожидали, что могут оказаться именно в таком заведении.

Пискарев убежал. Дома, как только уснул, так приснился ему сон, словно богато одетый лакей привозит его на бал, где в танцующей прекрасной даме он узнает свою избранницу. Немного поговорив с ним, красавица исчезает. Пискарев напрасно ищет ее во всем здании… и просыпается. Потеряв покой, молодой человек горит желанием видеть незнакомку хотя бы во сне. Приняв опиума, он обретает желанную женщину в грезах. Как-то художнику приснилась его мастерская, в которой он якобы рисовал ее, свою жену. Проснувшись, Пискарев решает, что непременно женится, как только отыщет даму.

Молодой художник бросает все силы, чтобы отыскать дом. Ему открывает дверь именно она, мечта всей его жизни. Два часа дня, а 17-летняя девица только встала, ведь ее лишь в семь утра привезли пьяной. Напрасно Пискарев пытается отговорить девицу жить такой жизнью. Над его предложением жить в семье и труде, она только посмеялась и категорически отказалась. Художник убегает, а потом запирается у себя дома.

Неделю спустя его находят мертвого с перерезанным бритвой горлом и хоронят на Охтинском кладбище. Его приятель Пирогов не пришел на похорон. У поручика своя история. Когда Пирогов преследовал понравившуюся ему блондинку, то попал в квартиру жестянщика Шиллера. Жестянщик вместе с сапожником пили в это время, поэтому поручика грубо выставили вон. Тот ушел, но на утро опять пришел, желая все же повидать понравившуюся ему женщину. Блондинка оказалась женой жестянщика. Поручик заказывает мужу блондинки себе шпоры и, заигрывая с красоткой, пробуждает в ее муже ревность.

Еще один визит поручик наносит даме в воскресенье, когда Шиллера не было дома. Пьяный муж вместе с другом Гофманом и столяром Кунцом появляются именно тогда, когда Пирогов танцевал с женщиной. Ремесленники не на шутку рассердились, схватили поручика и высекли. Поручик сильно взбесился по этому поводу и выскочил из дому, на ходу обещая жестянщику, что тот как минимум получит и плети, и Сибирь. Но по дороге домой он зашел сначала в кондитерскую и съел несколько пирожков, потом почитал газету. Окончательно гнев был снят танцами у приятелей, где поручик танцевал мазурку.

«Невский проспект» – один из первых образцов характерного для Гоголя «смеха сквозь слёзы». Эта повесть состоит из двух частей, историй влюблённости двух противоположных по характеру молодых людей – художника Пискарёва и поручика Пирогова. Хотя «Невский проспект» – небольшое произведение, написанное в довольно лёгком тоне, здесь уже хорошо заметны мотивы трагизма бытия и тщетности человеческих надежд, преобладающие в позднем творчестве Гоголя.

Гоголь. Невский проспект. Аудиокнига

Возвышенный, одухотворённый художник Пискарёв случайно видит вечером на Невском проспекте красивую черноволосую девушку, которая напоминает ему Перуджинову Бьянку. Вне себя от страсти художник бежит за этим ангельского вида существом – и приходит вслед за ним в притон проституток. Его прекрасная дама оказывается одной из них. Потрясённый Пискарёв спешит уйти домой, но воображаемый чистый образ преследует его и там. Надолго впав в нервное расстройство, начав принимать опиум, Пискарёв грезит, что встреченная им незнакомка на самом деле – знатная особа, которой лишь зачем-то потребовалось на время притвориться жрицей любви. Он решает вырвать свою богиню из гнезда разврата, вновь находит тот самый притон и предлагает своей даме начать с ним честную жизнь. Но его самопожертвование встречает лишь циничные насмешки. Вернувшись к себе, Пискарёв кончает жизнь самоубийством.

В те же дни собственный женский идеал – легкомысленного вида блондинку – встречает на Невском проспекте знакомый Пискарёва, недалёкий и сальный поручик Пирогов (см. его описание в повести). Бравый офицер преследует блондинку по проспекту до квартала мастеровых, не смущаясь, врывается за ней прямо в квартиру, но обнаруживает там мужа своей пассии – пьяного жестянщика-немца Шиллера. Пирогов ретируется, но на следующий день приходит к Шиллеру заказывать шпоры, а потом и ножны к кинжалу. Делая всё новые заказы, Пирогов тайно продолжает домогаться жены жестянщика. Застав её однажды одну, он едва не добивается своей сокровенной цели, но в решительный момент домой возвращается Шиллер с двумя другими нетрезвыми немецкими приятелями. Они втроём жестоко колотят Пирогова.

Две составляющие содержание «Невского проспекта» истории – трагическая и смешная – объединены у Гоголя общим мотивом неисполненности заветного желания. Образы пошлого Пирогова и приподнятого над всем земным Пискарёва не столько противопоставляются друг другу, сколько рельефнее друг друга оттеняют. «Невский проспект» пронизан ощущением близости возвышенного и мелкого, драматического и смешного, – тем ощущением, которым гоголевское творчество затем с годами проникается всё сильнее.

Меню статьи:

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!» – такими словами начинает свой рассказ «Невский проспект» Николай Васильевич Гоголь.

Публика на Невском проспекте

Далее следует весьма ироничное описание публики, которую можно повстречать на Невском проспекте в разное время дня. Это и рабочий народ, который за словом в карман не лезет, и чопорные гувернантки со своими подопечными, и служащие контор, для которых нет большего развлечения, чем побродить по Невскому проспекту, заглядываясь на пёстрые витрины магазинов. Ранним утром у дверей кондитерских собираются нищие, в надежде на объедки и чёрствые пироги, чем ближе к полудню, тем более респектабельной становится публика, прохаживающаяся по Невскому проспекту. Вечером же наступает время молодёжи, которая прогуливается в свете фонарей, придающих всему таинственный и заманчивый свет.

Два приятеля

Именно в это вечернее время пред взором читателя предстают два приятеля – два холостых молодых человека. Один из них бойкий и шумный поручик Пирогов, который подбивает второго робкого молодого человека во фраке и плаще приударить за дамами, куда-то спешащими в сей поздний час. Снедаемый сомнениями и неуверенностью в себе, скромный парень всё же отваживается отправиться вслед за прекрасной черноволосой незнакомкой в алом плаще. Второй молодой человек преследует миловидную блондинку, идущую в другую сторону.

Художник по имени Пискарев

В это время автор сосредотачивается на личности скромного молодого человека и знакомит читателя с ним поближе. Оказывается, он – бедный художник, по фамилии Пискарев. Далее мы узнаем, что питерский художник – это абсолютно особый вид деятеля искусства, который разительно отличается от своих коллег из Италии или каких-то других стран. Писатель характеризует Пискарева такими словами:

«…застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя».

Романтичный художник с замиранием сердца следует за волшебной нимфой, очаровавшей его на проспекте. Он не смеет даже поднять глаз на неё и просто хочет увидеть, в какой знатный особняк упорхнёт столь прекрасное благородное существо. Каково же удивление героя, когда прекрасная дама жестом просит его следовать за собой. Художник с абсолютно чистыми помыслами буквально взлетает по ступеням на четвёртый этаж самого что ни на есть непримечательного дома.

Единственное, что приходит в голову юноши в тот момент, это то, что прекрасной даме необходима какая-то помощь, которую он с готовностью ей предоставит. Но то, что он видит за дверью, просто разбивает ему сердце. Он оказывается в квартире, где обитают продажные женщины всех мастей. Наш герой с ужасом осознаёт, что одной из этих женщин является его муза. Да, она все так же прекрасна внешне, но абсолютно теряет очарование в глазах Пискарева, когда начинает говорить с ним в развязной наглой манере. Бедный художник не в силах вынести такое разочарование. Он со всех ног бросается к двери и убегает из этой гадкой грязной квартиры.

Спустя какое-то время Пискарев уже сидит в своей скромной комнатушке, охваченный всеобъемлющей жалостью к особе столь прекрасной снаружи, но выбравшей себе такой удел. И вот когда глаза его уже готовы закрыться от усталости, в комнату с громким стуком входит богато одетый лакей. Он сообщает, что прибыл по поручению своей госпожи, которую Пискарев сегодня проводил до дому, и та просит его явиться к ней. Спустя какое-то время наш герой, недоумевая, оказывается на роскошном балу. Там его новая знакомая предстаёт в абсолютно новом виде, приковывая взгляды всех собравшихся своим благородством и грацией. Она находит его в толпе, силится объясниться, но им все время мешают. Внезапно Пискарев вздрагивает и понимает, что просто видел прекрасный сон, а он по-прежнему один, в своей бедной комнатушке.

Сны о прекрасной музе

Контраст между действительностью и увиденным во сне столь разителен, что молодой человек больше всего на свете желает снова уснуть, чтобы увидеть сны о ней, о своей прекрасной музе. Лишь во снах он может видеть её такой, какой желает видеть – честной, скромной и благородной. Постепенно желание видеть сны становится таким острым, что Пискарев абсолютно выпадает из объективной реальности. Он грезит наяву и бодрствует во сне. А между тем это так расстраивает его нервы, что он вовсе теряет сон. В голову художника приходит идея раздобыть опиум, который помогает от бессонницы. И ему это удаётся. Торговец даёт ему пузырёк с сонными каплями в обмен на обещание, что Пискарёв нарисует ему портрет красавицы.

Так и живёт он некоторое время в плену своих грёз. Во снах распутница, разбившая чуткое сердце юноши, предстаёт не только в образе знатной дамы, но и просто честной работящей женщины или селянки. В какой бы роли она не являлась к нему во сне, все они были преисполнены добродетели. И ничего больше не желает наш герой, кроме как видеть её в реальности именно такой. И вот однажды ему в голову приходит мысль, что он должен спасти ту прекрасную девушку, женившись на ней. Он не может смириться с тем, что столь божественная красота потеряна для мира в пучинах порока.

Трагическая кончина Пискарева

Пискарев, содрогаясь, направляется в нужный ему дом, стучит в дверь и снова оказывается лицом к лицу с девушкой, всё ещё прекрасной, но на которую образ жизни уже наложил определённый отпечаток.

Он начинает увещевать её одуматься, предлагает стать его женой, честно признаётся, что он беден, но готов трудиться и вести рядом с ней скромную честную жизнь.

Но пошлая девка лишь высмеивает художника. Она возмущённо заявляет молодому человеку: «Как можно! Я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работою!» Не в силах смириться с душевной болью, Пискарев покидает этот грязный дом, бесцельно блуждает по улице целые сутки, и наконец вернувшись домой, перерезает себе горло в своей одинокой комнате. Тело его обнаруживают лишь спустя неделю. На скромных похоронах несчастного не соблюдается даже христианский обряд, и плачет по покойнику лишь пьяный солдат-сторож.

Поручик Пирогов

После столь трагичных событий, взгляд автора устремляется на приятеля усопшего – поручика Пирогова, который не пришёл на похороны, так как был занят неким чрезвычайным происшествием. Писатель возвращается во времени вспять, чтобы вернуться к моменту, когда молодой офицер отправился следом за блондинкой по Невскому проспекту. В этот момент мы получаем небольшую справку о русских офицерах и собственно личности Пирогова. Он предстаёт перед нами, как человек, который вращается в высших кругах общества, умеет удачно пошутить или с чувством продекламировать стихотворение, а также чрезвычайно гордится своим воинским званием.



И так, мы следуем за Пироговым, который в свою очередь преследует белокурую даму. Она явно не выказывает симпатию поручику и буквально переходит на бег, чтоб скрыться от него. Но, как известно, русский офицер не отступает, он упорно движется вслед за блондинкой и, к своему удивлению, оказывается в квартире известного жестянщика Шиллера. Именно в это время пьяный Шиллер упрашивает своего приятеля сапожника Гофмана отрезать ему нос. Причиной тому является нежелание жестянщика тратить деньги на нюхательный табак. Попытка Пирогова заговорить с приятелями проваливается, они выставляют его за дверь, но нос Шиллера, к счастью, остаётся на своём месте.

Оскорбленный офицер всё же решает простить пьяным немцам такое оскорбление и возвращается в дом жестянщика на следующее утро, чтобы вновь поговорить с блондинкой. Там его снова ждёт весьма холодный приём. Выясняется, что блондинка – жена Шиллера, глупая, но честная особа.

Её неприступность разжигает в поручике серьезный интерес. Чтобы видеть объект своих желаний Пирогов заказывает у Шиллера шпоры по неимоверно завышенной цене, а после ещё и оправу для кинжала.

При этом, в каждый свой визит к жестянщику, офицер выказывает его жене весьма откровенные знает внимания, а однажды даже целует не прямёхонько в губы. Это его действие вызывает у педантичного немца нечто похожее на ревность, и он всерьёз озадачивается тем, как ему избавиться от такого клиента.

Предлагаем прочитать комическую повесть Николая Васильевича Гоголя “Ревизор”, где в лице Хлестакова обличаются пороки общества.

В очередном лирическом отступлении автор весьма остроумно, на примере жестянщика, описывает педантичность немцев, их приверженность собственным традициям и выбранному жизненному укладу.
Между тем Пирогов распускает слухи в своих офицерских кругах об интрижке с хорошенькой немкой. Желая воплотить свои мечты в реальность, поручик решается на рискованный шаг – является к немке в воскресенье, когда Шиллера нет дома. Он предлагает ей потанцевать, а потом набрасывается на женщину с поцелуями. В это время в квартиру возвращается пьяный Шиллер с друзьями и грубо выкидывает бравого офицера вон. Поручик в ярости решает жаловаться генералу, в мыслях уже видя Шиллера в сибирской ссылке. Но по дороге его гнев проходит. А после двух сладких пирожков в кафетерии настроение его и вовсе становится хорошим. Наш герой отправляется на танцевальный вечер в дом одного правителя, где так лихо танцует мазурку, что вызывает восторг не только у дам, но и у кавалеров.
1 (20%) 1 vote