Проверка домашнего задания по русскому языку. Творческий подход к проверке домашнего задания. Способы проверки домашних заданий

Вид домашней учебной работы, выполняемой учеником, в значительной степени зависит от характера задачи. Исходя из определенных признаков, можно выделить много видов домашних заданий. Рассмотрим некоторые из них.

По способу выполнения, которые используются, различают устные, письменные и предметно-практические задачи . Так, многие действия можно выполнить и устно, и письменно, и показать на практике. Однако есть задачи, которые выполняются преимущественно устно (например, выучить стихотворение, прочитать статью, упражнение, подобрать примеры на правила), письменно (решить задачу, написать сочинение, перевод) и практически (провести какой-нибудь опыт, изучить рельеф местности, явлений природы).

Согласно этапам процесса усвоения могут быть составлены задачи на восприятие нового материала (знакомство с текстом, рисунками, таблицами и т.д.), на осмысление усвоенного материала (систематизация, обобщение, объяснение и т.п.), на его укрепление (заучивание, упражнения на запоминание материала) и применение полученных знаний (решение задач, выполнение опытов и др.). Вид задания выбирается в зависимости от методической цели, поставленной учителем.

Исходя из характера учебных действий, которые может выполнять ученик, задачи подразделяются на исполнительные (повторение, воспроизведение материала, упражнения) и творческие (написание сочинений, проведение экспериментов и др.). Оба вида задач играют чрезвычайно важную роль в успешном усвоении знаний учащимися.

Задачи могут быть обязательными для всех школьников или выбираться ими по желанию (с использованием дополнительной литературы или других источников информации).

По степени индивидуализации задания могут разделяться на общие, дифференцированные (индивидуализированные), индивидуальные . Основное назначение дифференцированных задач-обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задача подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания.

Способы дифференцирования домашней работы.

По содержанию и основной функции, которую выполняют задачи в процессе обучения, выделим следующие их виды:

Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке.

Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения: подобрать пословицы и поговорки, крылатые слова, рисунки на определенную тему; посмотреть передачу по телевидению или прослушать радиопередачу и подготовиться к ответам на вопросы по написанию произведения; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал, который может быть использован для составления и решения задач на уроке прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.

Такие задачи обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес, а главное - готовят их не только к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке, но и к его обсуждению, формируют умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно.

Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.

Такие задания даются после изучения материала урока или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д. Это помогает наглядно представить изученный материал в системе, состоящей из компонентов, определенным образом связанных друг с другом. Изученное выступает перед учащимися под другим углом зрения, выявляются новые связи.

Этот вид заданий предусматривает составление планов, подготовку ответов на поставленные учителем вопросы, самостоятельную постановку вопросов, придумывание задач.

Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.

Это предложение выучить наизусть стихи, части текстов, которые обогащают язык ученика, формулы, необходимые при решении задач и т.д. Однако основной их вид - упражнения, выполняя которые ученик одновременно и закрепляет знания, и овладевает методами учебной работы.

Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение каких-либо признаков и т.д.

Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.

Задания даются после изучения учебного материала на уроках. Это несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в домашнем хозяйстве, в учебно-производственных мастерских, во время работы ученика в хозяйстве. Такие задачи связывают обучение с жизнью, повышают познавательные интересы учащихся, формируют практическую направленность их мышления.

Выделяют также репродуктивные, конструктивные и творческие домашние задания.

Некоторые учащиеся после объяснения учителя могут выполнить только аналогичное задание, которое решалось на уроке. Таким школьникам предлагается на время репродуктивные задачи, например, прочитать и перевести статью из учебника; вставить пропущенные буквы; решить задачу с помощью формулы, провести исследование согласно инструкции.

Более сложными являются конструктивные (или реконструктивные) задачи, например, выделить главное, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в классе, когда они овладевают основными приемами умственной деятельности. Не рекомендуется давать задания на копирование схем, рисунков, карт: каждая работа должна требовать новых усилий, быть хоть небольшим, но шагом вперед в умственном развитии.

Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и всем классом, они способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников. Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала, так и после его изучения. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задачи требуют, как правило, ответы на следующие вопросы: «Как сделать, чтобы...?» И «Почему?» Даются творческие задания ученикам, которые обладают достаточными знаниями и мыслительными операциями, имеют необходимый опыт творческой деятельности, время на их выполнение. К творческой работе относят написание сочинений, проведение самостоятельных экспериментов, составление задач, нахождение новых методов их решения и т.д.

Домашние задания, как правило, выполняются индивидуально. Иногда практикуются групповые задания, которые выполняются несколькими учениками по частям.

Проверка домашней работы может осуществляться учителем разными путями: устным опросом или попутным ознакомлением с письменными работами на уроке или просмотром тетрадей после урока. Проверка заданий в основном проводится в начале урока, однако может осуществляться и в конце, и в течение его в сочетании с работой над новым материалом. Некоторые учителя вместо проверки домашнего задания дают учащимся упражнения, аналогичные задачам, и на основе их выполнения делают вывод о качестве домашней работы.

Наиболее распространена фронтальная проверка выполнения задания на уроке . Учитель проверяет, выполнение домашнего задания, ставит всему классу вопрос относительно его содержания, ученики дают краткие ответы, отмечают трудности, с которыми встретились. Педагог выявляет и устраняет ошибки, делает обобщение. Более глубокая индивидуальная проверка предполагает опрос одного-трех учеников, в течение которого другие ученики следят за ответами, дополняют, исправляют ошибки.

Если школьник не выполнил задания, то учитель должен выяснить причины этого. Они бывают самыми разными - от неблагоприятных условий для занятий дома, к нежеланию систематически работать. В случаях, когда окажется, что задача сложная для ученика, следует выяснить, в чем затруднение и помочь его преодолеть. Если школьник ленивый, то нужно усилить контроль за его работой, требуя выполнения ученических обязанностей, приучать доводить начатое дело до конца. Если ученик не успевает выполнять домашние задания - помочь ему овладеть приемами рациональной организации труда.

Важной формой контроля является взаимная проверка выполненных работ учащимися с обнаружением ошибок, их устранением и выставлением оценки, а затем, в отдельных случаях, обоснованием оценки перед всем классом. Вовлечение всех учащихся класса к проверке домашних заданий, для обсуждения ошибок, путей их преодоления очень целесообразно, поскольку дает каждому школьнику дополнительные представления о процессе усвоения и возможных трудностях. Привлечь учащихся к участию в проверке можно еще таким образом: учитель вызывает одного из учеников, который демонстрирует выполненное задание (записывая на доске, читая и т.д.), а остальные сверяют его со своей работой. Если учитель обнаруживает у вызванного ученика ошибку, то спрашивает, у кого сделано иначе, с помощью класса выясняет, как должно быть правильно.

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели различные виды домашних заданий и способы их проверки . Наиболее распространенным является их деление на репродуктивные, конструктивные и творческие, а также устные и письменные. Относительно способов проверки домашней работы, установили, что основными способами являются фронтальная, индивидуальная проверка и взаимопроверка.

Разнообразные виды проверки домашнего задания

Романовская Валентина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №147 Красногвардейского района

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - повышение ответственности учащегося за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является весьма важным. Учитель же имеет возможность выяснить, насколько глубоко усвоен материал и в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний.

Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации.

В виду разнообразия форм и видов домашней работы различны методы и способы ее проверки. Новые подходы к современному уроку вопрос об организации проверки домашней работы ставят одним из главенствующих в методике преподавания

Основная задача учителя на этапе всесторонней проверки домашнего задания заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе выполнения домашней работы. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом и это обязательный элемент каждого школьного урока. Простой выход к доске с рассказыванием правила или написанием сделанного примера может показаться ученикам скучным занятием.

Именно поэтому сейчас учителя приходят к инновационным методам проверки . К таким методам относятся:

Постановка неожиданных вопросов . Неожиданный вопрос, заданный учителем, представляет собой вопрос, который сформулирован немного по-другому, нежели задания после параграфа. Если дети внимательно отнеслись к выполнению домашнего упражнения, то им не составит труда ответить на него.

Рецензирование устного ответа . Сами ученики внимательно слушают ответ своего одноклассника и готовят устную рецензию на него, отмечают достоинства и недостатки ответа, дополняют и расширяют его.

Диктант на основе домашнего упражнения . На уроках русского языка учитель может подготовить выборочный диктант, графический диктант, диктант с группировкой по орфограммам. Весь материал берется из знакомого домашнего упражнения. С этой же целью для проверки можно использовать карточки и перфокарты.

Краткий письменный ответ на вопрос . Учитель задает предельно конкретный вопрос, на который можно ответить в двух словах. Подобные задания помогут закрепить знания и обратить внимание учащихся на основные моменты заданного параграфа. После письменного ответа выученная теория дольше отложится в памяти учеников.

Проверка с помощью новых компьютерных технологий . Текст заданного упражнения, примера или задачи проецируется на экране. В данном тексте цветным шрифтом проставляются акценты над самыми сложными моментами. Ребята сверяют записи в своей тетради с тем, что они видят на экране, и исправляют возможные ошибки.

Как сделать так, чтобы проверка домашнего задания не превратилась в стандартную обязаловку, в банальное сплошное чтение учеником записанных дома слов или предложений «по цепочке»? Как с помощью домашней работы и контроля за ее выполнением развивать мыслительную деятельность обучающихся, самоанализ и самооценку детей? На достижение этих целей направлены нестандартные формы проверки домашнего задания , способствующие развитию пытливости, любознательности, творческому отношению к делу.

Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы учащихся по теме. Такой прием повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего

«Блиц - опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй - третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ - несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право

отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.

Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери, которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое ученики справляются с задачей.

«Верю- не верю»- этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.

Пример. В слове «здоровье» пишется «з», потому что «д»- звонкая, а сама «з»- приставка. Это утверждение неверное, так как буква «з» является частью корня.

«Да-нет»- это универсальная игра, которая очень нравится детям. Учитель загадывает что-либо

(предмет, литературный персонаж и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да»-«нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. В старших классах к составлению вопросов привлекаются учащиеся. Главное в этом приеме- научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать учителя бесчисленным количеством вопросов.

«Диктант для «шпиона». Этот методический прием позволяет развивать зрительную память, тренирует внимание и ответственность за конечный результат. Он хорошо работает на уроках филологического цикла, на уроках математики, географии.

Класс поделен на 5-6 команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его,запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть. Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок (или сделает меньше других).

«Интеллектуальная разминка»- это 2-3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная цель такой разминки- настроить ребенка на работу.

Прием «Карандашные пометки на полях» («Л»- легко, «Т»- трудно, «С»- сомнение, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания) помогает учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии. В дальнейшем содержание урока корректируется с учетом выявленных проблем.

«Найди ошибку». Вариант 1 . Если материал, который проверяется, хорошо знаком ученикам, то этот методический прием провоцирует возникновение ситуации успеха на уроке. А если материал новый, то успешные поиски ошибки, сдобренные похвалой и восхищением учителя, позволяют детям почувствовать себя исследователями и экспертами. Учитель в своем сообщении допускает ошибки, которые нужно найти, или раздаются тексты, в которых явно искажена информация, запутаны определения, героям приписываются чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов. Учитель просит найти в предложенном тексте ошибки, можно указать количество ошибок.

Вариант 2. Этот же методический прием можно применять как командную игру. Каждая команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная- чья команда лучше спрячет свои ошибки и кто больше и быстрее найдет.

«Пинг-понг». Вариант 1 . К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

Вариант 2. Один из учеников подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы.

«Рыцарский турнир». Ученик выходит к доске и по пройденной теме ставит учителю заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В свою очередь учитель задает вопрос ученику. Все действие длится не более 5 минут. Проведение турнира объявляется заранее. Вопросы должны быть сжатыми, ответы- короткие и по существу. Рефери может снять неконкретный вопрос. Учащиеся аплодисментами или поднятием руки (или проставляя оценки на листе) оценивают действия ученика и учителя.

«Снежный ком». Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово- предложение- вопрос- ответ.

Вариант 1. Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.

Вариант 2. Каждый ученик добавляет к первой фразе свой литературный «шедевр» таким образом, чтобы образовалась непрерывная цепочка определенных грамматических категорий.

Пример. Русский язык. Тема «Причастный оборот».

Учитель. Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.

1-й ученик. В пальто, вывернутом наизнанку мехом.

2-й ученик. Мехом, торчащими лоскутами.

3-й ученик. Лоскутами, похожими на прическу клоуна.

«Светофор». Очень простой, но эффективный методический прием. Подготовив материал однажды, вы долго будете пожинать плоды своего трудолюбия. Светофор- это длинная полоска картона (длиной 9 см, шириной- 4 см), с одной стороны оклеена красной бумагой, с другой- зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона- готов отвечать, красная- не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь- не хочешь- надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты этот вопрос. Учитель объясняет ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показал зеленую - будь добр, отвечай.

При проведении устного опроса можно сделать так: пригласить двух - трех (не обязательно сильных, но ответственных) учеников к доске и поручить им роль помощников учителя. Помощникам следует заранее выдать листы, на которых написаны фамилии учеников и расчерчена таблица. Роль помощников состоит в том, чтобы на листе отмечать работу конкретного ученика, т.е. количество поднятых зеленых (+) или красных (-) карточек. Интрига в том, что класс не знает, чьи фамилии записаны на листах, так работают все. Через 5 минут проведения устного опроса у учителя, во-первых, есть четкое представление, что из предложенного на предыдущем уроке дети усвоили хорошо, а к чему следует обратиться еще раз. Во-вторых, помощники сдают учителю таблицы, в которых уже подытожено количество правильных ответов, и учитель честно и аргументировано выставляет несколько оценок за устный опрос.

«Тренировка памяти и внимательности». Это достаточно интересный прием, он особенно эффективен, когда ученики будут готовы работать с ним. Предупредите их заранее, чтобы они внимательно читали домашний параграф. Учитель дает ученикам лист, на котором посередине расположен текст, часть стиха. Задача состоит в том, чтобы ученики смогли написать необходимый текст сверху и снизу имеющейся фразы, или попытаться выразить его устно- что же должно предшествовать фразе и чем она должна была заканчиваться.

«Узнай меня». На уроке истории, географии, химии, литературы можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (ученого, литературного или исторического героя), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, рассуждения.

Прием «Учебный диалог с автором учебника» - прекрасное средство, которое ставит ученика в позицию субъекта обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом. Ученики после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращенные к автору. Затем на уроке одна группа учеников зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора, пытаясь найти ответ на страницах учебника, а если прямого ответа нет, то звучат предполагаемые ответы. Такой прием позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы, прием учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, дает возможность осуществить обратную связь.

«Цепочка слов» позволяет осуществлять быструю фронтальную проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень). Его суть состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный прием можно проводить в форме соревнований по рядам, а в качестве жюри выступают 2-3 ученика, которые фиксируют ответы товарищей.

«Экипаж»- класс делится на 4-5 групп. Каждый член группы получает «должность»: капитан, 1-й помощник, 2-й помощник, боцман, матросы. На подготовку отводится 4-5минут, а затем проводится опрос по жребию- кому достанется вопрос, тот и отвечает, оценка ставится всей команде. Кроме того, есть еще выбор «Отвечают все» и особенно нравится ученикам, когда им достается «Доверие», в данном случае команда освобождается от ответа и все получают положительное оценки.

Применение таких методов контроля выполнения домашнего задания помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:

· Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;

· Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;

· Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;

· Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;

· Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).

И, наконец, самое важное - учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе.

Необходимо отметить, что перечисленные выше способы проверки домашнего задания на школьном уроке будут эффективными, если будут применяться комплексно и систематически.

А это означает, что и формы контроля домашнего задания могут быть различными

Ø контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы учеников на уроке: формально - у всех, контроль содержания - у отдельных учащихся;

Ø косвенный контроль с помощью тестов, диктантов, самостоятельных работ, в содержание которых включён материал, идентичный заданному на дом;

Ø контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы одноклассников;

Ø внеурочная проверка учителем тетрадей ; только через проверку тетрадей учитель может сделать вывод об умении учениками оформлять задания, какие ошибки допускаются чаще всего и т.д.;

Ø непрямой контроль , основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;

Ø взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием образцов или справочников);

Ø самоконтроль учащихся: сверка выполненного домашнего задания с написанным на доске или с воспроизведённым с помощью компьютера на интерактивной доске;

Какую форму контроля выбрать, зависит, с одной стороны, от содержания, вида домашнего задания и, с другой стороны, от отношения к ним учащихся.

Как же решать проблему контроля и оценки домашнего задания?

Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом домашнее задание вы сможете потом проверить и оценить.

Это правило применяется до сих пор не везде. Не всегда учитель проверяет, выполнили ли школьники домашнее задание. Ещё реже контролю подвергается полнота, правильность и форма выполнения задания.

Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки - вместе с другими факторами педагогического процесса - являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности учеников. Если мы отказываемся от контроля домашнего задания или относимся к нему недостаточно серьёзно, мы разочаровываем тем самым ученика, поскольку игнорируем его работу, его достижения. Негативные последствия такого рода следует ожидать особенно тогда, когда работа выполняется учеником добросовестно, с полной отдачей, но учитель систематически не обращает внимания на выполнение домашнего задания.

Результат выполнения домашнего задания имеет для учителя двойную функцию. Во-первых, он является объектом контроля деятельности учащихся, а во-вторых, что ещё более важно, - своей собственной деятельности на прошлом уроке.

И ещё несколько советов:

Ø с помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно домашнее задание;

Ø используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания;

Ø определите, что и как вы будете оценивать, будете ли за это ставить отметку, исходя из конкретных условий, а также учитывая воспитательное воздействие оценки;

Ø если ученики не выполняют домашнее задание, ищите причины и затем решайте, как их устранить;

Ø добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

Ø помните, что проверка домашнего задания является неизбежной частью и необходимым дополнением к хорошему уроку

Организуйте проверку так, чтобы ученики не сочли данный этап «самым скучным» на уроке.

Гармоничное сочетание различных видов, форм и методов подачи и проверки домашних заданий повлияют на формирование самостоятельности у школьников и повышение уровня учебной мотивации, формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом

Кроме образовательного, чрезвычайно велик воспитательный потенциал домашних заданий. Ведь учитель даёт знания, прежде всего для того, чтобы воспитать человека, личность творческую, неравнодушную. И в этом благородном деле домашние задания - незаменимый помощник. Главное, чтобы в учителе не гас этот свет творчества, чтобы ему самому было всё это интересно.

Если ученики увидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в каком виде оно преподносится, то они будут ответственно подходить к выполнению домашнего задания

Список литературы

1.Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся.- М., Педагогика, 1998.

2.Дейкина А.В. О домашних заданиях по русскому языку.- Журнал «Русский язык в школе». 1984, №6.

3.Кульневич С.В. Современный урок. Часть1.- Ростов-н/Д, Учитель, 2004г.

Виды домашних заданий

I. К урокам изучения нового материала

1) Заучивание материала учебника и его пересказ;

2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;

3) Сбор материалов из дополнительных источников;

II. К урокам обобщения

1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя;

2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;

4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала;

5) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа;

6) Подборка дополнительного материала по теме;

III.К урокам обучения применять знания

1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц);

2) Решение задач, аналогичных классным;

3) Решение задач нестандартных;

4) Решение задач с меж предметными связями;

5) Самостоятельное составление задач;

6) Самостоятельное изучение несложного материала;

7) Работа над ошибками;

IV. К урокам контроля и проверки знаний

1) Письменные ответы на вопросы;

2) Домашняя контрольная работа;

3) Решение нестандартных задач;

Способы задачи домашнего задания

1. Выполнить Д. З. по заданному образцу.

На карточке - решение задачи, аналогичной домашнему (слабому ученику)

2. Самостоятельно изучите материала учебника. Составьте план ответа, определите главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться.

3. Коллективное домашнее задание. Класс делится на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание.

4. Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …)

5. Карточки для слабых учащихся:

С пропусками, которые нужно заполнить

С ошибками, которые нужно исправить

С неоконченными решениями.

6. На доске чертеж

Составить и решить задачу, аналогичную классной (средним ученикам)

Решить задачу по данным чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам)

Составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).

7. Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам)

8. Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, на неделю).

9. Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.

Способы проверки домашнего задания

1. У доски ученик решил домашний пример

a) Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д.

b) На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек «Светофор»)

2. Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся

a) Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;

b) Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.

3. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.

4. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.

Домашние задания младших школьников по способам выполнения можно разделить на следующие основные виды: письменные, текстовые, математические, мнемонические .

К письменным заданиям отнесем переписывание упражнения или решения задачи в тетрадь. Причем следует отделить письмо от непосредственного решения. Процесс письма сам по себе является достаточно трудоемким для младшего школьника. Его ощущения можно сравнить с ощущениями человека, который пишет ручкой, постоянно меняющей свою длину. Процесс письма требует от школьника непрерывного приспособления, и поэтому ребенок не может долго заниматься письменной работой, а значит, количество выполненных упражнений не улучшает качества письма. Родители могут способствовать улучшению почерка ребенка, используя следующие приемы:

1. Заглядывая в тетрадки школьника, каждый раз находите красиво написанные буквы, строчки, страницы и хвалите за них.

2. Работать над красотой почерка можно, положив кальку на странички прописей и обводя буквы.

3. Не заставляйте писать ребенка безотрывным письмом, если видите, что это ему сложно. Пусть он после написания каждой буквы отрывает ручку от листа, такой способ существенно облегчит ребенку процесс письма.

4. Во время выполнения заданий, где письмо выполняет второстепенную роль, никогда не критикуйте качество почерка ребенка.
К текстовым заданиям можно отнести задание прочитать и пересказать текст. Бывает, что младшие школьники при виде большого, по их мнению, текста вообще отказываются его читать. Особенно часто это случается с детьми, у которых недостаточная техника чтения и, как следствие, нелюбовь к предмету. Причинами отрицательного отношения к чтению могут быть трудности овладения навыком чтения, низкие оценки за чтение, отсутствие семейной традиции интереса к книгам и т. д. Младший школьный возраст предоставляет родителям еще один шанс привить любовь к чтению. Те дети, которые много читают, как правило, имеют меньше проблем в школе. Что же могут сделать родители, чтобы заинтересовать младшего школьника книгой? Прежде всего, следует помнить о значительном влиянии семейной атмосферы на формирование устремлений человека. Если в доме много книг, если в семье принято читать и обсуждать прочитанное, скорее всего, и ребенок будет неравнодушен к книгам. Можно ввести в семейный уклад чтение вслух.

Чтобы сохранить тлеющий огонек интереса к чтению, нужно продолжать ребенку читать вслух те книги, которые привлекают его своим сюжетом, красочным оформлением, современными или героическими персонажами. При этом родителям нельзя забывать о важнейшей задаче младшего школьного возраста - улучшении техники чтения. В школе не уделяется должного внимания этой проблеме, хотя хорошая школьная успеваемость невозможна без высокой техники чтения. Чтобы научить своего ребенка быстрому и легкому чтению, родители могут воспользоваться следующими приемами.
1. Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.
2. Организуйте дома просмотры диафильмов. Старенький диапроектор - хороший помощник в этом деле. Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения, - все, что нужно для поддержки в освоении техники чтения.
3. Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее (!), чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, - прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.
4. Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом устраняется ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.
5. Интересный прием для тренировки навыка чтения "Секретное письмо". Им с удовольствием занимаются даже те дети, которые с отвращением относятся к чтению. На большом листе бумаги взрослый пишет какое-нибудь слово крупными буквами с помощью белой свечи. Понятно, что написанное вами не будет видно на белом листе. Теперь ребенку предлагается закрасить разными цветами с помощью красок и кисти весь лист так, чтобы не осталось незакрашенного места. Тот момент, когда неожиданно на цветном фоне появляются белые буквы, неизменно освещается чувством радостного удивления ребенка. Так процесс чтения и приятные эмоции крепко связываются в представлении школьника, а прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются.
6. Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения.

Намного легче готовить текстовые домашние задания не только тем школьникам, у которых высокая техника чтения, но и тем, кто знает определенные приемы работы с текстами. Ниже мы приводим некоторые из этих приемов, чтобы вы могли помочь ребенку овладеть ими. Ваша помощь может длиться до тех пор, пока он не почувствует преимущества их использования и не привыкнет к ним.
1. Для усвоения текста любого содержания используйте прием разделения на части, количество которых не должно превышать 6-7. Выделите в каждой из них главную мысль, придумайте название. Можно к каждой части нарисовать небольшой схематичный значок - пиктограмму, с помощью которой легко вспоминается основная мысль данной части.
2. Метод пиктограмм хорошо подходит и для заучивания наизусть стихов. Прочитайте одно четверостишие, запомните его, придумайте и нарисуйте подходящую для каждой строчки пиктограмму. Проверьте, как вы запомнили четверостишие, и переходите к следующему. Каждый раз, работая с очередным четверостишием, припоминайте все предыдущие. Конечно, если что-то забыли, всегда можно воспользоваться текстом и подсмотреть.
3. Готовя текст для пересказа, четко сформулируйте первую фразу. Повторите ее несколько раз с тем, чтобы хорошо запомнить. Теперь вам не надо долго думать, прежде чем начать пересказывать. Вы хорошо знаете начало пересказа. Этот простой прием позволяет придать уверенность учащемуся, задать нужный темп речи и произвести благоприятное впечатление, что тоже немаловажно.
4. При работе с текстами гуманитарного содержания (литература, история) используйте метод выделения важной информации. Нарисуйте таблицу со следующими столбцами: "Люди", "События", "Даты", "Трудные слова". Читая текст, постепенно заполняйте таблицу. Затем повторите прочитанное с опорой на информацию в таблице. Этот прием помогает ученику выделить и лучше запомнить трудную для него часть текста.
5. При работе с текстом любого содержания используйте метод контрольных вопросов. Пусть и ребенок и взрослый, прочтя текст, придумают несколько вопросов по нему и подготовят ответы на них. Затем они обмениваются вопросами и контролируют ответы на них. В случае необходимости задавший вопрос может дополнить отвечающего или помочь ему.
При выполнении математических заданий у детей могут возникать трудности с пониманием смысла задачи. В этом случае родители могут предложить школьнику рисовать картинки и схемы к задачам (тем более что некоторые программы предусматривают составление схемы), разыгрывать их содержание с помощью различных предметов и игрушек. Решая задачи, объясняя их ребенку, можно использовать прием сведения к противоречию. Если ребенок сделал ошибку, то, как мы уже отмечали выше, взрослому следует упростить задачу настолько, чтобы ее решение не вызывало трудности.

Иногда родители считают, что ребенку, чтобы научиться решать задачи, надо их решить огромное количество. Но сегодня ребенок может с горем пополам прорешать их десяток, а завтра споткнется на первой же подобной. Значит, он не знает алгоритма решения, не понимает, как связаны между собой величины задачи. В таком случае важно научить ребенка распознавать в задаче известное и то, что надо узнать, а также научить определять, достаточно ли данных для того, чтобы решить задачу, - далеко не всегда ребенок понимает, что в задаче может "чего-то не хватать". Если ваш маленький ученик испытывает сложности с математикой, наберитесь терпения: вполне возможно, что понять, какие конкретно вычисления (сложение или вычитание, умножение или деление) предстоит сделать, у него получится далеко не сразу. Для ребенка само слово "задача" может внушать страх, из-за которого он уже не видит ни условия, ни вопроса, ни тем более способа решения.
Чтобы ребенок не боялся задач, просите его решать их в повседневных ситуациях ("Сколько пар обуви будет стоять в коридоре, когда с работы вернется папа? А когда ты уйдешь гулять?" или "Сколько яблок нужно купить на три дня, если каждый из нас будет съедать в день по одному яблоку?"). Обязательно поощряйте ребенка, если сразу не получится решить правильно, не огорчайтесь (и тем более не демонстрируйте огорчение ребенку) - значит, ваша задача пока еще сложна. Освоить практические навыки решения задач нередко помогают ситуации, в которых ребенок оказывается в позиции покупателя ("Сколько тебе надо взять денег, чтобы купить хлеб и молоко? Я тебе дам 50 рублей. Сколько сдачи тебе должны сдать?"). И не сомневайтесь: рано или поздно все ваши старания принесут свои плоды.
В начальной школе большую часть домашних уроков составляют мнемонические задания , нацеленные на запоминание информации. Учащимся необходимо запомнить буквы и цифры, законы и правила, стихотворения и прозу, слова с трудными орфограммами и иностранные слова. Если ребенок использует для запоминания только один, самый распространенный прием - повторение, то это неизбежно привнесет в обучение скуку. Родители могут помочь освоить школьнику интересные игровые приемы запоминания.

Разработано учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 335 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга Стародубцевой И.Д. сент.2014 г.

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы- повышение ответственности учащегося за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является весьма важным. Учитель же имеет возможность выяснить, насколько глубоко усвоен материал и в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний. Как сделать так, чтобы проверка домашнего задания не превратилась в стандартную обязаловку, в банальное сплошное чтение учеником записанных дома слов или предложений «по цепочке»? Как с помощью домашней работы и контроля за ее выполнением развивать мыслительную деятельность обучающихся, самоанализ и самооценку детей? На достижение этих целей направлены нестандартные формы проверки домашнего задания, способствующие развитию пытливости, любознательности, творческому отношению к делу.

Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы учащихся по теме. Такой прием повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего задания.

«Блиц- опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй- третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ- несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.

Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери, которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое ученики справляются с задачей.

«Верю- не верю»- этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.

Пример. В слове «здоровье» пишется «з», потому что «д»- звонкая, а сама «з»- приставка. Это утверждение неверное, так как буква «з» является частью корня.

«Да-нет»- это универсальная игра, которая очень нравится детям. Учитель загадывает что-либо

(предмет, литературный персонаж и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да»-«нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. В старших классах к составлению вопросов привлекаются учащиеся. Главное в этом приеме- научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать учителя бесчисленным количеством вопросов.

«Диктант для «шпиона». Этот методический прием позволяет развивать зрительную память, тренирует внимание и ответственность за конечный результат. Он хорошо работает на уроках филологического цикла, на уроках математики, географии.

Класс поделен на 5-6 команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его,запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть. Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок (или сделает меньше других).

«Интеллектуальная разминка»- это 2-3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная цель такой разминки- настроить ребенка на работу.

Прием «Карандашные пометки на полях» («Л»- легко, «Т»- трудно, «С»- сомнение, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания) помогает учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии. В дальнейшем содержание урока корректируется с учетом выявленных проблем.

«Найди ошибку». Вариант 1 . Если материал, который проверяется, хорошо знаком ученикам, то этот методический прием провоцирует возникновение ситуации успеха на уроке. А если материал новый, то успешные поиски ошибки, сдобренные похвалой и восхищением учителя, позволяют детям почувствовать себя исследователями и экспертами. Учитель в своем сообщении допускает ошибки, которые нужно найти, или раздаются тексты, в которых явно искажена информация, запутаны определения, героям приписываются чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов. Учитель прости найти в предложенном тексте ошибки, можно указать количество ошибок.

Вариант 2. Этот же методический прием можно применять как командную игру. Каждая команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная- чья команда лучше спрячет свои ошибки и кто больше и быстрее найдет.

«Пинг-понг». Вариант 1 . К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

Вариант 2. Один из учеников подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы.

«Рыцарский турнир». Ученик выходит к доске и по пройденной теме ставит учителю заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В свою очередь учитель задает вопрос ученику. Все действие длится не более 5 минут. Проведение турнира объявляется заранее. Вопросы должны быть сжатыми, ответы- короткие и по существу. Рефери может снять неконкретный вопрос. Учащиеся аплодисментами или поднятием руки (или проставляя оценки на листе) оценивают действия ученика и учителя.

«Снежный ком». Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово- предложение- вопрос- ответ.

Вариант 1. Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.

Вариант 2. Каждый ученик добавляет к первой фразе свой литературный «шедевр» таким образом, чтобы образовалась непрерывная цепочка определенных грамматических категорий.

Пример. Русский язык. Тема «Причастный оборот».

Учитель. Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.

1-й ученик. В пальто, вывернутом наизнанку мехом.

2-й ученик. Мехом, торчащими лоскутами.

3-й ученик. Лоскутами, похожими на прическу клоуна.

«Светофор». Очень простой, но эффективный методический прием. Подготовив материал однажды, вы долго будете пожинать плоды своего трудолюбия. Светофор- это длинная полоска картона (длиной 9 см, шириной- 4 см), с одной стороны оклеена красной бумагой, с другой- зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона- готов отвечать, красная- не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь- не хочешь- надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты этот вопрос. Учитель объясняет ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показал зеленую- будь добр, отвечай.

При проведении устного опроса можно сделать так: пригласить двух- трех (не обязательно сильных, но ответственных) учеников к доске и поручить им роль помощников учителя. Помощникам следует заранее выдать листы, на которых написаны фамилии учеников и расчерчена таблица. Роль помощников состоит в том, чтобы на листе отмечать работу конкретного ученика, т.е. количество поднятых зеленых (+) или красных (-) карточек. Интрига в том, что класс не знает, чьи фамилии записаны на листах, так работают все. Через 5 минут проведения устного опроса у учителя, во-первых, есть четкое представление, что из предложенного на предыдущем уроке дети усвоили хорошо, а к чему следует обратиться еще раз. Во-вторых, помощники сдают учителю таблицы, в которых уже подытожено количество правильных ответов, и учитель честно и аргументировано выставляет несколько оценок за устный опрос.

«Тренировка памяти и внимательности». Это достаточно интересный прием, он особенно эффективен, когда ученики будут готовы работать с ним. Предупредите их заранее, чтобы они внимательно читали домашний параграф. Учитель дает ученикам лист, на котором посередине расположен текст, часть стиха. Задача состоит в том, чтобы ученики смогли написать необходимый текст сверху и снизу имеющейся фразы, или попытаться выразить его устно- что же должно предшествовать фразе и чем она должна была заканчиваться.

«Узнай меня». На уроке истории, географии, химии, литературы можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (ученого, литературного или исторического героя), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, рассуждения.

Прием «Учебный диалог с автором учебника» - прекрасное средство, которое ставит ученика в позицию субъекта обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом. Ученики после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращенные к автору. Затем на уроке одна группа учеников зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора, пытаясь найти ответ на страницах учебника, а если прямого ответа нет, то звучат предполагаемые ответы. Такой прием позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы, прием учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, дает возможность осуществить обратную связь.

«Цепочка слов» позволяет осуществлять быструю фронтальную проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень). Его суть состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный прием можно проводить в форме соревнований по рядам, а в качестве жюри выступают 2-3 ученика, которые фиксируют ответы товарищей.

«Экипаж»- класс делится на 4-5 групп. Каждый член группы получает «должность»: капитан, 1-й помощник, 2-й помощник, боцман, матросы. На подготовку отводится 4-5минут, а затем проводится опрос по жребию- кому достанется вопрос, тот и отвечает, оценка ставится всей команде. Кроме того, есть еще выбор «Отвечают все» и особенно нравится ученикам, когда им достается «Доверие», в данном случае команда освобождается от ответа и все получают положительное оценки.

Применение таких методов контроля выполнения домашнего задания помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:

    Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;

    Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;

    Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;

    Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;

    Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).

И, наконец, самое важное- учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе.

Список литературы

    Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся.- М., Педагогика, 1998.

    Дейкина А.В. О домашних заданиях по русскому языку.- Журнал «Русский язык в школе». 1984, №6.

    Кульневич С.В. Современный урок. Часть1.- Ростов-н/Д, Учитель, 2005.

    Садкина В.И. Проверка домашнего задания. Методические приемы.- ИГ «Основа», 2009

    Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе.- М., Просвещение, 19980.

    Шевченко С.Д. Как научить каждого.- М., Просвещение, 1981.

На сегодняшний день достаточно актуальна проблема организации домашнего задания. Часто она носит непродуманный и случайный характер, подготовка к его выполнению ведется плохо, проверка строится формально. Как следствие неудовлетворительного планирования, подготовки и организации домашней работы возникает перегрузка заданиями на дом учащихся, отрицательно влияющая на работоспособность, активность и интерес к обучению.

Педагогические законы и многовековая практика доказывают, что домашние задания необходимы, поскольку полученные на уроке знания без закрепления быстро забываются. Если не проводится самостоятельная домашняя работа, снижается уровень учебной мотивации, качество обучения.

Этапы проверки выполнения домашнего задания

Среди новых подходов к современному уроку существует несколько этапов всесторонней проверки выполнения домашнего задания:

  1. Дидактическая задача этапа предполагает установление правильности и осознанности выполнения всеми учениками домашнего задания; устранение пробелов в знаниях, которые обнаружились в ходе проверки, что приводит к совершенствованию знаний, умений и навыков учеников.
  2. Содержание этапа предполагает, что перед учителем стоит цель выяснить, насколько ученики усвоили заданный на дом материал; определить, каковы типичные недостатки в полученных знаниях, что является причинами их возникновения; ликвидировать обнаруженные недостатки.
  3. Условием для достижения положительных результатов является использование системы приемов, которые позволят учителю определить выполнение задания, заданного на дом у всех учащихся в классе.
  4. Показателем того, что дидактическая задача урока выполнена, является возможность установить уровень знаний большей части учеников за короткий промежуток (около 5-7 минут), при этом определить типичные недостатки; возможность при проверке домашнего задания скорректировать и актуализировать основные понятия и устранить причины выявленных недостатков.
  5. Когда предъявляемые требования оптимальны, при их составлении учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, предпочтение отдается заданиям проблемного и поискового характера.
  6. При использовании различных методов и форм контроля активизируется мыслительная деятельность учеников, предпочтение отдается индивидуальным, творческим, поисковым заданиям.
  7. Допускаемые при реализации ошибки (однообразность уроков, методов опроса, отсутствие сопоставления специфики изучаемого материала и индивидуальных особенностей учащихся) приводит к тому, что применяются новые подходы к решению этого вопроса.

Методы организации контроля

Различные формы и виды домашней работы предполагают и различность способов и методов ее проверки. В методике преподавания новые подходы ставят вопрос об организации ее проверки на одно из главенствующих мест.

Этап всесторонней проверки домашнего задания требует от учителя контроль не только за систематичностью его выполнения каждым учеником, но и за степенью самостоятельности ученика при выполнении задания, уровнем усвоения материала при выполнении домашней работы.

Обязательным элементом каждого школьного урока является то, что учитель должен проводить проверку домашних заданий постоянно, связывать ее с изучаемым материалом. При этом нужно учитывать, что просто выйти к доске и рассказать правило или написать сделанный пример для ученика довольно скучное занятие. Поэтому в наши дни учителя пришли к инновационным методам проверки , среди которых:

  1. Постановка неожиданных вопросов, которые представляют собой сформулированные иначе, чем задание после параграфа вопросы. Если ученики внимательно выполняли домашние упражнения, они без труда ответят на них.
  2. Рецензирование устного ответа – ученики слушают ответ своего одноклассника и представляют устную рецензию на него, в которой отмечают недостатки и достоинства ответа, дополняют его.
  3. Диктант по домашнему заданию. Учитель может подготовить на уроке языка выборочный, графический или диктант по орфограммам. Материал для него берется из домашнего упражнения.
  4. Краткий письменный ответ. Вопрос, заданный учителем, звучит предельно конкретно, так, чтобы ответ на него можно было выразить в двух словах. Такие задания закрепляют знания и обращают внимание учеников на основные моменты в заданном параграфе. Письменный ответ способствует тому, что выученная теория отложится в памяти на длительное время.
  5. Проверка при помощи компьютерных технологий. Упражнение, пример или задача проецируется на экране, при этом цветным шрифтом выделены самые сложные моменты. Ученики сверяют свои записи с изображением на экране и исправляют ошибки, если они имеются.


Формы контроля выполнения задания

Перечисленные способы проверки домашнего задания будут эффективными только при условии комплексного и систематического применения. Отсюда вытекает, что формы контроля выполнения домашнего задания также различны:

  1. Контроль письменных домашних заданий при проведении самостоятельной работы на уроке: у всех учеников – формально, у отдельных учеников – контроль содержания.
  2. Косвенный контроль при помощи тестов, самостоятельных работ, диктантов, которые составлены на основе идентичного заданному на дом материалу.
  3. Контроль устных заданий у отдельных учеников, обсуждение и дополнение ответов остальными учениками.
  4. Внеурочная проверка тетрадей. Сделать вывод о способности правильно оформлять задания, определить наиболее распространенные ошибки учитель может, только проверив тетради.
  5. Непрямой контроль основан на наблюдении за учеником на уроке, если его активности на уроке способствовало выполнение домашнего задания.
  6. Взаимный контроль учеников осуществляется при парном обмене тетрадями с использованием справочником или образцов.
  7. Самоконтроль учащихся, когда они сами сверяют выполненное домашнее задание с изображенным на интерактивной доске или написанным на доске правильным выполнением.

Какой форме отдать предпочтение зависит от цели, вида и содержания домашнего задания, от отношения к нему учеников.

Согласно педагогическому опыту, учителю, перед тем как давать домашнее задание, следует быть уверенным в том, что он сможет его проверить и оценить. Кроме самого выполнения задания нужно уделить внимание полноте, форме и правильности его выполнения. Контроль и оценка, а затем и выставление отметки за домашнее задание мотивируют учеников и мобилизируют их силы. Если относиться к проверке домашнего задания несерьезно или вовсе его не проверять, ученик будет разочарован от того, что учитель игнорирует проделанную им работу и его достижения. Особенно это касается тех учеников, которые выполняют домашнее задание добросовестно и с полной отдачей, а учитель систематически игнорирует этот факт.

Учитель должен обеспечивать выполнение домашнего задания учениками.

Намного легче это сделать, если ученики знают о том, что вы не забываете, какое задание задали на дом, и затем не забываете его проверить. У учеников не должно возникать сомнений на счет того, можно выполнить ваше задание или его невыполнение может остаться незамеченным. Каждое невыполненное задание ведет к увеличению безответственности учеников.

Для учителя результат выполнения заданного на дом задания выполняет двойную функцию. С одной стороны он становится объектом контроля деятельности учеников, а с другой – своей деятельности на предыдущем уроке. Домашние задания, которые правильно поставлены и оценены, позволяют обнаружить учителю резервы своего урока; обнаружить ошибки и успехи в выборе методики; продемонстрировать быстрое продвижение учеников. Также домашние задания это основа для проведения следующего урока с использованием достигнутых результатов.

  • При помощи постоянного контроля добиться того, чтобы у учеников не было сомнений обязательно ли выполнять заданное вами домашнее задание;
  • Использовать разные формы контроля, которые будут зависеть от цели, вида и содержания домашнего задания и отношения учащихся к его выполнению;
  • Определить, что вы будете оценивать, как будете оценивать, предполагается ли за это отметка, исходя из условий и ее воспитательного воздействия;
  • Если учениками домашнее задание не выполняется, ищите причины этого и способы их устранить;
  • Если работа не выполнена в срок, она должна быть выполнена позже;
  • Проверка домашнего задания это неизбежная часть и необходимое дополнение хорошего урока.

Гармоничное сочетание разных методов и форм подачи и проверки домашнего задания влияют на формирование самостоятельности учеников, повышения уровня их мотивации к обучению. Важнейшая задача учителя – сформировать у учащихся положительное отношение к учению при выполнении домашнего задания.

Кроме того, домашние задания имеют и необычайно большой воспитательный потенциал. Учитель дает школьникам знания, чтобы воспитать человека, неравнодушную и творческую личность, а незаменимым помощником в этом деле являются домашние задания. Если школьники видят, что учителю интересно как выполнено домашнее задание, как его преподносят, они будут любить и учителя, и его предмет.