Рубцов воробей читать полностью. Николай Михайлович Рубцов. «Воробей. Стихотворение Н. М. Рубцова «Про зайца»

Николай Михайлович Рубцов

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…

Лирика, написанная специально для детей, занимает скромное место в творческом наследии Рубцова. Для маленьких читателей он создал всего двенадцать коротких стихотворений. Значительная их часть посвящена животным. Среди подобных произведений - миниатюра «Воробей», состоящая из восьми строк. Лирический герой текста встречает воробушка, жизнь которого нельзя назвать легкой. Птичка замерзает, у нее не осталось сил даже на чирикание. Ей катастрофически не хватает еды и тепла. Чтобы добыть хотя бы зернышко, воробей из своего укрытия на чердаке вынужден бросаться к каждой проезжающей мимо подводе с поклажей. В мире нет справедливости для маленькой голодной птицы. Никому вокруг неинтересны ее трудности. Несмотря на это, воробей не становится озлобленным.

Лирический герой стихотворения - человек с чистой душой. Он способен пропустить горе птицы через себя, прочувствовать его. В последних строках слышится восхищение природной гармонией, где нет место злу в человеческом понимании. Рассматриваемое стихотворение - настоящий гимн смирению, покорности судьбе, выносливости. Жизнь воробья - не сахар, но он не жалуется, не сдается, а продолжает вести упорную борьбу за существование. В поэтическом мире Рубцова звери и люди обладают равными правами. Братья наши меньшие в его творчестве наделены самостоятельным голосом. Тем не менее, совершенно не значит, что им не требуется порой помощь человека. Напротив - нередко животные без нее погибают.

Лирика Рубцова для детей корнями уходит в русское народное творчество. В фольклоре нашей страны никогда люди и звери не противопоставлялись. Более того - братья наши меньшие наделялись человеческими чертами. Лисица представлялась хитрой, зайчик - трусливым, медведь - могучим. Николай Михайлович прекрасно понимал, что стихотворения о животных всегда были и будут особенно близки и понятны маленьким читателям. Детям свойственно воспринимать мир всерьез, одушевление зверей для них - обычное дело. Недаром часто в фольклорном творчестве, предназначенном в первую очередь для ребятишек, животные разговаривают.

«Воробей», как и другие детские стихотворения Рубцова, — учит ребятишек с ранних лет бережно относиться к природе, любить и понимать представителей фауны, помогать им по мере сил и возможностей. Николай Михайлович через свою лирику транслировал вечные ценности, именно поэтому по сей день не забыта она.

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Случилось это Во время птичьего банкета: Заметил Дятел-тамада, Когда бокалы гости поднимали, Что у Воробушка в бокале — Вода! Фруктовая вода!! Подняли гости шум, все возмущаться стали,- «Штрафной» налили Воробью....
  2. Говоришь ты мне: Надоела грусть! Потерпи чуть-чуть, я назад вернусь. Хочешь ты любовь, Как настольный свет: повернул — горит, повернул — и нет. Хочешь про запас (пригодится в срок),- а...
  3. Предчувствие любви страшнее Самой любви. Любовь — как бой, Глаз на глаз ты сошелся с нею. Ждать нечего, она с тобой. Предчувствие любви — как шторм, Уже чуть-чуть влажнеют руки,...
  4. Если с другом вышел в путь, Если с другом вышел в путь- Веселей дорога! Без друзей меня чуть-чуть, Без друзей меня чуть-чуть, А с друзьями много. Что мне снег? Что...
  5. Любовь порой игрушкой притворится… но если ту игрушку расколоть, она становится огромной птицей – и разорвет когтями вашу плоть! Так пусть живет в обличии игривом – глазастой куклой, змейкой по...
  6. Как растают морозные Голубые снега, Воды вешние, грозные Принимает река. Воды талые, мутные Из окрестных лугов, И становится трудно им В тесноте берегов. Выливаются в поймы, Размывают стога… А моя...
  7. Что за птица такая поет то скрипично, то трубно? Ни с того ни с сего Иногда человеку любому становится трудно От себя самого. Что за птица, чье имя никто и...
  8. Трудно нам с тобой договориться, Трудно, милая, трудней всего: Резко обозначена граница Счастья твоего и моего. И, усталые, полуживые, Зубы стиснувши и губы сжав, Мы с тобой стоим, как часовые...
  9. Что ж ты спишь, ветер, Куда глядишь? Хуже всего на свете Такая тишь. Сосны, обессилев От снежных груд, Руки опустили, Спины гнут. Снег вроде дыма — Пока летит, Почти невесом,...
  10. Жизнь меня к похоронам Приучила понемногу. Соблюдаем, слава богу. Очередность по годам. Но ровесница моя, Спутница моя былая, Отошла, не соблюдая Зыбких правил бытия. Несколько никчемных роз Я принес на...

Воробей — смешной «воришка»
Может зернышко стащить,
Но за это шалунишку
Мы с тобой не будем бить!

Мармазов А.

Воробьи живут неплохо,
Если с тёплой крышей дом
И кормушка есть под боком,
Где всегда им сыплют корм.
Воробьи довольны очень
И галдят наперебой,
Если кто-то озабочен
Их нелёгкою судьбой.
Птички вытянули шеи
И заглядывают внутрь
Помещенья, словно двери
Просят настежь распахнуть.
Открываю я окошко,
Воробьи сорвались прочь.
Не пугайтесь, я не кошка,
Птичкам я хочу помочь!

Финк И.

Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?

Егоров С.

Воробьи по поводам
Скачyт и хохочyт.
Видно, строчки телеграмм
Лапы им щекочyт.

Самуил Маршак

Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки — бисер, лапки — врозь,
Лапки — боком, лапки — вкось…

Прыгай, прыгай, я не трону —
Видишь, хлебца накрошил…
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть…
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить…

Ближе, ну еще немножко…
Фурх! Удрал… Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасиба не сказал.

Саша Чёрный

— Где обедал, воробей?
— В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у нoсорога,
Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.

А зубатый крокодил
Чуть меня не проглотил.

Самуил Маршак

Воробей топорщит перья,
Радуется солнышку.
Ну а я лежу в постели —
заболело горлышко.

Я мороженное ела и
случайно заболела.

Говорила мама: «Тише,
не спеши, малыш».
Только если вкусно слишком,
как не поспешишь?

Мои брови хмурятся.
Не иду на улицу.

Я теперь гляжу в окошко.
Там и ясно и тепло.
Воробей устал немножко
прыгать за стеклом.

Что за птичка ВОРОБЕЙ?
Это значит — ВОРА БЕЙ!
Не хочу его я бить.
Надо с птичками дружить!
Вот стою в малине я,
Вижу рядом воробья.
Хоть малинку сам люблю,
Воробьишку я терплю.
Пусть он поклюет малинки!
Всем нужны ведь витаминки!

Степанова Л.

Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые, как детки сиротливые
Прижались у окна.
Озябли пташки малые, голодные. Усталые
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясного
Красавица весна.

Сергей Есенин

Воробей скакал по грядке,
Рядом кот играл с ним в прятки…
— Не поймать меня коту,
Я проворный на лету.

Петров М.

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чив!

Агния Барто

Мимо сизых голубей
Пролетает воробей.
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенит задорный крик:
— Чик-чирик и чик-чирик!

Воробьишка-воробей,
Чик-чирик! — между ветвей,
Словно серенький комок
С дерева на ветку — скок!
Тут взлетит, туда вспорхнёт.
С мостовой зерно клюёт,
У скамеек ищет крошки,
И боится очень кошки.

Панкратова Е.

Что за жизнь у воробья —
Как-то в детстве думал я.
Без забот и всяких дел.
Хочешь, взял и полетел.
Целый день чирикать можно.
Быть Воробышком не сложно.
Захотел — клюёшь зерно.
Их в полях полным — полно.
Можно с воробьями драться
Нужно лишь Кота бояться.
Этот зверь других страшнее.
Потому, что всех хитрее.
Ходит тихо, словно мышь
Быть беде — не доглядишь.
Нет, решил тогда я твёрдо.
Человек — звучит то, гордо.
Лучше, буду сам собой.
Кот не справится со мной.
Я пришёл домой к коту
И шугнул его — ату.
Кот не понял от чего
Я прикрикнул на него.
Схоронился под кровать
Там его мне не достать.
Пусть не злится на меня
Воробьём-то мог быть я.

Живой С.

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…

Рубцов Н.

Заманчивая птица,
Свободный воробей.
Он на окно садится,
А вот поймать сумей!
Вся жизнь его, как праздник —
Вспорхнул из-под куста,
И без опаски дразнит
Дворового кота.
Он с кем захочет, дружит,
С кем дружит, с тем летит,
Ему скакать по лужам
Никто не запретит.
Не хочет спать, не ляжет,
И не пойдет домой.
Ему никто не скажет, —
Алеша, руки мой!

Мы воробьи. Мы с вами круглый год.
Нас ни жара, ни холод не берёт.
Пускай, как соловьи, мы не поём,
Зато семьёю дружною живём.
Когда тепло, клюём личинок, мошек —
Зимою ждём от вас зерна и крошек.
Примите, люди, наш весёлый крик:
«Чирик, чик-чик,
Чирик, чик-чик,
Чирик!»

Гришин А.

Ах, воробушек, как ты продрог!
Превратился в дрожащий комок,

Бедный мой, ты мокрее, чем дождь,
И твоя тёмно-серая дрожь

Равносильна скорбям мировым
И становится сердцем моим.

Лиснянская Инна

Добрый Городской Воробышек
Армии пернатых рядовой,
Золотых тебе посыплю зернышек,
Выживи, пожалуйста, зимой.

Улетели за моря и соловьи и сойки,
Там им и привольней и сытней,
Только ты один, солдатик стойкий,
По сугробам скачешь вдоль аллей.

Жжет мороз, прохожих загоняя
В сытые уютные дома,
Только ты один, душа живая,
Посредине стужи, злобы, льда.

Чик-чирик окно мое таранит,
Как ты ночь, дружище, пережил?
К моему окошку спозаранок
С ветки леденелой соскочил.

Вот тебе пшено, а мне горячий
Из водички родниковой чай,
Оттепель — окошко мое плачет,
Значит где-то близко месяц май.

Потерпи, авось, нам не впервые
В лютые морозы выживать,
Городской Воробышек, мой милый,
Мне с тобой и в стужу — Благодать.

Воробей чижа спросил:
— Ты язык мой изучил?
Чик-чирик! Чего молчишь?
— Чик-чирик! — ответил чиж.

Зубарева Н.

О чём поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы выжили!
— Мы живы, живы мы!

Валентин Берестов

Шумны, шустры и весёлы
Воробьи, как на подбор,
В городах они и сёлах
Проживают с давних пор,

Чик-чирик их постоянно
Слышен летом и зимой,
В лужах плещутся забавно
Воробьи большой толпой,

Крошки хлебные таскают
Воробьи у голубей
И от кошек убегают,
Прочь летят от их когтей.

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
— Киньте крошек воробью —
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень —
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!

Бокова Т.

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!

Беляков И.

Я — смелый и храбрый
птенец-воробей,
Живу, не боясь
ни зверей, ни людей.
Везде, где хоть кто-нибудь
что-то жует,
Птенец-воробей
свою крошку найдет.

По тропинкам, по дорожкам
Скачет серый воробей.
Что он ищет? Ищет крошки
Для себя и для детей.
Серый, маленький, смешной
Скачет рядышком со мной.
Я ему насыплю крошки,
Отгоню подальше кошку.
Ты чирикай веселей,
Мой хороший воробей.

Я — воробушек обычный,
К русской зимушке привычный.
Хоть свирепы холода,
Мне метели не беда.
Если ты кладешь в кормушку
Хлеба вкусного краюшку.
Птицам крошек не жалей,
Станет другом воробей.

…Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга рёвом бешенным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней…

Сергей Есенин

Комочек серых пёрышек,
Весёлый наш воробушек
В саду хлопочет, кружится,
Вот выкупался в лужице
И к деткам под окошко
Летит за хлебной крошкой.

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей.
Бросьте крошки воробью —
Я вам песенку спою.
Бросьте крошки и ячмень —
Буду петь вам целый день!

Куколев Н.

Воробьишка прыг-прыг-прыг!
Быстро двигаться привык.
Звонок воробьиных хор,
Им ареной служит двор.

Есть во дворе у нас друзья,
Встают они чуть свет
И в чужедальние края
Не улетают — нет!
Повеет ветер с темных нив,
Поникнут ветви ив,
Один другого спросит: «Жив?»
Другой ответит: «Жив».

Прилетели скворцы —
Молодой весны гонцы,
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!

— Не замерзнешь, воробьишка,
Без сапожек, без пальтишка?
— Не волнуйтесь! Я привык!
Чик-чирик! Чик-чик-чирик!

Маша кормит голубей,
Рассыпает крошки,
Подлетают птицы к ней,
Корм клюют с ладошки.
Тут как тут и воробей —
Маленькая птица,
Не боится голубей,
А людей боится.
Хочет корм схватить скорей
Плут воришка-воробей.
Прыг да скок, прыг да скок,
Схватит корм, и — наутёк!

Пахомов В.

Посмотрите, что за птица
к нам в стекло сейчас стучится.
Вы окно откройте ей,
эта птица — ВОРОБЕЙ!
Догадался наш Антоша:
— Птица хочет хлебных крошек!

Тарасова Т.

Бедный, бедный воробей,
Он сидит и плачет,
Потому, что вора бей
Имя его значит.
Он совсем не виноват,
Что немного вороват.
Эти дворники и кошки,
Да мальчишка злой
Не дают склевать ни крошки
Воробьишке
Ни одной!
Кто-то кормит голубей —
Не теряйся, воробей!
Хлебный мякиш с лету — хвать!
И на ветку, пировать.

Жданова Екатерина

Эти маленькие пташки
В серых будничных рубашках
Всё клюют, чем угощают,
Даже крохи подбирают.
— Чик, чирик, — везде свои,
Непоседы воробьи.

Обеими ножками враз —
Прыг-скок!
А ходить не умеем.
По снегу проезжих дорог,
По белым садовым аллеям
Прыг-скок!
Короткая песня у нас:
Чик-чвик!
А другой мы не знаем.
Завидя добычу, мы вмиг
Комочками с крыши спадаем.
Прыг-скок!
Чик-чвик!

Беляевская О.

Снегом запорошены,
Заснежены улицы.
В шубах прохожие
Ёжатся, сутулятся.

Бьют валенком о валенок,
Стоят, трамвая ждут.
Вдруг воробьишка маленький
Тут как тут!
И скачком,
И бочком,
Хвостик серенький
Торчком.

Без пальтишка,
Без сапожек,
Пара пёрышек
Да ножек.

Этот храбрый воробей
Всех смелей и веселей!

Лебедева Галина

Воробьиха громко солнце звала.
Расстаралась — голосок сорвала!
И сидит теперь сама не своя,
Хриплым голосом зовет воробья:
— Ты чирикай, муженек, голоси —
Солнце нА небо вернуться проси!
Дождик наших воробьят намочил —
Пусть протянет Солнце к деткам лучи!
Вот обсушатся чуть-чуть малыши —
Как жар-птицы будут вновь хороши!

Старшинина Т.

Однажды утром воробей
ударил клювом в лук-пырей.
И крикнул громко лук-пырей:
«Будь проклят птица-воробей!»
Навеки проклят воробей,
от раны чахнет лук-пырей.
И к ночи в мёртвый лук-пырей
свалился мёртвый воробей.

Даниил Хармс

Прыг да скок, ну что за птица,
Все на месте не сидится.
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет воробей.

Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей!

Демьянов И.

В дом соседа воробья
Пригласить решила я.
И радушно предложила,
приговаривала:
«Воробей, Воробей!
Ты лети ко мне скорей!
Дам тебе я хлеба крошку.
Поклюёшь её немножко!»
Воробей недолго мялся,
Залететь не побоялся.
Схватил он хлеба крошку
И вылетел в окошко.
Ах, невежа, воробей!
Угощенье не трофей!
Ты гостинец мой склевал,
А спасибо не сказал!
Воробей, то скок, то прыг,
А потом сказал: «Чирик!»
Я простила воробья.
Мы теперь навек друзья!
Часто серый прилетает,
Угощения съедает!
Клювиком стучит он, либо
Мне чирикает: «Спасибо!»

Ксенин

Скворцы
Торопятся на юг –
Им холодно зимой.
А воробей –
Надежный друг:
Он и зимой со мной.

Клюёт пшено,
Глядит в окно
И вертит головой.

Орлов Владимир

Жила веселая семья —
Три забияки воробья:
Папа,
Мама
И сын.
У папы
Не было хвоста —
Давно
Потерян
В драке,
У мамы
Было полхвоста…
И перышко
Взамен хвоста —
У сына-забияки.
На тротуаре
Всей семьей
Они ведут
Смертельный бой:
У воробья соседа
Отбили
Пол-обеда —
Сухую корку
И одно
Не очень вкусное
Зерно.

Сеф Роман

Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть —
Стесняется.

Степанов В.

Чик-чирик, чик-чирик! —
Что за гомон, что за крик?
Воробьи сошлись на встрече
Обсудить вчерашний вечер.
Эта шумная беседа
Затянулась до обеда —
Докричат до драки
Горе — забияки!
Драчуны да крикуны
Нам в соседстве не нужны!
Если так хотите —
Драться прочь летите!!
А у нас — тихий час!

Ткач Е.

Когда кончается лето,
И птицы стремятся на юг.
Лишь воробей на это
Не тратит своих минут.
Привык воробей к морозам,
Сам город ему как дом,
И не уступит в битве воронам,
И кормит его управдом.

Ефанов Андрей

Три задиры муравья
Повстречали воробья.
— Чьи вы, чьи вы, муравьи?
— Мы ничьи, ничьи, ничьи!
— Вы куда, куда, куда?
— Мы туда, туда, туда!
— Вы зачем, зачем, зачем?
— Мы затем, затем, затем!
Мы за тем, за тем кустом
Познакомились с котом!
— Он какой, какой, какой?
— Он такой, такой, такой:
В полосатой шубке,
Остренькие зубки
И на каждой лапке
Когти цап-царапки!
— Я давно уже знаком
С каждым этим коготком!
Полечу, покуда цел!
Фр-р-р! — и пулей улетел.

Черных Юрий

Раскричался воробей:
— Чири-чик!
Эй, на помощь поскорей,
— Чири-чик!
Злой пират средь бела дня,
— Чири-чик!
Выгнал из дому меня,
— Чири-чик!

Засвистел в саду скворец:
— Тюрли-ля!
Он забрался в мой дворец,
— Тюрли-ля!
Как он смеет, наконец,
— Тюрли-ля!
Самозванец и птенец,
— Тюрли-ля!

И сказал седой гусак:
— Га-га-га!
Воробей попал впросак,
Да-да-да!
О скворцах он не слыхал,
Га-га-га!
Потому что слишком мал,
Да-да-да!
Ах, глупышка,
Тише, тише!
Лучше свей гнездо под крышей…

Ходырев Г.

В кругу облаков высоко
Чернокрылый воробей,
Трепеща и одиноко
Парит быстро над Землей.

Он летит ночной порой,
Ярким светом освещенный
И ничем не удрученный
Все он видит под собой.

Все он видит под собой,
Гордый хищник разъяренный,
И летает словно тень,
Глаза светятся, как день.

За окном — продрогшего —
Вижу воробья.
Где твой дом, воробышек?
Где твоя семья?
В поле за сугробами —
Темень, холода.
Воробей-воробышек,
Где твоя еда?
Зачирикал крохотный:
— Что найду — еда!
Прыгаю да охаю
В злые холода.
За окошко брошу я
Сладкий пирожок:
— Прилетай, воробышек!
Серый мой дружок!

Птичка-невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет,
Хоть сделает шажок —
Получается прыжок.
(Воробей)

Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
«Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!»
(Воробей)

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей)

Вниз с рябиновых ветвей
Слетел к луже воробей.
Огляделся — плюх! — и в воду,
Стал плескаться в непогоду.
Любит воробей купаться,
Заодно и закаляться.

Вайнер А.

Я погожим летним днем
Наблюдал за воробьем,
Как он с кошкою моей
Состязался, кто быстрей.
Кошка — прыг, а воробей
Упорхнул из-под когтей.
Упорхнул он еле-еле,
Даже перья полетели.
Примостился на трубе.
И чирикает себе.
Кошка за кустом присела,
Ей еще не надоело.
А бесстрашный воробей
Вдруг слетел с трубы своей
И опять к любимым крошкам
Опустился на дорожку…
Он, конечно, не простак,
Знает: кошка хитрый враг.
Но к кустам все скок да скок.
Кошка делает бросок:
Прыг — и снова воробей
Чудом избежал когтей.
Сел на изгородь привольно
И чирикает довольно,
Как нарочно кошку злит…
И у той — преглупый вид.
Вновь она ни с чем уходит.
И минуты не проходит,
Воробей опять скок-скок…
И азартный же игрок!
Я с тех пор без лишних слов
Уважаю воробьев!

Виктория и Алексей Варгины

Мы пускали корабли,
Прилетели воробьи.
Сели. Смотрят на ручьи.
И кричат:
Вы чьи? Вы чьи?
Не мешайте, воробьи,
Отправлять нам корабли!
Посмотрите, наш линкор
Мчится в море на простор.
А они:
Вы чьи? Вы чьи?
Отвечаем мы:
Ничьи!
Наш отважный ледокол
Между льдинами прошел,
У него теперь соседи
Только белые медведи,
Машут лапами, рычат…
Воробьи опять кричат:
Здесь не море, а ручьи!
Чик-чирик!
Вы чьи? Вы чьи?
Не мешайте, воробьи,
Отправлять нам корабли!
Это море, не ручьи,
Что пристали
«Чьи да чьи?»
Мамины и папины,
А больше — ничьи!

Хоринская Елена

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №69 VIII вида»

Тема: «Воробей». Н. Рубцов

Конспект урока по предмету “Чтение” в 3 классе

Учитель начальных классов

Ахуджанова Роза Семеновна

город Набережные Челны

2011 год

Тема: «Воробей». Н. Рубцов

Цель: формировать умение работать со стихотворным текстом; учить детей понимать язык поэзии.

Задачи:

  1. образовательные:

формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения стихов;

  1. коррекционно – развивающие:

корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями; память через заучивание стихотворения наизусть;

  1. воспитательные:

воспитывать нравственные качества как: сопереживание, доброта, бережное отношение к птицам.

Оборудование и материалы: учебник чтения, презентация (фото поэта Н.М. Рубцова, фотографии птиц; сюжетные картинки: дети, вешающие кормушки; птицы, кормящиеся на кормушках), видеоряд Тушева (№15 «Коза»), таблички артикуляционной гимнастики (на каждой парте), презентации физкультминуток «Попрыгунчики», «Ветер» (для глаз); компьютер, проектор.

Оформление: запись на доске: число, тема урока.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 минута.
  1. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала – 3 минуты.
  1. Проверка домашней работы и сообщение темы и целей урока – 7 минут.
  2. Усвоение новых знаний – 20 минут.
  3. Закрепление нового материала – 9 минут.
  4. Итоги урока – 5 минут.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка наличия на столах обучающихся учебников, табличек артикуляционной гимнастики, дневников.

  1. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Ребята, вы готовы начать урок? (Да…) Тогда прочитаем все вместе наше стихотворение: (хором…)

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Чтобы говорить на уроке правильно, чётко, красиво, чтобы читать выразительно – давайте разомнём наши губы, языки:

  1. артикуляционная гимнастика: (можно смотреть таблички)

«Лошадка» (щелкание языком под счет учителя 10-15 раз);

«Часики» (высунув язык двигают направо – налево под счет учителя)

  1. фонетическая зарядка: (видеоряд Тушева, сопровождается музыкой, дети подпевают…)

За – за – за – за

Прибежала к нам коза!

Зы – зы – зы – зы

Ой, беда у той козы!

Зо – зо – зо – зо

Не поют козлятя «Зо!»

Зу – зу – зу – зу

Надо выручить козу!

  1. Проверка домашней работы и сообщение темы и целей урока.
  1. Постановка проблемы:

– Ребята, о ком мы пропели? (…о козе). Коза это домашнее животное или дикое? (…домашнее животное)

  1. Рассказ о своем любимом животном.

У кого из вас дома есть животные? Давайте проверим, кто и как справился с домашней работой? Что было задано на дом? (…рассказать о своем домашнем питомце…)

(Руслан: у меня есть щенок…)

(Юлия: у меня есть котенок Тишка…)

(Артур: у меня есть рыбки…)

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с домашней работой! Я уверена, что вы хорошо заботитесь о своих питомцах. Ведь они ваши друзья? (…да)

На этом уроке мы продолжим говорить о наших друзьях. Кого мы можем назвать другом? (…животных, птиц…). Мы поговорим о «крылатых друзьях». Как вы это понимаете? Кто такие «крылатые друзья»? (…это птицы, у них есть крылья…) Правильно, ребята!

  1. Объяснение нового материала.
  1. Постановка проблемы:

Кто писал о наших друзьях – животных? Назовите писателей и их произведения (…В.Бианки «Кошкин питомец», М.Пришвин «Гаечки»,…) О наших друзьях – птицах писал еще Н.М. Рубцов. (демонстрация слайда №1- фото поэта)

Ребята, сегодня мы прочитаем стихотворение Н.Рубцова «Воробей» и еще больше узнаем о воробьях. Все вы видели этих птиц на наших улицах. Посмотрите на этих птиц (демонстрация слайда №2 – фото вороны, воробья, сороки), какой из этих птиц воробей?

(…второй) Правильно. А воробьи это перелетные птицы или зимующие? (…зимующие) (Демонстрация слайда №3 – птицы в разное время года)

Правильно, зимующие. Ребята, посмотрите эти фотографии (демонстрация слайда №4 – фото озябших птиц зимой), как живется птицам зимой?

(…им трудно, холодно). А чтобы нам «не замерзнуть», давайте, подвигаемся…

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Птицы» (учитель называет по очереди зимующие и перелетные птицы, дети выполняют движения: зимующие птицы – хлопки над головой, перелетные птицы - приседание. Зимующие – ворона, голубь, сорока, галка, воробей, снегирь, синица; перелетные – ласточка, соловей, чайка, жаворонок, грач, дрозд, скворец)
  1. Работа по новому материалу.

А сейчас, ребята, мы познакомимся со стихотворением «Воробей».

  1. Но прежде поработаем с трудными словами: (демонстрация слайда №5)

За-мер-за-ет – замерзает

Сов-сем - совсем

Дро-жит – дрожит

Зёр-ныш-ком – зёрнышком

Ста-но-вит-ся – становится

От-то-го - оттого

(чтение по слогам, как пишется, правильно ставя ударение –> чтение слова полностью, как произносится с ударением)

  1. Словарная работа. (демонстрация слайда №6)

– Ребята, как вы понимаете выражение «подвода с поклажей»? (чтение учителем – чтение детьми) (…) Это выражение можно объяснить как «повозка с грузом», в городе это может быть «контейнер с грузом».

  1. Чтение стихотворения. – Итак, ребята, сядьте прямо, приготовьтесь внимательно слушать, я прочитаю, а вы ответьте на вопрос: Почему воробей не чирикал?

а) чтение учителем:

Воробей.

Чуть живой. Не чирикает даже,

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

Б) - Почему же воробей не чирикал? (…потому, что ему холодно, он голодный, он замерзает…) Молодцы, ребята!

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «ВЕТЕР» (Презентация: дети наблюдают за движением облаков, летающих листьев, слушают звуки ветра)

Ребята, как я прочитала стихотворение? (…красиво, выразительно) А теперь давайте вместе правильно и выразительно прочитаем про воробья. Откройте учебники, страница 59.

В) Чтение вслух вместе с учителем, обращая внимание на знаки препинания, постановка логического ударения. Анализ стихотворения: - Как понимаете выражения:

- «Чуть живой»? (… может умереть)

- «Как заметит подводу с поклажей»? (… как увидит контейнер с грузом)

- «Бросается к ней»? (… летит к ней)

- «И дрожит он над зёрнышком бедным»? (… бережёт своё зернышко)

- «Не становится вредным»? (… не становится злым)

А теперь вы сами должны правильно и выразительно прочитать стихотворение. Обязательно обратите внимание на знаки препинания.

Г) Жужжащее чтение.

Д) Выразительное чтение вслух (допущенные ошибки исправляются учителем.)

Е) работа со стихотворным текстом, игра «Прятки». - Сейчас мы с вами поиграем и узнаем: внимательно ли вы читали стихотворение. Нужно найти слов, которое спрятано. (Демонстрируются слайды №№ 7,8,9,10,11,12; дети работают с текстом стихотворения…)

Демонстрация слайда №7: Замерзает совсем. . (…воробей)

Демонстрация слайда №8: Из-под бросается к ней. (…крыши)

Демонстрация слайда №9: И дрожит он над бедным. (...зёрнышком)

Демонстрация слайда №10: И летит к своему. (…чердаку) ?

Демонстрация слайда №11: А гляди не становится. (…вредным)

Демонстрация слайда №12: Оттого, что так ему. (…трудно)

Молодцы, ребята!

  1. Закрепление нового материала.
  1. – Ребята, стихотворение вам понравилось? (…да)

Какое настроение вызывает это стихотворение? (…грустное) Почему? (…потому, что воробью холодно, жалко его) Вы правильно ответили на вопросы. Хорошо ли вы поняли стихотворение, мы узнаем, когда поработаем в группах. Каждая группа должна подготовить ответ на следующие вопросы: (демонстрируется слайд №13 –

I группа (слабая)

II группа (средняя)

III группа (сильная)

Куда полетел воробей из-под крыши? Зачем?

Почему трудно воробью зимой? Как можно помочь птицам?

Какой пример мы можем брать (позаимствовать) у воробья? Объясните.

Ожидаемые ответы:

Воробей из-под крыши полетел к контейнеру, искать там пищу, зёрнышки.

Воробью трудно зимой, потому что холодно, нет гусениц и червяков. Можно кормить птиц, делать кормушки.

Воробей не стал вредным оттого, что ему трудно. Можем брать у него пример, не становиться вредными, быть добрыми, хорошими.

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

  1. Обсуждение и обобщение работы в группах.

А вы, ребята, помогаете птицам зимой? Как? (…делаем кормушки, собираем крошки, крупу) (Демонстрация слайда №14 – дети вешают кормушки)

Какой пример нам приводит в своем стихотворении поэт Н.Рубцов? Прочитайте эти строчки. (А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему.) (Демонстрация слайда №15 – птицы едят с кормушек)

– Посмотрите, ребята, как птицы едят угощение детей. Они не дерутся за корм, не обижают друг друга. А вы, ребята, не становитесь вредными, когда вам трудно? Не грубите? Никого не обижаете? (…нет, мы тоже помогаем друзьям)

  1. Итоги урока.

– Ребята, как вы думаете, чему нас учит это стихотворение? (…учит быть добрыми, помогать птицам, жалеть их…) Правильно, ребята. Это стихотворение очень поучительное. Поэт нам хочет сказать, что как бы трудно нам не было в жизни, всегда нужно быть добрым, отзывчивым, оставаться хорошим человеком. На примере маленького воробья мы должны учиться быть хорошими людьми. Вот о чем это стихотворение. Вы со мной согласны? (…да) Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали на этом уроке? (…узнали о воробьях, как им трудно живется, что птицам нужно помогать, делать кормушки, нужно быть добрыми, отзывчивыми, никого не обижать…)

Молодцы, ребята! Вы старались, замечательно работали на уроке: рассказали о своих питомцах, хорошо работали в группах, отвечали на вопросы. Попробуем оценить себя сами. Кто считает, что он активно работал, выполнял все задания, отвечал полными ответами – встаньте. (Встают) Кто считает, что Юлия работала на 5? … Теперь встаньте те, кто старался, но что-то у него не получилось? (Встают) Кто не согласен?

Чтобы на следующем уроке получить хорошие отметки, вам нужно дома:

  1. Полине – правильно и выразительно читать стихотворение:
  2. Артуру, Руслану, Юле, Диане, Алине – выучить стихотворение наизусть и выразительно его рассказать.

Запишите домашнюю работу в дневниках (Демонстрация слайда №16)

  1. 1 вариант – стр. 59 выраз. чит.

    Замерзает совсем воробей. ?

    Из-под крыши бросается к ней. ?

    И дрожит он над зёрнышком бедным. ?

    И летит к чердаку своему. ?

    А гляди, не становится вредным. ?

    Оттого, что так трудно ему. ?


    Сочинения по прочитанным стихотворениям Николая Рубцова

    Wiki-газета

    Стихотворение Н. М. Рубцова «На реке»

    Реки не видел сроду
    Дружок мой городской.
    Он смотрит в нашу воду
    С любовью и тоской!
    Вода тепло струится,
    Над ней томится бор.
    Я плаваю, как птица,
    А друг мой - как топор.

    Тема стихотворения – любовь к своей малой родине и гордость за неё.

    В стихотворении «На реке» царит немного грустное, но счастливое настроение. В первых строчках чувствуется легкая печаль и грусть человека. В середине стиха мы уже ощущаем счастье и радость от красоты реки. А в последних двух строчках чувствуется добрый юмор.

    Стихотворение можно разделить на три части. В первой части автор рассказывает о друге, который никогда не жил рядом с рекой. Во второй повествуется о чувствах, которые вызывает река у друзей. Третья часть рассказывает об умении друзей плавать.

    При чтении стиха мне видится, как два друга стоят у реки. Один из них внимательно смотрит на реку, которая вызывает у него чувства красоты и тревоги. Он всю жизнь прожил в городе и не умеет плавать. Автор гордится своей малой родиной. Река тёплая и добрая. Друзья не удержались и пошли купаться. Правда, один поплыл по реке, а другой плещется у берега.

    Основная мысль стихотворения в том, что человек с детства живущий рядом с природой счастливее тех, которые живут в городе.

    Читая стихотворение, я восхищаюсь, как автор в таком маленьком произведении выразил чувство печали, счастья и любви к малой родине.

    Алексей К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

    Николай Рубцов. "На реке". Рисовал Алексей К., 4в класс

    Стихотворение Н. М. Рубцова «Ласточка»

    Ласточка носится с криком.

    Выпал птенец из гнезда.

    Дети окрестные мигом

    Все прибежали сюда.

    Взял я осколок металла,

    Вырыл могилку птенцу,

    Ласточка рядом летала,

    Словно не веря концу.

    Долго носилась, рыдая,

    Под мезонином своим...

    Ласточка! Что ж ты, родная,

    Плохо смотрела за ним?

    Я прочитала стихотворение Н. М. Рубцова «Ласточка». Стихотворение посвящено ласточке, потерявшей птенца. В стихотворении Н. М. Рубцова описывается беспокойство ласточки-мамы и верная гибель малютки-птенца. Перед читателем возникает образ несчастной ласточки, летающей над могилкой своей крошки.

    В стихотворении «Ласточка» царит грустное, печальное настроение. Настроение не меняется на протяжении стихотворения.

    Текст делится на две части. В первой части говорится о том, как ласточка с надеждой на то, что её птенец может спастись, летает над ним. Во второй – как ласточка безнадежно летая, оплакивает погибшего сына.

    Мне видится беспокойная, плачущая ласточка-мать, которая смотрит куда-то вниз, видит могилку и знает, что там похоронен её крошка-сынок.

    Читая эти строки, я восхищаюсь тем, как поэт, когда писал стихотворение, вложил в них свою душу, свои переживания.

    Марина Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца» .

    Николай Рубцов. "Ласточка". Рисовала Дана Ш., 4б класс

    Стихотворение Н. М. Рубцова «После посещения зоопарка»

    Ночь наступила.

    Заснули дома.

    Город заснувший

    Окутала тьма.

    Спать малыша

    Уложили в кровать.

    Только малыш

    И не думает спать.

    Мама не может

    Понять ничего.

    Мама негромко

    Спросила его:

    Что тебе, милый,

    Уснуть не дает?

    Мама, а как

    Крокодил поет?

    Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «После посещения зоопарка».

    Во время чтения перед читателем возникает образ малыша, который не может уснуть.

    Стихотворение пронизано задумчивостью. Мы видим, что малышу не дают уснуть думы о том, как поёт крокодил. Также мы видим, как волнуется его мама, которую тоже мучают думы, почему малыш не спит.

    Композиционно стихотворение делится на четыре части: первая – заснувший город, вторая – о малыше, третья – о волнующейся маме, а четвертая – вопрос, который задал малыш своей маме.

    Меня тоже взволновало, почему малыш не спал.

    Ангелина Р., 10 лет.

    Николай Рубцов. "После посещения зоопарка". Рисовала Анастасия Б., 1а класс

    Стихотворение Н. М. Рубцова «Маленькие Лили»

    Две маленькие

    Лили -

    Лилипуты

    увидели на иве желтый прутик.

    Его спросили Лили:

    Почему ты

    не зеленеешь,

    Прутик-лилипутик? -

    Пошли

    За лейкой

    Маленькие Лили,

    на шалости не тратя ни минуты.

    И так усердно,

    Как дожди не лили,

    на прутик лили

    Лили -

    Лилипуты.

    Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «Маленькие Лили».

    Стихотворение посвящено маленьким девочкам Лилям. Поэт изображает маленьких, добрых девочек.

    В произведении «Маленькие Лили» царит гармония.

    Стихотворение делится на три части. Первая часть – описание девочек Лилей, вторая – общение с прутиком, а третья часть – помощь прутику.

    Мне видится, как Лили добрые и заботливые девочки стали помогать прутику, такому же маленькому, как и они.

    Ольга К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

    Николай Рубцов. "Маленькие Лили". Рисовала Ольга К., 4в класс

    Стихотворение Н. М. Рубцова «Медведь»

    В медведя выстрелил лесник.

    Могучий зверь к сосне приник.

    Застряла дробь в лохматом теле.

    Глаза медведя слез полны:

    За что его убить хотели?

    Медведь не чувствовал вины!

    Домой отправился медведь,

    Чтоб горько дома пореветь...


    Стихотворение Николая Рубцова «Медведь» о том, как охотник выстрелил в зверя, а раненый медведь ушёл реветь к себе домой. В стихотворении очень печальное, грустное настроение.

    Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о том, как охотник выстрелил в медведя. Во второй части говорится о том, как медведю было больно, и он ушёл домой.

    Строки рисуют, как медведю обидно и тошно на душе. Автор использует приём олицетворения. Он также использует глаголы, чтобы выразить, как страдает медведь.

    Мне было очень жалко медведя.

    Татьяна Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

    Стихотворение Н. М. Рубцова «Про зайца»

    Заяц в лес бежал по лугу,

    Я из лесу шел домой, -

    Бедный заяц с перепугу

    Так и сел передо мной!

    Так и обмер, бестолковый,

    Но, конечно, в тот же миг

    Поскакал в лесок сосновый,

    Слыша мой веселый крик.

    И еще, наверно, долго

    С вечной дрожью в тишине

    Думал где-нибудь под елкой

    О себе и обо мне.

    Думал, горестно вздыхая,

    Что друзей-то у него

    После дедушки Мазая

    Не осталось никого.

    Я прочитала стихотворение «Про зайца». Стихотворение посвящено зайцу. Поэт изображает зайца, который неожиданно встретился с автором. В стихотворении «Про зайца» царит обычное настроение.

    Стихотворение можно разделить на три части. В первой части говорится о том, как заяц встретился с автором. Во второй части – о том, как заяц убежал в лес. В третьей – о том, как заяц думал о встрече с человеком.

    Строки рисуют испуганного зайца. С помощью олицетворения автор даёт нам возможность увидеть, как обмер заяц с перепугу, как он думал о встрече. Автор хотел нам донести то, что нужно помогать животным.

    Когда я читала это стихотворение, у меня возникло чувство печали, что заяц испугался.

    Екатерина П., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

    Стихотворение Н. М. Рубцова «Воробей»

    Чуть живой. Не чирикает даже.

    Замерзает совсем воробей.

    Как заметит подводу с поклажей,

    Из-под крыши бросается к ней!

    И дрожит он над зернышком бедным,

    И летит к чердаку своему.

    А гляди, не становится вредным

    Оттого, что так трудно ему...

    В стихотворении Николай Рубцов описывает воробья, который дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».

    В стихотворении «Воробей» настроение пронизано грустью. «Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей».

    Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о замерзшем воробье, как ждёт он подводу с поклажей. Во второй части описывается, как он дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».

    Мне видится маленький замерзший воробей, который ловит каждое зёрнышко.

    С помощью эпитетов поэт создает образ воробья: «чуть живой, не чирикает даже», «не становится вредным».

    Основная мысль стихотворения о маленьком смелом воробье, которому холодно и голодно, но он не сдается

    Читая это стихотворение, я восхищаюсь маленьким смелым воробьем.

    Кирилл Ю., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

    Я прочитала стихотворение Н. М. Рубцова «Воробей».

    В данном произведении описывается грустная история. Поэт изображает голодного и замерзшего воробья, который мечтает о зёрнышке.

    В стихотворении царит грустное настроение.

    Произведение можно разделить на две части. В первой «замерзает совсем воробей». Во второй части он радуется каждому зёрнышку. Строки «И дрожит он над зернышком бедным» рисуют сострадательную картину.

    Меня взволновало, что воробей мог погибнуть.

    Диана Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

    Я прочитала стих «Воробей» Николая Рубцова. Стихотворение посвящено воробью. Поэт изображает голодного воробья, который мечтает о зёрнышках.

    В стихотворении «Воробей» царит грустное настроение.

    Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о том, как зимой для воробья наступил голод, и он хочет стащить зёрнышко, а во второй части говорится, о том, как воробей радуется своим зёрнышкам.

    С помощью глаголов поэт нам даёт возможность увидеть действия.

    Меня взволновало то, что воробей одинокий и без еды. Но вот он достает зёрнышко, и я обрадовалась так же, как и он.

    Анна У., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

    Я прочитал стихотворение «Воробей» Николая Рубцова. В стихотворении царит грустное и печальное настроение.

    Стихотворение можно разделить на две части: первая о том, как воробей замерзал и искал себе пищу; вторая о том, что он радовался каждому зёрнышку.

    Мне видится воробей, дрожащий над зерном.

    С помощью большего применения глаголов, чем других частей речи, поэт даёт нам возможность увидеть переживания воробья, его тревогу.

    Идея стихотворения в том, что нужно помогать птицам и животным.

    Меня взволновала жизнь воробья и то, как он добывал себе зёрнышко и после этого радовался ему.

    Мне хотелось ему помочь.

    Алексей К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».