Константинополь был основан в веке. Император константин великий и основание константинополя. Окончательное падение столицы Византии

Император Константин Великий и основание Константинополя

В начале IV в. в Римской империи царствовали одновременно четыре государя: два кесаря и два августа. Царь Константин, которого впоследствии назовут Великим, владел Галлией, Испанией и Британией. И вот однажды он узнал, что царствующий в Италии император Максентий жестоко угнетает своих подданных и грабит их, а сам ведет жизнь распутную и замышляет убить его - императора Константина. В «Житии» его указывается, что император со сравнительно небольшой армией (что было весьма рискованно!) выступил против Максентия. Быстро перейдя через Альпы, он овладел Верхней Италией и приблизился к Риму. Вместо того чтобы оставаться под защитой Аурелианских стен, Максентий вышел из города и устремился на противника, находившегося на другом берегу Тибра. С военной точки зрения это была такая глупость, что император Константин воспринял свою победу как знак божественного благоволения.

Как повествует епископ Кесарийский Евсевий, император Константин, будучи еще язычником, перед взятием Рима обратился с пламенной молитвой к тогда еще неведомому ему Единому Богу, которого почитали христиане, и просил у Него небесной помощи для одоления врага. И вот когда солнце стало уже клониться к закату, императору явилось на небе знамение Креста Господня, изображенное звездами и сияющее ярче солнечных лучей, с надписью вокруг него латинскими буквами: in hoc vince («Сим побеждай»). Видели это знамение и воины императорской армии, и при виде креста на многих напал страх, ибо у язычников крест был предвестником всяких бед и даже казни. А смерть на кресте считалась самой страшной - уделом разбойников и злодеев.

Страх воинов передался и императору Константину, который не знал, что же знаменует собой явление креста. Но ночью во сне ему явился Сам Иисус Христос, который снова показал виденное в небе знамение и повелел: «Сделай изображение сего креста и повели носить перед полками; и не только Максентия, но и всех врагов твоих победишь». Проснувшись, император Константин призвал искусных мастеров и повелел им немедленно сделать крест, украсив его золотом, серебром и драгоценными камнями. А всему воинству своему приказал сделать изображения креста на оружии, щитах и шлемах.

27 октября 312 г. при Красных утесах, располагавшихся примерно в 14 километрах от Рима, произошло решительное сражение, в котором войско Максентия было разбито. Сам он бежал и при переправе через Тибр погиб вместе с остатками своей армии. Так император Константин стал неоспоримым, единоличным правителем западной части Римской империи. Войдя в Рим с победой, он повелел поставить на высоком каменном столбе крест и сделать на нем надпись: «Спасительным сим знамением град сей избавлен от ига мучительского».

Задуманная императором Константином новая столица должна была находиться вдалеке от внутренних событий Римской империи, но в то же время она должна была быть защищена от нападения врагов. Император перебрал много мест возможного основания новой столицы, но особенное внимание его привлек древний Илион (Троя), откуда прибыл Эней, положивший начало римскому государству. Народ много раз хотел восстановить древний город, и тогда император Константин отправился в знаменитые места и лично определил очертания будущего города. Были уже поставлены городские ворота, однако римляне были недовольны тем, что император хочет основать там свою резиденцию в ущерб Риму. К тому же ночью, по свидетельству Созомена (христианского писателя V в.), Константину во сне явился Господь, повелевший искать для новой столицы другое место. После этого Константин решил не отстраивать старый город, а послал много мудрых мужей в Азию, Ливию и Европу, чтобы избрали они место для возведения нового города.

Крещение императора Константина

Возвратившись, посланники более всего хвалили Македонию и Византии, и тогда император стал размышлять о месте для новой столицы. И был ему во сне голос: «В Византии подобает граду Константинову создатися». Так император окончательно остановил свой выбор на Византии, который своим выгодным расположением, своей торговлей и плодородными почвами отвечал всем требованиям, которые можно предъявлять к столице. А своими семью холмами он был очень похож на Рим…

На другой день император Константин с матерью своей равноапостольной царицей Еленой отправился в Византии, взяв с собой жену Максимиллу (дочь императора Диоклетиана), сына Константина, зятя Ликиния, двух братьев (Далмата и Констандиона) и их сыновей. В то время Византии, еще не оправившийся от учиненного Септимием Севером разгрома, был незначительным поселением и занимал лишь часть мыса, вдающегося в Мраморное море.

Существует много легенд об основании Константинополя. В одной из них, например, рассказывается, что император Константин расположился лагерем у того места, где заперся его соперник Лициний. Ночью императору во сне явилась знатная дама, которая вдруг превратилась в молодую, сказочно красивую девушку, и император возложил на нее знаки царской власти. Сон очень поразил Константина, и он решил, что в образе прекрасной женщины перед ним предстал город, которому он должен вернуть его прежнее величие и богатство. К тому же император тоже оценил выгодное местоположение Византия, располагавшегося на стыке Европы и Азии.

Когда прибыли на место, Константин приказал разметить место натри угла, в каждую сторону по семь верст, чтобы город мог расположиться между двумя морями - Черным и Мраморным.

Лишь только стали производить разметку, внезапно выполз из своей норы змей и пополз к месту, где производились работы. Но вдруг сверху спустился орел, схватил змея, поднялся с ним и скрылся из глаз. В воздухе змей обвился вокруг орла и одолел его, и пали они вместе на землю - на то самое место, откуда взлетел орел. Прибежавшие люди убили змея и освободили орла. Царь пришел в ужас от увиденного, а потом созвал мудрецов, чтобы они разъяснили ему это знамение. После некоторых размышлений те сказали:

«Место это называется Седмихолмием, и прославится оно и возвеличится во всей Вселенной паче иных городов. Но так как оно стоит между двумя морями, то будет бито морскими волнами и поколебимо будет, так как будет доступно нападениям врагов и поколеблется. Орел есть знамение христианское, а змей - знамение басурманское. И так как змей одолел орла, то басурманы впоследствии одолеют христиан. Но так как христиане убили змея и освободили орла, это знаменует, что напоследок христиане одолеют басурманов, возьмут Седмихолмие и в нем воцарятся».

Царь повелел записать слова мудрецов, а потом приказал спутникам своим разделиться, и одних послал размерять стены и башни. Другим он повелел размерять улицы и площади будущего города на римский манер, устраивать храмы Божий, царский дворец и дворцы вельмож, а также сооружать водопроводы.

По другой версии император Константин сам решил обозначить территорию города. Древнее предание повествует, что, взяв в руки копье, он возглавил торжественную процессию, путь которой повелел отмечать как границу будущего города. Император и его спутники стали совершать круговой маршрут, во время которого приближенные осмелились заметить, что город будет слишком велик. На это император Константин ответил, что будет идти до тех пор, «пока не остановится некто, идущий впереди». Так он решил продемонстрировать своему окружению, что его действиями руководит высшая сила.

Церемония освящения и закладки городских стен состоялась в воскресенье 8 ноября 324 г. Вокруг пяти холмов император повелел возвести стены; затем внутри них были возведены дворцы, церкви, бани, водопроводы, фонтаны, форум, два больших здания для сената, два дворца для сокровищ. Все возводимые сооружения стоили императору Константину огромных средств, так как он стремился, чтобы новая столица превзошла своей красотой и великолепием древний Рим. По приказанию императора отовсюду свозили сюда для строительства и украшения города мраморные колонны разрушенных языческих храмов, лучшие статуи Рима и греческих городов (Коринфа, Афин и др.); лучшие скульптуры, ценные рукописи, церковную утварь, мощи святых. Эти богатства древнего мира, создававшиеся веками, превратили Константинополь в город-памятник, город-музей.

По прошествии некоторого времени царь с патриархом собрали всех священников, чиновников и множество народа и совершили молебен в честь Пресвятой Богородицы. Император передал город и его жителей в руки Царицы Небесной и сказал: «Ты убо, Всенепорочная Владычица, Богородица, человеколюбивая естеством сущи; не остави град сей достояния Твоего, но яко Мати христианскому роду, заступи, и сохрани, и помилуй его, наставляя и научая во все времена, яко человеколюбивая и милостивая Мати, яко да в нем прославится и возвеличится имя великолепия Твоего вовеки».

Посвятив город Пресвятой Богородице, император повелел воздвигнуть обелиск из красного порфира и поставить его на белый мраморный пьедестал. Между колонной и пьедесталом положили один из гвоздей, которыми было прибито к кресту пречистое тело Спасителя, и остатки чудесных хлебов, которыми Иисус Христос накормил 5000 человек. Благоговение императора Константина перед этим памятником было таким, что всякий раз, проезжая мимо колонны, он сходил с коня и приказывал своим спутникам делать то же самое.

В день освящения новой столицы, 11 мая 330 г., императорским эдиктом, вырезанным на мраморной колонне, город был назван Новым Римом. Но название это не прижилось, и город стал именоваться Константинополем, а вскоре и на медалях появилось название «Константинополь».

Но хотя перенос столицы произвел много изменений, новый город точно воспроизводил древний Рим. Все учреждения в нем, нравы, интересы и обычаи были римскими; Константинополь стал местом пребывания римских сенаторов. Кроме того, в нем предписывалось проживать богатым людям из провинций, причем им выдавались пенсии и определенная доля из общественных запасов продовольствия. Император заставил римских граждан, имевших владения в Азии, переселиться в Константинополь, если они не хотели потерять свои права на землю. Архитекторов, ваятелей, живописцев, плотников, каменщиков и других мастеров освободили от всех государственных повинностей. Тому, кто будет селиться в новой столице, были обещаны большие льготы и привилегии; переселенцам выдавали за счет казны хлеб, масло, вино, топливо…

В Константинополе ежедневно раздавалось 80 000 хлебов. Право на участие в этой раздаче жаловалось как награда за заслуги, однако в некоторых случаях оно превращалось в наследственное. Такого рода раздачи мало походили на те, которые производились в Риме в пользу бедных граждан, не имевших других средств к существованию.

Подобно Риму, новая столица была разделена на 14 районов, каждым из которых управлял куратор (или регионарх), имевший под своей командой диантелея (блюстителя порядка) и пятерых девтеревонтов (или топотеривтов) - ночных сторожей. В зелени садов утопали дворцы императоров и знати, десятки общественных зданий - одно краше другого! - украшали площади и улицы города. Старинная легенда повествует, что, когда император прибыл в город и захотел выстроить для себя дворец, он повелел развесить в разных частях города куски печенки. На другой день слуги стали осматривать их и увидели, что во всех кусках завелись черви. Кроме тех, что висели у Адрианопольских ворот… В этом месте император и повелел возводить дворец, потому что здесь, стало быть, самый чистый воздух.

Огромная столица естественным образом распадалась на две части: восточную, в которой размещались центры политической, социальной и религиозной жизни, великолепные общественные и частные здания, и западную - где копошилось бедное, а потому беспокойное и опасное население города. На востоке Константинополя близко друг к другу размещались Большой императорский дворец и Ипподром; здесь же находились главные святыни Константинополя - храмы Святой Софии и Святых Апостолов. На западной стороне нельзя было увидеть ничего, кроме лачуг, нищеты и грязи. В восточной части Константинополя происходили все важнейшие события столичной жизни; на западе обыкновенно все было тихо и спокойно, но население именно этой части города играло главную роль во всех уличных беспорядках, мятежах и столкновениях партий Цирка.

Следует отметить, что как основание, так и характер и весь внешний облик Константинополя еще долгое время носили на себе смешанный языческо-христианский оттенок. Пока новые начала не успели окончательно вытеснить старые, античное и варварское, языческое и христианское сталкивались на каждом шагу и порождали самые причудливые явления (нередко уродливые). Так, императоры могли председательствовать на христианских соборах и вместе с тем фигурировать в роли великого понтифекса древнего язычества. Одна казна выдавала средства и новому христианскому духовенству, и старым жреческим коллегиям. Христианские церкви и языческие храмы с одинаковым усердием сооружались одними и теми же людьми. Изображения языческих богов, древних героев и мудрецов использовались и для украшения христианских святынь. Чисто античные увеселения (игры в цирках и театрах) по-прежнему были любимой потехой народа, несмотря на существование христианской религии. В бой легионы шли и со старыми орлами, и с монограммой Иисуса Христа, потому что то и другое пользовалось у солдат одинаковым уважением. Христианские проповедники часто украшали свои речи цветистыми оборотами из Эсхила и Демосфена, стихи Гомера и Эврипида звучали в проповедях рядом с изречениями святых апостолов и ветхозаветных пророков. Эти противоречия, конечно же, наложили свой отпечаток на новую столицу империи.

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Император Фридрих II. - Четвертый крестовый поход и завоевание Константинополя. - Нищенствующие монашеские ордена. - Борьба в Италии и Германии. - Крестовые походы против язычников на северо-западе Европы. - Император Конрад IV Фридрих IIБитвой при

Из книги Франция. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ В 306 г. умирает Констанций Хлор. Его легионы провозглашают новым цезарем сына покойного, двадцатилетнего Константина (285-337 гг., правил в 306-337 гг.). Молодой человек быстро проявил свои полководческие способности, отбросив обратно за Рейн сунувшихся было в

Из книги Закат и падение Римской Империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА XVII Основание Константинополя. - Политическая система Константина и его преемников. - Военная дисциплина. - Дворец. -

Из книги История упадка и крушения Римской империи [без альбома иллюстраций] автора Гиббон Эдвард

Глава 7 (XVII) Основание Константинополя. - Политическая система Константина и его преемников. - Военная дисциплина. - Дворец. - Финансы. (300–500 гг.) Век Великого КонстантинаНесчастный Лициний был последним соперником, противостоявшим величию Константина, и последним

автора

Основание Константинополя Вторым событием первостепенной важности, после признания Христианства, было основание Константином новой столицы на европейском берегу Босфора, уже при входе его в Мраморное море, на месте древней мегарской колонии Византия (?????????? – Byzantium).Уже

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора Васильев Александр Александрович

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т.е. «наместника». Следующие три халифа, Омар, Осман и Али, также были избираемы, но

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора Васильев Александр Александрович

Константин XI (1449–1453) и взятие Константинополя турками Территория, признававшая власть последнего византийского императора, ограничивалась Константинополем с его ближайшими окрестностями во Фракии и большей частью лежавшего в стороне от столицы Пелопоннеса или Мореи,

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора

35. Оказывается, «античный» римский император Константин Великий сражался на русской реке Каме Согласно скалигеровской версии, император Константин I воевал в Средиземноморье, в Западной Европе, но на Руси никогда не бывал. И уж во всяком случае никогда якобы не сражался,

автора Васильев Александр Александрович

Основание Константинополя Вторым событием первостепенной важности, после признания Христианства, было основание Константином новой столицы на европейском берегу Босфора, уже при входе его в Мраморное море, на месте древней мегарской колонии Византия (?????????? – Byzantium).

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т. е. «наместника». Следующие три халифа. Омар, Осман и Али, также были избираемы,

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Константин I Великий (Род. в 28 г. – ум. в 337 г.) Римский император (c 306 г.). Последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую церковь, сохраняя при этом языческие культы. Ситуация в Римской империи к моменту начала восхождения

Из книги История Армении автора Хоpeнaци Мовcec

88 Заключение в оковы Лициния; перенесение царского двора из Рима и основание Константинополя Когда Бог рассеял всех властителей перед лицом Константина, тот возвеличил Лициния высокими почестями, отдал ему в жены свою неединоутробную сестру и украсил его императорской

Из книги История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III автора Величко Алексей Михайлович

XXIV. ИМПЕРАТОР КОНСТАНТИН IV (668–685)

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Император Константин Великий и Миланский эдикт. Отношения между Церковью и государством на Востоке и на Западе. Положение Христианской Церкви с IV-го века в отношении к внешнему миру, в особенности к государству, радикально, хотя и не сразу, изменяется. Церковь из гонимой

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Константин XI (1449–1453) и взятие Константинополя турками Территория, признававшая власть последнего византийского императора, ограничивалась Константинополем с его ближайшими окрестностями во Фракии и большей частью лежавшего в стороне от столицы Пелопоннеса или Морей,

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

27. Император Гераклий, он же Константин Великий = Дмитрий Донской Персидский шах Хосров (Хозрой), он же хан Мамай Шестая флорентийская фреска посвящена походу персидского шаха Хосрова (Хозроя) на Иерусалим, см. рис. 1.188. «Подойдя к Гробу Господню, он вместе со своим войском

Легендарный город, сменивший множество названий, народов и империй... Вечный соперник Рима, колыбель православного христианства и столица империи, просуществовавшей века… На современных картах этот город вы не найдете, тем не менее он живет и развивается. Место, где находился Константинополь, расположено не так уж и далеко от нас. Об истории этого города и его славных легендах поговорим в этой статье.

Возникновение

Осваивать земли, находящиеся между двух морей - Черного и Средиземного, люди стали в VII веке до н.э. Как говорят греческие тексты, на северном берегу Босфорского пролива обосновалась колония Милета. Азиатский берег пролива обжили мегарцы. Два города стояли друг напротив друга - в Европейской части стоял милетский Византий, на южном берегу - мегарский Калхедон. Такое положение населенного пункта позволяло контролировать Босфорский пролив. Оживленная торговля между странами Черного и Эгейского моря, регулярные потоки грузов, торговые корабли и воинские экспедиции обеспечивали оба этих города, которые вскоре стали одним целым.

Так, наиболее узкое место Босфора, позже названное бухтой и стало той точкой, где находится город Константинополь.

Попытки захватить Византий

Богатый и влиятельный Византий привлекал внимание многих полководцев и завоевателей. Около 30 лет во времена завоевательных походов Дария, Византий находился под владычеством империи персов. Поле относительно спокойной жизни на протяжении сотни лет к его вратам подошли войска царя Македонии - Филиппа. Несколько месяцев осады закончились безрезультатно. Предприимчивые и богатые горожане предпочитали платить дань многочисленным завоевателям, нежели вступать в кровопролитные и многочисленные сражения. Покорить Византий удалось другому царю Македонии - Александру Великому.

После того как империя Александра Македонского была раздроблена, город попал под влияние Рима.

Христианство в Византии

Римские и греческие исторические и культурные традиции были не единственными источниками культуры будущего Константинополя. Возникнув на восточных территориях Римской империи, новая религия, как пожар, охватила все провинции Древнего Рима. Христианские общины принимали в свои ряды людей различной веры, с различным уровнем образования и дохода. Но уже в апостольские времена, во втором веке нашей эры, появились многочисленные христианские школы и первые памятники христианской литературы. Многоязычное христианство постепенно выходит их катакомб и все громче заявляет о себе миру.

Императоры-христиане

После разделения огромного государственного образования восточная часть Римской империи стала позиционировать себя именно как христианское государство. принял власть в древнем городе, назвав его Константинополем, в свою честь. Были прекращены преследования христиан, храмы и места поклонения Христу стали почитаться наравне с языческими святилищами. Сам Константин принял крещение на смертном одре в 337 году. Последующие императоры неизменно укрепляли и защищали христианскую веру. А Юстиниан в VI в. н.э. оставил христианство единственной государственной религией, запретив древние обряды на территории Византийской империи.

Храмы Константинополя

Государственная поддержка новой веры положительно сказалась на жизни и государственном устройстве древнего города. Земля, где находился Константинополь, полнилась многочисленными храмами и символами христианской веры. В городах империи возникали храмы, проводились богослужения, привлекая в свои ряды все новых и новых адептов. Одним из первых знаменитых соборов, возникших в это время, стал храм Софии в Константинополе.

Храм Св. Софии

Основателем его был Константин Великий. Это имя было широко распространенным в Восточной Европе. Софией звали христианскую святую, жившую во II веке н.э. Иногда так называли Иисуса Христа за мудрость и ученость. По примеру Константинополя, первые христианские соборы с таким именем распространились по всем восточным землям империи. Сын Константина и наследник Византийского трона, император Констанций, перестроил храм, сделав его еще красивее и просторней. Сто лет спустя, во время несправедливых гонений на первого христианского богослова и философа Иоанна Богослова, храмы Константинополя были уничтожены мятежниками, а собор Св. Софии сгорел до основания.

Возрождение храма стало возможным лишь при правлении императора Юстиниана.

Новый христианский владыка возжелал отстроить собор. По его мнению, Святая София в Константинополе должна почитаться, а посвященный ей храм обязан превзойти своей красотой и величием любое другое сооружение данного рода во всем мире. Для возведения подобного шедевра император пригласил знаменитых архитекторов и строителей того времени - Амфимия из города Тралл и Исидора из Милета. В подчинении зодчих трудились сто помощников, а в непосредственном строительстве были заняты 10 тыс. человек. К услугам Исидора и Амфимия были самые совершенные строительные материалы - гранит, мрамор, драгоценные металлы. Строительство длилось пять лет, и результат его превзошел самые смелые ожидания.

По рассказам современников, съезжавшихся в место, где находился Константинополь, храм царил над древним городом, как корабль над волнами. На удивительное чудо съезжались посмотреть христиане со всех концов империи.

Ослабление Константинополя

В VII веке на Аравийском полуострове возникло новое агрессивное - Под его давлением Византия потеряла свои восточные провинции, а европейские области постепенно завоевывались фригийцами, славянами, болгарами. Территория, где находился Константинополь, неоднократно подвергалась нападению и обкладывалась данью. Византийская империя утрачивала свои позиции в Восточной Европе и постепенно приходила в упадок.

в 1204 году войска крестоносцев в составе венецианской флотилии и французской пехоты взяли Константинополь в многомесячную осаду. После продолжительного сопротивления город пал и был разграблен захватчиками. Пожары уничтожили множество произведений искусства и памятников архитектуры. На месте, где стоял многолюдный и богатый Константинополь, находится нищая и разграбленная столица Ромейской империи. В 1261 году византийцы смогли отбить Константинополь у латинян, но вернуть городу былое величие уже не удалось.

Оттоманская империя

К XV веку Оттоманская империя активно расширяла свои границы на европейских территориях, насаждая ислам, мечом и подкупом присоединяя к своим владениям все новые и новые земли. В 1402 году турецкий султан Баязид уже пробовал взять Константинополь, но потерпел поражение от эмира Тимура. Разгром при Анкере ослабил силы империи и продлил спокойный период существования Константинополя еще на полвека.

В 1452 году султан Мехмед 2 после тщательной подготовки приступил к захвату Предварительно он позаботился о захвате более мелких городов, окружил Константинополь своими союзниками и начал осаду. В ночь на 28 мая 1453 город был взят. Многочисленные христианские храмы превращались в мусульманские мечети, лики святых и символы христианства исчезали со стен соборов, а над Св. Софией взлетел полумесяц.

Прекратила свое существование, а Константинополь стал частью Османской империи.

Правление Сулеймана Великолепного подарило Константинополю новый "Золотой век". При нем возводится мечеть Сулеймание, которая становится символом для мусульман, таким же, каким оставалась Св. София для каждого христианина. После смерти Сулеймана Турецкая империя на протяжении всего своего существования продолжала украшать древний город шедеврами зодчества и архитектуры.

Метаморфозы имени города

После захвата города турки не стали официально его переименовывать. Для греков он сохранил свое название. Наоборот, из уст турецких и арабскими жителями все чаще стало звучать «Истанбул», «Станбул», «Стамбул» - так все чаще стал именоваться Константинополь. Сейчас называется две версии происхождения этих имен. Первая гипотеза утверждает, что это название - плохая калька греческой фразы, в переводе означающей «иду в город, иду к городу». Другая теория опирается на название Исламбул, что в переводе означает «город ислама». Обе версии имеют право на существование. Как бы там ни было, название Константинополь используется по-прежнему, но в обиход входит и прочно укореняется и имя Стамбул. В этой форме город и попал на карты многих государств, в том числе и России, но для греков он по-прежнему именовался в честь императора Константина.

Современный Стамбул

Территория, где находится Константинополь, сейчас принадлежит Турции. Правда, звание столицы город уже утратил: по решению турецких властей столица в 1923 году была перенесена в Анкару. И хотя Константинополь сейчас называется Стамбулом, для многих туристов и гостей древний Византий по-прежнему остается великим городом с многочисленными памятниками архитектуры и искусства, богатый, по-южному гостеприимный, и всегда незабываемый.

Царьград, Стамбул Словарь русских синонимов. константинополь сущ., кол во синонимов: 6 византия (3) гор … Словарь синонимов

- (Византий; в средневековых русских текстах Царьград), столица Римской империи (с 330), затем Византийской империи. Смотри Стамбул … Современная энциклопедия

- (Царьград) столица Византийской империи. Основан Константином I в 324 330 на месте г. Византий. В 1204 стал столицей Латинской империи. Отвоеван византийцами в 1261. В 1453 взят турками, переименован в Стамбул … Большой Энциклопедический словарь

См. Византия. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

Стамбул Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Константинополь - (Constantinople), город в Турции (совр. Стамбул), первоначально Византии, основан в 657 г. до н.э. как греч. колония. В нач. 4 в. н.э. Константин I Великий выбрал его в кач ве столицы Восточной Римской империи, предпочтя находящейся неподалеку… … Всемирная история

Константинополь - (древняя Византія, славянскій Царьградъ, турецкій Стамбулъ), столица Оттоманской имперіи, на Ѳракійскомъ Босфорѣ, 1.125 т. жит.; имѣетъ укр нія, воен. гавань и арсеналъ. Расположенъ амфитеатромъ на бер. бухты Золотого Рога. Природн. условіями и… … Военная энциклопедия

Константинополь - (Византий; в средневековых русских текстах Царьград), столица Римской империи (с 330), затем Византийской империи. Смотри Стамбул. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Constantinople) 1. Мусульманские завоевания Город был осажден в 668 арабами во главе с Абу Суфьяном, военачальником халифа Муавии. Флот мусульман прошел через Геллеспонт беспрепятственно, но атака на город столкнулась с ожесточенным… … Энциклопедия битв мировой истории

I (греческ. Κωνσταντινουπολις, древ. Βυζαντιον, латинск. Byzantium, древне русск. народн. Цареград, серб. Цариград, чеш. Cařihrad, польск. Carogród, турец. Станбол [произн. Стамбул или Истамбул], арабск. Константинийэ, итал. простонародное и у… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Константинополь. Альбом видов , . Константинополь, 1880-е годы. Издание "Deutsche Buch- und Steindruckerei Papier- und Kunsthandlung F. Loeffler" . Альбом с 29 цветными литографиями. Типографский переплет. Сохранность…
  • Константинополь , Д. Эссад. Репринтное издание по технологии print-on-demand с оригинала 1919 года Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1919 года (издательство`Издание М. и С. Сабашниковых`).…

Древний неприступный город, с которого началась христианская история Европы. Морские ворота из Азии в Европу и перекресток культур.

1. На самой заре своего существования Константинополь (Византий) был колонией в исторической Фракии. Её основали греки, выходцы из Мегар.

2. Первое известное название города, когда он еще был фракийским поселением – Лигос (по Плинию Старшему).

3. Афины и Спарта воевали между собой за обладание Византием. С IV века до н.э. он становится автономным и независимым от других греческих полисов.

4. Греки называли древний город «Византион». «Византий» - латинизированная форма того же названия.

5. Византий обладал одними из самых мощных стен среди греческих полисов, и уже в самую раннюю эпоху выдержал десятки осад. Искусство строительства стен византийцами особенно ценилось в античную эпоху.

6. Византий полностью контролировал Босфор и выдавал разрешения на проход через пролив.

7. Несмотря на вечное противостояние византийцев и македонцев, Александр Македонский не посягал на независимость Византия, и в ходе его походов город остался нетронутым. При этом Византий даже поставлял суда его войску. После распада империи Византий выступал в роли посредника между противоборствующими «осколками» - эллинистическими государствами.

8. В III веке до н.э. Византий стал одним из самых богатых торговых городов Греции, взяв на себя большую часть работорговли.

9. Византий был старым союзником Рима, и даже в Римской империи вплоть до II века сохранял автономию.

10. В Римской империи город славился своими учеными и архитекторами, которые пользовались спросом в других городах Ближнего Востока и Причерноморья.

11. В Византий пришли самые ранние христианские общины. Здесь проповедовали Андрей Первозванный, Стахий, Онисим, Поликарп I и Плутарх.

12. Огромные разрушения Византию принесли не варварские набеги или войны с другими государствами, а собственные правители. Император Септимий Север, которого город не поддержал, лишил его автономии, и в 196 году приказал разрушить до основания важнейшие здания и срыть вековые городские стены. После этого как минимум столетие город был неблагополучной провинцией.

13. Целый век (III в. н. э.) город носил название Августа Антонина в честь сына Септимия Севера - Антония.

14. Церковь Святой Ирины IV века – одно из самых старых сохранившихся христианских строений и главный храм города до известной на весь мир Святой Софии. В церкви проходил Второй Вселенский Собор. Названа она, однако, не в честь Святой Ирины, а в честь «Святого Мира». «Миром» (Ειρήνη) назывался древнейший христианский район города в Галате.

15. В IV веке Константинополь фактически был отстроен заново и сразу в качестве столицы Римской империи. Средневековый «мегаполис», Константинополь, стал городом контрастов: из простого бродяги или солдата можно было подняться до императора. Национальность и происхождение не имели большого значения. Роскошные дворцы элиты соседствовали с жалкими лачугами простых людей.

16. Первое название новой столицы Римской империи – «Новый Рим», данное Византию в 330 году, не прижилось. Город стали называть в честь Константина I- Константинополь.

17.В эпоху первого христианского императора Константина I в городе продолжали строить языческие храмы, что поощрялось властями.

18. Если у римлян любимым местом зрелищ был Колизей, где происходили бои гладиаторов, то в Константинополе таким местом был ипподром, где проходили гонки на колесницах. Ипподром использовался для всех крупных торжеств и праздников.

19. Самым ценным материалом в Константинополе был порфир. В порфирном зале Императорского дворца рождались будущие законные властители.

20. Русское название Константинополя «Царьград» - дословный перевод греческого «Василевуса полис» - город василевса (монарха)

21. Константинопольские цари собирали в городе (преимущественно на ипподроме) самые почитаемые артефакты со всех уголков империи. Это Змеиная колонна V века до н.э. из Дельф, Египетский обелиск XV века до н.э. из Фив, статуя Афины Паллады из Трои, бронзовый бык из Пергама и многие другие.

22. Протяженность крепостных стен в Константинополе составляла около 16 километров, на них располагалось около 400 башен. Некоторые стены достигали 15 метров в высоту и 20 в глубину.

23. Глава города Константинополя – эпарх, был вторым лицом в империи. Он мог арестовать и выслать из города любое лицо, по его мнению, представляющее опасность столице. Одним из самых известный эпархом был Кир, управлявший городом в отрезке между правлениями Константина Великого и Феодосия.

24. В разные времена город находился под властью римлян, греков, галатов, крестоносцев, генуэзцев, турок.

25. Одним из самых первых монастырей Константинополя, положивших начало монашескому движению, стал Студийский монастырь, построенный в V веке на берегу Мраморного моря.

26. Численность населения Константинополя в период расцвета могла составлять до 800 000 человек.

27. По сравнению с Римом в Константинополе был довольно многочисленный средний класс: почти 4,5 тысяч отдельных домов. Богатые жили в трехэтажных особняках, бедные ютились в многоэтажных постройках до 9 этажей в высоту на окраинах города.

28. Главная улица города называлась Меса (однокоренное русское «межа», лат. medius) – «средняя». Он шла с востока на запад вдоль многочисленных форумов и площадей от «начала всех дорог» Мильного Камня близ Собора Святой Софии до городских стен. Место императорских церемоний и активной торговли. Отрезок от Императорского Дворца до Форума Константина назывался «Регия» - Имперская дорога.

29. Для защиты от нападений славян в VI веке была построена специальная Стена Анастасия около 50 километров длиной.

30. В Константинополе жили греки, славяне, армяне, тюрки, римляне, германские народы (готы, позднее скандинавские викинги), арабы, персы, евреи, сирийцы, фракийцы, египтяне-копты. Из-за многочисленных паломников в Иерусалим в городе располагалось множество гостиниц.

31. Константинополь «пал» еще до своего официального падения в 1453 году от захвата города турками. В 1204 в ходе Четвертого Крестового похода венецианцы выжгли две трети зданий города. Самые величественные здания и сооружения, в том числе Форум Константина, бани Зевксиппа и окрестности Большого дворца лежали в руинах. Столица была полностью разграблена, включая саркофаги императоров.

32. После захвата Константинополя (1204) крестоносцами французский язык стал языком городской элиты.

33. В последние два века существования Византии в пригороде Константинополя Галате вырос город генуэзцев, окруженный стеной, и диктовавший свои правила торговли.

34. За всю историю Византийской империи Константинополь осаждался 24 раза. Половина защитников Константинополя в 1453 году – латиняне (венецианцы и генуэзцы)

35. Покорить Константинополь мечтали многие русские правители, от Вещего Олега и Игоря Рюриковича до Екатерины II (Греческий проект) и последнего русского императора. Екатерина II назвала своего внука Константином.

36. Собор Святой Софии – сердце Константинополя, самый большой храм в христианском мире. Впервые он был построен в 324-337 годах, однако в 404 году сгорел, новая базилика построенная на это месте сгорела уже в 532 году. Строительство нового грандиозного храма в VI веке осуществил Юстиниан I. Во времена османского владычества к нему были достроены четыре минарета, а сам собор обращен в мечеть. Ныне – музей Айя-Софья. В соборе произошло разделение церквей, а также хранилась Туринская плащаница.

37. Турки не переименовывали Константинополь после захвата. Есть несколько версий происхождения слова Стамбул (в оригинале - Истанбул): от искаженного турками «Константинополь» до турецкой адаптации обиходного названия «полис» («город» как Сити, столица), к которому прибавились «лишние» звуки (другие примеры: Смирна-Измир и Никомедия-Изник). Известно, что арабы употребляли название «Истинполин».

В любом случае в официальных документах вплоть до XX века город именовался на арабский манер Константинийе.

38. В османский период в Галате возникает новый «город в городе», с христианским большинством. Там селились торговцы - греки, армяне, итальянцы. В Галате был основан первый Центральный банк. Этот район также назывался Пера, что означает «за пределами».

39. Самая известная площадь Стамбула – Таксим находится на месте самого большого немусульманского кладбища (армянской общины), основанного в XVI веке.

40. Константинополь в период Гражданской войны в России стал главными воротами белой церковной и гражданской эмиграции. В городе и его окрестностях размещалось около 200 000 русских эмигрантов. К середине 20-х годов основная часть репатриировалась в СССР, эмигрировала в Европейские страны (Югославия, Болгария. Чехословакия) и страны Америки, некоторые умерли от болезней и голода, вынужденные жить на островах и территориях, лишенных материального обеспечения.

Хотел стать создателем новой эры её истории, основателем «нового Рима». Старый Рим не соответствовал притязаниям расширившейся власти повелителей империи. Это был город республиканских преданий и учреждений; в нем был сенат, при всем своем вынужденном раболепстве сохранявший воспоминание о прежнем своем могуществе; население Рима было дерзко и любило судить о действиях правительства, всегда было готово порицать их, оно не благоговело перед двором. Уже со времени Диоклетиана государи предпочитали Риму другие резиденции. Константин лишь изредка, по необходимости соблюсти приличие, приезжал во дворец на Палатинском холме, и не оставался там долго. (Его нелюбовь к Риму могла быть одним из поводов к составлению легенды, будто он подарил Рим епископу Сильвестру; но эта легенда вымысел, и притом позднего происхождения).

История Византийской Империи (документальный фильм)

Он не хотел жить в Риме, и не удивительно, что у него возникло желание основать новую столицу, чтоб она увековечила славу его имени и чтоб её население, обязанное всем основателю города, платило ему за благодеяния преданностью, держалось в политике и религии тех мнений, какие предписывает ему государь. Константин сначала полагал основать столицу на том месте, где стояла Троя , мифическая отчизна римского народа (согласно сказаниям об Энее); но скоро оказалось, что романтические идеи не имеют силы увлекать его до забвения о реальных выгодах. Не было местности, которая представляла бы по своему положению такие удобства для основания столицы, как прежняя греческая колония Византий, стоящая на проливе, которым Черное море соединяется с Пропонтидой (Мраморным морем). Туда был путь товарам со всех сторон света, там была превосходная гавань, которая по своей форме называлась «рогом», а по богатству своей торговли «золотым». Окрестностями города были холмы, покрытые виноградниками, фруктовыми садами и меж них долины, очень плодородные; эта местность образовала полуостров, который легко было защитить стеной от нападения врагов; у Византия была решена судьба многих войн, его стены выдержали много осад, он был центральным пунктом, из которого легко могли ходить войска и на Дунай и на Евфрат для защиты империи от опаснейших врагов. Легенда говорит также, что мысль основать на месте Византия новую столицу была дана Константину внушением от Бога.

Пространство, занимавшееся античным городом Византий и Константинополем – при Константине и через 100 лет после него, при императоре Феодосии II

Новый город, названный в честь своего основателя Константинополем, строился очень быстро. Торжественное освящение фундамента его западной стены было совершено 4 ноября 326 года, и меньше чем через четыре года (11 мая 330) уже была освящена новая резиденция. Константин хотел, чтобы Новый Рим не уступал ни в чем Старому, потому заботливо укрепил его и украсил великолепными зданиями. Две больших площади были со всех сторон застроены колоннадами и украшены статуями; одна из них была названа площадью Августы в честь августы Елены , матери императора, а другая – по имени самого императора. В центре площади Константина стояла высокая порфировая колонна, а на ней бронзовая статуя бога солнца с венком, окруженным лучами; чуть позже эта статуя была переделана так, что сделалась изображением самого Константина. Легенда соединила с нею фантастические поверья. Говорили, что под мраморным базисом колонны зарыт тайно перевезенный в новую столицу палладиум города Рима, а внутри колоссальной статуи положена часть Животворящего Креста. Статуя была разбита молнией и опрокинута бурей 5 апреля 1101 года; но большая часть колонны уцелела до сих пор.

Константинопольский ипподром (цирк), потом долго служивший туркам для обучения войска, был громадным и великолепным зданием, имевшим около 400 шагов в длину и 100 в ширину, и украшенным внутри статуями, обелисками и сплетенной из трех бронзовых змей колонной с золотым треножником, стоявшим прежде в Дельфийском храме : это был дар греков Аполлону Дельфийскому после победы при Платее . Пришедшее в упадок искусство времен Константина не могло создавать хороших произведений, потому для украшения новой столицы были взяты отовсюду прежние знаменитые художественные работы. При всех выражениях преданности Константина христианству, освящение новой столицы было по его приказанию совершено одним из главных жрецов римского языческого культа (понтификов) и неоплатоником Сопатром с языческими обрядами. Константин построил в городе храмы богине Счастия (Tyche) и Диоскурам; он постановил, чтобы ежегодно в день основания совершалась в ипподроме торжественная процессия; тут несли его статую, у которой на ладони протянутой правой руки стояло изображение гения-покровителя новой столицы; его преемники должны были преклонять колена перед этой статуей. Надо полагать, что статуи богов и героев, перевезенные в Константинополь, были оставлены при Константине непеределанными; но впоследствии, когда усилилась антипатия ко всему языческому, они были переделаны: языческие атрибуты изображений были заменены христианскими символами. Константин хотел занимать нейтральное положение между язычеством и христианством, потому построил в своей столице и христианскую церковь в честь святых апостолов. Она была сложена из разноцветного мрамора, окружена колоннадами и разными пристройками; все это вместе образовало великолепное целое.

Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

Неподалеку от ипподрома стоял дворец, громадное здание, почти не уступавшее римскому палатинскому дворцу огромностью и богатством украшений, окруженное колоннадами, дворами, садами. Бани, театры, водопроводы, хлебные магазины, прекрасный дом для заседаний сената на площади Августы, великолепные дома сенаторов и других знатных людей, поселившихся в резиденции государя, образовали несколько групп роскошных зданий, между которыми построили себе дома промышленники, торговцы, хозяева кораблей, привлеченные в новую столицу торговыми выгодами её положения и пособиями, какие давал переселяющимся в нее император. Он всячески заботился о том, чтоб она стала многолюдным городом. Он давал подарки и почетные должности сенаторам и другим вельможам, чтоб они переселялись из Рима в Константинополь. Многие обольщались этим, другие и без наград сами желали жить близ императорского двора.

Скоро Новый Рим стал почти так же многолюден, как Старый. Он имел те же привилегии. Члены городского управления получили сан сенаторов, граждане Константинополя получили все права граждан города Рима; хлеб, вино и масло были раздаваемы народу здесь еще щедрее, нежели в Риме; общественные игры и другие развлечения для народа были не менее великолепны, чем те, какие бывали прежде в Риме. Климат был превосходен, окрестности прекрасны, положение города очень выгодно для торговли. Потому Константинополь, разделенный подобно Риму на 14 частей, скоро стал по своей величине вторым городом вселенной. Но он вырос не сам собой, он был тепличное растение. Блеск здесь был заимствованный, произведения искусства были взяты из других городов, население было разноплеменною смесью, не имело ни национального единства, ни патриотизма, ни славного прошлого. Рим, покинутый императором все-таки производил, впечатление более величественное, чем Константинополь. Его триумфальные арки, храмы, театры, цирки, термы, площади, украшенные статуями, живописно расположенные по долинам и холмам, оживленные садами и журчаньем фонтанов, вода которых текла в город по 19 водопроводам на высоких арках, придавали прежней столице такое величие, какого искусственно созданный Константинополь далеко не имел. Но Рим не годился быть столицею христианского государства: он оставался языческим городом, и долго после Константина язычество еще преобладало в нем над христианством. Латеранская базилика – единственная римская христианская церковь, о которой мы достоверно знаем, что она была построена Константином, не могла сравниться по великолепию с языческими храмами в Риме.