Социальные интересы кратко. Социальные интересы. Отличительные черты сотрудничества

а) Социальная деятельность. Общение и обособлении как формы взаимодействия. Основным способом существования человека, проявления его социальной сущности является существование в форме деятельности. Для существования личности необходимо ее постоянное взаимодействие с социальной средой. Это взаимодействие осуществляется, с одной стороны, как потребление и познание социальной среды, а, с другой, как изменение этой среды.

Основными формами такого взаимодействия являются общение и обособление. В современной социологической литературе общение рассматривается как сложный и разносторонний процесс, проявляющийся в виде взаимодействия, взаимоотношения, взаимопонимания и сопереживания. Обособление – другая взаимопротивоположная сторона взаимодействия личности с социальной средой. Личность не только стремится к общению со своей средой, но и к обособлению, содержание которого заключается в приобретении человеком своей социальной сущности через формирование индивидуальности.

б) Потребности и интересы. Основным источником активности человека являются потребности. Именно потребности выступают в качестве непосредственной силы, приводящей в движение механизм человеческой деятельности. В самом общем смысле потребность – это отражение (проявление) противоречия между имеющимся (веществом, энергией, информацией) и необходимым для сохранения и прогрессивного изменения саморазвивающейся системы органического мира. Человеческая потребность есть проявление противоречия между имеющимся (веществом, энергией, информацией) и необходимым для сохранения и развития человека как биосоциальной системы. В реальной жизни (при осознании) она выступает как нужда, влечение, стремление к чему-то (веществу, энергии, информации). Необходимо подчеркнуть, что стремление к удовлетворению потребности связано не только с установлением равновесия в системе личность-среда (снятие напряжения через ликвидацию противоречия), но и с развитием личности.

Исходным моментом в этом процессе является то, что каждый индивид координирует свои поступки с конкретным состоянием социальной среды. Нормальное поведение любого человека представляет собой компромисс между возможностями, заложенными в обстоятельствах, и человеческими потребностями, постоянно нуждающимися в удовлетворении.

Проявление этих потребностей, а, следовательно, возможное поведение человека, представляет собой действие трех факторов: стремления к максимальной удовлетворенности, желания ограничиться минимумом неприятностей (избежать страданий), усвоенных культурных ценностей и норм, а также правил и норм, принятых в окружающей социальной среде. Важное значение для понимания сущности потребностей имеет их классификация.

в) Классификация потребностей. Материальные и духовные потребности. Попытки классифицировать потребности представляют значительную трудность. В самом общем виде различают потребности биологические и социальные. Биологические (физиологические) потребности – это потребности физического существования человека, требующие удовлетворения на уровне культурных и исторических стандартов общества и конкретной общности, к которой принадлежит человек. Биологические потребности иногда называют материальными. Речь идет о непосредственных потребностях людей, удовлетворение которых предполагает наличие определенных материальных средств – жилищ, продуктов питания, одежды, обуви и т. д.

Социальные (духовные) потребности предполагают стремление к обладанию результатами духовного производства: приобщение к науке, искусству, культуре, а также потребности в общении, признании, самоутверждении. Они отличаются от потребностей физического существования тем, что их удовлетворение связано не с потреблением конкретных вещей, не с физическими свойствами человеческого организма, а с развитием личности и общества как социокультурных систем.

г) Элементарные и вторичные потребности. Процесс образования потребностей включает в себя как возобновление уже имевшихся, так и появление новых потребностей. Для правильного понимания этого процесса все потребности можно разделить на два основных типа: элементарные и вторичные.

К элементарным относятся потребности в вещах и условиях существования, без которых личность погибнет: любая пища, любая одежда, любое жилище, примитивные знания, зачаточные формы общения и т. п. К вторичным относятся потребности более высокого уровня, предусматривающие возможность выбора.

Вторичные потребности возникают при достаточно высоких формах организации общественной жизни. При отсутствии выбора или возможностей его осуществления вторичные потребности либо не возникают, либо остаются в зачаточном состоянии.

Возможности удовлетворения элементарных и вторичных потребностей определяют уровень жизни, расположенный на шкале двух полярностей: нужда (недостаток в удовлетворении элементарных потребностей) и роскошь (предельно возможный при данном развитии общества максимум в удовлетворении вторичных потребностей).

Наряду с индивидуальными потребностями, в обществе возникают потребности групповые (от малых групп до страны в целом). При взаимодействии с другими группами (социальными общностями) они проявляются как общественные потребности. Осознаваясь индивидом, они выступают как социальный интерес. Рассматривая свойства человеческих потребностей, необходимо учитывать, что они существуют не на «паритетных» началах, а по принципу доминанты. Одни оказываются более насущными для субъекта, другие – менее.

д) Базовая потребность. В последнее время все большее внимание социологов привлекает идея выделения базовой потребности, которая может найти выход в удовлетворении любой другой из существующих потребностей. Идея выделения базовой потребности предполагает дать объяснение поведению личности в различных жизненных ситуациях.

Такой потребностью является потребность в самоутверждении. Через какую потребность находит выход базовая, определяющая потребность – зависит от многих факторов. Такими факторами могут быть способности личности, условия ее формирования и жизнедеятельности, цели, преследуемые обществом в процессе социализации личности. Именно потребность в самоутверждении детерминирует различные виды самореализации.

Потребность в самоутверждении, в отличие от других потребностей, не имеет заранее заданной направленности. Если, например, творческие потребности реализуются в творческой деятельности, потребность в вооружении навыками в познавательной деятельности, материальные – в потреблении материальных благ, то потребность в самоутверждении может удовлетворяться через удовлетворение любой из человеческих потребностей. Способ удовлетворения базовой потребности в самоутверждении зависит от способностей индивида, от уровня развития общества и т. д.

Самоутверждение может проявляться и в антисоциальной деятельности, в форме девиантного поведения. Жизнь знает немало примеров, когда самоутверждение личности происходили не по линии раскрытия ее сущностных сил, а в неумеренном потребительстве, жажде власти, аномическом сексуальном поведении и т. п.

е) Формы проявления потребностей. Разумеется, было бы неправильным считать, что потребности непосредственно определяют поведение человека. Между воздействием среды и деятельностью человека существует несколько промежуточных ступеней. Потребности субъективно проявляются в форме интересов, стремлений, желаний человека. Затем неизбежно следуют такие акты, как мотивация, установка и, наконец, действие.

Удовлетворяя потребности через фиксированную деятельность, личность формирует в своем сознании динамическую систему устойчивых чувств, привычек, умений и знаний, которые составляют опыт личности. Будучи составной частью сознания личности, опыт есть итоговая совокупность фиксированных внешних воздействий, преобразованных через призму потребностей. Социально обусловленный процесс аккумуляции, сохранения и воспроизведения опыта и знаний составляет память личности. Опыт прошлых поколений, не имеющий достаточного научного обоснования, переданный последующему поколению и используемый им, закрепляется в традициях.

ж) Мотивация социальной деятельности. Взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов образует механизм мотивации социальной деятельности. Под мотивацией понимается совокупность устойчивых побуждений (мотивов) личности, определяемая ее ценностной ориентацией. Через этот механизм происходит осознание личностью своих потребностей в качестве интересов. В механизме мотивации интерес выступает как сосредоточение внимания, как доминирующая потребность, возникающая в конкретной ситуации.

Интересы личностей проявляются в реальной жизни как социальные законы, выступают детерминантой их поведения, формируют цели деятельности. Цель в этом смысле понимается как ожидаемый и желаемый результат деятельности, обусловленный стремлением к его реализации (объективации).

Цель деятельности как идеальный прообраз будущего формируется на основе интересов социального субъекта.

Мотивы деятельности представляют собой отраженные в сознании людей потребности и интересы, выступающие как побудители к деятельности. Мотив выступает в качестве внутренней причины (побуждения) к деятельности. При переходе от интереса к цели деятельности могут возникать и внешние побудители или стимулы.

Стимул выступает в форме информации об изменении конкретной ситуации в обществе или группе или в форме прямого практического действия. Мотив – это стимул, преобразованный в цель. Мотив деятельности формируется через осознание индивидами содержания ценностных установок и выступает как фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность.

з) Диспозиция личности. В результате взаимодействия мотивов и стимулов формируются диспозиции личности, выступающие в качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности. Диспозиция личности, выраженная в ее установке, проявляется в социальном поведении.

Диспозиция личности означает предрасположенность (установку) личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях на основе идеалов, норм и жизненных ценностей.

Поведение личности регулируется общей диспозиционной системой. В процессе жизнедеятельности личности ее диспозиционная система выполняет функцию регулятора поведения и проявляется как отношение к окружающей среде.

Отношение – это направленность активности (деятельности и поведения) конкретной личности на установление и поддержание связи с другими людьми на основе ее интересов. В этом смысле социальные отношения есть взаимодействие интересов субъектов (личностей), которые устанавливают связи между собой в зависимости от целей и убеждений, от понимания смысла своей деятельности.

Рассмотренные социально-психологические формы, в которых осуществляется переработка внешних воздействий личностью, образуют определенную социальную систему, обладающую особенностями, знание которых чрезвычайно важно для понимания механизма взаимодействия личности с социальной средой.

ЛИТЕРАТУРА

    Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Уч. для вузов. – М., 2002.

    Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. В 2 т. М.: ВЛАДОС, 2009.

    Гидденс Э. Социология/ При участии К. Бердсолл: пер. с англ. Изд. 2-е. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

    Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Уч. пособ. М.: Центр социальн. прогнозир., 2003.

    Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.). СПб., 2000.

    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Уч. – М., 2005.

    Зборовский Г.Е. Общая социология: уч. для вузов. – Екатеринбург, 2003.

    Лукьянов В.Г., Сидоров С.А., Урсу И.С. Социология. Уч. пособие. СПб.: СПбИВЭСЭП, 2007.

    Масионис Дж. Социология. 9 изд. – СПб.: Питер, 2004.

    Рахманова Ю.В. Социологическое исследование: методология, методика, техника. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

    Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб., 2002.

    Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Уч. пособ./ Под ред. В.А. Ядова. М.: Изд-во «Флинта» Моск. психол.-соц. инст., 2005.

    Социология/ Отв. ред. Воронцов А.В. СПб.: Изд-во «Союз», 2006.

    Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2007.

    Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2002.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

http://ecsocman.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал.

http://soc.lib.ru/books.htm - Библиотека по социологии.

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

    Библиотека публикаций: книги, статьи по социологии.

Социологческий словарь. http://www.rusword.org/articler/socio.php

    Социология по-новому. Библиотека социологической литературы. Учебники, статьи научных журналов. http://www.socioline.ru

    Социология, психология, управление. Электронная библиотека. http://soc.lib.ru

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Социальная норма, справедливость, государственное принуждение, добро и зло, общественное мнение, совесть и долг, нравственные ценности.

3. Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ
А) бестселлер
Б) компьютерная игра
В) анекдоты
Г) концерт классической музыки
Д) праздник урожая
Е) эпические сказания

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
1) народная
2) массовая
3) элитарная
4) экранная

4. Найдите в приведенном перечне характерные черты, отличающие науку от искусства
1) отражает мир в образах
2) предполагает строгую систему доказательств
3) оказывает эмоциональное воздействие
4) выдвигаются гипотезы
5) анализируются и обобщаются отдельные факты

5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Современная наука участвует в процессе социального управления. (2) Как представляется, сегодня ни один из общественных процессов не должен обходиться без проведения научных исследований и рекомендаций ученых. (3) Сложность современного общества и его противоречивость вынуждают ученых изучать и просчитывать каждый шаг, каждое решение. (4) Иное поведение, бесспорно, способно привести к катастрофическим и разрушительным последствиям.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своем мозгу_____(А) окружающего нас мира. Мы познаем этот мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями, и через это познание учимся жить, ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые ученые даже говорят о любознательности,________(Б) как о врожденных потребностях человека.
В науке под познанием понимается особая_______
(В), в результате которой люди приобретают знания о различ¬ных объектах.
Познание представляет собой
(Г) творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания дей-ствительность воспроизводится в сознании людей.
Познанием называют, как правило, только процесс поиска
________(Д), а его результат именуют знанием. Знание
- получивший подтверждение и обоснование________ (Е) познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
1) потребность
2) истина
3) познавательный инстинкт
4) процесс
5) деятельность
6) результат
7) идеальные образы
8) объективность
9) субъект
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В дан¬ной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером цифру, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Стиль жизни

Стиль жизни, в первоначальном варианте «жизненный план», или «путеводный образ», представляет собой наиболее характерную особенность динамической теории личности Адлера. В этой концепции, по существу идеографической, представлен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

Как проявляется в действии стиль жизни индивидуума? Для ответа на этот вопрос мы должны ненадолго вернуться к понятиям неполноценности и компенсации, поскольку именно они лежат в основе наших стилей жизни. Адлер пришел к выводу, что в детстве мы все чувствуем себя неполноценными или в воображении, или в реальности, и это побуждает нас каким-то образом компенсироваться. Например, ребенок с плохой координацией может сосредоточить свои компенсаторные усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, направляемое осознанием своих физических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни - комплексом поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности. Итак, стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства.

С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. Другими словами, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в своем роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни. Представим в качестве примера женщину, стремящуюся к превосходству путем расширения своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории Адлера, ее стиль жизни предсказуемо предполагает сидячий образ жизни. Основной акцент она сделает на интенсивное чтение, изучение, размышления - то есть на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной компетентности. Она может распланировать свой распорядок дня с точностью до минут - отдых и хобби, общение с семьей, друзьями и знакомыми, общественная активность - опять-таки в соответствии со своей основной целью. Другой человек, напротив, работает над своим физическим совершенствованием и структурирует жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой. Все, что он делает, нацелено на достижение превосходства в физическом плане. Очевидно, что в теории Адлера все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет, рассуждает, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой психологически противоположные типы, если говорить о них в терминах соответствующих стилей жизни.



Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. Адлер напоминает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Он отмечал, что истинная форма нашего стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы мы используем для решения жизненных проблем. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих задач не стоит особняком - они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни: «Решение одной помогает приблизиться к решению других; и действительно, мы можем сказать, что они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы - необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть» (Adler, 1956, р. 133).

Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Придерживаясь этого мнения, Адлер весьма неохотно предложил типологию установок, обусловленных стилями жизни (Dreikurs, 1950). В этой классификации типы выделяются на основании того, как решаются три главные жизненные задачи. Сама классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено «социальным интересом», а другое - «степенью активности». Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие «степень активности» совпадает по значению с современными понятиями «возбуждение», или «уровень энергии». Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, - это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степени активности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ни одна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и целостности. Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, в некоторой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы - два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека - воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи - работу, дружбу и любовь - как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация; высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.

Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера - это социальный интерес .Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, - социально-культурный контекст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отражает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех человеческих стремлений.

В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более, чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение «социальный интерес» происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl - термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности» или «чувства солидарности». Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство идентификации с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди - прежде всего мать, а затем остальные члены семьи - способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

<Добровольная помощь в обеспечении питанием нуждающихся - одно из реальных проявлений социального интереса.>

Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений - качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку - любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Социальный интерес как показатель психического здоровья. Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на «барометр нормальности» - показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение - они поглощены своими интересами и самозащитой.

Творческое «Я»

Ранее мы отмечали, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывает на столь же сильный детерминизм в рассуждениях Адлера, как и у Фрейда. Фактически, оба они подчеркивали важность раннего опыта в формировании личности взрослого. Но, в отличие от Фрейда, Адлер понимал, что в поведении взрослого не просто оживают ранние переживания, а скорее имеет место проявление особенностей его личности, которая сформировалась в первые годы жизни. Более того, понятие стиля жизни не столь механистично, как могло бы показаться, особенно когда мы обращаемся к концепции творческого «Я», входящей в систему взглядов Адлера.

Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Именно это искал Адлер. Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.

Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Каждый ребенок рождается с уникальными генетическими возможностями, и он очень скоро приобретает свой уникальный социальный опыт. Однако люди - это нечто большее, чем просто результаты действия наследственности и окружающей среды. Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Человек использует наследственность и окружение как строительный материал для формирования здания личности, однако в архитектурном решении отражается его собственный стиль. Поэтому в конечном счете только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру.

Где истоки творческой силы человека? Что побуждает ее развиваться? Адлер не полностью ответил на эти вопросы. Лучшим ответом на первый вопрос скорее всего будет следующий: творческая сила человека представляет собой результат долгой истории эволюции. Люди обладают творческой силой, потому что они являются людьми. Мы знаем, что творческие способности расцветают в раннем детстве, и это сопутствует развитию социального интереса, но почему именно и как он развивается, пока остается без объяснений. Тем не менее, их присутствие дает нам возможность создавать наш собственный уникальный стиль жизни, исходя из способностей и возможностей, данных наследственностью и окружением. В адлеровской концепции творческого «Я» отчетливо звучит его убежденность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.

политическом пространстве (Социально-философский анализ) ">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Мартиросян София Ашотовна. Социальный интерес в политическом пространстве (Социально-философский анализ) : Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11: Ростов н/Д, 2005 144 c. РГБ ОД, 61:05-9/194

Введение

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.2. Интересы как источник социальной динамики 41

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ 62

2.1. Роль социального интереса в формировании системы политического участия 62

2.2. Политический интерес как проекция стратификационной структуры современного российского общества 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

Список использованной литературы 128

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном мире происходят серьезные трансформационные процессы, затрагивающие политические, экономические, социальные и другие сферы жизнедеятельности общества. Очевидны и значимые изменения в сфере общественного сознания. Вряд ли можно найти феномен, который бы в наибольшей степени подвергся бы таким изменениям, с одной стороны, а с другой, - являлся бы лучшим индикатором глубины происходящих изменений - чем интерес. Даже при беглом взгляде на тенденции развития общественного сознания можно отчетливо увидеть логику изменения его смыслового наполнения, а также вычленить взаимовлияние различных социальных факторов и интересов общества и индивида. Зачастую те или иные злокачественные поведенческие паттерны являются способом реализации тех или иных социальных интересов. В связи с чем, поиск адекватных форм купирования таких паттернов невозможно без ясного понимания содержания интересов, а также понимания их взаимодействия как внутри индивида и группы, таки при межличностном и межгрушювом взаимодействии.

В современном обществе неизбежно усложняется политическая ситуация, где общество, социальные общности людей не могут обойтись без интеграции интересов и стремлений достичь лучшей жизни, благосостояния, цивилизованно развиваться в поле внутренней и мировой политики. Человек, живя в общественной среде, во-первых, стремится осознанно реализовать свои потенциальные силы и активность во всех областях и сферах бытия в соответствии со своими потребностями и интересами, или же ищет сторонников, людей с близкими или сходными интересами, чтобы сообща их реализовать. Поэтому, во-вторых, он вовлекается в коллективную область человеческих действий, то есть в политику. Политика, благодаря своим институтам, ресурсам, средствам и механизмам, в состоянии помочь человеку осуществить его интересы или, напротив, может препятствовать их реализации.

Особенно значимым при этом является понимание современных изменений социальной структуры, связанных с переходом общества в постиндустриальную стадию развития. Учет этих изменений необходим, в первую очередь, для анализа развития институтов политического представительства, сложившихся в период развития индустриального общества, а также для выявления особенностей современных индивидуальных и коллективных акторов социально-политического процесса.

В связи с этим, современная ситуация неизбежно диктует необходимость анализа социально-политических интересов в процессе становления социального субъекта политики. Особую значимость приобретает проблематика включенности в политическую деятельность с целью удовлетворения своих интересов.

Категория «социальный интерес» является общегуманитарной категорией. Предпосылки ее возникновения заложены, на наш взгляд, еще древнегреческими философами, в частности, Платоном и Сократом в концепции «врожденных идей». В дальнейшем категория получила свое развитие и в последние десятилетия активно используется различными специалистами в описательных и объяснительных моделях, включая философские, политологические, психологические, экономические, социологические и иные парадигмы. В специализированной литературе встречаются следующие разновидности социальных интересов: национальные интересы, государственные интересы, экономические интересы, интересы различных субъектов (например, интересы ребенка или различных социальных групп), интерес в обучении, правовые интересы, интересы личности и т.д. и т.п.

Вместе с тем, имеет место различные трактовки данной категории. Интерес выступает и как «совокупность важнейших стимулов», и как

«ориентация личности, группы, социального слоя», и как «элемент мотивационно-потребностной сферы». Иными словами, в различных предметных областях категория нагружается своим специфическим содержанием, что, с одной стороны, свидетельствует о ее многоплановости и глобальности, с другой, - является свидетельством недостаточной теоретической проработанности. На наш взгляд, существенным шагом в этом направлении может стать социально-философский анализ социального интереса в политическом пространстве.

Степень научной разработанности проблемы. Современная наука располагает значительным объемом эмпирических и теоретических знаний по разным аспектам проблемы, которая была выбрана для исследования автором диссертации. Изучение феномена социального интереса в процессе его становления и трансформации проводилось на протяжении всей истории развития философской, социологической, политологической, психологической мысли (Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Декарт, Ж.-Ж..Руссо, Гегель, Кант, Маркс, Энгельс, М. Вебер, П. Бурдье и др.).

На современном этапе заданная проблематика выступает как предмет и объект исследования, как зарубежных, так и отечественных ученых разных областей общественно-политической мысли. В литературе представлены теоретические построения и эмпирические работы, направленные на анализ социальных детерминант возникновения и эволюции интересов на микро- и макро- уровнях (Г.К. Лшин, Г. Бурбулис, В.Ю. Верещагин, Л.И. Гусева, Л.И. Демидов, О. Оффердал, Е.В. Охотский, Л.С. Панарин, А.В. Сергунин, В.Ю. Шпак и др.).

С другой стороны, в научной литературе подробно освещается проблема перевода общественного знания на уровень его технологического применения. Это и определило подход к социальному интересу как макросистеме - идеи в этом направлении можно проследить в работах B.C. Дудченко, Г.И. Иконниковой, М. Маркова, В.И. Патрушева, Н. Стефанова.

Анализ политического интереса, как способа оптимизации и алгоритмизации профессиональной политической деятельности, а также элементы исследования их влияния на трансформацию социальных интересов, составляет содержание современных исследований, которые проведены М.Г. Анохиным, С. Блэком, Б.Л. Борисовым, И.А. Василенко, Г.В. Грачевым, А.А. Дегтяревым, А.В. Дмитриевым, 10.Г. Запрудским, B.C. Комаровским, Е.Н. Пашенцевым, Г. Саймоном, П. Шараном и др.).

В диссертационном исследовании также используются результаты политологического анализа социальных интересов применительно к проблеме политического участия (М. Альберт, Г. Бенветисте, В.Д. Граждан, А.И. Китов, М. Мескон, А.Л. Свенцицкий, Ф. Хедоури, В.М. Шепель, и др.).

Однако, несмотря на обширную научную литературу по различным аспектам анализа понятия интерес, можно вполне обоснованно говорить о наличии целого ряда актуальных проблем в осмыслении сущности феномена социального интереса в его интерпретации применительно к политической сфере общественной жизни, специфических российских особенностей его развития, а также приобретения им новых свойств и черт в условиях современного общества.

Можно выдвинуть авторскую гипотезу о том, что социальный интерес в современном социальном пространстве России находится в стадии формирования и носит незавершенный характер. Его анализ применительно к сфере политики представляет научный интерес в том смысле, что прогрессивные изменения в политической сфере российского общества особенно заметны.

Методологической и теоретической основой диссертации выступил синтетический метод исследования, включающий в себя логико-философский анализ, системный и деятелыюстный подходы изучения феномена социальный интерес. Для конкретных целей анализа использовались методы институционального, технологического, структурно-функционального анализа, а также отдельные методы, идеи и принципы, выработанные политологией и социологией: метод сбора и анализа документального и статистического материала, метод наблюдения, сравнительный метод. При этом теоретической основой исследования послужили базовые понятия и конструкции, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых.

Объектом исследования является социальный интерес в пространстве общества как сложной динамической системы.

Предметом исследовании является социальный интерес как макросистема по отношению к интересам, возникающих на других уровнях общества.

Цель диссертационной работы социально-философский анализ специфики социального интереса по отношению к его проявлению в политическом пространстве.

Цель конкретизировалась в следующих задачах:

1. Осуществить концептуальный анализ социального интереса как объекта междисциплинарного исследования

2. Раскрыть специфику содержания социального интереса как макросистемы по отношению к микросистемам интересов других уровней.

3. Проанализировать формы и механизмы проявления социальных интересов в политической системе общества.

4. Выявить области и особенности влияния политических интересов на социальную сферу, в частности на стратификационную структуру российского общества.

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании содержится принципиально новый подход к социальному интересу как макросистеме, позволяющей на более высоком уровне прогнозировать социальные процессы и управлять ими.

1. Показано, что научно-теоретическое понимание содержания понятия социальный интерес достигаемое при его изучении на междисциплинарном уровне, позволяет определить его как многомерное социально-личностное явление, мотивационно-оценочного, предметно-деятелыюстного и референтно- ориентированного характера.

2. Установлено, что специфика социального интереса представляет собой социально-личностную систему, реализуемую на различных уровнях

4. Выявлено, что политический интерес, являясь специфической макросистемой, находится в отношениях трансформации и модификации с другими социальными интересами

Положении, выносимые на защиту:

1. Социальный интерес, представляя собой сложное и неодномерное социально-личностное явление, с точки зрения деятелыюстного подхода, выступает результатом предметной деятельности и взаимодействия с другими людьми в различных формах референтно-значимой деятельности, определяя внутренние ориентиры выбора человеком интересных для себя объектов, круга общения, референтных групп, отношения социализации и сотрудничества, и являются предметом междисциплинарного исследования, раскрывающего дополнительно-компенсаторные характеристики, выражающие оценочно-удовлетворительные потребности во власти и контроле над событиями и людьми и являющиеся основанием социальной дифференциации общества.

2.Сиецифика социального интереса состоит в том, что он представляет собой личностную и социальную макросистему, которая определяет содержание и структуру микро- и макросистем интересов других уровней, личностного и социального взаимодействия общества. В то же время, интересы, на основании которых действуют субъекты, определяясь их социальной, экономической, политической, религиозной, духовной природой, вместе с тем обусловлены всей совокупностью культурно ценностных, мировоззренческих позиций субъектов. Социальные интересы представляют собой социально-динамическую систему, изменяющуюся в зависимости от трансформации самих социальных субъектов, изменчивости социальной среды и форм социального взаимодействия.

3. Междисциплинарный анализ социальных интересов, их форм и механизмов проявления с точки зрения рационального (социально-философского подхода) и внерационалыюго (мотивационно-ценностного социально-психологического подхода) являются основанием социального моделирования и прогнозирования социальных интересов как функциональной социальной системы.

4.Политические интересы находятся в сложной и противоречивой взаимосвязи с социальными интересами: формируясь под их действием, они не только трансформируют и модифицируют социальные интересы, но и трансформируются сами. Динамика взаимовлияния интересов как макросистем определяется критериальными параметрами стадий развития общества (социально-динамическое функционирование, развитие, стагнация, упадок, системный кризис, регресс).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Диссертационное исследование дополняет существующие взгляды на проблему социального интереса, раскрывая последнюю посредством анализа ее теоретической и практической составляющих. Представленные в работе выводы наполняют конкретным содержанием феномен социального интереса, как макросистемы, а также определяют его роль по отношению к микросистемам интересов других уровней.

Сформулированные в диссертации выводы и предложения представляют интерес как с точки зрения теоретического осмысления описываемого феномена, так и с точки зрения практической значимости при прогнозировании и моделировании развития социальных процессов в обществе, выработки решений в сфере социальной политики, организации работы общественно-политических организаций.

Материал диссертации может быть использован в процессе преподавания теоретической и прикладной социологии, прикладной политологии, конфликтологии, а также в практической деятельности по прогнозированию и планированию социально-политического развития в стране и регионе.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на научно-практической конференции «Насилие в современной России» (Ростов н/Д., 1999); на всероссийской научной конференции «Преподавание сравнительной политологии и мировой политики в вузах России» (Новороссийск, 2000); на межвузовской научно-теоретической конференции «Политические и правовые институты» (Ростов-на-Дону, 2000); на региональной научно-теоретической конференции «Политико-правовая культура и духовность» (Ростов н/Д., 2001); на научно-практической конференции «Глобализация и регионализация в современном мире» (Ростов-на-Дону, 2001); 3-й Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002).

Внедрение результатов исследования. Материалы диссертации использовались в учебном процессе при чтении спецкурса «Политические интересы в современном политическом процессе» студентам 3 курса отделения политологии Ростовского государственного университета.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, заключения с выводами и практическими рекомендациями и библиофафии. Список литературы включает 225 наименований, из них 28 на иностранных языках. Объем диссертации составляет 143 страницы.

Категория «интерес» в контексте общественно-гуманитарных наук

Для определения многообразия содержания категории «интерес» целесообразно рассмотреть, с одной стороны, генезис понятия в гуманитарных областях знания, с другой, - выявить специфические семантические планы понятия в каждой из рассматриваемых дисциплинах.

Среди ученых гуманитарных областей знания нет единства мнений в понимании проблемы природы и генезиса интереса. Это, на наш взгляд, связано тем фактом, что данная проблематика до последнего времени не являлась приоритетной. Исследования философско-социологического и политического содержания интереса практически отсутствуют в специализированной литературе. Полагаем, что общественные процессы в современной России и мире в целом, включающие разнонаправленные и подчас противоречивые тенденции четко сформировали социальный заказ на разработку данной проблематики. В этой связи очевидны и причины интенсивного развития специальных областей социальных наук, использующих категорию «интереса» и придающих ей тот или иной специфический смысл. Большинство авторов, работающих в области гуманитарных наук, так или иначе, оперируют данной категорией. А это обстоятельство свидетельствует как о емкости, глобальности категории, так и об актуальности теоретических исследований, направленных на осмысление и систематизацию содержания понятия «интерес» как философской категории.

Интерес (от латинского interest) - имеет значение, важно - в научной лексике употребляется в различных значениях. В качестве основных значений можно выделить следующие: внимание, проявляемое к чему-либо; занимательность, увлекательность; важность, значение; выгода, польза; стремления, потребности, запросы1.

Вся домарксистская социология выводила интерес, как и другие категории философии, из представлений людей, из разума и духа. Социологи того времени утверждали, что общество развивается не по объективным законам, а по воле людей. Отдельные высказывания, догадки относительно взаимозависимости индивидов в обществе, причинных связей можно найти и у древних мыслителей. Впервые в античной философии у Демокрита возникает мысль о том, что движущей силой человеческой истории была нужда, то есть материальные потребности и интересы людей.

По-разному, подчас предельно широко трактовали понятие «интерес» представители философской и общественно-политической мысли. Так, автор опубликованного в 1648 г. памфлета «Листья древа жизни» У. Седвик приписывал интересу объединяющий смысл.

Видный французский философ К.Л.Гельвеций называл интерес «всесильным волшебником, изменяющим в глазах всех существ вид всякого предмета»3. В данной книге («Об уме») он старался создать теорию интереса как движущей силы поступков человека. По образному выражению Гельвеция: «Реки не текут, а люди не идут против быстрого течения их интересов»4.

Интерес, по мнению Гельвеция, это себялюбие. Автор считал, что интерес есть естественное чувство. Оно может преобразиться как в порок, так и в добродетель. Все зависит от вкусов и страстей человека.

С древних времен мыслители выделяли понятия общего интереса и частного, зачастую противопоставляя один другому. Но если в теологии идея «общего блага» считается несводимой к акцидентальным проявлениям этого блага (по схоластическому определению, откуда и происходит эта идея), то понятие общего интереса уже по определению находится под постоянным давлением со стороны многочисленных внешних проявлений, посредством которых оно и воспринимается отдельными лицами.

Несомненно, что проблема выяснения на практике того, в чем же заключается общий интерес, встает и при обращении к идее «общего блага». Особая сложность, с которой сталкиваются при попытке сформулировать различные представления об общем интересе, связана с необходимостью признать возможность синтеза многочисленных и противоречащих друг другу частных интересов, сохранив при этом их специфику.

В современную эпоху не столько Гоббс, для которого проблема передачи интересов являлась, в общем-то, второстепенной по сравнению с настоятельной необходимостью утверждения политического порядка, сколько Руссо сформулировал проблему в социально-политических терминах, определив ее как «общую волю». В своих глубинных предпосылках это определение Руссо имеет много точек соприкосновения с теологическим понятием общего блага.

Проблема столкновения индивидуальных или частных интересов обретает у ученого особое значение. Руссо обращается к ней непосредственно для того, чтобы оправдать определение природы политики как «искусства», а не как чистой науки или техники управления. Так, в «Общественном договоре» (1761) он пишет, что «Если бы не было различных интересов, с трудом ощущался бы и общий интерес, который не встречал бы преград; пошло бы само собой и политика перестала бы быть искусством» (Книга II, глава III). Однако, по мнению мыслителя, невозможно вывести общий интерес из простой суммы индивидуальных волеизъявлений (из этого получается скорее воля всех или воля большинства). Поэтому Руссо постоянно подчеркивает, что необходимо, чтобы, предназначенное для выражения общего интереса, всегда и в любом случае касалось только общих объектов. Можно, таким образом, предположить и обратное: что "общая воля" оказывается в противоречии с желаниями численного большинства лиц, составляющих общество. В этом случае, как пишет в духе Гоббса Руссо в XI главе третьей книги «Общественного договора», мы оказываемся свидетелями «смерти политического корпуса» по причине мер партикуляристского характера и декретов, не имеющих никакого общего воздействия.

Таким образом, теория общественного договора Руссо предвосхищает ту «дилемму», что в разных формах заявляет о себе в современной теории игр в различных версиях о «пленнике» или о «коллективном действии»: трудно соединить воедино частные интересы, несводимые друг к другу и противопоставленные, которые к тому же конкурируют между собой, а их последовательное воплощение в жизнь может привести к ущербу для всех. Возьмем пример с «общей водой»: владельцы двух граничащих друг с другом участков земли могли бы использовать общий водный источник таким способом, чтобы удовлетворить исключительно собственный интерес, но действуя, при этом, в ущерб их взаимному интересу, правда, отдаленному во времени и не столь очевидному. Даже тогда, когда общий интерес легко распознаваем, может возникнуть непреодолимая сложность в том, что касается возможности достичь его посредством общественного договора.

Следовательно, для Руссо, в отличие от сторонников утилитаризма, начиная с Юма, проблема состоит не в том, чтобы гармонично сочетать частный и общественный интерес, а и том, чтобы понять, что общий интерес несводим к индивидуальной пользе.

Интересы как источник социальной динамики

Очевидно, что общественная значимость интересов как источника социальной динамики заявляет о себе наиболее остро в переходный период развития общества в социальных, этнических конфликтах, глубоких экономических и политических трансформациях в обществе, когда поднимаются вопросы о путях и методах его преобразования. Именно интересы выступают побудительными мотивами деятельности людей, социальных общностей, активизируют жизнь классов, народов, религиозных и других социальных групп. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, - отмечает Гегель, - что действия людей вытекают их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную значимость»16.

В условиях устойчивого динамического развития и политической системы и общества в целом, зависит от умелого учета и согласования интересов различных субъектов.

Сущность интереса состоит в необходимости реализации потребности субъекта посредством объективного включения его в общественные отношения. Научное рассмотрение социального интереса раскрывает следующие ее элементы: потребности и осознание субъектом необходимости их удовлетворения, общественные условия жизни и выбор конкретных практических действий, позволяющих субъекту реализовать потребность.

Социальные субъекты находятся в постоянном взаимодействии, их жизненное положение испытывает мощное влияние со стороны общества, которое носит двоякий характер. Либо положение людей подвергается опасности, то есть ухудшается, дестабилизируется, либо, напротив, оно открывает перед ними новые возможности улучшить свою жизнь, повысить престиж и т.п. Из этого взаимодействия и рождается интерес. Его можно определить, как стремление субъекта изменить, улучшить или сохранить, укрепить свои жизненные условия и положение с помощью социальных средств. Конкретно интерес проявляется как стремление людей, социальных групп к определенным ценностям, институтам, процессам, связям, нормам, к специфическому отношению к действительности17.

Интересы выражают определенные потребности и направлены на определенные цели людей или их групп. Носители личных потребностей и интересов объединяются в группы с тем, чтобы выражать свои интересы внутри групп и более эффективно представлять их во взаимоотношениях с государством и другими группами, что едва ли возможно одному человеку. Процесс формирования интереса заключается в том, что сначала самые различные социальные интересы и потребности участников социальной группы, их личностные эмоционально окрашенные мнения, суждения, в ходе коммуникации и обмена претворяются в конкретные формы или требования того или иного объединения или института. Для того, чтобы выявить и сделать очевидными нередко еще мало осознанные интересы, чтобы общие взгляды стали коллективными устремлениями, должно возникнуть чувство общности и понятия «мы» («мы - шахтеры», «мы - якуты», «мы -патриоты», «мы - казаки» и т.д.). Как отмечает Л.Г.Здравомыслов, интересы, как и потребности, представляют собою особый род общественных отношений, они не существуют сами по себе, абстрактно, вне тех лиц, социальных групп, классов и иных сил, которые выступают в качестве их носителей. В этом одно из оснований классификации интересов. Другая сторона дела состоит в том, что интерес, как и потребность, направлен на определенный объект. В качестве объектов интереса выступают материальные и духовные ценности, социальные институты и общественные отношения, установившиеся обычаи и порядки. Если потребность ориентирована, прежде всего, на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Интересы особенно тесно связаны с распределительными отношениями в обществе, будучи направлены либо на изменение, либо на закрепление существующих распределительных отно-шении.

В силу этого интересы оказываются в определенном смысле более значимыми, важными с точки зрения обеспечения действительных условий жизни. Они направлены в первую очередь на рациональные средства существования. Когда достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей, то на первый план выступают интересы. Для одних это «законные притязания» на сложившийся уроПень потребления, для других - это стремление к качественному изменению условий жизни. Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы - это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу.

Непосредственный предмет социального интереса - это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага. Но эти позиции неравны, постольку интересы в определенном смысле более конфликтогенны, чем потребности. Как в повседневной речи, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Через возможное и в принципе доступное оно воздействует и на формирование реалистических желаний и стремлений. Положение, отрефлексированное в желаниях, чувствах, умонастроениях и жизненных планах, превращается в совокупность сложных стимулов деятельности - в интересы, которые и выступают в качестве непосредственной причины социального поведения.

Интересы выступают в виде чувств, желаний, настроений и устремлений к удовлетворению потребностей, которые отражаются, осмысливаются и осознаются в индивидуальном и коллективном сознании. Процесс осознания проявляется в избирательности и направленной деятельности субъектов интереса, что подчеркивает его субъективность.

Большинство сторонников социологической и психологической трактовок видят природу интереса диалектической, рассматривают его сквозь призму единства объективных и субъективных составляющих. В частности, рядом авторов выделяется трехчленная структура интереса: необходимость удовлетворения потребности (что в свою очередь предполагает наличие самой потребности); возможность удовлетворения потребности (для этого требуется наличие условий и средств ее удовлетворения); осознание необходимости удовлетворения потребностей и возможностей их удовлетворения19.

Интересы непосредственно отражают сложившиеся в обществе отношения неравенства, в них постоянно присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой. Именно в этом основа той действенности, той реальной мощи, которая заключается в интересах. В них прямо отражается социалыюе положение индивидов, что и обусловливает их роль как важнейших побудительных стимулов действия общественного развития.

Роль социального интереса в формировании системы политического участия

Одной из важнейшей характеристик политических процессов является участие людей в политической жизни. Отдельные личности, группы, социальные слои вовлекаются в политический процесс, постоянно взаимодействуют с политической средой и выполняют разнообразные роли.

Политическое участие - это вовлеченность рядовых граждан в формировании органов власти, в признание легитимности власти, в формирование проводимой правящей группой политики и контроль за ее осуществлением, в развитие и утверждение политической культуры, и, наконец, в контроль за поведением элит. Речь идет о вовлеченности в той или иной форме членов общества в процесс формирования системы политического участия. Если граждане принимают участие в политической жизни общества, то политическую систему данного общества можно считать основанной на участии. Однако индивиды и социальные группы не одинаково вовлечены в политический процесс, и это во многом зависит от политического режима.

Так в условиях демократического политического режима политическое участие является всеобщим, "свободным. Оно выступает для граждан средством достижения своих целей, реализации интересов. Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп в политическом процессе.

Трудности формирования системы политического участия могут быть вызваны недостатком доверия разнообразных групп в отношении друг друга, их стремлением занять максималистскую позицию, а также слабостью политических институтов.

Разрешение этой проблемы возможно посредством выявления, во-первых, потенциала долевого участия во власти, смягчающего причины разнообразных конфликта; во-вторых, трудностей перехода к демократии, поскольку он, скорее, усиливает, чем смягчает различные причины конфликта; в-третьих, различий систем политического участия.

Заинтересованное политическое участие граждан является основной составляющей демократического управления и развития гражданского общества. Согласно теориям демократии все граждане страны должны не только иметь шанс поучаствовать в принятии общественно важных решений, но и использовать его время от времени. Именно об этом говорит теория «гражданской культуры», предложенная Г. Ллмондом и С. Вербой1 для описания политической культуры демократических стран. Гражданская культура состоит из элементов активистской политической культуры, уравновешенной элементами более пассивной подданнической культуры и апатичной, аполитичной патриархальной культуры. Активистский элемент обеспечивает инновации и рациональную включенность населения в решение важных общественных проблем. Но для стабильности он должен уравновешиваться другими элементами, более пассивными, традиционными, подчеркивающими лояльность личности политической системе. Поэтому появляется идея «резерва влиятельности», который есть у всех граждан демократического государства. Используя свой резерв влиятельности, они могут время от времени активно включаться в политическую деятельность с целью удовлетворения своих интересов.

Несмотря на то, что тема политического участия вызывает интерес исследователей из разных стран, приходится констатировать, что в нашей стране эта тема еще не нашла достойного освещения.

Если демократическая система успешно функционирует, то она предоставляет членам группы возможность выбора политических лидеров, достижения экономического успеха и социального положения без политических ограничений. Индивидуумы и группы могут использовать избирательную систему, чтобы получить официальную поддержку и уважение к их местным учреждениям, голосуя за сочувствующих кандидатов.

Если избирательная система должным образом организована, она снижает напряженность в отношениях, не позволяя некоторым радикалам прийти к власти. Работа с избранными представителями может помочь группе создать избирательную коалицию, изменить спорное законодательство или защищать прерогативы группы. Успешное сотрудничество, в свою очередь, помогает будущим отношениям, демонстрируя возможность групп работать совместно и наличие у них общих интересов.

В редких случаях система политического участия может удовлетворить амбиции лидерских групп. Когда одна группа управляет государством (или может взять контроль над государством вследствие угрозы своему привилегированному положению), то основные амбиции лидерской группы находятся в безопасности. Таким образом, когда демократическая система гарантирует одной группе контроль над процессом, это уменьшает конфликт, основанный на удовлетворении амбиций лидерской группы. В этих условиях, чем меньше демократии, тем больше эффективность усилий по поддержанию мира, поскольку более справедливо устроенная демократическая система позволяет любой группе иметь беспрепятственный доступ к политической власти.

Некоторые формы демократии с успехом могут обеспечивать долевое участие во власти в разделенных обществах. Либеральная демократия основывается на принципе изменчивого большинства, чтобы избежать тирании большинства. Это означает, что индивиды могут временно образовывать различные коалиции, базируясь на экономических, социальных интересах, объединяясь по региональному признаку или по другим основаниям, что гарантирует учет многообразия мнений. Мажоритарная система результативна тогда, когда большинство меняется от выборов к выборам, как это происходит в США и других западных демократических государствах.

побудительные силы деятельности социальных групп, направленные на социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей .

Отличное определение

Неполное определение

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т. д. - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, сообществ. С.И. - это форма, в которой индивид (социальная группа, сообщество) непосредственно осознает свое реальное положение и свои потребности, выражающиеся в свою очередь в форме целей, которые ставит себе индивид (класс, общество).

Основная трудность в понимании интересов состоит в антиномии: с одной стороны, признано, что интерес является непосредственным побудительным мотивом деятельности человека, если иметь в виду материальную обусловленность его действий. С другой - интерес есть нечто внешнее, не зависящее от воли и сознания человека. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, является ли интерес в обоих своих качествах одним и тем же явлением, или одним термином обозначаются различные явления. По мнению А. Г. Здравомыслова, С.И. - это не просто социальное положение; это положение, рефлексирующееся в сознании, и вместе с тем сознание, переходящее в действие. В этом смысле С.И. является и объективным отношением, и одновременно субъективным побудителем, т.е. единством объективного и субъективного.

В структуре С.И. выделяют четыре основные момента: социальное положение субъекта, или совокупность его связей с обществом; степень осознания положения, которая может варьировать от непонимания через смутное ощущение до ясного осознания; мотивы деятельности, направленные на определенные объекты интереса; само действие, представляющее собой утверждение субъекта в объективном мире. С.И., таким образом, отражают социальное положение субъекта и определяются им же. Эту объективную зависимость С.И. индивидов от материальных условий их жизни можно квалифицировать как закономерность. Существует и вторая сторона данного вопроса - проблема включенности С.И. в процессы социально-экономического развития. С.И. могут сами влиять на общественные отношения, и это обратное влияние исследовано явно недостаточно (между тем оно нуждается в глубоком анализе). Проблема влияния С.И. на процессы социально-экономического развития связывается с проблемой субъекта исторического процесса, обладающего сознанием и способностью к целеполаганию.

Исходя из понимания того, что общественные отношения проявляются в виде С.И., можно сделать определенные выводы. Во-первых, С.И. всегда имеют своих носителей, т.е. принадлежат реальным субъектам, вступающим в отношения между собой. Во-вторых, С.И. по природе своей объективны, являясь отражением роли соответствующих субъектов в системе общественного разделения труда, их связи с определенным типом общественного присвоения. В-третьих, общественные отношения (и выражающие их сущность общественные законы), проявляясь в С.И., обретают характер движущих сил общественного развития. Ни законы, рассматриваемые сами по себе, ни общественные отношения как таковые еще не являются источниками движения. Они становятся ими, лишь выражаясь в С.И. субъектов действия. Так как С.И. есть форма выражения общественных отношений, то каждой общественной системе присущи своя особая структура С.И., свой специфический способ их взаимодействия.

В рамках определенного общественного устройства целесообразна структурализация С.И., связанная с: разделением труда и закреплением тех или иных родов деятельности за соответствующими социальными группами; формированием различных форм собственности и возникновением С.И. собственников; производством форм общения как компонентов, составляющих образ жизни людей; персонификацией общественных отношений, т.е. выработкой личностных типов, наиболее пригодных для данного способа производства, жизнедеятельности всего общества. Во всяком обществе, на основе развертывания его внутренних противоречий, складывается определенная иерархия С.И.; при этом удовлетворение и реализация С.И. более общего порядка есть условие удовлетворения С.И. меньшей степени общности. Вопрос о соотношении общих и частных С.И. имеет огромное значение для выработки стратегии социально-экономического развития и ее реализации в решении тактических вопросов. Общий С.И. выражает доминирующую тенденцию развития целого благодаря тому, что в нем наиболее полно выражается комплекс основных социальных противоречий. Вместе с тем неравномерность развития различных компонентов целого способна порождать противоречия между общими и частными С.И. Здесь опасны две крайности - игнорирование и недооценка общих интересов, выдвижение на первый план интересов составляющих частей и, напротив, отрыв общего интереса от своей собственной почвы, превращение общего интереса в абстрактный лозунг (идею), не подкрепляемый конкретными действиями в силу недостаточного развития, недостаточной подготовленности составных частей. И та, и другая крайности ведут к замедлению темпов общественного прогресса, к замедлению реализации как общих, так и частных С.И.

Отличное определение

Неполное определение ↓