Илья арнольдович файнзильберг. Илья Ильф: жизнь и трагическая судьба создателя «12 стульев. Неудачные сыновья Арье Файнзильберга

Илья Арнольдович Ильф
Портрет
Имя при рождении:

Йехи́ел-Ле́йб А́рьевич Фа́йнзильберг

Род деятельности:

Писатель

Дата рождения:

16 октября 1897(1897-10-16 )

Место рождения:
Гражданство:
Дата смерти:

13 апреля 1937(1937-04-13 ) (39 лет)

Что изменилось со времен Ильфа и Петрова? Удивительно мало! Естественно, инфраструктура сильно изменилась; сеть дорог была значительно расширена, города выросли. В противном случае, многое было точно так же, как в книге. Мы даже обнаружили отели, в которых останавливались двое. Это раскрывает книгу совершенно другим светом, потому что вы вдруг действительно видите, что вы читаете: те же предметы, которые мы знали из фотографий Ильфа; сегодня все еще стоит. Ландшафт за ним, конечно, совсем не изменился.

Но суть книги Ильфа и Петрова - одноэтажной Америки - действительно совсем не изменилась. Как только вы покинете большие города позади вас, вы погрузитесь в некую ничейную землю. Часы по-разному помечаются в сельских и малых городах Америки. Средний Запад или Техас похожи на отдельные страны, которые имеют очень мало общего с Чикаго или Нью-Йорком. Вы сталкиваетесь с основополагающим ядром нации, которая до сих пор так чуждо нам интеллигенции. Люди поселились здесь, которые управляют своими маленькими предприятиями и фермами и живут своей жизнью.

Место смерти:

Ильф Илья (псевдоним; настоящее имя Файнзильберг Илья Арнольдович; 1897, Одесса , – 1937, Москва) - русский писатель-сатирик.

Ранние годы

Родился в семье бухгалтера.

Окончив одесское еврейское ремесленное училище «Труд» (1913), сменил ряд профессий. С 1918 г. обратился к литературному творчеству. В 1920–23 гг. был сотрудником Югроста, газеты «Моряк», редактором юмористического журнала «Синдетикон».

Какие изображения вы больше всего помните? Этот мультфильм космополитического города цитирует все возможные города, от Биг-Бен до Эйфелевой башни. Вы с энтузиазмом пробираетесь сквозь этот ревущий джаггернаут, как будто через какое-то неопределенность, чтобы оказаться в, казалось бы, искупительной пустыне. И на краю пустыни, до входа в Долину Смерти, внезапно появляется это волшебное место: вытянутое белое здание, похожее на монастырь. С тех пор она жила и танцевала там. Мне бы тоже хотелось остаться.

Благодаря современным средствам массовой информации изображения со всего мира ежедневно проникают в наше сознание. Насколько важно путешествовать в такие моменты? Факты, содержащиеся в вездесущей паутине, в конечном счете подчеркивают и раздражают меня.

В 1923–25 гг. работал литературным правщиком в московской газете «Гудок», печатал очерки, фельетоны, кинорецензии в столичных газетах и журналах. Лексика, юмор и строй ранних произведений Ильфа позволяют говорить о его близости М. Булгакову и так называемой юго-западной школе.

Илф и Петров

С 1926 г. Ильф писал в соавторстве с Е. Петровым (псевдоним, настоящая фамилия Катаев).

Чтобы что-то сделать с телом, физически и психически, и падать в постели ночью, всегда будет другой опыт, чем беззаботный серфинг на цифровых волнах. Что будет с твоими впечатлениями? Можем ли мы с нетерпением ждать книги? Ифф и Петров были видны на нем, но, к сожалению, не было никаких немецких книг. Была ли квинтэссенция путешествия для вас?

Это связано с тем, как мы используем технику. Помимо мостов и дамб, Генри Форд, человек и его работа, были важны для Ильфа и Петрова. Их книга описывает Генри Форда как корпоративного патриарха без его собственного офиса. Человек везде и нигде, нигде не может появиться, это герой, босс и призрак в одном. Вот что делает его настолько сильным. Для нас было очень интересно увидеть, как некритически антисемит тех дней продолжает отмечаться сегодня.

Гротескным зарисовкам быта периода нэпа в их первом романе «Двенадцать стульев» (1928; навеян отчасти неизданной повестью Л. Лунца), построенном как цепь сатирических новелл со сквозным авантюрным сюжетом, особый колорит придают подспудно еврейские по интонации «одессизмы», которыми насыщена речь персонажей. Роман сразу заслужил широкое признание читателей, однако, несмотря на его публичное одобрение Н. Бухариным (конец 1928 г.), он с 1929 г. подвергался уничтожающей проработке в официальной критике как «серенькая посредственность» с отпечатком «богемно-нигилистического отношения к действительности» («Литературная энциклопедия», т. 8, 1934).

Интервью с Кристофом Мюшером и Карин Оленшлягер. Его отец, по имени Арнольд Файзильберг, был клерком в банке. Он работал клерком, телефонным инженером и имел различные промышленные рабочие места в Одессе. Он опубликовал свои первые стихи под женским псевдонимом.

Там он встречал таких писателей, как Михаил Александрович Булгаков и Юрий Олеша. Книга имела мгновенный успех у широкой публики, но ее критиковали советские критики, потому что она сатирировала потерю вежливости и описала деградацию культурных ценностей в Советском Союзе. Книгу восхваляли такие писатели, как Владимир Маяковский, а затем Владимир Набоков. Оба романа стали бестселлерами в Советском Союзе.

Сатирическое изображение обывателей, бытового оппортунизма и приспособленчества, бюрократической тупости, демагогии и ханжества, процветавших в советской действительности, а также художественной и литературной среды становятся центральными темами творчества Ильфа и Петрова (повесть «Светлая личность», 1928; цикл сатирических новелл «1001 день, или Новая Шахерезада», 1929, под псевдонимом Ф. Толстоевский; оригинальные по форме новеллы-фельетоны в журналах «Чудак», «Крокодил», «Огонек», в «Литературной газете» и «Правде»).

Характер Остапа Бендера изображали такие известные российские актеры, как Сергей Юрский, Арчил Гомиашвили, Андрей Миронов и Олег Меньшиков. Они много писали вместе и почти всегда упоминаются как «Ильф и Петров». Они стали чрезвычайно популярны для двух своих сатирических романов: «Двенадцать стульев» и его продолжение «Маленький золотой теленок». Эти два текста связаны их главным героем, жадным мошенником по имени Остап Бендер, который преследует неуловимые богатства.

Обе книги следуют за действиями Бендера и его соратников, ищущих сокровища на фоне современной советской действительности. Ильф и Петров используют сатиру, чтобы ткнуть дыры в претензиях нового Советского государства, чтобы реформировать человеческую природу и создать «нового советского человека».

В романе «Золотой теленок» (1931), развивающем историю героя предыдущего романа - «великого комбинатора» Остапа Бендера , имя которого стало нарицательным для типа неунывающего пройдохи, - советский быт первой пятилетки с его космической патетикой и элементарной неустроенностью, растратами, коррупцией и чистками в советских учреждениях предстает в точных и емких сценах и образах.

Илья Ильф из еврейской семьи в Одессе. Его два старших сына, Александр и Михаил, не следовали коммерческим идеалам своего отца, а стали художниками. Он стал редактором юмористического журнала Синдектикон и членом одесского поэтического общества. Во время своего визита в Среднюю Азию он стал свидетелем столкновения старых обычаев и новой системы, которая стала одной из центральных тем «Двенадцати кафедр».

Евгений Петров, также родился в Одессе, сын учителя истории. Его первая литературная работа была опубликована в виде записей, от проведения расследования об обнаружении тела неизвестного человека. Илья Файнзильберг сформировал свой псевдоним, собирая две первые буквы его имени и первую букву его фамилии. Более молодая половина автора также взяла псевдоним. Поскольку уже были два талантливых писателя по имени старший брат Катаева-Евгения Валентин, а популярный журналист Иван Катаев, - Евгений создал псевдоним от имени своего отца Петра.

В романе представлены еврейские персонажи (Паниковский и другие) и мотивы. Так, вставная новелла о зарубленном петлюровцами Вечном Жиде должна, по мысли авторов, показать, что со старым еврейством покончено. В то же время образ Вечного жида является своеобразным отражением судьбы героя романа (жил в Рио-де-Жанейро, «пил прохладительные напитки... и разгуливал в белых штанах», нелегально перешел румынскую границу, имея при себе контрабанду).

По словам Катаева, Илья и Евгений напишут юмористический роман вместе, и он отполирует его и дает свое благословение для печати. В этом случае Катаев рассказал двум юмористам идею о романе о некоторых недостающих стульях и о приключениях людей в поисках их. Обсудив это с Катаевым, два писателя сразу начали писать роман с необычной идеей.

Этот момент увидел рождение советской юмористической команды и роман, который будет опубликован позднее в этом году и принесет своим авторам всемирное признание. Ильф и Петров возвратились из Соединенных Штатов Америки, обогащенные опытом, и существенный материал, который вскоре был сформирован в книге «Маленькая золотая Америка» и рассказе «Тоня». Но во время своего пребывания в Америке Ильф серьезно заболел. Илья в тоже время хрупкое здоровье потеряло то небольшое сопротивление, которое оно испытывало во время довольно утомительной двухмесячной поездки по стране, в сером Форде.

Вопреки очевидным фактам (кампания в Советском Союзе против антисемитизма в конце 1920-х – начале 1930-х гг.), соавторы декларируют, что, хотя в Советском Союзе есть евреи, еврейского вопроса там не существует (спор с американским корреспондентом-сионистом Хирамом Бурманом), и сводят его лишь к бытовому антисемитизму, носителями которого являются «бывшие люди», вроде бывшего камергера двора («Десять лет жизни нет. Все Айсберги, Вайсберги, Айзенберги, всякие там Рабиновичи...»).

Однажды вечером, в Новом Орлеане, Ильф пожаловался Петрову на кашель крови. У Ильфа развился туберкулез. После смерти Ильфа Петрову было очень сложно приспособиться. На всю оставшуюся жизнь Евгений не мог преодолеть эту непоправимую потерю. Петров думал об этом как о своей обязанности, как о памяти Ильфа, так что для читателей написать обширную книгу об Илье. Однако книга «Мой друг Ильф» никогда не была реализована.

В период от смерти Ильфа вплоть до вторжения Гитлера в Советский Союз на операцию «Барбаросса» Петров написал четыре сценария фильма: «Воздушный коучман», «Музыкальное событие», «Антон Иванович» - «Фуминг» и «Беспокойный характер». Хотя он написал первый сценарий самостоятельно, остальные три были результатом его сотрудничества с автором Григорием Манблитом. Все сценарии, кроме последнего, были сняты. Петров также выразил себя в драме. Он стал военным корреспондентом. С самого начала гитлеровского вторжения Евгений посещал фронт, пересекая тысячи километров в сложных условиях, очень часто, подвергая себя той же опасности, что и бойцы.

Задуманный соавторами третий роман («Подлец») написан не был.

В 1933 г. вместе с большой группой советских писателей Ильф и Петров ездили на Беломорканал, но отказались участвовать в литературной странице, воспевавшей метод «перековки» заключенных на этой «стройке пятилетки». В 1935–36 гг. совершили поездку по США , описанную в книге очерков «Одноэтажная Америка» (1936), резко порицавшейся советской критикой. Последним совместным их произведением был рассказ «Тоня» (1937).

Сердце его не было в полном здравии, но он неустанно работал. Газетные статьи Петрова «Москва стоит за нами», «Комендант и комиссар», «Птицы мэра Закаева», «Катя» и многие другие, начиная с этого периода, представляют собой впечатляющий военный журнал.

Петров продолжил литературную работу, писал для газеты «Литературная газета» и журнала «Огонек». Основным вкладом Ильфа и Петрова в литературу были их два сатирических романов: «Двенадцать стульев» и «Маленький золотой теленок» - в частности, их литературное творчество, Остап Бендер.

Главные герои обычно избегают контакта с явно слабым правоохранительным органом. Подчеркивается их позиция за пределами организованного, целеустремленного, продуктивного советского общества. Это также дает авторам удобную платформу, с которой можно смотреть на это общество и высмеивать его менее привлекательные и менее социалистические аспекты.

Посмертные издания и слава

В 1939 г. были посмертно изданы заметки, миниатюры и афоризмы Ильфа («Записные книжки. 1925–37»), тщательно отобранные редактором с оглядкой на цензуру. Эта книга воспринимается как цельное произведение особого жанра, сочетающее грустную, порой едкую, иронию с теплым юмором и лиризмом. В ней, как и в ранних произведениях Ильфа, содержатся многочисленные наблюдения и образы, вошедшие в написанные совместно с Петровым романы.

Эти два автора также путешествовали по Соединенным Штатам эпохи депрессии. Ифф много картировал на протяжении всего путешествия, и авторы выпустили фоторепортаж под названием «Американские фотографии», опубликованный в журнале «Огонек». Вскоре после этого они опубликовали книгу «Однаэтажная Америка»; буквально: одна-столовая Америка, переведенная как Маленькая Золотая Америка. В первом издании книги не было фотографий Ильфа. И фоторепортаж, и книга описывают их приключения с их характерным юмором и игривостью.

Примечательно, что Ильф и Петров не боялись хвалить многие аспекты американского образа жизни в этих работах. Двенадцать кафедр получили заслуженное признание за рубежом, но советские критики молчали. Ифф и Петров, естественно, были затронуты. Благодаря вмешательству Максима Горького «Маленький золотой теленок» был одобрен для печати. В противном случае он никогда бы не был опубликован. Роман, который критиковал американский капиталистический характер, боролся с дискриминацией по признаку расы и занимал позицию более справедливого статуса чернокожих и бедных, получил одобрение советских критиков.

Едва «12 стульев» вышли в свет, как у Ильфа появились и новые брюки, и слава, и деньги, и отдельная квартира со старинной мебелью, украшенной геральдическими львами.

13 апреля 1937 года в Москве скончался популярный советский писатель Илья Ильф. Родившийся в 1897 году в Одессе, Илья Арнольдович долгое время работал бухгалтером, журналистом и редактором в юмористическом журнале. В 1923 году Ильф переехал в Москву, где он стал сотрудником газеты «Гудок». Во время работы началось творческое сотрудничество Ильи Ильфа и Евгения Петрова, который также работал в «Гудке». В 1928 году Ильф и Петров выпустили роман «Двенадцать стульев», который стал невероятно популярным среди читателей, был экранизирован огромное количество раз в разных странах, а главный персонаж произведения — комбинатор Остап Бендер — стал народным любимцем. Спустя три года Ильф и Петров выпустили продолжение романа о приключениях Бендера — «Золотой теленок», который также стал отечественным хитом. В материале рубрики «Кумиры прошлого» мы расскажем о карьере, жизни и любви популярного писателя Ильи Ильфа.

Серия рассказов и фельетонов. Как создавался Робинсон и Радостный человек, не обращался к критикам. Сценарии и комедии двух писателей тоже не пощадили. Под Цирковой палаткой было много изменений, пока это не было окончательно реализовано в фильме «Цирк».

В те годы в небе советской литературы появились темные облака. За исключением газеты «Правда», которая, среди прочего, обеспечивала им две большие поездки за границу, два писателя встретили многочисленные препятствия почти повсюду. В момент смерти Ильфа судьба советской сатиры была уже опечатана. Позже работы Евгения Петрова показывают, что в последующие годы только сатира против капитализма и фашизма была разрешена. Нападения и непонимание были заменены отсутствием публикации. О них не писали и не говорили.

В первом издании «12 стульев» иллюстратор придал Остапу Бендеру черты известного писателя Валентина Катаева — весельчака и любителя авантюр. Однако у Ильи Ильфа был один знакомый, куда больше годившийся на роль Великого комбинатора…

Из своей богатой событиями биографии Митя Ширмахер охотно сообщал только одно: «Я — внебрачный сын турецкоподданного». На вопрос: «Кто вы по профессии?» — гордо отвечал: «Комбинатор!» Во всей Одессе не было вторых таких френча и галифе, как у Мити: ярко-желтые, блестящие (он сшил их из ресторанных портьер). При этом Митя сильно хромал, носил ортопедический ботинок, а глаза у него были разными: один зеленый, другой желтый.

Только после смерти Сталина началось изучение литературных произведений этих видных юмористов. Сегодня они по праву занимают видное положение и хорошо известны во всем мире. Американские фотографии: Дорога Первая глава американских фотографий, переведенная и опубликованная в журнале «Кабинет», №.

  • Нью-Йорк: книги Бофорта, Нью-Йорк: Принстонская архитектурная пресса.
  • Американская дорожная поездка Ильфа и Петрова.
Примечание. Некоторые ограничения могут применяться к использованию отдельных изображений, которые лицензируются отдельно.

Ильф познакомился с этим колоритным человеком, которого литературоведы потом запишут в прототипы Остапа Бендера, в 1920 году в одесском «Коллективе поэтов». Отношение к поэзии Митя имел весьма отдаленное, зато вел бурную окололитературную деятельность. Например, выбил у одесского горсовета помещение и деньги на открытие литературного кафе, которое почему-то называлось «Пэон четвертый». За бесплатный ужин там читали свои произведения Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев, Юрий Олеша. Кафе пользовалось немалой популярностью. А в чей карман шел доход — догадаться нетрудно. Митя Ширмахер умел обделывать дела! В то время как во всей Одессе шло «уплотнение» и получить комнату в 10 метров для семьи из пяти человек почиталось за счастье, Митя один ухитрился занять обширную трехкомнатную квартиру, обставленную старинной мебелью, с кузнецовским фарфором, столовым серебром и беккеровским роялем.

В этой квартире проводил веселые вечера весь «Коллектив поэтов». Ильф любил сидеть на подоконнике, иронично улыбаясь негритянского склада губами. Время от времени он изрекал что-нибудь глубокомысленное: «Комнату моей жизни я оклеил мыслями о ней» или «Вот девушки высокие и блестящие, как гусарские ботфорты». Молодой, элегантный, значительный. Даже самая обычная кепка с рынка на его голове приобретала аристократический вид. Что уж говорить о длинном узком пальто и непременном пестром шелковом шарфе, повязанном с элегантной небрежностью! Друзья называли Ильфа «наш лорд». Сходство усугубляла вечная пенковая трубка и Бог знает где раздобытое английское пенсне.

Как-то раз одной знакомой, собравшейся переезжать из Одессы, понадобилось распродать вещи на толкучке. Ильф вызвался помочь. Со скучающим видом подошел к ней, стал прицениваться, нарочито коверкая слова. Перекупщики встрепенулись: раз иностранец готов купить, значит, вещи-то хорошие! Оттеснив Ильфа, они в считаные минуты раскупили все. «И этот сын — артист», — сокрушенно вздыхал отец Ильфа, узнав об этой истории.

10-летний Иехиэль-Лейб (справа) с семьей. 1907 г. Фото: РГБИ

Неудачные сыновья Арье Файнзильберга

Отец, Арье Файнзильберг, был мелким служащим в Сибирском торговом банке. Сыновей у него было четверо (Илья, а вернее Иехиэль-Лейб, был третьим). Арье и не мечтал дать приличное образование всем, но уж старшего-то, Саула, он видел в мечтах солидным бухгалтером. Сколько денег ушло на обучение в гимназии, затем в коммерческом училище — все напрасно! Саул стал художником, переименовавшись в Сандро Фазини (он писал в кубистической манере, со временем уехал во Францию, выставлялся там в модных салонах. А в 1944 году вместе с семьей погиб в Освенциме). Старик Файнзильберг, еле оправившись от разочарования, принялся за второго сына, Мойше-Арона: и снова гимназия, и снова коммерческое училище, и снова непомерные для семьи траты… И снова та же история.

Взяв псевдоним Ми-Фа, юноша тоже подался в художники. С третьим сыном Арье Файнзильберг поступил умнее — вместо коммерческого отдал в ремесленное, где не преподавали ничего лишнего и «соблазнительного», вроде рисования. И некоторое время Иехиэль-Лейб радовал своего старика: стремительно переменив множество профессий от токаря до мастера по глиняным головам в кукольной мастерской, юноша в 1919 году сделался-таки бухгалтером.

Его взяли в финсчетотдел Опродкомгуба — Особой губернской продовольственной комиссии по снабжению Красной армии. В «Золотом теленке» Опродкомгуб будет описан как «Геркулес». Это там в кабинетах причудливым образом сочетались конторские столы с никелированными кроватями и золочеными умывальниками, оставшимися от гостиницы, которая прежде располагалась в здании. А люди часами изображали полезную деятельность, втихую проворачивая мелкие и крупные махинации.

А в двадцать три года третий сын вдруг огорошил отца признанием: мол, его призвание — литература, он уже вступил в «Коллектив поэтов», а службу он бросает. Большую часть дня Иехиэль-Лейб лежал теперь на кровати и думал о чем-то, теребя жесткий завиток волос на лбу. Писать ничего не писал — разве что сочинил себе псевдоним: Илья Ильф. Но почему-то все окружающие были уверены: кто-кто, а уж он-то со временем станет действительно большим писателем! И, как известно, ошиблись только наполовину. В том смысле, что Ильф сделался «половиной» великого писателя. Второй «половиной» стал Петров.

Илья Ильф и Евгений Петров Фото: ТАСС

За золотой портсигар

«Томят сомнения — не зачислят ли нас с Женей на довольствие как одного человека?» — шутил Ильф. Они мечтали погибнуть вместе, в катастрофе. Страшно было подумать, что кому-то из них придется остаться один на один с пишущей машинкой.

Будущие соавторы познакомились в 1926 году в Москве. Ильф перебрался туда в надежде найти какую-либо литературную работу. Валентин Катаев, товарищ по одесскому «Коллективу поэтов», успевший к тому времени сделать в Москве большую писательскую карьеру, привел его в редакцию газеты «Гудок». «Что он умеет?» — спросил редактор. — «Все и ничего». — «Маловато». В общем, Ильфа взяли правщиком — готовить к печати письма рабочих. Но вместо того чтобы просто исправлять ошибки, он стал переделывать письма в маленькие фельетоны. Скоро его рубрика стала любимой у читателей. А потом тот же Катаев познакомил Ильфа со своим родным братом Евгением, носившим псевдоним Петров.

Совсем мальчишкой Евгений пошел работать в украинский уголовный розыск. Самолично произвел дознание по семнадцати убийствам. Ликвидировал две лихие банды. И голодал вместе со всей Украиной. Говорят, это с него писал своего следователя автор повести «Зеленый фургон». Понятно, что Катаев, живя в спокойной и относительно сытой Москве, с ума сходил от тревоги, по ночам видел страшные сны о брате, сраженном из бандитского обреза, и всячески уговаривал того приехать. В конце концов уговорил, пообещав поспособствовать с устройством в Московский уголовный розыск. Впрочем, вместо этого Валентин хитростью заставил брата написать юмористический рассказ, пробил его в печать и путем невероятных интриг добился весьма высокого гонорара. Так Евгений попался на «литературную удочку». Сдал казенный наган, оделся, пополнел и завел приличных знакомых. Единственное, чего ему не хватало, это уверенности в своих силах. Вот тут-то Катаеву и пришла в голову великолепная мысль — объединить двух начинающих писателей, чтобы вместе набивали руку в качестве «литературных негров». Предполагалось, что они будут разрабатывать для Катаева сюжеты, а он сам потом, отредактировав написанное, на титульном листе поставит свое имя первым. Первый сюжет, который предложил Ильфу с Петровым Катаев, был поиск бриллиантов, спрятанных в стуле.

Впрочем, «литературные негры» очень быстро взбунтовались и заявили Катаеву, что роман ему не отдадут. В качестве отступного обещали золотой портсигар с гонорара. «Смотрите же, братцы, не надуйте», — сказал Катаев. Надуть не надули, но по неопытности купили женский портсигар — маленький, изящный, с бирюзовой кнопочкой. Катаев пробовал было возмущаться, но Ильф сразил его аргументом: «Уговора о том, что портсигар должен быть непременно мужским, не было. Лопайте что дают».

…Ильфу — 29 лет, Петрову — 23. Раньше они жили совсем по-разному, имели разные вкусы и характеры. Но писать вместе у них почему-то получилось гораздо лучше, чем по отдельности. Если слово приходило в голову одновременно обоим, его отбрасывали, признавая банальным. Ни одна фраза не могла остаться в тексте, если кто-то из двоих был ею недоволен. Разногласия вызывали яростные споры и крики. «Женя, вы трясетесь над написанным, как купец над золотом! — обвинял Петрова Ильф. — Не бойтесь вычеркивать! Кто сказал, что сочинять — легкое дело?» Дело оказалось не только нелегким, но и непредсказуемым. Остап Бендер, к примеру, был задуман второстепенным персонажем, но по ходу дела его роль все разрасталась и разрасталась, так что авторы уже не смогли с ним совладать. Они относились к нему как к живому человеку и даже раздражались на его нахальство — потому и решили его «убить» в финале.

Между тем до финала было далеко, а сроки сдачи, оговоренные с журналом «30 дней» (о публикации романа в семи номерах договорился Катаев), поджимали. Петров нервничал, а Ильф, казалось, и в ус не дул. Бывало, что в самый разгар работы он бросал взгляд в окно и непременно заинтересовывался. Его внимание могло привлечь колоратурное сопрано, разносившееся из соседней квартиры, или пролетавший в небе аэроплан, или мальчишки, играющие в волейбол, или просто знакомый, переходивший дорогу. Петров ругался: «Иля, Иля, вы опять ленитесь!» Впрочем, он знал: жизненные сценки, подсмотренные Ильфом, когда он вот так вот лежит животом на подоконнике и, кажется, попросту бездельничает, рано или поздно пригодятся для литературы.

В ход шло все: фамилия мясника, на лавку которого когда-то выходили окна квартиры Ильфа на Малой Арнаутской, — Бендер, воспоминания о путешествии по Волге на пароходе «Герцен» для распространения облигаций государственного крестьянского выигрышного займа (в «12 стульях» «Герцен» превратился в «Скрябин»). Или общежитие типографии в Чернышевском переулке (в романе этот муравейник получил имя монаха Бертольда Шварца), в котором Ильфу, как безнадежно бездомному журналисту, был предоставлен «пенальчик», отгороженный фанерой. Рядом в наружном коридоре жили татары, однажды они привели туда лошадь, и по ночам она немилосердно стучала копытами. У Ильфа была половина окна, матрац на четырех кирпичах и табурет. Когда он женился, к этому добавился примус и немного посуды.

Илья Ильф с женой Марией

Любовь, или квартирный вопрос

Семнадцатилетнюю Марусю Тарасенко он встретил еще в Одессе. Его брат-художник Ми-Фа (его еще звали Рыжий Миша), до того как перебраться в Петроград, преподавал в одесской девичьей живописной школе, и Маруся была одной из его учениц. И, как бывает, сгорала от тайной любви к учителю. Ильфа девушка поначалу воспринимала только как брата Ми-Фы. Но со временем его влюбленные взгляды и чудесные, трогательные письма (в особенности именно письма!) возымели действие. «Я видел только тебя, смотрел в большие глаза и нес чепуху. …Моя девочка с большим сердцем, мы можем видаться каждый день, но до утра далеко, и вот я пишу. Завтра утром я приду к тебе, чтоб отдать письма и взглянуть на тебя». Словом, Маруся забыла Рыжего Мишу, не обращавшего на нее ни малейшего внимания, и полюбила Илью.

Они любили ночами сидеть на подоконнике, смотреть в окно, читать стихи, курить и целоваться. Мечтали о том, как станут жить, когда поженятся. А потом Илья уехал в Москву, потому что в Одессе перспектив не было. И начался двухлетний мучительно-нежный роман в письмах… Он: «Моя девочка, во сне вы целуете меня в губы, и я просыпаюсь от лихорадочного жара. Когда я увижу вас? Писем нет, это я, дурак, думал, что меня помнят… Я люблю вас так, что мне больно. Если разрешите — целую вашу руку». Она: «Я люблю деревья, дождь, грязь и солнце. Люблю Илю. Я здесь одна, а вы там… Иля, родной мой, Господи! Вы в Москве, где столько людей, вам не трудно забыть меня. Я вам не верю, когда вы далеко». Она писала, что боится: вдруг при встрече покажется ему скучной и противной. Он: «Ты не скучная и не противная. Или скучная, но я тебя люблю. И руки люблю, и голос, и нос, нос в особенности, ужасный, даже отвратительный нос. Ничего не поделаешь. Я люблю такой нос. И твои глаза серые и голубые». Она: «Иля, у меня глаза совсем не серые и голубые. Мне очень жаль, что не серые и голубые, но что я могу сделать! Может, у меня волосы синие и черные? Или нет? Не сердитесь, родной. Мне вдруг сделалось очень весело».

Раз в полгода Маруся приезжала к Илье в Москву, и в один из таких приездов они поженились, почти случайно. Просто билеты на поезд стоили дорого, а став женой сотрудника газеты железнодорожников, она получала право на бесплатный проезд. Вскоре Ильф уговорил жену в ожидании разрешения «квартирного вопроса» перебраться в Петроград, к Ми-Фе. Тот и сам писал Марусе: «Мои комнаты, моя мансарда, мои знания, моя лысина, я весь к Вашим услугам. Приезжайте. Игра стоит свеч». Но только ужиться эти двое не смогли: Ми-Фа, который все называл невестку «золотоволосой ясностью», «лунной девочкой», вдруг наговорил ей грубостей: мол, в Марусе нет жизни, нет веселости, она мертвая. Может, просто ревновал ее к брату?..

К счастью, вскоре Ильф смог забрать жену к себе — он получил комнату в Сретенском переулке. Его соседом по квартире стал Юрий Олеша, тоже молодожен. Чтобы хоть как-то обставиться, молодые писатели продали на толкучке почти всю одежду, оставив одни на двоих приличные брюки. Сколько же было горя, когда жены, наводя в квартире порядок, случайно вымыли этими брюками пол!

Впрочем, едва «12 стульев» вышли в свет, как у Ильфа появились и новые брюки, и слава, и деньги, и отдельная квартира со старинной мебелью, украшенной геральдическими львами. И еще — возможность баловать Марусю. С тех пор из домашних обязанностей у нее осталось только руководить домработницей и еще няней, когда на свет появилась дочь Сашенька. Сама же Маруся играла на рояле, рисовала и заказывала мужу подарки. «Браслет, вуали, туфли, костюм, шляпу, сумку, духи, помаду, пудреницу, шарф, папиросы, перчатки, краски, кисти, пояс, пуговицы, украшения» — вот список, который она дала ему в одну из заграничных командировок. А таких командировок у Ильфа с Петровым было множество! Ведь «12 стульев» и «Золотого теленка» растащили на цитаты не только на родине, но и в добром десятке стран…

Илья Ильф с дочкой Сашей. 1936 г. Фото: ГЛМ

Ich sterbe

Работу над «Золотым теленком» Ильф чуть было не завалил. Просто в 1930 году, заняв у Петрова 800 рублей, он купил фотоаппарат «Лейка» и увлекся как мальчишка. Петров жаловался, что теперь у него нет ни денег, ни соавтора. Целыми днями Ильф щелкал затвором, проявлял, печатал. Друзья шутили, что даже консервы он теперь открывает при красном свете, чтобы не засветить. Что он фотографировал? Да все подряд: жену, Олешу, разрушение храма Христа Спасителя, фетровые боты… «Иля, Иля, пойдемте же трудиться!» — тщетно взывал Петров. Издательство чуть было не разорвало с писателями контракт, но тут Ильф, наконец, образумился.

После «Теленка» их популярность удесятерилась! Теперь им приходилось много выступать перед публикой. Ильфа это тяготило, и от волнения он вечно выпивал графин воды. Люди шутили: «Петров читает, а Ильф пьет воду и покашливает, словно у него от чтения пересохло в горле». Они по-прежнему не мыслили жизни друг без друга. Но вот сюжет нового романа все никак не могли найти. Между делом сочинили сценарий «Под куполом цирка». По нему Григорий Александров снял фильм «Цирк», которым Ильф с Петровым остались крайне недовольны, так что даже потребовали снять свои фамилии из титров. Потом, побывав в США, принялись за «Одноэтажную Америку». Дописать ее Ильфу было не суждено…

Первый приступ болезни случился с ним еще в Новом Орлеане. Петров вспоминал: «Ильф был бледен и задумчив. Он один уходил в переулочки, возвращался еще более задумчивый. Вечером сказал, что уже 10 дней болит грудь, днем и ночью, а сегодня, кашлянув, увидел кровь на платке». Это был туберкулез.

Он прожил еще два года, не прекращая работать. В какой-то момент они с Петровым попробовали писать отдельно: Ильф снял дачу в Красково, на песчаной почве, среди сосен, — там ему полегче дышалось. А Петров не смог вырваться из Москвы. В результате каждый написал по несколько глав, и оба нервничали, что другому не понравится. А когда прочли, поняли: получилось так, словно писали вместе. И все равно они решили больше не ставить таких экспериментов: «Разойдемся — погибнет большой писатель!»

Однажды, взяв в руки бутылку шампанского, Ильф грустно пошутил: «Шампанское марки «Ich Sterbe» («Я умираю»), — имея в виду последние слова Чехова, сказанные за бокалом шампанского. Потом проводил Петрова до лифта, сказав: «Завтра в одиннадцать». В ту минуту Петров подумал: «Какая странная у нас дружба… Мы никогда не ведем мужских разговоров, ничего личного, и вечно на «вы»... На следующий день Илья уже не встал. Ему было всего 39 лет…

Когда в апреле 1937 года хоронили Ильфа, Петров сказал, что это и его похороны. Ничего особенно выдающегося в литературе он один не сделал — разве что написал сценарий к фильмам «Музыкальная история» и «Антон Иванович сердится». В войну Петров ушел военкором на фронт и в 1942 году в возрасте 38 лет разбился на самолете под Севастополем. Все остальные пассажиры остались живы.

Потом говорили, что Ильфу с Петровым повезло, что они оба ушли так рано. В 1948 году в специальном постановлении Секретариата Союза писателей их творчество было названо клеветническим и предано анафеме. Впрочем, через восемь лет «12 стульев» реабилитировали и переиздали. Кто знает, что могло бы произойти с писателями и их семьями за эти восемь лет, проживи Ильф и Петров чуть дольше…