Воспитатель должен владеть коммуникативной и психологической компетентностью. Разработка.docx - «Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ, как один из критериев профессионального мастерства

На современном этапе интерес к проблеме формирования коммуникативной компетентности педагогов не ослабевает. Это связано с тем, что основной составляющей профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения является коммуникативная компетентность педагога, в том числе и в работе с родителями.

Под коммуникативной компетентностью мы понимаем интегральное качество и свойство личности, в основе которого лежит реализация коммуникативного поведения на основе мотивации, когнитивного и поведенческого компонентов.

Анализ компонентов коммуникативной компетентности позволил нам выделить критерии и показатели коммуникативной компетентности педагогов ДОУ: когнитивно — рефлексивный критерий включает в себя показатели: знание о сущности и роли коммуникативной компетентности, умение анализировать промежуточные и итоговые результаты работы с родителями; мотивационный критерий включает показатели: понимание необходимости целенаправленного развития коммуникативной компетентности; готовность педагога к профессиональному совершенствованию коммуникативной компетентности; эмоционально-поведенческий критерий включает в себя показатели: умение применять знания в своей практической деятельности; способность решать различные проблемы, возникающие в общении.

На основе данных критериев были определены уровни коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий, которые будут использованы при определении уровней профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Исследователи выделяют ряд проблем в сформированности коммуникативной компетентности в работе педагога с родителями и считают, что их возможно через целенаправленную методическую работу с педагогами при этом будут учитываться критерии и уровни сформированности коммуникативной компетентности педагогов ДОУ.

Теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил, для проверки гипотезы, провести эксперимент, который проводился на базе МДОУ № 166 города Иркутска. В исследовании приняли участие педагогический коллектив – 10 человек и родители – 25 человек (выборка по 5 человек из каждой возрастной группы).

Целью констатирующего этапа было выявить особенности и уровень сформированности коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями.

Для изучения особенностей коммуникативной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями были использованы следующие методики:

Методика 1. Анализ планов воспитательной работы старшего воспитателя.

Цель: проанализировать годовой план старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения; выявить состояние интересующей нас проблемы в практике дошкольного образовательного учреждения.

Методика 2. Анкетирование «Осознание педагогами необходимости повышения коммуникативной компетентности в работе с родителями» (авторская).

Цель: выявить уровень осознания педагогами необходимости повышения коммуникативной компетентности в работе с родителями.

Методика 3. Коммуникативная компетентность педагога, глазами родителей (авторская).

Цель: выявить проблемы в общение в системе «педагог», «родитель», оценить уровень коммуникативной компетентности педагогов с позиции родителей.

Методика 4. Методика оценки уровня общительности педагога (автор В.Ф. Ряховский).

Цель: оценить уровень коммуникабельности педагога с родителями.

Диагностика коммуникативной компетентности показала, что уровень коммуникативной компетентности педагогов ДОУ находится преимущественно на среднем уровне. К высокому уровню отнесли 30 % педагогов. К среднему уровню мы отнесли 60% педагогов. К низкому уровню мы отнесли 10% педагогов.

При проведении диагностики нами были выявлены следующие особенности коммуникативной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями: педагоги осознают необходимость повышения коммуникативной компетентности в работе с родителями, считают, что необходимо формировать её целенаправленно, выделяют проблемы во взаимодействии с родителями, но часто не находят эффективные пути решения при взаимодействии с родителями.

Целью формирующего этапа являлось формирование коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями у педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Формирующий эксперимент проходил в три этапа:

Подготовительный этап

Цель: разработать план-программу работы методической работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями;

Основной этап «Формирование коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями».

1 блок (когнитивно-рефлексивный).

Цель: формировать представления о сущности и значение коммуникативной компетентности, умение анализировать промежуточные и итоговые результаты работы с родителями;

2 блок (мотивационный).

Цель: стимулировать осознание педагогами необходимости формирования коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями;

3 блок (эмоционально-поведенческий)

Цель: стимулировать педагогов дошкольного образовательного учреждения решать различные проблемы, возникающие в общении с родителями эффективным способом.

Заключительный этап

Цель: «Представление опыта коммуникативной компетентности в общении с родителями

Нами был разработан перспективный план-программа на год: с сентября по май. Всего было запланировано 10 встреч.

Основной этап состоял из трех блоков:

Первый блок был направлен на формирование представлений о сущности и значении коммуникативной компетентности. В рамках второго блока мы старались стимулировать осознание педагогами необходимости формирования коммуникативной компетентности педагогов в работе с родителями. В рамках третьего блока , который был направлен на стимулирование педагогов решать различные проблемы, возникающие в общении с родителями эффективным способом. Весь блок мы реализовали через практико-ориентированные занятия — тренинги.

По окончании был проведен контрольный эксперимент, который позволил выявить эффективность проведенной работы.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что имеется положительная динамика в формировании коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждении в работе с родителями. С высоким уровнем коммуникативной компетентности в работе с родителями мы выявили 40% педагогов (ранее 20%), со средним уровнем формировании коммуникативной компетентности в работе с родителями мы выявили 60% педагогов (ранее 60%). Низкий уровень после формирующего эксперимента отсутствует.

На наш взгляд системная, поэтапная целенаправленная работа, а так же созданные условия: активное участие в методической работе: педагогов в семинарах-практикумах, тренингах, деловой игре; основой методической работы являются критерии коммуникативной компетентности педагогов ДОУ, что и подтвердило нашу гипотезу.

Дата публикации: 06.02.16

Современная педагогика предъявляет высокие требования к профессиональным и личным качествам педагога. Образ педагога XXI века сопровождается такими личностными качествами как любовь к детям, доброта, понимание, обаяние, ответственность, требовательность, объективность, чуткость, популярность у детей и родителей, эмоциональность, терпеливость, заинтересованность, толерантность, самокритичность и объективная самооценка. Профессиональные качества такого педагога – это наличие когнитивных способностей, адаптивный компонент, владение здоровьесберегающими технологиями, коммуникативная компетенция, социальные качества.

«Такие качества специалиста после окончания педагогического вуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент» (Вардаян Ю.В., 2011 С. 93).

Педагог и ученый А.И. Щербаков считает, что «успех учебно-воспитательной деятельности педагога зависит от его готовности выполнять свои функции и от умения устанавливать внутренние связи между ними, определять содержание своих действий и метода их реализации» (http://nsportal.ru/) . «Функции педагогической деятельности воспитателя ДОУ отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой дошкольного учреждения и современными требованиями к нему» (Сидорова О.Ф., 2007 С. 163).

Теоретической основой для выделения ключевых компетенций и функций педагогов дошкольного образования послужили труды отечественных авторов. Так, например, А.С. Белкин и В.В. Нестеров рассматривают компетенции как совокупность профессиональных полномочий, функций, которые необходимы для условия эффективной образовательной деятельности (Белкин А.С., Нестеров В.В., 2003 С. 110). Е.А. Панько (1986) основными функциями педагога ДОУ считает: развивающую (воспитывающую и обучающую), коммуникативную, диагностическую, организаторскую, материнскую (охрана и укрепление здоровья детей), коррекционную и методическую.

«Одним из важных требований к профессиональным качествам педагога остается наличие у педагога высокого уровня сформированности коммуникативной компетентности. Такой воспитатель должен знать: современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и мультимедийным оборудованием» (http://www.ggpi.org/news.php). «Это обусловлено тем, что в психологии развития возникли новые представления об онтогенезе, источниках и механизмах развития дошкольников, о роли месте взрослого в качестве посредника между миром культуры и формирующейся у ребенка картиной мира» (Шумакова К.С., 2008 С. 63). «Безусловно, чтобы безупречно выполнять такие требования, педагогу следует развивать коммуникативную компетентность. Это, своего рода, двоякий процесс: с одной стороны, приобретение каких-то новых знаний, умений и навыков, а с другой стороны, коррекция, изменение уже сложившихся их форм. Потому развитие коммуникативной компетентности предполагает использование всего набора средств, ориентированных как на развитие субъект - субъектных - продуктивных, личностных сторон общения, так и субъект - объектных - репродуктивных, операциональных составляющих» (Сидоренко Е.В., 2003С. 73).

«В период развития общества требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связаны с культурой. Высокий уровень культуры является необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического. Профессионально-педагогическая культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности» (Самородова А.П., 2006 С. 295).

В своей статье, «Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура», А.П. Самородова (2006), в качестве основных педагогических ценностей воспитателя дошкольного образовательного учреждения выделила: человеческие (ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала), духовные (совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка), практические (способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых в различные виды деятельности, личностные (педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия).

Обобщая вышесказанное, важно отметить, что большое количество возникающих развивающих программ для детских садов требует не просто повышения квалификации воспитателя – в традиционном понимании прироста у него профессиональных знаний, умений и навыков, но изменения профессионального мышления как показателя его профессиональной компетентности.

Литература:

  • Вардаян Ю.В. Гуманитарный контекст развития коммуникативной компетентности будущего педагога в процессе изучения психологии // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 7. С. 91 – 101.
  • Самородова А.П. Профессионально – педагогическая культура воспитателя ДОУ: сущность и структура // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 3-1. Т. 43. С. 295 – 299.
  • Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. Спб. 2003. 208 с.
  • Сидорова О.Ф. К вопросу о формировании профессиональных умений студентов педагогического колледжа в системе дошкольного образования // Научные исследования в образовании. 2007. № 3. С. 162 – 165.
  • Шумакова К.С. Научно – методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ // Образование и наука. 2008. № 7. С. 61 – 68.

Матвеева Анна Александровна, старший воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №86 г.Томска

Процесс модернизации дошкольного образования заключается не столько в разработке новых образовательных технологий, сколько в ценностно-смысловой «перестройке» образовательных и профессиональных установок педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Профессионализм сегодня неразрывно связан с понятием «профессиональная компетентность» . Стержневой основой профессиональной педагогической компетентности является коммуникативная компетентность.

С опорой на анализ научно-информационных источников конкретизируем понятие «коммуникативная компетентность» как мотивированная способность к конструктивному решению коммуникативных задач, ориентированных на развитие субъектов образовательной деятельности.

В основе организации психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативной компетентности педагогов нашего дошкольного учреждения лежит «Технология рефлексивного знания» : формирование условий и создание ситуаций, когда предметное теоретическое знание находит адекватную опору в конкретном опыте педагогов в ситуациях их профессионального и личного коммуникативного взаимодействия.

В качестве конкретного опыта рассматривается: восприятие текстов, видео ролики, личный и профессиональный опыт педагогов, моделирование ситуаций по жесткому или гипотетическому сценарию. Рефлексивное обсуждение различий в интерпретациях текстов, анализ видеосюжетов и оценка ситуаций выводит на понимание образовательных дефицитов и оформление образовательных запросов. Сконструированное знание или новый навык определяют затем содержание пробных действий, и если обогащение личного и профессионального опыта происходит, то делается вывод об успешности реализации технологии рефлексивного знания.

В соответствии со схемой рефлексивного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативной компетентности педагогов: «конкретный опыт – рефлексивное обсуждение – обучение – пробное действие – конкретный опыт» - на коммуникативных тренингах, проводимых психологами, педагоги задают вопросы, касающиеся проблем коммуникативного взаимодействия из их личного педагогического опыта. Затем проходит анализ и рефлексивное обсуждение проблемы, педагог получает необходимое знание (новый навык) и переносит его на пробную педагогическую ситуацию. Получив позитивный опыт решения проблемы, он вводит рефлексивную технологию в свой педагогический опыт.

Групповой режим экспертизы коммуникативного взаимодействия предполагает совместный анализ, активное обсуждение и рефлексию определённой коммуникативной ситуации (видео просмотр организации непосредственной образовательной деятельности, видео просмотр родительских встреч и др.) . После просмотра и анализа видео материалов, на основе рефлексии полученного знания, педагог переводит его в деятельностный план и, после обогащения личного опыта, использует знание дальше - в своей педагогический практике.

Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности осуществляется в логике системо - деятельностного подхода, когда формы взаимодействия непосредственно реализуются и корректируются в ситуациях образовательной практики, а педагоги выступают не только в качестве участников эксперимента, но и активными исследователями.

После проведения анализа внутренних и внешних условий развития коммуникативной компетентности педагогов (актуальный уровень развития и зона ближайшего развития) применяется метод ситуативно-ролевого моделирования. Например, одной из форм конструктивного коммуникативного педагогического взаимодействия стало проведение педагогического совета по теме «Общение в семье» в формате устного журнала с привлечением родителей дошкольников.

Результатом коллективного обсуждения на семинаре стала совместная разработка содержания и определение организационных форм включённости в групповое коммуникативное взаимодействие педагогов и родителей дошкольного образовательного учреждения:

  • подготовка видео буклетов по теме «Папина профессия» , помощь педагога в представлении готового продукта
  • подбор видео роликов для иллюстрации разных стилей общения родителя с ребёнком, их плюсы и минусы, предварительный совместный просмотр и отбор
  • подбор высказываний известных философов и педагогов о семейном общении для размещения на дереве мудрых мыслей, оформление дерева мудрых мыслей.

Деятельностный компонент модели развития коммуникативной компетентности задавал определённые требования к отбору содержания форм совместной деятельности:

  • диалогизация взаимодействия
  • развивающая ориентированность
  • продуктивность и творчество.

Все эти критерии учитывались педагогами в процессе предметно-обусловленного взаимодействия с родителями воспитанников во время подготовки к педагогическому совету. Это явилось характерным проявлением продуктивного творческого уровня коммуникативной компетентности педагогов: самостоятельная продуктивная деятельность, стремление к взаимопониманию, решение коммуникативных задач, партнёрство и ответственность за совместно созданный продукт.

Проведение рефлексивных семинаров предполагает стимулирование не только коммуникативной, но и познавательной активности и самостоятельности педагогов. Это модель создания ситуаций, когда педагогам приходится конструировать знание в процессе решения определённой коммуникативной проблемы. Знание становится личностно значимым и приобретает статус «рефлексивного знания» .

Интерактивные технологии ведения рефлексивных семинаров создают комфортные условия взаимодействия: «вперёд и вместе» , «через живое общение» , «через работу в группах, где каждый – субъект познания нового» . На основе моделирования жизненных и профессиональных ситуаций коммуникативного взаимодействия, с использованием ролевых игр, педагоги, не получая знания в готовом виде, конструируют их самостоятельно или в группе.

Ситуационно-ролевое моделирование определяет применение таких форм профессионального взаимодействия как - ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки.

Ситуации-иллюстрации эффективно используются в ходе знакомства с теоретическим материалом с целью пояснения отдельных его положений. При этом в качестве иллюстрации используются как модели культурной практики, так и модели личных педагогических ситуаций.

Применение ситуации-оценки позволяет педагогам активно проявлять своё отношение к рассматриваемой ситуации и способу её решения. Ведущий озвучивает характеристики какой-либо проблемной коммуникативной ситуации и предлагаемый способ её решения. Педагогам необходимо оценить данное решение, попытаться найти допущенные ошибки, объяснить их сущность, обосновав при этом выводы.

Использование ситуации-упражнения предполагает, что ведущий ограничивается изложением сути коммуникативной ситуации (например, конфликтной) и предлагает педагогам проанализировать эту ситуацию, попытаться на основе ее анализа выработать соответствующее решение.

Таким образом, практика развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения показывает, что достижение позитивной динамики возможно лишь с ориентацией на использование технологии рефлексивного знания и создание ситуаций рефлексивных обсуждений средств и результатов коммуникативной деятельности.

Литература:

  1. Антипина, Л. Б. Компетентностный подход в реализации образовательного процесса / Л. Б. Антипина // Методист. – 2010. - № 2. – С.39-44.
  2. Гейхман, Л. К. Коммуникативная компетентность профессионала / Л. К. Гейхман // Профессиональное образование. – 2006. - №3. – С. 28-29.
  3. Олешков, М. Ю. Дидактическая коммуникативная ситуация: проблема моделирования // Мир образования – образование в мире. – 2008. - №1. – С. 182-194.
  4. Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов / Т. Сваталова // Дошкольное воспитание. – 2011. - №1. – С.95-96.
  5. Фадеева, Е. И. Коммуникативная компетентность педагогических работников как ресурс эффективности их деятельности / Е. И. Фадеева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2012. - №10.

Куриленко Людмила Васильевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 7 с.Кичкино
Населённый пункт: Ростовская область Заветинский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коммуникативная компетентность воспитателей во взаимодействии с родителями
Дата публикации: 19.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 7 с. Кичкино

Семинар – практикум для воспитателей

Коммуникативная компетентность воспитателей

во взаимодействии с родителями

Составила:

воспитатель Л.В. Куриленко

с. Кичкино

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с

родителями.

Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;

Помощь в анализе и осознании собственных сложностей в установлении позитивного

общения с родителями;

Актуализация знаний педагогами основных задач принципов во взаимоотношениях с

родителями;

Ход семинара – практикума

Современная

дошкольного

образования

предъявляет

значительные

требования ко всем аспектам деятельности педагогов, в том числе, общению с родителями.

Поэтому одной из важнейших задач современного образования является установление

партнерских отношений с родителями. Без партнерства даже самый квалифицированный

использующий

современные

добьется

большого

Большинство педагогов считает работу с семьей самой сложной в своей педагогической

деятельности.

педагоги

взаимодействии

родителями

преодоление собственных трудностей в работе с ребенком, поэтому общение с родителями

сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок на занятиях, как сложно ему

дается тот или иной материал.

педагогов

обращение

родителей

претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации,

автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных,

пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все

благополучно.

воспитателя,

насторожит

родителя,

впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу,

накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду. Реакция на жалобу должна

быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые

меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка,

улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой

выслушать

родителя,

почувствовать

готовность

воспитателя

профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой

рассказать о результатах предпринятых мер.

Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу; возможность

дальнейшего

сотрудничества,

компетентность

воспитателя,

вызывает

недоверие. Поэтому, педагогу важно: вовремя осознать собственные ошибки и трудности,

направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие с семьей, основанное

на осознании единой цели – всестороннего развития ребенка.

И сегодня мы сегодня рассмотрим приемы общения между педагогами ДОУ и

родителями воспитанников. Что же нужно для этого сделать в первую очередь? Для начала

педагог должен преодолеть личностные барьеры (это характерно особенно начинающему

педагогу, если они имеются).

предлагаю

выполнить

помогающий

определить

затруднений у педагога в общении с родителями.

Самооценка затруднений в общении с родителями

Цель. Выявить наличие или отсутствие затруднений у педагога в общении с родителями.

Инструкция. Вам предлагаются суждения, касающиеся общения с родителями в

дошкольном учреждении. Если вы согласны с суждением, подчеркните ответ «да», если не

согласны

ответ «нет». Если какие-то суждения не можете оценить однозначно, обведите

их порядковый номер кружком.

1.Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения

детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка.

2.В общении с родителями нахожу индивидуальный подход, устанавливаю с ними

партнерские отношения.

3.Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных

педагогических силах.

4.Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их

чувства и поведение.

5. Владею техникой диалогового общения.

6.Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения

с родителями.

7.Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам

родителей.

8.Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в

активное обсуждение проблемы и пр.

9.Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными

знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцированном) об-

щении с родителями.

10.Удается объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу

общности интересов (родителей и педагогов).

Ключ к тесту

Суждения распределяются по двум группам.

Гибкость стиля общения; умение сопереживать родителям (суждения № 2,3,4, 6, 7).

Умение использовать активные методы и формы общения с родителями (суждения № 1, 5,

Подсчитайте количество ответов «нет» в каждой группе суждений. Два ответа «нет» и

более являются основанием выявленных затруднений, а именно: в гибкости вашего стиля

общения и умении сопереживать родителям или в умении использовать активные формы и

методы общения с родителями. Обведенные кружком ответы также могут рассматриваться

как скрытый запрос о помощи.

Если вы выявили наличие у себя затруднений в общении с родителями, то вам необходимо

повысить уровень своих знаний по речевой культуре педагога и изучить дополнительную

литературу по данной теме. Каждый человек общается с другими людьми, но у всех это

происходит по-разному. Нам редко удается взглянуть на себя со стороны, а ведь у каждого

человека существует своя излюбленная манера общения - то, что обычно называют

стилем общения. Попробуйте определить свой стиль по тесту.

Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с

родителями

(на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому).

Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте

быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

Вопросы

Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее

ожидание из колеи?

Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом,

информацией перед родителями?

Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до

последнего момента?

Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях

воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

Вам предлагают подготовить общее собрание для родителей всех воспитанников

дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого

поручения?

делиться

переживаниями

родителями

коллегами, руководством?

Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно

задает Вам вопросы?

Верите ли Вы, что существует проблема воспитателей и родителей и что они

разговаривают на разных языках?

Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли

выполнить?

Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в

том или ином сложном воспитательном вопросе?

Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания,

предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и

родителями?

собственные,

индивидуальные

критерии

семейного

воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не только детей?

Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем

провести устную консультацию?

Оценка ответов. Да - 2 очка. Иногда -1 очко. Нет - 0 очков.

Полученные очки суммируются. Так определяется, к какой категории относится педагог.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще

некоммуникабельны. Это Ваша беда, так как от этого больше страдаете Вы сами. Но и

окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует

коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В

основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на

родителей.

убеждены,

большинство

родителей - это

недовольные,

придирчивые

недостатки,

желающие

прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями

приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать

общительнее, контролируйте себя.

очков.

замкнуты,

неразговорчивы.

необходимость

контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями является для Вас

сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и

бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в

большей степени обвинить их, а не себя. В Ваших силах изменить особенности своего

характера.

Вспомните,

интересном

позволяет

находить общий язык с родителями.

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете

себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством

родителей

«трудными»

родителями

стремитесь

общаться.

незнакомой

ситуации

выбираете

«присматривания».

Сложности

общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по

отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

очков.

нормальная

коммуникабельность.

убеждены,

родителем

выслушиваете

родителей,

достаточно

терпеливы

отстоять

навязывая ее при этом другому. И индивидуальное, и коллективное общение с родителями

не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать

контакты

поддержки.

многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с

родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в

центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить.

Вы стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают

детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы

вспыльчивы,

отходчивы.

недостает

терпения

столкновении

серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю,

быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях.

Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успению довести его до

конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и стремитесь его высказать.

Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями,

Вам следует задуматься над этим фактом.

менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны,

вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о

проблемах, в которых совершено, некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете

причиной

конфликтов,

родителей.

родителями,

грубоваты,

фамильярны.

отличает

необъективность,

обидчивость.

проблему

стремитесь

всеобщее

обсуждение.

Серьезное общение с родителями не для Вас. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря

на все Ваши усилия, наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит?

Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Строить и корректировать диалог взаимоотношений с семьей должны именно работники

ДОУ, педагоги, так как именно они получили специальное профессиональное образование

и являются примером подражания не только для воспитанников, но и их родителей.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

ЯВЛЯЮТСЯ:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединить усилия для развития и воспитания детей;

атмосферу

взаимопонимания,

общности

интересов,

эмоциональной

взаимоподдержки;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

ПРИНЦИПАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ :

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на

котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с

родителями

требовательный

прекрасно

выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется

«моделью

воспитатель

выработает

конкретных

корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и

отношение

детскому

Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо

больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель,

общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и

пригодится

человеческое

педагогическое

воспитателя

успокоить

родителя,

посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Если собеседник ведет себя не корректно в общении с вами, никогда не повторяйте

поведение

тактичны

спокойны,

нелицеприятное поведение.

Упражнение "Выбери фразу"

Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять;

2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.

Раздаточный материал

Инструкция: Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом. Укажите

стрелочкой "нежелательные" фразы в паре с "желательными" так, чтобы стрелка шла от

"нежелательной" фразы к "желательной".

Извините, если я помешала.

Я бы хотела.

Вероятно, вы об этом еще не слышали.

Вам будет интересно узнать.

Я бы хотела еще раз услышать.

Мне представляется интересным то, что.

Я пришла к такому выводу, что.

Вы хотите.

Думается, ваша проблема заключается в том, что.

Давайте с вами быстро обсудим.

Как вы знаете.

Хотя вам это и неизвестно.

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.

Вы, конечно, об этом еще не знаете.

А у меня на этот счет другое мнение.

Конечно, вам уже известно.

Вы, наверное, об этом слышали.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными

ответами:

"Неудачные" фразы:

"Извините, если я помешала… ", "Я бы хотела еще раз услышать… ", "Давайте с вами

быстренько обсудим… ", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать… ", "А у

меня на этот счет другое мнение… ".

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":

"Я бы хотела… " – "Вы хотите… ";

"Вероятно, вы об этом еще не слышали… " – "Вы, наверное, уже об этом слышали… ";

"Мне представляется интересным то, что… " – "Вам будет интересно узнать… ";

"Я пришла к такому выводу, что… " – "Думается, ваша проблема заключается в том, что…

"Хотя вам это и неизвестно… " – "Конечно, вам уже известно… ";

"Вы, конечно, об этом еще не знаете. " – "Как вы знаете. ".

3. Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные

и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому

наставления

пропаганды

педагогических

принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы

взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация

заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее

желание помочь.

моментом

предупреждении

возникновения

проблемных

ситуаций

являются

установление

контакта

педагога

родителем,

ежедневное

информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов

Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других

источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может

носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно

только избегать формализма.

конфликтов

нежелание

родителей

контактировать

воспитателями. Как вы с вами знаем, родители бывают разные.

А.Я. Варга выделяет

четыре типа мам по характеру отношения к детям: спокойная

уравновешенная мама, тревожная, тоскливая, уверенная и властная. Как вы думаете, с

каким из всех типов легче всего найти общий язык?

Спокойная уравновешенная мама:

«С такой мамой легко общаться, она всегда

пойдет навстречу педагогу. Такой маме можно давать любые рекомендации».

тревожная

уверенность

собственном

воспитательном потенциале, дать понять, что воспитатель на ее стороне и готов

выслушать ее точку зрения. Но в тоже время необходимо внушить такой маме, что

благополучие ее ребенка, так же важно для воспитателя, как и для нее самой».

тоскливая

мама «Такой маме важно дать понять, что ребенок является для

женщины главной ценностью. Что бы ни происходило в жизни женщины, при умелом

подходе ребенок всегда будет нести большую радость, чем все другие моменты жизни»

уверенная

властная

мама «С этой мамой очень тяжело сотрудничать. Ее

уверенность

личность,

обратить

внимание на возможности и желания ребенка. Такую маму необходимо приглашать на

разнообразные

мероприятия,

проявить

сотрудничестве

воспитательным

родителями

возможности

ребенка, помочь понять, что ребенок не может быть идеальным. У него существуют

свои достоинства и недостатки».

4. Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо

тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно

связанных

мероприятий.

подготовленное

родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж

учреждения в целом.

5. Динамичность

находиться

развития,

функционирования,

представлять

мобильную

реагировать

изменения

социального

родителей,

образовательные

потребности

воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления

работы детского сада с семьей.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы

слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже

если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою

собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я

бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу

Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны

нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу»

всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

выпытывайте.

задавать

родителям

касающиеся

педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание

между семьей и детским садом.

Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье,

доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием

гласности.

Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в

общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с

родителями.

Желаем удачи во взаимодействии с родителями!

Список литературы:

Апаткина Ю. М., Лопатина О. Г.

Задачи психолога в дошкольном учреждении

//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -2008 -№ 2;

Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996.

Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ -

Кириллова

Психолого-педагогический

практикум

педагогами

"Предупреждение

разрешение

конфликтов

процессе

педагогического

взаимодействия

родителями

воспитанников

Справочник

старшего

воспитателя дошкольного учреждения -2011-№1;

Москалюк

Погонцева

Педагогика

взаимопонимания:

родителями / - 2-е изд. –Волгоград: Учитель, 2011. – 123с.

При всем богатстве различных средств педагогической деятельности, направленной на приобщение детей к социуму, фундаментальную основу составляет общая культура взрослых (родителей, педагогов, сотрудников ДОУ) Показателем образованности, жизненной успешности, профессионализма деятельного взрослого является коммуникативная культура (компетентность), непосредственно обеспечивающая процесс расширения, умножения социальных связей ребенка с внешним миром.

В разных сферах социальной жизни ребенка формирование базиса личностной культуры происходит благодаря «речевой коммуникации» (Л.С. Выготский), «речевым актам» (А.А. Леонтьев), достижения «единства языка-речи» (Ф.А. Сохин). Коммуникативная компетентность - есть универсальное средство овладения любой деятельностью, и современными учеными рассматривается как лингвистически, психологически и методически организованная система отдельного индивида. В ней язык (система знаков) выступает средством, а речь как деятельность, как способы его употребления.

М.М. Силакова убедительно утверждает, что универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога, ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, умелое руководство им поэтапным выстраиванием обучения мотивации общения. На протяжении дошкольного возраста происходят сдвиги в преобладании тех или иных мотивов (А.Г. Рузская, З.М. Богуславская, Н.М. Матюшина и др.). У младших детей преобладают деловые мотивы, они нуждаются в помощи взрослого в процессе практической деятельности, полностью поглощены действиями с предметами. В среднем дошкольном возрасте появляются познавательные интересы, и взрослый становится партнером по игре. У старших дошкольников уже преобладают познавательные и личностные мотивы общения с взрослыми, связанными сповышенным интересам к людям и их взаимоотношениям.

Ю. Щербина отмечает, что в период огрубления нравов современного общества, упадка общей культуры и речевых традиций снизились коммуникативная культура некоторых педагогических коллективов ДОУ, осознание социальной значимости и личной ответственности за нее не является движущей, мотивационной силой. Низкий уровень оплаты труда и высокий уровень ответственности перед родителями, обществом, бесспорно, накладывает отпечаток неудовлетворенности, угнетенного настроения педагога, что заключает в себе объективную причину.

Автор выделяет и субъективные причины. Диагностика уровня коммуникативной компетенции не проводится, не учитывается она при аттестации воспитателя и назначении категории, не оценивается на уровне созданных условий для развития ребенка и присвоения им социокультурной модели общения. Наметилась тенденция проявления педагогами отдельных её компонентов. Для значительной части воспитателей характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью. Эмоциональный же фон проявляется в процессе создания и поддержания позитивного контакта во время фронтальных занятий, наблюдений объектов социума. На личностное общение, в котором нуждается каждый, особенно тревожный или гиперактивный ребенок, времени отводится крайне мало, а именно эмоциональность влияет на механизм мышления, памяти, внимания, становления чуткости и деликатности.

По мнению Е.О. Смирновой, в зависимости от задач взаимодействия в ходе общения педагога с детьми наблюдаются разнообразные по форме, содержанию речевые конструкции. Укоренился шаблонный стиль общения, упрощенность и трафаретность обращений и высказываний, что свидетельствует о низком качестве языковой структуры речи и возможностях коммуникативного влияния. Барьер непонимания, прежде всего в наличии явной не разделяемости логики и аргументов построения мыслей, бедном семантическом оформлении. Однообразие лексики, обилие штампов, не нужных заимствований, диалектизмов, не удачных новообразований, стилистически сниженных и даже откровенно-грубых выражений, плеоназмов (лишних слов), к сожалению, имеют место даже в речи педагогов с высшей категорией.

Автор акцентирует внимание на том, что в любом общении, тем более с детьми недопустимы случаи бестактности, безликости, наличия грубовато-экспрессивной лексики. Необходимо усиление речевого этикета - неотъемлемого элемента вежливости, чуткости и деликатности по отношению к другому.

Как-Калик В.А. отмечает, что учителю, воспитателю важно придавать большее значение умениям разговаривать с родителями, а именно - вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре, даже если в душе, что называется, все кипит и протестует. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей. Есть воспитатели, особенно среди молодых, которые совершено, не придают значения умению разговаривать с родителями, допуская менторские нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его в чем-то. Каждый удавшийся разговор с родителями очень много значит. Искусству разговору с родителями воспитанников следует учиться, данному вопросу следует специально уделять внимание на педсоветах и методических объединениях.

Краткость или многословие в речевом общении связанны с неясностью мысли, с не знанием предмета высказывания, а значит с недостаточно вдумчивым подбором слов, их сочетанием и соответствием стилю (официально-деловой, научный, публицистический, художественный, разговорно-бытовой) устной речи. Последний, надо признать, занимает большее жизненное пространство педагога.

Фонетический компонент общения, по мнению М.И. Лисиной, связан с качеством выразительности и образности речи, темпом, ритмом, интонированием при соблюдении норм произношения. Быстрый темп речи, не внятность произношения, проглатывание фразы, речь с акцентом, с использованием не соответствующей смыслу жестикуляции, однообразие интонаций, неоправданно громкой силой голос, а главное оставшийся императивный тон речи в настоящее время характеризуют коммуникативную компетентность воспитателей.

Все выше перечисленные факты, без сомнения, тормозят развитие речи, становление культуры общения как основного показателя социальной зрелости дошкольника. Благополучное своевременное и полноценное детское развитие достигается только при наличии обязательной коммуникативной культуры взрослых, насущная потребность повышения которой столь очевидна.

В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования, экспериментального изучения основ управления качеством образования, в процессе контрольно-аналитической детальности, руководителю следует серьезно повысить требования к своей коммуникативной компетенции и каждого педагога в отдельности.

Побудительная сила и мотивация, достижение и залог успеха в общении вытекают из природы самого человека и существующего фактора многогранных отношений в коллективе. Шкала отношений, аттракция определяются основами управленческого общения, психологический механизм которого в руках заведующей, заместителя, их личностного имиджа. Существующие психологические приемы расположения к себе людей: обращение к человеку с частым называнием его имени, контроль и «размягчение» собственного лица - зеркала души, употребление «золотых» слов - комплиментов, признание и небольшое преувеличение трудового потенциала, стабильность убедительных и искренних интонаций - все это основы коммуникативной компетентности, высокого профессионального уровня руководителя современного ДОУ.

Коммуникативная компетентность педагога должна рассматриваться как один из первостепенных показателей личности при аттестации, уровень которой объективно, не формально оценивается и определяет тем самым профессиональную категорию. Необходим постоянный поиск интерактивных методов для успешного совершенствования коммуникативных способностей.

Современным направлением формирования коммуникативной компетентности педагога ДОУ считается создание в образовательном процессе коммуникативных ситуаций, которые бы запускали механизмы развития личности. Речь в этом случае идет об интерактивном обучении: расширении видов совместной работы педагогов, их коммуникативного опыта, прежде всего в совместной деятельности; возможности задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества; включение в процесс обучения «целостного человека» и обеспечение комплексного личностного развития.

Личностная позиция педагога заключается в построении ситуаций общения с детьми как полноценными партнерами, что исключает разного рода манипуляции. Предпочитаемой тактикой взаимодействия является сотрудничество с использованием многообразия коммуникативных средств, стимулирующих детскую активность.

Отказ от корпоративного стереотипа «воспитатель всегда прав» предполагает умения с юмором отнестись к отдельным моментам педагогической ситуации, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами; слушать и слышать ребенка, не прерывая его высказываний; воздействовать на детей не прямо, а косвенно, через создание условий для проявления у них желаемого качества; не бояться обратной связи, пусть даже непредсказуемой.

В связи с этим становление и развитие коммуникативной компетентности как стержневой составляющей профессионализма педагога дошкольного образования является актуальной проблемой современной науки и практики.

Важными в деятельности специалистов являются не только собственно коммуникативные знания, умения и навыки, но и формирование способности к организации коммуникативной профессиональной деятельности в условиях возрастающей профессиональной мобильности. Очевидной является необходимость осуществления адекватной педагогической деятельности, повышающей интерес к изучению предметов коммуникативного цикла в высшей школе и применению их возможностей в процессе организации эффективной коммуникации в дошкольном образовательном учреждении.

При развитии коммуникативной компетентности у педагогов ДОУ, по мнению УшачевойЮ.В.,целесообразна организация методической работы детского сада, в процессе которой будет осуществляться решение профессиональных педагогических задач. Реализация такого подхода обеспечивается следующими условиями: включение в содержание методических мероприятий проблемного контекста, создание эмоционально-ценностного фона, вариативное использование форм сотрудничества, актуализация субъектного опыта в сфере коммуникаций и расширение субъектных функций специалистов сферы дошкольного образования.

Кроме того, необходимо ввести в содержание запланированных мероприятий информацию о значимости эффективной коммуникации в педагогической деятельности, об основных предпосылках формирования коммуникативных знаний и умений у детей дошкольного возраста, о взаимозависимости коммуникативной компетентности воспитателя и коммуникативной компетенции воспитанников.

Формирование у педагогов смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций на эффективную коммуникацию осуществляется посредством организации бесед, диспутов, дискуссий, наблюдений за коммуникативным поведением коллег при взаимодействии с детьми, их родителями, администрацией дошкольного образовательного учреждения, составление и решение на их основе проблемных ситуаций и задач коммуникативного характера, анализ собственных коммуникативных способностей.

Особо значимо, по ее мнению, проведение педагогических советов, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, интегрирующих научные знания из области лингвистики, теории коммуникации, детской психологии, дошкольной педагогики. При этом внимание педагогов следует сконцентрировать на следующих вопросах:

  • * теоретические аспекты проблемы коммуникации в педагогическом процессе (структурные модели коммуникации, коммуникативные барьеры, закономерности внутреннего взаимодействия);
  • * конкретные способы речевого поведения в трудных ситуациях взаимодействия (конфликтные ситуации, преодоление критики, выступление на публике, контакты, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях и пр.);
  • * самопознание своей личности в процессе общения (как меня воспринимают другие, как я воздействую на других в общении, в чем трудности моего общения и т. д.).

В практике обучения коммуникации, утверждает Л.А. Петровская, особенно популярны разнообразные тренинги, участвуя в которых педагоги непосредственно соприкасаются с изучаемой реальностью, приобретают жизненный опыт, моделируемый в групповом взаимодействии. Технологии, используемые в современном коммуникативном тренинге, включают стандартный набор таких методов активного обучения, как мозговой штурм, разбор кейса, задачи или упражнения,ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях, имитационные игры, видеодемонстрации и др. .

Использование различных видов игр в процессе подготовки педагогов к общению с коллегами, детьми и их родителями позволяет радикально сократить время накопления собственного социального опыта, развивает предусмотрительность в выборе коммуникативных тактик и стратегий, преобразует обобщенные коммуникативные знания в личностно значимые.

При моделировании педагогической коммуникации и подборе коммуникативных проблем целесообразно приблизить их к реальным профессиональным ситуациям, к которым могут быть отнесены совершенствование предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений, выступление на педагогических советах, проведение индивидуальных и коллективных консультаций для родителей, организация словесно-дидактических игр и этических бесед с детьми и др.

Таким образом, реализация традиционных и интерактивных методов обучения эффективной коммуникации будет способствовать становлению и развитию у педагогов дошкольного образования коммуникативной компетентности, под которой мы понимаем профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: информированность о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; толерантность, экстраверсия; способность эффективно конструировать прямую и обратную связь, нестандартно, творчески решая при этом задачи педагогической коммуникации.