Упражнения по развитию вербального мышления младших школьников. Развитие мышления. Развитие логического мышления

Алена Ивановна Зайкова

Развитие мышления у детей

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и дополнили их другими.

Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления - ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором Р. л. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

Алена Ивановна Зайкова

Игры развивающие мышление младших школьников

Сборник

2 «КП»

Камышлов

2014

«Свет, зажгись!»

Цель: формирование навыков мышления, развитие памяти на события.

Материал: настольная лампа или торшер.

Ход игры:

Скажите: «Свет, зажгись!» – и в этот момент включите лампу. При зажженной лампе расскажите ребенку его любимый стишок или спойте песенку. Затем скажите: «Свет, погасни!» – и выключите лампу.

Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: «Пришло время помолчать». Затем снова скажите своим обычным голосом: «Свет, зажгись!» – и начинайте игру сначала. Вскоре ребенок сам будет произносить нужные слова.

«Веселый счет»

Цель: разогревающее упражнение. Можно использовать для развития мышления и внимания у школьников.

Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула.

Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

«Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

«План местности»

Цель: Развитие навыков совместной деятельности.

Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.

Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.

«Сокращение рассказа»

Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

«Древо мудрости»

Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)

После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

«Назови предметы»

Ученики по очереди называют все предметы, которые окружают их в классе, школе. Затем по заданию педагога называют слова на темы: ""Овощи"", ""Мебель"", ""Одежда"", ""Растения"", ""Посуда"" . Предварительно побеседовать с детьми о том, что все слова можно разделить на группы, каждая группа имеет название, спросить детей почему, по их мнению, слова относятся к разным группам. В процессе ответов детей, помогать им правильно формулировать свои мысли.

«Закончи слово»

Педагог произносит 1-ый слог слова, а дети должны закончить его. По очереди каждому ребёнку педагог кидает мяч, говорит 1-ый слог, ребёнок ловит мяч и договаривает слово. Затем должен кинуть мяч обратно. Слоги: ра, го, по, зем, до, ла, ка и т.д.

«Закончи предложение»

Эта игра проводится аналогично игре ""Закончи слово"", только теперь детям нужно, поймав мяч, закончить предложение: летом тепло, а зимой …; птицы летают, а змеи …; осенью листья жёлтые, а летом …; сахар сладкий, а лимон …; днём светло, а ночью …; ворона каркает, а воробей …; шофёр водит машину, а летчик Второй вариант игры состоит в том, что дети должны закончить начало фразы словами ""из-за того что"", ""потому что"": сегодня я замёрз, потому что…; у мамы хорошее настроение, потому что…; мальчик обиделся на друга, из-за того что… Если дети допускают ошибки, необходимо разобрать предложение и выяснить, почему подобранное слово или конец фразы, подобранные учеником не подходят. Также необходимо помочь закончить правильно предложение.

«Отгадай и назови»

Необходимо назвать слово по его значению.

Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо и т.д. (Адрес)

Место, где приготовляют лекарства и продают их. (Аптека)

Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)

Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье)

Тот, кто сражается с врагом. (Воин, боец)

Детёныш овцы. (Ягнёнок)

Лиственное дерево с белой корой. (Берёза)

Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд)

«Установление отношений»

На доске слева дано соотношение двух понятий. Из ряда слов справа выбрать одно так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение с верхним словом.

школа больница
обучение доктор, ученик, лечение, больной

нога рука
сапог кулак, перчатки, палец, браслет

пальто ботинок
пуговица магазин, нога, шнурок, шляпа

птица человек
гнездо город, рабочий, вагон, дом

рыба муха
сеть комар, комната, жужжать, паутина.

«Придумай сам»

В этой игре дети учатся выполнять действия по аналогии и выделять существенные признаки. Для игры понадобится подборка неоконченных утверждений, например: карандаш – грифель, шариковая ручка - …(стержень);

дом – кирпич, стакан -…(стекло);
коньки – лёд, лыжи -…(снег);
орёл – птица, щука -…(рыба);
шофёр – машина, лётчик -…(самолёт);
ночь – луна, день -…(солнце) и т.д.

«Зашифрованное слово»

Педагог произносит по слогам слова. Из каждого слова необходимо отделить первые слоги и из них составить новое слово, например:

ко лос – ро та, ва за (корова),
ма шина – ма лина (мама),
ко ра – ло то, бок сёр (колобок).
Из двух последних слогов составить слово:
Зме
я – ра ма (яма),
Зи ма – я ма (мама) и т.д.

«Определения»

Педагог показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, а затем вторую. Задача игры состоит в том, чтобы ребёнок смог придумать слово, находящееся между этими словами и служило бы как бы ""переходным мостиком"" между ними. Каждый ребёнок отвечает по очереди. Если дети не могут понять задания, нужно привести примеры. Например, для слов ""гусь"" и ""дерево"" (картинки с изображениями показываются) переходными мостиками могут быть следующие слова: ""летать"" (гусь взлетел на дерево), ""вырезать"" (из дерева вырезали гуся), ""спрятаться"" (гусь спрятался за дерево). Если ребёнок после приведённых примеров затрудняется ответить, ему обязательно нужно помочь, подвести к правильному ответу.

«Продолжи ряд цифр»

Задаётся ряд с определённой последовательностью цифр. Дети должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.

Например, 1, 3, 5, 7… 1, 4, 7… 1, 5, 9… .

«Добавлялки»

Дети слушают стихи-загадки и подбирают подходящее слово.

В реке большая драка: поссорились два…(рака).
- Где обедал воробей? – В зоопарке у…(зверей).
Ра-ра-ра – начинается…(игра). Ир-ир-ир – мой папа…(командир).
Ры-ры-ры – у мальчиков…(шары). Арь-арь-арь – на стене висит…(фонарь).
Ро-ро-ро – у Раи новое …(ведро). Ло-ло-ло – на улице…(тепло).
Ру-ру-ру – продолжаем мы …(игру). Лу-лу-лу – стол стоит в …(углу).
Ре-ре-ре – стоит домик на…(горе). Ша-ша-ша – мама моет…(малыша).
Ри-ри-ри – на ветках…(снегири). Шу-шу-шу – другу я письмо…(пишу).
Ар-ар-ар – кипит наш…(самовар). Жа-жа-жа – есть иголки у…(ежа).

« Очень-очень вкусный пирог»

Детям читают стихотворение, не договаривая слова в строчках, они должны подобрать подходящее по смыслу слово.

Я хотел устроить бал, Но что-то гости … Когда же гости подошли,
И гостей к себе … Я ждал, пока хватало сил, То даже крошек… .
Купил муку, купил творог, Потом кусочек…
Испёк рассыпчатый… Потом подвинул стул и сел,
Пирог, ножи и вилки тут, И пирог в минуту…

«Слова с заданной буквой»

Детям даётся задание придумать слова с заданной буквой:

а) начинающиеся на букву ""п"";

б) оканчивающиеся на букву ""а"";

в) вторая от начала слова буква ""е"". Варианты могут быть разные.

«Что это такое?»

Детям предлагается объяснить, что означает то или иное слово. Например, ""письмо – это бумага, на которой можно написать о себе и отправить в конверте по почте"". Добиваться, чтобы дети давали точное определение, в котором содержится указание и отдельные видовые признаки. Наборы слов могут быть самые различные: лодка, журнал, платок, лодырь, пароход; самолёт, молоток, книга, друг, ботинки и т.д.

«Продолжи ряд»

Учитель называет одно, два, три слова. Задача учащихся – продолжить ряд слов, которые начал учитель и выявить признак.

    Чашка, стакан, коробка,….

    Книга, камень,…

    Шкаф, кубик…

    Развитие мышления у детей младшего школьного возраста занимает особое место в психологии, поскольку этот период является для детского разума переломным. Переход от наглядно-образного мышления детей к словесному, логическому, понятийному не всегда легкий. Этот переход означает, что младшие школьники уже понимают окружающие явления, но еще не строят логических рассуждений.

    Мышление – способность человека рассуждать логически, понимать реальный окружающий мир в понятиях и суждениях. Его развитие у младших школьников осуществляется с помощью специальных игр и упражнений.

    Когда школьники делают упражнения по развитию мышления, они постепенно вникают в систему научных понятий, вследствие чего умственная деятельность перестает опираться исключительно на практическую деятельность. Особенности детского мыслительного процесса состоят в том, что ребята анализируют рассуждения и действия, а также составляют план действий на будущее.

    Важность развития мышления у школьников в том, что недостаточное его развитие приводит к тому, что информация об окружающем мире у него сформируется неправильно, из-за чего дальнейший процесс обучения становится неэффективным.

    Особенности интеллекта настраиваются таким образом, что дети не умеют обобщать пройденный материал, не запоминают текст, не умеют выделять главный смысл из прочитанного. Такое случается, если переход от одного вида мышления к другому не контролируется взрослыми и не сопровождается упражнениями на развитие.

    Стоит отметить, что формирование мыслительных процессов детей связано с восприятием информации, поэтому работайте еще и над этим аспектом.

    Особенности детского восприятия состоят в том, что младшие школьники быстро теряют суть процесса. Они отвлекаются на посторонние факторы. Задача учителей и родителей – направить внимание детей на нужный процесс, то есть заинтересовать их.

    Жан Пиаже: концепция развития речи и мышления детей

    На сегодняшний день популярной считается концепция развития эгоцентрической речи и мышления детей до 11 лет, которую разработал Жан Пиаже.

    • Пиажистская концепция предполагает, что эгоцентрическая речь является выражением эгоцентризма детей. Это значит, что речь ничего не меняет в детском сознании, которое просто не приспосабливается к речи взрослого человека. Речь не оказывает никакого влияния на поведение детей и на их мировосприятие, поэтому с развитием детей она отмирает.
    • Жан Пиаже называет мышление дошкольников синкретическим. Синкретизм, как отмечает пиажистская концепция, представляет собой универсальную структуру, которая полностью покрывает детские мыслительные процессы.
    • Жан Пиаже считает так: детский эгоцентризм предполагает, что дошкольник не способен анализировать, вместо этого он рядополагает. Концепция Пиаже определяет эгоцентризм как полноценную мысленную структуру, от которой и зависит мировосприятие и интеллект детей.
    • Жан Пиаже не считает новорожденного социальным существом, он предполагает, что социализация происходит в процессе развития и воспитания, тогда же малыш приспосабливается к социальной структуре общества, учась мыслить по его правилам.
    • Концепция, которую разработал Жан Пиаже, противопоставляет детское мышление и взрослого человека, из-за чего выделяется подобное противопоставление индивидуального, что содержится в детском разуме, и социального, что уже развито у взрослых людей. Из-за этого концепция, которую разработал Жан Пиаже, предполагает, что речь и мышление состоят из актов индивида, который находится в изолированном состоянии.
    • Пиажистская концепция утверждает, что только социализация индивида, его мышления приводит к логической, последовательной мысли и речи. Этого можно достичь путем преодоления эгоцентризма, заложенного в детской природе.

    Таким образом, Жан Пиаже считает, что истинное развитие мышления и речи происходит только от смены эгоцентрической точки зрения на социальную, а ход обучения не влияет на эти перемены.

    Жан Пиаже выдвинул теорию, которая является популярной, но неосновной. Известно много точек зрения, которые утверждают, что Жан не учел некоторых факторов. Сегодня разработаны специальные игры и упражнения на развитие мышления ребят младшего школьного возраста.

    Игры на развитие мышления детей младшего школьного возраста

    Развивать мышление детей могут не только педагоги, но и родители. Для этого поиграйте с ними в такие игры:

    • Нарисуйте на ватмане план местности. Например, двора или дома, если он отличается большой площадью. Отметьте на рисунке графически ориентиры, на которые сможет опираться подопечный. Ориентирами могут быть деревья, беседки, дома, магазины. Заранее выберите место и спрячьте на нем награду в виде конфет или игрушки. Малышу тяжело ориентироваться по карте на первых этапах, поэтому рисуйте их предельно несложными.
    • Игры для группы детей. Разделите ребят на две команды. Дайте каждому участнику карточку с цифрой. Зачитайте арифметические примеры (14+12; 12+11 и т. д.). Из команды выходят двое детей с карточками, цифры на которых составят правильный ответ (в первом случае выходят ребята с карточками 2 и 6, во втором – 2 и 3).
    • Назовите группе детей логический ряд слов, одно из которых не будет соответствовать логике. Дети угадывают это слово. Например, вы называете: «птица, рыба, стакан». В этом случае лишний стакан.

    Игры полезны, потому что они заинтересовывают детей, которые в игровом процессе не теряют сути своих действий.

    Упражнения на развитие мышления

    Упражнения отличаются от игр тем, что они требуют большей усидчивости и концентрированности на процессе обучения. Они учат детей терпению и усидчивости, одновременно развивая мышление. Упражнения на развитие мышления у детей:

    • Озвучьте детям 3 слова, которые между собой не связаны. Пусть они составят предложение с этими словами.
    • Назовите предмет, действие или явление. Попросите ребят вспомнить аналоги этих понятий. Например, вы сказали «птица». Каждый вспомнит вертолет, самолет, бабочку, потому что они летают. Если у него возникнет ассоциация с животным, то он назовет рыбу, кошку и т. д.
    • Назовите предмет, который детям известен. Попросите их перечислить, где и когда применятся предмет.
    • Зачитайте малышу короткий рассказ, часть которого пропустите. Позвольте ему поработать воображением и додумать недостающую часть рассказа.
    • Попросите подопечного перечислить известные ему предметы определенного цвета.
    • Предложите детям вспомнить слова, которые начинаются и заканчиваются на заданную вами букву.
    • Придумайте и загадайте детям загадки вроде этой: Катя моложе Андрея. Андрей старше Игоря. Игорь старше Кати. Распределить ребят по старшинству.

    Подобные упражнения дети решают с интересом, а со временем непроизвольно учатся усидчивости, логическому мышлению и правильной речи, а переход мыслительных процессов становится плавным и сбалансированным.

    Развитие мышления у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

    У детей с ЗПР мыслительные процессы сильно нарушены, в этом состоят особенности их развития. Именно отставание в развитии мышления отличают ребят с ЗПР от обычных детей. У них не наблюдается переход к логической структуре мышления. Трудности, которые возникают при работе с такими детьми:

    • Низкая степень заинтересованности. Малыш часто отказывается от выполнения заданий.
    • Неспособность анализировать информацию.
    • Неравномерное развитие видов мышления.

    Особенности умственного развития детей с ЗПР состоят в сильном отставании в логическом мышлении, но нормальном развитии наглядно-образного мышления.

    Особенности развития мышления детей с ЗПР состоят в таких принципах:

    • Учет индивидуальных способностей человека с ЗПР.
    • Создание условий для активной деятельности детей.
    • Учет возраста.
    • Обязательные беседы с психологом.

    Регулярная работа с детьми с ЗПР гарантирует пробуждение детского интереса к окружающему миру, что выражается в том, что малыш активно выполняет упражнения и играет в игры, которые предложены педагогом.

    С помощью правильного подхода детей с ЗПР учат правильно говорить, выстраивать грамотную речь, сопоставлять слова в предложениях и озвучивать мысли.

    Если педагогам удалось вызвать интерес школьника с ЗПР, то развитие логики – дело времени.

    Игры на развитие мышления детей с ЗПР:

    • Положите перед детьми рисунки с животными и рисунки с едой. Попросите сопоставить их, накормив каждое животное.
    • Назовите несколько простых слов, попросите подопечного назвать их одним понятием. Например: кошка, собака, хомяк – животные.
    • Покажите три картинки, две из которых одинакового содержания, а одна – значительно отличается. Попросите подопечного выбрать лишнюю картинку.

    Ребята с ЗПР мыслят на уровне жизненного опыта, продумать действие, которое они еще не совершали, им тяжело. Поэтому перед выполнением упражнений наглядно покажите им, как они должны поступать.

    Елена Стребелева: формирование мышления у детей с отклонениями

    Профессиональные педагоги рекомендуют прочитать книгу Елены Стребелевой, в которой описаны особенности формирования мышления у детей с отклонениями. Стребелева составила более 200 игр, упражнений и дидактических методик, чтобы раскрепостить и заинтересовать ребят с осложнениями.

    В конце книги вы найдете приложения для педагогов, которые помогут понять особенности проведения занятий для детей с отклонениями в развитии. Кроме игр, вы найдете в книге рассказы и сказки, которые рекомендуется читать ребятам с отклонениями.

    Развитие творческого мышления у детей

    Современная программа обучения нацелена на формирование начального уровня логического мышления детей в младшем школьном возрасте. Поэтому часто встречаются случаи неразвитого творческого мышления.

    Основное, что нужно знать о развитии творческого мышления, состоит в том, что оно обучает детей младшего школьного возраста открывать новое.

    Задания на развитие творческого мышления:

    • Покажите ребенку несколько картинок, на которых изображены люди с разными эмоциями. Попросите описать, что случилось у этих людей.
    • Озвучьте ситуацию. Например: Катя проснулась раньше, чем обычно. Попросите детей рассказать, почему так произошло.
    • Попросите детей рассказать, что случится, если произойдут некоторые события: если пойдет дождь, если приедет мама, если наступит ночь и т. д.

    Задания на развитие творческого мышления предполагают не один, а несколько возможных правильных ответов.

    Задания на развитие критического мышления

    Технология развития критического мышления – это один из новейших методов, разработанных для развития начального уровня самостоятельности в жизни, а не в учебе. Задания на развитие критического мышления учат детей принимать решения, анализировать свои действия и действия окружающих людей.

    Задания на развитие критического мышления:

    • Называйте ребятам явления. Например: идет дождь, яблоко красное, слива оранжевая. Утверждения должны быть как правдивыми, так и ложными. Дети должны отвечать, верят они или нет вашим утверждениям.
    • Попросите ребят по очереди читать небольшие отрывки текста. Когда каждый дочитывает свой отрывок, предложите ему рассказать об ассоциациях, которые у него появились.
    • Ребята читают небольшой текст в течение 15 минут. За это время они отмечают карандашом, что из текста им известно, а что для них новое.

    Технология развития критического мышления важна не для обучения в школе, а для уверенной ходьбы по жизни.

    Развитие пространственного мышления у детей

    Технология развития пространственного мышления разработана специалистами давно. Этот вид мышления развивается у детей на уроках геометрии в школе. Пространственное мышление – это способность при помощи пространственных образов, созданных самостоятельно, решать теоретические задания.

    Для развития пространственного мышления подойдут такие упражнения:

    • Попросите детей показать левую и правую руку, взять предмет левой или правой рукой.
    • Попросите малыша подойти к столу и положить, например, ручку слева от книги.
    • Попросите малыша дотронуться до вашей правой, левой руки.
    • Предложите детям по отпечаткам рук и ног определить правые и левые части тела.

    Технология развития пространственного мыслительного процесса проста, но она помогает улучшить логическое восприятие.

    Наглядно-действенное мышление

    Наглядно-действенное мышление – это основа, которая дает направление для развития наглядно-образного.

    Как развивать наглядно-действенное мышление:

    • Попросите детей сравнить птицу и бабочку, пчелу и шмеля, яблоко и грушу и т. д. и назвать отличия.
    • Назовите первый слог слова: на, по, до и т. д., и попросите детей закончить понятие. Ориентируйтесь не на правильность, а на быстроту ответа.
    • Позанимайтесь с детьми собиранием пазлов.

    Наглядно-действенное мышление не нуждается в наличии начального периода, поскольку в дошкольном возрасте этот вид мыслительного процесса уже развивался.

    Пальчиковые игры

    Пальчиковые игры – рассказ сказок или историй с помощью пальцев. Пальчиковые игры направлены на развитие речи и моторики рук.

    Пальчиковые игры на развитие речи бывают такими:

    • Попросите малыша положить правую ладонь на вашу левую ладонь. Медленно проведите пальцами по большому пальцу малыша, произнеся слово «ласточка». Дальше произносите это же слова, но проводите по другому пальцу. Повторите это же действие еще несколько раз. Дальше, не меняя интонацию, произнесите одновременно с поглаживанием детского пальца слово «перепелочка». Суть игры состоит в том, что ребенок на слове «перепелочка» быстро одергивает руку, чтобы взрослый ее не поймал. Предложите школьнику самому побыть в роли охотника на перепелку.
    • Попросите детей зажать руки в кулак. Одновременно они вытягивают мизинец на левой руке вниз, а большой палец правой руки вверх. Потом большой палец убирается в кулак, а мизинец этой же руки одновременно вытягивается. Левая рука поднимает большой палец вверх.

    Пальчиковые игры вызывают у детей большой интерес, поэтому технология их выполнения должна быть известна каждому взрослому.

    Таким образом, технология развития мышления у детей состоит из множества игр, упражнений и методик. Развивать мышление нужно обязательно, чтобы избежать несбалансированного развития будущего члена общества. Не полагайтесь на школьную программу и учителей, выделите время для регулярных домашних занятий.

    «Зачеркни лишнее»

    Для занятия вам потребуются карточки с рядами из 4-5 слов или чисел.

    Ребенок, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов или чисел ряда, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.

    Вариант 1

    Слова объединены по смыслу.

    Кастрюля, сковорода, мяч , тарелка.

    Ручка, кукла , тетрадь, линейка.

    Рубашка, туфли , платье, свитер.

    Стул, диван, табуретка, шкаф.

    Веселый, смелый , радостный, счастливый.

    Красный, зеленый, темный , синий, оранжевый.

    Автобус, колесо , троллейбус, трамвай, велосипед.

    Вариант 2

    Слова объединены не по смыслу, а по формальным признакам (например, начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка, одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении такого ряда нужно следить, чтобы совпадал только один признак. Выполнение упражнения требует высокого уровня развития внимания.

    Телефон, туман, порт , турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)

    Апрель, спектакль, учитель, снег , дождь. (Четыре слова заканчиваются на «Ь».)

    Стенка, паста, тетрадь , ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает на первый слог.)

    Рисунок, сила, ветер , жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)

    Вариант 3

    16, 25, 73, 34 (73 - лишнее, у остальных сумма цифр равна 7)

    5, 8, 10, 15 (8 - лишнее, остальные делятся на 5)

    64, 75, 86, 72 (72 - лишнее, у остальных разница цифр равна 2)

    87, 65, 53, 32 (53 - лишнее, у остальных первая цифра больше второй на 1)

    3, 7, 11, 14 (14 - лишнее, остальные нечетные)

    «Слова-невидимки»

    Для занятия вам потребуется напечатать слова, в которых буквы перемешались.

    Например, было слово «книга», стало - «нкаги». Это злая волшебница рассердилась и сделала все слова невидимками. Нужно вернуть каждому слову прежний, правильный, вид. Выполнение задания требует высокой концентрации внимания. Во время выполнения упражнения тренируется умение анализировать материал.

    Вариант 1

    Восстанови правильный порядок букв в словах.

    Дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.

    Селноц, имза, чените, тарм, мьясе.

    Пмисьо, кроилк, бубакша, стовефор, бомегет.

    Ковора, кируца, шакок, сакоба.

    Вариант 2

    Чтобы ребенку интереснее было выполнять задание, можно сгруппировать слова в столбики так, что после расшифровки первые буквы правильно написанных слов будут тоже образовывать слово.

    Правильно напиши слова-невидимки и прочитай новое ело во, состоящее из первых букв расшифрованных слов.

    ПТЛАОК –

    ЧРЕКА –

    ГИРА-

    ВДУЗОХ –

    АДЕ-

    БРУАТ –

    Ответ: привет.

    ВАУД –

    УРВАК –

    ЧИКО –

    КССЛА –

    Ответ: урок.

    КСОТМЮ –

    ЛЬЮИ –

    ОТНОГЬ –

    ОКНЕА –

    Ответ: кино.

    ПОСЕК –

    ОВУБЬ –

    КОДЧА –

    АВСУТГ-

    ЧЕРЬ –

    ОБАДИ –

    ХУКЯН –

    Ответ: подарок.

    Вариант 3

    Восстанови правильный порядок букв в словах и найди среди них одно лишнее по смыслу.

    1. Здесь животные-невидимки, но одно слово лишнее (окунь).

    Язац, девьмед, блаке, нокьу, лвок.

    2. Здесь цветы-невидимки, но одно слово лишнее (береза).

    Пьюалтн, зора, бзереа, снарсиц, лыднаш.

    3. Здесь деревья-невидимки, но одно слово лишнее (желудь).

    Оинса, бду, жулдье, нелк.

    Вариант 4

    Найди в одном слове другое с помощью перестановки букв.

    1. Найди животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах.

    Сила, соль, банка, пион.

    2. Найди в слове игру-невидимку.

    Шишка.

    3. Найди в слове дерево-невидимку.

    Насос.

    4. Найди в слове предмет одежды-невидимки.

    Лапоть.

    5. Найди в слове цветок-невидимку.

    Мошкара.

    Вариант 5

    В одном слове спрятано много слов-невидимок. Например, в самом слове «слово» прячутся несколько слов: волос, соло, вол и лов. Попробуй отыскать как можно больше слов-невидимок в словах:

    подушка

    клавиатура

    ракета

    магазин

    подарок

    родители

    «Другая буква»

    В этом упражнении даны загадки и задания, по условиям которых, заменив одну букву в слове, можно получить новое слово. Количество букв в словах менять нельзя. Например: дуб - зуб, сон - сом, пар - пир.

    Вариант 1

    Отгадай загадки.

    Могут в школе нам поставить,

    Если ничего не знаем.

    Ну а если с буквой «Т»,

    То мяукнет он тебе. (кол - кот)

    По нему любой пройдет.

    С буквой «П» - со лба он льет. (пол - пот)

    Если «К» - хозяйка плачет.

    Если «Г» - лошадка скачет. (лук - луг)

    С «Р» - актерская она,

    С «С» - на кухне всем нужна. (роль - соль)

    С буквой «Д» - в квартиру вход,

    С буквой «3» - в лесу живет. (дверь - зверь)

    С «Д» - мама в платье наряжает,

    С «Н» - в это время засыпают. (дочь - ночь)

    С «Л» - не выручил вратарь,

    С «Д» - меняем календарь. (гол - год)

    С буквой «К» - она в болоте,

    С «П» - на дереве найдете. (кочка - почка)

    С «Т» - он на огне с едой,

    С «3» - с рогами, с бородой. (котел - козел)

    С «Р» - и прятки, и футбол.

    С «Л» - ей делают укол. (игра - игла)

    Вариант 2

    Даны слова с одной пропущенной буквой. Образуй как можно больше слов, подставляя на место пропуска по одной букве, как в образце.

    Образец: ...оль - роль, соль, моль, боль, ноль.

    Ро... -

    Очки -

    Ба... -

    Ар -

    Ара -

    Айка -

    Ень -

    Ом -

    Вариант 3

    Получи из одного слова другое через цепочку слов путем замены одной буквы на каждом этапе. Например, как получить из слова «дым» слово «гол»? Необходимо сделать несколько преобразований: дым - дом - ком - кол - гол. В цепочке можно использовать только имена существительные, каждый раз меняется только одна буква. Выполняя это упражнение, ребенок учится анализировать и прогнозировать результат. Желательно достигать цели за наименьшее количество ходов, то есть выигрывает тот, у кого цепочка короче.

    Получи из слова «миг» слово «пар», из слова «сыр» слово «рот», из слова «дом» слово «шар», из слова «миг» слово «час».

    «Домики»

    Выполнение математических заданий формирует логическое мышление. Мы предлагаем игру «Домики», содержание которой может усложняться в зависимости от уровня знаний ребенка.

    Вариант 1

    Поставь в свободное окошко домика один из знаков математических действий так, чтобы получить число на крыше.

    Вариант 2

    Поставь в свободные окошки домика один из знаков математических действий, чтобы в результате получить число на крыше. В этих заданиях возможно несколько решений.

    «Ребусы»

    Мы предлагаем вам научить детей разгадывать ребусы. Это занятие отлично развивает логическое мышление, приемы анализа и синтеза. Чтобы научиться разгадывать ребусы, нужно ознакомиться с особыми правилами их составления.

    Основные правила разгадывания ребусов

    1. Загадывается имя существительное в именительном падеже.

    2. Части слова иногда изображаются рисунками или символами. Они могут читаться по-разному. Например: 1 - единица, кол, один. Нужно проверять все варианты.

    3. Запятые перед рисунком или символом указывают на количество букв, которые нужно отбросить от начала слова, обозначенного рисунком или символом. Например: , ☆ - читается как «езда».

    4. Запятые после рисунка или символа указывают на количество букв, которые нужно отбросить от конца слова, обозначенного рисунком или символом.

    5. Если над рисунком указано равенство, например А = И, то букву А надо заменить на И.

    6. Если указано равенство 2 = И, то вторую букву в слове надо заменить на И.

    7. Буквы или рисунки могут быть изображены внутри других букв, над ними, под ними, за ними и на них. Так обозначают части слов «в», «над», «под», «за», «на».

    8. Цифры над рисунками означают изменение порядка букв в слове.

    Пользуясь правилами, разгадай ребусы.

    «Сложение и вычитание»

    Для развития умения логически мыслить, мы предлагаем увлекательные примеры на сложение и вычитание. Это особенные примеры, в которых используются не привычные для ребенка числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки. Приводим образец решения таких примеров.

    Сложение

    Дано: бу + оттенок = нераспустившийся цветок

    Решение: бу + тон = бутон

    Вычитание

    Дано: вид транспорта - о = единица измерения Решение: метро - о = метр

    Вариант 1

    Замени слова в скобках на нужные, чтобы с помощью сложения получить верное равенство.

    б + пища = несчастье

    к + насекомое = прическа у девочки

    у + ненастье с дождем = опасность

    у + загородный дом = успех

    о + противник = длинная яма

    у + ребенок-девочка = снасть рыболова

    о + орудие = край леса

    с + шерсть зверей = раздается во время веселья

    у + единица = делают больному

    м + суп из рыбы = насекомое

    у + мяч в воротах = в треугольнике

    за + загородный дом = требует решения

    ка + награда = прихоть

    о + населенный пункт = участок земли

    ав + помидор = оружие

    ба + оттенок = белый хлеб

    об + для зачерпывания пищи = на тетрадке и на книге

    ку + для ногтей = кисть руки с прижатыми к ладоням пальцами

    ко + играет актер = монарх

    по + несчастье = успех в битве

    при + сосновый лес = аппарат

    при + битва = волны у берега

    Ответы : беда, коса, угроза, удача, овраг, удочка, опушка, смех, укол, муха, угол, задача, каприз, огород, автомат, батон, обложка, кулак, король, победа, прибор, прибой.

    Вариант 2

    Замени слова в скобках на нужные, чтобы с помощью вычитания получить верное равенство.

    сосуд - а = там хранят деньги

    нравоучительное стихотворение - ня = низкий голос

    нижнее белье - ы = всего боится

    помидор - ат = отдельная книга

    мелководное место в реке - ь = им пишут на доске

    сильный страх - большой мастер = змея

    птица - местоимение = преступник

    воинская часть - к = по нему ходим дома

    волосы на лице мужчины - торжественный стих = сосновый лес

    птица - ока = мусор

    цветок - с = игра

    фантазия - та = оружие рыцаря

    в нем можно варить - ёл = домашнее животное

    на шее зимой - ф = геометрическая фигура

    молодое растение - ок = высота человека

    в них стоит вратарь - а = на одежде вокруг шеи

    вид спорта - с = у тела правый и левый

    Ответы: банк, бас, трус, том, мел, уж, вор, пол, бор, сор, лото, меч, кот, шар, рост, ворот, бок.

    «Следующее число»

    Умение сравнивать и анализировать хорошо развивается при выполнении заданий, в которых требуется выявить закономерность. Предлагаем для этого использовать ряды чисел. Ребенку необходимо обнаружить закономерность внутри ряда чисел и продолжить его следуя той же логике.

    3, 5, 7, 9 ... . (Ряд нечетных чисел, следующее число 11.)

    16, 22, 28, 34 ... . (Каждое следующее число больше предыдущего на 6, следующее число 40.)

    55, 48, 41, 34 ... . (Каждое следующее число меньше предыдущего на 7, следующее число 27.)

    12, 21, 16, 61, 25 .... (В каждой паре чисел цифры меняются местами, следующее число 52.)

    «Определения»

    Каждый предмет или явление имеет множество признаков, только мы их не всегда замечаем. При выполнении этого задания ребенок должен взглянуть на предметы и явления с разных сторон.

    Упражнение может выполняться индивидуально или коллективно, в виде соревнования.

    Вариант 1

    Придумай как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. (Задание тренирует навыки анализа, так как необходимо выделить части из целого.)

    Снег - холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д.

    Река -

    Салют -

    Облака -

    Котенок -

    Радуга -

    Вариант 2

    Обдумай перечисленные определения и угадай предмет или явление, которое они характеризуют. (Этот вариант сложнее, при выполнении тренируются навыки синтеза: необходимо объединить все признаки и определить, к какому предмету они относятся. Подсказкой является род прилагательных и причастий.)

    Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий - ветер.

    Темная, тихая, лунная, черная - ... (ночь).

    Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая - ... (дорога).

    Добрая, заботливая, любимая, красивая - ... (мама).

    Короткие, длинные, стриженые, блестящие - ... (волосы).

    Волшебная, интересная, народная, добрая - ... (сказка).

    Крепкий, душистый, сладкий, горячий - ... (чай).

    Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное - ... (лето).

    Преданная, лохматая, шумная, любимая - ... (собака).

    Круглое, яркое, желтое, горячее - ... (солнце).

    «Путаница-2»

    В этом упражнении приведены предложения, в которых некоторые слова перепутаны или заменены. Для того чтобы выполнить задания, нужно использовать логическое мышление.

    Вариант 1

    Из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.

    Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше. (с опозданием)

    Я купил батон , предъявил его проводнику и сел в поезд, (билет)

    На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан)

    На крыше бабушкиного дома была палка , из которой шел дым, когда топилась печь. (труба)

    Когда рассвело , мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело)

    Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (песке)

    Вариант 2

    А в этих предложениях слова поменялись местами, и стало очень трудно понять, о чем идет речь. Восстановите правильный порядок слов в предложениях.

    Мои площадке детской друзья на играли.

    Пятерку на языка я русского получила уроке.

    Рыбок за аквариумных интересно жизнью наблюдать.

    Всех для подарки я родственников сделал.

    Тихо на было после свежо и грозы улице.

    Можно августовском в падающие небе звезды ночном увидеть.

    «Задания с текстом»

    Для выполнения упражнения подготовьте отрывки текстов.

    Выполнение заданий с текстами отлично развивают логическое мышление. В этом упражнении мы приводим несколько вариантов таких заданий. Они применимы к любым отрывкам из незнакомых ребенку литературных произведений (сказок, рассказов и т. д.).

    Вариант 1

    Прочитайте отрывок и предложите ребенку придумать к нему 5-7 заголовков. Они должны отражать главное в содержании и быть оригинальными. Подскажите ребенку, что можно использовать слова из текста. Если упражнение выполняют несколько человек, то оно может проводиться в виде соревнования.

    Вариант 2

    Прочитайте отрывок, состоящий из 10-15 предложений, и попросите передать его содержание в 2-3 предложениях, то есть сделать краткий пересказ. Это упражнение сформирует у ребенка умение обобщать материал, выделять главное. Такие задания полезно выполнять для развития логического мышления.

    Вариант 3

    Прочитайте ребенку отрывок, пропустив среднюю часть, которую ребенок должен восполнить. Оценивается логическая связь придуманной ребенком вставки с началом и концом исходного текста.

    Вариант 4

    Прочитайте отрывок и предложите ребенку придумать продолжение текста. Это задание развивает и воображение, и логическое мышление, так как содержание продолжения должно быть обосновано предыдущими событиями, описанными в отрывке.

    «Пантомима»

    Эта игра прекрасно развивает логическое мышление. Что такое пантомима? Пантомима - это представление с помощью мимики и жестов, без слов. Минимальное количество участников - 5, один из них ведущий, остальные делятся на две команды. Ведущий загадывает слова, следит за соблюдением правил и присуждает баллы за правильное выполнение задания. Команды участвуют в игре поочередно.

    Ведущий выходит с участником первой команды из комнаты, в которой находятся остальные игроки, и называет слово. Например «баня». Игрок должен при помощи пантомимы по

    казать заданное слово своей команде, участники которой могут задавать вопросы. Показывающий не может отвечать, а может только кивать головой или использовать другие жесты. Его цель - так показать заданный предмет или явление, чтобы команда быстро отгадала. Ведущий может ограничить время на пантомиму. За каждое отгаданное командой слово присуждается 1 балл. Затем задание получает вторая команда. Игру можно проводить и с тремя участниками, один из которых ведущий. Тогда баллы не присуждаются, а просто отгадываются слова.

    Все упражнения и игры, которые предлагаются в этой статье, помогут детям овладеть приемами логического мышления, научиться логически мыслить на практическом материале. Постепенное усложнение заданий позволяет развивать логическое мышление. Это поможет ребенку в школе, сделает процесс усвоения знаний легче, интереснее и успешнее.

    Помогайте ребенку объяснением сути заданий и примерами их выполнений, которые приведены в упражнениях.

    Предлагаемые в книге упражнения позволят ребенку самостоятельно производить сравнение, анализ, синтез, классификацию.

    Овладев навыками логического мышления, ребенок научится строить умозаключения, мыслить ясно и четко, решать любые задачи. Это и есть самый верный путь к отличной учебе!

    Упражнениена развитие мышления «Древо мудрости»

    Возраст: средний, старший школьный.

    Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)

    После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

    Игра развитие мышления «Сокращение рассказа»

    Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.

    Возраст: 9-10 лет.

    Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

    Упражнение на развитие мышления «Ищем клад»

    Возраст: дошкольный.

    Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.

    В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т.д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху.

    После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

    Игра на развитие мышления «Куда уместится кошка?»

    Возраст: дошкольный.

    Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.

    Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.

    Игра на развитие мышления «Ключ к неизвестному»

    Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

    Ход игры

    1.Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

    2.Детям подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:

    К какому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет свойства? и т.д. Представьте, что перед вами изображение совершенно непонятного объекта. Какие вопросы вы можете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.

    Упражнение на развитие мышления «Дерево, лист, плод»

    Цель: Расширение представлений детей о живой природе. Возраст: дошкольный, младший школьный.

    Материал:

    Коробка с двумя отделениями;

    Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);

    Карточки с изображением листьев этих деревьев;

    Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.

    Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.

    Упражнение на развитие мышления «Собрать фигуру»

    Цели: развитие пространственных представлений, пространственного мышления и памяти; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков.

    Материалы: комплекты разрезных геометрических фигур по числу участников.

    Необходимое время: 20-25 минут.

    Процедура проведения

    Каждому участнику выдается комплект разрезных геометрических фигур, необходимых для того, чтобы собрать все эталонные фигуры. После этого ведущий демонстрирует первую фигуру собранной, разрушает ее на глазах учащихся и просит детей собрать такую же из тех деталей, которые у них есть. Последовательно демонстрируются все эталонные фигуры, которые дети должны собрать самостоятельно, без опоры на образец. Важно каждый раз убирать эталонную фигуру после ее демонстрации, не оставляя ее для соотнесения и копирования в то время, когда дети решают мыслительную задачу.

    Если участники выполняют это задание с разной скоростью, целесообразно перейти к индивидуальному показу эталонов, что позволит сохранить интерес участников к данному упражнению.

    Комментарии к занятию: Занятие будет удачным, если к этому времени ведущий сумеет установить контакт с учащимися, сформировать особый микроклимат на занятиях, отличный от атмосферы обычных уроков. Только в этом случае дети будут свободно фантазировать.

    Решение мыслительных задач будет успешным, если психологу удастся на предыдущих занятиях развить мотивацию достижения успеха в деятельности и сформировать установку на достижение положительного результата. При выполнении второго упражнения необходимо оказывать помощь в организации деятельности учащимся которые в этом нуждаются.

    Упражнение на развитие мышления «План местности»

    Цель: Развитие навыков совместной деятельности.

    Возраст: дошкольный, младший школьный.

    Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.

    Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.

    Упражнение на развитие мышления «Говори наоборот»

    Цель: развитие мышления, воображения.

    Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

    Упражнение на развитие мышления «Веселый счет»

    Цель: разогревающее упражнение. Можно использовать для развития мышления и внимания у школьников.

    Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула.

    Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

    Упражнение на развитие мышления «Развитие навыков обобщения»

    Цель: развитие навыков обобщения.

    Возраст: подростковый.

    Следует назвать обобщающее (родовое) и ограничивающее (видовое) понятия к каждому из данных понятий:

    История

    Озеро

    Наречие

    Дробь

    Повесть

    Христианство

    Кустарник

    Насос

    География

    Грамматика

    Певчая птица

    Параллелепипед

    Землевладелец

    Плотина

    Движение

    Глава

    Нос

    Излучение

    Существительное женского рода

    Осадки

    Многоугольник

    Русский писатель

    Игра на развитие мышления «Исключи лишнее»

    Цель: развитие мышление

    Возраст: младший школьный возраст.

    Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.

    Цвет:

    апельсин, киви, хурма

    цыплёнок, лимон, василёк

    огурец, морковь, трава

    сахар, пшеница, вата.

    Форма:

    телевизор, книга, колесо

    косынка, арбуз, палатка.

    Величина:

    бегемот, муравей, слон

    дом, карандаш, ложка.

    Материал:

    банка, кастрюля, стакан

    альбом, тетрадь, ручка

    Вкус:

    конфета, картошка, варенье

    торт, селёдка, мороженое

    Вес:

    вата, гиря, штанга

    мясорубка, перышко, гантели

    Упражнение на развитие мышления «Свет, зажгись!»

    Цель: формирование навыков мышления, развитие памяти на события.

    Возраст: дошкольный.

    Материал: настольная лампа или торшер.

    Ход игры:

    Скажите: «Свет, зажгись!» – и в этот момент включите лампу. При зажженной лампе расскажите ребенку его любимый стишок или спойте песенку. Затем скажите: «Свет, погасни!» – и выключите лампу.

    Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: «Пришло время помолчать». Затем снова скажите своим обычным голосом: «Свет, зажгись!» – и начинайте игру сначала. Вскоре ребенок сам будет произносить нужные слова.

    Развитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта. Буриме, лимерики, загадки как средство интеллектуального развития. Приведены логические задачи, вопросы на развитие логики. Упражнение-разминка в процедуре группового тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники играют в игру: будто они "мыслеголики" и хотят от этого излечиться. Процедура группового психологического тренинга. Участникам на короткое время показывается таблица с 25 буквами, далее по памяти следует составить слова из этих букв. Процедура группового психологического тренинга. Участники находят аналогии в несвязанных вещах. Упражнение направлено на развитие остроумия и вообще интеллекта. Упражнение поможет раскрыть интеллектуальные способности, актуализировать скрытый потенциал и развить остроумие. Выработка умения и привычки сравнивать между собой разного рода объекты, явления. Упражнение позволит несколько развить интеллект за счёт увеличения предметной силы мысли. Упражнение предназначено для индивидуального использования. Оно поможет научиться составлять словесный портрет, быстро запоминать внешний вид других людей, их характерные особенности. Развивает зрительную память. Совсем не просто думать без мата. Но надо, если есть желание повысить свой интеллект. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на раскрытие интеллектуальных способностей. Процедура группового психологического тренинга. Участники запоминают различные позы. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают иероглифы, записывают ими свои мысли. Процедура группового психологического тренинга. Участники ищут лишнее четырехзначное число. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие наблюдательности и зрительной памяти. Упражнение поможет повысить свой интеллектуальный уровень за счёт развития комбинаторных способностей. Никогда не помешает посмотреть на мир глазами дурака: с одной стороны это повысит ваше уважение к собственному интеллекту, к своим достижениям на интеллектуальном поприще, а с другой стороны - может способствовать расширению вашего мировоззрения, нахождению новых, полезных истин в самых разнообразных областях знания! Процедура группового психологического тренинга. Участники тренируются в абстрагировании-конкретизации. Упражнение по развитию наблюдательности, умения быстро оценивать личные качества других людей. Упражнение предназначено для развития понятийного мышления и в целом интеллекта. Процедура группового психологического тренинга. Участники стараются запомнить алгоритм выполнения действий с числами. Процедура группового психологического тренинга. Участники предлагают множество интерпретаций одной и той же истории. Небольшое упражнение поможет весьма эффективно развить гибкость мышления. Упражнение поможет развить интеллектуальные способности через раскрытие аналитических способностей. Упражнение развивает наблюдательность, интеллектуальные способности. Процедура группового психологического тренинга. Может использоваться как в тренингах интеллекта, так и в качестве интеллектуальной разминки иных тренингов. Участники подбирают рифмы. Упражнение поможет развить наблюдательность, умение разбираться в людях, понимать их проблемы. Процедура группового психологического тренинга. Каждый участник получает секретную инструкцию о том, как себя вести; другие должны догадаться. Упражнение направлено на развитие наблюдательности. Известное упражнение, направленное на развитие интеллектуальной гибкости. Процедура группового психологического тренинга. Участники разгадывают анаграммы: перепутаны не только буквы, но и слова. Процедура группового психологического тренинга. Упражнение направлено на раскрытие интеллектуальных способностей, развитие умения разбираться в людях. Процедура группового психологического тренинга, направленного на развитие интеллектуальных способностей. Развивает способность мыслить логично, рассудительно. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают себе суперсилу. Упражнение направлено на развитие беглости мышления. Процедура группового интеллектуального тренинга. Участники выводят разные забавные выводы из заданной аксиомы, что "все относительно". Процедура группового или индивидуального интеллектуального тренинга. Участники наводят порядок в словах пословиц. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – кто придумает наиболее длинный хиатус (череда гласных букв в осмысленном предложении). Процедура группового психологического тренинга. Участники представляют себя шахматными фигурами. Процедура группового психологического тренинга, направленная на развитие интеллектуальных способностей. Хорошо подходит для раскрепощения группы, знакомства участников между собой (для начала тренинга). Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на 2-3 команды, коллективно считают в уме. Интеллектуальное раскрепощение. Упражнения, направленные на развитие памяти через расширение объёма памяти, освоение специальных приёмов запоминания и припоминания. Несколько упражнение на развитие памяти у подросктов. Развитие произвольности внимания, а также отдельных характеристик внимания. Развитие воображения, фантазии. Развитие аналитико-комбинаторных способностей. Никому не будет лишним развить своё воображение. Хорошее воображение позволяет нашей памяти работать более качественно и эффективно, а также является надёжной опорой нашего мышления, позволяя оперировать сложными образами. Один из способов развития воображения - с помощью поэзии. Изменение привычных временных связей. Изменение привычных пространственных связей. Изменение привычных связей общности. Несколько игр на развитие зрительной памяти. Основное в развитие наглядно-образного мышления - научить создавать новые образы, раскрепостить фантазию. Данное упражнение, а точнее цикл упражнений, предназначен для развития навыков скорочтения. Несколько игр на развитие тактильной памяти. Несколько словесных игр. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы. Упражнения, направленные на развитие качественного восприятия. Развитие вербального интеллекта. Освоение мнемотехнического приема. Развитие внимания и памяти в процессе группового тренинга. Упражнение предназначено для развития памяти, вербального интеллекта. Развитие интеллекта в групповом тренинге. Развитие вербальной беглости. Формирование умения оперировать словами, точно выражать мысли. Вербальная беглость. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие понятийного мышления. Развитие ассоциативного мышления. Развитие интуитивного восприятия вероятности событий, тактических способностей. Развитие вербального интеллекта: восстановление порядка слов в пословицах. Развитие концентрации внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие понятийного мышления. Развитие логического мышления. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают словесное описание монстра. Развитие концентрации внимания, воображения. Развитие вербального интеллекта, воображения. Развитие вербальной беглости. Нужно произвести обобщение и ограничение понятий. Развитие понятийного мышления. Развитие вербальной беглости. Развитие критичности мышления, внимания, чувства языка. Развитие понятийного мышления. Развитие внимания, чувства языка. Развитие внимания. Развитие воображения. Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Интеллектуальное раскрепощение. Развитие логического мышления. Формирование установки на всесторонний анализ ситуации. Задание дисциплинирует и углубляет мышление. Развитие вербальной беглости.