Тест розенцвейга взрослый вариант онлайн. Тест фрустрации розенцвейга. Определение социальной адаптации ребёнка

Некоторые повара считают, что нет ничего страшного в плесени на продуктах, учёные согласны не всегда: есть просроченные продукты, которые могут быть опасны для здоровья. Некоторые советуют нюхать еду, чтобы не выбрасывать раньше времени…

Нюхать, а не смотреть на даты

Удивительно то, как человек мог жить до появления маркировки срока годности, которая говорит нам, до какого числа следует употребить определённый продукт. Оказывается, мы можем обходиться и без неё. Раньше в большинстве случаев мы полагались на запах продуктов, а затем решали, стоит ли это есть или нет. Сегодня около половины всего населения полагается только на маркировку по дате, указанную на упаковке, и в результате очень часто выбрасывает продукты, которые ещё пригодны для безопасного употребления. Согласно программе по обращению с отходами (WRAP – Waste Resources Action Programme), организации, которая продвигает идеи устойчивого развития, в Великобритании выбрасывается около 4,2 тонны еды ежегодно, что, помимо финансовых затрат, сильно влияет на состояние окружающей среды.

Фото Alamy, «The Guardian»

Либо мы покупаем слишком много, либо мы готовим слишком много, либо мы забываем хранить остатки должным образом. Однако самая главная причина, почему мы так много выбрасываем еды, заключается в том, что мы не употребляем её вовремя, и во многих случаях мы просто смотрим на дату на упаковке, а не на содержание, хотя эту дату можно вполне игнорировать. В феврале 2016 года в Дании открылся супермаркет, который продает только просроченные продукты. В Великобритании онлайн-сеть розничной торговли «Approved Food» продает «краткосрочные» продукты с приближающимся к концу сроком годности.

Проблема в том, что существует слишком много маркировок дат и это сбивает с толку. «В соответствии с законодательством Европейского союза, большинство продуктов должны выпускаться с указанной на них маркировкой «годен до…(дата)» или «лучше употребить до …(дата)», – поясняет руководитель отдела контроля пищевых отравлений Агентства по стандартизации продуктов питания (Food Standards Agency) Кевин Харджин (Kevin Hargin). Компании, производящие продукты питания, сами решают, какую маркировку и какой срок годности указывать на упаковке, и, как правило, делают они это совместно со своими учёными. «Всё это производится с учётом состояния и качества сырых ингредиентов, способа обработки, длительности и характера цепочки поставок, а также процесса хранения, как в местах розничной торговли, так и потребителями».

«Использование продуктов до истечения их срока годности обозначает их безопасность употребления, а маркировка с рекомендацией «лучше употребить до… » указывает на состояние качества продуктов», – говорит представитель Агентства по стандартизации продуктов питания. – Срок годности обычно применяется для маркировки свежих и скоропортящихся продуктов питания, которые могут привести к отравлению, если их срок годности истёк. Рекомендации по лучшему употреблению используются для таких продуктов, как хлеб и кондитерская выпечка, которые вряд ли смогут спровоцировать отравление, если вы съедите их по истечении рекомендуемой даты, хоть и качество этого продукта будет хуже. Срок годности и рекомендуемые даты реализации указываются для того, чтобы помогать сотрудникам магазинов при проведении акций».

В феврале 2016 года в Дании открылся супермаркет, который продает только просроченные продукты

Не каждый паникует при виде появившихся пятен плесени на упаковке томатов, срок годности которых вышел. Вы вполне можете оказаться тем, кто достанет еду из мусорного бака и будет считать её «вполне хорошей», когда кто-то другой из вашей семьи уже выбросил бы её. Вы также можете до сих пор держать у себя дома липкую бутылку из-под соуса «Табаско» 20-летней давности или консервные банки с изображением устаревшего бренда. Вполне возможно, что вы никогда не выбрасываете сыр, несмотря на то, что значительная часть его поверхности покрылась зелёным налётом – вы просто срезаете его.

Стоит ли переживать из-за указанных на упаковке дат?

«Совет такой: не следует употреблять продукты с истекшим сроком годности», – утверждает микробиолог и старший преподаватель кафедры безопасности продуктов питания университета «Bath Spa» Иэн Хэйсом (Iain Haysom). – Это необходимо, так как некоторые продукты несут в себе более высокий риск отравления, чем другие. Так, например, мясо и рыба, скорее всего, будут содержать вредные патогенные микроорганизмы, а листья салата или ростки фасоли – с меньшей вероятностью». Однако при этом на отравление могут также сильно повлиять и другие факторы: например, рабочее состояние холодильника, или то, как сильно ваш организм реагирует на попадание вредных бактерий. Некоторые микроорганизмы, такие, как кишечная палочка или сальмонелла, не повлияют на изменение запаха продукта. Вы спокойно можете съесть сыр или йогурт в закрытой упаковке, срок годности которого закончился. «Но если с вами находятся дети или больные люди, то лучше воздержаться от такого риска», – говорят специалисты. Вы также можете продлить срок годности некоторых продуктов, если их приготовите и оставите в холодильнике либо заморозите».

Фото Alamy, «The Guardian»

Если на фруктах и овощах стоит дата, то, скорее всего, это будет рекомендация по сроку их употребления, нежели срок их годности, но это только в случае, если они продаются в необработанном виде, а не в виде готовых салатов или нарезок. Такой тип обработанных пищевых продуктов, по словам Хэйсом, уже очищен и увлажнен, что создает своего рода питательную среду для поддержания жизни и роста любых бактерий. «У меня были томаты, которые пролежали в холодильнике несколько недель, а ещё яблоки, которые хранились в холодильнике месяцами», – приводит пример микробиолог. Маркировку по рекомендации употребления можно вполне игнорировать, если она стоит на консервных банках или на пакетах с сухими макаронами. «Просроченность», конечно, повлияет на потерю вкуса и качества, но это никак не повлияет на состояние здоровья. «Коллега по работе дал мне банку с овсяной кашей производства 1960-х годов; я открыл её, и все было нормально», – вспоминает Хэйсом.

Анжела Хартнетт (Angela Hartnett), шеф-повар и ресторатор:

– На работе, так как посетители платят деньги, мы используем только самые лучшие продукты, а если присутствует что-то не совсем качественное, то не станем это подавать на стол. Однако дома я не собираюсь выбрасывать несчётное количество листьев салата в мусорное ведро. У меня дома как-то оставалось немного панчетты, и на ней уже было немного плесени. И в этом не было ничего плохого, потому что это копчёное, консервированное мясо. Если я думаю, что что-то просрочено, я выбрасываю, но если я уверена, что с продуктом всё в порядке, я спокойно ем его. Я не стану выбрасывать что-то только потому, что рекомендуемая дата реализации продукта прошла. Если это что-то вегетарианское и слегка вянущее, я скорее приготовлю это, чем выброшу. Хотя я признаюсь, что не всё так просто. Я никогда не знаю, что делать с яйцами – то ли держать их в холодильнике, то ли при комнатной температуре. Но яйца не сильно долго задерживаются у меня в доме, чтобы беспокоиться, свежие они или нет. Если я готовлю пасту, то доедаю остатки на следующий день – я просто добавляю немного воды и разогреваю её.

Руби Тандо (Ruby Tandoh), кулинарный обозреватель и повар:

– В моей семье присутствует сильный инстинкт самосохранения. Мы не принимаем на себя ненужные риски. Мой отец всю жизнь вел компанию против облизывания жидкого теста из смесительной миски: он видел сальмонеллу и верную смерть в каждой капле сырого яйца. Моя сестра отдала нам свои рождественские конфеты, потому что дата их употребления прошла месяц назад, а одна из конфет приняла форму земляного ореха. Я тоже унаследовала эту настороженность по срокам годности, в чём, на самом деле, не очень приятно признаваться, если ты работаешь в мире еды. Если ты работаешь с едой, это означает, что ты находишься среди всей еды, включая сырые, вонючие и сомнительные её проявления.

Срок годности обычно применяется для маркировки свежих и скоропортящихся продуктов

Если срок годности яиц прошёл хотя бы на сутки, для меня это целое мучение: чтобы узнать, пригодны ли они для еды, я подношу их к уху и прислушиваюсь к звукам внутри них или погружаю в воду, чтобы увидеть тонет ли яйцо или нет. Если всё выглядит нормально, тогда я готовлю их, но очень осторожно и сильно зажаривая. Я хочу быть более рациональной в потреблении еды. Я хочу научиться просто соскребать плесень с продуктов, закрывать нос и есть. При тестировании рецептов для моей следующей книги я уже сделала несколько шагов в этом направлении. Несколько подвявших морковок на низу ящика для овощей могут стать хорошим ингредиентом для салата с пряной морковью и нутом, а не отодвинутыми на гарнир или, что хуже, выброшенными в мусорное ведро. Я не так безнадежна.

Тамал Рэй (Tamal Ray), пекарь, журналист издательства «G2», врач:

– Я достаточно либерален по отношению к маркировке «лучше употребить до…», но даже у меня есть предел. Однажды я был в гостях у девушки, которая приготовила огромную кастрюлю с болоньезе из говядины. Она забыла поставить её в холодильник. И болоньезе простояло в углу душной кухни три дня, пока на еде не образовался толстый слой плесени. Эта девушка пришла на кухню, когда я заваривал чай, и вспомнила, что забыла убрать кастрюлю. Прямо передо мной, она убрала всю плесень и засунула кастрюлю в холодильник. Не заметив моего ужаса на лице, она предложила мне попробовать: «Не хочешь немного?» Я отказался, у меня было чувство подступающей рвоты.

Фото Tom Hoenig/Getty Images/Westend61

Вот когда я, действительно, обращаю внимание на маркировку, это при покупке продуктов. После этого, когда я уже дома, я полагаюсь только на мои чувства. Если продукт хорошо выглядит и пахнет, и я чувствую, что с ним всё в порядке, я буду его есть. У одной моей подруги совсем другое отношение: если срок годности вышел, она это выбрасывает. Я хорошо помню, как она выбросила упакованную, хорошую на вид рыбу и картонную коробку с ещё свежим виноградом только потому, что маркированная дата прошла. Она аргументировала это тем, что уже не студентка и ей не нужно больше есть из мусорного ведра. Я ничего не смог с этим поделать. Я просто ненавижу выбрасывать еду. Тем более, даже если дата рекомендация по употреблению прошла, многие продукты мы всё ещё можем есть. Стоит всего лишь использовать немного воображения. Зачерствевшие края хлеба могут стать сухарями или гренками. Перезрелые плоды фруктов хорошо подойдут для коктейлей. Единственное, с чем стоит быть осторожными, это мясо.

Томасина Миерс (Thomasina Miers), шеф-повар и журналист «The Guardian»:

– Я проверяю продукты на запах и внешний вид, и если еда плохо пахнет и выглядит, я её выбрасываю. Я выяснила, что йогурт можно употреблять как минимум ещё одну неделю после окончания срока годности. Я не оставляю сырое мясо надолго, но я спокойно оставляю остатки приготовленной еды в холодильнике на четыре–пять дней. У меня как-то хранился лук в холодильнике в течение нескольких недель. В доме моих родителей мы нашли бутылку с кетчупом 10-летней давности, и он был ещё пригоден к употреблению. Однако, я очень осторожна с некоторыми продуктами. Проще всего отравиться сырой курицей. Варен ый рис никогда не хранится в нашем холодильнике больше, чем один день, потому что там могут завестись вредные бактерии, но рис в обжаренном виде мы можем оставить на хранение.

Данный текст является переводом статьи Эмин Сарнер (Emine Saner ) которая размещена в газете « The Guardian ». Дата доступа: 20.03.2016 г. Текст публикуется в ознакомительном порядке и не отражает мнение редакции.

Данная методика направлена на определение реакции на неудачу и изучение способов, выбранных тестируемым для разрешения возникших сложностей. Другими словами, объектом анализа выступает индивидуальная фрустрация – тип эмоционального состояния, выражающийся во внутреннем беспокойстве индивидуума как результате реакции на негативные события последних дней. Представленная методика, позволяющая сегодня пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, дает возможность изучить реакцию испытуемого на:
  • Агрессию
  • Апатию
  • Идентификацию
  • Компенсацию
  • Перемещение
  • Подавление
  • Проекцию
  • Рационализацию
  • Регрессию
  • Фантазию
  • Фиксацию
  • Относящаяся к классу проективных тестов, она предлагает тестируемому 24 жизненных ситуации. В 16 из них воспроизводится сцена какого-то момента жизни, где человек сталкивается с определенными препятствиями. В 8 тестируемый условно является объектом обвинения. При этом обе группы ситуаций имеют общий раздражитель – тот фактор, который активировал режим «столкновения с препятствием», а после вызвал ощущение фрустрации. При этом абсолютно не играет роли как человек, решивший пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, воспринимает происходящее – как «препятствие» или как «обвинение».

    Выявление скрытой агрессии и фрустрации – прикладной значение методики

    Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга ставит главной задачей – вывить скрытую враждебность испытуемого. При этом он предполагает дополнительно определение типа агрессии:
  • Внешняя (экстрапутивная) – направлена на все, что человека окружает
  • Внутренняя (интропутивная)– в роли объекта агрессии выступает сам испытуемый
  • В никуда (инпутивная)– являющаяся следствием отрицания фрустратора
  • При этом барьер (фрустратор) также мог быть неоднозначным:
  • Лишение – отсутствие возможности достичь поставленную цель
  • Потеря – лишение какой-то вещи, близкого человека, внутренней силы и т.д.
  • Конфликт – наличие ситуации, вызывающей внутреннее напряжение
  • Попутно выделялось такое понятие, как «фрустрационная толерантность» – устойчивость тестируемого к фрустрирующим ситуациям (отсутствие выраженной реакции на раздражитель).


    В конечном итоге лицам, решившимся пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, помогали не только определить адекватность реакций на происходящее, но и выявить наиболее часто используемые тестируемым способы его преодоления.

    Теоретические основы

    Каждый из полученных ответов, согласно теории Розенцвейга**, оценивается по 2-м критериям:
  • Направлению реакции
  • Типу реакции
  • В свою очередь, направление реакции может быть экстрапунитивным, интропунитивным и импунитивным. Первый тип направления реакции выражается в проявлении агрессии к внешней среде. Здесь акцент ставится на степени фрустрирующей ситуации. Индивидуум передает право разрешения проблемы кому-то на стороне. Второй тип характеризует человека с глубоким чувством самокритики. Источником проблем и лицом, способным их решить, он видит исключительно себя. Третий тип говорит о том, что человек видит происходящее следствием неизбежности. Решив пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, он в конечном итоге выясняет, что «его» решение проблем зависит только от времени и терпения.
    Тип реакции бывает препятственно-доминантным, самозащитным и необходимо-упорствующим. Первый акцентирует внимание на «препятствии» вне зависимости от того, какую оценку ему дает сам тестируемый – положительную, нейтральную или отрицательную. Второй берет за основу самозащиту. Испытуемый всеми силами пытается найти себе оправдание, ищет причины возникновения проблемы вовне. Третий тип предполагает взятие установки на удовлетворение собственных потребностей. Человек в зависимости от ряда сторонних факторов имеет разные взгляды на происходящее в то или иное время.

    Он либо ищет пути разрешения конфликта, либо перекладывает эту ответственность на другого, либо позволяет ситуации «плыть по течению», надеясь на ее разрешение спустя необходимое для этого время.

    Примечание: в знаменателе - количество стандартных пунктов, в числителе - количество баллов совпадений.

    Профили

    Суммарные баллы каждого из девяти счётных факторов за­писываются в таблицу профилей на протокольном бланке. В этой же таблице указывают общий суммарный балл и процент (от 24) всех ответов каждого направления (в строчке) и каждого типа (в столбике).

    Таблица профилей

    Тип реакции

    Сумма

    Станд.

    Сумма

    Станд.

    Средние статистические данные теста для групп здоровых лиц (в %)

    Направление реакции

    Тип реакции

    С. Розенцвейг 75 (9/12)

    Н.В. Тарабрина 62-64 (8/14)

    Нормативные показатели для категорий (в %)

    Возраст

    Направление реакции

    Тип реакции

    6-7 лет

    8-9 лет

    10-11 лет

    12-13 лет

    Средние значения GCR для детей разного возраста

    Образцы

    На основании таблицы профилей определяются образцы.

    Их всего 4: 3 основных и 1 дополнительный.

    Образец 1: Констатация относительной частоты ответов разных направлений независимо от типа реакций.

    Образец 2: отражает относительную частоту типов реакций.

    Образец 3: отражает относительную частоту наиболее час­тых трех факторов независимо от типов и направлений.

    Три основных образца позволяют легче отметить преобла­дающие способы ответов по направлению, типу и их комбинации.

    Дополнительный образец состоит из сравнения эгоблокин-говых ответов с соответствующими суперэгоблокинговыми реак­циями.

    Анализ тенденций

    Во время опыта субъект может заметно изменить своё по­ведение, переходя от одного типа или направления реакции к другому. Всякое такое изменение имеет большое значение для понимания фрустрации, так как показывает отношение субъекта к своим собственным реакциям.

    Например, испытуемый может начать опыт, давая экстра-пунитивные реакции, затем после 8 или 9 ситуаций, которые воз­буждают в нём чувство вины, начать давать ответы интрапуни-тивные.

    Анализ предполагает выявить существование таких тенден­ций и выяснить их природу. Тенденции отмечаются (записывают­ся) в виде стрелы, выше древка стрелы указывают численную оценку тенденции, определённую знаком "+" или "-". "+" - поло­жительная тенденция, "-" - отрицательная тенденция.

    Формула вычисления численной оценки тенденций:

    где a - количественная оценка в первой половине протокола; b - количественная оценка во второй половине протокола. Для того чтобы быть рассмотренной как показательная, тенденция должна вмещаться по крайней мере в 4 ответа и иметь минимальную оценку ± 0,33.

    Существует 5 типов тенденций:

      Тип 1 - рассматривают направление реакции в шкале О - D (факторы E", I", M"),

      Тип 2 - рассматривают направление реакции в шкале Е - D (факторы E, I, M),

      Тип 3 - рассматривают направление реакции в шкале N - Р (факторы e, i, m),

      Тип 4 - рассматривают направление реакции, не учитывая графы,

      Тип 5 - рассматривают распределение факторов в трех гра­фах, не учитывая направление.

    Интерпретация результатов

    Испытуемый более или менее сознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой ситуации методики. На основе этого положения полученный профиль ответов счита­ют характерным для самого субъекта. К достоинствам методики С. Розенцвейга относится высокая ретестовая надёжность, спо­собность поддаваться адаптации на различных этнических попу­ляциях.

    Содержательные характеристики отдельных показателей методики, теоретически описанные автором, соответствуют в ос­новном своим непосредственным значениям, описанным в разде­ле подсчёта показателей. С. Розенцвейг отмечал, что сами по себе отдельные реакции, регистрируемые в тесте, не являются призна­ком «нормы» или «патологии», они в этом случае - нейтральны. Значимыми для интерпретации являются суммарные показатели, их общий профиль и соответствие стандартным нормативам группы. Последний из указанных критериев, по мнению автора, является признаком адаптивности поведения субъекта к социаль­ному окружению. Показатели теста отражают не структурные личностные образования, а индивидуальные динамические харак­теристики поведения, и поэтому данный инструмент не предпола­гал психопатологическую диагностику. Однако обнаружена удов­летворительная различительная способность теста по отношению к группам суицидидентов, раковых больных, сексуальных манья­ков, престарелых, слепых, заикающихся, что подтверждает целе­сообразность его применения в составе батареи инструментов в диагностических целях.

    Отмечается, что высокая экстрапунитивность в тесте часто связана с неадекватной повышенной требовательностью к окру­жению и недостаточной самокритичностью. Возрастание экстра-пунитивности наблюдается у испытуемых после социального или физического стрессорного воздействия. Среди правонарушителей встречается, видимо, маскировочное занижение экстрапунитив-ности относительно норм.

    Повышенный показатель интропунитивности обычно ука­зывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность субъ­екта, сниженный или нестабильный уровень общего самоуваже­ния (Бороздина Л.В., Русаков С.В., 1983). У больных с астениче­ским синдромом этот показатель особенно завышен.

    Доминирование реакций импунитивного направления озна­чает стремление уладить конфликт, замять неловкую ситуацию.

    Типы реакций и показатель GCR, отличные от стандартных данных, бывают характерны для лиц с отклонениями в различных сферах социальной адаптации, в частности - при неврозах.

    Регистрируемые в протоколе тенденции характеризуют ди­намику и эффективность рефлексивной регуляции субъектом сво­его поведения в ситуации фрустрации. По предположению неко­торых авторов, выраженность тенденций в тесте связана с неста­бильностью, внутренней конфликтностью демонстрируемого эта­лона поведения.

    При интерпретации результатов применения теста в качест­ве единственного инструмента исследования следует придержи­ваться корректного описания динамических характеристик и воз­держиваться от выводов, претендующих на диагностическую цен­ность.

    Принципы интерпретации тестовых данных одинаковы для детской и взрослой форм теста С. Розенцвейга. В основе лежит представление о том, что испытуемый сознательно или бессозна­тельно идентифицирует себя с изображенным на картинке персо­нажем и потому в своих ответах выражает особенности собствен­ного «вербального агрессивного поведения».

    Как правило, в профиле большинства испытуемых в той или иной степени бывают представлены все факторы. «Полный» профиль фрустрационных реакций с относительно пропорцио­нальным распределением значений по факторам и категориям свидетельствует о способности человека к гибкому, адаптивному поведению, возможности использовать различные способы пре­одоления затруднений, сообразуясь с условиями ситуации. На­против, отсутствие в профиле каких-либо факторов указывает на то, что соответствующие способы поведения, даже если они по­тенциально имеются в распоряжении испытуемого, в ситуациях фрустрации скорее всего не будут реализованы.

    Профиль фрустрационных реакций каждого человека инди­видуален, однако можно выделить общие черты, свойственные поведению большинства людей во фрустрирующих ситуациях.

    Анализ показателей, зафиксированных в профиле фрустрационных реакций, предполагает также сопоставление данных ин­дивидуального профиля с нормативными значениями. При этом устанавливается, насколько значение категорий и факторов инди­видуального профиля соответствуют средним групповым показа­телям, имеет ли место выход за пределы верхней и нижней гра­ницы допустимого интервала.

    Так, например, если в индивидуальном протоколе отмеча­ется низкое значение категории Е, нормальное значение I и высо­кое М (все по сравнению с нормативными данными), то на осно­вании этого можно заключить, что данный испытуемый в ситуа­циях фрустрации склонен преуменьшать травмирующие, непри­ятные аспекты этих ситуаций и тормозить обращенные к окру­жающим агрессивные проявления там, где другие обычно выра­жают свои требования в экстрапунитивной манере.

    Превышающее нормативы значение экстрапунитивной ка­тегории Е является показателем повышенных требований, предъ­являемых субъектом к окружающим, и может служить одним из косвенных признаков неадекватной самооценки.

    Высокое же значение интропунитивной категории I, напро­тив, отражает склонность испытуемого предъявлять чрезмерно завышенные требования к самому себе в плане самообвинения или принятия на себя повышенной ответственности, что также рассматривается в качестве показателя неадекватной самооценки, прежде всего ее снижения.

    Категории, характеризующие типы реакций, также анали­зируются с учетом их содержания и соответствия стандартным показателям. Категория 0-D (фиксация на препятствии) показыва­ет, в какой степени субъект склонен в ситуациях фрустрации со­средоточиваться на имеющемся препятствии. Если оценка 0-D превышает установленную нормативную границу, то следует по­лагать, что испытуемый склонен чрезмерно фиксироваться на препятствии. Очевидно, что повышение оценки 0-D происходит за счет снижения оценок E-D N-Р, т. е. более активных типов от­ношения к препятствию. Оценка E-D (фиксация на самозащите) в интерпретации С. Розенцвейга означает силу или слабость «Я». Соответственно, повышение показателя E-D характеризует сла­бую, уязвимую, ранимую личность, вынужденную в ситуациях препятствия сосредоточиваться в первую очередь на защите соб­ственного «Я».

    Оценка N-P (фиксация на удовлетворении потребности), со­гласно С. Розенцвейгу, является признаком адекватного реагиро­вания на фрустрацию и показывает, в какой степени субъект про­являет фрустрационную толерантность и способен решать воз­никшую проблему.

    Общая оценка категорий дополняется характеристикой по отдельным факторам, что позволяет установить вклад каждого из них в суммарный показатель и более точно описать способы реа­гирования субъекта в ситуациях препятствия. Повышение (или, напротив, понижение) оценки по какой-либо категории может быть связано с завышенным (или, соответственно, заниженным) значением одного или нескольких составляющих ее факторов.

    Тест фрустрации Розенцвейга поможет разобраться с неизвестным в человеке, а именно выяснить, каким будет поведение в непредсказуемой ситуации, как переносятся конфликтные ситуации, препятствия и трудности на пути к цели.

    Пройти тест Розенцвейга просто, провести интерпретацию сложнее, но дорогу осилит идущий!

    • Назначение теста
    • Описание
    • Инструкция к тесту Розенцвейга
    • Материал теста: прийти тест онлайн
    • Обработка результатов теста
    • Интерпретация теста Розенцвейга
    • Анализ результатов

    Тест фрустрации Розенцвейга

    Назначение теста

    Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

    Тест разработан американским ученым Саулом Розенцвейгом.

    Сау­л Розенцвейг (Saul Rosenzweig, 07.02.1907 – 09.08.2004) - американский психолог, специалист по проблемам личности, психологической диагностики, шизофрении. Профессор университета Сент-Луис. Разработал .

    Описание теста

    Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

    Методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.

    • Ситуации «препятствия ». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.
      Изображения: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.
    • Ситуации «обвинения ». Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций 8.
      Изображения: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

    Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

    Рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта.

    Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы.

    Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета).

    Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

    Инструкция к тесту

    Для взрослых : «Вам сейчас будут показаны 24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером.

    Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».

    Материал теста — пройти тест Розенцвейга онлайн









    Обработка результатов теста

    Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга , по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции .

    По направлению реакции подразделяются на:

    • Экстрапунитивные : реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
    • Интропунитивные : реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
    • Импунитивные : фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое «со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

    По типу реакции делятся на:

    • Препятственно-доминантные . Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.
    • Самозащитные . Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего«Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
    • Необходимо-упорствующие . Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

    Для обозначения направления реакции используются буквы:

    • Е – экстрапунитивные реакции,
    • I – интропунитивные реакции,
    • М – импунитивные.

    Типы реакций обозначаются следующими символами:

    • OD – «с фиксацией на препятствии»,
    • ED – «с фиксацией на самозащите»,
    • NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности».

    Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

    Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.

    Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (взрослый вариант)

    OD ED NP
    Е Е’ . Если в ответе подчеркивается наличие препятствия.
    Пример : «На улице сильный дождь. Мой плащ был очень кстати» (рис.9 ).
    «А я рассчитывал, что мы с ней пойдем вместе» (8 ).
    Встречается главным образом в ситуациях с препятствием.
    Е . Враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо в окружении.
    Пример : «разгар рабочего дня, а вашего заведующего нет на месте» (9 ).
    «Изношенный механизм, новыми их уже не сделать» (5 ).
    «Мы уходим, она сама виновата» (14 ).
    E . Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок.
    Пример : «В больнице лежит полно людей, при чем здесь я?» (21 ).
    е . Требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию.
    Пример : «Все равно, Вы должны найти для меня эту книгу» (18 ).
    «Она могла бы объяснить нам, в чем дело» (20 ).
    I I’ . Фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятно- выгодно-полезная, как приносящая удовлетворение.
    Пример : «Мне одному будет даже проще» (15 ).
    «Зато теперь у меня будет время чтобы дочитать книгу» (24 ).
    I . Порицание, осуждение направлено на самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести.
    Пример : «Это я опять пришел не вовремя» (13 ).
    I . Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства.
    Пример : «Но сегодня выходной, здесь нет ни одного ребенка, а я очень спешу» (19 ).
    i . Субьект сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность.
    Пример : «Как нибудь сам выкручусь» (15 ).
    «Я сделаю все возможное, чтобы искупить свою вину» (12 ).
    М М’ . Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к ее полному отрицанию.
    Пример : «Опоздал так опоздал» (4 ).
    М . Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается.
    Пример : «Мы же не могли знать, что машина сломается» (4 ).
    m . Выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать, или же взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию.
    Пример : «Подождем еще минут 5» (14 ).
    «Было бы хорошо, если бы это не повторилось.» (11 ).

    Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (детский вариант)

    OD ED NP
    Е Е’ . -«А что я буду есть?» (1 );
    -«Если бы у меня был братишка, он бы починил» (3 );
    -«А она мне так нравиться» (5 );
    -«Мне тоже надо с кем-то играть» (6 ).
    Е . -«Я сплю, а ты не спишь, да?» (10 );
    -«Я с тобой не дружу» (8 );
    -«А вы выгнали из подъезда мою собаку» (7 );
    E . -«Нет, не много ошибок» (4 );
    -«Я тоже умею играть» (6 );
    -«Нет, я не обрывала твои цветы» (7 ).
    е . -«Вы должны отдать мне мяч» (16 );
    -«Ребята, куда вы! Спасите меня!»(13 );
    -«Тогда попроси кого-нибудь другого» (3 ).
    I I’ . -«Мне очень приятно спать» (10 );
    -«Это я сам в руки попался. Я и хотел чтобы ты меня поймал» (13 );
    -«Нет, мне не больно. Я просто съехал с перил» (15 );
    -«Зато теперь он стал вкуснее» (23 ).
    I . -«Бери, я больше без разрешения не буду брать» (2 );
    -«Простите, что помешал вам играть» (6 );
    -«Я поступила плохо» (9 );
    I . – «Я не хотела ее разбивать» (9 );
    -«Я хотела посмотреть, а она упала» (9 )
    i . -«Тогда я отнесу ее в мастерскую» (3 );
    -«Я сама куплю эту куклу» (5 );
    -«Я тебе свою подарю» (9 );
    -«Я в следующий раз этого не сделаю» (10 ).
    М М’ . -«Ну и что. Ну и качайся» (21 );
    -«Я и сам к тебе не приду» (18 );
    -«Все равно там будет неинтересно» (18 );
    -«Уже ночь. Я и так уже должна спать» (10 ).
    М . -«Ну, если нет денег, можешь не покупать» (5 );
    -«Я и правда маленький» (6 );
    -«Ну ладно, ты выиграл» (8 ).
    m . -«Посплю, а потом пойду гулять» (10 );
    -«Я сам пойду посплю» (11 );
    -«Она сейчас высохнет. Высушится» (19 );
    -«Когда ты уйдешь, я тоже покачаюсь» (21 ).

    Так, ответ испытуемого в ситуации №14 «Подождем еще минут пять», по направлению реакции является импунитивным (m), а по типу реакции – «с фиксацией на удовлетворение потребности» (NP).

    Сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение.

    • Если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’).
    • Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка (Е, I, M).
    • Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» обозначается строчными буквами (е, i, m).
    • Экстра- и интропунитивные реакции самозащитного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обозначаются символами Е и I .

    Появление дополнительных вариантов подсчета Е и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях «препятствия » реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях «обвинения » она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче – настойчивого самооправдания.

    Проиллюстрируем все эти обозначения на примере ситуации №1 . В этой ситуации персонаж слева (шофер) произносит: «Мне очень жаль, что мы забрызгали Ваш костюм, хотя очень старались объехать лужу».

    Возможные варианты ответов на эти слова с оценкой их с помощью вышеописанных символов:

    • Е’ – «Как это неприятно».
    • I’ – «Я совсем не испачкался». (Субъект подчеркивает как неприятно вовлекать во фрустрирующую ситуацию другое лицо).
    • М’ – «Ничего не случилось, он немного забрызган водой».
    • Е – «Вы неуклюжи. Вы недотепа».
    • I – «Ну конечно, мне надо было остаться на тротуаре».
    • М – «Ничего особенного».
    • е – «Вам придется почистить».
    • i – «Я почищу».
    • m – «Ничего, высохнет».

    Так как ответы бывают нередко в форме двух фраз или предложений, каждое из которых может, иметь несколько отличную функцию, то в случае необходимости их можно обозначить двумя соответствующими символами. Например , если испытуемый говорит: «Сожалею, что явился причиной всего этого беспокойства, но буду рад исправить положение», то это обозначение будет: Ii . В большинстве случаев для оценки ответа достаточно одного счетного фактора.

    Оценка большинства ответов зависит от одного фактора. Особый случай представляют взаимопроникающие или взаимосвязанные комбинации, используемые для ответов.

    За основу подсчета всегда принимается явное значение слов субъекта и так как ответы нередко бывают в форме двух фраз или предложений, каждая из которых может иметь отличную функцию, то можно устанавливать за одной группой слов одну счетную величину, а за другой – другую.

    Полученные данные в виде буквенных выражений (Е, I, М, Е’, М’, I ’, е, i, m) выносятся в таблицу.

    Далее вычисляется GCR – коэффициент групповой конформности , или, иначе говоря, мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Он определяется путем сравнения ответов испытуемого со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета. Ситуаций, которые используются для сравнения, всего 14. Их значения представлены в таблице. В детском варианте количество ситуаций другое.

    Общая таблица GCR для взрослых

    Номер ситуации OD ED NP
    1 М’ Е
    2 I
    3
    4
    5 i
    6 e
    7 Е
    8
    9
    10 Е
    11
    12 Е m
    13 е
    14
    15 Е’
    16 Е i
    17
    18 Е’ е
    19 I
    20
    21
    22 М’
    23
    24 М’

    Общая таблица GCR для детей

    Номер ситуации Возрастные группы
    6-7 лет 8-9 лет 10-11 лет 12-13 лет
    1
    2 Е Е/m m M
    3 Е Е; М
    4
    5
    6
    7 I I I I
    8 I I/i I/i
    9
    10 М’/Е М
    11 I/m
    12 Е Е Е Е
    13 Е Е I
    14 М’ М’ М’ М’
    15 I’ Е’; М’ М’
    16 Е М’/Е М’
    17 M m е; m
    18
    19 Е Е; I Е; I
    20 i I
    21
    22 I I I I
    23
    24 m m m M
    10 ситуаций 12 ситуаций 12 ситуаций 15 ситуаций
    • Если ответ испытуемого идентичен стандартному, ставится знак «+».
    • Когда в качестве стандартного ответа даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком «+».
    • Если ответ субъекта дает двойную оценку, и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла.
    • Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «-».

    Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина GCR испытуемого.

    Таблица для пересчета в проценты GCR для взрослых

    GCR Процент GCR Процент GCR Процент
    14 100 9,5 68 5 35,7
    13,5 96,5 9 64,3 4,5 32,2
    13 93 8,5 60,4 4 28,6
    12,5 90 8 57,4 3,5 25
    12 85 7,5 53,5 3 21,5
    11,5 82 7 50 2,5 17,9
    11 78,5 6,5 46,5 2 14,4
    10,5 75 6 42,8 1,5 10,7
    10 71,5 5,5 39,3 1 7,2

    Таблица для пересчета в проценты GCR для детей 8-12 лет

    GCR Процент GCR Процент GCR Процент
    12 100 7,5 62,4 2,5 20,8
    11,5 95,7 7 58,3 2 16,6
    11 91,6 6,5 54,1 1,5 12,4
    10,5 87,4 6 50 1 8,3
    10 83,3 5,5 45,8
    9,5 79,1 5 41,6
    9 75 4,5 37,4
    8,5 70,8 4 33,3
    8 66,6 3,5 29,1

    Таблица для пересчета в проценты GCR для детей 12-13 лет

    GCR Процент GCR Процент GCR Процент
    15 100 10 66,6 5 33,3
    14,5 96,5 9,5 63,2 4,5 30
    14 93,2 9 60 4 26,6
    13,5 90 8,5 56,6 3,5 23,3
    13 86,5 8 53,2 3 20
    12,5 83,2 7,5 50 2,5 16,6
    12 80 7 46,6 2 13,3
    11,5 76,5 6,5 43,3 1,5 10
    11 73,3 6 40 1 6,6
    10,5 70 5,5 36

    Количественная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению .

    Следующий этап – заполнение таблицы профилей. Осуществляется на основании листа ответов испытуемого. Подсчитывается, сколько раз встречается каждый из 6 факторов, каждому появлению фактора присваивается один балл. Если же ответ испытуемого оценен при помощи нескольких счетных факторов, то каждому фактору придается равное значение. Так, если ответ был оценен «Ее », то значение «Е » будет равняться 0,5 и «е », соответственно, тоже 0,5 балла. Полученные числа заносятся в таблицу. Когда таблица заполнена, цифры суммируются в колонки и строчки, а затем вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы.

    Таблица профилей

    OD ED NP сумма %
    Е
    I
    М
    сумма
    %

    Таблица для пересчета баллов профилей в проценты

    Балл Процент Балл Процент Балл Процент
    0,5 2,1 8,5 35,4 16,5 68,7
    1,0 4,2 9,0 37,5 17,0 70,8
    1,5 6,2 9,5 39,6 17,5 72,9
    2,0 8,3 10,0 41,6 18,0 75,0
    2,5 10,4 10,5 43,7 18,5 77,1
    3,0 12,5 11,0 45,8 19,0 79,1
    3,5 14,5 11,5 47,9 19,5 81,2
    4,0 16,6 12,0 50,0 20,0 83,3
    4,5 18,7 12,5 52,1 20,5 85,4
    5,0 20,8 13,0 54,1 21,0 87,5
    5,5 22,9 13,5 56,2 21,5 89,6
    6,0 25,0 14,0 58,3 22,0 91,6
    6,5 27,0 14,5 60,4 22.5 93,7
    7,0 29,1 15,0 62,5 23,0 95,8
    7,5 31,2 15,5 64,5 23,5 97,9
    8,0 33,3 16,0 66,6 24,0 100,0

    Полученное таким образом процентное отношение Е, I, M, OD, ED, NP, представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.

    На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.

    • Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа , независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е – 14, I – 6, М – 4, записываются Е > I > М.
    • Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы получили ОД – 10, ED – 6,NP – 8. Записываются: OD > NP > ED.
    • Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов , независимо от типа и направления ответа. Записываются, например, Е > Е’ > М.
    • Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» и ситуациях «обвинения» . Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчет Е и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%. Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим максимальным числом.
    Анализ тенденций

    Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого и ставит целью выяснение того, имело ли место изменение направления реакции или типа реакции испытуемого во время проведения опыта. Во время проведения опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим собственным ответам, (реакциям). К примеру, реакции испытуемого экстрапунитивной направленности, (с агрессией на окружение), под влиянием пробужденного чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.

    Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их причины, которые могут быть различны и зависят от особенности характера испытуемого.

    Тенденции записываются в виде стрелы, над которой указывается численная оценка тенденции, определяемая знаком «+» (положительная тенденция) или знаком «-» (отрицательная тенденция), и вычисляемая по формуле:

    (а-б) / (а+б) , где

    • «а » – количественная оценка проявления фактора в первой половине протокола (ситуации 1-12),
    • «б » – количественная оценка во второй половине (от 13 до 24).

    Тенденция может быть рассмотрена как показатель в том случае, если содержится как минимум в четырех ответах испытуемого, и имеет минимальную оценку ±0,33.

    Анализируются пять типов тенденций :

    • Тип 1 . Рассматривается направление реакции в графе ОD . Например фактор Е’ появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5 и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотношение равно + 0,11. Фактор I’ появляется в целом только один раз, фактор М’ появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует.
    • Тип 2 Е , I , M .
    • Тип 3 . Аналогично рассматриваются факторы е , i , m .
    • Тип 4 . Рассматриваются направления реакций, не учитывая графы.
    • Тип 5 . Поперечная тенденция – рассматривают распределение факторов в трех графах, не учитывая направления, например, рассмотрение графы OD указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 во второй половине (оценка 4). Аналогично рассматриваются графы ED и NP . В целях выявления причин той или иной тенденции рекомендуется проведение беседы с испытуемым, в процессе которой с помощью дополнительных вопросов экспериментатор может получить необходимую, интересующую его информацию.
    Интерпретация результатов теста

    Первый этап интерпретации заключается в изучении GCR, уровня социальной адаптации испытуемого. Анализируя полученные данные, можно предположить, что испытуемый, имеющий низкий процент GCR , часто конфликтует с окружающими, поскольку недостаточно адаптирован к своему социальному окружению.

    Данные, касающиеся степени социальной адаптации испытуемого, могут быть получены с помощью повторного исследования, которое заключается в следующем: испытуемому повторно предъявляются рисунки, с просьбой дать в каждом задании такой ответ, который по его мнению было бы нужно дать в этом случае, т. е. «правильный», «эталонный» ответ. «Индекс рассогласования» ответов испытуемого в первом и во втором случаях дает дополнительную информацию о показателе «степени социальной адаптации».

    На втором этапе , изучаются полученные оценки шести факторов в таблице профилей. Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого , стереотипы эмоционального реагирования , которые формируются в процессе развития, воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности. Реакции испытуемого могут быть направлены на окружающую его среду , выражаясь в форме различных требований к ней, либо на самого себя как виновника происходящего , либо человек может занять своеобразную примиренческую позицию . Так, например, если в исследовании мы получаем у испытуемого оценку М – нормальную, Е – очень высокую и I – очень низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть, можно сказать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки.

    Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл.

    • Оценка OD (тип реакции «с фиксацией на препятствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оценку OD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия.
    • Оценка ED (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает силу или слабость «Я» личности. Повышение ED означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я».
    • Оценка NP – признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешать фрустрационные ситуации.

    Третий этап интерпретации – изучение тенденций. Изучение тенденций может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.

    В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи , которые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели.

    Анализ результатов теста

    Испытуемый более или менее сознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой ситуации методики. На основе этого положения полученный профиль ответов счита­ют характерным для самого субъекта.

    К достоинствам методики С. Розенцвейга относится высокая ретестовая надёжность, спо­собность поддаваться адаптации на различных этнических попу­ляциях.

    С. Розенцвейг отмечал, что сами по себе отдельные реакции, регистрируемые в тесте, не являются призна­ком «нормы» или »патологии», они в этом случае — нейтральны. Значимыми для интерпретации являются суммарные показатели, их общий профиль и соответствие стандартным нормативам группы. Последний из указанных критериев, по мнению автора, является признаком адаптивности поведения субъекта к социаль­ному окружению. Показатели теста отражают не структурные личностные образования, а индивидуальные динамические харак­теристики поведения, и поэтому данный инструмент не предпола­гал психопатологическую диагностику.

    Однако обнаружена удов­летворительная различительная способность теста по отношению к группам суицидидентов, раковых больных, манья­ков, престарелых, слепых, заикающихся, что подтверждает целе­сообразность его применения в составе батареи инструментов в диагностических целях.

    Отмечается, что высокая экстрапунитивность в тесте часто связана с неадекватной повышенной требовательностью к окру­жению и недостаточной самокритичностью. Возрастание экстрапунитивности наблюдается у испытуемых после социального или физического стрессорного воздействия.

    Среди правонарушителей встречается, видимо, маскировочное занижение экстрапунитивности относительно норм.

    Повышенный показатель интропунитивности обычно ука­зывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность субъ­екта, сниженный или нестабильный уровень общего самоуваже­ния.

    Доминирование реакций импунитивного направления озна­чает стремление уладить конфликт, замять неловкую ситуацию.

    Типы реакций и показатель GCR, отличные от стандартных данных, бывают характерны для лиц с отклонениями в различных сферах социальной адаптации.

    Регистрируемые в протоколе тенденции характеризуют ди­намику и эффективность рефлексивной регуляции субъектом сво­его поведения в ситуации фрустрации.

    При интерпретации результатов применения теста в качест­ве единственного инструмента исследования следует придержи­ваться корректного описания динамических характеристик и воз­держиваться от выводов, претендующих на диагностическую цен­ность.

    Принципы интерпретации тестовых данных одинаковы для детской и взрослой форм теста С. Розенцвейга.

    В основе лежит представление о том, что испытуемый сознательно или бессозна­тельно идентифицирует себя с изображенным на картинке персо­нажем и потому в своих ответах выражает особенности собствен­ного «вербального агрессивного поведения».

    Как правило, в профиле большинства испытуемых в той или иной степени бывают представлены все факторы. »Полный» профиль фрустрационных реакций с относительно пропорцио­нальным распределением значений по факторам и категориям свидетельствует о способности человека к гибкому, адаптивному поведению, возможности использовать различные способы пре­одоления затруднений, сообразуясь с условиями ситуации.

    На­против, отсутствие в профиле каких-либо факторов указывает на то, что соответствующие способы поведения, даже если они по­тенциально имеются в распоряжении испытуемого, в ситуациях фрустрации скорее всего не будут реализованы.

    Профиль фрустрационных реакций каждого человека инди­видуален, однако можно выделить общие черты, свойственные поведению большинства людей во фрустрирующих ситуациях.

    Анализ показателей, зафиксированных в профиле фрустрационных реакций, предполагает также сопоставление данных ин­дивидуального профиля с нормативными значениями. При этом устанавливается, насколько значение категорий и факторов инди­видуального профиля соответствуют средним групповым показа­телям, имеет ли место выход за пределы верхней и нижней гра­ницы допустимого интервала.

    Так, например, если в индивидуальном протоколе отмеча­ется низкое значение категории Е, нормальное значение I и высо­кое М (все по сравнению с нормативными данными), то на осно­вании этого можно заключить, что данный испытуемый в ситуа­циях фрустрации склонен преуменьшать травмирующие, непри­ятные аспекты этих ситуаций и тормозить обращенные к окру­жающим агрессивные проявления там, где другие обычно выра­жают свои требования в экстрапунитивной манере.

    Превышающее нормативы значение экстрапунитивной ка­тегории Е является показателем повышенных требований, предъ­являемых субъектом к окружающим, и может служить одним из косвенных признаков неадекватной самооценки.

    Высокое же значение интропунитивной категории I, напро­тив, отражает склонность испытуемого предъявлять чрезмерно завышенные требования к самому себе в плане самообвинения или принятия на себя повышенной ответственности, что также рассматривается в качестве показателя неадекватной самооценки, прежде всего ее снижения.

    Если оценка 0-D превышает установленную нормативную границу, то следует по­лагать, что испытуемый склонен чрезмерно фиксироваться на препятствии. Очевидно, что повышение оценки 0-D происходит за счет снижения оценок E-D N-Р, т. е. более активных типов от­ношения к препятствию.

    Оценка E-D (фиксация на самозащите) в интерпретации С. Розенцвейга означает силу или слабость «Я». Соответственно, повышение показателя E-D характеризует сла­бую, уязвимую, ранимую личность, вынужденную в ситуациях препятствия сосредоточиваться в первую очередь на защите соб­ственного «Я».

    Оценка N-P (фиксация на удовлетворении потребности), со­гласно С. Розенцвейгу, является признаком адекватного реагиро­вания на фрустрацию и показывает, в какой степени субъект про­являет фрустрационную толерантность и способен решать воз­никшую проблему.

    Общая оценка категорий дополняется характеристикой по отдельным факторам, что позволяет установить вклад каждого из них в суммарный показатель и более точно описать способы реа­гирования субъекта в ситуациях препятствия.

    Повышение (или, напротив, понижение) оценки по какой-либо категории может быть связано с завышенным (или, соответственно, заниженным) значением одного или нескольких составляющих ее факторов.

    Основные психологические тесты: 10 самых популярных Симптомы аллергии — как проявляется аллергия, и что делать?

    Состояние тревожности, неудовлетворённости собой и окружающими пагубно сказывается на личности, ограничивая её возможности и способности. Поэтому так важно правильно диагностировать причины возникновения состояния беспокойства, расстройства. Для этого можно использовать несколько психодиагностик, в числе которых фрустрационный тест Розенцвейга и его детский вариант.

    Характеристика фрустрационной методики Розенцвейга

    Фрустрация - напряжённое состояние психики, которое может быть вызвано разного рода препятствиями на пути к достижению поставленных целей. При этом преграды бывают как объективными (возникшими не по вине фрустрированного человека), так и субъективными, то есть надуманными искусственно. Тест на диагностику этого состояния был предложен в 1945 году психотерапевтом из Америки Саулом Розенцвейгом.

    Целями тестирования являются:

    Диагностика ценна тем, что, кроме прочего, определяет явную и скрытую агрессию в характере. Фрустрационный тест позволяет выявить направленность злобы - на себя или на других. А также выяснить, какой путь решения конфликтных ситуаций ребёнку ближе: порицать других, мириться с трудностями или искать конструктивные решения.

    Методика была адаптирована для использования среди граждан бывшего СССР группой учёных в НИИ им. В.М. Бехтерева. В результате появилось два варианта заданий: для зрелых людей и для детей. Причём различия есть только в содержании, по форме проведения тестирования одинаковы. Проективная методика основана на исследование типов реакций человека на предложенные ему 24 картинки. На них показаны двое и более человек, ведущих диалог; задача испытуемого - придумать реплику одного из собеседников.

    Процедура проведения теста рисуночной фрустрации

    Использование стимульного материала для взрослых рекомендуется с 15 лет. Детский же вариант применяется для тестирования школьников в возрасте от 6 до 13. В период с 13 до 15 лет возможно использование обеих версий теста.

    Проводить диагностику допускается и в групповой, и в индивидуальной форме. Для глубокого анализа индивидуальная модель более информативна, так как даёт возможность оценить не только вербальную реакцию, но и настроение, мимику, жесты, зрительный контакт и так далее.

    Тестирование малышей проводится только один на один, при этом задача взрослого - записывать ответы ребёнка. Испытуемым в возрасте от 10 лет предлагается самостоятельно заполнить пустующее поле на каждой из 24 картинок ответной репликой на высказывание изображённого собеседника. Сделать это необходимо как можно быстрее, не слишком задумываясь.

    Для получения полной картины экспериментатору необходимо отмечать все важные нюансы - интонации, мимику испытуемого и так далее

    Файл: Стимульный материал (взрослый и детский вариант)

    Анализ результатов

    Обработка

    Картинки теста делятся на две группы по характеру ситуации:

    • препятствие - персонаж сбит с толку, это мешает пониманию сути проблемы или вопроса; задача испытуемого - объяснить ситуацию (карточки № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24);
    • обвинение - герой без реплик служит «мальчиком для битья», которого и нужно оправдать испытуемому (задания № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21).

    Некоторые ситуации обвинения могут приниматься за препятствие и наоборот. Поэтому важно правильно интерпретировать реакции испытуемого. Анализ реплик ребёнка проводится по двум векторам:

    • направленность реакции;
    • тип реагирования.

    Первый параметр подразумевает:

    • экстрапунитивные реакции (обозначаются буквой E) – гиперболизация создавшейся ситуации, потребность её разрешения третьими лицами;
    • интропунитивные (I) – испытуемый принимает ответственность на себя, обстоятельства воспринимаются как опыт;
    • импунитивные (M) – тревожная ситуация - нечто неизбежное, что пройдёт само по себе.

    По типу реагирования выделяются такие ответы:

    • препятственно-доминантные (OD) – испытуемый постоянно делает акцент на трудности;
    • самозащитные (ED) – ребёнок всячески пытается уклониться от ответственности, защищает своё «я»;
    • необходимо-упорствующие (NP) – тестируемый ищет конструктивное решение проблемы.

    Древнеримский историк Публий Тацит говорил: «Человеку свойственно приписывать всякую случайность чьей-либо вине».

    Если в ответе акцент смещается на препятствия, то рядом с буквой направленности реакции ставится чёрточка (Е’, I’, М’). Ответы, в которых ребёнок делает ставку на самозащиту, не помечаются никак. Когда же реплика тестируемого выражает желание удовлетворить потребности, её помечают строчной буквой.

    Смысловая наполненность исследуемых факторов представлена в таблице (в скобках указан номер ситуации):

    OD ED NP
    Е Е’. -«А что же буду кушать я?» (1);
    -«Если бы я имел брата, он смог бы мне помочь» (3);
    -«Мне она так даже больше нравится» (5);
    -«Я хочу с кем-то играть тоже» (6).
    Е. -«Я буду спать, а ты нет, правильно?» (10);
    -«Я не желаю с тобой дружить» (8);
    -«А ведь это вы выгнали из парадного мою собаку» (7);
    E. -«Нет, совершенно немного ошибок» (4);
    -«Я тоже очень хочу играть, и опыт у меня есть» (6);
    -«Нет, я не забирала твои цветочки» (7).
    е. -«Вы должны обязательно отдать мне этот мяч» (16);
    -«Ребята, куда же вы! Мне нужна помощь!»(13);
    -«Тогда обратись к кому-нибудь ещё» (3).
    I I’. -«Я очень люблю спать» (10);
    -«Я поддался, чтобы ты смог меня всё-таки поймать» (13);
    -«Нет, мне совсем не больно» (15);
    -«Зато теперь он стал значительно вкуснее» (23).
    I. -«Бери, а я больше никогда без разрешения ничего не возьму» (2);
    -«Мне стыдно, что я помешал вам играть» (6);
    -«Я сделала очень плохо» (9);
    I. – «Я вовсе не хотела её толкать» (9);
    -«Мне хотелось её лучше рассмотреть, а она случайно упала» (9)
    i. -«Тогда я обязательно отнесу ее в ремонт» (3);
    -«Я сама хочу купить эту куклу» (5);
    -«Я с удовольствием подарю тебе своего пупса» (9);
    -«В следующий раз эту ошибку я не повторю» (10).
    М М’. -«Ну и ладно, качайся на здоровье!» (21);
    -«Я и сам могу к тебе прийти» (18);
    -«Там наверняка будет не очень интересно» (18);
    -«Уже поздно. Мне пора спать» (10).
    М. -«Ну, если денег мало, то можно и обойтись» (5);
    -«Я ведь и правда ещё не взрослый» (6);
    -«Ну ладно-ладно, ты одержал победу в этот раз» (8).
    m. -«Сейчас я посплю, а потом, может, пойду на улицу» (10);
    -«Я и сам пойду отдыхать» (11);
    -« Подождём ещё минут пять. Она скоро высохнет и высушится» (19);
    -«Когда тебе надоест, я тоже покатаюсь» (21).

    Так, испытуемый в ситуации №14 («Подождём ещё минут пять») проявил импунитивную реакцию (m), тип которой можно определить «с фиксацией на удовлетворение потребности» (NP). Эти ответы являются стандартизированными: если реплика ребёнка совпадает с образцом, то он получает 1 балл. Школьник дал ответ, содержащий двойную оценку, одна из которых совпала с образцом (например, в ситуации №2, где девочка отбирает самокат у мальчика, могла бы быть ещё и такая реакция: «Ты постоянно жадничаешь, вот я и забрал силой») - выставляется 0,5 очка. За несовпадение не засчитывается ничего.

    Те ситуации, на которые в таблице нет ответов, при подсчёте не принимаются во внимание - это так называемые «свободные» решения.

    Сводная таблица стандартизированных ответов:

    Номер
    исследуемой ситуации
    Возраст
    6–7 лет 8–9 лет 10–11 лет 12–13 лет
    1
    2 Е Е/m m M
    3 Е Е; М
    4
    5
    6
    7 I I I I
    8 I I/i I/i
    9
    10 М’/Е М
    11 I/m
    12 Е Е Е Е
    13 Е Е I
    14 М’ М’ М’ М’
    15 I’ Е’; М’ М’
    16 Е М’/Е М’
    17 M m е; m
    18
    19 Е Е; I Е; I
    20 i I
    21
    22 I I I I
    23
    24 m m m M
    10 ситуаций 12 ситуаций 12 ситуаций 15 ситуаций

    Интерпретация

    Определение социальной адаптации ребёнка

    Подсчёт GCR на основе ответов детей младшего школьного возраста:

    GCR Процент GCR Процент GCR Процент
    12 100 7,5 62,4 2,5 20,8
    11,5 95,7 7 58,3 2 16,6
    11 91,6 6,5 54,1 1,5 12,4
    10,5 87,4 6 50 1 8,3
    10 83,3 5,5 45,8
    9,5 79,1 5 41,6
    9 75 4,5 37,4
    8,5 70,8 4 33,3
    8 66,6 3,5 29,1

    Таблица GCR для детей среднего школьного возраста

    GCR Процент GCR Процент GCR Процент
    15 100 10 66,6 5 33,3
    14,5 96,5 9,5 63,2 4,5 30
    14 93,2 9 60 4 26,6
    13,5 90 8,5 56,6 3,5 23,3
    13 86,5 8 53,2 3 20
    12,5 83,2 7,5 50 2,5 16,6
    12 80 7 46,6 2 13,3
    11,5 76,5 6,5 43,3 1,5 10
    11 73,3 6 40 1 6,6
    10,5 70 5,5 36

    Расчёт GCR помогает определить, хорошо ли ребёнок адаптирован в обществе или же есть проблемы

    Эти показатели трактуются так:

    • 12–10,5 (15–13,5) - ребёнок хорошо адаптирован в социуме;
    • 10–8 (13–11) - в целом адаптация успешна, но периодически тестируемый испытывает напряжение (чаще всего в отношениях со взрослыми, которые не являются близкими родственниками - например, учителями);
    • 7,5–6,5 (10,5–7,5) - довольно часто возникают ситуации фрустрации, но ребёнок справляется с ними сам;
    • 6–4 (7–5,5) - беспокойство и напряжение сопровождают любое начинание школьника, для преодоления препятствий ему нужна помощь авторитетных взрослых;
    • 3,5–2 (5–2,5) - ребёнок часто испытывает беспокойство, которое иногда перерастает в агрессию, направленную на сверстников;
    • 1,5–1 (2–1) - напряжение и агрессия направлены на всех окружающих малыша, чтобы справиться с ней, ему нужна помощь специалиста.

    Если процент ниже 50, то имеет смысл говорить о недостаточной адаптивности. В этом случае может помочь повторная работа школьника со стимульным материалом к рассматриваемому тесту. Экспериментатору понадобится проанализировать возможные рассогласования с образцом, чтобы определить характер фрустрации. Но в этом случае работать с ребёнком должен квалифицированный детский психолог.