Сопоставьте педагогическую категорию с ее определением. Основные компоненты целостного педагогического процесса

1. Освоение системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

2. Процесс специально организованного педагогического взаимодействия, обеспечивающего формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта поведения.

3. Самостоятельное преобразование себя, своих знаний, умений и навыков.

4. Усвоение человеком ценностей, норм установок, присущих в данное время обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

o образование (1); о социализация (4); о воспитание (2); о самообразование (3).

Установите соответствие понятий и их определений.

1. Система важнейших требований и положений, обеспечивающих эффективное функционирование учебного процесса.

2. Система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности.

3. Целенаправленный процесс и результат овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений и навыков и формирования на этой основе мировоззрения личности.

4. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.

o принципы обучения (1); о воспитание (4).

o целенаправленная передача опыта старших поколений младшим (1);

o формирование знаний, умений и навыков учащихся (3);

o стихийное усвоение норм и ценностей общества (4);

o биосоциальный процесс количественных и качественных изменений личности (2).

Сопоставьте педагогическую категорию с ее определением.

1. Организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической концепцией.

2. Формулировка педагогом противоречия, возникшего в конкретной педагогической ситуации, решение которого требует дополнительного знания, умений или накопления опыта.



3. Педагогическое явление, выступающее в качестве движущей силы, источника или механизма развития другого педагогического явления.

4. Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение педагогической цели.

o педагогическая проблема (2); о педагогическая технология (1);

o педагогический процесс (4); о педагогический фактор (3).

110. РАЗДЕЛ ПЕДАГОГИКИ, изучающий закономерности и принципы организации процесса обучения, называется…

o дидактикой ; о теорией воспитания;

o педагогической технологией; о управлением образовательными системами.

111. Специальная педагогическая наука, разрабатывающая основы, принципы, методы, формы, средства обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, называется…

o сурдопедагогика ; о тифлопедагогика;

o коррекционная педагогика; о суггестопедагогика.

112. Педагогика тесно связана с физиологией, так как учителю необходимо знание…

o законов объективного детерминизма педагогических явлений;

o биологических факторов развития ребенка;

o основ семейного воспитания;

o уровня воспитанности школьников.

113. Наука социология позволяет педагогике…

o учитывать факторы, влияющие на развитие человека;

o учитывать условия, способствующие развитию взаимоотношений участников педагогического процесса;

o определять основные научные направления развития;

o учитывать социальные условия, которые в большей или меньшей степени способствуют воспитанию человека.

114. Религиозные ценности явились определяющими для содержания образования в …

o эпоху Возрождения; о Древнем Мире; о средние века ; о первобытном обществе.

Возрасту от 0 до 2-х лет в концепции Ж. Пиаже соответствует _________ стадия интеллектуального развития.

o формально операционная; о дооперационная;

o сенсорномоторная ; о конкретно операционная.

116. Движущими силами ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА являются его…

o противоречия ; о методы; о формы; о закономерности.

Отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития реализует на практике принцип ___________ педагогического процесса.

o наглядности; о гуманистической направленности ;

o научности; о преемственности.

118. Выделение в педагогических процессах и явлениях общих черт является сущностью МЕТОДА…

o моделирования; о абстрагирования; о конкретизации; о обобщения .

119. К эмпирическим (практическим) методам педагогического исследования относится…

o беседа, классификация, синтез, шкалирование;

o наблюдение, анализ, эксперимент, интервьюирование;

o наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент.

Способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий – это ___________ исследования.

o действия; о результат; о методы ; о приемы.

121. Выявление причинно-следственных связей в педагогических процессах и явлениях реализуется через…

o шкалирование; о наказание; о эксперимент ; о анкетирование.

122. К технологическому компоненту педагогического процесса НЕ относятся…

o цели воспитания; о образовательные технологии ;

o методы воспитания; о формы организации обучения.

123. Соответствие содержания, форм и методов педагогического процесса современному уровню развития научного знания реализует на практике принцип…

o наглядности; о научности ; о гуманистической направленности; о преемственности.

Одной из существенных характеристик педагогического процесса является его технологизация - соблюдение содержания и последовательности учебно-воспитательных этапов, требует особого внимания к использованию, развитию и вдохе усовершенствованию педагогических технологии.

Педагогическая технология (греч techne - мастерство и logos - слово, учение) - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подход и композицию форм, методов, способов, прием мел, средств (схем, чертежей, диаграмм, карт) в учебно-воспитательном процессеі.

ЮНЕСКО трактует педагогическую технологию как системный метод создания, применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия с целью оптимизации фор рм образований.

Понятие"педагогическая технология"несколько шире понятия"учебная технология", поскольку охватывает и воспитательные технологии. В педагогической литературе используются как тождественные понятия"технология обучения я"и"учебная технология"Бытует мнение, что понятие"технология обучения"является несколько узким от понятия"учебная технология", поскольку понятие"технология обучения"побуждает рассматривать конкретную техно логию, которая позволяет хорошо обучать, то есть высокоэффективной, а понятие"учебная технология"является менее целенаправленным и позволяет рассматривать различные технологии обучения огія" є менш цілеспрямованим і дає змогу розглядати різні технології навчання.

Педагогическая технология должна удовлетворять такие методологические требования:

Концептуальность (каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, которая обеспечивает философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей)

Системность (педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логику процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность);

Управляемость, которая предусматривает диагностическое планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

Эффективность (педагогические технологии существуют в конкретных условиях и должны быть эффективными результат тами и оптимальными затратами, гарантировать достижение определенного стандарта обучения);

Воспроизводимость, что делает возможным применение (повторение, воспроизведение) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами

Каждая педагогическая технология может быть эффективной при условии психологической обоснованности, практической направленности. Разработка и применение любой педагогической технологии требует творческой активнос сти педагогов и учащихся, привлечения их к творческой участия в разработке технологического инструментария: составление технологических схем, карт, организации технологических форм воспитания и обучения. Активность пе дагога оказывается в глубоком знании психологических особенностей учащихся, внесении корректив в развертывание технологического процесса, организации взаимных консультаций, взаимопроверки и взаимооценкики.

Результат педагогической технологии зависит от уровня мастерства педагога, его общего развития, общего психологического климата в коллективе, материально-технического оснащения, настроенности ученики и.

целом педагогическая технология приближает педагогику к точным наукам, а педагогическую практику делает организованным, управляемым процессом с предполагаемыми положительными результатами

. Вопросы. Задача

1. Раскройте сущность педагогического процесса , охарактеризуйте его структуру. Почему среди компонентов педагогического процесса ведущую роль играет педагог?

2. Охарактеризуйте основные закономерности целостного педагогического процесса

3. Можно разделять основные принципы педагогического процесса на важные и неважные?

4. Обоснуйте необходимость целостного подхода к применению на практике различных педагогических технологий

. Литература

Диалог культур и духовное развитие человека:. Материалы. Всеукраинской научно-практической конференции -. К, 1995. Лихачев. Б. Т. Педагогика -. М, 1996

Образовательные технологии:. Учебное пособие /. Под ред 0. М пехота -. К, 2002

Селевко. Г. К. Современные образовательные технологии:. Учебное пособие -. М:. Народное образование, 1998

Понятия «педагогическая культура» и «педагогическая деятельность» не тождественны, но едины. Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой учителя, предстает как способ реализации профессиональной деятельности в единстве целей, средств и результатов. Многообразные виды педагогической деятельности, образуя функциональную структуру культуры, имеют общую предметность как результирующую ее форму в виде специфических задач. Решение задач предполагает осуществление индивидуальных и коллективных возможностей, а сам процесс решения педагогических задач представляет собой технологию педагогической деятельности, характеризующей способ существования и функционирования профессионально-педагогической культуры учителя.

Анализ понятия «технология» свидетельствует о том, что если на первых порах оно ассоциировалось в основном с производственной сферой деятельности человека, то в последнее время стало предметом многих психолого-педагогических исследований. Возросший интерес к педагогической технологии можно объяснить следующими причинами:

многообразные задачи, стоящие перед образовательными учреждениями, предполагают развитие не только теоретических исследований, но и разработку вопросов технологического обеспечения образовательного процесса. Теоретические исследования раскрывают логику познания от изучения объективной реальности к формулировке законов, построению теорий и концепций, в то время как прикладные исследования анализируют педагогическую практику, аккумулирующую научные результаты;

классическая педагогика с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения и воспитания не всегда оперативно реагирует на научное обоснование многих научных идей, подходов, методик; отстает, а часто и сдерживает внедрение новых приемов и способов педагогической деятельности;

широкое внедрение в образовательный процесс информационных технологий и компьютерной техники потребовало существенного изменения традиционных способов обучения и воспитания;

общая педагогика остается очень теоретической, методика обучения и воспитания - очень практической, поэтому требуется промежуточное звено, позволяющее в действительности связать теорию и практику.

Рассматривая педагогическую технологию в контексте профессионально-педагогической культуры, правомерно выделить в ее структуре и такой элемент, как технология педагогической деятельности, фиксирующий совокупность приемов и способов целостного осуществления педагогического процесса. Введение в научный оборот понятия «технология педагогической деятельности» предполагает построение такой модели, которая основывалась бы на идеях системного, целостного подходов, рассмотрения педагогической деятельности как процесса решения многообразных педагогических задач, являющихся по своей сути задачами социального управления. Технология педагогической деятельности рассматривается через призму решения совокупности педагогических задач по педагогическому анализу, целеполаганию и планированию, организации, оценке и коррекции. Технология педагогической деятельности, таким образом, представляет собой реализацию приемов и способов управления образовательным процессом в школе.

Педагогическая задача, выражая единство цели субъекта деятельности и условий, в которых она решается, должна отвечать ряду требований, для реализации которых и осуществляются педагогические действия как способы решения педагогических задач.

Способы решения задачи могут быть алгоритмическими или квазиалгоритмическими. Алгоритмический способ применяется в том случае, если процедура решения задачи состоит из эффективных операций и не содержит неоднозначно детерминированных разветвлений. Квазиалгоритмический способ решения задачи содержит неоднозначно детерминированные разветвления, определяемые условиями реально поставленной задачи. В педагогической практике преобладают квазиалгоритмические способы решения задач. Высокий уровень решения задач в деятельности педагога обусловлен наличием разнообразных моделей, конструкций решения, зафиксированных в памяти индивида. Часто адекватное решение не находится не потому, что нет «в запасниках» памяти адекватных способов решения, а потому, что учитель (часто начинающий) не видит и не принимает самой ситуации, требующей решения.

Исходя из особенностей педагогической деятельности учителя, логической обусловленности и последовательности его действий, операций по ее осуществлению, можно выделить следующие бинарные группы педагогических задач:

аналитико-рефлексивные - задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса и его элементов, субъект-субъектных отношений, возникающих затруднений и др.;

конструктивно-прогностические - задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработки и принятия педагогического решения, прогнозирования результатов и последствий принимаемых педагогических решений;

организационно-деятельностные - задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;

оценочно-информационные - задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка;

коррекционно-регулирующие - задачи коррекции хода, содержания и методов педагогического процесса, установление необходимых коммуникационных связей, их регуляция и поддержка и др.

Названные задачи могут быть рассмотрены как самостоятельные системы, представляющие собой последовательность действий, операций, характеризующих конкретные виды технологий педагогической деятельности учителя. Анализ структуры педагогической деятельности позволяет выделить систему действий, так как понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем конкретным видам педагогической деятельности, но не сводится ни к одному из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного. Это позволяет совершить восхождение от абстрактного к конкретному и воссоздать в познании объект педагогической деятельности в его целостности.

Выделенные группы педагогических задач являются типичными для учителя как субъекта профессиональной деятельности, тем не менее предполагают их творческое индивидуально-личностное решение в конкретной педагогической реальности.

4. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры

Представляя собой постоянно обогащающийся ценностный потенциал общества, педагогическая культура не существует как нечто данное, материально зафиксированное. Она функционирует, будучи включенной в процесс творчески активного освоения личностью педагогической реальности. Профессионально-педагогическая культура учителя объективно существует для всех учителей не как возможность, а как реальность. Овладение ею осуществляется лишь теми и через тех, кто способен к творческому распредмечиванию ценностей и технологий педагогической деятельности. Ценности и технологии наполняются личностным смыслом лишь в процессе творческих исканий и практической реализации.

В современной науке творчество многими исследователями рассматривается в качестве интегративного, системообразующего компонента культуры. Проблема взаимоотношения личности, культуры и творчества нашла свое отражение в трудах Н.А.Бердяева. Рассматривая глобальный вопрос взаимодействия цивилизации и культуры, он считал, что цивилизация в известном смысле старее и первичнее культуры: цивилизация обозначает социально-коллективный процесс, а культура более индивидуальна, она связана с личностью, с творческим актом человека. В том, что культура создается творческим актом человека, Н. А. Бердяев видел его гениальную природу: «Творчество есть огонь, культура же есть охлаждение огня». Творческий акт находится в пространстве субъективности, а продукт культуры - в объективной реальности.

Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Способность к педагогическому мышлению, являющемуся по своей природе и содержанию дивергентным, обеспечивает учителю активное преобразование педагогической информации, выход за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся. Рефлексивность, гуманизм, направленность в будущее и ясное понимание средств, необходимых для профессионального совершенствования и развития личности учащегося, являются характерными свойствами интеллектуальной компетентности учителя. Развитое педагогическое мышление, обеспечивающее глубокое смысловое понимание педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму собственного индивидуального профессионально-педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности.

Личностный смысл профессиональной деятельности требует от учителя достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности учителя, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др. В психологии под свойствами как чертами личности понимают устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. В этой связи заслуживает внимания точка зрения Л.И.Анцыферовой о включении в структуру личностных свойств умения организовывать, контролировать, анализировать и оценивать собственное поведение в соответствии с побуждающими его мотивами. По ее мнению, чем более привычно то или иное поведение, тем более обобщено, автоматизировано, сокращено это умение. Такое понимание генезиса свойств позволяет представить в качестве основания этих образований целостные акты деятельности с возникающими на их основе психологическими доминантными состояниями.

Творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность к шутке и др. Данные качества, выделенные А. Н. Луком, раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности.

Педагогическое творчество имеет ряд особенностей (В. И. Заг-вязинский, Н.Д. Никандров):

оно более регламентировано во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация смысла и др.) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому; если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы, часто даже необходимы, паузы между этапами творческого акта, то в профессиональной деятельности учителя они практически исключены; педагог ограничен во времени количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела и др. В ходе учебного занятия возникают предполагаемые и непредполагаемые проблемные ситуации, требующие квалифицированного решения, качество которого, выбор наилучшего варианта решения может ограничиваться в силу указанной особенности, в силу психологической специфики решения именно педагогических задач;

отсроченность результатов творческих поисков педагога. В сфере материальной и духовной деятельности ее результат сразу же материализуется и может быть соотнесен с поставленной целью; а результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма частично и относительно. Данное обстоятельство существенно затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе педагогической деятельности. Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности учителя позволяют на основе частичных результатов предвидеть и прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности;

сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности. Атмосфера творческого поиска в учительском и ученическом коллективах выступает мощным стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определенной области знаний в ходе образовательного процесса демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности;

зависимость проявления творческого педагогического потенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса. Стандартное и нестандартное учебно-исследовательское оборудование, техническое обеспечение, методическая подготовленность учителя и психологическая готовность учащихся к совместному поиску характеризуют специфику педагогического творчества;

умение учителя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение в деятельности учащихся. Способность педагога организовать общение с учащимися как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации. Педагогическое творчество, как правило, совершается в условиях открытости, публичности деятельности; реакция класса может стимулировать учителя к импровизации, раскованности, но может и подавлять, сдерживать творческий поиск.

Выделенные особенности педагогического творчества позволяют полнее понять обусловленность сочетания алгоритмического и творческого компонентов педагогической деятельности.

Природа творческого педагогического труда такова, что она имманентно содержит в себе некоторые характеристики нормативной деятельности. Педагогическая деятельность становится творческой в тех случаях, когда алгоритмическая деятельность не дает желаемых результатов. Усвоенные педагогом алгоритмы, приемы и способы нормативной педагогической деятельности включаются в огромное количество нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых требует постоянного упреждения, внесения изменений, коррекций и регулирования, что побуждает учителя к проявлению инновационного стиля педагогического мышления.

Вполне правомерным является вопрос о возможности обучения и научения творчеству. Такие возможности заложены прежде всего в той части педагогической деятельности, которая составляет ее нормативную основу: знание закономерностей целостного педагогического процесса, осознание целей и задач совместной деятельности, готовность и способность к самоизучению и самосовершенствованию и др.

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе. Для его развития необходимы благоприятная культуротворческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия. В качестве одного из важнейших объективных условий развития педагогического творчества мы рассматриваем влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического контекста, в котором творит, созидает педагог в определенном временном промежутке. Без признания и осмысления этого обстоятельства невозможно понять действительную природу, источник и средства реализации педагогического творчества. К другим объективным условиям относятся: положительный эмоциональный психологический климат в коллективе; уровень развития научного знания в психолого-педагогической и специальной сферах; наличие адекватных средств обучения и воспитания; научная обоснованность методических рекомендаций и установок, материально-техническая оснащенность педагогического процесса; наличие общественно необходимого времени.

Субъективные условия развития педагогического творчества составляют: знание основных закономерностей и принципов целостного педагогического процесса; высокий уровень общекультурной подготовки учителя; владение современными концепциями обучения и воспитания; анализ типичных ситуаций и умение принимать решение в таких ситуациях; стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция; умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение и владение педагогической технологией.

Учитель вступает во взаимодействие с педагогической культурой как минимум в трех отношениях: во-первых, когда усваивает культуру педагогической деятельности, выступая объектом социально-педагогического воздействия; во-вторых, он живет и действует в определенной культурно-педагогической среде как носитель и транслятор педагогических ценностей; в-третьих, создает и развивает профессионально-педагогическую культуру как субъект педагогического творчества.

Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и способах творческой самореализации учителя. Самореализация выступает сферой приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Проблема педагогического творчества имеет прямой выход на проблему самореализации учителя. В силу этого педагогическое творчество - это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.

В статье поговорим об основных компонентах педагогического процесса. Это очень интересная тема, так как она позволяет по-новому посмотреть на педагогику тем, кто от неё далек. Тем же, кто знаком с этой темой, будет полезно повторить материал.

Педагогический процесс

Для того чтобы говорить о компонентах чего-либо, сначала стоит рассмотреть само явление. Итак, целостный педагогический процесс представляет собой взаимодействие педагогов и студентов, которое организовано специальным образом. Направлено оно на выполнение развивающих, воспитательных и образовательных целей.

Обнаружить комплексный подход к вопросу организации педагогического процесса можно в том, что задачи обучения решаются комплексно, а не разрозненно. При этом все эти вопросы касаются не только той организации, в которой человек обучается, но и других учебно-воспитательных заведений, семьи и общественных организаций. Обучение невозможно без определённого воспитания, в то время как последнее открывает возможности для познания.

Главные компоненты педагогического процесса - это воспитание и обучение. Можно сказать, что это две стороны одной медали. Оба этих компонента чем-то разнятся, а в чем-то похожи, есть определённые взаимосвязи.

Функции

Компоненты целостного педагогического процесса включают в себя понятие функциональности. Любой процесс имеет не только цели, но и определенный набор функций. Основные из них:

  • информационная, которая заключается в том, что дети и студенты получают новую, необходимую и важную для них информацию;
  • воспитательная функция заключается в том, что личность человека претерпевает некоторые изменения, которые связаны с жизнью в социуме;
  • развивающая, которая заключается в том, что процесс обучения невозможен без комплексного развития человека;
  • социально-адаптационная функция помогает людям приспособиться к жизни в коллективе, уметь находить общий язык, вместе решать какие-то задачи;
  • аксиологическая функция заключается в том, что у людей формируется собственное мировоззрение, отношение к каким-либо событиям и явлениям, своя система ценностей.

Структурные компоненты педагогического процесса

Какова же структура? Она может быть субъектного или процессуального состава. Первая представляет собой состав всех участников процесса. То есть педагог, который работает в определённых условиях с определенными людьми. Процессуальный состав подразумевает более широкое понятие. Есть цель, которая имеет свое содержание. Для её достижения субъекты должны действовать, чтобы в итоге был достигнут результат.

Закономерности

Что касается компонентов процесса педагогического взаимодействия, то здесь большую роль играют закономерности. То есть это наиболее часто встречающаяся форма, в которой выражаются теоретические знания.

Важно понять, что именно теоретические, так как практическая часть, представленная в виде определённого набора требований и рекомендаций, может воплощаться в общих принципах и правилах.

Закономерности бывают общие и частные. Общие:

  1. Динамика развития. Эта закономерность означает, что у ученика, который более способен, промежуточные результаты будут лучше.
  2. Развитие в процессе обучения как личности. Надо понимать, что личностное развитие зависит от многих факторов: воспитания, учебной среды, наследственности, вовлеченности, используемых методов обучения и нахождения контакта.
  3. Управление. Это означает, что процесс обучения должен быть управляем. Результаты будут куда лучше, если между сторонами процесса будет налажена обратная связь.
  4. Стимулирование. Говорит о том, что качество обучения во многом зависит от того, мотивирован ли человек для хорошего обучения. Важно помнить о важности общественных, материальных, моральных и педагогических стимулов.
  5. Практика, логика и чувства. Уровень, скорость и качество усвоения материала во многом зависят от того, что ученик чувственно воспринимает информацию, логически её осмысляет и далее использует на практике.
  6. Внутреннее и внешнее. Это означает, что качество усвоения знаний зависит как от уровня и мастерства преподавания (внешняя составляющая), так и от того, работает ли человек самостоятельно (внутренняя составляющая).
  7. Обусловленность. Данная закономерность говорит о том, что результаты процесса обучения зависят от потребностей и возможностей обеих сторон.

Принципы

К компонентам педагогического процесса относятся принципы, которые во многом вытекают из закономерностей. Что же это такое? Принципами называются базовые моменты, которые задают тон организации, содержанию, формам и методам учебного процесса исходя из его целей и с учетом его закономерностей. Принципы помогают понять связь закономерностей и конечного результата и использовать её. Важно понимать, что принципы объективны, так как формируются они в результате анализа практической деятельности. Они позволяют регулировать другие компоненты педагогического процесса. Однако с другой стороны, принципы субъективны, так как в сознании каждого преподавателя они могут отражаться по-разному.

Как мы уже поняли, принципы напрямую вытекают из закономерностей. Но есть один главенствующий принцип, который заключается в гуманистической направленности. Целью гуманизации педагогического процесса является развитие гармоничной личности, которая может спокойно решать спорные вопросы. Гуманизация внедряется повсеместно на мировом уровне.

Задачи

Технологический компонент педагогического процесса заключается в его задачах.

Рассмотрим основные из них:

  • ориентация личности в плане философско-мировоззренческих вопросов;
  • создание концепции личности;
  • приобщение личности к культурным ценностям общества;
  • воспитание общечеловеческой морали, которая заключается в доброте, милосердии, толерантности и т. д.;
  • воспитание уважения и приобщения к российской ментальности;
  • развитие валеологического видения мира;
  • формирование правильного отношения к труду как социальной и личностной потребности.

Гуманитаризация

Один из основных компонентов педагогического процесса - гуманизация - включает в себя понятие гуманитаризации. Это довольно обширное понятие. Что же оно означает? Во-первых, это значит, что во всех предметах и дисциплинах, которые человек изучает, должно быть много конкретной информации о человеке, понятии человечности. То есть материал не должен быть сухим набором фактов. Во-вторых, речь идет о том, что гуманитарные предметы должны преподаваться более усовершенствованно, то есть необходимо больше уделять внимания этим предметам, квалификации преподавателей, их ведущих. Также речь идет о том, что гуманитарным предметам должна быть отдана приоритетная и главенствующая роль в образовательном процессе. Немаловажный акцент делается на том, что определённая гуманизация должна присутствовать и при ведении точных предметов, таких как математика, физика, биология, химия, информатика.

Этапы и компоненты

Есть четыре основных компонента педагогического процесса в плане его структурной организации. Это целевой компонент, который очерчивает конкретные цели. Содержательный компонент, который занимается разработкой содержания преподавания. Операционно-деятельностная составляющая говорит о том, что процесс воспитания и обучения должен происходить благодаря взаимодействию двух сторон. Оценочно-результативная составляющая состоит из оценки, проверки и анализа результатов, которые были получены в результате учебно-воспитательного процесса. Эта составляющая помогает понять эффективность занятий.

Есть три основных и простых этапа педагогического процесса:

  1. Подготовительный этап заключается в построении целей, проведении диагностики аудитории, составлении прогнозов и планов обучения.
  2. Основной этап заключается в исполнительстве. То есть происходит непосредственно само обучение, налаживание обратной связи, контроль.
  3. Заключительный этап - это момент аналитики, когда ищутся ошибки, причины неудач и разрабатываются методы для устранения отклонений.

Вот мы и разобрались с тем, что такое педагогический процесс.

Относятся:

  • цель;
  • содержание;
  • формы;
  • деятельность педагога, которая реализуется через педагогические задачи, методы и средства;
  • деятельность ученика, которая определяется его личными целями, мотивами и средствами;
  • результат совместной деятельности педагога и ученика.

Педагогическое воздействие и взаимодействие должно иметь цель. Только тогда это становится организованным и управляемым процессом.

Педагогический процесс не возможен без взаимной деятельности педагога и ученика. Деятельность педагога определяется целями и задачами, которые формируются на основе социального заказа образовательной системы. Эти цели и задачи трансформируются в профессиональном сознании педагога. Педагогически целесообразными, корректными и адекватными должны быть методы и средства, которые использует педагог.

Деятельности обучаемого или детского коллектива также присущи осознаваемые и неосознаваемые цели и мотивы, с той лишь разницей, что они являются личными целями каждого ребенка и не всегда соотносятся с целями коллектива или преподавателя. Обучаемый пользуется в процессе своей деятельности методами и средствами, предложенными ему в процессе воспитания и социализации. Но чем ниже уровень опыта и знаний, тем ниже их целесообразность и адекватность решаемым проблемам. Именно поэтому в педагогическом процессе наибольшая ответственность лежит на более взрослых и компетентных. Такой подход – это не полное снятие ответственности с воспитанника. Ребенок несет ответственность за свои поступки пропорционально его возрасту, индивидуальным и половым особенностям, уровню обученности и воспитанности, уровню сформированности способности к целеполаганию.

Естественно, что деятельность двух субъектов педагогического процесса не всегда совпадает. В различных типах педагогики эта проблема решается по-разному. В авторитарной педагогике воздействия, специфика деятельности обучаемого не является фокусом для постоянного изучения и осмысления, соответственно расхождения между деятельностью педагога и ученика часто значительны. В гуманистической педагогике, которая строится на взаимодействии и сотрудничестве субъектов процесса, осуществление педагогической деятельности происходит в контакте с детьми, стабильного внимания к психо-физическому состоянию воспитанников, их проблемам и мотивам поведения. Для положительного результата педагогический процесс должен быть организован как процесс взаимодействия с проявлением информационных, коммуникативных и организационно-деятельностных связей между субъектами взаимодействия.

Результатом взаимодействия целостного педагогического процесса является система отношений и ценностей жизни в единении с деятельностью. Сущность человека проявляется именно в его деятельности. В процессе практической деятельности зарождаются отношения, проявляется ценностная система. Система таких отношений и ценностей обучаемого определят его отношение к себе, к окружающим людям, к миру в целом и делает его всесторонне развитым, воспитанным, образованным, если данная система имеет положительную направленность.

Процессуальная структура и компоненты

Если рассматривать процессуальную структуру педагогического процесса, можно выделить следующие компоненты:

  • эмоционально-мотивационный,
  • содержательно-целевой,
  • организационно-деятельностный,
  • контрольно-оценочный.

Эмоционально-мотивационный компонент целостного педагогического процесса наделен эмоциональными отношениями между его субъектами и мотивами их деятельности. Среди мотивов деятельности можно выделить:

  • мотивы воспитанников,
  • мотивы воспитателей.

Мотивы воспитанников должны формироваться в правильном направлении. Социально ценные и личностно значимые мотивы определяют результативность педагогического процесса. Важную роль в педагогическом процессе играют и мотивы воспитателей, в частности характер эмоциональных отношений между ними.

Содержательно-целевой компонент целостного педагогического процесса связывает общую, индивидуальную и частные цели воспитания, с содержанием учебно-воспитательной работы . Цели воспитания наполняются конкретным содержанием знаний, умений и навыков и отношений к действительности. Это содержание приобретает конкретное значение в отношении отдельной личности и отдельных групп, определяется возрастом субъектов взаимодействия и спецификой педагогических условий.

Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса - управление учебно-воспитательным процессом педагогами. По сути, это организация педагогической среды для формирования и развития личности ребенка, организация взаимодействия субъектов педагогического процесса. В таком взаимодействии проявляется организационная роль педагогов-профессионалов, которые обладают знаниями принципов учебно-воспитательной работы и профессиональными методами применения средств воспитания, обеспечивающих достижение целей воспитания. Средства и методы складываются в различные формы совместной деятельности педагогов и обучаемых.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса - это контроль и оценка педагогами деятельности обучаемых.

Она может выражаться в подведении итогов работы определенного этапа взаимодействия и в определении уровня развития обучаемых с целью разработки дальнейшей программы деятельности. Посредством оценки возможно социальное воздействие на деятельность личности. Важное значение контроль и оценка имеют именно для детей. Отношения между детьми и взрослыми насыщены оценочными моментами. Важное значение здесь имеет и самооценка учениками своих успехов и недостатков. Развитие способности объективно оценивать свою деятельность - важная задача и часть структуры педагогического процесса. Актуальным для педагогического процесса является контроль и оценка со стороны государства и общества. Здесь важны самоконтроль и самооценка педагогом своей профессиональной деятельности, способность к отслеживанию ее результатов и рефлексии.