Обрядовый фольклор. Какой фольклор называется обрядовым

Фольклор (англ. folklore ) — народное творчество; вид коллективной словесной деятельности, которая осуществляется преимущественно в устной форме. Фольклор делится на две группы: обрядовый и необрядовый.

К обрядовому фольклору относятся:

  • (колядки, масленичные песни, веснянки),
  • семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),
  • окказиональный (заговоры, заклички, считалки).

Необрядовый фольклор делится на четыре группы:

Еще одна фундаментальная функция - передача самой прочной культуры, ценностей и норм. С одной стороны, они создают чувство солидарности, сплоченности и непрерывности в группах, а с другой стороны, они вносят значительный вклад в создание систем убеждений группы.

Традиционные ритуалы не только направляют социальную координацию между людьми, семьями и народами или сообществами здесь и сейчас, но и между прошлым, настоящим и будущим, представленными разными поколениями. Ритуалы перехода указывают и в то же время позволяют выполнять переход от одного этапа к другому жизненного цикла. Его компонент действия изменяет роли, отношения, нормы и концепции мира во время его исполнения. Признавая, что каждый переход предполагает дисбаланс в большей или меньшей степени, ритуальные обряды обеспечивают поведенческую структуру, в которой могут произойти изменения, а затем нормализовать жизнь, которая следует за ними.

  • фольклорная драма;
  • поэзия;
  • проза;
  • фольклор речевых ситуаций.

Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов. В жизни народа обряды занимали важное место. Они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений. Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые (земледельческие) и семейные. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическую аналогию с обрядами многих народов мира. Обрядовая поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, а также выполняла психологические и эстетические функции. Обрядовый фольклор синкретичен по своей сути, поэтому его целесообразно рассматривать в составе соответствующих обрядов. Вместе с тем, существует иной, строго филологический подход. Так., Ю.Г. Круглов выделяет в обрядовой поэзии три вида произведений:

Благодаря символам, которые они охватывают, ритуалы выполняют тройную функцию: во-первых, они предоставляют многовариантные значения для поведения, привязанностей и познаний, которые непосредственно влияют на открытые или творческие части ритуалов; во-вторых, эти символы, характеризующиеся множественностью значений, вызывают сильные эмоции, объединяющие в одном и том же опыте самые разные явления, которые не могут быть связаны просто словами; и они работают одновременно с сенсорными и познавательными полюсами смысла, поэтому важно развивать потенциал для изменения мельчайших деталей, а также эстетики.

  • приговоры,
  • песни
  • причитания.

Каждый вид представлен группой жанров. Преимущественно важны песни — древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах они занимали ведущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали собственно обряд, способствовали его формированию и реализации. Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В величальных песнях поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы (Коляда, Масленица и др.). Противоположны величальным были корильные песни , которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые песни исполнялись во время различных молодежных игр; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство). Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — определять мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.

Символический характер ритуала позволяет обоим аспектам противоречия действовать и оставаться в одно и то же время. В ритуале бега петуха, например, непрерывности и изменения. Ритуалы обеспечивают поддержку и сдерживание эмоций, вызванных жизненными кризисами. Эта функция лучше всего видна в сложных жизненных ситуациях, например, смерть близкого человека. В таких ситуациях люди часто не выражают своих эмоций или чувств из страха перед подавляющей угрозой потери контроля. Именно в этих условиях именно ритуалы предпочитают и направляют выражение сильных эмоций, предотвращая их переполнение.

Источники и дополнительная информация:

  • ru.wikipedia.org — материал из Википедии;
  • feb-web.ru — материал из «Литературной энциклопедии» (30-е гг. ХХ в.);
  • lit.1september.ru — обрядовый фольклор; календарные обряды;

Предварительный просмотр:

Михайлова Екатерина Валерьевна – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №251 Кировского района Санкт-Петербурга

Точно так же они способствуют бессознательному осознанию кризиса, заставляя испытуемых рассматривать изменения, управляемые ими и их отношениями, как нечто вне их понимания. Наконец, ритуалы благоприятствуют изменениям в состоянии сознания, поскольку, по крайней мере, они фокусируют внимание участников на том, что они переживают или становятся свидетелями, создавая «состояние внимания». Несколько авторов предложили использовать неосознанные способы передачи сообщений ритуалом как возможный способ избежать возможных сознательных сопротивлений сообщениям, которые он передает.

Название работы: Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Календарно-обрядовый фольклор».

Предметная область: Литература

Класс: 6

Тема урока: «Календарно-обрядовый фольклор».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: Знакомство учащихся с понятием «календарно-обрядовый фольклор»

Празднование квинтоса как обряд посвящения. Пятые партии широко распространяются как обряд посвящения. По большей части ценность этого ритуала игнорируется и мало изучена, когда его не отрицают и даже угрожают запретом. В разных местах области, где она еще была проведена, она принимает различные вариации, которые делают ее по-разному во многих деталях, которые ее обогащают, но которые сходны в символическом аспекте. Суть церемонии капитана состоит в том, чтобы сказать, что отношения с петухом, установленным на коне, перед городом.

Что бы поддержать идею Тернера, о которой говорилось выше, что символ является минимальной единицей ритуала. В настоящее время эта церемония проводится в ряде городов на юго-востоке от провинции Замора, городов, расположенных в основном в регионе Гуареса, а некоторые - в Огненной Земле.

Планируемые результаты: знание понятия фольклор, обрядовый фольклор, основные особенности фольклора в жизни народа, заинтересовать старинной русской обрядовой поэзией, учить сопоставлять фольклорные и литературные произведения, выразительно читать фольклорные произведения.

Задачи:

1. раскрыть основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия.

Эль Пего находится на плато, приблизительно его перепись будет состоять из примерно пятисот жителей. Его экономика, как и вся территория, основана на сельском хозяйстве и животноводстве. В этих городах, как и в других обществах, темпы жизни отмечены различными событиями, которые устанавливают темпы в конце года. В этом городе ритм характеризуется сочетанием различных местных фестивалей с ритмом тяжелого труда, сбора плодов: урожая, сбора урожая, убийства и т.д.

Пятым являются мальчики и девочки, которым в настоящее время исполнилось 18 лет, то есть к ним относятся все мальчики и девочки, родившиеся в том же году. Обычно это молодые люди, которые должны быть включены в военную службу в следующем году, они входят в пятый.

2. Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией.

3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Оборудование: Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество, презентация , иллюстрации к произведениям устного народного творчества, видеосюжеты реконструкции народных обрядовых праздников, кинофильм «Вечера на хуторе близ Диканьки», фильм-сказка «Снегурочка».

Пятые партии включают в себя несколько фестивалей и церемоний, которые проводятся в течение года его «правления». Это совпадает с уже описанной идеей, что ритуал охватывает весь процесс, более широкий период времени, когда происходит главная церемония запуска петуха. Первая партия, которую они выполняют и в которой они дебютируют как пятый и пятый, - это даты праздника Пуриссимы. В ней они организуют танцы и отправляются на мессу в честь девственницы, совершая ее. В те дни официанты и девочки уже чувствуют себя главными героями партии.

Пятые одеты, как значок, только с военным шапкой, у них обычно есть пикник в деревенских подвалах, чтобы быть вместе на танцах, то есть они будут пятым, которые оживят бары и танцы в салоне города к крику «жить пятым». Этот тип граффити обычно украшает некоторые из общественных мест многих городов в этом районе. Хотя эта первая партия важна, взгляды будут уже установлены в феврале, когда придет время для запуска петуха. В этой первой партии пятая часть не будет сопровождаться молодыми девушками.

Ход урока:

Организационный момент.

Слово учителя:

Сегодня мы должны познакомиться с таким понятием как календарно-обрядовый фольклор

ОБРЯД - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обрядовый фольклор - это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

В этом праздновании традиция отмечает, что накануне вечеринки отправляются на охоту весь день, и этот ужин в тот вечер был предметом охоты в этот день, как правило, заяц. Это может иметь важное значение как традиционный важный навык существования в этом районе, особенно в прошлом. Не упускайте из виду тот факт, что этот район является зоной великих охотничьих традиций, особенно с борзой.

Описание церемонии «запустить петух». Церемония запуска петуха проходит в Эль-Пего, совпадающем с праздником девственницы свечей, в настоящее время обычно проводятся первые выходные февраля, чтобы способствовать присутствию на вечеринке заинтересованных людей, проживающих на улице, что довольно распространено, мы не должны забывать, что мы говорим о земле, в которой эмиграция в большие города, чтобы зарабатывать на жизнь, была и продолжает быть постоянной кровопролитием людей с течением времени.

Календарно-обрядовый фольклор - это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ.

Устное народное творчество воплощено в обрядовых песнях, танцах, сказках, легендах, преданиях, и других произведениях.

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Следуя этой схеме, подготовка ритуала включает в себя заказ кого-то, кто знает, как установить отношения, а также изучить его и практиковать его чтение. Также закупающая лошадь. Изучение навыка, если еще не известно, верховой езды на лошади, часто, когда пятые выходят за несколько недель до поля, чтобы тренироваться, чтобы познакомиться с седлом. Иными словами, подготовка включает в себя как индивидуально, так и семью, наличие всего необходимого для празднования вечеринки, шапки, костюмов, а также выбор молодой девушки, которая станет молодой женщиной, которая будет сопровождать пятую в вечеринка и которая будет носить в течение основных моментов регионального костюма или каминной полки.

Народные обряды делятся на два цикла:

Календарные обряды , связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня)

Подготовка также включает в себя набор оркестров для танцев, приготовление блюд и т.д. то есть все решения, так что, когда придет время, все будет готово, на этом этапе родственники и близкие друзья активно участвуют в подготовке деталей. День начинается с религиозной церемонии, которая происходит утром в церкви города, эта церемония является фундаментальной частью вечеринки в этом городе. Пятый должен присутствовать на массе, должным образом одетый во все свои наряды. Они на коне, с кастильским черным плащом и военным шапкой, девушки петуха, одетые в региональный костюм или мантуа, а пятые, а также пятые, но не верхом.

Семейно-бытовые обряды , связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.

Отправьте традицию, которую они встречают в доме пятого капитана, оттуда все вместе отправляются в церковь, где все ждут церемонии, есть фотографы и, конечно, более современные видео. Во время массовой пятой председательствует на церемонии в местах, предназначенных и зарезервированных для властей. Итак, пятый занимает левую сторону алтаря, девочек правильного петуха, а пятый - первый берег рядом с алтарем. Религиозная церемония имеет несколько моментов, в которых пятые должны выполнять различные действия перед внимательным взглядом каждого и эмоциями ближайших.

Давайте рассмотрим календарно-обрядовый фольклор.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельско-хозяйственным календарем - распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

Итак, в пятый раз приносят жертвы девственнице, о дарах, которые они носят, освобождая голубя в церкви. Четыре пятых, в свою очередь, будут обрабатывать девственницу с задней стороны церкви на фронт. После массовой и фотосессии со всеми знакомыми пятая встречает, чтобы съесть пирог, предложенный девственнице рядом с парнером, после чего они отправятся на встречу своим семьям на обед. Это, как правило, важное время встречи, после этого пятый обычно говорит о связи как последней генеральной репетиции, уже предшествующей церемонии, получая последний совет от родственников.

Святки.

Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием - одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.

Пятый на этом этапе нервничает, приближается время, около четырех часов дня люди собираются на площади, где традиция была выполнена. Пятый заберет лошадь, в то время как член семьи будет нести ответственность за приведение веревки и петуха в Эль-Пего, через несколько лет, петух висит и мертв, чтобы соблюдать запрет правительства. В других деревнях, таких как Вениалбо, петух висит живым, но в клетке - варианты, позволяющие избежать угроз тяжелых штрафов.

Основной акт - это церемония, которая проходит на известной площади города. Эта церемония состоит в основном из того, что пятый, верхом на лошади, бросает свои «отношения» перед петухом, с городом и его семьей. Птица символизирует себя или себя в той части своей жизни, которая находится позади, которая умирает от этого поступка, и с этого момента начинается взрослая жизнь.

Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

Все это показано в последней части этой работы. Этот акт сопровождается интересом и ожиданием всех людей, которые собрались, чтобы увидеть церемонию, и с большим волнением со стороны ближайших. И в салонах города будут танцы с оркестром до позднего времени, когда пятые будут иметь «лицензию» на хаос, однако они являются королями партии.

На следующий день они будут гастролировать по городскому пению и заставлять себя замечать, дома за домом, что называется «бегущим хоризо», поскольку они несут вараз, чтобы собрать хоризо и деньги, которые соседи хотят дать им, чтобы облегчить расходы партии, в то же время, что они остановятся в домах пятого для дозаправки пищей и напитками.

Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами (прослушивание аудиозаписи «Приходила коляда»):

Приходила коляда накануне Рождества,

Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!

Овсень, овсень ходи по всем!

Открывай двери, подымай с постели

Открывай окно, запускай Рождество!

Открывайте сундуки, доставайте пятаки.

Кто не даст пирога - мы корову за рога.

Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста;
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!

Просмотр отрывка из кинофильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение - признак полноты дома. Колядка - это песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков.

Композиция колядок проста: формула прихода праздника, потом - формула поиска дома, его описания (с преувеличением), формула восхваления хозяев, просьба и в финале - пожелание или угроза.

Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

Одним из видов новогодних песен и обрядов святочной недели – «подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни свои украшения из блюда, накрытого полотенцем.

  • Весенние праздники.

Масленица.

Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках. Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю.

Характеризуя масленичные песни , можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, Масленая недалечка»)

Наша масленница годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешая к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтоб коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.


Исполнители масленичных обрядов своеобразно "заклинали солнце" и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее "разгорание".Традиционными стали катание "по солнцу", по кругу и устойчивый обычай печения и поеда-ния блинов, круглая форма которых была как бы символическим "знаком" солнца.

Обряды проводов масленицы сопровождались традиционными песнями. В одних - обращались с просьбами подольше не уходить:

А мы свою маслёну провожали,
Тяжко - важко да по ней вздыхали:
-А маслёна, маслёна, воротися,
До самого великого дня протянися!


В других - выражение любви к масленице сменялось проявлением радости, что её проводили:


А мы свою маслену прокатили,
В ямочку закопали,
Лежи, масленица, до налетья…
Масляница - мокрохвостка!
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
Просмотр видеосюжета реконструкции народных обрядовых праздников

Встреча весны.

В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки , в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, жаворонки, жаворонушки…»

Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.

Главный весенний жанр - веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Синицы, синицы,

Принесите по спице!

Канарейки, канарейки!

Принесите по швейке!

Четочки, чечёточки,

Принесите по щеточке!

Тогда утки дуйте в дудки, тараканы – в барабаны.

Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.


Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!

Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее "разгоранье" и водили вокруг него хоровод.

Летние праздники – открывались широким праздником Троицы.

Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками". Этот праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще - свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка, которую "завивали" и "развивали". Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу:


Завивайся, берёзонька,
Завивайся, кудрявая!
Мы пришли к тебе, приехали,
С вареницами, со яишницами,
С пирогами со пшеничными!


Завитую и украшенную "берёзку" срубали и носили по деревне. Если "завивали берёзки" в лесу, то к этому присоединялся обряд "кумовства": девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились "кумами".

День Ивана Купалы - кульминация земельного годичного круга - ночь на 25 июля

Купальские обряды . Крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались. В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым.

  • Осенние праздники

Жатва, сенокос.

В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни (прослушивание аудиозаписи «Покосная песня»)

Групповая работа.

Каждая группа изучает свой фрагмент статьи учебника «Календарно-обрядовые песни» и работает по общему плану:

1.Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен?

2.Какие обряды при этом совершались? С какой целью?

3.Выразительное чтение песен, сопровождающих данный обряд.

1-я группа . Зимние праздники –Колядки

2 группа. Масленица

3 группа. Весенние праздники.

4 группа . Летние праздники.

5 группа. Осенние праздники.

Подведение итогов урока:

Проводится беседа по вопросам.

1.Какой фольклор называется обрядовым?

2.Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?

3.Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?

4.Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?

5.Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

6.Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание. Изучить материалы учебника, подготовить ответы на вопросы.

Урок окончен, спасибо за внимание.

Используемая литература:

  1. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Автор – составитель В.П. Полухина, В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение
  2. Толковый словарь русского языка: В 3 т. /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова – М.: Вече. Мир книги, 2001
  3. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, Ленингр. отделение, - 1987
  4. Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006
  5. http://www.openclass.ru/node/351542
  6. http://pandia.ru/text/80/036/35090.php