Работаем с заикающимися. Для заикающихся с глубокими невротическими нарушениями и резко выраженной вегетативной дистонией желательно организовать санаторно-курортное лечение с использованием климатобальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтически

Уже в античности пытались терапевтическими способами устранить заикание Гиппократ, Аристотель и другие. С 1-ого века н.э. до 19 века для лечения заикания применялись хирургические методы (Фабриций, Дифенбахх). В 19-м веке начали развиваться дидактические методы воспитания правильной речи, а также психологические методы (Бертран, Шультес, Х. Лагузен, Г.Д.Неткачев).

Наибольшая заслуга в коррекционной работе принадлежит И.А.Сикорскому, который в 1889 г. впервые охарактеризовал заикание как невроз. Различные варианты и комбинации комплексного метода разработаны Н.А.Власовой, С.Я Ляпидевским, В.И.Селиверстовым, Н.Е.Хватцевым и другими.

Первая отечественная традиционная методика преодоления заикания у дошкольников предложена Н.А.Власовой, Е.Ф. Рау. Эта методика используется и в наше время. Данная методика включает следующие разделы:

  • · система постепенно усложняющихся упражнений и речевых ситуаций;
  • · система развития и коррекция речи в целом;
  • · система развития речи и общей моторики;
  • · психотерапевтическое и воспитательное воздействие.

Согласно этой методике работа проводится с учетом последовательности формирования разных по доступности форм механической речи. Так Н.А. Власова выделила 7 ступеней трудности речи: 1) сопряженная речь, 2) отраженная речь, 3) ответы на вопросы знакомой картинке, 4) самостоятельное описание знакомых картинок, 5) пересказ прослушанного небольшого текста, 6) спонтанная речь (рассказ по незнакомой картинке),7) нормальная эмоциональная речь: беседы с логопедом, другими детьми, посторонними взрослыми.

Также в работе предложена система преодоления заикания в процессе игры Г.А.Волковой. Игра -- ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

Игровая деятельность может быть использована и как средство воспитания заикающихся детей, для коррекции их речи и одновременно личностных отклонений. При использовании в работе с заикающимися детьми системы игр воспитателю необходимо иметь в виду: психофизические особенности детей; проявления заикания (форма и вид судорог, степень их выраженности); воспитываемый вид речи (сопряжённая, отражённая вопросно-ответная, самостоятельная); микросоциальное окружение; особенности игровой деятельности хорошо говорящих детей; дидактические принципы; возраст детей.

Все игры проводятся с последующим усложнением сюжетов, речевого материала и методики проведения.

Для развития всех видов речи заикающихся детей 3-5 лет первостепенное значение имеют игры с пением (хороводы с плясовыми движениями). Они проводятся почти на каждом занятии. Дальнейшее закрепление активного поведения и речи заикающихся детей проходит в процессе подвижных игр, которые по своей значимости стоят на втором месте. Подвижные игры в педагогике делятся на игры большой, средней и малой подвижности. В работе с заикающимися детьми используются главным образом игры двух последних видов, так как игры большой подвижности нарушают темп дыхания, который у заикающихся детей не в норме.

В подвижных играх дети с удовольствием двигаются, говорят в такт движениям. Однако надо помнить, что игры с мячом с трудом удаются детям 3--5 лет, поэтому лучше использовать ленты и флажки. Подвижные игры помогают готовить детей к овладению самостоятельной речью. Меняя ведущих, учитель-дефектолог (воспитатель) проговаривает слова со всеми. При отражённой речи ребёнок, начав говорить за взрослым, заканчивает фразу самостоятельно.

Подвижные игры нормализуют моторику заикающихся детей: в ходе игры им приходится реагировать на одни сигналы и удерживаться от движений при других, сочетать движения с ритмом речи.

Дидактические игры особенно полезны для детей с общим недоразвитием речи. Обычно, прежде чем устранять заикание, учитель-дефектолог проводит работу по коррекции звукопроизношения, так как иногда с исправлением неправильного произношения исчезает и заикание. Но если заикание уже повлияло на поведение ребёнка, косноязычие и заикание исправляются параллельно. Игры на звукоподражание, с разборными игрушками, лото, домино, на определённый звук нормализуют произношение, а спокойная манера их проведения положительно влияет на поведение детей. Чёткие и определённые правила в дидактических играх, речевые стереотипы детей точно выражать свои мысли очищают их речь от ненужных слов.

Вслед за дидактическими играми по степени значимости следуют игры-драматизации стихотворений, прозы, игры в настольный театр и творческие игры (вначале по предложению взрослого, затем по замыслу самих детей).

В работе с заикающимися детьми 5-6 лет ведущее место занимают игры-драматизации стихотворного текста. Игры-драматизации готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, развивают речь заикающихся детей, учат их интонационной выразительности, развивают движения, воспитывают нравственные качества, творческую самодеятельность, общительность, организаторские способности, воспитывают в детях умение находиться в коллективе сверстников. Выученный детьми словесный материал способствует свободе общения.

Не менее важны для данной возрастной группы игры с пением. В период обучения детей сопряжённой речи дети поют и играют вместе с учителем-дефектологом (воспитателем), при отражённой -- песню начинает взрослый, а дети повторяют припев и выполняют действия; при вопросно-ответной речи поёт ребёнок-водящий, а остальные отвечают ему хором или по одному.

Коррекционная работа по системе игр проводится в несколько этапов.

На первом этапе учитель-дефектолог обследует состояние речи детей во время деятельности, изучает их поведение в играх и при выполнении режимных моментов, выявляет личностные особенности каждого, осуществляет коррекцию дыхания, голоса, развитие динамики речевого аппарата, составляет индивидуальный и общий с воспитателем план работы.

Второй этап -- этап максимального ограничения речи. Его цель -- затормозить у детей патологические рефлексы на неправильную речь, сопутствующие движения и действия, употребление лишних слов. Этот этап включает период молчания (3--6 дней) и период шёпотной речи (10--12 дней). За это время у заикающихся детей воспитываются внимание, усидчивость, подражательность, общая и ручная моторика.

На третьем этапе (облегчённых форм речи) у детей воспитывается мягкое голосоначало, слитность произношения, выразительность речи, длительность выдоха. Одновременно ведётся работа по воспитанию у заикающихся детей произвольного поведения. На данном этапе на занятиях вводятся элементы творческих игр по предложению учителя-дефектолога. Материалом домашних заданий являются настольные, дидактические, подвижные игры, сопряжённо-отражённое проговаривание детьми вместе с родителями потешек, стихотворений, отрывков сказок и т.д.

На четвёртом этапе учитель-дефектолог продолжает работу по коррекции поведения и речи заикающихся детей. Подбор игр может быть самый различный: игры с пением, дидактические, подвижные с правилами, игры-драматизации, творческие. Обязательным условием является соблюдение во всех играх диалогической речи в вопросно-ответной форме.

Цель пятого этапа -- воспитание самостоятельной речи. Учитель-дефектолог создает большое число игровых ситуаций, в которые органически включаются пересказы заранее подготовленного текста.

В секторе логопедии НИИ дефектологии АПН СССР представителем психологической школы Р.Левиной разработана следующая методика преодоления заикания. Авторы предложили в традиционной методике использовать механические, т.е. непродуктивные формы речи. Однако позже было доказано, что в определенных условиях заикающемуся ребенку доступна самостоятельная речь с первых дней коррекционного воздействия при условии, что материал должен быть доступным. Затем идет постепенное усложнение материала. В данной методике выделяют следующие этапы:

  • 1. Пропедевтический, который рассчитан на 4 занятия (организационный этап с целью привить детям навыки поведения: на 2-3 занятиях говорит логопед, а для детей вводится режим ограничения речи, но не молчания).
  • 2. Сопровождающая речь: 16 занятий, на которых дети выполняют различные действия (ручной труд, рисование и отвечают на вопросы логопеда).
  • 3. Этап завершающей речи: 12 занятий, на которых дети должны описать выполненную ими работу или часть работы. Наряду с сопровождающей речью продолжает использоваться сопровождающая речь.
  • 4. Этап предваряющей речи: 8 занятий. Это более сложная форма речи, т.к. ребенок говорит не о том, что сделал, а о том, что будет делать. В данной ситуации нет опоры на зрительный образ. К этому виду следует переходить тогда, когда дети уже свободно пользуются сопровождающей и завершающей речью.
  • 5. Заключительный этап: закрепление навыков самостоятельной речи.

Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми:

1. Соблюдение режима молчания

2. Правильное речевое дыхание.

3. Артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

4. Нормализация просодической стороны речи.

5. Психологический способ лечения заикания.

6. Применение новых компьютерных программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления коррекционной работы с заикающимися

детьми

Заикание является сложным речевым расстройством, для преодоления которого применяется комплекс различных коррекционных работ, состоящий из лечебно–педагогических мероприятий. При устранении заикания необходимо воздействие на весь организм заикающегося, следует провести работу, направленную на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося. При организации коррекционной работы следует опираться на результаты комплексного обследования заикающегося, которые позволяют учитывать конкретную форму нарушения ритма и плавности речи и соответственно определить основные направления лечения. Коррекционные методы предусматривают совместную работу врача невропатолога, учителя-логопеда, педагога - психолога.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что и обследование и коррекция заикания должны быть основаны на комплексном подходе.

Ведущим направлением логопедического воздействия на заикающихся детей является работа над речью, которая состоит из нескольких этапов и начинается, как правило, с соблюдения режима молчания (продолжительность этапа от 3 до 10 дней). Благодаря этому режиму затормаживаются прежние патологические условные рефлексы, поскольку ребенок больше уже не производит свою судорожную речь. Также в период молчания заикающийся успокаивается в психологическом плане, ему не приходится больше испытывать переживаний по поводу своего дефекта. После окончания режима молчания происходит переход к работе непосредственно над речью, которая будет протекать теперь в более благоприятных для снятия речевых судорог условиях.

Так как игра является ведущей деятельность дошкольников, в логопедической практике чаще всего работа по развитию речи с детьми этого возраста проводятся в непринужденной игровой форме. Именно в игре происходит всестороннее развитие ребенка, формируется не только речь, но и мышление, произвольная память, самостоятельность. На основе именно такого подхода происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и воспитание их речи.

Коррекция речевого общения детей школьного возраста тесно связана с ведущей в данном возрасте учебной деятельностью. В ходе логопедической работы школьники получают достаточно умений и навыков, необходимых для активного использования полученных знаний в целях адекватного взаимодействия с другими людьми в процессе выполнения различных видов деятельности в разнообразных жизненных ситуациях.

Следует отметить, что для успешного преодоления заикания, необходимым является такая организация логопедических занятий, чтобы заикание на них полностью отсутствовало. Для достижения этой цели логопедами применяются такие формы речи, которые позволяют снять речевые судороги. К таким видам относятся:

  1. сопряженная речь (речь вместе с логопедом);
  2. отраженная речь (повторение за логопедом отдельных слов, небольших фраз, сохраняя при этом заданный темп и ритм речи);
  3. ритмическая речь (отбивание ритма на каждом слоге или на ударном слоге в слове);
  4. шепотная речь.

Переход к самостоятельной речи осуществляется постепенно, только на заключительных этапах логопедической работы ребенок переходит к эмоциональной речи.

Исследователями и практиками были разработаны и другие, специфические приемы коррекции речи заикающихся детей. Н. А. Чевелевой была разработана методика по устранению заикания у школьников в процессе ручной деятельности. Воспитание речи по этой методике проходит в несколько этапов: сопровождающая речь с опорой на наглядные предметы и действия, завершающая речь о выполненном действии, предваряющая речь без опоры на прошедшее действие, закрепление активной речи или контекстная речь. Несколько на иных теоретических позициях построена методика А. В. Ятребовой. Она предложила систему коррекционного обучения, основанную на применении в работе с заикающимися детьми комплекса коммуникативных упражнений, направленную на формирование у них навыков свободного общения.

Несмотря на то, что в логопедической практике применяется большое количество разнообразных приемов и методов, направленных на работу над речью детей с заиканием, многие специалисты, все же придерживаются мнения о необходимости комплексного лечения этого нарушения.

Основой для правильной речи является правильное речевое дыхание. Установлено, что наиболее правильным и удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

У заикающихся детей в момент эмоционального возбуждения обычно нарушается четкость речи, и дыхание становится поверхностным и аритмичным. Часто дети вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Поэтому важнейшей целью логопедического воздействия при устранении заикании становится воспитание правильного речевого дыхания.

Для воспитания навыков речевого дыхания чаще всего применяется:

  1. дыхательная гимнастика;
  2. упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха;
  3. упражнения для воспитания правильного выдоха;
  4. дыхательные упражнения с движениями.

В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся, широко используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Также известно, что при заикании нарушается сила, скорость, объем движений артикуляционного аппарата, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой, поэтому заикающемуся ребенку очень важно научиться расслаблять, контролировать мышечное напряжение, снимать зажимы и спазмы артикуляционного аппарата. Авторами наиболее распространенных методик по устранению заикания применяются такие коррекционные приемы, как артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

Артикуляционная гимнастика помогает добиться четкости произношения, снять напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, развивает силу, точность, координацию движений. Для достижения вышеперечисленных целей осуществляется тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц, применяются статические и динамические упражнения. При выполнении гимнастики важно формировать дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность и произвольность артикуляционных движений.

Большое влияние на нервную систему заикающегося ребенка оказывает артикуляционный массаж. Это отражается в изменениях общей нервной возбудимости, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом состояние центральной нервной системы. Также при воздействии массажа снимается напряжение в спастических мышцах, и, наоборот, повышается тонус слабых и вялых мышц артикуляционной мускулатуры, увеличивается оббьем и амплитуда артикуляционных движений, происходит активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность. Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, плотное нажатие, вибрация и поколачивание.

Так как речь заикающихся детей интонационно бедна и монотонна, еще одним основным направлением коррекции заикания считается работа над выразительностью речи.

Логическая выразительность – важнейшее условие любого вида речи. Сюда входит:

  1. интонация;
  2. логическое ударение;
  3. логическая пауза.

Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

  1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).
  2. Нормализация процесса речевого паузирования.
  3. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов. Основными элементами интонационных упражнений является отработка восходящей и нисходящей интонации, а также проводится работа над ритмико-интонационным членением речевого потока. Детям рекомендуется наблюдать за речью окружающих людей, что позволяет сравнить и проанализировать интонационно-окрашенное и монотонное звучание.

При заикании отмечается многообразие моторных нарушений (неустойчивость мышечного тонуса, нескоординированность и хаотичность движений, замедленная переключаемость от одной серии движений к другой, уловки и вспомогательные движения), а также нарушения темпа и ритма речи. Специалисты считают, что эти нарушения требуют для своей коррекции комплексное воздействие, в состав которого обязательно должны входить средства логопедической ритмики.

Для преодоления заикания логопедическая ритмика дает следующее:

  1. развивает общую моторику, моторику рук, кисти, пальцев;
  2. нормализует темп и ритм речевых движений;
  3. развивает просодику речи;
  4. способствует преодолению разного рода лишних, в том числе сопутствующих движений;
  5. развивает дыхание, правильное соотношение вдоха и выдоха;
  6. способствует снятию речевой судорожности;
  7. развивает слуховое и зрительное восприятие, внимание и память.

Средствами логопедической ритмики является система постепенно усложняющихся ритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей.

Вопросу необходимости поэтапного и дифференцированного использования логопедической ритмики в коррекции заикания посвящена отдельная работа Г. А. Волковой. Еще одна эффективная методика, основанная на ритмизации речи, была предложена Л. З. Арутюнян. Особенностью данной логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы.

Постоянные затруднения в речи травмируют психику больных детей, вызывая различные невротические расстройства. Поэтому большое значение при лечении заикания приобретает применение различных форм психотерапевтических воздействий: групповая психотерапия, аутогенные тренировки, самовнушения, гипноз, релаксационные упражнения. Все эти формы применяются для того, чтобы заикающийся ребенок мог научиться произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения и усталости, чувствовать себя спокойно и раскрепощено.

Впервые психологический способ лечения заикания был изложен в работе Г. Д. Неткачева. Современную методику, в которой наиболее полно учитываются различные стороны клинико-психологической картины заикания, предложил В. М. Шкловский.

Однако не все специалисты признают эффективность психотерапии в комплексе лечения психологических отклонений заикающихся детей. Невропатологами чаще всего применяются медикаментозные средства (настойка пустырника, фенибут, транквилизаторы), чтобы нормализовать деятельность центральной и вегетативной нервной системы, устранить судороги, нормализовать психологическое состояние больного. Но, к сожалению, вопрос о том, какой метод более продуктивен, остается открытым.

Тем не менее, большинство специалистов сходятся в том, что для лечения нервной системы недостаточно только приема соответствующих лекарств или выполнения специальных процедур. Начинать следует с обеспечения для заикающихся комфортных условий жизни, которые способствовали бы укреплению нервной системы и всего организма в целом. К этим условиям относят:

  1. правильный режим дня;
  2. полноценное питание с исключением возбуждающе действующих на нервную систему продуктов (острая пища, шоколад, крепкий кофе);
  3. спокойный и достаточно продолжительный сон (для детей особенно важен дневной отдых);
  4. достаточное пребывание на свежем воздухе (прогулки);
  5. не перегружать ребенка выполнением домашних заданий, так как на любое физическое и умственное перенапряжение ответной реакцией станет усиление заикания;
  6. полноценный летний отдых без перегревания на солнце;
  7. закаливание;
  8. занятия спокойными и наименее опасными видами спорта (типа плавания, велосипедной езды, катания на коньках и лыжах);
  9. исключение просмотра травмирующих психику и устрашающих телевизионных передач, после просмотра таких передач детей преследуют ночные кошмары;
  10. обеспечение спокойной обстановки в семье, избегание стрессовых ситуаций, заставляющих заикающегося пребывать в состоянии нервного напряжения;
  11. спокойное и доброжелательное отношение родителей к заикающемуся ребенку.

Для полной стабилизации психического здоровья заикающихся детей необходимым считается и проведение консультативно-методической работы с педагогами, которая направлена на обеспечение благоприятных условий для воздействия на ребенка, на создание правильного отношения к нему в детском саду, школе.

В настоящее время для лечения заикания широко применяются новые компьютерные программы - "Breathmaker" и "Zaikanie.net" , с помощью которых удалось создать искусственную связь между слуховым центром и центром произношения речи. Суть этих программ заключается в том, что, когда ребенок говорит в микрофон, через наушники, к нему возвращается его же речь, но уже откорректированная компьютером. Она звучит гладко и без запинок. Компьютер задерживает слова на доли секунды и тем самым тормозит перевозбужденный центр воспроизведения речи. Поэтому ребенок не произнесет следующего слова, пока не услышит предыдущее. Переработанная речь, которая подается в наушники, еще и усилена. Мозг вынужден выбирать более мощный (правильный) сигнал. Таким образом, речь детей стабилизируется. К концу обучения у заикающегося исчезает готовность мышц речевого аппарата к спазму, вызывающему заикание. Ребенок не только перестает заикаться, но и приобретает способность красиво и выразительно говорить.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №12 «Колокольчик»

Сообщение

« Методы и приемы логопедической работы с заи кающимися детьми в детском саду»

Педсовет

«Современные образовательные технологии в ДОУ как средство реализации ФГТ»

Учитель – логопед РаткинаС.Г.

Заикание – это речевой дефект, при котором плавность речи нарушается судорогами мышц произносительного аппарата. Возникновение заикания связывают со слабостью нервной системы, обусловленной инфекционными заболеваниями, неблагоприятной беременностью, патологическими родами и дефектами воспитания. Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-логопедического вмешательства и родительской помощи, как правило, не проходит. Поэтому в работе с заикающимися детьми необходим комплексный метод преодоления заикания, включающий два взаимосвязанных метода: лечебно-оздоровительный и коррекционно-воспитательный.

Я использую систему занятий, которая имеет многофункциональный характер:

Обеспечивает коррекцию речи и личности;

Развивает чувство темпа и ритма;

Активизирует память и внимание;

Растормаживает мышечный тонус;

– развивает речедвигательную координацию;

Развивает мелкую моторику;

Формирует навыки грамотной связной речи.

Остановлюсь на некоторых методах своей работы. Наблюдая за ребенком во время приступа заикания можно видеть как напрягаются у него мышцы губ, языка, шеи, а также органы голосообразования и дыхания.Усиленные попытки ребенка преодолеть это состояние приводит к напряжению новых мышц групп (всего лица, корпуса, рук, ног.) Все это усугубляет заикание, так как напряженные мышцы «непослушны», плохо управляемые. Для того, чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими,то есть говорить без запинок, необходимо расслабить мышцы, снять их напряжение. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание релаксации.

Умение расслабляться помогает одним детям снять возбуждение и напряжение, другим – сконцентрировать внимание. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга, и ребенок становится наиболее внушаемым. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением дает возможность перейти к целенаправленному внушению, тоесть воздействовать на их волю и сознание только словом. Я провожу сеанс внушения как особую игру «Волшебный сон». Цель этой игры-упражнения – помочь детям избавиться от эмоционального напряжения: вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей речи, а также закрепить в сознании детей необходимость пользования мышечной релаксацией и техникой правильной речи при общении в любой ситуации.

Каждое свое занятие я начинаю с упражнения «Волшебный сон», внушение провожу под специальную музыку в виде кратких формул рифмованным текстом, которые понятны детям и легко запоминаются.

Момент релаксации, во время внушения, по заключению специалистов,является физиологически совершенно безопасным и не дает негативных последствий. В результате применения релаксации у многих детей наладился сон, они стали более уравновешенными, спокойными, что является необходимым условием для исправления речи.

Другое важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и не напряженная артикуляция. У заикающегося в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы, речь порой неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании.

Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание. Цель тренировки правильного речевого дыхания – выработка длительного плавного выдоха, а не умения вдохнуть побольше воздуха. Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучного голоса. Поэтому на каждом занятии я провожу игры – упражнения для постановки правильного речевого дыхания. Это « Перекличка животных», «Жуки», «Комарики», «Вороны», «Гуси», «Часы», «Дровосеки». Придумываю игры и сама,исходя из лексических тем занятий.

Большое внимание в своей работе с заикающимися детьми я уделяю методу синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки. Иными словами – привлечение к акту речи «второго артикуляционного аппарата человека» – пальцев ведущей руки. Если исходить из гипотезы, что одной из главных причин возникновения речевых судорог при заикании является нарушение внутренней синхронизации речевого цикла, то можно предположить, что с помощью внешней синхронизации можно преодолеть этот дефект. При этом методе коррекции заикания пальцы ведущей руки выполняют роль «буксира». Своими последовательно организованными движениями они как бы набирают слоги и слова, согласовывают во времени работу всех речевых звеньев и систем, налаживая нарушенный у заикающихся механизм внутренней синхронизации естественного речевого цикла.

Движения пальцев ведущей руки также диктуют речевому аппарату и ритмико-интонационный рисунок фразы. Они помогают справиться и с аритмией, и с отсутствием правильного слияния слов в синтагме, и с искажением интонации.

Эта методика позволяет также решить проблему автоматизации навыка естественной бессудорожной речи. Сначала дети произносят с помощью пальцев ведущей руки отдельные слоги, слова, затем фразы, стихи, рассказы, ведут диалоги. Во время синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки заикание не возникает.

Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность. У заикающихся детей характеристики темпа и ритма, как правило, нарушены. Поэтому в свои занятия я включаю работу над этими элементами речи. Предусматривается замедление темпа речи с целью уменьшение числа и сокращение длительности речевых судорог. Большое значение здесь имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений – ходьба, хлопки, притоптывание. Дети отстукивают ритмы ногами, отхлопывают руками, дирижируют. Параллельно тренируется способность различать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения, что положительно сказывается на качестве речи.

Вначале я провожу тренировку послогового ритма в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется. Дети произносят слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова(счет, дни недели), фразы(чистоговорки, считалки, пословицы). На каждый шаг произносится слог, слово.

В этом учебном году наша группа приобрела специальный аппарат для комплексной реабилитации детей и взрослых, страдающих заиканием. Называется он «Монолог». И работа с ним стала еще одним методом моей коррекционной работы Этот аппарат объединяет в себе 4 различных аппарата: корректофон, построенный на эффекте заглушения собственной речи; аппарат «Эхо» осуществляет задержку речевого сигнала от 1 до 650 мсек; звукоусиливающий аппарат позволяющий воспроизводить собственную речь в усиленном режиме; метроном, осуществляющий ритмическую стимуляцию путем подачи в наушники щелчков метронома в диапазоне от 30 до 120 ударов в минуту, чем способствует формированию темпа- ритмических навыков.

Действие этих аппаратов на заикающихся выражается в снижении судорожных проявлений дефекта.

Звукоусиление собственной речи, как прием в работе по преодолению заикания, известен еще со времен Демосфена. Демосфен очень хотел стать оратором, но его речь имела целый ряд недостатков, недопустимых для оратора: короткое речевое дыхание, слабый голос, нарушение темпо – ритмической организации речи. В целом его речь была смазанной, сбивчивой и неблагозвучной. Тогда, чтобы усилить голос и добиться продолжительного речевого выдоха, он стал упражняться в произнесении речей под шум морского прибоя или высоко в горах. Чтобы иметь возможность слушать самого себя и контролировать плавность, слитность и выразительность речи он спускался в пещеру. Так Демосфен сумел преодолеть свои речевые недостатки и вошел в историю как один из величайших ораторов всех времен. А в аппарате в качестве заглушающего фона используется «Белый шум» аккустически напоминающий шум прибоя. Механизм влияния «Белого шума» трактуется следующим образом:

Повышение громкости речи наблюдается при всех видах заглушения;

Возникает разрыв привычной слухоречевой связи;

Зукозаглушение выполняет роль отвлечения от речевого акта.

2. Звукоусиление, как метод устранения заикания был предложен В.А.Раздальским еще в 1965 году. Эффект наступает благодаря изменению привычной громкости собственной речи.

3. Метроном, или метод ритмической стимуляции речи известен столь же давно как и метод заглушения. Суть его состоит в том, что заикающийся должен говорить нараспев, читать и пересказывать текст под ритмические удары метронома, чистота ритмических ударов может меняться от медленного темпа до более быстрого. У заикающегося появляется ритмическое дыхание и ритмическая речь. А как только речь переходит на скандирование, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике.

4. «Эхо» или эффект отставной речи связывают с нарушением обратной слуховой связи. Суть эффекта отставной речи состоит в том, что сигнал подаваемый в микрофон, говорящий слышит с запаздыванием, как в лесу или в горах. «Эхо» дает задержку речевого сигнала в диапазоне от 10 до 200 мсек, что в свою очередь улучшает качество звучания, замедляет речь, способствует коррекции просодической стороны речи, наконец, что пожалуй, является самым важным – способствует формированию навыка речевого самоконтроля.

Заложенные в аппарате «Монолог» функции звукоусиления, звукозаглушения, ритмической стимуляции, «Эхо» – будут не только способствовать снижению выраженности судорожного компонента заикания, но и помогут преодолеть некоторые нарушения звукопроизношения, недостатки темпо-ритмической и интонационно-мелодической организации речи, как при органических так и функциональных речевых расстройствах. Людям речевых специальностей аппарат поможет овладеть навыками голосоведения, паузирования, а также навыками слитной, плавной, выразительной речи.

Возможность варьировать в различных комбинациях и сочетаниях заложенные в аппарате функции, позволяют осуществлять индивидуальный подход и индивидуальный режим для каждого заикающегося, добиваясь тем самым высокой эффективности в преодолении различных речевых расстройств.

Литература:

В.И.Селиверстов «Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий». М.: «Владос», 1994

Л.Г.Парамонова «О заикании: профилактика и прелдоление недуга».С – Петербург.: «Детство – Пресс», 2007

А.В.Карпухин «Использование технических средств коррекции речи в работе с заикающимися». Сб. «Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых».

М.,МГПИ, 1981

С.В.Леонова «Психолого – педагогическая коррекция заикания у дошкольников».

М.: Издательский центр «Владос», 2004

Л.З.Арутюнян – Андронова «Как лечить заикание». М.: «Эребус»

И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игре». М.: «Просвещение», 1984

Заикание - один из распространенных дефектов речи. А ее значение для человека неизмеримо велико. Без речи нет общения, друзей и знаний. Заикание препятствует получению любимой профессии и устройству личной жизни. Оно меняет характер, формирует пассивность, ранимость и неуверенность. Кто же лечит заикание? Раньше существовал только один специалист - логопед. В больницах и районных поликлиниках запись к нему была за месяц вперед. Но полного излечения добиться удавалось исключительно редко.

Сегодня времена изменились. Заикание стали успешно лечить психологи, психиатры. Современная наука больше не идет по пути разделения, а компилирует знания, накопленные отдельными дисциплинами.

Таблица. Работа специалистов по лечению заикания

СПЕЦИАЛИСТ

ЛОГОПЕД

ПСИХОЛОГ

ПСИХИАТР

Снимает судороги гортани, губ, языка диафрагмы, грудных и брюшных мышц

Формирует фазовую речь (т.е.ликвидирует рассогласование между скоростью мышления и говорения)

Налаживает синхронизацию речи

Работает с сочетанием заикания с неврозом на фоне стрессовых ситуаций

Снимает логофобию и страх перед насмешками над речью

Налаживает процесс коммуникации

Лечит органическое поражение мозга

Лечит функциональное расстройство ЦНС

Обратимся к таблице. Каждый специалист воздействует на различные области человеческой психики. Логопед восстанавливает структуру речи, психолог закрепляет ее, защищает от возможности «срыва», психиатр контролирует общее состояние пациента. В совместных усилиях - залог успеха.

Известно, что чем дольше ребенок заикается, тем сложнее идет процесс лечения. Поэтому школьные психологи должны стоять на страже этого заболевания, вовремя диагностировать первые симптомы, а также знать элементарные приемы лечения. Предупрежден - значит защищен, гласит народная мудрость.

НАШИ ГЕНЫ

Современная наука относит заикание к группе психосоматических заболеваний. Для его возникновения необходимо сочетание двух факторов: наследственной почвы и чрезвычайных обстоятельств, воздействующих на нее. В истории накопилось немало примеров, подтверждающих передачу заикания по наследству как по мужской, так и по женской линии. Этим недугом в три раза чаще страдают мальчики, чем девочки, причем на возникновение заикания не влияет национальная принадлежность семьи и сфера труда.

Доказано, что по наследству передаются особенности центральной нервной системы (ЦНС), а также межполушарная асимметрия головного мозга.

Недавно меня попросили выступить на родительском собрании в школе. На первой парте прямо передо мной сидели яркая блондинка с огромными зелеными глазами и насупленный мужчина в клетчатой домашней рубашке. Он, похоже, никого не слушал, сосредоточенно писал на листе бумаги, стараясь быть незаметным. Она - мать Ларисы Кудрявцевой, активной девочки, любимицы всего класса. Он - отец Антона Максимова, заикающегося «ботаника», чьих глаз не видно из-за толстой роговой оправы. Я еще раз убедилась, что родители и дети так похожи друг на друга.

Под генетической предрасположенностью детей к заиканию следует понимать не только непосредственное наличие данного дефекта у родителей, но также просто быструю речь, речь с проглатыванием окончаний, нервозность, повышенную требовательность. Ведь просторечные, даже несколько грубоватые выражения «вся в мать» или «весь в отца» подчас бьют не в бровь, а прямо в глаз. В связи с этим я рекомендую психологам, работающим с большими детскими коллективами, завести отдельную тетрадь и заносить туда результаты собственных наблюдений за поведением детей и их родителей. Подчас эти записи могут пролить свет на непонятные с первого взгляда проблемы.

ВНИМАНИЕ, ЛЕВШИ!

Еще в начале нашего века ученый С. Ортон предположил, что заикание возникает в результате «конкуренции» между полушариями головного мозга за контролем над речью. Современная наука высказывается более определенно. Заикание - это неспособность гортани и левого полушария к прямой передаче импульсов друг другу. А значит, данная болезнь тесно связана с левшеством. В быту под левшой мы понимаем ребенка, владеющего левой рукой лучше, чем правой. Как ни странно, но в моей практике был только один случай заикающегося леворукого подростка. Значительно чаще заиканием страдают скрытые левши. При этом ведущей является вся левая половина тела, с учетом превалирования левоногости и сенсорного левшества.

Скрытые левши, а также дети с правым профилем асимметрии головного мозга, в отличие от других детей, чаще страдают простудными и инфекционными заболеваниями, но лучше решают анаграммы, чувствуют настроение других людей и проявляют склонность к зеркальному письму. Левши более художественно и эстетически развиты. В моей практике был мальчик шести лет, который давал характеристики цветам. Зеленый был для него шершавым, красный - выпуклым, а синий - мокрым.

Чтобы определить скрытого левшу, выявить круг детей «группы риска», я рекомендую школьным психологам воспользоваться материалами тематического номера еженедельника «Школьный психолог» (№ 7, февраль 1998 г.).

ГРУППА РИСКА

Знаменитый русский психиатр И.А. Сикорский назвал заикание детской болезнью. И действительно, исследования показывают, что заикается только 1% взрослых и 2–3% детей.

Заикание, как правило, начинается в возрасте 1,5–2 лет. Это напрямую связано с увеличением лобно-височной области головного мозга, отвечающей за ритмику движений, труда и речи. Именно в этом возрасте формируется фразовая речь ребенка, и заикание может возникнуть как следствие рассогласования скорости мышления и скорости говорения. Первый речевой спазм откладывается в долговременную память и извлекается оттуда в момент речи непроизвольно. Впервые заикание проявляется в возрасте до 10–12-ти лет, то есть до окончательного оформления межполушарной асимметрии головного мозга. После этого оно уже не наступает никогда.

Денис К., 7 лет, удивительный мальчик с золотыми кудряшками до плеч. До прихода на прием к психологу заикался в течение года. Он - ласковый и милый, но только до тех пор, пока его не попросят... порисовать. Тогда Денис низко наклоняет голову, закрывает глаза и уши. Он ненавидит краски, цветные карандаши и бумагу. С тех пор как учительница решила научить его рисовать не левой рукой, а правой, он стал заикаться. Для него школа перестала быть радостной встречей с друзьями и учителями, а превратилась в черную затягивающую дыру.

Как видно из примера, катализатором появления первых речевых спазмов могут быть любые чрезвычайные обстоятельства и стрессовые ситуации. Безусловно, они индивидуальны для каждого ребенка. Для одних - это банальный испуг или ссора, для других - развод родителей. Но не всегда заикание возникает после обстоятельств со знаком «минус». Любая стрессовая ситуация, будь то большая радость или ужасное горе, запускают в организме детей гормональный взрыв. Мне известен случай, когда родители зафиксировали первые симптомы заикания у девочки десяти лет, после того как ее свозили к морю. Новые впечатления, пейзажи, необычная пища негативно воздействовали на ее неустойчивую нервную систему.

В связи с этим я рекомендую школьным психологам брать на заметку детей, переживших стрессовые ситуации как положительные, так и отрицательные: сменивших школу и место жительства, участвовавших в олимпиадах, походах, задействованных в общественной жизни класса.

НЕВРОЗ

Кто же такие заики? Нередко их характеризуют как тихих и застенчивых, а временами грубых и взрывных. Основываясь на подобных высказываниях, заикание часто называют неврозом. Но это не совсем так. Правильнее говорить о двух вариантах: сочетании заикания с неврозом и невротическом обрастании заикания.

Основываясь на практике психологического консультирования, могу заключить, что заикание сочетается с тремя основными видами неврозов: неврастеническим, истерическим и неврозом навязчивых состояний. В данном случае первичной проблемой является невроз. Как говорится, потяните за ниточку невроза - вытянете и заикание. Именно поэтому роль психологов в лечении заикания столь велика.

Неврастенических детей отличает тревожность и перенапряжение, связанное с чувством повышенной ответственности за себя, за других, за дело. Неврастеники пугливы, часто высказывают опасения типа «опоздаю», «не смогу», «не по плечу». Они страдают сопутствующими неврозу болезнями желудочно-кишечного тракта.

Анжелина М., 14 лет, первая ученица в классе. Она никогда не прогуливает уроки, всегда выполняет домашние задания. Юбочка ниже колен, строгие косички и никакой косметики на лице. Родители обеспокоены поведением дочери, ведь соседские девчонки уже каблучки надевают, тайком бегают на свидания, а Анжелина за уроками сидит как пришитая. Чтобы разнообразить жизнь дочери, мать отдала ее в секцию тенниса. Теперь девочке катастрофически не хватает времени на то, чтобы сделать все дела на «отлично». С этого момента Анжелина стала часто просыпаться по ночам с жалобами на навязчивые мысли, возникла боязнь школы и ответов на уроках. В это же время появились первые признаки заикания.

Для детей с истерическим неврозом характерно буйное поведение. Таким, известным еще с первобытных времен способом они пытаются привлечь внимание окружающих людей.

Сергей С., 9 лет, красивый мальчик с ангельскими глазами. На приеме психолога ведет себя скромно, улыбаясь отвечает на вопросы. В беседе выясняется, что основная его проблема - ревность за родительскую любовь. После рождения младшей сестренки Сергей ощутил недостаток внимания близких людей и внутреннюю потерянность. Своенравный мальчик не смог смириться с новым положением и стал активно бороться. Плохая учеба, непослушание, истерики - ничего не помогло вернуть первоначальную родительскую любовь. Два года назад во время очередной семейной ссоры испытал судорогу в горле и начал заикаться. С тех пор заикается не постоянно, а эпизодически, только в присутствии родителей.

На подобные случаи особенно хочу обратить внимание психологов. Детям, склонным к истерии, требуется только психотерапевтическая помощь. Логопедическая работа и повышенное внимание к проблеме приведет к закреплению дефекта речи, потому что ребенок «работает на публику».

Сколько раз вам доводилось видеть детей, грызущих ногти или наматывающих волосы на палец? С уверенностью на сто процентов их можно назвать невротиками навязчивых состояний.

Вова Д., 8 лет, худой, неуклюжий мальчик. Он все время сосет палец. И дома и на уроке, во дворе и за телевизором, ни на минуту не вынимая его изо рта. В «борьбе с пальцем» чего только не перепробовали родители и учителя: мазали его горчицей, бинтовали, привязывали руку и бранили. Бились, бились и наконец добились! Появилось заикание.

Глупо обвинять мам и пап, взрослых во всех смертных грехах, ведь они руководствовались лучшими побуждениями. Пройдет еще каких-нибудь пять лет, и ребенок испытает на себе куда большую жестокость - отчуждение сверстников, насмешки противоположного пола, а как следствие - одиночество. Заикающиеся дети мучаются и страдают, ненавидят свой дефект, но одновременно и боятся его.

НЕВРОТИЧЕСКОЕ ОБРАСТАНИЕ

Если внимательно присмотреться к заикающемуся ребенку во время ответа у доски, то невозможно не отметить выраженные симптомы страха. Заики краснеют, потирают вспотевшие ладони и испытывают спазмы в желудке. Данное состояние называется невротическим обрастанием заикания и подразумевает логофобию (страх речи) и интерперсональный стресс заикающихся. Все заики повышенно чувствительны к насмешкам над ними окружающих людей. Любой смешок за спиной принимают на свой счет.

Данные симптомы проявляются не сразу, они постепенно обостряются в переходном возрасте. В этот период подростки завоевывают себе место в обществе, а заикание тормозит этот процесс, отчего воспринимается крайне болезненно. Степень логофобии обычно соответствует степени заикания, и выяснить ее можно с помощью различных опросников, а также основываясь на мнении самого ребенка. Для этого попросите его оценить собственную речь по шкале от пункта «прекрасная речь» до пункта «самая ужасная речь». Обычно детская самооценка тревоги за речь достаточно хорошо соответствует действительной тяжести заикания.

Многие подростки ставят во главу угла спазмы горла и покраснение лица, наивно полагая, что, избавившись от проявлений страха за речь, вылечат заикание. Они пытаются взять себя в руки, зажимаются, внутренне уговаривают не волноваться, но ничего не помогает и наступает момент полного отчаяния. Это чревато еще и тем, что первая неудача распространяется на все последующее лечение. Даже при достижении неплохих результатов ребенку кажется, что у него ничего не получается. медленно, но неотвратимо приходит неверие в собственные силы.

Страх заикания заключается в желании скрыть дефект речи. Поэтому в борьбе с ним нужно выбрать путь открытости. Как только ребенок признает свою болезнь, то есть сумеет признаться «Я заикаюсь» перед собой и другими, для страха не остается причин и наступает улучшение.

Главная задача психолога при терапии логофобии - разъяснить ребенку, что страх речи и боязнь насмешек есть лишь следствия заикания. Бесполезно лечить болезнь, не воздействуя на ее причины. Ох, как часто, видя страдания заики, мы жалеем его, стараемся оградить, уберечь, входим в положение. И тем самым совершаем непростительную ошибку. Мы вселяем в него надежду, что путь к выздоровлению можно пройти легко, не прилагая усилий. А между тем основу лечения заикания составляет требовательность - психолога к пациенту, пациента к самому себе. Только преодолев боль и пройдя тернистый путь до конца, можно ожидать полного выздоровления.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Думаю, что знаю, почему практические психологи так не любят работать с заикающимися детьми. Просто они не понимают, с чего начать. Каждый случай по-своему уникален, не похож на другие, и тут невозможно найти универсальное лекарство. Школьным психологам я не рекомендую сразу браться за терапию длительных и сложных форм заикания, лучше начать с легких форм, ибо, как сказал один великий философ: «Главное - не вылечить, а не навредить!»

Прежде чем засучив рукава браться за дело, нужно помнить одно важное правило - не родитель или учитель должны обратиться за помощью к психологу, а ребенок сам должен захотеть вылечить заикание, внутренне подготовиться, мобилизовать силы на борьбу с болезнью. Сколько бы вы ни старались, но без этого маленького условия ваши усилия будут напрасными. На основе своего опыта я могу заключить, что излечение заикания только на 30% зависит от квалификации психолога и на
70% – от желания пациента.

Правда, ребенок не всегда осознает всю серьезность собственных проблем. Такое бывает, когда он слишком мал (2–6 лет) или стал заикаться совсем недавно. Ребенок еще не жалуется на страх, но уже испытывает дискомфорт, капризничает, беспокойно спит. В подобных случаях не следует акцентировать его внимание на трудностях речи. В противном случае ребенка можно запугать.

НАЧИНАЕМ ТЕРАПИЮ

«Представь, что ты не умеешь ходить. Стыдно, но ты хочешь научиться, поэтому обратился за помощью в спортивную секцию. Я - тренер, ты - мой подопечный. На наших тренировках я буду учить тебя основным правилам хождения: равновесию, осанке, ритму. Здесь под моим руководством ты будешь только осваивать приемы, но отрабатывать их будешь самостоятельно. Я не стану подгонять тебя и постоянно контролировать. По полученным результатам я увижу, сколько времени и сил ты потратил. Не жди от меня готовых рецептов, ты их не получишь. Приготовься проявить самостоятельность, смекалку, ответственность за поступки и помни, пока ты сам не отважишься «бросить костыли» неуверенности в себе, тебе никто не поможет» - приблизительно с таких слов я начинаю занятия по терапии заикания.

Вначале ребенка нужно научить технике релаксации. Это поможет ему избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Расслабление мышц похоже на открытие клетки с птицами. Приходит ощущение свободы, легкости и спокойствия. Такое состояние помогает ребенку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстро забывать неудачи.

Релаксация проводится два раза в день по 5–10 минут, утром и вечером. Время и частоту релаксации можно увеличивать по мере необходимости. Начинается она с принятия удобной позы лежа или сидя в кресле. Глаза необходимо закрыть и под тихую музыку погрузиться в приятные мысли и ощущения. Для этого ребенок должен представить симпатичную картинку: цветы в вазе, красивый горный пейзаж или вспомнить что-то радостное. В релаксации могут участвовать и взрослые, например родители, совместный вариант особенно подходит для маленьких детей.

После проведения релаксации ребенку необходимо выполнить ряд двигательных упражнений. Для рук подойдут «кулачки» - сжимание и разжимание пальцев, для ног «ножницы» - выпрямленные ноги развести в стороны и расслабленные уронить на пол. Для туловища можно использовать «стирку» или «спортсмена». Самыми важными упражнениями в комплексе являются «лягушата» (растягивание губ в улыбку) и «упрямый язык». Они направлены на тренировку органов артикуляции, мышц шеи, непосредственно задействованных в говорении. Кроме этого, научившись по собственному желанию напрягать и расслаблять мышцы, ребенок может снять нервное возбуждение в сложной для него ситуации. Например, глубоко вдохнув и выдохнув, понять, какие мышцы у него напряжены, и расслабить их.

Многие заикающиеся дети не знают правил речи. Почему люди, в отличие от животных, научились говорить? Дело тут не столько в объеме мозга, сколько в привычной мелочи, на которую никто не обращает внимания, - люди умеют дышать через рот! Когда нужно высказаться, мы, не задумываясь, набираем в легкие воздух. Заики же не знают основных речевых законов, отсюда их неминуемые срывы и ошибки. Правила речи таковы: прежде подумай, потом скажи; говори только на выдохе в спокойном темпе; помни о гласных звуках; делай паузы; ставь смысловые ударения; в разговоре смотри на собеседника.

Последнее правило вызывает у заикающихся детей и подростков особые трудности. Речевые дефекты часто толкают их на ссоры, обиды и отчуждение. Заик называют злыми, мрачными, подозрительными. Часто, промолчав в школе, ребенок не может сдержаться дома и срывает зло на близких людях. На занятиях я учу детей правильно вести себя в конфликтных ситуациях: разволновался - возьми «тайм-аут», спроси, чем вызвал неодобрение, если виноват, попроси прощения, используй юмор. Одна улыбка чего стоит! Ей можно выразить удовольствие, превосходство, зависть, назидание и неодобрение. На моих занятиях дети пишут себе плакаты со словами: «Ищи все возможности войти в положение того, с кем общаешься» или «Злоба - это прежде всего неспособность проявить находчивость в любой ситуации, выражение беспомощности перед лицом событий».

Огромное значение для заикающихся детей и подростков имеют психотерапевтические беседы. Темы могут быть разными. Можно прочитать рассказ о находчивости человека или рассказать смешной случай. Порой нужно просто выслушать ребенка и ободрить, ответить на возникшие вопросы. Дети думают, что, научившись говорить без запинок, сразу станут интересными собеседниками, лидерами коллектива. Но кроме правильной речи, нужно обладать разносторонними знаниями, которые будут востребованы другими людьми. Для этого необходимо много читать, узнавать, запоминать. Лечение заикания - это только начало большого пути по исправлению себя.

Марина КУЗЬМИНА, психолог

Публикация статьи произведена при поддержке дезинфекционной службы «Дезслужба Гранд Сервис». Дезинфекционная служба города Москвы «Дезслужба Гранд Сервис» предоставляет профессиональные услуги дезинфекции, дератизации и дезинсекции. Специалисты дезинфекционной службы в самые краткие срок и по выгодной цене помогут избавиться от клопов, блох, крыс, мышей и тараканов, уничтожат муравьев, короедов, комаров, и микробы вирусов. Большой опыт успешной работы, современное оборудование, эффективные препараты и бесплатное гарантийное обслуживание всех проводимых работ обеспечивают выполнение услуг соответствующих самыми высокими стандартами качества и надежности. Узнать больше о предложении дезинфекционной службы «Дезслужба Гранд Сервис» можно по адресу www.dezinfektor.msk.ru

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, причины, клиническая характеристика и профилактика заикания. Анализ и особенности методик логопедической работы по коррекции симптомов заикания у детей дошкольного возраста. Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2010

    Рассмотрение близнецового и клинико-генеалогического методов исследования генетической обусловленности патологических нарушений речи. Характеристика алалии, ринолалии, заикания, дислалии и тахилалии как специфических проявлений задержки развития речи.

    реферат , добавлен 29.03.2010

    Общая характеристика основных внешних признаков (симптомов) заикания. Анализ статистических данных о количестве заикающихся, добившихся высшего образования и престижной работы. Рекомендации больным логоневрозом, а также людям, кому приходится общаться с н

    реферат , добавлен 12.07.2010

    Проводящая система сердца. Этиология нарушений ритма и проводимости сердца. Анализ последствий аритмий. Механизмы усиления нормального автоматизма. Особенности диагностического поиска при нарушениях ритма сердца. Классификация антиаритмических препаратов.

    учебное пособие , добавлен 12.06.2016

    Этиология и патогенез нарушений произносительной стороны речи. Рассмотрение причин расстройства речи у взрослых: инсульт, динамические нарушения кровообращения, травма головы, опухоли и нервно-психические заболевания, характеризующиеся слабоумием.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2012

    Изменение частоты ритма сердечных сокращений. Появление несинусового ритма. Нарушения проводимости импульса. Клинико-электрокардиографическая классификация аритмий. Этиологические факторы развития аритмий. Механизмы развития нарушений сердечного ритма.

    презентация , добавлен 16.12.2014

    Детские церебральные параличи – группа заболеваний центральной нервной системы: этиология и патогенез, формы и особенности моторных нарушений у детей с ДЦП. Коррекционно-развивающая и реабилитационная работа с детьми, страдающими церебральным параличом.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2011