Письменная и устная работа учащихся на уроках литературы. Н. С. Лесков. Старый гений. X. К. Андерсен. Снежная королева

Проверочные вопросы и задания

для письменных работ

на литературную тему

в 5-8 классах

Важно, чтобы проверочные работы в основной школе выявляли основные сферы литературного развития: начитанность и литературный кругозор, умение анализировать и истолковывать текст, уровень развития устной и письменной речи. Кроме того, в 5-8 классах необходима система постепенно усложняющихся проблемных вопросов для письменных работ. Если обучение ответам на вопросы начато уже в 5 классе, то это впоследствии поможет подготовиться к выполнению части С ЕГЭ по литературе. Традиционный набор из трех тем необходимо составить так, чтобы они были разной степени сложности: для минимального, среднего и высокого уровня обученности. Конечно, учащиеся имеют право выбрать любой вопрос, но должны понять, что создание письменного высказывания на более трудную тему ведет к более высокой оценке. Ученики минимального уровня могут получить хорошую оценку при удачном ответе на любой вопрос, если будут работать самостоятельно и покажут интересные наблюдения над текстом.

При анализе таблиц 3-6 можно заметить, что вопросы различаются по степени сложности в каждой горизонтали. Так, вопросы для минимального уровня ориентированы на репродуктивную познавательную деятельность, главным образом на пересказ. Вопросы для среднего уровня сложнее, так как требуют умения аргументировать свои суждения, доказывать свою точку зрения, а также сопоставлять и сравнивать героев одного или нескольких произведений. Вопросы для учащихся высокого уровня выявляют умение сопоставлять близкие произведения и рассуждать на нравственно-психологические темы в рамках своего возраста. Вопросы для каждого уровня в течение года также усложняются.

Таблица

Вопросы для письменных работ в 5 классе

Раздел

программы

Минимальный

Средний

Высокий

Русские

народные

сказки

Каков мой любимый герой русской народной сказки?

Почему в русских народных сказках добро всегда побеждает зло?

А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина?

Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина?

В чем общность и различие сказки «Спящая царевна» Жуковского и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина?

И. С. Тургенев. Муму

Что воспевает Тургенев в образе Герасима? (По рассказу «Муму».)

Каковы друзья и враги Герасима? (По рассказу Тургенева «Муму».)

В чем вина и в чем беда барыни? (По рассказу Тургенева «Муму».)

Л. Н. Толстой.

Кавказский

пленник

Кто и как помогает Жилину в плену?

Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

В. Г. Короленко. В дурном обществе

Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

Как Вася и его отец шли от вражды к пониманию?

В чем общность и различие в судьбах Тыбурция и судьи?

X. К. Андерсен. Снежная королева

Как Герда боролась против Снежной королевы?

Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?

О чем мечтал Андерсен в своих сказках?

Таблица 4

Вопросы для письменных работ в 6 классе

Раздел программы

Минимальный

Средний

Высокий

Фольклор. Древнерусская литература

Как отразились в мифах народные представления об устройстве мира?

Как отразились народные идеалы и исторические события в русских летописях?

В чем красота и мудрость русских обрядов?

Лирика А. С. Пушкина

Чем восхищается Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»?

Какие «чувства добрые» пробуждал Пушкин своими стихами?

В чем общность и различия стихов Пушкина и поэтов пушкинской поры (на примере 2-3 стихотворений)?

А. С. Пушкин. Дубровский

В чем причина конфликта Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского?

Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством

С какими чувствами Гоголь рисует картины природы и народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством » ?

Почему Вакула и Оксана полюбили друг друга? (По повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».)

В чем юмор повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

Н. А. Некрасов.

Железная

дорога.

Н. С. Лесков. Левша

Как изображаются лучшие качества русского народа в «Железной дороге» Некрасова или в сказе Лескова «Левша»?

В чем общность и различие в изображении русского человека в «Железной дороге» Некрасова и сказе Лескова «Левша»?

В чем особенности композиции и языка стихотворения Некрасова «Железная дорога» и сказа Лескова «Левша»?

М. М. Пришвин. Кладовая солнца

Какой изображается природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»?

В чем общность и различие в характерах Митраши и Насти?

(По сказке-были Пришвина «Кладовая солнца».)

Как проявляются в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца» мысли писателя о человеке?

В. П. Астафьев. Конь с розовой гривой. В. Г. Распутин. Уроки французского

Как отразились трудности послевоенного времени в произведениях Астафьева и Распутина?

Каков нравственный выбор моего ровесника в произведениях Астафьева и Распутина?

Какова роль речевых характеристик в создании образов героев в произведениях Астафьева и Распутина?

В 6 классе школьники с высоким уровнем литературного развития должны уметь сравнивать произведения разных авторов и делать элементарные обобщения («Как изображаются лучшие качества русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова „Железная дорога 11 и сказе Н. С. Лескова „Левша 11 ?»), выявлять смысл речевых характеристик героев («Какова роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В. П. Астафьева „Конь с розовой гривой 11 ?»), рассуждать о нравственно-психологических проблемах («Каков нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В. Г. Распутина?»).

Таблица

Вопросы для письменных работ в 7 классе

программы

Уровни литературного развития учащихся

Минимальный

Фольклор.

Древнерусская

литература

Каковы нравственные идеалы и заветы Древней Руси?

Каковы художественные особенности русских былин?

Какова роль древнерусской литературы для читателя XXI века?

А. С. Пушкин. Полтава (отрывок). Медный всадник (отрывок). Повести Белкина

Почему Пушкин прославляет деяния Петра I? (По отрывкам из «Полтавы» и «Медного всадника».)

Как показана история России в произведениях Пушкина?

Как проявляется гуманизм Пушкина в «Повестях Белкина»?

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба

В чем смысл противопоставления образов Остапа и Андрия?

Какова роль картин природы в понимании человеческих характеров?

Н. А. Некрасов.

Какова историческая основа поэмы Некрасова «Русские женщины»?

В чем, по мнению Некрасова, величие духа русской женщины?

Какова роль эпизода - «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»?

М. Е. Салтыков-Щедрин.

Какой изображена крестьянская и помещичья Россия в сказках Салтыкова-Щедрина?

Почему Салтыков-Щедрин изображает «хозяев жизни» и общественные пороки сатирически?

Смешны или грустны финалы сказок Салтыкова-Щедрина?

Продолжение

программы

Уровни литературного развития учащихся

Минимальный

Л. Н. Толстой. Детство.

И. А. Бунин. Рассказы

Какой рисуют «золотую пору детства» Толстой и Бунин?

В чем сложность взаимоотношений детей и взрослых в произведениях Толстого и Бунина?

Каким изображают Толстой и Бунин духовный мир подростка?

Произведении М. Горького,

В. В. Маяковского,

Л. Н. Андреева, А. П. Платонова

Как преодолевали «свинцовые мерзости жизни» герои повести Горького «Детство»?

Почему Маяковский, Андреев и Платонов призывают к сочувствию ко всему живому?

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

(По произведениям писателей XX века.)

Стихи поэтов XX века

Какой изображены Родина и природа в русской лирике XX века?

В чем особенности восприятия мира природы в лирике Есенина и Рубцова?

Каково ваше восприятие, истолкование, оценка стихотворения поэта XX века о Родине и природе?

Семиклассники уже не просто письменно отвечают на вопросы, а учатся создавать высказывания проблемного характера, которые в течение года усложняются. Таковы темы «Какова роль древнерусской литературы для читателя XXI века?», «Как показана история России в произведениях Пушкина?» (по фрагментам из произведений «Полтава», «Медный всадник»). Школьники должны уметь составить сравнительную характеристику: «В чем смысл противопоставления образов Остапа и Андрия?» (По повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»), выявить роль пейзажа: «Какова роль картин природы в понимании человеческих характеров?», определить авторскую позицию: «Какова авторская оценка образа Тараса Бульбы?».

В 7 классе начинается целенаправленное обучение анализу фрагмента эпического произведения: «Какова роль эпизода

„Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска**?» (По поэме Некрасова «Русские женщины») и лирического стихотворения: «Каково ваше восприятие, истолкование и оценка стихотворения поэта XX века о Родине и природе?». Наиболее сложными в конце учебного года станут письменные работы, где необходимо сопоставить произведения разных авторов на общую тему («Каким изображают Толстой и Бунин духовный мир подростка?»), рассуждать на нравственно-этические темы: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (По произведениям Горького, Маяковского, Андреева, Платонова»). Возможны и работы творческого характера по литературным образцам, например сочинение в стиле былины, поучения, оды, баллады, стихотворения, сатирической сказки, песни, хокку, стихотворения в прозе.

Таблица

Вопросы для письменных работ в 8 классе

программы

Уровни литературного развития учащихся

Минимальный

Средний

Высокий

Фольклор. Древнерусская и житийная литература. Литература XVIII века

Как отразилась жизнь народа в фольклоре и древнерусской литературе?

Какова историческая основа произведений русских писателей XVIII века?

Как показаны человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века?

(По выбору учащихся.)

А. С. Пушкин.

Капитанская

дочка

Каков смысл эпиграфа к роману «Капитанская дочка»?

Какова роль эпизода первой встречи Гринёва и Пугачёва?

Как раскрывается тема «русского бунта» в романе «Капитанская дочка»?

М. Ю. Лермонтов.

Мцыри

Почему так трагически сложилась судьба Мцыри?

Какова роль эпизода «Бой с барсом» в поэме «Мцыри»?

Какие нравственные ценности утверждает поэма Лермонтова «Мцыри»?

Н. В. Гоголь. Ревизор

Почему Гоголь хотел «высмеять все дурное в России»?

Какова роль сцены вранья в комедии «Ревизор»?

Почему Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой?

Н. А. Некрасов.

Русские

женщины

Какие нравственные ценности воплощены в образе княгини Волконской?

Какова историческая основа поэм Некрасова о декабристах?

В чем общность и различие эпизодов встречи княгини Волконской с мужем в поэме Некрасова и в «Записках кн. Волконской»?

Продолжение

Раздел

программы

Уровни литературного развития учащихся

Минимальный

Средний

Высокий

М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города (отрывки).

Н. С. Лесков. Старый гений.

Л. Н. Толстой. После бала

Какие порядки в России обличает Салтыков-Щедрин в романе «История одного города»?

Каковы приемы изображения внутреннего состояния героев в рассказе Л. Толстого «После бала»?

Каков облик России в произведениях Салтыкова-Щедрина, Лескова,

Л. Толстого?

А. П. Чехов. О любви.

А. И. Куприн. Куст сирени.

И. А. Бунин. Кавказ

Как Вера Алмазова помогала своему мужу? (По рассказу Куприна «Куст сирени».)

Почему не были счастливы герои рассказов Чехова «О любви» и Бунина «Кавказ»?

Что значит быть счастливым? (По изученным рассказам Чехова, Куприна, Бунина.)

А. А. Блок. На поле Куликовом.

С. А. Есенин. Пугачёв

Как отразился драматизм истории России в цикле стихов Блока «На поле Куликовом»?

Каким изображен предводитель восстания в поэме Есенина «Пугачёв»?

В чем общность и различие в изображении Пугачёва в фольклоре, «Капитанской дочке» Пушкина и «Пугачёве* Есенина?

А. Т. Твардовский.

Василий

Тёркин.

A. П. Платонов.

Возвращение.

B. П. Астафьев. Фотография, на которой меня нет.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Какие лучшие качества русского народа воплощены в образе Василия Тёркина?

В чем гуманизм и оптимизм стихов и песен о Великой Отечественной войне? (На примере 2-3 стихотворений и песен.)

В чем особенности изображения военного времени в произведениях Твардовского, Платонова, Астафьева?

Уровень сложности в выполнении письменной работы в начале 8 класса будет выбран самими учащимися («Как показаны человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века?»). Учащимся предлагается отобрать тот литературный материал, который они будут исследовать: народные песни, предания, житийную литературу, произведения Н. М. Карамзина или И. А. Крылова.

Совершенствуется и усложняется работа по обучению анализу эпизода, который также выбирают сами школьники. В 8 классе они учатся анализировать не только фрагмент эпического произведения («Какова роль эпизода первой встречи Гринёва и Пугачёва в „Капитанской дочке“ А. С. Пушкина?»), но и лироэпического («Какова роль эпизода „Бой с барсом" в поэме „Мцыри"»?) или драматического («Какова роль сцены вранья в комедии „Ревизор"»?). Для школьников продвинутого уровня работа может быть усложнена и предложен сопоставительный анализ («В чем общность и различие эпизодов встречи княгини Волконской с мужем в поэме Некрасова и в „Записках кн. Волконской"?»).

Самыми сложными будут письменные работы обобщающего характера, которые учат воспринимать произведение в контексте литературной эпохи, причем уровень сложности могут определить сами школьники, выбрав для анализа одно, два или несколько произведений, объединенных общей темой («Каков облик России в произведениях Салтыкова-Щедрина, Лескова, Л. Толстого?»).

Высокий уровень сложности может быть задан и в письменных рассуждениях нравственно-этического характера на тему «Что значит быть счастливым?» (по рассказам «О любви»

А. П. Чехова, «Кавказ» И. А. Бунина, «Куст сирени» А. И. Куприна). Учащиеся сами выберут, сколько произведений они смогут проанализировать, помня о том, что в работе по нескольким произведениям обязательно нужно показать умение сопоставлять, выявляя общее и особенное («В чем особенности изображения военного времени в произведениях Твардовского, Платонова, Астафьева?»).

Восьмиклассникам с высоким уровнем литературного развития необходимо понимать, что в каждую литературную эпоху образ, имеющий один и тот же прототип, воспринимается и автором и читателями по-разному («В чем общность и различие в изображении Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина?»).

Таким образом, в 5-8 классах умение создавать письменные высказывания на литературную тему должно быть в основном сформировано, а в 9-11 классах оно будет только совершенствоваться. Эффективность этой работы, несомненно, повысится, если проверка уровня литературного развития будет дифференцирована, а тематика работ - ориентирована на личность школьника.

Основные виды устных и письменных работ по литературе (5- 9 классы). 1. Выразительное чтение художественного текста; 2. Различные виды пересказа; 3. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; 4. Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; 5. Анализ и интерпретация произведения; 6. Составление планов; 7.Написание сочинений по литературным произведениям; 8. Целенаправленный поиск информации и умение работать с ней.

Картинка 5 из презентации «Работы по литературе» к урокам литературы на тему «Проекты по литературе»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Работы по литературе.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 59 КБ.

Скачать презентацию

Проекты по литературе

«Урок литературного чтения 2 класс» - А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкий «Осень». Тема «Произведения о родной природе». Корчилава Яна. IV. Материальные средства обучения: Печатные пособия: ? портреты А.С. Пушкина, Г.А. Скребицкого; Беседа после первичного слушания. V. Физическая минутка. III.

«Открытый урок по чтению» - Чему ты посвящаешь время, которое раньше уделял(а) чтению? В настоящее время произведения художественной литературы читает только 40% 14 - летних граждан России. Золотой теленок. Сейчас - 65 место. До 80 - ых годов ХХ века Россия занимала I место по качеству образованности. 100 лучших книг.

«Литературные экскурсии» - Знакомство с жизнью и деятельностью писателя начинается для учащихся в школьном музее. 3 ступень. 1 ступень. 2 ступень.

«Майнашевские чтения» - Кокова В.И., учитель МОУ «Аршановская СОШ», Алтайского района. Содействовать расширению практики исследовательской деятельности по творчеству В. Майнашева научной и педагогической общественности. Выступления на пленарной части: Мамышевой Н.А., зав.учебно-методическим кабинетом ХРИПКиПРО. Приветствия участников Майнашевских чтений песнями, стихами и танцами.

«Метод проектов в литературе» - Продукт. Метод проектов как урок проверки и учета знаний и умений. Презентация. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Портфолио. Что дает применение таких уроков? Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Проектная Личность деятельность. Методика работы команд.

«Внеклассное чтение» - 9. По данным темам опубликовано более 70 работ. Сказочная поэзия С. Козлова. Дедушка. Лингвистическая сказка Ю. Мориц. Кот Иваныч. Прилетели бегемоты. 4. Рассказы о детстве К. Драгунской 13. 4. «Рабочие тетради по внеклассному чтению» как жанр учебного пособия. Рассказ О. Пройслер. Раздел 1. «Все мы родом из детства...» И. Пивоварова.

Всего в теме 5 презентаций

На сегодняшний день приоритет в образовании отдается духовно-нравственному воспитанию, которое должно стать важнейшей составляющей педагогической деятельности. Современная школа, как сказано, должна выявить и активно реализовать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов. Так, филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Предметы этого цикла представляют школьникам образцы нравственного поведения, проявлений духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.

Предмет “Литература” занимает в этом ряду особое место. Овладевая богатствами языка, человек повышает и общую культуру, становится эстетически более требовательным и зрелым. Слово как важнейшее средство общения способствует формированию и укреплению взглядов, убеждений, оказывает огромное воздействие на становление характера, воспитание чувств, развитие мышления и речи школьников. В методике преподавания литературы речевое развитие понимается как “движение вперед в овладении связной речью, в овладении умением создавать определенные тексты, определенные речевые произведения” (Т.А. Ладыженская).

Остановимся на одном из важных аспектов речевого развития – на овладении навыками письменной речи.

Сочинения не только развивают навыки грамотной письменной речи, но и воспитывают ребят, формируют их взгляды и вкусы, дают возможность высказать то, что их тревожит и волнует. Работа над сочинениями должна проводиться в определенной системе, так как именно системность в работе по совершенствованию письменной речи учащихся, постоянное внимание к формированию речевых навыков детей будут стимулировать школьников, серьезнее относиться к слову, к собственной речи и речи окружающих. Систему работы по развитию письменной речи предлагают многие ученые: ТА. Ладыженская, Т.Ф. Курдюмова, Е.И. Никитина, З.Н. Кудина и Г.Н. Новлянская и др.

Анализируя исследования разных авторов, я хотела бы увидеть тот подход, который наиболее приемлем для детей, т. е. максимально реализует творческие способности учащихся, помогает развитию эстетического вкуса, учит не только размышлять о важных нравственных и духовных ценностях, но и способствует глубокому пониманию художественного произведения, его критическому осмыслению.

Необходимость системы в обучении сочинениям ни у кого не вызывает сомнений. Но решается этот вопрос по-разному. Некоторые считают, что в основу разрабатываемой системы должен быть положен принцип разнообразия сочинений. В других случаях при создании системы на первый план выдвигается требование учить от простого к сложному. Но реализуется это требование по-разному. Например, исходя из того, что повествование легче описания, а описание легче рассуждения, намечается такая система: сочинения повествовательного характера; сочинения описательного характера; сочинения-рассуждения.

Но как доказать, что описание легче рассуждения, что любое повествование легче любого описания?

Для того чтобы можно было обосновать последовательность работы над отдельными сочинениями, необходимо решить вопрос об определении критериев их сложности. В методике нет ответа на этот вопрос. Система письменных работ в 5-м классе, предложенная Т.Ф. Курдюмовой, В.Л. Коровиной, скорее, способствует обучению общеучебным умениям и навыкам. Она включает: письменный пересказ, краткий ответ на вопрос, сочинение по картине, составление плана, рассказ о герое. Заслуживает внимания подход Е.И. Никитиной. Она предлагает изучить связь предложений в тексте, типы и стили речи, а уже потом писать сочинения разных типов. Но разработки Е.И. Никитиной активно используются в курсе русского языка. На мой взгляд, интересен подход ТА. Ладыженской. Говоря о системе, она имеет в виду не порядок работы над одним сочинением, а такую последовательность обучения сочинениям в целом, в которой предусмотрено развитие у учеников определенных навыков связной речи. Это следующие умения." умение осмысливать тему; подчинять свое сочинение определенной мысли; собирать материал и систематизировать его; грамотно выражать свои мысли; редактировать написанное.

Но работа над сочинениями – это не только умения, хотя они и обязательны. Это еще и целый комплекс задач воспитательного характера. Есть ли такая система, которая позволит соединить три составляющие учебного процесса: обучение навыкам, воспитательный и развивающий аспекты. Оптимальный подход, на мой взгляд, найден докторами психологических наук Т.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской. Рассмотрим систему творческих работ, предложенную этими учеными.

Авторы программы предлагают для освоения в 5-м классе три вида письменных работ. Это развернутое литературно-критическое высказывание, самостоятельное публицистическое творчество и создание художественного образа.

“Автор-художник” пытается создать художественный образ в соответствии с законом выразительности художественной формы. Художественное творчество необходимо прежде всего самому ребенку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы, для овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека. Собственное художественное творчество является условием развития ребенка как читателя. “От маленького писателя к большому читателю” – так афористично сформулировала этот принцип М.А. Рыбникова.

Один из важнейших типов работы основывается на наблюдении за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни: всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков (разглядывание осенних листьев, кочанов капусты, вида за окном). Такое наблюдение развивает видение конкретно-чувственного облика мира.

“Автор-публицист” размышляет о жизни. Пока небольшой жизненный опыт ставит перед ребенком довольно сложные проблемы, поэтому такая работа позволяет развивать важное качество публициста – умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и пристрастность. Она дает детям возможность выразить свое мнение, помогает выработать его, осознать и углубить, развивает интерес к внутреннему миру сверстников, к точке зрения другого. Детские публицистические сочинения необходимо обсуждать с точки зрения сопоставления разных взглядов на одну и ту же проблему. Такие уроки направлены на становление мировоззрения.

“Автор-критик” наблюдает за художественным текстом. Всматривание, вслушивание, видение конкретного мира происходит в процессе акцентного вычитывания текста. Эта работа читателя, осмысливающего точку зрения автора, предшествует индивидуальной письменной работе. Текст выступает как пример некоей жизненной ситуации: обсуждается герой, его характер, поступки. А этот процесс обсуждения влияет на нравственное развитие детей.

Все три вида сочинений должны выполняться с определенной периодичностью. Обязательно после каждого урока сочинения идет урок анализа, обсуждения сочинений. Такая работа способствует развитию авторства.

При выполнении творческих работ, по мнению Т.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, нельзя оценивать грамотность. Это соответствует психологическим законам творчества: ребенок не может удержать одновременно несколько разных и сложных задач. Оценка грамотности убивает творчество.

Данная система уроков органично вписалась в работу по программе под редакцией А.Г. Кутузова, в которой предлагается проведение уроков серии “Творческая мастерская”. Причем учителю дается право выбора эффективных для учеников упражнений из богатого методического арсенала творческих заданий. Единственное условие, которое необходимо учитывать, – это умение учеников выполнять письменные работы различных жанров.

Изучение литературы в 5-м классе начинается с фольклора. В конце изучения темы можно предложить детям сочинения “Моя любимая сказка”, “Мой любимый сказочный герой”. Это первый опыт литературно-критического высказывания, так как детям придется анализировать текст и выказывать свое отношение к нему.

Раздел “Духовная литература” позволяет включить сочинения публицистического характера. Могут быть предложены разные темы, заставляющие задуматься о месте человека в этом мире, о добре и зле, о справедливости.

“Творческая мастерская” в конце изучения раздела “Литературная сказка” может использоваться учителем для создания детьми художественного образа. Это может быть сочинение от имени любого волшебного предмета или о любом волшебном предмете, например, “Волшебный башмак”, “Тропинка в тридевятое царство”, “Яблоко” и т. д.

Таким образом, в I полугодии ребята пробуют освоить все три типа сочинений.

После каждого урока развития речи обязателен урок обсуждения работ. На этих уроках ребенок развивается и как автор, и как читатель. Это достигается прежде всего тем, что обсуждается не достигший высот мастерства писатель, а сверстник, имеющий право на ошибку. К нему можно непосредственно обратиться с вопросом, сравнить замысел и результат. А сам автор может учесть замечания своих одноклассников.

Во II полугодии изучение литературы идет по родам: эпос, лирика, драма.

Во время изучения малого эпического жанра – рассказа – можно дать ребятам сочинение-размышление “Поговорим и милосердии”. На этот разговор натолкнет рассказ Ф.М. Достоевского “Мальчик у Христа на елке”. Рассказ Дж. Лондона “Сказание о Кише” позволяет порассуждать о героизме. Поупражняться в написании отзывов можно после изучения рассказов К.Г. Паустовского, А.П. Чехова.

Лирика – богатый материал для сочинений, позволяющих создать художественные образы. Ведь, разбирая лирическое произведение, мы обращаемся к выразительным средствам: эпитетам, метафорам, сравнениям. Их можно использовать в сочинениях на следующие темы: “Очарование зимнего утра”, “Любимый уголок природы”, “Березы, освещенные солнцем”.

Драматический род литературы позволяет ученику попробовать себя в роли сценариста. Можно предложить сценарий на тему “Последняя ночь в лагере”, “У новогодней елки”. А можно переделать любой изученный ранее рассказ для постановки на сцене.

Предлагаю вариант планирования письменных работ по литературе в 5-м классе:

Раздел программы

Темы сочинений

Тип сочинения

Фольклор 1. “Мой любимый сказочный герой” Критика
2. Сочинения в разных фольклорных жанрах: потешки, загадки, пословицы, небылицы художественное творчество
Духовная литература 3. “Зачем я живу на этой земле?” публицистика
Литературная сказка 4. “Яблоко”
5. “Тропинка в тридевятое царство”
6. “Моя любимая сказка”
художественное творчество критика
Рассказ 7. “Поговорим о милосердии”
8. “Героический характер
9. Сочиняем юмористический рассказ.
10. “Что такое сильный характер”
11. “Отношение автора и читателя к Герасиму”
12. “Мой четвероногий друг”

13. Мое любимое место на земле”

публицистика публицистика художественное творчество
публицистика
критика
публицистика публицистика
Лирика 14. “Очарование зимнего утра”
15. “Легкие шаги весны”
16. Сочиняем стихи о родной природе
художественное творчество
Драма 17. “Последняя ночь в лагере” художественное творчество

В течение учебного года учитель планирует 17 уроков-сочинений. После каждого сочинения необходим урок, на котором организуется обсуждение работ. На мой взгляд, если обучать детей способу диагностико-коррекционной работы над причинами ошибок, то ребенок научится видеть свои ошибки, понимать их причины, грамотно выстраивать работу по устранению ошибок, что позволит в конечном итоге стать более самостоятельным в учебном процессе.

Новый подход к обучению сочинениям обязывает и методику таких уроков выстраивать по-новому. В чем суть такой методики?

З.Н. Новлянская и Г.Н. Кудина работают по программам развивающего обучения. Это значит, что ученик является субъектом учебной деятельности. Задача учителя – создать такие условия, чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность, превращающая ребенка в субъекта, заинтересованного в саморазвитии. Любая грань знаний, добытая на таком уровне, – это результат собственной деятельности учащихся. Развивающий урок – это необходимая форма самой жизни. Практика показывает, что ребенок овладевает способами работы над данными видами сочинений неравномерно. Как же помочь ученику разобраться в сочинении того или иного типа? Я опробовала разные варианты работ.

Первый вариант.

  1. Выработка критериев оценки творческой работы.
  2. Дети пишут черновик сочинения. По желанию учащихся черновик может быть просмотрен и откорректирован учителем.
  3. Написание чистового варианта сочинения.
  4. Самооценка сочинения по выработанным критериям.
  5. Оценка работы учителем.

Второй вариант.

  1. Написание работы детьми без предварительного обсуждения.
  2. Обсуждение написанных работ, выработка критериев оценки.
  3. Анализ работ одноклассников по выработанным критериям.
  4. Анализ собственных работ.
  5. Написание второго варианта сочинения, дополненного и отредактированного.
  6. Самооценка сочинений.
  7. Оценка сочинений учителем.

На мой взгляд, второй вариант работы более интересен и продуктивен. Ведь здесь ребенок понимает свои трудности более глубоко. Ему помогает урок обсуждения сочинений, где он видит не только мнение одного ученика о своей работе, но и получает всесторонний анализ своего творчества по критериям, выработанным совместно в процессе обсуждения работы. Увидев свои ошибки, поняв их причины, ребенок не переживает, так как имеет возможность откорректировать свою работу с учетом предложений ребят. Только после этого работа попадает к учителю.

Существует и третий вариант работы – когда дети обсуждают сочинения друг друга в группах по заранее выработанным критериям. Это обсуждение позволяет им откорректировать свою работу, получить рекомендации от своих товарищей, еще раз поработать над своим сочинением. Этот вариант хорош тем, что роль учителя сводится лишь к правильной организации таких уроков. Все остальное делают сами дети. Это дает возможность поработать над такими важными действиями, как контроль и оценка.

Мне кажется, что такая работа полезна всем учителям литературы, поскольку позволяет добиться более высоких результатов в работе над сочинениями. Но нельзя забывать, что обучение сочинениям, развитие эмоциональных, нравственных и духовных качеств личности – это процесс сложный и длительный. Потребуется не один год систематической работы, чтобы ребенок показал свою зрелость через сочинения, чтобы его труды отличались неповторимым почерком, глубиной мышления, стройностью композиции, культурой речи и эмоционального тона повествования.

На уроках литературы используются многообразные формы письменной и устной работы. Их можно разделить на проверочные работы итогового характера, проверочные работы промежуточного характера, работы творческого характера и т. д. Это не только всем известные сочинения, но и анализы текстов, доклады, рефераты, семинары и зачеты.
В последнее время очень популярным видом проверочной работы стало тестирование, которое в удобной для проверки форме дает возможность выявить и знание фактов из биографии и творчества писателей, и знание текстов, и умение анализировать. Кроме того, тест дает возможность проявить сообразительность и литературное чутье.
Тестирование можно проводить и в качестве итоговой работы по всему материалу изучаемой темы, по двум и более темам, а также в качестве небольшой проверочной работы по какой-то проблеме. Тестирование - это выбор правильного ответа из ряда предложенных. В этом виде работы есть свои положительные и отрицательные стороны. Положительным является то, что за сравнительно небольшое время можно провести работу, охватывающую широкий круг проблем, и быстро оценить результаты этой работы. Отрицательной же стороной можно признать то, что эта работа не всегда объективно отражает уровень знаний. Человек, обладающий логическим мышлением, иногда просто может вычислить ответ. Помимо этого, тестирование никоим образом не затрагивает развития речи учащегося. Кропотливая работа по составлению теста и организации его проведения ложится на плечи учителя. Но такой тип работы, безусловно, перспективный и вызывает огромный интерес у учащихся.

Рецензии и отзывы о прочитанных произведениях, достаточно часто используемые в школьной практике, а в последнее время и на выпускных экзаменах одиннадцатиклассников, требуют дополнительного объяснения.
Учащиеся должны понять, что рецензия и отзыв - это не обычное школьное сочинение-рассуждение на заданную тему, а совсем иной вид работы.
Во-первых, название рецензии или отзыва учащийся достаточно часто предлагает сам, а от этого и зависит дальнейший ход его работы.
Во-вторых, необходимо уяснить, чем рецензия и отзыв отличаются от сочинения-рассуждения (наиболее распространенного типа в практике старших классов) и чем они отличаются друг от друга.
Проще всего объяснить разницу между этими типами письменных работ, как бы меняя личность автора (хотя везде это будет учащийся, примеряющий на себя разные маски).
Автор сочинения-рассуждения - это сам ученик, раскрывающий проблему, поставленную учителем в сочинении. Используя полученные в ходе изучения произведения знания (биография автора; творческий путь; анализ текста, проведенный в ходе уроков; критика), учащийся доказывает тезис сочинения, как правило, соглашаясь с общепринятой точкой зрения. Работы такого типа можно назвать скорее проверочными, итоговыми, а не чисто творческими. Они выявляют знания учащихся по данной теме; знание фактического, текстового и критического материала; их умение логично мыслить, отделять главное от второстепенного, отбирать факты, выражать свои мысли письменно, подтверждая их текстом. Чисто творческими моментами в такого рода работах бывают вступления и заключения.


Более творческими бывают сочинения-рассуждения, отрицающие, не соглашающиеся с основным тезисом, но это случается довольно редко.
Автор рецензии - это ученик, перевоплотившийся в литературного критика, писателя, редактора. Эти лица могут быть современниками автора, а могут быть нашими современниками, причем рецензия может быть как положительная, так и отрицательная (все названные условия дополнительно оговариваются учителем). Иногда эти перевоплощения надо показать (если стоит такая задача), а иногда скрыть (только представить себе, что вы - критик), если требуется ваше личное мнение.
Сочинение может анализировать все произведение, его героев, идейно-художественные особенности, какую-либо проблему, оно может сравнивать либо обобщать два и более произведения или литературных героя и т. д.
Рецензия же не рассматривает отдельные темы, вопросы, проблемы, детали, героев. Она аргументированно и личностно высказывается о произведении целиком, принимая или не принимая его, либо же высказывается о ряде произведений, чем-либо объединенных.

Приблизительный план рецензии:

I. Вступление.
1. Своеобразие проблематики, актуальность темы.
2. Место данного произведения в ряду подобных либо его особое положение.
II. Основная часть. Аргументы, доказывающие необходимость или ненужность этого произведения, определяющие его положительные или отрицательные качества, либо и то и другое.
1. Идейное содержание, эмоциональный пафос.
2. Сюжет и особенности конфликта.
3. Композиция.
4. Система образов.
5. Язык и стиль.
6. Жанровое своеобразие.
III. Вывод. Ваше мнение о необходимости подобного произведения.
Как видно из вышеизложенного, рецензия - очень сложный вид творческой работы, требующий особой подготовки, литературного чутья, свободного владения письменной речью, воображения и вкуса.
В одной из школ Москвы была проведена на уроке по изучению творчества А. Н. Островского работа по рецензированию пьесы «Свои люди - сочтемся». Учащиеся (по выбору) должны были написать рецензии на пьесу с точки зрения критика ХIХ века (положительную или отрицательную), с точки зрения критика ХХ века (положительную или отрицательную). Лучшей работой была признана отрицательная рецензия критика ХIХ века. Критик более всего возмущался идейным содержанием комедии, говорил о нежизненности подобной ситуации и упадке нравов. В остроумной, язвительной форме он критикует недодуманность интриги и нежизненность персонажей, включая в текст своей рецензии слова и выражения, бытующие в ХIХ веке.
Автор отзыва - это ученик-читатель, который не может обладать специальными знаниями о системе образов, об особенностях конфликта, композиции. Но это, безусловно, человек начитанный, умеющий размышлять, анализировать, сравнивать и глубоко чувствующий литературу. Отзыв - более свободная, не связанная с задачей аргументированной критической оценки работа. От автора требуется высказать общее впечатление от произведения, рассказать о том, что понравилось или не понравилось, дать советы, касающиеся языка, тематики, героев. Автор должен познакомить с произведением и высказать свое к нему отношение.
Одним из видов устной творческой работы может быть театрализованный диспут по какой-либо проблеме изучаемого произведения или по всему произведению в целом. Причем такой диспут-представление может быть проведен и на уроках, и вне их.
Необходимо отобрать учащихся, пишущих сценарий такого представления, и учащихся, изображающих литературных героев. В зависимости от проблемы в сценарий может быть включен и автор произведения, и литературный критик, и современный автору читатель, и современный ученик.
Самое сложное - написать сценарий. Можно провести работу так, чтобы авторы сценария были как бы дублерами учащихся-актеров. Такие сценаристы-дублеры, а также актеры читают произведение выборочно (по ролям), а также с помощью учителя подбирают дополнительный материал по своему герою.
Сценарий может представлять собой литературную композицию-монтаж с авторскими или читательскими комментариями; свободную композицию, использующую в речи героев лишь характерные выражения и «ключевые» слова. Текст автора, литературного критика нельзя придумывать самостоятельно. Здесь необходима дополнительная литература, помогающая восстановить реалии времени, биографии, работы над произведением, литературные споры. А вот текст современного автору читателя и современного ученика (причем их может быть двое - высказывающие противоположные позиции) дает возможность проявить творческую фантазию.
Наибольший простор для такого вида работы могут дать произведения, наделенные острой проблематикой - социально-психологической или философско-нравственной (А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой).
Такая работа требует тщательной подготовки и учителя, и учащихся. В ходе работы необходимы консультации, поиск дополнительной литературы. Такие работы подготавливаются заранее, задолго до завершения изучения темы.
Темы и сценарии подобных уроков - предмет другой книги, но некоторые темы мы можем предложить для создания сценария театрализованного диспута: «Умен ли Чацкий?» (А. С. Грибоедов), «Любовь или долг?», «Мой друг Онегин» (А. С. Пушкин), «А если бы он был героем нашего времени?..» (М. Ю. Лермонтов), «Нужны ли человеку принципы?» (И. С. Тургенев), «Тайна Раскольникова», «„Добро“ и „зло“ Раскольникова» (Ф. М. Достоевский), «Правда Наташи Ростовой», «Мой любимый герой Андрей Болконский» (Л. Н. Толстой).
Не менее сложным итоговым уроком, требующим специальной подготовки, является урок-семинар. На уроках подобного типа решаются две задачи: организация самостоятельной работы учащихся и оценка результатов этой работы. Эта работа требует самостоятельности и выявляет творческие способности учащихся. На этом уроке как составная его часть используются также доклады и рефераты учащихся. Их целесообразно проводить по темам, имеющим проблемное звучание, актуальным для нашего времени. Если не будет заинтересованности, то о чем же будут спорить учащиеся, какие проблемы решать? Такой урок заранее обречен на неудачу.
На уроке-семинаре задействованы все учащиеся. Роль их определяется тем заданием, которое они получили. Задания могут быть индивидуальные, групповые и фронтальные, и каждый учащийся отвечает за какой-то определенный вид работы, без которой семинар не состоится. Это налагает на участника семинара ответственность более серьезную, чем на обычном уроке. Семинары могут быть нескольких разновидностей в зависимости от характера деятельности учителя и учащихся: семинар-беседа, семинар-диспут, семинар-практикум, семинар-конференция (См.: Пантелеева Л. Т. Типы семинарских занятий в старших классах // Литература в школе. - № 4. - 1988.)
При подготовке семинара класс разделяется на три группы: группа докладчиков, группа оппонентов, группа арбитров.
Докладчики либо индивидуально, либо коллективно готовят выступления по заранее поставленным проблемам.
Оппоненты, заранее познакомившись с докладами, продумывают вопросы к докладчикам, требующие разъяснения. Арбитры изучают тему, оценивают доклады и вопросы к ним и решают спорные вопросы.
Как арбитрам проще и точнее оценить ответы докладчиков, вопросы оппонентов? Работа, как обычно, оценивается по пятибалльной системе, а количество баллов набирается из положительных или отрицательных оценок выступлений по следующим параметрам:

Оценка работы докладчика:

1. Раскрытие темы.
3. Последовательность и доступность изложения.
4. Оригинальность решения темы. Собственное мнение.
5. Владение аудиторией, эмоциональность.

Оценка работы оппонента:

1. Владение материалом темы.
2. Использование фактического материала.
3. Ясность и четкость в формулировках вопросов.
4. Оригинальность вопросов, необычный поворот темы.
5. Владение аудиторией, эмоциональность.
Главным арбитром, лицом, направляющим течение семинара, всегда является учитель. Он открывает и закрывает семинар. Во вступительном слове ставятся проблемы семинара; в заключительном делаются выводы, решаются самые сложные вопросы, выясняется истина. Во время подготовки семинара учитель проводит консультации по выбранной теме, помогает подобрать литературу. О проведении семинара класс предупреждается во время первого занятия по монографической теме. Это не только дает время для подготовки к семинару, но и организовывает учащихся, помогает более глубоко, осмысленно, заинтересованно подходить к изучению темы.
В семинаре может быть задействована еще одна группа учащихся - тех, которые будут работать над стендом «Готовимся к семинару». На этом стенде будет помещен материал такого рода:
1. Организационные вопросы.
2. Художественно-графические материалы (иллюстрации, фотографии, рисунки учащихся и т. д.).
3. Список дополнительной литературы.
4. Вопросы по теме (готовят и ученики, и учитель).
Семинары помогают в доступной эмоциональной форме углубить знания учащихся, освоить навыки исследовательской работы, учат умению обсуждать проблемные решения, доказывать свою точку зрения.
Так как семинары требуют большой подготовительной работы, то целесообразнее проводить их по темам, затрагивающим глобальные проблемы творчества писателя, произведения. Темы семинаров не только должны быть проблемными, но и своим звучанием вызывать у учащихся интерес, желание поспорить, однако споры эти не должны заводить в тупик.

Возможные темы семинаров:

1. А. С. Грибоедов. «Чацкий - победитель или побежденный?», «Молчалин и „молчалинство“», «Фамусовская Москва».
2. А. С. Пушкин. «Чувства добрые я лирой пробуждал...», «Блажен, кто смолоду был молод...», «Онегин, добрый мой приятель...», «Татьяна, русская душою...».
3. М. Ю. Лермонтов. Люблю Отчизну я, но странною любовью...», «Печально я гляжу на наше поколенье...», «История души человеческой, хотя бы самой малой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...».
4. Н. В. Гоголь. «В поисках живой души», «Манилов и Ноздрев среди нас».
5. И. С. Тургенев. «Вечные» проблемы в романе «Отцы и дети».
6. А. Н. Островский. «Тема суда в драме „Гроза“».
7. Ф. М. Достоевский. «Раскольников и его двойники», «Своеобразие гуманизма Достоевского».
8. Л. Н. Толстой. «В поисках истины», «Счастье Наташи Ростовой».
9. А. П. Чехов. «Его врагом была пошлость», «Простые русские люди... Какие они?».
Семинар должен быть интересным для всех. В центре его стоят доклады и рефераты. Именно они заслуживают серьезной подготовки - не только в плане правильного скрытия темы, а и в плане правильного ее изложения. То, что допустимо в письменной речи, совершенно недопустимо в устной. Многие учащиеся считают, что многокомпонентные книжные конструкции говорят о серьезности их работы, хотя именно по этим фразам можно сделать вывод о том, что учащийся не очень разбирается в проблеме. Выступая с докладами и рефератами, учащийся должен говорить простым, доступным языком - «от себя».
Доклады и рефераты могут, как уже говорилось, входить в семинары, а могут быть и самостоятельной годовой или промежуточной работой.
Рефераты - это всегда большая итоговая работа, которая может быть предложена по материалам одной монографической темы, двух-трех монографических тем, по материалам года. Лишь к 11 классу учащиеся способны написать реферат на сквозные темы в русской литературе: «„Маленький“ человек», «Русские женщины», «Россия», «Тема дуэли», «Тема пути», «Тема любви», «Тема долга, чести и верности», «Москва», «Петербург» и т. д. Таких тем достаточно много, но справиться с ними может тот, кто хорошо знает текст нескольких произведений, умеет самостоятельно мыслить, владеет навыками работы с книгой.
Реферат строится следующим образом:
1. Вступление. Различные точки зрения на проблему, какую точку зрения вы разделяете.
2. Основная часть. Как тема, проблемы раскрываются, решаются в критической литературе? Ваше мнение о реферируемых работах.
3. Заключение. Подведение итога. Решена ли проблема? Актуальность.
4. Список использованной литературы.
Доклады могут быть и итогового, и промежуточного характера. Короткие доклады учащихся во время изучения монографической темы разнообразят течение урока-лекции, выявляют знание учащимися текста, их ориентацию в проблемах творчества автора и его произведениях, помогают полнее рассмотреть тему, уделяя внимание как ключевым проблемам, так и деталям. Доклады итогового характера, так же как и рефераты, должны затрагивать глобальные, широкие проблемы. Структура доклада отличается от структуры реферата, так как у них разные цели и задачи. Реферат - это научная, исследовательская работа, изложение источников и их оценка. А доклад - это устное сочинение, развернутое раскрытие темы с привлечением ссылок на источник. Если в реферате учащийся должен передать основные положения источника и прокомментировать их, то в докладе высказываются собственные суждения, а мысли источника подкрепляют эти суждения или же, наоборот, собственные суждения опровергают мысли источника.
Доклад, как и письменное сочинение, состоит из трех частей. Он и похож на сочинение, отличаясь лишь употреблением разговорной лексики и эмоциональностью. Вступление к докладу должно заинтересовать слушателей; в основной части доклада необходимо раскрыть тему и выразить личное отношение к проблеме; в заключительной части необходимо подвести итоги и наметить перспективы дальнейшего развития проблемы.
Достаточно популярным на уроках литературы методом итоговой проверочной работы являются зачеты, которые можно проводить как в устной, так и в письменной форме или совмещать в одном зачете обе эти формы. Зачеты целесообразно проводить там, где изучается крупная монографическая тема. Вместе с сочинением они помогают наиболее полно проверить знания учащихся. Целесообразно проводить зачеты и там, где по программе после изучения темы не предполагается сочинение. Зачеты могут проводиться по одной, двум или нескольким небольшим темам сразу. Например, можно провести сочинение по творчеству Н. А. Некрасова и зачет по творчеству поэтов 2-й половины ХIX века, куда войдут и Н. А. Некрасов, и А. А. Фет, и Ф. И. Тютчев.
Письменный зачет напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на два-три вопроса (их учащийся получает в билетах). Класс предупреждается только о том, что вопросы будут касаться фактов биографии, творчества, анализа, в билетах можно дать и практический вопрос. Итак, билет состоит из: 1) теоретической части (факты биографии, факты творчества, факты, касающиеся идейно-художественного своеобразия произведения); 2) практической части (определение принадлежности текста определенному персонажу, произведению).
Вопросы к устному зачету даются заранее и предполагают более обширный ответ (они тоже включены в билеты). После ответа по теории ученик получает отрывок текста, по которому он должен сразу же определить, откуда этот текст или кому он принадлежит.
Работой творческого характера являются домашние и классные анализы лирического произведения, рассказа или эпизода.
Сочинения-миниатюры, в отличие от больших итоговых сочинений, которые чаще всего написаны как рассуждение, полезно проводить в трех типах речи: описание, повествование и рассуждение. Эти небольшие по объему работы творческого характера требуют внимания к деталям, выдумки, фантазии, стилистического мастерства. Темы этих сочинений, касающиеся мелких деталей, штрихов, характеристик, портретов, помогут подготовиться к большому сочинению или же позволят учителю оценить знания учащихся при работе с маленькими или обзорными темами. Сочинения-миниатюры могут выполняться и в классе, и дома - либо как промежуточная работа на уроках по крупной монографической теме, либо как один из видов итоговых работ по темам, где не планируется крупное сочинение. Сочинение-миниатюра не повторяет тематики больших сочинений. Миниатюра - это не конспект большого сочинения, а самостоятельная творческая работа малого жанра. В разделы, посвященные монографическим темам, мы включаем некоторые сочинения-миниатюры, а здесь приводим лишь некоторые варианты сочинений-миниатюр:
I. Описание: «Мое впечатление о Чацком», «Каким я вижу Раскольникова», «Кабинет Онегина», «Жилище старухи-процентщицы», «Улыбка и глаза героев Достоевского», «Дом Коробочки» и т. д.
II. Повествование: «По Москве с Грибоедовым», «Наблюдаю за Раскольниковым», «Страничка из дневника Наташи Ростовой», «Моя встреча с Андреем Болконским», «На балу у Фамусова», «Утро Онегина» и т. д.
III. Рассуждение: «Почему погиб Вулич?», «За что я люблю (не люблю) Печорина?», «Зачем Обломову халат?», «Почему начало „Войны и мира“ написано на французском?», «Можно ли любить Базарова?».
На уроках литературы может быть использован такой метод творческой проверочной работы, как написание различных небольших заметок, статей, рецензий и отзывов для газет, журналов, энциклопедических словарей. Первое условие такой работы: учащийся должен хорошо представить себе тот жанр, в котором он пишет, и то издание, для которого создается подобная работа.
Рецензии и отзывы этого типа по задачам и структуре повторяют большие итоговые рецензии и отзывы, но учащийся предупрежден об ограниченности объема; кроме того, в подобной работе предполагается, что рассматривается не всем известное произведение, а новое, еще никем практически не прочитанное. Если учащиеся просмотрели фильм или спектакль по анализируемому произведению, то им может быть предложена работа по оценке фильма или спектакля, куда, помимо обычного разбора и оценки, должно войти рассмотрение режиссерской версии произведения и исполнительского мастерства актеров.
Интересным видом творческой работы является статья о творчестве писателя или о произведении, предназначенная для энциклопедического словаря, вузовского или школьного учебника, научно-популярного издания для детей.
Такие работы можно давать в качестве классного и домашнего задания. Если работа проводится в классе, то учащиеся заранее предупреждаются и запасаются дополнительной литературой. Они знают о теме, но не знают о жанре. На уроке учащиеся распределяются на группы, каждая из которых пишет статью различного характера. Например, по теме «Биография и творческий путь А. П. Чехова» можно предложить такие виды работ: написание статьи для взрослой энциклопедии, для детской энциклопедии, статьи для литературной газеты (журнала), вызванной юбилейными торжествами, статьи-некролога и т. д. На следующих занятиях будет очень интересно сравнить эти статьи.
Использование на уроках литературы различных видов письменных и устных работ помогает достичь самых разных целей: привлечь внимание учащихся к вдумчивому чтению текста, научить их самостоятельно рассуждать и доказывать свое мнение, пробудить их фантазию и творческое воображение, дать навыки работы с книгами разного типа, развить умения устной и письменной речи, углубить знания по изучаемой теме и эффективно проверить все эти знания, умения и навыки.

ВИДЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.

ПИСЬМЕННЫЕ ОТВЕТЫ НА ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ.

Этот вид работы, имеющий непосредственное отношение к сочинению - рассуждению, органично вписывается в ход урока литературы. Хорош тем, что, во-первых, предусматривает неоднократное обращение к тексту; во-вторых, приучает делать самостоятельные выводы; в-третьих, учит точно и лаконично отвечать именно на поставленные вопросы.

Их полезно задавать на дом, но можно отвести на работу и 10 - 15 минут урока (как подведение итога рассуждений по теме).

Возможны следующие вопросы:

Писарев и Добролюбов о Катерине. Кто прав?

Проследить путь Ларисы Огудаловой от «чайки» - к «вещи».

Какую роль играет описание пейзажа в «Записках охотника» Тургенева?

Почему в романе Достоевского нет живой природы?

Ответ (как устный, так и письменный) должен строиться по формуле:

Тезис - аргументы –вывод

Надо учесть, что:

  • письменные работы необходимо планировать
  • письменные работы непременно надо постоянно включать в процесс
    изучения творчества того или иного писателя
  • работы эти следует подчинять решению главных задач
  • основные принципы: преемственность, усложнение и регулярность.

НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ.

Многие ученики испытывают трудности при работе над сочинением прежде всего потому, что не представляют последовательности действий, не могут отличить главное от второстепенного. Надо знать АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ, который должен усвоить каждый ученик, доводя выполнение отдельных его составляющих до автоматизма:

  • Выбор темы. Руководствоваться следует: знанием произведения, пони
    манием формулировки темы, опытом в написании подобных сочинений.
  • Обдумывание темы. Необходимо найти ключевое слово в сформулированной теме. Необходимо решить, О ЧЕМ будет сочинение. При этом
    твердо усвоить: каждое слово темы - ЗАКОН!
  • Определение жанра сочинения.
  • Определение идеи (основного направления). Для этого надо:
  • найти вопрос, заключенный в теме;
  • определить возможные пути (направления) раскрытия темы;
  • определить для себя одно направление;
  • оговорить это направление во вступлении

Подбор материала.

Важно: записывать в начале работы все. что имеет отношение к теме, ибо легче вычеркнуть ненужное, чем мучительно искать нужное слово, фразу, искать необходимый фрагмент текста.

■ Составление плана:

План - это вехи на пути к раскрытию темы (что можно изобразить графически);

План не спрашивает, а отвечает! Каждый пункт плана должен подсказывать, ЧТО и КАК писать

Написание Редактирование

План работы над сочинением:

1 . КАКИМИ бывают темы сочинения?

Могут предполагать анализ творчества писателя с определенной целевой установкой: «Его врагом была пошлость» (По творчеству Чехова) , «Некрасов - певец жизни народной»

Могут предполагать анализ произведения в целом: «Смысл названия повести Булгакова «Собачье сердце».

Посвящаются литературному герою: «Любовь нигилиста» «Вечный сон Обломова»

Требуют сопоставления на основе общих критериев оценки фактов,
событий, явлений. Или сопоставления взаимоисключающих взглядов,
социальных и нравственных позиций. Сюда же относится характеристика группы персонажей: «Штольц и Базаров» «Лишние люди» в русской литературе»

Предполагают анализ художественной формы произведения:

«Композиция романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Требуют раскрытия социально - и идейно - нравственной проблематики
художественного произведения: «Герой и эпоха в комедии «Горе от ума»; «Петербург в романе Достоевского»

Классификацию эту прежде всего необходимо знать учителю, чтобы предлагать ученикам разноплановые темы.

Крайне важно научить разбираться в нюансах в формулировке тем, видеть общее и различное в похожих внешне темах. Для этой цели предлагается записать сумму слагаемых той или иной темы (своеобразный план). Например:

«Изображение войны 1812 года в романе Толстого «Война и мир»: героизм русской армии + партизанское движение + действия французов + общий ход событий + субъективизм Толстого.

«Мысль народная в романе Толстого «Война и мир»: героизм русской армии + партизанское движение + общий ход событий + Платон Каратаев.

«Патриотизм русского народа в романе Толстого»: героизм русской армии + партизанское движение + отношение к народу автора.

«Патриотизм в романе Толстого»: патриотизм народа + Кутузов +

лучшие представители дворянства + лжепатриотизм.

Можно сопоставлять две близкие по звучанию темы. Можно дать и такое задание: написать аннотацию на одну из тем (т.е. передать ее краткое содержание).

Правильно понятая тема - первый шаг к успеху!

Итак, темы даны, и одна из них выбрана. Кстати, ученику следует учитывать и особенности индивидуального стиля и даже черты характера: медлительному нельзя брать обширную тему - он не успеет. Философу подойдет тема, изобилующая рассуждениями, а полемисту удастся спор. Пусть ребята поймут: тему надо выбирать так, чтобы показать себя с наилучшей стороны.

2. Следующий этап - обдумывание темы . Обдумать тему - значит, понять, О ЧЕМ будешь писать; значит, взвесить, проанализировать каждое слово в ее формулировке и найти слово главное, ключевое.

Возможны такие упражнения: найти в предложенной теме ключевое слово и мотивировать выбор. О «Историческое значение повести Солженицына «Один день Ивана

Денисовича»

О «Ирония в рассказе Чехова «Ионыч» О «Раскольников и его двойники в романе Достоевского»

О «Диалектика души в романе Л.Н.Толстого»

О «Мое отношение к прозе И.Бунина»

О «Тема творчества в лирике Б.Пастернака»

Основная мысль может быть ясна уже по формулировке темы («Унылая пора, очей очарованье!..»). Но чаще всего тема предполагает несколько подходов, несколько вариантов ее раскрытия. В этом случае идею надо определить и назвать. Вообще ученик должен знать, что нахождение основной мысли - процесс неоднозначный, т.к. почти каждую тему можно раскрыть и так, и иначе.

Важно ограничить себя одним направлением, что сделает сочинение более конкретным, облегчит раскрытие темы.

Определение идеи - тоже процесс индивидуальный, он зависит от личности ученика, степени его развития. Можно подсказать тот или иной путь, но нельзя навязывать свое мнение!

Пример упражнения: определить идею сочинения «Тема родины в лирике Лермонтова». Возможны следующие варианты:

Об ответственности перед Родиной

Об ответственности Родины перед своими детьми

Поэт учит нас любить Родину и в радости, и в горести

Гордость за прошлое, сомнения в будущем России

4. Определив идею, можем определить и ЖАНР сочинения.

РАССУЖДЕНИЕ.

Оно должно быть построено на разрешении противоречия, конфликта, заявленного в теме. РАССУЖДЕНИЕ - это как бы своеобразный суд, личностная оценка автором той или иной проблемы и путей ее разрешения. Это сочинение должно соответствовать формуле тезис - аргументы - вывод.

РАЗМЫШЛЕНИЕ.

Обычно - по поводу названия произведения. Начинаем с устных размышлений, которые дают нам представление о том, как понял ученик смысл произведения, суть проблем.

Возможна такая работа. Вспомнить все лексические единицы, связанные со словосочетанием «отцы и дети», и записать их: кто? чем занимается? чем интересуется? какова судьба? Ответы взять из текста романа. Затем - сочинение-миниатюра на тему «Соединяет или разъединяет союз И отцов и детей в романе Тургенева?»

Подобные мини-сочинения следует давать как можно чаще. А уже после них - итоговое сочинение

Для удачного рассуждения, размышления необходимо понять особенности стиля, языка писателя, чтобы высший свет не «тусовался» на «вечеринке» у Шерер, а Пелагея Ниловна Власова не становилась после ареста сына «челноком».Очень помогают в этой работе подборки цитат. И обязательно - комментированное чтение текста на уроках, сопоставление его с ранее изученными произведениями. Тогда услышится ИНТО-НАЦИЯ. Интонация Достоевского не похожа на интонацию Толстого. Почему? Чем отличается грамматический строй? Синтаксис? Почему у Достоевского часто глаголы «бегут» перед существительными?

Еще одно упражнение: «Проза Бунина - это...» (далее ученики записывают слова и словосочетания, связанные с восприятием Бунина).

СОЧИНЕНИЯ - ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Это еще одна разновидность сочинения - рассуждения, довольно сложная работа, так как требует не только отличного знания материала, но и умения анализировать, сопоставлять. Возможна просто характеристика, т.е. раскрытие особенностей, черт характера одного персонажа. Или сравнительная характеристика, причем учащиеся должны знать, что это не сумма двух характеристик, а Сопоставление или ПРОТИВОпоставление.

Хочется остановиться на возможных формах ученического сочинения. Это может быть:

СОЧИНЕНИЕ - ПИСЬМО.

Очень интересная форма, дающая полную свободу самовыражения. Подробно об этом можно прочитать в газете «Литература», № 31-1997 год, стр. 14. Я только скажу следующее. Начинать работать над сочинением этого типа лучше с письма, основанного на собственном, свободном

мировосприятии. Начинается с обращения: «Здравствуй, дорогой друг!». Далее возможно следующее продолжение, заключающее в себе своеобразный план дальнейшего рассуждения: «Ты хотел узнать, чем я живу, о чем мечтаю, что читал в последнее время. Об этом я и постараюсь тебе написать».

Понятно, что ученику необходимо знать произведение, понимать особенности стиля писателя, как бы настроиться с ним и его героями на одну волну. Развитию навыков написания сочинения - письма способствует, например, такое задание: оценить начало письма Семена Давыдова питерским друзьям: «Здравствуйте, дорогие мои! Забросила меня судьба в Гремячий Лог - место дивное и многим примечательное. Какая здесь природа! Особенно люблю я встречать восход солнца в степи...!»

СОЧИНЕНИЕ - ДНЕВНИК.

Эта форма годится лишь для особенно внимательных и любознательных читателей. Мои ученики (не все, разумеется) писали «Дневник Базарова», «Дневник Обломова», «Дневник Родиона Раскольникова». Стиль писателя, особенности речи персонажа, ориентация во временных границах произведения - вот что требуется знать автору данного сочинения.

5. Вернемся к последовательности работы над сочинением. Следующий этап - ПОДБОР МАТЕРИАЛА . На школьных экзаменах на этот этап должно уходить не менее 30 минут.

Наши ученики должны понимать, что подбор материала должен быть ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ, то есть все должно быть подчинено основной мысли (идее, направлению) сочинения. Какой материал необходим? Это могут быть необходимые диалоги, характеристики, эпизоды. Поясню сказанное на конкретном примере. Тема сочинения звучит так: «Возможно ли пробудить Обломова к деятельной жизни?». Для раскрытия ее нам необходимо использовать следующие фрагменты романа Гончарова: портрет Обломова + описание его комнаты (особое внимание – халату, дивану, тапочкам, неухоженности жилища) + рассказ об Обломовке + питерский круг знакомых героя (его гости, появляющиеся в первой главе романа) + отзывы критиков о книге и ее герое.

Еще пример. Для раскрытия темы «Лев Толстой о роли личности в истории» нам надо найти в романе следующее: рассуждения Толстого о величии и правде + изображение Наполеона в восприятии Толстого, высшего света, Андрея Болконского, Пьера Безухова, французских солдат и офицеров на Бородинском поле + изображение Кутузова под Браунау, на военном совете, в Бородинской битве + отношение к Кутузову высшего света в августе 1812 года, отношение к нему главных героев романа + изображение императора Александра.

Если подобная работа проделана, а произведение достаточно хорошо известно, то написать сочинение логично, композиционно верно станет намного легче.

Еще раз напомню, что при написании сочинения (особенно экзаменационного) записывается на черновик ВСЕ, что вспомнилось: оценки, звучавшие на уроке, выдержки из критических статей, цитаты, собственные мысли по существу вопроса, фрагменты ответов на уроке и т.д. А по-сле составления плана можно и нужно зачеркнуть все лишнее, что не имеет прямого отношения к теме, выделив самое важное особыми значками.

6 . Подобрав материал, следует взяться за ПЛАН СОЧИНЕНИЯ.

Прежде всего «рассортируем» собранный материал, разделим его на три части: что годится для вступления, что - для основной части, а что -для заключения. Если минимальный объем сочинения 3 листа, то вступление и заключение должны быть не более трети его.

Известно, что план лежит в основе любой сознательной деятельности человека, но составлять его наши ученики не любят (или не умеют?!). Поэтому возможен компромисс: нестандартные варианты плана. Может быть план - схема, план как сумма слагаемых (см. выше) и т.п.

Но какую бы форму он ни принимал, ученик должен знать, что должно быть свойственно идеальному плану:

Хороший план - сложный, подробный. Лучше всего - план-конспект.

Формулировки должны быть четкими, не спрашивающими, а отвечающими - ведь ученик делает это для облегчения своего же труда! План может быть цитатным - полностью или частично. План должен быть квинтэссенцией сочинения, то есть содержать в себе и оценку, и позицию. Он должен быть надежным каркасом сочинения.

Для того, чтобы на практике овладеть навыками составления плана, возможны следующие задания:

Оценить формулировку пунктов плана:

отношение Онегина к труду; как Онегин относится к труду; неспособность Онегина к упорному труду.

Проанализировать данный учителем план сочинения (в нем должны быть сознательно допущенные несообразности).

Написать рецензию на предложенный план.

Составить план сочинения на одну из предложенных тем.

Проработать в классе составленные дома планы сочинений.

Ребята очень хорошо усваивают следующую формулу плана, уже знакомую им с уроков математики:

I. Дано (тезис).

II. Требуется доказать:

2. 3.

III.Что и требуется доказать.

7. Тема выбрана, обдумана, материал подобран, план составлен.

Основные части сочинения:

ВСТУПЛЕНИЕ . Выделяют следующие виды вступлений:

Историческое. В нем дается характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических, культурных проблем. Такое вступление можно писать для сочинения, допустим, на тему «Социальные конфликты в романе Достоевского» .

Аналитическое. В нем анализируется основная мысль сочинения, указываются пути ее воплощения: «Народность творчества Некрасова», «Проблема счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Биографическое. Излагаются факты жизни писателя, характеристика его окружения, эволюция взглядов, история создания произведения и т.д.: «Любовь и дружба в лирике Пушкина», «Любимые герои Толстого», «политическое негодование Солженицына», «Ищу человека» (по романтическим произведениям Горького) и т.д.

Сравнительное. В нем как бы «перебрасывается мостик» из века 19 в век 20, проводятся литературные параллели, сопоставляются тенденции: «Тема родины в лирике Блока и Есенина», «Традиции русской сатиры в творчестве В.Маяковского»

Литературоведческое: «Жанр романа Булгакова», «Дать интерпретацию эпизода...», «Баллада как литературный жанр» и т.д.

Лирическое, основанное на личных впечатлениях: « Мой любимый герой в...», «За что я люблю пушкинскую лирику».

Вступление должно:

■ вызвать у читателя интерес к теме

■ включать название произведения, имя автора

■ обозначить основную мысль сочинения (то есть ученику уже во вступлении необходимо объяснить свое понимание темы)

■ подвести к основной части сочинения

Вступление не следует делать слишком большим. Объемным оно может быть в следующих случаях:

■ Когда основной тезис рассуждения имеет относительный смысл. Например: «Гоголь как писатель - реалист». (Данное утверждение имеет

отношение лишь к определенному периоду творчества Н.В.Гоголя).

■ Когда в теме есть понятия, требующие предварительного разъяснения:

«Базаров как тип русского реалиста».

■ Когда тема сформулирована недостаточно конкретно: «Нравственные

истоки подвига в литературе о войне» (о какой войне идет речь?).

Очень важно, чтобы ученики поняли: вступление и начало сочинения - вещи разные. Начало должно быть оригинальным, вызывающим интерес и к работе, и к личности ученика. Ученикам несложно усвоить некоторые нехитрые приемы, позволяющие начать сочинение интересно:

■ с цитаты (из произведения, из критической статьи)

■ с риторического вопроса или восклицания

■ с точки зрения критика с последующим опровержением его позиции

■ с личного отношения к произведению, писателю

■ с вывода

Возможны следующие упражнения: Определить тип вступления к сочинению на следующие темы:

«Вослед Радищеву восславил я свободу».

«Деревенская тема в русской литературе».

«Особенности композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени».

«Подвиг человека на войне».

«Тема родины в лирике Лермонтова». Написать историческое вступление к одной из тем:

«В чем смысл спора Базарова и Павла Петровича?».

«В чем трагедия Печорина?»

Написать вступление с переходом к основной части на одну из предложенных тем. Обсудить варианты вступления в классе. Написать рецензию на вступление.

Пронаблюдать, как начинали свои речи видные русские юристы; как начинали свои статьи литературные критики. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ.

В ней раскрывается связь произведения и времени его написания, мотивы и характер поведения героев, взаимосвязь событий, анализируются художественные особенности произведения.

Возможны полемичность, столкновение противоположных точек зрения. Главное - в пылу полемики не уйти от темы! Аргументы в основной части должны быть расположены так: в начале и в конце - сильные аргументы, в середине - более слабые.

Поскольку в качестве аргументов часто используются цитаты, то учитель должен обратить внимание на правила цитирования, особенно стихотворных цитат; на правила перевода прямой речи в речь косвенную. Цитат не должно быть слишком много, размеры их должны быть незначительны, так как цитаты должны подтверждать сказанное, а не быть самоцелью.

В основной части ученик должен показать себя как личность думающую, знающую. Для этого можно пользоваться вводными словами (по-моему, я думаю, мне кажется,...). Необходимы также личностные оценки предмета обсуждения. Не следует стесняться использовать собственный опыт! Так одна из моих учениц сочинение «Тема Родины в лирике Блока» начала так: «Я - русская. Живу в России. ...»

В основной части не следует бояться сравнений героя с героем, произведений, авторов и т.д. Это может привести к неожиданному ходу мысли. Очень интересно, к примеру, сравнение книги - фильма - картины - театральной постановки - музыкального произведения.

Следует познакомить учащихся с таким приемом, как внутренняя полемичность. Автор сочинения отстаивает свою точку зрения, идя «от противного», споря с воображаемым оппонентом. Это может выглядеть, к примеру, так: «Итак, Раскольников совершил задуманное. Он преодолел-таки свои сомнения. Браво! Теперь осталось только взять деньги, перешагнуть через труп и - вперед!».

Работая над сочинением, надо рассматривать надо не только содержание, но и форму, художественные особенности произведения. Если тема этого не требует - полный анализ не нужен! Достаточно лишь к месту обратить внимание на меткость авторской характеристики, на авторскую оценку образа, на значение эпилога и т.д.

Возможные упражнения:

■ Составить план основной части сочинения

■ Подобрать цитаты к сочинению

■ Письменно доказать необходимость включения избранных цитат в работу

■ Составить схему расположения аргументов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Заключение почти аналогично вступлению, различают те же виды заключения, что и вступления.

Заключение - это итог, общий вывод. Важно - обобщить сказанное. Чтобы заключение не было слишком куцым, в нем может быть следующее:

■ связь проанализированного произведения, его героев с современностью

■ связь с личным опытом

■ связь с современной литературой

■ отзывы о писателе и произведении

Важно! Во вступлении и заключении не должно быть информации, не имеющей отношения к теме.. Возможные упражнения:

■ написать заключение с переходом от основной части

■ написать рецензию на заключение

8. Теперь сочинение написано. Приступаем к РЕДАКТИРОВАНИЮ. Полезно вспомнить слова Льва Толстого: «Нужно навсегда оставить мысль писать без правок». На что автор сочинения должен обратить внимание при редактировании?

■ Соответствует ли работа плану, основной мысли

■ На логику изложения

■ На соразмерность частей

■ Правильно ли поделен текст на абзацы

■ На орфографию и правильность постановки знаков препинания (с этой

Следует постоянно обращать внимание учащихся на композиционную целостность сочинения, на связь всех его частей. Существуют очень простые способы связи различных частей текста, надо лишь ознакомить с ними учеников:

■ Риторический вопрос

Лексический повтор

■ Местоименная и синонимическая замена тождественных единиц

■ Использование частиц, союзов, наречий

Тематика сочинений:

1 РОЛЬ ЭПИЗОДА.

Ученик должен знать, что эпизод - основной структурный элемент сюжета, и понять его можно лишь в системе всего действия. Эпизод может играть роль завязки и развязки, быть основным и второстепенным. Для его интерпретации необходимо уметь определить его границы, его место в структуре произведения, в раскрытии идейного замысла писателя.

Рассматривая отдельный эпизод, следует обратить внимание на элементы художественной выразительности, на детали и их значение.

Важно, чтобы данное сочинение не подменялось элементарным пересказом.

2 АНАЛИЗ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА.

Сегодня несложно найти образцы грамотного, интересного анализа и в методических пособиях, и в журналах («Литература в школе», газете «Литература» и др.), и в новых учебниках русского языка и литературы. Что важно знать для выполнения этого вида работы: смысл анализа - определить главную мысль стихотворения, его настроение; понять свои ощущения, возникшие после прочтения - и объяснить, КАК, с помощью КАКИХ СРЕДСТВ автор добивается желаемого воздействия.

В хорошем анализе должны столкнуться и начать взаимодействовать «Я» читателя и «Я» поэта. Потому учителю следует помнить: как не могут два человека одинаково воспринять, прочувствовать одно и то же явление, так не может быть, не должно быть двух одинаковых сочинений.

3. ОТЗЫВ НА ПРОЧИТАННУЮ КНИГУ.

Отзыв мы должны учить писать уже с 5 класса. Что такое отзыв? Оттолкнемся от семантики: отзыв - зов, отзвук, отклик, звать, называть, откровение... Вдуматься в звучание слова, идти от звучания к значению -важно, т.к. дети учатся вслушиваться в СЛОВО. А это верный путь к воспитанию читателя.

Отзыв может быть написан в форме этюда, эссе, дневника. Что главное в отзыве? Главное - это личное отношение, запечатленное в слове. По мере взросления наших учеников в отзыв необходимо включать элементы анализа. Подробнее об отзыве можно прочитать в книге «Развивайте дар слова» под редакцией Ладыженской.

4. РЕЦЕНЗИЯ.

Начинаем мы с рецензии на сочинение своих одноклассников. Примерный план такой рецензии:

■ Какова основная мысль сочинения и отражена ли она во вступлении?

■ Проследить, как ведется центральная линия темы

■ Оценить необходимость, удачность, весомость подобранных аргументов

■ Существует ли логическая связь между частями сочинения?

■ Логично ли заключение? Содержит ли оно вывод, соответствующий теме?

■ Язык сочинения: образность, яркость, эмоциональность, логические,

фактические и речевые ошибки

■ Вывод: раскрыта ли тема?

Подобный вид работы позволяет юным авторам критически относиться к написанному.

Вдумаемся в слово: РЕ - ЦЕН - ЗИЯ. Отрецензировать - значит, оценить. Рецензия - критическое произведение, т.е. разбор с целью вынесения оценки. Общая схема рецензии такова: ЧТО написано? КАК написано? ЗАЧЕМ написано?.

Ученик должен видеть лежащий в основе произведения конфликт и понять, как он разрешается, должен показать свое согласие или несогласие с позицией автора. В рецензии непременно должны быть употреблены литературоведческие термины: конфликт, сюжет, композиция, система образов, поэтика т.д.

Учитель же должен понимать, что рецензия - жанр чрезвычайно сложный и может быть рекомендован только сильным ученикам. Прежде всего потому, что настоящая рецензия - это самостоятельная оценка нового, еще не оцененного произведения.

Что должно быть в рецензии?

■ Выходные данные рассматриваемого произведения

Краткий пересказ сюжета с концептуальным анализом

■ Должны быть отмечены необычные, интересные моменты в композиции, манере автора, характерах героев и т.д.

Как и анализ стихотворения, рецензия - вещь субъективная. Ведь и пишется она ради того, чтобы высказать СВОЕ мнение. На экзаменах в школе ученикам предлагается написать рецензию на книгу давно известную, изученную (что в принципе неверно). Но это не значит, что автор сочинения должен отказаться от высказывания собственного мнения!

Пример ученической рецензии учитель может найти в газете «Литература», №10 - 1997. Полностью посвящен консультациям и №11 -1999 той же газеты.