Объекты долгосрочного планирования. Пятилетние планы и планирование Принципиальная структура основных направлений долгосрочного плана включала

Разработка стратегического плана включает следующие этапы:

  • - формирование целей долгосрочного развития предприятия и их разукрупнение до комплекса задач;
  • - обоснование концепции долгосрочного развития предприятия, обеспечивающей достижение поставленной цели;
  • - определение долгосрочных прогнозов развития предприятия при различных вариантах изменения внешней среды и возможностей изменения внутреннего потенциала;
  • - обоснование направлений и показателей стратегического плана развития предприятия, включая бизнес-планы инвестиционного или предпринимательского проекта.

Рассмотрим более подробно каждый из этих этапов.

1-й этап - формирование целей долгосрочного развития предприятия - очень важен, так как при обосновании цели предвосхищаются долговременные результаты деятельности предприятия, формируются наиболее общие ориентиры и миссия развития предприятия.

Основные правила обоснования цели:

  • - должна быть конкретна и понятна (измеримость цели);
  • - должна быть достижима в обозримом будущем (реалистичность цели);
  • - может быть разукрупнена на комплекс задач, обеспечивающих достижение цели, т. е. иметь возможность построения "дерева целей" (сопоставимость целей и задач);
  • - должна формализовать миссию (основное функциональное назначение) предприятия в долгосрочном периоде (конкретность цели).

Цель формулируется высшим руководством и предопределяет концентрацию усилий на ее выполнение. Важность определения целей связана с тем, что они:

  • - являются фундаментом для планирования, управления, организации, координации и контроля;
  • - определяют перспективность ведения бизнеса;
  • - служат руководством при формировании имиджа предприятия.

Выделяют восемь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет цели:

  • 1. Положение на рынке (доля и конкурентоспособность).
  • 2. Инновационность процессов производства и реализации продукции и услуг.
  • 3. Прибыльность предприятия.
  • 4. Ресурсоемкость продукции и услуг и возможность дополнительного привлечения ресурсов.
  • 5. Мобильность управления: организационных структур, форм и методов взаимодействия, мотивации и т. д.
  • 6. Квалификационный состав персонала и возможности его изменения.
  • 7. Социальные последствия изменений и их влияние на уровень развития предприятия.
  • 8. Возможность количественно измерить цель. Сформулированная цель разукрупняется через комплекс задач, затем задачи детализируются до мероприятий, которые конкретизируются в целевые нормативы и показатели, определяющие идеальное будущее состояние предприятия. Пример разукрупнения цели представлен на рис. 4.

Рис. 4. Пример построения "дерева целей"

  • 2-й этап. Обоснование концепции долгосрочного развития. Концепция как система взглядов на перспективы предприятия базируется на будущих возможностях и рисках, а также опирается на ресурсный потенциал будущего (технологии, технику, персонал и т. д.). Реализация поставленной цели предполагает учитывать в обосновании концепции три базовых условия:
    • - устойчивость экономических отношений как внутри предприятия, так и во внешней среде;
    • - эффективность деятельности предприятия на всех этапах его развития;
    • - инновационность стратегических направлений.

Эти условия определения концепции развития предприятия базируются на трех основных подходах:

  • - миминизация затрат на производство и реализацию продукции и услуг и формирование на этой основе конкурентных преимуществ - очень уязвимая стратегия, особенно для предприятий;
  • - высокий уровень специализации и на этой основе повышение качественных характеристик продукции и услуг - выделение базовой услуги или продукции с последующей диверсификацией сопутствующих и дополнительных услуг, обеспечивающих эффект "синергии" за счет комплексности и взаимоподдержки системы производства, продвижения и реализации продукции и услуг;
  • - ориентация лишь на один сегмент рынка с изучением его потребностей и специализацией на их максимальное удовлетворение.

Исходя из этого, выделяют четыре группы базовых концептуальных стратегий:

  • - стратегия концентрированного роста - включает планы усиления позиций на рынке; поиск новых рынков для имеющихся товаров и услуг; модернизацию продукта или услуги для реализации на имеющемся рынке;
  • - стратегия роста за счет увеличения числа структур (интегрированный рост), включая горизонтальные слияния предприятий одного сегмента рынка, производства или реализации (создание сети предприятий одного профиля); вертикальные слияния по цепочке производство-распределение-реализация, осуществляемые на разных организационно-правовых условиях; конгломеративные слияния предприятий из разных сфер экономики с целью диверсификации видов деятельности);
  • - стратегия диверсифицированного роста за счет производства новых товаров и услуг;
  • - стратегия сокращения - включает план ликвидации, когда предприятие не может вести существующий бизнес, поэтому оно полностью или частично продает свой бизнес.

Кроме того, стратегии предприятия подразделяются по уровням:

  • - корпоративная - предполагает укрепление позиций на рынке, формирование корпоративных интересов и целей, культуры;
  • - деловая (бизнес-стратегия) - разрабатывается по видам и направлениям деятельности исходя из корпоративной стратегии;
  • - функциональная - управленческая, т. е. обоснование подходов по обеспечению эффективного управления по реализации бизнес-стратегий;
  • - операционная - включает стратегию логистики, коммерции производства, сбыта, обеспечивающая реализацию деловой бизнес-стратегии.
  • 3-й этап. Разработка прогнозов долгосрочного развития предприятия (не менее трех вариантов). Прогнозирование развития предприятия учитывает изменение внешней среды, что предполагает:
    • - определение потенциала рынка и его конъюнктуры;
    • - изменение качественных потребностей в продукции и услугах;
    • - рост доходов населения и направлений его использования (как фактор роста);

изменение внутренней среды:

  • - рост объемов производства и реализации продукции и услуг;
  • - качественное и количественное изменение ресурсного потенциала;
  • - конкурентоспособность и устойчивость предприятия.

Прогнозирование может осуществляться по трендовым моделям, по целевым нормативам, с использованием экономико-математического, имитационного и сетевого моделирования.

Практическими задачами моделирования являются:

  • - анализ и прогнозирование экономической ситуации внутри предприятия и за его пределами;
  • - анализ и прогнозирование рынков сбыта и материально-технического обеспечения;
  • - подготовка плановых решений относительно последующей деятельности предприятия.

Каждый из методов дает свой вариант прогноза, которые впоследствии сравниваются, анализируются, оцениваются с точки зрения возможности развития предприятия при разных вариантах, определяется степень управляемости показателей прогноза. Вариантов прогнозов должно быть не менее трех: минимальный, максимальный и наиболее вероятный.

Прогнозы целесообразно разрабатывать на сроки, превышающие периоды долгосрочного (стратегического) плана.

4-й этап. Разработка долгосрочного плана предполагает оценку и выбор наиболее эффективного и реалистичного варианта прогноза, его конкретизацию. В долгосрочном плане цели, стратегии выражаются в плановых показателях и заданиях (в укрупненном виде, иногда в предельных величинах).

Номенклатура долгосрочных (стратегических) планов включает:

  • 1. Общефирменный сводный стратегический план:
    • - общефирменный бизнес-портфель, в котором определяются перспективы по видам бизнеса, направлениям деятельности предприятия;
    • - стратегии и ключевые показатели развития предприятия с учетом поставленных целей и прогнозных расчетов;
    • - план стратегических преобразований (изменение видов и объектов деятельности; создание сети предприятий и др.).
  • 2. Планы по видам бизнеса:
    • - бизнес-портфели по видам бизнеса и направлениям деятельности;
    • - основные показатели развития видов бизнеса;
    • - планы новых продуктов и технологий.
  • 3. Стратегические планы развития функциональных сфер деятельности предприятия:
    • - коммерческой деятельности;
    • - развития производства;
    • - развития материально-технического снабжения;
    • - развития комплексных функциональных сфер деятельности (маркетинг, персонал и др.).
  • 4. План совершенствования организационной структуры и правовой формы предприятия:
    • - план по реорганизации предприятия как юридического лица (с учетом изменения решаемых задач, объемов и структуры хозяйственной деятельности);
    • - реинжиниринг (перепроектирование) организационной структуры предприятия:
    • 5. Планы совершенствования системы управления (руководства):
    • - расстановки и резерва руководящих кадров;
    • - развития персонала;
    • - совершенствования организационной структуры управления;
    • - совершенствования системы стимулирования персонала;
    • - развития информационной системы управления.

Этот примерный перечень стратегических (долгосрочных) планов на каждом предприятии уточняется с учетом цели и стратегии развития предприятия, а также с учетом полноты и достоверности информации, характеризующей будущие условия его деятельности.

Проект стратегического плана выносится на обсуждение общего собрания акционеров или других органов управления, где он рассматривается как генеральное направление в деятельности предприятия. К обсуждению целесообразно привлекать рядовых сотрудников для участия в выработке наиболее перспективных направлений деятельности. Стратегический план, одобренный высшим органом управления, приобретает директивный характер и реализуется поэтапно, в основном через включение стратегических показателей в текущие планы и обеспечение их выполнения.

Текущее планирование представляет собой краткосрочную стратегию, реализующую долгосрочный (стратегический) план. Текущий план разрабатывают:

  • o в развитие стратегического плана;
  • o как правило, на всех уровнях управления;
  • o на более короткий отрезок времени по сравнению со стратегическим планом;
  • o для определения результатов реализации стратегии в более короткий промежуток времени.

В системе планов (стратегического и текущего) под реализацией стратегии подразумевается:

  • o определение показателей текущих планов работы предприятия с учетом их стратегических значений;
  • o формирование процедур реализации плановых показателей с определением для них конкретных ресурсов, обоснование набора заданий для каждого подразделения предприятия;
  • o планирование действий и разработка календарных планов и графиков;
  • o контроль за ходом выполнения стратегических и текущих планов.

Таким образом, реализация стратегических (долгосрочных) планов предполагает их взаимоувязку с текущими и формирование системы планирования на предприятии с различными временными горизонтами.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Какие задачи решает стратегическое планирование на предприятии?
  • 2. Какие основные методы планирования используются при разработке стратегии развития предприятия?
  • 3. Назовите виды стратегий и их характеристики.
  • 4. Опишите этапы разработки стратегического плана.
  • 5. Как организуется выполнение заданий стратегического плана?

Баженов Олег Викторович , кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Проект Федерального закона № 143912-6 «О государственном стратегическом планировании» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 21.11.2012).
2. Приказ Минэкономразвития РФ от 18.11.2011 № 683 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет».
3. Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года. Утверждена приказом № 150 Минпромторга России от 18 марта 2009 г.

Разработка долгосрочного плана . На этой стадии разрабатывают общие принципы ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития), определяют главное направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Долгосрочное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия:

    определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;

    внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;

    диверсификация производства и обновление продукции;

    формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий;

    совершенствование организации управления по отдельным подразделениям, кадровая политика.

    Сущность, цели и функции тактического планирования.

Сущность - представляет собой развернутую программу различных видов деятельности предприятия и конкретизирует направление его развития на соответствующий период времени. При этом учитывают функциональность и эффективность использования всех видов ресурсов.

В зависимости от периода времени в рамках тактического планирования можно выделить: долгосрочн(>5лет), среднеср(1-5), краткоср(до 1 года).

Функции: 1. Прогнозирование- поиск, определение конкретных целей, задач, средств для реализации стратегии предприятия в план. периоде. 2. Координация и регулирование- установление соотношения ресурсами и различными видами деятельности и служит основой для достижения поставленных целей. 3. Контроль- выполнение конкретных заданий и тактического плана в целом. При этом данную функцию осуществляют на конкретном уровне и предусматривают принятие конкретных мер по недопущению отклонений.

Для обеспечения высокого уровня разработки тактического плана и выполнения возлагаемых на него функций необходимо соблюдать следующие требования:1. Гибкость. 2. Альтернативность. 3. Комплексность. 4. Самопланирование. 5. Ответственность и материальное стимулирование.

27.Долгосрочное планирование и его особенности.

Охватывает период 5- 10 лет. Определяет порядок деятельности предприятия на перспективу. ДП предприятия сводится к разработке следующих укрупненных планов: 1. План технического развития – разраб. В виде системы отдельных планов по конкретному из направлений развития технического потенциала. Разделы: 1) мероприятия для обеспечения устойчивой работы; 2) задания по вводу в действие производственных мощностей.3) задания по созданию и освоению новых видов продукции. 4) подготовке и переподг. кадров. 5) условия для реализации плана в т.ч. фин затраты и источники их покрытия.

Также при разработке плана учитываются конкретные условия деятельности, состояние рыночной среды и ряд др факторов.

Часто ДП является частью стратегического планирования или разрабатывается в виде бизнес-плана на длительную перспективу.

2. план соц развития предприятия. Как правило, на большинстве предприятий он не разрабатывается, так как с переходом от гос к частной форме собственности соц нагрузка на предприятие была сведена к минимуму. Тем не менее, как правило, осуществляется разработка плана развития персонала, который включает разработку след основных показателей: численность работников, производ-ть труда, ср ЗП, средства на выплаты соц характера.

3. план капитального стр-ва инвестиций - предусм обоснование необх предприятию ден ср-в на осуществление предстоящих проектов. Эти проекты м.б. связаны с расширение ОПФ,НМА,ОС. Как правило, инвест планы разрабатываются в след направлениях: 1) научно-исследовательский, 2) приобретение и работы по освоению нового вида продукции 3) пополнение оборотных средств 4) предотвращение отрицательных последствий, вызванных внедрением проектов.

4. фин план – составление прогноза баланса о прибылях и убытках. Прогнозируют объемы продаж, а также безубыточность.

    Среднесрочное планирование и его особенности.

Период 3- 5 лет. СП. – бизнес планированием в соответствии со стратегией развития и долгосрочным планами предприятия.

БП предприятия составляется на отдельный проект или направление деятельности и включает в себя стандартизированный и закрепленный законодательством перечень обязательных разделов и рачетов.

Анализируя систему планирования бывшего СССР, следует отметить, что она была общегосударственной системой планирования, пронизывающей сверху донизу деятельность всех субъектов управления и хозяйственных органов, жестко регламентирующая все аспекты их жизнедеятельности. Планы всех уровней и временных горизонтов приобретали силу закона, а виновные в невыполнении их заданий наказывались административно и экономически.

Сказанное выше отражалось в основных задачах планирования в командно-административной системе. Они сводились к следующему: обеспечить выпуск высококачественной продукции в количествах и номенклатуре, необходимых для удовлетворения потребностей народного хозяйства; выявить резервы и их мобилизовать; создать необходимые пропорции в развитии народного хозяйства и отдельных его отраслей; обеспечить непрерывное повышение эффективности производства на базе дальнейшей специализации и кооперирования, комплексной механизации и автоматизации производства.

Для решения перечисленных задач применялись следующие основные принципы планирования: партийность, научная обоснованность, демократический централизм, непрерывность, комплексность, сбалансированность, пропорциональность.

Основой планирования были пятилетние планы экономического и социального развития, которые разрабатывались на основе решений Пленумов и съездов ЦК КПСС, программы КПСС, а также «Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года».

Перспективный план машиностроения носил программно-целевой характер и создавался в два этапа. На первом формировались важнейшие цели отрасли, определялись общественные потребности в ее продукции и сдвиги в структуре производства с учетом максимальных возможностей машиностроения и максимальных возможностей других отраслей. На втором определялись более конкретные варианты развития производственной базы отрасли, реконструкции имеющихся и строительства новых предприятий, кооперирования. Здесь же определялись важнейшие перспективные нормативы (трудоемкость, фондоемкость, материалоемкость продукции).

В перспективных планах устанавливались главные направления развития науки и техники в отрасли, перспективные потребности в ее продукции, реально достижимые сроки ввода в строй объектов производства с разбивкой по годам, планы кооперирования, направления и объемы капитальных вложений, важнейшие технико-экономические показатели.

Проект пятилетнего плана экономического и социального развития разрабатывался на основе контрольных цифр, государственных заказов, лимитов и экономических нормативов, доведенных предприятию вышестоящим органом управления.

Контрольные цифры (производство продукции в стоимостном выражении, прибыль, валютная выручка и т.д.) в качестве исходных ориентирующих данных отражали общественные потребности в продукции, производимой предприятием, и минимальные уровни эффективности производства.

Государственные заказы гарантировали удовлетворение первоочередных общественных потребностей, выдавались предприятиям на ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет государственных централизованных капитальных вложений, а также на поставку некоторых видов продукции, необходимых прежде всего для решения общегосударственных и социальных задач (выполнение научно-технических программ, укрепление обороноспособности и обеспеченности экономической независимости страны, поставки сельскохозяйственной продукции).

В системе планирования бывшего СССР использовался такой элемент как экономические нормативы, которые определяли взаимоотношения с бюджетом, формирование фонда оплаты труда, фондов экономического стимулирования и другие стороны хозяйственной деятельности и устанавливались с учетом региональных особенностей.

Лимиты определяли предельный размер государственных централизованных капитальных вложений для развития межотраслевых производств, нового строительства и решения особо важных задач. Они устанавливались в соответствии с перечнем предприятий и объектов, включенных в государственный план, с объемами строительно-монтажных и подрядных работ, централизованно распределяемых материальных ресурсов для обеспечения потребностей производства и строительства .

Доведенные контрольные задания должны были рассматриваться на предприятиях как минимальные рубежи, достижение которых должно было быть обеспечено в ходе разработки проекта плана. Задания контрольных цифр равномерно распределялись по годам пятилетки, чтобы не допустить такого положения, когда на первые годы устанавливались заниженные показатели, а основной прирост приходился на последние годы пятилетки.

Состав контрольных показателей, лимитов и экономических нормативов строго соответствовал условиям планирования и экономического стимулирования, установленным опять-таки сверху - Постановлениями Правительства СССР.

На основе пятилетнего плана разрабатывались годовые планы предприятий в форме техпромфинплана, который выступал как сводный план производственно-технической и финансовой деятельности предприятия.

Вслед за технико-экономическим планированием осуществлялось оперативно-производственное планирование, основная задача которого в том, чтобы разверстать задания техпромфинплана (по выпуску продукции и некоторым другим показателям) по цехам, участкам, рабочим местам в расчете на месяц, декаду, неделю, а на многих предприятиях массового производства -- и на час.

Оперативно-производственное планирование слагалось из календарного планирования, а также диспетчирования и оперативного регулирования.

Календарное планирование обеспечивало разработку заданий по производству и выпуску продукции по рабочим местам, участкам, цехам и предприятию в целом на месяц, декаду, неделю, сутки, час. При помощи диспетчирования осуществляются текущее руководство процессом производства, проверка, учет и контроль за ходом выполнения плана. Оно позволяло координировать работу всех цехов и служб завода, вести контроль за состоянием подготовки производства, выполнением графиков запуска и выпуска продукции, загрузкой оборудования, площадей, распределением работ по исполнителям, своевременно выявлять «узкие места», возникающие в отдельных цехах и на участках, и принимать меры по их устранению.

Таким образом, планирование на предприятии охватывало все стороны деятельности предприятия и каждого его подразделения--цеха, участка, бригады.

Основным видом планирования был техпромфинплан, который представлял собой сложный комплекс показателей, охватывающих в своей совокупности все стороны деятельности предприятия: производство и реализацию продукции, внедрение новой техники и технологии, капитальное строительство и материально-техническое снабжение, труд и его оплату, уровень издержек производства и рентабельность, финансовое положение .

Важнейшим разделом техпромфинплана являлся план производства и реализации продукции, в котором прежде всего предусматривались задания по объему, ассортименту и качеству выпускаемой продукции и по ее реализации. В этом же разделе плана приводился расчет производственных мощностей, которым обосновывались планируемые объем и ассортимент. Задания по производству и реализации продукции характеризовали количественную и в известной мере качественную стороны всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также во многом предопределяли содержание остальных разделов техпромфинплана.

Следующей составной частью техпромфинплана являлся план повышения эффективности производства, где отражались мероприятия по совершенствованию и улучшению качества продукции, по внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства, совершенствованию систем управления, планирования и организации производства, научной организации труда, по экономии материалов, топлива и энергии, модернизации оборудования, оснастки и инструмента, капитальному ремонту основных фондов, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, по использованию производственных фондов.

План капитального строительства содержал задания по сооружению конкретных объектов, по вводу в действие основных фондов и производственных мощностей.

В плане по материально-техническому снабжению устанавливались нормативы расхода материальных ресурсов и рассчитывались потребности предприятия в них.

План по труду и заработной плате определял задания по повышению производительности труда, по трудоемкости изготовления изделий и производственной программе в целом, по подготовке кадров и повышению квалификации работающих, а также по фондам заработной платы и средней зарплате.

В плане по фондам экономического стимулирования приводились расчеты фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития производства.

План по себестоимости продукции содержал расчеты, показывающие уровень себестоимости отдельных изделий, себестоимость товарной и валовой продукции по калькуляционным статьям, процент снижения себестоимости товарной продукции, общую смету и свод затрат на производство.

Финансовый план включал баланс доходов и расходов, расчеты нормативов оборотных средств и источников покрытия дополнительной потребности в них, платы за основные фонды и оборотные средства, сметы доходов и расходов по эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, величины потребного кредита и суммы прибыли, направляемой на уплату процентов за кредит .

Основаниями для разработки годового техпромфинплана, как было сказано выше, служили перспективный план предприятия, контрольные цифры вышестоящей организации, договоры на поставку продукции, выявленный спрос потребителей, объем возможной реализации изделий и материалы анализа деятельности предприятия в отчетном периоде.

Все разделы техпромфинплана тесно увязывались между собой. Эта взаимосвязь определяла последовательность разработки отдельных его разделов.

Разработка техпромфинплана начиналась с формирования номенклатуры производственной программы и установления соотношения между отдельными видами изделий, с расчета производственных мощностей и объемных показателей. На основе этих сведений и в тесной связи с мероприятиями, предусмотренными планом технического развития, разрабатывались показатели плана по труду, материально-техническому снабжению, себестоимости и финансам.

Показатели, утверждаемые предприятию, определялись в годовом плане с разбивкой по кварталам, а показатели производства продукции в натуральном выражении распределялись также исходя из заключенных договоров по месяцам. На основе этих показателей и заключенных договоров предприятие разрабатывало развернутый годовой техпромфинплан, квартальные и месячные планы производственно-хозяйственной деятельности, утверждаемые директором предприятия. После этого разработанные планы передавались вышестоящим органам, которые на их основе разрабатывали проекты планов развития соответствующих отраслей .

Все разделы техпромфинплана тщательно обосновывались технико-экономическими расчетами и конкретными мероприятиями в области техники, технологии и организации производства и труда, материально-технического снабжения и финансово-хозяйственной деятельности, гарантирующими выполнение всех количественных и качественных показателей государственного плана. Общее руководство составлением техпромфинплана предприятия осуществлял директор. Организация работы по планированию производства и осуществление повседневного методического руководства разработкой плановых заданий возлагались на плановый отдел.

К работе по проектированию цен планово-экономический отдел привлекал службы заводоуправления и цехов, готовил необходимые расчеты и сметные калькуляции, согласовывал проекты цен с предприятиями-заказчиками, а также с соответствующими службами вышестоящего органа; планово-экономический отдел регистрировал и учитывал цены на продукцию, выпускаемую предприятием, и сроки их действия.

1.1.3 Планирование в рыночной экономике

С переходом к рыночным отношения ситуация изменилась коренным образом. Рыночным отношениям чужда система административного навязывания хозяйствующим субъектам планов их действий, поскольку они полностью самостоятельны в правовом и экономическом отношениях от государственной власти и управления. Хозяйственная деятельность коммерческих организаций регламентируется лишь существующим в стране законодательством и договорными отношениями со своими контрагентами. При этом все они используют в своей деятельности различные формы планирования.

Формы планирования многообразны. Они определяются многоуровневостью и многоаспектностью управления. В частности, различают:

а) отраслевой, региональный, социальный, научно-технический, экологический, финансовый и другие аспекты планирования;

б) в зависимости от уровней планирования: межстрановый, общегосударственный, региональный, уровень хозяйствующих субъектов, их ассоциаций,

в) в зависимости от горизонта планирования: долгосрочное, среднесрочное и текущее;

г) в зависимости от круга решаемых проблем: стратегическое и тактическое .

С точки зрения микроэкономики планирование -- это способ осуществления действий, основанный на сознательных, волевых решениях субъектов микроэкономики, механизм, который заменяет цены и рынок.

В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно цены определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Хозяйствующие субъекты -- фирмы, домашние хозяйства -- как участники рыночной системы вынуждены подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеют возможности отменить его действие.

Планирование применяется как во внутренней среде хозяйствующих субъектов, где механизмы планирования действуют с наибольшей силой, являются преобладающими, так и в сфере хозяйственных отношений, сотрудничества субъектов рыночной деятельности, где наряду с рыночными механизмами работают механизмы планирования.

Соответственно, можно выделить две формы планирования в микроэкономике. Это планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений.

Планирование деятельности фирмы как отдельной хозяйственной единицы основано на том, что во внутренней среде каждой фирмы механизм цен почти полностью вытеснен сознательными действиями и авторитетными решениями предпринимателей и менеджеров. Предприниматель осознанно определяет основные направления внутрифирменной деятельности. То есть, внутренняя природа фирмы в целом основывается на системе плановых решений. Работники как участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и независимых друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием .

Отсутствие планирования ставит фирмы в такое положение, когда они:

Не понимают будущих задач,

Не умеют рассматривать хозяйствование как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими,

Теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются только краткосрочными интересами и не понимают общего смысла происходящих событий,

Не в состоянии определить основные потребности рынка,

Оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участниками рыночной деятельности.

Наоборот, применение планирования деятельности фирм и их деловых отношений создает следующие важные преимущества:

делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

проясняет возникающие проблемы;

подготавливает фирму к внезапным изменениям во внешней среде;

стимулирует управляющих к реализации своих решений в дальнейшей работе;

улучшает координацию действий в организации;

создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

способствует более рациональному распределению ресурсов;

четко формализует обязанности и ответственность участников фирм;

улучшает контроль в организации.

Заманчиво было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой такого экономического успеха, который может быть выражен в высоких величинах оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателях. Некоторые специалисты по планированию пытаются найти конкретные примеры, которые могли бы проиллюстрировать такую взаимозависимость. Однако дальше отдельных предположений дело не идет. Напротив, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а, скорее, являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой. Более того, многие предприятия, в том числе российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности.

Для отечественных предприятий можно очертить 2 сферы, нуждающиеся в применении планирования. Во-первых, это вновь возникшие частные фирмы. Главная проблема применения планирования в этой сфере -- недоверие к формальному планированию, основанному на мнении, что бизнес -- это умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее многие из крупных частных фирм начали создавать подразделения планирования или, по крайней мере, вводить должность плановика .

Во-вторых, это государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные, предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно управлявшейся экономики Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровне, а следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть, определять собственные цели развития. Поэтому, как и организациям первого типа, государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования. Современный рынок предъявляет особые требования к фирмам. и высокая подвижность внутрифирменных и рыночных процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования .

С другой стороны, усложняется структура деятельности экономических организаций. Причинами этого являются, во-первых, стремление к росту, во-вторых, -- необходимость перераспределения риска, а значит, инвестирование в новые сферы бизнеса. Масштабы, сложность и разнообразие направлений деятельности фирмы требуют от нее особого внимания к предварительному определению видов выпускаемых товаров, источников финансирования, технологических ресурсов, таких, например, как комплекс специализированного оборудования и т.д.

Решения о будущем состоянии фирмы в таких условиях не могут быть приняты «вприкидку», на основе интуитивных ощущений. Предвидение будущего здесь без преувеличения требует научного подхода.

Возможности планирования в микроэкономике предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин.

Первой причиной, по нашему мнению, является неопределенность рыночной среды. Любая экономическая организация, будь то западная фирма или российское предприятие, в своей деятельности неизбежно сталкивается с неопределенностью. Фирмы не обладают достаточными (полными) данными о своем настоящем и будущем, они не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти в рыночной среде. Планирование и является одним из способов «прояснения» внутренних и внешних условий деятельности. То есть планирование -- это инструмент преодоления неопределенности. Там, где есть планирование, неопределенность сокращается. Однако любой, даже самой мощной фирме или альянсу фирм не по силам полностью устранить неопределенность, а значит, целиком спланировать свою деятельность. Ведь устранить неопределенность -- значит устранить сам рынок, разнообразие несовпадающих интересов и действий субъектов рынка. Существуют два основных способа усиления контроля над внешней средой:

фирма использует внутренний потенциал для контроля рыночной ситуации, и в первую очередь для контроля над спросом, что является достаточно ресурсоемкой и долговременной задачей, которая не под силу большому числу фирм.

фирма совершенствует свое сотрудничество с другими участниками хозяйственной деятельности, что снижает затраты ресурсов каждой фирмы-участницы сотрудничества и создает благоприятные результаты в более короткий период .

Установление контроля над рынком тем или иным способом помимо положительных имеет и отрицательные результаты как для микроэкономики в целом, так и для ее отдельных субъектов, что выражается в монополизации рынков и ее негативных последствиях: разрушении конкуренции, пренебрежении интересами потребителей, неэффективной ценовой политике, дефиците, снижении технологического уровня хозяйствования и т.д. Противодействуют монопольному контролю над рынком и спросом неизбежно возникающие силы конкуренции, так у каждого товара могут появиться заменители-субституты, с одной стороны, и антимонопольная деятельность -- с другой. Таким образом фирмы вынуждены балансировать между двумя опасностями -- влиянием быстрых и непредсказуемых изменений и угрозами со стороны новых конкурентов и государства.

Предел планирования определен и величиной издержек, затрачиваемых на организацию и осуществление планирования. Одним из наиболее существенных недостатков плановой деятельности является необходимость дополнительных затрат на:

* исследования;

* организацию подразделения планирования;

* привлечение дополнительного персонала.

Речь идет о тех дефицитных средствах, которые могли бы быть использованы для решения других важных экономических задач. Если говорить о неденежных издержках, планирование требует еще одной важнейшей категории -- затрат времени

Несмотря на это, имеет смысл осуществлять такие затраты и, следовательно, заниматься планированием, потому что затраты на планирование создают ряд важных преимуществ в деятельности фирм. Минимальным результатом планирования является недопущение грубых ошибок в экономической деятельности, то есть приобретение способностей предвидеть неприятные обстоятельства будущего и устранять их. Если средства, которые затрачены на планирование, привели к такому результату, -- этого уже почти достаточно. Таким образом, минимальными затратами на планирование являются такие, которые обеспечивают выживание экономической организации, а любые дополнительные затраты должны обеспечивать ее развитие. Трудность при определении оптимальных затрат заключена в том, что доход, полученный от планирования, не может быть измерен точно при помощи количественных методов. Эффект плановой деятельности опытный менеджер может определить, используя качественные и субъективные методы оценки .

Второй, и не менее важной причиной, являются масштабы деятельности фирмы, которые ограничивают или, наоборот, расширяют возможности планирования в организации. Преимущества в осуществлении планирования принадлежат крупным фирмам, потому что:

они обладают необходимым потенциалом для того, чтобы предвидеть свое будущее:

у них выше финансовые возможности;

они в своем большинстве занимаются серьезными научными и проектными разработками;

они обладают высококвалифицированным персоналом и в состоянии привлекать таких же высококвалифицированных специалистов со стороны и т.д.

Крупные фирмы, как правило, имеют в своем составе специальные плановые подразделения. Вместе с тем даже солидные экономические организации для определения плановых стратегий зачастую обращаются к внешним консультантам, специализирующимся на вопросах планирования. В связи с быстрым распространением в последние десятилетия стратегического планирования некоторые консультационные фирмы сделали его своей исключительной областью. Такие фирмы иногда называют «салонами стратегии».

Небольшим экономическим организациям сложно проводить широкомасштабную плановую работу, в особенности дорогостоящее стратегическое планирование. Однако они могут либо использовать некоторые формы планирования, особенно оперативного планирования, либо применять уже готовые модели стратегий, созданные известными компаниями и исследовательскими фирмами и стремиться к определению собственных стратегий по мере роста организации. Несмотря на трудности осуществления планирования в небольшой организации, оно необходимо ей, пожалуй, еще в большей мере, чем крупной. Внешняя среда у такой организации менее поддается контролю и более агрессивна, чем у крупной фирмы следовательно, будущее мелкой фирмы более неопределенно и непредсказуемо. Нужно сказать, что у небольшой фирмы есть свои преимущества в организации планирования. Главное из них -- внутренняя среда такой организации более проста, а потому более обозрима и предсказуема. Помимо этого в маленькой организации легче создать особый психологический и социальный климат, позволяющий сплотить людей вокруг интересов организации, ее целей.

Следует также обратить внимание на специфику отечественного рынка. Влияние несовершенств отечественного рынка на перспективы их использования в отечественной экономике является общей чертой, ограничивающей широкое применение прогрессивных форм планирования в отечественном бизнесе. К факторам, ограничивающим использование планирования в отечественных условиях, относятся:

Чрезмерно высокая степень неопределенности на нашем рынке, обусловленная продолжающимися глобальными изменениями и коллизиями во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной и пр. (непредсказуемость таких изменений снижает масштабы и горизонты планирования и затрудняет составление плана хотя бы на 3 года вперед);

низкий уровень накопления капитала в отечественных экономических организациях, не позволяющей осуществлять эффективные затраты на организацию планирования;

отсутствие эффективных юридических и этических норм, регулирующих поведение предпринимателей;

отсутствие культуры отечественного рынка.

Однако перспективы внутрифирменного планирования на отечественном рынке можно оценить как высокие, поскольку они прямо связаны с выживанием фирмы, развитием ее деятельности. Сейчас отечественное планирование в основном переживает свой «интуитивный этап» -- успех в бизнесе зависит от таланта, одаренности, энергии предпринимателя. Однако с появлением стабильных, зарекомендовавших себя экономических организаций возникают предпосылки для расширения пределов внутреннего планирования.

Планирование на предприятии представляет собой цепь взаимосвязанных экономи­ческих расчетов, направленных на выработку оптимального ва­рианта действий, установление обоснованных пропорций эконо­мического и социального развития. Для этого необходимы как перспективные, так и годовые и оперативные планы.

К перспективным планам сельскохозяйственного предприя­тия относят долгосрочные (план организационно-хозяйственного устройства) и среднесрочные (трехлетние и пятилетние планы эко­номического и социального развития). План организационно-хозяй­ственного устройства (оргхозплан) - это проект рационального по­строения сельскохозяйственного предприятия, в котором все отрас­ли и элементы производства находятся в научно обоснованных про­порциях, позволяющих рационально вести хозяйство, получая максимальное количество прибыли при наименьших затратах ре­сурсов. Перед составлением оргхозплана проводится работа по анализу текущего состояния предприятия. Изучается предприни­мательская среда, в которой оно функционирует, оцениваются раз­меры производства, специализация, достигнутый уровень произ­водства отдельных видов продукции, производительность труда, себестоимость продукции, уровень рентабельности и другие пока­затели. Главная задача анализа - выявить резервы дальнейшего увеличения объема производства продукции на основе более пол­ного и рационального использования имеющихся ресурсов.

Оргхозплан может разрабатываться как для уже существующе­го, так и для вновь создаваемого предприятия любой формы соб­ственности. В хозяйствах, специализирующихся на производстве растениеводческой продукции, план разрабатывают на период ос­воения севооборотов или получения проектной урожайности, в животноводческих - на период достижения плановой структуры стада, требуемой продуктивности животных при полной их обес­печенности кормами.

Оргхозплан состоит из двух основных частей: в первой части планируют основные производственные показатели, во второй - социальное развитие коллектива. Разрабатывают его на основе проектного задания, для подготовки которого, кроме специалис­тов хозяйства, привлекают работников районных и областных сельскохозяйственных органов, сотрудников научно-исследователь­ских учреждений.

Среднесрочный план экономического и социального развития (на 3-5 лет) составляют исходя из задач, поставленных в плане органи­зационно-хозяйственного устройства. Он более детален и предусмат­ривает не только построение, но и осуществление проекта устрой­ства предприятия, системы ведения хозяйства. Как и оргхозплан, он включает две части. В первой (производственной) содержится ин­формация о юридическом статусе предприятия, специализации и размерах хозяйства, рассмотрены вопросы развития растениевод­ческих и животноводческих отраслей с учетом межхозяйственной кооперации, состояния и развития вспомогательных и подсобных производств, механизации и автоматизации производственных про­цессов, потребности в рабочей силе и величине средств, направляе­мых на оплату труда и др. Вторая часть плана - социальная; в ней решают проблемы подготовки и обеспечения предприятия квали­фицированными работниками, улучшения условий труда, развития личного подсобного хозяйства, улучшения жилищно-бытовых и со­циальных условий работников предприятия.


Основные показатели и балансы производства рассчитывают для каждого года планируемого периода, что дает возможность ис­пользовать их при разработке текущих планов предприятия.

Годовой производственно-финансовый план сельскохозяйственного предприятия представляет собой программу работы хозяйства на календарный год и состоит из 7 разделов.

В первом разделе плана «Юридический статус» отражаются общие сведения о сельскохозяйственном предприятии (место и дата государственной регистрации, участие в совместной деятельности и состав участников организации на начало планируемого года).

Во втором разделе «Организационная структура» дается характеристика основного производственного направления и других видов деятельности организации, а также размера земельного фонда.

В третьем разделе «Основные экономические показатели» проставляются фактические данные за отчетный год и плановые задания по производству валовой продукции сельского хозяйства, численности работников, фонду заработной платы, прибыли и рентабельности хозяйственной деятельности.

Четвертый раздел «Производственная программа» включает основные показатели развития сельского хозяйства (объем производство и себестоимость продукции, закладка многолетних насаждений, потребность в семенах и кормах, баланс продукции, движение поголовья животных), производство, калькуляцию себестоимости и реализацию продукции вспомогательных и обслуживающих производств; производство и реализацию промышленной продукции; численность и годовой фонд заработной платы работников предприятия; затраты по организации производства и управлению; состав затрат на основное производство по элементам; экспортно-импортные операции.

Пятый раздел «Ценообразование» предусматривает расчет цены предложения и прогнозируемой цены на 1 ц сельскохозяйственной продукции, а также расчет прогнозируемых цен на покупные материальные ресурсы, используемые в производстве на планируемый год.

В шестом разделе инвестиционная деятельность» отражаются фактические данные за отчетный период и планируемые показатели по капитальным вложениям на объекты производственного и непроизводственного назначения, вводу в действие производственных мощностей, жилья и объектов соцкультбыта; предусматриваются источники финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.

В седьмом, заключительном разделе «Финансовая деятельность» проводится плановый расчет поступления средств и результатов от реализации продукции с учетом субсидий из бюджетов всех уровней, расчет кредиторской задолженности с разбивкой по кварталам и потребности в кредитах; формируется финансовый план (баланс доходов и расходов) в целом по предприятия, а также баланс доходов и расходов внутрихозяйственных подразделений, представительств и филиалов, дочерних и зависимых обществ.

Производственно-финансовый план сельскохозяйственного предприятия составляется в определенной последовательности. Его составление следует начинать с разработки производственной про­граммывспомогательных и об­служивающих производств. Одновременно с расчетом затрат по вспомогательным и обслуживающим производствам планируется величина амортизацион­ных отчислений и затрат на ремонт.

Определив плановую себестоимость продукции вспомогательных и об­служивающих производств, приступают к планированию ос­новной деятельности. В первую очередь планируется развитие жи­вотноводства - в соответствии с системой ведения этой отрасли, при­нятой на предприятии. Система животноводства определяет, в част­ности, параметры воспроизводства стада и его структуру. Затем переходят к производственной программе по растениеводству. При планировании производства продукции рас­тениеводства учитывают перспективные направления развития от­расли с учетом рационального использования ресурсов, обеспечения максимальной эффективности производства.

После определения планового объема производства продукции растениеводства делается расчет затрат по незавершен­ному производству в этой отрасли.

Используя данные плановой себестоимости растениеводческой продукции, определяют среднюю стоимость кормов для разных видов животных и птицы. После этого, исходя из технологических карт животноводства, планируют затраты, относящиеся на живот­новодческую продукцию.

По завершении расчетов по объемам производства и затратам на сельскохозяйственную продукцию планируют объем производства, затраты и себестоимость единицы промышленной продукции.

На основе производственно-финансового плана формируются задания для непосредствен­ных исполнителей – подразделений предприятия.

Годовой производственный план (хозрасчетное задание) подраз­деления - это производственная программа отдельного трудового коллектива. Такие планы и задания разрабатываются в производственных подразделениях предприятия. В них определяют плановые объемы производства продукции, объемы незавершенного произ­водства, лимиты затрат, уточняют закрепление основных средств, распределение трудовых ресурсов. Специалисты подразделения, используя плановые показатели объема производства и лимиты затрат, составляют более детальный производственный план, вклю­чающий показатели численного состава подразделения, закрепле­ния основных средств, лимиты затрат на производимую продукцию, производственную программу по растениеводству и животноводству, потребность в кормах, вели­чину расходов по заработной плате и распределение продукции. Планы подразделений разрабатывают в той же последовательнос­ти, что и производственно-финансовый план предприятия.

Оперативные планы составляют по периодам важнейших работ в отраслях и подразделениях хозяйства. В отраслях растениевод­ства разрабатывают оперативные технологические рабочие планы на период весеннего сева, ухода за растениями, сеноуборки, убор­ки зерновых культур, посева озимых культур, уборки поздних культур, вспашки зяби, снегозадержания в зимний период. В отраслях животноводства разрабатывают оперативные планы по производству продукции, размещению поголовья по террито­рии хозяйства, использованию пастбищ, зеленому конвейеру, обеспечению ферм кормами.

Главная задача оперативных планов - определить взаимо­связь и последовательность проведения операций при возделыва­нии всех закрепленных за подразделением культур. В них указы­вают количество рабочих дней, необходимых для выполнения тре­буемого объема работ, состав агрегатов, их выработку, ежеднев­ную потребность в тракторах, сельскохозяйственных машинах и транспортных средствах. На их основе составляют графики по­требности в рабочей силе и технике, выявляют дни наибольшего напряжения с целью дальнейшей корректировки в пределах до­пустимых календарных сроков выполнения агротехнических ме­роприятий.

План-наряд на выполнение отдельных работ - это задание под­разделению или непосредственным исполнителям, в устной или письменной форме, сроком на один или несколько дней.

Основой оперативного и годового планирования на предприя­тии являются технологические карты. В этом документе в хроно­логической последовательности перечислены все виды работ, ко­торые необходимо провести для получения той или иной продук­ции в запланированных размерах, рассчитывается требуемое ко­личество рабочей силы и техники, а также производственные затраты по установленным показателям.