Наступление с запада. Особенности монархической власти в России

В Клермоне (Южная Франция) собрался большой церковный собор, на котором папа Урбан II возвестил о начале Крестового похода и произнес большую речь перед многочисленными слушателями, собравшимися на Клермонской равнине за городом. «Земля, которую вы населяете, - сказал папа, обращаясь к слушателям, - ...сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами она не обильна и едва дает хлеб тем, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и друг с другом сражаетесь... Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда и задремлет междоусобие. Предпримите путь ко гробу святому, исторгните ту землю у нечестивого народа и подчините ее себе». «Кто здесь горестен,- продолжал папа, - и беден, там будет богат». Прельстив присутствовавших перспективами богатой добычи на Востоке, Урбан II сразу же нашел у них горячий отклик. Наэлектризованные заманчивыми обещаниями слушатели закричали: «Такова Божья воля!» - и бросились нашивать красные кресты на свою одежду. Весть о решении идти на Восток быстро облетела Западную Европу. Участники движения получили наименование крестоносцев. Всем крестоносцам церковь обещала ряд льгот: отсрочку платежей по долгам, охрану семей и имущества, прощение грехов и т.д.

1095-1096 гг. РУКОВОДИТЕЛИ ПЕРВОГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА.

Среди тех, кто возглавлял поход, в первую очередь следует отметить французского епископа Адемара дю Пюи - отважного и благоразумного воина-священника, назначенного папским легатом и часто выступавшего посредником в спорах между несговорчивыми военачальниками; норманнского князя Южной Италии и Сицилии Боэмунда Тарентского (сына Роберта Гвискара); графа Раймунда Тулузского; герцога Лотарингии Готфрида Бульонского; его брата Болдуина; герцога Гуго Вермандуа (брата французского короля); герцога Роберта Нормандского; графа Этьена де Блуа и графа Роберта II Фландрского.

Март 1096 г. КРЕСТОНОСЦЫ ОТПРАВЛЯЮТСЯ В ПУТЬ

Еврейские погромы в Европе сопровождают отъезд первых крестоносцев.

Апрель-октябрь 1096 г. КРЕСТОВЫЙ ПОХОД БЕДНОТЫ.

Толпа безоружных паломников во главе с проповедником Петром Пустынником и обедневшим рыцарем Вальтером Голяком направилась сухопутным путем в Святую Землю. Многие умерли от голода; остальные почти поголовно были перебиты турками еще в Анатолии.

Крестовому походу феодалов предшествовал поход бедноты, который и по составу участников и по своим целям отличался от военно-колонизационного движения феодалов. Поэтому этот поход надо рассматривать как нечто самостоятельное и отдельное.

Крестьяне стремились найти на Востоке избавление от гнета феодальных господ и новые земли для поселения. Они мечтали укрыться от бесконечных феодальных усобиц, разорявших их хозяйство, и спастись от голода и эпидемий, которые в условиях низкого уровня техники и жесточайшей феодальной эксплуатации были обычным явлением в средние века. В этих условиях проповедники Крестового похода встретили живой отклик на свою проповедь со стороны самых широких крестьянских масс. Следуя призыву церкви к Крестовому походу, крестьяне начали в огромном количестве покидать своих сеньоров.

Весною 1096 года неорганизованные отряды крестьянской бедноты тронулись в путь. Подковав быков, как это делают с лошадьми, крестьяне запрягали их в повозки и, поместив туда немудреное свое имущество, вместе с детьми, стариками и женщинами двинулись к Константинополю. Шли они безоружные, не имея ни припасов, ни денег, занимаясь в дороге грабежами и нищенством. Естественно, что население тех стран, по которым двигались эти «крестоносцы», безжалостно истребляло их.

По выражению летописца, бесчисленные, как звезды на небе или песок морской, массы крестьян шли, главным образом, из Северной и Средней Франции и из Западной Германии вверх по Рейну и далее вниз по Дунаю. Крестьяне даже не представляли себе, как далеко находится Иерусалим. При виде каждого крупного города или замка они спрашивали, не Иерусалим ли это, в который они стремятся.

Октябрь 1096 г. РАЗГРОМ "КРЕСТЬЯНСКОГО" КРЕСТОВОГО ПОХОДА .

Сильно поредевшие крестьянские отряды дошли до Константинополя и были спешно переправлены в Малую Азию византийским императором, ожидавшим с Запада вовсе не такой помощи. Там в первом же бою отряды крестьян были наголову разбиты армией сельджуков. Петр Амьенский бросил крестьянские отряды на произвол судьбы и бежал в Константинополь. Подавляющее большинство крестьян было уничтожено, а остальные обращены в рабство. Попытка крестьян бежать от своих феодальных господ и найти на Востоке землю и волю окончилась, таким образом, трагически. Лишь небольшие остатки крестьянских отрядов соединились впоследствии с отрядами рыцарей и приняли участие в сражениях под Антиохией .

1096-1097 гг. СБОР СИЛ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ.

Различные войска двигались к условленному месту сбора - Константинополю - четырьмя основными потоками. Готфрид и Болдуин со своими войсками и другими немецкими армиями следовали долиной Дуная по Венгрии, Сербии и Болгарии, а потом через Балканы; по пути случались стычки с местными силами. Это войско достигло Константинополя первым и на всю зиму встало лагерем под городскими стенами. Епископ Адемар, граф Раймунд и другие шли из Южной Франции через Северную Италию изнурительным маршем вдоль пустынного далматинского побережья, мимо Дураццо (совр. город Дуррес в Албании) и далее на восток, к Константинополю. Гуго, оба Роберта и Этьен с войсками из Англии и Северной Франции перешли через Альпы и направились по Италии на юг. Оставив своих спутников зимовать в Южной Италии, Гуго отплыл в Константинополь, потерпел кораблекрушение, но был спасен византийцами и отправлен в столицу, где фактически стал заложником императора Алексея I Комнина. Следующей весной оба Роберта и Этьен переплыли Адриатику, высадились в Дураццо и направились на восток, к Константинополю. Этим же путем проследовало с Сицилии норманнское войско Боэмунда и Танкреда.

1096-1097 гг. ТРЕНИЯ МЕЖДУ ВИЗАНТИЕЙ И КРЕСТОНОСЦАМИ.

Алексей I надеялся, что на его призыв о помощи откликнутся, в лучшем случае, несколько тысяч наемников - это позволило бы пополнить поредевшие ряды византийского войска. Но базилевс никак не ожидал (и уж точно не был в этом заинтересован), что под стенами его столицы соберется независимая, буйная армия, намного превосходящая численностью 50 тысяч человек. Из-за давних религиозных и политических разногласий между Византией и Западной Европой Алексей I не доверял крестоносцам - особенно ввиду присутствия Боэмунда, с которым базилевс воевал совсем недавно и который проявил себя чрезвычайно опасным противником. К тому же Алексея I, которому надо было только отвоевать у турок потерянные малоазийские владения, не слишком интересовала главная цель крестоносцев - взятие Иерусалима. Крестоносцы же, в свою очередь, доверяли византийцам с их хитроумной дипломатией ничуть не больше. Они не испытывали ни малейшего желания подвизаться в роли пешек и отвоевывать у турок империю для Алексея I. Взаимные подозрения серьезно повлияли на результат этого и последующих Крестовых походов. В первую же зиму, когда крестоносцы стояли лагерем под Константинополем, из-за всеобщей подозрительности постоянно происходили мелкие стычки с византийской гвардией.

Весна 1097 г. СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ АЛЕКСЕЕМ I КОМНИНОМ И КРЕСТОНОСЦАМИ.

Готфрид Бульонский приносит присягу Алексею Комнину и армия крестоносцев проходит через Анатолию.

Сочетая твердость с дипломатичностью, Алексей I сумел избежать серьезных конфликтов. В обмен на обещание помощи он получил от командующих походом клятвы в верности и заверения, что они помогут ему отвоевать у турок Никею (совр. город Изник в Турции) и любые другие бывшие византийские владения. Затем Алексей переправил их через Босфор, тщательно избегая сколь угодно краткого скопления крупных контингентов крестоносцев в стенах своей столицы. Кроме того, он обеспечил их провиантом и сопровождением византийских войск до самого Иерусалима (последнее преследовало и вторую цель: проследить, чтобы по пути крестоносцы не разоряли византийских земель).

Вместе с Алексеем I Комнином и его главными силами крестоносцы осадили Никею. Положение осажденных заметно облегчала доступность воды в Асканиевом озере, мешавшем к тому же замкнуть кольцо блокады. Однако крестоносцы с большим трудом перетащили лодки с моря на озеро и, таким образом, смогли полностью обложить город. Сочетая умелую осаду с искусной дипломатией, Алексей I договорился с никейцами, что город ему сдадут, после чего объединенные силы византийцев и крестоносцев успешно взяли штурмом наружные укрепления. Крестоносцев оскорбило, что базилевс отказался отдать им город на разграбление. Затем двумя параллельными колоннами они продолжили наступление на юго-восток. Единоначалия не было; все решения принимались на военном совете, а посредником и примирителем выступал епископ Адемар дю Пюи.

Левую колонну, которую возглавлял Боэмунд, неожиданно атаковала турецкая кавалерийская армия под командованием лично Килидж-Арслана, султана конийских сельджуков.
Пользуясь традиционной тактикой конных лучников, турки (число их, по некоторым сведениям, превышало 50 тысяч человек) нанесли тяжелый урон колонне крестоносцев, которые мало того, что оказались в явном меньшинстве, но еще и никак не могли вступить в ближний бой с неуловимым, подвижным противником. Колонна Боэмунда уже готова была нарушить строй, когда с тыла в левый фланг турок врезалась тяжелая кавалерия второй колонны, возглавляли которую Готфрид Бульонский и Раймунд Тулузский. Килидж-Арслан не сумел обеспечить прикрытия с юга. Турецкое войско оказалось зажато в тиски и потеряло убитыми около 3 тысяч человек; остальные пустились в паническое бегство. Общие потери крестоносцев составили примерно 4 тысячи человек. (Другие источники доводят численность войск Килидж-Арслана до 250 тысяч человек, а потери турок считают достигавшими 30 тысяч человек. Встречаются так-же утверждения, что командовал турками при Дорилее султан Сулейман.)

Битва за Никею
Гравюра Гюстава Доре
Крестоносцы пресекают горы Тавра
Гравюра Гюстава Доре

Июль-ноябрь 1097 г. НАСТУПЛЕНИЕ НА СИРИЮ.

Крестоносцы продолжили наступление и захватили Иконий (совр. город Конья в Турции), столицу Килидж-Арслана. (Тем временем, под их прикрытием и воспользовавшись ослаблением турок, Алексей со своей византийской армией занимали западные провинции Анатолии.) Последовала еще одна битва - у Гераклеи (совр. город Эрегли в турецком вилайете Конья); затем крестоносцы перешли через горы Тавра и направились к Антиохии. Во время этого наступления отряд под командованием Танкреда и Болдуина принял тяжелый бой под Тарсом. После чего Болдуин ответвился от главной колонны, переправился через Евфрат и захватил Эдессу (иначе Бамбика, или Гиераполь; совр. город Мембидж в Сирии), которая стала центром независимого графства.

21 октября 1097 г.-3 июня 1098 г. ОСАДА КРЕСТОНОСЦАМИ АНТИОХИИ (совр. город Антакья в Турции).

Эмир Багасиан умело и энергично наладил оборону города. Вскоре после начала осады турки совершили удачную вылазку, которая привела к тяжелым потерям среди дезорганизованных крестоносцев, и впоследствии часто прибегали к подобного рода тактике. Из Сирии на помощь осажденным дважды являлись турецкие армии, но оба раза были отбиты в сражениях при Харенке (31 декабря 1097 г.; 9 февраля 1098 г.). Какое-то время среди крестоносцев свирепствовал голод, потому что они не позаботились о подвозе провизии, а запасы быстро растаяли. Спасло осаждавших крайне своевременное прибытие небольших английской и пизанской флотилий, которые захватили Лаодикею (совр. город Латакия в Сирии) и Сен-Симеон (совр. город Самандаг в Турции) и доставили провиант. За семь месяцев осады отношения между командующими войсками крестоносцев накалились до предела, особенно между Боэмундом и Раймундом Тулузским. В конце концов - преимущественно благодаря Боэмунду и предательству одного из турецких офицеров - Антиохия была захвачена (3 июня), за исключением цитадели. Еще чуть-чуть, и могло оказаться уже слишком поздно: на подходе, в двух днях пути, находилась, по меньшей мере семидесяти пятитысячная армия мосульского эмира Кирбоги. Этьен де Блуа, чувствуя, что ситуация становится безнадежной, бежал. Несколько дней в городе продолжалась кровавая резня, а через четыре дня к стенам Антиохии прибыла мусульманская армия Кирбоги и в свою очередь осадила город.

Крестоносцы оказались блокированы и отрезаны от своих портов. Багасиан по-прежнему удерживал цитадель. Крестоносцы снова пребывали на грани голода; городское население попало между двух огней. Алексей I, который переходил со своей армией через горы Тавра, чтобы, согласно договоренности, заключенной с крестоносцами, занять Антиохию, встретил Этьена Блуа, и последний уверил базилевса, что крестоносцы обречены. Соответственно, византийская армия отступила в Анатолию. Царившее в городе отчаяние неожиданно рассеялось при обнаружении Святого Копья (того, которое пронзило бок Иисуса при распятии). Мало кто из историков или теологов верит, будто копье было именно тем (собственно, и среди самих крестоносцев еще тогда многие сомневались), но эффект оно возымело воистину чудодейственный. Уверенные в победе крестоносцы предприняли массированную вылазку.

Оголодавшие крестоносцы сумели набрать только 15 тысяч боеспособных воинов (из них менее тысячи конных). Под командованием Боэмунда они на глазах у изумленных мусульман переправились через Оронт. Затем, отражая атаки турок, крестоносцы контратаковали. Зажатые между рекой и близкими горами, мусульмане лишались возможности маневрировать и не могли выстоять против самоотверженных атак крестоносцев. Понеся тяжелые потери, турки обратились в бегство.

Июль-август 1098 г. ЧУМА В АНТИОХИИ.

Одной из жертв эпидемии стал епископ Адемар дю Пюи. После его смерти отношения между командующими походом накалились еще сильнее, особенно между Боэмундом (который твердо вознамерился сохранить контроль над Антиохией) и Раймундом Тулузским (который настаивал, что крестоносцы обязаны вернуть город Византии, согласно данной Алексею клятве).

Январь-июнь 1099 г. НАСТУПЛЕНИЕ НА ИЕРУСАЛИМ.

После долгих споров все крестоносцы, кроме Боэмунда с его норманнами, согласились идти на Иерусалим. (Боэмунд остался в Антиохии, где и основал независимое княжество.) Крестоносцы, численность которых достигала теперь 12 тысяч человек, медленно прошли вдоль морского берега до Яффы (снабжение провиантом осуществлял пизанский флот), а затем отвернули от побережья и двинулись на Иерусалим.

Защищала город сильная армия Фатимидов, намного превосходившая численностью осаждавших. К этому времени практически все крестоносцы признали командующим Готфрида Бульонского; помогали ему Раймунд Тулузский и Танкред. Чтобы полностью блокировать город, войска крестоносцев было недостаточно, а рассчитывать, что осажденных удастся уморить голодом, не приходилось. Несмотря на сильную нехватку воды, крестоносцы стали решительно готовиться к штурму: строить высокую деревянную осадную башню и таран. Осыпаемые с городских укреплений дождем стрел, они подкатили башню к стене, перекинули деревянный мост, и Готфрид повел войска на приступ (часть армии взбиралась на стены по штурмовым лестницам). Судя по всему, это была единственная за всю двухлетнюю кампанию операция, скоординированная от начала и до конца. Пробившись в город, крестоносцы безжалостно перерезали весь гарнизон и население, как арабское, так и еврейское (согласно хроникам, в начавшейся вслед за штурмом резне погибло до 70 тысяч человек). Отказавшийся от королевского титула Готфрид был избран Стражем Иерусалима.

Узнав, что из Египта на освобождение Иерусалима движется пятидесятитысячная армия эмира аль-Афдаля, Готфрид вывел навстречу ей 10 тысяч оставшихся у него крестоносцев. В отличие от турок, чья армия состояла в основном из конных лучников, Фатимиды полагались на комбинацию фанатизма с ударной мощью; сочетание это верой и правдой служило еще на заре ислама. Против тяжеловооруженных и защищенных доспехами крестоносцев армия Фатимидов оказалась бессильна. Готфрид разбил их в пух и прах, причем кульминацией битвы явилась сокрушительная кавалерийская атака.

Письмо в редакцию МНГ

Как указывают энциклопедические источники, «Ледовое побоище – сражение на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года между русскими войсками во главе с Александром Невским и немецкими крестоносцами». Что нужно было им на псковщине, и как они там оказались?.. Слышал, что официальная историография якобы умалчивала и умалчивает тот факт, что немецкие рыцари шли не на Псков, а из Пскова после несения там караульной службы по охране этого города, осуществляемой в соответствии с договором между ними и псковским князем. Да и не было там никакой «армады». Будто бы нападение на них дружины Александра Невского было произведено с целью грабежа и пленения (для дальнейшего получения выкупа). Если возможно, прошу вас ответить – где здесь правда, а где вымысел?
Геннадий Гольдман, г. Красноярск

На это письмо мы попросили ответить проф. Аркадия Германа. Очерк получился объемным, поэтому мы его планируем публиковать с продолжением. Итак…

Крестовые походы
Главными направлениями проводившихся в XI–XIII веках католической церковью и западноевропейским рыцарством крестовые походы были Ближний Восток (Сирия, Палестина, Северная Африка). Они велись под знаменем освобождения от «неверных» (мусульман) Святой земли (Палестины) и Гроба господня. В то же время некоторая часть крестоносцев направлялась и в другие местности для обращения язычников в христианство. Одним из объектов повышенного внимания и экспансии католицизма с XII века стала Прибалтика и проживавшие здесь балтские и славянские племена.
Прибалтика была хорошо известна в Западной Европе. С местными племенами германские, датские, шведские и др. купцы вели активную торговлю. Может быть поэтому она и стала одним из важных объектов насильственного насаждения христианства.
Первый крупный крестовый поход в Прибалтику состоялся в 1147 году. Он был направлен против полабско-прибалтийских славян. В походе участвовали германские, бургундские, датские и другие рыцари, а также датский флот. Благодаря активному сопротивлению племен бодричей, руян, лютичей, поморян и др. поход фактически провалился.
В 1185 году в устье реки Даугавы прибыл мессионер Мейнард, проповедовавший христианство местным племенам ливов. В 1186 году он построил замок Икскуль и вскоре был назначен епископом. Несколько вооруженных столкновений с ливами и убийство в 1198 году преемника Мейнарда – епископа Бертольда послужили предлогом для начала крестовых походов в Прибалтику, способствовавших переселению в регион большого числа немцев, датчан и других западноевропейцев. Третий епископ Ливонии – Альберт Бекесховеде (Буксгевден) основал город Ригу (первое упоминание – 1198 г.) и провел несколько успешных завоевательных походов. В этих походах активную помощь ему оказывал Орден меченосцев.

Орден меченосцев
Он был основан при содействии епископа Альберта на основании буллы Папы римского Иннокентия III в 1201 году. Его официальное название – «Братья Христова воинства». Традиционное название меченосцев произошло от изображения на их белых плащах красного меча с крестом. В основу устава меченосцев был положен устав тамплиеров (или храмовников – членов католического духовно-рыцарского ордена, организованного в Иерусалиме вскоре после первого крестового похода примерно в 1118 году французскими рыцарями для защиты паломников и упрочения государства крестоносцев в Палестине и Сирии). По договору между рижским епископом и гроссмейстером, две трети всей земли, которая будет покорена орденом, должна принадлежать церкви. Первым гроссмейстером или магистром Ордена (1202–1208 гг.) стал Вино фон Рорбах. Он основал крепость Венден (современный Цесис в Латвии), ставшей столицей Ордена. В период самых активных завоевательных походов (1208–1236 гг.) им руководил второй магистр Волквин. Первоначально Орден подчинялся епископу и действовал по его указаниям. До 1208 года меченосцы сражались исключительно вместе с войсками епископа, проводя военные операции только по согласованию с ним.
В 1205–1206 годах были подчинены жившие по нижнему течению Западной Двины ливы. В 1208-м приняли крещение летты, после чего крестоносцы вместе с ними начали наступление в северном направлении, против эстов. С этого момента действия Ордена меченосцев начинают носить во многом самостоятельный характер (особенно при проведении военных операций). В том же году рыцарям удалось сломить сопротивление полоцкого удельного князя из Кокнесе, а в следующем вассальную зависимость от рижского епископа признал другой полоцкий удельный князь – Всеволод Герцикский. Борьба с эстами носила долгий и упорный характер и не раз оборачивалась поражением рыцарей. Так, например, в результате всеобщего восстания эстов 1222–1223 годов им удалось на некоторое время освободиться от рыцарской опеки. Лишь в 1224-м крестоносцы окончательно подчинили эстов, живших на континенте, а в 1227-м тех, кто населял остров Эзель.
В покорении эстов участвовал также датский король Вальдемар П. В 1217 году он высадился на берегах Северной Эстляндии, покорил ее, а жителей обратил в христианство, основал крепость Ревель (современный Таллинн). По договору 1230 года часть захваченной территории Вальдемар уступил Ордену меченосцев.
В 1220-х годах Орденом были покорены семигалы и селы, а в конце 1220-х–начале 1230-х годов – курши. К 1236-му все перечисленные народы оказались в той или иной степени в подчинении западных пришельцев.

Причины успеха крестоносцев
В качестве основных причин успеха движения крестоносцев в Прибалтике можно назвать высокий духовный настрой его участников, считавших, что они выполняют в высшей степени богоугодную миссию, и представлявших себя орудием Бога. Свою роль сыграло военно-техническое превосходство крестоносцев над местными балтскими народами.
Кроме того, крестоносцы использовали помощь местной знати. Их союзником стала часть князей ливов и леттов, не пропускавшая почти ни одного военного предприятия рыцарей. С 1219 года в походах крестоносцев участвовали и отдельные эстонские старейшины. Выступая в помощь крестоносцам, местная знать получала долю из захваченной добычи и гарантии сохранения своего привилегированного социального положения.
В совместных походах отряды местных князей использовались крестоносцами по большой части для опустошения и грабежа вражеской территории, с чем они справлялись наилучшим образом. Или же эти отряды посылали в первых рядах на штурм языческих укреплений. В полевом же бою балтским отрядам отводилась вспомогательная роль. Да и особой стойкостью местные князья, за редкими исключениями, вроде ливского князя Каупо (последовательного и убежденного сторонника католиков) не отличались и если видели, что победа клонится на сторону врага, бежали с поля боя. Так, например, повели себя ливы в бою на Имере в 1210 году, ливы и летты в столкновении с русскими осенью 1218-го и эсты в Ледовом побоище 1242-го.

Рыцари не доверяли своим союзникам
По сообщению хроникера Генриха Латвийского, в 1206 году, во время обороны Гольма от русских дружин «тевтоны, …боясь измены со стороны ливов, (состоявших в гарнизоне крепости. – Прим. автора), денно и нощно оставались на валах в полном вооружении, охраняя замок и от друзей внутри, и от врагов извне». Когда в конце 1222-го–начале 1223-го эсты подняли общее восстание, им даже не пришлось брать рыцарские крепости штурмом: их соотечественники из гарнизонов просто вырезали крестоносцев и присоединились к восставшим. Подавив восстание, крестоносцы восстановили свои замки, но эстов больше в них не допускали.
В трагической для крестоносцев битве при Шауляе (1236 год) часть балтских воинов перебежала на сторону литовцев, что окончательно решило судьбу сражения.
Поддерживая крестоносцев, балты в значительной степени пытались решить собственные проблемы и использовать крестоносцев для собственной защиты. Летты опасались ливов и эстов, ливы – леттов и эстов, эсты и летты – русских. И все вместе – литовцев. Рыцари сражались с балтами бок о бок, вмешиваясь в их междоусобную борьбу. Вот только главной целью их было не помогать местным народам, а, используя их распри, подчинить их. В конечном итоге они сделали это в значительной степени руками самих же балтов, успешно применив политику, основанную на принципе «разделяй и властвуй», превратившись из союзников и защитников в господ.

Русские и литовцы против Ордена меченосцев
Серьезными противниками меченосцев и ливонского епископа были русские и литовцы. И русским, и литовским князьям невыгодно было иметь на своих границах сильное, организованное и агрессивно настроенное государство, покорявшее территории на которых всегда можно были иметь хорошую добычу. Кроме того, они понимали, что и их земли вскоре могут стать объектом рыцарской экспансии. Поэтому при всяком удобном случае русские и литовцы постоянно совершали нападения на рыцарские земли, грабили рыцарские замки и города, захватывали некоторые территории Ордена. В этих акциях часто использовалась помощь местного, покоренного Орденом, населения.
Сами крестоносцы четко различали русских и литовцев. К русским, как христианам, хоть и восточным, отношение было намного лояльнее. По крайней мере, в официальных своих заявлениях и руководство Ордена, и рижский епископ не высказывали намерений покорять русские земли. Тем не менее, захват части полоцких земель и установление вассалитета над некоторыми полоцкими удельными князьями говорило об обратном.
К литовцам, как к язычникам, отношение было намного жестче. Тем не менее, до 1236 года рыцари, занятые покорением различных балтских племен, практически не трогали литовцев, в то время как те довольно часто нападали на владения Ордена.

Столкновения русских князей с рыцарями
Они начались с первых же лет существования Ордена. В 1216 году один из рыцарских начальников Бертольд Венденский разбил русский отряд, опустошавший земли леттов.
Следующий, 1217 год выдался для меченосцев, как и для всех ливонских рыцарей, крайне тяжелым. В феврале на территорию Эстляндии вторглось большое войско под командованием князя Владимира Псковского и новгородского посадника Твердислава. Кроме русских ратников, в него вошли отступившие от христианства эсты. Всего набралось около двадцати тысяч воинов. Соединенные силы подошли к крепости меченосцев Оденпе и осадили ее.
Оборонявший крепость гарнизон из епископских арбалетчиков и меченосцев оказался в отчаянном положении. На выручку осажденному Оденпе двинулось объединенное войско братьев-рыцарей, людей епископа и их балтских союзников. Однако же сил все равно недоставало – крестоносцам удалось собрать лишь три тысячи воинов. Пытаться деблокировать Оденпе при таком соотношении сил было бессмысленно, и крестоносцы стали прорываться в крепость, чтобы усилить ее гарнизон. Во время отчаянного боя пали многие братья-рыцари: хронист называет имена Константина, Илиаса Брунингузена, «отважного» Бертольда Венденского. Прорыв удалось осуществить, но держаться долее Оденпе все равно не мог из-за отсутствия продовольствия. Пришлось пойти на крайне тяжелый мир: крестоносцы были вынуждены оставить значительную часть Эстляндии. Вкупе со значительными людскими потерями, это нанесло серьезный удар по военной мощи Ордена. Тем не менее, уже через полгода она была практически восстановлена.
В 1218 году русское войско под командованием новгородского князя Святослава Мстиславича осадило крепость Венден. В это время основной части местных меченосцев в замке не было. Он защищался орденскими кнехтами и союзниками-балтами, которым удалось отразить первый приступ. А ночью, пройдя с боем через русский стан, в крепость прорвались подоспевшие рыцари. Утром князь Святослав, подсчитав потери, предложил меченосцам переговоры о мире, но те ответили градом арбалетных болтов. После этого русским ничего не оставалось, кроме как снять осаду и уйти домой. Оборона Вендена показала, что Орден, несмотря на понесенный им урон, хотя и не участвовал активно в наступательных операциях, сохранил свою боеспособность и был способен к эффективной обороне от более сильного противника.
Осенью 1219 года в земли подвластных Ордену леттов вновь вторглась русская рать из Пскова. В это время венденским комтуром был рыцарь Рудольф, заменивший погибшего Бертольда. Получив известие о нападении, он «послал ко всем леттам сказать, чтобы явились изгонять русских из страны». В короткий срок Рудольфу удалось собрать силы, достаточные для того, чтобы заставить противника отступить.
В 1221 году 12-титысячное русское войско вновь попыталось взять Венден, но, получив серьезный отпор от прибывшего из Риги войска магистра, отказалось от этого замысла. В 1234-м тяжелое поражение меченосцам нанес новгородский князь Ярослав Всеволодович близ города Юрьева у реки Эмайыги.

Столкновения литовцев
Не менее агрессивны по отношению к Ордену меченосцев были и литовцы. Так, например, в 1212 году литовцы вторглись во владения епископского вассала Даниила из Леневардена. Литовцы беспрепятственно хозяйничали на епископских землях, пока орденское войско во главе с магистром не уничтожило почти весь литовский отряд, включая и его предводителя.
Зимой 1212-го–1213-го состоялся еще один серьезный литовский набег на владения Ордена меченосцев. Отбить его удалось с большим трудом. В последующие десятилетия набеги литовцев на Орден периодически повторялись.

В следующий номер

В 1236 году Орден меченосцев, покорив практически все балтские племена, перешел к новому этапу своей деятельности – обратил свои взоры на юг, на Литву, спланировал и организовал поход на литовцев. В дошедшей до нас через века «Рифмованной хронике» сообщается о планировании военной операции против литовцев на военном совете, который проводил магистр. На совете присутствовали рыцари-пилигримы, только что прибывшие в Ливонию из Западной Европы. Они приняли участие в походе на Литву, который оказался для Ордена роковым. Вблизи современного Шяуляя войска Ордена были атакованы и наголову разгромлены объединенными силами литовцев и земгалов. Это поражение привело к фактическому краху Ордена меченосцев как государственного образования. По предложению магистра Волквина в 1237 году он был преобразован в Ливонский орден, который потерял самостоятельность и стал ответвлением более мощного Тевтонского ордена. Управлялся Орден местными магистрами: ланд- или гермейстерами, из которых первым (1237–1243 гг.) был Герман Балк.

Тевтонский (или Немецкий) орден
Он возник в Палестине во время Крестовых походов на базе госпиталя (Дома св. Марии), созданного в 1190 году бременскими и любекскими купцами. Отсюда и полное название ордена – Орден дома св. Марии в Иерусалиме. В качестве духовно-рыцарского ордена был утвержден в 1198 году Папой римским Иннокентием III. Одеяние рыцарей Тевтонского ордена – белый плащ с черным крестом. В 1228 году польский князь Конрад Мазовецкий по договору с магистром Тевтонского ордена Германом фон Зальца отдал во временное владение ордену Хелминьскую землю, надеясь с его помощью подчинить соседних пруссов. В том же году император Священной Римской империи германской нации Фридрих П издал особую грамоту, в которой отдавал Ордену все будущие завоевания в землях пруссов. Завладев Хелминьской землей, Тевтонский орден с 1230 года начал насильственную христианизацию пруссов, ятвягов, куршей, западных литовцев и других народов Прибалтики. Поскольку пруссы и другие балтские народы отчаянно сопротивлялись, христианизация проводилась огнем и мечом, непокорные – истреблялись. Присоединив к себе в 1237 году остатки Ордена меченосцев и создав на его основе свое ответвление – Ливонский орден, Тевтонский орден расширил свою экспансию на восток. Наряду с балтскими племенами, объектами агрессии со стороны Тевтонского ордена стали литовцы и поляки. Тевтонский орден вынашивал и планы захвата русских земель.

Ледовое побоище
В 1240 году датские и немецкие рыцари, вторгнувшись в Новгородскую землю, захватили Изборск. Выступившее против них псковское ополчение было разбито. Крестоносцы подошли к Пскову и захватили его, во многом благодаря переходу на их сторону части бояр во главе с посадником Твердилой Иванковичем. Захватив Капорский погост, они построили там крепость. Далее в 1241 году крестоносцы взяли под свой контроль прилегавшие к Финскому заливу земли води, неоднократно нападали на селения по реке Луга и приблизились к Новгороду на расстояние дневного перехода.
Новгородцы начали готовиться к отпору. По просьбе вече в Новгород прибыл изгнанный оттуда несколько ранее князь Александр Ярославич, после победы над шведами на Неве получивший прозвище Невский. Собрав войско из новгородцев, ладожан, ижорцев и карелов он выбил в том же году тевтонских рыцарей из Копорья, разрушил крепость и «отбил земли води».
Новгородское войско, к которому присоединились владимирские и суздальские полки, вступило на землю эстов, но затем, неожиданно повернув на восток, Александр Невский выбил рыцарей из Пскова. После этого военные действия были перенесены во владения Ливонского ордена – на территорию Эстляндии, куда были посланы отряды в набег на неприятельские опорные пункты.
В начале апреля отряд новгородца Домаша Твердиславича и тверского воеводы Кербета был разбит у селения Мост (современный Моосте) рыцарями, выступившими из Дерпта (Юрьева) по направлению к Пскову.
Получив известие о движении основных сил крестоносцев на Новгород, Александр отвел свое войско на лед Чудского озера – к острову Вороний Камень и расположился в узком месте (на «узмени»), на перекрестке дорог на Псков (по льду) и Новгород. Александра Невского поддерживал его брат Андрей Ярославич с владимирским войском.
Утром 5 апреля 1242 года орденское войско (численностью около 1 тысячи человек) вступило на лед Чудского озера. Увидев перед собой у его восточного берега русские дружины, крестоносцы выстроились в боевой порядок – «свинью» (по летописной терминологии), в голове которой и по периметру располагались конные рыцари, а внутри – пешие воины (кнехты). Битва началась атакой крестоносцев, пробивших построение русских. Уткнувшись в берег, ливонцы замедлили движение. В это время во фланги им ударили русские конные дружины, окружили орденское войско и начали его уничтожение.
Вырвавшись из окружения, остатки рыцарей бежали, преследуемые русскими, более 7 км к западному берегу озера. Ливонцы, попадавшие на тонкий лед («сиговицу») проваливались и тонули. Войско Ливонского ордена потерпело полное поражение, потеряв убитыми, ранеными и плененными около двух третей своего состава.
Победа русских в Ледовом побоище обезопасила западные границы Новгородской республики от вторжений крестоносцев. В 1242 году был заключен мирный договор Новгорода с Ливонским орденом, по которому орден отказывался от притязаний на Псков, Лугу, водскую землю и другие территории.
Известия о Ледовом побоище, в отличие от Невской битвы, сохранились во многих источниках – как русских, так и немецких. К наиболее ранним русским свидетельствам относится почти современная событию запись в «Новгородской первой летописи старшего извода». Подробное описание сражения содержится в «Житии» Александра Невского, составленном в 1280-х годах. Сообщение о помощи князя Андрея Ярославича своему брату Александру помещено в Лаврентьевской летописи. В Новгородско-Софийском своде 1430-х годов соединены летописная и житейская версии. Псковская летопись повествует о торжественной встрече победителей в Пскове. «Старшая Ливонская рифмованная хроника» конца XIII века (на латинском языке) привела подробности о подготовке сражения, а также о потерях рыцарей. К ней восходят сообщения немецких хроник XIV–XVI веков.
По своим масштабам битва на Чудском озере, как и Невская битва, не были для своего времени какими-то особенными. Таких битв в ходе столкновения русских и крестоносцев было немало, были битвы и значительно масштабнее – например, битва под Раковором между русскими и тевтонцами в 1268 году или штурм шведской крепости Ландскроны в 1301–1302 годах.
Причины известности Невской битвы и Ледового побоища следует, видимо, искать в области идеологии. Невольно напрашивается сравнение «Жития Александра Невского» со «Словом о полку Игореве», когда в целях единения Руси перед половецкой опасностью автор воспевал даже совсем небольшой и к тому же бесславно закончившийся поход малоизвестного князя Игоря Святославича Новгород-Северского. Победы же, одержанные молодым Александром Ярославичем на реке Неве, а позднее на Чудском озере, имели куда большее значение для Руси, позволив, пусть и в рамках навязанного ей сюзеренитета Золотой Орды, сохранить свою государственность и веру.
Александр Невский был канонизирован православной церковью в качестве святого благоверного князя. Именно к нему как к покровителю российского воинства в трудные для Отечества минуты обращались все российские государи. Неудивительно, что образ Александра, защитника своей земли, приобрел, по выражению российского философа Павла Флоренского, самостоятельное значение в русской истории, не исчерпывающееся только биографическими реалиями. Потому-то и оставила столь глубокий след в общественном сознании победа, одержанная князем Александром на реке Неве, так же как и более поздняя победа на Чудском озере.

27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у . В качестве возна-граждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов.

1. Основные события Крестовых походов

Взятие Иерусалима в 1099 году. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII век

15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, кото-рое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитате-лей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — граф-ство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское коро-левство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Афри-ки были отправ-лены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства кресто-носцев испытывали постоян-ную нехватку в защитниках.

В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окон-чился. В 1187 году , султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189-1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иеруса-лим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христиан-ский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участво-вать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Три-поли, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.

2. Как походы изменили отношение к войне


Норманнские всадники и лучники в битве при Гастингсе. Фрагмент гобелена из Байё. XI век Wikimedia Commons

До Первого крестового похода ведение многих войн могло одобряться цер-ковью, но ни одна из них не называлась священной: даже если война считалась справедливой, участие в ней вредило спасению души. Так, когда в 1066 году в битве при Гастингсе норманны разбили армию послед-него англосаксонского короля Гарольда II, норманнские же епископы наложи-ли на них епитимью. Теперь же участие в войне не только не считалось грехом, но позволяло иску-пить прошлые прегрешения, а смерть в бою практически гарантировала спа-сение души и обеспечивала место в раю.

Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, воз-никшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанно-стью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплие-ры при-няли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.

3. Сколько стоило участие в походе

Готфрид Бульонский переходит через Иордан. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII век Bibliothèque nationale de France

Долгое время считалось, что главной причиной участия в Крестовых походах была жажда наживы: якобы так млад-шие братья, обделенные наследством, поправляли свое положение за счет сказочных бо-гатств Востока. Современ-ные историки от-вергают эту теорию. Во-первых, сре-ди крестоносцев было немало богатых людей, которые поки-дали свои владе-ния на долгие годы. Во-вто-рых, участие в Крестовых похо-дах стоило довольно дорого, а прибыли почти никогда не приносило. Затраты соответствовали статусу участника. Так, рыцарь должен был полностью экипировать и себя, и своих спутников и слуг, а также кор-мить их во время всего пути туда и обратно. Бедняки надеялись на воз-можность подработать в походе, а так-же на подаяния более обеспеченных кресто-носцев и, конечно, на добычу. Награбленное в крупном сражении или после успешной осады быстро тра-тилось на провизию и другие необходимые вещи.

Исто-рики подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, дол-жен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульон-ский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.

Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дари-ли местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувший-ся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.

4. От чего умирали крестоносцы


Гибель Фридриха Барбароссы. Миниатюра из манускрипта «Саксонская всемирная хроника». Вторая половина XIII века Wikimedia Commons

Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не верну-лись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от получен-ных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка про-визии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Рим-ской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновид-ность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У дру-гого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.

5. Участвовали ли в походах женщины

Ида Австрийская. Фрагмент генеалогического древа Бабенбергов. 1489-1492 годы Участвовала с собственной армией в Крестовом походе 1101 года.
Stift Klosterneuburg / Wikimedia Commons

Да, хотя их количество сложно под-считать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во вре-мя Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 муж-чин приходилось 42 женщины. Неко-торые женщины участвовали в Кре-стовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались отно-сительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спа-сти душу, помолиться у Гроба Господ-ня, посмо-треть на мир, забыть о до-машних неурядицах, а также просла-виться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательни-цы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение кресто-носцы старались соблюдать целомуд-рие: внебрачные связи карались, а про-ституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.

В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.

6. В какие настольные игры играли крестоносцы


Крестоносцы играют в кости у стен Кесарии. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. 1460-е годы DIOMEDIA

Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 го-ду они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, визан-тийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097-1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.

Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о свя-щенной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в ре-зультате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут поме-шать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, коро-лей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное раз-ре-шение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов мона-шеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть толь-ко в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпи-тальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).

7. С кем крестоносцы воевали


Альбигойский крестовый поход. Миниатюра из манускрипта «Большие французские хроники». Середина XIV века The British Library

Уже с самого начала своих военных экспедиций крестоносцы нападали не толь-ко на мусульман и вели сражения не только на Ближнем Востоке. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии: одних просто убивали, другим пред-лагали на выбор смерть или обращение в христианство (многие предпочли самоубийство, чем гибель от рук крестонос-цев). Это не противоречило идее Крестовых походов — большинство кресто-носцев не по-нимали, почему они должны сражаться против одних неверных (мусульман), а других неверных щадить. Насилие против евреев сопровождало и другие Крестовые походы. Например, во время подготовки к третьему погро-мы произошли в нескольких городах Англии — только в Йорке погибло более 150 евреев.

С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только про-тив мусульман, но и против язычников, ерети-ков, православных и даже като-ликов. Например, так называемые Альби-гойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — сек-ты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с кресто-носцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Като-лик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых похо-дах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.

8. Какой поход был самым необычным


Фридрих II и аль-Камиль. Миниатюра из манускрипта Джованни Виллани «Новая хроника». XIV век Biblioteca Apostolica Vaticana / Wikimedia Commons

Император Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Кре-стовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он наконец-то отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нару-ше-ние обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фрид-рихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муазза-мом. Но ко-гда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иеру-салим. У му-сульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом ска-лы» и ме-четью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть насе-ления которой была арабоговорящей, говорил по-арабски сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Воз-вращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлу-ченным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.

Источники

  • Брандедж Дж. Крестовые походы. Священные войны Средневековья.
  • Лучицкая С. Образ Другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов.
  • Филипс Дж. Четвертый крестовый поход.
  • Флори Ж. Боэмунд Антиохийский. Рыцарь удачи.
  • Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива.
  • Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю.

Рыцарские Ордена. В 1202 году был создан Орден Меченосцев.Рыцари носили оджеду с изображением меча и креста. Они вели захватническую политику под лозунгом христианизации: «Кто не желает креститься, тот должен умереть» Ещё в 1021 году рыцари оснавали на месте латышского поселения город Ригу как опорный пункт для подчинения земель Прибалтики.

В 1219 они захватили часть побережья Прибалитики, основали Города Ревель(Таллин) и Юрьев(Тарту).

В 1226 прибыли рыцари Тевтонского ордена , основанного в 1198 году в Сирии во время крестовых походов. Члены данного ордена носили белые плащи с чёрным крестом на левом плече.

В 1237 меченосцы объединились с тевтонами, потерпев поражение от новгородско-суздальских войск, и образовали новое отделении Тевтонского Ордена –Ливонский Орден .(в честь территории ливов, которую захватили крестоносцы)

Невская битва

Наступление рыцарей особенно усилилось в связи с ослаблением Руси в борьбе с монгольскими завоевателями.

В июле 1240 тяжёлым положением Руси попытались воспользоваться шведские феодалы –шведский флот вошёл в устье Невы. Шведы хотели захватить г. Старую Ладогу,а затем и Новгород.

Князь Александр Ярославович , которому было 20 лет, со своей дружиною бросился к месту высадки рыцарей. «Нас немного, но не в силе Бог, а в правде!» Скрыто подойдя к Лагерю противников Князь Александр ударил по ним, а небольшое ополчение во главе с новгородцем Мишей отрезало им путь к отступлению на корабли. ЗА победу на Неве Александра прозвали Невским.

Значение победы: остановила шведскую агрессию на восток, сохранила за Русью выход к Балтийскому морю.(Пётр 1 подчёркивая право России на балтийское побережье,в новой столице на месте битвы основал Александро-Невский монастырь)

Ледовое побоище

Летом 1240 года ливонский Орден, а также германские и датские рыцари захватили русский город Изборг, вскоре был взят из-за предательства посадника Твердилы город Псков. Усобицы и распри привели к тому, что Новгород не помог соседям, вскоре отдельные отряды крестоносцев оказались вблизи Новгорода. По требованию веча Александр Невский возвратился в Новгород (до этого он был изгнан из города из-за противоречий между князем и боярами) и внезапным ударом с помощью своей дружины освободил захваченные города. Узнав, что к нему идут основные силу противника, Александр разместил свои войска на льду Чудского озера. Он проявил себя как талантливый полководец – учитывая построение рыцарей в виде «свиньи»,он расположил свои войска треугольником,остриё которого упирается в берег.Часть воинов была снабжена крючьями,чтобы стаскивать рыцарей с коней.



5 апреля 1242 состоялось ледовое побоище . Русские войска взяли в клещи рыцарскую «свинью» -рыцари, не выдержав удара, бежали. Пот тяжеловооружёнными воинами проваливался лёд. Русские преследовали противника 7 вёрст. По данным Новгородской летописи погибло» немец 400 и 50 взято в плен».

С начала XIII в. крестоносцы (главным образом немецкие) начали колонизацию и завоевание Прибалтики. В 1201 г. немцы и датчане основали Ригу и создали рыцарский Орден меченосцев (Ливонский Орден).

К 1212 г. крестоносцы захватили земли современной Латвии и земли к завоеванию Эстонии. В это же время в Прибалтике обосновался Тевтонский Орден, но в 1236 г. потерпел поражение от литовцев. В 1238 г. был заключен союз немецких, датских и шведских крестоносцев против Руси.

Крестовый поход против истерзанной монголами Руси был благословлен «его святейшеством Папой Римским». Угроза агрессий стала очевидной. В июле 1240 г. в Неву вошел шведский флот под командованием герцога Биргера. Шведы высадили десант и готовились начать наступление на Новгород. В Новгороде тогда княжил 19 – летний Александр Ярославович. Хотя ему шел лишь 20- й год, это был умный, энергичный и храбрый человек, а главное настоящий патриот своей Родины. Князь не стал дождаться полков своего отца князя Ярослава, а с небольшой дружинной двинулся к месту высадки шведов.

15 июля 1240 г., скрыто подойдя к шведскому лагерю, конная дружина Александра обрушилась на центр шведского войска. Пешие новгородцы, ладожане и ижоряне ударили во фланг, отрезая шведам отход на корабли. В этом бою русские воины покрыли себя неувядаемой славой. Численность шведского войска составляла 8-9 тыс. человек, у русских было не больше 1 тыс. человек, но сыграла свою роль внезапность нападения. Шведская армия едва не подверглась полному уничтожению. Остатки шведского войска ушли по Неве в море.

Жертвенностью и доблестью соратников Александра был спасен Новгород, но угроза для Руси осталась.

В 1240/1241 гг. Тевтонские рыцари усилили натиск на новгородские земли. Они захватили крепость Изборск, а затем с помощью изменников и Псков. В 1241 г. крестоносцы подошли непосредственно к Новгороду. В это время из – за ссоры с новгородскими боярами Александр Невский покинул Новгород. По просьбе веча Александр вернулся, отбил у немцев Псков и Изборск.



В конце марта 1242 г. Александр Невский получил от разведки известие, что на Русь готовится напасть объединенное войско крестоносцев во главе с самим магистром Тевтонского Ордена. Крестоносцы и русские встретились на западном берегу Чудского озера, у Вороньего камня.

Впереди русского боевого порядка были поставлены лучники, в центре- ополчение, а на флангах – сильные княжеские дружины. За левым флангом стоял резерв. Немцы построились в форме клина («свиньей»), на острие которого находился отряд всадников, закованных в броню с головы до ног. Крестоносцы намеревались ударом в центр расчленить русские войска и уничтожить их по частям.

Александр специально ослабил центр своего войска и дал возможность рыцарям прорвать его. Тем временем усиленные фланги русских атаковали оба крыла немецкого войска. Немецкая пехота побеждала, рыцари сопротивлялись отчаянно, но так как время было весеннее, лед треснул и тяжеловооруженные войны стали проваливаться в воду Чудского озера. Русские войны гнали крестоносцев 7 верст. Погибли тысячи рядовых крестоносцев, 400 знатных рыцарей, 47 знатных рыцарей были взяты в плен. Разгром крестоносцев был ужасающ. После битвы 5 апреля 1242 г., крестоносцы долго не решались тревожить русские рубежи.

В отличии от монголов, крестоносцы ставили несколько иные цели при завоевании русских земель.

Если ордынских ханов интересовала покорность и выплата даней, то крестоносцев интересовала земля Новгорода и Пскова, которую следовало захватить и русское население, которое следовало обратить в крепостных. Но самое главное, крестоносцы требовали от населения католической веры. В случае успеха крестоносцев, реальной была угроза не только потери национальной независимости Руси, но и потеря национальной религии – православия и национальной культуры.

Александр Невский выступил как защитник православной Руси от католического Запада. Это сделало его одним из главных героев русской истории.


Тема № 6: Возвышение Москвы. Образование единого российского государства.

План темы:

1) Предпосылки объединения русских земель в единое государство.

2) Возвышение Московского княжества и превращение его в политический центр Северо – Восточной Руси (1276 – 1425 гг.).

3) Княжение Василия II Темного. Феодальная война в России (1425-1462 гг.)

4) Княжение Ивана III. Завершение объединения земель вокруг Москвы. Ликвидация зависимости от Орды.

Цель изучения: выявление причин возвышения Москвы. Уяснение неизбежности объединения русских земель и создания единого Российского государства. Ознакомление с личностями и периодами правления московских князей.

Студент, изучивший данную тему, должен:

1) знать основные причины возвышения Московского княжества;

2) понимать неизбежность объединения русских земель в единое Российское государство;

3) уметь охарактеризовать периоды правления московских князей.

При изучении данной темы необходимо:

а) изучать данные лекции;

б) желательно обратиться к дополнительной литературе;

в) ответить на тесты по теме.