Количество вариативных форм дошкольного образования. Фундаментальные исследования. Основные задачи КП

Консультация

«Вариативные формы дошкольного образования.

Консультативный пункт ДОУ»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени - к системе дошкольного образования.

На сегодняшний день непрерывность образования первой ступени проявляется через использование вариативных форм дошкольного образования, поскольку ни один из возрастных периодов нельзя отделять от другого для обеспечения целостного развития ребенка.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. Каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать образовательную программу ДОУ на основе Примерных образовательных программ (комплексных) и из комплекса вариативных, специализированных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ.

Поскольку существуют дошкольные учреждения разных типов и видов, тенденция перехода к вариативности дошкольного образования неизбежна. Использование вариативных программ способствует обеспечению индивидуализации и личностно-ориентированного воспитания. В настоящее время педагогам в современном дошкольном образовании предоставляется большая возможность для творчества и импровизации.

Родители и работники ДОУ несут огромную ответственность за качество образования и постоянно возрастающие требования к нему. Самое значительное влияние на развитие малыша дошкольного возраста оказывают его родители. При недостаточной или плохой осведомленности, родители не могут обеспечить малышу условия, развивающие личность. Важным является разъяснение родителям всей ценности и значимости развития ребенка дошкольного возраста.

Для того, чтобы компенсировать упущенные моменты, в детских садах начали создаваться разные группы адаптации, консультативные центры, группы для кратковременного пребывания детей, т.е. вариативные формы дошкольного образования .

Вариативные формы дошкольного образования — это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет).

Целью вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, увеличение охвата детей дошкольным образованием и создание равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу, оказание помощи родителям в воспитание детей, и предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

К вариативным формам дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:

Группа кратковременного пребывания;

Центр игровой поддержки ребенка;

Консультативный пункт;

Служба ранней помощи;

Лекотека;

Семейный детский сад.

Актуальность разработки проекта «Вариативные формы дошкольного образования. Консультативный пункт ДОУ» обусловлена значительными организационными и содержательными изменениями в системе дошкольного образования, возникшими в результате социально-экономических преобразований:

Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование;

Возрастание потребности населения в получении разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного возраста;

Увеличение числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольного образования.

Также цели и задачи таких документов и литературы, как Закон «Об образовании» в РФ, ФГОС ДО, образовательных программ дошкольного образования нацеливают нас на создание в ДОУ вариативных форм дошкольного образования.

Подробнее рассмотрим одну из вариативных форм дошкольного образования - консультативный пункт.

Многие исследователи прошлого и современности говорят об уникальности семьи как одного из социальных институтов. Но, к сожалению, как показывают исследования, сегодня наблюдается неэффективное использование воспитательного потенциала семьи. У родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно, их педагогические знания отрывочны, нет чётких представлений о возрастных и психических особенностях и потребностях ребёнка, они не умеют анализировать свои методы воспитания. И как следствие - частые ошибки, снижающие его результативность. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьёзным проблемам в формировании личности ребёнка, нарушениям социальной адаптации, развитию невротических отклонений.

Более компетентными в этом оказываются педагоги и специалисты ДОУ (заведующая, заместитель заведующей по ВМР, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, медсестра). Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребёнка, получить «обратную связь» от родителей.

Развитие в городе Егорьевске Московской области новых форм образования связано с реализацией идей доступности образования, повышения его эффективности.

Сама по себе форма консультации (лат. consultation - совещаюсь, обсуждаю, забочусь) не является новой для детских садов. Одной из традиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи является консультирование педагогами родителей воспитанников - индивидуальное и групповое. В практике работы дошкольных учреждений консультации проводятся воспитателями исходя из запроса родителей или с учётом особенностей развития детей. Однако эта форма предназначена для родителей детей, посещающих ДОУ.

Консультационные же пункты призваны оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в ДОУ, а также помочь гармоничному развитию детей.

В нашем детском саду № 12 «Колокольчик» (г. Егорьевск) консультативный пункт работает с 2011 года. Он создан с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Основные задачи КП:

Оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;

Оказание всесторонней помощи родителям и детям дошкольного возраста в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

Обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.

На данный момент можно сделать некоторые выводы: сопровождение детей, не посещающих детский сад - это система профессиональной деятельности специалистов ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Проанализировав запросы населения на образовательные услуги, оценив возможности ДОУ (материально-техническую базу, наличие помещения, профессиональный уровень педагогов) администрация детского сада пришла к выводу о целесообразности открытия на базе ДОУ консультативного пункта.

Основные направления деятельности осуществляются педагогами и специалистами ДОУ, координацию и интеграцию деятельности специалистов осуществляет заместитель заведующей по ВМР.

Последовательность работы по сопровождению детей представляет следующий алгоритм:

  1. Беседа с родителями, анкетирование родителей, обследование физического и психического развития дошкольников, анализ результатов адаптации.
  2. Планирование и осуществление образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми.
  3. Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.
  4. Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.
  5. Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению, что предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Что мы делаем дальше?

Педагоги, организующие деятельность консультативного пункта, широко используют инновационный подход в организации пространства ДОУ при планировании индивидуальной работы с детьми, не посещающими детский сад, выбирают адекватные формы и методы работы с учетом особенностей каждого ребенка.

Для информирования населения города о работе консультативного пункта на базе детского сада педагогами была написана статья «Квалифицированная помощь педагогов на консультативном пункте детского сада», которая размещена в СМИ Егорьевского муниципального района, газета «Знамя труда», декабрь 2012 г.

Заключение

Приоритетной целью модернизации образования на сегодняшний день является обеспечение высокого качества образования, которое связывается c понятием «качество жизни» и раскрывается через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Поэтому сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения может и должна обеспечить успешную социализацию, сохранить и укрепить здоровье детей, защитить их права, в том числе - право на образование. Консультативный пункт - перспективная форма работы с детьми и родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей - детей и родителей, способствующая формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, укреплению института семьи, в передаче опыта в воспитании детей.

Список литературы

  1. Закон «Об образовании» в РФ.
  2. ФГОС.
  3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014
  4. Интернет - ресурсы

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной гуманитарный институт

Школа руководителей ДОУ

«Эффективное управление дошкольными образовательными организациями в условиях внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования»

Практико-значимый проект

«Модель организации вариативных форм дошкольного образования в ДОУ города»

Выполнила

Киселева Людмила Николаевна

МДОУ №37, заведующая

Г. Подольск Московской обл.

Орехово-Зуево 2014 год

На современном этапе вопрос создания вариативных форм дошкольного образования является актуальным. Родители желают развивать своих детей с раннего возраста, а возможность ходить в дошкольное учреждение не каждому представляется. Но и те родители, которым посчастливилось попасть в детский сад, не всегда оказываются удовлетворены тем спектром услуг, которые предоставляются дошкольным учреждением. Сегодня на смену классической форме дошкольного образования - детский сад полного дня - пришли новые вариативные формы. Проблема обеспечения дошкольников местами в детских садах частично решается за счет обращения именно к таким вариативным формам.

Последние годы в России характеризуются возникновением новых видов учреждений воспитательно-образовательного характера для детей, разнообразием педагогических услуг, которые предлагаются детям и их родителям. Наряду с государственными существуют негосударственные детские сады. Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, но уже имеются учреждения, ставящие целью раннее развитие специальных способностей дошкольников (эстетические центры, дошкольные группы и детские сады при лицеях, гимназиях и т.п.); интеграцию воспитания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами физического развития; создание дошкольных групп, работающих в условиях двуязычия, и другие. Такое положение дел в дошкольном образовании непосредственно связано как с возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в определенной школе, так и с изменениями в самом дошкольном образовании. Есть все основания считать, что в будущем тенденции к разнообразию дошкольных учреждений будут усиливаться

Развитие дошкольных образовательных учреждения - в развитии инноваций, способствующих качественному изменению образовательного процесса. Это удовлетворение потребностей родителей в новых формах дошкольного образования. Одной из таких форм является создание в ДОУ групп кратковременного пребывания детей.

Группы кратковременного пребывания - вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением ДОУ, реализующего программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет). Данные группы создаются для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации.

Сегодня в дошкольных учреждениях работают и активно открываются разные виды групп кратковременного пребывания детей, гибкий режим которых (от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей) и содержание работы привлекают родителей.

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного образования. Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей дошкольным образованием.

Цель проекта .

Осуществление преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду; содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения; повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей; развитие познавательной сферы детей, соответствующее возрасту; расширение кругозора, усвоение общественно выработанных способов использования предметов окружающего мира; взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.

Основными задачами , которые призвана решать группа кратковременного пребывания являются: организация периода адаптации ребенка к детскому саду; формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками; налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми; укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей; развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); развитие основных видов деятельности; подготовка детей к поступлению в детский сад.

Гипотеза: создание группы кратковременного пребывания поможет обеспечить максимальное сокращение социальной изоляции семей, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов.

Срок реализации: 201 – 2014 у.г.

Примерный перечень документации, обеспечивающей работу детского сада, имеющего группы кратковременного пребывания:

  1. Положение о группах кратковременного пребывания.
  1. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного учреждения групп кратковременного пребывания.
  1. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в разделе «Образовательная деятельность» (как в пределах выделенных бюджетных ассигнований для детей и родителей, так и при реализации дополнительных образовательных услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста и родителям за плату) с полным их перечнем.
  1. Договор с родителями, желающими пользоваться услугами группы кратковременного пребывания.
  1. Смета расходов на содержание группы кратковременного пребывания.
  1. Штатное расписание.
  1. Должностные инструкции.
  1. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании групп кратковременного пребывания.

Этапы формирования групп кратковременного пребывания

Экспертиза условий для создания групп

Организация групп кратковременного пребывания предполагает анализ материально-технических и кадровых условий ДОУ, финансово-экономической базы, образовательных запросов родителей как основы отбора средств и программно-методического содержания педагогического процесса.

Экспертиза условий ДОУ по открытию группы кратковременного пребывания помогает выбрать наиболее оптимальные модели образовательных услуг, которые можно предложить родителям. Экспертизу может провести группа работников дошкольного образовательного учреждения, которую создают по решению педагогического совета учреждения. Экспертизе подвергаются несколько направлений: занятость обслуживающего персонала и специалистов, помещений ДОУ в течение рабочего дня; предметно-развивающая среда учреждения.

Принципы работы групп кратковременного пребывания

Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.

Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием.

В образовательном процессе реализуется дифференцированный и индивидуальный подход по нескольким направлениям:

  1. организация функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
  2. гибкие формы организации детей (пары, подгруппы, малые группы), обогащение содержания деятельности детей соответствующими их интересам и возможностям формами общения;
  3. дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности.

Реализация принципов образовательной работы невозможна без тщательной подготовки в первую очередь воспитателей, непосредственно работающих с детьми. Воспитатель должен достаточно четко представлять себе, какие цели реализуются при построении педагогического процесса, какие результаты должны быть достигнуты, уметь конструировать, анализировать, выстраивать перспективу развития каждого ребенка в группе на основе психолого-педагогической диагностики. В работе педагога в группе кратковременного пребывания предусматриваются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, закреплению и расширению представлений детей об окружающем мире. Фундаментом же всей последующей консультативной и методической помощи является педагогическая диагностика и, как следствие, заполнение индивидуальных карт развития ребенка, обсуждение планов дальнейшего развития ребенка со специалистами и родителями. Такая работа осложняется тем, что дети находятся в дошкольном учреждении довольно непродолжительное время, и обратная связь, которая предоставляет педагогу информацию о реальных интересах и актуальном состоянии ребенка в момент взаимодействия, недостаточна. Подготовка воспитателей для работы в группе кратковременного пребывания в первую очередь должна заключаться в следующем:

  • Развитие умения свободно работать по образовательным программам нового поколения, ориентированным на развитие ребенка. Воспитатель при организации педагогического процесса должен иметь в виду одну или несколько целей, важных для развития именно этого ребенка.
  • При взаимодействии с ребенком обеспечивать обратную связь для получения информации об уровне развития и актуальном состоянии каждого ребенка, которая будет лежать в основе последующего планирования педагогических воздействий, их корректировки и организации работы с родителями.

Деятельность специалистов, работающих в группе кратковременного пребывания, состоит из систематической, построенной на диагностической основе, коррекционной работы с воспитанниками и консультативной помощи их родителям по своему профилю. Для этого логопед, психолог и другие специалисты должны подобрать диагностический инструментарий, быть готовыми к тесному сотрудничеству с педагогами, врачом-педиатром, родителями, выработать программу действий индивидуально с каждым ребенком и с группой в целом.

Младшие воспитатели, работающие в группе кратковременного пребывания, должны иметь представление о специфике таких групп, особенностях учебно-воспитательного процесса, основных задачах воспитания и обучения дошкольников, владеть коммуникативными навыками и умениями. Администрация ДОУ с этой целью может организовать краткосрочные курсы для обслуживающего персонала.

Работа педагога-психолога регламентируется в соответствии с основными направлениями образовательного процесса в группах кратковременного пребывания.

Организация образовательной среды

Организация функционирования групп кратковременного пребывания требует создания специальной учебно-материальной базы и предметно-развивающей среды, соответствующей особенностям и закономерностям развития ребенка дошкольного возраста: подготовленной педагогической команды, состоящей из специалистов-профессионалов; помещения с необходимым набором мебели в соответствии с ростом и возрастом детей; игровой комнаты с набором мягких модулей, игр и игрушек и физкультурного уголка с мини-спорткомплексом и тренажерами; комнаты отдыха.

Мебель, оборудование и игровые материалы должны соответствовать психофизиологическим особенностям детей данного возраста, отвечать принципам функционального комфорта, требованиям техники безопасности, позволять детям легко перемещаться в пространстве. Оформление помещений должно быть приближено к домашней обстановке (комфорт, уют, эстетика).

Игровое пространство организуется в соответствии с потребностями ребенка в социальном развитии. Необходимо определить предметную сферу для занятий, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, конструирования, художественного творчества, самостоятельной деятельности детей, а также для общения детей и их уединения.

Задачи функционирования групп кратковременного пребывания реализуются не только в процессе занятий, но и развивающих игр. Поэтому предметно-развивающая среда должна быть максимально оснащена разнообразными учебными и методическими пособиями.

При компоновании фонда игрушек надо позаботиться о том, чтобы они были разные: дидактические, сюжетно-образные, музыкальные, спортивные, театральные, игрушки-забавы и т.д. Среди дидактических игр обязательно должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам, на воссоздание целого из его частей. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть не только разнообразным, но и постоянно меняющимся.

Необходимо оснастить группу техническими средствами для занятий (магнитофон, проигрыватель и др.). Большое внимание следует уделить подбору книг, среди которых должны быть произведения детской художественной литературы.

Работа с родителями

В условиях кратковременного пребывания детей в ДОУ тесное сотрудничество с семьей становится решающим фактором. Полноценное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации и консультации профессиональных педагогов.

От правильного выбора форм работы образовательного учреждения с семьей зависит характер и результативность контактов между педагогами и членами семьи. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Это предъявляет каждой из сторон определенные требования. В целом их можно сформулировать как желание и умение взаимодействовать и уважать друг друга.

Для того чтобы заинтересовать и привлечь родителей к совместной работе, необходимо доказательно обосновать необходимость такого сотрудничества, представить (спрогнозировать) результаты работы. Можно ознакомить их с планом работы, выявить их интересы, желания, потребности в этом направлении.

Совместная работа строится на следующих принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику:

  • единство;
  • систематичность и последовательность;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье;
  • взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему.

Для более тесного сотрудничества с семьями рекомендуется проводить:

  • тематические родительские собрания и родительские гостиные;
  • консультации педагогов, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов, а также родителей с опытом семейного воспитания;
  • просветительские мероприятия (лектории, встречи со специалистами, семинары-практикумы) для родителей по вопросам образовательной политики, обучения, воспитания, возрастных особенностей, сохранения и укрепления здоровья детей, ознакомлению с новаторскими идеями в области педагогики и психологии;
  • ознакомление родителей с результатами диагностики развития ребенка;
  • обучение конкретным приемам и методам развития ребенка в разных видах детской деятельности;
  • «открытые дни» для родителей с посещением разнообразных занятий с детьми;
  • ознакомление родителей с содержанием работы в образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
  • информирование родителей о событиях каждого дня в группе (информация в печатном виде на стендах);
  • совместные праздники и развлечения;
  • совместные просмотры отснятых фото- и видеоматериалов, обсуждения по итогам прошедших мероприятий, подведение итогов и планирование;

Анкетирование (не реже 2 раз в год) и т.п.

Юлия Стручкова
«Развитие вариативных форм в дошкольном образовании»

«Развитие вариативных форм в дошкольном образовании »

I. Актуальность развития вариативных форм дошкольного образования .

Услуга дошкольного образования , независимо от вариативности форм ее предоставления ,должна :

Соответствовать Федеральному закону от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» , другим нормативным документам, действующим в сфере дошкольного образования ;

Обеспечивать охрану и сохранение здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра;

Способствовать достижению ребенком уровня развития , обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе;

Создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей ;

Быть направленной на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка ;

Быть преемственной с основными общеобразовательными программами начального общего образования .

Направление работы в вариативных формах дошкольного образования зависит от возраста и социальных характеристик детей.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г (распоряжение Правительства РФ от 17. 11. 2008 г. № 1662 р) в качестве одних из первоочередных проблем отечественной системы образования определены следующие :

Внедрение инновационных технологий в образовании , применение проектных методов;

Конкурсное выявление и поддержка лидеров, реализующих новые подходы в образовании ;

Решение проблем кадрового обеспечения образовательной системы ;

Обновление организационно-экономических механизмов системы образования ;

Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования ;

Предшкольная подготовка детей, поступающих в первый класс;

Полное использование потенциала семьи в воспитании детей.

В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки » ставится задача по принятию мер, направленных на ликвидацию очередей на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения , предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования , в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» :

дошкольная образовательная организация - образовательная организация , осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования , присмотр и уход за детьми (ст. 23) ;

организация, осуществляющая образовательную деятельность - образовательные организации , а также организации, осуществляющие обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность , приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность (ст. 2) .

Условно услугу дошкольного образования можно разделить на две составляющие :

1. реализация основной образовательной программы дошкольного образования ,

2. присмотр и уход за детьми.

При этом услуга дошкольного образования может дифференцироваться :

По возрастным группам – с 2 мес. до 1,5 лет, с 1,5 до 3 лет, с 3 до 7 лет;

По длительности предоставления услуги - 12 час – полный день, 8-10,5 час. – сокращенный день, 13-14 час. – продленный день, 3-5 час. - кратковременное пребывание, 24 час. – круглосуточное пребывание, группы организованные в выходные и праздничные дни;

- по направленности : общеразвивающая , компенсирующая, оздоровительная.

В настоящее время в системе дошкольного образования Нижегородской области реализуются следующие вариативные формы организации дошкольного образования :

Муниципальные ДОО;

Семейный детский сад;

Частное образовательное учреждение ;

Гувернерские службы в семье;

Группы кратковременного пребывания детей;

Группы конфессиональной направленности (духовно-нравственное воспитание детей на традициях отечественной культуры и др.).

Возможными организационными формами дошкольного образования детей раннего возраста могут быть :

Детский сад для детей раннего возраста;

Группы общего развития

Группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок - родитель» , «центр игровой поддержки ребенка» , «адаптационная группа» , организованные на базе детских садов, учреждений дополнительного образования ;

Группы надомного образования («гувернерские группы» , «детский сад на дому» ).

На современном этапе развития дошкольного образования необходимо обеспечить внедрение новых моделей образования детей старшего дошкольного возраста . Возможными организационными формами образования детей старшего дошкольного возраста могут быть :

Детский сад для детей предшкольного возраста;

Группы общего развития , компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в детских садах различных видов;

Группы кратковременного пребывания в детском саду;

Группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений ;

- дошкольные группы на базе культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования ;

Видовое разнообразие вариативных форм дошкольного образования

«Адаптационная группа» .

«Будущие первоклассники» .

«Группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» .

«Группы для детей с отклонениями в развитии » .

«Группы кратковременного пребывания» .

«Группы кратковременного пребывания для детей, у которыъ русский язык не является родным».

Группы «Особый ребенок» .

«Группы развития » .

«Консультативный пункт» (КП) .

«Лекотека» .

«Семейный детский сад» .

«Служба ранней помощи» (СРП) .

«Центр игровой поддержки ребенка» (ЦИПР) .

Группы «Учусь плавать» .

ДОО с мультикультурным компонентом.

Малокомплектный детский сад.

Существуют также и другие вариативные формы дошкольного образования .

II. Принципы построения вариативных форм дошкольного образования

1. Доступность дошкольного образования

Реализация принципа доступности при построении сети учреждений, реализующих дошкольные образовательные программы , означает необходимость строить сеть таким образом , чтобы оптимально учесть и образовательные потребности детей , и пространственную близость учреждений к месту проживания детей.

2. Вариативность дошкольного образования и единство требований

Необходимыми требованиями к системе дошкольного образования в настоящее время становятся вариативность (способность соответствовать различным образовательным потребностям ) и единство (системность как способность обеспечить единый уровень качества образования для всех дошкольников ).

Необходимость вариативности дошкольного образования обусловлена двумя факторами :

- многообразием детских образовательных потребностей , связанным с разным уровнем развития детей , различными потребностями в компенсации нарушений, различными возможностями в освоении образовательных программ высокого уровня сложности;

- развитием самого образовательного пространства , появлением инновационных проектов, различающихся как содержанием образования , так и формами работы с детьми .

В условиях сети вариативность содержания программ и форм работы с детьми создает благоприятные условия для обеспечения максимального количества дошкольников соответствующими образовательными услугами .

3. Ориентация системы дошкольного образования на гражданский заказ

Гражданский заказ в сфере дошкольного образования формируется как интеграция различных позиций заинтересованных взрослых : родителей, медиков, педагогов, логопедов, психологов.

Построение гражданского заказа относительно образования предполагает поэтапное решение нескольких задач.

* Первая задача – информирование граждан о возможностях образования , о целях модернизации системы образования , о нововведениях. Дошкольное образование обладает большей мобильностью и большими возможностями в реагировании на запросы граждан относительно общего образования . Но для того, чтобы со стороны граждан эти запросы начали поступать (в перспективе такие запросы и оформление ожиданий – это гражданский заказ на дошкольное образование , первоначально необходимо открыть возможности для граждан высказывать свои ожидания и запросы (то есть предоставить «место» , пространство для открытого обсуждения своих ожиданий от образования в переговорах с представителями образования , открыть спектр возможностей самой системы дошкольного образования , спектр услуг по обеспечению дошкольного образования (то есть предъявить те возможности дошкольного образования , вернее, образовательных программ , предъявить, ясно показать результаты). Обратная связь начинает выстраиваться с инициацией со стороны системы образования .

* Вторая задача, которую необходимо решать, – задача исследования ожиданий граждан от системы дошкольного образования , изучение удовлетворенности качеством оказываемых услуг в области дошкольного образования . На основании проведенных информационных кампаний , исследований ожиданий граждан появляется возможность для выстраивания диалога между представителями системы образования и институтами гражданского сообщества.

* Построение диалога формате переговорных площадок, например) – третья, самая сложная, задача в области оформления гражданского заказа в отношении дошкольного образования .

4. Ориентация системы дошкольного образования на оценку качества образования

На уровне муниципалитетов разрабатываются критерии оценки качества. Основным ориентиром при этом выступают способности детей (познавательные, коммуникативные и творческие) . Для оценки качества дошкольного образования используются разные способы. Наиболее предпочтительные - опосредованные показателями качества дошкольного образования (не требуют непосредственного контроля и диагностик способностей дошкольников ). В качестве таких показателей выступают образовательные условия , показатели динамики развития способностей и здоровья детей, опосредованные показатели развития способностей (например, успешность адаптации детей к школе) . Индикаторами показателя высокого качества образовательных условий являются материальная и кадровая обеспеченность образовательного учреждения (в том числе уровень квалификации педагогов, в частности, их включенность в инновационную деятельность, а также образовательная программа , реализуемая в конкретном образовательном учреждении (лицензирование образовательных программ или наличие статуса инновационных).

ТЕМА: Вариативные формы дошкольного образования.

Сложные и противоречивые изменения, которые в последние годы коснулись образовательной системы на всех ее уровнях, потребовали переосмысления качества и условий воспитательно-образовательной деятельности, профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Российская система образования, осуществляя переход “к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, ориентированному на формирование «творческой социально ответственной личности”, перестраивается на основе принципов индивидуализации и вариативности. На базовом уровне системы в дошкольном образовании и воспитании эти принципы находят отражение в создании сети образовательных услуг по выбору в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка (личностными, физическими, образовательными) и в вариативных программах дошкольной подготовки (вариативных образовательных маршрутах).

Вариативность – качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями. Показателями степени вариативности педагогической системы являются:

  • наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для дошкольников вариантов программ;
  • возможность выбора одного из вариантов получения образования (доступность привлекательного индивидуально для каждого ребёнка варианта); гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей)

ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ

Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитание подрастающего поколения.

При подборе материалов для нашей работы изучались исследования специалистов в области экономики вариативного образования, определение его роли в социально-экономическом развитии, его эффективность, вопросы управления развитием, инновациями и качеством, через изучение опыта коллег и оценку ресурсного обеспечения в рамках нашего ДОУ.

Таким образом, объектом исследования является система дошкольного образования в ДОУ № 17, предметом – вариативность дошкольного образования, в образе – родителей, детей и педагогов нашего сада.

ЦЕЛИ

Целью настоящего нашего проекта является разработка проекта вариативной системы дошкольного образования, что включает в себя следующее:

1. Изучение нормативно-методической базы по вариативным формам дошкольного образования;

2. Мониторинг социального заказа в области вариативных форм дошкольного образования.

3. Оценка соответствия собственных целей и ресурсов;

4. Разработка моделей вариативных форм дошкольного образования в нашем ДОУ (нормативное и методическое сопровождение).

ЗАДАЧИ

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи :

1. Проанализировать современную систему дошкольного образования, выявить проблемы вариативности дошкольного образования и его развития в настоящее время;

2. Оценить и охарактеризовать уровень востребованности вариативных форм в детском дошкольном учреждении;

3. Разработать проект вариативного дошкольного образования для детского сада.

ФОРМИРОВАНИЕ

Целью нашей работы, главным образом, было желание управлять качеством дошкольного образования на практике, в объёме и на примере нашего детского сада. Содержание разработки было направлено на понимание педагогами – ВСЕМИ участниками истории становления вариативных форм, сущности и места новых форм в общей системе дошкольного воспитания и образования; знакомство с современными доктринами и концепциями, нормативно-правовыми и методическими документами в этой сфере; овладение основами управления дошкольным учреждением и его структурными подразделениями; формирование представлений о содержании и структуре вариативных образовательных программ для разных контингентов детей, различающихся по возрасту, возможностям здоровья и образовательным потребностям.

ПРЕДПОСЫЛКИ

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени - к системе дошкольного образования. Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ для детских садов с обновленным содержанием.

Очередная насущная задача - введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.

ПЕРЕЧЕНЬ

1. Разработка и утверждение перечня внедряемых и потенциально востребованных вариативных форм дошкольного образования, для этого необходимо:

2. Осуществление подготовки нормативно-правовой базы:

Лицензирование дополнительной образовательной программы;

Внесение изменений в Устав;

Разработка Положения о каждой вариативной форме в отдельности;

Разработка формы договора с родителями;

Разработка формы договора с сотрудниками;

Разработка должностной инструкции.

3. Разработка образовательной программы.

4. Подбор необходимого оборудования и создания условий в детском саду

Подбор помещений, кадров, оснащение среды.

5. Налаживание контактов с соц. партнёрами.

6. Комплектование групп.

ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Цель: всестороннее развитие детей, не посещающих детский сад.

Адаптационная группа «Раннее развитие»– для детей от 1 до 3 лет. Создаются такие группы с целью подготовки ребёнка к поступлению в детский сад.

«Играя, обучаюсь» – для детей от 1 до 7 лет. Такие группы созданы для всестороннего развития и социализации детей в группе со сверстниками и взрослыми посредством игровой деятельности.

Разработано Положение о группах кратковременного пребывания (ГКП), План работы (Содержание воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания; формы работы; время и режим функционирования групп ГКП), определены категории работников, которые будут осуществлять работу в ГКП.

Цель: обеспечение раннего развития и социализации детей раннего возраста.

Задачи:

1. Ранняя диагностика и развитие детей раннего возраста;

2. Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение;

3. Формирование умений общения со сверстниками.

Центр игровой поддержки ребёнка (ЦИПР)

Цель воспитательно-образовательной работы ЦИПР - всестороннее развитие детей дошкольного возраста на основе использования в практике воспитания современных и традиционных игровых технологий, адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Основные задачи ЦИПР:

Ознакомление родителей с современными и традиционными видами игровых средств обучения;

Обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения;

Организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

Обучение родителей (законных представителей) выбору оптимальных методов и средств по развитию детей дошкольного возраста;

Оказание содействия в социализации детей раннего и дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

Игровая поддержка и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Разработано Положение о Центр игровой поддержки ребёнка (ЦИПР). План работы (Содержание воспитательно-образовательной работы в ЦИПР; время и режим функционирования ЦИПР), определены категории работников, которые будут осуществлять работу в ЦИПР.

Цели воспитательно-образовательного процесса ЦИПР:

1. Создавать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства.

2. Формировать основы базовой культуры личности.

3. Всесторонне развивать психические и физические качества в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

4. Готовить ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, художественной, двигательной, элементарно-трудовой

Консультативный пункт

Цель: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

Основными задачами КП являются:

1. Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

2. Оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

3. Поддержка всестороннего развития личности детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ.

4. Помощь в социализации детей, не посещающих ДОУ.

Разработано:

Положение о Консультативном пункте;

План работы Консультативного пункта;

План-график работы консультативного пункта для родителей;

Режим, форма работы Консультативного пункта;

Консультативный пункт создаётся для семей, имеющих детей в возрасте от 1 года до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения и воспитывающихся на дому, поддержки всестороннего развития личности детей.

ЛЕКОТЕКА Цель: обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 1 года до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

Задачи деятельности «Лекотеки» определяются: индивидуально-ориентированной программой сопровождения ребенка, разрабатываемой специалистами, на основе существующих методов и техник коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Игра - основной метод ««Лекотеки»». Равноправное партнерство специалистов и родителей – главное условие эффективной работы.

«Лекотека» осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 1 до 7 лет на основе современных и традиционных методов организации игровой деятельности.

Ожидаемые результаты

Главная цель образовательной политики на современном этапе – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образования, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы успешного обучения в школе. Для реализации поставленной задачи по приоритетному направлению доступности дошкольного образования и психолого-педагогической поддержки семьи решаются следующие задачи:

Развитие новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами населения;

Обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

Оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье, поддержка материнства и детства.

Ожидаемые результаты от введения вариативных форм образования в дошкольном учреждении:

  • повышение качества и доступность дошкольного образования для детей и их родителей;
  • содержание, современные технологии и модели инновационной образовательной инфраструктуры обеспечат полноценное личностное развитие ребенка, оптимизируют преемственность дошкольного и начального общего образования;
  • определение новых подходов к экономическому обеспечению развития инновационной системы дошкольного образования;
  • оптимизация нормативно-правового регулирования инновационными преобразованиями системы дошкольного образования.

Главным выводом проделанной работы является обнаружение связи между организацией вариативных форм и качеством образования в ДОУ, что позволило рекомендовать внедрение конкретных образовательных программ.

Практическая ценность работы, при этом, заключается в этом, что представленный проект вариативного образования на примере функционирования детского сада применим к реализации в любом дошкольном учреждении.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.

Целью создания вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей в ДОУ, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Семейная дошкольная группа

Получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования является конституционным правом граждан Российской Федерации. В соответствии со ст.17 и 64 Закона об образовании в РФ допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, в том числе и в форме семейного образования. Одним из возможных путей решения вопроса обеспечения гарантии прав граждан на получение доступности образовательных услуг дошкольного образования и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу может стать развитие вариативных форм организации работы с дошкольниками путем создания семейных дошкольных групп.

В 2015г. в МКДОУ Баганском детском саду №2 «Солнышко» появилось структурное подразделение: семейная дошкольная группа. Ее появление стало результатом большой предварительной работы, проведенной на двух уровнях:

Управления образования и администрации Баганского района;

Самого ДОУ.

На 1-м уровне была сформирована нормативно-правовая база:

Создано Положение «О создании районной экспериментальной площадки по отработке модели «семейного детского сада», в целях обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, развития новых форм дошкольного образования, поддержки материнства и детства, снижения очередности в дошкольные образовательные учреждения,

Создана комиссия и обследованы социально-бытовые условия семьи;

Создано две семейные дошкольные группы на базе ДОУ;

Утвержден список детей-воспитанников семейных дошкольных групп (СДГ).

На 2-м уровне был разработан пакет документов, регламентирующий деятельность учреждения и СДГ:

Изменение штатного расписания с введением двух дополнительных ставок воспитателя;

Разработаны Должностная инструкция воспитателя СДГ, трудовые договора, договор между ДОУ и СДГ, оформлены личные дела воспитанников группы, документация по соблюдения правил СанПиНа.

Главной целью групп является присмотр, уход и оздоровление детей в условиях семьи без реализации ООП. Воспитанниками двух семейных дошкольных группы являлись 9 детей, в настоящее время функционирует одна СДГ- 3 ребёнка. Детским садом определена модель взаимодействия воспитателей СДГ с учреждением: медицинская сестра курирует вопросы соблюдения требований СанПиН, проводит обучение по организации питания. Заместитель заведующего руководит методической грамотностью воспитателей по выполнению режимных моментов, по методике закаливания детей; организовывает взаимодействие воспитателей с педагогами - специалистами ДОУ. Я, как руководитель координирую всю деятельность, оформляю трудовые отношения, инструктирую воспитателей по технике безопасности, обеспечиваю взаимодействие с ЦРБ с.Баган по медицинскому обслуживанию воспитанников, осуществляю контроль. Это позволяет не только систематически получать новый опыт работы детского сада, но и при возникновении рабочих вопросов сразу находить их решение. Учитывая невозможность воспитателей СДГ встречаться в стенах детского сада без детей, для реализации всего процесса, было найдено удобное время встреч с администрацией и принято решение проводить их на дому семейной группы, либо по телефону и через электронную почту. А члены администрации ДОУ разработали и передали воспитателям памятки, графики, правила, учитывая «домашний уклад» группы. Дети воспитываются согласно утвержденному приказом заведующего ДОУ режиму дня. В нем отражены и время функционирования группы, и проведение всех режимных моментов: утренней гимнастики, одевания/раздевания детей, питания, прогулки, закаливающих процедур.

Семейные дошкольные группы, как новое структурное подразделение нашего учреждения действует три года. Конечно, возникающих вопросов пока много. Но преимуществ, как нам видится, еще больше: мамы - воспитаетели получили не только новое рабочее место без отрыва от семьи и воспитания детей, но и огромный поток новых знаний, которые, всерьез помогают правильно растить и воспитывать своих детей. Детская жизнь этих дошколят организовалась так, что стала насыщенной и интересной, по-настоящему полезной для них. Мы постоянно приглашает их на различные праздники и развлечения.

Посещая семейную дошкольную группу, ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Посещая семейную дошкольную группу, ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Конечно, введение такой модели не может быть массовой, но есть уверенность, что за ней будущее. К тому же она вызывает интерес у определенной части многодетных, молодых семей и родителей, чьи дети по тем или иным причинам не могут посещать детский сад.

Открытие семейных дошкольных групп позволяет сделать услуги более разнообразными и доступными для населения, а также увеличить количество детей, получающих качественное образование.

Таким образом, вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.