Князь игорь рюрикович. Походы князя Игоря на Византию. Народные предания о смерти князя Игоря

Причина гибели князя Игоря?

    Князю Игорю предсказали что он погибнет от своего любимого коня и тогда князь перестал ездить и даже посещать своего коня, шли годы конь умер и князь пришел попрощаться со своим любимцем, подошел к нему (если я не ошибаюсь, то там был уже скелет) и стал говорить что ему жаль что не был с ним и тут из черепа коня вылезла ядовитая змея, укусила князя и он скончался.

    Традиционная версия гибели князя Игоря гласит, что он погиб от рук древлян , не захотевших платить повторно дань алчному князю. Через 25 лет император Иоанн Цимисхий в письме князю Святославу назвал князя Игоря Ингером.

    Лев Диакон пишет о том, что Иоанн сообщал другую версию смерти Игоря. Будто бы он был жестоко убит некими германцами , которые захватили его в плен во время похода. Поэтому окончательная причина смерти князя Игоря все еще остается тайной, которую до сих пор пытаются разгадать дотошные историки.

    Что сгубило князя Игоря? Алчной и честолюбие, он князь ему все позволено. Но так же и политический момент был в его поступках- показать, кто здесь главный, чтоб и не думали отделяться, а многие историки приходят к выводу, что поступок Игоря по отношению к древлянам был импульсивным.

    Кто знает, тот понял, но объяснюдля тех, кто не в курсе. Игорь Рюрикович, второй князь на Руси. Поехал в древлянскую землю собирать дань. Собрал для Руси, то, что по закону (голословному, записали все законы только во времена Ярослава Мудрого, позднее) положено. Уехал. На обратном пути решил вернуться назад. Говорит древлянам- давайт еще дани, для меня. Древляне собрали вече, ушли посовещаться. И поняли, что Игорь зажрался и если этот поступок ему позволить, он не остановится, разорит древлянскую землю. К слову, древлянская земля, Итиль, это место заболоченное, там особо земляделием не прокормишься, только рыбной ловлей, да охотой. Не хватило бы древлянам на жизнь, если бы отдавали дани больше, чем положено. Решили Игоря убить.

    Забегая вперед скажу, что жена Игоря Ольга потом жестоко древлянам отомстила, хоть и с 3 попытки.

    Я вот все думала, почему в честь праздника день любви, семьи и верности мы потчествуем Петра и Февронию, а не Ольгу и Игоря, ведь у них любовь была сильная.

    Наверное, из- за Игоря жадности, а Ольгиной мстительности. Бедные древляне, народ попал под горячую руку.

    В Повести временнЫх лет среди множества сюжетов есть и история о смерти князя Игоря, сына Рюрика.

    Сгубила его жадность, алчность : получил князь дань от древлян, да мало показлось, обратно вернулся, древляне убили и дружину/воинов князя Игоря и его самого, причм, очень жестоко. Кстати,как говорит летопись, после смерти Игоря его вдова так же страшно отомстила убийцам.

Великий князь Руси Игорь - это одна из фигур нашей истории, на которую вылили немало грязи. Его смерть в изложении «Повести временных лет» наложила негативный отпечаток на всё его правление, в котором было пролито много пота и крови для укрепления русской державы.

В летописи о последних днях князя сказано следующее: «Сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы». И послушал их Игорь - пошёл к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите домой, а я возвращусь и пособираю ещё». И отпустил свою дружину домой, а сам с малой дружиной вернулся, желая большего богатства». Дальше сюжет всем известен по школьным учебникам истории, древляне на вече решили: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Древляне организовали засаду и убили князя и его дружинников, «так как было их мало».

Картина образная, яркая, запоминающаяся. В результате мы с детства знаем, что великий князь русский Игорь - это алчный и глупый грабитель (сунулся с малым числом воинов к уже ограбленному племени), бездарный полководец (сюжет сожжения русского флота «греческим огнём» в 941 году), никудышный правитель, который не принёс пользы Руси.
Правда, если рассуждать здраво и помнить о субъективности исторических письменных источников, которые всегда писались под заказ, то можно заменить несколько несоответствий. Дружина говорит великому князю, «а мы наги». Всего год назад - в 944 году византийцы, испугавшись мощи войска Игоря дали ему огромную дань. Князь «взял с греков золота и шелка на всех воинов». Да и вообще смешно говорить о том, что дружина великого князя (военная элита того времени) «нага». К тому же летопись сообщает, что Игорь взял с Византии «дань, какую Олег брал и ещё». Олег брал по 12 гривен серебра на брата (гривна равнялась примерно 200 грамм серебра). Для сравнения хороший конь стоил 2 гривны. Боевая морская ладья с набойными бортами - 4 гривны. Понятно, что после такого богатства, «сокровища» древлян - мёд и меха - это обычная дань (налог).

Следующее несоответствие - образ «неудачливого князя», бездарного полководца. За долгие годы своего правления (правил с 912 года - погиб в 945 году), Игорь проиграл всего одну битву - в 941 году. Причём, соперником русов была мировая держава того времени, обладавшая передовыми военными технологиями - Византия. К тому же, победа была одержана византийцами из-за отсутствия фактора неожиданности - греки успели хорошо подготовиться к битве (о нападении русов сообщили болгары), и использования мощнейшего оружия того времени. Это был т. н. «греческий огонь» - горючая смесь, которую применяли в военных целях, его точный состав неизвестен. От этого оружия не было защиты, горючая смесь горела даже на воде. Надо учесть и тот факт, что военная кампания в целом была выиграна Игорем. Уже через три года великий князь собрал новое войско, пополнил его варягами, заключил союз с печенегами и двинулся на врага. Византийцы испугались и направили посольство с просьбой о мире. Князь взял богатую дань и заключил мирный договор. Игорь проявил себя не только, как воин, но и дипломат - зачем воевать, если враг сам предлагает выгодный мир? Не забыл он и предательство болгар - он «повелел печенегам воевать Болгарскую землю».

Почему князь Игорь приказывает печенегам? Ответ есть и также не укладывается в образ «грабителя и авантюриста». В 915 году, когда «пришли впервые печенеги на Русскую землю» великий князь смог принудить их к миру. Понятно, что если бы Русская земля была слабой, ситуация сложилась бы иным образом. Как в те времена, так и сейчас, народы понимают только язык силы. Печенеги откочевали к Дунаю. В 920 году в летописи о печенегах есть ещё одна фраза - «Игорь воеваша на печенегов». Обратите внимание - не отбил набег, не в Русской земле сражался с ними, а «воевал на печенегов», т. е. сам пошёл на них и победил. В результате печенеги решатся испробовать силы Руси только в 968 году. К тому же, если участь тот факт, что Игорь мог в 944 году «повелеть» печенегам воевать Болгарскую землю, они были в вассальной зависимости от Руси. По крайней мере, часть племён. Это подтверждает и участие вспомогательных печенежских сил в войнах Святослава. 48 лет (два поколения) печенеги не смели трогать русские земли. Это говорит о многом. Всего одна строка - «Игорь воеваша на печенегов», и целый забытый подвиг русского воинства. Удар был такой мощи, что смелые воины степей два (!) поколения боялись нападать на Русь. Для сравнения, половцы, пришедшие позже печенегов, за сто пятьдесят лет сделали только пятьдесят крупных нападений на русские земли. Это не говоря о мелких рейдах, которые и не считали. А если взять период правления крестителя Руси Владимира Святославича, то ему пришлось сооружать линию крепостей по южным рубежам государства, сгонять туда ратников со всех концов державы. При Владимире отношения Руси со Степью резко ухудшились - шла непрестанная «великая брань» с печенегами, которые почти ежегодно прорывались к киевским предместьям. По данным византийского императора Константина VII Багрянородного, печенежские орды кочевали на расстоянии всего одного дня пути от Руси.

Иноземные источники подтверждают мнение о мощи Руси во времена правления великого князя Игоря. Арабский географ и путешественник X века Ибн-Хаукаль называет печенегов «остриём в руках русов», которое Киев обращает куда захочет. Арабский историк, географ Аль-Масуди называет Дон - «Русской рекой», а Чёрное море - «Русским, потому что по нему, кроме русов, никто не смеет плавать». Это во время правления Игоря Старого. Византийский писатель, историк Лев Диакон называет Боспор Киммерийский (современная Керчь) русской базой, оттуда Игорь водил свой флот на Византийскую империю. Из договора с Византией от 944 года понятно, что Русь при Игоре контролировала и устье Днепра, и проходы в Крым из степи.

Спрашивается, кто великий государственный деятель? Игорь, которому платила дань могучая Византийская империя, печенеги были «острием его оружия» и два поколения не смели тревожить русских пределов, правитель сделавший Дон «Русской рекой». Или Владимир «Святой» - участник братоубийственной междоусобной войны, владевший сотнями наложниц, и строившим остроги на Десне, от печенегов, которые кочевали в дне пути от русских городов.

Загадка гибели Игоря и роль Ольги

Спрашивается, как великий государь, полководец и дипломат, бравший с греков золотом, серебром и шелками, попался в ловушку созданную жадностью его воинов? По мнению историка Льва Прозорова, Игоря убили не древляне, а варяжская дружина, которая преимущественно состояла из христиан. Об этом говоря несколько фактов. Во-первых, настоящая русская дружина не оставила бы князя. Дружина и князь были единым целым. Дружинники не могли оставить князя во враждебной земле. Дружина князя понесла значительный урон в 941 году. Поэтому для сбора дани он взял варяжские отряды и «малую дружину». Во-вторых, войско Игоря перед походом на Византию 944 году была пополнена варягами. После второго похода на Византию, в договоре 944 года упоминается, что значительная часть русов присягает в соборной церкви Ильи-пророка на Киевском Подоле. Летопись поясняет: «Ибо многие варяги христиане». В-третьих, жадность (официальная причина гибели Игоря и малой дружины) не была свойственна русам и вообще язычникам Севера Европы. Русы, славяне всегда изумляли инородцев своей щедростью и бескорыстием, которая часто переходила в расточительность. Христиане-германцы, христиане-поляки наоборот отличались жадностью к добыче. В-четвертых, византийский автор Лев Диакон пишет, что Игоря убили «германцы», а христианство на берегах Варяжского моря тогда называли «Немецкой верой».

Интересен и факт возвращения дружины в Киев, князь и его ближайшие соратники убиты, а воины живы и здоровые вернулись. Их не наказывают, и их нелепая история становится официальной версией. Ясно, что у убийства был заказчик. Христианская община Киева в то время чувствовала себя хорошо, ещё князь Аскольд принял христианскую веру, при Игоре появляется соборная церковь. Был у христианской общины и высокий покровитель - княгиня Ольга, жена Игоря. Официально считается, что в то время она была язычницей, и приняла крещение от рук византийского императора Константина. Но византийские источники не подтверждают эту версию.

Ещё больше вопросов вызывает «месть» Ольги. Она якобы мстила за мужа «по жестокому языческому обычаю». Надо отметить, что языческим обычаям кровная месть была делом узкого круга мужчин - это брат, сын, отец убитого, сын брата, или сын сестры. Женщины, как мстители не рассматривались. Кроме того, в те время дела христиан были не менее (а то и более ужасны), чем язычников. К примеру, христианский император Юстиниан Великий на столичном ипподроме приказал вырезать 50 тыс. восставших христиан, а император Василий II приказал казнить 48 тыс. пленных болгар (также христиан).

Удивляет число погибших, только на «кровавом пиру», согласно летописи убили 5 тыс. упившихся греческим вином древлян. По тому, как Ольга спешит и числу убитых, складывается впечатление, что это не месть, а «зачистка» возможных свидетелей. Правда, видимо, мы никогда не узнаем, была ли Ольга среди организаторов этого убийства, или её использовали «втёмную» агенты Константинополя, которые действовали через христианские общины Киева и Древлянской земли.

Теперь я знаю, что такое "последний кадр" . Это когда к тебе подлетает ражий мужик в непонятном одеянии и возбужденном состоянии, с самой настоящей саблей в руках, замахивается на тебя, а ты не знаешь, ударит или нет. Но на всякий случай мило ему улыбаешься: авось пронесет...
Так вот, этот самый "последний кадр" мне удалось сделать в хуторе Погорелов, где проходили Каяльские чтения, посвященные битве князя Игоря с половцами, якобы имевшие место именно здесь. Я, слава Богу, остался жив, и теперь могу рассказать, почему князь Игорь (которому посвящен древнерусский эпос "Слово от полку Игореве" ) на самом деле предатель, грабитель и клятвоотступник. Таким ли должен быть народный герой, именем которого до сих пор на Руси называют детей?

Под катом - немного фоток с тех самых Каяльских чтений, а также небольшой экскурс в отечественную историю, посвященный "Слову о полку Игореве"

Историческое сражение дружины князя Игоря с половцами произошло в 1185 году. Рассказ о нем дошел до нас из глубины веков, причем событие описано не только в поэме "Слово о полку Игореве", но также упоминается в других древнерусских летописях, что свидетельствует о его значимости. Казалось бы - неудачный поход какого-то князя на степняков... Но с Дикой Степью воевала Русь постоянно, чего же такого натворил князь Игорь, за что его так воспели?

На Дону многие уверены, что это событие происходило именно в наших местах, а конкретно под Белой Калитвой, где уже традиционнымии стали "Каяльские чтения на Дону и реке Калитве" (якобы последняя и есть та самая речка Каяла, упомянутая в "Слове"). На Караул-горе в Белой Калитве установлен памятник "Воинам Игоревой рати - храбрым русичам". Тем не менее исторические факты о том, где и как полегла дружина Игоря, не совсем соответствуют представлениям, бытующим в современном массовом сознании...
В глазах современников образ князя Игоря - романтичен, легендарен. Игорь - несомненный герой, пошедший войной на половцев за Землю Русскую. Так ли это было на самом деле?


В вихре яростных атак - не разбей себе пятак

XI-XII века - начало эпохи Крестовых походов, которые по сути своей означали стремление Европы взять под контроль торговые пути с Востоком. Этому активно препятствовали сарацины и турки-сельджуки. В результате военных действий в Восточном Средиземноморье сильно возросло значение северного торгового пути: через Дунай, Черное и Азовское моря, далее через Дон на Волгу и Каспий. Но и на этом пути к концу XI века появились воинственные половцы. Поэтому русско-половецкие войны приобрели общеевропейское значение. И не случайно одно из первых выступлений на половцев князя Владимира Мономаха совпало с началом первого Крестового похода европейских рыцарей на Святую землю.

Но единства среди русских князей не было. В январе 1180 года Игорь Святославич стал князем Северской земли, и заключил союз с двумя могущественными половецкими ханами - Кончаком и Кобяком. Новоиспеченные союзники двинулись было на Киев, с целью хорошенько пограбить его, но тут вышла осечка: русско-половецкое войско Игоря было разбито русскими дружинами под командованием Рюрика Ростиславича. Игорь вместе с Кончаком и остатками войска бежал на ладьях. Но все равно, в итоге действий Игоря из состава русских земель выпало огромное пространство Черниговского и Северского княжеств, вместе с людскими, экономическими и военными ресурсами, что не могло не сказаться на обороноспособности всей Руси.

Еще один "последний кадр".
Ну прямо средневековая жестокость!
И от такой милой девушки...

Игорь не участвовал и в большом общерусском походе против хана Кобяка, который возглавили князья Святослав и Рюрик в 1184 году. Тогда Кобяк был пленен вместе со своими сыновьями, а дунайско-черноморский участок Великого торгового пути расчищен от половцев. Князя Святослава поздравили с этой победой большинство государств Западной Европы: Священная Римская Империя, Чешское королевство, Византийская империя, Венецианская республика...

В феврале 1185 года хан Кончак снова предпринял большой поход на Русь, чтобы восстановить утраченные позиции половцев, причем князь Игорь прикрывал правый фланг этого войска. С большим трудом совместные силы южнороссийских городов отогнали половцев от границ. Битва за Хоролом 1 марта 1185 года окончилась победой русских, но Кончак отступил, сохранив свои основные силы. В погоню за ним было послано войско в 6000 "черных клобуков" под начальством воеводы Кунтувдея. Половцам удалось ускользнуть, пользуясь весенней распутицей.

Как раз в это время (апрель-май 1185 года) и последовал сепаратный поход на половцев князя Игоря, который неожиданно, не посоветовавшись с другими князьями, решил ударить в спину своему бывшему союзнику Кончаку. Поход, который дорого обошелся и самому князю Игорю, и всей Земле Русской.

Многие исследователи отмечают, что это фактически был набег княжеской дружины на сопредельную территорию. Князь Игорь рассчитывал, что главные силы Кончака находятся в стороне от намеченного им маршрута, вблизи Днепра, и, следовательно, половецкие кочевья беззащитны. В юртах, где оставались только женщины и дети, можно было взять хорошую добычу. Словом, мотивы похода Игоревой дружины были весьма неприглядны, даже с точки зрения его современников.


На поле боя - кто толще, тот и побеждает

Где же произошло сражение с половцами дружины князя Игоря, которое и легло в основу знаменитого "Слова"? Где находится та река Каяла, на берегах которой полегло русское войско? Существует множество вариантов различных историков: Н.М. Карамзина, Н.А. Аристова, А.В. Лонгинова, В.Г. Федорова...
Ученые брали как параметры для своих исследований географию пространства, называвшимся Полем Половецким, величину суточного перехода кавалерии, искали на карте название реки, созвучной Каяле: Кальмиус, Кальчик, Кагальник. В качестве одной из версий фигурировал даже населенный пункт Самарское, в 30 километрах южнее Ростова-на-Дону, на том основании, что близлежащая железнодорожная станция называется Каяла!

Ставшую общепризнанной точку зрения ученых озвучил известный исследователь "Слова о полку Игореве" Б.А. Рыбаков. Располагая совершенно четкой датой: солнечным затмением, которое случилось 1 мая 1185 года, и описано в "Слове", он установил, что переход дружины князя Игоря от Новгорода-Северского до первой стычки с половцами длился 19 дней. Изучение летописей позволяет делать вывод, что конные дружины за сутки проходили до 50 километров, форсированным маршем (двигаясь и ночью) - до 90 и даже до 140 километров.

Вывод таков: решающая битва, в которой полегло войско Игоря, произошла на водоразделе (шеломени) между бассейнами Днепра и Дона, на территории современной Харьковской области, южнее города Изюм.
Одна из существовавших версий - что князь Игорь был разбит в районе Белой Калитвы, а держали его в плену в стане хана Кобяка неподалеку от Аксая (до сих пор там есть место, называемое Кобяковым городищем) - очень маловероятна. Дружина Игоря, даже самым быстрым темпом, физически не успела бы дойти за расчетное время до Белой Калитвы.

В очках и с древней барсеткой - явный половец-олигарх

Князь Игорь очень легко пограбил половецкие кочевья, которые действительно оставались без защиты, и вполне мог уйти абсолютно безнаказанным обратно в свои земли, и не было бы тогда написано знаменитого "Слова", если бы после быстрой победы 10 мая над передовым половецким отрядом он дал бы команду отступать. Но, отягощенный добычей, князь Игорь велел остановиться в степи на ночлег. Войско изрядно расслабилось: в бою были взяты "красныя девкы половецкыя, а с ними злото и паволокы и драгыя оксамиты". Владимиро-суздальский летописец говорит даже о трех сутках стояния в степи: "И стояша на вежах 3 дни веселящеся".

За это время пришла в движение вся Дикая Степь. Ханы и ханчики, забыв свои распри, не преминули упустить такой случай поквитаться с русскими (у нерусских во всех бедах всегда русский виноват , не правда ли, что этот принцип жив до сих пор?). Дружина князя Игоря была окружена со всех сторон превосходящими силами половцев. Побоище продолжалось три дня, даже кони падали от усталости и обезвоживания. Дружинники дрались отчаянно и храбро, но сила превозмогла силу. На поле боя было пленено порядка пяти тысяч дружинников и сам раненый князь Игорь. Остатки войска стали отходить на юг, но после двухдневной погони были прижаты половцами к берегу Азовского моря и там уничтожены. "Утекши", и добраться до родных земель, удалось только 15 дружинникам.


На этой реконструкции я так и не понял, кто за кого воюет, и кто в итоге победил

Это был неслыханный подарок половцам: разгром дружины князя Игоря открыл широкую брешь в хорошо налаженной обороне Руси. Последовал опустошительный набег воспрянувших духом половецких ханов Кончака и Гза. "Туга и тоска" разлились по Русской земле. Было опустошено, разграблено сожжено практически все Левобережье Днепра.

Сам Игорь в плену у хана Кончака был окружен роскошью, почетной свитой. Вскоре он женился на ханской дочери. И это в то время, когда Кончак разорял его земли, убивал вассалов Игоря!
И все же Игорь бежит из плена, несмотря на то, что знает: половцы пригрозили в случае его побега убить его родственников, находящихся в плену. С просьбой о помощи он появляется в Киеве. И туда же собираются все русские князья - чтобы вместе обсудить то положение, в которое всех своими действиями поставил князь Игорь.

"Слово о полку Игореве" фактически является обвинительным документом, который был зачитан вслух, в присутствии всех князей, в том числе Игоря. За жемчужной россыпью иносказательной речи в "Слове" кроются прокурорские формулировки. Согласно менталитету и этике того времени, ТАКОГО обвинения князю никто не мог сказать безнаказанно в лицо. Поэтому и было написано неизвестным автором "Слово о полку Игореве". В нем "эзоповым языком" были отражены и политические, и военные ошибки Игоря, причем не упущено ни малейшей детали. Думается, что на княжеском совете во время чтения "Слова" стояла гробовая тишина...


Хотелось бы верить, что интерес к истории своего Отечества остался хотя бы у немногих

По прошествии тысячелетия многое видится по другому. Благодаря "Слову" князь Игорь превратился в одну из самых известных личностей в истории Древней Руси, хотя, быть может, такой славы он и не заслужил. Пускай дружина Игорева полегла совсем в другом месте. Пускай князь своей политикой фактически губил Русь. Главное это интерес к истории России, который инициируют Каяльские чтения. Поэтому я и поехал туда в очередной раз.


На открытии памятника Вещему Бояну проявился очередной пример исторического невежества - Бояна объявили автором "Слова о полку Игореве". Толпа равнодушно проглотила это сенсационное заявление - всем было в принципе на это наплевать...

Ын Рюрика Игорь (ок. 877-945) стало править самостоятельно. Он вынужден был пойти войной на древлян, которые платили дань Олегу, но от нового князя “затворились в градах”, то есть не пустили к себе Игоря и его дружину. В степи тем временем появились кочевники печенеги, угрожавшие и Руси, и Византии. Игорь заключил с ними мир. Это позволило ему в 941 году отправиться в очередной поход на Константинополь. Но греки уже представляли, какая угроза исходит от Русской земли, и хорошо знали самих русских, так как княжеские дружинники со времен Олега состояли на службе у византийских императоров. Болгары предупредили греков о том, что многочисленные русские ладьи движутся к границам Византии, и греки отбили натиск руси. Против ладей они использовали особую горючую смесь – “греческий огонь”. Уцелевшие после разгрома под стенами Константинополя воины Игоря рассказывали, что у греков есть оружие, которое, словно молния, сжигает корабли.

Византийцы используют “Греческий огонь” (древнерусская миниатюра). Против русских ладей греки применили особую горючую смесь – “Греческий огонь”. Игорь вернулся с остатками дружины в Киев и стал собирать новой войско. Послал он и за море к варягам, призывая их “на греков”. В 1944 году, наняв печенегов, Игорь вновь двинулся к границе Византии. Войско его остановилось на Дунае, и туда к князю явились греческие послы с предложением мира. Игорь внял советам дружины и не пошёл вновь испытывать судьбу под стенами Константинополя. Был заключен новый договор с греками, но он уже не содержал льгот, дарованных прежде победителю Олегу. Зачем Игорь пошел на Константинополь? Дело в том, что договор о мире заключался, как правило, на 30 лет и в 941 году истекал срок выгодного договора Олега. А новый князь хотел заставить греков продлить его. Игорь опять вернулся в Киев. Дружина роптала. Она не получила богатств, о которых мечтала, и князь решил возместить потери за счет дани. Он снова отправился к древлянам. Они отдали дань, которую платили ему прежде, но князь с малой дружиной остался в их земле, желая получить больше. Древляне прислали к Игорю послов. Они предупредили, что всю положенную дань он уже собрал. Но Игорь не внял их словам. Тогда древляне убили его (византийский историк рассказывает, что Игоря привязали к согнутым деревьям, которые, распрямившись, разорвали несчастного). Древляне отправили послов к вдове Игоря Ольге. Послы сообщили, что муж ее убит, ибо был он “как волк, уничтожающий стадо”. Их же князья – добрые пастыри, и древляне предлагают Ольге своего князя в мужья. Ольга для виду согласилась на новое замужество, но сама велела перебить послов, а затем и сватов. С дружиной и малолетним сыном Святославом она отправилась в древлянскую землю, чтобы оплакать мужа на его кургане, а потом войском прошла по ней огнем и мечом. Но летописец рассказал о мести Ольги не только для того, чтобы устрашить подданных русских князей. Результатом ее деяний была правовая реформа: Ольга отменила полюдье. При этом способе сбора дани князь с дружинниками разъезжал по подвластным племенным землял, а в апреле, когда на Днепре сходил лед, возвращался в Киев. Ольга установила во всей Русской земле, от Киева до Новгорода, новую систему сбора дани. Теперь дружина стояла (гостила) в особых пунктах – погостах, куда и свозилась дань. Родоплеменное право уступало праву государственному.

19.09.2008 18:24:46

Этот исторический эпизод, когда в 945 году погиб первый киевский князь из рода Рюриковичей, князь Игорь Рюрикович, является одним из самых ярких, поучительных и цитируемых эпизодов из истории Киевской Руси:

«В лето 6453. Рекоша дружина Игореви: «отроци Свенделжи изоделися суть оружием и порты, а мы нази; и поиди, княже, с нам в дань, да и ты добудешь и мы» И послуша их Игорь, иде в Дерева в дань, и примысляше к первой дани, и нисиляще им, и мужи его; и вомя дань, и поиде в свой город. Идущю же ему вспять, размысли, рече дружине своей: «Идите вы с данью домови, а я возвращюся и похожю еще». И пусти дружину свою домови, с малом же дружины возвратися, желая большая именья. Слышавше же Древляне, яко опять идет, сдумавше Древляне с князем своим Малом и рекоша: «аще ся ввадить волк в овцы, то относит по единой все стадо, аще не убьють его; тако и сий, аще не убьем его, то вси ны погубить»; и послаша к нему глаголющее: «почто идеши опять? Поимал еси всю дань». И не послуша их Игорь, и шедше из города Искоростеня противу Древляне, и убиша Игоря и дружину его: бе бо их мало. И погребен бысть Игорь; и есть могила его у Искоростени города в Деревах и до сего дни».

Именно так говорит о «Летопись временных лет» Нестора летописца за Ипатским списком. Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.

Историки, трактуя те давние события и саму летопись, мало внимания обращали на то, что на самом деле стояло за казнью князя Игоря. А ведь в этом, казалось бы, маловажном историческом факте, спрятано очень много. Спрятана истинная история и истоки нашего государства. Но не всем эта история нравилась. Вот поэтому и умолчание. Мы точно не знаем даже, где именно погиб князь Игорь. Коростень да и Коростень.

А зря. Потому что, во–первых, все–таки это был муж княгини Ольги, которая за свои заслуги в распространении христианства была причислена к лику святых, и именуется православной церковью как Святая Равноапостольная Благоверная княгиня Ольга Русская. Святая равноапостольная Ольга в православии считается духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.

Во–вторых, это часть нашей истории, которую надо не только знать и чтить. Появляются разные исторические трактования тех давних событий, которые все дальше и дальше уводят нас от исторической правды.

ВЕРСИИ

В марте 2005 года газета «Донецкий кряж» (№ 1525 от 11.03.2005) напечатала статью «Тайна Древлянского княжества». Ее автор, Ирина Шевченко, считает, что Древлянское княжество - это современная Житомирская область, ее Коростеньский, Овручский и Олевский районы. Хотя она же, описывая границы этого княжества, пишет: «Северная граница Древлянского княжества проходила по болотам правобережья Припяти. Западная - по притоку Припяти Горыни с впадающей в неё Случью. На юге - граница с лесостепью по верховьям рек Тетерева и Роставице до ее впадения в речку Рось. А границей на востоке служил Днепр» - но ведь это уже значительно больше трех районов Житомирской области, это уже территория трех областей Украины: Ривненской, Житомирской и Киевской плюс Гомельская область Беларуси.

Но в указанной статье, тем не менее, поднята тема, которую в исторических учебниках почему–то стараются обходить стороной. Тема эта - о давности существования на территории Украины государственных образований. Во всех учебниках первым государством на территории Украины называют Киевскую Русь. «Более 1100 лет назад племена восточных славян создали могущественную средневековую монархию - Киевскую Русь, которая положила начало государственности украинской нации» – именно так и не иначе пишут все историки. И хотя есть несколько вариантов ответа на вопрос «Откуда есть пошла Русская земля», но практически незыблемым остается постулат советской историографии: «Киевская Русь - колыбель трех братских народов». А основателем этого государства является варяжский князь Рюрик. Но все ли так просто?

И была ли простым обыденным явлением смерть Игоря Рюриковича в Древлянской земле? И почему этот весьма знаменательный эпизод истории Киевской Руси фактически или умалчивается совсем, или искажается?

Начнем с места смерти князя. Во всех исторических источниках упоминается город Коростень - и все. Журналист, знаток древней русской истории, действительный член Географического общества СССР Анатолий Членов, оттолкнувшись от работ русского историка 19 века Д.И.Прозоровского, а также работ советских академиков Б. Д. Грекова и Б. А. Рыбакова, написал сначала статью «Древлянское происхождение князя Владимира», опубликованную в «Украинском историческом журнале», а потом и книгу «По следам Добрыни». В этих работах, кроме того, что подробно объяснены глубинные причины конфликта «князь Игорь–деревляне», указано и место гибели князя -около теперешнего хутора Игоревка, в 7–8 километрах от Коростеня.

Но точное место гибели князя Игоря - окрестности села Беловеж в Рокитновском районе Ривненской области. На полпути из райцентра в село Беловеж есть село Сновидовичи. Согласно местным преданиям, в селе Сновидовичи князь определился на ночлег в свою последнюю ночь. И приснился ему сон, что нельзя ему идти дальше – потому что ждет его смерть. И он решил возвращаться домой, на Киев. И пошел, оставляя чуть слева село Беловеж, в направлении нынешнего села Комсомольское Олевского района Житомирской области. В народе это село называет Собечиным. И происхождение названия объясняют тем, что так это село назвала княгиня Ольга, когда шла к месту казни Игоря. В селах Беловеж, Сновидовичи, Собечине (Комсомольском) до сих пор в народной памяти хранят не только легенды о смерти князя, но и названия урочищ: Игорев брод, Завышень, Тризна. Как передают легенды, князь Игорь был казнен в урочище Завышень способом привязывания за ноги к двум нагнутым молодым дубам - и отпускания их. Именно в этой местности княгиня Ольга, по преданиям, совершила тризну по убиенному князю Игорю. «Тризной», кстати, называется не только урочище, но и небольшая речка, протекающая через село Беловеж. Эта речка Тризна протекает только лишь через село Беловеж, в окрестностях соседнего села она впадает в Ствигу, а та – в Припять.

Но похоронен князь был не на месте казни. Его похоронили под Коростенем - столицей Древлянского княжества.

Летопись гласит, что мстила Ольга за смерть мужа деревлянам очень жестоко. Первое посольство, которое деревляне послали к ней с предложением выйти ей замуж за князя их Мала, она посадила в погребальную ладью и закопала живьём. Второе посольство - сожгла в бане. Потом княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян и указывает место, где это произошло - возле кургана, где был похоронен князь. То есть, под Коростенем. А что же тогда за «Тризна», зададимся вопросом, находится возле села Беловеж? Загадка?

Народные легенды, которые передаются из поколения в поколение, и летописи говорят, получается, о двух местах казни князя. Причем, в селе Беловеж говорят о двух согнутых дубах, а в хуторе Игоревка рассказывают о двух пригнутых к земле березах. Кстати, версия о березах маловероятна – березы не обладают такой упругостью, чтобы разорвать человека пополам.

Но в летописях нет ни берез, ни дубов. И ни казни, ни даже плена сына Рюрика тоже нет. Только глухо сказано, что «убиша Игоря и дружину его». Почему такое молчание?

ПОЧЕМУ КАЗНЕН?

Князь Игорь, отпустив дружину в Киев, с малой частью ее возвращался еще походить за данью по землях деревлян, и пошел подальше в леса - и там принял смерть. В военном отношении картина ясна. Князь–волк пойман… Исполнение приговора Древлянской думы без промедления, тут же, на месте. Казнь была по условиям войны немедленной и нарочито позорной, но - законной.

И еще более важно, чем соответствие военной обстановке, политическое значение казни. Анатолий Членов считает, что Игорь был приговорен, а стало быть, и казнен за прегрешения перед Русью не только лично свои, но и всей Варяжской династии, которая тогда пришла к власти в Киеве. То есть, речь идет о противостоянии давних княжеских родов, правивших на территории Украины, и пришлых варягов. Варяги стали править в Киеве, но в Древлянском княжестве у власти оставались славяне. Убив Игоря, на главный княжеский престол в Киевской Руси стал претендовать древлянский князь Мал. Но он проиграл войну против Ольги и воеводы Свенельда.

Кстати, еще одна загадка в тех давних событиях: варяжский воевода Свенельд был фактически руководителем княжеской дружины у князя Игоря. И он же возглавил войско княгини Ольги в ее борьбе против деревлян после смерти Игоря. Почему же в летописи противопоставляются дружинники Игоря и Свенельда, и почему в походе на древлян Свенельд не участвовал? Или участвовал – и покинул его? Князь остался с малой частью дружины – и погиб. Спустя некоторое время Свенельд покинул сына Игоревого князя Святослава, когда тот возвращался из Болгарии в Киев. Свенельд с большей частью войска пошел на Киев прямо, а Святослав, якобы не послушав Свенельда, с малой частью дружины пошел окружным путем по Днепру – и, попал на Хортице в окружение. Погиб после нескольких месяцев сражений в окружении врагов. Свенельд, прибыв в Киев, помощи Святославу не прислал. Была ли смерть князя Святослава следствием его нерассудительности? Некоторые историки говорят о том, что Свенельд, сговорившись с печенегами, подставил князя, специально послав Святослава в западню. Потому что хотел поставить сына своего Люта во главе княжеской династии варягов. Но Люта, как мы знаем, убил сын Святослава, древлянский князь Олег.

Не была ли схожая ситуация и в истории с князем Игорем? Почему, как позже и князь Святослав, он оказался с малой частью дружины? В самом ли деле жадность Игоря стала причиной его смерти? Ведь все-таки это был уже опытный, мудрый воин. Покорявший Константинополь. Была ли его смерть следствием его неразумной нерассудительности?

А БЫЛА ЛИ ТРИЗНА?

Археологи не нашли никаких вещественных подтверждений убийства такого большого количества людей. Исследователи древних летописей и хроник, кроме как у Нестора, не нашли в других источниках никаких упоминаний о столь страшном деянии Ольги.

Так что же произошло на самом деле? Известно место захоронения князя - окрестности Коростеня. Коростень был столицей Древлянского княжества, и именно Коростень мог бы стать столицей Руси в случае согласия Ольги выйти замуж за князя Мала. Если Игоря убили на окраине Древлянского княжества, то хоронить вдали от столиц, конечно, не стали - и поэтому повезли к Коростеню. А княгиня Ольга, пожелав справить тризну по убиенному князю, получается, справила ее и на месте гибели (в урочище Тризна около села Беловеж Ривненской области), и на месте захоронения (под городом Коростень). Но было ли на месте Тризны массовое убийство древлян?

Археологам известны погребения знатных славян, которым сопутствовали убиенные во время тризны. Возможно, этот обычай в «Повести…» превратился в рассказ об очередной мести Ольги. Об избиении людей, вероятно, для устрашения, говорили тогда много, считают некоторые историки, но самого избиения не было! Историки, говорит Ирина Шевченко, склоняются к мысли, что во время тризны произошло нечто совершенно другое: сговор! Договор между древлянами и киевлянами. И нет сомнения в том, что условия договора обсуждали Ольга с Малом не единолично, а в присутствии князей, старейшин и волхвов с обеих сторон. Тризну отгуляли поздней осенью, на грани зимы. Ольга вернулась в Киев, стянула в кулак все свои войска–дружины, взяла Святослава и отправилась к Коростеню.

Летописец рассказывает так: »В лето 6454 (946). Ольга с сыном Святославом, собрав вои многи и храбри, иде на Деревскую землю. И изидоше Древляне противу… Суну копьем Святослав на Деревляны и копье летев сквозь уши коневи и удари в ноги коневи, бо вельми детский. И рече Свенгельд и Асмуд: князь уже почал, потягнем, дружино, по князи.. И победиша Деревлян. Деревляне побегоша и затвориша в городах своих». Потом в летописи – «сказки о воробьях, которые де Коростень сожгли…»

На деле, пишет И.Шевченко, древляне сдались согласно договору. Стольный град Коростень, конечно, сожгли, а крепость сравняли с землёй. Знать - бояре, старейшины, купцы - без особых потерь ушла в свои сельские владения.

Что здесь можно сказать? Действительно, систематического археологического обследования Коростеня и его окрестностей еще не производилось. Так же как вообще не производились раскопки в Рокитновском районе Ривненщины. Но не приходится сомневаться, что древняя Деревлянская земля заслуживает пристального внимания археологов, да и краеведам здесь еще хватит работы на годы. Кстати, в Рокитно сегодня уже нашлись, между прочим, желающие покопаться в урочище «Тризна» - ведь если там действительно была массовая гибель тысяч людей, причем, представителей знати, то можно выкопать немало драгоценностей. Но что приобретет историческая наука от таких раскопок?

Подводя итог этому краткому экскурсу в нашу историю, можно сказать лишь одно: в Украине нет пока людей у власти, которых бы заботило прошлое нашего государства. А ведь мы игнорируем не только свою историю. Мы игнорируем и те возможности, которые наша страна могла бы получить в результате туристического паломничества на священные места, связанные с нашей древней историей.

Данная тема хорошо и обстоятельно раскрыта в книге А.Членова «По следам Добрыни». Очень интересная, хоть местами и не бесспорная, книга. В которой раскрывается, как пишет автор, загадка тысячелетия - открытие историка Прозоровского. Доказывающее не только тот факт, что Малуша, мать князя Владимира Великого, крестителя Руси, известного под именем «Красно солнышко», была дочерью деревлянского князя Мала, а Добрыня - сыном Мала, но и то, что государственность на территории Украины начиналась не с Рюрика, а значительно ранее: http://1000years.uazone.net/dobryn.htm . Княгиня Ольга, покорив деревлян, не стала убивать Мала, а посадила его в Любечский замок. А сына своего женила на дочке Мала, Малуше, с целью объединить Русь, объединить княжеские роды Киева и Древлянского княжества – чтобы прекратить междуусобные войны внутри Киевского государства. Очень мудрое решение, кстати. Поучиться бы у Ольги сегодняшним украинским князькам.

P.S. Эта статья была напечатана в газете «UАргумент», на сайте uargument.com и на сайте narodna.pravda.com.ua в апреле-месяце 2008 года. После того в селе Беловеж побывали уже две съемочные группы из телеканалов НТН и «1+1″, журналисты «Рівненської газети» дали материал в своей газете. Очень надеюсь, что эта тема получит свое продолжение, и это белое пятно в истории Украины исчезнет. У нас таких белых пятен на карте истории Украины еще очень много, к сожалению. Но для того, чтобы воссоздать подлинную историю нашей Родины, нужно, чтобы к власти в Украине пришли настоящие патриоты. А это уже зависит от всех нас.

Анатолий ГЕРАСИМЧУК