Каким языком отговорила роща золотая. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…. Состояние лирического героя

О стихотворении С.Есенина «Отговорила роща золотая»

В раннем творчестве Есенина важно представление о мире как целом, проникнутом гармонией и ощущением осмысленности и необходимости всего сущего. Но стихи, написанные после Первой мировой войны, уже не отражают убежденности в единстве бытия, в них все больше проявляются противоречия конфликтной и несовершенной действительности.

Стихотворение «Отговорила роща золотая», написанное в 1924 году, проникнуто пессимистическими настроениями, но оно в то же время передает особые ощущения, не сводимые к понятиям тоски и беспросветности.
Стихотворение построено на развитии мотива юности и ее постепенного увядания, создающего ощущение бессмысленного течения времени. Уже с первых строк обозначается настроение грусти, связанной с невозвратимостью чего-то очень дорогого, но навсегда ушедшего. Появление мотива юности сопровождается возникновением яркости расок («роща золотая») и радости (язык «веселый»), но эта гармония быстро сменяется тоской и безразличием журавлей, которые «не жалеют больше ни о ком». Соседство слов «веселый» и «печально» с самого начала задает противопоставление прошлого как светлого и счастливого времени и настоящего, холодного и безучастного к человеческой судьбе.
Настроение грусти, сменяющейся равнодушием по отношению к ушедшей «юности веселой», парадоксальным образом оказывается объединяющим началом внутри мира, созданного стихотворением. Герой и природа связываются общим состоянием увядания. Здесь окружающее героя уподобляется человеку: оно тоже наделено собственным духовным миром и способностью остро чувствовать; природа становится не просто средой, похожей на героя своим настроением, сочувствующей ему, а настоящим действующим лицом. Поэтому и журавли, «не жалеющие больше ни о ком», и «широкий месяц над голубым прудом», и конопляник, «грезящий» «о всех ушедших», и «костер рябины красной», не способный «никого согреть» – все это части единого мироздания, переживающего определенные чувства вместе с героем.
Однако это единение не отменяет пронзительного и жестокого одиночества героя, который «стоит один среди равнины голой», отягощенный «думами о юности веселой». Он оставлен всеми, и мир, его окружающий, пустеет с каждой минутой. Все, что несет в себе жизнь, покидает его: «журавлей относит ветер вдаль», странник «пройдет, зайдет и вновь оставит дом». Герой оказывается в среде, лишенной движения: сам он так же неподвижен, как конопляник, «широкий месяц» и «рябина красная». Если в начале стихотворения эта статичность означает только бездейственность, то к концу она уже говорит о неизменности среды, отсутствии движения во времени, в определенной степени – о мертвенности. Герой понимает, что «не обгорят рябиновые листья», «от желтизны не пропадет трава».
В этом стихотворении очень важно время. Оно неоднородно: постоянно чередуются прошедшее и настоящее времена, а в конце появляется будущее. Прежде всего это связано с противопоставлением прошлого и настоящего как двух эпох, проникнутых противоположным отношением к миру. В первой строфе есть столкновение разных времен, отражающих противопоставление настроений: «роща» «отговорила» «веселым языком», но «журавли» «не жалеют» «ни о ком». Настоящее время, которое в двух следующих строфах все-таки обращено в прошлое, в четвертой строфе сменяется ретроспективным взглядом. Здесь столкновение времен не выражается в соседстве слов разной формы, но тем острее становится то, что года, «растраченные напрасно», и «души сиреневая цветь» отнесены в прошлое. Их существование – не факт, а только воспоминание. В пятой строфе время устремляется в будущее и там обнаруживает все ту же картину неизменности и тоски: «костер рябины красной» не смог никого согреть. Взор героя как бы проходит сквозь временные рамки, и прошлое оказывается недостойным сожаления, а настоящее и будущее – недостойным ожидания. Все это обобщается и приобретает для героя объективный и абсолютный смысл, возводится в разряд законов мироздания. Философское обобщение, появляющееся в конце стихотворения, готовится с самого начала. Например, во второй строфе нелогичное соседство образов («широкий месяц над голубым прудом» после летящих журавлей) уничтожает временное измерение, эти строки описывают глобальный и неизменный закон мира.
Последняя строфа очень противоречива, сложна и многозначна. Последняя строка возвращает нас к началу стихотворения, но очевидно, что она возвращается не в том же значении, а обогащенная новым смыслом. Если ранее слова «отговорила роща золотая березовым веселым языком»

отражали прежде всего состояние природы, то последние строки могут относиться как к природе, так и к герою и ко всему мирозданию в целом. Местоимение «их» во второй строке последней строфы называет либо листья, которые «дерево роняет тихо», либо «грустные слова», которые роняет герой, либо и то, и другое сразу. Из-за такой неоднозначности особую пронзительность приобретает мотив неизбежной смерти, который оказывается связанным с судьбой героя (метафорически названного «рощей золотой»). Стихотворение заканчивается глаголом совершенного вида «отговорила», как бы не предусматривая продолжения, и поэтому последние строки звучат особенно трагично.
Тем не менее бросается в глаза замена эпитета «веселый» на «милый»; сам эпитет «милый», более тонкий и нетрадиционный, заставляет усомниться в полной искренности героя, утверждающего, что ему «ничего в прошедшем... не жаль». Все, о чем он, казалось, говорил с безучастностью и безразличием, отзывается в последней строке грустью по жизни «рощи золотой» и по своей собственной. В этом – позиция Есенина, который, хотя в разное время и понимал жизнь по-разному: наслаждался ею или воспринимал ее как бремя, – никогда не относился к жизни как к чему-то малозначимому и несущественному.

С. А. Есенин – знаковый для России поэт. В своих стихах он отражал русскую душу и прославлял родную природу, изображал вечное и одновременно простое, руководствуясь собственным сердцем, а не конъюнктурными соображениями. Этот поэт мастерски рисовал пейзажи, его язык отличается редкой образностью.

Раннее творчество наполнено оптимизмом, нежными красками, но в 20-е годы на С.А.Есенина накатила тоска. Это было связано не только с взрослением и пониманием того, что годы уходят, но и с проблемами в творчестве, самореализации, любви. Один из критиков русского зарубежья С.П.Постников в рецензии на несколько номеров «Красной нови», выделив стихи Есенина «как настоящую вещь, как подлинное художественное произведение», писал:

Теперь у Есенина наступает новый период. Устал он, видимо, озорничать. И в стихах появилось раздумье, а вместе с тем и форма стихов стала проще. Не только в приведенном стихотворении чувствуется это <выше цитировалась «Русь советская»>, но и в стихах «На родине» и «Отговорила роща золотая». Не берусь утверждать, что настоящее настроение Есенина устойчивое, но, во всяком случае, оно теперь есть и является интересным периодом в развитии этого талантливого поэта.

В 1924 году С.А.Есенин написал стихотворение «Отговорила роща золотая», где подводил своеобразные итоги своего творческого пути. А через год покончил с собой, поэтому данный стих можно считать реквиемом.

Основная тема стихотворения «Отговорила роща золотая»

Главная тема стихотворения – смысл жизни, творческие итоги. Оно автобиографично, поэт, оглядываясь назад, приходит к неутешительным выводам, что года растрачены напрасно, «каждый в мире странник», «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Лирический герой, как роща, уже «отговорил веселым языком», на смену веселью пришли задумчивость, мысли о том, что все проходит и стремиться в вечность. С.А.Есенин чувствует одиночество («стою один среди равнины голой»), но он ни о чем не жалеет и ничего не ждет. Однако в его душе некая гармония, заключенная в тесной связи с природой, которая переменчива и в тоже время постоянна, законы которой мудры и просты: он любуется окружающей природой и находит в этом успокоение. Тему поэта и поэзии С.А.Есенин также затронул: он говорит, что его «грустные слова» могут «сгрести в один ненужный ком», но они все равно останутся еще надолго.

«Отговорила роща золотая»: средства художественной выразительности

Стихотворение наполнено выразительными средствами. Это и эпитеты («роща золотая», «березовый, веселый язык», «широкий месяц», «души сиреневая цветь», «милый язык»), метафоры («горит костер рябины красной», «время, ветром разметая, сгребет их все»). Несмотря на печаль, которой проникнуто все стихотворение, оно невероятно красивое и образное, как и вся поэзия С.А.Есенина.

«Отговорила роща золотая»: размер стиха

Написано ямбом, с помощью перекрестной рифмы. Композиция имеет кольцевую форму, стихотворение начинается с фразы «Отговорила роща золотая…» и также заканчивается, эти строки можно считать главной мыслью произведения, подчеркивающей грусть и безысходность в мыслях поэта, которые вскоре и приведут его в петлю.

Русская поэзия двадцатого века дала миру множество блистательных имен. И в этом разнообразии великих поэтов и писателей творчество Сергея Есенина занимает одно из первых мест. Он стремился – насколько это возможно сделать с помощью стиха – вселить в человека веру в свет, раскрыть для него радость земного бытия.
Горький писал об этом поэте: «…Сергей Есенин - не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного заслежено человеком».

Именно умение чувствовать окружающих, любовь ко всему живому во многом формировали мировоззрение Есенина и его отношение к жизни вообще. Нужно отметить, что внутренняя эволюция Есенина очень ярко прослеживается в его лирике.

Так, стихотворение «Отговорила роща золотая» является одним из произведений, написанных в переломные годы жизни поэта. В нем Есенин снова обращается к вопросу о смысле жизни человека и быстротечности времени.

Особенностью этого стихотворения является, по моему мнению, крепкая связь, сопоставление жизни человека и мира природы. Данное лирическое произведение начинается с пейзажной зарисовки:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Перед нами оживает картина увядающей осени, все вокруг подчинено какой-то печали и тоске. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о прошедших днях:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

По моему мнению, эти строки являются в некотором смысле тезисными. Автор говорит о том, что является законом для всего живого и человека, в том числе.

Воспоминания лирического героя о годах прошедших очень неоднозначны. С одной стороны, ему не жаль того, что было:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

С другой – нотки грусти присутствуют в интонации стихотворения, да и сам лирический герой говорит:

Так я роняю грустные слова.

Несмотря на то, что стихотворение представляет собой монолог, тем не менее, в нем лирический герой обращается к невидимому собеседнику:

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком,

Скажите так… что роща золотая

Отговорила малым языком.

По моему мнению, особую роль в стихотворении играют эпитеты, которые создают настроение как окружающего мира, так и душевного состояния героя. Несмотря на то, что осень, которая вырисовывается в воображении читателя, тосклива и холодна, Есенин наделяет это время года яркими эпитетами. Они свидетельствуют о любви лирического героя к родной природе: роща золотая, рябина красная, широкий месяц, голубой пруд.

В стихотворении много метафор. Например, «в саду горит костер рябины красной». С его помощью создается удивительный образ рябины, красной, как костер. Юность ассоциируется у лирического героя с весной, о чем говорит метафорический эпитет «не жаль души сиреневую цветь».

Герой Есенина неотрывно связан с миром природы:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Данное стихотворение глубоко психологично, поскольку автор обращается к проблеме, о которой задумывается, по моему мнению, почти каждый человек. Произведение носит философский характер. Кроме того, к теме осмысления жизни обращались многие поэты, поэтому следует говорить о программности этого произведения.

«Отговорила роща золотая» написано амфибрахием, который придает стихотворению мелодичность. Музыкальность произведению придает также преобладание сонорных звуков Р, Л, М, Н, Й. Неслучайно, что к этому произведению в дальнейшем была написана музыка. Что касается синтаксиса, то здесь преобладают сложносочиненные предложения, части которого осложнены причастными и деепричастными оборотами. Все это помогает погрузить читателя в мир лирического героя, его мироощущение и мировоззрение.


Поделиться в социальных сетях!

Сергей Есенин подарил любителям поэзии множество мелодичных, красивых стихотворений. Часть из них были положены на музыку и стали романсами. Одно из таких стихотворений - "Отговорила роща золотая". Анализу этого известного произведения и будет посвящена наша статья.

История создания

Есенину было всего 30 лет, когда он ушел из жизни. За год до собственной смерти, в 1924 году, у поэта родились грустные лиричные строки: "Отговорила роща золотая..." Анализ стихотворения по плану предполагает рассмотрение истории его создания.

Как ни странно, но произведение можно назвать духовным завещанием. Молодой и полный сил Есенин размышляет о неумолимости времени, окончании жизненного пути, подводит итоги.

В стихотворении имеются отсылки к лермонтовскому "Выхожу один я на дорогу...", которое было написано за несколько дней до печально известной дуэли. В обоих случаях перед нами изображен одинокий лирический герой на фоне живописной природы. И Лермонтов, и Есенин предвидят собственную смерть и отказываются жалеть о чем-либо в прошлом.

Композиция

Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" Есенина позволяет говорить о близости его народным песням. Согласно канону, оно начинается с описательной части. Ее смысловое единство подчеркнуто сквозной рифмой четных строк: "языком" - "ни о ком" - "дом" - "прудом". В этой части перед нами встают образы умирающей природы, опадающих листьев, улетающих журавлей, покинутого дома.

Затем, как и в необрядовой песне, следует монолог героя. В нем также присутствуют образы опадающих листьев, журавлей. В обоих частях мы видим повторяющиеся мотивы: "веселым - веселой", "не жалеют - не жаль". Последние слова в различных вариациях встречаются в стихотворении пять раз и являются ключевыми. Лирический герой больше не чувствует своей привязанности к окружающему миру.

Последняя, шестая строфа, - отхождение от принятого канона. Есенин использует прием кольца, повторяя в финале образы, фразы и сквозные рифмы из начальной строфы. Бросается в глаза обращение к предполагаемым слушателям: "скажите так", придающее стихотворению схожесть с завещанием. Также нельзя не заметить замену слова "веселый" на "милый". Последнее в контексте стихотворения звучит особенно тонко и пронзительно.

Лирический герой

Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" немыслим без описания субъекта высказывания. Лирический герой - человек, чья "веселая юность" позади. За прошедшие годы он потратил зря немало времени, но теперь, подводя итоги, не жалеет об этом. В философских размышлениях о жизни и смерти звучат нотки грусти, одиночества, невостребованности. Свои стихи поэт сравнивает с "ненужным комом", сметаемым ветром.

Большое значение для понимания внутреннего состояния персонажа играет цветовая гамма. Прошедшая молодость ассоциируется с "сиреневой цветью". Возникают ассоциации с весной, надеждой, свежестью, которые были утрачены. В настоящем царствуют красный и золотой - цвета увядающей осенней листвы.

Золотой - символ не только уходящих сил. В нем выражено также восхищение лирического героя окружающей природой. Но этот цвет "облетает", и остается яркий рябиновый костер. Как и в народных песнях, это символ душевной горечи, а также творческого горения, боли.

Образы

Продолжим анализ стихотворения "Отговорила роща золотая". Есенин кратко и емко рисует картины осеннего пейзажа. Он использует прием ступенчатого сужения, характерный для народного фольклора. В первой части произведения перед нами объемная картина, включающая в себя золотую рощу, улетающих журавлей, опустевший дом, конопляник над прудом, месяц в потемневшем небе.

Затем образы сужаются до символического "сада души". Прошедшая молодость связывается с цветущей сиренью, настоящее - с горькой рябиной. При этом смысловая нагрузка образов, эмоциональный накал возрастают.

Последний образ сужен до предела и ставит точку в стихотворении. Лирический герой отождествляет себя с деревом посреди голой равнины, с которого ветер срывает последнюю листву. Ветер является символом безжалостного времени, перед которым люди бессильны.

Художественные средства

Рассмотрим их кратко. Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" показывает, что написано оно ямбом. Это придает строкам особый ритм и очарование. Есенин использует эпитеты ("роща золотая", "широкий месяц", "грустные слова"), метафору ("костер рябины"), сравнение, инверсию. Также мы найдем очень много примеров олицетворения ("роща отговорила", "конопляник грезит", "журавли не жалеют").

Природа здесь живая, чувствующая. По сути, все стихотворение построено на параллелизме мира природы и внутренних переживаний человека. Мы можем наблюдать, как Есенин использует прием, обратный олицетворению. Человек уподобляется дереву, растворяется в окружающем пейзаже, теряет возможность говорить к концу произведения. И становится частью березовой рощи, теряющей свою листву. Говорить за него теперь могут только потомки, к которым он и обращается в финале.

Основная мысль

Проведенный анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" позволяет понять его идею. Несмотря на горечь, оно наполнено любовью к родной природе. Поэт остро ощущает свое единство со Вселенной, зависимость от вечных законов, согласно которым все в этом мире когда-то умирает. Человек сопоставляется со странником, пришедшим в этот мир на время. И Есенин готов безропотно подчиниться этим законам.

Его преклонение перед жизнью и природой, безграничная любовь к ним особенно слышны в последних строках. Значимым является замена эпитета "веселый" на "милый". Это говорит о том, что лирический герой не является безразличным, разочаровавшимся в жизни человеком, в котором мертвы все чувства.

Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" заставляет нас задуматься о ценности жизни. Несмотря на то что темы смерти и грусти звучат в нем, оно наполнено светом, красками и особой мелодичностью.

Для творчества Сергея Есенина характерно присутствие живой природы, которая олицетворяет действия, чувства и жизнь человека. В красивых и ярких описаниях поэт часто подразумевал свою судьбу, свои переживания и горести, любовь. Хоть жизнь Есенина и была короткой (ведь он прожил всего 30 лет), но весьма впечатляющей. Поэт вел достаточно разгульный образ жизни, трижды был женат, имел слабость в женщинах и спиртном. Но являлся он по духу борцом и весельчаком, который не хотел мириться с окружающей действительностью. Поэт был предан своему народу, своей земле, своим родным. Находясь далеко за рубежом, Есенин тяжело переживал, он ощущал тягостную муку от разрыва с Родиной.

Стихотворение «Отговорила роща золотая» было написано в 1924 году, за год до смерти поэта. Оно носит завещательный характер и переполнено грустью. Поэт предвещал свою смерть и чем ближе он ощущал ее присутствие, тем горестнее и пессимистичнее звучат его стихи. На тот момент он расстался со знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан и женился на Софье Толстой. Но чувств любви Есенин к своей последней жене не испытывал, этот брак был по расчету.

Главная тема стихотворения

В произведении поэт подводит черту, делает анализ своего жизненного пути. Природные элементы в виде рощи и журавлей автор сравнивает с самим собой. Он является таким же странником на дороге жизни, как и все остальные. Поэт ощущает одиночество, которое отражается и в произведении. Он не чувствует поддержки, любовь больше не живет в его сердце. Это ярко выражено в строке о «костре рябины красной», но этот «костер» героя больше не согревает.

Главная тема стихотворения - увядание природы, которое олицетворяет жизнь поэта. Он прощается через эти строки с народом. Если в природе все циклично, то у человека нет такой особенности. Поэт не жалеет в своей жизни ни о чем: ни о напрасно прожитых днях, ни об ошибках юности, ни о чувстве влюбленности, которое ему приходилось переживать не один раз. Есенин в конце жизненного пути практически остался одиноким, о чем свидетельствует строка, где герой стоит среди равнины голой сам. Поэт остался непонятым многими друзьями, которые отвернулись от него. Он имел проблемы с существующими структурами власти, которые диктовали поэту, о чем можно писать.

В произведении прослеживается нотка, где автор намекает, что его творчество позабудут спустя годы. Об этом гласят последние строки, где время «сгребет в ненужный ком» слова народного поэта и «отбросит ветром». Здесь автор подразумевает свои стихотворения. Сергей Есенин не раз подвергался критике властью. Он претерпевал гонения советскими властями, поэтому был разочарован в людях, в жизненных ценностях и пришедшем новом правительстве, которое казалось ему на заре юных лет чем-то светлым.

Структурный анализ стихотворения

В своем произведении «Отговорила роща золотая» автор использует тесное переплетение образов природы с человеческими чувствами. Принцип параллелизма поэт использует часто при написании своих шедевров, который виден и здесь. В образе рощи поэт пытается показать главного героя. Данное стихотворение принято считать элегией - философским рассуждением о бытии человека, о его миссии на земле. Здесь присутствуют метафоры, эпитеты, которые создают большую колоритность и индивидуальность стихотворения. Есенин использовал принцип инверсии, чтобы подчеркнуть эмоциональность и торжество стихотворения.

Произведение написано пятистопным ямбом. Рифма - перекрестная. Оно является очень мелодичным и ритмичным, из-за чего известно как народная песнь. Прослеживается кольцевая композиция, когда первые строки повторяются с точностью в финале стихотворения.

Есенин является мастером говорить на языке природы, его стихотворения получаются очень лиричными, переполненными эмоциями. Несмотря на переживания поэта о том, что его имя будет забыто спустя некоторое время, мы и сегодня зачитываемся его произведениями. Они вызывают те же чувства, с которыми автор обращался к нам при написании почти сто лет назад.