Как приходить на работу попозже. простых правил управления рабочим временем. Опоздание на работу? Отменяется

1. Признайтесь самой себе, кого вы обычно вините в своих опозданиях: время, обстоятельства, свои врожденные качества, бешеный ритм жизни, родных, пробки? А теперь осознайте, что если вы захотите (именно захотите) прийти вовремя, то вы и будете вовремя – и ничто вам не помешает. Почувствуйте себя хозяйкой своего времени!

2. У каждого опаздывающего есть свои представления о границах дозволенного. Кто-то постоянно опаздывает на 10 минут, а кто-то – на полтора часа. Зная себя, учтите это при планировании встреч и вечеринок. Например, зная, что вас будут ждать в двенадцать, запишите себе, что вы должны там быть в 11:45. Эта невинная хитрость поможет найти недостающие 15 минут!

3. Договоритесь со всеми, с кем назначаете встречи, чтобы вас не ждали. Опоздав пару раз и столкнувшись с необходимостью кого-то разыскивать или заново договариваться, вы сами себя выдрессируете.

Убийцы времени

Все начинается с мелочей - мы думаем, что успеем пролистать пару комментариев в интернет-дневнике, проверить почту (вдруг что-то важное) или ответить на SMS в телефоне. Мелкие автоматические действия, которые сегодня подобны зависимости, часто служат причиной опозданий, и немаленьких.

Расстановка приоритетов

Есть люди, которые обычно планируют свой распорядок и приходят вовремя, они не знают, что такое бежать за поездом или опоздать на важную деловую встречу. Но зато могут, к примеру, опаздывать на встречу с друзьями и вынуждают всех ждать их на остановке. Такие люди опаздывают там, где им удобно, где они могут расслабиться, если точнее - там, где могут позволить себе это сделать. Отдельная подкатегория - те, кто сам не любит ждать и действует по принципу «лучше приду позже, чем буду мучиться, пытаясь занять время». Здесь решением может послужить только сознательное культивирование уважения планов других людей.

Слабо развито чувство времени

Это не всегда означает несобранность. Такие люди искренне могут думать, что любая поездка на метро длится не более 10 минут. Некоторые действия - а список их весьма разнообразен - просто не контролируется их сознанием, а значит, чтобы проблему устранить, нужно выполнять простое упражнение: каждое дело, которое вы вписываете в ежедневник, дополнять пометкой о необходимом на него времени. Это стоит проделывать со всеми обычными повседневными делами. Возможно, вы узнаете что-то новое.

Скрытый протест

Психологи выдвигают и такую точку зрения - если человек опаздывает на какое-то мероприятие с завидным постоянством, значит, у него есть скрытое нежелание туда идти. Например, постоянные опоздания на вечерний фитнес или на утреннюю электричку вовсе не означают, что вы должны отказаться от спорта и перестать ходить на работу. В данном случае можно сказать, что, возможно, вам стоит сменить тип тренировок или избрать для пути на работу другой вид транспорта. Такие мелочи могут что-то изменить.

Полезные советы

Не опаздывать Вам помогут простые советы, придерживание которых поможет совладать временем. Придерживайтесь их – и Вам станет легче!

1. Вставайте сразу же

Заставляйте себя вставать в определённое время, не переводить по несколько раз будильник и не валяться в постели после пробуждения более 10 минут. Ложиться также нужно вовремя, тогда и вставать будет легче, и в течение всего дня вам, чтобы «проснуться», не придётся литрами пить кофе.

2. Осознайте преимущества

Прежде всего осознайте преимущества, которые Вы получите, если будете приходить на работу вовремя. Это может быть хорошее самочувствие или желание сделать больше важных дел, улучшить отношения с начальником или подчинёнными, повысить уровень самодисциплины или показать пример другим. В принципе не важно, какие именно причины, главное чтобы Вы осознали для себя - зачем Вам приходить на работу вовремя. Знание это будет зажигать тебя на дальнейшие действия.

3. Назначьте предельный срок выхода из дома

Если вы устроились на работу раньше, чем неделю назад, то Вы знаете, за какое время можно добраться до работы. Исходя из этого знания, а также из знания что такое для тебя “быть на работе вовремя”, определите во сколько максимально Вам нужно выйти из дома. Прикидывайте по пессимистичному сценарию - автобуса придётся долго ждать, перед кольцом будут пробки, на светофорах будет красный.

К предельному сроку нужно отноститься не как к жёсткому правилу, а как к ориентиру. Ничего страшного, если Вы выйдите на 10 минут позже. Ничего страшного, что Вы выйдите на 10 минут раньше. Этот ориентир поможет Вам: прийти вовремя или прийти раньше. Что гораздо лучше, чем: прийти вовремя или опоздать.

4. Если опаздываете - опаздывайте один раз

Если уж случилось Вам задержаться дома или в городе утром - позвоните и предупредите об этом ещё до того, как придёт время Ч. При этом скажите время, в которое Вы ТОЧНО будете на работе. Печально, если Вы опаздаете на работу в один день несколько раз: позвонили после того, как уже опоздали, сказали, что задерживаетесь и будете через час - и даже через час Вас нет на работе. Такой сотрудник никому не нужен!

5. Не переоценивайте свои силы

Возможно, планируя дела, вы предполагаете осуществить больше, чем физически можете. Определите, что для вас является более важным, и сделайте это. Скажите людям, которые на вас рассчитывают (ваш босс, например), что сможете сделать только то, на что хватит времени.

6. Составляйте четкий список дел

Это скучно, но это работает: заведите ежедневник и записывайте в него, что собираетесь сделать. Так вы не только станете пунктуальнее, но и не забудете, например, о важном мероприятии только потому, что это вылетело из головы.

7. Носите часы

И не забывайте на них смотреть! Можно перевести стрелки на 3–5 минут вперед, а лучше попросить об этом кого-нибудь, чтобы вы не знали точно, насколько часы спешат. Так у вас появится небольшой запас времени. Выберите себе красивые часы, которые вам нравятся. Можно подобрать несколько к разным нарядам. Вы будете постоянно обращать на них внимание, а вместе с тем вспоминать и о времени.

8. Будьте с собой честны

Почему вы позволяете себе опаздывать? Это невежливо, вы становитесь неорганизованной и неконтролируемой. Признайтесь себе: может быть, вы постоянно опаздываете на работу не потому, что долго собираетесь, а потому, что работать вам неинтересно и просто не хочется туда идти?

Если вы все-таки снова опаздываете, не забывайте каждый раз извиняться и по возможности объяснять, что ваше опоздание не проявление неуважения, а проблема, над которой вы работаете. Это хоть и незначительно, но все же сгладит вашу вину.

9. Придумайте свои 9 способов приходить на работу вовремя

Самые лучшие способы - это те, которые походят именно Вам. Придумайте их! Составьте свои уникальные способы и следуйте им. А потом приходи снова сюда и поделитесь своим опытом. Удачи!

«Сломался каблук», «долго стоял в пробке» - все это вы слышите в качестве оправдания за опоздание от своих подчиненных каждое утро. Но из-за отсутствия того или иного сотрудника в нужное время у вас опять сорвалось важное дело. Пришла пора приучить подчиненных к дисциплине.

Заставить некоторых приходить на работу вовремя крайне сложно, и даже самые жесткие методы могут вам в этом не помочь. Здесь уместно подать личный пример. Начните приходить в офис немного раньше. Людям будет просто неудобно опаздывать, когда шеф уже в кабинете.

Контролируйте приход на работу

Изначально вы должны дать своим сотрудникам понять, насколько важно, чтобы в назначенное время все были на своих местах. В любую минуту могут возникнуть обстоятельства, требующие присутствия того или иного работника. А его отсутствие может вызвать существенные проблемы в рабочем процессе. Не стоит говорить об этом с каждым человеком индивидуально - соберите весь коллектив. И еще раз напомните о том, что в офис необходимо приходить в назначенный час, одинаковый для всех. Нелишне сказать, что пребывание сотрудника на рабочем месте будет строго контролироваться. Например, охранник на проходной станет фиксировать время прибытия каждого, или ваши подчиненные должны будут по внутрикорпоративной почте отправлять шаблон сообщения, как только займут рабочее место за компьютером. На входе вы можете установить контроллер с магнитным считывателем. Все это необходимо, чтобы указать сотруднику на его нарушения. Не всякий захочет получать нагоняй каждый день.

В законодательстве не предусмотрено взимание штрафов с сотрудников за опоздание. Но каждый работодатель вправе ввести во внутренний распорядок компании определенные правила, которым обязаны следовать все. Приходить на работу вовремя - одно из них. В случае несоблюдения дисциплинарных норм сотрудник рискует понести материальные затраты. Но это крайняя мера, и лучше ее все-таки избегать. Попробуйте стимулировать людей приходить вовремя с помощью материальных благ. Разделите зарплату каждого подчиненного на оклад и премию. Бонус сотрудник сможет получить только в том случае, если будет соблюдать правила, принятые в компании, в том числе и время прихода на работу. Уж в получении ежемесячной или ежеквартальной премии однозначно заинтересован каждый.

Подарите будильник

Если вы не хотите держать своих подчиненных в страхе, то можете, к примеру, подарить опоздавшим будильники. Скорее всего, в следующий раз человек выйдет на работу на час раньше, только бы оказаться в офисе в нужное время. Попробуйте стимулировать своих сотрудников не только деньгами. Допустим, организуйте среди них соревнование - тот, кто в течение месяца будет вовремя приходить на работу, станет победителем. Его фотографию как самого дисциплинированного сотрудника поместите на доске почета. Сделайте ему подарок - например, проездной. Также выберите и нарушителя дисциплины. Его снимок как человека, который всегда опаздывает, тоже вывешивайте на доске, но уже на доске позора.

Неплохо также с утра проводить пятиминутные планерки со всем коллективом. Причем заранее каждый раз поручайте одному из сотрудников выступить с небольшим сообщением о том, что сегодня особо волнует компанию, приучая людей к командному духу. Ответственность, которую призваны воспитать такие собрания, заставит человека стараться не опаздывать. Постепенно сотрудники привыкнут к такому распорядку, и ничего не помешает им приходить на работу вовремя.

Как известно, дорога ложка к обеду. Ах, если бы все вели себя пунктуально, появлялись в нужном месте в указанное время! Но мир не идеален, а часто причиной суеты являются именно опоздания. Время – невосполнимый ресурс. Именно поэтому пунктуальность трудно переоценить.

Мы собрали для вас самые эффективные способы, как перестать опаздывать и свести к минимуму раздражение тех, кто вас ждал. Почему не стоит оправдываться, опоздав на встречу, и как правильно объяснить свое опоздание шефу – читайте в нашей статье.

«Постоянно опаздываю на работу»: ищем корень проблемы

Опоздание – следствие многих факторов. Причин и оправданий может быть множество. Однако психологи утверждают, что корень проблемы, особенно, когда речь идет о регулярных опозданиях, кроется в подсознании. Чтобы понять, почему вы идете на поводу у обстоятельств или же создаете их в пользу опоздания, проанализируйте, куда и при каких обстоятельствах вы обычно опаздываете.

Выборочные опоздания означают, что вы злоупотребляете людьми, которые готовы вас ждать и мирятся с вашим неуважением. Это вам чести не делает. Сделайте над собой усилие – придите в следующий раз вовремя! Поставьте себя на место этих снисходительных людей и научитесь ценить не только свое время.

Оправдания раздражают! Психологи утверждают, что оправдания опоздавшего только раздражают тех, кто его ждал. Подумайте, приятно ли будет подруге, которая отменила маникюр, чтобы успеть на встречу с вами, услышать, что вы опоздали, потому что «долго делали прическу»?

Все ваши выдуманные и настоящие оправдания человек, на встречу, к которому вы опоздали, невольно кладет на чашу весов в противовес собственному времени... И что же получается: ваша укладка значит для вас больше, чем его время?!

Объяснять причины опоздания стоит, если этого просят или требуют. В остальных случаях просто извинитесь за свою непунктуальность и спросите, как вы можете компенсировать человеку потерянное время и нервы.

А может, вы хронический «опоздун»? Если вы опаздываете всегда и везде, не раз видели хвост поезда и ни разу не попадали на начало фильма в кинотеатре, то вам придется записаться на курсы управления временем. Или продолжать жить в привычном для вас хаосе. В таком случае на положительные изменения не рассчитывайте.

Способ №1 приходить вовремя: экстремальный метод

Проучите сами себя!

Постоянно опаздываете? Попросите друзей или коллег (тех, кто регулярно страдает от вашей непунктуальности) не ждать вас!

Вы позволили себе опоздать на пикник с друзьями – вы пропускаете пикник!

Вы решили, что на презентацию проектов можно не спешить – получаете выговор, пусть коллеги не прикрывают вас перед шефом!

Сожгите все мосты к оправданиям и уловкам. Опоздал=пропустил.

Да, этот метод для людей с характером, но он работает 100%!

Если проблема «постоянно опаздываю на работу» – ваша, сомнений не остается: вы ходите не на ту работу. Подумайте, а почему вы так халатно относитесь к тому, что занимает треть вашей жизни? Исправляйтесь, иначе очень скоро вам помогут ее изменить, говоря проще – вас уволят. Поэтому, если вы дорожите местом работы и не готовы к таким кардинальным изменениям, советуем научиться приходить вовремя.

Способ №2 приходить вовремя: математика и немножко дисциплины

Как прийти на работу вовремя – многих этот вопрос волнует едва ли не каждое утро. К счастью, стать пунктуальным человеком реально. Большинство людей пользуется хитрыми приемчиками самодрессуры от коучей тайм-менеджента. Конечно, перевоспитывать себя и ломать старые привычки трудно. Но ваша жизнь изменится к лучшему после этой победы над собой.

Как прийти на работу вовремя

Редко работодатели позволяют наемным работникам приступать к исполнению обязанностей в произвольное время. Обычно рабочий график регламентирован, и работодатели требуют его придерживаться. Опоздание на работу вредит как карьере, так и репутации в целом. Даже владелец бизнеса не всегда может себе позволить работать только в моменты вдохновения. Недисциплинированность приводит к ухудшению дел.

У наемных работников все еще хуже: вам никогда не удастся организовать собственное дело, не умея распоряжаться временем. Как же приходить вовремя?

Правило 1. Легкий способ перестать опаздывать – соблюдать режим дня. Чтобы легко и вовремя подняться утром, нужно, как минимум выспаться. Ничего лучшего, чем вовремя лечь спать, с этой целью вам придумать не удастся.

Правило 2. Не мучайте ни себя, ни механизм будильника – вставайте после первого звонка. Никаких коварных «еще 5 минут», даже не активируйте повторный звонок! Попробуйте ставить будильник в другой комнате, чтобы спросонья его не выключить. Или купите креативный будильник-коврик, который не прекратит трезвонить, пока вы не наступите на него обеими ногами.

Правило 3. Готовьте одежду с вечера, предварительно ознакомившись с прогнозом погоды. Вы не представляете, насколько приятным будет ваш утро, если вам не придется задумываться над тем, что надеть, наскоро что-то гладить, чистить обувь.

Правило 4. Откажитесь от утреннего просмотра почты. Письма никуда не денутся, ни до обеденного перерыва, ни к вечеру. То же касается и сообщений в соцсетях.

Правило 5 . Сведите ритуальное утреннее общение по телефону с сестрой/подругой /мамой к разумному минимуму. Если не удается, перенесите время ритуала на менее ценное время суток.

Правило 7. Рассчитайте реальный хронометраж утренних хлопот. Сколько времени вы тратите на все действия после пробуждения и до момента выхода из дома? В соответствии с этим и назначайте время подъема.

Правило 8. Дорогу из дома до работы планируйте так, будто вы всем пессимистам пессимист. Пробка на дороге, забытый телефон, частный звонок перед дверью офиса, на который надо срочно ответить без свидетелей – все эти палки в колеса вашей пунктуальности закон подлости может подсунуть с большой вероятностью. А если нет – то вы получите бонус: спокойное утро на работе и результативный труд без суеты в течение дня!

Правило 9. Выясните, что или кто ворует ваше бесценное утреннее время и ликвидируйте этот источник хаоса.

Внедрение этих простых правил в повседневную жизнь – ваш идеальный рецепт как перестать опаздывать на работу.

Пусть часы работают на вас! Выставьте все часы, на которые вы ориентируетесь (наручные, настенные, на компьютере и в телефоне) так, чтобы они спешили ну хотя бы минут на 10. Не раз вам эти 10 бонусных минут будут как находка!

Эта хитрость сработает только в том, случае, если вы не будете помнить об этом золотом запасе времени. Оптимально, чтобы кто-то перевел часы без вашего ведома.

Способ №3 приходить вовремя: сознательный выбор

В вашем перевоплощении из неорганизованного человека в пунктуального не обойтись без плана. Найдите время вечером на составление плана на завтрашний день. Завтра оно (время) вернется сторицей. План с произвольным перечнем дел к выполнению – неэффективен. Вы будете бесконечно откладывать трудные дела. Поэтому каждому делу установите конкретное время с ограничением. Это нацеливает и дисциплинирует. Вы сами удивитесь, когда вечером напротив каждого пункта увидите оптимистичные плюсики. Гордитесь собой – вы все успели! Такая запись в журнале успеха стоит пяти!

Как стать пунктуальным

Кодекс пунктуального человека гласит:

1. Пунктуальный человек не опаздывает и не заставляет себя ждать.

2. Если пунктуальный человек опаздывает, у него есть на это действительно уважительная причина.

3. Пунктуальный человек предупреждает об опоздании и извиняется в случае с пунктом 2.

4. Пунктуальный человек ценит время: свое и чужое.

5. Для пунктуального человека опаздывать на встречу – дурной тон.

6. Пунктуальный человек умеет рассчитывать время и расставлять приоритеты.

Если и это не помогает – предложите компенсировать нарушение дисциплины: остаться после работы в случае необходимости, взять на себя неудобную смену, выполнить часть работы на дому ближайшие выходные. Основная цель проявления такого альтруизма – заверить руководителя, что вы не считаете опоздание нормальным.

Этого ему должно быть достаточно, чтобы сменить гнев на милость.

Пунктуальный означает: организованный, серьезный, воспитанный и успешный. Ведь вовремя прийти – это не только проявить уважение, но и продемонстрировать ответственность. Воспитание в себе этой черты – неоценимая инвестиция в собственный имидж.

Опаздываю=не хочу?

Психологи выдвигают версию, согласно которой мы подсознательно опаздываем туда, где на самом деле не хотим быть.

Так может пора не только поработать с собственной пунктуальностью, но и задуматься над тем, на своем ли вы месте: на работе, в компании друзей, в отношениях?

«Вы никогда не ели пельмени под душем? Значит, вы просто никогда не опаздывали на совещание!» – говорит Екатерина Королева, менеджер проектов INOSTUDIO . Но вам-то можно, а вот сотрудникам – нет. Ниже Екатерина дает 5 советов, после которых команда точно будет собираться вовремя.

Часто ли вы опаздываете? Случалось, ли вам спешить на встречу, нарушая правила дорожного движения? Помните ли вы ощущение, когда стараешься отдышаться перед дверью переговорной прежде, чем войти? Думаю, каждый из нас может положительно ответить на любой из этих вопросов.

Но одно дело, когда опаздываешь ты, и совсем другое, когда опаздывают к тебе. Особенно важным этот момент становится, когда ты выступаешь в роли организатора совещания. В такие моменты ты превращаешься в ответственного не только за свой своевременный приход, но и за то, чтобы участники встречи тоже пришли вовремя.

Если с первой частью разобраться легко (каждый может самостоятельно определить причину своих опозданий и исправить положение), то с вопросом «Как научить людей не опаздывать?» дела обстоят сложнее. Предлагаю вашему вниманию несколько работающих приемов, которыми я используюсь на практике.

В первую очередь предлагаю определиться с тем, что же такое совещание.

Мы часто слышим такие высказывания: «Не хочешь работать – устрой совещание», либо: «Вокруг одни митинги, когда работать?» – и так далее. Сотрудники недолюбливают совещания. Различные собрания и встречи воспринимаются ими как обязательное, но ненужное действие.

Но многим участие в подобных мероприятиях помогает:

    Сократить время решения вопросов;

    Донести информацию одновременно до нескольких коллег;

    Поддерживать актуальность получаемой информации;

    Повышать сплоченность коллектива;

    Определить значимость каждого участника;

    Предоставить возможность проявить себя.

И этот список можно продолжать.

Отсюда вывод: совещания – это полезный инструмент , которым необходимо правильно пользоваться.

Теперь предлагаю разобраться с тем, что же такое опоздание .

Бывает, человек задержался, но при этом сделал все возможное, чтобы сократить время своего опоздания. Случается, что несвоевременный приход на совещание оправдан и все ответственные лица предупреждены. Редкие случаи опоздания – это вполне нормально, мы все-таки люди, а не роботы, и никто не застрахован от форс-мажоров.

А вот регулярные опоздания - это уже серьезные проблемы. Постоянный срыв начала встречи может привести к неблагополучному ходу как самого совещания, так и работы команды в целом. Ваша команда может заразиться банальным неуважением друг к другу и к руководству и перестать понимать важность мероприятия. В атмосфере регулярных опозданий копится негатив, который так или иначе начнет выплескиваться.

Регулярные опоздания – это симптом , который помогает выявить проблемы в организации и в команде.

Как и при любой болезни, тут надо вовремя выявлять симптомы и начать лечение, так как заболевший член команды в скором времени начнет заражать всех коллег. Но лучше принимать меры еще до появления симптомов. Так сказать, проводить профилактику и вакцинацию.



Думаю, у каждого из менеджеров есть секреты и правила, по которым они назначают и проводят регулярные совещания. Ниже я расскажу вам свои хитрости.

Выбирайте максимально удобное время для всех участников встречи. Это самый простой и одновременно важный совет.

Всегда стоит учитывать несколько моментов:

    Часовые пояса участников совещания;

    Обеденное время;

    Личные планы;

    Особенности рабочей активности.

Приведу простой пример.

В нашей команде работает 10 человек, у всех примерно одинаковая позиция в штате и примерно одинаковый фронт работ. Мы имеем два общих совещания в неделю.

Первое – 10:00 – четверг;

Второе – 17:30 – вторник.

На собрания по четвергам за полгода не опоздал ни один человек. А вот по вторникам опаздывают практически через раз. В чем же причина?

10:00 – это утренние рабочие часы, вас еще не успел поглотить рабочий круговорот, и вы спокойно приходите к назначенному времени на совещание.

17:30 – в это время появляется множество причин для опоздания. И причины эти уважительные. Кому-то звонит зарубежный клиент, кто-то старается успеть завершить рабочие обязанности до конца рабочего дня, у кого-то есть планы на вечер, и он хотел бы уйти в 18:00.

Наблюдая такую картину, я сделала вывод, что верно выбранное время совещаний – это один из способов борьбы с опозданиями.

За совершенное опоздание участник обязательно должен понести неизбежное наказание. При этом важно выбрать верную форму штрафа. Форму, которая не будет раздражать, а будет стимулировать к своевременному приходу на встречу. Это должно быть что-то полезное для собравшихся, но не очень приятное для исполнителя.

Например, опоздавший должен:

    Принести вкусные сладости к чаю на всю команду;

    Написать отчет об итогах встречи;

    Подвезти коллег пешеходов с работы;

    Прийти на следующее совещание пораньше и подготовить помещение.

Однако сразу хочу заменить, что только финансовые штрафы, на мой взгляд, не работают вообще. Назначить большую сумму штрафа не позволит совесть, а маленькая сумма не мотивирует.

Для того, чтобы люди стремились успеть к началу встречи, нужно это самое начало делать необычным.

Такой способ борьбы с опозданиями я открыла для себя совсем недавно. На одном из еженедельных совещаний у нашей команды есть необходимость писать письмо с итогами встречи. Делать это не хотелось никому, так как это дополнительная работа, которая отнимает немало времени.

Решить этот вопрос можно несколькими способами. Например, можно выбрать постоянного ответственного стенографиста, либо нести это бремя по очереди. Однако и тот, и тот варианты единогласно были признаны скучными. Поэтому мы в начале каждого собрания кидаем кости: у кого меньшая сумма, тот сегодня и конспектирует встречу.

Такая форма определения стенографиста вносит в начало встречи элемент игры, позволяет честно (волею судьбы) назначить «крайнего» и порадовать всех победивших. И вот у вас только начало встречи, а участники уже разогреты и улыбаются:)

При этом, если кто-либо опаздывает на встречу, он автоматически становится стенографистом (тут мы прибегаем к наказанию из совета №2). Поэтому ожидание опоздавшего придает момент веселого ехидства всем, кто пришел вовремя.

Во время кризиса дисциплина в компаниях начинает хромать. Перегруженные делами сотрудники слишком устают и просыпают работу. Снижение зарплаты и премии лишает людей стимула приходить в офис вовремя. Как можно наказать непунктуального подчиненного?

Есть работа, которая требует прихода на работу точно в срок. Секретари, операторы call-центров, рабочие заводов - словом, все, кто отрабатывает свою смену от и до, должны приходить на рабочее место вовремя. Но есть множество профессий, где приход в офис на 20 минут позже никак не скажется на качестве выполненной работы. Стоит ли требовать от людей, занятых такой работой, пунктуальности?

1. Штрафом по голове

Денежный вычет, или депремирование, остается самым популярным у начальства и самым нелюбимым работниками видом наказания. С одной стороны, наказание рублем - мера эффективная: когда каждая минута опоздания стоит 500 рублей, все начинают приходить в офис как штык, а чаще всего - за 10–15 минут до начала рабочего дня. Но с другой стороны, здесь будет действовать жесткое правило: ваши подчиненные будут делать ровно то, за что вы им платите. То есть если хорошим работником в вашей компании считается тот, кто приходит вовремя, если вы премируете или лишаете премий именно за это, то работники, безусловно, не будут опаздывать. Но и результата показывать не будут. Так что прежде чем штрафовать, определитесь: что вы вкладываете в понятие «хороший работник» - тот, кто добивается результатов, или тот, кто сидит в офисе с 9.00 и до отбоя.

У жесткого требования приходить на работу вовремя есть оборотная сторона. Как только сотрудники начнут приходить к началу рабочего дня, они и уходить будут сразу после его окончания. У них появится железный аргумент: «Я работаю с 9.00 и до 18.00». Возразить на это будет нечего, так что если ваш бизнес предполагает форс-мажоры и сверхурочную работу, то не имеет смысла требовать точного соблюдения рабочего графика.

2. Отрабатывай, а то уволю

Идея заставлять отрабатывать вечером утреннее опоздание чревата иском от сотрудника - за неоплату переработок. Поэтому ответственно отнеситесь к написанию Правил внутреннего трудового распорядка (ПВТР), особенно в части описания взысканий за нарушение правил. Так, за каждым опозданием может следовать официальное взыскание с записью в личное дело. Еще одно взыскание - и работник увольняется по статье.

Соблюдение ПВТР можно и нужно сделать одним из показателей, по которым рассчитывается сумма премии. Если сотрудник выполнил работу, но при этом у него более трех опозданий, то к премии применяется понижающий коэффициент. Единственное «но»: система должна быть сбалансирована таким образом, чтобы за пунктуальность не платили больше, чем за основные результаты труда.

3. Равняйся на шефа

Если руководитель собственным примером показывает, во сколько надо приходить на работу и во сколько уходить, подчиненные начинают следовать этому графику. Приход и уход с работы в определенное время становится показателем личной лояльности. «У нас не принято уходить раньше шефа», - говорят в таких компаниях. Такой подход - хороший способ достичь того, чтобы все сотрудники приходили вовремя. Но к результативности работы это никакого отношения не имеет.

4. Отчитывайся о приходе

Системы автоматической фиксации прихода и ухода неплохо работают на режимных объектах вроде банков, где любая дверь открывается только персональным ключом и можно легко отследить не только время нахождения сотрудника на рабочем месте, но и все его перемещения по зданию. Однако применять подобные системы повсеместно не всегда рекомендуется - они дорогостоящи и сложны в эксплуатации. К тому же назвать их эффективным средством контроля нельзя: со времени появления таких карточек сотрудники «пробивают» их друг за друга. Так что в дополнение к карточкам придется утром и вечером пересчитывать сотрудников. В кризис это самая неэффективная система учета времени и определения меры наказания.

5. Казни одного - запугай других

Разговор тет-а-тет с провинившимся подчиненным работает только тогда, когда подчиненный либо уважает начальника, либо боится его. Во всех остальных случаях беседа по душам остается беседой по душам - без выводов и результатов. Словами до злостных нарушителей трудового распорядка удается достучаться очень редко - они понимающе кивают головой, демонстрируют искреннее раскаяние, а потом опаздывают снова. Как показывает практика, иногда достаточно ввести правило трех опозданий в квартал и уволить злостного прогульщика. Тогда другие начнут приходить в офис вовремя.

6. Повесь на доску позора

В некоторых компаниях и сейчас имеется доска позора - информационная доска, на которую вывешиваются списки опоздавших. Но такое всеобщее порицание будет эффективным, только если сам сотрудник считает свои опоздания проблемой. Иначе доска позора превратится в еще один повод для шуток с коллегами. Кстати, это весьма значимый признак, позволяющий руководителю компании узнать мотивацию подчиненных. Если среднее время опозданий увеличилось, это верный признак того, что она снизилась.

7. Опоздал - мой клозеты

Руководители не оставляют попыток призвать своих подопечных к дисциплине. Один из способов - физическое воздействие. С последним вариантом проще всего в рабочей среде - опоздавшие получают самую тяжелую и грязную работу. А в некоторых салонах сотовой связи, к примеру, они должны вытирать пыль. Офисных сотрудников можно нагрузить дополнительными обязанностями. Почему бы опаздывающему не начать отвечать за наличие чая в офисе или не подменить курьера во время пика нагрузок? Подобные поручения мало кому понравятся, и у работников появится стимул приходить в офис четко по расписанию. Но этот способ неприменим к наиболее ценным и профессиональным работникам. Отправив лучшего аналитика развозить почту, вы будете похожи на варвара, который колет орехи ценной статуэткой.

Дарья Вахрушева