История района нагатинский затон. Примеры употребления слова затон в литературе

Координаты : 54°47′10″ с. ш. 55°53′00″ в. д.  /  54.78611° с. ш. 55.88333° в. д.  / 54.78611; 55.88333 (G) (Я)

Зато́н - отдалённый спальный жилой район в западной части города Уфы . Расположен вдоль старого русла реки Белой . Входит в состав Ленинского района . Историческим центром района был завод РЭБОР, который существует и по сей день и занимается реконструкцией и ремонтом плавсостава реки. В старом русле реки Белая расположена зимняя стоянка Башкирского речного пароходства . Затон раньше считался районом речников. Здесь расположено единственное в Уфе командное речное училище, а также до некоторого времени находилось вертолетное училище.

Территория Затона стала заселяться ещё 4 тыс. лет назад. К этому времени относится Затонское поселение (эпоха бронзы, срубная культура). Оно располагалось на юго-западной окраине Затона на территории усадеб по улице Союзная, на краю первой надпойменной террасы реки Белой у заболоченной старицы. Вся территория поселения распахана и занята огородами. Находки: значительное количество керамики.

В районе располагаются 3 среднеобразовательные школы (№ 4, 46, 128), школа-интернат спортивного направления. 7 октября 2016г. введен в эксплуатацию второй мост, соединяющий Затон с Уфой.

См. также

Напишите отзыв о статье "Затон (Уфа)"

Отрывок, характеризующий Затон (Уфа)

– Ну а вы? – спрашивал Пьер, – какие ваши планы?
– Планы? – иронически повторил князь Андрей. – Мои планы? – повторил он, как бы удивляясь значению такого слова. – Да вот видишь, строюсь, хочу к будущему году переехать совсем…
Пьер молча, пристально вглядывался в состаревшееся лицо (князя) Андрея.
– Нет, я спрашиваю, – сказал Пьер, – но князь Андрей перебил его:
– Да что про меня говорить…. расскажи же, расскажи про свое путешествие, про всё, что ты там наделал в своих именьях?
Пьер стал рассказывать о том, что он сделал в своих имениях, стараясь как можно более скрыть свое участие в улучшениях, сделанных им. Князь Андрей несколько раз подсказывал Пьеру вперед то, что он рассказывал, как будто всё то, что сделал Пьер, была давно известная история, и слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер.
Пьеру стало неловко и даже тяжело в обществе своего друга. Он замолчал.
– А вот что, душа моя, – сказал князь Андрей, которому очевидно было тоже тяжело и стеснительно с гостем, – я здесь на биваках, и приехал только посмотреть. Я нынче еду опять к сестре. Я тебя познакомлю с ними. Да ты, кажется, знаком, – сказал он, очевидно занимая гостя, с которым он не чувствовал теперь ничего общего. – Мы поедем после обеда. А теперь хочешь посмотреть мою усадьбу? – Они вышли и проходили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу. С некоторым оживлением и интересом князь Андрей говорил только об устраиваемой им новой усадьбе и постройке, но и тут в середине разговора, на подмостках, когда князь Андрей описывал Пьеру будущее расположение дома, он вдруг остановился. – Впрочем тут нет ничего интересного, пойдем обедать и поедем. – За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера.
– Я очень удивился, когда услышал об этом, – сказал князь Андрей.

Район Нагатинский затон входит в состав Южного административного округа города Москвы.

Площадь района 945 га. Численность населения - около 106 тыс. чел.

На территории района Нагатинский затон города Москвы находится 1 станция метро (Коломенская ).

Район Нагатинский затон расположен на Юге Москвы, на правом берегу реки Москвы, с трех сторон, как полуостров, окружен Москва-рекой. Граница района проходит по северным границам территории музея-заповедника “Коломенское”, далее по пр-ту Андропова, старому руслу реки Москвы, шлюза 10-11 реки Москва до музея-заповедника “Коломенское”.

У района Нагатинский затон богатое историческое прошлое. Там, где сейчас находятся кварталы современной застройки, в прошлом были расположены хорошо известные в истории государства Российского подмосковные села: Коломенское, Нагатино, Новинки.

Издавна была заселена местность, прилегающая к селу Коломенское. Высокий холмистый берег Москвы-реки был удобным местом для поселений человека. Здесь еще на заре нашей эры существовало Дьяково городище.

Проводившиеся археологические раскопки показали, что уже две с половиной тысячи лет назад здесь появилось первое на территории Москвы поселение первобытных людей, известное теперь всем археологам мира. Были открыты древнейшие неолитические поселения людей 1 тысячелетия до н.э. - IV века н.э., давшее название всей культуре этого периода - “Дьяковская культура” (археологическая культура раннего железного века). Основа хозяйства племен Дьяковской культуры - земледелие, оседлое скотоводство, рыболовство, охота.

Село Коломенское расположено на редкой по красоте местности, интересной также и в геологическом отношении. В оврагах Коломенского до сих пор можно наблюдать остатки материкового оледенения - огромные валуны из песчаника “Гусь” и “Девичий камень”, имевшие обрядовое значение для языческих племен.

О времени возникновения двух старинных подмосковных сел Коломенского и Нагатинского документов нет. Первые письменные упоминания о них встречаются в духовных грамотах 1336 и 1339гг. князя Ивана Калиты, собирателя земель русских вокруг Москвы.

В 1960 году подмосковные села: Нагатино, Коломенское, Новинки вошли в черту Москвы, и в конце 1960-х годов эта территория стала огромной строительной площадкой. На месте сносимых деревянных строений, садов и огородов выросли кварталы многоэтажных жилых домов. На правом берегу реки Москвы, после реконструкции Нагатинской поймы и сооружения нового речного русла, в 60-х годах была построена Нагатинская набережная.
В 2002 году территория музея – заповедника «Коломенское» была включена в состав района Нагатинский затон.

Граница района

Граница района Нагатинский затон проходит: по южным и западным границам территории музея-заповедника «Коломенское», далее по оси проспекта Андропова , осям: старого русла реки Москвы, русла реки Москвы, шлюза 10-11, русла реки Москвы до южных границ территории музея-заповедника «Коломенское».

Район Нагатинский затон располагается в южной части Москвы, на правом берегу Москвы-реки. Река окружает район с трех сторон, придавая ему вид полуострова. Границы района пролегают по северной черте парка Коломенское, проспекту Андропова, старому руслу Москвы-реки и линии шлюза 10-11 Москвы-реки до Коломенского.

Район Нагатинский затон имеет древнюю историю, в прошлом на месте современных кварталов располагались старинные подмосковные села Коломенское, Нагатино, Новинки, Садовники. Высокий холмистый берег Москвы-реки, прилегающий к Коломенскому, был заселен очень давно. Благоприятные природные условия создавали очень хорошие условия для жизни, и именно здесь на заре нашей Эры возникло поселение, известное как Дьяково городище.

Археологические раскопки позволили установить, что первое поселение первобытных людей на территории Москвы появилось именно здесь около двух с половиной тысяч лет назад. Древнейшие неолитические поселения людей, которые дали название культуре периода раннего железного века, ее стали называть Дьяковская культура. Основными занятиями племен Дьяковской культуры были земледелие, оседлое скотоводство, а также рыбалка и охота.

Старинное село Коломенское располагалось в очень живописной местности с интересной геологической историей. В наши дни в оврагах Коломенского можно до сих пор увидеть остаточные следы материкового оледенения – громадные валуны из песчаника "Гусь" и "Девичий камень", которые языческие племена использовали для своих обрядов.

Точные даты основания сел Коломенское и Ногатиньское неизвестны. Первые упоминания о них встречаются в духовных грамотах Ивана Калиты, относящихся к 1330-м годам.

Общепринятая трактовка происхождения названия села Коломенского гласит, что его основали выходцы из Коломны, бежавшие от войск Батыя, которые в память отразили в названии память о своей родине. Существует также мнение, что название произошло от слова "коломиши", которым в прошлом называли холмы и курганы, во множестве имелись в этой местности.

Коломенское занимало выгодное стратегическое положение. Оно стояло в месте скрещения важных сухопутных и водных путей, ведущих к Москве. С севера село ограждали болота Нагатина, а с востока – Москва-река. Эти условия способствовали становлению Коломенского как опорного пункта при защите от захватчиков. Также село не раз становилось местом, которое враги использовали в качестве стоянки для подготовки осады Москвы или при нападении на древний город.

Впервые в России дорога от Москвы до Коломенского была размечена верстовыми столбами, откуда и пошла поговорка "коломенская верста".

Коломенское очень быстро развивалось, и спустя некоторое время стало великокняжеской вотчиной. Иван Грозный любил проводить здесь время летом, а царь Алексей Михайлович Романов в 1667-1670 годах выстроил здесь прекрасный деревянный дворец, который стал настоящим чудом русского зодчества. Это была летняя царская резиденция, где монаршие особы отдыхали, наблюдая за учениями стрелецких войск и соколиной охотой. Роль домовой церкви выполнял каменный храм Чудотворной иконы Казанской Богоматери, который соединялся с дворцом крытой галереей.

От древнего парка, окружавшего усадьбу в те времена в южной части современного заповедника сохранилось четыре дуба. /Их возраст – около 800 лет, и эти деревья являются современниками города Москвы.

Самая знаменитая достопримечательность нынешнего Коломенского – это церковь Вознесения Христова, построенная ы 1532 году. Это уникальный памятник русской архитектуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Считается, что эта церковь была построена великим князем Василием в честь рождения сына, который впоследствии стал известен как царь Иван Грозный. Стройное белоснежное здание храма в высоту достигает 62 метров, в 16 веке это было одно из самых высоких сооружения во всей России.

В бывшем приселке Коломенского, которым являлось село Дьяково, находится еще один ценный памятник архитектуры. Это церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенная в 14 веке. Храм по своему стилю очень напоминает храм Василия Блаженного в Москве, и считается его прообразом.

Коломенское было местом, где провел свои юные годы Петр I. Здесь он проводил учения своих потешных войск, отправлялся в походы по реке. Позднее царь останавливался в Коломенском на пути домой после взятия Азова в 1669 году, а также перед торжественным въездом в Москву после победы под Полтавой в 1709 году. В память об этом событии на берегу Москвы-реки до сих пор стоят пушки.

После того как столицей России стал Санкт-Петербург. Коломенское утратило свое было значение, но все равно в качестве летней резиденции его часто использовали Петр II, Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Екатерина II.

В 18 веке Коломенское было центром дворцовой волости, в которую входило 9 деревень и 4 приселка. Некоторые из них располагались на территории нынешнего района Нагатинский затон. Еще с 16 века главной улицей села Коломенского была улица Большая. При прокладке водопровода в 1960-х годах на ее месте был обнаружен дубовый настил.

Жители Коломенского и близлежащих сел были в основном крестьянами, но встречались среди них и плотники. Конюхи, мостовщики, часовых дел мастера, рыбаки, а также садовники. Число садовников было довольно значительным – они обслуживали Государевы сады, поставлявшие фрукты и овощи к царскому столу.

Основное население села составляли крестьяне. Также здесь жили плотники, конюхи, мостовщики, часовых дел мастера, плиточных дел мастера, рыбаки, садовники, которые обслуживали дворцовое хозяйство.

Плодовые сады создавались в Коломенском в течении многих веков. Согласно описи 1701 года здесь находились шесть садов с 6 тыс. плодовых деревьев, в 1813 году количество плодовых деревьев увеличилось до 15 тысяч.

Коломенское постепенно росло и сливалось с окружающими деревнями - Штатной слободой и Садовниками на юге и с Новинками и Нагатином - на севере. В конце 19 века село Коломенское стало крупным населенным пунктом.

К этому времени большие фруктовые сады Коломенского, создававшиеся в течении многих веков, оказались экономически невыгодными: Москва требовала овощей. Крестьяне выкорчевывали плодовые деревья и на их месте сажали овощи.

В 1930-х годах в Коломенском был организован колхоз “Огородный гигант”, который имел овощное направление хозяйства. Поля колхоза широко раскинулись на бывших Потешных государевых лугах, где проходили соколиные охоты и смотрины потешных полков.

Происхождение названия Нагатино на сегодняшний день имеет две трактовки. Одна объясняет его как место "на гати" - топком месте. Местность, в которой располагалось село, действительно была низменной и часто затапливалась в половодье. По второй версии название возникло от денежной единицы 10-15 веков "ногаты". Ученые ни одну из этих версий не признают правильной, но и сами не могут сказать, что послужило поводом для возникновения такого названия села.

Как уже говорилось, село стояло на топком месте, поблизости находилось множество озер и заливных лугов. Озера использовались для постройки и ремонта судов. В 1410 году впервые упоминается Нагатинская заводь (затон), которая существует и сейчас.

В 1936 году в Нагатинском затоне был пущен в эксплуатацию Московский судостроительный и судоремонтный завод, который специализировался на судостроении и ремонте самоходного флота, а также на изготовлении судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры. Вблизи завода возник рабочий поселок, в котором жили работники завода и их семьи. Первое судно сошло со стапелей завода в 1938 году. Наибольшим успехом пользовались теплоходы "Москвич", известные также как речные трамвайчики. Завод занимался также изготовлением речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских и их разновидностей для служебных и научно-исследовательских целей.

Через несколько десятилетий рядом с заводом открылись и профильные учебные заведения, такие как Московский речной техникум, Московский институт водного транспорта, профессионально-техническое училище. В 1993 году эти учебные учреждения были объединены в одно, которое назвали Московской Государственной академией водного транспорта.

В 1960 году Коломенское, Нагатино и Новинки вошли в черту Москвы, и здесь развернулось массовое жилое строительство. Вместо старых деревянных домов были построены многоэтажные жилые кварталы.

После реконструкции Нагатинской поймы в 1960-х годах, когда у реки появилось новое русло, на правом берегу Москвы-реки построили Нагатинскую набережную. Она была сооружена из сборного железобетона и облицована гранитом. Дома со стороны Москвы-реки стилизованы под паруса, что придает району индивидуальный и запоминающийся облик.

В 1969 году возле Нагатина был построен Нагатинский мост, соединивший Нагатино с районом Кожухово. Затем здесь проложили Пролетарский проспект (пр. им. Андропова) и построили станцию метро Коломенская.

В 1981 году на площади, которую занимали поля бывшего овощеводческого колхоза "Огородный гигант" начали строить еще один жилой массив – это улица Коломенская и Коломенская набережная. В далеком прошлом на этом месте находились Срендяя и Нижняя улицы села Коломенское.

В состав района Нагатинский затон также входит большой зеленый массив, расположенный к северу от жилой застройки – Нагатинская пойма, которая уже упоминалась. До того, как в 1930-х годах был построен Перервинский гидроузел, пойма часто затапливалась во время паводков. В результате реконструкции (1960-е годы) Нагатинская пойма совершенно преобразилась. После строительства спрямительного канала длиной 3,5 километров, образовался остров площадью более 150 гектаров. Остров разделен Нагатинским мостом.

В честь 60-летнего юбилея Октябрьской революции на острове был заложен парк имени 60-летия Октября. Автором проекта парка был архитектор В.И. Иванов. Парк раскинулся на территории более 100 гектаров. В 1985 году на пойме по проекту архитектора А.М. Рухлядева построили Южный речной вокзал, который называют вторыми речными воротами Москвы (первые – Северный речной вокзал). Здание вокзала представляет собой сооружение из стекла и железобетонных элементов. Оно вытянуто вдоль речного берега, украшает вокзал башня со шпилем.

От древних сел, некогда располагавшихся на территории нынешнего района Нагатинский затон, остались названия улиц, моста, набережной, станции метро. А вот главная улица села Коломенского – Большая, сохранила свое названия до наших дней. Названия многих улиц района связаны с судостроением и ландшафтными особенностями местности. В числе таких улиц Судостроительная улица, улица Речников, Якорная и Затонная улицы. Кленовый бульвар назван так потому, что вдоль него высажены различные виды кленов.

Историческая справка:

1237 г. – предположительное время основания села Коломенское
1331 г. - Коломенское было великокняжеской вотчиной
1331 г. – встречается первое документальное упоминание о Нагатино и Дьякове
1528-1532 г.г. - в Коломенском была построена церковь Вознесения
1571 г. - воины Девлет-Гирея сожгли дворец в Коломенском
1591 г. - сын Ивана Грозного, царь Федор Иванович отстроил разрушенную резиденцию
1605 г. - вблизи Коломенского стоял лагерь Лжедмитрия I
1606 г. – в Коломенском стоял лагерь Болотникова
1662 г. - Дьяково перенесли на новое место, а старое стали возделывать под государев сад
1645-1671 г.г. - царь Алексей Михайлович значительно расширил дворцовый ансамбль Коломенского
судоремонтный завод с заводской слободой
1768 г. - по приказу императрицы Екатерины II каменный дворец в Коломенском разобрали, а по периметру его фундамента высадили кусты акаций
1787 г. - к северу от Вознесенской церкви построили новый царский дворец в четыре этажа
1797 г. - Нагатино по указу императора Павла I вместе с некоторыми другими селами перешло в ведение Департамента уделов
1876 г. - в Нагатино насчитывалось 116 хозяйств, а также располагалось волостное правление, один трактир и три овощные лавки
1900 г.г. - между селами Нагатино и Новинки построили каменную трехклассную школу, а затем в Нагатинском затоне был построен
1812 г. - усадьба Коломенское значительно пострадала от наполеоновских войск
1813 г. - дворец в Коломенском разобрали
1825 г. - на прежнем месте в усадьбе Коломенское был построен новый дворец для императора Александра I
1875 г. – начались первые археологические раскопки Дьякова городища, их возглавил работник Румянцевского музея Г.Д. Филимонов
1923 г. - Коломенское получило статус музея-заповедника
1936 г. - был построен Московский судостроительный и судоремонтный завод
1960 г.г. – территории сел Нагатино, Дьяково и Новинки вошли в черту города
1960 г.г. - была проведена реконструкции Нагатинской поймы
1969 г. - возле Нагатина был построен Нагатинский мост, соединивший Нагатино с районом Кожухово
1985 г. - на нагатинской пойме по проекту архитектора А.М. Рухлядева построили Южный речной вокзал
1991 г. - был образован временный муниципальный округ Нагатинский затон
1995 г. – временный муниципальный округ был преобразован в район Нагатинский затон

May 14th, 2016 , 09:54 pm

Затон Новинки - служебная территория московских речников. На карте 1935 года нынешняя тихая заводь в последний раз указана как русло Москвы-реки с крутыми поворотами, проблемными для судоходства. Вскоре здесь начались масштабные работы по спрямлению русла, прокладке Новинковского рукава и строительства Южного грузового порта.



Первое упоминание о Новинках встречается в духовной грамоте великого князя Василия II 1461-1462 годов, завещающей помимо прочих и это небольшое владение великой княгине Марии Ярославне. Со временем поселение разрасталось и к началу ХХ века численность населения перевалило за тысячу. Новинские земли занимали почти 500 гектаров, крестьяне держали лошадей, коров, свиней. В 1960 году деревня вошла в состав Москвы и была увековечена в названии улицы Новинки (которая проходит не по землям бывшей деревни, а несколько южнее).

В отличие от строительства канала Москва-Волга, которое активно освещалось советской прессой, гидротехнические работы в Нагатино остались за кадром фотохроники 1930-х годов. Как менялся нагатинский ландшафт, можно посмотреть на старых картах.


1935 год: http://www.retromap.ru/


1939 год: http://www.retromap.ru/


1987 год: http://www.retromap.ru/

В 1968-1969 годах окончательно сформировалось новое русло Москвы-реки - Нагатинское спрямление, через него был перекинут самый длинный метромост в 233 метра, а Нагатинская набережная торжественно облицована гранитом.


Строительство моста в Нагатино. 1968 год: https://pastvu.com/p/9667

В то время Нагатино и окрестности не были столь привлекательны для жилой застройки, как сейчас, ведь вокруг автозавода-гиганта ЗИЛ кучковались предприятия помельче, склады и ангары, а в Южный порт непрерывно прибывали теплоходы с грузами.

Ещё в 1936 году был открыт Московский судостроительный и судоремонтный завод, освоивший серийное производство речных пассажирских теплоходов и буксиров. Всего на МССЗ построено свыше 1800 судов - «Москвич», «ОМ», «МО», «Речной», «Заря», «Москва», «Московский», «Луч», а в наши дни рентабельность производства поддерживается строительством роскошных яхт. Но это уже история Нагатинского затона, а мы вернёмся на южный берег затона Новинки, где располагается ремонтная база Столичной Судоходной Компании и база технического флота ГУП «Мосводосток». Добраться сюда можно от свежеоткрытой станции метро «Технопарк» по Проектируемому проезду 4062.


На противоположном берегу - глухие заборы и заросли бывшей зиловской промзоны, где прежде кипела трудовая жизнь.


ЗИЛ. Железнодорожный терминал. 1972 год: https://pastvu.com/p/386760

Чаще всего во время навигации в черте города можно встретить теплоходы «Москва» (проект Р-51), которые зимуют и ремонтируются в затоне. Это двухпалубный пассажирский речной теплоход, рассчитанный на 300 пассажиров и предназначенный для водных прогулок, экскурсий и перевозок на местных линиях («речной трамвай»). Проектная скорость до 23-24 км/ч. Теплоход «Москва» пришел на смену своему предшественнику «Москвичу» в 1969 году и с тех пор продолжает эксплуатироваться в разных регионах России. Большинство судов прошло модернизацию на ремонтно-эксплуатационных базах флота: двигатели семейства 3Д6, выработавшие ресурс, заменены на двигатели ЯМЗ или иностранные; для комфорта пассажиров остеклена верхняя палуба; на носу судна установлен подъёмно-поворотный трап для высадки пассажиров.

Рассказывает генеральный директор Столичной Судоходной Компании Дмитрий Балыков:
«Проект «Москва» - замечательный, во многом опередивший своё время, он разрабатывался на смену речным трамвайчикам, теплоходам «Москвич». Московский судостроительный и судоремонтный завод, основной производитель теплоходов «Москва», выпускал до 4 единиц в месяц, практически конвейерное производство. Всего на нескольких заводах было выпущено до 600 единиц, которые эксплуатировались не только в республиках СССР, но и поставлялись на экспорт. География его применения потрясающая, самая западная точка - Никарагуа, самая восточная - район Шанхая, самая южная точка - Египет, Восточная Европа - само собой.

Изначально идея создания теплохода «Москвич» была транспортная, для доставки на работу потоков трудящихся большого индустриального города. Теплоход «Москва» стал переходным от транспортных перевозок к прогулочным и экскурсионным и на тот момент он отвечал самым высоким потребительским требованиям. В настоящее время на Москве-реке (столица и ближайшие регионы) осталось порядка 200 теплоходов, из них 26 в Москве, в Столичной Судоходной Компании. Они проживут долгую жизнь, потому что пока не придумано ничего более интересного с технологической и экономической точек зрения. Мощности судостроения не позволяют производить суда в таких объёмах, сроки окупаемости новых теплоходов будут слишком длинными. Двигатели теплоходов «Москва» заменяются по истечению сроков выработки, мы экспериментировали, пробовали различные отечественные и импортные модели двигателей и остановились на Ярославском заводе, прежде всего по эксплуатационным характеристикам и возможности ремонта. Весь перечень оборудования теплоходов соответствует самым жёстким требованиям речного регистра, система ГЛОНАСС, система автоматического пожаротушения и другое, всё это в наличии».

А это буксир «Рейдовый-44» - построен в 1990 году на Судоремонтном заводе «Память Парижской Коммуны».

Брандвахта (несамоходное судно с жилыми помещениями, предназначенное для временного или постоянного размещения геологических партий, экипажей земснарядов, работников плавучих доков и мастерских, для проживания экипажей судов в межнавигационный или ремонтный период). В 1960-1970-е годы по проекту 95 было построено несколько десятков таких брандвахт.

ГУП «Мосводосток» обслуживает столичные предприятия - принимает сточные воды, очищает их и утилизирует отходы. Помимо 6 000 городских предприятий, которые пользуются сетями «Мосводостока», в зоне внимания компании 67 километров русла Москвы-реки от Карамышевского шлюза до Бесединского моста. Чистоту водной глади поддерживает технический флот.

С наступлением весны на Москве-реке открылась летняя навигация технического флота ГУП «Мосводосток», хотя деление на сезоны условно и речники трудятся круглый год. Для зимней эксплуатации есть восемь специально оборудованных теплоходов, включая ледокол «Риф», очищающих акваторию от плавающего мусора, и два нефтесборщика, работающих в низовьях Яузы. Но основная нагрузка приходится, конечно, на летний период, когда отдыхающие на берегу горожане начинают метать в реку не только мелкий бытовой мусор, но и неприспособленные к плаванию предметы - сейфы и автомобили. Говорят, что из Москвы-реки выловили даже банкомат. В таких неординарных случаях речники обращаются к полицейским, которые осматривают странные находки и фиксируют увиденное в протоколе.

Обычный рабочий день теплохода-мусоросборщика начинается на базе в затоне Новинки. Судно с командой из трёх человек (капитан и двое матросов) отваливает от дебаркадера и начинает неспешно патрулировать акваторию Москвы-реки. Три пары глаз внимательно смотрят на поверхность, пока кто-то не заметит чужеродный предмет. Чаще всего это отходы прибрежной жизнедеятельности человека - пластиковые бутылки, канистры, прочий пикниковый мусор, а также старая мебель, холодильники. Встречаются и упавшие в воду ветки деревьев, и бревна.

Обнаружив непорядок, капитан на тихом ходу направляет теплоход к отходам и опускает широкий ковш, закреплённый на носу судна. Ковш работает по принципу самосвала, зачерпывает трофей с поверхности и вываливает в бункер, способный вместить до десяти кубометров всякого хлама. Для утилизации мелких предметов достаточно и матроса, вооружённого сачком на длинной ручке, а для подъёма тяжестей со дна предусмотрен кран с захватом. За время нашей часовой инспекции акватория в зиловской промзоне оказалась девственно чистой, улов составили лишь пластиковая канистра и бревно.

В состав технического флота «Мосводостока» входят три десятка буксиров-теплоходов, мусоросборщиков, несамоходных плавсредств, плавучих кранов. Один из мусоросборщиков «МС-1» был построен в 1998 году на Московском судостроительном заводе по инициативе тогдашнего столичного мэра Юрия Лужкова. Тогда впервые у речников появилась техника, сделанная в соответствии с пожеланиями заказчика и оснащённая всем необходимым оборудованием. Из недостатков, пожалуй, можно отметить лишь тихоходность судна.

Как долго просуществует эта техническая территория - неизвестно. Речники говорят о непростом положении соседнего судостроительного завода, а здесь уже закрыты ЗИЛ и другие предприятия, вовсю растут этажи офисных и жилых комплексов.