Образное выражение. Определения. Примеры. Последний раз передо мной. Н. А. Некрасов




Источники богатства и выразительности русского языка

  • Образность художественной речи достигается и специальными изобразительными (литературно-стилистическими) средствами: тропами и стилистическими фигурами.

  • Тропы - это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении. Переносные значения слов образуются на основе сопоставления двух явлений и живут в тексте как явление литературное; в словарях они не зафиксированы.

  • Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.



Эпитеты

  • Эпитеты - образные определения. Они характеризуют, поясняют какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления. Употребляются в сочетании с определяемым словом, на которое и переносят свое значение, свои признаки.

  • В эпитетах часто сливаются изобразительное и лирическое начала (отношение к изображаемому). В них воплощается мироощущение писателя. Грязная война; бандитские цены; варварские методы.



Сравнения

  • Сравнения - это тоже образные определения предмета, понятия или явления с помощью сопоставления одного с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (этим оно отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент).

  • Анчар, как грозный часовой, стоит - один во всей вселенной.

  • А. С. Пушкин

  • Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно или может просто указывать на сходство (похож на...).



  • Нередки случаи, когда писатели создают развернутые сравнения. В них раскрывается несколько признаков одного явления или характеристика целой, группы явлений:

  • «Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако же и не тоненькие».

    Автор текста в основном захватил скульптурную обратимую трансформацию органического в геометрическом. С так называемым постмодерном это было сложнее. Название «постмодернизм» был первоначально только вспомогательный термин, и он был слишком неопределенные обозначения тенденции, которые оживляют особенно художественные сцены с половиной года.

    Однако, только в начале работы Габриэля поражали только что поиск, который позже называемого эстетическим номадизмом - цитируют архетипы и мифы прошлых эпох, заимствуя идеи из произведений древнего и недавнего прошлого, а также другие элементы «стиль» полет с такой замечательной легкостью и игривая игра даже в областях, запертых тайной и верой.

  • Н. В. Гоголь



Метафора

  • Метафора - употребление слова или выражения, обозначающего предмет, явление, действие, признак, с целью образного названия другого предмета, явления, действия на основании их сходства.

  • Метафора - это скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, что сравнивается, лишь подразумевается. От читателя требуется умение понять и почувствовать создаваемый образ:

  • Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

  • (Месяц)

  • Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.

  • А. Фет



Такие выражения, как метафорическими эпитетами.

  • Такие выражения, как « железный стих», « шелковые ресницы », « утро седое», одновременно выполняют роль эпитетов и метафор и называются метафорическими эпитетами.

  • В метафоре нельзя отделить определение от определяемого слова: исчезает смысл!!!



Олицетворение

  • Олицетворение - прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

  • Это один из постоянных приемов изображения в сказках, баснях, фантастических произведениях.

  • Олицетворение как художественный троп представляет собой оборот речи, в котором свойства человека переносятся на явления природы, предметы и отвлеченные понятия. Олицетворение является особым видом метафоры.

  • Улыбнулись сонные березки,

  • Растрепали шелковые косы.

  • С. А. Есенин



Аллегория

  • Аллегория - одна из форм иносказания, условное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного явления. Под изображенными в аллегории животными, людьми, предметами всегда имеются в виду другие лица, вещи, события, факты.

  • Аллегория распространена в изобразительном искусстве (например, женщина с повязкой на глазах и весами в руках - правосудие).

  • В литературе аллегория широко использует образы фольклора, античной мифологии, Библии. С ее помощью иносказательно выражаются идеи глубокого философского содержания.

  • Аллегория часто пронизывает все произведение. Она применяется в баснях, народных и литературных сказках, где хитрость иносказательно изображают в виде лисы, жадность и злость - в обличии волка, трусость - в образе зайца и т. п.



  • Аллегория лежит в основе многих загадок, пословиц, а также притч:

  • Сито свито, Золотом покрыто, Кто взглянет, Всяк заплачет.

  • (Солнце)

  • «8. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,

  • 9. потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей».

  • Книга притчей Соломоновых




Метонимия

Наклейки всегда склеиваются впоследствии, и иногда они даже не находят выражения, которые будут относиться к переходным этапам и явлениям. В то же время интересно отметить, что еще никто не может назвать искусство ранних лет. Было другое время и время, чтобы ускориться. Были и другие группы, другие тенденции или только движения строгости, и к ним Хардвелл казался несколько старомодным и, как писал один рецензент, «затвердевает».

Так часто оставалось только плакать о неправильной могиле постмодерна. И поскольку этот термин назывался хаотичным, то, что осталось на полпути, нечего было жалеть. На третьем шоу Упрямого Габриэля он выставил скульптуры, экспериментируя в нескольких самолетах. По его мнению, он, конечно, не одинок.

    Метонимия - замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности). Например, в нашем представлении неразрывно связаны автор и написанная им книга, пища и посуда, в которой ее подают, характерная одежда человека и человек, в нее одетый, действие и орудие этого действия.

    Однако эти коробки и «аквариумы» не только вызвали эпоху Искусства и Сюрреализма, но и объекты Штирии или Рыкры. Это была главным образом новая работа, новое пространство в работе, редкий лирический жест и доказательство того, что скульптура может по существу работать с предметной реальностью и реальностью, которая лежит на грани между фантазией и чудом.

    Работы Михала Габриэля, выставленные на третьей групповой выставке, были получены положительно, положительно. Однако было указано, что группа, которая более или менее стала концепцией истории искусства современного чешского искусства, стала членом группы. Предпочтение было отдано голосующим и бурным встречам, но результат был небольшой сенсацией для чешской сцены искусства.

  • Зато читал Адама Смита...

  • А. С. Пушкин

  • Не то на серебре, на золоте едал...

  • А. С. Грибоедов

  • Потому, что здесь порой Ходит маленькая ножка, Вьется локон золотой...

  • А. С. Пушкин



Синекдоха

  • Синекдоха - особая разновидность метонимии. Она, как уже говорилось, основана на замене названия целого явления названием его части, или, наоборот, называя целое, подразумевают какую-то его часть. При этом нередко заменяют единственное число множественным или множественное - единственным:

  • Отсель грозить мы будем шведу...

  • А. С. Пушкин

  • Мы все глядим в Наполеоны...

  • А. С. Пушкин

  • Чтобы у ног вы увидали Мундир, и шпоры, и усы!

  • М. Ю. Лермонтов



Гипербола

  • Гипербола - образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления

  • («В сто сорок солнц закат пылал!»).



Литота

  • Литота - художественное преуменьшение.

  • Эти приемы представляют собой явное или скрытое сопоставление двух разнородных явлений, основанное на их общем признаке, при этом предмету или явлению приписывается признак или несколько признаков, которыми в реальной жизни они обладать не могут.

  • Литотой называется также стилистический прием как бы двойного отрицания:

  • « небезуспешный», « небесспорный».



  • Выводы:

  • Образность в художественной речи достигается специальными изобразительными средствами (литературно-стилистическими) - тропами.

  • Тропы - это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении, оно понятно только в данном тексте.

  • Тропы позволяют писателю в образной форме донести до читателя идейно-художественное содержание произведения



  • 1) Плыл туман, как фимиамы тысячи кадил.

  • Спутник песенкою странной сердце бередил

  • (А. Ахматова).

  • 2) О, это был прохладный день в чудесном городе Петровом! Лежал закат костром багровым, и медленно густела тень. (А. Ахматова).

  • 3) Заплаканная осень, как вдова в одеждах черных, все сердца туманит (А. Ахматова)



4

  • 4) Эй, борода, а как проехать отсюда к Плюшкину; (Н. В. Гоголь).

  • 5) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А. С. Грибоедов).

  • 6) Прощай, свободная стихия!

  • Последний раз передо мной

  • Ты катишь волны голубые

  • И блещешь гордою красой! (А. С. Пушкин).

  • 7) Люблю тебя, Петра творенье! (А. С. Пушкин).



  • 8) Природа постановила, чтобы человек в известный период жизни любил. Настал этот период - ну и люби во все лопатки (А. П. Чехов).

  • 9) Контрабас пил чай вприкуску, а флейта внакладку (А.П.Чехов).

  • 10) Пуще всего береги копейку. (Н. В. Гоголь).

  • 11) И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Ю. Лермонтов).

  • 12) Туч вечерних червонный ковер самоцветными несся шелками (В. Луговской).



  • 13) Прикручен шар земной ко мне.

  • Я, как усталая японка,

  • Весь мир таскаю, как ребенка,

  • Рыдающего на спине

  • (Е. Евтушенко).

  • 14) И руки обессиленно повисли.

  • Сломала зубы молодость,

  • И вот рассудочность сомнительные мысли

  • Пластмассовою челюстью жует.

  • (Е. Евтушенко).

  • 15) Эх, и заведу я себе тихоокеанские голифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф! (В. Маяковский).



стилистические фигуры

  • В отличие от тропов, которые обогащают мысль новым образным содержанием, стилистические фигуры воздействуют на читателя благодаря специальным способам синтаксической организации речи.

  • Стилистические фигуры - особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова.



Антитеза

  • Антитеза - стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Выражается обычно антонимами:

  • Ты богат, я очень беден;

  • Ты прозаик, я поэт.

  • А. С. Пушкин



Оксюморон

  • Оксюморон - соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих сущность изображаемого.

  • Ветер веселый

  • Эх ты, горе горькое,

  • И зол и рад.

  • Сладкое житье.

  • Город пышный, город бедный,

  • Дух неволи, стройный вид...

  • А. С. Пушкин



Градация -

  • Градация - такое построение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (или уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.

  • Наши чиновники давно забыли, что обязаны беречь народное добро, сохранять, приумножать, драться за каждую копейку!

  • Когда волнуется желтеющая нива,

  • И свежий лес шумит при звуке ветерка,

  • И прячется в саду малиновая слива

  • Под тенью сладостной зеленого листка.

  • М. Ю. Лермонтов



Параллелизм

  • Параллелизм - сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие явлений, придает речи особенную выразительность.

  • Параллелизм характерен для устного народного творчества (песни, частушки). Чаще всего в фольклоре сопоставляются образ природы и образ человека.

  • Ах, кабы на цветы не морозы,

  • И зимой бы цветы расцветали;

  • Ох, как бы на меня не кручина,

  • Ни о чём-то бы я не тужила.



  • В литературе этот прием имеет самое разнообразное применение, причем наряду со словесно-образным параллелизмом может быть и композиционный, когда в романе, повести развиваются параллельные сюжетные линии.

  • В синем небе звезды блещут,

  • В синем море волны хлещут.

  • Брожу ли я вдоль улиц шумных,

  • Вхожу ль во многолюдный храм,

  • Сижу ль меж юношей безумных,

  • Я предаюсь своим мечтам.

  • У ночи много звезд прелестных,

  • Красавиц много на Москве.

  • А. С. Пушкин



Анафора

  • Анафора - повторение начального слова, словосочетания или двух самостоятельных отрезков речи.

  • Стонет он по полям, по дорогам,

  • Стонет он по тюрьмам, по острогам.

  • Н. А. Некрасов



Эпифора

  • Эпифора - выразительное повторение слов или выражений в конце отрезка речи.

  • Н. В. Гоголь



Инверсия

  • Инверсия - своеобразная расстановка слов в предложении, нарушающая порядок, установленный правилами.

  • И день за днем ужасно злить меня вот это стало.

  • В. В. Маяковский

  • Прямой порядок: И вот это стало меня день за днём злить ужасно.



Умолчание

  • Умолчание - оборот речи, в котором мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном.

  • Но мне ли, мне ль, любимцу государя...

  • Но смерть... но власть... но бедствия народны...

  • А. С. Пушкин



Риторический вопрос

  • Риторический вопрос - оборот речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме.

  • Что ищет он в стране далекой?

  • Что кинул он в краю родном?

  • М. Ю. Лермонтов

  • И какой русский не любит быстрой езды?

  • Н. В. Гоголь



Именительный представления

  • Именительный представления - изолированный именительный падеж, называющий тему последующей фразы и призванный вызвать особый интерес к предмету высказывания.

  • 11 сентября 2001 года. Этот день стал черным днем в жизни всей планеты.



Эллипсис

  • Эллипсис – намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.

  • В ваших письмах - правда жизни!



Найдите стилистические фигуры речи

  • 1) Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей

  • (А. Ахматова).

  • 2) Где стол был яств, там гроб стоит

  • (Г. Р. Державин).

  • 3) Швед, русский колет, рубит, режет

  • (А. С. Пушкин).



  • 4) Оттого и оснеженная даль за окнами тепла, оттого и я, бессонная, как причастница спала (А. Ахматова).

  • 5) Тебе - белый свет, пути вольные, тебе зорюшки колокольные. А мне ватничек и ушаночку. Не жалей меня, каторжаночку (А.Ахматова).

  • 6)Так любовь уходит прочь… Навсегда. В чужую ночь. Прерывая крик, слова. Став незримой, хоть жива (И. Бродский).



  • 7)Жить - так на воле, умирать - так дома

  • (А. Ахматова).

  • 8) Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!

  • На ногах не стоит человек.

  • Ветер, ветер - на всем божьем свете! (А. Блок).

  • 9) Не жалею, не зову, не плачу.

  • Всё пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин).



  • 10) И какие-то печали издали, И туманные скрижали от земли.

  • И покинутые в дали корабли.

  • И какие-то за мысом паруса.

  • И какие-то над морем голоса

  • (А. Блок).

  • 11)

  • Я пью за разоренный дом,

  • За злую жизнь мою,

  • За одиночество вдвоем, -

  • И за тебя я пью, -

  • За ложь меня предавших губ,

  • За мертвый холод глаз,

  • За то, что мир жесток и груб,

  • За то, что Бог не спас

  • (А. Ахматова).



  • 12) Что счастие? Вечерние прохлады в темнеющем саду, в лесной глуши? Иль мрачные, порочные услады вина, страстей, погибели души?.. Когда ж конец? Назойливому звуку не станет сил без отдыха внимать... Как страшно все! Как дико! - Дай мне руку, товарищ, друг! Забудемся опять (А. Блок).