Что делать моббинг комсомольская правда. Моббинг на работе: что такое, причины, как противостоять, профилактика моббинга. Когда моббинг — не моббинг


Когда сотрудник ощущает дискомфорт, давление и моббинг на работе – что делать и как поступать – первый вопрос, который у него возникает. Для того, чтобы найти действительно правильный выход, нужно предварительно оценить и взвесить все обстоятельства и причины, которые стали причиной таких проявлений. Для начала, определим, что само по себе означает понятия моббинг и в чем он выражается.

Моббинг – это давление на сотрудника, которое имеет психологический характер и исходит от начальства, сослуживцев или работников, которые находятся у него в подчинении, направленное на то, чтобы стимулировать его покинуть рабочее место. Наиболее частые формы его проявления – это постоянная критика человека, которая не имеет оснований, а также обсуждения, ложные обвинения, слухи и сплетни, которые являются ложью и нацелены на дискриминацию профессионального уровня работника и его репутации.

Давление может выражаться и в других формах, например, провокационных заявлениях, насмешках, бойкотах или намеренном игнорировании сотрудника, оскорблениях в прямой форме или других ущемления достоинства и личности человека. В некоторых случаях ситуация может привести к нанесению материального ущерба или физических травм.

Причины и последствия моббинга

Спектр возникновения проявлений психологических нападок на работника довольно велик. Иногда он формируется на основе личностной неприязни: мести, негативного личного отношения, зависти. В некоторых случаях моббинг вызван профессиональными, рабочими моментами: борьба за руководящую должность, конкуренция за награду или премию, страх потери рабочего места за счет сотрудника, который справляется с обязанностями лучше. Также моббинг может возникнуть просто из-за скуки или отсутствия работы у коллектива.

Как мы видим, причины давления могут быть абсолютно разные, что говорит т о том, что никто не застрахован от роли затравливаемого работника, причем независимо от должности. Коллектив может объединиться против одного из коллег, против человека, который занимает более низкую должность, или же против руководящего звена.

Но все же есть люди, которые чаще всего попадают под массовое давление, которых можно выделить на фоне остальных работников компаний:

Психологическое влияние часто оказывают на представителей той должности, которую стремятся занять большинство сотрудников. Причины популярности назначения могут быть разные: высокая оплата труда, лояльное отношение руководства, или просто престижность и влиятельность. В таком случае весь коллектив объединяется против человека, который занимает эту должность для того, чтобы он покинул рабочее место, и его мог занять другой представитель персонала, который, вполне вероятно, также будет поддаваться моббингу;

Сотрудники, которые кардинально отличаются от остального коллектива своими взглядами, мировоззрением, стилем или поведением. К такой группе относят тех сотрудников, которые высокомерно относятся к окружающим, считая себя лучше остальных работников и глядя на них свысока. Или наоборот, те работники, у которых , и они минимизируют общение с персоналом, считая себя недостойными, слабыми и неспособными на достижение результатов;

Если в компании появился новый человек, который был назначен на руководящую должность, он вполне может стать объектом моббинга. Его шансы увеличиваются, если он начнет сразу вносить свои коррективы в рабочий процесс, командовать персоналом, вносить новые правила вместо общепринятых, и давно существующих в компании. Такая ситуация очень часто может иметь место в организациях, ведь коллектив таки большой, а руководитель один. Всех он уволить не может, а работать под давлением делается просто невыносимо;

Объектом моббинга от лица руководителя может стать весь коллектив. Конечно, негативное отношение будет взаимно, но руководитель, который настроен оказывать давление на всех подчиненных, не дает жизни никому из работников: штрафуя, выговаривая и заставляя переделывать работу по несколько раз. Для такого управленца главное – чтобы коллектив боялся его, а то уважают они начальника или ненавидят, их не волнует.

Моббинг на работе может возникнуть из-за какой-либо конфликтной ситуации, которая произошла в коллективе, пусть даже незначительной. Тогда психологическая атака является выражением мести, и желающий отомстить будет до последнего направлять все свои силы на то, чтобы заставить обидчика уйти с организации.

Как бы странно это не звучало, но моббинг часто возникает на почве того, что сотрудникам нечего делать на работе и они принимаются изводить кого-либо в коллективе целью развлечения. В таком случае, любой сотрудник может стать объектом психологического давления только по причине переизбытка свободного времени у персонала.

Это основные причины, по которым могут возникать психологические проблемы в коллективе, но бывают и другие ситуации, которые провоцируют прессинг, однако они носят индивидуальный характер – личные обиды, подсиживания и прочие нюансы работы в коллективе.

Виды моббинга

Специалисты выделяют большое количество видов моббинга, которые встречаются в повседневной жизни сотрудников. Здесь мы приведем примеры тех видов, которые встречаются чаще всего. К ним относятся:

Моббинг горизонтального и вертикального вида. К этому виду относится психологический прессинг, который организовывают сослуживцы и направляют на одного из представителей персонала или же на человека, который занимает руководящую должность. Некоторые специалисты моббинг, направленный на вышестоящее, руководящее звено, называют боссинг.

Моббинг латентного вида. При использовании латентного моббинга, коллектив действует по принципу скрытого выживания сотрудника с работы. Эти действия направленны на то, чтобы человек сам захотел покинуть рабочее место, как бы без участия кого-либо из сослуживцев. В таком случае нет открытой формы проявления негатива или агрессии, скорее намеки и ситуации, которые провоцируются для того, чтобы дать понять человеку, что он ничего собой не представляет.

Как опознать проявление латентного давления со стороны сослуживцев? Человек пришел на работу, и ему необходимо срочно распечатать документацию, однако коллеги как бы намерено не освобождают копир, выполняя все новые задачи. Просьбы о том, чтобы дать вам распечатать пару документов для срочного совещания, они игнорируют, и уступают место только за несколько секунд до начала отчетной встречи с начальством. Другая ситуация: руководитель передал важную информацию о срочном собрании на обеденном перерыве через коллегу, а вы узнали об этом уже только после того, как оно закончилось. И это при том, что все остальные присутствовали.

Помимо провокационных ситуаций, возникает дефицит общения с окружающими работниками, они избегают разговоров и совместных посиделок на перерыве с одним из коллег. А обращаются только в том случае, когда к этому вынуждает рабочий процесс, т то с большим нежеланием.

Латентный вид давления нацелен на то, что и весь моббинг в принципе: довести сотрудника до того, чтобы он принял решение покинуть компанию, в виду накаленной, непереносимой обстановки и негативного отношения со стороны окружающих. Ведь для многих людей работа в отрицательно настроенном коллективе кажется слишком сложной и изматывающей, что и вынуждает их менять рабочее место. Тем самым человеку, который провоцировал негативные моменты, изоляцию и скрытый прессинг ушедший доставляет огромное удовольствие.

Моббинг латентного характера вертикального типа. Это такой же моббинг на работе, как и в предыдущем пункте, только инициатором выступает не сослуживец или группа коллег, а сам начальник. Руководитель не оценивает труд работника, игнорирует достижения, предоставляя самую сложную, невостребованную и рутинную работу. Он не приглашает работника участвовать в важных обсуждениях, не информирует о конференциях, совещаниях, встречах, как бы показывая, что не желает видеть человека на мероприятиях. Все проявления инициативы, идеи и предложения он игнорирует, реагируя, как на пустую информацию, не слушая и перебивая. Таким образом, возможность подняться по служебной лестнице равняется нулю, ведь начальник делает все, чтобы не дать вам проявить свои способности.

Моббинг открытого вида. Это самая ярко выраженная разновидность психологического давления на сотрудника. Он подвергается открытым насмешкам и оскорблениям, сталкивается с материальным ущербом, который наносится намеренно инициаторами прессинга.

К чему приводит моббинг?

В странах Европы и Соединенных Штатах Америки проводились специальные исследования на основе медицинских показателей, которые позволили прийти к следующим выводам: сотрудники, сталкивающиеся с моббингом на рабочем месте, очень расположены к психологическим расстройствам и нарушениям.

Когда прессинг только начинается, сотрудник всячески старается доказать своим коллегам или руководителю, что он хороший профессионал и готов идти на контакт и поддерживать общение со всем персоналом. После того, как моббинг переходит на следующий уровень, человек оказывается изгоем: с ним перестают общаться, здороваться, его не принимают в коллектив.

На уровне подсознания у индивида формируется мнение о том, что если его старания не привели к желаемым результатам, значит, он не достаточно квалифицирован, как работник, и не интересен, как человек. Эти мысли приводят к росту неуверенности в себе, уязвимости и появлению ощущения беспомощности. За счет снижения уровня самооценки, возникают комплексы, при этом параллельно ухудшается и физическое состояние: начинает болеть голова, появляется бессонница, частые простуды. Эти синдромы имеют хронический характер, что приводит к вынужденным пропускам работы. А это, в свою очередь, провоцирует новые проблемы и формирует повод для дальнейшего давления на человека за отгулы и пропуски.

Из-за прессинга со стороны коллектива или начальства у служащего теряется концентрация внимания, снижается уровень работоспособности, а иногда тяжелая обстановка может стать причиной инфаркта или инсульта. В таком состоянии нет речи о том, чтобы эффективно и качественно выполнять свои обязанности, что приводит к написанию заявления на увольнение.

Но даже после увольнения самочувствие человека не всегда приходит в норму. Синдромы, которые развивались во время постоянного напряжения, могут осложниться, так как проявляются признаки посттравматического стресса.

Некоторые специалисты убийства, насилие и грабежи ставят на один уровень по тяжести преступления с давлением на человека в рабочем коллективе. Для многих это покажется удивительным – ведь наряду с такими тяжкими преступлениями, моббинг кажется совершенно безобидным, но это мнение ошибочно. Иногда для человека последствия травм после такого давления очень тяжелые и могут привести к психическим нарушениям, тяжелым душевным травмам и даже провоцировать самоубийство.

У человека могут возникать приступы агрессии, которые не мотивированны никакими внешними факторами, на основе пережитой травмы, унижения и давления со стороны окружения.

Когда человек, или группа людей, намеренно начинают провоцировать дискомфортную обстановку для сослуживца, они редко задумываются о последствиях, особенно если причиной становится желание просто развлечься и отвлечься от скуки и рутины. На самом деле, такими нападками они создают проблемы не только тому индивиду, на которого направлено давление, но и его окружению: родным, близким людям, которые переживают за человека. Кроме того, это сказывается и на эффективности и результативности работы всего предприятия – ведь атмосфера в коллективе это один из самых значимых факторов, которые влияют на производительность труда.

Коллектив, вместо того, чтобы направлять свою энергию на достижение общих целей, повышение уровня продаж или производительности организации, занимается тем, что всячески стремиться выжить коллегу с работы. Тот, в свою очередь, так же не может полноценно исполнять свои обязанности, так как с каждым днем чувствует себя хуже и ощущает дискомфорт на рабочем месте, а мысли уходят далеко от рабочих моментов.

Известные западные специалисты установили, что моббинг становится причиной огромных материальных потерь компании, значительного снижения эффективности работы всей организации и потери клиентов. Психологические прессинги, стрессы и негативно настроенные сотрудники способны принести больше убытков, чем многие другие экономические и производственные проблемы.

Как избежать моббинга в коллективе

Ни один владелец бизнеса не заинтересован в том, чтобы доходность его предприятия падала не по дням, а по часам. Тем более, когда причины этого не имеют в основе глобальных неизбежных факторов, а основываются на межличностных отношениях между подчиненными. Для того, чтобы избежать таких ситуаций, следует максимально контролировать внутреннюю атмосферу в коллективе, а помимо этого, принимать следующие меры:

Формирование корпоративной культуры в компании;

Организация благоприятного психологического и социального климата в коллективе, которая должна быть установлена, прежде всего, самим руководителем;

Развитие управленческих навыков у представителей руководящих должностей;

Налаживание контакта с подчиненными, готовность обсудить проблему и помочь ее решить со стороны руководителя;

Формулировка перечня должностных обязанностей каждого сотрудника, и установка ответственности для них, для того, чтобы человек знал, что он должен выполнить и не мешал другим выполнять их работу;

Предоставление возможностей для продвижения по службе всем сотрудникам в одинаковой мере;

Обеспечение раздела обязанностей между подразделениями и отделами фирмы таким образом, чтобы каждый из них занимался своим кругом задач, не пересекаясь с деятельностью других;

Формирование ценностной политики: пресечение интриг, сплетен, доносов, развитие взаимоуважения и взаимной поддержки;

Исключение неслужебных отношений на работе;

Обеспечение открытой политики управления, чтобы каждый сотрудник понимал и знал, по какой причине тот или иного коллега получил премию, выговор или повышение.

Таким образом, надо строить свою работу с персоналом с самого начала совместной деятельности, чтобы избежать негативного настроения в коллективе, и, как следствия, моббинга. Но что же делать, если коллектив формировался по другим правилам, и этим нюансам не уделялось внимание, а в итоге сотрудник так столкнулся с проявлением психологического давления? Можно постараться избежать таких ситуаций, по словам ученых, для этого нужно следовать ряду установок самим работникам:

Очень редко под давление попадают добродушные и обаятельные люди, поэтому на работе желательно быть приветливыми со всеми коллегами;

Когда новичок приходит на рабочее место, желательно проявить максимум формальности, вежливости и делового интереса. Не стоит вникать в сплетни, прислушиваться к мнениям о том или ином сослуживце и начинать работы с конфликтов и провокаций. На начальном этапе лучше не стремится попасть в центр внимания, а выбрать позицию наблюдателя со стороны: изучить психологические особенности людей, эмоциональный облик, примерно проанализировать характеры;

Индивидуальность должна сохраняться у любого человека, но следует стараться не быть экстраординарной личностью на фоне остальных;

Унижения между сослуживцами – недопустимы. Намного лучше сделать комплимент человеку, похвалить его работу, если она действительно этого заслуживает;

В любом коллективе сплетни и отрицательные отзывы за спиной портят отношения и стимулируют негатив по отношению друг к другу. Даже если случайно человек узнал какую-либо информацию, во избежание конфликтов лучше оставить ее при себе;

Даже когда работник сталкивается с подшучиванием или доставанием со стороны коллеги, ему следует не нервничать, держать себя в руках и выяснить, в чем причина его обращения. Главное, не проявлять обиды или не реагировать аналогичными колкостями, так как это уже – основа для конфликта;

В некоторых случаях следует уметь постоять за себя и свою точку зрения;

Ошибочным поведением является отказ от участия в совместных праздниках, корпоративных вечеринках и неприятие установленных правил и традиций компании;

Если сотрудник знаком с вышестоящим начальством, не следует это демонстрировать, возвышая себя, таким образом, на фоне других. Пообщаться с руководителем, как с другом, можно в нерабочее время, а в компании должна соблюдаться субординация.

Для того чтобы человек мог рассчитывать на поддержку со стороны начальства в сложной ситуации, необходимо позиционировать себя, как надежного, исполнительного и ответственного работника.

Чтобы минимизировать вероятность возникновения прессинга, необходимо постоянно наблюдать за обстановкой и ситуациями, которые происходят в коллективе, в компании. Нет необходимости принимать участие в спорах, обсуждениях кого-либо, но быть в курсе, наблюдать и делать выводы – это лучший способ быть готовым к любым форс мажорным обстоятельствам.

Как бороться с моббингом на работе?

Если в коллективы замечены проявления массового психологического давления на одного сотрудника, необходимо срочно принимать меры для того, чтобы купировать этот процесс. Сотрудник, который столкнулся с этой проблемой, должен в первую очередь понять для себя причину прессинга, почему из всего коллектива именно он попал под давление общественности. Если не разобраться в истоке проблемы, то череда увольнений и поиска новых мест работы может продолжаться всю жизнь.

В некоторых ситуациях следует поговорить с коллегами откровенно и выяснить, что стало причиной их давления, или же можно постараться расположить к себе окружающих каким-либо поступком.

Важно так же понять и цель, которую преследует коллектив, прессуя коллегу. Если это - желание выжить его из компании, то вряд ли компромисс будет возможен в такой ситуации. Все, что может делать человек в таком случае, это оказывать противодействие прессингу. Независимо от того, столкнулся работник с моббингом или боссингом – выход один: максимально сконцентрироваться на работе, стремиться к достижению наилучших результатов и ни в коем случае не допустить ошибки или недочета.

Для того, чтобы прекратить давление со стороны коллег, можно использовать скрытую видеокамеру или записать на диктофон ту ситуацию, которая ярко представляет процесс моббинга, и предоставить доказательства руководителю или же пообещать это сделать в случае, если процесс не прекратиться.

Думая о том, как бороться с моббингом на рабочем месте , прежде всего, необходимо оценить свое психологическое состояние: если нервы уже на пределе, начинается физическое недомогание, то лучше прекратить мучать себя, ведь здоровье все-таки важнее. Можно попробовать провести самому себе тестовый опрос, чтобы понять, если присутствует моббинг на работе – что делать: увольняться или продолжать противодействие.

Видео о моббинге на работе (пример):

Моббинг – психологическое давление, травля коллектива или его части (руководства, подчиненных или коллег) в отношении работника, осуществляемые с целью вынудить человека сменить работу . Моббинг в организации, как правило, выражается в постоянной и часто необоснованной критике, в распространение о сотруднике заведомо ложной информации (слухов и сплетней), подрывающей профессиональную компетентность и репутацию. Также моббинг проявляется в виде насмешек и провокаций, прямых оскорблений и запугиваний, бойкота и демонстративного игнорирования, в нападках ущемляющих честь и достоинство и даже в виде причинения материального или физического вреда.

Причины моббинга

Причины возникновения моббинга на работе могут быть разными – от желания отомстить до жажды власти, от личной злобы, вызванной страхами или завистью до обычной скуки. И то, что причин у моббинга большое количество, означает, что стать жертвой моббинга может любой сотрудник, начиная от обычного служащего и заканчивая руководителем какого-нибудь отдела. Однако здесь имеется своя группа риска.

Жертвами моббинга часто становятся те, кто занимает высокооплачиваемую или относительно высокую должность, место, которое мечтает занять едва ли не любой работник предприятия. В данном случае моббинг применяется как средство для освобождения заветного кресла.

Также в группу риска психологической травли попадают так называемые «белые вороны» - люди, отличающиеся от большинства, те, кто хоть в чем-то оказался «не похожим на других». Часто это бывают люди, необоснованно претендующие на то, что они «круче всех», либо неоправданно ощущающие себя «пустым местом».

Потенциально опасной является ситуация прихода в сформировавшийся коллектив нового руководителя. Особенно если этот руководитель начинает вносить новизну и менять порядки, нарушая устоявшиеся правила и негласные нормы. Моббинг руководителя со стороны подчиненных - явление достаточно распространенное…

Моббинг может быть следствием желания руководителя, напугав подчиненных, повысить свой авторитет. Такие люди придерживаются правила одного из древнеримских императоров: «Пусть ненавидят, только бы боялись ».

Причиной моббинга может стать самый незначительный конфликт на работе. В данном случае желание отомстить является чем-то вроде вечного двигателя: пока моббер не добьется своего, он не успокоится.

Наконец, достаточно распространенной причиной появления в рабочем коллективе моббинга является скука. Человек оказывается под психологическим прессом просто из-за чьей-то забавы и желания поразвлечься.

Виды моббинга

Разновидностей моббинга большое множество, однако, можно выделить несколько наиболее распространенных видов:

Вертикальный и горизонтальный моббинг

Горизонтальный мобинг – это притеснения со стороны коллег по работе. В случае же если инициатором психологической травли становится непосредственный руководитель это уже вертикальным моббинг, еще его называют боссингом.

Открытый и латентный моббинг

В случае латентного мобинга действия разворачиваются согласно известной многим пословице: «Предоставьте человеку веревку, а повесится он сам ». Психологическое давление здесь происходит в скрытой форме, вам «вставляют палки в колеса» и как бы намекают на то, что вы пустое место, нежеланная персона и вам лучше уйти.

Однажды, придя на работу, человек может ощутить изоляцию, почувствовав вокруг себя информационный вакуум: важную и необходимую информацию ему предоставляют поздно (когда для исправления ситуации он уже не в силах ничего предпринять), либо вовсе эту информацию утаивают. Неформальное общение с начальником и коллегами резко сводится к минимуму. Сослуживцы начинают его сторониться, обращаясь исключительно по делу.

Цель латентного моббинга - сделать пребывание на рабочем месте невыносимым, вынудить покинуть предприятие. Для человека, такое отношение коллектива в большинстве случаях становится тяжким испытанием, и он не выдерживает прессинга: пишет заявление об уходе. А скрытый провокатор с улыбкой потирает, казалось бы, ничем не запятнанные руки…

Вертикальный латентный моббинг может проявляться в том, что ваш босс будет не замечать результаты вашего труда, давать вам самую безнадежную работу, проводить в ваше отсутствие важные совещания, игнорировать всякую инициативу. То есть блокировать возможности вашего продвижения по карьерной лестнице , незаметно для любого, но только не для вас.

Открытый моббинг – это крайняя его степень. В ход идут все средства - открытые насмешки, издевательства и оскорбления, порча имущества (важных рабочих документов или личных вещей).

Медицинские исследования, проводимые в Европе и США (там слово «мобинг» звучит сегодня практически повсеместно) показали, что люди, подвергающиеся на работе эмоциональному насилию, очень быстро становятся психологически нестабильными. Сначала жертвы моббинга доказывают коллегам и начальству свою социальную и профессиональную состоятельность. Когда давление усиливается, они попадают в социальную изоляцию. Не получив положительных оценок и растратив все силы на бессмысленные доказательства жертвы моббинга становятся уязвимыми, неуверенными и беспомощными. Их начинают терзать различные фобии , падает самооценка , появляются характерные стрессу симптомы – головная боль, простуда, невозможность быстро уснуть … Люди попадают в замкнутый круг, у них развиваются хронические заболевания, а вынужденное отсутствие на работе из-за плохого самочувствия вызывает претензии и все новые и новые моббинг-атаки.

Часто мобинг становится причиной потери концентрации внимания и умственной работоспособности (нередки и случаи инфарктов). В результате человек уже не в силах выполнять свои должностные обязанности и вынуждено увольняется по собственному желанию. Однако на этом его проблемы со здоровьем могут не закончиться - могут остаться или даже усилиться, приведя к такому диагнозу, как посттравматический стресс. Неудивительно, что в книге «Насилие на работе», изданной в 1998 году Международным бюро труда, моббинг упоминаются в одном ряду с изнасилованием, ограблением и убийством. Конечно, на первый взгляд может показаться, что в сравнении с перечисленными преступлениями моббинг выглядит вполне безобидно, однако тот эффект который он оказывает на жертву, тем более если психологическая травля длится достаточно длительное время, имеет настолько разрушительное воздействие, что некоторые люди заканчивают жизнь самоубийством. Также не исключено, что некоторые из случаев немотивированной агрессии могут быть следствием негативных чувств, испытываемых людьми, подвергавшимися моббингу на работе.

Но не только от моббинга страдает его непосредственная жертва (его здоровье и психическое состояние), последствия коллективного психологического террора также негативно сказываются на близких и родных этих людей, а также на фирмах, в которых они трудятся. Страдают отношения, в компании значительно падает уровень продуктивности труда , ведь энергию, которые люди должны направлять на выполнение ежедневных задач они тратят на осуществление моббинга.

В 1991 году психолог Брэди Уилсон, специализирующийся на лечении, получаемых на работе психологических травм, написал статью в журнале «Workforce Magazine» - «Моббинг в организациях приводит к огромным потерям, которые исчисляются миллиардами долларов. Психологические травмы, получаемые служащим в результате моббинга, более разорительный фактор для работодателя, чем все другие стрессы вместе взятые ».

Существование моббинга в трудовых коллективах может стать причиной снижения эффективности деятельности любого предприятия. Поэтому владельцам и директорам предприятий и организаций для профилактики моббинга следует принять ряд мер:

  • Формировать в организации здоровую организационную культуру.
  • Роль руководителя - поддержать в рабочих коллективах здоровый социально-психологический климат.
  • Развивать у высшего руководства управленческие навыки.
  • Создавать механизмы получения обратной связи от служащих.
  • Четко формулировать служебные обязанности и точно обозначать границы индивидуальной ответственности каждого работника.
  • Обеспечить четкое и рациональное разделение труда между различными структурными подразделениями, исключающее пересечение и дублирование стоящих перед ними задач.
  • Формировать понятную систему кадрового продвижения, дающих возможность карьерного роста .
  • Обеспечить открытость информационных потоков на предприятии и создать прозрачный механизм принятия управленческих решений.
  • Исключить возможность родственных или интимных связей между руководством и подчиненными.
  • Создавать нетерпимость в отношении к разносчикам сплетен и пресекать любые интриги на работе.

Эти меры помогут руководству компании в профилактике моббинга. А что делать человеку, столкнувшемуся с психологическим давлением на работе, как бороться с моббингом? Прежде чем рассказать о том, как бороться с этим давление давайте разберемся как его избежать.

В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме моббинга в трудовом коллективе, приводятся различные рекомендации как себя надо вести, чтобы избежать моббинга на рабочем месте. В обобщенном виде эти советы выглядят следующим образом:

  • Моббинг редко направляют на обаятельных, так что по возможности будьте доброжелательны со всем коллективом. Это не значит, что надо перед всеми заискивать и пресмыкаться.
  • Придя на новую работу (особенно во время испытательного срока ), общайтесь с коллективом более ровно и формально вежливо. Не стремитесь сразу ввязываться во внутренние разборки, не привлекайте излишнее внимание неординарным поведением, не навязывайте свое эмоциональное расположение.
  • Найдите золотую середину между тем, чтобы не выделяться из коллектива и сохранить свое лицо.
  • Никого не унижайте своего коллегу. Напротив, хвалите и старайтесь возвысить его в собственных глазах и в глазах работников. Только не переусердствуйте!
  • Не сплетничайте и не злословьте, а услышав сплетню, не распространяйте ее в коллективе (и вообще надо знать, когда следует промолчать ).
  • Если кто-то из работников пробует вас «достать», не переживайте, спокойным тоном попытайтесь выяснить чего он добивается. Не реагируйте на обидные слова. Помните, что на обиженных воду возят.
  • Не давайте себя в обиду. Иногда стоит «показывать зубы».
  • Не игнорируйте корпоративные мероприятия, придерживайтесь традиций и негласных правил коллектива.
  • Не фамильярничайте с руководителем, даже если вы с ним в приятельских отношениях. Не афишируйте эту дружбу, дружите за пределами фирмы.
  • Добросовестно и профессионально исполняйте свои обязанности. При возникновении конфликта начальник примет вашу сторону, вряд ли он захочет терять хорошего работника.

И главное, чтобы избежать моббинг на работе, надо постоянно наблюдать за тем, что происходит в частности вокруг вас и в целом на предприятии. Наблюдательность и проницательность помогут услышать и увидеть чуть больше, а анализ полученной информации даст возможность всегда принять правильное решение. Это что касаетсяпрофилактики моббинга, его предотвращения. А теперь несколько советов о том, как бороться с мобингом.

Как бороться с моббингом

С моббингом бороться можно и делать это надо обязательно. Если вы стали объектом целенаправленной, регулярной психологической травли, прежде всего, необходимо попытаться понять или выяснить ее причины. Анализ ситуации в подобной ситуации очень важен: ведь, не разобравшись, следствием чего является моббинг, можно постоянно «наступать на одни и те же грабли», вновь и вновь меняя место работы. Иногда изменить ситуацию и поменять о себе мнение коллектива помогает располагающий поступок или откровенный разговор.

Если целью моббера является устранение вас из фирмы, и он не хочет идти ни на какие компромиссы, у вас остается единственный вариант - противостояние. Если главным нарушителем вашего спокойствия на работе является непосредственный начальник, докажите ему, и всему коллективу свою полезность, сделайте результаты своей профессиональной деятельности заметными не только для коллег, но и для более важных и значимых лиц компании.

В случае если кто-то хочет занять ваше место, вынуждая вас уйти из компании, главное - быть начеку и ни в коем разе не допускать профессиональных промашек. Не стоит устраивать истерики или пытаться, как то разжалобить «террористов», увидев вашу слабость, они станут проявлять еще большую активность. А вот доверительная беседа с начальником часто дает результаты: боязнь лишиться работы, оказывается сильнее стремления присвоить чужую должность.

Избавиться от моббинга нередко помогают такие подручные средства, как портативная видеокамера или диктофон (польза мобильника здесь очевидна, ведь подобными устройствами сегодня оборудованы большинство моделей). При их помощи можно получить неоспоримые доказательства противоправных действий и остановить моббинг, угрозой обнародования этих доказательств.

Для тех, кто стал жертвой психологического моббинга в организации и понимает, что с этим уже практически нельзя ничего сделать, необходимо задать себе ряд вопросов:

  • Как проучить мерзавцев?
  • Есть ли еще какой-нибудь неиспробованный способ получить помощь?
  • Можно ли внутри предприятия перейти на другую должность?
  • Готовы ли я к поискам работы ?
  • Что надо делать, чтобы приготовиться к переходу на новую работу?
  • Нуждаюсь ли я в медицинской или психологической помощи?

Психологи советуют при непрекращающемся моббинге покинуть этот агрессивно настроенный коллектив, и чем раньше, тем лучше. Чем терпеть продолжительные унижения, которые могут стать причиной ухудшения здоровья, лучше принести временные жертвы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Такое явление, как моббинг, на слуху у людей, которые когда-то с ним столкнулись или сейчас испытывают его давление. Это – психологическая травля неугодного человека на рабочем месте несколькими коллегами или коллективным лидером. Есть ли защита при моббинге? Чтобы справиться с врагом, нужно знать его в лицо.

Моббинг – что это такое?

Работа в коллективе приносит удовлетворение и ощущение востребованности либо сопряжена с негативными эмоциями, когда при мыслях о ней хорошее настроение куда-то моментально улетучивается. Уважаемые сотрудники, к мнению которых все прислушиваются, могут совершать вопиющие, шокирующие поступки по отношению к менее удачливым коллегам. В психологии этому явлению присвоен свой термин. Моббинг - это психологическое давление со стороны нескольких коллег или всего коллектива с целью добиться увольнения неугодного сослуживца с работы.

Моббинг – психология

Людям, которые реально перенесли моральный прессинг на рабочем месте, не придется объяснять, что такое моббинг на работе. Воспоминания об этом периоде жизни приводят их в чувство содрогания. К новичку на работе коллеги сначала присматриваются, интересуются фактами его биографии. После оценки всех его достоинств и жизненных достижений без него решается его дальнейшая судьба.

Такое происходит в коллективах, где начальником не пресекаются склоки и скандалы, а лидером среди подчиненных становится сотрудник, считающий себя самым красивым, обаятельным, перспективным, талантливым. На самом деле, это может и не отражать действительности, но, как человек относится к себе сам, такое отношение и встречает со стороны других. Если «изгой» принижает свои достоинства, ненавидит себя – это программирует окружающих людей на поступки, унижающие его еще больше. Таков неизменный закон психологии. Психологический террор выражается в следующем:

  1. Молчаливый бойкот в присутствии «мишени для битья» и бурное обсуждение недостатков и фактов личной жизни в его отсутствие.
  2. Насмешки и недвусмысленные шутки.
  3. Высмеивание внешних недостатков, особенностей речи, походки, манеры одеваться.
  4. Искусственное моделирование ситуаций, когда неугодного сотрудника ставят в нелепое положение, и это происходит на глазах у начальства.
  5. Порча вещей, документов, компьютера на рабочем месте, что неизбежно влечет гнев руководителя.
  6. Обидные слова в адрес близких и любимых «жертвой» людей.
  7. Распускание слухов и сплетен за спиной.
  8. Постоянные жалобы начальству на то, что новичок не справляется с работой.

На самом деле, способов унизить и высмеять человека очень много, поэтому самое опасное при приеме на новую работу – это незаладившиеся отношения с лидером группы. Он подстрекает всех остальных к издевательствам и унижениям. Члены коллектива стараются не выделяться из общей массы, чтобы гнев «нарцисса»-выскочки не обрушился на них самих. «Стадное» чувство заставляет их молчать и одобрительно кивать в ответ на любое решение лидера.


Моббинг и буллинг – отличия

В терминах, имеющие американское происхождение, нередко возникает путаница. Моббинг в переводе значит «толпа», буллинг – «обидчик, задира». Хотя в некоторых толкованиях, например, взятых из Википедии, буллинг – это психологический террор всего коллектива или его части. Но тогда получается, что между 2 терминами нет никакой смысловой разницы. Поэтому большинство людей склоняется к 1 варианту:

  1. Моббинг – это преследование «жертвы», в котором принимают участие все члены коллектива или несколько сослуживцев.
  2. Буллинг – это агрессивное поведение по отношению к неугодному человеку со стороны одного сотрудника при молчаливом одобрении коллег.

В группе людей, занимающихся коллективной работой, можно наблюдать явление – боссинг. Это – на подчиненного, инициатором которого является руководитель. Чаще это происходит на фоне явных успехов в работе, достигаемых новичком. Переживая, что его могут «подсидеть», начальник ищет пути избавления от талантливого сотрудника. Когда директор страдает комплексом неполноценности, это выражается в неприятии критики в свою сторону. Если кто-то посмел высказаться нелицеприятно о его персоне, то тут же начинает испытывать все «прелести» боссинга.

Моббинг – виды

По психике человека, против которого осуществляется моббинг, наносится сильный удар. Чем больше коллег агрессивно настроено против него, тем сильнее он чувствует свою беззащитность и одиночество. Убедить остальных, что от «жертвы» надо срочно избавляться – получается у авторитетного сотрудника. Это – горизонтальный моббинг.

Когда лидеру не приходится прилагать усилия и убеждать коллег, что «изгоя» надо наказать, - унижения и критика идут сверху – непосредственно от начальства. Лучшему члену коллектива остается лишь пожинать «лавры» и продолжать нагнетать напряженную обстановку в группе. Такое явление получило название – вертикальный моббинг.

Причины моббинга

Неугодный сотрудник в большинстве случаев сам провоцирует агрессию работников. Это происходит невольно или нарочно с его стороны (зависит от и выбора способов «маневров», как можно проявить себя с лучшей стороны). Причины моббинга на работе выглядят следующим образом:

  1. Явный контраст и выделение из общей массы (необычные поступки, крупные достижения, конкуренция с превосходством собственной персоны). Предпосылкой к психологическому давлению становится элементарная зависть к удачливому коллеге.
  2. Игнорирование собраний, корпоративных вечеринок.
  3. Соответствие чертам характера «жертвы» (плаксивость, обидчивость, нытье, стремление сжаться в комок, спрятаться в угол, избежать всеобщего внимания).

Моббинг – признаки

Впервые термин – моббинг – был упомянут биологом Конрадом Лоренцем. Он наблюдал за повадками травоядных животных и видел, что они, вместо того, чтобы бежать от хищника, нападают на него группой. Психолог Ханц Лейман в конце 20 века провел похожие исследования среди людей, работающих в коллективе. Сущность моббинга – это враждебные, аморальные поступки группы людей по отношению к одному сотруднику. Насчитывается 45 вариаций такого поведения. Основными являются:

  • изоляция;
  • постоянная критика;
  • ложные слухи;
  • высмеивание;
  • действия исподтишка (налить клей на важный документ, сломать стул, якобы нечаянно пролить кофе на одежду и пр.).

Фазы развития моббинга в коллективе

Если новичок совершает что-то неугодное против «вожака», моббинг постепенно набирает силу. Сначала – это осторожные попытки (неизвестно, чем еще ответит «изгой»). Если нет никакого сопротивления или оно слишком слабое, агрессия членов «стада» набирает обороты. Последовательность фаз развития моббинга в коллективе выглядит примерно так:

  1. Смешки и сплетни за спиной.
  2. Осторожные замечания.
  3. Злобная, агрессивная критика (чем больше сотрудников вовлечено в это «шоу», тем больше продуктивных результатов дает моббинг).
  4. Физическая травля (избить при возвращении вечером домой, спровоцировать падение подножкой, обжечь горячим напитком и пр.).

Как уберечься от моббинга на работе?

Тщательный анализ сложившейся ситуации и мысленное проигрывание возможных сценариев помогут избежать глупых ошибок. Следует оценить, как начальник относится к проявлениям моббинга на работе. Если ему присущи терпеливость, доброжелательность, уважение к людям, то лучше сразу обратиться к нему с просьбой разобраться в ситуации.

Моббинг в коллективе пресекается «на корню». Если это не помогает, то надо постараться игнорировать негатив в свой адрес и не замечать выпады обидчиков. Они ожидают хоть какую-то реакцию. Если ее нет, «охотникам» становится скучно, и они ищут другую «жертву». Моббинг персонала – явление изменчивое.

Моббинг на работе – уходить или остаться?

Последний грустный сценарий: уйти с ненавистного места работы. Проблема моббинга в коллективе заставляет терять моральные и физические силы. Нервное истощение может достигнуть той степени, когда жертва пугается каждого шороха, ее , появляется страх за свою жизнь. Поэтому лучше сменить работу, чем пытаться поменять отношение к себе, там, где это бесполезно.

Но при этом нужно учитывать прежние ошибки и продумывать ход действий заранее. Если «жертва» продолжает бороться с несправедливым отношением, но «воз и ныне там», моббинг может закончиться затяжной депрессией и суицидом. Проблема, как противостоять моббингу, в таком случае решается уже не на этом свете.


Моббинг на работе – как бороться?

Другое дело, когда моббинг на работе происходит с молчаливого одобрения руководителя. Здесь «жертва» остается наедине сама с собой. Безошибочный вариант действий – выставить в нелепом положении лидера, воспользовавшись его же оружием. Главное – умение регулировать отношения в коллективе. Вожаком становится тот, у кого больше в этом плане преимуществ.

Как проявить смекалку при моббинге?

В отличие от открытого, явного террора, латентный моббинг осуществляется исподволь. Чаще это – социальная изоляция и игнорирование достижений «жертвы». Ее выживают медленно, но с завидным упорством. Так бывает, когда с оскорблениями и критикой в адрес изгоя выступают руководитель и приближенный к нему сотрудник без цели его публично опорочить. Если упомянутые выше способы борьбы не помогают, можно проявить смекалку и сделать видеосъемку на телефон или записать разговор на диктофон. Это – очень мощное оружие против обидчиков.

Книги про моббинг

Психологический террор может здорового человека превратить в инвалида или стать причиной его преждевременной кончины – это реальные факты, о которых время от времени сообщают СМИ. Информированность в этом вопросе, знание нужных психологических ходов, умение абстрагироваться от ситуации помогут прекратить моббинг в организации. Поучительные книги:

  1. Айджа Майрон «Почему я? История белой вороны».
  2. Моррин Даффи, Лен Сперри «Травля на рабочем месте и методы борьбы с ней».
  3. Криста Колодей «Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления».

Доброго времени суток мои читатели. Сегодня я хочу затронуть тему, которую не назовешь маловажной. Я имею ввиду тему моббинга. К сожалению, в нашем обществе есть такая проблема как моббинг. И в своей статье я хочу рассмотреть основные аспекты данной темы.

Что такое моббинг

Моббинг, это психологическое насилие группы лиц, направленное на одного или нескольких человек. Моббинг к сожалению встречается практически везде. В учебных заведениях, в организациях и так далее. Если вы стали жертвой моббинга, ни в коем случае не миритесь с данным положением. Постоянное агрессивное отношение со стороны окружающей толпы, очень негативно сказывается на вашем здоровье и психическом состоянии.

Причины моббинга

Самыми распространенными причинами моббинга являются:

  • Зависть
  • Желание подчинить
  • Желание унизить, к примеру, ради развлечения

Бывают случаи, когда в чисто мужском коллективе работает лишь одна женщина. Здесь ситуация может повернуться по-разному. В основном мужской коллектив охотно принимает нового сотрудника, в особенности если эта женщина. Но не всегда. Моббинг может возникнуть и здесь. И не от того, что женщина проявит себя плохо в работе, а просто потому, что она женщина, а не мужчина. Аналогично складывается ситуация и с мужчиной, который нанялся на работу в чисто женский коллектив. Такого вида моббинг образовался вместе с началом жизни на планете. И люди, чем- либо отличающие от большинства, всегда привлекали к себе повышенное внимание. К примеру, вы оказались единственной незамужней девушкой, среди замужних. В такой компании вы легко можете быть жертвой моббинга. И не от того, что у женщин возникнут мысли, что вам понравится чей то их муж и вы решите его отбить, а просто потому, что вы другая. Вы не замужем, у вас совсем другой образ жизни. А если вы еще при этом и выглядите лучше всех, то завистливые взгляды, скорее всего вам обеспеченны.

Так же моббинг может возникнуть на почве сплетен. К примеру, кто-то решил, что вы флиртуете с шефом. Или же по какой- то причине решил что-то просто придумать про вас и всем разболтать. Держитесь, моббинг скорее всего вам уже обеспечен. Возможно, человек, который распространил про вас сплетню и не ожидал именно такой коллективной реакции на вас. Или же именно этого и хотел.

Или же вы усердно работаете. Начальство вами довольно. И все вроде бы хорошо. Но есть людская зависть, которая не понимает и не видит, что вам приходится делать для достижения доверия начальства. Коллектив считает вас не достойным кандидатом на повышение, может даже только из-за того, что сам хочет быть на вашем месте.

Зачастую жертвами моббинга становятся новые молодые сотрудники. К примеру, в коллективе есть сотрудник, который не отличается хорошей работой и он боится потерять свое рабочее место. А приход в компанию нового сотрудника, может повлиять впоследствии на его увольнение. И он, прекрасно это понимая, всячески старается удержаться на своей работе, натравливая коллектив на новенького.

Причем моббинг может быть направлен не только на сотрудника, его коллегами, но и сотрудниками компании на начальника. Или же начальственного коллектива на подчиненных. В основном жертвой моббинга становится новопришедший начальник. Зачастую это вызвано недовольством подчиненных новыми правилами и введениями в компании. А со стороны начальства моббинг образовывается из-за его скверного характера. Начальство срывается на подчиненных зачастую не из-за плохой работы сотрудников, а из-за плохого настроения, проблемами в семье и так далее.

Кроме вышеперечисленного, моббинг так же может развиться на почве:

  • Вызывающего поведения сотрудника
  • Слишком его самоуверенного поведения
  • Если сотрудник вызывает жалость
  • Если новый сотрудник игнорирует корпоративные традиции
  • Если он излишне хвастается и так далее

Основные фазы развития моббинга в организации

  • Предпосылки

Предпосылки к моббингу могут возникнуть на почве высокой эмоциональной напряженности.

  • Начало

Поиск жертвы для снятия эмоциональной напряженности. По нахождению жертвы начинаются насмешки и агрессия в сторону выбранного сотрудника.

  • Активная фаза

Придирки начинаются без повода. Как бы сотрудник хорошо не выполнял свою работу, в ней будут видеть лишь негативные моменты.

  • Социальная изоляция

Жертву моббинга отстраняют от участия в корпоративных мероприятиях и совместных рабочих процессах.

  • Увольнение сотрудника

Не выдерживая насмешливого и агрессивного настроя, сотрудник увольняется из организации. Либо ему само начальство предлагает уйти по собственному желанию.

Распространенные виды моббинга

  • Горизонтальный моббинг. Это коллективное агрессивное поведение в среде одного или примерно одного класса, направленное на своего коллегу.
  • Открытый моббинг. Это открытая степень коллективного издевательство над выбранным сотрудником. В ход идут не только насмешки и придирки, а еще и откровенные оскорбления, унижения, и порча документов с личным имуществом.
  • Вертикальный моббинг. Это агрессивное поведение среди сотрудников разных классов. Обычно агрессором является начальство. (Когда начальник становится инициатором моббинга, такой мобинг еще называют боссингом).
  • Латентный моббинг. Это скрытое коллективное вытеснение, направленное на конкретного человека, с целью его изгнания из компании.

Последствия моббинга

    • Неуверенность в себе
    • Уязвимость, беспомощность
    • Снижение самооценки
    • Стрессы, депрессии
    • Немотивированная агрессия
    • Ухудшение здоровья
    • Снижение работоспособности, внимания
    • Появление фобий
    • Моббинг в организации

Моббинг оказывает негативное влияние не только на жертву, но и зачастую на организацию. И начальство в свою очередь должно предотвращать данный инцидент, создавая благоприятный комфортный климат в организации.

Как бороться с моббингом

Если вы стали жертвой моббинга, то можно просто уволиться и найти себе рабочее место в более приветливом и душевном коллективе. Но что делать, если вы не хотите уходить? Компания серьезная, зарплата хорошая, а вы до этого просто мечтали работать в ней, ждав открытия подходящей для вас вакансии.

      • Стать незаменимой

Полезных людей ценят и проявляют к ним благосклонное отношение. И вы можете попробовать стать для организации незаменимым ценным сотрудником. Действуйте. Не бойтесь сложной работы, а предлагайте взвалить ее на себя. Возможно, вам придется пройти дополнительное обучение для того, чтобы справляться с новыми задачами.

      • Позитив

Игнорируйте нападки своих коллег. Делайте вид, что ни чего не происходит. Мыслите позитивно и с улыбкой смотрите на бесперспективные старания своих коллег испортить вам жизнь.

      • Поддержка

Найдите в коллективе союзников. И чем больше их будет, тем защищеннее вы будете.

      • Будьте собой

Не стоит быть тем, кем вы не являетесь. Ведите себя естественно и будьте самими собой. И не нужно ни под кого подстраиваться. Выполнив свою работу, не соглашайтесь выполнять работу своих коллег. Вы можете в чем- то им помочь, но ни в коем случае не переваливать на себя их обязанности, иначе со стороны их это войдет в привычку. Что же касается одежды, то здесь лучше все же придерживаться дресс-кода. Работа есть работа. И как бы вам не хотелось ходить, в чем вы любите, придется закупиться одеждой для работы.

      • Станьте лидером

Старайтесь быть активным, а так же очень хорошо выполнять свою работу. И для вас будет очень замечательно, если вы сможете таким темпом пробить себе дорогу в начальники. Зачастую, коллектив, который не воспринимает вас на равных, начинает проявлять к вам уважение, видя ваш успех.

Моббинг в школе

Мобинг как бы это страшно не звучало, встречается в каждой школе. Зачастую виновниками к мобингу являются сами учителя. К примеру, высмеивая перед всем классом, плохо учащихся или по их мнению неправильно одетых детей. И сами, таким образом, вызывают коллективную агрессию детей по отношению к высмеянным детям, пусть и сами при этом, этого не желая.

Причины моббинга в школе

      • Нестандартная внешность
      • Ярко выраженные отличия в одежде
      • Другая национальность
      • Слабое физическое развитие
      • Боязнь, тревожность
      • Низкая самооценка
      • Успеваемость намного ниже среднего/очень хорошая успеваемость

Последствия моббинга в школе

      • Одиночество
      • Агрессия
      • Нервозность
      • Заниженность самооценки
      • Ухудшение здоровья
      • Мысли убить обидчиков
      • Самоубийство

Борьба с моббингом в школе

В некоторых школах практикуют изначальную поддержку детям, которые подвержены моббингу, давая им в наставника их сверстника, который имеет хороший авторитет в школе и имеет нормальную самооценку. Задача наставника, сидя за одной партой с возможной жертвой моббинга, предотвращать нападки класса на своего подопечного.

Учителям стоит воздерживаться в высказываниях к учащимся. Не стоит бранить учащихся и прилюдно их унижать, в особенности переходя на личные качества.

Учителя должны предотвращать моббинг в классе, а не игнорировать ситуацию. Возможно, проводить беседы со всем классом о моббинге вместе с психологом.

Жертве моббинга изначально не надо мириться со своим положением в классе. Не обращать внимания на насмешки и т.п. здесь не поможет. Наоборот, в скором времени, агрессия класса лишь усилится и будет только хуже. Жертве моббинга нужно давать отпор. Жертве моббинга возможно придется записаться в силовую секцию, а после прилюдно первому толкнуть лидера обидчиков. Главное, что бы к этому моменту преимущество силы было уже на стороне жертвы. Кроме этого нужно стараться подружиться как можно с большим количеством сверстников, возможно помогая им по учебе, но ни в коем случае не решать их домашние задания или приглашать к себе в гости и сближаться, вместе играя.

Безрезультатные способы разрешения моббинга в школе

Беседы с родителями обидчиков зачастую не приводят к нужному результату. В основном все родители встают на сторону своих детей, чтобы они не вытворяли.

Разговоры родителей с самими обидчиками их ребенка тоже вряд ли принесут нужный эффект. Этим они могут лишь усугубить ситуацию. В глазах детей ваш ребенок, таким образом, будет казаться еще более беззащитным, не имея возможности самому за себя постоять.

Исключение может быть, если вы словно не зная, кто обижает вашего ребенка, подойдете к обидчикам и попросите их о помощи, присматривать за вашим ребенком, что бы его не обижали. Дети почувствуют себя сильными и ответственными за кого то. И спустя несколько дней, возможно из обидчиков, станут друзьями вашего ребенка.

Если вы заметили, что ваш ребенок стал вести себя по-другому, не стоит этого стараться не замечать. Разговаривайте со своими детьми. Будьте для них лучшим другом. Проблемы лучше разрешать в самом начале их появления, а не в разгаре. Детям очень нужна ваша любовь, ласка и поддержка.

Дружный рабочий коллектив обещают все вакансии, но так ли это на практике? Коллектив не может существовать без противоречий и , но это полезно при условии конструктивного характера конфликтов. И если конфликты – нормальное явление, то моббинг (эмоциональное насилие) всегда оказывает деструктивное влияние на , и продуктивность.

Моббинг – прямое или косвенное плохое обращение сотрудников в отношении одного из его участников. Термин происходит от английского mob – .

Впервые изучением рассматриваемого феномена в 1980-х годах занялся психолог и медик Ханц Лейман. Автор определял моббинг как психологический террор и характеризовал его следующим образом: «Систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких человек, направленное против другого человека, в основном одного».

Но еще раньше проблему рассмотрел и ввел сам термин «моббинг» К. Лоренц в 1958 году. Автор использовал это понятие для обозначения в среде животных (один вид на другой). Позже термин получил широкое распространение. Главное отличие человеческого моббинга от животного – первые нападают на представителей своего же вида, вторые – на другие виды в основном с целью защиты своих представителей.

Моббинг чаще других причин является основой увольнения по собственному желанию. Продолжаться травля коллективом будет столько, сколько это позволяет руководство. Если травля у детей () регулируется не только педагогами, то насилие в рабочем коллективе в состоянии предотвратить и устранить .

Моббинг – систематическая психологическая травля на протяжении недель, месяцев или лет, которая возникает между:

  • коллективом и сотрудником;
  • руководителем и сотрудниками;
  • сотрудниками и руководителем.

Цель моббинга – заставить жертву уволиться. Проще говоря, речь идет о выживании человека с места. Для достижения цели используются:

  • слухи и сплетни;
  • изоляция;
  • игнор;
  • запугивание;
  • унижение;
  • клевета;
  • навешивание ярлыков;
  • придирки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • постоянная критика и требовательность;
  • утаивание информации;
  • высмеивание;
  • неоправданные обвинения;
  • лишение премиальных, невыплата зарплаты;
  • любые преследования и нападки, ущемляющие чувство собственного достоинства личности;
  • действия, подрывающие репутацию и профессиональную компетентность жертвы моббинга.

Стадии развития моббинга

Если детскому буллингу повод особо не нужен, то моббинг не возникает спонтанно. Его становление и развитие проходит 5 этапов:

  1. Предпосылки. Как правило, это какой-то неразрешенный и затяжной конфликт, противоречие, эмоциональное напряжение из-за неблагоприятного в коллективе.
  2. Начальная фаза. Поиск «козла отпущения», виновника неприятностей. После нахождения виновника следуют агрессивные выпады, насмешки в его сторону. У самой жертвы происходят первые эмоциональные срывы, что только подпитывает психологическое насилие.
  3. Активная фаза. Издевательства, упреки, насмешки становятся систематическими, не зависят от действий жертвы, привязаны к самому объекту, а не ситуациям. У жертвы обостряются хронические заболевания, появляются первые признаки серьезных психических нарушений, ощущение затравленности.
  4. Социальная изоляция. Работника лишают возможности участвовать в официальной и неофициальной жизни коллектива.
  5. Увольнение. Жертву моббинга либо просят покинуть рабочее место, либо человек сам решает уволиться ради сохранения физического и психологического здоровья.

Причины моббинга

Моббинг всегда начинается с какого-то конфликта, чаще вызванного переменами, например, чьего-то повышения. Конфликт становится неуправляемым и неразрешимым. Соответственно, своевременное и грамотное разрешение конфликта позволяет снизить вероятность моббинга.

Кроме психологического климата коллектива причинами моббинга выступают личностные проблемы сотрудников, например, и , ненависть к работе. То есть речь идет о психологии группы и психологии управления, особенностях взаимоотношений в коллективе.

Иногда моббинг – защитная реакция. Например, в мире животных распространен именно этот тип. Чтобы предупредить врага, отогнать его, животные нападают сами. Таким образом, моббинг не обязательно предполагает нападение сильных на слабого, бывает и наоборот (группа морально слабых людей выживает сильную личность, самостоятельную единицу).

К другим причинам моббинга со стороны коллег относится:

  • «боевое крещение» новичка в коллективе;
  • страх конкуренции;
  • и неординарность сотрудника (жертвы), успехи.

Руководители реже устраивают моббинг, но и такое встречается при несостоятельности директора, стремлении заслужить авторитет. Вторая причина моббинга со стороны руководства – освобождение места для «своих» людей, личная неприязнь к сотруднику. В некоторых местах моббинг – неотъемлемая черта стиля руководства, обеспечивающая соблюдение дисциплины («боятся, значит, уважают»).

Последствия моббинга

В результате травли психическое и физическое состояние человека постепенно ухудшается. Моббинг может заставить человека уйти даже с любимой работы. Увольнение и – последствия моббинга. Кроме того, формируется комплекс неполноценности, страдает , развиваются , возникает немотивированная агрессия, нервные срывы, суицидальные наклонности.

Кроме того, встречаются:

  • проблемы со сном;
  • панические атаки;
  • инфаркт;
  • когнитивные нарушения, например, снижение концентрации внимания.

Последствия зависят от продолжительности, силы моббинга и психологической устойчивости () жертвы. Если человек пытается терпеть насилие, то через какое-то время организм сам находит выход – длительные больничные.

Со временем человек либо увольняется сам, либо его увольняют, так как продуктивность и профессионализм заметно падают. Иногда человек уже не в состоянии продолжать работать по специальности, даже на новом месте. Притом чаще во всех бедах винят саму жертву. Болезни после увольнения, как правило, ухудшаются, вплоть до перехода в .

Естественно, страдают и семейные отношения. У жертвы не остается времени и сил ни на что другое, кроме противостояния моббингу и его переживания.

Как противостоять

Самостоятельно без физической и психологической поддержки с моббингом не справиться. Под психической поддержкой подразумевается:

  • эмоциональное внимание;
  • понимание;
  • слушание;
  • удовлетворение интересов, поиск хобби.

Кроме того, важна инструментальная поддержка: информирование, социальная помощь, практические советы и рекомендации.

Стоит отметить, что эмоциональное насилие нередко переходит в физическое. При таком типе моббинга необходимо обязательно обращаться в соответствующие инстанции.

Положительно при решении проблемы моббинга зарекомендовала себя система медиации. Нейтральное лицо, посредник, заинтересованный в решении проблемы, оказывает существенную социальную поддержку. В ходе беседы, грамотного ведения переговоров, конструктивного толкования позиции каждой из сторон, участники моббинга приходят к взаимопониманию. Объективное обсуждение и определение проблемы обязательно для ее разрешения. Это возможно только при посреднике. Если руководитель не задействован в моббинг, то лучше ему выступить посредником в решении конфликта. Или присутствовать во время работы медиатора (психолога).

Преодоление, профилактика или наоборот развитие моббинга во многом зависит от позиции руководителя. Всего возможны 3 стратегии поведения:

  • Отстраненность. Руководитель пускает все на самотек и считает, что сотрудники сами разберутся. Этот подход не идет на пользу межличностным отношениям и производительности. Атмосфера накаляется, сотрудники живут в напряжении, ожидании выбора новой жертвы. Формируется высокий уровень недоверия, любая шутка воспринимается всерьез и в штыки. Повышается текучка кадров.
  • Негласное поощрение. Руководитель воспринимает моббинг как здоровую конкуренцию и стимуляцию рабочего процесса. Негласно руководитель поддерживает противостояние, конкуренцию, соревнование. Воспринимает моббинг как закалку. При таком подходе ситуация рано или поздно выйдет из-под контроля, руководитель уже не сможет быть просто сторонним наблюдателем. Последствия будут теми же, что в предыдущем случае, но в большем размере.
  • Вмешательство. Руководитель настаивает на соблюдении правил хорошего тона в коллективе, уважительном отношении. Сам заботится о сотрудниках и создает благоприятный психологический климат. Именно этой позиции придерживается большинство организаций.

Профилактика моббинга

Если директор заботится о создании здорового психологического климата и здоровой атмосферы, сам вежлив в обращении с подчиненными, настаивает на соблюдении норм хорошего тона, то вероятность возникновения моббинга значительно снижается. Оптимальный вариант руководства для профилактики моббинга – .

Почему моббинг продолжает существовать:

  • Игнорирование проблемы, терпимость к ней, непонимание проблемы самим коллективом.
  • Недооценка опасности (дискриминация и сексуальное насилие считаются проблемой, эмоциональное насилие часто остается незамеченным).
  • Истощение и слабость жертв, несостоятельность начинать разбирательный процесс, в том числе судебный.

Пока все общество цельно на разных социальных уровнях не начнет реагировать на моббинг, феномен будет существовать.

Со стороны руководителя в целях профилактики моббинга необходимо:

  • Не выражать предпочтения ни к кому из сотрудников, относиться ко всем на равных.
  • Формировать собственное мнение о каждом сотруднике, не поддерживать клевету, «ябедничество», жалобы и попытки очернения одним сотрудником другого.
  • Сообщить коллективу о недопустимости моббинга, придерживаться своей позиции.
  • Использовать открытое управление, исправно информировать работников.

Таким образом, моббинг – межличностный конфликт. Разрешение и предотвращение конфликтов, создание благоприятного психологического климата – задачи руководителя. В случае же если сам руководитель устраивает травлю, объединяться нужно подчиненным, обращаться в организации высшего уровня.

Необходимо снижать уровень конфликтности в организации и конфликтность отдельных личностей. Для профилактики и преодоления моббинга целесообразно использовать те же рекомендации, что и для разрешения конфликтов. Тактику противостояния нужно выбирать согласно .