Бихевиоризм поведенческое направление психологии. Критика бихевиоризма

Проблемы любого подхода можно в принципе подразделить на три основные группы. Самыми общими, пожалуй, являются проблемы аргументации: в рамках подхода должен быть выработан убедительный метод аргументации. Наибольшая собственно теоретическая трудность, между тем, связана с проблемой метода, в данном случае представленной, по меньшей мере, тремя составляющими: проблемами верификации, логического анализа естественного языка и собственно бихевиористской концепции психологического объяснения, соответственно. Показать адекватность метода задаче и значит в значительной мере решить проблему аргументации. Наконец, заслуживают упоминания метафизические проблемы теории, а именно: насколько приемлемы предпосылки, которые теория обязывает нас принимать. Демонстрация их приемлемости или принципиальной устранимости в рамках подхода без его радикальной ревизии неприемлемых предпосылок тоже составляет существенную часть решения проблемы аргументации. Насколько эта проблема решается посредством решения двух других видов проблем, зависит от того, насколько последние фиксируются стандартными возражениями против теории данного вида. Если стандартные возражения ограничиваются ссылкой на те трудности методологического и метафизического вида, на которые теория способна отвечать, то можно говорить о том, что у нее есть потенциал или метод эффективной аргументации в свою пользу.

Самое, пожалуй, известное стандартное возражение против бихевиористского, в первую очередь, редуцирующего или элиминирующего, понимания ментального состоит в указании на то, что оно не способно обеспечить нас эффективными психологическими критериями. Если психология исследует только поведение и не занимается сознанием, но интерес к сознанию и ментальному, тем не менее, сохраняется, то, какую бы самостоятельную значимость такая психология не имела бы, она не сможет заменить нам психологии в классическом смысле. Если же бихевиористская психология претендует на экстернализацию сознания и ментального, т.е. на предоставление их верифицируемых критериев, то вполне уместно возражение, что бихевиористская психология просто не справляется с этой задачей. Классический пример такой неспособности, по распространенному признанию, демонстрируют бихевиористские критерии отличия рационального действия или поведения от нерационального или поведения некоего определенного типа от его симуляции. Так, Хилари Патнэм предлагает провести такой мысленный эксперимент: пусть дан другой мир, в котором боль, например, иначе, чем в нашем мире связана с поведением, а также, с внешними причинами боли. Пусть в этом мире существует сообщество суперспартанцев или суперстоиков, в котором взрослые его члены способны успешно подавлять любое непроизвольное болевое поведение. Они могут, по случаю, признать, что испытывают боль, но всегда - спокойным тоном, не эмоционально и т.д. (т.е. так, как они обычно говорят о других вещах, констатируя их). Они никак иначе не проявляют свою боль. Тем не менее, настаивает Патнэм, они испытывают боль (феноменально она имеет место в этом сообществе) и она им не нравится так же, как и нам в нашем мире. Они даже признают, что им стоит больших усилий вести себя так, как они, испытывая боль. При этом можно допустить, что дети и незрелые граждане в этом обществе не умеют еще или не справляются с успешным подавлением болевого поведения (в той или иной степени): поэтому вообще имеется достаточно оснований приписывать наличие феномена боли данному сообществу в целом даже на основании бихевиористских критериев. Но какие у нас есть критерии для того, чтобы судить о том, что такое-то и такое-то поведение является непроизвольной реакцией на боль у этих неведомых представителей воображаемого мира? Можно считать таким поведением обычное поведение избегания источников болевых ощущений, но избегающее поведение может с тем же успехом пониматься и как непроизвольная реакция на какие-нибудь другие, не болевые, ощущения. Чтобы не связываться с этими трудностями, Патнэм предлагает рассмотреть суперспартанцев через миллионы лет их эволюции, в результате которой у них начали рождаться полностью окультуренные дети: говорящие на языке взрослых, знающих таблицу умножения, имеющих мнения по политическим вопросам и, между прочим, разделяющих господствующие спартанские представления о важности не проявления боли иначе как в виде констатации. В этом случае мысленный эксперимент вообще не будет предполагать в таком сообществе никаких непроизвольных реакций на боль. Тем не менее, Патнэм считает абсурдом полагать, что таким людям невозможно приписывать болевые ощущения. Чтобы выявить эту абсурдность, предлагается вообразить, что нам удалось обратить взрослого суперспартанца в нашу идеологию: в этом случае, можно предположить, он начнет нормальным (с нашей точки зрения) образом реагировать на боль. Бихевиорист тогда будет вынужден признать, что через посредство этого единственного члена сообщества суперспартанцев мы продемонстрировали существование непроизвольных болевых реакций у всего сообщества и что, таким образом, приписывание боли всему сообществу логически правомерно. Но это означает, что если бы этот единственный человек никогда не жил и мы имели бы возможность демонстрировать только теоретически, что эти люди испытывают боль, то в этом случае приписывания им боли были бы неправомерными.

Некоторые бихевиористы могут утверждать, что в случае описанных миров соответствующее вербальное поведение как раз и будет нужной формой болевого поведения. Отвечая на это, Патнэм предлагает представить себе мир, в котором нет даже сообщений о боли: Х-мир, как он его называет. В этом мире живут суперсуперспартанцы, которые подавляют даже разговор о боли: такие граждане, даже если каждый из них может думать о боли и даже иметь в своем идиолекте слово «боль», никогда не признают, что испытывают боль; они даже будут делать вид, что и слова такого не знают или ничего не знают о феномене, к которому оно отсылает. Короче говоря, жители Х-мира вообще никак не демонстрируют наличие у них боли (дети полностью с рождения окультурены). Здесь вообще нет никакого способа приписать таким людям боль на основе бихевиористского критерия. Но жители Х-мира, тем не менее, настаивает Патнэм, испытывают боль. Но, заметим, что если возможность обращения члена такого сообщества в нашу идеологию исключается, например, за счет слишком больших различий между нами и ними, то в таком случае единственное, что будет поддерживать уместность приписывания им болевых ощущений - это наша метафизика ментального. Мысленный эксперимент Патнэма предлагает мир абсолютной симуляции отсутствия боли, где по поведенческим признакам вообще невозможно эту симуляцию разоблачить. Бихевиорист однако может возразить, что применительно к такому миру невозможно и говорить о наличии феномена боли: это мы, воображающие такой Х-мир «знаем» относительно него, что его жители испытывают боль, но изнутри этого мира или столкнувшись с реальным таким сообществом, такого знания мы получить не сможем и тогда наше утверждение о том, что, несмотря на то, что внешне это никак не проявляется, они испытывают (или могут испытывать) боль, будет совершенно необоснованным. У Патнэма есть на это ответ: он не согласен с тем, что его пример конструирует ситуацию, в которой нет способов вообще отличить случай, когда боль есть, но никак не проявляется в поведении, от случая, когда ее просто нет; он настаивает на том, что его пример показывает лишь, что по внешнему поведению невозможно отличить один случай от другого, но в принципе есть другие критерии отличия. Например, говорит он, можно исследовать мозг жителя Х-мира. Апелляция к таким критериям, разумеется, вовлекает сложности другого вида, связанные с программой физикализма. Такое исследование может дать результаты желаемых видов, только если психофизическое тождество, поддерживающее такие результаты, вернее, такую интерпретацию получаемых результатов, в целом верно .

Другой вид критики отталкивается от анализа языковых средств и языка бихевиоризма. Так, Н. Хомский) аргументирует в пользу того, что Скиннер создает иллюзию строгой научной теории, применимой в очень широком диапазоне, хотя на самом деле вполне может быть так, что термины, используемые для описания поведения в лабораторных условиях, и термины, используемые для описания реального поведения, являются всего лишь омонимами, между значениями которых существует, в лучшем случае, довольно туманное сходство. Базисные термины бихевиоризма - «стимул» и «реакция». Скиннер обязуется использовать узкие определения этих терминов: фрагмент окружения и фрагмент поведения называются стимулом (вызывающим, различенным или подкрепляющим) и реакцией, соответственно, тогда и только тогда, когда они соотнесены посредством закона (lawfully related); это значит - если динамические законы, соотносящие их демонстрируют плавные и репродуцируемые зависимости. Так, если мы смотрим на красный стул и говорим «красный», то реакция находится под контролем стимула краснота; если мы говорим «стул», то реакция находится под контролем собрания свойств (которые Скиннер называет объектом) - стулность; и то же самое относится к любой реакции . Этот метод, по мнению Хомского, так же прост, как и бессодержателен, так как мы можем выделить столько свойств, сколько у нас есть не синонимичных выражений для их описания в нашем языке; мы можем объяснить широкий класс реакций в терминах скиннерова функционального анализа, выделяя для каждой реакции управляющие ею стимулы. Но слово «стимул» теряет всякую объективность при таком использовании, поскольку в этом случае стимулы перестают быть частью внешнего физического мира (как это предполагается Скиннером), а оказываются частью организма. Мы определяем стимул тогда, когда наблюдаем (например, речевую) реакцию. Мы не можем предсказывать языковое поведение в терминах стимулов, влияющих на говорящего извне, так как мы не знаем, каковы текущие воздействующие на него стимулы до тех пор, пока не получим реакцию. Более того, поскольку мы не можем управлять свойством физического объекта, на которое индивид реагирует, кроме как в чрезвычайно искусственных (лабораторных) случаях, утверждение Скиннера, что его система, в противоположность традиционной, позволяет осуществлять практический контроль языкового поведения, просто ложно . Подобного рода возражения высказываются и против предлагаемого толкования других ключевых бихевиористских терминов.

В определенном отношении фундаментальный аргумент против (по крайней мере, экстернализующего ментальное) бихевиоризма указывает на следующее обстоятельство: то, что организм делает или имеет диспозицию делать в данный момент времени, представляет собой очень сложную функцию его полаганий и желаний вместе с его текущими чувственными данными и воспоминаниями. Поэтому исключительно маловероятно, что окажется возможным сопоставить попарно поведенческие предикаты психологическим предикатам тем способом, которого требует бихевиоризм, а именно: так, чтобы для каждого типа психологического состояния организм находится в этом состоянии, если и только если определенный поведенческий предикат истинен относительно этого организма. Этим предполагается, что бихевиоризм чрезвычайно вероятно ложен просто в силу своих эмпирических следствий и независимо от его неправдоподобия в качестве семантического тезиса. Бихевиоризм не может быть истинным пока не установлена истинность корреляции между сознанием и поведением, а последняя не является истинной .

Еще одно возражение апеллирует к проблеме чужого сознания: в основе наших социологических и социально философских концепций лежит идея чужого сознания; мы не могли бы строить социальные науки, не наделяя других индивидов определенными характеристиками, делающими их подобными (по описанию) самому наделяющему (т.е. нам самим или, вернее, каждому из нас в этой роли). Субъект приписывает другому сознание на основании презумпции признания его себе подобным, он исходит из того, что знает о себе, что имеет сознание. Но если мы познаем свое собственное сознание так же, как чужое, следуя рекомендациям бихевиористов, то какого рода презумпция здесь может соответствовать презумпции сознательности на основании признания подобия; ведь кто-то другой тогда должен исходно выступать как сознательное существо и источник аналогии? Бихевиоризм, далее, (вероятно) хорошо совместим с перспективной психологического описания «от третьего лица», но его совместимость с перспективой «первого лица» весьма сомнительна. Такого рода критику развивает, в частности, один из самых последовательных приверженцев материалистической концепции сознания Д. Армстронг . Армстронг - один из тех, кто считает, что хотя поведение человека конституирует наше основание для атрибуции ему (третьему лицу) определенных ментальных процессов, оно не может быть отождествлено с его ментальными процессами; с этим, впрочем, мог бы согласиться и Скиннер. Но интересно основание, на котором Армстронг отказывается от отождествления ментального с поведением. Он считает фактом, вопреки тому, что утверждают Райл и философы «обыденного языка», что относительно самих себя мы делаем выводы о наших ментальных состояниях не на основании наблюдений за своим собственным поведением. Армстронг считает, что без понятия причинности идея диспозиции не работает: так же, как определенная молекулярная конституция стакана действительно ответственна за тот факт, что, если по стакану стукнуть, он разобьется, и соответственно, конститутивна в отношении диспозициональной характеристики «бьющийся», определенная физическая конституция человека ответственна за его нахождение в состоянии быть способным производить действия определенных видов в определенных обстоятельствах. Но, утверждает Армстронг, объяснение сознания в терминах физических причин и следствий может быть хорошей теорией сознания не только с точки зрения первого лица, но и с точки зрения третьего лица. Порядок его рассуждений здесь такой: мы нуждаемся только в трех посылках, чтобы вывести существование сознания из наблюдения соответствующего обстоятельствам поведения другого индивида, которое предполагается выражением этого сознания. 1) Поведение имеет некую причину. 2) Эта причина находится внутри индивида, поведение которого наблюдается. 3) Сложность этой причины соответствует сложности поведения . Таким образом, аргументация этого типа противопоставляет одному подходу к пониманию ментального другой, а именно физикализм и нацелена, скорее, на демонстрацию его преимуществ, чем просто на дискредитацию бихевиоризма. Однако, по мнению многих, именно с принятия подобных посылок проблемы с атрибуцией чужого сознания только начинаются .

Критика бихевиоризма Уотсона

Любая программа, предлагающая кардинальный пересмотр и полную замену существующего порядка, - то есть фактически призывающая к тому, чтобы отбросить все ранее существующие теории, - по сути своей обречена на критику. Как известно, в то время, когда Уотсон основал бихевиоризм, американская психология двигалась в направлении большей объективности, однако далеко не все психологи готовы были принять крайние формы объективности, которые пропагандировал Уотсон. Многие, включая и тех, кто в принципе поддерживал объективность, считали, что система Уотсона упускает из виду существенные компоненты психологии - такие, например, как сенсорные процессы и процессы восприятия.

Одним из наиболее сильных оппонентов Уотсона был Вильям Мак - Дугалл (1871–1938), английский психолог, который приехал в Соединенные Штаты в 1920 году и работал сначала в Гарвардском университете, а затем в университете Дьюка. Мак - Дугалл знаменит своей инстинктивной теорией поведения и тем влиянием, которое оказала на психологию его книга по вопросам социальной психологии (McDougall. 1908).

Интересно, что Мак - Дугалл, который внес такой значительный вклад в социальную психологию, сам по себе был нс очень общительным человеком. «Я никогда не мог вписаться в какую - либо социальную группу, - писал он, - никогда не умел почувствовать себя в единстве с любой партией или системой; и хотя я не мог остаться равнодушным к привлекательности групповой жизни, групповых ощущений и мышления, я все же всегда оставался в стороне, критически настроенный и настороженный» (McDougall. 1930. P. 192).

Он поддерживал такие непопулярные понятия, как свободная воля, превосходство нордической расы и исследования души, и американская пресса регулярно поносила его за эти взгляды. Кроме того, психологическая общественность ругала Мак - Дугалла за его критику бихевиоризма в двадцатые годы - то есть в то время, когда большинство психологов в той или иной мере попали под влияние науки о поведении. К 1928 году Мак - Дугалл «до такой степени подвергся остракизму со стороны основных сил американской психологии, что считал, что его презирают» (Jones. 1987. P. 931). Спустя десять лет, когда он уже умирал от рака, Найт Данлоп, сменивший Уотсона в университете Джонса Хопкинса, сказал, что «чем скорее он умрет, тем лучше будет для психологии» (цит. по: Smith. 1989. P. 446).

В теории инстинктов Мак - Дугалла утверждалось, что человеческое поведение является результатом врожденных склонностей в мыслях и действиях. Его идеи поначалу были хорошо приняты общественностью, но вскоре уступили свои позиции под натиском бихевиоризма. Уотсоп отрицал само понятие инстинктов, и по этому пункту, как впрочем, и по многим другим, противники сцепились.

Пятого февраля 1924 года они встретились, чтобы обсудить свои разногласия в психологическом клубе в Вашингтоне, округ Колумбия. Тот факт, что в Вашингтоне имелся психологический клуб, не связанный с каким - либо университетом, говорит о многом. На диспуте присутствовало более тысячи человек. Среди них лишь немногие были психологами; в те годы по всей стране насчитывалось всего 464 члена Американской психологической ассоциации. Следовательно, размер аудитории прежде всего говорит о популярности бихевиоризма Уотсона. Тем не менее, жюри этого диспута присудило победу Мак - Дугаллу. Материалы этого диспута опубликованы в работе «Битва за бихевиоризм» (The Battle of behaviorism. 1929 г.).

Мак - Дугалл начал диспут на оптимистической ноте: «У меня есть исходное преимущество перед доктором Уотсоном, - сказал он, - и это преимущество настолько велико, что даже кажется мне несправедливым. Все люди, обладающие здравым смыслом, по определению окажутся на моей стороне» (Watson & McDougall. 1929. P. 40). Он сказал, что вполне согласен с Уотсоном в том, что информация о поведении является верным фокусом психологических исследований, но выступает против полного сбрасывания со счета информации о сознании. В будущем его позиция была поддержана психологами гуманистического направления и теоретиками социального научения.

Если психологи не будут использовать интроспекцию, говорил Мак - Дугалл, то каким образом они смогут определить смысл реакции субъекта или точность слов? Каким образом, не прибегая к самонаблюдению, можно выяснить что - либо о мечтах и фантазиях? Как понять и оценить эстетические переживания? В споре с Уотсоном Мак - Дугалл попытался представить, как бихевиорист рассказал бы о восприятии скрипичного концерта:

Я вхожу в зал и вижу, что мужчина скребет по кошачьим кишкам волосами, выдранными из конского хвоста, а перед ним, в состоянии восторженного внимания, сидит тысяча человек, которые время от времени начинают хлопать руками. Каким образом бихевиорист может объяснить эти странные события? Как объяснить тот факт, что колебания, производимые кошачьими кишками, повергают тысячи людей в полное молчание и спокойствие, а прекращение этих вибраций вдруг становится стимулом к какой - то лихорадочной активности?

Здравый смысл и психология сходятся в том, что аудитория слушает музыку с обостренным наслаждением и дает выход своему восхищению и благодарности к артисту криками и аплодисментами. Но ведь бихевиорист ничего не знает ни о наслаждении или боли. ни о восхищении или благодарности. Он просто смешал с грязью все эти «метафизические понятия» и потому должен искать какие - то иные объяснения. Ну и пусть себе ищет, оставим его. Этот поиск даст ему вполне безвредное, тихое занятие на ближайшие несколько столетий . (Watson & McDougall. 1929. р. 62–63.)

Затем Мак - Дугалл подверг критике допущение Уотсона о том, что человеческое поведение является всецело детерминированным, что все наши действия являются прямыми результатами прошлого опыта и могут быть полностью прогнозированы, если только известны события прошлой жизни. Такая психология, говорил Мак - Дугалл, не оставляет места для свободной воли или свободы выбора.

Если позиция детерминизма верна - то есть люди не обладают свободной волей и потому не могут нести ответственность за свои действия, - то стоит ли проявлять инициативу, творческие усилия, стремление усовершенствовать себя и общество. Никто тогда не станет пытаться предотвратить войну, бороться против несправедливости или стремиться к достижению каких - либо идеалов.

Особой критике Мак - Дугалл подверг метод дословного описания, который Уотсон применял в своих исследованиях. Мак - Дугалл подчеркнул непоследовательность метода, который принимается, если его можно верифицировать, и отвергается, если верификация невозможна. Разумеется, именно такой и была точка зрения Уотсона, ведь основная цель всего бихевиористского движения - использовать исключительно такие данные, которые могут быть верифицированы.

Диспут Уотсона и Мак - Дугалла произошел через одиннадцать лет после того, как Уотсон формально основал бихевиоризм как научную школу. Мак - Дугалл предсказывал, что пройдет несколько лет, и позиция Уотсона исчезнет, нс оставив и следа. Однако в послесловии к опубликованной версии диспута Мак - Дугалл признал, что его прогноз оказался слишком оптимистическим: «Он был основан на чрезмерно лестной оценке интеллектуального уровня американской публики… Доктор Уотсон продолжает быть почитаемым пророком в своем отечестве, продолжает произносить свои проповеди» (Watson & McDougall. 1929. P. 86, 87).

Из книги Как преодолеть вредные привычки [Духовный путь к решению проблемы] автора Чопра Дипак

Из книги Когда поверишь, тогда увидишь автора Дайер Уэйн

Критика Вы можете перестать винить других и вычеркнуть из своей жизни мщение. Но самое лучшее, что вы можете сделать с критическими суждениями, - это лишь уменьшить их количество в своей повседневной жизни. Судить, критиковать - значит видеть мир таким, какой вы есть, а

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

64 ЭВОЛЮЦИЯ БИХЕВИОРИЗМА Изначально бихевиоризм занимался изучением непосредственных связей между стимулом и реакцией, которая необходима индивиду для более быстрой адаптации к окружающему миру. Бихевиоризм возник на основе двух направлений: позитивизма и

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Первоисточники по истории бихевиоризма: из книги «Психология глазами бихевиориста» Джона Б. Уотсона Нет лучшей исходной точки для обсуждения бихевиоризма Уотсона, чем самая первая работа, которая послужила началом всему движению «Психология глазами бихевиориста»

Из книги Живите без проблем: Секрет легкой жизни автора Манган Джеймс

Реакция на программу Уотсона Нападки Уотсона на традиционную психологию и его призыв к созданию нового подхода оказались волнующе привлекательными. Давайте снова рассмотрим основные положения Уотсона. Психология должна стать наукой о поведении, а не интроспективным

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Методы бихевиоризма Мы уже могли видеть, что в период первоначального развития научной психологии она стремилась связать себя с более старой, респектабельной, сформировавшейся естественной наукой - физикой. Психология постоянно стремилась перенять методы

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Предмет изучения бихевиоризма Первичным предметом изучения и исходными данными для бихевиоризма Уотсона являются основные элементы поведения: мышечные движения или секреция желез. Психология, как наука о поведении, должна иметь дело только с теми актами, которые можно

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Популярность и привлекательность бихевиоризма Почему же смелые выступления Уотсона завоевали такое огромное число приверженцев его идей? Разумеется, подавляющему большинству было совершенно безразлично, что одни психологи выступали за существование сознания, а

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Из книги Как поверить в себя автора Дайер Уэйн

Судьба бихевиоризма Несмотря на то, что когнитивная альтернатива бихевиоризма, возникшая изнутри, преуспела в модифицировании всего бихевиористского движения, унаследованного от Джона Б. Уотсона и Скиннера, важно не забывать, что Альберт Бандура, Джулиан Роттер и

Из книги автора

Критика Если вы будете критиковать других, совершенствуясь в нахождении слабых мест и недостатков, вы быстро потеряете покой. Если вы будете дальше продолжать этим заниматься, вы навсегда лишитесь радости жизни. Постарайтесь привести в действие машину, которая мешает

Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма Джон Уотсон родился 9 января 1878 года в Южной Калифорнии. Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме – в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо

Из книги автора

Критика Вы можете перестать винить других и вычеркнуть из своей жизни мщение. Но самое лучшее, что вы можете сделать с критическими суждениями, – это лишь уменьшить их количество в своей повседневной жизни. Судить, критиковать – значит видеть мир таким, какой вы есть, а

Более всего возражений против бихевиоризма Скиннера вызвали его крайний позитивизм и отрицание всех теорий. Оппоненты Скинне - ра утверждают, что свести к нулю все теоретические построения невозможно. Поскольку детали эксперимента должны быть запланированы заранее, то уже это само по себе является свидетельством построения хотя бы простейшей теории. Отмечалось также, что принятие Скинне - ром базовых принципов формирования условных рефлексов в качестве основы для своей работы также является до некоторой степени теоретизированием.

Сложившаяся система взглядов придавала Скиннеру уверенности в экономических, социальных, политических и религиозных вопросах. В 1986 году он написал статью с многообещающим названием <Что неправильно в западном образе жизни?> (What is Vrong with Life in the Western World?) В этой статье он утверждал, что <поведение жителей Запада ухудшилось, но его можно улучшить посредством применения принципов, выведенных на основании экспериментального анализа поведения> (Skinner. 1986. P. 568). Критики обвинили Скинне - ра в том, что его готовность экстраполировать на основании опытных данных является несовместимым с его антитеоретическими установками и демонстрирует тот факт, что в своем стремлении представить собственный проект переустройства общества он выходит за рамки строго наблюдаемых данных.

Узкий диапазон исследований поведения в скиннеровских лабораториях (нажать на рычаг или клюнуть ключ) также не избежал критики. Противники теории Скиннера утверждали, что такой подход попросту игнорирует многие аспекты поведения. Утверждение Скиннера о том, что любое поведение является заученным, было оспорено его бывшим студентом, который обучил более шести тысяч животных 38 видов выступать в телевизионных программах, аттракционах и на ярмарках (Breland & Breland. 1961). Свиньи, куры, хомяки, дельфины, киты, коровы и прочие животные демонстрировали тенденцию к инстинктивному поведению. Это значит, что они замещали инстинктивным поведением то, которое получало подкрепление, даже если это инстинктивное поведение мешало им получить пищу. Таким образом, подкрепление оказалось не столь всемогущим, как утверждал Скиннер.

Позиция Скиннера в вопросах вербального поведения - в частности, его объяснение того, каким образом дети учатся говорить, - оспаривалось на том основании, что определенные виды поведения должны быть наследственными. Критики утверждали, что младенец не изучает язык слово за словом благодаря подкреплению, получаемому за каждое правильно произнесенное слово, - ребенок осваивает грамматические правила, необходимые для того, чтобы строить предложения. А вот потенциал для формирования таких правил, утверждают противники Скиннера, является наследственным, а не заученным (Chomsky.1959,1972).

Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставится решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Появление и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психологию были введены совершенно новые факты – факты поведения, которые отличаются от фактов сознания в интроспективной психологии.

В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспективной психологии разводятся по методу их выявления. Одни выявляются путем внешнего наблюдения, а другие – путем самонаблюдения.

Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. Одновременно с этим он отрицал необходимость изучения сознания. Тем самым Дж. Уотсон разделил психическое и его внешнее проявление – поведение.

По мнению Дж. Уотсона, психология должна стать естественно-научной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Стремление сделать психологию объективной и естественно-научной дисциплиной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интроспективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.

Таким образом, основная идея бихевиоризма основывалась на утверждении значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необходимости его изучения.

С точки зрения Дж. Уотсона, поведение – это система реакций. Реакция – это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма. Поскольку Дж. Уотсон стремился сделать психологию естественно-научной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Дж. Уотсона поведение или поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула S – R (стимул – реакция). Для бихевиористов соотношение S – R стало единицей поведения. Поэтому с точки зрения бихевиоризма основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов их комбинаций, т. е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончательных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

Решение поставленных задач осуществлялось бихевиористами в двух направлениях: теоретическом и экспериментальном. Создавая теоретическую базу бихевиоризма, Дж. Уотсон попытался описать типы реакций и прежде всего выделил врожденные и приобретенные реакции. К числу врожденных реакций он относит те поведенческие акты, которые можно наблюдать у новорожденных детей, а именно: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища, конечностей, головы и т.д.

Однако если с описанием врожденных реакций у Дж. Уотсона серьезных затруднений не было, поскольку достаточно наблюдать за поведением новорожденных детей, то с описанием законов, по которым приобретаются врожденные реакции, дела обстояли хуже. Для решения данной задачи ему необходимо было оттолкнуться от какой-либо из уже имеющихся теорий, и он обратился к работам И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. В их работах содержалось описание механизмов возникновения условных, или, как говорили в то время, «сочетанных», рефлексов. Ознакомившись с работами российских ученных, Дж. Уотсон принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественно-научной базы своей психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания.

Все человеческие действия, по мнению Дж. Уотсона, представляют собой сложные цепи, или комплексы, реакций.

Следует подчеркнуть, что на первый взгляд умозаключения Дж. Уотсона кажутся верными и не вызывающими сомнения. Определенное внешнее воздействие вызывает у человека определенную ответную безусловную (врожденную) реакцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций, но это только на первый взгляд. Однако существуют некоторые феномены, которые фактически невозможно объяснить, опираясь на эту теорию. Например, как объяснить катание медведя на велосипеде в цирке? Ни один безусловный или условный стимул не может вызвать подобную реакцию или комплекс реакций, поскольку катание на велосипеде не может быть отнесено к разряду безусловных (врожденных) реакций. Безусловной реакций на свет может быть мигание, на звук – вздрагивание, на пищевой раздражитель – слюноотделение. Но никакое сочетание подобных безусловных реакций не приведет к тому, что медведь будет кататься на велосипеде.

Не менее значимым для бихевиористов было проведение экспериментов, с помощью которых они стремились доказать правоту своих теоретических выводов. В этой связи стали широко известны эксперименты Дж. Уотсона по исследованию причин возникновения страха.

Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы S – R для объяснения поведения людей. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» – V, в результате схема приобрела вид: S – V – R. Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула. К ним относились такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций). И хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, выводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по особенностям поведения, и тем самым существование сознания по-прежнему игнорировалось.

Другим значимым шагом в развитии бихевиоризма было изучение особого типа условных реакций, которые получили название инструментальных (Торндайк, 1898), или оперантных (Скиннер, 1938). Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоит в том, что если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью. Например, если какое-либо определенное действие постоянно подкреплять, т. е. поощрять или вознаграждать кусочком сахара, колбасы, мяса и т. п., то очень скоро животное будет выполнять это действие при одном лишь виде поощрительного стимула.

Согласно теории бихевиоризма, классическое (т. е. павловское) и оперантное обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного и для человека. При этом процесс научения представлялся как вполне автоматический, не требующий проявления активности человека. Достаточно использовать одно лишь подкрепление для того, чтобы «закрепить» в нервной системе успешные реакции независимо от воли или желаний самого человека. Отсюда бихевиористы делали выводы о том, что с помощью стимулов и подкрепления можно буквально «лепить» любое поведение человека, манипулировать им, что поведение человека жестко «детерминировано» и зависит от внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта.

Таким образом, бихевиористами игнорируется существование сознания, т. е. игнорируется существование внутреннего психического мира человека.

Тем не менее заслуги бихевиоризма в развитии психологии весьма значимы. Во-первых, он привнес в психологию дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по пути естественно-научных дисциплин. Во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, фактов, процессов, благодаря чему в психологии получили широкое распространение инструментальные приемы исследования психических процессов. В-третьих, была расширена область психологических исследований: стало интенсивно изучаться поведение младенцев и животных. Кроме того, в работах бихевиористов были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков. И наконец, распространение бихевиористских взглядов способствовало изучению психических явлений с естественно-научных позиций.

В XX веке облик американской психологии несомненно определяется бихевиоризмом. Она радикально изменил, преобразовал всю систему представлений о психике. Прежде всего, это касалось предмета психологии как науки. Согласно бихевиоризму, предметом психологии не является сознание, а является поведение. Одним из начинателей бихевиоризма как направления психологии стал Эдуард Ли Торндайк (1874-1949). Именно его работы стали первыми в русле этого направления. Он называл себя коннекционистом, а психологию которой он занимался - коннекционизмом.

Сначала в Гарварде, у У. Джеймса, потом в Колумбийском университете у Кеттелла, он проводил исследования на животных. Он считал делом своей жизни педагогическую психологию и описал подход к научению животных. Им же сформулирована формула коннекционизма, «формула новой психологии»: S¦R S – стимул, R – реакция.

В 1898 году Э.Торндайк в докторской диссертации «Интеллект животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных» предложил основные положения психологии животных. Еще Гоббс доказал, что интеллект ассоциативен по природе. Спенсер доказал, что именно интеллект обеспечивает успешное приспособление организмов к природе, к среде. Но именно Торндайк в своих опытах (опубликовано 507 работ по психологии поведения) впервые показал, что интеллект можно изучать без обращения к сознанию. Торндайк считал, что ассоциация означает не связь между идеями (как у ассоцианистов), а связь между движениями и ситуациями. Весь процесс научения он описал через идею «проб и ошибок», вознаграждения и наказания. Он писал: «Эффективной частью ассоциаций является прямая связь между ситуацией и стимулом».

В. Келер (в 1925 г.) утверждал, что животных заставляло прибегать к методу слепых проб и ошибок сама конструкция «проблемных ящиков Торндайка», т.к. запертое животное (субъект опыта) не видело, как работает освобождающийся механизм, оно не могло «рассуждать» о своем пути на свободу. В своих опытах Торндайк «приводил» животных к примитивной стратегии проб и ошибок. Он разработал радикально упрощенную теорию научения, распространяя ее и на животных и на людей.

Торндайк считал, что целью психологии должен стать контроль над поведением. Связь между элементами формулы «S¦R», в отличие от рефлекса в механистической трактовке имела такие признаки: 1) проблемную ситуацию как исходный пункт; 2) противостояние ей организма как целого; 3) его действия в поисках выбора; 4) выучивание путем упражнения.

Прогрессивность подхода Торндайка была очевидна в сравнении с подходом Дьюи и чикагцев. Сферой психологии, по Торндайку, оказалось взаимодействие между организмом и средой.

Прежняя психология считала, что связи существуют между феноменами сознания. Прежняя физиология утверждала, что связи образуются между раздражением рецепторов и ответным движением мышц. Эти связи выражены рефлексами. По Э. Торндайку, коннексия – это связь между реакцией и ситуацией, т.е. это элемент поведения. Но термином поведения он не пользуется, а использует понятия «интеллект» и «научение».

Регуляция поведения человека идет иначе, чем у животных, т.е. совсем не так, как представлял себе это Э.Торндайк и все последующие сторонники так называемой объективной психологии, считавшие законы научения едиными, общими для животных и человека.

Таким образом, бихевиористы сводили общественно-исторические основы поведения человека к биологическому уровню детерминации. Парадоксально, что подготовив возникновение бихевиоризма Торндайк не считал себя бихевиористом, т.к. он использовал понятия из традиционной нейрофизиологии и психологии (например, понятие состояния организма удовлетворенности ли дискомфорта при воздействии внешних стимулов, двигательные реакции и др.). А бихевиоризм запрещал обращаться к моту, что испытывал субъект, т.е. к физиологическим факторам.

Э.Торндайк предложил два закона поведения человека и животных (По книге Т.Лихи). Первый закон – закон эффекта (открыт в 1911 году): «из нескольких ответов на одну и ту же ситуацию, те, которые сопровождаются удовлетворением желания животного или же те, вслед за которыми он немедленно происходит, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией, т.е. когда она повторяется, и ответы будут повторяться с большей вероятностью. С другой стороны, наказание, уменьшает силу связи. Чем больше вознаграждение или чем тяжелее наказание, тем сильнее изменяется связь». Второй закон – закон упражнения: «любой ответ на ситуацию будет, при прочих равных условиях, сильнее связан с ситуацией, пропорционально тому, сколько раз ответ был связан с ней, а также средней силе и продолжительности связи».

В серии лекций «Поведение человека» (1929) в Корнуэльском университете Торндайк применил коннекционизм к поведению человека, он представил психологию в рамках двучленной схемы S¦R, в которой множество стимулов связано со множеством ответов по иерархии ассоциаций «стимул - реакция».

Торндайк утверждал, что можно по формуле «S¦R» определить степень вероятности реакции (например, пища вызовет слюноотделение – вероятность близка к 1, а звук вызовет слюноотделение, вероятность близка к 0).

Но, как и в случае с животными, он свел разум человека к автоматизму и привычке. При этом Торндайк признавал беспокойство натуралистической психологии по поводу учета человеческого поведения в зависимости от значения стимула: человек реагирует на постигаемое им значение слов, а животное – нет.

Таким образом, возникает вопрос: был ли Торндайк бихевиористом. С одной стороны, он занимался чисто бихевиоризмом без примеси, физиологии (как это делал И.П.Павлов), но с другой стороны, Торндайк выдвинул «принцип принадлежности», нарушающий выработку безусловных рефлексов, ведь те элементы, которые наиболее тесно ассоциируются во времени и пространстве, и будут связаны при научении. Т.Лихи признает, что Торндайк скорее стал бихевиористом-практиком, а не теоретиком.

А теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Бродес Уотсон (1878-1958). Его научная биография доказывает, как в становлении отдельного исследователя могут отразиться влияния всех основных идей целого направления в науке.

В начале XX века во время многочисленных дискуссий о предмете психологии Энджелл первым отметил, что предмет психологии изменился, но он не уверен, хорошо ли это. Его ученик Уотсон в 1913 году провозгласил манифест бихевиоризма, и психологи согласились с тем, что психология должна стать наукой объективной, а не субъективной, т.е. предметом ее исследования должно быть не сознание, а поведение.

О себе Уотсон писал, что идеи объективной психологии он развивал еще будучи студентом Чикагского университета. Но только в 1913 году в лекциях по психологии животных в Колумбийском университете он публично обнародовал свои взгляды в статье «Психология, какой ее видят бихевиористы». Эта статья и стала манифестом нового направления в психологии. Сам же Уотсон как и многие бихевиористы прежде чем стать представителем этого направления был зоопсихологом.

Программа бихевиоризма включала точкой отсчета такой факт: организмы, т.е. люди и животные, приспосабливаются к окружающей их среде, поэтому психология должна заниматься исследованием приспособительного поведения, а не содержания сознания. Описание поведения приводит к предсказанию поведения в понятиях «стимул» и «реакция». Следует отметить, что, хотя Дж.Уотсон не цитировал Канта, в его программе по описанию, предсказанию и контролю за наблюдаемым поведением явно прослеживается традиция позитивизма, для которой единственной формой объяснения были физико-химические термины.

Позиция Уотсона была крайне радикальной, как считает Т.Лихи, ведь Уотсон говорил: не только души не существует, но и кора головного мозга не делает ничего, кроме трансляции, соединения стимула и реакции (т.е. работу трансляционной станции). И душу, и мозг при описании предсказания и контроля поведения вполне можно игнорировать. Человек и его внутренний мир – это «черный ящик», не поддающийся исследованию.

Таким образом, девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

Это понятие зародилось в русле физиологии. В трудах И.М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, которым удалось доказать, что область психического не исчерпывается сознанием субъекта, познаваемым с помощью интроспекции.

Эти ученые – новаторы в изучении связи организма со средой - опирались на объективные методы, трактуя организм в единстве внешних и внутренних проявлений. Изучив книгу В.М.Бехтерева «Объективная психология», Дж. Уотсон утвердился во мнении, что условный рефлекс (по Бехтереву – сочетательный рефлекс) должен стать главной единицей анализа поведения. А учение И.П.Павлова, об условном рефлексе вселило в Уотсона уверенность, что условный рефлекс и есть ключ к выработке навыков, сложных движений, к любым формам научения.

Единственно реальными Уотсон признавал разные формы телесных реакций, он заменил все традиционные представления о психических явлениях двигательными их эквивалентами: например, зависимость зрительного восприятия от движения глазных мышц; эмоций – от телесных изменений; мышления – от речевого аппарата. Такими примерами Дж.Уотсон доказывал, что, якобы, объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходя из такой посылки, он объяснял даже развитие умственной активности человека «мыслительной деятельности мышцами».

Он утверждал, что всеми эмоциями и интеллектуальными реакциями можно управлять, ведь психическое развитие сводится к научению, т.е. приобретению знаний, умений, навыков.

Бихевиористы отвергали идею возрастной периодизации, считая, что нет общих закономерностей развития в данный возрастной период. Например, обучая читать и писать детей с двух и трех лет, они пытаются доказать: какова среда, таковы и закономерности развития ребенка. Но при этом они считали нужным создать функциональную периодизацию, которая устанавливала этапы научения и формирования какого-либо навыка.

С их точки зрения, этапы игры, обучения чтению и есть собственно функциональная периодизация.

Принцип управления поведением широко и прочно распространился в американской психологии.

Концепцию Уотсона стали называть «психология без психики». Его заслуга состояла в расширении сферы психического, в которую он включил действия и акты поведения животных и человека. Но при этом он отверг в предмете огромные пласты психики, которые нельзя свести к внешненаблюдаемому поведению.

Бихевиоризм стал антиподом субъективной (интроспективной) психологии, сводившей всю жизнь к «фактам сознания». Бихевиористы предпочли по-новому посмотреть на сознание, проще говоря, «разделаться с ним», не принимать его во внимание.

Т.Лихи пишет, что Уотсон дал бихевиоризму «гневный голос и имя бихевиоризм», но его манифест особого внимания к бихевиоризму не вызвал. Просто психологи успокоились, т.к. знали, что психология «перестала быть наукой о сознании».

Следует назвать еще два имени ученых, связанных с бихевиоризмом: это Уолтер Хантер (ум. 1954 г.) и ученик Дж. Уотсона Карл Лешли (ум. 1958 г.) Хантер изобрел в 1914 году экспертную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной (в его опытах обезьяне показывали, в каком из двух ящиков лежит банан, затем ставили оба ящика за ширму; затем ширму убирали. А животное находило банан в нужном ящике). Опыты Хантера подтверждали, что животные способны на отсроченную реакцию на стимул, а не только на непосредственную, как считали раньше.

Карл Лешли проводил следующие опыты: он вырабатывал у животных навык, а затем удалял разные части мозга для выяснения, зависит ли от них навык. Он пришел к выводу, что мозг животного функционирует как целое, отдельные его участки равноценны (эквипотенциальны). Они могут заменять друг друга.

К 30-м годам XX века идеи Уотсона уже не были единственным вариантом бихевиоризма: были выявлены слабости бихевиоризма (слабость категориального аппарата, образ и мотив действия в категории действия у бихевиористов отвергались).

Попытки включить такие категории, как образ, мотив, отношение в программу бихевиоризма как направления уже после второй мировой войны приводят к возникновению его нового варианта – необихевиоризма. А 30-е – 40-е годы XX века стали называться «золотым» веком теоретической психологии бихевиоризма; исследований научения (а не перцепции, мышления, групповой динамики и других процессов).

Необихевиоризм

Это течение возглавили американские психологи Эдвард Чейз Толмен (1886 – 1959) и Кларк Леонард Халл (1884 – 1952).

Эдвард Толмен изложил основные свои идеи в книге «Целевое поведение у животных и человека» (1932) Эксперименты он проводил на белых крысах, считая, что законы поведения для животных и человека одинаковы. Он возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой S¦R и игнорировать факторы, которые могут быть в промежутке. Эти факторы он назвал промежуточными переменными.

Поведение Толмен рассмотрел как зависимую переменную, обусловленную независимыми переменными окружающей среды и внутренними, но не психическими, переменными. Конечная цель бихевиоризма – «описать формулу формирования функции, соединяющей зависимую переменную (поведение) с независимыми переменными (стимулом, наследственностью, обучением и физиологическим состоянием голода)». Поскольку сразу достичь такой цели невозможно, были введены так называемые промежуточные переменные, которые соединили независимые и зависимые переменные для управления, с помощью которых можно предсказать поведение данной переменной от независимых.

Термины, введенные Толменом (зависимая, независимая, промежуточная переменная) надолго сохранились в языке психологии.

Толмена от других бихевиористов отличало то, что он считал, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм, осваивая обстановку, строит познавательную карту (когнитивную карту) пути, по которой он следует при решении какой-либо задачи. В опытах Толмена главной задачей животных было найти выход из лабиринта, чтобы получить подкормку и удовлетворить потребность в пище.

Толмен выделил особый тип научения – латентное научение. Это скрытое, ненаблюдаемое научение играет роль тогда, когда отсутствует подкрепление. Такое научение способно изменять поведение.

Теория Толмена заставила пересмотреть факты, регулирующие адаптацию организма к среде. Среди них особо выделяют целевую регуляцию действий животных, их способность к активной познавательной работе, даже при выработке двигательных навыков. После опытов Толмена потребовался пересмотр уже существовавших взглядов на поведение.

Его идеи пригодились гораздо позже в вычислительной концепции когнитивизма.

Толмен предвосхитил возникшую в 1948 году информационно-обрабатывающую концепцию разума, по которой разум – это диспетчерская, перерабатывающая импульс в когнитивную карту окружающей среды (позже ответ компьютера также зависел от входящего сигнала). Толмен назвал свой бихевиоризм операциональным, т.к. это прилагательное отражает две особенности бихевиоризма: 1) операционально дает определения промежуточными переменным, 2) подчеркивает, что поведение – это деятельность, с помощью которой организм «оперирует в окружающей среде».

Следующий представитель необихевиоризма Кларк Халл создал механический бихевиоризм, т.к. нашел себя профессионально в математических и естественных науках. Свою психологическую теорию он строит на основе точности, стройности, логики, как это делают физики и математики. Такой подход был назван гипотетико-дедуктивным методом.

Кларк Халл опирался на теорию условных рефлексов Павлова и придавал особое значение силе навыка, на это силу решающее влияние оказывает редукция потребности. Чем чаще сила навыка редуцируется, тем она больше. Величина редукции потребности определяется количеством и качеством подкреплений. Сила навыка зависит и от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией.

Халл считал, что существуют первичное и вторичное подкрепление. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма.

Потребность соединена с раздражителем, а реакция на них – это вторичное подкрепление. Он впервые поставил вопрос о возможности моделирования условно-рефлекторной деятельности и предвосхитил кибернетические модели саморегуляции поведения. Им создана большая научная школа, разработавшая применительно к теории поведения физико-математические методы, модели способов приобретения навыков.

Далее необихевиоризм развивался как направление психологии в русле теории оперантного бихевиоризма Берхауза Фредерика Скиннера (1904 – 1990), которого без преувеличения можно назвать центральной, культовой фигурой бихевиористического направления.

Закат бихевиоризма пришелся на 50 – 60-е годы XX века в связи с неудовлетворенностью экспериментальной психологией. В середине XX века возникло множество течений бихевиоризма: философский, формальный, радикальный. Последний был создан Б.Скиннером на основе теории оперантного бихевиоризма.

Основываясь на экспериментальных исследованиях, на теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном, оперантном. Именно последнее и составило специфику учения Скиннера.

Два первых вида поведения вызываются стимулами и называются респондетным или отвечающим поведением. Это реакция типа S. Эти реакции составляют определенную часть репертуара поведения, но не только ими обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления построен на основе активных проб, т.е. воздействия животного на окружающий мир. Эти воздействия случайно могут привести и к полезному результату. Полезный результат закрепляется.

Такие реакции R, которые не вызываются стимулом, а выделяются организмом (некоторые из них оказываются правильными и подкрепляются), Скиннер назвал оперантными реакциями, это реакции типа R.

Именно такие реакции преобладают в адаптивном поведении животных, именно они являются формой произвольного поведения. На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения: главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление.

По Скиннеру, вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию». Данные по поведению животных он переносит на поведение человека, это приводит его к биологизаторской трактовке человека. На основе результатов научения животных возник скиннеровский вариант программированного обучения, в котором учитывается индивидуализация обучения. Ограниченность программированного обучения по Скиннеру состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из этих актов.

В варианте научения Скиннера нет возможности интериоризовать (присвоить) действие, т.е. игнорируется познавательная деятельность, как сознательный процесс. Таким образом, Скиннер следует положениям бихевиоризма Дж.Уотсона, он описывает психические процессы в терминах реакции подкрепления, а человек для него - всего лишь существо, действующее под влиянием внешних обстоятельств и воздействий.

По Скиннеру, вся процедура оказывается «хитроумно придуманными подкреплениями». Печально известна книга Б.Скиннера «По ту сторону свободы и достоинства» (1971 г.). В ней он трансформирует эти понятия свободы и достоинства и исключает их из жизни человека. Для разрешения социальных проблем он предлагал создать технологию поведения, которая помогает контролировать одних людей другими. А средством управления поведением в психологии он назвал контроль за подкреплениями, позволяющий манипулировать людьми.

Сформулированный им принцип оперантного поведения гласит: поведение животного полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, приятны, неприятны или безразличны эти последствия, организм будет стремиться повторить данный поведенческий акт, не придавать ему значения или же избегать его повторения в будущем.

Но человек способен предвидеть последствия своего поведения и самостоятельно избегать действий, приводящих к негативу. Чем выше вероятность негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека.

Таким образом, Скиннер не считал себя сторонником «SR – психологии», т.к. эта формула предполагает рефлексивное звено между стимулом и ответом, а Скиннер считал, что на организм можно воздействовать, контролируя переменные, которые не обязательно считать стимулами.

Социальный бихевиоризм

Кроме процесса обучения, бихевиористы изучали и социализацию детей. Джордж Мид (1863 – 1931) из Чикагского университета пытался понять обусловленность человеческого поведения и свою концепцию назвал социальным бихевиоризмом.

Изучая этапы вхождения ребенка в мир взрослого, он понял, что личность ребенка формируется во взаимодействии с другими людьми. Ребенок при этом играет разные роли.

Теорию Дж.Мида еще называют теорией ожидания: ведь дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого и от прошлого опыта. Эти два фактора влияют на то (ожидания взрослых и прошлый опыт), что одни и те же роли дети играют по-разному. Дж. Мид различает игры сюжетные и игры с правилами.

Кроме него, исследования асоциального поведения (в частности, агрессивного) и просоциального поведения проводили и другие психологи. Так, Д.Доллард (1900 – 1980) создал теорию фрустрации (дезорганизация поведения, вызванная невозможностью справиться с трудностями). Доллард считал, что сдерживание слабых проявлений агрессии может привести к очень мощной агрессии, т.е. все фрустрации, переживаемые в детском возрасте, могут привести в зрелом возрасте к агрессии. Сегодня его мнение считают спорным, ведь, несмотря на то, что ежедневно дошкольник переживает примерно 19 фрустраций в семье, детском саду, в общении со сверстниками, лишь небольшое их число может привести к агрессивному поведению.

Большое значение в социальном бихевиоризме имеют работы Альберта Бандуры (1925 – 1988). Он родился в Канаде; переехав в США, работал в Стэнфорде. Бандура считал, что людям не всегда требуется для научения прямое подкрепление, т.к. они могут учиться и на чужом опыте.

Так появилось важное для теории Бандуры понятие косвенного подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других людей. Особое внимание он уделял подражанию. Он считал, что мы подражаем чаще более простым образцам поведения или тем, с которыми человек чаще непосредственно контактирует (это может быть поведение людей своего пола, одного возраста, высокого социального положения).

Дети же усваивают модели поведения «про запас», даже когда эти модели не очень успешны. Они легко подражают и агрессивному поведению. Исследования А.Бандуры описывают причины агрессивности в семье, причем, последовательность возникновения определенного типа поведения такова: от вознаграждения и подражания к формированию определенных моделей поведения у детей. В работах Бандуры впервые описаны механизмы самоподкрепления, связанные с оценкой собственной эффективности, умения решать сложные проблемы. Он приходит к выводу, что люди с высокой оценкой собственной эффективности легче контролируют свое поведение и более успешны в жизни. Вывод Бандуры: значимым механизмом персонального действия служит эффективность контроля над бытием человека. Значение в социальной психологии имеют и его работы по коррекции отклоняющегося поведения (он изучал агрессивное поведение детей 8 – 12 лет). Кроме того, Бандура признавал, что успешная деятельность вызывает стремление к подражанию и снимает напряжение у клиента в условиях психотерапевтического воздействия (его метод был назван методом систематической десенсибилизации (уменьшение или устранение повышенной чувствительности организма - сенсибилизации - к воздействию какого-нибудь вещества).

Теория социального научения Д.Б.Роттера (р.1916) описывает социальное поведение с помощью следующих понятий:

Поведенческий потенциал (человек в течение жизни формирует набор поведенческих реакций);

Субъективная вероятность (т.е. ожидания человека);

Характер подкрепления и его ценность для человека;

Локус контроля (экстернальный – человек переносит ответственность за все происходящее с ним на других людей и внешние обстоятельства, и интернальный локус контроля – человек считает себя ответственным за все события своей жизни).

Поведенческий потенциал, по Роттеру, включает пять блоков поведенческих реакций или «техник существования»:

Поведенческие реакции, направленные на достижение успеха (они служат для социального признания индивида);

Поведенческие реакции приспособления и адаптации – это техники согласования поведения с общественными нормами;

Защитные поведенческие реакции – они используются в ситуациях, требующих превышения возможностей человека в данный момент (это отрицание, подавление желаний, обесценивание);

Техники избегания: выход из «поля напряжения», уход, бегство, отдых и другие;

Агрессивные поведенческие реакции – это и реальная физическая агрессия и символические формы агрессии: ирония, критика, насмешка, интриги, направленные против интересов других людей.