Алексеев ростислав евгеньевич краткая биография. Создание судов на подводных крыльях. Новые суда он испытывал сам

Дважды за свою жизнь Ростислав Евгеньевич АЛЕКСЕЕВ (18.12.1916, г. Новозыбков Орловской губ. (ныне Брянской обл.) - 09.02.1980, г. Горький ) перевернул представление человечества о скорости на воде.

Сначала он изобрел корабль на подводных крыльях.

После первого такого корабля появился целый скоростной флот - суда на подводных крыльях «Метеор», «Комета», «Волга», «Спутник», «Восход», «Буревестник» разработки главного конструктора Алексеева.

Вторым революционным шагом стали экранопланы - авиасуда, летящие над водой с авиационными скоростями, при этом оставаясь безопасными и экономичными, как теплоход.

Благодаря Алексееву во всем мире слово «экраноплан» считается русским. Он создал Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях.

5 тыс. человек его коллектива по принципу «Новый год - новый пароход» ежегодно выпускали новые модели кораблей. Многие из них не имеют аналогов до сих пор. Алексеев успел сделать за свою жизнь столько, сколько не смогло сделать человечество за всю историю судоходства и мореплавания.

Он поднял корабли на крылья, а потом научил их летать. Благодаря таланту Алексеева до сих пор в экранопланах мы опережали мир на 20-30 лет .

Первый в мире экраноплан КМ конструкции Алексеева, самый крупноразмерный для того времени летательный аппарат, спущен на воду в 1966 г. Длина экраноплана - более 100 м, размах крыльев - 40 м, весил он почти 500 т, а 10 турбореактивных двигателей с тягой более 13 т каждый разгоняли его до скорости 500 км/ч.

Американцы за впечатляющие размеры назвали его «Каспийским монстром», интерпретировав сокращение КМ (корабль-макет).

Первый в мире десантный корабль-экраноплан «Орленок» конструкции Алексеева был принят на вооружение Военно-Морского Флота в 1979 г. Корабль стал первым в составе вновь образованного дивизиона кораблей-экранопланов.

В библиотеке Конгресса США в портретной галерее выдающихся деятелей мира, внесших наибольший вклад в развитие человечества в ХХ в., находится портрет Р. Е. Алексеева.

В России его именем названы судно на подводных крыльях, площадь в Н. Новгороде и созданное им НПО.

Лит.: Карпенко В. Ф. Конструктор Алексеев. - Н. Новгород, 2010.

*

Первый в мире серийный корабль на подводных крыльях «Ракета», мчащийся со скоростью 70 км/ч при тогдашней обычной скорости кораблей 25 км/ч, изобрел и создал в Н. Новгороде гениальный российский судостроитель Ростислав Евгеньевич АЛЕКСЕЕВ - Главный конструктор судов на подводных крыльях. Первый рейс Горький- Казань состоялся 25 августа 1957 г. Алексеев дважды за свою жизнь перевернул представление человечества о скорости на воде. Второй переворот - творение экранопланов.

*

Первый в мире экраноплан КМ конструкции Р. Е. Алексеева (экранопланы) - самый крупноразмерный для того времени летательный аппарат спущен на воду 22 июня 1966 г. Длина экраноплана - более 100 м, размах крыльев - 40 м, вес - почти 500 т; 10 турбореактивных двигателей с тягой более 13 т каждый раз435 великие русские достижения гоняли его до скорости 500 км/ч. Американцы за впечатляющие размеры назвали его «чудовищем Каспийского моря».

По материалам книги Александра Пецко В еликие Р усские Д остижения”. Тег -

Российская империя → СССР СССР

Ростисла́в Евге́ньевич Алексе́ев (18 декабря , Новозыбков , Черниговская губерния - 9 февраля , Горький) - советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях , экранопланов и экранолётов . Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР .

Биография

Семья

Был женат, дочь Татьяна, сын Евгений.

Конфликты

  • В документальном фильме «Сожжённые крылья. Предать конструктора» высказывается мысль, что у талантливого конструктора было много недоброжелателей, среди которых - министр судостроительной промышленности СССР Б. Е. Бутома (по фильму причина гонений на изобретателя в том, что Алексеев обратился к Хрущеву через голову вышестоящего начальства).
  • В 1976 году , после аварии при испытании экранолета, Алексеев приказом Бутомы был отстранён от всех должностей, ему был оставлен в подчинении только отдел из 15 человек.

Награды

Память

Фильмография

Напишите отзыв о статье "Алексеев, Ростислав Евгеньевич"

Примечания

См. также

Литература

  • Алексеева Т. Р. Крылья Алексеева: Очерки. Н. Новгород, 2000.
  • Алексеев Р. Полёт в будущее / Сборник воспоминаний. сост. В. П. Исаченко. Н. Новгород: ВВАГС, 2005.
  • Иванов А. В. Он опередил время. Н. Новгород: Кварц, 2006.
  • Иванов А. В., Логинов В. Ф. Корабелы в пятом океане. Н. Новгород: Кварц, 2011.
  • Качур П. Конструктор крылатых кораблей / «Техника и вооружение», № 12 - 2006, № 1, 2, 4, 5 - 2007.
  • Матвеев А. А. Служение скорости. Н. Новгород, 2006.
  • Карпенко В. Ф. Конструктор Алексеев. Н. Новгород: Бикар, 2010. ISBN 978-5-91723-027-6

Ссылки

  • // «Популярная механика»
  • // «Популярная механика»

Отрывок, характеризующий Алексеев, Ростислав Евгеньевич

В 12 м году, когда до Букарешта (где два месяца жил Кутузов, проводя дни и ночи у своей валашки) дошла весть о войне с Наполеоном, князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, Кутузов весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли.
Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленского большака. Последние три года и жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел (он объехал и запад и восток), что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы все точно то же, до малейших подробностей, – точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же мебели, те же стены, те же звуки, тот же запах и те же робкие лица, только несколько постаревшие. Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни. Bourienne была та же радостно пользующаяся каждой минутой своей жизни и исполненная самых для себя радостных надежд, довольная собой, кокетливая девушка. Она только стала увереннее, как показалось князю Андрею. Привезенный им из Швейцарии воспитатель Десаль был одет в сюртук русского покроя, коверкая язык, говорил по русски со слугами, но был все тот же ограниченно умный, образованный, добродетельный и педантический воспитатель. Старый князь переменился физически только тем, что с боку рта у него стал заметен недостаток одного зуба; нравственно он был все такой же, как и прежде, только с еще большим озлоблением и недоверием к действительности того, что происходило в мире. Один только Николушка вырос, переменился, разрумянился, оброс курчавыми темными волосами и, сам не зная того, смеясь и веселясь, поднимал верхнюю губку хорошенького ротика точно так же, как ее поднимала покойница маленькая княгиня. Он один не слушался закона неизменности в этом заколдованном, спящем замке. Но хотя по внешности все оставалось по старому, внутренние отношения всех этих лиц изменились, с тех пор как князь Андрей не видал их. Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой, которые сходились теперь только при нем, – для него изменяя свой обычный образ жизни. К одному принадлежали старый князь, m lle Bourienne и архитектор, к другому – княжна Марья, Десаль, Николушка и все няньки и мамки.
Во время его пребывания в Лысых Горах все домашние обедали вместе, но всем было неловко, и князь Андрей чувствовал, что он гость, для которого делают исключение, что он стесняет всех своим присутствием. Во время обеда первого дня князь Андрей, невольно чувствуя это, был молчалив, и старый князь, заметив неестественность его состояния, тоже угрюмо замолчал и сейчас после обеда ушел к себе. Когда ввечеру князь Андрей пришел к нему и, стараясь расшевелить его, стал рассказывать ему о кампании молодого графа Каменского, старый князь неожиданно начал с ним разговор о княжне Марье, осуждая ее за ее суеверие, за ее нелюбовь к m lle Bourienne, которая, по его словам, была одна истинно предана ему.
Старый князь говорил, что ежели он болен, то только от княжны Марьи; что она нарочно мучает и раздражает его; что она баловством и глупыми речами портит маленького князя Николая. Старый князь знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела, но знал тоже, что он не может не мучить ее и что она заслуживает этого. «Почему же князь Андрей, который видит это, мне ничего не говорит про сестру? – думал старый князь. – Что же он думает, что я злодей или старый дурак, без причины отдалился от дочери и приблизил к себе француженку? Он не понимает, и потому надо объяснить ему, надо, чтоб он выслушал», – думал старый князь. И он стал объяснять причины, по которым он не мог переносить бестолкового характера дочери.
– Ежели вы спрашиваете меня, – сказал князь Андрей, не глядя на отца (он в первый раз в жизни осуждал своего отца), – я не хотел говорить; но ежели вы меня спрашиваете, то я скажу вам откровенно свое мнение насчет всего этого. Ежели есть недоразумения и разлад между вами и Машей, то я никак не могу винить ее – я знаю, как она вас любит и уважает. Ежели уж вы спрашиваете меня, – продолжал князь Андрей, раздражаясь, потому что он всегда был готов на раздражение в последнее время, – то я одно могу сказать: ежели есть недоразумения, то причиной их ничтожная женщина, которая бы не должна была быть подругой сестры.
Старик сначала остановившимися глазами смотрел на сына и ненатурально открыл улыбкой новый недостаток зуба, к которому князь Андрей не мог привыкнуть.
– Какая же подруга, голубчик? А? Уж переговорил! А?
– Батюшка, я не хотел быть судьей, – сказал князь Андрей желчным и жестким тоном, – но вы вызвали меня, и я сказал и всегда скажу, что княжна Марья ни виновата, а виноваты… виновата эта француженка…
– А присудил!.. присудил!.. – сказал старик тихим голосом и, как показалось князю Андрею, с смущением, но потом вдруг он вскочил и закричал: – Вон, вон! Чтоб духу твоего тут не было!..

Князь Андрей хотел тотчас же уехать, но княжна Марья упросила остаться еще день. В этот день князь Андрей не виделся с отцом, который не выходил и никого не пускал к себе, кроме m lle Bourienne и Тихона, и спрашивал несколько раз о том, уехал ли его сын. На другой день, перед отъездом, князь Андрей пошел на половину сына. Здоровый, по матери кудрявый мальчик сел ему на колени. Князь Андрей начал сказывать ему сказку о Синей Бороде, но, не досказав, задумался. Он думал не об этом хорошеньком мальчике сыне в то время, как он его держал на коленях, а думал о себе. Он с ужасом искал и не находил в себе ни раскаяния в том, что он раздражил отца, ни сожаления о том, что он (в ссоре в первый раз в жизни) уезжает от него. Главнее всего ему было то, что он искал и не находил той прежней нежности к сыну, которую он надеялся возбудить в себе, приласкав мальчика и посадив его к себе на колени.
– Ну, рассказывай же, – говорил сын. Князь Андрей, не отвечая ему, снял его с колон и пошел из комнаты.
Как только князь Андрей оставил свои ежедневные занятия, в особенности как только он вступил в прежние условия жизни, в которых он был еще тогда, когда он был счастлив, тоска жизни охватила его с прежней силой, и он спешил поскорее уйти от этих воспоминаний и найти поскорее какое нибудь дело.
– Ты решительно едешь, Andre? – сказала ему сестра.
– Слава богу, что могу ехать, – сказал князь Андрей, – очень жалею, что ты не можешь.
– Зачем ты это говоришь! – сказала княжна Марья. – Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… – Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате.
– Ах, боже мой! Боже мой! – сказал он. – И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! – сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью.
Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие.
– Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, – сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. – Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его. – Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. – Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать.
– Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, – сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», – подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним; но князь Андрей отвечал, что он, вероятно, скоро приедет опять из армии, что непременно напишет отцу и что теперь чем дольше оставаться, тем больше растравится этот раздор.
– Adieu, Andre! Rappelez vous que les malheurs viennent de Dieu, et que les hommes ne sont jamais coupables, [Прощай, Андрей! Помни, что несчастия происходят от бога и что люди никогда не бывают виноваты.] – были последние слова, которые он слышал от сестры, когда прощался с нею.
«Так это должно быть! – думал князь Андрей, выезжая из аллеи лысогорского дома. – Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. Мальчик мой растет и радуется жизни, в которой он будет таким же, как и все, обманутым или обманывающим. Я еду в армию, зачем? – сам не знаю, и желаю встретить того человека, которого презираю, для того чтобы дать ему случай убить меня и посмеяться надо мной!И прежде были все те же условия жизни, но прежде они все вязались между собой, а теперь все рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею.

АЛЕКСЕЕВ РОСТИСЛАВ ЕВГЕНЬЕВИЧ

На весь ХХ век приходится совсем немного принципиально новых идей в науке и технике. Тем интереснее знать тех, кому они принадлежат.

50 лет жил и работал на нижегородской земле Алексеев Ростислав Евгеньевич – судостроитель, доктор технических наук, заслуженный изобретатель, руководитель самого крупного в отрасли НПО, лауреат Ленинской премии (1962г.) Государственной премии СССР (1951г.), депутат Верховного Совета РСФСР, конструктор судов на подводных крыльях типа «Ракета», «Метеор», «Комета» и др.

Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в Брянской области, в семье учительницы и агронома. В 1933 году семья переезжает в город Горький (ныне Нижний Новгород), где он поступает учиться в Горьковский вечерний рабфак, в то же время, работая чертежником и художником в различных учреждениях. Все члены семьи очень хорошо рисовали, но Ростислав Евгеньевич больше всего любил рисовать яхты и корабли. В 1935 году поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет. Еще в возрасте 6-9 лет мастерил лодки и пускал их по реке. 1 октября 1941 года защитил дипломную работу « Глиссер на подводных крыльях» и госкомиссией ему было присвоено звание инженера-кораблестроителя. После защиты молодой инженер был направлен на завод «Красное Сормово», где с 1941 по 1943 год работал в должности контрольного мастера выпуска танков. Там же появились его первые рационализаторские предложения: специальное устройство для воспламенения бутылок с зажигательной смесью, реактивноинтекционный двигатель для скоростных торпедных катеров.

В 1942 году принимается решение о выделении ему помещения и людей для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях. Со старого сарая и троих помощников началось создание Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК). В идею поверило управление кораблестроения ВМФ и ему были выделены средства. Катера не успели принять участия в боевых действиях, но созданные им модели убеждали в возможности успешной реализации идеи. Детище Алексеева росло, набирало силу и размах, работы коллектива получили известность и признание. В 1951 году и его помощники за разработку и созданию судов на подводных крыльях были удостоены Государственной премии. Коллектив начинает работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК), получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев Р.Е. представил ее на суд мировой общественности, приведя ее в Москву в дни Международного фестиваля молодежи и студентов. С этого впервые в мире началось скоростное судостроение. Катер «Волга», «Метеор», «Комета» - ежегодно новый проект и каждый лучший. В 1961 году десять сотрудников во главе с Р.Е. Алексеевым получают Ленинскую премию за создание нового транспортного средства. Суда на подводных крыльях и имя Алексеева становится визитной карточкой города Горького (ныне Нижний Новгород)

Однако человека, создавшего принципиально новый вид транспорта, не устраивают достигнутые скорости, а это уже 60-80 км/ч и даже 95 км/ч у «Буревестника», против обычных в то время 15-20 км/ч у водоизменяющих судов. Он ищет способы еще большего уменьшения площади контакта элементов судна с водой, вплоть до сведения ее к нулю. И начинает работу по созданию аппаратов получивших название экранопланы. По существу, это были низколетательные аппараты, использовавшие поверхность воды для старта, посадки и полета над ней. Экранопланы, по расчетам, могли достигнуть авиационных скоростей, при высокой экономичности их скорость приближалась к 250 км/ч.

В 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию экралоплана КМ для ВМФ, а в 1964г. над проектом экраноплана Т-1 для воздушнодесантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй- до высоты 7500 м. 22 июня 1966 года КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду. всегда первый вставал за штурвал всех своих СПК.

В начале 70-х годов ЦКБ по СПК был дан заказ на постройку десантного катера «Орленок». 3 ноября 1979 года первый в мире десантный корабль-экраноплан был принят как боевая единица в состав ВМФ. Он получил штатный номер МДЭ-160 (младший десантный экраноплан). Через 3 месяца 9 февраля 1980 года после двух операций Р.Е. Алексеев скончался.

В конструкторском бюро Р.Е.Алексеева было создано большое семейство СПК различного значения. Суда на подводных крыльях с маркой «Сделано в СССР» ходят под флагами Кубы и Индии, Австрии и Финляндии, Польши и Греции, ФРГ и Болгарии.

ЛИТЕРАТУРА

АЛЕКСЕЕВ, Р.А. // Большой энциклопедичекий словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2001. – С.34.

АЛЕКСЕЕВА, Т. Крылья Алексеева // Знание-сила. – 1996. – № 10,11,12.

БЕЛЯЕВ, А.А. Волшебный полет. – М.: АВИКО ПРЕСС, 1993. – 32 с.: ил.

ИВАНОВ, А.В. Он опередил время: Ростислав Алексеев (деяния корабелов глазами авиационного инженера). – Н. Новгород: Кварц, 2006. – 168 с.: фото. – (Выдающиеся земляки).

ИЛЬИН, В. Адмирал скоростного флота. – М.: Политиздат,1983. – 94с.: ил. – (Герои Советской Родины)

КАРПЕНКО, В. Конструктор Алексеев. – Н. Новгород: «БИКАР», 2007. – 40 с.: ил.

МАТВЕЕВ, А. Служение скорости. – Н. Новгород: изд-во «Дятловы горы», 2006. – 68 с.: ил. – (История техники России).

МОИСЕЕВ, В. Летающие люди. Вспомнить всё. – Н. Новгород, 2009. – 264 с.: фото.

Алексеев придумал и построил первый экраноплан в мире. По его проекту был сконструирован "КМ", огромный экраноплан весом 540 тонн. Талантливый конструктор за годы своей карьеры нажил себе несколько недоброжелателей, включая госдеятеля Б. Е. Бутома (B. E. Butoma), и в конечном итоге был отстранен от всех почетных должностей.


Ростислав Евгеньевич Алексеев появился на свет 18 декабря 1916-го, в городе Новозыбков, Черниговская губерния, ныне Брянская обл. Его мать была учителем, а отец – агрономом. Алексеев окончил Горьковский индустриальный институт им. Жданова, где специализировался в кораблестроении.

Считается, что Алексеев стал первым, кто создал высокоскоростное судно на погруженных подводных крыльях. Самыми популярными в скоростном судостроении стали "Ракета", "Волга", "Метеор", "Комета" и "Буревестник". Эти модели обладали пассажировместимостью до 150 человек и круизной скоростью до 54 узлов (100 км/ч).

Алексеев совершил настоящую революцию в судостроении, хотя и не имел возможности действовать открыто. Он изобрел вариант судна с экранным эффектом, с воздушной подушкой, образуемой нагнета

ющим потоком, т.е. с лучшими аэродинамическими свойствами. Таким образом, Ростислав Евгеньевич добился оптимальной комбинации, при которой вес судна воздушного судна мог быть больше, тогда как затрат энергии требовалось меньше и повышалась экономия топлива.

В своей карьере Алексеев, работая для военных целей, создал экраноплан с десятью турбовинтовыми двигателями "Dobrynin VD-7", который американская разведывательная служба окрестила "Каспийским монстром" ("Caspian sea monster"). Два двигателя – на хвосте для дополнительной тяги во время полета, восемь – на крыльях. Этот экраноплан, официально названный "КМ" ("Корабль-макет"), был крупнейшим из когда-либо построенных тяжелых гидропланов. Его длина составляла около 100 м, а вес – 540 тонн. "КМ" использовался как тестовая плат

форма для изучения эффекта влияния земли (экранного эффекта).

Экраноплан "КМ" впервые поднялся в воздух в октябре 1966-го. Полет продолжался около 50 мин. на высоте четырех метров. Серия испытаний показала, что для взлета с воды необходимо развить скорость до 350 км/ч. В 1980-м "левиафан" Алексеева разбился. Сидевший за штурвалом экраноплана летчик давно не практиковался, и из-за этого при взлете слишком задрал нос "КМ". Экраноплан практически вертикально пошел вверх, что напугало пилота, резко сбросившего тягу. "Каспийский монстр" завалился на левое крыло и ударился о воду. Обошлось без жертв, но из-за огромного веса попытка достать экраноплан из глубин провалилась.

В то время как развивалась программа "КМ", Алексеев начал работу над экранолетом среднего размера – для пе

реброски морских десантов. Транспортно-десантный экранолет A-90 "Орленок" ("Eaglet") весом 140 тонн и длиной 58 м совершил свой первый полет в 1972-м. Модель A-90 была оснащена двумя турбореактивными и одним турбовинтовым двигателями, что позволяло развивать скорость до 400 км/ч при дальности полета до 1500 км.

После крушения экраноплана "КМ" военное руководство воспользовалось инцидентом как предлогом для увольнения Алексеева. Остаток своих дней Ростислав Евгеньевич провел вдали от научной работы, концентрируясь в основном на спортивных проектах. Он умер 9 февраля 1980-го. С развалом Советского Союза подробности о работах Алексеева стали известны общественности и вызвали интерес со стороны всего мира. В настоящее время Алексеева считают отцом "аппарата с экранным эффектом".