15 интересных фактов о спарте и спартанцах. С миру по нитке (Лучшие,избранные и эксклюзивные новости). Интересные факты о древней Спарте и её жителях

Во главе Спарты стоял не один царь, а два. Эти «цари» были не полновластными монархами, а всего лишь полководцами и первосвященниками. Реальная власть находилась в руках геронтов, позже - эфоров.

Вообще, Спарта была геронтократией. Государственное управление осуществляла герусия - совет старейшин из 28 геронтов и обоих царей. Каждый геронт не мог быть младше 60 лет. Выборы геронтов проходили так: в день выборов кандидаты, один за другим, являлись перед народным собранием. Особые лица, «выборщики», находившиеся в отдельном закрытом помещении и не видевшие кандидатов, решали, кого из них народ встречал более громкими приветствиями - эти «достойные» и становились геронтами.

Народное собрание состояло из спартанцев, достигших 30 лет. Голосовали криками одобрения или неодобрения, без подсчета голосов, по принципу: кто громче крикнет, тот и прав.

Дети в Спарте находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы.

Здоровые дети возвращались родителям, которые воспитывали их до 6 лет. После шести дети отбирались у родителей в пользу государства. Мальчики воспитывались под надзором специальных государственных надзирателей, которых возглавлял педоном. Детей подвергали всякого рода лишениям, едва кормили скверной пищей, а иногда нарочно морили голодом. Тех же, кто пытался добывать себе пропитание самостоятельно, выслеживали и сурово наказывали. Одежда детей состояла из простого лоскута материи, а ходили они всегда босиком. Ежегодно в праздник Артемиды (Дианы, богини-охотницы) мальчиков секли до крови, иногда - до смерти; кто выживал - становился воином. Таково было спартанское воспитание.

Вопреки распространенному убеждению, спартанцы не знали искусства войны, например, они не умели осаждать укрепленные города и воевать на море. Все, чему их учили, - сражаться в пешем строю, «один на один» и в фаланге.

Ни один спартанец не имел права питаться у себя дома. Все, не исключая и царей, ели в государственных столовых. Однажды царь Агис, возвратившись после изнурительного похода, пожелал обедать у себя дома, но это было ему воспрещено. Национальным кушанием у спартанцев была «черная похлебка» - суп из крови и уксуса.

Умственные занятия в Спарте не поощрялись. Люди, которые пытались ими заниматься, объявлялись трусами и изгонялись. За века своего существования Спарта не дала Элладе ни одного философа, оратора, историка или поэта.

Спартанцы очень мало занимались и ручным трудом. Всю черновую работу за них делали общественные рабы - илоты. Угнетение рабов в Спарте было самым сильным во всей Греции. Рабы Спарты не были неграми, они вообще не были чужестранцами, это были такие же эллины-греки, но покоренные и порабощенные спартанцами.

Впрочем, ни один спартанец сам не мог владеть рабом (рабами). Все илоты были собственностью государство, а уж оно передавало рабов отдельным лицам «в пользование».

Спартанцы часто заставляли илотов напиваться допьяна, распевать непристойные песни и танцевать непристойные пляски. На этом примере «свободных граждан» Спарты обучали, как нельзя себя вести. Патриотические песни имели право петь только спартанцы.

Государство поощряло своих граждан шпионить за рабами. Молодых спартанцев специально посылали подслушивать речи илотов и всех, кто покажется подозрительным, убивать. Самых сильных и отважных рабов, способных на протест, убивали тайно. Спартанцы особо следили, чтобы число илотов не превышало полмиллиона, так как иначе рабы могли стать опасны для государства. Само собой, илоты, то есть греки, обращенные в рабов, люто ненавидели своих поработителей-спартанцев.

Ликург, главный спартанский законодатель, под конец жизни покинул Спарту. Перед отъездом он взял со своих соотечественников клятву ничего не менять в законах до его возвращения. Чтобы связать ими спартанцев намертво, Ликург не стал возвращаться на родину, а добровольно уморил себя голодом на чужбине.

В конце своей истории Спарта, верная установлениям Ликурга, стала именно тем, от чего он и хотел ее спасти - обществом слабых, развращенных и неспособных бездельников.

2. Вообще, Спарта была геронтократией. Государственное управление осуществляла герусия - совет старейшин из 28 геронтов и обоих царей. Каждый геронт не мог быть младше 60 лет.
Выборы геронтов проходили так: в день выборов кандидаты, один за другим, являлись перед народным собранием. Особые лица, "выборщики", находившиеся в отдельном закрытом помещении и не видевшие кандидатов, решали, кого из них народ встречал более громкими приветствиями - эти "достойные" и становились геронтами.

3. Народное собрание состояло из спартанцев, достигших 30 лет. Голосовали криками одобрения или неодобрения, без подсчета голосов, по принципу: кто громче крикнет, тот и прав.

4. Дети в Спарте находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровые дети возвращались родителям, которые воспитывали их до 6 лет.
После шести дети отбирались у родителей в пользу государства. Мальчики воспитывались под надзором специальных государственных надзирателей, которых возглавлял педоном. Детей подвергали всякого рода лишениям, едва кормили скверной пищей, а иногда нарочно морили голодом.
Тех же, кто пытался добывать себе пропитание самостоятельно, выслеживали и сурово наказывали. Одежда детей состояла из простого лоскута материи, а ходили они всегда босиком. Ежегодно в праздник Артемиды (Дианы, богини-охотницы) мальчиков секли до крови, иногда - до смерти; кто выживал - становился воином. Таково было спартанское воспитание.

5. Вопреки распространенному убеждению, спартанцы не знали искусства войны, например, они не умели осаждать укрепленные города и воевать на море. Все, чему их учили, - сражаться в пешем строю, "один на один" и в фаланге.

6. Ни один спартанец не имел права питаться у себя дома. Все, не исключая и царей, ели в государственных столовых. Однажды царь Агис, возвратившись после изнурительного похода, пожелал обедать у себя дома, но это было ему воспрещено. Национальным кушанием у спартанцев была т.н. "черная похлебка" - суп из крови и уксуса.

7. Умственные занятия в Спарте не поощрялись. Люди, которые пытались ими заниматься, объявлялись трусами и изгонялись. За века своего существования Спарта не дала Элладе ни одного философа, оратора, историка или поэта.

8. Спартанцы очень мало занимались и ручным трудом. Всю черновую работу за них делали общественные рабы - илоты. Угнетение рабов в Спарте было самым сильным во всей Греции. Рабы Спарты не были неграми, они вообще не были чужестранцами, это были такие же эллины-греки, но покоренные и порабощенные спартанцами.

9. Впрочем, ни один спартанец сам не мог владеть рабом (рабами). Все илоты были собственностью государство, а уж оно передавало рабов отдельным лицам "в пользование".

10. Спартанцы часто заставляли илотов напиваться допьяна, распевать непристойные песни и танцевать непристойные пляски. На этом примере "свободных граждан" Спарты обучали, как нельзя себя вести. Патриотические песни имели право петь только спартанцы.

11. Государство поощряло своих граждан шпионить за рабами. Молодых спартанцев специально посылали подслушивать речи илотов и всех, кто покажется подозрительным, убивать. Самых сильных и отважных рабов, способных на протест, убивали тайно.
Спартанцы особо следили, чтобы число илотов не превышало полмиллиона, так как иначе рабы могли стать опасны для государства. Само собой, илоты, то есть греки, обращенные в рабов, люто ненавидели своих поработителей-спартанцев.

12. Ликург, главный спартанский законодатель, под конец жизни покинул Спарту. Перед отъездом он взял со своих соотечественников клятву ничего не менять в законах до его возвращения. Чтобы связать ими спартанцев намертво, Ликург не стал возвращаться на родину, а добровольно уморил себя голодом на чужбине.

13. В конце своей истории Спарта, верная установлениям Ликурга, стала именно тем, от чего он и хотел ее спасти - обществом слабых, развращенных и неспособных бездельников.

(с) tais-maximova.livejournal.com

Спарта располагалась в Лаконии – регионе Древней Греции. К слову, с лёгкой руки спартанцев появилось «лаконичное выражение», означавшее умение кратко и точно выражать свои мысли. Спартанцы не любили долгих бесед и были немногословны. Ну а для того, чтобы отдать приказ, много слов не надо.

Одна из самых распространённых легенд о Спарте гласит о том, что слабых младенцев сбрасывали в пропасть или же оставляли умирать. Эту легенду распространил греческий историк Плутарх. По его словам, судьбу младенца решал совет старейшин. С лёгкой рукиподачи Плутарха эта история сначала разошлась по всему древнему миру и дошла до наших дней.

Археологи провели раскопки в ущелье, куда согласно легенде и сбрасывали несчастных детей, но обнаружили в нём массовое захоронение взрослых мужчин и никаких детских костей. Вполне возможно, что Плутарх ошибся, а спартанцы поддержали легенду ради устрашения врагов.

Агоэ

Несмотря на то, что младенцев, вероятнее всего, никто в пропасть не сбрасывал, детей в древней Спарте воспитывали варварскими методами, от которых современные родители и авторы книг о воспитании пришли бы в ужас. В семь лет мальчика забирали из семьи и отдавали в специальную школу. Там его обучали военному мастерству по системе агоэ и всё время били. Кормили детей в школах очень плохо, но оставляли возможность украсть что-то из продуктов. Если вор попадался, его жестоко наказывали, при чём наказание было двойным – за кражу и за то, что попался. На праздник одного из многочисленных греческих богов на алтарь клали сыр и сгоняли мальчишек. Они должны были драться за него. Если вдруг дети не хотели этого делать, их стимулировали плетью. Наесться ребёнок мог только в том случае, если приносил добычу с охоты. Её он должен был разделить на всех, но всё же за удачливым охотником оставляли право взять дополнительную порцию.

Детей в Древней Спарте воспитывали с помощью крайне жестоких методов // Фото: нome-obrazovaniya.ru


Будущих воинов учили владеть разными видами оружия, быть жестоким и выносливым. Выносливость снова проверялась побоями. Тех, кто умирал во время испытания, считали слабаками. Если мальчик умудрялся выжить после школы, то он становился воином и мог жениться. Спартанцы должны были служить в армии до шестидесятилетнего возраста.

Стоит отметить, что большинство спартанцев были полуграмотными. Умение читать и писать было необязательным, а модная в Древней Греции философия считалась блажью. Девочки также проходили обучение военному ремеслу. Они должны были уметь защитить город, если враг нападёт, когда все мужчины уйдут на войну. Однако главным предназначением женщины в Спарте было рожать воинов.

Илоты

Поскольку жители Спарты умели только воевать, всю остальную работу выполняли рабы, которых называли илоты, а также физически неполноценные люди. Отношение спартанцев к рабам было весьма жестоким. Ученики военных школ частенько устраивали засады, а затем нападали на рабов. Кто не успевал убежать был убит. Таким образом илотам показывали, где их место, а детям устраивали симулятор боя.


Хозяйством в Древней Спарте занимались рабы илоты // Фото: нome-obrazovaniya.ru

Ликург

В древней Спарте, как и в большинстве греческих городов, была демократия. Право голоса и участия в политической жизни имели свободные мужчины. Одним из наиболее известных спартанских правителей стал Ликург. Он решил, что созданные им законы безупречны, а государственное устройство настолько прекрасно, что должно соблюдаться до скончания веков. Тогда Ликург решился на отчаянный шаг, чтобы спартанцы не смогли ничего изменить. Он собрался в Дельфы и заставил жителей государства поклясться, что они не изменят ни один из его законов, пока он не вернётся. Прибыв в Дельфы Ликург объявил голодовку и умер. Таким образом он хотел вынудить спартанцев придерживаться клятвы вечно.

Умереть от старости в кровати, окружённой детьми и внуками считалось в Спарте необыкновенным позором. Таких людей были единицы, и хоронили их в безымянных могилах. Получить именную могильную плиту представлялось для спартанцев огромной честью, которой мог быть удостоен либо павший в бою воин, либо умершая во время родов женщина.


Почётной смертью в Спарте считалась гибель на поле боя либо во время родов // Фото: pikabu.ru


Несмотря на всё величие спартанских воинов, Древняя Спарта растворилась в Римской империи. Как гласит легенда, в этом виновато золото персов. Когда спартанцы завладели несметными богатствами персидского царя, они решили их разделить между собой. Сокровища сделали их слабыми и безвольными, приблизив упадок государства.

Древнегреческая история, наполненная мифами и легендами, великими сражениями, непревзойденными героями и подлыми предателями, всегда привлекала людей. Кто бы не хотел увидеть Геркулеса и Ахиллеса или отправиться в плавание с самим Одиссеем, или увидеть воочию мужество и стойкость трехсот спартанских воинов во главе с царем Леонидом . Да в истории Древней Греции есть множество славных и великих страниц. Одной из этих «золотых» страниц истории является Спарта. Так что же такое Спарта? Все ли рассказы о ней – правда? Ей посвящено множество фильмов и книг, но не все истории являются правдивыми, хотя и история самой Спарты полна великих свершений. Есть множество интересных фактов о Спарте. Но нужно провести черту между фактами и вымыслами.

Интересной является организация власти в Спарте. Вопреки заблуждениям у Спарты всегда было два царя. Они выбирались из династий Эврипонтидов и Агиадов каждые восемь лет. Но цари не обладали всей полнотой власти. Большим политическим весом обладал совет старейшин – Герусия . Она состояла из 30 человек: 28 полноправных граждан Спарты, достигших 60 лет и двух царей. Члены Герусии назывались геронтами и избирались пожизненно. Также многие вопросы в Спарте решало народное собрание – Апелла. В нее входили все полноправные спартанцы мужского пола, достигшие тридцатилетнего возраста. Судебными делами заведовали эфоры. Эфоры также избирались из полноправных членов спартанского сообщества. Всего эфоров было пять. Одной из самых высоких должностей в Спарте была должность наварха. Наварху подчинялся весь флот Спарты. Таким образом, наварх обладал огромной властью, уступая по значимости лишь царям.

Во время военных походов один из царей оставался в Спарте, а второй отправлялся с войском. Также с царем в походы отправлялись и двое из пяти эфоров. Цари, по другому их называли архагетами, имели право на большую часть добычи и военных трофеев и обладали правом миловать и казнить в походах, не прибегая к помощи собрания или эфоров.

Спарта практически никогда не вела захватнических войн на Пелопонесском полуострове. Они не пытались лишить покоренных греков свободы. Вместо этого спартанцы свергали тиранов и диктаторов, тем самым заполучая надежных союзников и сторонников среди знатных родов и простых сводных греков. Так постепенно Спарта установила с помощью своей армии гегемонию на Пелопонесском полуострове.

Полноправные граждане Спарты не занимались земледелием или какой-то другой работой. Единственным занятием всех граждан мужского пола был спорт и военное искусство. Работой же занимались илоты. Илоты – это фактически рабы, не имеющие ни гражданских прав, ни свободы. На их плечах лежало земледелие и ремесленничество. Торговлей же занимались периэки. Они так же не считались полноправными членами спартанского общества.

Вопреки общепринятому мнению о том, что спартанцы отбирали бойцов в будущую армию с младенчества и слабых и больных младенцев сбрасывали со скалы, этого не происходило. Теодорос Пициос, ведущий специалист факультета медицинской антропологии Афинского университета, после исследования останков, обнаруженных у подножия той самой скалы, где по преданию казнили младенцев, пришел к выводу, что среди этих останков нет младенческих. Напротив все останки принадлежали представителям мужского пола в возрасте от восемнадцати до тридцати лет. На самом деле, на этой скале казнили не слабых младенцев, а преступивших закон спартанцев.

Воспитание детей было для Спарты первоочередной задачей. Дети считались в Спарте государственной собственностью и родители практически не имели на них никаких прав. Всех мальчиков в возрасте семи лет забирали из семьи в специальный интернат, где их обучали военному искусству. Помимо обучения владению оружием и закалки будущих воинов великой спартанской армии, также проводились занятия по пению и музыкой. Заканчивали эти интернаты в возрасте двадцати лет. Таким образом, все спартанские мужчины проводили почти всю свою жизнь в армии, обучении военному делу, походах и войнах. Поэтому спартанская армия была одной из самых сильнейших в то время, хотя и не самой многочисленной.


Основой спартанской армии являлись гоплиты. – это тяжеловооруженный копейщик. В вооружение гоплита входило длинное тяжелое копье, широкий и короткий обоюдоострый меч, бронзовый нагрудный панцирь, закрытый шлем, защищающий практически все лицо, щитки для ног из бронзы (от ступней до колен) и большой круглый бронзовый щит, закрывающий практически все тело. Вес такого снаряжения мог достигать тридцати килограммов.


Были также в Спарте и вспомогательные легковооруженные войска. Основу их вооружения составляло легкое копье, метательные дротики или лук со стрелами. Конницы в спартанской армии практически не было. Элитной частью армии считались 300 всадников – личная гвардия царя. Они отбирались из лучших гоплитов и, несмотря на свое название, бились всегда в пешем строю в составе фаланги.

Знаменитый подвиг спартанцев не вымысел. В битве при Фермопилах действительно триста спартанцев бились против многотысячного войска персов под командованием царя Ксеркса. Возглавляемые царем Леонидом, спартанские всадники заняли оборону в узком ущелье, лишив тем самым персов численного преимущества. Они выстроились в фалангу, ощетинившись длинными копьями и закрывшись щитами. Таким образом, триста спартанцев превратились в практически неприступную стену из щитов и копий.


Благодаря Спарте в нашем обиходе появилось два крылатых выражения: «лаконичная речь» и «спартанские условия». «Лаконичная речь» подразумевает краткие и емкие высказывания, без лишних слов. Именно такая речь была характерна для спартанцев. А название пошло от Лаконии – местности, где располагалась Спарта. «Спартанские условия» — суровые, тяжелые, лишенные роскоши и излишеств условия, в которых и воспитывались будущие воины Спарты.

Во главе Спарты стоял не один царь, а два. Эти «цари» были не полновластными монархами, а всего лишь полководцами и первосвященниками. Реальная власть находилась в руках геронтов, позже - эфоров.

Вообще, Спарта была геронтократией. Государственное управление осуществляла герусия - совет старейшин из 28 геронтов и обоих царей. Каждый геронт не мог быть младше 60 лет. Выборы геронтов проходили так: в день выборов кандидаты, один за другим, являлись перед народным собранием. Особые лица, «выборщики», находившиеся в отдельном закрытом помещении и не видевшие кандидатов, решали, кого из них народ встречал более громкими приветствиями - эти «достойные» и становились геронтами.

Народное собрание состояло из спартанцев, достигших 30 лет. Голосовали криками одобрения или неодобрения, без подсчета голосов, по принципу: кто громче крикнет, тот и прав.

Дети в Спарте находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы.

Здоровые дети возвращались родителям, которые воспитывали их до 6 лет. После шести дети отбирались у родителей в пользу государства. Мальчики воспитывались под надзором специальных государственных надзирателей, которых возглавлял педоном. Детей подвергали всякого рода лишениям, едва кормили скверной пищей, а иногда нарочно морили голодом. Тех же, кто пытался добывать себе пропитание самостоятельно, выслеживали и сурово наказывали. Одежда детей состояла из простого лоскута материи, а ходили они всегда босиком. Ежегодно в праздник Артемиды (Дианы, богини-охотницы) мальчиков секли до крови, иногда - до смерти; кто выживал - становился воином. Таково было спартанское воспитание.

Вопреки распространенному убеждению, спартанцы не знали искусства войны, например, они не умели осаждать укрепленные города и воевать на море. Все, чему их учили, - сражаться в пешем строю, «один на один» и в фаланге.

Ни один спартанец не имел права питаться у себя дома. Все, не исключая и царей, ели в государственных столовых. Однажды царь Агис, возвратившись после изнурительного похода, пожелал обедать у себя дома, но это было ему воспрещено. Национальным кушанием у спартанцев была «черная похлебка» - суп из крови и уксуса.

Умственные занятия в Спарте не поощрялись. Люди, которые пытались ими заниматься, объявлялись трусами и изгонялись. За века своего существования Спарта не дала Элладе ни одного философа, оратора, историка или поэта.

Спартанцы очень мало занимались и ручным трудом. Всю черновую работу за них делали общественные рабы - илоты. Угнетение рабов в Спарте было самым сильным во всей Греции. Рабы Спарты не были неграми, они вообще не были чужестранцами, это были такие же эллины-греки, но покоренные и порабощенные спартанцами.

Впрочем, ни один спартанец сам не мог владеть рабом (рабами). Все илоты были собственностью государство, а уж оно передавало рабов отдельным лицам «в пользование».

Спартанцы часто заставляли илотов напиваться допьяна, распевать непристойные песни и танцевать непристойные пляски. На этом примере «свободных граждан» Спарты обучали, как нельзя себя вести. Патриотические песни имели право петь только спартанцы.

Государство поощряло своих граждан шпионить за рабами. Молодых спартанцев специально посылали подслушивать речи илотов и всех, кто покажется подозрительным, убивать. Самых сильных и отважных рабов, способных на протест, убивали тайно. Спартанцы особо следили, чтобы число илотов не превышало полмиллиона, так как иначе рабы могли стать опасны для государства. Само собой, илоты, то есть греки, обращенные в рабов, люто ненавидели своих поработителей-спартанцев.

Ликург, главный спартанский законодатель, под конец жизни покинул Спарту. Перед отъездом он взял со своих соотечественников клятву ничего не менять в законах до его возвращения. Чтобы связать ими спартанцев намертво, Ликург не стал возвращаться на родину, а добровольно уморил себя голодом на чужбине.

В конце своей истории Спарта, верная установлениям Ликурга, стала именно тем, от чего он и хотел ее спасти - обществом слабых, развращенных и неспособных бездельников.