Укажите значение вспомогательной части составных сказуемых. Нетипичные случаи построения глагольного сказуемого. Составное именное сказуемое
Цель урока - познакомиться с составным глагольным сказуемым; узнать, как оно может быть выражено.
Тема: Двусоставные предложения. Главные члены предложения
Урок: Составное глагольное сказуемое
Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время, наклонение и т.д.) - в вспомогательной части.
Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:
а. вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время, наклонение и т.д.);
б. основная часть (неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.
Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив
Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.
Схема построения составного глагольного сказуемого.
Но не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия :
1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.
Я начал - что делать?; Я хочу - что делать?.
Не путайте! Составное глагольное сказуемое с сочетанием сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели!
Она присела (с какой целью?) отдохнуть.
2.Действие инфинитива должно относиться к подлежащему.
Я хочу петь. Хочу петь - составное глагольное сказуемое (хочу - я, петь буду - я).
Не путайте! Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
Я просил её спеть. Просил - простое глагольное сказуемое, спеть - дополнение (просил - я, петь будет - она).
3. В таблице представлены основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизма, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.
Основные вспомогательные глаголы |
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов | Фразеологические сочетания | ||
Начало, конец, продолжение действия | Желательность, возможность, необходимость действия | Эмоциональная оценка действия | ||
закончить приняться продолжить прекратить |
стараться |
нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться |
Например: (он) горит нетерпением (участвовать) |
Я умею петь. Я хочу петь. Я люблю петь. Он стал готовиться к отъезду. Он продолжал готовиться к отъезду. Он бросил курить.
План разбора составного глагольного сказуемого
1. Указать тип сказуемого.
2. Указать, чем выражена основная часть; какое значение имеет вспомогательная часть и какой формой глагола она выражена.
Образец разбора
Старик опять пустился жевать.
Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет значение начала действия и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.
1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
1. Простые предложения (коллекция материала по теме урока) ().
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ().
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().
4. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса (на материале русского языка) ().
5. Русский филологический портал ().
6. Презентации « Сказуемые» ().
1. Выделите грамматические основы предложений.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н. Заболоцкий
2. Занимательно о русском.
Интересные вопросы:
1. Из каких букв можно приготовить вкусную пищу?
2. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
3. В каких словах пишутся три буквы е ?
4. Какие слова начинаются с четырех согласных букв?
5. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов?
6. В каких словах пишутся подряд 3 буквы е?
Что такое составное сказуемое?
Составное сказуемое - это сказуемое, в каком лексическое значение и грамматическое значение выражаются не одним словом, а различными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) - во вспомогательной части.
Ср.: Он запел Он начал петь (составное глагольное сказуемое); Он болел два месяца (обычное глагольное сказуемое). - Он был болен два месяца (составное именное сказуемое).
Что такое составное глагольное сказуемое?
Составное глагольное сказуемое - это сказуемое, в каком лексическое значение выражено одним глаголом, а грамматическое значение - другим.
Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?
Составное глагольное сказуемое состоит из 2-ух частей:
К примеру: Я начал петь ; Я желаю петь ; Я боюсь петь (начал, желаю, боюсь - это вспомогательная часть сказуемого, инфинитив петь - это основная часть).
Примечание. Как во вспомогательной части, так и на месте инфинитива может быть употреблен фразеологизм :
Он пылает нетерпением участвовать в конференции (= желает участвовать).
Он желает принять роль в конференции (= желает участвовать).
Он пылает нетерпением принять роль в конференции (= желает участвовать).
Значения вспомогательного глагола
Обычные глаголы и фразеологизмы
Примеры
1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия)
Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, закончить, кинуть, закончить и др.
Он стал готовиться к отъезду.
Он продолжал готовиться к отъезду.
Он бросил курить.
Он снова пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.
2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, расположенность, чувственная оценка действия и т.п.)
Мочь, уметь, вожделеть, желать, грезить, намереваться, отрешаться, пробовать, стараться, рассчитывать, суметь, умудриться, стараться, полагать, привыкнуть, торопиться, смущяться, вытерпеть, обожать, непереносить, страшиться, бояться, трусить, стыдиться, задаться целью, пылать желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.
Я умею петь.
Я желаю петь.
Я боюсь петь.
Я люблю петь.
Я стыжусь петь.
Я рассчитываю спеть эту арию.
Как найти синтаксическую роль инфинитива?
Не хоть какое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым. Для того чтоб такое сочетание было составным глагольным сказуемым, обязано быть выполнено немного критерий:
Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные сложной формой грядущего времени глагола: Я завтра буду работать (это обычное глагольное сказуемое).
Что такое осложнённое составное глагольное сказуемое?
Отягощение происходит за счет потребления в составе составного глагольного сказуемого дополнительного модального либо фазисного глагола(ов) (см. таблицу выше): Я начал желать есть . Я ощутил, что скоро могу начать желать есть (подчёркнуты дополнительные глаголы).
Какие есть нетипичные случаи строения составного глагольного сказуемого?
Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать .
Упражнение на тему «Разграничение обычного и составного глагольного сказуемого. Синтаксическая роль инфинитива »
Задание: Выделите грамматические базы предложений. Обусловьте класс сказуемых. Обусловьте синтаксическую роль инфинитива.
1. Он страшился идти к докторам.
2. Приходил прислужник звать меня к княгине.
3. Старуха ушла заботиться об отъезде.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
5. Величавый государственный поэт умеет вынудить говорить и барина, и мужчины их языком.
6. Я почтению к родной земле учить их стараюсь.
7. Ни при каких усилиях человек не сумеет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редчайшие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
10. Длительно будет моросить осенний дождь.
11. И как будто в ответ на её слова по реке и кустикам тихонько начинает шуметь редчайший и тёплый дождь.
12. За калиткой сходу начинались густые, запущенные аллеи.
13. Стали носиться наизловещие слухи.
14. Они продолжали целые 10-ки лет сопеть, дремать и зевать.
15. Море периодически совершенно переставало шуметь.
16. А пурга, как будто издеваясь, не желала униматься.
17. Антоненко отдал приказ людям покинуть баржу.
18. Я не позволю в своём присутствии плохо откликаться о жизни.
19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.
20. Она даже не успела поздороваться с ним.
Источник материала Интернет-сайт
Дополнительно на сайт:
Составное глагольное сказуемое имеет следующую структуру: вспомогательная часть + инфинитив.
Во вспомогательной части используется вспомогатель ный глагол в форме одного из наклонений, выражающий грамматическое значение, а в основной части - инфини тив (или устойчивое сочетание глагольного типа в форме инфинитива), который выражает лексическое значение, т.е. непосредственно называет действие: Он охладительное слово в устах старался удержать (А. Пушкин); Войдя в залу, я спрятался в толпе мужчин и начал делать свои наблюдения (= наблюдать) (М. Лермонтов).
Кроме грамматического значения наклонения и времени, вспомогательные глаголы выражают и дополнительные значения: 1) начала, конца или продолжения действия, т.е. фазы действия (такие глаголы называются фазисными): на чать, стать (= начать), продолжать, закончить, перестать и т. п.; 2) желательности/нежелательности, возможности/невозможности, целесообразности/нецелесообразности, и т. п. действия, а также склонности, привычности, эмоционального отношения к действию (такие глаголы называются мо дальными, они выражают отношение деятеля к действию): хотеть, мочь, желать, стремиться, пытаться, стараться, решиться, любить, бояться и др.:
1) Между тем княжна Мери перестала петь (М. Лермонтов); Наташа начинала успокаиваться ... (Л. Толстой); От горячих лучей солнца стал плавиться снег (М. Пришвин).
2) Я не хочу печалить вас ничем (А. Пушкин); Не сме ют , что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки? (М. Лермонтов); Мы любим слушать иногда страстей чужих язык мятежный (А. Пушкин); Я сама стараюсь у огня по частям снежинку разобрать (Н. Матвеева).
Во вспомогательной части вместо модальных глаголов могут использоваться также глагольные фразеологизмы и устойчивые глагольно-именные обороты с модальным значением: гореть желанием, иметь обыкновение, иметь пра во, дать обещание, иметь намерением, иметь возможность и под.
Например: Я очень хорошо знаю Ивана Никифоровича и могу сказать, что он даже не имел намерения (= не намеревался) жениться (Н. Гоголь); Теперь хоть имеете возможность (= можете) возразить , если что не так (В. Вересаев); Я уже дал себе слово (= пообещал) больше не играть с ним (Л. Толстой).
Вместо глаголов и глагольных фразеологизмов во вспомогательной части составного глагольного сказуемого возможны и другие части речи (с модальным значением) в сочетании с глаголом-связкой быть (в настоящем времени связка опускается, т.е. имеет нулевую форту):
1) прилагательные (обычно краткие): рад, готов, обязан, вынужден, должен, согласен и др.: Шутить и он горазд , ведь нынче кто не шутит! (А. Грибоедов); Через несколько дней должен я был очутиться посреди моего семейства (А. Пушкин);
2) существительные мастер, мастерица, охотник, любитель: Он был охотник подшутить (М. Лермонтов); Фетинья, как видно, была мастерица взбивать перины (Н. Гоголь);
3) наречия и наречные сочетания, а также категория состояния (в односоставных безличных предложениях) с модальным значением: вправе, не прочь, в силах, надо, в состоянии, можно, нельзя и под.: Не в силах Ленский снесть удара (А. Пушкин); Я думаю: он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя (М. Лермонтов); Мне нужно на кого-нибудь молиться (Б. Окуджава).
Следует помнить, что инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если: 1) у действий, названных инфинитивом и глаголом в форме наклонения, разные исполнители; инфинитив в таких предложениях является дополнением; 2) инфинитив зависит от глагола движения (или прекращения движения); такой инфинитив является обстоятельством цели.
Например: 1) Непонятная душевная тревога мешала ему читать и сосредоточиться. (А. Чехов); 2) Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару (А. Пушкин); Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов).
Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) - в вспомогательной части.
Ср.: Он запел (ПГС). - Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). - Он был болен два месяца (СИС).
Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:
а) вспомогательная часть
(глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть
(неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.
СГС = вспомогательный глагол + инфинитив
Например: Я начал петь ; Я хочу петь ; Я боюсь петь .
Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:
Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.
Cр.: я начал - что делать?; я хочу - что делать?.
Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив - второстепенный член предложения.
Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть .
Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
Ср.:
1.
Я хочу петь
. Хочу петь
- составное глагольное сказуемое (хочу - я
, петь
буду
- я
).
2.
Я просил
её спеть. Просил
- простое глагольное сказуемое, спеть
- дополнение (просил - я
, петь
будет - она
).
Значения вспомогательного глагола
Значение | Типичные глаголы и фразеологизмы | Примеры |
---|---|---|
1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия) | Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др. |
Он стал готовиться
к отъезду. |
2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.) | Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др. |
Я умею петь
. |
План разбора составного глагольного сказуемого
- Указать тип сказуемого.
- Указать, чем выражена основная часть (субъектный инфинитив); какое значение имеет вспомогательная часть (фазовое, модальное) и какой формой глагола она выражена.
Образец разбора
Старик опять пустился жевать .
Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет фазовое значение и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.
Составное глагольное сказуемое имеет две части: вспомогательную и основную. Основная часть всегда состоит из инфинитива, выражающего главную информацию в семантике сказуемого. Вспомогательная часть несет на себе двойную нагрузку: выражает модально-временное значение сказуемого и дополняет основное информативное значение.
Лексическое значение вспомогательной части включает:
- Указание на начало, конец, продолжение действия: начать, стать, кончить, остаться, продолжать, перестать, прекратить и др. Такие глаголы называются фазовыми и образуют особую лексико-семантическую группу, вследствие чего приобретают и грамматическое значение: Уже ты стал немного отцветать (Есенин);
вытирать лицо и поднимать ремешок у фуражки (Конецкий);
Перед грозой рыба переставала клевать (Паустовский).
- Указание на необходимость, желательность и возможность действия: мочь, хотеть, желать, намереваться, решать, предполагать, рассчитывать и т. д. Такие глаголы называются модальными. Как и фазовые, модальные глаголы также выражают грамматическое знАшние: Без личного труда человек не может идти
Ах, если б_ вас могла я ненавидеть (Пушкин); Забыть я не хочу
и не могу (Светлов).
Различие между простым и составным глагольным сказуемым особенно ярко проявляется при сопоставлении. Ср.: Читатель видит и понимает то, что хочет и может увидеть и понять.
В главном предложении все компоненты семантики сказуемого выражены спрягаемыми глагольными формами видит и понимает, в придаточном предложении модально-временной компонент семантики выражен вспомогательными глаголами хочет и может, дополняющими своими лексическими значениями основное значение сказуемых, выраженное инфинитивами.
Инфинитив, входящий в составное глагольное сказуемое, называют «субъектным», так как он обозначает действие того же лица, что и вспомогательная часть: хотел сказать, могу поспорить, люблю поговорить и т. д.
Инфинитив реализует потребность фазовых, модальных и эмоциональных глаголов в объекте, поэтому инфинитив, входящий в состав сказуемого, может чередоваться в речи с существительным, выполняющим роль дополнения. Ср.: Я хочу идти вперед и с каждым
днем, с каждым часом хочу нового, а он хочет остановиться и меня остановить с собой (Л. Толстой); Боюсь не смерти я. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно (Лермонтов); Я любил шум_ леса, заппх_ мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль^ болот, треск_ крыльев дикой птицы, вьістрельї, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить (Грин).
В зависимости от синтаксических условий и лексико-семантических значений вспомогательных глаголов в инфинитиве усиливаются то глагольные, то именные свойства. Фазовые и модальные глаголы менее ярки и самостоятельны, чем эмоциональные, поэтому сочетания с глаголами, содержащими эмоциональную оценку действия, не имеют в литературе однозначного толкования и рассматриваются то как сказуемое, то как сочетание сказуемых с дополнениями.
От составного глагольного сказуемого нужно отличать сочетания, включающие в свой состав инфинитив, выполняющий роль дополнения и обстоятельства цели.
Инфинитив, выполняющий роль дополнения, называют «объектным», так как он обозначает действие другого лица (не «субъекта» спрягаемой глагольной формы): советовал искать, просил беречь и т. д.: Антоненко приказал людям покинуть баржу (Конецкий);
Комбату приказали в этот день взять^ высоту (Львов); Не
позволю в своем присутствии плохо отзываться_ о жизни, за
Вспомогательная часть включает:
- глагол-связку быть, выражающую только модально-временные значения. В настоящем времени связка обычно отсутствует («нулевая связка»): Труд на благо общества - священная
ключ к знанию (Пословица); Личное счастье невозможно без
счастья других (Чернышевский); Утро было мглистое, небо
неяркое (Вигдорова); Пуста и бесцветна бывает жизнь только
у бесцветных людей... (Чернышевский); Мир есть величайшая ключевая ценность нашего бытия, без которой утрачивают смысл
и силу все прочие блага и радости жизни (Леонов);
- глаголы-связки, не только выражающие модально-временные значения, но и вносящие в лексическое значение сказуемого различные дополнительные оттенки, иногда весьма существенные: делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т. д.: У нас зима. Все делается светлее, веселее от
Иваном Ивановичем... (Дубов); Алмазами казались солнца блики
(Ахматова); На протяжении всей всемирной истории новая культура всегда являлась синтезом нового со старым, с основными
началами той культуры, на смену которой она приходила (Брюсов); Независимо от всех этих трагических внутренних переживаний Блок, во все периоды своего творчества, оставался истинным поэтом и подлинным художником (Брюсов);
- глаголы со значением движения, перемещения, положения в пространстве и времени с разной степенью ослабления лексического значения: приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и т. д.: Осень пришла дождливая, холодная (Вигдорова) ; Она вышла из бассейна свежая, холодная и благоухающая, покрытая дрожащими каплями воды (Куприн); На его столе лежало раскрытым письмо из Вены (Данин).
И вспомогательные глаголы, и глаголы-связки могут функционировать в речи и как простые глагольные сказуемые с сохранением лексических значений. Например: На террасе была свежая тень (Л. Толстой); Была
темная, осенняя, дождливая, ветреная ночь (Л. Толстой); Деревья
стояли в снегу - два дня назад была сильная метель (Проскурин);
На месте, где недавно стояла флотилия, гуляла ледяная волна (П а у-
стовский). Нетрудно заметить, что у глагольных форм, способных обслуживать грамматическую сторону составных именных сказуемых, одним из компонентов семантики является значение бытия-существования, которое дополняется другими, специфическими значениями. Компонент бытия обусловливает взаимозаменяемость таких глаголов (ср.: стояли в снегу - были в снегу, гуляла волна - была волна и т. д.).
Только изменение порядка слов в предложениях с глаголом быть, имеющим самое абстрактное значение бытия, вызывает перераспределение синтаксических функций. Ср.: Тень на террасе была свежая; Ночь была
темная, осенняя, дождливая, ветреная; Стояли деревья в снегу ¦- два дня назад метель была сильная; На месте, где недавно стояла флотилия, волна гуляла ледяная. Изменение порядка слов влечет за собой существенные изменения в синтаксических функциях некоторых словоформ, более тонкие различия в грамматических значениях при несущественных различиях в лексической семантике (обстоятельство места на террасе трансформируется в обстоятельственное определение, определение свежая становится именной частью сказуемого и т. д.).
Основными способами выражения именной части сказуемого являются имя прилагательное в поЛнбй и краткой форме (причем полная форма начинает теснить краткую), имя существительное и краткое страдательное причастие. Кроме того, именная часть может быть выражена предложно-падежными сочетаниями, цельными словосочетаниями, фразеологизмами и т. д.
Дополним данные выше примеры следующими: Я в Братске с людьми Проводил вечера. Богаты товарищи Ширью души. Беседы
сердечны, Умны, хороши. Дружны эти люди, Уютен их дом (Безыменский); Дома долговечнее людей и бывают свидетелями нескольких людских поколений (Паустовский); Парус старый, выбелен дождями, с_ большими квадратными заплатами (Яковших деревьев (Соколов-Микитов); Он был мастером на все руки (Дубов).
В вопросительных предложениях именная часть сказуемого может быть выражена местоимением или сочетанием местоимений: Кто
это? Что это? Кто такой Иванов? Что такое искусство?
Какая сегодня погода? Каков итог нашей работы? и т. д.
Примечания: 1. В некоторых случаях краткие и полные формы прилагательных расходятся в лексических значениях (Девушка очень хороша и Девушка очень хорошая), в валентных свойствах (Жизнь богата событиями и Жизнь богатая) и т. д. Поэтому не во всех случаях краткие формы могут быть заменены полными и наоборот: Здесь у нас в районе, песнями богатом, Девушки уж больно хороши (Фатьянов); ...Во всяком случае жизнь у
нас богатая! (Коптяева).
2. В составное именное сказуемое могут входить частицы: С этой болью я будто моложе (Есенин); Она мне как песня была (Есенин); Ночь
как будто сегодня бледней (Есенин); Самый верный признак истины - это простота и ясность (Л. Толстой); Волк не пастух (Пословица).