Укажите значение вспомогательной части составных сказуемых. Нетипичные случаи построения глагольного сказуемого. Составное именное сказуемое

Цель урока - познакомиться с составным глагольным сказуемым; узнать, как оно может быть выражено.

Тема: Двусоставные предложения. Главные члены предложения

Урок: Составное глагольное сказуемое

Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время, наклонение и т.д.) - в вспомогательной части.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

а. вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время, наклонение и т.д.);

б. основная часть (неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.

Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.

Схема построения составного глагольного сказуемого.

Но не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия :

1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

Я начал - что делать?; Я хочу - что делать?.

Не путайте! Составное глагольное сказуемое с сочетанием сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели!

Она присела (с какой целью?) отдохнуть.

2.Действие инфинитива должно относиться к подлежащему.

Я хочу петь. Хочу петь - составное глагольное сказуемое (хочу - я, петь буду - я).

Не путайте! Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Я просил её спеть. Просил - простое глагольное сказуемое, спеть - дополнение (просил - я, петь будет - она).

3. В таблице представлены основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизма, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания
Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия

закончить

приняться

продолжить

прекратить

стараться

нравиться

надеяться

бояться стыдиться

готовиться

Например:

(он) горит нетерпением (участвовать)

Я умею петь. Я хочу петь. Я люблю петь. Он стал готовиться к отъезду. Он продолжал готовиться к отъезду. Он бросил курить.

План разбора составного глагольного сказуемого

1. Указать тип сказуемого.

2. Указать, чем выражена основная часть; какое значение имеет вспомогательная часть и какой формой глагола она выражена.

Образец разбора

Старик опять пустился жевать.

Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет значение начала действия и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

1. Простые предложения (коллекция материала по теме урока) ().

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ().

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

4. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса (на материале русского языка) ().

5. Русский филологический портал ().

6. Презентации « Сказуемые» ().

1. Выделите грамматические основы предложений.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Н. Заболоцкий

2. Занимательно о русском.

Интересные вопросы:

1. Из каких букв можно приготовить вкусную пищу?

2. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

3. В каких словах пишутся три буквы е ?

4. Какие слова начинаются с четырех согласных букв?

5. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов?

6. В каких словах пишутся подряд 3 буквы е?

Что такое составное сказуемое?

Составное сказуемое - это сказуемое, в каком лексическое значение и грамматическое значение выражаются не одним словом, а различными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) - во вспомогательной части.

Ср.: Он запел Он начал петь (составное глагольное сказуемое); Он болел два месяца (обычное глагольное сказуемое). - Он был болен два месяца (составное именное сказуемое).

Что такое составное глагольное сказуемое?

Составное глагольное сказуемое - это сказуемое, в каком лексическое значение выражено одним глаголом, а грамматическое значение - другим.

Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?

Составное глагольное сказуемое состоит из 2-ух частей:

  • вспомогательная часть -глагол в спрягаемой форме, который выражает грамматическое значение (время и наклонение) и дополнительную характеристику действия (см. ниже таблицу), так именуемый вспомогательный глагол ;
  • основная часть - неопределённая форма глагола (инфинитив), который выражает лексическое значение, т.е. именует основное действие.
  • К примеру: Я начал петь ; Я желаю петь ; Я боюсь петь (начал, желаю, боюсь - это вспомогательная часть сказуемого, инфинитив петь - это основная часть).

    Примечание. Как во вспомогательной части, так и на месте инфинитива может быть употреблен фразеологизм :

    Он пылает нетерпением участвовать в конференции (= желает участвовать).

    Он желает принять роль в конференции (= желает участвовать).

    Он пылает нетерпением принять роль в конференции (= желает участвовать).

    Значения вспомогательного глагола

    Обычные глаголы и фразеологизмы

    Примеры

    1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия)

    Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, закончить, кинуть, закончить и др.

    Он стал готовиться к отъезду.
    Он продолжал готовиться к отъезду.
    Он бросил курить.
    Он снова пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

    2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, расположенность, чувственная оценка действия и т.п.)

    Мочь, уметь, вожделеть, желать, грезить, намереваться, отрешаться, пробовать, стараться, рассчитывать, суметь, умудриться, стараться, полагать, привыкнуть, торопиться, смущяться, вытерпеть, обожать, непереносить, страшиться, бояться, трусить, стыдиться, задаться целью, пылать желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

    Я умею петь.
    Я желаю петь.
    Я боюсь петь.
    Я люблю петь.
    Я стыжусь петь.
    Я рассчитываю спеть эту арию.

    Как найти синтаксическую роль инфинитива?

    Не хоть какое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым. Для того чтоб такое сочетание было составным глагольным сказуемым, обязано быть выполнено немного критерий:

  • Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его 1-го (в отсутствие инфинитива) недостаточно, чтоб осознать, о чем идёт речь в предложении: я начал - что делать? (ответа нет, глагол лексически неполнозначный); я желаю - что делать? (ответа тоже нет, глагол лексически неполнозначный).
  • В том случае в сочетании «глагол + инфинитив» глагол полнозначный, то он один является обычным глагольным сказуемым, а инфинитив - это второстепенный член предложения: Она (что сделала?) присела (с какой целью?) отдохнуть (присела - глагол полнозначный, означает, это обычное глагольное сказуемое, а инфинитив отдохнуть - это событие цели ).
  • Действие инфинитива обязано относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). В том случае действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не заходит в состав сказуемого, а является второстепенным членом: Я желаю петь (желаю петь - составное глагольное сказуемое, так как желаю - я и петь буду - я). Я попросил её спеть (попросил - обычное глагольное сказуемое, инфинитив спеть - дополнение , так как попросил - я, петь будет - она).
  • Инфинитив может быть определением, в том случае относится к существительному и отвечает на вопрос какой? : Появилось желание спеть (появилось желание - это база предложения, появилось - обычное глагольное сказуемое, т.к. глагол полнозначный; желание (какое?) спеть - инфинитив в роли определения ).
  • Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные сложной формой грядущего времени глагола: Я завтра буду работать (это обычное глагольное сказуемое).

    Что такое осложнённое составное глагольное сказуемое?

    Отягощение происходит за счет потребления в составе составного глагольного сказуемого дополнительного модального либо фазисного глагола(ов) (см. таблицу выше): Я начал желать есть . Я ощутил, что скоро могу начать желать есть (подчёркнуты дополнительные глаголы).

    Какие есть нетипичные случаи строения составного глагольного сказуемого?

  • Особенный класс составного глагольного сказуемого представлен в предложениях, главные члены которых выражены глаголами в неопределенной форме. Вспомогательная часть подобных сказуемых нетипична для составных глагольных, т.к. она представлена глаголом-связкой быть , который встречается в составных именных сказуемых (в реальном времени он опущен): Волков страшиться - в лес не ходить (связка быть опущена). Не считая быть , вспомогательная часть может быть представлена также глаголом значить : Не придти - означает оскорбить .
  • Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть выражена глаголом-связкой быть (в реальном времени в нулевой форме) + короткими прилагательными рад, готов, должен, должен, хочет, способен , также наречиями и существительными с модальным значением:

    Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать .

  • Упражнение на тему «Разграничение обычного и составного глагольного сказуемого. Синтаксическая роль инфинитива »

    Задание: Выделите грамматические базы предложений. Обусловьте класс сказуемых. Обусловьте синтаксическую роль инфинитива.

    1. Он страшился идти к докторам.

    2. Приходил прислужник звать меня к княгине.

    3. Старуха ушла заботиться об отъезде.

    4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.

    5. Величавый государственный поэт умеет вынудить говорить и барина, и мужчины их языком.

    6. Я почтению к родной земле учить их стараюсь.

    7. Ни при каких усилиях человек не сумеет передать очарование этого дня.

    8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.

    9. Редчайшие капли дождя начали тяжело стучать по земле.

    10. Длительно будет моросить осенний дождь.

    11. И как будто в ответ на её слова по реке и кустикам тихонько начинает шуметь редчайший и тёплый дождь.

    12. За калиткой сходу начинались густые, запущенные аллеи.

    13. Стали носиться наизловещие слухи.

    14. Они продолжали целые 10-ки лет сопеть, дремать и зевать.

    15. Море периодически совершенно переставало шуметь.

    16. А пурга, как будто издеваясь, не желала униматься.

    17. Антоненко отдал приказ людям покинуть баржу.

    18. Я не позволю в своём присутствии плохо откликаться о жизни.

    19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.

    20. Она даже не успела поздороваться с ним.

    Источник материала Интернет-сайт

  • Глава «Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Глава «Составное глагольное сказуемое» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: лаконичный теоретический курс для школьников»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое сказуемое?
  • Какие есть типы сказуемых?
  • Какое сказуемое считается осложнённым?
  • Какими частями речи выражается сказуемое?
  • Чем выражается обычное глагольное сказуемое?
  • Что такое осложнённое обычное глагольное сказуемое?
  • Где отыскать примеры сказуемого, выраженного фразеологизмом?
  • Какие есть предложения с одним основным членом - сказуемым?
  • Какие есть методы выражения обычного глагольного сказуемого?
  • Какие частички могут заходить в состав обычного глагольного сказуемого?
  • Как отличить обычное глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого?
  • Какие есть примеры согласования сказуемого с подлежащим, имеющим при для себя приложение (театр-студия, книга-справочник)?
  • Как согласовать сказуемое с подлежащим, имеющим при для себя приложение (кафе-столовая, диван-кровать)?

  • Составное глагольное сказуемое имеет следующую структуру: вспомогательная часть + инфинитив.

    Во вспомогательной части используется вспомогатель ный глагол в форме одного из наклонений, выражающий грамматическое значение, а в основной части - инфини тив (или устойчивое сочетание глагольного типа в форме инфинитива), который выражает лексическое значение, т.е. непосредственно называет действие: Он охладительное слово в устах старался удержать (А. Пушкин); Войдя в залу, я спрятался в толпе мужчин и начал делать свои наблюдения (= наблюдать) (М. Лермонтов).

    Кроме грамматического значения наклонения и времени, вспомогательные глаголы выражают и дополнительные значения: 1) начала, конца или продолжения действия, т.е. фазы действия (такие глаголы называются фазисными): на чать, стать (= начать), продолжать, закончить, перестать и т. п.; 2) желательности/нежелательности, возможности/невозможности, целесообразности/нецелесообразности, и т. п. действия, а также склонности, привычности, эмоционального отношения к действию (такие глаголы называются мо дальными, они выражают отношение деятеля к действию): хотеть, мочь, желать, стремиться, пытаться, стараться, решиться, любить, бояться и др.:

    1) Между тем княжна Мери перестала петь (М. Лермонтов); Наташа начинала успокаиваться ... (Л. Толстой); От горячих лучей солнца стал плавиться снег (М. Пришвин).

    2) Я не хочу печалить вас ничем (А. Пушкин); Не сме ют , что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки? (М. Лермонтов); Мы любим слушать иногда страстей чужих язык мятежный (А. Пушкин); Я сама стараюсь у огня по частям снежинку разобрать (Н. Мат­веева).

    Во вспомогательной части вместо модальных глаголов могут использоваться также глагольные фразеологизмы и устойчивые глагольно-именные обороты с модальным значением: гореть желанием, иметь обыкновение, иметь пра во, дать обещание, иметь намерением, иметь возможность и под.

    Например: Я очень хорошо знаю Ивана Никифоровича и могу сказать, что он даже не имел намерения (= не намеревался) жениться (Н. Гоголь); Теперь хоть имеете возможность (= можете) возразить , если что не так (В. Вересаев); Я уже дал себе слово (= пообещал) больше не играть с ним (Л. Толстой).

    Вместо глаголов и глагольных фразеологизмов во вспомогательной части составного глагольного сказуемого возможны и другие части речи (с модальным значением) в сочетании с глаголом-связкой быть (в настоящем времени связка опускается, т.е. имеет нулевую форту):

    1) прилагательные (обычно краткие): рад, готов, обязан, вынужден, должен, согласен и др.: Шутить и он горазд , ведь нынче кто не шутит! (А. Грибоедов); Через несколько дней должен я был очутиться посреди моего семейства (А. Пушкин);

    2) существительные мастер, мастерица, охотник, любитель: Он был охотник подшутить (М. Лермонтов); Фетинья, как видно, была мастерица взбивать перины (Н. Гоголь);

    3) наречия и наречные сочетания, а также категория состояния (в односоставных безличных предложениях) с модальным значением: вправе, не прочь, в силах, надо, в состоянии, можно, нельзя и под.: Не в силах Ленский снесть удара (А. Пушкин); Я думаю: он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя (М. Лермонтов); Мне нужно на кого-нибудь молиться (Б. Окуджава).

    Следует помнить, что инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если: 1) у действий, названных инфинитивом и глаголом в форме наклонения, разные исполнители; инфинитив в таких предложениях является дополнением; 2) инфинитив зависит от глагола движения (или прекращения движения); такой инфинитив является обстоятельством цели.

    Например: 1) Непонятная душевная тревога мешала ему читать и сосредоточиться. (А. Чехов); 2) Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару (А. Пушкин); Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов).

    Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) - в вспомогательной части.

    Ср.: Он запел (ПГС). - Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). - Он был болен два месяца (СИС).

    Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

    а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
    б) основная часть (неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.

    СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

    Например: Я начал петь ; Я хочу петь ; Я боюсь петь .

    Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

      Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

      Cр.: я начал - что делать?; я хочу - что делать?.

      Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив - второстепенный член предложения.

      Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть .

      Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

      Ср.:
      1. Я хочу петь . Хочу петь - составное глагольное сказуемое (хочу - я , петь буду - я ).
      2. Я просил её спеть. Просил - простое глагольное сказуемое, спеть - дополнение (просил - я , петь будет - она ).

    Значения вспомогательного глагола

    Значение Типичные глаголы и фразеологизмы Примеры
    1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия) Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

    Он стал готовиться к отъезду.
    Он продолжал готовиться к отъезду.
    Он бросил курить .
    Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

    2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.) Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

    Я умею петь .
    Я хочу петь .
    Я боюсь петь .
    Я люблю петь .
    Я стыжусь петь .
    Я рассчитываю спеть эту арию.

    План разбора составного глагольного сказуемого

    1. Указать тип сказуемого.
    2. Указать, чем выражена основная часть (субъектный инфинитив); какое значение имеет вспомогательная часть (фазовое, модальное) и какой формой глагола она выражена.

    Образец разбора

    Старик опять пустился жевать .

    Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет фазовое значение и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.


    Составное глагольное сказуемое имеет две части: вспомогательную и основную. Основная часть всегда состоит из инфинитива, выражающего главную информацию в семантике сказуемого. Вспомогательная часть несет на себе двойную нагрузку: выражает модально-временное значение сказуемого и дополняет основное информативное значение.
    Лексическое значение вспомогательной части включает:
    1. Указание на начало, конец, продолжение действия: начать, стать, кончить, остаться, продолжать, перестать, прекратить и др. Такие глаголы называются фазовыми и образуют особую лексико-семантическую группу, вследствие чего приобретают и грамматическое значение: Уже ты стал немного отцветать (Есенин);
    На бровях и ресницах сразу начал таять снег. Антоненко не стал
    вытирать лицо и поднимать ремешок у фуражки (Конецкий);
    Перед грозой рыба переставала клевать (Паустовский).
    1. Указание на необходимость, желательность и возможность действия: мочь, хотеть, желать, намереваться, решать, предполагать, рассчитывать и т. д. Такие глаголы называются модальными. Как и фазовые, модальные глаголы также выражают грамматическое знАшние: Без личного труда человек не может идти
    вперед, не может оставаться на одном месте... (Ушинский);
    Ах, если б_ вас могла я ненавидеть (Пушкин); Забыть я не хочу
    и не могу (Светлов).
    Различие между простым и составным глагольным сказуемым особенно ярко проявляется при сопоставлении. Ср.: Читатель видит и понимает то, что хочет и может увидеть и понять.
    В главном предложении все компоненты семантики сказуемого выражены спрягаемыми глагольными формами видит и понимает, в придаточном предложении модально-временной компонент семантики выражен вспомогательными глаголами хочет и может, дополняющими своими лексическими значениями основное значение сказуемых, выраженное инфинитивами.
    Инфинитив, входящий в составное глагольное сказуемое, называют «субъектным», так как он обозначает действие того же лица, что и вспомогательная часть: хотел сказать, могу поспорить, люблю поговорить и т. д.
    Инфинитив реализует потребность фазовых, модальных и эмоциональных глаголов в объекте, поэтому инфинитив, входящий в состав сказуемого, может чередоваться в речи с существительным, выполняющим роль дополнения. Ср.: Я хочу идти вперед и с каждым
    днем, с каждым часом хочу нового, а он хочет остановиться и меня остановить с собой (Л. Толстой); Боюсь не смерти я. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно (Лермонтов); Я любил шум_ леса, заппх_ мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль^ болот, треск_ крыльев дикой птицы, вьістрельї, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить (Грин).
    В зависимости от синтаксических условий и лексико-семантических значений вспомогательных глаголов в инфинитиве усиливаются то глагольные, то именные свойства. Фазовые и модальные глаголы менее ярки и самостоятельны, чем эмоциональные, поэтому сочетания с глаголами, содержащими эмоциональную оценку действия, не имеют в литературе однозначного толкования и рассматриваются то как сказуемое, то как сочетание сказуемых с дополнениями.
    От составного глагольного сказуемого нужно отличать сочетания, включающие в свой состав инфинитив, выполняющий роль дополнения и обстоятельства цели.
    Инфинитив, выполняющий роль дополнения, называют «объектным», так как он обозначает действие другого лица (не «субъекта» спрягаемой глагольной формы): советовал искать, просил беречь и т. д.: Антоненко приказал людям покинуть баржу (Конецкий);
    Комбату приказали в этот день взять^ высоту (Львов); Не
    позволю в своем присутствии плохо отзываться_ о жизни, за
    Вспомогательная часть включает:
    1. глагол-связку быть, выражающую только модально-временные значения. В настоящем времени связка обычно отсутствует («нулевая связка»): Труд на благо общества - священная
    обязанность каждого человека (Из Программы КПСС); Книга -
    ключ к знанию (Пословица); Личное счастье невозможно без
    счастья других (Чернышевский); Утро было мглистое, небо
    неяркое (Вигдорова); Пуста и бесцветна бывает жизнь только
    у бесцветных людей... (Чернышевский); Мир есть величайшая ключевая ценность нашего бытия, без которой утрачивают смысл
    и силу все прочие блага и радости жизни (Леонов);
    1. глаголы-связки, не только выражающие модально-временные значения, но и вносящие в лексическое значение сказуемого различные дополнительные оттенки, иногда весьма существенные: делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т. д.: У нас зима. Все делается светлее, веселее от
    первого снега (Пушкин); Маленький Ваня со временем станет
    Иваном Ивановичем... (Дубов); Алмазами казались солнца блики
    (Ахматова); На протяжении всей всемирной истории новая культура всегда являлась синтезом нового со старым, с основными
    началами той культуры, на смену которой она приходила (Брюсов); Независимо от всех этих трагических внутренних переживаний Блок, во все периоды своего творчества, оставался истинным поэтом и подлинным художником (Брюсов);
    1. глаголы со значением движения, перемещения, положения в пространстве и времени с разной степенью ослабления лексического значения: приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и т. д.: Осень пришла дождливая, холодная (Вигдорова) ; Она вышла из бассейна свежая, холодная и благоухающая, покрытая дрожащими каплями воды (Куприн); На его столе лежало раскрытым письмо из Вены (Данин).
    Примечание. В составном глагольном сказуемом первый компонент называется вспомогательным глаголом, так как он полностью сохраняет свое лексическое значение; в составном именном сказуемом - глаголом-связкой, так как в нем ослаблено лексическое значение. Провести четкую границу между вспомогательными глаголами и глаголами-связками трудно, так как и те и другие обслуживают грамматические значения предложения в целом и сказуемого в частности и сохраняют основные свойства глагола, его грамматические категории: наклонение, время, вид и др.
    И вспомогательные глаголы, и глаголы-связки могут функционировать в речи и как простые глагольные сказуемые с сохранением лексических значений. Например: На террасе была свежая тень (Л. Толстой); Была
    темная, осенняя, дождливая, ветреная ночь (Л. Толстой); Деревья
    стояли в снегу - два дня назад была сильная метель (Проскурин);
    На месте, где недавно стояла флотилия, гуляла ледяная волна (П а у-
    стовский). Нетрудно заметить, что у глагольных форм, способных обслуживать грамматическую сторону составных именных сказуемых, одним из компонентов семантики является значение бытия-существования, которое дополняется другими, специфическими значениями. Компонент бытия обусловливает взаимозаменяемость таких глаголов (ср.: стояли в снегу - были в снегу, гуляла волна - была волна и т. д.).
    Только изменение порядка слов в предложениях с глаголом быть, имеющим самое абстрактное значение бытия, вызывает перераспределение синтаксических функций. Ср.: Тень на террасе была свежая; Ночь была
    темная, осенняя, дождливая, ветреная; Стояли деревья в снегу ¦- два дня назад метель была сильная; На месте, где недавно стояла флотилия, волна гуляла ледяная. Изменение порядка слов влечет за собой существенные изменения в синтаксических функциях некоторых словоформ, более тонкие различия в грамматических значениях при несущественных различиях в лексической семантике (обстоятельство места на террасе трансформируется в обстоятельственное определение, определение свежая становится именной частью сказуемого и т. д.).
    Основными способами выражения именной части сказуемого являются имя прилагательное в поЛнбй и краткой форме (причем полная форма начинает теснить краткую), имя существительное и краткое страдательное причастие. Кроме того, именная часть может быть выражена предложно-падежными сочетаниями, цельными словосочетаниями, фразеологизмами и т. д.
    Дополним данные выше примеры следующими: Я в Братске с людьми Проводил вечера. Богаты товарищи Ширью души. Беседы
    сердечны, Умны, хороши. Дружны эти люди, Уютен их дом (Безыменский); Дома долговечнее людей и бывают свидетелями нескольких людских поколений (Паустовский); Парус старый, выбелен дождями, с_ большими квадратными заплатами (Яковших деревьев (Соколов-Микитов); Он был мастером на все руки (Дубов).
    В вопросительных предложениях именная часть сказуемого может быть выражена местоимением или сочетанием местоимений: Кто
    это? Что это? Кто такой Иванов? Что такое искусство?
    Какая сегодня погода? Каков итог нашей работы? и т. д.
    Примечания: 1. В некоторых случаях краткие и полные формы прилагательных расходятся в лексических значениях (Девушка очень хороша и Девушка очень хорошая), в валентных свойствах (Жизнь богата событиями и Жизнь богатая) и т. д. Поэтому не во всех случаях краткие формы могут быть заменены полными и наоборот: Здесь у нас в районе, песнями богатом, Девушки уж больно хороши (Фатьянов); ...Во всяком случае жизнь у
    нас богатая! (Коптяева).
    2. В составное именное сказуемое могут входить частицы: С этой болью я будто моложе (Есенин); Она мне как песня была (Есенин); Ночь
    как будто сегодня бледней (Есенин); Самый верный признак истины - это простота и ясность (Л. Толстой); Волк не пастух (Пословица).