Учебное пособие рекомендовано редакционно-издателъским советом российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия. Паронимы гармонический - гармоничный

Родители в равной мере возлагают ответственность за возникновение кон­фликта на себя и на детей, дети же значительно чаще принимают вину на себя. И родители, и дети считают, что «победителем» выходит родитель, либо находится компромисс, удовлетворяющий обе сторон. Ответственность за решение лежит как на родителе, так и на ребенке, причем каждая из сторон несколько пре­увеличивает свою роль в принятии решения.

Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других).

Родители склонны возлагать вину за возникновение конфликтов на себя, а не на ребенка.. Родительская роль в этом случае - «опекун-покровитель», готовый закрыть глаза на проступ­ки ребенка и оправдать их недостатком опыта и возрастом ребенка. Роль ребенка, которую он вынужден принять в диаде такого типа, - «малыш», «неумеха», неудачник, нуждающийся в покровительстве и опеке со стороны родителя, вынужденный признать право родителя на принятие решений и тем самым на «первенство» в конфликте.

Доминирующая гиперпротекция (Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности)

Родители в равной мере возлагают ответственность за возникновение кон­фликта на себя и детей, дети же - на себя. Родители предполагают, что раз­решение конфликта осуществляется с участием обеих сторон, дети же уве­рены в том, что принятие решений осуществляется родителями, которые «всегда правы», и в пользу родителей. Максимальный уровень конфликтности. Роли: родитель - всегда прав, компетентен, опытен, обладает правом принятия решений, пытается учесть интересы «провинившегося» ребенка; ребенок - готов принять вину на себя, призна­вая превосходство взрослого и собственные недостатки. Родитель - «пре­следователь», ребенок - «нарушитель», признающий свою вину и право родителя судить.

Гипопротекция (Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность)

Родители в равной мере делят ответственность за возникновение конфлик­та между собой и детьми, в то время как дети, как и при потворствовании, считают, что в большинстве случаев вина за возникновение конфликта ле­жит на них. Родители полагают, что либо «победителем» в конфликте является взрослый, либо находится компромиссное решение. В противопо­ложность остальным группам дети, воспитывающиеся в условиях гипопротекции, как и дети в семьях с противоречивым воспитанием, значительно чаще, чем остальные группы, считают себя наравне со взрослым «победите­лем» конфликта. Таким образом, для гипопротекции характерно значительное расхож­дение представлений родителей и детей о способах разрешения конфликта, важнейшей характеристикой которого является недооценка родителями активной роли детей и приписывание детьми этой роли себе. Недостаточное внимание и влияние родителей на разрешение конфликтных ситуаций позволяет ре­бенку сохранить известную самостоятельность и независимость от родите­лей, что предотвращает возможность возникновения конфликтов и откры­того противостояния. Дети приучаются самостоятельно разрешать конфликтные ситуации с учетом собственных интересов, а родители впол­не удовлетворены своей родительской ролью и, будучи дистанцированы он реального процесса взаимодействия с ребенком, воспринимают детско-родительские отношения как спокойные и бесконфликтные.

Противоречивое воспитание

Для родителей этой группы характерна тенденция перекладывания ответ­ственности за возникновение конфликтов на детей или на внешние обсто­ятельства. Родители считают, что конфлик­ты разрешаются либо в пользу детей, либо с учетом интересов и детей, и родителей. Дети же полагают, что они более активны и влиятельны, чем считают их родители, и значительно чаще оборачивают решение конфлик­та в свою пользу. Для противоречивого воспитания характерно значитель­ное расхождение в представлениях родителей и детей в вопросе о том, кто является инициатором конфликта и как он разрешается. Это объясняется тем, что дети, реализуя позицию активного участия в разрешении кон­фликтных ситуаций, оказываются удовлетворены результатами, а родите­ли, не имея возможности в силу противоречивости и непоследовательнос­ти собственных воспитательных установок и требований четко проводить собственную линию поведения, рассматривают детско-родительские отно­шения как сферу противоречивых интересов и противостояния. Роли в диаде данного типа можно определить так: родитель - «жертва» невыполне­ния ребенком педагогических требований и правил; ребенок, убедившись в непредсказуемости и непрогнозируемости поведения родителя, пытается сам выстроить линию своего поведения, но далеко не всегда успешно в си­лу ограниченности собственного опыта.

Таким образом, показано, что дисгармоничность семейного воспита­ния связана с высоким уровнем конфликтности и расхождением образов конфликтного взаимодействия у участников конфликта. Особенности ти­па семейного воспитания определяют специфические стратегии поведения детей и родителей в разрешении конфликтов.

Половое воспитание детей в семье . Определение основных понятий полового воспитания. Пол человека – комплекс признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку): репродуктивных, телесных, поведенческих, психологических, социальных.

Гендерный пол – психологические черты личности, которые формируются под воздействием социальных факторов.

Половое сознание – система знаний, представлений, личностных значений и отношений, которые формируют переживания, мотивацию человека как представителя своего пола.

Половое воспитание как условие формирования полового сознания. Половое сознание как компонент психосексуального сознания.

Современные модели полового воспитания (Козакевич А.Б.): репрессивная, либеральная, демократическая (по объему и содержанию информации).

Неверные установки в половом воспитании: неверные установки родителей по отношению к другому полу (негативная установка как месть; самоутверждение; профилактика; аскетическая установка; потребительская установка); неверная установка родителей к детям (собственническая, экономическая); неверная установка родителей к психосексуальному воспитанию (паническая, безразличная).

Принципы полового воспитания: принцип реалистичности, понятности и ясности; доверия, деловитости; перспективной инициативы.

Направления психосексуального воспитания:

Формирование психологической женственности, мужественности;

Формирование сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры;

Подготовка к естественному супружеству, родительству;

Формирование здорового образа жизни.

Родительский мониторинг – процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности для определения тенденций изменения параметров; постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью изучения его динамики и проверки его соответствия чему-либо

Степень информированности родителей о важнейших сферах жизнедея­тельности детей определяет родительский мониторинг, который включает осведомленность о успехах ребенка и проблемах в его учебной деятельности, круге общения, друзьях, формах и месте проведения досуга, и т.д. Знание родителя о делах ребёнка может быть получено из трех источников:

Со стороны самого ребёнка, который добровольно рассказывает о них родителю;

Как результат специального поиска информации (расспросы, звонки, поиски);

Как результат подчинения ребенка родительским указаниям и при­нятия родительской воли как главного ориентира. В этом случае родитель, по сути, полностью контролирует все виды активности ребёнка.

Понятия «мониторинг» и «контроль» необходимо дифференцировать с учетом различного характера активности родителя. Истинному монито­рингу соответствует только первый из вариантов получения информации. Таким образом, значение мониторинга как особой формы детско-родительских отношений шире, чем просто указание на информированность роди­теля о делах ребенка. Мониторинг означает особое качество детско-родительских отношений - доверительность, сотрудничество и гармоничность. Контроль же соотносится в этой системе понятий с третьим случаем, т.е. включает элементы давления и явного ограничения прав и свобод ребенка. Наиболее близким к такому пониманию контроля является для нас поня­тие «авторитарность». Монито­ринг, не включая собственно контроля поведения и деятельности ребенка, является важным условием профилактики девиантного поведения детей и немедленного оказания ребенку помощи в проблемных ситуациях. Отсут­ствие родительского мониторинга характерно для безнадзорности.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Этот тип, как говорит само название, отличает сба­лансированность личностных свойств: открытость, вы­сокий уровень интеллекта, уверенность в себе, сдержан­ность, добросовестность, социальная смелость. Общей по степени предпочтения и эффективности у всех детей гар­моничного типа выступает стратегия «стараюсь рассла­биться, оставаться спокойным». Умение успешно ее ис­пользовать - их преимущество по сравнению с ребятами других типов.

Гармоничных школьников I подтипа, интеллектуаль­но одаренных, отличают высокий уровень интеллекта, отсутствие тревожности, общительность, уверенность в себе, сдержанность, доминантность, добросовестность, осторожность, социальная смелость, высокий самокон­троль, расслабленность. Чаще других защитных страте­гий они склонны использовать две: «стараюсь расслабить­ся, оставаться спокойным» и «мечтаю, представляю себе что-нибудь». По мнению таких ребят, эти стратегии, на­ряду со стратегией «смотрю телевизор, слушаю музыку»,- самые для них эффективные. По сравнению с другими детьми, эти школьники реже плачут и грустят, меньше думают о неприятностях, значительно легче произволь­но расслабляются и успокаиваются.

Благодаря своей открытости и общительности, они не склонны к концентрации на неприятностях, старают­ся о них побыстрее забыть. Уравновешенность, спокой­ствие и расслабленность позволяют им даже в стрессовой ситуации оставаться спокойными. Обладая высоким ин­теллектом, умея хорошо контролировать себя, будучи добросовестными и нормативными, интеллектуально одаренные дети почти не используют копинг-стратегий, не одобряемых обществом. Единственным тревожащим («слабым») местом в структуре их личности можно счи­тать доминантность. В определенных жизненных ситуа­циях обострение этого свойства может спровоцировать у ребенка агрессивное поведение (стратегию «бью, ломаю, швыряю»). Подобное защитное поведение (по типу аф­фекта неадекватности) возникает в тех случаях, когда притязания детей, обусловленные их привычной высо­кой самооценкой, терпят неудачу.

Учительница младших классов рассказала о таком эпизоде. Один из ее учеников, отличник, отвечал у дос­ки. Он писал под диктовку предложение и вдруг сделал нелепую ошибку. Когда ошибку обнаружили и стали пуб­лично обсуждать, девочка, сидевшая на задней парте, от удовольствия хихикнула. Мальчик стремительно по­вернулся, прошагал к ней через весь класс и ударил на глазах у всех детей и учителя. Здесь так и хочется ска­зать: «Такой сдержанный и воспитанный ребенок! Мы такого от него никак не ожидали!».

Характерные черты гармоничных школьников II под­типа, социально смелых,- открытость, уверенность в се­бе, добросовестность, высокий уровень интеллекта, сдержанность. По сравнению с интеллектуально одаренными детьми, у них не столь высок уровень интеллекта, средняя степень уверенности в себе, самоконтроля и уравно­вешенности и, в то же время, слегка повышенные тре­вожность и напряженность. По-видимому, в связи с этим они предпочитают использовать не только стратегию «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным», но и стра­тегию «обнимаю, прижимаю, глажу», обеспечивающую пси­хологическую поддержку со стороны. Такое защитное по­ведение большинству из них приносит облегчение.



По сравнению с ребятами других типов, они не склон­ны преодолевать трудности с помощью дизадаптивных стратегий активного протеста: ломать и швырять вещи, дразнить других людей, «сходить с ума», кричать, драть­ся, а также «говорить сами с собой». В этом проявляется их социальная нормативность и умение общаться с деть­ми и взрослыми.

Готовность ребенка этого типа общаться в трудную минуту иллюстрирует следующее высказывание Яны О., 9 лет, с гармоничным социально смелым типом лично­сти. С помощью детского вопросника Р. Кеттелла у нее определены: напряженность (Q4=10), социальная смелость (Н=9), высокий уровень интеллекта (В=9), доми­нантность (Е=9), тревожность (О=8), неуверенность в себе (С=4), низкий самоконтроль (Q3=4), открытость (А=6).

Ответ Яны О, на вопрос контрольной работы «За­чем нужны уроки психологии?»: «Потому что хочется сказать о своем переживании. Хочется с кем-то поде­литься. Не хочется, чтобы кто-то это знал, и все-таки хочется рассказать!».

Итак, в неприятной ситуации гармоничные социаль­но смелые дети могут использовать свой внутренний ре­сурс - «поговорить и обсудить». Это основано на их уме­нии легко вступать в социальные контакты и непринуж­денно общаться не только со сверстниками, но также с родителями и учителями.

ГАРМОНИЧНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ

У детей этого типа в равной мере сформированы все личностные свойства и практически отсутствуют такие психологические факторы, как тревожность, напряженность.

Такие дети не испытывают трудностей в школе. Они обладают достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций, общительны, уверены в себе, добросовестно относятся к выполняемой работе, успешно контролируют свое поведение, соизмеряя свои реакции и поступки с принятыми нормами и правилами.

Гармонизация личностной структуры обеспечивает им наиболее эффективную и быструю адаптацию к меняющимся условиям социальной среды. Такие школьники могут быть успешны практически в любом виде деятельности. Многообразие способностей позволяет им овладеть различными знаниями и навыками, хорошо учиться по всем школьным предметам, но они редко проявляют яркие, специфические способности, выраженный талант в определенной сфере.

При всей устойчивости личностной структуры, гармоничный тип подвержен неблагоприятным внешним воздействиям. Таких детей можно испортить неверным стилем воспитания, особенно в ситуации постоянного стресса, когда окружающие проявляют повышенную тревожность, предъявляют детям завышенные требования, занижают оценку результатов их деятельности. При этом у детей может снижаться уверенность в себе, падает самооценка, повышается тревожность и напряженность. Как защитные реакции, могут формироваться склонность к доминированию, раздражительность, интравертированные тенденции. Таким образом, нарушается естественный процесс развития личности.

Детям гармоничного типа необходимо доверять в проявлениях их самостоятельности, инициативы, поощрять их успехи, создавать условия для их всестороннего развития, помня, что для них одинаково важны и практические достижения, и познавательная активность, и успешность общения. Они должны иметь время и для контактов со сверстниками, и для полноценного отдыха, и для занятий любимым делом.

При проявлении признаков неуверенности в себе и повышенной тревожности у таких детей следует обратить внимание на макросоциальную ситуацию их развития в школе и семье и попытаться устранить психотравмирующий фактор, снизить его влияние, помочь детям найти адекватный выход из возникшего конфликта. Особую осторожность надо соблюдать при оценочных действиях, стараться всячески поддерживать ребенка, поощрять малейшие его достижения.

Среди детей гармоничного типа можно выделить особую группу, отличающуюся повышенным уровнем возбуждения, моторной активностью. Таким детям показана постоянная двигательная разрядка для снятия возникающего перенапряжения. Целесообразно лишний раз поднять ребенка из-за парты, попросить выйти к доске, раздать тетради –словом, выполнить задания, требующие двигательных затрат.

Для таких детей полезно проведение перемены в спортзале, на улице. Целесообразны занятия спортом, переключение с одного вида деятельности на другой. Нельзя допускать переутомления, обеспечив рациональный режим его труда и отдыха.

Техника исследования и. раскодирование результатов. Боль­ному вручаются брошюра с текстом опросника и регистрацион­ный лист. Разъясняется, что на каждую тему можно сделать от 1 до 3 выборов (не более!) и номера сделанных выборов об­вести кружком. Если ни одно из определений не подходит, обводится символ О. Когда больной нe хочет отвечать именно на данную тему, графа остается незаполненной. Однако число нулей и незаполненных граф в сумме не должно превышать трех. Время заполнения регистрационного листа не ограничено. Но консультироваться с другими не разрешается. Раскодирование удобно осуществлять с помощью графика (см. ниже), где по абсциссе обозначены символы типов (они в скобках даны в приведенном описании типов), а по ординате отложены крести¬ками баллы в пользу каждого из типов:

Каждый буквенный символ в графе «Баллы для раскоди¬рования» соответствует 1 баллу в пользу соответствующего типа: Г - гармоничного, Т - тревожного и т. д. Два и более символа за один выбор, например ТН, ЗФ, означают, что по одному баллу начисляется на каждый из этих типов. Сдвоенные символы, например ПП, РР, обозначают, что в пользу данного типа начисляется по два балла. После построения графика диагностика типа осуществляется в соответствии со следующими правилами:

1. Диагностироваться могут только типы, в отношении ко­торых набрано такое число баллов, которое достигает или пре­вышает минимальное диагностическое число для данного типа. Минимальные диагностические числа для разных типов неоди­наковы:

Тип отношения Г Т И М Л Н О С Я Ф З Р П

Минимальное 7 4 3 3 3 3 4 3 3 5 5 6 3

Диагностическое число

2. Если минимальное диагностическое число достигнуто или превышено в отношении нескольких типов, диагностируется 2-3 типа, где превышение наиболее велико. Если же этого еде-лать не удается, то никакой тип не диагностируется.

3. Гармоничный тип диагностируется только, если согласно правилам 1 и 2 не диагностируется никакой другой тип. В со­четаниях гармоничный тип не диагностируется.

На приведенном графике в пользу эргопатического типа (Р) набрано 8 баллов, т. е. минимальное диагностическое число превышено на 2 балла. В пользу сенситивного типа набрано 3 балла, т. е. минимальное диагно­стическое число только достигнуто. В отношении всех других типов (Т, О, И, Н) минимальное диагностическое число не достигнуто. Таким образом, диагностируется смешанный тип - эргопатический с чертами с.снситивности.

Опыт обследования больных с помощью ЛОБИ . Первые дан­ные опубликованы в работе Л. И. Вассермана и соавт. (1981). Выявлена определенная коррекция между частотой некоторых типов и различными психосоматическими заболеваниями. При ишемической болезни сердца более частыми были тре­вожный, эйфорпческий и эргопатический типы, при бронхиаль­ной астме сенситивный, при язвенной болезни - ипохондри­ческий и неврастенический типы отношений. Н. Я- Ивановым были подсчитаны средние баллы для каждого типа отношений у больных разными хроническими соматическими заболева­ниями (по материалам исследований авторов, перечисленных на стр. 104). Оказалось, что в отношении некоторых величин имеются достоверные различия - Р<0,05 (табл. 4).

В таблице полужирным шрифтом набраны величины, достоверно более высокие, а курсивом - достоверно более низкие при данном заболевании в сравнении с остальными. Видно, что в группе больных злокачественными опухолями достоверно выше показа­тели тревожного и обсессивного типов и ниже - эйфорического типа. В группе больных инфарктом миокарда достоверно наи­более высок показатель эргопатического типа и самый низкий - обсессивного типа. Больные язвенной болезнью в среднем по всем показателям заняли промежуточное положение, кроме показателя апатического типа: при небольшой его величине он все же оказался достоверно выше, чем при других типах. В группе больных бронхиальной астмой максимальными ока­зались показатели неврастенического, эгоцентрического и паранойяльного типов и минимальным - апозопюзпческого типа. Группа больных из клиники ортопедической стоматологии об­наружила минимальные показатели тревожного и ипохондриче­ского типов. Таким образом, природа заболевания, несомненно, является важным фактором, определяющим тип отношения к бо­лезни. Однако данные приведенной таблицы указывают, что этот фактор –не единственный. Средние баллы в отношении сенситивного типа оказались весьма близкими во всех обсле­дованных группах. Можно думать, что сенситивный тип отно­шения к болезни более всего зависит от свойств личности, в частности от сенситивной акцентуации характера. Как пока­зывает таблица, средняя сумма баллов по всем типам, кроме гармоничного, в какой-то мерс может служить мерой того, на­сколько болезнь отразилась на системе личностных отношений. Эта сумма наиболее высока у больных злокачественными опу­холями и бронхиальной астмой. Первое можно объяснить объ­ективной опасностью заболевания. Что же касается больных бронхиальной астмой, то обследованы были случаи относи­тельно тяжелые, потребовавшие госпитализации. Достоверно ниже, чем у этих двух групп больных, средняя сумма оказалась у больных язвенной болезнью и особенно у больных в клинике стоматологической ортопедии. Больные инфарктом миокарда заняли промежуточное положение. Все это лишь первые дан­ные, полученные с помощью ЛОБИ. По мере их накопления в них, возможно, будут внесены существенные коррективы.

Отношение к волевым проявлениям

Среди всех социально-психологических типов лично­сти интровертивный тип самый волевой. Он стойко мо­жет переносить любые тяготы и трудности, встречающие­ся в жизни.

Таким образом, учащиеся интровертивного социа­льно-психологического типа проявляют следующие ка­чества, образующие данный симптомокомплекс: чут­кость и внимательность, правдивость и честность, веж­ливость, уравновешенность и спокойствие, скромность и стеснительность, простодушие и простота в общении с людьми, терпеливость, исполнительность, склон­ность к занятию физическим трудом, ответственность, самокритичность.

Диагностика гармоничного социаль­но-психологического типа личности основана на выяв­лении следующих качеств, составляющих характероло­гические свойства: самодеятельности, уравновешенности, активности, равного отношения к умственным и трудовым действиям, непримиримости к недостаткам и безобразным поступкам других, потребности в защите своих товарищей и близких, простоты в обращении с людьми, правдивости, искренности, вежливости, скром­ности, добросовестности, реальности оценки своих воз­можностей, соблюдения правил и норм поведения, пре­данности интересам коллектива, требовательности к себе, самокритичности, настойчивости в достижении цели, инициативности.

Ре­зультаты обследования показали, что для них свойствен­но проявление следующих личностных качеств: откры­тость, доброжелательность, уверенность в себе, спокойст­вие, стабильность, послушание, уступчивость, осознан­ная зависимость от других людей, добросовестность, ис­полнительность, ответственность, социальная смелость, непринужденность, решительность, высокий самоконт­роль, хорошее понимание социальных норм.

Таким образом, внешние воздействия среды, воспи­тания, обучения влияют на поведение ребенка через внутренние условия, т. е. через индивидуальные личност­ные свойства, формирование которых существенным об­разом зависит от взаимодействия наследственных пред­посылок со всеми условиями окружения.

Социально-психологические типы личности, сфор­мировавшиеся в семье, в общеобразовательной школе испытывают на себе с первого дня мощное педагогиче­ское влияние, которое не всегда совпадает с установоч­ными ориентирами и потребностями учащихся. Поэто­му оптимальный путь формирования личности может быть достигнут в том случае, если способы педагогиче­ского воздействия будут соответствовать сложившимся характерологическим свойствам личности. Такое сов­падение возможно у «гармоничного» социально-педа­гогического типа личности. Об этом свидетельствует психологическое состояние личностных качеств, кото­рое было выявлено в ходе изучения данной группы уча­щихся.


Социальная напряженность возникает тогда, когда мотивированное поведение сталкивается с препятстви­ем, когда удовлетворение потребностей становится нeвозможным. Такое происходит у тех учащихся, которые имеют определенные отклонения в характерологиче­ских свойствах от гармоничного социально-педагоги­ческого типа.

Это приводит к конфликту и у многих социаль­но-психологических типов вызывает высокое или низкое проявление тех или иных характерологических свойств личности, таких как конформность, доминирование, ин­фантильность и тревожность, которые резко отличают их от «гармоничного» типа.

2. Психологические критерии благополучия ребёнка в семье: эмоциональный климат в семье, диада родитель-ребёнок

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает ее обобщенную, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака. Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Хотелось бы рассмотреть взгляд В. С. Торохтия на проблему социально-психологического климата и психологического здоровья семьи. Он говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для нее функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием ее существования является целостность - более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».

Психологическое здоровье - это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень ее благополучия.

Эмоциональный климат в семье определяется отношением родителя к ребёнку и ребёнка к родителю в терминах эволюционного принятия, материнской и отцовской любви и привязанности, но и характером аффективных взаимоотношений в диаде родитель-ребёнок (А.С.Спиваковская, Г.Т. Хоментаускас). Параметрами их определения являются эмоциональный знак и симметричность отношений . Соответственно, можно выделить варианты взаимоотношений:

Взаимные симметричные (эмоциональное взаимное принятие, симметричная негативная установка)

- эмоциональное взаимное принятие. Для ребёнка характерно базовое переживание того, что он любим и дорог в семье, и родители чувствуют ответную его любовь. Такие отношения обеспечивают гармоничное развитие ребёнка: высокую самооценку и самопринятие, доверие и доброжелательность к миру, готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;

- симметричная негативная установка. Обе стороны – и родители, и ребёнок – взаимно отвергают друг друга. У ребёнка, как правило, негативное отношение к родителям вторично, за исключением варианта аномального развития, и является следствием эмоционального отвержения или амбивалентности отношений родителей. В результате у ребёнка формируется тотальная враждебность по отношению к миру, агрессивность, низкая степень самопринятия, негативная амбивалентная самооценка. Часто наблюдается его демонстративное, социально-провоцирующее поведение.

Невзаимные, ассимметричные (односторонняя родительская любовь, односторонняя привязанность ребёнка)

- односторонняя родительская любовь. Ребёнок горячо любим родителями и является объектом их заботы, внимания, безграничного обожания и любви. Сам же ребёнок занимает отстранённую позицию, не испытывая по отношению к родителям эмпатии, эмоциональной привязанности, тепла. Обычно такой тип взаимоотношений является результатом нарушений семейного воспитания по типу потворствующей гиперпротекции или воспитания по типу кумира семьи. У ребёнка формируются неадекватно завышенная самооценка, возникают трудности общения вследствие эмоционально-личностного эгоцентризма, проблемы с установлением отношений сотрудничества и кооперации, высокая конфликтность. Наблюдаются трудности адаптации к новой социальной ситуации, новому социальному окружению. Получение негативной обратной связи приводит к формированию у такого ребёнка амбивалентной самооценки, а в значительном числе случаев к формированию аффекта неадекватности и, как следствие, к дезадаптации, частым конфликтам, уходу, изоляции, агрессии. В случае варианта воспитания по типу «кумир семьи» возникают трудности волевой регуляции деятельности и произвольного поведения;

- односторонняя привязанность ребёнка. Ребёнок испытывает по отношению к родителям привязанность и любовь, а родители холодны и не отвечают взаимностью. Следствием такого искажения аффективных детско-родительских отношений становится формирование тревожных вариантов привязанности. Невротический тип личности, вероятность формирования которого весьма велика, характеризуется неуверенностью в себе, низкой самооценкой, высокой тревожностью, ненасыщаемой потребностью в любви.

Единственным благоприятным вариантом детско-родительских отношений является взаимное эмоциональное принятие, обеспечивающее гармоничное личностное развитие и высокий уровень удовлетворённости жизнью как ребёнка, так и родителя. На ранних стадиях онтогенетического развития решающая роль в формировании аффективных взаимоотношений принадлежит взрослому, но уже начиная со второго полугодия жизни все более их начинает определять активное поведение ребёнка. Темперамент ребёнка, родительские установки, особенности мотивационно-потребностной и ценностной сфер родителя составляют психологические условия для построения эмоциональных взаимоотношений в детско-родительской подсистеме семьи.