Тренинг для детей группы риска профориентация. Тренинг для учеников «группы риска» «Положительный образ «Я». Тест «Какой я в общении?»

Тренинг подходит как для работы со взрослыми (преподаватели), так и со студентами. Участники тренинга знакомятся с технологиями эффективного общения, развивают навыки и умения - играя.
Минимум теории для повышения уровня образованности и компетентности, максимум практических знаний.

Подготовительный этап

Основная часть

Вступительное слово ведущего тренинга : «Здравствуйте, уважаемые участники! Я думаю, вы согласитесь, что эффективность процесса взаимодействия взрослых друг с другом, во многом зависит от их осведомленности в области психологии общения. Сегодня, мы с вами познакомимся с некоторыми технологиями эффективного общения, помогающими лучше разбираться в сути проблемных, спорных или просто важных вопросов, возникающих в вашем коллективе, а также будем развивать у себя умения и навыки, необходимые для успешного общения.»

Игра «Броуновское движение»
Ведущий объясняет правила: «Вы сейчас будете двигаться в нашем помещении, встречаясь и удаляясь друг от друга. А встречаться вы будете тет-а-тет. Вы должны будете, здороваясь за руку, задать своему партнеру один лишь вопрос: «Что ты больше всего любишь из еды?». Пара не расходится до той поры, пока не найдет нечто общее, что объединяет ее во вкусах. Ваша задача – за 4 минуты встретиться с набольшим числом игроков. Через 4 минуты игра будет окончена.»

Тайминг игры: 4 минуты

Вопросы к участникам тренинга после окончания игры:

  • Понравилась ли вам игра?
  • Какие чувства вы испытали? (радость, удивление, изумление, некоторое волнение…)
  • Чему научила вас игра?

Резюме (ведущий совместно с участниками тренинга). Благодаря этой игре:

  • Мы узнали новое о себе и о других.
  • Остановились на бегу, уделили внимание каждому, кто встретился нам в ходе игры.
  • Получили заряд бодрости, хорошего настроения, а значит и здоровья.
  • Узнали, что игра помогает здоровью, налаживанию контактов между людьми. А еще игра помогает научиться приемам эффективного взаимодействия, в частности, в команде, и поговорить о важных вопросах.

ТИРК (технопроектная игра развивающей кооперации)

Цель: воспитание умения принимать, ценить и эффективно использовать более высокий уровень толерантного взаимодействия между людьми.

Задача: формирование навыков тактичного ведения диалога и навыков работы в команде.

Тема игры: предметом обсуждения можно взять наиболее актуальный для коллектива вопрос. Например, для педагогического коллектива может быть такой: Как жить в мире преподавателям и студентам?

Деление на команды: Каждый участник выбирает любую (цветную) полосочку бумаги. Те у кого цвет совпадает - садятся вместе (по парам).

Ведущий (вступительное слово): Нам предстоит работа в группах и для того, чтобы она получилась, позвольте напомнить о том, что:

  • Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять.
  • Взаимопонимание, доброжелательность, терпимость, - эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба, а без терпимости – деловые отношения.

Правила игры вывешиваются на видном месте:

Ход работы (этапы игры):

I Этап: Каждый участник письменно отвечает на вопрос (тема игры).

Ведущий: Старайтесь использовать личный опыт, помня, что очень важно для нашей работы - ваш индивидуальный взгляд на эту проблему.

Тайминг: 2 минуты (время строго ограничено).

II Этап: Участникам необходимо совместить свое мнение с позицией еще одного человека. Точка Отсчета от Помощника.

Ведущий: Помните, необходимо из двух мнений получить одно, при этом каждый из вас обогащает свое понимание – точкой зрения на этот вопрос вашего соседа, и рождается третья позиция. Не забываем о правилах игры!

Тайминг : 2 минуты (время строго ограничено).

III Этап: Совмещение интеллектуального продукта двух участников с общим мнением двух соседних игроков.

Ведущий: Хоть сложно, но продолжайте соблюдать правила!

Тайминг: 2 минуты (время ограничено).

IV Этап: Совмещение интеллектуального продукта четверок. Продукт группы. Выбор спикера.

Ведущий: Наконец-то! Соблюдаем правила! И при этом не забудьте выбрать спикера: того, кто будет представлять ваш творческий совместный продукт.

Тайминг: 4 минуты (увеличенный).

V Этап: Выступление спикеров

Тайминг: 2 минуты каждому спикеру.

VI Этап: короткая игра-передышка “Поймай ритм”

Описание: вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

VII Этап: на доску прикрепляются основные идеи, высказанные участниками игры. Выводы.

Игра “Шесть шляп мышления”

Ведущий: в процессе игры мы учились навыкам тактичного ведения диалога, использовали свой личный опыт для анализа предмета разговора, анализировали вопрос с различных точек зрения.Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что в свою очередь, поможет ему найти наиболее удачное решение. Мы сейчас поработаем с методом обучения эффективно мыслить, который называется «шесть шляп». Шесть шляп – это шесть различных способов мышления.

На доске вывешивается перечень шляп:

Ведущий:

Сейчас мы снова разделимся на команды: шесть подгрупп и распределим шляпы. Затем выберем какое-либо событие жизни и попробуем «примерить» чудесные шляпы.
Тем, кто «оденет» Белую шляпу важно умение отделять эмоции от информации. Информацию, полученную с помощью Белой шляпы, полезно записать или представить в виде схемы событий:
Тем, кто «оденет» Черную шляпу надо подумать над тем, что самое плохое в этой ситуации, самое неприятное, что самое страшное может произойти.
Тем, кто «оденет» Красную шляпу важно умение проживать чувства, побыть в роли «актера». Что чувствовал человек, когда все происходило?
Те, кто «оденут» Желтую шляпу видят мир в «розовом» свете, умеют видеть хорошее во всем. А что хорошего в том. что произошло?
Те, кто «оденет» Зеленую шляпу – «писатели», художники, изобретатели.
Можно нарисовать ситуацию, сочинить про нее частушку или небольшой стишок, отразить ее в творческой деятельности. И не забывать о чувстве юмора!
Те, кто «оденет» Синюю шляпу – «философы», они умеют находить смысл, извлекать уроки. А это зачем? Чему меня это учит?
После небольшого обсуждения докладчик «от каждой шляпы» представляет точку зрения группы.
Итак, мы с вами развиваем способность объективно оценивать явления окружающего мира, моделировать разнообразные ситуации и составлять прогноз их развития.

Заключительный этап тренинга: рефлексия

1. Все становятся в круг.
Ведущий: Давайте посмотрим друг на друга. Вспомним каждого из нас, наши действия, проявления в ходе работы (тренер дает участникам возможность подумать в течение 2-3 минут). А сейчас все мы будем, бросая, по очереди, друг другу этот мяч, говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.

2. Участники сидят в кругу и отвечают на вопросы:

  • какие чувства вы испытывали во время тренинга?
  • возникали ли трудности? Если да, то какие?
  • какой опыт вы сегодня приобрели?

Цель: формирование умения находить позитивное в себе и в других, способность говорить о своем положительном отношении к себе.

— формировать навыки взаимоуважения;

— формировать представление подростка о положительный образ «Я»;

— способствовать выработке адекватной самооценки;

— формировать навыки общения без оценок.

Упражнение «Ожидание»

Цель: актуализировать внимание участников, получить информацию о том, что они ожидают от занятия. Психолог раздает подросткам стикеры в виде листочков, на которых ученики пишут свои ожидания озвучивают их и прикрепляют на дерево.

Игра-разминка «Эмоции и ситуации»

Цель: активизация участников для работы в группе, тренировки навыков контроля эмоций.

Материал: мяч.

Участники становятся в круг. Ведущий. Сейчас каждый участник назовет одну эмоцию или чувство и запомнит, что он назвал. Я начинаю: «Радость». Когда все назвали по одной эмоции и запомнили ее, ведущий продолжает упражнение.

Ведущий. А теперь каждый называет какую-то ситуацию и бросает мяч другому участнику, предлагая продолжить предложение и назвать свою эмоцию или чувство. Например: «Когда я работаю на работе, то чувствую радость».

Игра заканчивается, когда мячик побывает у каждого из участников.

Упражнение «Репортер»

Цель: формирование умения оценивать свои положительные качества. Один из участников группы берет интервью у других членов группы, предлагая каждому сказать несколько слов о себе для праздничной телепередачи в честь успешного завершения какого-то важного дела, в котором принимали участие подростки.

Обсуждение:

— Трудно было говорить о себе?

— Возможно, вы еще хотели бы сделать доброе дело? Почему?

Упражнение «Бомбардировка положительными качествами»

Цель: формирование умения находить позитивное в себе и других.

Подросток садится на стул, стоящий в центре круга, и закрывает глаза. Каждый участник группы по очереди подходит к нему и шепотом говорит несколько слов о его положительных чертах, за которые он его ценит и любит. Такую «бомбардировку» положительными эмоциями получает каждый участник группы.

Упражнение «Ты будешь мной, а я-тобой»

Цель: развитие способности формирования навыков безоценочного общения.

Двое участников «обмениваются личностями»: каждый представляет, что он — другой: для этого копирует его язык, жесты, поведение, высказывания. После того, как они некоторое время (15 мин) общаются таким образом, каждый из двух рассказывает, что он чувствовал, когда видел свое изображение другим. Как он считает, это было похоже или смешно? Что он узнал нового, когда увидел, как выглядит со стороны и т. д.? Затем вся группа обсуждает увиденное. Подростки делают вывод, что умение поставить себя на место другого-очень важный элемент навыка коммуникации. В этом упражнении нужно обязательно придерживаться правил: «Не делай нарочно ничего такого, что могло бы неприятно задеть чувства того, чью роль ты играешь».

Упражнение «Я — уверенный человек»

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 15th Сентябрь, 2015
Вы находитесь:

Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"

Место занятия в учебном процессе: внеклассное мероприятие

Форма занятия: занятие с элементами тренинга

Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»

Цель: формирование и развитие навыков разрешения конфликтов у подростков в школе, в семье, при общении со сверстниками.

«Все конфликты в мире и в душе человека
проходят через его сердце и возвращаются
к нам осмысленными и понятными.
А то, что понятно, уже не так страшно.».
немецкий психолог, Фромм Э.

Ход занятия

Психолог . Здравствуйте ребята. Школа - это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях, определим свой уровень конфликтности.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотреть мультфильм

Вопросы письменного анализа конфликта:

  1. Что произошло в данной ситуации
  2. Где произошёл конфликт?
  3. С кем?
  4. Из-за чего?
  5. Чего добивались оппоненты?
  6. Чем закончился конфликт?
  7. Можно ли было избежать конфликта?

Психолог . С точки зрения психологии конфликт - это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. Конфликты естественны и неизбежны. А почему же в нашей жизни возникают конфликты?
Это мы с вами попытаемся выяснить с помощью упражнения «Эксперимент».

Упражнение «Эксперимент» : сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой (салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.

  • Сгибаем лист пополам.
  • Сгибаем еще раз пополам.
  • Отрываем верхний правый угол.
  • Отрываем нижний правый угол

Что получилось?

Психолог . Получились различные узоры. Возможно, если очень внимательно присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы не встретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Так происходит и с людьми, общаясь друг с другом, они воспринимают информацию по разному, что ведет к непониманию друг друга, появляется напряжение в отношениях, а значит, возникает опасность конфликта.

Упражнение «Конфликт или компромисс»

Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации

Конфликтные ситуации:

  1. Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.
  2. На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.
  3. Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.
  4. На перемене одноклассник пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт.

В конце данного тренинга подростки пожимают друг другу руки - знак удачно завершённых ситуаций

Психолог . Итак, сейчас я предлагаю вам просмотреть ролик « Пути разрешения конфликтов»

Психолог . Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:

Конкуренция - ориентация на себя и активностью.
- избегание - пассивность.
- приспособление - ориентация на другого, пассивность.
- компромисс - средний уровень активности и пассивности, ориентация на себя и другого.
- сотрудничество - активность и ориентация на себя и другого.

А как Вы думаете, какой у Вас стиль решения конфликтов? Хотите узнать?

Анкетирование

Инструкция : Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации, для этого выберете один из трех предложенных вариантов ответа и поставьте: цифру 1 если вы так поступаете редко, цифру 2 если от случая к случаю и цифру 3 если часто.

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
  3. Ищу компромисс.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Посчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.

Интерпретация результатов теста

  • А - жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
  • Б - примиренческий стиль. Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
  • В - компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
  • Г - мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
  • Д - уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Психолог . В каждом из нас существует некий свин, который постоянно портит нам жизнь. Каждый его хорошо знает, но говорить о нем не желает. Например: Это не я не помыла посуду - это свин, Это не я грублю взрослым и тд… При взаимодействии с окружающими взрослыми и сверстниками некий свин, иногда старается нам помешать. Давайте попробуем его перевоспитать. А сделаем мы это выполнив упражнение.

Упражнение “Раскрась своего свина”

Оборудование: нарисованные на картоне фигурки свинок.

Инструкция: Сейчас я Вам раздам свинок , но эти свинки, только хорошее, что у Вас есть. Каждый человек изначально добр. Поэтому раскрасьте их, так как Вам захочется. И пускай эта Свинка будет вашим амулетом, который будет хранить вас от “ядовитых ягод” и “пеньков”.

Психолог . Что нового и полезного вы сегодня узнали? Можно ли избежать конфликтов? В завершении хотелось бы сказать словами:

Завершить наше мероприятие я бы хотела словами:

Бланк для ответов

Фамилия имя _____________________________________________кл.

Вариант ответа: 1-если так поступаете редко; 2- если от случаю к случаю; 3- если часто.

Памятка «Как выйти из конфликтной ситуации»

  1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
  3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
  5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
  10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"

Место занятия в учебном процессе: внеклассное мероприятие

Форма занятия: занятие с элементами тренинга

Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»

Цель: формирование и развитие навыков разрешения конфликтов у подростков в школе, в семье, при общении со сверстниками.

«Все конфликты в мире и в душе человека
проходят через его сердце и возвращаются
к нам осмысленными и понятными.
А то, что понятно, уже не так страшно.».
немецкий психолог, Фромм Э.

Ход занятия

Психолог . Здравствуйте ребята. Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях, определим свой уровень конфликтности.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотреть мультфильм

Вопросы письменного анализа конфликта:

  1. Что произошло в данной ситуации
  2. Где произошёл конфликт?
  3. С кем?
  4. Из-за чего?
  5. Чего добивались оппоненты?
  6. Чем закончился конфликт?
  7. Можно ли было избежать конфликта?

Психолог . С точки зрения психологии конфликт – это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. Конфликты естественны и неизбежны. А почему же в нашей жизни возникают конфликты?
Это мы с вами попытаемся выяснить с помощью упражнения «Эксперимент».

Упражнение «Эксперимент» : сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой (салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.

  • Сгибаем лист пополам.
  • Сгибаем еще раз пополам.
  • Отрываем верхний правый угол.
  • Отрываем нижний правый угол

Что получилось?

Психолог . Получились различные узоры. Возможно, если очень внимательно присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы не встретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Так происходит и с людьми, общаясь друг с другом, они воспринимают информацию по разному, что ведет к непониманию друг друга, появляется напряжение в отношениях, а значит, возникает опасность конфликта.

Упражнение «Конфликт или компромисс»

Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации

Конфликтные ситуации:

  1. Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.
  2. На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.
  3. Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.
  4. На перемене одноклассник пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт.

В конце данного тренинга подростки пожимают друг другу руки - знак удачно завершённых ситуаций

Психолог . Итак, сейчас я предлагаю вам просмотреть ролик « Пути разрешения конфликтов»

Психолог . Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:

Конкуренция – ориентация на себя и активностью.
- избегание - пассивность.
- приспособление - ориентация на другого, пассивность.
- компромисс - средний уровень активности и пассивности, ориентация на себя и другого.
- сотрудничество - активность и ориентация на себя и другого.

А как Вы думаете, какой у Вас стиль решения конфликтов? Хотите узнать?

Анкетирование

Инструкция : Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации, для этого выберете один из трех предложенных вариантов ответа и поставьте: цифру 1 если вы так поступаете редко, цифру 2 если от случая к случаю и цифру 3 если часто.

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
  3. Ищу компромисс.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Посчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.

Интерпретация результатов теста

  • А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
  • Б – примиренческий стиль. Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
  • В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
  • Г – мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
  • Д – уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Психолог . В каждом из нас существует некий свин, который постоянно портит нам жизнь. Каждый его хорошо знает, но говорить о нем не желает. Например: Это не я не помыла посуду – это свин, Это не я грублю взрослым и тд… При взаимодействии с окружающими взрослыми и сверстниками некий свин, иногда старается нам помешать. Давайте попробуем его перевоспитать. А сделаем мы это выполнив упражнение.

Упражнение “Раскрась своего свина”

Оборудование: нарисованные на картоне фигурки свинок.

Инструкция: Сейчас я Вам раздам свинок , но эти свинки, только хорошее, что у Вас есть. Каждый человек изначально добр. Поэтому раскрасьте их, так как Вам захочется. И пускай эта Свинка будет вашим амулетом, который будет хранить вас от “ядовитых ягод” и “пеньков”.

Психолог . Что нового и полезного вы сегодня узнали? Можно ли избежать конфликтов? В завершении хотелось бы сказать словами:

Завершить наше мероприятие я бы хотела словами:

Бланк для ответов

ВСЕГО

ВСЕГО

ВСЕГО

ВСЕГО

ВСЕГО

Бланк для ответов

Фамилия имя _____________________________________________кл.

Вариант ответа: 1-если так поступаете редко; 2- если от случаю к случаю; 3- если часто.

ВСЕГО

ВСЕГО

ВСЕГО

ВСЕГО

ВСЕГО

Памятка «Как выйти из конфликтной ситуации»

  1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
  3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
  5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
  10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!


Программа профилактического тренинга предназначена для групповых занятий с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорности среди подростков, помощь в адаптации несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации, имеющим конфликт с законом и состоящих на учете в отделах полиции, а также для подростков, чье поведение характеризуется как аддиктивное.

Основные цели тренинга:

1. Формирование ответственности у подростка за свои поступки.

2. Повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями.

3. Выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.

4. Профилактика безнадзорности и беспризорности, социальной дезадаптации и правонарушений подростков.

Основные задачи:

1. Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды.

2. Помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего, в частности.

3. Повысить уровень знаний участников тренинга об их правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений.

4. Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.

5. Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений.

Ожидаемые результаты:

1. Овладение адекватным представлением о последствиях совершения правонарушений, о своих правах и обязанностях.

2. Актуализация у подростков чувства уверенности в своих способностях, противостояния нежелательному влиянию среды и навыка отстаивания безопасного поведения в различных ситуациях.

3. Сформированность умения эффективно общаться с другими людьми, особенно в ситуациях высокого риска.

4. Понимание подростками разрушительного влияния наркотиков, алкоголя.

Упражнение №1 «Что я выиграю / что я потеряю»

Совершив правонарушение, человек знает последствия, но рискует, видя какой-то плюс для себя. Ведущий предлагает разделиться участникам на группы. При малом количестве участников возможно проведение упражнения в виде «мозгового штурма», без разделения на группы.

Каждой группе предстоит ответить на два вопроса: «Что я выиграю от совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения правонарушения?». Варианты ответа записываются на отдельных листах. Для рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения на усмотрение ведущего, например, «кража мобильного телефона», «хулиганство в общественном транспорте», «избиение одноклассника» и др.

На выполнение упражнения дается 5-7 минут. Затем результаты работы групп обсуждаются в рамках вопроса «Если правонарушение совершается, какие последствия это влечет для совершившего правонарушение?». Выслушиваются все возможные варианты ответов. Создаются свои групповые определения последствий.

Упражнение №2 «Письмо негодованию»

Ведущий дает установку: «Попробуйте написать письмо своему негодованию, попытайтесь рассказать ему как вам с ним приходится уживаться; как вам живется с ним и как вам живется без него. Попытайтесь оценить какую пользу, и какой вред для вас приносит негодование, а также постарайтесь оценить, как негодование может влиять на ваши отношения с другими людьми».

Самостоятельная работа участников по выполнению установки ведущего. По окончании упражнения можно, при согласии участников, прочитать «письма негодованию».

Упражнение №3 «Учимся противостоять влиянию»

Влияние - это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации. Подросткам в данном упражнении предлагается обсудить серию вопросов:

Что такое влияние, на что или на кого можно повлиять?

Всегда ли влияние отрицательно?

Каким образом можно отличить отрицательное влияние?

Каковы способы негативного влияния (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т.д.)?

Хотели бы участники лично поддаваться такому влиянию и к каким последствиям может привести соглашение?

Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?

Далее составляется план безопасности и ведущему необходимо убедить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план включаются пункты не только самопомощи и взаимопомощи, но и обращение к родителям, родственникам, взрослым; к специалистам учителям; в органы полиции, телефоны доверия, школу, социальные службы.

Упражнение №4 Групповая дискуссия «Ответ за поступки»

В дискуссии ведущий предлагает вспомнить ситуации, которые вы могли видеть по телевидению, когда героем преступался закон, возможно, даже группой лиц. Далее организуется групповое обсуждение данной ситуации по вопросам: Что в данном случае нарушалось? Почему? Каков был исход? При этом задача - попытаться образовать диалог среди участников тренинга и оценить поступок не только со стороны уголовного наказания, но и общественного осуждения.

Упражнение №5 «Рояль»

Вступительное слово ведущего: « Подумайте и вспомните, что вы делаете, когда вам плохо? Как вы пытаетесь справиться с плохим состоянием? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом поведения в данных ситуациях».

Участники озвучивают способы преодоления своего «плохого состояния», а ведущий их записывает, причем каждый способ на отдельном листе бумаги и затем выкладывает их на полу как клавиши у рояли. После этого делает обобщение «Итак, в нашей группе действуют такие способы…», (перечисляет, особенно подчеркивая такие ответы как алкоголь, наркотики, сладкое, компьютер, агрессия и прочие девиации.

Ведущий подводит тренинговую группу к вопросу: «У каждого человека есть свои способы справиться с плохим самочувствием, у кого-то их много, у кого-то мало. Как вам кажется, что лучше – иметь много или мало «клавиш»? Далее делает заключение: «Конечно, лучше когда «клавиш» много. Это означает, что человек знает множество способов справиться с плохим настроением. Например, в одной ситуации можно поплакать, в другой нужно хорошенько подумать, в третьей нужно обратиться за помощью и т.д. А если у человека есть только одна «клавиша»? Участников необходимо подвести в процессе обсуждения к выводу: «Если одна «клавиша», тогда в каждой ситуации он будет действовать одинаково, по-другому он просто не умеет».

Переход к обсуждению аддикций: «А если эта «клавиша» - наркотики? Да, тогда и возникает зависимость. Зависимость может появиться не только от наркотиков, а, например, от компьютера, алкоголя, еды, азартных игр. Сейчас выделяют уже более 200 видов разных зависимостей. Зависимость возникает, когда у человека «Не работают другие «клавиши» на рояле». А как у вас с количеством «клавиш»? Какие есть мысли и чувства по этому поводу? Ваши комментарии?».

Упражнение №6 «Сказка»

Ведущий тренер предлагает ребятам разделиться на две группы и сочинить сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а также их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная задача. Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются - о государстве беззакония. На работу отводится 10-15 минут. Каждая группа презентует свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:

В какой стране народу жилось лучше? Почему?

Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?

Нужны ли законы вообще? Какова их роль?

Упражнение №7 « Мне нравится в тебе…»

Ведущий организует взаимодействие участников: «Встаем в круг, а один из нас - желающий - в середину круга. Каждый из нас, кто стоит в круге, скажет что-нибудь хорошее о качествах характера и поступках того, кто стоит в центре, начиная со слов «Мне нравится в тебе…». Нужно предоставить возможность поучаствовать всем желающим.

После проигрывания важно обсудить как участники себя чувствовали, стоя в центре круга.

В заключение ведущему необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны.

Данная программа профилактического тренинга разработана и апробирована для специалистов социальных служб и может быть реализована ими в своей профессиональной деятельности при работе с несовершеннолетними для профилактики аддиктивного поведения, правонарушений, безнадзорности подростков, в целях формирования мотивов у подрастающего поколения здорового образа жизни. Преимущество данной программы, по сравнению с другими методами социального обучения, заключается в том, что она направлена не только на решение ныне существующих проблем несовершеннолетних, их социальную реабилитацию, но и на первичную профилактику девиантного поведения.