Стеснительные люди. Как побороть стеснительность, и стоит ли это делать. Откуда возникает это чувство

Интерпретация сопротивления по-прежнему остается одним из двух краеугольных камней психоаналитической техники.

Психоанализ можно отличить от всех остальных форм психотерапии по тому, как он рассматривает вопрос о сопротивлении. Некоторые методы лечения направлены на усиление сопротивлений и называются «укрывающей» или «поддерживающей» терапией. Другие разновидности терапии могут пытаться преодолевать сопротивление или различными способами обходить его, например, путем внушения или увещевания, либо эксплуатируют отношения переноса, либо используют психотропные препараты. Лишь в психоаналитической терапии аналитики пытаются преодолевать сопротивления, анализируя их, раскрывая и интерпретируя их причины, цели, формы и историю.

Сопротивление означает определенную оппозицию. Оно включает все те силы пациента, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа, то есть мешают свободному ассоциированию пациента, его попыткам вспомнить, достичь и принять инсайт, попыткам, действующим против приемлемого «Эго» пациента и его желания изменений; все эти силы считаются сопротивлениями. Сопротивление может быть сознательным, пред-сознательным или бессознательным; оно может выражаться в виде эмоций, отношений, идей, побуждений, мыслей, фантазий или действий. Сопротивление - это сущность контроля пациента, действующего против прогресса анализа, против аналитика и аналитических процедур и процессов. Фрейд уже в 1912 году понял важность сопротивлений: «Сопротивление сопровождает лечение шаг за шагом. Каждая ассоциация, каждое действие личности при лечении должны расплачиваться сопротивлением и представляют собой компромисс между силами, которые стремятся к выздоровлению, и силами, которые противодействуют этому» (Фрейд 3., 1912).

В пределах невроза пациента сопротивление выполняет защитную функцию: противодействует эффективности аналитических процедур и защищает статус-кво пациента, защищает невроз и находится в оппозиции приемлемому «Эго» пациента, аналитической ситуации в целом. Все аспекты ментальной жизни, имеющие защитную функцию, могут служить целям сопротивления.

Клинические проявления сопротивления

Прежде чем анализировать сопротивление, необходимо распознать его. Сопротивления встречаются в самых разных неопределенных или сложных, в комбинированных или смешанных формах. Все виды поведения являются формами сопротивления. Материал пациента может отчетливо раскрывать бессознательное содержание, инстинктивные побуждения или репрессированные воспоминания, однако это не исключает возможности одновременной работы важного сопротивления. Например, вполне вероятно, что пациент, ярко описывая на сеансе какую-нибудь агрессивную деятельность, просто хочет избежать рассказа о переживании сексуального искушения. Нет деятельности, которая не могла бы быть неправильно использована в целях сопротивления. Более того, поведение всегда имеет как аспекты побуждения, так и аспекты защиты.

Пациент молчит. Ситуации, когда пациент на сеансе молчит, - наиболее откровенная и наиболее часто встречающаяся в психоаналитической практике форма сопротивления. В целом это, как правило, означает, что пациент сознательно или бессознательно не расположен сообщить свои мысли или чувства аналитику. Пациент может осознавать свою нерасположенность или ощущать отсутствие в голове чего-то такого, что он мог бы рассказать. В любом случае задача специалиста - проанализировать причины молчания, говоря при этом что-нибудь вроде: «Что может заставлять вас бежать от анализа в данный момент?» Или в ситуации, когда «ничего не приходит в голову»: «Что может делать ничто в вашей голове?» Или: «Вы, кажется, превратили нечто в ничто; что бы это могло быть такое?» Наши утверждения в данном случае основываются на предположении, что только в глубочайшем сне пустота приходит на ум, тогда как «ничто» вызвано сопротивлением.

Иногда молчащий пациент может невольно раскрыть мотив или даже содержание молчания своей позой, жестами, выражением лица. Отворачивание головы, избегание взгляда, закрывание глаз руками, скорченная поза тела на кушетке, краска, заливающая лицо, - все это может говорить об определенном замешательстве. Если пациент при этом с отсутствующим видом снимает свое обручальное кольцо с пальца и затем несколько раз продевает сквозь него свой мизинец, следует подумать, что он смущен мыслями о сексуальных отношениях или о супружеской неверности, а молчит потому, что еще не осознал свои импульсы и борьбу, происходящую между побуждением раскрыть свои чувства и противодействующим импульсом спрятать их.

Молчание, между тем, может иметь и другое значение - например, может быть повторением прошлого события, в котором пауза играла важную роль. В такой ситуации молчание - не только сопротивление, но также и содержание части переживания. В целом же, как правило, молчание является сопротивлением анализу и так и должно рассматриваться.

Пациент «не чувствует себя способным рассказывать». Ситуация, когда «пациент не чувствует себя способным рассказывать», - это вариант предыдущей ситуации, однако пациент не молчит совершенно, но осознает, что «не чувствует себя способным рассказывать» или «ему нечего сказать». Очень часто это утверждение следует за молчанием. Задача аналитика в данном случае принципиально та же самая: выяснив, почему и что пациент не способен рассказать, направить его на работу над этими вопросами.

Аффекты. Наиболее типичное с точки зрения эмоций пациента проявление сопротивления наблюдается, когда пациент сообщает что-то вербально, при полном отсутствии выражения каких-либо эмоций, переживаний, аффектов. В этом случае замечания клиента, как правило, сухи, скучны и монотонны, невыразительны и однообразны. Создается впечатление, что пациент бесстрастен, его совершенно не трогает то, о чем он рассказывает. Особенно важно отсутствие переживаний при рассмотрении тех событий, которые должны быть чрезвычайно нагружены эмоциями: ситуации смерти, потери, разрыва отношений, развода. В целом несоответствие аффекта вербальному сообщению указывает по большей части на работу сопротивления. На это же указывает и наличие эксцентричных высказываний пациента, когда идеаторное и эмоциональное содержания не соответствуют друг другу.

Поза пациента. Очень часто пациенты открывают наличие сопротивления посредством той позы, которую они принимают на кушетке. Ригидность, одеревенелость, скрученность позы могут указывать на защиту. Всегда является признаком сопротивления и неизменяемость, порой в течение всего сеанса, любых позиций, принимаемых пациентом. Если же он относительно свободен от сопротивления, его поза каким-то образом всегда меняется в ходе сеанса. Чрезмерная подвижность также показывает, что существует нечто, что разряжается в движении, а не в словах. Противоречие между позой и вербальным содержанием - также признак сопротивления. Пациент, который вежливо рассказывает о каком-то событии, а сам при этом корчится и извивается, излагает лишь часть истории, в то время как его движения пересказывают другую ее часть. Сжатые кулаки, руки, тесно перекрещенные на груди, скрещенные лодыжки свидетельствуют об утаивании, о неискренности клиента. Кроме того, пациент, приподнимающийся во время сеанса или спускающий одну ногу с кушетки, обнаруживает тем самым желание убежать от аналитической ситуации. Зевание во время сеанса может говорить о сопротивлении. То, как пациент входит в офис, избегая глаз аналитика, или заводит небольшой разговор, который не продолжается на кушетке, или то, как он уходит, не взглянув на аналитика, - все это разнообразные показатели сопротивления.

Фиксация во времени. Обычно, когда повествование пациента относительно свободно, в его вербальной продукции прослеживаются колебания между прошлым и настоящим. Если же пациент рассказывает всю историю последовательно, не отвлекаясь на воспоминания о прошлом, не вставляя замечаний о настоящем, либо, напротив, если пациент продолжительное время говорит о настоящем без случайных погружений назад, в прошлое, - значит, работает сопротивление. При этом наблюдается избегание, аналогичное ригидности, фиксированности эмоционального тона, позы, мимики и жестов.

Мелочи, или внешние события. Когда пациент рассказывает о внешних, маловажных, относительно незначительных событиях какого-то периода времени, он, как правило, избегает чего-то такого, что действительно значимо. Если при этом наблюдается тенденция к повторам без дальнейшей разработки темы или без углубления в ее понимание, следует допустить, что действует какое-либо сопротивление. Если же рассказ о мелочах не кажется самому пациенту лишним, мы имеем дело с «убеганием». Отсутствие интроспекции и полноты мышления - показатель сопротивления. В целом же вербализация, которая может быть изобильной, но при этом не приводит к новым воспоминаниям, или новому пониманию, или к большему эмоциональному осознанию, - показатель защищенности.

То же самое утверждение верно и для рассказа о внешних по отношению, к личности пациента событиях, даже если это политические события большого значения. Если внешняя ситуация не ведет к личной, внутренней ситуации, значит, по-видимому, работает сопротивление.

Избегание тем. Для пациентов очень типично избегать болезненных областей психической жизни. Это может делаться как сознательно, так и бессознательно. Особенно часто такое избегание встречается в отношении сексуальности, агрессии и переноса. Многие пациенты способны говорить весьма долго, обстоятельно и подробно, тщательно избегая при этом упоминания о конкретных проявлениях своей сексуальной жизни, или своих агрессивных побуждений, или каких-то чувств по отношению к аналитику. Рассматривая сексуальность, можно отметить, что большая часть болезненных моментов связана с физическими ощущениями и зонами тела. Пациент может говорить о сексуальных желаниях или возбуждениях вообще, но обходит молчанием частный вид физических ощущений или тот конкретный толчок, который возбуждает сексуальную жизнь. Пациент может подробно изложить сексуальное событие, но неохотно укажет, какая часть или части тела были вовлечены в него. Фразы типа: «Мы предавались оральной любви прошлой ночью» или: «Мой муж целовал меня сексуально» - типичные примеры подобного сопротивления.

В том же роде пациенты будут говорить общими словами о своем чувстве раздражения или гнева либо о таком своем состоянии, когда все надоели, тогда как в действительности клиенты были просто в ярости и испытывали готовность убить кого-либо.

Сексуальные чувства или чувства неприязни по отношению к личности аналитика также находятся среди наиболее избегаемых тем в раннем анализе. Пациенты могут выказывать сильное любопытство к аналитику, к его личной жизни, но будут говорить о нем в наиболее общепринятых, социально приемлемых выражениях, неохотно раскрывая свои сексуальные или агрессивные импульсы. «Я бы хотел знать, женаты ли вы» или: «Вы выглядите бледным и усталым сегодня» - такие замечания обычно маскируют выражение подобных фантазий. Если какая-то тема, случается, не входит в аналитический сеанс, то это является признаком сопротивления и должно рассматриваться как таковое.

Ригидность. Весь повторяющийся время от времени порядок, которого пациент придерживается во время анализа без каких-либо изменений, также следует рассматривать как сопротивление. Психическая ригидность служит своеобразным препятствием для свободного самовыражения клиента. В поведении, свободном от сопротивления, всегда присутствует определенная степень гибкости, тенденция к изменениям, к вариациям. Привычки имеют склонность меняться, если они не исполняют функцию защиты.

Вот несколько типичных примеров психической ригидности, выступающей сигналом работы сопротивления: начинать каждый сеанс с описания сновидения или объяснения того, что сновидения не было; начинать каждый сеанс с рассказа о своих симптомах или жалобах или с описания событий предыдущего дня. Уже сам факт стереотипного начала каждого сеанса говорит нам о сопротивлении пациента. Есть пациенты, которые постоянно занимаются своеобразным «коллекционированием» «интересной» для аналитика информации, готовясь к аналитическому сеансу. Они сознательно ищут «материал» для того, чтобы, заполнив им сеанс, избежать молчания либо для того, чтобы стать «хорошим» пациентом. Все это несомненные признаки сопротивления. В целом можно сказать, что даже в том случае, когда все логично и пунктуально согласовано друг с другом, сам по себе факт ригидности свидетельствует о существовании чего-то такого, что отвращается, что служит препятствием. Отдельные формы ригидности могут прямо указывать на то, от чего они защищают, например, привычка приходить на сеанс пораньше - на страх опоздать, эту типичную «туалетную» тревожность, которая говорит о наличии страха потери контроля над сфинктером.

Язык избегания. Использование клише, технических терминов - один из наиболее частых показателей сопротивления - обычно указывает на то, что пациент избегает упоминать о возникающих в памяти ярких образах. Его цель - утаить личностное сообщение. Пациент, который говорит «генитальные органы», в действительности подразумевая пенис, избегает образа, пришедшего бы на ум при слове «пенис». Пациент, который говорит о своих «неприязненных чувствах» вместо того, чтобы сказать: «Я был взбешен», - также избегает образа и ощущения бешенства, предпочитая стерильность слова «неприязненность». В этой связи необходимо заметить, что аналитику важно использовать личностный, живой язык при разговоре с пациентом. Клише изолируют аффекты и уводят от эмоциональных затруднений. Наиболее часто повторяющиеся клише являются индикаторами характера сопротивлений и не могут регулироваться до того, как анализ найдет верный путь.

Опоздания, пропуски сеансов, забывчивость при оплате. Очевидно, что опоздания, пропуски сеансов, забывчивость при оплате - все это показатели нежелания приходить и платить за анализ, которое может быть осознанным, и тогда оно относительно легко принимается при анализе, или бессознательным, и тогда пациент станет рационализировать его. В последнем случае анализ не может быть проведен до тех пор, пока появятся достаточные основания для того, чтобы с уверенностью противостоять пациенту, когда он активно, но неосознанно избегает этой проблемы. Пациент, «забывающий» платить, не просто неохотно вносит деньги, но также неосознанно пытается отрицать, что его взаимоотношения с аналитиком всего лишь профессиональные.

Отсутствия сновидений. Пациенты, которые знают, что они видели сновидение и забыли его, очевидно, сопротивляются процессу воспоминания. Пациенты, которые рассказывают свои сновидения, причем даже и те, что указывают на бегство от анализа, например, обнаружение не того офиса, приход к другому аналитику и тому подобное, тоже, очевидно, борются с какими-то формами избегания аналитической ситуации. Пациенты, которые не рассказывают сновидения вообще, имеют сильнейшие сопротивления; в данном случае сопротивление добивается успеха при атаках не только на содержание сновидения, но также и на воспоминание о том, что оно было.

Сновидение - один из наиболее важных путей подхода к бессознательному пациента, к репрессированному содержанию его психической жизни и к его инстинктивным побуждениям. Забывание сновидений указывает на борьбу пациента с разоблачением его бессознательного, в частности его инстинктивной жизни, в процессе аналитического сеанса. Если успех в преодолении сопротивлений будет достигнут, пациент может ответить рассказом о забытом до сих пор сновидении, либо новые фрагменты сновидения могут всплыть в сознании клиента. Наводнение психоаналитического сеанса множеством сновидений - другая разновидность сопротивления, которая может говорить о бессознательном желании пациента продолжить свой сон в присутствии аналитика.

Пациенту надоело. Скука у пациента показывает, что он избегает осознания своих инстинктивных побуждений и фантазий. Если пациенту скучно, это, как правило, означает, что он пытается воспрепятствовать осознанию своих истинных импульсов и побуждений, вместо чего появляется специфическое напряжение - скука. Когда пациент продуктивно работает с аналитиком во время сеанса, он стремится отыскать и вербализовать свои фантазии. Скука же служит защитой против фантазий. Можно отметить, что у аналитика скука говорит обычно о том, что его собственные фантазии по отношению к пациенту заблокированы реакцией контрпереноса.

У пациента есть секрет. Пациент, имеющий какую-либо вполне осознаваемую тайну, секрет, хорошо понимает, что существует нечто такое, чего он избегает. Это особая форма сопротивления, и обращение с ней заслуживает специального рассмотрения. Секретом может быть какое-либо событие, которое пациент хотел бы оставить в покое. Сие «нечто» следует поддерживать, а не подавлять, принуждать высказывать или выспрашивать у пациента.

Действие вовне. Действие вовне - очень частое и важное происшествие во время психоанализа. Оно всегда служит функциям сопротивления вне зависимости от того, что еще дополнительно может означать. При сопротивлении в виде действия вовне последнее служит заменой слов, воспоминаний и аффектов. Более того, при этом всегда имеется некоторая степень искажения. Действие вовне выполняет множество функций; наряду с другими, функция сопротивления должна быть в конце концов проанализирована, поскольку без этого весь анализ в целом оказывается под угрозой.

Один простой вид действия вовне, очень часто встречающийся в самом начале курса анализа, заключается в том, что пациент разговаривает о материале аналитического сеанса вне его, с кем-то, помимо аналитика. Это очевидная форма избегания: пациент перемещает реакцию переноса на кого-либо еще, помимо аналитика, для того чтобы избежать некоторых аспектов своих чувств/испытываемых при переносе. Действие вовне следует специально выделить как сопротивление и его мотивы тщательно исследовать.

Частые веселые сеансы. Аналитическая работа в своей основе - тяжелый, серьезный труд. Эта работа может быть не всегда мрачной или печальной; совсем не каждый сеанс непременно депрессивен или болезнен. Пациент должен время от времени испытывать определенное удовлетворение от проделанной работы, получать своеобразное удовольствие от чувства достижения и успешного преодоления, овладения собственной природой. При этом может появляться даже чувство триумфа и ощущение собственного могущества. Иногда корректная интерпретация аналитика вызывает спонтанный смех его клиента. Однако при всем при этом частые веселые сеансы, слишком большой энтузиазм и длительное приподнятое настроение показывают, что нечто важное в процессе сеансов начинает отторгаться и игнорироваться. Обычно это «нечто» имеет противоположную природу - оно, скорее всего, сродни депрессии. Бегство в здоровье, преждевременная утрата симптомов без их осознания и понимания - признаки сходных типов сопротивления.

Пациент не изменяется. Иногда аналитик работает успешно и эффективно с клиентом, но при этом явных изменений в симптомах последнего не происходит. Если сопротивление не проявляется в течение достаточно длительного времени, тогда аналитик должен искать скрытое, неявное сопротивление.

Теория сопротивления

Концепция сопротивления - основная в психоаналитической технике и поэтому неизбежно затрагивает каждый технический вопрос, касающийся процедуры анализа. Сопротивление препятствует как аналитической процедуре и всем действиям аналитика, так и формированию приемлемого «Эго» пациента. Сопротивление защищает невроз. По-видимому, это адаптивно. Термин «сопротивление» относится ко всем защитным операциям психического аппарата, ко всем их проявлениям.

Термином «защита» обозначаются процессы, которые предохраняют от опасности и боли и противостоят инстинктивным действиям, доставляющим удовольствие и психическую разрядку. В психоаналитической ситуации защиты проявляются в виде сопротивлений. В большинстве своих работ Фрейд использует эти термины как синонимы. Функция защиты - первичная, первоначальная, она основывается на функциях «Эго», хотя каждый из видов психических феноменов может быть использован в качестве защиты. Анализ сопротивления следует начинать именно с «Эго». Сопротивление создано анализом; аналитическая ситуация становится ареной, на которой силы сопротивления проявляют себя.

Во время курса анализа силы сопротивления используют практически все те механизмы, формы, способы, методы и констелляции защиты, что «Эго» - во внешней жизни пациента. Они могут включать элементарные психодинамические силы, используемые бессознательным «Эго» для предохранения своих синтетических функций, таких как механизмы репрессии, проекции, интроекции, изоляции. Сопротивления могут также состоять из недавних, более сложных приобретений, например, рационализации или интеллектуализации, также используемых для целей защиты.

Сопротивления пациента работают, как правило, в его бессознательном «Эго», хотя некоторые аспекты сопротивления могут стать доступными для его наблюдающего, сознательного «Эго». Необходимо отличать сам факт сопротивления пациента от того, как именно он сопротивляется, что отвергает при помощи сопротивления и почему он это делает. Механизм сопротивления, по определению, всегда бессознателен, но пациент может осознавать то или иное вторичное проявление процесса защиты.

Сопротивления выступают в процессе анализа некой формой противодействия процедурам и процессам, которая анализируется. В начале анализа пациент наиболее часто в определенной мере противодействует запросам аналитика и его вмешательству. По ходу развития рабочего альянса пациент постепенно идентифицируется с рабочими отношениями, формирующимися в процессе психоанализа, и тогда сопротивление начинает осознаваться как чуждая «Эго» защитная операция «переживающего» «Эго» пациента. Во время всего курса анализа, при каждом его шаге будет происходить борьба с сопротивлениями, которая может ощущаться пациентом интрапсихиче-ски в отношениях с аналитиком; она бывает сознательной, предсознательной, бессознательной; она может быть несущественной, незначительной или кровопролитной.

В курсе анализа все мысли, чувства, фантазии, возбуждающие болезненную эмоцию, проявившись в свободной ассоциации, сновидении или вмешательстве аналитика, вызовут той или иной формы сопротивление. Исследуя то, что лежит за болезненным аффектом, мы всегда обнаружим инстинктивный импульс и, в конечном счете, какую-то связь с относительно травматическим событием в жизни пациента.

Классификация видов сопротивлений может быть проведена на основании тех преобладающих типов психологической защиты, которые сопротивления используют. Анна Фрейд описала девять типов защитных механизмов. Отметим, каким образом сопротивление применяет их для того, чтобы противостоять аналитической процедуре.

Так, например, репрессия вступает в аналитическую ситуацию, когда пациент «забывает» свое сновидение или назначенное время психоаналитического сеанса либо когда его сознание оказывается «очищенным» от наиболее значимых фундаментальных переживаний, а его память - свободной от воспоминаний о наиболее референтных лицах прошлой жизни.

Сопротивление изоляции, в частности, проявляется тогда, когда пациенты отделяют аффекты своего жизненного опыта от его реального содержания. Клиенты могут описывать события с большим количеством подробностей и мельчайших деталей, не выражая при этом каких-либо переживаний. Такие пациенты часто изолируют аналитическую работу от всей своей остальной жизни. Инсайты, произошедшие во время аналитических сеансов, не интегрируются в повседневную жизнь, остаются изолированным, неприменяемым для реальных целей знанием. Пациенты, которые используют механизмы изоляции при сопротивлении анализу, часто сохраняют память о травматическом событии, теряя при этом эмоциональную связь с ним. В процессе анализа они будут «включать» свои мыслительные процессы для того, чтобы избегать эмоций.

Р. Р. Гринсон на основе типичных неврозов переноса выделяет те сопротивления, которые преобладают в каждом конкретном случае. Так, для истерии он считает наиболее характерными такие виды сопротивлений, как репрессия и изолированные реактивные формации. Автор отмечает у этих пациентов регрессию к фаллическим характеристикам, эмоциональность, склонность к соматизации и к конверсии, а также идентификацию с утраченными любовными объектами и с объектами, вызывающими чувство вины.

Для невроза навязчивостей Гринсон описывает в качестве патогномоничных изоляцию, проекции й реактивные образования. Он отмечает, в частности, склонность к регрессии на анальный уровень с образованием таких черт характера, как аккуратность, чистоплотность и уязвимость, которые становятся важными источниками сопротивлений. Достаточно типичной может быть при данной форме патологии и интеллектуализация как сопротивление эмоциям и чувствам.

При невротических депрессиях наиболее типичными формами сопротивлений считаются интроекция, идентификация, действие вовне. Гринсон полагает, что оральная и фаллическая активность при невротических депрессиях регрессивно искажены. В качестве характерных он отмечает склонность к разнообразным пагубным привычкам и к мазохизму.

Техника анализирования сопротивления

Сам термин «анализирование» - это сжатое выражение для многих технических процедур, которые способствуют пониманию пациента. По крайней мере четыре различные процедуры подразумеваются под названием «анализирование»: конфронтация, прояснение, интерпретация и тщательная проработка.

Интерпретация - исключительно важный инструмент психоаналитической работы. Любая другая аналитическая процедура является только лишь предварительной подготовкой для последующей интерпретации, способствующей повышению эффективности анализа. Интерпретировать - значит делать подсознательные и предсознательные психические события сознательными. Интерпретация - это процесс, в ходе которого разумное и сознательное «Эго» осознает то, что было вытеснено и забыто. С помощью интерпретации мы приписываем определенное значение и причинность тому или иному психическому феномену, мы заставляем пациента осознавать историю, источник, форму, причину или значение данного психического события. Этот процесс требует более чем одного вмешательства. В ходе интерпретирования аналитик использует свой собственный сознательный ум, свою эмпатию, интуицию, фантазию точно так же, как и свой интеллект, свои теоретические знания. Путем интерпретации мы заходим дальше того, что уже подготовлено для восприятия, понимания и наблюдения обычного сознательного мышления. Реакции пациента на предоставляемые ему интерпретации позволяют определить, являются ли эти последние логически обоснованными и правдоподобными, соответствующими реальной жизненной ситуации клиента.

Интерпретируя психологический материал пациента, аналитик ставит перед собой следующие основные цели:
перевести продукции пациента в их бессознательное содержание, то есть установить взаимосвязи тех или иных мыслей, фантазий, чувств, поведения клиента с их бессознательными «предками»;
преобразовать бессознательные элементы психических событий в понимание, логическое осознавание, в их истинное значение; фрагменты прошлой и настоящей истории, сознательное и бессознательное, должны быть связаны так, чтобы создавалось ощущение цельности и последовательности, имеющей внутреннюю логику;
сообщать пациенту об инсайтах по мере их достижения.

Для эффективного вовлечения «Эго» пациента в эту психологическую работу существует необходимое условие, а именно: то, что интерпретируется, должно быть сначала выявлено, продемонстрировано и прояснено. Чтобы продемонстрировать сопротивление, сначала требуется осведомить пациента о том, что это сопротивление существует, что оно работает. Сопротивление должно быть продемонстрировано, и пациент должен быть настроен против него. Затем специфическая разновидность или отдельная деталь сопротивления помещается в четкий фокус осознавания.

Конфронтация и прояснение - необходимые дополнения к интерпретации; они должны рассматриваться именно таким, образом. Иногда пациент не нуждается в конфронтации, прояснении или интерпретации, предоставляемых аналитиком, поскольку в состоянии проделать всю необходимую аналитическую работу самостоятельно. В ряде случаев все три процедуры присутствуют в анализе практически одновременно либо внезапный инсайт может подготовить почву для конфронтации и прояснения.

Тщательная проработка относится, в сущности, к повторению и выработке более детализированных, более подробных интерпретаций, которые ведут пациента от первоначального понимания частного явления к более разработанным последующим изменениям в реакциях и поведении.

Тщательная проработка делает интерпретацию эффективной. Следовательно, конфронтация и прояснение подготавливают процедуру интерпретации, в то время как тщательная проработка завершает аналитическую работу. При этом интерпретация становится центральным и основным инструментом психоанализа.

Итак, техника анализа сопротивления складывается из следующих основных процедур (Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., 1993):
1. Процесс осознавания сопротивления.
2. Демонстрация факта сопротивления пациенту:
демонстративное выявление сопротивления;
усиление сопротивления.
3. Прояснение мотивов и форм сопротивления: ,
какой именно специфический болезненный аффект заставляет пациента сопротивляться;
какое специфическое инстинктивное побуждение является причиной болезненного аффекта в момент анализа;
какую конкретную форму и какой конкретный метод использует пациент для выражения своего сопротивления.
4. Интерпретация сопротивления:
выяснение того, какие фантазии или воспоминания являются причиной аффектов и побуждений, стоящих за сопротивлением;
объяснение истоков и бессознательных объектов выявленных аффектов, побуждений или психических событий.
5. Интерпретация формы сопротивления:
объяснение данной формы, а также сходных форм деятельности во время анализа и вне анализа;
прослеживание истории и бессознательных целей этой деятельности в настоящем и прошлом пациента.

Опытный аналитик знает, что во время одного сеанса может быть проделана лишь небольшая часть анализа. В основном сеансы заканчиваются всего лишь неясным осознанием того, что «работает» какое-то сопротивление. Аналитик в таких случаях лишь указывает пациенту на то, что тот что-то скрывает или избегает какой-то Определенной темы. Когда это возможно, аналитик пытается исследовать данные явления. Причем усердие самого аналитика должно играть вторичную роль в исследовании и раскрытии бессознательных явлений. Важно не спешить с интерпретацией, так как это может или травмировать, пациента, или привести к его интеллектуальному соперничеству с аналитиком. В любом случае следствием станет усиление сопротивления. Необходимо дать возможность пациенту прочувствовать свое сопротивление и лишь потом переходить к его интерпретации.

Пациенту следует объяснить, что сопротивление - это его собственная психическая деятельность, акция, которую он сам осуществляет бессознательно, предсознательно или сознательно, что сопротивление не является виной или слабостью пациента и что анализ сопротивления - важная часть собственно психоанализа. Только тогда, когда пациент сам определит, что он сопротивляется, сам ответит на вопрос, почему и чему он сопротивляется, становится возможным сотрудничество с ним, только тогда создается необходимый для эффективного анализа рабочий альянс.

Основное правило техники интерпретации заключается в следующем: анализ должен вестись от сопротивления к содержанию, от сознательного к бессознательному, от поверхностного понимания к глубинному.

ВНУТРЕННЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Сопротивление - это внутренние силы человека, которые защищают организм от каких-либо изменений и перемен в жизни.

Очень часто имеет место сопротивление в ходе психотерапии, поскольку именно работа с психотерапевтом запускает процесс психологических изменений в организме человека.

Сопротивление представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые человек использует в своей повседневной жизни. Основная задача при появлении сопротивления состоит в том, чтобы понять, как именно человек сопротивляется, чему и почему.

Обычной причиной сопротивления, как правило, являются неосознанное избегание таких переживаний, как тревога, вина, стыд и др.

Так что же такое психологическое ВНУТРЕННЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ человека?

Всем нам знакома ситуация, когда мы откладываем важные дела на потом, когда жалеем о том, что уже сделали, а часто бывает так что растягиваем выполнение простого дела на часы, недели, месяцы, хотя могли сделать намного быстрее.

И на что мы только не идем, на какие хитрости, уловки, самообман, самобичевание, лишь бы не делать, то что нужно сделать, но почему-то не очень хочется.

Обычно, если человек ставит перед собой цель – он начинает действовать. Хорошо, если у нас есть высокие мотивы, тогда мы эффективно движемся к своей цели и видим успешные результаты, которые нас радуют. Но иногда бывает так, что хорошие результаты появляются далеко не сразу, и тогда мы быстро опускаем руки, при этом начинаем думать о том, что «все равно ничего не получится». Это происходит из-за того, что включаются подсознательные механизмы, уводящие нас от намеченного ранее пути, которые якобы «страхуют» нас от возможного поражения и неуспеха.

При таком сценарии очень сильно понижается уровень намерений и мотивов и мы становимся неэффективными. Может быть 2 вида причин такой неэффективности.

1-я причина: страх неизвестности в будущем, страх совершить ошибку или быть обманутым. Этот страх, как правило, не осознается и имеет корни в нашем глубоком детстве, но «руководит» нами и нашими действиями и во взрослом возрасте. Имея такой страх мы все свои внутренние силы и энергию направляем на борьбу с этим страхом и с самим собой, вместо того чтобы направлять на достижение новых целей. От этого становимся не эффективными.

2-я причина: страх совершить ошибку и в следствии этого не достигнуть желаемой цели. Этот неосознаваемый страх, как правило, имеет место если в детском нежном возрасте человек получает опыт, когда совершает ошибку, которая приводит к неуспеху и получает негативную реакцию родителей или других близких людей. В такой ситуации ребенок сталкивается с такими неприятными переживанияим, как обида, злость, разочарование. Поэтому, чтобы защитить себя от повторного переживания букета этих чувств, человек неосознанно становиться неэффективным, поддается внутреннему сопротивлению и понижается мотивация к достижению желаемого.

Таким образом получается, что мы пытаясь защитить сами себя от неприятных последствий и неудач попадаем в собственную неосознаваемую ловушку. Которая с одной стороны нас защищает, а с другой стороны не дает возможности продвигаться вперед и достигать желаемого успеха. Таким образом, получается, что опираясь на опыт детских переживаний мы действуем и поступаем так как поступали в детстве, забывая что уже выросли и можем действовать по-другому.

В итоге мы большую часть жизни живем борясь с самим собой, либо как маленькие дети, до сих пор боимся быть неудачниками. И чаще нам проще бездействовать, чем ставить цель и стремиться к ее достижению. Поэтому самым главным в преодолении внутреннего сопротивления является высокая мотивация в достижении желаемого, которая стимулирует и помогает действовать и быть эффективным.

Методы борьбы и способы преодоления внутреннего сопротивления:

1. Важно каждому научиться упражнениям на расслабление.

Всем доступным средством борьбы с тревогой, страхами и навязчивыми мыслями является мышечная релаксация.
Поскольку когда человек может полностью расслабить свое тело, снять мышечное напряжение, то вместе с этим обязательно снижается тревожность и отступают страхи, а, соответственно, в большинстве случаев снижается и интенсивность навязчивых мыслей. Ведь если человек умеет расслабляться, значит может регулярно отдыхать, поэтому уменьшается неосознанное сопротивление, которое может быть направлено на то, чтобы организм больше отдыхал.

2. Научиться переключать внимание.

Внимание лучше переключать на то, что нравиться делать, это может быть любое приятное занятие, увлечение или хобби.
Можно переключать внимание на помощь людям, творческую деятельность, общественную деятельность, работу по хозяйству. Любая деятельность, которая вам приходится по душе, является хорошим профилактическим средством против сопротивления.

3. Сделать себе позитивную установку.
То есть поменять все свои негативные установки на прямо противоположные – позитивные.
Не стоит составлять утверждений на то, что не является достижимым, этичным, а так же давать себе установки, что бы поднимать самооценку.

4. Найдите свою скрытую выгоду от вашего сопротивления и откажитесь от нее. Как это ни странно, но человек, страдающий по какой-либо причине, очень часто имеет от этого мнимые выгоды.

Обычно признаваться в этих выгодах даже сам себе человек не может или не хочет, потому что сама мысль, о наличии у него выгоды от причины страдания кажется ему ужасной.

В психологии обычно это называется «вторичной выгодой». В данном случае вторичная выгода – это выигрыш от имеющихся мучений и страданий, который превосходит выигрыш от разрешения проблемы и дальнейшего благополучия. Поэтому, для того чтобы победить собственное внутреннее сопротивление необходимо отказаться от всех выгод, которые получаются в результате работы сопротивления.

Успехов Вам в преодолении собственного внутреннего сопротивления!

Наталия Колодяжная.

Люди нередко страдают от стеснительности. Это сковывающее ощущение, когда начинаешь смущаться, общаясь с другим человеком, отвечая на вопрос, выступая перед аудиторией или рассказывая что-то, знакомо многим. Безусловно, стеснительность напрямую связана с неуверенностью в своих силах, различными комплексами, страхом оказаться в глупом положении или не справиться с задуманным делом. Стеснительность довольно часто негативно отражается на жизни человека в целом. Он идёт по пути наименьшего сопротивления, старается избегать неловких ситуаций, снижать риски, не может хорошо самопрезентоваться, в полной мере проявить свои способности, таланты. Как перестать стесняться и начать воплощать свои мечты, жить спокойно и уверенно смотреть в будущее, снять ограничения, сковывающие почти всегда? Важно помнить ряд нюансов, несколько простых советов и действовать в соответствии с алгоритмом.


Перестаём стесняться. Полезные рекомендации и несколько нюансов
  1. Чтобы перестать стесняться, необходимо в первую очередь разобраться в источниках, причинах вашей стеснительности. Подумайте, что именно вызывает у вас стеснительность, чувство неловкости, скованности, страха. Зачастую люди стесняются:
    • знакомиться, устанавливать новые контакты;
    • общаться с малознакомыми людьми, находиться в больших компаниях;
    • выступать перед публикой;
    • отвечать на вопросы, например, на экзамене или уроке;
    • общаться с людьми противоположного пола;
    • контактировать с людьми, занимающими высокое положение;
    • смеяться;
    • необычно одеваться, выглядеть, вести себя;
    • занимать в каком-то деле лидирующие позиции, получать похвалы;
    • брать на себя инициативу, проявлять энтузиазм, выделяться.
    Есть ещё масса поводов для стеснения. Не позволяйте им ограничивать вас, снижать ваш потенциал и закрывать перед вами перспективные пути.
  2. Подойдите к проблеме ответственно и представьте, что вы – профессиональный психолог, который желает разобраться в самом себе. Проанализируйте своё внутреннее состояние. Вы ознакомились с несколькими распространёнными факторами, вызывающими стеснение. Теперь вам необходимо чётко представить себе все ситуации, в которых у вас возникала стеснительность. Возьмите ручку и бумагу. Запишите по пунктам, что именно становится причиной вашей стеснительности. Оставляйте место между строчками или сбоку. Отражайте на листочке как можно больше факторов. Вспомните не только происходящее в недалёком прошлом, но и довольно давно. Даже детские впечатления вам пригодятся: мы многое выносим из раннего возраста, просто потом ощущения несколько трансформируются.
  3. Составив исчерпывающий перечень поводов, вызывающих у вас стеснительность, приступайте к следующему этапу. Проанализируйте источники сковывающего ощущения. Например, если вы стесняетесь отвечать на экзамене, это заметно вам мешает, не даёт действительно проявить себя и продемонстрировать знания, важно досконально разобраться в истинных причинах стеснительности. Их может быть несколько:
    • вам не удаётся чётко формулировать мысли, это сбивает с нужного настроя, в итоге вы смущаетесь, когда говорите;
    • вы не уверены в правильности ответов;
    • когда-то вам делали замечания, касающиеся речи, её громкости, чёткости;
    • вы стесняетесь каких-то внешних факторов;
    • вас смущает взгляд преподавателя, его строгость.
    Обратите внимание, что для избавления от стеснительности, вам необходимо избавиться от всех факторов, вызывающих смущение. Если вы будете хорошо подготовлены, отрепетируете ответы, поставите голос и станете следить за чёткостью речи, интонацией, избавитесь от страха перед педагогом, стеснительность пройдёт сама собой. Таким образом нужно поступать во всех ситуациях. Для этого вам понадобится проанализировать каждый пункт, отражённый в вашем листочке. Подумайте, какие причины вызывают смущение, все их отразите на бумаге в соответствующих пунктах. Можно посвятить каждому фактору отдельный листочек, подробно записать причины.
  4. Ещё раз перечитайте все ваши записи. Самоанализ должен быть максимально тщательным, подробным и объективным. Когда перед вами уже есть детальная картина, вам нужно продумать все пути, которые позволят снять ограничения, устранить проблемы, вызывающие стеснение. Например, чтобы начать уверенно и чётко, красиво говорить, надо поработать над речью, поставить голос, выработать собственный стиль, интонацию, репетировать перед зеркалом. Наметьте подробный план действий. Не упускайте ни одного пункта, ни одной причины, вызывающей смущение, которую вы будете устранять. Самосовершенствуйтесь, следуйте вашему плану и посвящайте занятиям необходимое время каждый день. Достаточно выделить для начала хотя бы час, но действовать последовательно, тогда вы сумеете перестать стесняться.
  5. Несмотря на важность ваших занятий, работы над собой, старайтесь относиться к себе объективно и не сковывать страхами вашу индивидуальность. Помните, что вы уже прилагаете усилия, самосовершенствуетесь, имеете все шансы в ближайшем будущем продемонстрировать заметный личностный рост. Не следует смущаться, что пока не всё удаётся. Ошибку может допустить каждый, вы имеете на неё право. Позвольте себе совершать иногда ошибки, не укоряйте себя. Направьте энергию на то, чтобы устранить их в дальнейшем.
  6. Оценивайте себя сами. Научитесь смотреть на себя со стороны, выработайте собственную «мерку». Стремитесь к большему, но не позволяйте окружающим манипулировать вами. Относитесь к замечаниям, советам и претензиям более спокойно. Старайтесь извлечь из них максимум пользы, но не расстраивайтесь. Если возникают нарекания, сразу подумайте, каким образом исправить ситуацию, сделать так, чтобы в будущем подобное не случилось.
  7. Большую роль играет ваша раскованность, уверенность в себе, умение общаться. Никогда не стоит стесняться своей внешности, манеры говорить, смеха, не нужно бояться устанавливать новые контакты, знакомиться с людьми. Больше общайтесь, исправляйте по возможности то, что вас не устраивает. Не избегайте того, что вызывает смущение. Наоборот, привыкните к этому, научитесь комфортно ощущать себя в таких обстоятельствах.
Настраивайте себя на позитивное отношение к окружающей действительности. Ведите счёт своим достижениям, анализируйте вашу работу над собой, не вспоминайте постоянно о недочётах и ошибках.

Как перестать стесняться? Алгоритм
Желая перестать стесняться, вы должны сразу приступить к конкретным действиям. Помните советы, работайте по алгоритму, чтобы преодолеть смущение.

  1. Постарайтесь избавиться от страхов, смущения. Вырабатывайте в себе уверенность, раскованность, естественность.
  2. Помните, что стеснительность – серьёзная помеха для вашего личностного роста, карьеры, личной жизни. Она мешает проявить себя, показать свои достоинства, установить новые контакты, найти перспективные пути.
  3. Оцените, насколько важно избавиться от стеснительности: представьте, сколького можно добиться, полностью реализуя свой потенциал.
  4. Приступите к конкретному анализу проблемы, изучите вашу стеснительность. Возьмите листочки бумаги, ручку. Сосредоточьтесь и вспомните все ситуации, факторы, которые вызывают у вас смущения. Запишите их по пунктам.
  5. Теперь переходите к следующему этапу анализа. Подумайте, что становится причиной стеснительности в каждом случае. Отразите это на листочках.
  6. Наметьте план действий, направленный на устранение причин вашей стеснительности. Всё записывайте.
  7. Начинайте последовательно реализовывать ваш план, не забывайте ни один пункт, уделяйте всему равное внимание.
  8. Ведите небольшой дневник: отражайте в нём все ваши успехи на пути преодоления стеснительности. Даже если достижение кажется незначительным (например, вы перестали стесняться своего смеха, прикрывать рот рукой), не забывайте, что мелочей здесь не бывает – важно всё.
Работайте целеустремлённо, стимулируйте себя, отмечайте каждый шаг, сокращающий влияние на вас смущения, тогда ваша стеснительность непременно со временем пройдёт.

Стеснительность – это периодическое состояние психики, вызываемое сочетанием внешних факторов и внутреннего самоощущения, проявляется поведенческими реакциями и свойственно, как человеку, так и животным. Стеснительность включает в себя целый набор черт, которые в совокупности формируют данную черту характера. К ним относятся напряженность, боязливость, неуверенность на фоне отсутствия социальных и коммуникативных навыков, определенная степень неловкости при социальном общественном взаимодействии.

Причины стеснительности всегда лежат в стремлении спрятать свою истинную личность из-за взаимодействия, поэтому человек довольно аккуратен в своих высказываниях и проявлениях. Из-за такого стиля поведения стеснительность часто принимается за внутреннюю скромность, утонченность, сдержанность, светскость манер, но при этом она не является внешним отражением наличия данных качеств, это лишь маска, которая выглядит подобным образом.

Есть несколько категорий проявления стеснительности: внешняя (когда человек боится проявляться в обществе, придает сверхценное значение общественному мнению, подчиняет собственные мысли и действия оценкам окружающих и боится их осуждения) и внутренняя (когда человек стесняется себя перед самим собой, предпосылками к чему служит слишком сильное чувство , отсутствие адекватного самовосприятия и навыков справляться с психологическими проблемами).

Формируется стеснительность в ходе развития личности на самых ранних этапах. Этому могут служить примеры родителей и копирование модели взаимодействия с миром и реакций на него. Еще одним моментом, формирующим данные реакции, является процесс , который проходил травматично или обедненно, что послужило отсутствием сформированности необходимых социальных навыков.

Помимо внешних, существуют и внутренние причины стеснительности. К психологическим факторам относится серьезный , происходящий на подсознательных уровнях. Возникает внутренняя эмоциональная буря, часто вызываемая противоречивыми реакциями или желаниями, которые подавляются или же подавляется весь конфликт. При этом человек сознательно выбирает следовать правилам общества, которые заглушают его собственные – уровень напряжения растет, контакт с социумом находить все тяжелее. Стеснительность, вызванная подобными переживаниями сравнима с герметичным паровым котлом, который после определенной отметки давления взрывается. При этом человек уже вряд ли будет восприниматься, как стеснительный, а окружающих это повергнет в шок.

Также стеснительность вызывается нарушением обмена нейромидиаторов в головном мозгу и служит симптомом некоторых психологических патологий. Это состояние связано со слабостью нервной системы, гипертимными акцентуациями личности. Когда стеснительность обусловлена физиологическими показателями, обычно требуется медикаментозная терапия. При постоянно выраженном состоянии, а не ситуационной стеснительности рекомендуется психотерапия.

Что такое стеснительность

Стеснительность часто рассматривается, как удобное и позитивное качество со стороны управляющих социальных структур. Например, в школе учителю более удобно будет поведением стеснительного ребенка, чем самоуверенного сорванца. Точно такая же картина происходит на работе и даже в периодическом дружеском общении. Но выгодным и полезным данное качество является только для окружающих, ищущих собственную выгоду в контакте, для человека стеснительность является прямой дорогой к искусственно заниженной самооценке, повышенной и депрессивному состоянию. Именно поэтому заботливые родители ищут способы, как побороть стеснительность ребенка, а не как лучше ею воспользоваться.

Стеснительность не является врожденным качеством, все дети от рождения громко заявляют о себе, искренне проявляют желания и .

Стеснительность не является базовым состоянием, а относится к числу социальных эмоций и соответственно развивается в том возрасте, когда осваиваются социальные механизмы взаимодействия (обычно это происходит в возрасте от трех до семи лет). С одной стороны важное влияние оказывает поведение родителей и стиль воспитания: чем больше ребенка одергивают, указывают на недостатки, критикуют проявленную инициативу, тем с большей вероятностью будет сформирована стеснительность. При таком подходе формируется внешне ориентированная стеснительность, когда человеку стыдно за себя, свои поступки и мысли перед окружающими.

Помимо непосредственного влияния внешнего родители оказывают влияние своим примером, когда ребенок учится не на том, что ему было сказано, а на том, что он видит. Если родители ведут замкнутый образ жизни, при социальных контактах проявляют стеснительность, то у ребенка формируется внутренняя позиция, направленная на маскирование себя. В данном контексте можно говорить о внутренней ориентации стеснительности, стыде перед самим собой за себя же.

Оба варианта приводят к неумению выстраивать социальные контакты, из-за чего портятся отношения со сверстниками и стеснительность усугубляется. Получается замкнутый круг, где чтобы преодолеть стеснительность, необходимо проявить уверенность, для чего нужно преодолеть стеснительность.

Но также многие дети осваивают данный социальный механизм, как и множество других с позиции собственной выгоды. Чем больше позитивных изменений со стороны поведения значимых взрослых ребенок будет получать, стесняясь, тем больше данное качество личности будет закрепляться в ее структуре. Манипуляция взрослыми – это единственный способ воздействия ребенка на мир, так как прямая конфронтация ему пока не доступна. Если стесняясь брать конфету, малыш получает две, то в следующий раз несколько раз откажется не из учтивости, а с целью получить больше, причем так, чтобы взрослые считали это собственным решением. Во многих случаях обоснованность стеснительности низкой самооценкой не выдерживает никакой критик, поскольку эта линия поведения во многом является регулируемой и если человек перестанет получать выгоду, то меняется и способ взаимодействия.

Позиция жертвы, несчастного человека, принижение собственных возможностей всегда дает выгоду – такого человека пожалеют, выполнят за него работу, отдадут самый вкусный кусочек. Не будут предъявлять больших требований или будут выдавать несоразмерно большое вознаграждение за небольшие усилия.

Соответственно, прежде чем решаться избавляться от стеснительности или бороться с этим качеством у других, необходимо выяснить формирования подобной позиции. В случаях биологической обоснованности, человеку будет необходима поддержка и помощь, а в случае манипулятивного поведения наоборот, вручение полной ответственности и безапелляционный стиль общения.

Как избавиться от стеснительности

Если стеснительность обоснована психологическими моментами, то первым способом на пути решения данной проблемы, будет осознание ее наличия и собственного влияния на возникновение и развитие данной ситуации.

Стеснительность это черта характера, которая не является чем-то неизменным и постоянным, как и сила нервной системы – это особая модель реагирования, привычка, ставшая удобной, определенный стиль мышления. Точно так же, как человек подкрепляет развитие какого-либо способа реагирования, он может уменьшать его воздействие. Чтобы уменьшить количество таких проявлений, придется вспомнить, в какой именно момент было принято решение о пользе данного способа реагирования. Скорее всего это была обоснованная ситуация в детстве, когда только такая реакция могла быть успешной, но сейчас и личность стала более зрелой и ситуации происходят другие, соответственно нужны новые способы.

Как избавиться от стеснительности? Чтобы понимать, что с вами происходит в момент стеснения необходимо очень деликатно прислушиваться к себе. Отмечать какие еще чувства возникают в этот момент, что происходит с физическим ощущением (может появляться напряжение или ), как быстро развивается данное чувство и в каких ситуациях. Возможно, при данном детальном анализе у вас появятся детские воспоминания каких-то ситуаций, людей, фраз, характеристик в вашу сторону. Все это необходимо отмечать, чтобы потом иметь возможность изменить.

Далее, чтобы изменить собственные реакции необходимо изменить хотя бы одну из составляющих привычного реагирования. То есть если в привычной ситуации, когда вы начинаете стесняться, у вас учащается дыхание, то можно сознательным усилием дышать максимально медленно и глубоко. Если появляется неприятное чувство в районе груди, то его можно мысленно переместить в руки и стряхнуть. Когда в всплывают критикующие голоса, то вообразите сказанное мультяшными голосами. Чем больше моментов вы сможете сознательно изменить, тем более отличной будет ваша конечная реакция.

Кроме работы в непосредственной ситуации необходимо работать с внутренними убеждениями относительно самовосприятия и внутреннего ощущения ситуации. Это работает даже при вопросах, как побороть стеснительность ребенка.

Можно спортом и сменой имиджа, можно записаться в студию единомышленников или попросить специалистов выделить ваши сильные стороны и привлекательные черты. Чем больше вы развиваетесь, как в физическом, так и моральном плане, тем выше ваше позитивное самовосприятие. Также важно, какими людьми вы себя окружаете: чем меньше упрекающих и унижающих личностей, тем меньше у вас поводов постоянно пригибать голову в стеснении.

Можно поискать в своих координатах образ человека или героя, на которого вы хотели бы ровняться. С одной стороны это поможет выработать тактику достижения, научиться тому, что умеет этот человек. С другой стороны полезно проанализировать, откуда у вас именно этот эталонный образ и проверить насколько он ваш, поскольку часто внешние идеалы нам внушают еще в детстве, и они не имеют никакого отношения к личности, которую мы имеем на данный момент.

Когда пример выбран действительно вами и соответствует действительной ценностной и смысловой системе, попробуйте прожить день, как этот человек. От вас не требуется многого, только сыграть роль, примерить образ и почувствовать, каково находится в такой роли. Могут возникнуть ощущения, что в своей прежней жизни вам было комфортнее, а возможно вы почувствуете насколько легко проявлять уверенность и заявлять о себе.

Приготовьтесь к тому, что изменения займут много времени. Невозможно стесняться двадцать лет, а после одного упражнения проявлять сверхлидерские качества. Это будет ежедневная кропотливая работа, причем не только непосредственно с ощущениями в момент стеснения, но и с глобальным переживанием жизни и себя в ней.

Как побороть стеснительность и неуверенность в себе

Когда стеснительность тесно связана с неуверенностью, то действовать придется в направлении обеих проблем. Прежде чем выходить на огромную сцену, чтобы отработать собственную уверенность, необходимо чувствовать себя комфортно рядом со своими близкими. Для этого начинайте их радовать, делать приятные сюрпризы, причем, не ища для этого повода. Стремление улучшить жизнь окружающих является прекрасным поводом для установления контакта, а позитивные отклики, которые вы получите, обязательно поднимут настроение и веру в себя.

Занимайтесь спортом и физическими нагрузками. Это не только улучшит самочувствие за счет выработки эндорфинов, но также улучшит внешний вид и ту часть уверенности, которая связана с этим. Открывайте новое не только в области своих физических возможностей, но также и социальных контактов, ищите своих людей, с которыми будет комфортно и приятно. Возможностей для этого много даже в маленьком городке – и лучше иметь десять виртуальных друзей, которые понимают, ценят и поддерживают, чем тридцать находящихся физически рядом, но постоянно унижающих.

Ставьте себе большие цели и стройте планы – это важная часть развития уверенности и подавления стеснительности. Помните, что у каждой цели должен быть свой план осуществления и сроки реализации. Важно, чтобы в любой цели или оценки своих действий вы начали ориентироваться только на собственные желания и суждения. То, что говорят окружающие, не всегда является истиной, многая критика обоснована , а обесценивание ваших планов, целей, мечтаний ограниченностью . Только уровень собственной удовлетворенности должен быть ключом к пониманию в том ли направлении вы движетесь.

Фиксируйте свои успехи с помощью полученных грамот или фотографий, реально сделанных вещей. Даже если ваша цель была в улучшении собственного здоровья, то это можно отметить изменениями показателей обследования, улучшение физической формы фотографиями до начала занятий и после месяца тренировок. Это касается не только достижений в сфере развития, но также и в социальных контактах – фотографируйтесь с новыми друзьями, отмечайте месяц дружбы с интересным человеком. Чем больше вы сможете наблюдать результаты своего успеха, тем больше будет для дальнейшего движения вперед. Если этого не делать, то в силу особенностей восприятия, со временем хорошее стирается, а негативные моменты остаются в памяти и может сложиться ощущение, что жизнь не меняется.

Отдельное время уделите снятию мышечных блоков при помощи массажа, физических упражнений или сеансов телесно-ориентированной терапии. Это очень важный момент, поскольку любая стеснительность связана с контролем, который также блокирует тело и оставляет напряжение в мышцах. Чем более расслабленным будет становиться тело, тем легче станет взаимодействовать с миром, свободнее проявляться, как личности.

Стеснение – это качество, которое прячет наши недостатки и таланты от окружающих. При этом, недостатки остаются по-прежнему заметны, а таланты погибают.

Стеснение серьезно замедляет прогресс человека к успеху, если не сказать что препятствует ему вовсе. Собака с поджатым хвостом в конкурсе красоты не выиграет. А люди могут быть еще проницательнее друг к другу чем к собакам – если вы стесняетесь показать себя, то все сразу заподозрят, что вам есть что скрывать…

Ни о каком лидерстве и гармонии с собой не может быть и речи, пока мы не перестанем стесняться в присутствии всех, с кем мы обмениваемся словами или даже взглядами в течение дня.

Ниже я перечислю методы преодоления стеснения, которые мало кому известны, но проверены результатами. Как вы знаете, на нет копирования чужих идей, и все что вы здесь встречаете уникально по содержанию и стилю.

Я не применяю “витамин С в лечении инфаркта миокарда”, поэтому вы не увидите здесь аффирмаций, визуализаций, аутотренинга и прочей дребедени, о которой пишут теоретики, которые и представления не имеют, о том как практически помочь людям побороть стеснение.

Предупрежу, чтобы перестать стесняться, вам придется пройти через некоторый дискомфорт, но эффект будет сильный и стойкий. Я разбил мою статью на 3 совета. Первые два – подготовительные. Они реально сильные и работают, но без третьего пользы от них никакого. Третий самый сильный и будет работать даже без первых двух.

1. Читайте вслух. Всегда

Факт – вы боитесь общения и избегаете его. Это уже превратилось в рефлекс (о рефлексах в (15 мин). Загрузите ее бесплатно прямо сейчас и прослушайте позже).

Ваше подсознание ассоциирует ваш голос с стеснением. Все здесь логично – вы стесняетесь тогда, когда вы говорите. У вас сложился один основной страх, собственно суждения окружающих () и другие страхи которые к нему присоединились. Рефлексы всегда соединяются в группы. Теперь вас даже пугает собственный голос, потому что он всегда в вашей памяти предшествует стеснению.

Пройдите через три стадии преодоления стеснения с помощью чтения:

  • Читайте вслух, когда вы одни
  • Когда вокруг вас есть знакомые вам люди
  • Когда вас окружают незнакомые

Этот простой способ творит чудеса.

Я был стеснительным в детстве, но сегодня от комплексов и предрассудков не осталось и следа. Отчасти я приписываю заслугу сильнейшему из упражнений помогающему перестать стесняться – чтению вслух. Кроме того чтение вслух формирует хорошую дикцию, что придает вам уверенность в любом общении.

Я, кстати, до сих пор часто перехожу на чтение вслух! Привычка. А поскольку я читаю только на английском, можете себе представить реакцию окружающих… Она меня, кстати, совсем не интересует. Уже давно.

Вывод: чтобы перестать стесняться, читайте вслух. Вы выработаете хорошую дикцию, привыкните к звучанию собственного голоса и заметно уменьшите страх общения с окружающими, который мы называем стеснением.

2. Недосыпайте

Вам снился когда-нибудь сон, в котором вы знаете, что это сон? Вы знаете, что вы через какое-то время проснетесь, и вся эта реальность растворится в неизвестном никому прошлом. Вы можете делать в этом сне все, что вам захочется без стыда и стеснения. Мне повезло. У меня бывают такие сны. А теперь верните ваше извращенное воображение к теме: “как перестать стесняться”

Если вы недосыпаете, ваша жизнь превращается в, своего рода, виртуальную реальность. Страхи притупляются, способность к фокусировке сильно страдает, но с ними тормозится и стеснительность. Это как алкоголь притупляющий разум. Быть пьяным с самого утра, наверное, будет не самый лучший способ, чтобы преодолеть стеснение, а вот недоспать, приемлемо. Это кстати один из сильнейших способов по переписыванию рефлексов (привычек). Так вербовала американских солдат разведка северной Кореи. Ну, это мы уже отходим от темы.

Вывод: недосыпание притупляет страхи общения и помогает преодолеть стеснение.

3. Разговаривайте с незнакомцами

Высокий уровень сложности

Чтобы перестать стесняться, общайтесь с незнакомцами. Ваша задача здесь всего лишь начать разговор. Даже если людям окажется не до вас, вы уже справились с заданием. Помните о цели – начать говорить! Кстати, по моим наблюдениям только 10% людей не заинтересованы в общении. Т.е. если вы знаете что такое душ, мыло и магазин одежды, то вы уже можете рассчитывать на приятный разговор с таким же количеством людей, как скольким вы могли бы написать сообщения в facebook или вконтакте.

Спрашивайте их сколько времени, какую книгу они читают, где они купили такие классные варежки, не смотрели ли они прогноз погоды на сегодня, знают ли они какие-нибудь хорошие анекдоты… что угодно.

Средний уровень сложности

Или, если видите, что ваш будущий собеседник сам перепуган до полусмерти и сильно стесняется, начните с более простых вещей, не затрагивающих их эго. Спросите их что-нибудь о себе. Поинтересуйтесь, нравится ли им как вы уложили себе волосы, что они думают о сочетании вашей блузки с платьем, есть ли у вас Ростовский акцент (или другого места, откуда вы взялись)… Говорите о чем угодно что касается вас самих! Просто направьте вашу вежливую просьбу на “я”, “мне” и т.д.

Простой уровень сложности

Этот метод для тех, у кого совсем тяжелый случай стеснительности, или тех кто хочет дополнить высокий и средний уровень сложности другими приемами. Если заговорить с незнакомцами вам еще трудно, пройдите этот путь поступенчато.

  • Передвигаетесь в общественном транспорте? Обязательно садитесь радом с кем-то, даже когда есть много пустых мест. Просто сядьте и молчите. Это докажет вашему страху, что он бесполезен – вас никто не съел и не начал с вами драться…
  • Смотрите встречным прохожим в глаза (не делайте это с сидящими напротив здоровыми мужиками в шрамах).
  • Зашли на сайт компании? Позвоните им и задайте дополнительные вопросы. Зашли на англоязычный сайт? То же позвоните им! Зашли на китайский сайт? … Если вы ни как не заходите на китайский сайт случайно, так зайдите на него намеренно!

Вывод: чтобы перестать стесняться, надо прописать у себя в сознании и подсознании шаблоны уверенного поведения, которые формируются только на практике.

Ничто из перечисленного не будет глупо, потому что ваша цель – улучшить навыки общения. А ваша промежуточная цель – начинать разговор без стеснения.

Уясните, все то, что способствует достижению серьезной цели, не является глупостью, как бы это не выглядело со стороны. Я знаю основателей компаний с оборотом больше ста миллионов долларов в год, которые так пригрелись в своей комфортной зоне, что по вечерам работали официантами в ресторанах своих друзей, чтобы перестать стеснятся незнакомцев.

Один мой клиент, с уже прекрасно развитыми навыками общения, поддерживал себя в форме, спрашивая работников продуктового магазина нравится ли им их униформа, а потом торговался в этом же магазине за бутылку вина! Вам это кажется смешно? А если я скажу, что ему уступили в цене за вино, вам тоже будет смешно? С 1500 рублей до 1200! И деньги здесь совершенно не важны.

Помните, скорее всего, это первый и последний раз, когда вы видите всех тех незнакомцев, суждения которых вы так боитесь. Чем вы рискуете?

Если вы хотите познакомиться с девушкой или парнем, но стесняетесь подойти к ним, потому что робеете перед сексуально привлекательными экземплярами противоположного пола, тогда начните знакомиться со страшненькими. Это будет хорошей тренировкой.

Суворов говорил: “Тяжело в учении, легко в бою!”. Или как говорил знакомый мне боди билдер: “Тяжело на тренировке, легко на побережье!”

Готовя людей к новым карьерам и к собеседованиям на работу, я всегда посылаю их на собеседования на должности, которые им даже не подходят, чтобы они выработали в себе уверенность и научились производить впечатление к тому моменту, когда ставки будут действительно высоки.

В заключение.

Чтобы перестать стесняться, нужно… перестать стесняться. Раз за разом, день за днем.

P.S. Прочитал еще раз последнюю строчку и думаю: “Или я сильно умный, или это какой-то примитивизм”. Проснулся утром на другой день – нравится! Наверное, я просто не стесняюсь своих мыслей…

P.P.S. Дописано через год после написания статьи

Чтобы раз и навсегда перестать стесняться надо научиться выступать публично. Это как бег с грузами на лодыжках – если ты можешь уверенно говорить с полной аудиторией людей, то разговор с одним любым человеком превращается для тебя в милую беседу.

Об этом я рассказываю в видео