Речевой материал на дифференциацию звуков "Ж"-"З. Картотека по логопедии на тему: Упражнения по дифференциации звуков: Ж\Ш, С\Ш, З\Ж

Цель занятия: Упражнение в сравнении, различии и правильном произношении звуков (с) (ш) (з) (ж) в слогах, словах, фразах, рассказе.

Задачи :

  1. Повторение характеристик этих звуков;
  2. Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам;
  3. Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов – паронимов;
  4. Развитие связной речи;
  5. Закрепление навыков чтения;
  6. Становление логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.

Оборудование:

  • Предметные картинки на изучаемые звуки, опорные картинки;
  • Магнитная доска, магнитные буквы, бумажные буквы;
  • Конверты со словами (для составления предложений);
  • Письмо с загадками;
  • Магнитофон;
  • Карточки с заданиями;
  • Тетради.

Ход занятия

Ι. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

А что это за шум в коридоре? Кто-то к нам идет (входит почтальон).

Ребята, сегодня для вас в школу пришло письмо от лесных жителей. Интересно, что в нем? (открываю конверт).

Здесь загадки! Попробуйте их отгадать. (Дети отгадывают загадки, отгадки-картинки помещаю на доску).

    Зверька узнаем мы с тобой
    По двум таким приметам:
    Он в шубке беленькой зимой,
    А в шкурке серой – летом. (Заяц)

    Вот иголки и булавки
    Выползают из-под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят. (Ежик)

    Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Хвост пушистый – краса,
    А зовут ее – … (Лиса)

    Ходит летом косолапо,
    А зимой сосет он лапу.
    Любит рыбу, любит мед
    И в малинник забредет. (Медведь)

ΙΙ. Сравнение звуков.

Логопед:

– Какие пройденные звуки вы услышали в словах-отгадках?

Вывешиваются на доску звуки (с) (ш) (з) (ж)

– Правильно, чем они похожи? (все они согласные, твердые).

– Чем эти пары отличаются? Давайте проверим! Звуки (с) (ш) – глухие, поставим ладошку к горлышку, горло спокойное, значит (с) (ш) какие звуки?

Правильно, глухие. А теперь произнесем (з) (ж), есть вибрация –это звонкие звуки.

ΙΙΙ. Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра «Телефон».

Логопед:

– Давайте поиграем!

Дети произносят слоги и называют звуки, присутствующие в них:

са-за – ша – жа, оз – ош – ус – уш, ши – сы, зы-жи, са, шо, зо – жо, су – шу, зу-жу.

ΙV. Дифференциация звуков в слогах.

Логопед: Посмотрите на доску. На доске картинки с изображением зверят:

ЗАЯЦ, ЛИСА, ЕЖ, МЕДВЕДЬ.

– Дети, ваша задача: взять предметные картинки со своих столов и распределить по нахождению в них звуков на магнитной доске на 4 столбика.

Объяснить свой выбор и место звука в слове. Например: подарить картинки зверятам, зайцу – зонт, лисе – бусы.

СЛОВА: БУСЫ, ШУБКА, ШАР, ЗОНТ, ПИЖАМА, ЖУК.

V. Дифференциация звуков в предложениях.

Логопед:

– Ребята, на ваших столах лежат конверты, в которых находятся перепутанные слова. Вам необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся предложения.

Кошка напала на мышку.

Шишка упала на мишку.

– Какие звуки услышали в предложениях?

Запишите эти предложения в тетради.

VΙ. Звуковой анализ и синтез слов. Логопедическое лото.

Логопед:

– На доске картинки, ваша задача определить место звука в слове

(4 картинки: Ш-С, Ж-З). У нас есть еж, он волшебный, он встает только на правильный ответ.

Начало слова, середина, конец. Куда побежит ежик?

  • Ш – шапка, шары, груша, лошадь, мышь, камыши.
  • С – самолет, оса, автобус, синичка, гуси, карась.
  • Ж – жираф, желуди, жук, нож, ножницы, мороженое.
  • З – заяц, зонт, коза, зебра, зеркало, корзина.

VΙΙ. Физкультминутка.

Логопед:

– А теперь мы немного отдохнем!

Я читаю стихотворение, вы выполняете движения. Звучит музыка. Послушайте, какие звуки вы услышали?

«ДОЖДИК»
Дождик вылился на луг,
Стало много луж вокруг.
Засучив скорей штанишки,
В лужу прыгнули мальчишки.
Порезвиться захотели –
Закружились, загалдели…
Я смотрю: на них рубашки
Стали, словно промокашки.

(Аудиозапись музыки дождя. В каких словах вы услышали знакомые звуки С-Ш,З-Ж?)

VΙΙΙ. Дифференциация звуков в рассказе.

Логопед:

– Заканчиваю рассказ, слушайте внимательно.

(При чтении рассказа выставляются на магнитную доску картинки:

МЕДВЕДЬ, ВЕТКА (валежина), БЕЛКА С ШИШКОЙ, ЗАЯЦ, СОРОКА, ЛОСИ.

– Слушайте, в конце рассказа вас ждет кроссворд.

«Как медведь сам себя напугал»
Вошел в темный лес медведь – хрустнула под тяжелой лапой ветка. Испугалась белка на елке – выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц с лежки, помчал в чащу. Наскочил на сороку, та подняла крик на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают. И позади кто-то топочет!? Не уйти ли лучше? Рявкнул медведь и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, что позади заяц потопал и белка ему шишкой в лоб угодила! Так медведь сам себя напугал!
(по Н. Сладкову)

Разгадывание кроссворда.

  • Ключевым словом в кроссворде является фамилия автора рассказа.
  • В кроссворде написаны начальные звуки слов.

– Дети, ваша задача отгадать слова.

  • Отгадывание: о ком и о чем идет речь в этом рассказе?
  • Какое слово получилось по вертикали? (фамилия автора)
  • Прочитаем его вместе.

ΙX. Разгадывание ребусов, кроссвордов.

На карточках для вас задание. Отгадайте ребус и кроссворд. Задание читаем очень внимательно.

Ответ: ШАРФ

Кроссворд: Давайте угадаем, какие животные спрятались в этих клетках?

По горизонтали:

  • Маленькая, серенькая, живет в норке (мышка).
  • Кто ходит в иголках? (ежик)

По вертикали:

  • Название животного, который спит в берлоге (мишка)
  • Как зовут зверька, у которого белые волосы на щеках, спинке и хвосте? (барсук)

Игра «Чемоданчики».

– Какие животные спрятались в чемоданчиках?

На доске схематично изображены чемоданы, на которых буквы:

X. Подведение итогов, награждение.

Логопед: Молодцы, справились с заданиями. А белочка из сказки приготовила вам подарок! В коробочке орешки (в сахаре), раздаются всем детям. Всем спасибо!

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Ж] И [Ш]

1. Прочитай слова и ответь, какой звук [Ж] или [Ш] слышно в словах:

Жар, шар, шаль, жаль, шаткий, жатка, жаба, шапка, ежата, мышата, мешать, лежать, лошадка, вожатый, ложа, лошадь, Луша, лужа, лёжа, Лёша, кожа, коша.

2. Назови последний слог в словах:

Гру ша , лу жа , Ма ша , ло жа , кры ша , ко жа , лу жа , ме жа .

Шёпот, жёлоб, жёлудь, шёл, шёлк, жёлтый, лужок, пушок, дружок, вершок, рожок, горшок, мешок, должок, пирожок, порошок, дружок, петушок, жонглёр, шофёр.

4. Добавь слоги «ЖОК» и «ШОК» и прочитай слово.

утю- дру- творо- сапо-

ро- фла- бере- сте-

лу- пиро- пры- дол-

пу- вер- арти- малы-

гор- коре- пету-

ме- реме- гребе-

5. Измени слова по образцу:

Я жую – ты жуёшь.

Я живу – ты … Я режу – ты …

Я ожидаю – ты … Я стригу – ты …

Я провожаю – ты … Я бегу – ты …

7. Послушай, как звучат слова. Если услышишь в слове звук [Ш] – хлопни тихо, если звук [Ж] – хлопни громко.

Жить, шить, ширь, жир, жила, шило, пружинка, пушинка, машина, пружина, наживка, нашивка, ужин, ужи, уши, лыжи, мыши.

8. Добавь слоги «ЖИ» или «ШИ» и прочитай слова.

У- лы- у- малы-

мор- мы- гало-

е- кры- ер-

голы- ланды- камы-

Обожжешься, поживёшь, дружишь, жалеешь, пожнёшь, ожидаешь, бежишь.

10. Составь предложения из данных слов:

Журавль, жить, болото, у.

Лягушка, жить, болото, в.

Швея, желтый, шить, жакет.

Бабушка, на, лежанке, лежать.

Книжки, положить, в, книжный, шкаф.

Бабушка, Женя, варежки, вяжет.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СА», «ША»

1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в словах: [С] или [Ш]?

Шапка, сайка, шалун, салют, сапёр, шахтёр, шалаш, салат, шалфей, салфетка, решать, тесать, писать, мешать, лошадка, посадка.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СО», «ШО»

1. Послушай слова, покажи нужные карточки.

Шорох, сорок, мешок, лесок, пушок, кусок, вершок, песок, носок, ремешок, мышонок, спросонок.

(язык вниз)

(язык вверх)

Зашифруй эти слова буквами «С» и «Ш»

2. Объясни значение слов:

ШОК – СОК

3. Добавь нужный слог «ШОК» или «СОК» и прочитай слово.

пу- реме- пе- ку-

гор- арти- но- коло-

ме- пету- ви- голо-

вер- гребе- вы- поя-

коре- малы- ле-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СУ», «ШУ»

1. Зашифруй слова, используя вместо букв знаки:

(губы в улыбке)

(губы круглые)

Шутки, сутки, шумно, сумка, суметь, шуметь, пишу, несу, пасу, плясун, пашу, пляшу.

Проверь свои шифровки:

2. Добавь слоги «СУ» или «ШУ» и прочитай слоги.

Надо писать, и я ПИ-

Надо плясать, и я ПЛЯ-

Надо пахать, и я ПА-

Надо нести, и я НЕ-

Надо пасти, и я ПА-

Надо просить, и я ПРО-

Надо махать, и я МА-

УПРАЖНЕНИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СЫ», «СИ», «ШЫ»

1. Добавь нужный слог «ШИ» или «СЫ» прочитай слово.

У осла длинные У- (ши) У мамы красивые БУ- (сы)

Красивые ВОЛО- У Кати две КО-

Распустились ЛАНДЫ- В магазине ВЕ-

Малыши-ГОЛЫ- На доме КРЫ-

В детском саду МАЛЫ- Вкусные КОЛБА-

На валенках ГАЛО- У тигра ПОЛО-

В реке плавают ЕР- Жужжат О-

На берегу реки КАМЫ- На земле РЕЛЬ-

В магазине КАС- Две пушистые ЛИ-

Капельки РО- В подвале КРЫ-

В подвале МЫ-

2. Посмотри на свою ладонь, её положение напоминает положение языка.

Прочитай слова и покажи руками звуки [С] или [Ш].

Ваш, вас, нас, наш, басня, башня, красный, каска, кашка, часто, чашка, паста, пашня, рубашка, колбаска, рос, грош, камыш, кумыс, Яшка, ясно, клюшка, люстра, пошла, росла, пешки, песни, мести, мешки, мишка, миска, вишня, виснет, виски, тиски, рис, шляпа, слякоть, смел, шмель, шторы, шпалы, спали.

3. Игра «Наоборот».

Подними руку ладошкой вверх – произнеси слог со звуком [Ш]; опусти ладонь вниз – произнеси слог со звуком [С]. А теперь все наоборот:

ША – СА СА – СЫ – ШИ –

СЭ – ШЕ – ШО – СО –

ШУ – СУ – АС – АШ –

ОС – ОШ – УШ – УС –

ЭС – ЭШ – ЫШ – ЫС –

ЯС – ЯШ – ЕС – ЕШ –

ЁС – ЁШ – ЮШ – ЮС –

ИШ – ИС –

4. Игру «Наоборот» продолжи словами:

сутки – шутки крыса –

шутки – сутки крыша –

усы – каша –

уши – касса –

кашка – мишка –

каска – миска –

вас – нас –

ваш – наш –

пасу – шуметь –

пашу – суметь –

басня – шок –

башня – сок –

маска – Машка –

5. Исправь ошибки в предложении:

На лугу поспела каска,

Каску ест корова Машка.

Машке нравится обед –

Ничего вкуснее нет!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Я пасу землю.

Я пашу корову.

Вот высокая басня.

Вот поучительная башня.

Мы сварили кассу.

Заплатили деньги в кашу.

Маленький Миска

Ест из мишки.

У кота длинные уши.

У осла длинные усы.

6. Произнести слова:

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, Сашуля, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, смышлёный, расшумелась, суша, пастушок, веснушки, скворушка, шустрый, машинист.

7. Произнеси все слова, не переставляя звуки [С] и [Ш].

СКОРО В ШКОЛУ!

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть,

И у него тетрадки есть,

И счетных палочек не счесть,

То, значит, он (вернее я),

То, значит, он (вернее я),

Он в школу собирается!

И. Токмакова

8. Прочитай вслух текст.

У Саши машина.

У Сашеньки босоножки.

Саша шла со старушкой.

Паша-трусишка, страшно ему.

Кошки сидят на окошке и греются на солнышке.

Испугался петушок, упал с крыши на шесток.

Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко.

Шесть котят есть хотят.

Расшумелись на опушке птицы: сойки и кукушки.

По шоссе несутся машины.

Наташа ест сушку.

Мыло душистое и полотенце пушистое.

Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

9. Объясни, как ты понимаешь пословицу:

Как постелешь, так и поспишь.

Песней поле не выпашешь.

Поспешишь – людей насмешишь.

Отольются кошке мышкины слёзки.

Не спеши языком, а спеши делом.

10. Прочитай с выражением:

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише.

Шаг ровней держите мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Наступает час мышиный.

Ночью пусть пируют мыши.

Тише, тише, тише, тише!»

И. Токмакова

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗА», «ЖА»

1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в каждом слове [З] или [Ж]?

Жал, зал, пожар, базар, заря, жара, залей, жалей, база, баржа, дерзать, держать, лужайка, зайка, лизать, лежать, сажать, сказать, вязать, бежать, закат, жакет, берёза, лёжа.

2. Добавь нужный слог «ЗА» или «ЖА» и прочитай слово.

ва- берё- ко- гла-

ро- лу- гро- ко-

ме- ли- дере- ло-

блу- ло- поль- зано-

ба-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗО», «ЖО»

1. Внимательно слушай слова. Вместо слова со звуком [З] нарисуй (губы в улыбке); вместо звука [Ж] – (губы круглые).

Зоя, Жора, узор, лужок, стожок, возок, глазок, флажок, должок, дозор, прыжок, разок.

Проверь свою запись:

2. Добавь нужный слог «ЗОК» или «ЖОК» и прочитай слово.

утю- сапо- во- ро-

сте- гла- лу- сто-

ра- дру- дол- фла-

пиро- пры- творо- бере-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗУ», «ЖУ»

1. Зашифруй слова со звуком.

(язык вниз)

(язык вверх)

Жук, зуб, везу, вяжу, гляжу, внизу, в грозу, грожу, грызу, брожу, вижу, снизу, хожу, ползу.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗЫ», «ЗИ», «ЖИ»

Тазы, ножи, жидкий, зыбкий, жир, пузырь, ежи, возы, кожа, козы, рыжий, сизый, ёжики, языки, музыка, рыжики, похаживать, показывать, называть, наживать, снежинка, корзинка, вези, лежи.

2. Добавь слог «ЗЫ» или «ЖИ» и прочитай новое слово.

ко- гро- но- ло-

ро- берё- мор- ва-

зано- е- ли- ба-

у- блу- во- лу-

зака- нака- лы- отка-

та- ло- ме-

3. Определи, чем отличаются слова:

козы – кожи

лозы – ло́жи

узы – ужи

4. В каждом слове движениями руки повтори движения языка:

Важный, разный, гораздо, каждый, монтажник, проказник, дружный, грузный, таёжный, слёзный, грозный, тревожный, дождик, гвоздик, поздно, можно, дорожный, паровозный, пирожное, мороженое, морозное, обождать, опоздать, полезный, денежный, подожди-ка, гвоздика, книжный, капризный, нежный, резвый.

5. Прочитай слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заряжать, заслужить, закружить, зажигалка, завизжал, железный, возможно.

6. Добавь к каждому слову предлог «за» по образцу.

бежать – забежать

держать –

ржать –

служить –

кружить –

7. Повтори фразы:

Жеребёнок забежал во двор.

Захар заряжал ружьё.

Залежи железной руды.

Женя заслужил награду.

Он помог задержать врага.

Пёс лежал и лизал лапу.

Он кричит на весь базар, будто сделался пожар.

Мы поедем на лужок и возьмём с него стожок.

Женя резал хлеб.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.


II. Добавьте слоги «ЗА» или «ЖА».

III. Добавьте слоги «ЗЫ» или «ЖИ».

IV. Четко произносить слова парами.

V. Четко произносить слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить, жалюзи, жезл, зажигалка, зажим, заложник, возможно, раздражение, разоружение.

VI. Четко произносить словосочетания.

зимняя одежда

забежать домой

зелёная жаба

ржавые гвозди

зимняя стужа

нежная зелень

бумажный змей

зал ожидания

книжный магазин

жёлтый зонт

заветное желание

железный гвоздь

важное задание

снежные заносы

железный замок

железная лопата

многоэтажное здание

Жорин зайка

зелёный жук

жёлтый фазан

зелёный лужок

навозный жук

лыжная мазь

знак уважения

змеиное жало

полезное животное

снежная зима

жидкий мазут

влажная земля

забавный ёжик

зелёная лужайка

заряженное ружьё

VII. Четко произносить предложения.

Жеребёнок забежал во двор и заржал.

Захар заряжает ружьё.

Я зажал в руке железный гвоздик.

Пёс лежал и лизал лапу.

Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.

Женя резал ржаной хлеб.

Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Ёжик лакал молоко языком.

Ножи лежат в тазу.

На небе зажглись звёзды.

Роза зажигает свет.

В магазине покупают одежду.

Зоя живёт возле завода.

Женя и Зоя ужинают.

Зоя уже давно ждёт Зину.

У Зои живой заяц.

Коза жуёт сено.

Нельзя обижать животных.

Рыжики и грузди лежат в корзине.

Возле лужи – зелёная жаба.

Зелёные жуки зажужжали над розами.

У Зои жёлтый резиновый зайка.

Зина зажигает газовую плиту.

Дядя Жора режет железо.

У змеи жало.

Возле дома зелёная лужайка.

На земле лежит железная лопата.

Зелёный жук звонко жужжит.

Ежи – полезные животные.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

У Лизы новые лыжи.

В зоопарке живёт зебра.

В дождь надо брать зонт.

Зубры живут в заповедниках.

Ёжик живёт в норе, а у зайца нет жилья.

У Жени заноза.

Зоя осторожно вынула занозу.

Ёжик ползёт в овражек.

Звонкое пение стрижей заполняет воздух.

Тяжело нагружены возы.

Зимой рано зажигают огни.

Эта пружина заржавела.

Зине нужна узенькая резинка.

Мы побежали к ближнему озеру.

Протяжно запел рожок.

Уже замёрзли лужи.

Захар поймал жабу.

Дикие козы живут в горах.

Зоя взяла ножик.

Зина надела вязаный жакет.

Во время дождя нужен зонт.

В джунглях живут обезьяны.

Зоя легко скользит на лыжах.

По зеленой траве ползут ужи.

В живом уголке живёт заяц.

У Зины в корзине ежевика.

VIII. Четко произносить пословицы. Выучить.

Конь бежит – земля дрожит.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

IX. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к а.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

X. Выучить.

Заводной зайка

Зайка забавный

У Жени живёт.

Женя не знает

С зайкой забот.

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

Весна

Золотым весенним днём

Звонко песню мы поём.

А в траве жужжат жуки,

Лезут звери из норы.

Зайка вылез из кустов,

Прыгать он всегда готов.

Выползает скользкий уж,

Жабы прыгают из луж.

Шмель

Я бежал, бежал, бежал.

Зверь за мной жужжал, жужжал.

Я лежал, лежал, лежал.

Зверь жужжал, жужжал, жужжал.

Я махнул ему рукой

На лужайку за рекой.

И помчался он сквозь чащу,

Сделав плавный разворот,

Словно маленький жужжащий

Золотистый вертолёт.

Мусса Гали

Где застёжки?

Летом в клетке зоопарка

Медвежонку очень жарко.

Хорошо в жару такую

Снять одежду меховую.

Ищет он застёжку,

Чтобы снять одёжку.

О. Кригер

Считалка

Мы со звуком З играем.

Слово к слову подбираем:

Зал, забор, замок.

Жетон…

– Выходи из круга вон!

Мы со звуком Ж играем,

Слово к слову подбираем:

Жаба, жук, жираф.

Бизон…

– Выходи из круга вон!

И. Лопухина

XI. Пересказывать.

Ежи

В лесу большие ели. Под ними жили ежи. Ежи делали на зиму запасы. Не страшна ежам зима.

Вопросы:

1. Кто жил под елями?

2. Что делали ежи?

Зайка

У Жоры папа охотник. Он принес Жоре зайца. Зайчик жил у Жоры всю зиму. Жора кормил зайца овощами. Один раз зайка убежал в сад. Жора поймал зайку и отнес в живой уголок.

Вопросы:

1. Кого принес папа Жоре?

2. Как ухаживал Жора за зайчиком?

3. Что случилось с зайчиком?

4. Куда отнес Жора зайца?

Весна

Наступила долгожданная весна. Засверкало солнце. Зажурчали ручейки. Оживает трава. На деревьях зазеленели первые листочки. Проснулись от зимней спячки медведи и ежи. На лесных полянах появился нежный цветок – это подснежник.

Жучка

У нас есть собака Жучка. Жучка сторожит двор. Раз во двор забежал ёжик. Жучка залаяла на ежа. Ёжик испугался и убежал.

Жук

Мама и Жанна загорали на пляже. Вдруг на зонт приземлился жук. У жука бронзовая спинка и зелёный животик. Жанна взяла жука и отнесла на зелёную лужайку.

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Женя заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.


Тема занятия: Дифференциация звуков З – Ж.

    Закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков З – Ж.

    Формирование навыка языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложений.

    Развитие фонематического восприятия, внимания, мелкой моторики.

    Формирование стремления добиваться результата, доводить начатое дело до конца.

Оборудование: картинки с изображением жука и комара, карточки с буквами З и Ж, слоговая таблица (слайды), мяч, карточки с заданиями.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам с вами предстоит проделать большую работу. А чтобы нам хорошо работалось, начнем занятие с упражнений звукотерапии.

Звук «У» - вызывает колебания в гортани, укрепляет уверенность в своих силах.

Звук «А» - заставляет вибрировать грудь, помогает всему организму настроиться на работу, при этом углубляется дыхание и усиливается приток кислорода к мозгу.

Звук «И» - помогает просветлить голову, убрать из нее дурные и ненужные мысли. Одновременно этот звук помогает прочистить глаза, нос, уши.

Звук «Н» - заставляет вибрировать головной мозг, лечит его болезни. Он также активизирует правое полушарие мозга, что усиливает интуитивные и творческие способности.

Созвучие «РЭ» - помогает снять стрессы, страхи, даже заикание.

А сейчас, сядут те, кого я назову ласково.

Я предлагаю вам определить наше настроение. Я прошу вас взять карточки с пустым кругом и нарисовать в этом круге лицо человечка, которое зависит от вашего настроения (радостное, печальное, сердитое, безразличное).

Повторение: игра «Шестой лишний» - на слайде № 1 написаны слова, прочитать, определить какое слово является лишним и почему?

Кошка, мышка, шишка, с апоги , ромашка, пушка.

2.Работа по теме:

1.Игра «Жуки и комары».

Сейчас мы с вами закроем глазки и представим, что наступило лето и мы отправились в лес. Хорошо там, только комары мешают. Летают вокруг и звенят: ЗЗЗ… Как комары звенят? – ЗЗЗ…

Отогнали комаров ветками и пошли на полянку. А там много – много красивых цветов. Жуки летают, жужжат: ЖЖЖ… Как жуки жужжат? – ЖЖЖ…

А теперь разделимся на две группы: одни будут комарами, а другие жуками. Комары живут здесь – первый ряд. Жуки живут здесь – второй ряд. Когда я скажу: «Комары полетели», комары будут «летать» и звенеть. Когда я скажу: «Жуки полетели», комары молчат, а жуки «летают» и жужжат.

Молодцы, отлично! Я вам покажу картинки с изображением комара и жука, а вы назовите мне звуки (громко, тихо), которые соответствуют этим картинкам. (Жук жужжит. Комар звенит.)

Скажите мне, пожалуйста, чем похожи эти звуки? (согласные – есть преграда – язык, звонкие – проверяем, закрыв уши руками;).

А чем они отличаются? (Когда произносим звук «Ж», то кончик языка поднимается к верху, а когда произносим звук «З», то кончик языка находится внизу; воздушная струя, которая проходит по языку, при звуке З – холодная, при звуке Ж – теплая)

Показ букв «З» и «Ж».

Характеристика звука З – согласный, звонкий.

Характеристика звука ж – согласный, звонкий.

2. Дифференциация в слогах.

Долго летали Комар и Жук. Устали так, что не могут и звука произнести, ни одного слога прочитать. Давайте мы им поможем – чтение слогов по слоговой таблице (слайд № 2). Читаем тихо, громко, с изменением ударения.

За – жа жа – за за – за – жа аза – ажа зва - жва

Зо – жо жо – зо жо – жо – зо озо – ожо збо - жбо

Зу – жу жу – зу жу – зу – жу ызы – ыжи зды - жды

Физминутка. Дыхательная гимнастика.

Вдох – выдох.

Вдох увеличен, выдох.

Вдох, выдох увеличен.

Вдох, выдох.

3.игра «Добавлялки» с мячом.

Добавьте слог ЗА или ЖА, чтобы слово зазвучало правильно.

Бере …за ва…за

Лы…жа лу…жа

Ко…за зано…за

Ко…жа стра…жа

4.Пальчиковая гимнастика.

«Ходит цапля по болоту» - с пуговицами.

«Гусенок» - с прищепкой.

Массаж для пальцев: лы - жа, ко – жу - ра, за – но - за, га – ра - жи, мо – ро - зы.

    работа на карточках.

    Букву З подчеркнуть одной чертой, букву Ж – двумя.

УЖИ ЗАБОТА ПИЖАМА

ЗАГАДКА УЖИН УЗОР

ЖАРИТЬ КОЖА ЖИРАФЫ

Подчеркнуть букву З одной чертой, букву Ж – двумя.

ЖЕЛЕЗО ЗАРЖАВЕЛ

ЗАДВИЖКА ЗАЖАРИТЬ

ЗАЖИГАЛКА ЖИЗНЬ

УЕЗЖАТЬ ЗАЖЕЧЬ

6. Игра «Собери слово»: собрать слово из отдельных букв, прочитать его, определить «звенит» или «жужжит» слово.

7. игра «Составь предложение», составить предложение из предложенных слов.

Комары и Жуки хорошо потрудились, проделали большую, очень важную работу.

О чем же мы сегодня говорили?

Какие звуки сравнивали?

Чем они похожи и чем отличаются?

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ж]:

Артикуляция как при звуке [Ш]: губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются , язык в форме «чашечки», широкий кончик языка поднят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя слабее, чем при звуке [Ш], направлена так же по середине языка вверх, воздух теплый. Но есть голосовые особенности: звук произносится с голосом (связки сомкнуты и вибрируют).

Подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.

Ж-ж-ж-ж-ж…

2. Автоматизация в слогах:

ЖА

ЖО

ЖУ

ЖИ

ЖЕ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

Жа-жа-жа

Жо-жо-жо

Жу-жу-жу

Жи-жи-жи

Же-же-же

Жа-жо-жу

Жи-же-жа

Жо-же-жи

Жу-жо-же

Же-жа-жо

Жа - жо - жу - жи - же
Жи - жа - жо - жу - же
Жо - жа - жу - жи - же
Же - жа - жо - жи - жу
Жу - жа - жо - жи - же

Жа: жаль, жаба, жало, жатва, жать, Жанна, жадина, жалоба; жалеть, жакет, жасмин.

Жо, жё: жёлоб, жёлудь, жёлтый.

Жу, же: жук, Женя, жжение; жетон.

Жи: жить, жила, жидкий, жито; живой, живот, животное.

Ждать, жду, жгутик.

Жа: ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, уважать; кожа, лужа, лежа, кожаный.

Жо, жё: ожог, лужок, флажок, свежо, ножовка, медвежонок, утюжок, ежонок.

Жу, же: лежу, хожу, гляжу, покажу, уже, уважение; вижу, вяжут, лижут, мажут.

Жи: ножи, ужи, ежи, лежи, покажи, этажи, наживка; ежик, ужин, пыжик, дюжина, ухаживать, похожий, ужинать.

Джем.

6. Произносить слова со стечением согласных, голосом выделяя звук [Ж]:

Важный, каждый, бумажный, багажник, монтажный, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, пижма, книжный, между, прежде, одежда, Надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный, однажды, дважды, побеждать.

7. Игра на автоматизацию звука [Ж] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ж; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ж].

8. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Снег - снежок

стог -

сапог -

еж -

нож -

дождь -

утюг -

пляж -

9. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ж]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ж] в названии выпавшей картинки.

10. Проговаривать слова с двумя звуками [Ж]:

Жажда, жижа, жужжать, желтокожие.

11. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ж].


12. Образовать родственные слова:

кожа - (кожаный, кожица, кожный …)

уж - (ужонок, ужата, ужиха, ужинный …)

ёж - (ежонок, ежата, ежиха, ежиный, ежовые, ёжиться …)

13. ДИ «Сосчитай до 5»:

ежонок -

пиджак -

ужонок -

14. Проговаривать словосочетания, голосом выделяя звук [Ж]:

Кожаный жакет жидкий мёд

нежная кожа жадный Женя

мягкая пижама вьюжный день

отважный капитан бумажная жаба

мамин утюжок модный пиджак

бежевый жакет Женины тапки

новый утюжок бумажный жук

важный медвежонок надёжный вожак

Женина пижама снежный ком

желтокожие жёлуди дюжина ежей

15. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено - второй абзац и т. д.)

Вова - вежливый ребенок. Тетради на нижней полке. Багажный вагон впереди. Мама купила пирожное. Между деревьев снежная баба. Женя вытряхивает одежду. У Гены бумажная жаба. Сапожник починил обувь. Монтажники выполняют важную работу. Победитель - лыжник награжден подарками. В книжном магазине можно найти нужную книгу. Булыжник был мокрый от дождя.

Женя жуёт ежевику. У ужа ужата. Монтажнику нужна ножовка. У Жанны кожаный жакет. Женя и Жанна ужинают. У Жанны бумажная жаба. Ежата ждут маму-ежиху. Над пижмой жужжат жуки. Художник едет в Кижи. У ежихи и ежа ежата. Пижама, жакет и пиджак - это одежда. Женя живёт на пятом этаже.

Пижма пахнет нежно. Женин папа - художник. Медвежонок жуёт жито. У Жени живые ужи. Жанна даёт Жене ежевику. Женя вяжет маме жакет. Нет манжет у пижамы. Ежевика в бумажном пакете. Между пнями живут жабы. У Жени на ужин ежевика. У детей пижамы и жакеты. У жука надёжный дом между ветвей.

Дружно живёт детвора. Легко бежать по накатанной лыжне. У Жоры отец—монтажник, а у Жени - художник. Мой друг живёт на нижнем этаже. На нижней полке этажерки лежит журнал. Жора бережёт одежду. Женя ожидает, когда перестанет дождик. Дождик лил уже дважды - жди урожай на грибы. Между окнами жужжит жук. Женя дважды побеждал в лыжных гонках. Дружно падают желуди.

16. Проговаривать тексты:

Тексты проговаривать при условии, что в речи есть звук [Р].

Женя-рыбак.

Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке.

Бежит Женя к реке. Терпеливо ждет клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы.

Рыжик.

Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику. Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок. Когда Рыжуху впрягли в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягли. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя. За лето Рыжик окреп.

17. Проговаривать чистоговорки:

У жука надежный дом,

Жук живет, не тужит в нем.

Жук жужжит, не унывает,

Жу-жу-жу он напевает.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Тут ежата у ежа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Мне ежаток покажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Уходите от ежа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

В моем доме этажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Подо мной два этажа.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Надо мной два этажа.

Же-же-же, же-же-же

На каком я этаже?

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжелый на жуке кожух.

Каждый жук жужжит о том,

Как же жутко быть жуком -

Каждый может обижать.

Как об этом не жужжать?

Золотистый, как из бронзы,

Жук кружится возле розы

и жужжит: "Жу-жу, жу-жу"