Познакомить с цифрой 0. Познание. II. Устный счёт

Тема: Число 0. Цифра 0.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой; познакомить со свойствами нуля.

Задачи:

образовательные:

Создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения устанавливать соотношения между числами и составлять равенства;

развивающие:

Развивать наблюдательность, зрительную память, математическую речь;

воспитательные:

Способствовать воспитанию интереса к предмету, умения работать в паре.

Планируемые результаты:

Метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;

Предметные: формирование понятия числа и цифры 0; умение сравнивать числа; определение числа в числовом ряду, написание цифры 0.

Коммуникативные УУД:

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

Регулятивные УУД:

формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные УУД:

Строить рассуждения, самостоятельно создавать

алгоритмы деятельности.

Межпредметные связи : окружающий мир.

Оборудование: компьютер, счётный материал.

Раздаточный материал: 5 листочков на веточке, примеры на грибочках для самостоятельной работы, картинки кленовых листочков с капельками воды, листики дерева (смайлики), карточки цифр.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Сразу правильно все сели

И на парту посмотрели.

Всё на месте? Всё в порядке?

Что ж начнём урок, ребятки!

II. Устный счёт.

Назовите число, которое стоит за числом 2. (3)

Назовите число, которое стоит перед числом 7. (6)

Какое число стоит между числами 7 и 9? (8)

Назови соседей числа 3 (4,5)

Назовите соседей числа 1.

III. Вхождение в тему. Сообщение темы и целей.

Сегодня я pасскажу вам удивительную историю. Жил-был листочек.

Вот такой (показываю кленовый лист)

Он жил на дереве. У него было много- много братьев и сестер. Летом им было весело. Но вот пришла осень и наступила пора расставаться с домом, потому что листья покидают свои деревья.

Отправился в путь и наш листочек. И мы вместе с ним.

Посмотрите, как красиво кругом.

По тропинке золотистой.

Погуляем не спеша.

С разноцветных клёнов листья

Тихо падают шурша.

Вот и братья нашего листочка падают с веточки.

(показываю веточку с пятью листочками )

IV. Изучение нового. Знакомство с числом «нуль», цифрой «ноль».

Сколько листочков на веточке? Запишите цифрой.

Один упал. Сколько осталось? Запишите цифрой. И т.д.

Прочитайте, что у вас записано? (5, 4, 3, 2, 1)

В каком порядке расположены числа? (в порядке убывания)

Вот упал последний листок. Как записать, что на веточке не осталось листочков?

В математике для этого используют число «нуль», которое записывают цифрой «ноль».

На что похожа цифра 0?

- Что значит ноль? Ничего, нисколько.

Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль - вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.

Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.

Назовите ещё числа, в которых ноль играет важную роль.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише-тише

Деревцо все выше-выше.

1.Определение места О в числовом ряду.

Кленовый листочек хочет знать место О в числовом ряду (перед 1).

Почему? (О меньше 1)

2. Запись числовых выражений.

На наш кленовый листок упали 2 капли. Одна высохла. Сколько осталось?

(показываю листок с двумя капельками)

Как записать числовым выражением? (2-1=1) (в тетради и на доске )

И другая капелька высохла, сколько осталось?

Запишем числовым выражением (1-1 =0)

На соседний листок упали 4 капельки.

(показываю листок с четырьмя капельками)

Все капельки высохли. Сколько осталось?

Как запишем? (4-4=0)

Посмотрите на записанные выражения, что вы заметили?

ВЫВОД: если из числа вычесть это же число, то получится ноль.

Приведите свои примеры таких числовых выражений.

Запишите 1-2 своих выражения.

IV. Закрепление изученного. Работа с учебником с. 70

Ребята, а листочки какого дерева изображены у нас в учебнике на с. 70.

Давайте проследим, как здесь получилось число 0.

    Решение выражений. Игра «Круговые примеры» с. 71 в учебнике.

Как осенние листочки порхают с цветка на цветок бабочки. Давайте проследим за их полётом и решим примеры (с.71)

Физкультминутка.

Гимнастика для глаз

Посмотрите на с. 71 в учебнике, покажите здесь ломаные. Какие ещё фигуры здесь изображены?

Пока мы с вами повторяли геометрический материал, наш листочек уже упал? Куда упал листок вы узнаете, если отгадаете загадку:

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки (гриб)

Листок упал на гриб.

Вот и грибки (дети получают грибы с примерами)

2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Прочитайте примеры.

Что мы должны для себя запомнить? (если вычитаем одинаковые числа, то в ответе всегда будет «ноль».)

Самооценка учащихся.

V. Рефлексия. Итог урока

Листочек улетает и прощается с нами, но на прощанье он хотел бы выяснить,

ч то нового и интересного вы узнали о числе «нуль» и цифре «ноль»?

У вас на партах листья. Если вам понравилось путешествие с листочком, поднимите вверх листочки и помашите ими.

Конспект занятия по математике

Знакомство с 0.

Цель: Познакомить с числом и цифрой 0.

Задачи.

Образовательные: Образование числа 0, его место в числовом ряду.

Развивающие: Развитие логики мышления, математической смекалки.

Воспитательные: Прививать любовь к математике.

Оборудование: плоскостные персонажи сказки «Колобок»; цифра 0. Раздаточный материал: на столах у детей крупные семена тыквы, фасоль, цветные палочки.

Ход занятия.

    Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

    – Ребята, скажите, что такое сказка? (Это когда, что-то волшебное).

- А вам хотелось бы попасть в математическую сказку? Тогда давайте отправимся в путешествие.

Ребята, ну-ка возьмите в руки бинокль (руками изобразить бинокль), что же вы видите? (На доске появляется изображение колобка). (Колобок убежал от бабушки).

Давайте вспомним начало сказки. (Дети вместе с воспитателем вспоминают).

- … Катится, катится Колобок, а навстречу ему Заяц (на доске появляется изображение зайца).

Колобок, Колобок я тебя съем!

Не ешь меня Зайка, лучше дай мне задачи решить.

Давайте поможем Колобку решить трудные задачи, иначе Заяц его съест! (Дети решают задачи: карточка из картотеки «Праздник числа», «Думай, считай, отгадывай!» Задачи на сообразительность -0-:

Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?

(Нисколько).

На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?

(Нисколько, так как на иве груши не растут).

Заяц отпустил Колобка.

А, вы, ребята, догадались, с какой цифрой мы сегодня познакомимся?

Правильно, ноль!

Ну почему мы попали именно в эту сказку?

Как вы думаете? (Колобок похож на 0).

На что ещё похожа цифра 0? (карточка «на что похожа цифра?»).

Не ешь меня, Волк, лучше вопросы трудные и задания интересные задавай!

(Карточка. Задачи в стихах -0-). Задача про гусей.

Семь рассерженных гусей,
Семь отчаянных друзей
Ходят-бродят: «Га-га-га!»
Тут хозяйка позвала их: -
Есть хотите? - Да-да-да!
И пошли ватагой всей
Семь рассерженных гусей.
Семь гусей ушли кормиться,
Сколько же осталось птицы?

(Нисколько).

Дети во время задачи выкладывают у себя на столе семена тыквы, фасоль. Покажите ответ, выложите цифру 0 из палочек. Давайте покажем в воздухе как правильно написать цифру 0.

А теперь выведите пальчиком на ладошке друг друга эту цифру, теперь на спинах друг друга.

Вы и Колобок справились с заданием. Волк отпустил колобка.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, Медведь, лучше задание мне и детям давай. (Карточка. Задачи в стихах -0-… Повезло опять Егорке…, Барсучиха - …)

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведерка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?

(Нисколько)

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?

(Молча не ждет никто, а с ревом ждут двое)

Дети решают задачи.

Отпустил Медведь Колобка.

Катится, катится, Колобок, а на встречу ему Лиса.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, Лиса, скажи, что ребятам сделать, чтобы ты меня не съела.

Лиса предлагает детям открыть прописи и выполнить задания. Самостоятельная работа детей. Лиса отпускает колобка.

Анализ, итог занятия:

Ребята, если бы Лиса съела Колобка, то, что бы от него осталось? (ничего, ноль).

С какой цифрой мы сегодня познакомились?

На что похожа эта цифра?

Если вам понравилось занятие то покажите большой палец кверху, а если вам было скучно то покажите большой палец к низу.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3».

Учитель: Давыдова Екатерина Николаевна.

Урок открытия нового знания по математике в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века».

Тема. Знакомимся с числом и цифрой 0.

Цель . Учить писать цифру 0, формировать умение соотносить число 0 с количеством предметов, формировать представление о числе 0.

Оборудование: числовой луч, учебник математики В.Н. Руднициной, тетрадь по математике Е.Э. Кочурова, раздаточный материал для физминутки, фишки, линейки, иллюстративный материал, сигнальные карточки для рефлексии.

Планируемые результаты.

    Предметные: соотносить число 0 с количеством предметов, научиться писать цифру 0.

  1. Метапредметные : понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

  2. Личностные: проявлять интерес к новым знаниям, выполнять правила поведения ученика на уроке.

Этапы урока

Формируемые УУД

I Организационный момент.

За работу!

II Актуализация знаний учащихся.

    Снесла курочка яичко. Мышка бежала, хвостиком задела – яичко упало и разбилось. Сколько стало? (нисколько)

    На ветке было два листика. Подул ветер и сорвал листики. Что осталось на ветке? (ничего)

    На тарелке было 8 пирожков, все пирожки съели. Сколько пирожков осталось на тарелке? (нисколько)

    Кто догадался, о каком числе сегодня пойдёт речь на уроке? (0)

III . Объяснение нового материала

а) Работа по учебнику .

Урок 20 задание №2, стр.50

Сколько было утят? Сколько стало? (ноль)

Сколько было птичек? Сколько стало? (ноль)

б) Практическая работа.

Положите на парту две фишки, уберите по одной. Сколько осталось? (Ничего не осталось)

Нарисуйте три кружочка. Зачеркните все кружочки. Сколько осталось? (ноль)

Сколько чашек у меня на столе? (нисколько)

Вывод: ноль предметов, значит, что этих предметов нет.

в) Письмо цифры 0.

Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число «ноль».

Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала.

Работа в тетради, урок 20, стр.41, задание № 1.

г) Работа с числовым лучом.

Положение нуля в числовом ряду.

(Принцип построения числового ряда: 0 на единицу меньше, чем 1, значит, 0 - число, предыдущее числу 1.)

    Задание №3 в учебнике, стр. 51

    Решите с опорой на числовой луч. (работа в паре)

0+3+5-8+10-4-6=? (0).

IV Закрепление материала

1.Напишите цифрой количество предметов рядом с рисунком.

Числа обозначают количество предметов.

Цифры - знаки, с помощью которых записывают числа.

Физкультминутка : Ученики выходят к доске и из маленьких секторов под музыку составляют на доске большую цифру 0.

V Самостоятельная работа

0+3 3+0 4+0 0+4

0+2 2+0 5+0 0+5

Примеры решаются по линейке, затем рассуждения учащихся заслушиваются. (сверить с образцом)

Формулировка вывода: при сложении нуля с любым числом получится тот же результат. Перестановка слагаемых.

VI Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    По рисунку составить задачу, рисунок выдает учитель каждой группе (работают четыре группы). После решения задач снова идет формулировка правила: при сложении нуля с любым числом получится тот же результат.

2. Решите задачу:

В одной вазе 30 конфет в другой 0.

Сколько всего конфет в двух вазах?

30+0=30 конфет.

VII Итог урока - рефлексия.

а) Угощение всех учащихся конфетами.

б) Ученики выходят к доске с карточками:

0 - узнал новое

1 - всё знал.

Где могут пригодиться знания, полученные вами сегодня?

Регулятивные: пытаются поставить учебную задачу

Познавательные УУП: поиск необходимой информации, структурирование знаний.

Познавательные: выбор оснований и критериев, построение логической цепи рассуждений

Личностные УУД: выполнять правила поведения на уроке.

Коммуникативные УУД: взаимодействуют и сотрудничают.

Коммуникативные УУД: учитывают позицию партнёра по общению, умеют слушать.

Личностные: оценивают усвоение содержания нового материала.



Анализ урока.

Предусмотрены фронтальная, индивидуальная, парная формы работы. Упражнения и задания носили практический характер, их выполнение требовало мыслительных операций: сравнение, анализ; виды деятельности чередовались. Действия выполнялись по образцу, алгоритму.

Учебная деятельность предусматривала творческий характер, дети оказывали друг другу взаимопомощь.

В ходе урока дети были собраны, внимание устойчивое, за исключением нескольких учеников, формулировка правила тоже не вызвала затруднений, за исключением нескольких учеников.

Урок способствовал общему развитию личности школьника, план урока соответствовал фактическому ходу урока

Цель: Создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности.

Задачи:

Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение. Навык счета в пределах 10.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

Познавательные: общеучебные – выявление свойств нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении и вычитании чисел; письмо цифры 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойства нуля в буквенном виде; счет в пределах 10; логические – установление причинно-следственных связей; сравнение групп предметов.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с числом и цифрой 0.

Цель: Создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности.

Задачи:

Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение. Навык счета в пределах 10.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

Познавательные: общеучебные – выявление свойств нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении и вычитании чисел; письмо цифры 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойства нуля в буквенном виде; счет в пределах 10; логические – установление причинно-следственных связей; сравнение групп предметов.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования.

Материально-техническое оснащение урока :

Общеклассная работа: аудиторная доска с магнитной поверхностью, таблица написания цифр, предметные картинки, карточки с цифрами; три квадрата: зеленый, желтый, красный – для рефлексии, проектор, экран, компьютер с установленным Flash-проигрывателем не ниже 8, мультимедийная презентация.

Парная работа: карточки с домиками для игры «Заселим домик».

Поставленная цель каждого этапа

Этапы урока

Ход урока

Деятельность детей

Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

1.Орг. момент.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты –

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Проверка готовности детей к уроку. Слайд 1

Приветствие гостей. Проверка осанки.

Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие внимания и памяти, подготовка к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять действия над числами, воспринимаемыми на слух.

2. Устный счет.

Каждый урок математики мы начинаем с вами с устного счета. А зачем? Что вам это дает? Может, это вредно для здоровья? (Ответы детей.) . Слайд 2

Итак, выполняем зарядку для ума. И в этом вам помогут ваши знания, которые вы получили на предыдущих уроках математики.

а)- Посчитайте от 1 до 10 (1 ряд).

Посчитайте от 10 до 1 (2 ряд).

Посчитайте от 4 до 9 (3 ряд).

б )Приготовьте веера цифр и покажите только ответ.

Число, следующее за числом 8;

Число, предыдущее числу 3;

Соседей числа 6.

в) Решение задач Слайд 3 Выбор действия-веер.

Солнышко-1 ряд

Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось? (4-2=2) Слайд 4

Облако-2 ряд

На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?(1+2=3) Слайд 5

Ромашка-3 ряд

На прогулку из яслей

Вышли десять малышей.

Пять из них на травку сели,

Остальные – на качели.

Сколько ребят сели на качели? (10-5=5) Слайд 6

г)- Игра «Заселим домик» (парная работа, слабоуспевающие учащиеся выполняют задание с помощью счетных палочек). Слайд 7

Проверка.

Подвести учащихся к формулированию темы урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).

На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.

3. Введение в тему урока. Целеполагание урока.

Я хочу вам рассказать об одном мальчике. Вот послушайте, что с ним приключилось.

Повезло опять Егорке,

У реки он сел не зря:

Два карасика в ведёрке

И четыре пескаря.

Но смотрите - у ведёрка

Появился хитрый кот,

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесёт? Слайд 8

Ничего не принесёт, всё съест хитрый кот.)

2. Определение цели урока

Каким числом можно выразить число рыб, которые остались у Егорки? (числом 0)

Как сказать по другому? (Ничего или ноль).

Покажите количество предметов на рисунке с помощью веера цифр.

– По-моему, мы еще на уроках не встречали отсутствие предметов. Как же нам его обозначить?

Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня?

(Знакомство с числом и цифрой 0.) слайд 9

А помогут нам в этом наши друзья - Смешарики

Формирование мотивации учения и обучения.

Реализация принципа деятельности.

4. Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Найдите тему в учебнике и прочитайте.

  1. Задание Нюши. Слайд 10

– Сколько пирожков лежит на тарелке? (9.)

– Все пирожки съели. Сколько пирожков осталось на тарелке? (Ни одного пирожка.)

Запись: 9 без 9 – это . 9 – 9 = . Слайд 11

Учитель демонстрирует карточку с цифрой 0.

– Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число «ноль».

Его называют нуль или ноль и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: нуль и нуль – пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Вы согласны, ребята? Нет, это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а не вовсе то, что хотелось. Назовите ещё числа, в которых нуль играет очень важную роль. (20, 30, 100 и т.д.)

В Венгрии, в Будапеште, поставлен пятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Слайд 12

На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Могу назвать его мячом,

А хочешь, дыркой назовем,

А можно бубликом,

Почти что кругленьким.

Но как его ни назовем,

Он называется нулем!

2. Работа в тетради. Письмо цифры 0

Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

– Вспоминаем правила посадки при письме, учитель показывает образец написания нуля.

3. Минутка для глаз. Слайд 13

4 . Задание Кроша.Работа с фишками. На доске запись цифрами. Слайд 14

– Рассмотрите рисунки. Сколько было уток? (3.)

– Сколько стало уток? (Ноль.) Сколько уток улетело? (3 утки.) Слайд 15

Запись: 3 – 3 = 0.

Задание Кар-Карыча

– Сколько птиц было в клетке сначала? (Ноль.)

– Сколько птиц стало? (2.) Сколько птиц посадили? (2.) Слайд 16

Запись: 0 + 2 = 2. Слайд 17

Задание 5 (с. 51).

– Рассмотрите рисунок, на котором изображена линейка. Найдите и покажите число 0.

– Сравните каждое из отмеченных чисел с числом 0.

– Сколько шагов от числа 4 до числа 0? (Четыре шага.)

– Сколько шагов от числа 0 до числа 5? (Пять шагов.)

– Сколько шагов от числа 0 до числа 8? (Восемь шагов.)

Какое место занимает ноль в ряду чисел? (Стоит перед 1.)

Почему? (Потому что ноль - самое маленькое число.)

Профилактика утомления

6 .Физминутка Слайд 18

Настало время отдохнуть.

Первоклашки дружно встали,

И зверятами все стали.

Потоптались как слонята,

Повертелись как лисята,

Поскакали как зайчата.

Как жирафы потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Вперевалочку, как мышки

Дружно сели все за книжки.

Задания способствуют формированию положительной мотивации учения, познавательной активности, активизируют учебную деятельность, создают комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышают эффективность урока.

7. Закрепление изученного материла.

Наступает время вопросов. Слайд 19

1. Задание 5 (с. 51).

– Сколько вертолетов на рисунке? (3.) Кораблей? (4.) Машин? (6.)

– Придумайте вопросы со словами «на сколько больше», «на сколько меньше».

Варианты вопросов:

а) На сколько кораблей больше, чем вертолетов? Слайд 20

б) На сколько машин больше, чем вертолетов? Слайд 21

в) На сколько машин больше, чем кораблей? Слайд 22

2. Работа в печатной тетради

Получение и чтение записей вида: 3 и 0 – это 3.

Поиск треугольников в фигуре. Слайд 23-24

Установление закономерности в записи цифр и письмо цифр в соответствии с установленной закономерностью.

Прослеживание (проведение) линии от цветной фигуры к карточке с числом.

Сопоставление начала узора и его описания (пошаговый контроль выполненного этапа работы).

Продолжение узора.

Тренировка в написании изученных цифр.

8. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цифру научились писать?

Ребята, а в жизни вам пригодится умение писать цифру 0?

– Что обозначает число 0?

Формирование самооценки

9. Рефлексия.

На доске три разноцветных квадрата. У вас на партах – фишки. Возьмите и подойдите к нужному квадрату.

Зеленый квадрат – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Синий – я могу работать лучше, у меня не все получалось на уроке. Красный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.


Конспект занятия по формированию математических представлений дошкольников.

Педагог дополнительного образования Коротченко Л.Н.

Занятие проводится с дошкольниками 4-5 лет в форме путешествия в другое время года. В ходе путешествия дети сталкиваются с

проблемной ситуацией, ищут пути ее решения. Играя на занятии, они учатся ориентироваться в пространстве и на плоскости

относительно себя. Совершенствуются навыки счёта детей. Развиваются мышление, внимание, память, воображение, умение

сотрудничать.

Тема: Ч исло 0. Цифра 0.

Задачи :

    Развивать мышление, память, внимание , речь, моторику, творческие способности детей.

    Воспитывать доброту, бережное отношение к природе, аккуратность, о рганизованность, самодисциплину, умение работать в паре.

    Познакомить с числом и цифрой 0. Формировать пространственные и временные представления, умение ориентироваться в пространстве и на плоскости, совершенствовать навыки счёта:количественного и порядкового, закреплять знания цифр и умение соотносить количество предметов и цифры.

Оборудование : магнитофон, кассета с записью «волшебной» музыки, пения птиц; бабочки с точками (от 0 до 9) на лапках по количеству детей, цветы с цифрами от 0 до 9, цветные трубочки(аналоги палочек Кюизенера цилиндрической формы), игрушка- лягушка, мяч, раздаточные наборы для аппликации летнего пейзажа, игра «Муха».

Ход занятия.

1.Орг анизационный м омент.

Звучит «волшебная» музыка.

Дети рядом с педагогом.

П.- Какое сейчас время года? (Весна.)

- Какое время года наступит после весны? (Лето)

- Вы любите лето?

Давайте на несколько минут перенесёмся в это время года на лесную полянку. Представьте себе, что светит яркое солнце, поют птицы(звуки пения птиц), цветут цветы(по кабинету развешаны цветы с цифрами от 0 до 9, цветок с цифрой 0 перевёрнут), летают и ползают разные насекомые.

Вот и на нашей полянке сидят бабочки. (На ковре лежат бабочки по количеству детей. Одна из них отличается цветом, другая-размером, третья- формой крыльев. У каждой бабочки на лапках точки от 1 до 9.)

Осторожно, не раздавите их ногами. Они такие красивые и беспомощные.

2. Логическое задание

« Какая бабочка лишняя?»

Цели: развитие логического мышления, внимания.

Дети называют лишних бабочек по размеру, цвету, форме.

3.Повторение пройденного.

Игра « Дождик».

Цели: закрепление знания цифр от 1 до 9, умения считать и находить соответствующую посчитанному количеству цифру.

П.- Когда летом солнце прячется за тучки, и начинается дождь, насекомые заползают под лепестки цветов.

Как только солнце спрячется (погаснет свет в кабинете), помогите бабочкам найти их цветок.

(Дети берут по одной бабочке, считают точки на их лапках и бегут под цветок с соответствующей цифрой. Педагог смотрит, не ошиблись ли бабочки.)

4.Проблемная ситуация. Введение нового материала.

Цели: знакомство с цифрой 0,числом 0.

Выглядывает солнце. Дети играют в игру «Дождик» второй раз.

Педагог незаметно для детей меняет одну бабочку с точками на бабочку с пустой карточкой.

Почти все бабочки находят свои цветки. Только одна не знает, куда ей лететь. Что делать? Под какой цветок спрятаться этой бабочке?

Дети предлагают свои версии. Все предложения выслушиваются.

Находятся дети, которые уже знают цифру 0. Переворачивается цветок с цифрой 0.

П.- Этот ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Дети повторяют стихотворение.

5. Закрепление нового.

Дети играют в игру «Дождик» третий раз.

6. Игра с мячом« Мяч налево, мяч направо»

Цели: развитие умения ориентироваться в пространстве.

Дети встают в круг. В руках у одного ребёнка мяч. Педагог говорит детям, в какую сторону передать мяч, налево или направо.

Можно перед занятием нарисовать детям на правой ладошке букву П(право).

7. Игра «Лягушка».

Цели:отработка навыков количественного и порядкового счёта, закрепление знания цветов.

На полянке «построены» для детей цветные ступеньки из брёвен(цветные трубочки). Дети считают их сначала в прямом и обратном направлении, затем по порядку слева направо.

По просьбе педагога дети отворачиваются, а лягушка в это время прячется за бревно. Педагог сообщает детям, за которым по счёту бревном спряталась лягушка, если считать слева направо, дети называют его цвет. Можно играть иначе. Педагог называет цвет бревна, а дети называют его порядковый номер(слева направо).

8. Игра «Муха»

Цели: игра помогает научиться ориентироваться в пространстве листа,закрепить понятия «влево-вправо», «вверх-вниз», развивает внимание, память.

После прогулки мы вернулись в комнату. Летом надоедают назойливые мухи. Давайте их поймаем и посадим в мешок.

В центре комнаты сидит муха, которая пытается вылететь за ее пределы. За один ход она может пролететь только одну клетку. Я буду говорить, куда муха полетела, а вы внимательно следите за её передвижением. Как только она вылетит за границы комнаты, хлопайте в ладоши, чтобы её поймать. Если успели хлопнуть, то сажаем муху в мешок, а если мухе удастся вас запутать, то она вылетает в окно. Начинаем. Муха вверх, муха вправо, муха вправо (хлопок).

В конце игры педагог спрашивает, сколько мух осталось летать(ноль), сколько в мешке, сколько улетело в окно. Ответ дети показывают на пальчиках.

9. Аппликация «Лето».

Цели: развитие умения ориентироваться на плоскости, умения работать в паре.

Каждой паре детей раздаются наборы для аппликации.

1вариант.

Педагог «диктует»рисунок. Например: солнце светит в левом верхнем углу, лягушка сидит в правом нижнем углу, бабочка летает над лягушкой, облако плывёт в правом верхнем углу, мяч - в левом нижнем углу.

Дети выполняют работу под диктовку, договорившись вначале, кто будет класть первую картинку, кто следующую.

2вариант.

Педагог предлагает детям самим составить картину. (Развитие творческих способностей).

После работы можно задать детям вопросы по расположению предметов на картине, по количеству предметов.

10. Итог занятия.

Эмоциональная оценка занятия. Рефлексия групповой и собственной деятельности.

Список литературы:

. Сунцова А.,Курдюкова С. Учимся ориентироваться в пространстве. Рабочая тетрадь. -Спб.: Питер, 2008.

Корепанова М. В., Козлова С. А. «Моя математика» для старших дошкольников. Методические рекомендации для педагогов. -М.: Баласс, 2008.

Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. -Изд. 4-е, доп. и перераб./ Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. -М.: Издательство Ювента, 2010.