Политическая социализация. Как называется процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценостей того общества,к которому принадлежит?помогите пожа

Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации у индивида формируются социально значимые качества, необходимые личности для исполнения социальных ролей.

Формирование личности возможно только в человеческом об­ществе. Люди, в отличие от животных, не обладают врожденными образцами поведения, в их генах не запрограммированы сложные социальные отношения. Например, детеныши обезьян уже через три-шесть месяцев после рождения сами добывают себе пищу; птенец горной куропатки вылупляется из яйца оперенным, способным летать и добывать себе пищу; мальки некоторых видов живородящих акул рождаются уже «матерыми» хищниками. Человек же без длительного периода социализации не может стать полноценной личностью.

История знает немало случаев, когда малолетние дети попадали в стаю животных (волков, обезьян и др.) и росли среди них. Возвращенные в общество, они не обладали необходимыми для личности социальными качествами (абстрактным мышлением, культурой, навыками деятельности). Кроме того, они утрачивали способность усвоения социальных качеств и не могли адаптироваться в обществе.

Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека методами воспитания, образования, так и под влиянием различных факторов окружающей среды (различных форм общения, средств массовой информации, искусства и др.). Методы и цели социализации зависят от того, какие качества личности ценятся в той или иной культуре, какие статусы и роли являются наиболее востребованными в обществе. Совокупность различных механизмов (институтов) социализации (семьи, школы, трудового коллектива, неформальных объединений и др.), создает относительно устойчивую систему социализации.

От эффективности системы социализации зависит перспектива развития не только отдельных индивидов (социальных групп), но и будущее всего общества. Подрастающие поколения, приобретая социальный опыт, усваивая необходимые роли, занимают статусы старших поколений. И если общество (государство) не уделяет должного внимания совершенствованию системы социализации, то оно обречено на застой и деградацию.

Когда результаты социализации не оправдывают наши ожида­ния, то мы говорим об отклонениях от общепринятых стандартов - девиации.

Девиация (от лат. devistio - отклонение) - отклоняющееся от общепризнанных стандартов поведение индивида или группы (преступность, правонарушения, наркомания, проституция, алкоголизм, самоубийство и пр.) Девиация бывает

индивидуальной и групповой.

Индивидуальная девиация свойственна любой социальной группе (семье, учебному классу, трудовому коллективу и др.). Она в большей мере обусловлена не объективными условиями социализации, а индивидуальными свойствами личности, случайными обстоятельствами, микросредой, в которой индивид может оказаться. В случаях индивидуальной девиации принять говорить - «в семье не без урода».

Групповая девиация - более негативное социальное явление. Она в большей степени свидетельствует не об индивидуальных отклонениях в структуре социализации, а о том, что общие объективные условия не позволяют целым социальным группам найти свое место в социальной структуре общества, самореализоваться, не нарушая общепринятых ценностей и норм. Общая криминализация современного российского общества - наглядное проявление групповой девиации.

Групповая девиация - это своего рода показатель того, что су­ществующие в обществе социальные отношения не отвечают интересам многих социальных групп. Кризисное состояние общества способствует разрастанию масштабов девиантного поведения, и оно становится обыденным, повседневным явлением, т. е. воспринимается как должное или неизбежное.

В коррумпированных государственных структурах принципиальный, честный работник (чиновник, следователь, судья и др.) воспринимается как инородное тело (как человек с отклонениями), а преуспевающий преступник - как образец для подражания.

Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов (стадий). Однозначного мнения о количестве стадий не существует. Одни ученые считают, что социализация включает три основные стадии (Дж. Г. Мид); другие - четыре (3. Фрейд); третьи - восемь (Э. Эриксон) и т. д. Не вдаваясь в дета­ли дискуссии, возьмем за основу градации четыре основных периода жизни человека: детство, юность, зрелость, старость. Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации. Например, в раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам (быть, как все); в подростковом и юношеском возрасте - формировать собственное «я», развивать индивидуальность (отличаться от других); в зрелом возрасте - соответствовать общепринятым стандартам; в старости - сохранять достигнутый ранее социальный статус.

В процессе социализации личности можно выделить два качест­венных уровня, два этапа - социальную адаптацию и интернализацию (переход внешних факторов во внутреннюю сущность человека).

Социальная адаптация - это процесс приспособления индивида к новым (меняющимся) социальным условиям (ролевым функциям, социальным нормам, институтам и др.), помогающий личности усвоить новые «правила игры» и адекватно реагировать на внешние обстоятельства.

Интернализация (от лат. internus - внутренний) - процесс включения социальных норм, ценностей, установок и т. п. во внутренний мир человека. Говорить об интернализации индивида можно тогда, когда те или иные аспекты внешней среды стали для него неотъемлемой частью его внутреннего мира. Например, когда человек идентифицирует (отождествляет) себя с определенной ролью, профессией, социальной группой, организацией и др. (я - шахтер; мы - русские; моя семья; мой класс; мои друзья; мой народ).

Социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь. Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях. В формировании социально значимых качеств личности особенно велика роль семейной социализации. В семье ребенок усваивает основы социального взаимодействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое - хорошо, а что такое - плохо». Поэтому индивид, не прошедший этапа семейной социализации или прошедший его не в достаточной степени, впоследствии может испытывать трудности в исполнении тех или иных социальных ролей.

Следующим этапом в становлении личности является школьная социализация. Она представляет собой двуединый процесс воспитания и обучения. Основными задачами школьной социализации являются: сформировать у индивида общее

представление об обществе и мире; научить его выделять приоритеты в социальных отношениях; подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Послешкольная социализация индивида может происходить в средних и высших учебных заведениях, армейской среде, трудовом коллективе и т. д. Значительное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации, художественная литература, искусство, а также различные неформальные группы (друзья, соседи, родственники и др.).

В течение жизни индивид может неоднократно менять место жительства и место работы, вступать в брак и разводиться, осваивать новые роли и виды деятельности, терять старые и приобретать новые статусы, менять свои взгляды, убеждения и ценностные ориентации. Процесс замещения ранее усвоенных индивидом знаний, норм, ценностей и ролей новыми называется ресоциализацией.

Социализация процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации, у индивида формируются социально значимые качества, необходимые личности для исполнения социальных ролей.

Формирование личности возможно только в человеческом обществе. Люди, в отличие от животных, не обладают врожденными образцами поведения, в их генах не запрограммированы сложные социальные отношения. Например, детеныши обезьян уже через три – шесть месяцев после рождения сами добывают себе пищу; птенец горной куропатки вылупляется из яйца оперенным, способным летать и добывать себе пищу; мальки некоторых видов живородящих акул рождаются уже «матерыми» хищниками. Человек же без длительного периода социализации не может стать полноценной личностью.

История знает немало случаев, когда малолетние дети попадали в стаю животных (волков, обезьян и др.) и там росли до определенного возраста. Возвращенные в общество, они не обладали необходимыми для личности социальными качествами (абстрактным мышлением, культурой, навыками деятельности). Кроме того, они утрачивали способности усвоения социальных качеств и не могли адаптироваться в обществе.

Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека методами воспитания, образования и пр., так и под влиянием различных факторов окружающей среды (различных форм общения, средств массовой информации, искусства и др.). Методы и цели социализации зависят от того, какие качества личности ценятся в той или иной культуре, какие статусы и роли являются наиболее востребованными в обществе. Совокупность различных механизмов (институтов) социализации (семьи, школы, трудового коллектива, неформальных объединений и др.), создает относительно устойчивую систему социализации.

От эффективности системы социализации зависит перспектива развития не только отдельных индивидов (социальных групп), но и будущее всего общества. Подрастающие поколения, приобретая социальный опыт, усваивая необходимые роли, занимают статусы старших поколений. И если общество (государство) не уделяет должного внимания совершенствованию системы социализации, то оно обречено на застой и деградацию.



Когда результаты социализации не оправдывают наши ожидания, то мы говорим об отклонениях от общепринятых стандартов – девиации (см. вопрос 49).

Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов (стадий). Одни ученые считают, что социализация включает в себя три основные стадии (Дж. Г. Мид); другие – четыре стадии (З. Фрейд); третьи – восемь (Э. Эриксон) и т. д. Возьмем за основу градации четыре основных периода жизни человека: детство, юность, зрелость, старость. Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации. Например, в раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам (быть, как все); в подростковом и юношеском возрасте – формировать собственное «Я», развивать индивидуальность (отличаться от других); в зрелом возрасте – соответствовать общепринятым стандартам; в старости – сохранять достигнутый ранее социальный статус.

В процессе социализации личности можно выделить два качественных уровня, два этапа – социальную адаптацию и интернализацию (переход внешних факторов во внутреннюю сущность человека).

Социальная адаптация – это процесс приспособления индивида к новым (меняющимся) социальным условиям (ролевым функциям, социальным нормам, институтам и пр.). Он (процесс) помогает личности усвоить новые «правила игры» и адекватно реагировать на внешние обстоятельства.

Интернализация (от лат. interims – внутренний) – процесс включения социальных норм, ценностей, установок и т. п. во внутренний мир человека. Говорить об интернализации индивида можно тогда, когда те или иные аспекты внешней среды стали для него неотъемлемой частью его внутреннего мира. Например, когда человек идентифицирует (отождествляет) себя с определенной ролью, профессией, социальной группой, организацией и др. (я – шахтер, мы – русские, моя семья, мой класс, мои друзья, мой народ).

Социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь. Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях. В формировании социально значимых качеств личности особенно велика роль семейной социализации. В семье ребенок усваивает основы социального взаимодействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое – хорошо, а что такое – плохо». Поэтому индивид, не прошедший этапа семейной социализации, или прошедший его не в достаточной степени, впоследствии может ощущать сложности в исполнении тех или иных социальных ролей.

Следующим этапом в становлении личности является школьная социализация. Она представляет собой двуединый процесс воспитания и обучения. Основными задачами школьной социализации являются: сформировать у индивида общее представление об обществе и мире; научить его выделять приоритеты в социальных отношениях; подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Послешкольная социализация индивида может происходить в средних и высших учебных заведениях, армейской среде, трудовом коллективе и т. д. Значительное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации, художественная литература, искусство, а также различные неформальные группы (друзья, соседи, родственники и др.).

В течение жизни индивид может неоднократно менять место жительства и место работы, вступать в брак и разводиться, осваивать новые роли и виды деятельности, терять старые и приобретать новые статусы, менять свои взгляды, убеждения и ценностные ориентации. Процесс замещения ранее усвоенных индивидом знаний, норм, ценностей и ролей новыми называется ресоциализацией.

процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Истоки современной теории С. - работы француз. социолога Тарда, который в основу концепции положил принцип подражания, а также отношения "ученик - учитель", воспроизведенные на различных уровнях. В ХХ в. утвердилось понимание С. как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

  • - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте...

    Этнопсихологический словарь

  • - процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценно­стей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общно­сти, группе. осуществляется как в ходе целенаправленного...

    Экология человека. Понятийно-терминологический словарь

  • - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта. С. - рез-т и целенаправл...

    Энциклопедия культурологии

  • - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах...

    Психологический словарь

  • - - развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Термин "С." заимствован из политэкономии...

    Педагогический терминологический словарь

  • - , процесс усвоения человеч. индивидом определ. системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества...

    Философская энциклопедия

  • - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм....

    Новейший философский словарь

  • - Процесс усвоения индивидом необходимых для его успешного функционирования в обществе: 1) образцов поведения; 2) психологических механизмов...

    Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • - в криминологии процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей. С. начинается в раннем возрасте и протекает в нескольких фазах...

    Словарь юридических терминов

  • - процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Истоки современной теории С. - работы француз...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества...

    Политология. Словарь.

  • - 1) процесс интеграции какой-либо особи в популяцию, к которой она принадлежит. Социализация осуществляется путем обучения молодых особей взрослыми...

    Экологический словарь

  • - в криминологии - понятие, означающее процесс принятия индивидом к.-л. норм и ценностей, взглядов и образа действий, а т.ж. интеграцию системы общественных ролей...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см. Коллективизм...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества...

    Большая Советская энциклопедия

"Социализация" в книгах

Социализация сыроедения

Из книги Кулинарная книга жизни. 100 рецептов живой растительной пищи автора Гладков Сергей Михайлович

Социализация цвета

Из книги автора

Социализация цвета Согласно выводам В. Ф. Петренко, практика описания человека через цветовые характеристики, вызываемые его образом, имеет достоверные опытные основания. Так, в буддистски ориентированной литературе приводятся многочисленные примеры описания

25. Социализация личности

Из книги Общая социология автора Горбунова Марина Юрьевна

25. Социализация личности Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества, является социализация. Социализация как процесс делает возможным продолжение общества и

26 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

26 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ Влияние культуры на личность происходит впроцессах инкультурации и социализации,с помощью которых человек овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.Под социализацией понимают

Социализация инструментария

Из книги Метаморфозы музыкального инструментария:неофилософия народно-инструментального искусства XXI века автора Варламов Дмитрий Иванович

Социализация инструментария Неисповедимы пути Господни! Если бы в пору моей юности, лет двадцать назад, какой-нибудь провидец предсказал, что я буду писать книгу, связанную с социологией музыки, не поверил бы! Любил я тогда, да и сейчас, пожалуй, конкретные знания.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

СОЦИАЛИЗАЦИЯ Более вероятно, что работники адаптируются и будут получать удовольствие от работы в организации быстрее, если процесс социализации проходит гладко. Социальные аспекты работы – взаимоотношения с коллегами – очень важны для многих людей. Степень

2.1. Воспитание как социализация

Из книги Сравнительное образование. Вызовы XXI века автора Джуринский Александр Н.

2.1. Воспитание как социализация Идеи и организация социального воспитания. Интерпретаторы социального воспитания в России и на Западе [см.: А.Н. Джуринский (2013)] ставят задачи усвоения таких культурных ценностей, которые позволят учащимся безболезненно вписываться в

Социализация ребенка

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Социализация ребенка Когда ребенок подрастет, запишите его в какой-нибудь кружок, куда он будет ходить вместе с няней. Но сначала убедитесь, что няня понимает свою роль: поощрить ребенка к общению, в игровой, развлекательной форме помочь ему сделать первые неуверенные

Социализация насилия

Из книги Исцеление от эмоциональных травм – путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии автора Коннелли Кристин

Социализация насилия Травмы не только заставляют нас действовать под влиянием большинства, они изменяют наш характер и на более глубоком уровне. Криминологу Лонни Атенсу удалось установить, что превращает человека в жесткого преступника. Л. Атенс провел множество

Социализация

Из книги автора

Социализация процесс и результат вхождения и становления индивида в социальной среде как члена общества под влиянием всего спектра факторов: биологических предпосылок, социального познания и общения (мира вещей, социальных ролей и функций, норм, прав и обязанностей и

Социализация

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат. socialis - общественный) - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм. Феномен С.

Социализация

Из книги Яндекс Воложа [История создания компании мечты] автора Дорофеев Владислав Юрьевич

Социализация 2007 г. вызвал к жизни эпидемию социальных сетей, и «Яндекс» не хотел отставать, потому что, по словам Воложа, «монетизировать можно почти все». Ну а главное, надо было срочно восстанавливать упущенную на поисковом рынке инициативу и теряемые на глазах доли

Социализация

Из книги Развитие личности [Психология и психотерапия] автора Курпатов Андрей Владимирович

Социализация Человек рождается, будучи потенциально готовым к социальным отношениям, но ему еще только предстоит сформироваться как личности. Поскольку содержательно социальные отношения не детерминированы генетически, ему придется их осваивать, что называется, с

Социализация

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Социализация Обратимся теперь ко второму общему вопросу, который мы должны рассмотреть в этой главе: к вопросу о детерминантах. Чем определяется социальное поведение ребенка: и те его формы, которые мы уже обсуждали, и другие? Излагая этот материал, основное внимание я

1. Понятие «Социализация».

«Социализация личности» - это одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление. В научной литературе можно встретить различные определения этого понятия, такие как:

"Социализация – это сложный многогранный процесс" по:

Усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

Усвоению и дальнейшему развитии индивидом социально-культурного опыта;

Становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

Включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.

Социализация – это сложный и непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой стороны, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.

Социализация-это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

Формирование социальных установок и убеждений;

Вхождение индивида в социальную среду;

Приобщение индивида к системе социальных связей;

Самоактуализация Я личности;

Усвоение индивидом социальных влияний;

Социальное обучение принятым в обществе формам поведения и

Социализация осуществляется в ходе направленного воздействия на человека как в системе воспитания, так и под влиянием круга других факторов: семейное, внесемейное общение, искусство, средство массовой информации и др.

Каждому возрасту соответствует свой тип социализации. Социальные психологи выделяют две основные стадии:

Первичную – характерную для раннего детства стадию приобщения индивида к обществу (установки, нормы);

Вторичную – стадию, на которой индивид играет активную роль в изменении своего окружения.

2. Этапы социализации.

В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе развития.

Можно выделить семь этапов.

Первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации.

Вторым этапом социализации ребенка является интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают глубинные переживания. Каждого человека будоражат, а ребенка в особенности, часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем как позитивное, так и негативное. Именно к этим чувствам, к состоянию души неосознанно прислушивается человек при восприятии и оценке той или иной информации.

Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на этом этапе социализации – микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок. Это может быть двор, друзья, класс, но чаще всего - это семья, и когда новая информация вступает в противоречие с установками, полученными ребенком в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.

Отсюда третий этап – выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на данном этапе, выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику информации все труднее привести ребенка к своим ценностям.

В качестве четвертого этапа выступает формирование ценностных ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора, благоприятствующего положительному исходу этого этапа, выступает идеал.

Основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют сразу же за получением информации (словно «взрывная реакция»), и только потом прорабатываются второй, третий и четвертый этапы, в других же случаях, они возникают лишь в результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя через этап обобщения и закрепления.

На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в шестнадцать – отстаивать свои и других людей честь и достоинство.

Седьмой этап выражается в осмыслении и оценке своей социальной деятельности.

Из данного обстоятельства можно сделать следующий вывод. Социализация – как поэтапный процесс - протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – к самооценке. На определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.

3. Функции социализации.

Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:

Нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;

Личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно-мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;

Ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей, определяющих образ жизни человека;

Коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;

Прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;

Творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и

преобразовывать мир вокруг себя;

Компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.

4. Уровни социализации.

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

1. Биологический уровень.

Это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, равно как и любое растение или животное, является частью космоса. Человек подвержен влиянию погоды, фазам луны и другим природным явлениям.

2. Психологический уровень.

В процессе социализации выделяется две стороны личности – как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй – логикой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.

3. Социально-педагогический уровень.

Это связь человека с обществом, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.

Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности, влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как объект, так и субъект воздействия личности на себя и общество, а также общественных институтов на личность.

Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно-временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека.

Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе

социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.

5. Стадии и формы социализации.

Стадии социализации можно выделить, проанализировав возрастную периодизацию. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные потребности, нужды, ощущения, особенности и т. д., то можно выделить шесть стадий социализации.

1. Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.

2. Идентификационная стадия (до 3-х лет). Этот период отождествления себя со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек - до мамы, папы, животных, растительного мира. Это - период становления и

функционирования так называемого «сенсомоторного, доречевого, практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся психическая деятельность ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на него.

3. Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения целенаправленной совместной деятельности детей, в процессе которой

приобретается опыт руководства над другими детьми, а также и опыт своего подчинения.

4. Экспансивная стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно распространить во все поры своего существования. Это период конкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к себе и, как результат, требования к самому себе.

5. Конвентивная стадия (11-15 лет). Характеризуется

«взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую

ценность представляет мнение товарищей. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для подростков имеет его положение в семье, которое при

благоприятном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать.

6. Концептуальная стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом в самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане.

Юношеский возраст выгодно отличается от всех предыдущих

самостоятельностью в формировании целостной системы взглядов, оценок, ценностных ориентаций и установок.

На каждой стадии воздействие на индивида осуществляется определенным образом, направленно или спонтанно. Но чаще всего эти две формы воздействия дополняют друг друга, компенсируя недостатки предыдущей.

Выделяют две формы социализации подрастающего поколения: направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная).

Направленная форма социализации – это специально разработанная определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества.

Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.

Резюмируя вышесказанное можно отметить, что любой социальный институт, будь то школа, семья или любительское объединение, могут воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно. Все зависит от программы деятельности того или иного социального института.

6. Институты социализации.

Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений. Это усвоение происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни. Социализация как явление и функция общества носит противоречивый, сложный, разнонаправленный характер. Она осуществляется как целенаправленными, контролируемыми действиями - через воспитание в семье и особенно в школе, так и посредством стихийных, спонтанных влияний со стороны разных социальных институтов и факторов.

К институтам социализации относятся семья, школа (образовательные учреждения), микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви. Как было сказано раньше, воспитание как социальная функция это и есть социализация. А воспитание как целенаправленное воздействие на развитие личности является функцией одного из агентов социализации - школы.

Следует признать большие, но все же ограниченные возможности школы в формировании личности, поскольку институтов и условий социализации много и они действуют часто несогласованно, жизнь общества не поддается всеобщему регулированию. Поэтому личность в процессе социализации имеет определенную независимость, автономию. Это надо, очевидно, признать нормой, из чего следует, что, с одной стороны, общество имеет много возможностей для влияния на формирование личности, обеспечивает богатство и разнообразие условий для развития и социализации. С другой стороны, это несет в себе элемент непредсказуемости, опасность развития индивида в антисоциальном направлении, уход в маргинальные группы, создает возможность развития отклоняющегося поведения.

Задача общества - определить оптимальные соотношения между социальными воздействиями на личность и социальной саморегуляцей личности, ее саморазвитием. В социологии это находит выражение в концепциях, с одной стороны, "жесткой" и, с другой стороны, гуманистической, понимающей социализации.

Эта же проблема в педагогике отражена в понятиях авторитарная и гуманистическая педагогика. Для учителя, воспитателя в школе, необходимо в первую очередь знание наиболее важных институтов социализации школьников, это семья, школа, микросреда ("улица"). Конечно, важно также знать и другие институты социализации, которые опосредованно влияют на формирование учащихся: это политика, экономика, культура, религия, средства массовой информации.

6. Агенты социализации.

Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию называют агентами социализации.

На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

1. В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.

2. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение.

3. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность , стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важным в этот период является:

Изменение роли агентов социализации

Изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей

Усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих

Несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом

Противоречием между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.

(от лат. socialis - общественный; англ. socialization; нем. Sozialisierung)
Эн-культурация

1. Двунаправленный процесс, в котором, с одной стороны, от общества к личности идут процессы трансляции необходимых для усвоения содержаний и осуществляются процедуры целенаправленного (но и стихийного) воздействия и социального контроля, призванные обеспечить проектируемые результаты, а с другой - на уровне индивида - происходит в той или иной мере адекватное усвоение социокультурного опыта, его интернализация и формирование самих личностных структур.

2. Двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения, за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

3. Модификация поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни, начиная с младенчества.

4. Осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях, становятся личностями.

5. Подключение человека к культуре как таковой.

6. Подключение человека к традициям конкретной национальной культуры, выступающей далее для него в качестве автохтонной, родной.

7. Последовательный процесс введения, размешивания и растворения индивида в обществе.

8. Принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий.

9. Процесс, в значительной мере являющийся результатом того, что детское подражание (имитация) получает подкрепление в любом случае, вне зависимости от того, специально подкрепляется поведение ребенка или нет.

10. Процесс включения индивида в систему общественных отношений (и формирования у него социальных качеств).

11. Процесс, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями.

12. Процесс, в ходе которого культура общества передается детям.

13. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

14. Процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм.

15. Процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.

16. Процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей.

17. Процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей.

18. Процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.

19. Процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы.

20.Процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.

21. Процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений, верований и т.д.).

22. Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта - трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению.

23. Процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

24. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит.

25. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм, ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.

26. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

27. Процесс формирования индивидуальности.

28. Развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

29. Результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания, формального обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.

30. Результат социального взаимодействия.

31. Самоактуализация Я.

32. Совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта (актора) социокультурных практик данного общества.

33. Совокупность процессов: интернализации социальных норм, усвоения социальных функций и вхождения в социальную группу (социальной мобильности).

34. Сознательное целенаправленное воздействие на формирование личности (воспитание), и объективный стихийно-спонтанный процесс трансформации индивидуального сознания в соответствующем социокультурном контексте.

35. Социальное научение.

36. Социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и ценностям, в этом процессе происходит становление их личности.

37. «Становление актёра» – процесс овладения «мастерством ношения маски» и «умения жить внутри сценария».

38. Становление личности в процессе усвоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.

39. Усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости).

40. Формирование возможностей и умения выполнять свои социальные роли.