Объединение русских князей для борьбы с половцами. Половцы на службе князей. Перемирие и последнее столкновение

Борьба с половцами во времена Владимира Мономаха — ряд столкновений с кочевыми племенами в период 1080-1116 годов, в большинстве из которых принимал активное участие князь Владимир Мономах.

Половцы также использовались князьями в борьбе друг с другом (напр. во время междоусобиц 1094-1097 и 1097-1100 годов), однако угроза постоянного вторжения на юго-востоке Древнерусского государства и регулярного разорения кочевниками стала причиной объединения князей, которые к 1120 году смогли временно заставить половцев откочевать от границ.

Предпосылки конфликта

К середине XI века печенеги и торки были вытеснены пришельцами из алтайских предгорий - половцами. Новые хозяева степей разбили врагов и заняли их кочевья.

Сразу после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году половцы вторглись в Переяславское княжество, но заключили мир с Всеволодом Ярославичем. В 1059 году Всеволод, а в 1060 году все трое старших Ярославичей в союзе с Всеславом Полоцким нанесли торкам сокрушительное поражение в степях. Первое столкновение русских и половцев датируется 1061 годом. Жертвой кочевников стало Переяславское княжество. С этих пор кочевники стали совершать частые набеги в пределы Руси.

Одно из крупнейших половецких вторжений на Русь произошло в 1068 году они нанесли сокрушительное поражение на реке Альте войскам Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей, вместе владевших на тот момент всей Русью. В результате в Киеве произошло восстание, заставившее Изяслава временное бежать в Польшу.

Использование половцев в междоусобицах

Кочевые племена половцев представляли собой мобильные группы, передвигающиеся преимущественно на конях и не имеющие единого центра управления. Каждое племя имело родового князя-хана, который принимал решения об объединении с другими ханами для совместного похода на Русь или же о найме на русских князей.

Так сам Мономах использовал половцев в 1078 году, во время похода на Полоцк против Всеслава Чародея, затем осенью 1081 во время похода на Минск (город был полностью сожжен, жители вырезаны), а в 1097 он направил сына Вячеслава с большим отрядом половцев против своего двоюродного брата Олега Святославича.

Другие князья также пользовались услугами кочевников-наемников: выше упомянутый Олег Святославич еще в 1078 году пытался с их помощью взять штурмом Чернигов, но был разбит. Зато в 1094 году ему это удалось — Мономах был вынужден покинуть город.

Хронология и подробное описание событий

1093 — Битва на реке Стугне при Треполе
(первое поражение Мономаха от половцев)

Отец Мономаха Всеволод Ярославич умер в 1093 году. Его сын, не стал претендовать на Киев и согласно листвичному праву уступил своему старшему двоюродному брату Святополку Изяславичу место великого князя.

Узнавшие о смерти князя Всеволода половцы вторглись на Русь и направили к Святополку послов. Святополк захватил их, а затем скомандовал вывести войска навстречу на р. Стугну вместе с Владимиром Мономахом и его братом Ростиславом. Владимир советовал разместиться за водной преградой и выиграть время, но Святополк настоял на переправе через Стугну.

В битве на Стугне 26 мая русские потерпели жестокое поражение, многие утонули в реке во время бегства, в том числе Ростислав Всеволодович. Святополк уже только киевскими силами вышел навстречу врагам и 23 июля сразился с ними на Желани, снова проиграл. Тем временем, половцы 9 недель осаждающие Торческ, наконец взяли город. Все жители были захвачены и уведены в половецкие степи, а сам Торческ сожжён до тла.

Затем произошла еще одна битва вместе с Мономахом против половцев у Халепа. Итог сражения неизвестен, но после него в 1094 году Святополк заключил мир с половцами и взял в жёны дочь половецкого хана Тугоркана.

1094 — Осада Чернигова Олегом Святославичем
(второе поражение Мономаха от половцев)

В 1094 году, узнав о неудачах двоюродных братьев и решив воспользоваться обескровленностью их дружин, Олег Святославич решил взять реванш за свой неудачный поход 1078 года, и вместе с наемниками-половцами предпринял новую попытку осады Чернигова.

Увидев приближающееся войско половцев и стяг Олега Святославича, Владимир Мономах приказал затворить ворота Чернигова. 8 дней князь Олег штурмовал город, но дружина Мономаха крепко стояла на малом оборонительном валу и не давала противнику войти в острог.

Устав смотреть на горящие вокруг Чернигова села и монастыри, которые были отданы Олегом на разграбление кочевникам, Владимир решил сдать город, сказав:

«Пусть не похваляются язычники!»


Получив желаемое Олег позволил двоюродному брату с остатками дружины пройти сквозь ряды осаждающих, строго запретив половцам предпринимать какие-либо враждебные действия.

1095 — Убийство половецких ханов на переговорах

В 1095 году половецкие ханы Итларь и Китан прибыли к Владимиру Мономаху на переговоры к городу Переяславлю. Предметом обсуждения был размер откупа — деловитые половцы предлагали Мономаху избежать повторения разорения его земель и без того сильно пострадавших от предыдущих набегов.

Хан Итларь расположился в самом городе Переяславле, а Китан, получив от Владимира в качестве заложника его сына Святослава, встал со своими воинами между защитными валами и стенами города.


В этот момент из Киева прибыл боярин Славята, а начальник дружины Мономаха, Ратибор, предложил князю убить половецких ханов. Опасаясь за жизнь сына Мономах ответил:

«Как же я могу сделать это? Мой сын у них.»


На что дружинники ответили:

«Князь! Нет в этом греха, они всегда приходят и губят землю Рускую и кровь христианскую проливают безпрестанно, а теперь привел бог их в руки твои!»

Поколебавшись, Владимир согласился. Ночью борярин Славята с небольшим отрядом преданных воинов и группой кочевников-торков прокрались к стану Китана и смогли выкрасть Святослава у половцев. Затем сонного Китана зарезали, его воинов перебили — все это тихо, тайно и не вызывая шума.

Тем временем Итларь ночевал вместе со своей дружиной во дворе Ратибора. На утро, Ратибор велел всем членам своей дружины приготовиться и приказал растопить избу. К Итларю был послан от Владимира Мономаха отрок с посланием:

«Зовет Вас Владимир и предлагает обуться, в теплой избе у Ратибора позавтракать, а затем ехать к нему»

Итларь согласился и пошёл в приготовленную избу. На крыше, разобрав часть кровли и заранее приготовив лук и стрелы, уже притаился Олбяг Ратиборович. Как только хан и его половцы пересекли порог — дверь за ним была закрыта и подперта. Итларь был поражен выстрелом в сердце, а его дружина перебита следом за предводителем.


Решив, что самое время провести против кочевников поход, Святополк и Владимир послали за Олегом и тот обещал участвовать, но в последний момент не явился. Владимир и Святополк вернулись с большой добычей — у не ожидавших нападения кочевников были захвачены большие стада скота, верблюды, а сдавшиеся в плен приведены в качестве слуг.

1096 — Битва на реке Трубеж
(первый крупный разгром половцев)

В 1096 году Владимир Мономах и Святполк обвинили Олега Святославича в сотрудничестве с половцами за отказ от совместного похода и осадили его в Стародубе. Воспользовавшись отсутствием княжеских сил хан Боняк атаковал окрестности Киева (сжёг в Берестове княжеский двор), а Куря - Переяславля. Куря 24 мая сжёг Устье.

30 мая Тугоркан осадил Переяславль, а Святополк и Владимир подошли правым берегом Днепра до Заруба и перешли Днепр только 19 июля, то есть город был в осаде 50 дней. Из Переяславля вышли защитники. Половцы стояли на левом, восточном берегу Трубежа. Атака русских носила неорганизованный характер («Владимир же хотел выстроить полк, они же не послушались» ), но была очень успешной: половцы побежали, множество их погибло при преследовании, погиб сам Тугоркан с сыном.

1101 — Съезд у Сакова

В 1101 году состоялся съезд всех братьев (7 князей, из Святославичей присутствовал ещё и Ярослав) на реке Золотче.

На съезд прибыли половецкие послы с просьбой о мире. Князья передали им предложение встретиться в городе Саков (в пределах левобережной области Киева). Русско-половецкий съезд состоялся 15 сентября, стороны обменялись заложниками и заключили мир.

1103 — Долобский съезд

В 1103 году у Долобского озера близ Киева состоялся съезд съезд Святополка и Владимира Мономаха, на котором обсуждались условия организации совместного похода на половцев.

В отличие от предыдущих съездов переговоры проходили с участием дружины. Дружина Святополка выступила против идеи пойти в поход на половцев весной, в ответ Владимир Мономах произнёс речь, после которой дружинники не смогли ничего возразить, и Святополк согласился.

1103 — Битва на реке Сутени

Общий сбор произошёл в Переяславле, откуда в ладьях и на конях пошли до острова Хортица на Днепре. Затем пехота выгрузилась на берег, и всё войско шло 4 дня на восток. Половцы решили дать бой русским с перспективой ответного похода в случае победы.


Сторожевые части половцев во главе с Алтунопой попали в засаду, устроенную русскими сторожевыми частями. Про столкновение главных сил известно только то, что русские действовали как в конном, так и в пешем строю.

Во время преследования было убито множество половцев, в том числе 20 половецких «князей» (Урусоба, Кчий, Арсланапа, Китанопа, Куман, Асуп, Курток, Ченегреп, Сурьбарь и другие). Белдюз был захвачен Святополком, передан Владимиру, и несмотря на предложение за себя выкупа, был убит за несоблюдение мирного договора.

1107 — битва на реке Суле

В мае 1107 года Боняк захватил табуны у Переяславля, затем к нему присоединился Шарукан, и они встали около Лубен на левом берегу Сулы. В выступившем против них войске, кроме Святополка Киевского, Олега Новгород-Северского и Владимира Переяславского, было ещё четверо князей: Святослав, Мстислав, Вячеслав и Ярополк.

Летопись не сообщает подробностей битвы. Русские войска перешли Сулу вброд и ударили по противнику, тот обратился в бегство и в ходе преследования потерял множество убитыми и пленными. Боняку и Шарукану удалось бежать, но был убит брат Боняка Таз, а также пленены Сугра с братом. Русскими был захвачен половецкий обоз.

1111 — Битва на Салнице
Разгром половцев

26 февраля 1111 года русская армия, возглавляемая коалицией князей (Святополк с сыном Ярославом, Давыд с сыном, Владимир с сыновьями), в боевом порядке двинулась к городу Шарукань, сопровождаемая священниками с крестами, поющими песнопения.

Местом, где собралось русское войско, было Долобское озеро. Его путь проходил через множеством рек, после чего они вышли к берегам Северского Донца).

Шарукань сдался без боя на 5-й день осады. Примечательно, что горожане предложили победителям рыбу и вино, что характеризует оседлый быт его обитателей. Параллельно русскими был сожжён пытавшийся оказать сопротивление город Сугров.

24 марта произошло первое ожесточённое сражение у Донца, в котором был истреблен отряд разведчиков-половцев. Утром 27 марта в полнолуние на реке Сальнице началось второе, основное сражение.

Половцы имели такое численное превосходство, что русские войска были окружены, но половцы не выдержали их скоординированного прямого удара. Был захвачен большой плен и множество разнообразной добычи, ранее награбленной половцами в разных регионах. Около десяти тысяч половцев полегло на поле боя, остальные бросали оружие, прося сохранить жизнь.


Эта победа приобретала в глазах современников особое, исключительное значение. В конце XI - начале XII века на Руси всё сильнее ощущались приближение конца света, наступление «последних времён», предшествующих Страшному суду. Мир давно уже вступил во вторую половину седьмого - последнего, по представлениям того времени, - тысячелетия своей истории (год 1111-й от Рождества Христова соответствовал 6619-му от Сотворения мира).

Страшное имя измаилтян - предвестников «последних времён», о нашествии которых в канун конца света на земли христиан пророчески рассказывалось во многих византийских эсхатологических сочинениях, - прилагалось на Руси к половцам и другим родственным им кочевым народам южнорусских степей. Борьба с ними русских князей воспринималась как последняя схватка сил добра с прислужниками антихриста, как сугубое исполнение христианского долга.


Победа же, одержанная под водительством Владимира Мономаха и при зримом участии Небесных сил, казалось, отодвигала грядущее светопреставление, давала шанс на продолжение самой истории, на спасение всего «христианского мира».

Перемирие и последнее столкновение

Узнав в 1113 году о смерти киевского князя Святополка, половцы подошли к границам. Владимир Мономах вступая на киевское княжение заключил с ними очередной мир.

В 1116 году сын Владимира Мономаха Ярополк и Всеволод Давыдович совершают поход в половецкие степи - взяты три города: Сугров, Шарукань, Балин и большая добыча.

В 1120 году по приказу отца Ярополк совершил еще один поход против половцев «за Дон» (то есть за Северский Донец), однако половцы заблаговременно покинули свои становища, и князь, не найдя никого в степях, возвратился.

Итоги и значение

  • Владимир Мономах смог прекратить княжеские междоусобицы и объединить Древнерусское государство в борьбе против кочевников
  • В результате главных походов 1111 и 1116 годов половцы понесли тяжелые потери и были вынуждены откочевать от границ руси
  • Набеги возобновились только после смерти Мономаха в 1125 году

В середине XI века Киевская Русь столкнулась с серьезной угрозой в лице половцев. Эти кочевники пришли из азиатских степей и захватили Причерноморье. Половцы (или куманы) вытеснили из этих мест своих предшественников печенегов. Новые степняки ничем мало отличались от старых. Они жили грабежами и нашествиями на соседние страны, в которых проживало оседлое население.

Новая угроза

Появление кочевников совпало с началом процесса политического распада Руси. Восточнославянское государство было единым вплоть до XI века, когда его территория разделилась на несколько малых княжеств. Каждым из них правил самостоятельный выходец из Борьба русских князей с половцами была осложнена этой раздробленностью.

Правители часто ссорились между собой, устраивали междоусобные войны и делали собственную страну уязвимой перед степняками. Кроме того, некоторые князья стали нанимать кочевников за деньги. Наличие в войске своей собственной маленькой орды становилось важным преимуществом на поле боя. Все эти факторы в сумме привели к тому, что Русь на протяжении почти двух столетий находилась в состоянии постоянного конфликта с половцами.

Первая кровь

Впервые кочевники вторглись на территорию Руси в 1054 году. Их появление совпало со смертью Ярослава Мудрого. Сегодня его считают последним киевским князем, правившим всей Русью. После него трон перешел к старшему сыну Изяславу. Однако у Ярослава было еще несколько отпрысков. Каждый из них получил удел (часть державы), хотя формально они подчинялись Изяславу. Второй сын Ярослава, Святослав, правил в Чернигове, а третий, Всеволод Ярославич, получил Переяславль. Этот город находился чуть восточнее Киева и был ближе всего к степи. Именно поэтому половцы часто нападали на Переяславское княжество в первую очередь.

Когда кочевники в первый раз оказались на русской земле, Всеволоду удалось договориться с ними, отправив к непрошенным гостям посольство с дарами. Между сторонами был заключен мир. Однако он не мог быть долговечным, так как степняки жили за счет грабежа соседей.

Орда вновь вторглась в в 1061 году. На этот раз было разграблено и уничтожено множество мирных беззащитных селений. Кочевники никогда не задерживались на Руси надолго. Их кони боялись зимы, кроме того, животных нужно было кормить. Поэтому налеты совершались весной или летом. После перерыва на осень и зиму южные гости возвращались.

Поражение Ярославичей

Вооруженная борьба русских князей с половцами поначалу носила несистематический характер. Правители уделов не могли в одиночку бороться с огромными ордами. Это положение вещей делало жизненно необходимым союз между русскими князьями. Сыновья Ярослава Мудрого умели договариваться между собой, поэтому в их эпоху проблем с координацией действий не было.

В 1068 году объединенная дружина Ярославичей встретилась со степным войском, которым руководил Шарукан. Местом битвы стал берег реки Альты недалеко от Переяславля. Князья были разбиты, им пришлось в спешке бежать с поля боя. После сражения Изяслав и Всеволод вернулись в Киев. У них не было ни сил, ни средств для того, чтобы организовать новый поход на половцев. Апатичность князей привела к восстанию населения, уставшего от постоянных набегов степняков и видевшего неспособность своих правителей что-то противопоставить этой страшной угрозе. Киевляне созвали народное вече. Жители города потребовали от властей вооружить простых граждан. Когда этот ультиматум был проигнорирован, недовольные разгромили жилище воеводы. Князю Изяславу пришлось скрываться у польского короля.

Тем временем набеги половцев на Русь продолжались. В отсутствие Изяслава его младший брат Святослав в том же 1068 году разгромил степняков в битве на реке Снове. Шарукан был взят в плен. Эта первая победа позволила на время парализовать кочевников.

Половцы на службе князей

Хотя половецкие набеги прекратились, степняки продолжали появляться на русской земле. Причиной тому послужило то, что кочевников стали нанимать русские князья, воевавшие друг с другом в междоусобных конфликтах. Первый такой случай имел место в 1076 году. Сын Всеволода Ярославовича Владимир Мономах вместе с половцами опустошил земли полоцкого князя Всеслава.

В том же году Святослав, до того занявший Киев, умер. Его кончина позволила Изяславу вернуться в столицу и вновь стать князем. Чернигов (наследственный удел Святослава) был занят Всеволодом. Таким образом братья оставили своих племянников Романа и Олега без земель, которые они должны были получить от отца. Дети Святослава не имели собственной дружины. Зато вместе с ними воевать пошли половцы. Часто кочевники отправлялись на войну по зову князей, даже не прося награды, так как награду они получали во время грабежей мирных сел и городов.

Однако такое союзничество было опасным. Хотя в 1078 году Святославичи разбили Изяслава в битве на Нежатиной Ниве (киевский правитель погиб в бою), совсем скоро князь Роман сам был убит половцами, которых он и позвал за собой.

Сеча на Стугне

В конце XI - начале XII вв. главным борцом со степной угрозой стал Владимир Мономах. Половцы решили вновь заявить о себе в 1092 году, когда тяжело заболел Всеволод, который тогда правил в Киеве. Кочевники часто нападали на Русь, когда страна оказывалась без власти или та была ослаблена. В этот раз половцы решили, что болезнь Всеволода не позволит киевлянам собраться с силами и отразить нападение.

Первое нашествие осталось без наказания. Куманы, не встретив сопротивления, спокойно вернулись в места своих зимних кочевий. Походами тогда руководили хан Тугоркан и хан Боняк. Мощный натиск степняков после продолжительного перерыва стал возможен после того, как разрозненные несколько лет орды объединились вокруг этих двух лидеров.

Все благоволило половцам. В 1093 году умер Всеволод Ярославич. В Киеве стал править неопытный племянник усопшего, Святополк Ярославович. Тугоркан вместе со своей ордой осадил Торческ - важный город в Поросье на южных рубежах Руси. Вскоре оборонявшиеся узнали о приближавшейся помощи. Русские князья на время забыли о взаимных претензиях друг к другу и собрали свои дружины для похода в степь. В этой армии оказались полки Святополка Изяславовича, Владимира Мономаха и его младшего брата Ростислава Всеволодовича.

Объединенная дружина была разбита в битве на реке Стугне, состоявшейся 26 мая 1093 года. Первый удар половцев пришелся на киевлян, которые дрогнули и бежали с поля боя. За ними были разбиты черниговцы. Войско оказалось прижатым к реке. Воинам пришлось в спешке переплывать реку прямо в доспехах. Многие из них попросту утонули, в том числе и Ростислав Всеволодович. Владимир Мономах попытался спасти брата, однако так и не смог помочь ему выбраться из бурлящего потока Стугны. После победы половцы вернулись к Торческу и наконец взяли город. Защитники крепости сдались. Их увели в плен, а город был предан огню. История Киевской Руси омрачилась одним из самых разгромных и страшных поражений.

Удар в спину

Несмотря на большие потери, борьба русских князей с половцами продолжилась. В 1094 году продолжавший бороться за отцовский удел Олег Святославович осадил Мономаха в Чернигове. Владимир Всеволодович оставил город, после чего тот был отдан кочевникам на разграбление. После уступки Чернигова конфликт с Олегом был исчерпан. Однако вскоре половцы осадили Переяславль и появились под стенами Киева. Степняки воспользовались отсутствием на юге страны сильных дружин, ушедших на север участвовать в очередной междоусобице на ростовской земле. В той войне погиб сын Владимира Мономаха, муромский князь Изяслав. Тем временем Тугоркан был уже близок к тому, чтобы взять Переяславль измором.

В самый последний момент на выручку городу пришла дружина, вернувшаяся с севера. Ее вели Владимир Мономах и Святополк Изяславович. Решающая битва произошла на 19 июля 1096 года. Русские князья наконец-то разбили половцев. Это был первый крупный успех славянского оружия в противостоянии со степняками за последние 30 лет. Под мощным ударом половцы бросились врассыпную. В этой погоне вместе со своим сыном погиб Тугоркан. На следующий год после победы на Трубеже русские князья собрались на знаменитом съезде в Любече. На этой встрече Рюриковичи урегулировали собственные отношения. Наследственные уделы покойного Святослава окончательно вернулись к его детям. Теперь князья могли вплотную заняться проблемой половцев, на чем настаивал Святополк Изяславович, которого формально продолжали считать старшим.

Походы в степь

Поначалу борьба русских князей с половцами не выходила за предел Руси. Дружины собирались только в том случае, если кочевники угрожали славянским городам и селам. Эта тактика была неэффективной. Даже если половцы терпели поражение, они возвращались в собственные степи, вновь набирали силы и уже через некоторое время вновь переходили границу.

Мономах понимал, что против кочевников необходима принципиально новая стратегия. В 1103 году Рюриковичи встретились на очередном съезде на берегу Долобского озера. На встрече было принято всеобщее решение идти с войском в степь, в логово врага. Так начались военные походы русских князей в места кочевий половцев. В кампании приняли участие Святополк Киевский, Давыд Святославович Черниговский, Владимир Мономах, Давыд Всеславович Полоцкий и наследник Мономаха Ярополк Владимирович. После общего сбора в Переяславле русская рать отправилась в степь ранней весной 1103 года. Князья торопились, надеясь как можно быстрее настичь противника. Половецкие лошади нуждались в длительном отдыхе после предыдущих походов. В марте же они были еще неокрепшими, что должно было быть на руку славянской дружине.

История Киевской Руси еще не знала такой военной кампании. На юг шла не только кавалерия, но и крупное пешее войско. Князья рассчитывали на него в случае, если конница слишком устанет после долгого пути. Половцы, узнав о неожиданном приближении врага, стали спешно собирать объединенную армию. Во главе нее встал хан Урусоба. Свои отряды привели еще 20 степных князьков. Решающее сражение произошло 4 апреля 1103 года на берегу реки Сутени. Половцы были разгромлены. Многие их князьки были убиты или попали в плен. Погиб и Урусоба. Победа позволила Святополку заново отстроить город Юрьев на реке Роси, который был сожжен еще в 1095 году и много лет пустовал без жителей.

Весной 1097-го половцы вновь пошли в наступление. Хан Боняк возглавил осаду города Лубена, принадлежавшего к Переяславскому княжеству. Святополк и Мономах вместе разбили его войско, встретившись с ним на реке Суле. Боняк бежал. Тем не менее мир был хрупким. В дальнейшем военные походы русских князей повторялись (трижды в 1109 - 1111 гг.). Все они были успешными. Половцам пришлось откочевать подальше от русских границ. Некоторые из них даже перебрались на Северный Кавказ. На два десятилетия Русь забыла об угрозе половцев. Интересно, что в 1111 году Владимир Мономах устроил поход по аналогии с Крестовым походом католиков в Палестину. Борьба восточных славян и половцев была еще и религиозной. Кочевники были язычниками (в летописях их называли «погаными»). В том же 1111 году русская рать дошла до Дона. Эта река стала ее последним рубежом. Были захвачены и разграблены половецкие города Сугров и Шарукань, в которых кочевники по обыкновению зимовали.

Долгое соседство

В Владимир Мономах стал киевским князем. При нем и его сыне Мстиславе (до 1132 г.) Русь в последний раз была единым и сплоченным государством. Половцы не беспокоили ни Киев, ни Переяславль, ни какие-либо другие восточнославянские города. Однако после смерти Мстислава Владимировича между многочисленными русскими князьями начались споры из-за прав на престол. Кто-то хотел заполучить Киев, кто-то боролся за обретение независимости в других провинциях. В войнах между собой Рюриковичи вновь начали нанимать половцев.

Например, правивший в Ростове, пять раз вместе с кочевниками осаждал «мать городов русских». Половцы активно вовлекались в междоусобные войны в Галицко-Волынском княжестве. В 1203 году они под командованием Рюрика Ростиславовича захватили и разграбили Киев. Тогда в древней столице правил князь Роман Мстиславович Галицкий.

Защита торговли

В XI-XII вв. половцы далеко не всегда вторгались на Русь по призыву одного из князей. В периоды, когда не было других способов грабить и убивать, кочевники самовольно атаковали славянские поселения и города. При киевском князе Мстиславе Изяславовиче (правил в 1167-1169 гг.) впервые за долгое время был организован и проведен поход в степь. Дружины отправлялись в места кочевий не только для того, чтобы обезопасить приграничные поселения, но и для сохранения днепровской торговли. Купцы на протяжении многих веков пользовались Путем из варяг в греки, по которому доставлялись византийские товары. Кроме того, русские торговцы продавали северные богатства в Константинополе, что приносило князьям большую прибыль. Орды грабителей были постоянной угрозой для этого важного обмена товарами. Поэтому частые русско-половецкие войны обуславливались еще и экономическими интересами киевских правителей.

В 1185 году князь Новгород-Северского предпринял очередной поход в степь. Накануне произошло солнечное затмение, которое современники расценили как дурной знак. Несмотря на это, дружина все-таки отправилась в логово половцев. Эта армия была разгромлена, а князь попал в плен. События похода легли в основу «Слова о полку Игореве». Данный текст сегодня считается самым значительным памятником древнерусской литературы.

Появление монголов

Отношения славян и половцев на протяжении почти двух веков укладывались в систему регулярного чередования войны и мира. Однако в XIII веке установившийся порядок рухнул. В 1222 году в Восточной Европе впервые появились монголы. Орды этих свирепых кочевников уже покорили Китай и теперь двигались на запад.

Поход 1222-1223 гг. был пробным и фактически являлся разведкой. Однако уже тогда и половцы, и русские ощутили свою беспомощность перед новым врагом. Эти два народа прежде постоянно воевали друг с другом, однако на этот раз решили выступить вместе против неожиданного противника. В битве на Калке половецко-русское войско потерпело сокрушительное поражение. Погибли тысячи ратников. Однако после победы монголы внезапно повернули назад и ушли в родные края.

Казалось, что буря миновала. Все стали жить как прежде: князья воевали друг с другом, половцы грабили приграничные поселения. Через несколько лет необоснованная расслабленность половцев и русских была наказана. В 1236 году монголы под руководством внука Чингисхана Батыя начали свой великий западный поход. В этот раз они шли в далекие страны для того, чтобы завоевать их. Сначала были разбиты половцы, затем монголы разграбили Русь. Орда дошла до Балкан и только там повернула назад. Новые кочевники осели в прежде Постепенно два народа ассимилировались. Однако как самостоятельная сила половцы исчезли именно в 1230-1240-х. Теперь Руси пришлось иметь дело с куда более страшным противником.

Половцы остались в истории Руси как злейшие враги Владимира Мономаха и жестокие наемники времен междоусобных войн. Племена, что поклонялись небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.

Кто такие половцы?

В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись. С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе. Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света. Их предки – сары обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами. Остатки ушли в степи восточного Казахстана, где получили свое новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные». Под этим названием они упоминаются во многих средневековых арабо-персидских источниках. Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый». По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

У официальной версии существует немало слабых сторон. Во-первых, если все вышеупомянутые народы изначально представляли единый народ – кипчаков, то в таком, случае, как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен. В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах. На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры – каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь воинов, павших в битве, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.

Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук, Евстигнеева, половцы-сары – это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.

Оружие междоусобиц

Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку засыпая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых, для того времени, технологиях, как например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.

В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь – распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи – князь Олег Святославич, которого дяди лишили наследства, позволил им грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.

Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками, внук Ярослава Олег Гориславич выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий. В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, тогда еще князя Переславля, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.

Война Мономаха


Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи, которые правда при нем активно переписывались, рассказывают о нем, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории. В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях. Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.

Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем обороняющийся русский воин. Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения. Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола. Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери, у половцев – Умай, олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой:
«И пред идолом гнётся кипчаков спина...
Всадник медлит пред ним, и, коня придержав,
Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав,
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо».

ПОЛОВЕЦКИЕ НАБЕГИ - на-па-де-ние от-ря-дов по-лов-цев (смотреть Кип-ча-ки) на тер-ри-торию Древнерусского государства , русских кня-жеств в середине XI - начале XIII веков.

По-лов-цы поя-ви-лись в южно-русских сте-пях в 1030-1040-е годы. Основными объ-ек-та-ми их аг-рес-сии ста-ли Ви-зантийская им-пе-рия и Древнерусское государство.

Сис-те-ма по-гра-нич-ной обо-ро-ны на южных гра-ни-цах Древнерусского государства, ос-но-ву ко-то-рой со-ста-ви-ли це-поч-ки ук-ре-п-лён-ных пунк-тов, свя-зан-ных ме-ж-ду со-бой в еди-ную во-ен-ную и ком-му-ни-ка-ци-он-ную сеть, сло-жи-лась в окон-чательном ви-де при ки-ев-ском князе Вла-ди-ми-ре Свя-то-сла-ви-че, а за-тем по-сто-ян-но ук-ре-п-ля-лась и ус-лож-ня-лась. Древнерусская обо-ро-нительная ар-хи-тек-ту-ра XI века яв-ля-лась га-ран-ти-ей безо-пас-но-сти от ко-чев-нических ар-мий, од-на-ко бло-ки-ро-вать на-бе-ги по-лов-цев, ата-ко-вав-ших различные уча-ст-ки южно-русских гра-ниц, не по-зво-ля-ла. В хо-де на-бе-гов по-лов-цы, как пра-ви-ло, не штур-мо-ва-ли и ред-ко оса-ж-да-ли круп-ные го-ро-да (Ки-ев, Чер-ни-гов и другие), ра-зо-ряя сель-скую ме-ст-ность и не-боль-шие го-ро-да. Главные эко-но-мические фак-то-ры половецких набегов: ра-бо-тор-гов-ля, угон ко-ней для про-да-жи, за-хват плен-ных для об-ме-на за вы-куп и гра-бёж. Ха-ны и, ви-ди-мо, по-ло-вец-кая знать до-би-ва-лись от русских кня-зей по-дар-ков.

Пер-вым упо-мя-ну-тым в ис-точ-ни-ках половецким набегом на тер-ри-то-рию Древнерусского государства яв-ля-ет-ся при-ход в январе - феврале 1062 года по-лов-цев под руководством ха-на Ис-ка-ла. Пе-ре-яс-лав-ский князь Все-во-лод Яро-сла-вич 2 февраля вы-сту-пил про-тив них, но был раз-бит про-тив-ни-ком, ко-то-рый по-сле ус-пеш-но-го на-бе-га ото-шёл в сте-пи. В 1068 году по-лов-цы пред-при-ня-ли но-вый на-бег и раз-гро-ми-ли в бит-ве на реке Аль-та объ-е-ди-нён-ное вой-ско ки-ев-ско-го князя Изя-сла-ва Яро-сла-ви-ча, чер-ни-гов-ско-го князя Свя-то-сла-ва Яро-сла-ви-ча и пе-ре-яс-лав-ско-го князя Все-во-ло-да Яро-сла-ви-ча. Это по-ра-же-ние при-ве-ло к Ки-ев-ско-му вос-ста-нию 1068 года, по-влёк-ше-му за со-бой пер-вое свер-же-ние с ки-ев-ско-го сто-ла Изя-сла-ва Яро-сла-ви-ча. Вер-нув-ший-ся в Чер-ни-гов Свя-то-слав Яро-сла-вич со-брал вой-ско (около 3 тысяч человек) и 1 но-ября на-нёс по-лов-цам (около 12 тысяч человек) по-ра-же-ние близ города Сновск. В 1071 году половецкий набег ока-зал-ся на-прав-лен на зем-ли у Рас-тов-ца и Не-яти-на - го-род-ков к юго-за-па-ду от Кие-ва. В 1079 году - началу 1090-х годов основные си-лы по-лов-цев бы-ли при-вле-че-ны ви-зан-тий-ца-ми для борь-бы с пе-че-не-га-ми, в свя-зи с чем половецкие набеги пре-рва-лись.

Но-вый этап половецких набегов при-шёл-ся на 1093-1107 годы, ко-гда чис-ло на-бе-гов и их раз-ру-шительная си-ла рез-ко воз-рос-ли. В это вре-мя русские кня-зья на-чи-на-ют пред-при-ни-мать специальные по-ло-вец-кие по-хо-ды для пре-ду-пре-ж-де-ния во-енной ак-тив-но-сти по-лов-цев. В 1093 году, по-сле аре-ста ки-ев-ским князем Свя-то-пол-ком Изя-сла-ви-чем по-ло-вец-ких по-слов, при-быв-ших с пред-ло-же-ни-ем о ми-ре, по-лов-цы со-вер-ши-ли но-вый боль-шой на-бег. Они оса-ди-ли и взя-ли город Тор-ческ, раз-би-ли 26 мая на реке Стуг-на вой-ска ки-ев-ско-го князя Свя-то-пол-ка Изя-сла-ви-ча, чер-ни-гов-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Все-во-ло-до-ви-ча Мо-но-ма-ха и его бра-та, пе-ре-яс-лав-ско-го князя Рос-ти-сла-ва Все-во-ло-до-ви-ча (уто-нул), раз-би-ли 23 ию-ля на Же-ля-ни у Кие-ва вой-ска Свя-то-пол-ка Изя-сла-ви-ча, ра-зо-ри-ли зем-ли во-круг Кие-ва и Вы-шго-ро-да. В 1094 году ки-ев-ский князь был вы-ну-ж-ден за-клю-чить с по-лов-ца-ми мир, ко-то-рый был скре-п-лён его бра-ком с до-черью ха-на Ту-гор-ка-на.

В 1095 году в от-вет на по-ход русских кня-зей по-лов-цы два-ж-ды со-вер-ша-ли на-бе-ги на город Юрь-ев, оса-ж-дая его, и в ито-ге за-ста-ви-ли жи-те-лей по-ки-нуть го-род. Вес-ной 1096 года ха-ны Бо-няк и Ку-ря со-вер-ши-ли половецкие набеги на Ки-ев и Пе-ре-яс-лавль. В кон-це мая к Пе-ре-яс-лав-лю по-до-шли военные си-лы ха-на Ту-гор-ка-на, ко-то-рые в ию-не бы-ли раз-биты вой-ском Свя-то-пол-ка Изя-сла-ви-ча и Вла-ди-ми-ра Мо-но-ма-ха, при этом хан Ту-гор-кан и его сын бы-ли уби-ты. 20.6.1096 года на Ки-ев вто-рич-но на-пал хан Бо-няк, бы-ли раз-граб-ле-ны и ра-зо-ре-ны все ок-ре-ст-но-сти, раз-граб-ле-нию и по-жа-ру под-верг-ся Кие-во-Пе-чер-ский монастырь, а так-же за-го-род-ные дво-ры кня-зей. Вла-ди-мир Мо-но-мах в сво-ём «По-уче-нии» так-же упо-ми-на-ет вой-ны с ха-на-ми Аса-ду-ком, Сау-ком, Бел-кат-ги-ном и другие, ко-то-рые при-шлись при-мер-но на это же вре-мя. В мае 1107 года хан Бо-няк со-вер-шил на-бег на ок-ре-ст-но-сти Пе-ре-яс-лав-ля и уг-нал ко-ней. Ле-том то-го же го-да ха-ны Бо-няк и Ша-ру-кан по-до-шли к южной гра-ни-це Древнерусского государства и ос-та-но-ви-лись близ города Лу-бен, од-на-ко бы-строе вы-сту-п-ле-ние войск ки-ев-ско-го князя Свя-то-пол-ка Изя-сла-ви-ча, пе-ре-яс-лав-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Мо-но-ма-ха и его сы-но-вей (Мсти-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча , Яро-пол-ка Вла-ди-ми-ро-ви-ча и Вя-че-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча), а так-же нов-го-род-се-вер-ско-го князя Оле-га Свя-то-сла-ви-ча за-ста-ви-ло их об-ра-тить-ся в бег-ст-во; в сра-же-нии был убит брат ха-на Бо-ня-ка - Таз. В 1113 году ха-ны Бо-няк и Ае-па пред-при-ня-ли половецкие набеги на город Вырь (на реке Сейм), но бе-жа-ли, по-лу-чив ин-фор-ма-цию о при-бли-же-нии войск ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Мо-но-ма-ха и нов-го-род-се-вер-ско-го князя Оле-га Свя-то-сла-ви-ча. Ус-пе-хи по-ло-вец-ких по-хо-дов русских кня-зей в 1103-1116 годы при-ве-ли к то-му, что половецкие набеги пе-ре-ста-ли быть стра-те-гической уг-ро-зой для Древнерусского государства, а по-лов-цы ста-ли уча-ст-во-вать главным образом в ме-ж-ду-кня-же-ских усо-би-цах по при-гла-ше-нию русских кня-зей, от-ка-зав-шись от соб-ст-вен-но на-бе-гов. В ре-зуль-та-те на про-тя-же-нии 1113-1169 годов половецкие набеги прак-ти-че-ски не бес-по-кои-ли Южную Русь. Лишь в 1125 году, по-сле смер-ти ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Мо-но-ма-ха, по-лов-цы в мае пред-при-ня-ли на-бег на по-гра-нич-ный город Ба-руч, но бы-ли раз-би-ты пе-ре-яс-лав-ским князем Яро-пол-ком Вла-ди-ми-ро-ви-чем.

Но-вый этап ак-ти-ви-за-ции половецких набегов при-шёл-ся на 1169 - середину 1190-х годов. В 1169 году, по-сле во-кня-же-ния в Кие-ве князя Гле-ба Юрь-е-ви-ча, днеп-ров-ские по-лов-цы по уже сло-жив-шей-ся тра-ди-ции при-шли на «съезд» к ки-ев-скому кня-зю, при-чём и ле-во-бе-реж-ные (дви-ну-лись к городу Пе-со-чен в Пе-ре-яс-лав-ском княжестве) и пра-во-бе-реж-ные (по-до-шли к городу Кор-сунь в Ки-ев-ском княжестве) од-но-вре-мен-но. По-ка Глеб Юрь-е-вич ула-жи-вал де-ла с ле-во-бе-реж-ны-ми по-лов-ца-ми, пра-во-бе-реж-ные со-вер-ши-ли на-бег на город По-лон-ный, за-хва-тив мно-го плен-ных. Про-тив них был от-прав-лен тор-че-ский князь Ми-хал-ко Юрь-е-вич с не-боль-шим от-ря-дом (1650 человек), ко-то-рый су-мел раз-гро-мить по-лов-цев, не-смот-ря на их чис-лен-ное пре-вос-ход-ст-во, по-лу-чив, од-на-ко, тя-жёлые ра-не-ния. Сле-дую-щим круп-ным половецким набегом ста-ло на-па-де-ние по-лов-цев на Ки-ев-ское княжество на «ру-саль-ной не-де-ле» (10-16 мая) 1176 года, ко-гда они взя-ли 6 по-гра-нич-ных го-ро-дов и дви-ну-лись к городу Рас-то-вец, раз-бив близ не-го вой-ска, на-прав-лен-ные про-тив них ки-ев-ским князем Ро-ма-ном Рос-ти-сла-ви-чем. 23.2.1184 года к городу Дмит-ров в Пе-ре-яс-лав-ском княжестве по-до-шли по-лов-цы ха-на Кон-ча-ка , од-на-ко не при-чи-ни-ли значительного ущер-ба.

Один из круп-ней-ших в конце XII века половецких набегов был вы-зван по-ра-же-ни-ем се-вер-ских кня-зей 12.5.1185 года, ко-то-рое по-ста-ви-ло под удар всю обо-ро-ну Южной Ру-си, осо-бен-но на ле-во-бе-ре-жье Днеп-ра. По-ло-вец-кие ха-ны раз-де-ли-ли свои си-лы: Кон-чак дви-нул-ся на Пе-ре-яс-лавль, а Кза (Гзак) - на Пу-тивль. Пе-ре-яс-лав-ский князь Вла-ди-мир Гле-бо-вич су-мел в оди-ноч-ку от-сто-ять го-род, од-на-ко был тя-же-ло ра-нен, а Кон-ча-ку уда-лось взять город Ри-мов. Од-но-вре-мен-но Кза ра-зо-рил ок-ре-ст-но-сти Пу-тив-ля, за-тем его ос-та-но-ви-ли от-прав-лен-ные в По-се-мье для ор-га-ни-за-ции обо-ро-ны сы-но-вья ки-ев-ско-го кня-зя Олег и Вла-ди-мир Свя-то-сла-ви-чи. Зи-мой 1193/1194 годов, сра-зу по-сле ухо-да от Ва-си-лё-ва войск ки-ев-ско-го князя Свя-то-сла-ва Все-во-ло-до-ви-ча и бел-го-род-ско-го князя Рю-ри-ка Рос-ти-сла-ви-ча, по-лов-цы со-вер-ши-ли на-бег, ра-зо-рив зем-ли по реке Убе-реж.

По рас-чё-там П.В. Го-лу-бов-ско-го, ле-то-пи-си за-фик-си-ро-ва-ли 46 са-мо-сто-ятельных круп-ных половецких набегов («без при-гла-ше-ния» со сто-ро-ны русских кня-зей) с 1062 года по 1210 год. Из них 19 бы-ли на-прав-ле-ны на Пе-ре-яс-лав-ское княжество, 16 - на Ки-ев-ское (в том числе 12 - на По-ро-сье), 7 - на Чер-ни-гов-ское и Нов-го-род-Се-вер-ское княжества, 4 - на Ря-зан-ское княжество.

По-след-ние из-вест-ные половецкие набеги со-стоя-лись в 1210 и 1215 годы, ко-гда по-лов-цы ра-зо-ря-ли ок-ре-ст-но-сти Пе-ре-яс-лав-ля (в 1215 году в плен по-пал пе-ре-яс-лав-ский князь Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич). По-сле это-го в свя-зи с из-ме-не-ни-ем си-туа-ции в сте-пи и уси-ле-ни-ем монгольской уг-ро-зы соб-ст-вен-но половецкие набеги пре-кра-ти-лись, хо-тя в во-енных ме-ро-прия-ти-ях русских кня-зей по-лов-цы уча-ст-во-ва-ли вплоть до 2-й половины 1230-х годов.

Половцы (11-13-й вв.) - кочевой народ тюркского происхождения, ставший одним из основных серьезных политических противников князей Древней Руси.

В начале 11-го в. половцы выдвинулись из Заволжья, где проживали до этого, в сторону причерноморских степей, вытесняя по пути племена печенегов и торков. После пересечения Днепра они дошли до низовьев Дуная, заняв обширнейшие территории Великой степи - от Дуная до Иртыша. В этот же период степи, занятые половцами, стали именоваться Половецкими степями (в русских хрониках) и Дешт-и-Кыпчак (в хрониках других народов).

Название народа

Народ также имеет названия «кипчаки» и «куманы». Каждый термин имеет свое значение и появился в особых условиях. Так, общепринятое на территории Древней Руси название «половцы» пошло от слова «полос», что означает «желтый», и вошло в обиход из-за того, что ранние представители этого народа имели светлые («желтые») волосы.

Понятие «кипчак» было впервые употреблено после серьезной междоусобной войны в 7-м в. среди тюркских племен, когда проигравшая знать стала именовать себя «кипчак» («злосчастная»). «Куманами» половцев называли в византийских и западноевропейских хрониках.

История народа

Половцы представляли собой самостоятельный народ на протяжении нескольких веков, однако к середине 13-го в. вошли в состав Золотой Орды и ассимилировали татаро-монгольских завоевателей, передав им часть своей культуры и свой язык. Позднее на основе кыпчанского языка (на котором говорили половцы) образовались татарский, казахский, кумыкский и многие другие языки.

Половцы вели быт, типичный для многих кочевых народов. Их основным занятием оставалось скотоводство. Кроме того, они занимались торговлей. Чуть позднее половцы сменили кочевой образ жизни на более оседлый, за отдельными частями племени закреплялись определенные земельные наделы, где люди могли вести свое хозяйство.

Половцы были язычниками, исповедовали тангерианство (поклонение Тенгри-хану, вечному сиянию неба), поклонялись животным (в частности, волк был в понимании половцев их предком-тотемом). В племенах жили шаманы, которые проводили различные ритуалы поклонения природе и земле.

Киевская Русь и половцы

Половцы очень часто упоминаются в древнерусских хрониках, и это связано прежде всего с их непростыми отношениями с русичами. Начиная с 1061 г. и вплоть до 1210 г. племена половцев постоянно совершали жестокие , грабили деревни и пытались захватить местные территории. Помимо множества небольших набегов, можно насчитать порядка 46 крупных набегов половцев на Киевскую Русь.

Первое крупное сражение между половцами и русскими состоялось 2 февраля 1061 г. под Переяславлем, когда половецкое племя совершило набег на русские территории, спалило несколько полей и ограбило находящиеся там деревни. Половцам довольно часто удавалось одерживать победу над русской армией. Так, в 1068 г. они разбили русское войско Ярославичей, а в 1078 г. во время очередного сражения с половецкими племенами погиб князь Изяслав Ярославич.

От руки этих кочевников пали также войска Святополка, Владимира Мономаха (который позднее возглавил общерусские походы Руси против половцев) и Ростислава во время битвы в 1093 г. В 1094 г. половцы дошли до того, что силой заставили Владимира Мономаха покинуть Чернигов. Однако русские князья постоянно собирали ответные походы против половцев, которые иногда заканчивались вполне успешно. В 1096 г. половцы потерпели свое первое поражение в борьбе с Киевской Русью. В 1103 г. они снова были разгромлены русским войском под предводительством Святополка и Владимира и вынуждены были покинуть ранее захваченные территории и отправиться в услужение на Кавказ к местному царю.

Окончательно половцы были разгромлены в 1111 г. Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией, которая предприняла крестовый поход против своих давних противников и захватчиков русских территорий. Чтобы избежать окончательного разорения, половецкие племена вынуждены были уйти обратно за Дунай и в Грузию (племя разделилось). Однако после смерти Владимира Мономаха половцы снова смогли вернуться и стали повторять свои ранние набеги, но очень быстро перешли на сторону воюющих между собой русских князей и стали принимать участие в постоянных на территории Руси, поддерживая того или иного князя. Участвовали в набегах на Киев.

Еще один крупный поход русской армии на половцев, о котором сообщалось в летописях, состоялся в 1185 г. В известном произведении «Слово о полку Игореве» это событие именуется побоищем с половцами. Поход Игоря, к сожалению, оказался неудачным. Разгромить половцев ему не удалось, однако эта битва вошла в летописи. Спустя некоторое время после этого события набеги стали сходить на нет, половцы разделились, часть из них приняла христианство и смешалась с местным населением.

Конец племени половцев

Некогда сильное племя, доставившее массу неудобств русским князьям, прекратило свое существование в качестве самостоятельного и независимого народа примерно в середине 13-го в. Походы татаро-монгольского хана Батыя привели к тому, что половцы фактически стали частью Золотой Орды и (хоть и не утратили свою культуру, а, наоборот, передали ее) перестали быть самостоятельными.