Мероприятия о зож в школе. Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни в школе. Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ в школе

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни школьников. Это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья людей, выпускаемых школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующем снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом. Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности школьников, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности.

Выделим некоторые мероприятия, которые можно использовать на сохранение здоровья и формирования здорового образа жизни школьника.

Вот самые основные, используемые непосредственно школой.

Поддержание санитарно-гигиенического режима (рациональное расписание, влажные уборки, освещённость рабочих мест учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим и т.д.).

Организация ежедневного горячего питания для учащихся, систематический контроль качества пищи (тепловой режим, разнообразие, соответствие санитарным требованиям).

Работа по профилактике травматизма.

Физкультурные паузы на уроках, разработка комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, нарушения осанки.

Работа специальных групп по физическому воспитанию.

Валеологическое образование педагогического коллектива, работа постоянно действующего валеологического семинара для учителей, оказание методической помощи педагогам по реализации валеологического подхода к урокам.

Работа спортивных кружков и секций, тренажёрного зала.

Работа танцевальных кружков (народного и эстрадного танца), группы шейпинга.

Работа туристического и экологического клубов, имидж-клуба.

Работа факультативов по здоровому образу жизни

Индивидуальные консультации психологов для учащихся, учителей, родителей. Психологический тренинг для учителей.

Работа лектория для родителей. Темы лекций: «Режим дня школьника», «Питание и здоровье», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактика острых кишечных заболеваний», «Закаливание детей», «Культура питания», «Профилактика детского травматизма», «Профилактика вредных привычек», «Влияние конфликтов в семье на здоровье детей», «Организация досуга детей в семье» и пр.

Индивидуальные консультации врача для учителей и учащихся, разработка системы индивидуальных схем оздоровления.

Мероприятия по улучшению интерьера школы, создание уюта в столовой, медкабинете.

Внеклассная и внешкольная работа по пропаганде здорового образа жизни.

Усиление валеологической составляющей предметов естественнонаучного цикла (прежде всего биологии).

Работа по программе профилактики табакокурения и программе полового воспитания.

Периодический выпуск газеты «Здоровый образ жизни».

Анкетирование учащихся с целью определения степени сформированности навыков здорового образа жизни, изучения отношения учащихся к своему здоровью (по плану диагностических мероприятий).

Сценарий мероприятия по ЗОЖ «Здоров будешь, все добудешь!»

Цель: Пропаганда здорового образа жизни.

Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки и взаимопомощи.

Задачи:

Заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщение к здоровому образу жизни;

Сделать вывод, что способствует здоровью, а что приносит вред (дать наглядное подтверждение всем плюсам и минусам);

Добиться формирования у учащихся активной позиции по данной проблеме.

Ведущая. Здравствуйте дорогие ребята!

Друзья, вы знаете, что моднее, чем самая модная шляпа или автомобиль? Что ценится настолько дорого, что его не купишь ни за какие деньги? (здоровье)

Его мы с вами ежедневно желаем друг другу, говоря при встрече «Здравствуйте»

Верно, речь идет о здоровье.

«Здоровье – не все, но и без здоровья – ничто», - заметил древнегреческий ученый Сократ. Хотите многого достичь и преуспеть в жизни – готовьтесь справляться с большими нагрузками и стрессами, а для этого необходимы и закалка, и спортивные занятия, и привычка следить за собой. А что помогает нам каждый день поддерживать свое здоровье? Конечно это утренняя зарядка. А если это веселая зарядка вместе с друзьями, то она еще и поднимает настроение на целый день. И я предлагаю вам и наше мероприятие начать с зарядки. Прошу всех выйти на середину зала.

Звучит песня группы А-студио «Утренняя зарядка»

Участники делают зарядку

Ведущая. Сейчас мы проверим, знаете ли вы что нам нужно для здоровья? Я буду задавать вопросы, а вы громко отвечайте «да» или «нет».

Что вам нужно для здоровья?

Может молоко коровье?

Лет в двенадцать сигарета?

А с друзьями эстафета?

Тренажер и тренировка?

Свекла, помидор, морковка?

Пыль и грязь у вас в квартире?

Штанга или просто гири?

Солнце, воздух и вода?

Очень жирная еда?

Страх, уныние, тоска?

Скейтборд – классная доска?

Спорт, зарядка, упражненья?

А компьютерные бденья?

Бег по парку по утрам?

Музыкальный тарарам?

Сон глубокий до обеда?

Полуночная беседа?

Если строг у нас режим –

Мы к здоровью прибежим!

Ведущая. Здоровье ценилось во все времена. На Руси красивыми считались люди, обладающие статной фигурой, крепкими мускулистыми руками.

И я предлагаю провести соревнование между двумя командами.

Соревнования

    Первый конкурс на выносливость. Для этого конкурса приглашаются по одной девочке от каждой команды.

Вам необходимо как можно дольше крутить обруч. Побеждает та команда, чья девочка продержится дольше.

Под музыку девочки крутят обруч

    Второй конкурс для мальчиков, вам нужно прыгать на скакалке. И побеждает тот, что сделает это дольше.

Под музыку мальчики прыгают на скакалке

    Третий конкурс на меткость. От каждой команды приглашается один участник. Вам нужно забросить в корзину как можно больше мячей. Побеждает та команда, в чьей корзине будет больше мячей.

Под музыку дети выполняют задание

    Итак, четвертый конкурс. В этом конкурсе принимает участие вся команда.

Из далеких времен дошли до нас пословицы о здоровье, в которых отразились наблюдения, ум, быт и культура русского народа. Каждой команде предстоит собрать пословицу, собрав все ее элементы. В этом зале спрятаны карточки с числами. Каждое число означает порядковый номер буквы в алфавите. Таким образом вам нужно собрать все буквы. Собрав все цифры, у вас должна получиться пословица. Слова, которые вы не смогли получить, придется додумать. Побеждает команда, верно назвавшая свою пословицу. Команда «Турбо» ищет синие карточки, а команда «Попрыгунчик» ищет желтые карточки. Каждая команда должна найти по 6 карточек. На конкурс вам дается 3 минуты. Итак время пошло.

Звучит музыка, участники собирают пословицу (отсчитать 3 минуты)

(жюри подсчитывает баллы, оглашает результаты)

Синие - здоровьем дорожи – терять его не спеши.

Желтые – береги платье снова, а здоровье смолоду.

Ведущая.

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.

Изречение древнеримского государственного деятеля Аппия Клавдия гласит: «Каждый - кузнец собственного здоровья» Как вы это понимаете?

(ответы детей)

Если человек дышит чистым воздухом. Правильно организует свой труд и отдых, занимается спортом, правильно питается, если у него нет вредных привычек, то я, думаю, такого человека можно назвать кузнецом собственного здоровья.

(просмотр видеоролика "Дети")

Из всего этого исходит, что каждый человек сам выбирает свой путь от которого в дальнейшем зависит и жизнь его потомства. Так давайте же "не будем отнимать у себя завтра" как гласит наш лозунг, и сохраним здоровое будущее своих детей и всей страны.

Тест

Ведущая. Проверить, как вы относитесь к своему здоровью, нам поможет тест. Раскройте ладонь, растопырьте пальцы. Я буду задавать вам вопросы. Если вы согласны с первым ответом, пальцы остаются раскрытыми. Если вам больше подходит второй ответ, загибайте любой палец.

Вопросы:

1. Что вы сделаете, если увидите, что автобус, который вам нужен успеет подойти к остановке раньше, чем вы?

А) возьмете ноги в руки, чтобы догнать;

Б) пропустите его - будет следующий.

2. Что вы охотнее всего делаете в свободное время?

А) долго гуляете на свежем воздухе;

Б) смотрите телевизор.

3 . Какое блюдо вы бы охотнее всего съели?

А) мясо с овощным гарниром;

Б) бутерброд с колбасой.

4. Какими вы бываете чаще всего?

А) улыбчивыми и веселыми;

Б) грустными и раздражительными.

5 . Когда вы ложитесь спать?

А) В одно и то же время до одиннадцати:

Б) Когда почти вся семья спит.

Посмотрите на свою руку. Есть такие, у кого все пальцы сжаты в кулак? Ваше самочувствие под угрозой. Постарайтесь собрать в кулак свою волю, преодолейте лень и следите за своим здоровьем. Покажите кулак недомоганиям и болезням! Те, у кого все пальцы разжаты, поднимите руки и помашите нам. Ваши здоровые привычки и навыки помогут вам справиться с любыми нагрузками и стрессами. Молодцы!

Задание по здоровому питанию

Ведущая. Что дает нашему организму энергию для постоянной работы? Как говорят врачи, питание должно быть сбалансированным, то есть в нашей пище должны присутствовать белки, жиры и углеводы, витамины и минеральные соли. Все это – строительный материал для организма. Человеку достаточно съедать столько, сколько вмещает его ладонь.

И сейчас я предлагаю вам выполнить задание. От каждой команды приглашаю по одному участнику, выйти к мольберту.

Задание . Вам нужно все продукты распределить в четыре колонки:

1 - продукты содержащие витамин А

2 - витамин В

3 – витамин С

4 – витамин Е

Звучит музыка

Участники выполняют задание

Витамин А

Морковь

Витамин В

Капуста

Витамин С

Цитрусовые фрукты.

Витамин Е

Орехи, семечки.

Отлично справились с заданием.

Задание «Помоги другу»

Ведущая. А теперь, мы предлагаем вам прийти на помощь другу, с которым случилось несчастье и его нужно перевязать.

Участвуют 2 команды по 2 человека. Участникам предлагается наложить повязку на голову.

Звучит музыка

Участники накладывают повязку на голову другу.

Игра «Дерево»

Ведущая. Скажите ребята, а вы следите за своим здоровьем? Тогда я попрошу вас взять зеленые листочки, которые лежат перед вами на столе, и написать что помогает вам поддерживать ваше здоровье.

Итак давайте посмотрим что у нас получилось?

Наша жизнь как дерево, чем больше мы занимаемся спортом, правильно питаемся и следим за собой, тем больше процветает наша жизнь как это дерево, а когда мы не занимаемся своим здоровьем, наш организм гибнет как дерево без листьев, это происходит медленно, но все же финал неизбежен.

Ведущая . Заканчивается праздник наш

И всем, кто в гости к нам пришел,

От всей души мы искренне желаем:

Здоровья вам, друзья!

(на интерактивной доске стихотворение)

Тебе даны ключи

Они от двух дверей

От счастья твоего

И от беды твоей.

Тебе даны ключи судьбой без лишних слов

Ключи от двух дверей

От двух твоих миров

Тебе даны ключи

Не вырони из рук

Один от сладких снов

Другой от горьких мук

Расул Гамзатов

Будьте здоровы, берегите себя!

Ведущая: Дорогие друзья вот и закончился наш праздник. Мы надеемся, что вы хорошо провели с нами время. Большое вам спасибо за активное участие. Будьте здоровы! До новых встреч.

Аверьянова Людмила Петровна, учитель начальных классов, МБОУ «Новошешминская начальная школа – детский сад».

Внеклассное мероприятие «Мы говорим здоровью да!».

Направление: здоровый образ жизни.

Участники: учащиеся 3 – 4 классов.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Именно здоровье людей должно служить «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье – у нас не будет будущего. Будущее нашей страны – счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми. Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Умение вести здоровый образ жизни - признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирован на выпускника, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная, важная задача педагога - создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты, так называемых вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей.

Формирование ценностных ориентации, убеждений, активной жизненной позиции способствуют вовлечению учеников в активный процесс получения и переработки знаний. На мой взгляд, данные требования реализуются в предлагаемой разработке внеклассного мероприятия «Мы выбираем здоровье», которая может быть использована в работе с детьми подросткового возраста.

Цель : формирование устойчивой мотивации к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому образу жизни.

Задачи:

    Актуализировать и развить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни;

    Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;

    Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

    Практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни;

Этапы подготовки и проведения классного часа:

    Определение темы классного часа; выбор цели, содержания, формы; формирование сообщества организаторов классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников;

    Определение даты и места проведения классного часа; составление плана подготовки и проведения классного часа; работа над сценарием;

    Проведение классного часа; анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Организация классного часа началась с психологической настройки учащихся по данной теме. При выборе темы учитывались возрастные особенности детей. Подготовка к классному часу проводилась заранее: выбрали актив, учащихся для выступления, знакомились с материалами по разным источникам информации, составили сценарий выступления, проводили репетиции с ведущими и чтецами.

1 ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья!

2 ведущий: Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?

1 ведущий: Наверное потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем.

Ученик читает стихотворение.

Сигаретная страна-

Очень мрачная она.

Кто хоть раз в неё ступил,

Сигарету закурил.

Тот во многом прогадал.

Тот здоровье потерял.

Лучше спорт, компьютер, книжки

Для девчонок и мальчишек.

Научись ответить «нет»

Любой пачке сигарет!

1 ведущий: До середины 20 века считалось, что здоровье – это отсутствие болезней. Ребята, вы согласны с этим? А вот такой пример: у человека ничего не болит, но у него плохая память. Разве он здоров? Или ещё один пример: постоянно пьяный человек. У него тоже ничего не болит, но можно ли его считать здоровым?

2 ведущий: Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психологического и социального благополучия.

1 ведущий: Главные факторы здоровья: движение, питание, режим, закаливание. Факторы, ухудшающие состояние здоровья: употребление алкоголя, курение, наркомания.

Исполнение песни «Дорога добра»

1 ведущий: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Кричалка».

    Просыпаюсь утром рано,

Вместе с солнышком встаю.

Заправляю сам кроватку.

Быстро делаю … (зарядку)

    Не обижен, не надут.

А ударят – нипочём.

Не угнаться за … (мячом)

    Два берёзовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи

И зовут их …(лыжи)

    Лечит маленьких детей.

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …(Айболит)

    Ускользает, как живое.

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится.

Руки мыть не ленится. (мыло)

    Взял дубовых два бруска.

Два железных полозка.

Не бруски набил я – планки,

Дайте снег, готовы …(санки).

    Знает он про нас немало:

Как зовут, кто наша мама.

Знает рост, и знает вес.

Кто как спит и кто как ест.

С нас не сводит строгих глаз,

Потому что лечит нас…(врач)

    Хвостик из кости.

А на спинке – щетинки…(зубная щётка)

    Силачом я стать хочу,

Прихожу я к силачу:

Расскажите вот о чём:

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

Очень просто: много лет,

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я …(гантели)

2 ведущий: У каждого человека есть привычки, но все они разные. Некоторые из них мы называем вредными, потому что они пагубно влияют на здоровье человека, у которых они есть и наносят вред окружающим.

1 ведущий: Как вы думаете, какие вредные привычки может приобрести человек, если не будет думать о последствиях? (курение, алкоголизм, наркомания).

2 ведущий: Сегодня мы поговорим о последствиях таких привычек. Послушайте стихотворение о подражании другим.

Стихотворение читает ученица.

Происходит, что не знаю

Непонятно почему

Я безумно подражаю

Взрослым, детям и всему.

Все смеются – я смеюсь,

Все дерутся – я дерусь.

Все не делают уроки,

И я к этому стремлюсь.

За друзьями следуя,

Ни о чём не ведая,

По кружкам по всем промчалась,

Ни в одном не задержалась.

Мне всё это надоело –

Подражать – пустое дело.

Чужие успехи, поступки большие,

Как я ни старалась, не стали моими.

1 ведущий: Как мы услышали из стихотворения, все мы когда – либо кому – нибудь невольно подражаем. Но подражание – пустое дело, особенно если подражать плохим поступкам.

2 ведущий: Предлагаем вашему вниманию спортивный танец.

1 ведущий: Мы с вами оказывались в разных жизненных ситуациях, и может однажды так произойти, что вам будут предлагать закурить, чтобы утвердиться в компании или почувствовать себя взрослыми.

2 ведущий: Итак, ребята, я думаю, вы умные и смелые, и поэтому всегда сможете сказать «нет» курению.

Монтаж стихов о вреде курения.

1 ребёнок.

По пустыне шел верблюд
Нёс верблюд товаров пуд.
Мысли мучили его:
- Люди курят для чего?

Ведь куренье – это вред!
Каждый знает с детских лет.
Но ученью вопреки
Курят даже старики!

Неужели всех глупей
Человек среди зверей?
Если бы верблюд курил,
Кто бы груз перевозил?

2 ребёнок.


«Курение вредно»-говорят,
Уж лучше посажу я сад.
Весной пусть яблони цветут
И птицы весело поют.

«Курение вредно»,-вторят нам.
Пусть будет свежим по утрам
Тот воздух,что вдыхаем мы,
В лугах любуясь на цветы.

3 ребёнок.

Говорят, что сигарета

Смертоносней пистолета

Убивает без огня

Закурившего коня.

4 ребёнок.

Дым от ваших сигарет

Застилает белый свет.

Мы наркотикам и дыму

Громко скажем: НЕТ! НЕТ! НЕТ!

5 ребёнок.

Сила воли, вот спасенье!

Вот всему преодоленье!

Не кури и не колись,

Лучше спортом ты займись!

6 ребёнок.

Если хочешь стать умелым,

Ловким, быстрым, сильным, смелым,

Научись любить скакалки,

Мячи, обручи и салки.

Никогда не унывай!

В цель снежками попадай,

С горки в санках быстро мчись

Иль на лыжи становись –

Вот здоровья в чем секрет!

Будь здоров! Физкульт –привет!

1 ведущий: Поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел. А кто болел один раз в году? А кто болеет два или более раз? Посмотрите, мы привыкли болеть! А ведь это неверная установка. Давайте изменим эту установку и запомним, что человеку естественно быть здоровым.

2 ведущий: Физкультура и просто физические упражнения помогают человеку справиться с плохим настроением и укрепить своё здоровье. Давайте разгадаем кроссворд с ключевым словом – физкультура.

ЗАГАДКИ К КРОССВОРДУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА”

    Что же это за игра?
    Побежала детвора?
    Мяч гоняют кто быстрей,
    Забивают, кто ловчей. (Футбол)

    Если выиграл ты матч
    И забросил в сетку мяч,
    Если выше всех прыжок,
    Что получишь ты, дружок? (Приз)

    Утром мы по распорядку
    Всегда делаем … (Зарядку)

    Когда весна берёт своё
    И ручейки бегут звеня,
    Я прыгаю через неё,
    А она через меня. (Скакалка)

    За полем, он следит всегда,
    Чтоб была честная игра. (Судья)

    Этот конь не ест овса,
    Вместо ног – два колеса.
    Сядь верхом и мчись на нём,
    Только крепче правь рулём. (Велосипед)

    Есть, ребята у меня
    Два серебряных коня.
    Езжу сразу на обоих,
    Что за кони у меня? (Коньки)

    Не по правилам играет
    Даже пусть один игрок,
    Чтоб его судья поправил,
    Нужно посвистеть в … (Свисток)

    Дождик тёплый и густой,
    Этот дождик не простой.
    Он без туч, без облаков
    Целый день идти готов. (Душ)

    Крепко натянута сетка,
    Рядом стоит вратарь.
    Что же это за место,
    Куда направлен удар? (Ворота)

    Мышка бегает по льду
    Попаду, не попаду? (Шайба)

Занимаясь этим делом
Станешь сильным, ловким, смелым
Плюс отличная фигура.
Вот что значит … физкультура!

1 ведущий: Хочешь быть здоровым, сильным,

Молодым, красивым, стильным,

С атлетической фигурой?

Занимайся … (физкультурой)

2 ведущий: Вашему вниманию предоставляется сценка «О вреде курения».

Сценка о вреде курения


Ученик 1: Привет!


Ученик 2: Привет! Как жизнь?


Ученик 3: Скучаем! К Валере шли напиться чаю!


-1. Чайку попить? Вот ерунда! Прикольней вещи есть всегда!


-2. В машинки, что ли, поиграть? Нам восемь лет уже, не пять!


-1. Вот ты даешь, пацан, в натуре! Есть предложение: покурим!


-3. Валерка, слышишь? Я боюсь!


-1. Да ладно, пацаны, не трусь!


В кармане у меня заначка,


Я у отца запрятал пачку!


Бери, Валера, не боись!


Смотри, поглубже затянись!


-2. Я не умею – первый раз!


-1. Итак, показываю класс!


(Делает вид что затягивается, начинает кашлять.)


Кхе, кхе, я больше не могу!


-3. Давай тебе я помогу! (Хлопает по спине.)


-1. Да это просто с непривычки! Ещё попробую! Где спички?


-2. Дай мне, ты не умеешь просто! (Делает вид что затягивается.)


Для сигарет не вышел ростом!

Во классно, ну-ка, потяни!

3. Да нет, Валера, не гони! Узнает мама – быть беде!

2. Так нету здесь её нигде!

Мы не расскажем, ты не бойся!

Одну затяжку сделай только!

3. Не, пацаны, не закурю.

Большим я вырасти хочу.

Спортсменом стать мечтаю с детства,

Как дядя Игорь по соседству.

1. Спортсмен – так что тебе мешает?

Спортсмены курят – точно знаю!

И с детства курят очень просто!

2. Нас мамы просто запугали,

Чтобы курить мы вдруг не стали!

Смотри, затяжка получилась,

И ничего ведь не случилось! (Начинает кашлять.)

Да ты попробуй, затянись,

Без сигарет какая жизнь!

Все слабаком тебя зовут,

А в школе точно засмеют!

1. Да, точно – маменькин сынок!

Затяжку сделать он не смог! (Смеется вместе с учеником 2.)

3. Я не боюсь. С чего вы взяли?

Хочу я вырасти сначала,

Хочу определиться в жизни,

А в сигарете нету смысла!

1. А ну его! Иди, гуляй

И больше к нам не приставай!

2. И в школе завтра всем мы скажем,

Что покурить не смог ты даже!

Ученик 3 уходит, опустив голову, над ним смеются ученик 1 и 2, затем уходят. Выходит высокий парень – старшеклассник, ему навстречу идут ученик 1 и 2 с наклеенными усами.

3 Физкультпривет вам, малыши!

Куда идем, куда спешим?

1. Эй, разве мы с тобой знакомы?

3. Знакомы! Я Пятеркин Вова!

А вы Валера и Серега!

Что ж, изменились вы немного!

Усы лишь выросли у вас,

А ростом где-то третий класс!

2. Пятеркин Вова? Во даешь!

Не куришь, значит, и не пьешь?

3. Да, я спортсмен! Ещё отличник!

Военной службы пограничник!

Сейчас иду я в институт-

Уже ребята с курса ждут!

А вы-то как?

1. Да все о кей.

В седьмом застряли, хоть убей!

А нам уж двадцать третий год…

Наука в голову нейдет!

2. Когда мы начали курить,

То что-то стало барахлить!

Зашел за угол, покурил

И тут же падаю без сил!

1. И потому мы не растем-

Остались мелкими вдвоем!

Другие выросли давно,

А нам уже не суждено!

3. А я тогда вам говорил,

Что вас лишит куренье сил,

Затормозит и ум, и рост!

Ответ тогда казался прост!

Курить не стоило учиться!

Пивко глотать в подъездах стали,

Вот и расти вы перестали!

И ум, конечно, притупился!

1. Нам твой совет бы пригодился!

Скажи, куда теперь деваться?

3. За ум пора скорее браться!

Заняться спортом, а для этого

Бросать скорее сигареты!

Тогда придет здоровье в норму!

Ну что, запомнили?

1, -2. Запомним!

1 ведущий: Говоря о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они подстерегают на каждом шагу. Учёные говорят, что резкое пробуждение и подъём – это уже стресс. Дорога – стресс. Родители ругают… С друзьями поссорился…

2 ведущий: Я знаю людей, которые говорят: «А ты закури – и всё пройдёт», «Выпей рюмочку-другую и полегчает». И вы знаете, они ошибаются. Стресс можно снять другими способами: можно выйти в лес и громко закричать, сосчитать до десяти, включить спокойную музыку, закрыть глаза и думать о хорошем.

1 ведущий: Есть ещё одно замечательное средство от стресса – это песня. Когда вам плохо, попробуйте петь.

Исполнение песни мальчиком и девочкой «Я со спортом подружусь» с группой поддержки (дети со спортивными принадлежностями имитируют занятия спортом: бокс, набивание мяча, вращение обруча, прыгание через скакалку и т. д.).

2 ведущий: «Алкоголь» и «курение» эти слова известны каждому из нас. С этими проблемами человечество столкнулось давно. Но в последнее время употребляют алкоголь и курят очень молодые люди, которые порой не осознают, какой вред это может нанести их здоровью

1 ведущий: Всемирная организация здравоохранения в 1988 году объявила 31 мая Всемирным днём без табака. Перед мировым сообществом поставлена задача – добиться, чтобы в 21 веке проблема табакокурения исчезла.

2 ведущий: Будет наша страна здоровой или нет, зависит от нас с вами, от каждого из нас!

Исполнение песни «Большой хоровод» 2 солистами (мальчик и девочка) и детским хором(в руках у всех цветные воздушные шары над головами)

Внеклассное мероприятие. Игра-путешествие «Основы здорового образа жизни»

Цель мероприятия:

проведение профилактической работы с обучающимися по борьбе с вредными привычками;

формирование здорового образа жизни;

актуализация темы здорового образа жизни и ответственного поведения;

развитие речи, творческого мышления;

формирование умения работать в коллективе.

Задачи мероприятия:

Способствовать развитию стремления к здоровому образу жизни.

Стремиться развить у обучающихся чувство самосохранения.

активизировать обучающихся в борьбе с негативными воздействиями окружающей среды.

Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.

Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование:
проектор, презентация, аудио и видеозаписи, памятки о здоровом образе жизни, раздаточный материал, наглядные пособия

Компетенции:

профессиональные теоретические компетенции:

- умение ставить задачи конкретного воспитательного мероприятия;

Умение отбирать содержание, виды деятельности, методы и формы воспитания в их оптимальном сочетании.

профессиональные практические компетенции:

организационные умения:

Умение обеспечить включение всех обучающихся в различные виды деятельности;

Умение проводить различные мероприятия (Здоровый образ жизни)

мобилизационные умения:

Умение управлять вниманием, поведением, активностью обучающихся.

Умение устанавливать обратную связь с аудиторией

личностные компетенции:

информационные умения:

Умение работать с литературой и другими источниками информации, в том числе мультимедийными

рефлексивные умения:

Умение анализировать собственную деятельность с точки зрения ее эффективности

владение педагогической техникой:

Умение регулировать свое физическое состояние.

Социальные компетенции:

Умение осуществлять работу по формированию здоровьесберегающего образования.

Ход занятия:

Организационный момент.

Знакомство с темой занятия (слайд 1)

УЧИТЕЛЬ. Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам - здравствуйте, дорогие ребята, гости.

Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купить ни за какие деньги! Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты , не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире (слайд 2).

Для каждого из нас нет большей ценности, чем здоровье.

Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Ведущий: Давайте посмотрим на факторы, влияющие на здоровье человека:

20% - экология;

20% - генетика;

10% - здравоохранение;

50% - образ жизни.

Ведущий:

Что составляет наибольший процент? (здоровый образ жизни)

Что входит в понятие образ жизни? (ответы детей: питание, закаливание, режим дня, личная гигиена и т.д.) (слайд3)

Совокупность этих факторов составляет образ жизни.

Музыка (слайд 4)

Крошка сын к отцу пришел.

И спросила кроха:

"Что такое хорошо

И что такое плохо?"

Если делаешь зарядку,

Если кушаешь салат

И не любишь шоколадку-

То найдешь здоровья клад.
Если мыть не хочешь уши

И в бассейн ты не идешь,

С сигаретою ты дружишь-

Так здоровья не найдешь.

Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.

Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,

Быть здоровым постараться.

Это нужно только нам!

Ведущий: Сегодня у нас необычная встреча - игра. На нашей встрече присутствуют 2 команды, каждая из которых будет зарабатывать баллы, а в конце игры мы определим победителя.

Здоровый образ жизни - систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, закаливание, с соблюдением норм личной гигиены, режима дня и рационального здорового питания, искоренение вредных привычек. От каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела.

Сегодня мы вместе выведем «Формулу здорового образа жизни».

Важнейшим элементом здорового образа жизни является рациональное питание. «Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они и не знали бы болезней, и им легче было бы управлять своей душой и телом», - так говорил Л.Н. Толстой (слайд 5)

В народе говорят : «Любой жует, да не любой живет». Важно есть не только достаточно, но и правильно.

Ведущий: Наш организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами, углеводами, а также витаминами и минеральными веществами (слайд 6)

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь - на огород.

С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад (слайд7)

Ведущий: если человек знает все целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. С помощью рационально подобранных продуктов питания можно предупредить любые болезни. Погасить только что начавшееся заболевания.

Игра (слайд 8-18)

1.Эти растения с характерным резким запахом являются хорошим средством в профилактике простудных заболеваний. (лук и чеснок)

2.Как используют плоды черемухи? (при расстройстве желудка)

3.Как используют липовый цвет в народе? (чай от простуды и кашля)

4.Этот цветок залечивает раны. (алоэ)

5.При каких заболеваниях используют кору дуба? (при заболевании слизистой оболочки рта)

6. Какая трава помогает от 99 болезней? (зверобой)

7. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой ? (валериана , сердечные болезни)

8. Недостаток этого элемента в организме способствует возникновению кариеса? (фтор)

9. Почему в бане парятся березовым веником? (листья убивают болезнетворные микробы)

10.Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробов, лечат от пародонтоза. Их используют для успокаивающих ванн. (сосна)

Ученик: Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

Ведущий: Назовите мне первую составляющую здорового образа жизни?

На стене крепится формула: ЗОЖ= Рациональное питание + слайд

«Личная гигиена» (слайд 19)

Ведущий: Соблюдение личной гигиены - это же активная работа над своим здоровьем. Кто скажет, что такое гигиена? Ответы детей.

Гигиена - это наука об укреплении и сохранении здоровья.

Неряха: Честно я скажу ребятам:

Быть опрятным, аккуратным

Очень трудно самому.

Сам не знаю, почему?

Вещи всюду я бросаю

И найти их не могу.

Что схвачу, в том и бегу.

Где штаны? А где рубаха?

Я не знаю. Я…..

Грязнуля: Не люблю я, братцы мыться.

С мылом, щеткой не дружу.

Вот поэтому, ребята,

Вечно грязный я хожу.

И сейчас не потому ли

Назовут меня….

Ведущий: Хотите ли вы ребята быть такими же как наши гости? Ответы детей. Тогда мы с вами должны быть чистыми и аккуратными, чтобы быть сильными и здоровыми.

Ведущий: Я раздаю вам карточки, на которых даны слова .

Задание командам: Составить 2 пословицы.

Слова: человека, красит, залог, чистота, аккуратность, здоровье

Пословицы. Аккуратность красит человека». «Чистота - залог здоровья»

Ответы команд.

На столах лежат листы с вопросами. Вы должны правильно и быстро ответить на вопросы (на бумаге)

  1. Что необходимо принимать перед сном обязательно, а в жаркую погоду - утром и вечером? (душ)

    Как часто необходимо мыть голову? (не реже 1 раза в неделю)

    Для предупреждения заболевания зубов рекомендуется использовать зубные пасты, содержащие этот элемент? (фтор)

    Какие предметы используются для дополнительной чистки зубов? (зубочистка и зубная нить)

    Это средство может служить профилактикой кариеса. Однако чрезмерное его употребление приводит к проблемам с желудком. Что это? (жевательная резинка)

ЗОЖ= рациональное питание + личная гигиена +

Ведущий: Существенное влияние на наше с вами здоровье оказывает соблюдение « Режима дня» (слайд 20)

Что такое режим дня? Ответы ребят.

Мир устроен не случайно,

Вместе с солнышком мы встанем,

Пенье птиц зовет нас в школу,

И обед подарит полдень.

Дождь прошел, умчались тучки,

Мы выходим на прогулку.

Ветерок и свежий воздух

Уроки выучить помогут.

Звезды вечер зажигает,

Вкусный ужин поджидает,

Сказки, душ и сладкий сон,

Новый день откроет он.

Но представим на минутку,

Жизнь сыграет с нами шутку:

Солнце - всходит, мы - в кровать,

Поутру ложимся спать.

Птицы весело щебечут,

Нам от этого не легче,

Час обеда, мы с постели

Только встали еле-еле!

Дождь стеной, как из ведра,

Нам гулять пришла пора.

Что уроки, что работа?!

Поскорее съесть чего-то.

Поучиться попытаться,

С телефоном пообщаться.

Тихий вечер наступает.

Тут работа закипает!

Ждут компьютер, телевизор,

Ровно в полночь ужин сытный.

А потом тревожный сон…

Пусть не станет былью он!

Ребята! О чем говорится в первой и второй частях стихотворения?

Ведущий: Чтобы хорошо учиться, заниматься спортом и многими другими важными делами, отдыхать и расти здоровыми - необходимо соблюдать режим дня. Каждому члены команды я даю памятку « Режим дня».

Ведущий: Соблюдение режима дня это тоже составляющая « здорового образа жизни» слайд . На стене добавляется формула:

ЗОЖ= рациональное питание + личная гигиена + режим дня +

Закаливание - одна из форм укрепления здоровья человека (слайд 38)

1000 лет назад великий врач Древнего Востока Авиценна писал:

С гимнастикой дружи,

Всегда веселым будь,

И проживешь 100 лет,

А, может быть, и более.

Микстуры, порошки -

К здоровью ложный путь.

Природою лечись -

В саду и чистом поле (слайд 39)

Лекарство под небом

Подобрать правильно текст к рисунку.

Ромашка - от боли в горле.

Подорожник - от внешних ран.

Лопух - от ушибов.

Малина - от температуры.

Ноготок или календула - от ангины.

Цветок липы - от простуды.

Черника - для зрения.

Крапива - кровоостанавливающее и витаминное средство, ускоряет рост волос.

Бездеятельность ослабляет (слайды 40-42)

Регулярная тренировка укрепляет силы.

Ведущий : А вы знаете, что каждый день нужно делать зарядку? Как правильно ее делать? Какой она должна быть? Ответы детей.

Сейчас мы с вами проведем физкультминутку . Прошу участников команд встать, сделать интервал на расстоянии вытянутой руки. Выполнять движения за мной.

(слайды 43-48)

Подняться - потянуться,

Согнуться - разогнуться,

В ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На «три - четыре»

Руки шире,

Руками помахать,

На место тихо сесть.

6 признаков здорового человека (таблица) (слайд 49)

Очень редко болеет.

Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.

Имеет хороший сон.

Может без одышки пробежать 5 км.

Живет не менее 80 лет.

Если заболел, то быстро поправляется.

Виды закаливания (работа со схемой)

Вы решили закалить свой организм. С чего вы начнете?

(слайды 49-51)

1.Посоветуетесь с врачом и родителями

2.Начнете обливание холодной водой

3.Будете купаться на реке, пока не замерзнете

Купание необходимо проводить:

1.После еды

2.После тяжелого физического труда

3.Сочетать с другими видами закаливания

Расставьте последовательность закаливания в виде цифр.

1.Умывание холодной водой лица

2.Купание в водоеме

3.Растирание холодной водой до пояса

4.Контрастный душ

5.Обливание тела водой

В какое время года лучше всего начинать закаливание?

1.Зимой

2.Летом

3.В любое время года

На стене добавляется формула:

ЗОЖ= рациональное питание + личная гигиена + режим дня + закаливание +…

Викторина:

1.Назовите признаки закаливания - три П. (постоянно, последовательно, постепенно)

2.Назовите средства закаливания (солнце, воздух, вода)

3.Приведите пример общих закаливающих процедур (душ, купание, загорание)

4.Приведите пример местных закаливающих процедур (умывание прохладной водой, ножные ванны, ходьба босиком)

5.В каком возрасте можно начинать закаливание? (с рождения)

6.Как умение одеваться может помочь в закаливании? (одежда должна соответствовать сезону, нельзя "кутаться", нельзя ходить зимой без шапки и куртки)

7. Можно ли соревноваться в закаливании? (нет, у каждого - свой ритм и график)

8.Кто такие "моржи"? (слайды 53-59)

Важной составляющей здорового образа жизни является

« отсутствие вредных привычек» (слайд 60)

Нарисовать плакат аккуратно одетого причесанного человека. Рисунки накладных 10 вопросов. При ответе на вопрос вредные привычки убираются, и остается только рисунок на плакате.

Ведущий: перед вами образ неряшливого человека. Попробуем узнать, какие вредные привычки привели к этому облику.

1.Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки? (зубы будут неровными, микробы)

2.Почему нельзя курить? (желтые зубы, запах изо рта, кашель и т.д.)

3.Как влияет на здоровье и внешний вид употребление алкоголя? (расширяются кровеносные сосуды - красный нос, жилки на лице болезни печени, желудка)

4.Как можно догадаться, что человек употребляет наркотики ? (красный цвет лица и глаз, зрачки расширенные, агрессивность, худоба, бледность, прыгающие глаза)

5.Как часто и зачем надо мыть голову? (1 раз 5-7 дней в неделю)

6.Подруга просит дать ей свою расческу. Ваши действия? (нельзя пользоваться чужими расческами)

7.Объясните, почему нельзя грызть ногти? (под ногтями возбудители различных заболеваний)

8.Как избавиться от привычки ковырять в носу? (смазать внутри маслом или вазелином, затем чистить нос ватным жгутом)

9.К чему может привести привычка брать в рот несъедобные предметы? (можно проглотить предмет, перекрыть вход в трахею, проколоть небо или щеку, заразиться болезнями)

10. Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать чужие вещи? (можно заразиться кожными инфекционными заболеваниями, грибковыми заболеваниями)

Полезные и вредные привычки (игра)

Ужинать за 2 ч. до сна

Чистить зубы утром и перед сном

Спать на левом боку

В позднее время и долго сидеть за компьютером.

Есть всухомятку

Меняться одеждой, обувью, брать чужие головные уборы

Грызть ногти

Курить

Грызть кончик карандаша, ручки

Употребление алкоголя

Есть 3-4 раза в день

Мыть голову каждый день

Приходя из школы, сразу делать уроки

Причесываться в общественном месте

Заниматься спортом

Завтракать каждый день

Прогулка перед сном

Выполнять физические упражнения для укрепления здоровья.

Следить за здоровьем своих зубов

Если перекусывать, то только здоровой пищей

Пить воду и есть кисломолочные продукты

Пить зеленый чай

Правильно сидеть за столом

Спать с открытой форточкой

По данным английских врачей, каждая выкуренная сигарета стоит курящему 15 минут жизни. Курильщики заболевают раком лёгких в 30 раз чаще, чем некурящие. Рак на 65-98% зависит от курения (слайд 61)

ФИЛЬМ (слайд 62)

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы, (слайд 63)

Крестины, свадьба и развод,

Мороз, охота, новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Печаль, раскаянье, веселье,

Успех, награда, новый чин,

И ПРОСТО - ПЬЯНСТВО БЕЗ ПРИЧИН!

ФИЛЬМ (слайд 64)

Ведущий: Какие вредные привычки, негативно влияющие, на наше здоровье вы знаете еще? Ответы ребят. Курение, алкоголь, наркотики.

Ведущий: «Да здоровью! Да - мечте!

Нет!- проблемам и беде!

Быть здоровым классно!

Наша жизнь прекрасна!»

Ведущий: Мы достигли нашей цели, и нашли основные составляющие факторы, влияющие на здоровый образ жизни.

На стене добавляется формула:

ЗОЖ= рациональное питание + личная гигиена + режим дня + отсутствие вредных привычек слайд.

Ведущий: Здоровый образ жизни - это понятие многогранное. Сегодня на нашей встрече мы смогли поговорить только о маленькой частице, которая зовет нас к здоровью (слайды 65-67)

Конкурс плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни

Заключение. Дети читают стихи

Ангина и кашель бывают у тех, Занимайся спортом!

Кто смотрит со страхом на лыжи и снег.

Вини себя за вид болезненный и хмурый, Занимайся физкультурой!

Не занимаешься ты, видно, физкультурой.

Не забывай в числе других продуктов Правильно питайся!

Побольше кушать овощей и фруктов.

Солнце, воздух и вода - Закаляйся!

Наши лучшие друзья.

Надо, надо умываться Соблюдай гигиену!

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам!

Друг в беде. Знай лекарственные растения!

Скорей на помощь!

Вот трава,

Что лекарство и овощ!

Не бери чужие платья! Избавься от вредных привычек!

Ногти тоже не грызи,

Не дружите с сигаретой,

Так здоровья не найти.

Подведение итогов. Награждение команд.

Ведущий: Улыбки, музыка, движение

У всех поднимут настроение

Ведущий: И мы хотим напомнить снова

В здоровом теле - дух здоровый!

До новых встреч. До свидания!

(Слайд 68-69)

Литература и интернет ресурсы:

контрольная работа

2.3 Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ в школе

1. Поддержание санитарно-гигиенического режима (рациональное расписание, влажные уборки, освещённость рабочих мест учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим и т.д.).

2. Организация ежедневного горячего питания для учащихся, систематический контроль качества пищи (тепловой режим, разнообразие, соответствие санитарным требованиям).

3. Работа по профилактике травматизма.

4. Физкультурные паузы на уроках, разработка комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, нарушения осанки.

5. Работа специальных групп по физическому воспитанию.

6. Валеологическое образование педагогического коллектива, работа постоянно действующего валеологического семинара для учителей, оказание методической помощи педагогам по реализации валеологического подхода к урокам.

7. Работа спортивных кружков и секций, тренажёрного зала.

8. Работа танцевальных кружков (народного и эстрадного танца), группы шейпинга.

9. Работа туристического и экологического клубов, имидж-клуба.

10. Работа факультативов по здоровому образу жизни

11. Индивидуальные консультации психологов для учащихся, учителей, родителей. Психологический тренинг для учителей.

12. Работа лектория для родителей. Темы лекций: «Режим дня школьника», «Питание и здоровье», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактика острых кишечных заболеваний», «Закаливание детей», «Культура питания», «Профилактика детского травматизма», «Профилактика вредных привычек», «Влияние конфликтов в семье на здоровье детей», «Организация досуга детей в семье» и пр.

13. Индивидуальные консультации врача для учителей и учащихся, разработка системы индивидуальных схем оздоровления.

14. Разработка межпредметного проекта «Планировка пришкольной территории», «Повестка 21 для школы».

15. Мероприятия по улучшению интерьера школы, создание уюта в столовой, медкабинете.

16. Внеклассная и внешкольная работа по пропаганде здорового образа жизни.

17. Усиление валеологической составляющей предметов естественнонаучного цикла (прежде всего биологии).

18. Работа по программе профилактики табакокурения и программе полового воспитания.

19. Периодический выпуск газеты «Здоровый образ жизни».

20. Анкетирование учащихся с целью определения степени сформированности навыков ЗОЖ, изучения отношения учащихся к своему здоровью (по плану диагностических мероприятий).

2.4 Деятельность социального педагога и педагога-психолога школы по формированию здорового образа жизни среди детей

В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. В связи с этим возникла острая необходимость в развитии социально-педагогической службы по оказанию помощи детям и подросткам.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.

Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Обязательными также являются научно обоснованные представления о стадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, группе детского сада, классе школы, неформальном объединении и клубе подростков.

Забота о здоровье подопечных - составляющая охранно-защитной функции социального педагога. Кроме того, защита здоровья может стать самостоятельным объектом специализации педагога-валеолога. К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести:

Социо-психолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья, реализацию прав ребенка на здоровье, закрепленных в Конвенции о правах ребенка;

Щадящую корректировку индивидуальных качеств и контактов личности.

Основными требованиями к социально-педагогической деятельности в связи с реализацией задач защиты права ребенка на охрану здоровья являются следующие:

1. Профессионально-этическая ответственность специалистов за профилактику и охрану физического, психологического, социального здоровья личности;

2. Гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и бережного отношения к страдающим и больным детям, учет особенностей личности и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни, учебе и здоровью;

3. Способность педагога сохранять собственное здоровье и обучать этому детей;

4. Умение предупреждать собственные неврозы и устранять социо-психолого-педагогическими средствами причины, их вызывающие;

5. Позитивное отношение к личностному росту ребенка, поощрение в ребенке чувства собственного достоинства в деятельности и отношениях с людьми;

6. Учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности;

7. Сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача и семьи с активностью самого ребенка в становлении его физического, психического, социального здоровья.

Социальному педагогу необходимо учитывать, что каждый гражданин имеет право на бесплатные консультации: по вопросам планирования семьи, диагностики и лечения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; по медико-психологическим проблемам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Определенные права в отношении защиты прав ребенка на охрану здоровья имеют несовершеннолетние, например:

Право на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службе в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения;

Право на медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;

Право на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих физиологическим особенностям несовершеннолетних, состоянию их здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

Право на бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджета всех уровней при определении профессиональной пригодности;

Право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме;

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.

Отдельно также рассматриваются права инвалидов. В частности, инвалиды, дети-инвалиды и инвалиды с детства имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.

Выделяют виды профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:

1. Вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья;

2. Обучение культуре использования свободного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенных на те или иные занятия, общего режима в школе и семье;

3. Целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляция в деятельности и общении;

4. Формирование этнокультуры детей;

5. Пропаганда, в том числе и на личном примере, здорового образа жизни;

6. Информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью.

7. Контроль и регулирование формирования и реализации валеологической культуры во внутришкольной жизни.

Если говорит о деятельности педагога-психолога школы в направлении формирования здорового образа жизни у детей, то основная цель данного направления - формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса.

Формами реализации данного направления являются: мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в учебно- воспитательном процессе; посещение уроков с целью наблюдения за соответствием режима учебных занятий, методов преподавания, структуры урока, условий внешней среды возрастным особенностям учащихся; информирование классных руководителей, педагогов-предметников об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности учащихся.

Педагог-психолог на основании данных мониторингов выделяет группы для организации последующей психолого-педагогической работы.

В процессе развивающих мероприятий педагог-психолог обучает учащихся навыкам оценки и саморегуляции двигательной активности, эмоционального состояния, управления стрессом. Осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья.

Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе

Выразительное чтение младших школьников

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования...

Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности...

Комплекс упражнений, направленных на формирование представлений о функциональной зависимости у младших школьников

Для организации учебной деятельности учащихся начальных классов...

Методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка выразительного чтения

Основы выразительного чтения закладываются в начальной школе. Учитель-словесник, работающий в средних и старших классах, должен направлять работу учителей начальной школы, оказывать им помощь...

Нравственное воспитание в учебном заведении

Организация кружка по декоративно-прикладному искусству в школе (художественная обработка дерева)

Таблица.1. Темы Общее кол-во часов Теоретические занятия Практические занятия Вводное занятие 2 2 -- 1...

Особенности обучения иностранному языку в дошкольном возрасте

Данное занятие является интегрированным т.е. в нем сочетаются занятия по английскому языку и по ИЗО. Занятие предназначено для детей 5-6 лет. Задачи 1. Воспитание эстетических чувств. 2. Развитие навыков рисования красками. 3...

Педагогические проблемы воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников

Проблема здоровьесбережения, пожалуй, самая актуальная и требующая системного подхода в решении. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи...

Развитие речи детей с общим нарушением речи в театрализованной деятельности

В течение всей недели, мы вместе с детьми готовимся к театральной пятнице: разучиваем роли, готовим костюмы, декорации. Театральная пятница проходит 1 раз в неделю. Я разработала цикл мероприятий...

Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля

Данное проектирование предполагает разработку и использование системы внекласссных занятий по литературному чтению, направленных на формирование интереса к чтению учащихся 2 класса на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

Тенденции развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях

1. «Я и Я» - гражданское отношение к себе Задачи: 1. Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность 2. Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения...

Формирование коллективистских отношений у учащихся 3 класса

Экспериментальное исследование проблемы формирования коллективистских отношений учащихся 3 класса на примере организации групповой формы работы проводилось в период педагогической практики...

Экспериментальное исследование коммуникативных способностей учителей-предметников

Целевая аудитория: - Учитель (преподаватель) Цель урока: 1. Формирование базовых понятий из областей психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии 2. Развитие навыков эффективного общения 3...