Конспект по теме давление единицы давления. Конспект урока по физике: «Давление. Единицы давления. Актуализация опорных знаний

Как приятна зимняя прогулка на лыжах! Однако стоит выйти в снег без них, как ноги будут глубоко проваливаться при каждом шаге, идти будет трудно, и удовольствие будет испорчено.

Учитель. По рыхлому снегу человек идет с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге. Но, надев лыжи, он может идти, почти не проваливаясь в него..

Вопрос: почему? Слайд № 10

Пчелка предлагает убедиться в этом на опыте.

видеодемонстрация

С какими величинами связано давление.

Слайд №11

Учитель: В рассмотренных примерах силы действовали перпендикулярно поверхности. Вес человека был перпендикулярен поверхности снега; сила действовавшая на песок, также перпендикулярна поверхности.

Вывод: Результат действия силы зависит от:

1 – значения силы;

2 – площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.

Учитель: величина, которая показывает, какая сила действует на каждую единицу площади поверхности, называется давлением.

Какая зависимость между давлением и силой? Прямо пропорциональная р – F (на доске)

Какая зависимость между давлением и площадью поверхности? Обратно пропорциональная. р – 1/S(на доске)

Слайд №12

Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь поверхности:

P – давление

S – площадь опоры

проанализируем данную формулу с математической точки зрения.

Слайд №13

Вопрос 1. Сила давления не изменяется, а площадь опоры увеличивается. Как изменится давление? Почему? (Давление уменьшится, т. к. давление обратно пропорционально площади).

Слайд №14

Вопрос 2. Площадь опоры не меняется, а сила давления увеличивается. Как изменится давление? Почему? (Давление увеличится, т.к. давление прямо пропорционально силе давления).

Слайд №15

Вопрос 1. Как можно найти силу, зная давление и площадь поверхности, к которой приложена сила? (F=p*S)

Слайд №16

Вопрос 2. Как найти площадь поверхности, к которой приложена сила, зная силу давления? (S=F/p)

Слайд №17 Пчела на слайде перелетает на второй лепесток по щелчку мыши

Учитель. Как любая физическая величина давление измеряется в определенных единицах. Выведем единицу измерения давления.

Слайд №18

Из формулы видим, что давление равно отношению перпендикулярно действующей силы к площади поверхности.

(щелчок) За единицу давления в СИ принят Паскаль (Па).

Слайд №19

Исторический материал.

Блез Паскаль. (возврат)

Если на поверхность площадью 1 м 2 перпендикулярно действует равномерно распределенная сила в 1 Н, то давление в этом случае 1 Па

Числовое значение давления показывает силу, приходящуюся на единицу площади ее приложения. Например, при давлении 5 паскалей на площадь 1 м 2 будет действовать сила 5 Ньютонов.

Слайд №20

Используются также другие единицы давления.

гекто Паскаль (гПа), кило Паскаль (кПа)

1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа

1 гПа = 100 Па 1 Па = 0,01 гПа

Запишите в тетради.

слайд №21

Учитель. Итак продолжим урок

Моря и пустыни, Земля и Луна
Свет Солнца и снега лавины…
Природа сложна, но Природа одна.
Законы природы – едины!

слайд №22

(пчела на слайде перелетает на третий лепесток по щелчку мыши).

Итак пчелка предлагает совершит путешествие в биологию

слайд №23

В Амазонке есть пиранья –
С виду рыбка так себе.
Если сунешь палец в воду,
Перекусит вмиг его.

Вопрос: почему пиранья может перекусить палец человека?

слайд №24

Ёж сердитый, серый ёж,
Ты куда, скажи, идёшь?
Ты колючий весь такой, что не взять тебя рукой!
Почему же ёж колючий?

(Площадь поверхности иголок мала, а давление велико.)

слайд №25

Вот верблюд, а на верблюде
Возят кладь и ездят люди.
Он живет среди пустынь,
Ест невкусные кусты,
Он в работе круглый год…
Почему же на верблюде возят кладь и ездят люди?

(Площадь поверхности конечностей верблюда велика, а давление, оказываемое на песок, невелико, поэтому верблюд не проваливается в песок.)

слайд №26

Пчелка – труженик известный,
Дарит людям мёд и воск,
А врагам покажет жало,
Будут помнить целый год!

Почему жало пчелы оказывает на кожу человека очень большое давление? (Жало пчелы имеет малую площадь поверхности, а давление, оказываемое на кожу человека, велико.)

слайд №27

Как-то раз спросили розу:
Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?

(Площадь поверхности шипов розы мала, а давление велико.)

Слайд №28

Вернемся к героям “Серой Шейки”. Почему лиса осторожно ползла по льду?

(Лиса выбрала такой способ передвижения, чтобы увеличить площадь поверхности, а давление, производимое на лед, уменьшить.)

Учитель: Мы убедились в справедливости этой формулы в природе – иглы, клювы, когти, зубы, клыки, жала. Но. “Душа науки – это практическое применение её открытий” (У.Томсон).

Слайд №29

Спасение утопающего.

слайд №30 Пчела перелетает на четвертый лепесток по щелчку мыши.

Совершим экскурсию в мир техники.

слайд №31

Тяжелые машины, такие как трактор, танк или болотоход, могут проезжать по болотистой местности, по которой не всегда пройдет человек. Почему?

(Тяжелые машины, имея большую опорную площадь, оказывают небольшое давление.)

слайд №32

Итак мы находимся с вами на выставке режущих и колющих предметов.

Вопрос. Ответы учащихся.

Вот поэтому необходимо соблюдать технику безопасности на уроках технологии.

Решается задача из учебника. Упр12 стр80

ГБОУ СОШ с.Петровка

План – конспект «открытого» урока

Предмет: Физика

Класс: 7

Дата проведения: 22.12.2014 г

Учитель: Колосова Валентина Михайловна

Тема урока : Давление. Единицы давления

Базовый учебник: Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. – 12-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2012. – 192 с.: ил.

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Форма проведения урока: проблемный урок.

Цели и задачи урока.

Образовательные:

    ввести понятие давления , расширить и углубить знания по данной теме,

    дать представление учащимся о зависимости давления от силы, действующей на поверхность и площади этой поверхности

    применить знание давления к решению задач.

Развивающие:

    развитие умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов

    развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания, монологической речи, умения рассуждать, выделять главное, самостоятельно приобретать знания, навыки и применять их на практике,

    развитие умения давать объективную самооценку,

    научить применять знакомые формулы в измененных условиях,

    расширить кругозор сведениями из истории физики.

Воспитательные:

    воспитание уважительного отношения к одноклассникам,

    формирование самостоятельности,

    развитие эстетического вкуса учащихся, аккуратности, внимательности, создание успеха,

    воспитание интереса к физике.

Оборудование:

    интерактивная доска,

    таблицы с тестами,

    презентация «Давление»,

    тест «Давление»

    бруски

    кюветы с песком

План урока:

    Организационный момент.

    Мотивация.

    Тема урока «Давление. Единицы давления»

    Определение целей урока

    Актуализация опорных знаний

    Изучение нового материала

    Минута отдыха

    Закрепление изученного материала

    Домашнее задание

    Рефлексия

    Подведение итогов урока

Ход урока:

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Записывают в тетрадь число.

Слушаю – забываю.

Смотрю – запоминаю.

Делаю – понимаю.

Конфуций
2. Мотивация.

Ребята, принесла на урок вот этот прибор (тонометр) .

Что с его помощью я могу измерить? (Давление)

Обратите внимание на экран, попробуйте прочитать предложения полностью. (дети читают)

На слайдах:

    У больного повысилось кровяное ДАВЛЕНИЕ .

    Атмосферное ДАВЛЕНИЕ резко падает, возможны осадки.

    Тренер пытался оказать психологическое ДАВЛЕНИЕ на судью.

Во всех предложениях пропущено слово: - Давление.

Часто в жизни мы сталкиваемся с этим словом, только в разных ситуациях.

Что в вашем понимании означает это слово?

Родственным к слову давление является глагол «давить».

Прочитайте, что означает это слово в толковом словаре Владимира Ивановича Даля. (читают дети ) «Гнести, нагнетать, пригнетать, угнетать, жать, сжимать, нажимать, прижимать, тискать, притискивать, теснить, обременять тяжестью, жать силою»

А что с точки зрения физики оно может означать? (жать силою)

Я думаю, что вы уже догадались какая тема нашего урока.

Какая? (Давление)

Правильно. Молодцы.

3. Тема урока «Давление. Единицы давления»
4. Определение целей урока.

Итак, тема урока «Давление твердых тел».

Для вас данная тема является новой. Мы увидели с вами, что в жизни с этим словом сталкиваемся часто, а что бы вы хотели узнать об этой величине? Подводим итог:

и так, сегодня на уроке мы должны (читают дети) познакомиться с физической величиной – давление; узнать, (цели прописаны на слайде).

5. Актуализация опорных знаний.

У вас на столах лежат грузы массой 100 грамм. Возьмите их в ладонь.

Что вы ощущаете? (Их действие, тяжесть, давят)

    А почему это происходит? (На грузы действует сила тяжести со стороны земли, которая направлена вниз.)

Какая сила действует на этот груз? (Сила тяжести со стороны Земли)

По какой формуле находят силу тяжести, действующую на тело?

( F = mg )

    Какие силы действуют на груз? (Сила тяжести, сила упругости)

А что такое сила?

(Сила – это физическая величина, которая характеризует действие одного тела на другое)

От чего зависит результат действия силы? (От точки приложения, от модуля, от направления.)

А зависит ли результат действия этой силы от того на какую грань мы положим этот брусок? (Брусок на столе большой. Показываю различные положения бруска) (Да, нет, не знаю)

Итак, появилось две точки зрения.

6. Изучение нового материала.

С помощью чего в физике можно проверить истинность того или иного высказывания? (Опыт, эксперимент)

Давайте, проверим ваши мнения опытом.

Опыт. У вас на партах лежит брусок и коробка с песком. Опустите сначала брусок большой гранью, а затем маленькой гранью. Посмотрите на глубину следа, который оставил брусок.

Зависит ли результат действия силы на опору от грани? (Да.)

Какая зависимость? (Когда кладем большей гранью чуть-чуть проваливается, след неглубокий. А когда узкой гранью след глубокий.)

Результат действия силы на опору разный в зависимости от того, на какой грани лежит тело на опоре.

Сила действует на всю площадь!

Сила распределяется по всей площади .

А теперь главное:

Сила, приходящаяся на единицу площади, это и есть давление .

Таким образом, с точки зрения физики:

Давление – это физическая величина, которая показывает силу, приходящуюся на единицу площади.

Итак, мы познакомились с тем, что такое давление.

Оно обозначается буквой р .

Что еще нам нужно узнать о давлении (формулу, как изменяется)

Давайте получим формулу для вычисления давления с помощью следующего опыта. Для этого мне нужен ассистент.

У меня на столе коробка с песком, дощечка с вбитыми гвоздями и гири.

Помощью этого оборудования установим зависимость между давлением и силой. (Демонстрирует ассистент)

(чем больше сила, тем больше давление)

Для второго опыта приглашаю желающего:

Ставим куб на максимальное количество гвоздей 16, фиксируем глубину погружения. Затем ставим куб на 8 гвоздей, затем на 4, на – 2. В каждом случае фиксируем глубину погружения.

Какую зависимость мы наблюдали? (чем больше площадь, тем меньше глубина погружения, т.е. давление)

Презентация:

А теперь посмотрите на экран, по данной формуле будет вычисляться давление.

Итак, ребята мы с вами вывели опытным путем формулу, являющуюся физическим законом. Давайте сформулируем этот закон на языке физики . (дети формулируют закон)

А теперь проверим истинность сформулированного нами закона, обратимся к учебнику на страницу 78.

Давление – величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

Так как давление - это физическая величина, то у нее есть единица измерения. Давайте, ее определим.

В чем измеряется сила? (Н)

В чем измеряется площадь? 2 )

Хорошо! Тогда, что будет единицей измерения давления? (Н/м 2 )

Найдите в учебнике, кто ввел эту единицу и как она называется? (эта единица называется Паскалем, в честь французского ученого Блеза Паскаля).

7. Минута отдыха

http://wikibit.me/video/SAWr-KZhD0E

8. Закрепление изученного материала.

Тест:

Мы узнали, что такое давление, как вычисляется и в чем измеряется, теперь я вам предлагаю решить задачу. (У доски ученик)

Какое давление на пол оказывает ковёр весом 2 Н, площадью 4 м 2 (Решение задачи у доски, учеником)

Задача. С какой силой действует танк на поверхность, если при площади его гусениц – 3 м 2 , давление его на поверхность будет 15 000 Па.

Человек идет по глубокому снегу.

А что бы вы могли ему предложить? (лыжи)

С какой целью? (чтоб не проваливался в снег)

А в жизни можно столкнуться с такой ситуацией: человек провалился под лед. Как ему помочь и при этом не пострадать самому? (предложить ему веревку, лестницу, палку при этом передвигаться по льду лежа)

Вот видите, ребята, зная и применяя данный физический закон, можно сохранить жизнь человеку.

9. Домашнее задание : §33, упр.12(1,2)

10. Рефлексия:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

11. Подведение итогов урока.

И завершается урок словами:

К высотам познанья!

За кручей обрыв!

Дороги орлам незнакомы.

Пройдет человек лишь,

Но прежде открыв

Природы и чисел законы.

Искателей истин судьба нелегка,

Но тень их достанет в веках облака.

Заместитель директора ________________________ /Петрова М.В./

Конспект урока по физике в 7 классе на тему: «Давление. Единицы давления»Автор: Абрамова Людмила Ивановна, учитель физики МОУ «СОШ с. М-Лапшиновка», Саратовская область, Татищевский район, с. М-Лапшиновка.

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока в 7 кассе по теме «Давление. Единицы давления». Данный материал будет полезен педагогам общеобразовательных школ. Этот конспект направлен на активизацию познавательной деятельности и развитию практических навыков у учащихся.

Конспект урока по физике «Давление. Единицы давления»

Оформление:

1.На доске записано: дата, тема урока

2. Имеется «табличка» с высказыванием, основными формулами.

3. Организована «выставка» предметов по теме урока:

Плоскогубцы, гвоздь, кнопка, лезвие, детская машинка и т. п.

4. «Выставка» рисунков: лыжник, танк, вездеход, альпинист, и т. п.

5. На доске заранее написан ряд формул, единиц измерения

6.На партах лежат прямоугольные бруски и динамометры

7. В классе имеется компьютер или DVD – плеер

8. На доске вывешен план урока

Цели урока:

1)Ввести понятие давления и единиц давления.

2) Научить учащихся применять формулу давления в простейших случаях.

3) Продолжить формирования умений применять изученные формулы для решения задач.

4) Воспитывать познавательный интерес к предмету.

I.
Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Блажен, кто явственно изрел,

Хотя бы скорлупу природы.

Всего две строчки, а какой глубокий в них смысл. У природы много тайн и загадок, и раскрывает она их неохотно;

Вот и вам предлагается приоткрыть завесу тайн, процессов происходящих в окружающем нас мире.

Тема нашего урока: Давление, единицы давления

(В тетрадях записали дату, тему урока)

Сегодня на уроке мы попытаемся разобрать понятия давление, единиц давления и научимся его определять.

Но, прежде чем перейти к изучению нового материала повторим ранее изученный.

III.
Повторение.

Работа с классом:

1. Изучая тему «Взаимодействие тел» мы встречались с целым рядом физических величин. Назовите их. (на доске записаны физические величины: масса, объем, скорость, путь, время, сила, вес тела, плотность)

(работа ведется одновременно: два ученика работают у доски, трое получают карточки, весь класс работает с учителем по проверке домашнего )

Работа у доски:

2. Физические величины связаны между собой формулами, запишите их на доске

(вызывается к доске один из учеников)

Индивидуальная работа по карточкам:

3. Работа по карточкам.

4. (раздаются двум ученикам карточки).

Работа с классом:

5. Проверка д/задания:

1) Какой прибор измеряет силу?

2) Какую силу называют F трением?

3) В чем заключается причины трения?

4) Какие виды трения вы знаете?

(после того, как закончен опрос, работа у доски и работа по карточкам учитель проверяет мини – сочинения)

Я думаю, все написали домашнее мини – сочинение на тему: «Что было, если бы не было трения?» Предлагаю послушать некоторые из них. Пожалуйста, кто желает зачитать…

(учащиеся зачитывают мини-сочинения)

IV. Изучение новой темы.

Итак, тема урока: «Давление. Единицы давления»

Слово учителя:

По рыхлому снегу идет человек. Идет с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге. Но, надев лыжи, он может идти, почти не проваливаясь в него. Почему?

На лыжах или без них человек действует на снег с одной и той же силой, равной своему весу. Однако действие этой силы в обоих случаях различно, потому, что различна площадь поверхности, на которую давит человек с лыжами и без лыж. Площадь поверхности лыж почти в 20 раз больше поверхности подошвы. Поэтому, стоя на лыжах, человек действует на каждый квадратный сантиметр площади поверхности снега с силой, меньшей, чем стоя на снегу без лыж.

Плотник, забивая гвозди, действует на каждый из них с одинаковой силой. Однако гвоздь, имеющий более острый конец, легче входит в дерево.

Значит, результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади, поверхности перпендикулярно которой она действует.

Посмотрим на экран монитора

(просматриваются слайды на мониторе компьютера, комментируются учителем):

1. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности называется давлением.

Давление характеризует распределение силы, действующей перпендикулярно к поверхности по всей ее площади.

За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в один Ньютон, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности. Единица давления – Ньютон на квадратный метр.

В честь французского ученого Блеза Паскаля она называется паскалем (Па).

(показывается портрет ученого)

Используются также другие единицы давления:

Гектопаскаль(гПа) и килопаскаль(кПа)

1 кПа=1000Па 1 Па=0,001Па

1 гПа=100 Па 1 Па=0,01гПа

Запишем в тетрадях формулу, определяющую величину давления, единицы измерения.

2. Увеличение площади опоры при нахождении на мягком грунте является примером применения знаний о давлении твердых тел.

3,4 слайды.

3. Рассмотрим опыт, характеризующий зависимость давления от площади опоры и веса тела…

Здесь демонстрируется изменение давления в зависимости от приложенной силы и площади, по которой она распределяется. Попробуем сделать вывод. От чего зависит величина давления?

V. Закрепление изученного материала.

Посмотрите внимательно на рисунки и предметы, расположенные перед вами. Объясните их действие. Приведите примеры использования больших и малых площадей опоры для увеличения и уменьшения давления. Какие еще вы можете привести примеры?

(заслушиваются ответы учащихся)

Сделаем еще раз вывод, заполнив «пустографки» в предложениях и запишем их в тетрадь.

(дети записывают, затем проверяется правильность заполнения)

Заслушаем ответ. Пожалуйста.

Чем больше площадь, тем меньше давление.

Чем больше давление, тем меньше площадь.

А сейчас, поработаем с «переводом» единиц:

(задания записаны на карточках, три ученика вызываются к доске)

Выразите в Выразите в Выразите в

паскалях гектопаскалях килопаскалях

давление давление давление

5 гПа= 10000 Па= 10000Па=

0,4кПа= 5800 Па= 5800 Па=

С целью закрепления изученного материала коллективно разберем решение задачи.

Задача: Определить давление танка массой 60т, на землю, если площадь гусеницы 1,5 м2

VI.
Итог урока.

Давайте подведем итоги урока. Что мы на нем узнали нового для вас.

(комментирует учитель)

Домашнее задание: п.33, упр.12(№3)

VII
.Экспериментальное задание.

Давайте определим давление оказываемое бруском на поверхность наших парт.

Перед вами лежит брусок, одна из граней которого окрашена (эта поверхность и будет являться площадью опоры) и динамометр.)

(дети работают)

Пожалуйста, покажите, как вы будете это делать.(к кафедре вызываются два ученика, они записывают свои измерения и вычисления)

Результаты, проведенных экспериментов, я проверю на следующем уроке, когда будем проверять домашнее задание.

Спасибо за урок. До свидания.

Урок из раздела “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. Эта тема в разделе первая в разделе и является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и техникой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №31

Тема: Давление. Единицы давления

Цель: ввести новую физическую величину «давление», определить способ его нахождения

Задачи:

Образовательные: овладение знаниями по теме, понимание зависимости давления от площади поверхности и силы давления, применение полученных знаний в нестандатных ситуациях.

Развивающие: развитие способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученных данных; развитие логического мышления и умения делать выводы.

Воспитательные: развитие культуры общения и культуры ответа на вопросы; повышение познавательной активности учащихся; формирование добросовестного отношения к учебному труду, положительной мотивации к учению.

Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.

Предполагаемый результат: учащиеся должны знать способы изменения давления и уметь приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе.

Место урока в учебном плане. Тема рассматривается в разделе “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. Эта тема в разделе первая в разделе и является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и техникой. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по физике.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, приборы, необходимые для демонстрации зависимости давления твердых тел от площади.

Тип урока: урок новых знаний

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала
  3. Закрепление
  4. Домашнее задание
  5. Итоги урока
  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку (тетрадь, ручка, дневник, учебник).

2.Изучение нового материала

Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Цель нашего первого урока узнать, что такое давление, определить способ нахождения давления. Знания о давлении нужны людям многих профессий, поэтому они вам пригодятся в жизни.

Объясните следующие вопросы:

  • Почему кулаком нельзя разбить толстую доску, а ребром ладони – можно?
  • Как легче идти по рыхлому снегу: на лыжах или без них?

Каждый из вас выдвинул свои гипотезы.

Чтобы научно ответить на эти вопросы нам необходимо рассмотреть новое понятие «давление».

Демонстрация: «Зависимость давления от площади опоры» (дощечка с гвоздями)

а) Если дощечка с гвоздями погружается в песок шляпками совсем немного, то с гирей, массой 1кг, погружение заметно больше. Т.е. глубина погружения зависит от величины действующей силы - чем больше сила, тем погружение больше.

б) Второй опыт показывает, что глубина погружения зависит не только от силы, но и от площади опоры. Дощечка с гвоздями, которые направлены острием, погружается в песок значительно больше, чем в первом опыте.

Результат действия тела на опору, таким образом, зависит и от площади опоры и от действующей силы. Все это учитывает физическая величина, которая называет давлением .

Под давлением понимают физическую величину равную отношению перпендикулярно действующей силы к площади поверхности:

p- давление

F- сила

S- площадь

Паскаль – единица измерения давления, названная в честь французского ученого Блеза Паскаля.

Существуют другие единицы измерения давления: килопаскали, гектопаскали

В живой природе мы встречаемся с примерами уменьшения и увеличения давления.

Свои колючки ёж использует не только для защиты. Очень любопытное зрелище представляет собой ёжик, несущий на колючках яблоки. Наблюдения показывают, что для этого он катается по куче яблок, пока не наколет хотя бы несколько.

По такому же принципу устроены острые зубы и клыки хищников, клювы и лапы птиц. Эти приспособления не только врага устрашат, но и пищу добывать помогают. Моржи, например, своими огромными бивнями раскапывают на морском дне моллюсков. Львица острыми клыками способна мгновенно умертвить свою жертву, а остальные зубы выполняют роль острых ножниц, отрезающих куски мяса.

Острые копыта лося глубоко рассечены и могут расходиться в стороны. Кожистая перепонка между пальцами не дает ногам проваливаться в топях. Этому же способствуют и боковые копытца. Лоси могут пробираться даже через зыбкую поверхность лесных болот: они вытягивают передние ноги горизонтально вперед, а брюхом прикасаются к земле. Отталкиваясь задними ногами, лось скользит в таком положении по болоту, пока не выберется на более устойчивый грунт.

Но еще более своеобразным приспособлением обладает перепончатопалый геккон из песчаной пустыни Намиб в Южной Африке. У него есть перепонки между пальцами ног, однако не для плавания, а для хождения по песку. Любое существо, обитающее на бархане или в нем, должно решать немало сложных задач. Удерживаться на очень горячей сыпучей поверхности, не проваливаясь, достаточно трудно. И у ряда животных на лапах и ногах появились специальные приспособления. У одного намибского геккона есть перепонки между пальцами, как у лягушки. У другого лапы окружает длинная тонкая бахрома, которая точно так же распределяет вес животного на большей площади, и оно бегает по поверхности песков, почти ее не проламывая и потому не скользя.

Лианам, лопухам, череде колючки нужны для того, чтобы цепляться. Прицепившись к чему-либо, они переносятся на дальние территории, где и распространяются.
Укол шипами весьма болезнен. Поэтому при работе с колючими растениями в саду следует относиться к ним осторожно и не забывать про перчатки.

А вот примеры уменьшения и увеличения давления в технике.

Основным свойством танка является его способность двигаться по местности. Это достигается гусеничным ходом и определяет тактические свойства танка в отличие от свойств бронированного автомобиля, который может двигаться лишь по дорогам. Способность двигаться по местности определяют термином вездеходность и под ней подразумевают следующие четыре свойства:

1) возможность двигаться по мягкому грунту, несмотря на большой вес;

2) брать значительные подъемы;

3) переходить через рвы и воронки;

4) взбираться накаменные вертикальные стенки.

1) способность двигаться по мягкому грунту объясняется тем, что при гусеничном ходе вес танка распределяется на большую площадь и относительное давление на грунт можно сделать очень малым, а именно - менее 0, 5 кг/см 2 ; можно довести его до 0, 35 кг/см 2 , что близко в даже меньше давления ноги человека. Поэтому танк, несмотря на свой большой вес, может двигаться всюду, где может пройти человек. В настоящее время уже имеются гусеничные повозки, в которых относительное давление еще более снижено, и они могут двигаться по снегу и болотистой местности (не топкой), где человек без вспомогательных средств идти не может.

Строителям также нужно учитывать давление.

Если вылить содержимое яйца, а для опыта оставить скорлупу, то можно попробовать проткнуть ее иголкой изнутри и снаружи. Изнутри - легче, снаружи - тяжелее. Результат при одинаковых усилиях будет зависеть от формы скорлупы: выпуклая или вогнутая.

Поэтому маленький цыпленок легко разбивает скорлупу изнутри, а снаружи он защищен более надежно. Свойство выпуклых форм лучше выдерживать нагрузку позволяет архитекторам проектировать куполообразные крыши, мосты, потолки, т.к. они прочнее плоских!

Строительство высотных зданий предполагает, что грунт выдерживает давление, которое здание оказывает на него своим весом. Так, при возве-дении Останкинской телебашни в Москве высота которой 533 м, а масса 51 400 т, строительство через год после начала было остановлено из-за опасений, что грунт не выдержит нагрузку. После почти двухлетних расчетов и изучения грунта фундамент под башню пришлось увеличить в размерах. Теперь площадь фундамента башни составляет 1 940 м 2 , а его масса - 40 % от массы всего сооружения.

А вспомните исторический факт, когда учет давления помог великому русскому полководцу выиграть сражение.

  • Физкультминутка!

Пожалуйста, все встаньте. Определите, какое давление вы оказываете на пол? Что для этого вам нужно знать? (Массу своего тела и площадь своей обуви – она у всех разная). А можно ли увеличить это давление, не производя расчёты?

Встать на одну ногу, уменьшив тем самым площадь, затем на носочек. Съесть побольше пирожных, взять в руки портфель, тем самым, увеличив модуль силы.

А как уменьшить давление?

Сесть на пол, лечь на пол, т.е. увеличить площадь. Срочно похудеть, уменьшив модуль силы.

3.Закрепление

А вот посмотрите, как народ приметил законы природы и отразил их в пословицах:

Пословица: иголка маленькая, да больно колет.

А как объяснить с научной точки зрения, почему иголка больно колет?

(Площадь поверхности иглы очень мала, и даже при небольшом усилии она оказывает большое давление).

Загадка:

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются.

(Лыжи).

Почему лыжи не проваливаются в снег?

(Площадь поверхности лыж в несколько раз больше площади подошв человека, поэтому, стоя на лыжах, человек оказывает давление на снег в несколько раз меньшее).

Решение задач:

1. Определите давление танка массой 60 т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 см 2 .

2. Почему охотничьи лыжи делают более широкими, чем спортивные?

3. На горизонтальном полу лежит плита из бетона h = 25 см. Определимте давление, производимое плитой.

4. Какое давление на пол оказывает ковер весом 200 Н и площадью 4 м 2 ?

4. Домашнее задание.

§ 33, 34, упражнение 12 (2,3)

5.Итоги урока

Спасибо за урок, сегодня все работали достаточно хорошо. Отметки, комментарии ответов

  1. Резерв урока: Экспериментальное задание

“Определение давления твёрдых тел”.

Цель: усвоение способа практического расчета давления твёрдых тел.

Форма работы: индивидуальная, работа в парах.

Метод по характеру познавательной деятельности: исследовательский.

Определите давление учебника на стол.

  1. Определите площадь опоры учебника, измерив длину и ширину учебника при помощи линейки.
  2. Определите вес учебника при помощи динамометра.
  3. Рассчитайте давление.

Определение давления бруска на стол (сначала широкой части, затем узкой).

Сделайте вывод.

Отчего зависит давление?

Литература.

1.Перышкин А.В. Учебник физики. 7 кл.

2.А.Л. Камин. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей? 7 класс.

3.В.А.Волков. Универсальные поурочные разработки по физике, 7 класс.

Интернет-ресурсы.


Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области»

Конспект урока по физике:

«Давление. Единицы давления»

Подготовила:

учитель физики

Захарченко И.Н.

«Опираться только на то,

что оказывает сопротивление»

Блез Паскаль

    Сформировать понятие давления, выявить его причину, а также зависимость от силы и площади поперечного сечения.

    Выяснить единицы измерения, а также способы увеличения и уменьшения давления.

    Научить объяснять опыты и явления, часто встречаемые в жизни.

    Расширить кругозор учащихся, находя физические явления в знакомых предметах быта.

Демонстрации:

    Ящик с гвоздями на противне с песком.

    Пластилин с двумя веревками.

    Кнопки, ножницы, кусачки.

    Картинки, карточки, задачники.

    Презентация.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Изучение нового материала

1). Подготовка к восприятию материала.

а) Какие ассоциации возникают при слове давление? (артериальное)

А ведь прибор, которым измеряют давление, тоже является физическим прибором.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с давлением, как с физической величиной и выясним, от чего она зависит.

б) Сначала давайте послушаем сказку!

Жила – была девочка Маша. Пошла она как – то в лес гулять, да заблудилась. Стала Маша искать дорогу домой, да не нашла. Но вышла на полянку к домику. В этом домике жили три медведя. Это были папа, мама и сынок. Она это определила по следам, которые были около дома. Одни следы были сильно вдавлены, другие поменьше, а третьи и того меньше. Как вы думаете, какие следы кому принадлежат и почему?

2) Изучение нового материала.

Откройте учебник на стр.66 рис. 81.

По рыхлому снегу идет человек с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге (а). Надев лыжи, он может, идти по снегу почти не проваливаясь (б). Почему?

Значит, давление зависит не только о силы, но и от площади той поверхности, на которую она действует.

А как действует сила на площадь поверхности? (перпендикулярно)

А как давление зависит от силы? (прямо пропорционально)

А от площади поверхности? (обратно пропорционально)

Значит, что бы увеличить давление, надо или увеличить силу, либо уменьшить площадь поверхности и наоборот.

Этот вывод подтверждает еще один опыт.

Дем.1: доска с гвоздями

Почему в 1 случае проваливается, а во 2 – нет?

Так какое определение мы можем дать исходя из этих примеров? (стр.67)

Раз это физическая величина, значит ее можно вычислить. Зная, что давление зависит от силы и площади поверхности можно получить формулу:

Какие же единицы измерения имеет давление? Если посмотреть на единицы измерения силы и площади поверхности, то единица измерения будет следующей:

Биография Блеза Паскаля.

Физкультминутка:

Как можно быстро удвоить давление на пол?

Поработали мы с вами хорошо! Надо отдохнуть.

Поднимает руки класс - это раз.

Повернулась голова - это два.

Руки вниз - вперед смотри - это три.

Руки в стороны пошире - на четыре.

С силой их к плечам прижать - это пять.

Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

3) Закрепление

а) Работа в группах

1группа: Одинаковые ли давления производят на стол кирпичи?

2 группа: Одинаковые ли давления производят на стол кирпичи?

3 группа: В каком случае стакан производит наибольшее ив каком наименьшее давление и почему?

4 группа: Пластилин и две веревки. Какой веревкой легче перерезать пластилин и почему?

5 группа: Как расположить книги, чтобы они оказывали наименьшее давление на стол?

6 группа: В каком случае груз оказывает большее давление на пол? Почему в 1 случае приходиться прикладывать большую силу?

Вариант 1

1 . В каких единицах измеряют давление?

А. Н. Б. Па. В. м 2 .

2 . В каком положении брусок оказывает наибольшее давление на опору?

A. В положении 1.

Б. В положении 2

В. В положении 3.

3 . Чем... площадь опоры, тем... давление, производимое одной и той же силой на эту опору.

A. больше; меньше.

Б. больше; больше.

B. меньше; меньше.

4 . Давление тела на поверхность зависит от...

A. модуля силы и от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.

Б. модуля силы и не зависит от площади поверхности, на которую действует сила.

В. площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.

5 . Станок весом 12000 Н имеет площадь опоры 2,5 м 2 . Определите давление станка на фундамент.

A. 48 Па. Б. 25000Па. B. 4800 Па.

Вариант 2

1 . Выразите в паскалях давление 10 кПа.

A. 10 000 Па. Б. 100 Па. B. 1000 Па.

2 . В каком положении брусок оказывает наименьшее давление на опору?

A. В положении 1.

Б. В положении 2.

B. В положении 3.

3 . Режущие и колющие инструменты затачивают для того, чтобы.., давление, так как чем... площадь опоры, тем... давление.

A. увеличить; больше; меньше.

Б. уменьшить; больше; больше.

B. увеличить; меньше; больше.

4 . Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется...

A. силой давления. Б. давлением. B. весом тела.

5 . Игла при проигрывании грампластинки давит на нее с силой 0,3 Н. Какое давление оказывает игла, если площадь ее острия равна 0,0003 см 2 ?

A. 1 МПа. Б. 10 МПа. B. 100 МПа.

в) Рассказ: Пошли два друга Саша и Сережа на речку кататься на коньках. А надо сказать, что Серёжа был не в ладах с физикой, считал, что она ему не пригодится в жизни. Серёжа с увлечением скользил по гладкому льду и не заметил, как выехал на тонкий лёд. Лёд треснул, и Сережа провалился в полынью. Ему уже удалось, было вырваться и её плена, но он сразу же встал на ноги, и лёд опять проломился. Саша закричал ему, что надо выбираться ползком. Ответьте, почему Саша посоветовал Серёже выбираться ползком?

3. Закрепление по опорному конспекту.

4. Домашнее задание.