Когнитивные познавательные качества включают. Когнитивные психические процессы. Моделирование когнитивных процессов в психологии
Обучение представляет собой педагогическое взаимодействие ученика и учителя, за время которого развиваются личностные качества обучаемого. В процессе образования ученик приобретает знания об объектах и предметах окружающего мира, создает субъективно новый или объективно новый продукт. Его деятельность осуществляется на репродуктивном и продуктивном уровнях. При осуществлении студентами этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие качества личности. Выделяют когнитивные (познавательные), креативные (творческие) и оргдеятельностные качества обучаемого. Раскроем эти качества.
Когнитивные качества включают в себя:
І) физиологические: умение видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать вкус; развитая работоспособность;
ІІ) интеллектуальные: 1)
эрудированность, логичность, проницательность, умение видеть и разрешать противоречия, анализировать и синтезировать материал, устанавливать отношения между элементами и частями целого; 2)
способность выработать ценностное суждение об идеях, решениях, методах, умение самоопределиться в ситуации выбора, оперативно принять решение; 3)
применение принципов, методов, процессов, ранее усвоенных, к решению новой ситуации, воплощение знаний в духовные и материальные формы.
Креативные качества обеспечивают создание субъективно или объективно нового образовательного продукта. Креативные качества - это: 1)
эмоционально-образные качества: вдохновение, воображение, фантазия, ассоциативность, мечтательность; 2)
инициативность, неординарность, нестандартность, способность к генерации идей; 3)
применение к решению проблемы различных средств, методов, поиск их наилучшей комбинации и прогноз изменений объекта, его динамики развития; 4)
формулирование гипотез, конструирование закономерностей, формул, теорий.
Оргдеятельностные качества проявляются при организации познания и творчества, включают в себя: 1)
умение ставить и достигать цель, планировать деятельность, корректировать этапы деятельности, проводить самоанализ и самооценку; 2)
способность взаимодействовать с другими субъектами образования и окружающим миром, умение вести спор; 3)
способность организовывать творчество других, совместное познание и генерация идей.
В образовательном процессе следует выявлять и развивать все группы качеств, как креативные, так и когнитивные.
Личностные качества выступают ориентиром при формулировании образовательных целей как в глобальном масштабе, так и в частном, применительно к изучаемым дисциплинам, спецкурсам, отдельным разделам, темам.
При обучении методике преподавания экономических дисциплин развиваются когнитивные, креативные и оргдеятельностные качества, что способствует дальнейшему интеллектуальному развитию, индивидуальному восприятию учебного процесса и творческому использованию студентами современных способов ведения учебных занятий.
Вопросы для самопроверки 1.
Что означают следующие понятия: «обучение», «преподавание», «учение», и «образование»? 2.
Каковы субстанциональные основы парадигмы преподавания и парадигмы учения? 4.
По каким критериям сравниваются две названные парадигмы? 5.
Назовите и охарактеризуйте уровни усвоения учебного материала.
Практикум 1.
Сформулируйте задание по экономике и продумайте, какие качества личности обучаемого развиваются при его выполнении. 2.
Проведите сопоставительный анализ парадигм образования по критериям, отраженным в таблице. Результаты сопоставления внесите в таблицу. Критерии различения образовательных парадигм Парадигма преподавания Парадигма учения 1. Цели 2. Показатели успеха 3. Структура учебного процесса 4. Продуктивность 5. Природа ролей 3.
Рассмотрите особенности развивающего обучения в различных концепциях его основателей: дидактические принципы концепции Л. В. Занкова и дидактические принципы концепции В. В. Давыдова - Д. В. Эльконина. 4.
Какие качества личности развиваются у студентов при осуществлении образовательной деятельности?
Литература 1.
Зинченко, В. П. Психологические основы построения системы развивающего обучения Д. В. Эльконина - В. В. Давыдова: Учеб. Пособие / В. П. Зинченко. М.: Гардарики. 2002. 2.
Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: Сборник рефератов статей по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Мн.: Пропилеи. 2001. 3.
Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учеб. для вузов / А. В. Хуторской. СПб.: Питер. 2001.
Еще по теме 2.2. Качества личности учащегося:
- 2.1.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
В условиях управления и общения люди оценивают друг друга, прежде всего, по уровню интеллекта, образуемого системой познавательных процессов. В частности, каждый руководитель должен быть требователен к качествам собственного интеллекта, а также к умственным способностям своих подчиненных при оценке их соответствия должности и характера выполняемых ими производственных задач.
Познавательные процессы, или когнитивные (от лат. cognitio - познание) - это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира. В эту систему включены следующие процессы:
1. Сенсорные процессы (ощущение и восприятие), которые служат для отражения объективной реальности в форме конкретных чувственных образов. Ощущение обеспечивает отражение отдельных качеств объектов: цвет, яркость, звук, температура, запах, вкус, величина образов, перемещение в пространстве, двигательные и болевые реакции и т. д. Восприятие отражает целостные образы объектов - человека, животных, растений, технических объектов, кодовых знаков, вербальных стимулов, рисунков, схем, музыкальных образов и т. п.
Эти процессы играют важную роль в профессиональном обучении, деятельности, а уровень их сформированное у людей определяет их важные профессиональные способности как узнавания, так и различения объектов разнообразных моральностей, т. е. воздействующих на различные анализаторы. Например, опытный водитель на слух определяет неполадки в двигателе, а опытный сотрудник ГАИ по визуальным и звуковым сигналам определяет аварийную ситуацию.
Поэтому необходим профотбор людей для специфических видов деятельности, где нужны способности к безошибочному восприятию различных сигналов (световых, звуковых и др.), а также к созданию объективных условий для надежности восприятия сигналов (учет законов контраста пороговых характеристик зрения и слуха человека и др.) при определении уровня яркости, величины, окраски, громкости и других параметров сигналов, предъявляемых человеку в различных видах деятельности.
2. Память - это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта. Память позволяет человеку в пределах его субъективного пространства соединять прошлый, текущий и предстоящий планы его деятельности и тем самым участвует в процессах прогнозирования.
По временному параметру различают мгновенную (сенсорную), кратковременную (оперативную) и долговременную память, образуя единую систему переработки информации субъектом. Учет закономерностей этих видов памяти необходим для эффективной организации учебной и профессиональной деятельности. Например, для кратковременной оперативной памяти важна четкая, дозировка материала (от 5 до 7 сигналов на одно предъявление). Для успешной работы долговременной памяти необходимы:
Смысловая переработка запоминаемого материала;
Включение запоминаемого материала в активные формы практической деятельности (решение профессиональных задач);
Адекватная мотивация (наличие интересов, включение эмоциональных переживаний и т. п.);
Систематизация усвоенного материала.
3. Мышление -
это система процессов, осуществляющих отражение объектов в их закономерных связях и отношениях, их понимание, прогнозирование, принятие решений. Мышление включает в себя такие операции, как анализ и синтез, сравнение и различение, абстрагирование, обобщение, систематизация, конкретизация. Благодаря мышлению человек познает законы природы и общества, способен планировать свою деятельность, сознательно управлять техникой, воздействовать на природу, сознательно управлять своей деятельностью и действиями других людей. Мышление - это всегда решение каких-то проблем, поэтому для его развития необходимо уметь создавать проблемные ситуации в профессиональной деятельности как руководителей, так и подчиненных. Решение разного рода профессиональных задач требует по преимуществу разных типов мышления - образного, практического или теоретического.
Например, если для водителя транспортного средства необходимо образное и практическое мышление, то для руководителей верхних уровней - высокоразвитое теоретическое мышление.
4. Речь - это система процессов, обеспечивающих передачу и усвоение информации, социальное управление людьми, самосознание и саморегуляцию деятельности. Обязательным качеством руководителя должна быть высокая культура речи, владение устной и письменной речью, умение использовать речь как средство общения, убеждения и руководства людьми.
5. Внимание (аттенционные процессы) - это особая форма ориентировочной деятельности, которая позволяет человеку в условиях обучения и профессиональной деятельности выделять и четко воспринимать объекты на фоне окружающей среды. Например, при управлении потоками транспорта сотрудник ГАИ должен из огромной массы воздействующих раздражителей быстро выделять основные, релевантные для решения его оперативных задач сигналы. При организации профессиональной деятельности важно учитывать свойства внимания человека: объем, устойчивость, помехоустойчивость, распределение, переключение, которые могут выступать в качестве профессиональных способностей (например, в деятельности спортсменов, операторов и др.). Устойчивость внимания - важнейшее условие продуктивности учебной и практической деятельности, наблюдательности. Отсутствие указанных свойств внимания - одна из основных причин аварийных ошибок в управлении техникой и людьми.
6. Воображение (фантазия) - это процесс формирования новых образов на основе переработки образа памяти, т. е. прошлого опыта субъекта. Воображение - основа творчества, изобретательства, предвидения возможных событий. Для активизации воображения как способности к творчеству и предвидению необходимы:
Тренировка сотрудников в воссоздании определенных производственных ситуаций (успешных или аварийных) по их описанию;
Предотвращение вымышленных ситуаций, самоконтроль мышления;
Развитие прогностических способностей в предвидении аварийных или конфликтных ситуаций и их возможных последствий.
Эффективность протекания познавательных процессов связана с двумя видами факторов деятельности человека.
1. Объективные факторы, связаны с социальными и природными процессами, с воздействиями людей друг на друга, организацией учебной и производственной деятельности. К ним относятся:
Рациональная организация учебной и производственной деятельности (четкие планы, программы, цели, инструкции и др.);
Методика обучения (технические средства, наглядность, методы изложения информации, организация действий персонала с учетом закономерностей познавательных процессов, восприятия, памяти и др.);
Опыт и мастерство инструктора и руководителя, его авторитет, педагогический такт и др.;
Организация систематического контроля и адекватность оценки знаний и действий сотрудников, оценка их психологической и деловой готовности к самостоятельной профессиональной деятельности;
Индивидуальный подход в общении и воспитании сотрудников.
2. Субъективные факторы успешности обучения и профессиональной деятельности - это индивидуальные свойства личности сотрудников:
Мотивационные установки, определяющие отношение людей к профессиональной деятельности, ее целям и результатам;
Уровень предшествующей подготовленности, профессиональный опыт, тренированность в решении определенных задач;
Одаренность, общие и специальные способности;
Психологические свойства личности (тип нервной системы, работоспособность, уравновешенность, эмоциональность и др.);
Характерологические особенности личности (коммуникативность, организованность, ответственность, самоконтроль и др.);
Стрессоустойчивость и саморегуляция;
Отношение к личности инструктора и руководителя, а также к своей рабочей группе.
Система познавательных процессов образует сферу интеллекта и является определяющим компонентом сферы сознания личности.
Когнитивная психология - это одно из самых популярных научных направлений зарубежной психологии. Термин «когнитивный» в переводе на русский язык означает познавательный. Это направление исследований в основном сформировалось в 1960-х гг., а итоги первого этапа его развития были подведены в монографии У. Найссера «Когнитивная психология», вышедшей в свет в 1967 г. Она и дала название новому направлению психологической мысли. Р. Солсо в изданной позже книге с таким же названием пишет, что когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Таким образом, охватываются практически все познавательные процессы - от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения. К основным направлениям когнитивной психологии, получившей за несколько десятилетий широкое распространение во многих странах, относят также обычно исследования по проблемам психологии развития когнитивных структур, по психологии языка и речи, по разработке когнитивных теорий человеческого и искусственного интеллекта.
Появление когнитивной психологии иногда называют своеобразной революцией в зарубежной (прежде всего американской) психологической науке. Действительно, начиная с 1920-х гг. изучение образов-представлений, внимания, мышления, восприятия резко затормозилось, а в американской психологии эти процессы фактически вообще игнорировались. Д. Уотсон, основатель бихевиоризма, ссылаясь на методические трудности, даже предлагал не использовать эти «мистические» термины. В бихевиоризме, доминирующем в американской психологии первой половины XX в., такой взгляд был обусловлен самой трактовкой предмета психологии. Столь же мало познавательные процессы интересовали и представителей психоанализа, где центральными стали совсем другие понятия: потребность, мотивация, инстинкт и т.д. Именно поэтому появление когнитивной психологии было встречено многими психологами с большим энтузиазмом, число исследований быстро росло, и к настоящему времени ее успехи неоспоримы и впечатляющи.
Итак, когнитивная психология основывается на представлении о человеке как системе, занятой поиском сведений об объектах и событиях окружающего мира, а также перерабатывающей и хранящей поступающую информацию. При этом отдельные познавательные процессы обеспечивают реализацию разных стадий переработки информации. Одной из главных причин, приведшей к возникновению такого подхода, многие считают создание компьютеров, поэтому часто говорят об использовании когнитивистами «компьютерной метафоры». Даже сам термин «переработка информации» был заимствован у специалистов-компьютерщиков. Отсюда следует скрытое или явное положение о сходстве между компьютерными операциями и познавательными процессами, свойственными человеку. Компьютерная метафора во многом определяет и постулаты, принимаемые большинством когнитивных психологов.
Предполагается, что информация перерабатывается поэтапно, причем на каждом этапе, стадии обработки она находится определенное время и представлена в различной форме. Осуществляется ее обработка с помощью разных регуляторных процессов (распознавание образов, внимание, повторение информации и т.д.). Считают также, что важно установить, каковы пределы способности человека к переработке информации на каждом этапе, в каждом блоке. «Блочное» представление предлагаемых когнитивистами моделей переработки информации является достаточно распространенным. Наглядные изображения блоков в виде прямоугольников с надписями внутри них обычно соединяются стрелками, которые показывают направление «течения» информации. Такого рода блок-схемы первоначально были очень просты и даже примитивны, а сейчас, под влиянием все новых результатов экспериментов, они нередко становятся настолько сложными и громоздкими, что заставляют авторов моделей отказываться от представления процесса переработки информации в виде «линейных цепочек» из жестко связанных друг с другом блоков. Уточнение и совершенствование предлагаемых моделей - это процесс, идущий в когнитивной психологии почти непрерывно, поскольку постоянно появляются результаты исследований, «не укладывающиеся» в прежние модели. Такова, вероятно, судьба всех «гипотетических конструкций».
В качестве критики когнитивного подхода к изучению познавательных процессов следует отметить его следующие особенности. Когнитивисты, говоря о познании, абстрагируются обычно от эмоций, намерений, потребностей, т.е. от того, ради чего человек познает и действует. Кроме того, в большинстве моделей процесс переработки информации осуществляется «автоматически». При этом совершенно игнорируется сознательная активность субъекта, сознательный выбор им приемов, средств, стратегий обработки информации, а также их зависимость от деятельности, которую познавательные процессы обычно «обслуживают» (или которой они сами иногда являются).
Еще два важных замечания можно найти в книге У. Найссера «Познание и реальность». Он отмечает, что познание, как правило, начинается не с поступления какой-то информации на анализаторы, а с ее предвосхищения, прогнозирования, с активного поиска определенной информации, тогда как в большинстве предложенных когнитивистами моделей это совершенно не учитывается. У. Найссер также подробно обсуждает проблему «экологической валидности» результатов исследований. Он указывает, что лабораторные ситуации исследований в когнитивной психологии чрезвычайно искусственны, они почти никогда не встречаются в жизни, в повседневной деятельности. Нужно учитывать опыт, когнитивные навыки людей, а не ограничиваться экспериментами, где неопытным испытуемым приходится выполнять новые и бессмысленные задачи.
В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд ограничений и недостатков когнитивной психологии, ее представителями получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов. Очень интересны, например, результаты исследования репрезентации знаний в памяти человека, механизмов, обеспечивающих избирательность восприятия и т.д. Кроме того, убедительно показана взаимосвязь различных познавательных процессов, которая игнорировалась в рамках «функционального» подхода. Наконец, в когнитивной психологии разработано большое количество остроумных, оригинальных методик экспериментального исследования познавательных процессов.
Обучение представляет собой педагогическое взаимодействие ученика и учителя, за время которого развиваются личностные качества обучаемого. В процессе образования ученик приобретает знания об объектах и предметах окружающего мира, создает субъективно новый или объективно новый продукт. Его деятельность осуществляется на репродуктивном и продуктивном уровнях. При осуществлении студентами этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие качества личности. Выделяют когнитивные (познавательные), креативные (творческие) и оргдеятельностные качества обучаемого. Раскроем эти качества.
Когнитивные качества включают в себя:
І) физиологические: умение видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать вкус; развитая работоспособность;
ІІ) интеллектуальные:
1) эрудированность, логичность, проницательность, умение видеть и разрешать противоречия, анализировать и синтезировать материал, устанавливать отношения между элементами и частями целого;
2) способность выработать ценностное суждение об идеях, решениях, методах, умение самоопределиться в ситуации выбора, оперативно принять решение;
3) применение принципов, методов, процессов, ранее усвоенных, к решению новой ситуации, воплощение знаний в духовные и материальные формы.
Креативные качества обеспечивают создание субъективно или объективно нового образовательного продукта. Креативные качества – это:
1) эмоционально-образные качества: вдохновение, воображение, фантазия, ассоциативность, мечтательность;
2) инициативность, неординарность, нестандартность, способность к генерации идей;
3) применение к решению проблемы различных средств, методов, поиск их наилучшей комбинации и прогноз изменений объекта, его динамики развития;
4) формулирование гипотез, конструирование закономерностей, формул, теорий.
Оргдеятельностные качества проявляются при организации познания и творчества, включают в себя:
1) умение ставить и достигать цель, планировать деятельность, корректировать этапы деятельности, проводить самоанализ и самооценку;
2) способность взаимодействовать с другими субъектами образования и окружающим миром, умение вести спор;
3) способность организовывать творчество других, совместное познание и генерация идей.
В образовательном процессе следует выявлять и развивать все группы качеств, как креативные, так и когнитивные.
Личностные качества выступают ориентиром при формулировании образовательных целей как в глобальном масштабе, так и в частном, применительно к изучаемым дисциплинам, спецкурсам, отдельным разделам, темам.
При обучении методике преподавания экономических дисциплин развиваются когнитивные, креативные и оргдеятельностные качества, что способствует дальнейшему интеллектуальному развитию, индивидуальному восприятию учебного процесса и творческому использованию студентами современных способов ведения учебных занятий.
Вопросы для самопроверки
1. Что означают следующие понятия: «обучение», «преподавание», «учение», и «образование»?
3. Каковы субстанциональные основы парадигмы преподавания и парадигмы учения?
4. По каким критериям сравниваются две названные парадигмы?
5. Назовите и охарактеризуйте уровни усвоения учебного материала.
Практикум
1. Сформулируйте задание по экономике и продумайте, какие качества личности обучаемого развиваются при его выполнении.
2. Проведите сопоставительный анализ парадигм образования по критериям, отраженным в таблице. Результаты сопоставления внесите в таблицу.
3. Рассмотрите особенности развивающего обучения в различных концепциях его основателей: дидактические принципы концепции Л. В. Занкова и дидактические принципы концепции В. В. Давыдова – Д. В. Эльконина.
4. Какие качества личности развиваются у студентов при осуществлении образовательной деятельности?