Когнитивные познавательные качества включают. Когнитивные психические процессы. Моделирование когнитивных процессов в психологии

Обучение представляет собой педагогическое взаимодействие ученика и учителя, за время которого развиваются личностные качества обучаемого. В процессе образования ученик приобретает знания об объектах и предметах окружающего мира, создает субъективно новый или объективно новый продукт. Его деятельность осуществляется на репродуктивном и продуктивном уровнях. При осуществлении студентами этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие качества личности. Выделяют когнитивные (познавательные), креативные (творческие) и оргдеятельностные качества обучаемого. Раскроем эти качества.

Когнитивные качества включают в себя:

І) физиологические: умение видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать вкус; развитая работоспособность;

ІІ) интеллектуальные: 1)

эрудированность, логичность, проницательность, умение видеть и разрешать противоречия, анализировать и синтезировать материал, устанавливать отношения между элементами и частями целого; 2)

способность выработать ценностное суждение об идеях, решениях, методах, умение самоопределиться в ситуации выбора, оперативно принять решение; 3)

применение принципов, методов, процессов, ранее усвоенных, к решению новой ситуации, воплощение знаний в духовные и материальные формы.

Креативные качества обеспечивают создание субъективно или объективно нового образовательного продукта. Креативные качества - это: 1)

эмоционально-образные качества: вдохновение, воображение, фантазия, ассоциативность, мечтательность; 2)

инициативность, неординарность, нестандартность, способность к генерации идей; 3)

применение к решению проблемы различных средств, методов, поиск их наилучшей комбинации и прогноз изменений объекта, его динамики развития; 4)

формулирование гипотез, конструирование закономерностей, формул, теорий.

Оргдеятельностные качества проявляются при организации познания и творчества, включают в себя: 1)

умение ставить и достигать цель, планировать деятельность, корректировать этапы деятельности, проводить самоанализ и самооценку; 2)

способность взаимодействовать с другими субъектами образования и окружающим миром, умение вести спор; 3)

способность организовывать творчество других, совместное познание и генерация идей.

В образовательном процессе следует выявлять и развивать все группы качеств, как креативные, так и когнитивные.

Личностные качества выступают ориентиром при формулировании образовательных целей как в глобальном масштабе, так и в частном, применительно к изучаемым дисциплинам, спецкурсам, отдельным разделам, темам.

При обучении методике преподавания экономических дисциплин развиваются когнитивные, креативные и оргдеятельностные качества, что способствует дальнейшему интеллектуальному развитию, индивидуальному восприятию учебного процесса и творческому использованию студентами современных способов ведения учебных занятий.

Вопросы для самопроверки 1.

Что означают следующие понятия: «обучение», «преподавание», «учение», и «образование»? 2.

Каковы субстанциональные основы парадигмы преподавания и парадигмы учения? 4.

По каким критериям сравниваются две названные парадигмы? 5.

Назовите и охарактеризуйте уровни усвоения учебного материала.

Практикум 1.

Сформулируйте задание по экономике и продумайте, какие качества личности обучаемого развиваются при его выполнении. 2.

Проведите сопоставительный анализ парадигм образования по критериям, отраженным в таблице. Результаты сопоставления внесите в таблицу. Критерии различения образовательных парадигм Парадигма преподавания Парадигма учения 1. Цели 2. Показатели успеха 3. Структура учебного процесса 4. Продуктивность 5. Природа ролей 3.

Рассмотрите особенности развивающего обучения в различных концепциях его основателей: дидактические принципы концепции Л. В. Занкова и дидактические принципы концепции В. В. Давыдова - Д. В. Эльконина. 4.

Какие качества личности развиваются у студентов при осуществлении образовательной деятельности?

Литература 1.

Зинченко, В. П. Психологические основы построения системы развивающего обучения Д. В. Эльконина - В. В. Давыдова: Учеб. Пособие / В. П. Зинченко. М.: Гардарики. 2002. 2.

Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: Сборник рефератов статей по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Мн.: Пропилеи. 2001. 3.

Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учеб. для вузов / А. В. Хуторской. СПб.: Питер. 2001.

Еще по теме 2.2. Качества личности учащегося:

  1. 2.1.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

В условиях управления и общения люди оценива­ют друг друга, прежде всего, по уровню интеллекта, об­разуемого системой познавательных процессов. В час­тности, каждый руководитель должен быть требовате­лен к качествам собственного интеллекта, а также к умственным способностям своих подчиненных при оценке их соответствия должности и характера выпол­няемых ими производственных задач.

Познавательные процессы, или когнитивные (от лат. cognitio - познание) - это система психических фун­кций, обеспечивающих отражение, познание субъек­том явлений объективного мира. В эту систему вклю­чены следующие процессы:

1. Сенсорные процессы (ощущение и восприятие), которые служат для отражения объективной реально­сти в форме конкретных чувственных образов. Ощу­щение обеспечивает отражение отдельных качеств объектов: цвет, яркость, звук, температура, запах, вкус, величина образов, перемещение в пространстве, двига­тельные и болевые реакции и т. д. Восприятие отра­жает целостные образы объектов - человека, живот­ных, растений, технических объектов, кодовых знаков, вербальных стимулов, рисунков, схем, музыкальных об­разов и т. п.

Эти процессы играют важную роль в профессио­нальном обучении, деятельности, а уровень их сфор­мированное у людей определяет их важные профес­сиональные способности как узнавания, так и разли­чения объектов разнообразных моральностей, т. е. воздействующих на различные анализаторы. Напри­мер, опытный водитель на слух определяет неполадки в двигателе, а опытный сотрудник ГАИ по визуаль­ным и звуковым сигналам определяет аварийную ситуацию.

Поэтому необходим профотбор людей для специ­фических видов деятельности, где нужны способности к безошибочному восприятию различных сигналов (световых, звуковых и др.), а также к созданию объек­тивных условий для надежности восприятия сигна­лов (учет законов контраста пороговых характерис­тик зрения и слуха человека и др.) при определении уровня яркости, величины, окраски, громкости и дру­гих параметров сигналов, предъявляемых человеку в различных видах деятельности.

2. Память - это система мнемонических процес­сов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта. Память позволяет чело­веку в пределах его субъективного пространства со­единять прошлый, текущий и предстоящий планы его деятельности и тем самым участвует в процессах про­гнозирования.

По временному параметру различают мгновенную (сенсорную), кратковременную (оперативную) и долго­временную память, образуя единую систему перера­ботки информации субъектом. Учет закономерностей этих видов памяти необходим для эффективной орга­низации учебной и профессиональной деятельности. Например, для кратковременной оперативной памяти важна четкая, дозировка материала (от 5 до 7 сигна­лов на одно предъявление). Для успешной работы дол­говременной памяти необходимы:

Смысловая переработка запоминаемого мате­риала;

Включение запоминаемого материала в активные формы практической деятельности (решение профес­сиональных задач);

Адекватная мотивация (наличие интересов, вклю­чение эмоциональных переживаний и т. п.);

Систематизация усвоенного материала.

3. Мышление - это система процессов, осуществ­ляющих отражение объектов в их закономерных свя­зях и отношениях, их понимание, прогнозирование, принятие решений. Мышление включает в себя такие операции, как анализ и синтез, сравнение и различе­ние, абстрагирование, обобщение, систематизация, кон­кретизация. Благодаря мышлению человек познает законы природы и общества, способен планировать свою деятельность, сознательно управлять техникой, воздей­ствовать на природу, сознательно управлять своей дея­тельностью и действиями других людей. Мышление - это всегда решение каких-то проблем, поэтому для его развития необходимо уметь создавать проблемные си­туации в профессиональной деятельности как руко­водителей, так и подчиненных. Решение разного рода профессиональных задач требует по преимуществу разных типов мышления - образного, практического или теоретического.


Например, если для водителя транспортного средства необходимо образное и прак­тическое мышление, то для руководителей верхних уровней - высокоразвитое теоретическое мышление.

4. Речь - это система процессов, обеспечивающих передачу и усвоение информации, социальное управ­ление людьми, самосознание и саморегуляцию деятель­ности. Обязательным качеством руководителя долж­на быть высокая культура речи, владение устной и письменной речью, умение использовать речь как сред­ство общения, убеждения и руководства людьми.

5. Внимание (аттенционные процессы) - это особая форма ориентировочной деятельности, которая позволяет человеку в условиях обучения и профессиональной де­ятельности выделять и четко воспринимать объекты на фоне окружающей среды. Например, при управле­нии потоками транспорта сотрудник ГАИ должен из огромной массы воздействующих раздражителей быс­тро выделять основные, релевантные для решения его оперативных задач сигналы. При организации про­фессиональной деятельности важно учитывать свойства внимания человека: объем, устойчивость, помехоустой­чивость, распределение, переключение, которые могут выступать в качестве профессиональных способнос­тей (например, в деятельности спортсменов, операто­ров и др.). Устойчивость внимания - важнейшее ус­ловие продуктивности учебной и практической дея­тельности, наблюдательности. Отсутствие указанных свойств внимания - одна из основных причин ава­рийных ошибок в управлении техникой и людьми.

6. Воображение (фантазия) - это процесс формиро­вания новых образов на основе переработки образа па­мяти, т. е. прошлого опыта субъекта. Воображение - основа творчества, изобретательства, предвидения воз­можных событий. Для активизации воображения как способности к творчеству и предвидению необходимы:

Тренировка сотрудников в воссоздании опреде­ленных производственных ситуаций (успешных или аварийных) по их описанию;

Предотвращение вымышленных ситуаций, самоконтроль мышления;

Развитие прогностических способностей в пред­видении аварийных или конфликтных ситуаций и их возможных последствий.

Эффективность протекания познавательных процес­сов связана с двумя видами факторов деятельности че­ловека.

1. Объективные факторы, связаны с социальными и природными процессами, с воздействиями людей друг на друга, организацией учебной и производственной деятельности. К ним относятся:

Рациональная организация учебной и производ­ственной деятельности (четкие планы, программы, цели, инструкции и др.);

Методика обучения (технические средства, нагляд­ность, методы изложения информации, организация действий персонала с учетом закономерностей позна­вательных процессов, восприятия, памяти и др.);

Опыт и мастерство инструктора и руководителя, его авторитет, педагогический такт и др.;

Организация систематического контроля и адек­ватность оценки знаний и действий сотрудников, оценка их психологической и деловой готовности к самостоя­тельной профессиональной деятельности;

Индивидуальный подход в общении и воспита­нии сотрудников.

2. Субъективные факторы успешности обучения и профессиональной деятельности - это индивиду­альные свойства личности сотрудников:

Мотивационные установки, определяющие отно­шение людей к профессиональной деятельности, ее целям и результатам;

Уровень предшествующей подготовленности, про­фессиональный опыт, тренированность в решении опре­деленных задач;

Одаренность, общие и специальные способности;

Психологические свойства личности (тип нервной системы, работоспособность, уравновешенность, эмоци­ональность и др.);

Характерологические особенности личности (ком­муникативность, организованность, ответственность, са­моконтроль и др.);

Стрессоустойчивость и саморегуляция;

Отношение к личности инструктора и руководи­теля, а также к своей рабочей группе.

Система познавательных процессов образует сферу интеллекта и является определяющим компонентом сферы сознания личности.

Когнитивная психология - это одно из самых популярных научных направлений зарубежной психологии. Термин «когнитивный» в переводе на русский язык означает познавательный. Это направление исследований в основном сформировалось в 1960-х гг., а итоги первого этапа его развития были подведены в монографии У. Найссера «Когнитивная психология», вышедшей в свет в 1967 г. Она и дала название новому направлению психологической мысли. Р. Солсо в изданной позже книге с таким же названием пишет, что когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Таким образом, охватываются практически все познавательные процессы - от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения. К основным направлениям когнитивной психологии, получившей за несколько десятилетий широкое распространение во многих странах, относят также обычно исследования по проблемам психологии развития когнитивных структур, по психологии языка и речи, по разработке когнитивных теорий человеческого и искусственного интеллекта.

Появление когнитивной психологии иногда называют своеобразной революцией в зарубежной (прежде всего американской) психологической науке. Действительно, начиная с 1920-х гг. изучение образов-представлений, внимания, мышления, восприятия резко затормозилось, а в американской психологии эти процессы фактически вообще игнорировались. Д. Уотсон, основатель бихевиоризма, ссылаясь на методические трудности, даже предлагал не использовать эти «мистические» термины. В бихевиоризме, доминирующем в американской психологии первой половины XX в., такой взгляд был обусловлен самой трактовкой предмета психологии. Столь же мало познавательные процессы интересовали и представителей психоанализа, где центральными стали совсем другие понятия: потребность, мотивация, инстинкт и т.д. Именно поэтому появление когнитивной психологии было встречено многими психологами с большим энтузиазмом, число исследований быстро росло, и к настоящему времени ее успехи неоспоримы и впечатляющи.

Итак, когнитивная психология основывается на представлении о человеке как системе, занятой поиском сведений об объектах и событиях окружающего мира, а также перерабатывающей и хранящей поступающую информацию. При этом отдельные познавательные процессы обеспечивают реализацию разных стадий переработки информации. Одной из главных причин, приведшей к возникновению такого подхода, многие считают создание компьютеров, поэтому часто говорят об использовании когнитивистами «компьютерной метафоры». Даже сам термин «переработка информации» был заимствован у специалистов-компьютерщиков. Отсюда следует скрытое или явное положение о сходстве между компьютерными операциями и познавательными процессами, свойственными человеку. Компьютерная метафора во многом определяет и постулаты, принимаемые большинством когнитивных психологов.

Предполагается, что информация перерабатывается поэтапно, причем на каждом этапе, стадии обработки она находится определенное время и представлена в различной форме. Осуществляется ее обработка с помощью разных регуляторных процессов (распознавание образов, внимание, повторение информации и т.д.). Считают также, что важно установить, каковы пределы способности человека к переработке информации на каждом этапе, в каждом блоке. «Блочное» представление предлагаемых когнитивистами моделей переработки информации является достаточно распространенным. Наглядные изображения блоков в виде прямоугольников с надписями внутри них обычно соединяются стрелками, которые показывают направление «течения» информации. Такого рода блок-схемы первоначально были очень просты и даже примитивны, а сейчас, под влиянием все новых результатов экспериментов, они нередко становятся настолько сложными и громоздкими, что заставляют авторов моделей отказываться от представления процесса переработки информации в виде «линейных цепочек» из жестко связанных друг с другом блоков. Уточнение и совершенствование предлагаемых моделей - это процесс, идущий в когнитивной психологии почти непрерывно, поскольку постоянно появляются результаты исследований, «не укладывающиеся» в прежние модели. Такова, вероятно, судьба всех «гипотетических конструкций».

В качестве критики когнитивного подхода к изучению познавательных процессов следует отметить его следующие особенности. Когнитивисты, говоря о познании, абстрагируются обычно от эмоций, намерений, потребностей, т.е. от того, ради чего человек познает и действует. Кроме того, в большинстве моделей процесс переработки информации осуществляется «автоматически». При этом совершенно игнорируется сознательная активность субъекта, сознательный выбор им приемов, средств, стратегий обработки информации, а также их зависимость от деятельности, которую познавательные процессы обычно «обслуживают» (или которой они сами иногда являются).

Еще два важных замечания можно найти в книге У. Найссера «Познание и реальность». Он отмечает, что познание, как правило, начинается не с поступления какой-то информации на анализаторы, а с ее предвосхищения, прогнозирования, с активного поиска определенной информации, тогда как в большинстве предложенных когнитивистами моделей это совершенно не учитывается. У. Найссер также подробно обсуждает проблему «экологической валидности» результатов исследований. Он указывает, что лабораторные ситуации исследований в когнитивной психологии чрезвычайно искусственны, они почти никогда не встречаются в жизни, в повседневной деятельности. Нужно учитывать опыт, когнитивные навыки людей, а не ограничиваться экспериментами, где неопытным испытуемым приходится выполнять новые и бессмысленные задачи.

В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд ограничений и недостатков когнитивной психологии, ее представителями получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов. Очень интересны, например, результаты исследования репрезентации знаний в памяти человека, механизмов, обеспечивающих избирательность восприятия и т.д. Кроме того, убедительно показана взаимосвязь различных познавательных процессов, которая игнорировалась в рамках «функционального» подхода. Наконец, в когнитивной психологии разработано большое количество остроумных, оригинальных методик экспериментального исследования познавательных процессов.

Обучение представляет собой педагогическое взаимодействие ученика и учителя, за время которого развиваются личностные качества обучаемого. В процессе образования ученик приобретает знания об объектах и предметах окружающего мира, создает субъективно новый или объективно новый продукт. Его деятельность осуществляется на репродуктивном и продуктивном уровнях. При осуществлении студентами этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие качества личности. Выделяют когнитивные (познавательные), креативные (творческие) и оргдеятельностные качества обучаемого. Раскроем эти качества.

Когнитивные качества включают в себя:

І) физиологические: умение видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать вкус; развитая работоспособность;

ІІ) интеллектуальные:

1) эрудированность, логичность, проницательность, умение видеть и разрешать противоречия, анализировать и синтезировать материал, устанавливать отношения между элементами и частями целого;

2) способность выработать ценностное суждение об идеях, решениях, методах, умение самоопределиться в ситуации выбора, оперативно принять решение;

3) применение принципов, методов, процессов, ранее усвоенных, к решению новой ситуации, воплощение знаний в духовные и материальные формы.

Креативные качества обеспечивают создание субъективно или объективно нового образовательного продукта. Креативные качества – это:

1) эмоционально-образные качества: вдохновение, воображение, фантазия, ассоциативность, мечтательность;

2) инициативность, неординарность, нестандартность, способность к генерации идей;

3) применение к решению проблемы различных средств, методов, поиск их наилучшей комбинации и прогноз изменений объекта, его динамики развития;

4) формулирование гипотез, конструирование закономерностей, формул, теорий.

Оргдеятельностные качества проявляются при организации познания и творчества, включают в себя:

1) умение ставить и достигать цель, планировать деятельность, корректировать этапы деятельности, проводить самоанализ и самооценку;

2) способность взаимодействовать с другими субъектами образования и окружающим миром, умение вести спор;

3) способность организовывать творчество других, совместное познание и генерация идей.

В образовательном процессе следует выявлять и развивать все группы качеств, как креативные, так и когнитивные.

Личностные качества выступают ориентиром при формулировании образовательных целей как в глобальном масштабе, так и в частном, применительно к изучаемым дисциплинам, спецкурсам, отдельным разделам, темам.

При обучении методике преподавания экономических дисциплин развиваются когнитивные, креативные и оргдеятельностные качества, что способствует дальнейшему интеллектуальному развитию, индивидуальному восприятию учебного процесса и творческому использованию студентами современных способов ведения учебных занятий.


Вопросы для самопроверки

1. Что означают следующие понятия: «обучение», «преподавание», «учение», и «образование»?

3. Каковы субстанциональные основы парадигмы преподавания и парадигмы учения?

4. По каким критериям сравниваются две названные парадигмы?

5. Назовите и охарактеризуйте уровни усвоения учебного материала.

Практикум

1. Сформулируйте задание по экономике и продумайте, какие качества личности обучаемого развиваются при его выполнении.

2. Проведите сопоставительный анализ парадигм образования по критериям, отраженным в таблице. Результаты сопоставления внесите в таблицу.

3. Рассмотрите особенности развивающего обучения в различных концепциях его основателей: дидактические принципы концепции Л. В. Занкова и дидактические принципы концепции В. В. Давыдова – Д. В. Эльконина.

4. Какие качества личности развиваются у студентов при осуществлении образовательной деятельности?