К функциям социального педагога не относятся. Функции социально-педагогической деятельности

Тема 3. Функции и социальные роли социального педагога

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализует следующие функции.

Аналитико-диагностическая функция:

изучает, реально оценивает особенности социальной микросреды, степень и направленность влияния среды на личность, социальный статус ребенка, подростка, клиента в различных сферах деятельности и общения, определяет и анализирует социальные факторы, их направленность и влияние на личность;

выявляет достоинства личности ребенка, его «проблемное поле», индивидуально-психологические, личностные особенности;

ставит «социальный диагноз», изучает и реально оценивает особенности деятельности и обучения ребенка;

устанавливает причины отклоняющегося поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия семьи;

содействует выявлению особо одаренных детей;

выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития.

Прогностическая функция:

на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирует и прогнозирует процесс воспитания и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании личности, определяет перспективы развития личности в процессе социализации;

планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности;

строит дерево целей профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы.

Организационно-коммуникативная функция:

способствует включению субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию о воздействиях (позитивного и негативного) на воспитанника социально-педагогических учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье;

формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в отношениях детей, подростков и взрослых;

строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества.

Коррекционная функция:

осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;

усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния;

осуществляет коррекцию самооценки школьников, при необходимости коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.

Координационно-организационная функция:

организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга;

включает в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований;

организует коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением;

координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;

взаимодействует с органами социальной защиты и помощи;

выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем.

Функция социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам:

оказывает квалифицированную социально-психолого-педагогическую помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации;

устанавливает доверительные отношения с ребенком (клиентом).

Охранно-защитная функция:

использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений;

содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Психотерапевтическая функция:

заботится о душевном равновесии ребенка, о его чувствах, переживаниях;

устанавливает доверительные отношения с ребенком, подростком, взрослым;

оказывает вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка (взрослого);

оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;

оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, к социальному окружению, к самому себе;

организует ребенку (взрослому) ситуацию успеха.

Социально-профилактическая функция:

организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;

влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости;

организует систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска.

Реабилитационная функция:

организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, а также лиц, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, сексуальная агрессия, лишение свободы, переживание стресса и др.) испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения в системе общественных, семейных, других отношений, вызывающих различные формы социальной дезадаптации.

____________

Задачи: ♦ изучить и проанализировать функции социального педагога; ♦ определить социальные роли специалиста.

План занятия

1. Функции социального педагога и их сущность.

2. Социальные роли специалиста.

3. Ознакомление с деятельностью социальных педагогов, работающих в разных сферах (образовательная система, система помощи и поддержки детства, система профилактики и т.д.)

Практические задания

Задание первое

1. Проанализируйте функции социального педагога, обратившись к изученным вами источникам и предложенным материалам.

2. Насколько полно, по вашему мнению, эти материалы отражают деятельность социального педагога?

Задание второе

1. Допишите утверждения:

По моему мнению, социальный педагог должен...

По моему мнению, социальный педагог может...

По моему мнению, социальный педагог – это...

По моему мнению, социальному педагогу необходимо...

2. Проанализируйте ответы, организуйте дискуссию.

Задание третье

Составьте «Карту деятельности школьного социального педагога» (работа с педагогическим коллективом; внешкольное взаимодействие; внутришкольное взаимодействие; повышение профессионализма).

Задание четвертое

1. Познакомьтесь с основными задачами, направлениями, содержанием деятельности социальных педагогов в социально-педагогических учреждениях (Центр помощи семье и детям, Социально-педагогический комплекс, Центр детского и юношеского творчества и др.).

2. Проанализируйте, какие виды специализаций социального педагога востребованы в том или ином социально-педагогическом учреждении в зависимости от его назначения.

3. По итогам наблюдения сделайте выводы, какие функции и каким образом реализует социальный педагог в том или ином социально-педагогическом учреждении.

Задание пятое

Проанализируйте социальные роли социального педагога. Дополните схему 1.

Роли социального педагога

МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ

Социальные роли специалиста

Социальный педагог, социальный работник выполняет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения. Он содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияет на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания. И главное, он оказывает влияние на социальную политику в конкретном районе и микрорайоне.

Социальный работник (социальный педагог) выполняет:

роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения. Он добивается социальной справедливости, стремясь помочь людям реализовать свои способности, дать возможность использовать свои ресурсы всем членам общества; работник является участником совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором этой деятельности. Его деятельность направлена на то, чтобы побудить человека к действию, инициативе, творчеству;

роль помощника своих клиентов в решении их проблем. Он прежде всего помогает людям расширить их компетенцию и развить способность самим решать свои проблемы;

роль психотерапевта и наставника семьи, детей, окружающих их людей. На протяжении ряда лет он как бы «ведет» семью, заботясь о ее здоровье, незыблемости нравственных, общечеловеческих ценностях, своевременном разрешении возникающих проблем;

роль конфликтолога, помогая предотвращать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов;

роль аниматора, побуждая человека к действию, способствуя восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом;

роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социальной работы с конкретным клиентом;

роль общественного деятеля, поддерживая, развивая и возглавляя социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.

По кн.: Социальная защита человека: Региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. – М., 1995. - С. 15-17.

Итоговое занятие

Проводится «Круглый стол» по проблемам профессиональной деятельности социального педагога. Его участники студенты (слушатели), преподаватели, социальные педагоги, работающие в различных сферах социально-педагогической деятельности.

Примерный круг обсуждаемых вопросов: «Учет современной социально-экономической ситуации в деятельности социального педагога», «Личность социального педагога», «Проблемы в практической деятельности социального педагога», «Пути решения социально-педагогических проблем», «Из опыта работы социальных педагогов», «Перспективы развития деятельности социального педагога».

Раздел II. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Тема 4. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Социальная педагогика как область науки делает свои первые шаги, но ее истоки можно найти в трудах многих отечественных педагогов, психологов. Особенно бурно социальная педагогика как наука стала развиваться в последние десятилетия. Успешно разрабатывают вопросы социальной педагогики и социальной работы И.Н. Андреева, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Ю.В. Васильева, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, Л.Д. Демина, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, С.Д. Маврин, И.А. Маврина, А. В. Мудрик, Л.Я. Олиференко, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин и др.

Однако развивающаяся область педагогической науки еще не совсем четко определила свои основные категории. Практика опережает развитие теории, и это приводит к тому, что вопрос о соотношении социальной работы и социальной педагогики является дискуссионным, хотя связь их очевидна.

Социальная педагогика, как и любая наука, имеет свой объект и предмет. Объектом социальной педагогики является процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий. Предметом социальной педагогики выступает социальное воспитание, его цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы осуществления.

___________

Задачи: ♦ определить предмет, объект социальной педагогики; ♦ определить место социальной педагогики в системе социальных наук, выявить соотношение социальной педагогики и социальной работы; ♦ раскрыть функции социальной педагогики.

План занятия

1. Предмет и объект социальной педагогики.

2. Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.

3. Соотношение социальной педагогики и социальной работы.

4. Основные функции социальной педагогики.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание первое

Проанализируйте приведенные ниже определения социальной педагогики.

«Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.)».

А.В. Мудрик

«Социальная педагогика рассматривает цели, содержание, способы и средства воспитания человека, влияния на поведение и отношения человека в обществе в широком спектре социальных взаимодействий, в различных условиях социальной жизни, среды.

Социальная педагогика как область практической социальной деятельности всегда рассматривает эти проблемы в конкретных, определенных культурно-исторических условиях жизни общества, конкретизирует положения общей педагогики в личностно-средовом контексте. Как наука в структуре гуманитарного образования, социальная педагогика призвана заложить основы педагогического мышления, сформировать способности и умения принимать в социальной практике наиболее эффективные (с точки зрения педагогической целесообразности) решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие привести в движение реальные механизмы развития социальных инициатив, творческой активности человека».

В.Г. Бочарова

«Социальная педагогика - это наука о воспитательных влияниях социальной среды».

В.Д. Семенов

«Социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах».

X . Мискес

«Смысл социальной педагогики – помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостояние негативным отклонениям от норм поведения».

Е. Молленхауэр

«Социальная педагогика исследует проблемы интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа».

П. Наторп

Задание второе

1. Определите место социальной педагогики в системе наук о человеке, социальных наук.

2. Раскройте сущность разделов социальной педагогики как отрасли интегративного знания (схема 2).

Социальная педагогика как отрасль интегративного знания

(А.В. Мудрик)

(М.А. Галагузова)

ПЕДАГОГИКА

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Заимствованные

Собственные

3аимствованные

Собственные

Образование

Образование

Обучение

Обучение

Социальное обучение

Воспитание

Воспитание

Социальное воспитание

Дети (ребенок)

Дети (ребенок)

Личность

Личность

Развитие

Развитие

Деятельность

Педагогическая деятельность

Деятельность

Социально-педагогическая деятельность

Общество

Общество

Социальный институт

Социализация

Социализация

Социальная адаптация

Социальная реабилитация

Задание третье

Проанализируйте функции социальной педагогики: теоретико-познавательную, прикладную, гуманистическую и др. (см. материалы к теме).

Задание четвертое ; под ред. М. А. Галагузовой, ... 2007. - 250 с. Шептенко, П. А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения: учебное пособие для...

  • Социальные реформы и социальная работа реалии и перспективы

    Документ

    Центр «Академия», 2004. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога : пособие для студентов / Под ред...

  • Социальный педагог МОУ «Елань-Коленовская СОШ №1» Новохопёрского района Воронежской области

    Дунаева О.П.

    Роль социального педагога в работе современной школы

    Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов.

    В сферу профессиональных обязанностей социальных педагогов входит работа с детьми, подростками, молодежью и их родителями, взрослыми в семейно-бытовой среде, с подростковыми и молодежными группами, объединениями.

    Это означает, что главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

    Таким образом, социальный педагог:

      организует воспитательную работу в классе, группе, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;

      изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам;

      выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти; - способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;

      создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;

      взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;

      участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

    Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

    В организации своей работы школьный социальный педагог даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Социальный педагог поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание он уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

    Направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог:

      оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

      организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

      влияние на человека.

    Процесс влияния на человека – это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог. Что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога – предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы – интерната или группы продлённого дня?
    Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности.
    Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это больные дети, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того – социальный педагог работает с одаренными детьми.
    Сегодня актуальна проблема нехватки различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Как следствие – внеучебное время школьника мало занято в организационном плане. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.
    Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи, а также играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

    Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога

    Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции :

      Образовательно-воспитательная , т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

      Диагностическая , т.е. постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.

      Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

      Прогностическая и экспертная , т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

      Организационно-коммуникативная , т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

      Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

      Посредническая , т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка. Сюда можно дополнить еще одну функцию - самообразование.

    Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Этот факт касается и социального педагога.

    Новая профессия потребовала более детальной и четкой проработки функций и основных направлений деятельности специалиста социальной сферы.

    Однако в справочной и педагогической литературе нет пока четкой формулировки понятия «функции деятельности социального педагога». Но разработанным является понятие «функции педагогического процесса», которое определяется как: «назначение, роль, ради которых возник и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс» . Исходя из этого, по аналогии можно рассмотреть и понятие «функции социального педагога» как: назначение, роль, ради которых возникла и осуществляется организованно и целенаправленно социально-педагогическая деятельность.

    Функции, которые социальный педагог выполняет в своей профессиональной деятельности, представляют собой относительно самостоятельные, различные по характеру, но в то же время тесно взаимосвязанные виды деятельности, которые в совокупности обеспечивают достижение целей и качественных результатов профессиональной деятельности.

    Такие функции, как правило, формулируются в должностных инструкциях социальных педагогов в конкретных социальных службах. Их выделяют исследователи в своих научных работах, авторы учебников и учебных пособий по социальной педагогике. При этом, функции социального педагога, выделяемые разными авторами могут значительно различаться и по количеству, и по названию, и по содержанию.

    Так в «Справочнике социального педагога» (автор-составитель Т.А. Шишковец) выделяются 10 функций социального педагога образовательного учреждения:

    Аналитико-диагностическая;

    Прогностическая,

    Организационно-коммуникативная,

    Коррекционная,

    Социально-профилактическая и реабилитационная,

    Координационно-организационная,

    Социально-педагогическая поддержка и помощь учащимся,

    Охранно-защитная,

    Психотерапевтическая,

    В учебном пособии «Социальная педагогика» под редакцией М.А. Галагузовой рассматривается 7 функций:

    Диагностическая,

    Прогностическая,

    Посредническая,

    Коррекционно-реабилитационная,

    Охранно-защитная,

    Эвристическая.

    Анализируя научные работы, статьи, посвященные изучению особенностей профессии - социальный педагог, можно встретить и другие точки зрения на данный вопрос. В этой связи интерес представляет позиция Натальи Боталовой, рассмотренная в статье «Функции социального педагога», где раскрывается специфика и отличие деятельности социального педагога от работы школьного учителя через то, какие функции он выполняет. Автор называет 11 функций:

    Диагностическая,

    Прогностическая,

    Правозащитная,

    Предупредительно-профилактическая,

    Посредническая,

    Организационная,

    Коммуникативная,

    Социально-педагогическая,

    Социально-психологическая,

    Социально-медицинская,

    Социально-бытовая

    Однако, как считает Н. Боталова, в образовательных учреждениях особое значение приобретают методическая, организаторская и административная функции.

    Методическая функция. Планирование любой системы - необходимое условие воспроизводства и развития социально-экономических и других отношений. Планирование должно на всех уровнях отвечать ряду требований: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов. На основании школьной политики, в соответствии с ее приоритетами, принципами, целями, разрабатывается школьная программа мероприятий, охватывающая детей, родителей, педагогов и учитывающая ресурсы поддерживающих групп. Определяется школьный координатор (социальный педагог - заместитель директора по правовому регулированию), который отвечает за выполнение программ, обеспечивает методическое руководство, назначает сроки и контролирует исполнение мероприятий. Обычно мероприятия разбиваются на этапы (подготовительный, деятельностный, оценочно-отчетный) и время их проведения фиксируется в календарном плане.

    Наличие информации по итогам работы школы за год рассматривается в качестве одной из важнейших предпосылок принятия обоснованных управленческих решений по вопросу развития образовательной школы в перспективе. Составной частью обоснования и разработки прогнозов при планировании развития школы является ее функционирование на один год и более длительные сроки. Успешное претворение в жизнь концепции развития школы зависит от качества планов и комплексно-целевых программ, а также от уровня их реализации.

    Организаторская функция. Во всех взаимосвязанных этапах управленческого цикла есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития школы. Эта стадия - организация исполнения решений.

    Организационные отношения можно определить как связи между людьми, установленные по поводу распределения и формального закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы распределения и кооперации труда. Конкретное выделение этапов, функциональных стадий в организационно-исполнительской деятельности позволяет спроектировать содержание деятельности социального педагога. В зависимости от общих целей социальный педагог должен уметь прогнозировать условия, выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Конечно, не все проблемы социальный педагог может решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов, а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты) для комплексного решения проблем.

    Административная функция. Задачи управления конкретизируют поэтапное претворение в жизнь концепции развития школы, определяют средства осуществления плана и комплексно-целевой программы. Принципы и содержание управления устанавливают те исходные позиции и правила, руководствуясь которыми можно достичь цели.

    В условиях большой самостоятельности, предоставления многих прав и полномочий самой школе контрольно-оценочная деятельность руководителей должна занять особое место в мотивации и стимулировании учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри школы с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника становится традиционным для многих школ.

    Процесс управления требует надежной обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами. Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления развития школы в целом.

    На школу, являющуюся сложной, многоуровневой и относительно законченной системой, в процессе функционирования оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов. Это диктует необходимость взаимодействия прогнозов при планировании как между звеньями внутри школы, так и с прогнозами и планами других социальных сфер, взаимодействующих с ней.

    Социальный педагог для изучения работы классных руководителей с классным коллективом осуществляет просмотр документации (планов, отчетов), непосредственно наблюдает за проведением мероприятий, наличием отклоняющегося поведения у школьников, проводит беседы с учащимися, родителями. Регулярный контроль предупреждает стихийность, неритмичность в работе.

    Диагностическая,

    Профилактическая,

    Просветительская,

    Правозащитная,

    Воспитательная

    Что касается воспитательной функции, по мнению автора, в деятельности школьного социального педагога ей отводится особое место, так как при реализации этой функции свои усилия социальный педагог направляет, прежде всего, на детей с асоциальным поведением и взрослых членов семьи. Социальный педагог пытается формировать положительные личностные качества характера, значимые для жизнедеятельности школьника и его активной жизненной позиции. Он помогает в овладении позитивными социальными ролями, правилами поведения в обществе, обеспечивает возможность нормально развиваться и самореализовываться, воспитывает социальную активность. Социальный педагог работает с семьей в целях установления здоровых отношений между ребенком и взрослыми. Социальный педагог в образовательных учреждениях должен помочь ребенку справиться с социальными и психологическими проблемами в процессе социализации.

    Как отмечает Г.Н. Штинова, к числу наиболее общепризнанных, выделяемых большинством исследователей и руководителей сферы социальной педагогики, можно отнести следующие функции:

    1) Диагностическая:

    Постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;

    Выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;

    Установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия в семье;

    Содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками.

    2) Воспитательная, или образовательно-воспитательная:

    - обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и молодежи, а также семьи с привлечением всех воспитательных средств и возможностей социума;

    Осуществление социально-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса ребенка, имеющего проблемы;

    Осуществление патронажа неблагополучных семей и семей группы риска, проведение работы с родственниками детей, опекунами, будущими усыновителями; осуществление консультационных, информационных, образовательных услуг по обеспечению семьи и детей информацией по вопросам социальной защиты;

    Педагогическое просвещение родителей и детей;

    Обучение их социальным знаниям и умениям, проведение профориентационной работы;

    Формирование педагогической культуры родителей.

    3) Организационная:

    Организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социальной помощи и поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ;

    Включение учащихся в различные виды общественно-полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований;

    Влияние на разумную организацию досуга детей.

    4) Прогностическая:

    Программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации процесса воспитания и развития личности;

    Проектирование личности ребенка, определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;

    Разработка программ, проектов, планов развития учреждения, его структур;

    Экспертиза документов и материалов;

    5) Профилактическая или предупредительно-профилактическая:

    - организация системыпрофилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения детей и подростков;

    Приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений;

    Осуществление правового просвещения несовершеннолетних и молодежи;

    Влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;

    Организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям социальных групп риска.

    6) Коррекционно-реабилитационная или социально-терапевтическая:

    - осуществление социотерапевтической помощи нуждающимся, коррекция асоциального поведения детей и подростков, стилей семейного воспитания, межличностных отношений:

    Усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды;

    Помощь ребенку в адаптации и социальной реабилитации.

    7) Организационно-коммуникативная:

    - способствование включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности;

    Установление контактов для оказания поддержки и помощи нуждающимся;

    Накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;

    Формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и отношениях с взрослыми.

    8) Правозащитная функция или охранно-защитная:

    Использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки детям и молодежи, членам их семей, для защиты их имущественных и гражданских прав,

    Представление интересов несовершеннолетних в органах милиции и суде;

    Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия на подопечных социального педагога;

    Взаимодействие с органами социальной защиты.

    9) Исследовательская или организационно-методическая:

    Проведение аналитической работы с нормативными и др. документами;

    Разработка программ, методик, технологий деятельности;

    Подготовка методических материалов;

    Осуществление обмена опытом специалистов, участие в конференциях, семинарах и др.;

    Организация научно-практических исследований по проблемам профессиональной деятельности.

    Таким образом, профессиональной деятельности социального педагога, может быть различной, но функции его должны быть выстроены, прежде всего, с учетом трех основных сфер жизнедеятельности ребенка: его семья, его школа и его микросоциальное окружение.

    Основные направления деятельности социального педагога определяются его функциями.

    Как правило, деятельность социального педагога начинается с диагностики , которая включает в себя сбор, анализ и систематизацию информации о детях и подростках с педагогическими, психологическими, социальными проблемами, определение возрастных характеристик в соответствии с психическим и физическим развитием, поведенческих отклонений. Он изучает социальную ситуации в масштабах конкретной территории, бытовые условий жизни детей, из семей, особенности микросоциума, выявляет его позитивные и негативные влияния, знакомится с деятельностью тех учреждений и организаций, которые призваны решать соответствующий круг проблем. Получаемая из разных источников информация позволяет социальному педагогу составить представление об образе жизни своих подопечных, дать социально-психологическую характеристику семей. Важно определить те категории детей, семей, которые требуют особого социально-педагогического внимания. Для этого необходимо проведение различных исследований в области ближайшего окружения. В практике часто встречаются ситуации, когда требуется провести комплексные психолого-педагогические и медицинские обследования детей и взрослых, изучить личностные особенности и проблемы отдельных воспитанников. При этом возникает необходимость дать прогноз возможности изменения той или иной ситуации имеющимися у педагога средствами. С учетом сделанного прогноза формируются задачи, определяются пути и способы их достижения. Анализируя ситуацию своего подопечного, социальный педагог вместе с ним ищет подходы к решению проблемы. Он диагностирует ситуацию, определяет пути решения проблем и организует их осуществление.

    Выявив психологические, педагогические, медицинские или правовые проблемы ребенка и семьи, социальный педагог выступает посредником между своими подопечными и необходимыми им специалистами -психологами, социальными работниками, врачами, юристами, представителями органов власти, общественностью. Он взаимодействует со специалистами различных служб, учреждений в оказании необходимой социальной помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении или психологической коррекции.

    Важным моментом в деятельности социального педагога является охрана интересов и прав ребенка (на освоение им образовательных программ, формирование общей культуры, саморазвитие и самозащиту), знакомство и освоение различных социальных ролей. Такая работа проводится с детьми и подростками, имеющими педагогические и психологические проблемы, подвергшимися личностному давлению со стороны взрослых членов семьи, работников школы и сверстников.

    Для защиты прав и интересов личности социальному педагогу нередко приходится прибегать к использованию имеющегося арсенала правовых норм, применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия по отношению к подопечным социального педагога. Кроме того, часто возникает необходимость разработки и реализации комплекса мер, способствующих выравниванию социальных возможностей, социально-психологической реабилитации личности, компенсации ограниченных социальных возможностей детей, возникших вследствие болезни, определенных личностно-семейных обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций

    Но социальный педагог работает не только с теми детьми, которые уже имеют педагогические и психологические проблемы и отклонения в поведении, но и осуществляет профилактическую деятельность. Он разъясняет и доказывает ребенку правильность и необходимость определенного поведения, доводит до его сознания нормы и правила поведения, прогнозирует его поступки и предотвращает такие, которые имеют негативный характер, помогает к адаптации к новым социальным условиям.

    Социальный педагог проводит также просветительскую работу с родителями по вопросам воспитания и взаимоотношений в семье, формированию у детей адекватного поведения в отношениях со сверстниками. Отмечает значение личного примера и авторитета взрослых. Обращает внимание на причины и последствия девиантного поведения у детей и возможности их раннего выявления.

    Главным направлением в деятельности социального педагога является содействие саморазвитию личности. Свои усилия он направляет на создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей, задатков. Он формирует убеждение, что человека нельзя научить, если он сам себя не научит, никакие советы не помогут, если не захотеть им следовать. Поэтому задача социального педагога - поддержать, вселить уверенность ребенку в свои силы, в свои возможности.

    Социальный педагог включает детей и взрослых в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально-значимую деятельность социальных инициатив. Он стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам ребенка, его потребностям общаться, исследовать, творить, созидать. Он сознает свою педагогическую позицию - это ведущий участок общего дела. Вместе с детьми и взрослыми)а не за них) - такова основная заповедь социального педагога.

    Важное место в деятельности социального педагога занимают стимулирование и собственно развитие социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.

    Педагогическая поддержка социальных инициатив взрослых и детей, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирования, развития способности и готовности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в современных условиях является насущной задачей в воспитательной работе образовательных учреждений, испытывающих дефицит новых форм и методик.

    Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля ребенка, учитывающая историко-культурный опыт и современное состояние теории и практики социально-педагогической работы, порождающая новое содержание, методы, формы и технологии работы с детьми, семьями, общественными организациями. Основной целью деятельности социального педагога в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых является гражданское становление детей, их духовно-нравственное воспитание через создание в образовательном учреждении модели педагогической поддержки детско-молодежных общественных объединений.

    Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении детей и их общении и таким образом оздоровить окружающую их микросреду.

    Социальный педагог должен осуществлять свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет подключить к социальному развитию детей различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и. прежде всего, самого учащегося.

    Социальный педагог вносит педагогический компонент, педагогическую целесообразность в общую межведомственную систему социальных служб, общую социальную работу, проводимую различными учреждениями, организациями, благотворительными фондами, добровольными помощниками.

    В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли. Это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью и государственно-общественными организациями, его задача - заботиться о ребенке и его семье. Одновременно он - защитник интересов конкретного человека, законных прав каждой семьи, взрослых и детей.

    Таким образом, социальный педагог в рамках образовательного учреждения может осуществлять свою деятельность в следующих направлениях, наполняя их конкретным содержанием:

    1) социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов;

    2) социально-педагогическая защита прав ребенка;

    3) обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося;

    4) социально-педагогическое консультирование;

    5) социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация;

    6) содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка;

    7) поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности);

    8) организационно-методическая деятельность.

    Роль социального педагога в современном обществе

    Профессия учителя очень древняя. Роль социального педагога в прогрессивном развитии общества значительно моложе. Он воспитывает и сопровождает юное поколение на протяжении учебы в школе. Формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что социальный педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», - писал великий педагог Я.А. Коменский (1592-1670). По словам Я. Коласа (1882-1956), классика белорусской поэзии и литературы, педагог – это не только воспитатель, педагог – это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры.

    Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К.Д. Ушинский (1823-1870): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».

    Начну с того, что роль педагога в обществе, т.е. его социальные функции претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живёт в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наёмного ремесленника до государственного служащего.

    Назову основные функции социального педагога в современном обществе :

    1. Педагог выполняет роль «двигателя » в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, специалистов, быстро схватывающих всё передовое в разносторонней жизни общества. И, таким образом, в прогрессивном развитии общества. В ускорении этого развития несомненно есть значительная доля сил и многолетнего труда педагога.

    2. Профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим – через молодое поколение. Он, как эстафету, передаёт опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.

    3. Есть специфическая функция педагога – выполнять роль «аккумулятора» , накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных,

    интеллектуальных, духовных и др. Накапливая всю жизнь эти ценности в себе, он их

    затем передаёт молодому поколению. Значит, здесь роль педагога не сводится лишь к аккумулированию, он одновременно является и главным звеном в механизме передачи накопленного старшими ценностного опыта молодым. По сути, здесь отмечается не одна, а две социальные подцели педагога: накопить, чтобы передать.

    4. Одна из социальных ролей педагога состоит в том, что он выступает как специалист , оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей, достигнутый к тому времени. Его оценки: есть факторы хорошие и плохие, есть и промежуточные. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который будет ценен, полезен (с субъективной точки зрения) для пользования в воспитательно-образовательной работе с детьми. В этой функции педагог играет не только прогрессивную роль, но иногда и консервативную. Дело в том, что субъективно педагоги старшего поколения собственные юные и молодые годы с вершины прожитого ностальгически переживают как совершенные, почти идеальные, а новые веяния в жизни порой воспринимаются как разрушение прежних устоев (на самом деле это часто так и есть), как крах, а потому – неприемлемые.

    Но в целом общественный прогресс определяется, конечно, не только деятельностью педагогов, но и другими факторами, и его не остановить консервативными взглядами отдельных педагогов. И всё же большинство педагогов выбирает новое в детской среде и продвигает это новое в систему общественных отношений.

    5. Назову ещё одну социальную функцию педагога: это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодёжи перед старшим поколением.

    Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические черты и другие особенности детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодёжи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.

    6. И, наконец, ещё одна, едва ли не главная, социальная функция педагога – формирование духовного мира молодёжи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодёжи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит её регулировать своё поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

    Итак, роль социального педагога в современном обществе проявляется в вышеперечисленных его социальных функциях . В действительности все эти функции проявляются не отдельно одна от другой, а в общем комплексе, отражая сложные взаимосвязи разных сторон и явлений жизни.