Финансовое планирование — первый элемент управления финансами. Финансовое планирование как важнейший элемент системы управления финансами Методы финансового планирования

Запасы являются важнейшим элементом оборотных активов предприятия. Применительно к производственному предприятию запасы включают в себя запасы материальных ресурсов (сырья, материалов, комплектующих) и товарные остатки (запасы готовой продукции на складах).

Для торгового предприятия важнейший элемент запасов - товары, предназначенные для перепродажи.

Эффективное управленческое планирование запасов (как материальных ресурсов, так и готовой продукции) возможно на предприятии лишь как составная и неотъемлемая часть комплексного процесса финансового и операционного планирования (бюджетирования), охватывающего все основные сегменты хозяйственной деятельности и взаимосвязи между ними. Это обусловлено тем, что запасы сырья и материалов и товарные остатки представляют собой два звена (стадии) непрерывного процесса кругооборота оборотного капитала предприятия (операционного и финансового циклов предприятия), а также инвестиционного цикла (инвестиции в оборотный капитал) (рис. 14.1).


В целом плановый (а по итогам бюджетного периода - фактический) баланс движения запасов выражается классической формулой [Щиборгц, 2001]:

Остаток на начало периода + Приход - Расход =

Остаток на конец периода.

Поскольку запасы материальных ресурсов и готовой продукции принадлежат к так называемым «промежуточным» активам (т.е. промежуточным стадиям финансового цикла),
то приходные и расходные статьи балансового уравнения будут определяться соответственно «предшествующими» и «последующими» стадиями финансового цикла. Так, для запасов сырья и материалов балансовое уравнение будет выглядеть следующим образом:

Остаток материальных ресурсов на начало периода +

Бюджет закупок - Плановое производственное потребление = Плановый (целевой) остаток материальных ресурсов на конец периода.

Баланс движения товарных остатков определяется соотношением выпуска (приходная часть) и реализации (расходная часть):

Остаток готовой продукции на начало периода + Плановый выпуск - Плановый объем реализации = Плановый (целе- вой) остаток готовой продукции на конец периода.

Остаток запасов на начало бюджетного периода определяется их фактической величиной. Из трех других составляющих балансового уравнения две величины являются «заданными» (т.е. независимыми параметрами), а четвертая соответственно получается расчетным путем. Величина целевого остатка запасов планируется на основе отдельной методики оптимизации уровня запасов, и в балансовом уравнении величина конечного остатка запасов является независимым («заданным») параметром.


Для запасов готовой продукции расчет величины запаса осуществляется следующим образом. В балансовом уравнении движения товарных остатков бюджет продаж, определяемый на основе так называемого CVP-анализа (анализ «издержки - объем - прибыль» в целях установления физического и стоимостного объема продаж, при котором маржинальный доход от реализации является максимальным), - «заданный» параметр. Расчетной же величиной является плановый объем и структура выпуска (производственная программа):

Пример І4.1

Рассчитать бюджет закупок материалов на II квартал 2010 г. (два вида выпускаемой готовой продукции - А и Б, два вида сырья и материалов - 111 и 112, все материалы потребляются исключительно в производственной деятельности), используя данные, приведенные в таблице.

Показатель Материалы
111 112 Сумма, тыс. руб.
1. Производственная потребность, кг (нормирование) 84 000 44 000
2. Запланированные остатки на конец периода, кг (планирование целевого остатка) 6000 1000
3. Общая потребность плюс запланированные остатки материалов на конец периода, кг 90 000 45 000
4. Остатки материалов на начало периода, кг 5000 5000
5. Количество материалов, которое необходимо приобрести, кг 85 000 40 000
6. Плановая цена закупки за 1 кг, тыс. руб. 1 2,2
7. Затраты на приобретение, тыс. руб. (бюджет закупок) 85 000 88 000 173 000

Расшифровка строки «1» (производственная потребность) приведена в таблице ниже.


Таким образом, управление запасами - это поддержание оптимальной величины текущего остатка запасов в целях: а) недопущения образования избыточного уровня запасов, ведущего к излишней иммобилизации средств предприятия и дополнительным складским издержкам;

б) обеспечения нормальной ритмичности производственно-финансового цикла.

И в теории, и на практике два критерия определения величины запасов - критерий производственной логистики (эффективности) и критерий финансовой устойчивости - являются «разнонаправленными» (конфликтными), что и определяет сущность теоретического подхода к решению задачи планирования текущего уровня запасов.


Для удобства изучения материала разбиваем статью на темы:

Задачами финансового планирования являются:

Обеспечение торгового процесса необходимыми ;
- установление с бюджетом, банками и другими контрагентами;
- выявление направлений наиболее выгодных финансовых инвестиций;
- повышение прибыльности финансово-хозяйственной деятельности;
- контроль за образованием и расходованием денежных средств.

Финансовый план - составная часть бизнес-плана предприятия. При разработке бизнес-плана предусматривается исходить из того, что определение средств, необходимых для финансирования развития предприятия, предполагает оценку этого плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные планом предприятия должны быть обоснованы их .

В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: стратегическое и тактическое.

Стратегический (перспективный) финансовый план - это форма реализации целей и задач предприятия, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Основа стратегического финансового планирования, являющегося одной из коммерческих тайн предприятия, - определение потребности в капитале для осуществления предпринимательской деятельности. Тактический финансовый план - это годовой баланс доходов и расходов предприятия. В условиях инфляции финансовые планы составляются на квартал и корректируются с учетом индекса инфляции.

Цель составления финансового плана - увязка доходов предприятия с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд; при превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых ресурсов.

Дополнительные средства предприятие может привлечь за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов или займов, спонсорских взносов и т.д.

В финансовом плане производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная табли-ца), в вертикальных графах которой приводятся направления использования финансовых ресурсов, а в горизонтальных - источники финансирования, что соответствует расходной и доходной частям баланса. Шахматная таблица позволяет выявить целевой характер использования ресурсов и сбалансировать доходы и расходы по статьям.

Основными доходными статьями финансового плана являются прибыль, банковские ссуды и другие доходы и поступления; основными статьями расходов - налоговые отчисления, расходы на капитальные вло-жения, средства на погашение банковских ссуд и процентов по ним и прирост , отчисления в целевые фонды и другие расходы и отчисления.

Практически финансовые планы конкретизируют стратегические. В свою очередь тактические планы детализируются посредством оперативного планирования, которое представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кассового плана, кредитного плана, платежного календаря и др.

Кассовый план отражает движение наличных средств предприятия в течение определенного периода (чаще всего квартала). Именно плохое управление наличностью - основная причина финансово-экономических трудностей, поэтому составление кас-совых планов и контроль за их выполнением имеют важное значение для повышения платежеспособности предприятия.

Кредитный план - план поступления заемных средств и график погашения задолженности. Обычно оформляется в виде кредитной ставки.

Платежные календари, временной горизонт которых колеблется от 5 до 30 дней, отражают оперативные данные о движении и остатках средств на предприятия.

В конечном итоге финансовое планирование направлено на обеспечение рационального и эффективного использования имеющихся у предприятия финансовых ресурсов.

Финансовое планирование на предприятии

Остановимся на финансовом , играющем первостепенную роль. Руководство предприятия обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Заинтересованные в деятельности фирмы лица предъявляют определенные требования к результатам ее работы. При планировании определенных видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретение кредитов, увеличение и т.п.) и определение объема инвестиций.

По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности фирмы. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, отклоняющимся от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности фирмы. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности фирмы, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товаров, реализации произведенной продукции и т.д.

В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации, и т.д.

Разрабатывая бюджет на следующий период, следует принимать решение заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент. Другими словами, в последнем примере фирма во многом рискует пойти по пути наименьшего сопротивления.

Одобрение руководством фирмы бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство фирмы вряд ли будет склонно к децентрализация процесса принятия оперативных решений.

Организация работ по внутрифирменному планированию зависит от величины предприятия. На мелких фирмах не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит, и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

Обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу сверху вниз и по методу снизу вверх. По первому методу работа по составлению бюджетов начинается "сверху", т.е. руководство фирмы определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия форме включаются в планы подразделений. По второму методу поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и уже затем руководитель отдела реализации фирмы сводит эти показатели в единый бюджет, который впоследствии может войти составной частью в общий бюджет предприятия. На практике нецелесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

Фирма должна осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) ее работы и финансовом положении. Поэтому бюджет по прибыли и финансовый план являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

Естественную основу для формирования бюджета по прибыли на будущий период представляет собой отчет по прибыли. В отчете по прибыли отражены экономические результаты деятельности в прошедший период. Такого рода информация имеет, разумеется, большое значение при составлении прогноза экономических результатов действий, запланированных на будущий период.

Даже если на предстоящий год запланированы те же самые действия, что были осуществлены в отчетном году, величина дохода в следующем году будет отличаться от величины дохода, отраженной в отчете за последний год. Дело в том, что все время происходят изменения внешних условий деятельности фирмы.

Макроэкономические факторы могут, например, измениться под воздействием инфляции, изменений в области валютных отношений и политики доходов. Можно предположить, что внесет поправки в хозяйственное законодательство. Структура спроса в отдельных сегментах рынка может измениться в силу изменения структуры населения.

Особое значение качества финансового планирования на предприятиях возрастает. Финансовый план предприятия взаимосвязан с другими аспектами планирования хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся планы: по сбыту продукции, по сырью и материалам, производству, рекламе, капиталовложениям, научным исследованиям и разработкам, привлечению и возврату заемных денежных средств (кредитов и из других источников), распределение доходов, а также расходные сметы.

Непосредственной основой финансового плана являются прогнозные расчеты по реализации продукции потребителям или планы сбыта ее, исходя из заказов, прогнозов спроса на продукцию и товары, уровней продажных цен на них и других факторов рыночной . На основе показателей сбыта рассчитываются объемы производства, затраты по изготовлению продукции, проведению работ и оказанию услуг, а также прибыль и другие показатели.

Назначение финансового плана предприятия, с одной стороны, прогноз среднесрочной финансовой перспективы, а с другой, определение текущих доходов и расходов предприятия. Финансовый план составляется предприятием на год с распределением по кварталам, а также на 3-5 лет - по годам. В нем находят отражение доходы и расходы по статьям и пропорции в распределении средств.

Следует отметить, что в рамках годового и квартального финансовых планов не проявляется влияние внутримесячных отклонений от планов в деятельности предприятия, оказывающих влияние на финансовое состояние предприятий в течение месяца, что чаще случается в течение первых 15-20 дней месяца, когда предприятия обычно испытывают сбои в связи с недопоступлением относительно договорных сроков материально-технических ресурсов.

Финансовое планирование на предприятиях во многом зависит от качества прогнозов основных показателей их производственной деятельности, рыночной конъюнктуры, состояния денежного обращения и курса рубля. Поэтому в сложившихся условиях возможна заниженная оценка потребности в финансовых ресурсах и изменений в финансовом состоянии предприятий, в связи с чем необходимо предусматривать финансовые резервы.

Состав показателей финансового планового баланса или баланса доходов и расходов определяется источниками поступлении средств, с одной стороны, и затратами и расходами, проводимыми в ходе финансово-хозяйственной деятельности, с другой стороны. Наряду с этим, в плановом балансе доходов и расходов находят отражение финансовые отношения с , банковской и страховой системами и по операциям по приобретению и выпуску ценных бумаг.

Помимо баланса доходов и расходов финансовый план содержит расчеты ряда основополагающих показателей:

Прибыли от промышленной деятельности;
- амортизационных отчислений на восстановление ;
- поступлений средств в порядке долгосрочного и среднесрочного кредитования;
- процентов банкам по кредитам, финансовых результатов от других видов деятельности и т.д.

Состав показателей планового баланса доходов и расходов предприятия представляет собой определенную систему, позволяющую в рамках каждого периода планирования определять:

Источники затрат (расходов), их соотношения;
- степень и направления использования, распределения источников;
- сбалансированность их с затратами или расходами.

Так, оставшаяся после уплаты налогов часть прибыли обращается на нужды предприятия, включая:

Создание финансового резерва;
- финансирование и прироста оборотных средств;
- выплаты процентов банкам за предоставляемые ими кредитные ресурсы;
- выплаты владельцам ценных бумаг, эмитированных и реализованных предприятием своим работникам;
- расходы на хозяйственное содержание социально-культурных и социально-бытовых объектов, на другие цели.

Финансирование затрат по капитальным вложениям осуществляется за счет амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, вовлечения в инвестиционный процесс сверхнормативных запасов оборудования, машин и материалов, прибыли, направляемой на , а также за счет привлечения акционерного капитала, средств от размещения целевых займов и из других источников и т.д.

Методы финансового планирования

Качество финансовых планов во многом зависит от используемых методов планирования.

Метод планирования – способы и приемы расчетов показателей.

В части финансового планирования выделяют шесть методов обоснования плановых значений.

"Двойное" содержание финансового планирования (планирование активов и пассивов и поступлений и платежей) отражает то, что существует два объекта финансирования: активы и операции.

Источниками финансирования активов являются пассивы, т.е. обязательства. возникающие у предприятия как субъекта перед владельцами ресурсов, используемых предприятием в своей деятельности, Эти обязательства могут быть долговыми [т.е. заемными], подлежащими возврату по истечении срока их предоставления, и долевыми [бессрочными], формирующими обязательства предприятия перед его юридическими владельцами [акционерами. участниками]).

Источниками финансирования операций являются ликвидные активы, которые могут быть использованы в качестве платежных средств (в нормальной источниками финансирования операций являются денежные средства и коммерческие ).

Финансовая устойчивость

В четвертом разделе заполняется календарь выдач заработной платы рабочим и служащим, где указываются суммы выплат предприятию наличными деньгами в установленные сроки (конкретный числа каждого месяца). Эти суммы в соответствии с договором расчетно-кассового обслуживания банк выдает предприятию за установленную в договоре плату.

Расчет потребности в краткосрочном кредите проводится, если предприятие испытывает такую потребность. В этом случае в банк представляются необходимые документы и с ним заключается договор о кредитном обслуживании. Однако этому должен предшествовать обоснованный расчет размера кредита, а также той суммы, которую с учетом процентов необходимо вернуть банку.

Текущее финансовое планирование

Текущее планирование финансовой деятельности организации основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность организации определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, поскольку такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Рассматривается текущее планирование как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. В последнее время организациями все чаще применяется система деятельности структурных подразделений и организации в целом, которая внедряется в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроля за , а также для повышения точности плановых показателей, исполнения требований законов и контрактов.

Основными преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:

Рациональное использование средств организации благодаря своевременному планированию совершаемых хозяйственных операций, финансовых и материальных потоков;
более точные показатели объемов затрат и прибыли, чем в перспективном финансовом планировании;
большая материальная заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;
осуществление режима строгой экономии финансовых ресурсов организации и др.

Составление бюджетов основано на определенных принципах:

Принцип согласования целей;
принцип ответственности за их формирование и исполнение;
принцип гибкости.

Бюджет - это скоординированный финансовый документ, отражающий поступления средств и расходы по определенному направлению деятельности. Процесс бюджетирования - технология финансового планирования, учета, анализа и контроля деятельности предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений, которая основана на разработке бюджетов по определенным правилам.

Бюджетирование необходимо для планирования финансово-хозяйственной деятельности, координации деятельности различных подразделении предприятия, стимулирования руководителей всех уровней в достижении соответствующих целей, контроля текущей деятельности, оценки выполнения плана различными подразделениями (центрами ответственности).

Технология бюджетирования включает формирование и консолидацию бюджетов предприятия. Для этого разрабатывается финансовая структура предприятия, представляющая собой совокупность подразделений (центров ответственности). Для каждого из них отдельно формируются соответствующие бюджеты - операционные, инвестиционные, финансовые. К операционным бюджетам относятся:

1. бюджет продаж;
2. бюджет производства;
3. бюджет производственных запасов;
4. бюджет прямых затрат на оплату труда;
5. бюджет прямых материальных затрат;
6. бюджет производственных ;
7. бюджет ;
8. бюджет управленческих расходов.

Бюджеты инвестиций включают: а) бюджет реальных инвестиций; б) бюджет финансовых инвестиций.

Финансовый бюджет состоит: а) из бюджета движения денежных средств; б) бюджета доходов и расходов; в) балансового отчета.

В свою очередь, основной (сводный) бюджет - это консолидированный финансовый план, который разрабатывается на основе бюджетов различных видов или структурных подразделений предприятия. Основной бюджет выступает в роли связующего звена различных планов организации и выражается в формировании финансовых бюджетов, которые сводят воедино все ее другие планы (бюджеты) в стоимостной оценке.

Разработка технологии бюджетного планирования в организации выполняется в следующей последовательности:

2. Absorption costing - метод учета полных затрат, в котором все прямые и косвенные - общепроизводственные затраты включают в состав прямых производственных расходов при расчете прибыли и налога на прибыль.

В практике налоговых расчетов в стране принят второй метод. Для иллюстрации рассмотрим пример со следующими данными: изготовлено 15 изделий, а продано 10 шт. по цене, равной 20 тыс. руб.; затраты на материалы и оплату труда производственных рабочих равны 5000 руб. на одно изделие; общепроизводственные расходы в периоде продаж равны 60 тыс. руб. управленческие расходы составили 50 тыс. руб. Итак, по методу direct costing прибыль равна

20 000 X 10 - 5000 X 10 - 60 000 - 50 000 = 40 000 руб.; по методу absorption costing прибыль равна

20 000 х 10 - (5000 + 60 000/15) х 10 - 50 000 = 60 000 руб.

Назад | |

темпами. Из этих соображений следует, что между собственным и заемным капиталами имеется оптимальное соотношение, соответствующее минимальным средним затратам на финансирование. Эта оптимальная структура капитала зависит от отраслевых особенностей, особых ситуаций внутри предприятия и условий на рынке капитала. Наиболее общей является рекомендация, чтобы доля заемного капитала не превышала собственные средства предприятия. При достижении оптимальной структуры, чтобы получить возможность использовать дополнительные источники заемного капитала, не нарушая при этом структуры источников, необходимо увеличивать в том же размере собственный капитал.

5.2. Финансовое планирование на предприятии

Планирование как одна из важнейших функций управления производством, представляет собой процесс разработки, построения плана, способа будущих действий, определение направлений развития субъекта хозяйствования. В процессе планирования разрабатываются проекты желаемого состояния хозяйствующего субъекта в возможных (ожидаемых) условиях, отрабатывается содержание и последовательность шагов, ведущих к намеченной цели, устанавливаются конечные результаты.

Основными существенными признаками планирования являются:

- нацеленность на будущее;

- определение сроков выполнения;

- разработка системы показателей, которые должны быть

достигнуты в результате их осуществления и выполнения. Цель планирования – создать ориентиры деятельности в будущем.

На предприятиях в зависимости от объекта управления выделяют объект планирования и, соответственно, объектно-ориентированную область планирования.

Как правило, на предприятиях различают:

- технико-экономическое планирование;

- планирование труда и з/п;

- производственное планирование;

- финансовое планирование.

Финансовое планирование выделяется среди этих областей планирования:

- как элемент управления финансами предприятия;

- как подсистема экономического и бизнес-планирования на предприятии.

В настоящее время существуют две основные классификации видов финансового планирования:

1) по периоду времени, на который составлены планы:

- краткосрочное (до 1 года, месяц, квартал);

- среднесрочное на 1 год;

- долгосрочное на срок более 1 года.

На основе такой классификации производится увязка потребностей с источниками и инструментами привлечения средств для их покрытия:

- на краткосрочный период – кредиторская задолженность ;

- на среднесрочный – банковский кредит;

- на долгосрочный – инвестиционный кредит, облигационный займ, эмиссия акций;

2) по задачам, решение которых должно быть обеспечено:

- стратегическое (перспективное);

Текущее;

Оперативное.

Системный характер финансового планирования на предприятии обеспечивается наличием и взаимосвязью следующих элементов:

- целью финансового планирования;

- субъектов финансового планирования;

- предмета финансового планирования;

- объектов финансового планирования;

- принципов финансового планирования;

- методов финансового планирования;

- информационного обеспечения планирования;

- форм финансового планирования;

- результатов финансового планирования;

- оценки эффективности финансового планирования на предприятии. Поэтому далее финансовое планирование предлагается рассматривать в

разрезе каждого элемента системы.

Финансовое планирование на предприятии начинается с постановки цели планирования и задач для ее достижения.

Целью финансового планирования является создание системы ориентиров для наиболее эффективного финансового обеспечения деятельности предприятия.

Задачи финансового планирования , как правило, определяются видами

и срочностью планирования. К ним относят:

- обеспечение финансовых условий развития предприятия;

- согласование величины и сроков денежных потоков;

- обеспечение своевременности и надежности поступления и расходования денежных средств предприятия;

- обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия в заданный момент времени;

- оценку эффективности принимаемых на предприятии решений.

Субъекты планирования – структурные подразделения, экономические службы, специалисты, финансовые менеджеры, ответственные за процесс финансового планирования на предприятии.

Предмет финансового планирования – процесс разработки системы финансовых показателей, определяющих основные направления будущей деятельности по формированию и использованию фондов денежных средств предприятия.

Объекты финансового планирования: все объекты финансового планирования предприятия можно сгруппировать следующим образом:

1. Показатели, характеризующие деятельность предприятия.

2. Показатели, характеризующие финансовые ресурсы и потребности.

3. Денежные потоки предприятия.

4. Налоговые платежи.

5. Финансовое состояние и платежеспособность.

1. Показатели, характеризующие деятельность предприятия: а) стоимостные результаты деятельности:

Валовой оборот;

- товарная продукция;

- выручка от реализации продукции; б) затраты на производство:

- по элементам (сырье и материалы, вспомогательные материалы, топливо, энергия, заработная плата, амортизационные отчисления и т. п.);

- по статьям калькуляции;

По методу директ-костинг (прямые и косвенные);

- по отношению к объемам производства (постоянные и переменные)

в) доходы и накопления:

Валовой доход;

- прибыль и платежи из прибыли;

- фонды, формируемые из прибыли.

2. Показатели, характеризующие финансовые ресурсы и потребности: а) объемы собственных средств; б) объемы привлеченных средств (заемные, устойчивые пассивы); в) инвестиционные потребности;

г) текущие (финансово-эксплуатационные) потребности предприятия.

3. Денежные потоки предприятия: а) по типу денежного потока:

- денежные притоки (поступление на предприятия денежных средств из различных источников);

- денежные оттоки (расходы денежных средств предприятия по различным направлениям);

- чистый денежный поток предприятия (разница между денежными притоками и оттоками);

б) по видам деятельности:

- инвестиционные денежные потоки (притоки и оттоки);

- операционные (текущие) денежные потоки (притоки и оттоки);

- финансовые денежные потоки (притоки и оттоки).

Инвестиционные денежные потоки являются результатом инвестиционной деятельности, связанной с приобретением и продажей внеоборотных активов и других объектов инвестиционной деятельности предприятия.

Притоки от инвестиционной деятельности включают: поступления от продажи основных средств, нематериальных активов, реализации пакетов ценных бумаг, дивиденды и проценты по приобретенным ценным бумагам других предприятий, поступления по ссудам, выплачиваемые заемщиками.

Оттоки от инвестиционной деятельности: расходы, связанные с приобретением элементов основного капитала, приобретение пакетов ценных бумаг, выдача ссуд.

Операционные (текущие, основные, производственные) денежные потоки образуются от операционной деятельности предприятия, направленной на производство и реализацию продукции либо предоставление услуг.

Притоки от операционной деятельности: поступления от покупателей за проданные товары или оказанные услуги, прочие поступления, не связанные с инвестиционной или финансовой деятельностью.

Оттоки : выплаты поставщикам за поставленную продукцию, выплаты работникам различного характера (заработная плата, вознаграждения, премии, финансовое стимулирование), перечисление налогов, предоставление коммерческого кредита покупателям, штрафы, неустойки, пени, прочие, не связанные с инвестиционной и финансовой деятельностью.

Финансовые денежные потоки образуются от финансовой деятельности, суть которой заключается в привлечении на предприятие финансовых ресурсов. Результатом финансовой деятельности являются изменения в размере и составе собственного капитала и заемных средств предприятия. Движение денежных средств, возникающее в связи с операциями, вызывающими изменения,

отражается в разделе «Финансовая деятельность» отчета о движении денежных средств.

Притоки от финансовой деятельности: поступления от эмиссии простых и привилегированных акций, поступления от выпуска облигаций, ссуды банков.

Оттоки : выплаты дивидендов по выпущенным акциям, выкуп собственных акций, погашение процентов по облигациям, выплаты по финансовому лизингу, проенты банкам и погашение основного долга.

4. Налоговые платежи а) по срокам; б) по видам.

5. Финансовое состояние и платежеспособность : а) показатели финансовой устойчивости; б) показатели ликвидности; в) показатели платежеспособности;

г) показатели деловой активности; д) показатели рентабельности.

Принципы финансового планирования . Эффективность организации финансового планирования определяется соблюдением на предприятии следующих принципов (правил) планирования:

Системности;

Непрерывности;

Гибкости;

- точности (полноты);

- непротиворечивости;

Объективности;

Ясности.

Системность планирования заключается в необходимости учета на предприятии всей совокупности элементов системы планирования и взаимосвязей между ними.

Непрерывность планирования означает, что процесс планирования должен осуществляться на предприятии постоянно с учетом изменений и корректировок результатов прошлых периодов.

Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для осуществления этого принципа планы должны составляться так, чтобы в них можно вносить изменения, согласовывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. На практике этот принцип реализуется через образование в планах так называемого финансового резерва (резерва ликвидности, страхового

резерва, резервного фонда и т. п.), на случай изменений и форс-мажорных обстоятельств.

Суть принципа точности сводится к конкретизации и детализации планов до такой степени, в какой позволяют это делать внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

Непротиворечивость планирования заключается в том, что все показатели различных планов предприятия должны быть согласованы друг с другом по величине и срокам исполнения.

Принцип объективности заключается в том, что в планах должны отражаться реальные показатели, характеризующие современное состояние предприятия.

Ясность планирования заключается в разработке форм планов, удобных для чтения и принятия оперативных управленческих решений.

К основным методам финансового планирования , используемым на предприятии, относят балансовый, нормативный, вероятностностатистический, методы экстраполяции тренда, метод экспертных оценок, прогнозирование, экономико-математические методы, метод оптимизации плановых решений и т. п. Методы применяются в зависимости от задач и срочности финансового планирования предприятия.

Сущность балансового метода проявляется в том, что путем построения баланса достигается увязка имеющихся ресурсов и фактической потребности (источников формирования). В практической деятельности он применяется для расчета движения денежных потоков и фондов, платежных календарей, доходов и расходов организации. Балансовый метод состоит в увязке, например остатков средств на начало периода, движении средств в течение периода, остатков средств на конец периода и согласовании величины расходования средств с их поступлением.

Нормативный метод позволяет использовать заранее разработанные и установленные нормы и нормативы потребностей предприятия в отдельных видах ресурсов и источниках их образования, расходования и отчислений предприятия. В системе финансового планирования используются различные государственные, муниципальные, региональные, отраслевые, внутренние нормы и нормативы, к которым можно отнести ставки налогов и отчислений, нормы амортизации по различным группам оборудования, порядок распределения прибыли, нормативы оборотных средств, порядок образования себестоимости продукции и т. п.

Вероятностно-статистические методы используются для изучения динамики прошедших периодов, анализа структурных показателей, выявления

отклонений и причин отклонений, получения средних величин (средний период поставки, средневзвешенная цена капитала), оценки рисков и т. п.

Метод экстраполяции тренда основан на статистическом наблюдении динамики определенного показателя и определении тенденции его развития. На основе наблюдений выстраивается так называемая линия тренда (динамики) и показатели экстраполируются на предстоящий период деятельности. Таким образом, с помощью данного метода закономерности прошлого развития объекта переносятся в будущее.

Метод экспертных оценок заключается в проведении опросов специалистов выбранной области знаний. Проведение таких опросов может осуществляться, в свою очередь, следующими методами: «интервью», «круглый стол», «мозговая атака», метод аналитических докладных записок, анкетный опрос. Данные, полученные с помощью приведенных методов, подвергаются статистической обработке, в результате которой формируется диапазон мнений экспертов, отражающий их коллективное мнение по избранной проблеме.

Прогнозирование представляет собой научное предвидение хода развития событий, построение гипотез, сценариев, моделей экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. Прогнозирование применяется обычно на одной из начальных стадий процесса управления для того, чтобы оценить, к чему могут привести управляющие воздействия, каковы их ожидаемые благоприятные и неблагоприятные последствия и результаты. Прогнозы обычно строятся в нескольких вариантах, что позволяет изучить разнообразные альтернативные способы дальнейших действий и избрать лучшие из них.

Метод оптимизации заключается в составлении нескольких вариантов плановых расчетов для отбора оптимальных. При этом в качестве ориентиров могут применяться минимум приведенных затрат, текущих затрат, вложений капитала при наибольшей эффективности его использования, максимизации приведенной прибыли, денежного потока, доходности капитала.

Содержание экономико-математического метода состоит в том, что он позволяет найти и обосновать количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Математические модели из общего числа факторов отбирают те, которые оказывают наиболее существенное влияние на результирующий показатель, на основе одноили многофакторных моделей (модель Альтмана прогнозирования банкротства, факторный анализ рентабельности по методике Дюпона и т. п.).

Сетевой метод позволяет на основе сетевых графиков или моделей описать организационную и технологическую последовательность выполнения

операций и взаимосвязей между ними, обеспечивать координацию операций, согласовывать финансовые ресурсы и источники. Сетевой график представляет собой информационную модель, отражающую процесс выполнения комплекса операций, направленных на достижение цели или конкретных задач. На практике данный метод применяется при составлении плана финансового обеспечения инвестиционного проекта, программы вывода предприятия из кризиса и восстановления его платежеспособности и ликвидности и т. п.

Информационное обеспечение финансового планирования – это процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по различным направлениям деятельности предприятия. К ним относятся:

- показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны;

- показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия;

- показатели, характеризующие состояние национального и международного финансовых рынков;

- показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия (данные статистического и финансового учета, управленческого учета, аналитической работы предприятия).

Формами планирования называют, как правило, конкретные способы бытия финансового планирования на предприятия. Формы финансового планирования определяются сроками, на которые составляются планы. К формам финансового планирования относятся: баланс доходов и расходов, бюджет развития предприятия, бюджет движения денежных средств, прогноз продаж, смета затрат и т. п.

Взаимосвязь видов, форм и методов финансового планирования можно представить в виде табл. 5.1.

Таблица 5.1.

Характеристика видов, форм и методов финансового планирования

Стратегиче

Обеспечить

Долгосрочное

Сценарий

Метод экспертных

развитие

(более 1 года)

развития

оценок, экономико-

предприятия

математическое

Стратегический

моделирование,

вероятностно -

Бюджет развития

статистические

предприятия

методы, методы

экстраполяции,

компьютерное

моделирование,

прогнозирование,

методы оптимизации

Обеспечить

Баланс доходов и

Балансовый,

деятельность

расходов

нормативный

предприятия

Сводный бюджет

в течение

движения

денежных средств

предприятия

Годовой бюджет

Инвестиционный

Прогнозный

предприятия

Оперативно

Обеспечить

Платежный

Балансовый

платежеспос

календарь,

Экспресс-методы

обность в

Кассовые планы,

оценки финансового

течение года

состояния

движения

денежных средств

Налоговый

календарь

План отгрузки

продукции

График погашения

задолженности

Результатом финансового планирования является совокупность планов, смет, бюджетов, на основе которых организуется, реализуется и контролируется деятельность по финансовому обеспечению предприятия.

Финансовое планирование является основой для проведения финансового анализа и контроля (сравнение плана и факта). В свою очередь, на основе результатов финансового контроля и анализа корректируются финансовые планы.

Финансовое планирование

Введение 2

1. Финансовое планирование как элемент финансового менеджмента 3

2. Методы финансового планирования 6

3. Виды финансового планирования, финансовых планов и их роль в управлении предприятием 14

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Введение

В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.

Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.

Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Финансовый план обеспечивает предпринимательский план хозяйствующего субъекта финансовыми ресурсами и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Происходит это благодаря целому ряду существенных обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями. В результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъёкта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

1. Финансовое планирование как элемент финансового менеджмента

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Преимущества финансового планирования состоят в том, что оно:

o воплощает стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;o обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенными в производственном плане экономические пропорции развития;o предоставляет возможность оп

ределения жизнеспособности проекта предприятия в условиях реальной рыночной конкуренции;o служит очень важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планирование помогает предотвращать ошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованных возможностей.

Финансовое планирование обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения.

Основными задачами финансового планирования являются:

Øобеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т.д.);Øсвоевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;Øобоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;Øвыявление резервов роста доходов предприятия;Øоптимизация использования прибыли;Øопределение дивидендной политики;Øобоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности предприятия;Øподдержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости.

Методология финансового планирования на современном этапе предполагает решение предприятием ряда проблем:

Øобоснование цели (системы целей) финансового плана, адекватной основным направлениям деятельности предприятия в перспективном периоде;Øопределение системы актуальных для предприятия внутренних и внешних финансовых ограничений. В настоящее время одним из наиболее важных ограничений для большинства предприятий является критерий банкротства;Øопределение горизонта финансового планирования;Øвыбор методов планирования финансовых показателей и разработки финансовых планов;Øразработка процедуры финансового планирования: определение круга участвующих должностных лиц, меры их ответственности, оптимизация информационных связей и документооборота.

Цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля).

Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к критическому, при разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, которые позволят избежать банкротства. Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая может при разработке финансового плана поставить цель увеличения рентабельности продаж и производства в целом.

Вместе с тем система целей финансового планирования любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и (или) поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.

2. Методы финансового планирования

В практике финансового планирования применяют следующие методы: нормативный, балансовый, расчетно-аналитический и экономико-математическое моделирование.

Нормативный метод основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда показателей финансового плана. Можно выделить следующие нормы и нормативы:

Øфедеральные;Øрегиональные;Øместные;Øотраслевые;Øгрупповые;Øвнутренние (нормы и нормативы предприятий).

При определении налоговых платежей предприятие использует ставки налогов, являющиеся федеральными, региональными или местными нормативами. Амортизационные отчисления могут планироваться как исходя из централизованно установленных норм амортизации (федеральный норматив), так и самостоятельно определяться предприятием на основе срока полезного использования (внутренний норматив). Примером групповых нормативов, установленных для малых предприятий, являются льготные ставки по налогу на прибыль, особые возможности начисления амортизации; для акционерных обществ - это нормативы отчислений в резервный фонд, фонд акционирования работников предприятия или фонд для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

Внутренние нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием при нормировании оборотных средств, создании ремонтного фонда, резервировании средств под обесценение вложений в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в целом ряде других случаев.

Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в увязке планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, формировании фондов накопления и потребления. Балансовый метод традиционно используется при разработке шахматной таблицы.

Расчетно-аналитический метод опирается на анализ динамики ретроспективных данных и экспертную оценку прогнозируемого изменения планируемого финансового показателя:

Ф.п пл =Ф.п отч хI

где Ф.п пл - планируемая величина финансового показателя;

Ф.п отч - отчетное значение финансового показателя;

I- индекс изменения финансового показателя. Методы экономико-математического моделирования позволяют установить количественно определенную взаимосвязь планируемых показателей и факторов, их определяющих.

Экономико-математическая модель может выражать функциональную зависимость финансового показателя от ряда влияющих на него факторов:

Y=f(X 1 , X 2 , …, X n)

где Y - планируемый финансовый показатель;

X i , - i-й фактор при i=1,…,n.

Широкое применение в планировании финансовых показателей нашли экономико-математические модели, основанные на регрессионной связи. Такие модели позволяют определить зависимость среднего значения финансового показателя (рассматриваемою как случайная величина) от одного или нескольких факторов:

Y=a 0 +a 1 X 1 +…+a n X n

где a 0 ,a 1 ,…,a n - параметры (коэффициенты регрессии), которые оцениваются по статистическим данным;

Y - среднее значение финансового показателя;

X 1 ,…,X n - факторы, влияющие на планируемый финансовый показатель.

Применение описанных выше методов дает возможность определить планируемые значения отдельных финансовых показателей, но для разработки финансового плана в виде баланса доходов и расходов необходимы дополнительные расчеты, позволяющие свести баланс.

Основными методами разработки прогнозного баланса являются:

«метод пробки»; метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации (метода процента от продаж).

Наиболее простым и распространенным методом обеспечения сводимости баланса является «метод пробки». Сущность этого метода состоит в выявлении дисбаланса (разности пассивов и активов баланса), называемого «пробкой», и определении путей ликвидации этой «пробки». Например, при отрицательной разности пассивов и активов баланса, свидетельствующей о недостаточности средств для финансирования деятельности предприятия с намеченными расходами на сырье, материалы, приобретение оборудования и т.п., следует рассмотреть варианты привлечения дополнительного финансирования, например за счет кредитов. Корректировка пассива на сумму планируемого кредита приведет к образованию новой «пробки», так как привлечение кредита увеличит расходы на сумму процентов за кредит и соответственно уменьшит прибыль. Таким образом, использование этого метода сводится к итерационным расчетам. Каждая итерация состоит в определении «пробки» и обосновании финансовых решений, позволяющих ее ликвидировать.

Второй метод разработки прогнозного баланса доходов и расходов, а также собственно прогнозного баланса предприятия получил название метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации, или метода процента от продаж.

Процедура этого метода основана на следующих предположениях:

Øосновные средства организации задействованы на полную мощность и увеличение объема реализации потребует дополнительных инвестиций;Øпредприятие работает стабильно и на начало планируемого периода значения большинства статей баланса оптимальны (в том числе запасы, остаток денежных средств соответствуют достигнутому объему реализации);Øизменение большинства статей актива и некоторых статей пассива пропорционально изменению объема реализации.

Рассмотрим алгоритм расчетов методом процента от продаж.

1. Выявляются те статьи баланса, которые изменяются пропорционально объему продаж. Как правило, к ним относят затраты, включаемые в себестоимость реализованной продукции, управленческие, коммерческие расходы, дебиторскую, кредиторскую задолженность. Эти статьи переносят в прогнозную форму баланса с учетом роста объема продаж (умножив на индекс роста объема реализации).2. Ряд статей баланса, которые не изменяются спонтанно при росте объема продаж, а определяются, например, финансовыми решениями, переносится в прогнозную форму без изменений. К таким статьям можно отнести дивиденды, векселя к оплате.3. Определяется нераспределенная прибыль в прогнозируемом году: к нераспределенной прибыли отчетного года прибавляется прогнозируемая прибыль за вычетом дивидендных выплат (норма выплаты дивидендов принимается на уровне отчетного года).4. Выявляется потребность в дополнительном финансировании и определяются источники финансирования с учетом возможных ограничений по структуре капитала, стоимости различных источников и т.д.5. Формируется вариант второго приближения с учетом эффекта обратной финансовой связи (привлечение кредитов и займов не только увеличивает источники финансирования, но и приводит к росту издержек, связанных с выплатой процентов).

В случае если вторая итерация не позволяет свести баланс, следует провести еще несколько итераций, при каждой из которых будут приниматься в расчет те или иные финансовые решения.

Процедуру сведения баланса методом процента от реализации целесообразно компьютеризировать, что существенно облегчит и ускорит увязку баланса.

Для приблизительного расчета потребности во внешнем финансировании (EFN) (в частности, без учета эффекта обратной финансовой связи) можно воспользоваться следующей формулой:

EFN=A 0 /B 0 x(B-B 0)-П/Вx(R-D),

где A 0 /B 0 - относительный прирост активов, изменяющихся пропорционально увеличению объема реализации (потребность в увеличении суммы активов в рублях на 1 руб. реализации);

A 0 - сумма активов на конец отчетного года;

B 0 - выручка от реализации продукции отчетного года;

П/В - спонтанный прирост пассивов, изменяющихся пропорционально объему реализации, на 1 руб. выручки отчетного года;

В - прогнозируемый объем продаж;

R - рентабельность реализованной продукции (отношение чистой прибыли отчетного года к выручке от реализации отчетного года);

D - норма выплаты дивидендов (отношение прибыли, направляемой на выплату дивидендов, к чистой прибыли).

Традиционные подходы российских предприятий к разработке финансовых планов, описанные выше, не позволяют эффективно и в полной мере решать задачи, стоящие перед финансовым менеджером на современном этапе. Финансовое планирование, как правило, оторвано от маркетинговых исследований и опирается на план производства, а не сбыта, что ведет к существенному отклонению фактических показателей от плановых. Планово-экономические службы используют в расчетах калькуляцию полной себестоимости единицы произведенной (реже - реализованной) продукции, распределяя все затраты отчетного (или планового) периода по видам изделий. Такой же подход (исходя из полной себестоимости) преобладает и в отечественном ценообразовании, являющемся затратным. Вместе с тем мировой опыт говорит о целесообразности деления издержек на постоянные и переменные, результативности маржинального подхода к включению издержек в себестоимость. Новые возможности дает анализ взаимосвязи «затраты - выручка - прибыль» (CVP-анализ) и метод безубыточности. Наконец, разработка финансового плана оторвана от процесса управления, а финансовый план не позволяет оценить финансовое состояние предприятия при тех или иных изменениях внешних условий. Недостатки сложившейся системы планирования во многом устраняет внедрение на предприятии системы бюджетирования.

Бюджетирование - современная технология финансового менеджмента, позволяющая не только получить обоснованный финансовый план, но и организовать управление деятельностью предприятия на основе этого плана, усилить контроль за издержками и денежными потоками, достичь лучших финансовых результатов.

Бюджетирование - сложная система, включающая:

Øсовокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых с обоснованной степенью детализации показателей отражена планируемая деятельность как отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО), так и всего предприятия в соответствии с целями деятельности и планируемым уровнем сбыта;Øотчетность ЦФО, позволяющая оперативно, с определенным временным интервалом анализировать и контролировать выполнение бюджетов отдельными ЦФО и достижение запланированных предприятием в целом финансовых результатов;Øуправленческие воздействия на ЦФО, ориентированные на минимизацию отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды.

В процессе бюджетирования разрабатывается основной бюджет, интегрирующий на уровне предприятия бюджеты отдельных центров финансовой ответственности в виде трех плановых форм (Приложение 2):

Øбюджета доходов и расходов;Øбюджета движения денежных средств;Øпрогнозного баланса.

Основной бюджет должен посредством системы финансовых показателей отражать цели деятельности предприятия, его маркетинговые и производственные планы. Разработка основного бюджета позволяет не только сбалансировать доходы и расходы предприятия (что свойственно традиционному финансовому планированию), но и согласовать достижение планируемых финансовых результатов с денежным потоком, а также ориентировать деятельность предприятия на приемлемые параметры финансового состояния и достаточный уровень финансовой устойчивости.

В процессе составления основного бюджета принято выделять процесс подготовки операционного бюджета и процесс разработки финансового бюджета.

Финансовый бюджет включает:

Øинвестиционный бюджет;Øбюджет движения денежных средств;Øпрогноз баланса.

Операционный бюджет состоит из:

Øбюджета продаж;Øбюджета производства;Øбюджета производственных запасов;Øбюджета прямых затрат на сырье и материалы;Øбюджета прямых затрат на оплату труда;Øбюджета общепроизводственных накладных расходов;Øбюджета управленческих расходов;Øбюджета коммерческих расходов;Øотчета о прибылях и убытках.

3. Виды финансового планирования, финансовых планов и их роль в управлении предприятием

Горизонт финансового планирования - это период времени, в пределах которого можно дать с приемлемой точностью оценку финансовых показателей стратегии развития предприятия с учетом влияния основных факторов внешней среды. Стратегия развития предприятия, ориентированная на реконструкцию производства, внедрение новой технологии, расширение производства в связи с выходом на новые рынки, как правило, определяет горизонт финансового планирования от трех до пяти лет. При этом нужно учитывать стабильность экономики в целом, предсказуемость политического развития, отраслевые, региональные и иные значимые факторы внешней среды.

В пределах горизонта планирования финансовые планы делятся на:

Øперспективные (стратегические);Øтекущие;Øоперативные.

В условиях современной российской действительности горизонт финансового планирования, как правило, составляет не более трех лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый план определяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну.

Перспективный финансовый план конкретизируется в виде текущих финансовых планов, составляемых на год. Основным документом текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов, представленный в табл. 1 (Приложение 1). При разработке текущего финансового плана финансовый менеджер исходит из целей финансового планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов (прежде всего отчислений в фонды накопления и потребления, дивидендных выплат), так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

В дополнение к балансу доходов и расходов целесообразно составлять шахматную таблицу (матричный баланс), в которой определяются источники финансирования по каждой статье планируемых расходов (табл. 2, Приложение 1).

Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. Структура (схема) платежного календаря аналогична текущему финансовому плану, представленному в табл. 2, но отражает ежедневное движение средств в балансе доходов и расходов предприятия.

Заключение

Финансовый план в стоимостном выражении обобщает возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана. Он включает: прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.

Прогноз объемов реализации дает представление о доли рынка, которая будет охвачена выпускаемой продукцией. Прогноз, как правило, составляется на три года, причем для первого года данные приводятся помесячно, для второго - поквартально, а на третий год - в целом.

Баланс денежных расходов и поступлений - документ, определяющий суммы денег, вкладываемых в проект с разбивкой по времени от момента начала организации фирмы. Главная задача баланса денежных расходов - проверить синхронность поступления денежных средств от реализации продукции и их расходования, т. е. определить достаточность этих средств на каждый момент времени. В случае их нехватки необходимо предусмотреть источники дополнительных инвестиций. Как и для прогноза реализации продукции, баланс денежных доходов и поступлений составляется помесячно для первого года, поквартально для второго и в целом за год для третьего.

Таблица доходов и затрат показывает: доходы от продажи товаров, издержки производства товаров, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы (по видам), чистую прибыль.

Сводный баланс активов и пассивов фирмы составляется на начало и конец первого года осуществления проекта. Он служит основой для оценки специалистами коммерческих банков добротности источников финансирования и целесообразности вложения капитала.

Список использованной литературы

1. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999.2. Курс экономики. Райзберг Б.А. М. 1997.3. Общая теория финансов. Дробозина Л.А. М. 1995.4. Теория финансов. Учебное пособие. Заяц Н.Е. Минск. 1998.5. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2000.6. Финансы и кредит / Под ред. А. Ю. Казака. Екатеринбург: МП ПИПП при издательстве Уральского государственного университета, 1994.7. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: / Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2001. Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами.
Его объектом является финансовая деятельность хозяйствующих субъектов, результатом - составление финансовых планов во всех звеньях финансовой системы. Форма плана и состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы.
В задачи финансового планирования, которые определяются финансовой политикой, входят:
1) определение объема денежных средств, необходимых для выполнения плановых заданий:
2) определение источников финансирования планируемой деятельности;
3) выявление ре)ервов роста доходов, экономии расходования средств;
4) установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.
В условиях административно-командной системы существовало директивное планирование, и при планировании финансов делался упор на распределительные процессы рыночной экономики. В рыночной экономике главным объектом финансового планирования является сфера обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг. В этой связи в рыночной экономике опрсделяющим способом связи в процессе производства и реализации товара и услуг выступает рынок со своим механизмом, при этом его природа не отвергает планирования. В рыночной экономике план признается управленческим решением, а планирование и прогнозирование делает ее более гибкой и маневренной.
В ходе финансового планирования хозяйствующий субъект всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления наиболее эффективного их использования.
Прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании: 1) метода экстраполяции; 2) нормативного метода; 3) метода математического моделирования.
Метод экстраполяции основан на определении динамики финансовых показателей, нормативный метод - на использовании установленных норм и нормативов, а метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных социально-экономических процессов.
Для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой применяется балансовый метод.
Финансовое планирование осуществляется как на микро-, так и на макроуровне (таблица 7).
Краткосрочное (тактическое) финансовое планирование на макроуровне. Его основными элементами являются:
1) правовая и организационная база бюджета;
2) методологическая база бюджета;
3) бюджетный процесс.
1. Правовая и организационная база бюджета. Правовой базой бюджета являются законы и подзаконные акты, регламентирующие бюджетный процесс, а именно: Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Закон о бюджете, Закон о бюджетной классификации и др.
Организационной базой бюджета являются институты, на которые в соответствии с действующим законодательством возложено обеспечение бюджетного процесса. К ним относятся законодательные и исполнительные власти, органы финансового контроля, налоговые органы и др.
2. Методологической базой бюджета является бюджетная классификация. Государственные власти всех уровней ведут каждодневную работу, связанную с получением и расходованием финансовых средств. Объем и виды таких операций многочисленны и разнообразны, они требуют определенной систематизации и должны отражаться в соответствующих бюджетах. Для составления и исполнения бюджетов всех уровней используется единый методологический документ, который называется бюджетной классификацией.
Бюджетная классификация включает четыре основных раздела:
1) доходы;
2) расходы;
3) финансирование;
4) государственный долг.
Раздел «доходы» включает следующие разделы:
1) капитальные дохолы;
2) текущие доходы;
3) безвозмездные поступления.
Под капитальными доходами понимаются доходы от использования долгосрочных активов, находящихся в собственности государства, в том числе от продажи основных фондов, государственных запасов, резервов, земли: целевые перечисления средств на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, а также на покупку оборудования.
Под текущими доходами понимаются доходы от использования краткосрочных активов, которые находятся в собственности государства, а также денежные поступления в рамках бюджетного периода.
В составе текущих дохолов различают налоговые и неналоговые доходы.
К налоговым доходам относятся налоговые поступления, которые представляют собой обязательные, безвозмездные и безвозвратные платежи в пользу бюджета (налоговые платежи). К налоговым платежам относятся: налоги, сборы, пошлины, платы, а также штрафы и пени, взимаемые за нарушение налогового законодательства.
К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, в том числе от продажи излишнего имущества и конфискованных товаров, от операций с ценными бумагами, а также штрафы и пени, взимание которых не связано с нарушением налогового законодательства.
В составе доходов бюджета могут быть гранты, под которыми понимаются безвозмездные перечисления иностранных государств или международных организаций для поддержки бюджета или на иные цели, связанные с реализацией государством своих функций.
Раздел «расходы» бюджета включает функциональную, ведомственную, экономическую (предметную) классификации.
Функциональная классификация расходов строится в соответствии с основными функциями государства. Все основные расходы бюджета представлены функциональными разделами, которые, в свою очередь, включают подразделы. Для большей конкретизации расходов предусматриваются целевые статьи и виды расходов, от
ражающие непосредственно отраслевую специфику расходов и основные направления деятельности министерств и ведомств. Надо отметить, что выделение функциональных разделов и подразделов, а также правильное определение объемов финансирования является одним из важнейших условий эффективного государственного управления.
Ведомственная классификация расходов бюджета строится в соответствии с адресным выделением финансовых ресурсов, отражая распределение средств по конкретным распорядителям. Под ними понимаются федер&тьные министерства и ведомства, а также другие органы, призванные реализовывать принятые функциональные разделы. Ведомственная структура включает все федеральные министерства и ведомства.
Экономическая (предметная) классификация расходов подразумевает группировку расходов бюджета по экономическому принципу, где расходы сведены в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие или капитальные расходы. В данной структуре бюджетные расходы детализированы по их предметным признакам: заработной плате, начислениям, всем видам хозяйственных расходов, выплат населению и другим категориям.
Все три структуры тесно связаны между собой. Взаимосвязь между тремя видами бюджетного деления государственных расходов обеспечивает возможность перехода от одной структуры к другой.
Как правило, функциональный раздел реализуют несколько министерств (ведомств). Вместе с тем одно министерство (ведомство) может участвовать в выполнении нескольких разделов. Поэтому бюджет определенного федерального органа представляет собой сумму всех его затрат по соответствующим разделам.
Ведомственная и экономическая структуры связаны на уровне видов расходов. Так как все виды достаточно детализированы, их можно определить с учетом требования однозначного отнесения к одной из экономических статей. В результате экономические статьи определяются посредством суммирования соответствующих видов расходов по всем целевым статьям всех федеральных министерств и ведомств.
Экономическая и функциональная структуры расходов являются едиными и обязательными для всех уровней бюджетов. Ведомственная структура расходов может быть различной для бюджетов разных уровней.
Раздел «Финансирование» включает источники финансирования дефицита бюджета. Как отмечалось, операции по привлечению заем
ных средств приводят к увеличению обязательств перед кредиторами и изменению объема государственного долга, при этом финансирование может быть внутренним и внешним. Собственно финансирование осуществляется в следующих формах:
1) выпуск и размещение государственных обязательств;
2) займы у Центрального банка;
3) займы у коммерческих банков;
4) займы у других уровней власти;
5) займы у государственных внебюджетных фондов;
6) внешнее финансирование.
Раздел «Государственный долг» включает совокупные долговые обязательства государства, которые подразделяются на внешние и внутренние.
Применение бюджетной классификации позволяет в части расходов бюджета определить не только сам факт расходования министерствами и ведомствами государственных средств, но и увязать эти расходы с выполнением государственных задач и степенью ответственности при этом каждого министерства.
3. Бюджетный процесс.
Под бюджетным процессом понимается законодательно
регламентированная деятельность органов власти и управления
по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению
бюджетов.
Бюджетный процесс состоит из четырех последовательных стадий:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение проекта бюджета:
3) исполнение бюджета;
4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Ответственность за составление проекта бюджета возлагается на
правительство. Непосредственно составлением проекта бюджета, как правило, занимаются министерство финансов и министерство экономики. Правительство рассматривает и утверждает проект бюджета, а затем передает его на рассмотрение законодательным органам власти. После рассмотрения и утверждения законодательными органами власти проект бюджета должен быть ратифицирован президентом страны. Только после этого бюджет становится законом.
На составление, рассмотрение и утверждение бюджета отводится около двадцати месяцев.
Ответственность за исполнение бюджета возлагается на министерство финансов. Бюджет исполняется в течение бюджетного периода, который включает финансовый год и льготный период. Финансовый год совпадает с календарным годом по количеству месяцев, но не во всех странах совпадает с его началом. Льготный период - первый месяц следующего за отчетным года. Он предназначен для завершения операций отчетного года. Таким образом, стадия исполнения бюджета занимает тринадцать месяцев.
Составление отчета об исполнении бюджета также возлагается на министерство финансов. Отчет должен быть утвержден как ис-полнительными, так и законодательными органами власти. Четвертая стадия бюджетного процесса занимает около пяти месяцев. Таким образом, весь бюджетный процесс занимает свыше трех лет.
Долгосрочное финансовое планирование на макроуровне включает два основных элемента:
1) обязательное многолетнее финансовое планирование, основанное на ежегодном финансовом планировании;
2) программное финансирование.
Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование должны быть взаимосвязаны. Бюджеты являются основой долгосрочных финансовых планов. Многолетние финансовые планы должны при-ниматься ежегодно (таблица 8).
При таком планировании бюджет встроен в контекст многолетних планов.
Как уже было сказано выше, планирование связано с прогнозированием. Результаты выполнения бюджета не теряются с окончанием финансового года. Напротив, полученные результаты служат основанием для корректировки прогноза на следующий период. Например, когда в 2004 г. принимался бюджет 2005 г., его показатели уже несколько раз были спрогнозированы в пятилетних финансовых планах. В 2005 г., когда будет приниматься бюджет 2006 г., его показатели также будут заранее спрогнозированы в предыдущих пятилетних планах. Такие «подвижные» пятилетние планы позволяют по мере приближения бюджетного года многократно корректировать его бюджет. Таким образом, многолетнее финансовое планирование, основанное на прогнозировании, позволяет сделать:
1) бюджетирование непрерывным;
2) заложенные в бюджете прогнозные показатели более реальными.
Серьезной ошибкой в финансовом планировании советского периода были «жесткие» планы, принимавшиеся на определенный период (пятилетки, семилетки). При этом новый план можно было принимать только после окончания срока выполнения предыдущего. В конце планового периода разрыв между заложенными показателями и реальной действительностью был настолько велик, что выполнение таких планов любой ценой не только не способствовало экономическому развитию, но часто приводило к негативным последствиям.