Чем занимался украинский народ в 17 веке. Россия: становление великой державы. Новый гетман, новый договор

Собственно говоря, не секрет, что слово "Украина" (оукраина, окраина) означает в русском языке "пограничье". Впервые оно и встречается в русских летописях в таком значении, в отношении Перяславского княжества, которое действительно было пограничным между Русью и степью в 1187 году в Ипатьевской летописи:
и плакашасѧ по немь вси А Переӕславци. бѣ бо любѧ дроужиноу. и злата не сбирашеть. имѣниӕ не щадѧшеть. но даӕшеть дроужинѣ . бѣ бо кнѧзь добръ. и крѣпокъ на рати. и моужьствомъ крѣпкомъ показаӕсѧ. и всѧкими добродѣтелми наполненъ. ѡ нем же Оукраина много постона

В отношении Галицкого пограничья
И еха и Смоленьска в борзѣ и приѣхавшю же емоу ко Оукраинѣ Галичькои
[ПСРЛ. - Т. 2. Ипатьевская летопись. - СПб., 1908. - Стлб. 652-673.]

А отношении Волынского пограничья
Данилоу же возвратившоусѧ к домови. и ѣха с братомъ. и приӕ Берестии. и Оугровескъ. и Верещинъ. и Ст҃олпъ Комовъ. и всю Оукраиноу .
[ПСРЛ. - Т. 2. Ипатьевская летопись. - СПб., 1908. - Стлб. 715-736.]

Не стоит считать что этот термин применялся исключительно к современным украинским землям (которые, понятно, и были русским пограничьем, достаточно посмотреть на карту Руси).
И по сем Андреи с полочаны и своея оукраины пригнавше без вести и повоеваша неколико селъ.

В лето 6856 (1348 г.) месяца июня, на Иванъ день, посадник псковскыи Илья со псковичами отъехаша къ Орешку городку в помощь Новгородцемъ противу свейского короля Магнуша. А в то время Немци развергоша миръ съ псковичи и, перехавше Норову, повоеваша села псковская. И пакы по том, съ иныя оукраины пришедше, воеваша Островскую и Изборскую; и, приехавше подо Псковъ, пожгоша Завеличье и, много зла починивше и пожегъше волости изборскыя
Псковская I летопись

В данном случае, нет никаких сомнений, что для русских летописцев значение слово "оукраина" однозначно - пограничье.

В этом же значении это слово существует и в 17 веке. Самая известная карта украины-пограничья Речи Посполитой - это карта Боплана 1648 года.

Показательно, как называется карта: Delineatio generalis Camporum Desertorum vulgo Ukraina, т.е. Общий план пустынных равнин, обычно называемых Украина

Естественно, что за годы монгольского нашествия, потом ига, а потом постоянных набегов эта область, бывшая когда то южным пограничьем Руси на границе со степью, обезлюдела. Центром этой собственно Украины польской была приблизительно Днепропетровская область. Что интересно, на другой карте того же времени, составленной братьями Блау, эти земли уже относятся к России, но называются Ocraina Dikoia (Дикое пограничье).

Что НЕ относится к Украине в карте Боплана: Северщина, Киевщина, Черниговщина, Подолье (с Брацлавщиной), Покутье, и Русское воеводство (Галичина и Лодомерия). Т.е. жители этих областей - НЕ украинцы.

Введение.

1. Социально-экономическое развитие украинских земель. Рост экспансии польских феодалов.

2. Брестская уния. Борьба украинского народа против национального и религиозного гнета.

3. Козаччина в Украине.

Список использованной литературы.


Введение

Вследствие освоения новых степных пространств и развития фильваркового хозяйства во второй половина XVI - первой половине XVII в. значительно выросшая площадь обрабатываемых земель и производительность сельского хозяйства. Самым развитым было сельскохозяйственное производство на Волыни, Галиции, Западном Подолье. Здесь преобладало трехполье, поля удобрялись, использовался плуг с железным лемехом. Основной зерновой культурой была рожь, но распространялись также пшеница и ячмень, хотя урожайность их длительное время оставалась невысокой. Главными техническими культурами, как и раньше, были лен, конопля и хмель. Возрастало животноводство. Разводили большой рогатый скот, свиней, овец, в степных районах распространялось табунное коневодство. В те времена значительную роль продолжало отыгрывать охоту, рыболовство, особенно на юго-восток. Развивалось городничество, садоводство, пчеловодство.

Следует отметить, что фильварковое хозяйство в своем большинстве не ограничивалось выращиванием зерновых культур на экспорт; их владельцы часто имели винокурни, пивоваренные, медоваренные, а иногда и рудные, поташные буды, селитроварные, жупы (солеварные). Крепостные крестьяне, которые работали на этих промыслах, были наиболее эксплуатируемой частью сельского населения.

В Украине возрастает ремесленное производство как в городах, так и в селах. Наибольшего развития оно достигло в Галиции и на Волыни, хотя фильварковые промыслы и право феодалов торговать без пошлины наносили ему определенный ущерб, суживая рынки сбыта. Наибольшими ремесленными центрами были Львов, Луцк, Острог, Каменец-Подольский. Возрастало количество ремесленников, как тех, что объединялись в цеха, так и внецеховых - «партачей».


1. Социально-экономическое развитие украинских земель. Рост экспансии польских феодалов

После Люблянской унии украинские земли Польского королевства («Короны») входили в сему воеводств: Русское (Галиция), Белзкое, Волынское, Подольское, Брацлавское, Киевское, Черниговское. На территории Украины (за исключением Галиции) имели действие литовские уставы 1566 и 1588 лет. Большинство украинских городов руководствовалось положениями магдебургского права. Таким образом, Польша без «единого выстрела» присоединила Украину, установила в ней свой административный порядок, превратила в свою провинцию и развернула колонизацию.

После унии на Украину двинул огромный поток польских феодалов, ведущую роль в котором отыгрывало магнатство. Они занимали пустуючі земли, вытесняли местных землевладельцев. Жолкевские, Замойские, Калиновские, Конецьпольские, Потоцкие, Синявские, Язловецкие и много других родов захватили огромные пространства - сотни сел, десятки городков и замков. Они были неограниченными властителями своих областей, так как держали в руках и высочайшие должности в администрации воеводств и уездов. Мелкие землевладельцы были беззащитны перед их произволом и или подчинялись и отдавали свои земли, или, спасая жизнь, втекали. Жалобы или попытки судебных процессов не давали положительных результатов, так как вся судебная система была в руках польских феодалов. Три четверти всех крестьянских хозяйств на Волыни в 1629 г. сосредоточивались в руках 37 волынских магнатов, их права на приобретенные, а часто и захваченные земли утверждались королевскими грамотами.

На Левобережье своими размерами выделялись особняки Вышневецких с центром в Лубнах. Черкасский староста князь О.Вишневецкий в конце XVI ст. захватил большую часть Левобережья и выпросил у короля подтверждения на земле от границ с Московским княжеством к Днепру. Он выстроил здесь города Лубны, Ромны, Пирятин, Прилуки, осадил сотне сел. А в конце 30-х лет XVII в. Вишневецкие были владельцами почти сорока тысяч крестьянских дворов.

Таким образом, много польских, а за ними и украинских магнатов достали большие земельные наделы, которые сразу же надо было заселить, упорядочить, чтобы получать прибыли. Магнаты варварски эксплуатировали естественные богатства Украины, вырубая леса свыше реками Южной Украины для земледелия и добычу из дерева поташа. Истреблялись леса и в других регионах Украины.

Вместе с магнатами в Украину двинула мелкая шляхта, надеясь и себе имений и богатств. Чаще всего они становились управляющими, экономами господских имений, командовали отрядами дворовой охраны и вместе со своими покровителями изыскали местное население. Арендаторами, экономами, посредниками в торговле были и евреи, которых магнаты привозили с собой. их количество быстро возрастало.

Крестьянство на захваченных землях находилось под неограниченной властью феодалов. Не только крестьянское имущество, а и сам крестьянин принадлежал феодалу. Это обеспечивало необходимые рабочие руки для помещичьего хозяйства.

На протяжении второй половины XVI ст. польское и литовское правительства удалили ряд законов с запретом крестьянам переходить из места на место без разрешения феодала-владельца. В 1573 г. вводится неограниченная барщина в имениях «из воли господина». Это означало, что крестьянин должен был выполнять все работы, как того требовал феодал, и там, где он прикажет. «Литовский устав» 1588 г. окончательно закрепостил крестьян. Непокорных господин имел право закуковать в кандалы, бросить в тюрьму, посадить на жгу. Бесправными были и крестьяне, которые сидели на «королевщинах» - государственно-феодальных землях. Здесь крестьянин не мог без разрешения королевской администрации покинуть свой надел или самочинно осваивать новые земли.

Нужно отметить, что барщина (отработочная рента) в разных районах Украины имела определенные особенности. Наибольшего развития она набрала в Галиции и на Волыни, где помещичьи имения приобрели фильварковый характер, наиболее тесно были связаны с внешним рынком. Эти земли были и наиболее густо заселенными. Здесь фильварковая система стимулировала значительное усиление эксплуатации крестьянства. На Волыни в 20-х годах XVII в. барщина достигла четырёх-пяти дней на неделю, а в 40-х годах - 6 дней. В тот же время на севера Киевского воеводства - двух-трех дней. С меньшей интенсивностью она вводилась на Брацлавщине, где, как и на Киевщине, фильварковое хозяйство лишь вводилось. В Галиции и на Волыни наиболее интенсивно происходило и обезземеливание крестьянства. Здесь феодалы за поддержки правительства увеличивали фильварковые земли и урезали наделы. Вследствие этого количество малоземельных и безземельных крестьян достигло 35-40%, с половинным наделом (половина волоки или поля) - около 40%. Полный надел (волока от 16 до 21 га) имели лишь 20% крестьянских дворов (дымил). Во второй половине XVI ст. в Галиции и на Волыни существовала в основному отработочная рента, а рядом с ней - продуктовая и денежная.

Положение крестьянства ухудшалось вследствие передачи феодалами своих имений в аренду. Арендаторы - купцы, шляхтиче, ростовщики-евреи принуждали крепостных работать в фильварке к пяти-шести дням на неделю. Крестьян и мещан жестоко взыскали и правительство, изымая большие налоги, особенно во время войн.

Кое-что иначе развивалось крестьянское хозяйство в новообразованных магнатами хозяйствах Приднепровья, Подолье и Левобережье. Заселяя эти земли крестьянами из внутренних провинций, феодалы давали им разные льготы, в частности свободу от всех повинностей на 20-40 лет. Путь в эти регионы открыли «уходники» еще в XV - первой половине XVI в. По их следам шли магнаты, которые, выстроив здесь имения, нуждались в большом количестве рабочих рук. Плодородные земли с более свободными условиями жизни вызвали массовое движение крестьянства восточнее, главным образом из Волыни, Подолье, Галиции, Холмщины и Полесья, где крепостничество, притеснения феодалов и правительственных чиновников становились все нетерпимыми. Крестьяне с охотой заселяли эти малоосвоенные земли, хотя на новых местах им угрожали набеги татар. Льготы распространялись на тех крестьян, кто уже здесь жил. Эти поселения, уволенные от повинностей на много лет, достали в народе название «слободы». В результате на протяжении нескольких десятков лет после Люблянской унии происходил колоссальный процесс хозяйственного освоения украинскими крестьянами и казаками пространств средней и южной Киевщины и почти всей территории современной Полтавщины и других регионов степной Украины. Пользуясь льготами, переселенце энергично взяли разрабатывать черноземные грунты, вводя их в хозяйственное обращение. Правительство поддерживало этот процесс, имея надежду на то, что новое население успешнее будет организовывать оборону от набегов татар.

Однако со временем свобода и льготы стали ограничиваться, и в этом отрицательную роль сыграла мелкая шляхта и евреи, которых появлялось здесь все больше. Вместе с магнатами и правительственной властью они начинают вводить крепостничество, хотя и в небольших размерах. В ответ населения, вооруженное, привыкшее к беспрерывным военным стычкам с татарами, переходило дальше в степи, пополняя казацкие лавы, поднимало восстание.

В производстве преобладала ручная ремесленная работа, хотя постепенно увеличивалось и использование машин и механических устройств.

Создавались первые предприятия, где рядом с крепостными работали вольнонаемные рабочие из числа разоренных ремесленников и крестьян. Постепенно из ремесленного производства вырастали первые мануфактуры. Это литейные, что отливали пушки и церковные звоны в Льве, Остре, Черкассах, Белой Церкви; гуты, особенно те, что изготовляли художественное стекло; жупы и др. На некоторые промыслы существовала монополия государства или шляхты - винокуренный, мельничный.

Объединение украинских земель в составе Польши оказывало содействие распространению их экономических связей, усилению формирования внешнего и внутреннего рынков, активизации товарного обращения. Расширялись старики, появлялись новые торги, ярмарки, которые играли большую роль в развитии внутренней торговли. Некоторые ярмарки (в Киеве, Львове, Камянке, Луцку) имели общеукраинское значение. Сюда приезжали также купцы из соседних стран.

Все интенсивнее развивалась внешняя торговля. Польский порт Гданск на Балтике становится главным центром торговли хлебом в Европе. За 65 лет с 1583 по 1648 p., экспорт зерновых через этот порт возрос в 2,5 раза. Значительная часть его шла из Украины. Много вывозилось и суходолом - через Краков и Люблин. Продлевался экспорт волов и другого скота. Значительную роль во внешней торговле, как и раньше, отыгрывала продажа обработанного дерева - дубовых плах для строительства кораблей, мачтового дерева, а также дегтя и поташа. Довольно весомыми составными экспорта были мед и воск. За границу, как и раньше, вывозили много прикарпатской соли.

Таким образом, большая часть промышленного производства была связана с хозяйствами феодалов, работала на рынок, принося значительные прибыли, которые попадались к рукам феодалов, тратились на дорогие украшения, предметов роскоши, вино, сахар, шелковые ткани и почти не вкладывались в промышленность.

Во второй половине XVI - первой половине XVII ст. в Украине возрастает количество городов и городков и население в них, особенно в Южной и Юго-Восточной Украине, куда переселялись большие группы крестьян и мещан из Запада и Севера. В 40-х годах XVII в. в Украине существовало около 1000 городов и мелких городков. Среди городков преобладали мелкие, что часто начисляли не больше 100 дворов. Наибольшими городами были Львов с 18 тыс. жителей и Киев - 13-14 тыс. Большими городскими центрами были Каменец-Подольский, Луцк, Чернигов, Нежин, Полтава и Перемышль.

2. Брестская уния. Борьба украинского народа против национального и религиозного гнета

Руководство светских деятелей религиозными делами часто выливалось в некомпетентное вмешательство у жизнь церкви, нарушало церковный порядок. Братства начали отстранять священников без достаточных обоснований, самые решали сложные церковные вопросы, которые требовали серьезных знаний и даже толковали святое письмо, не имея достаточной теологической подготовки. Точились бесконечные споры братств с епископами, которое парализовало в некоторых регионах и городах церковная жизнь. Это стало одной из причин, которая зародила у части духовных иерархов идею церковной унии - объединение сурово дисциплинированной католической и православной религий.

Однако главнейшей причиной стремления православных иерархов к унии было эгоистическое желание верхушки православной церкви уравняться с католическими «князьями церкви», заседать рядом с ними в сейме, зависеть лишь от Папы Римского. их бесило и руководство восточных патриархов, которые поддерживали братства, весьма вмешивались во внутреннюю жизнь православных епископов, высылали противоречивые указания и требовали значительной материальной поддержки.

Польский король и Папа Римский были заинтересованы в проведении унии, так как таким образом они духовно подчиняли украинский народ, значительно увеличивали свои владения и доходы. Однако для украинского крестьянства, мещанства, части средней и мелкой шляхты сохранения религии родителей было символом сохранения своей независимости. Католическая же церковь была для них орудием иностранного порабощения.

Разгром усилиями власти и иезуитов церковной реформации укрепил католическую церковь в начале 90-х лет XVI в., и это оказывало содействие проведению унии. И в осуществлении этой идеи активную роль отыгрывали иезуиты, они же были и в авангарде этого движения.

Следует отметить, что раскол христианства, который относись в 1054 p., вызвал недовольство у части верующих. В связи с этим идея церковной унии неоднократно высказывалась в XIV-XV ст. Для многих казалось справедливым восстановить единство церкви Иисуса Христоса. Однако польский король и Папа Римский тяготели не к объединению, а к присоединению и покорению православья. Унию поддерживала значительная часть епископов Украины - львовский, луцкий, владимирский, холмский и туровский, а также митрополит Киевский Михаил Рогоза.

В 1591 г. епископы выработали условия объединение церквей и высказали готовность к этому.

В октябре 1596 г. польский король Сигизмунд ІІІ и Михаил Рогоза по доверенности папы Климента VIII созвали в Бресте (Бересте) церковный собор для официального провозглашения унии.

Однако собор раскололся на два отдельных собора - униатский и православный. 18 октября 1596 г. епископы-отступники подписали акт об унии, не согласовав этого с восточными патриархами, которым они подчинялись, и не получив от них полномочий на это. Этим актом в Украине и Белоруссии вместо православной церкви образовалась униатская (греко-католическая), подчиненная Папе Римскому. Признавались основные догматы католицизма, но обряды оставались православными.

Униатское духовенство наравне с католическим освобождалось от налогов, украинская шляхта получила право обнимать должности в административном аппарате, а униаты-мещане уравнивались в правах с католическим мещанством. Униатским епископам были обещаны места в сенате.

Православный собор отверг унию и объявил иерархов-отступников лишенными власти, наложив на них проклятие. Польский король Сигизмунд, несмотря на протесты православного собора, признал униатскую церковь обязательной и поставил православную церковь вне закона. Он насаждал унию путем насилия. Фактически происходил процесс разгрома православья, веры миллионов украинцев, одной из наиболее блестящих и глубоких религий мира.

Несмотря на угрозы правительству, православные выступили на защиту своей веры. Ареной борьбы стал сейм. Однако дебаты по этому вопросу на нескольких сеймах не дали результатов. Лишь неблагоприятная внешнеполитическая ситуация для Речи Посполитой в начале XVII в. заставила ее правительство пойти на уступки православным, и постановлениями сейма в 1607 г. их преследование были прекращены. За «греческой» верой оставались ее давние права, а духовенству, которое не принимало унии, провозглашалась амнистия.

Однако католическая реакция продолжала преследование, вызвав бушующие восстания в Луцке в 1620 г., в городе Острога 1638 г. и др. Важную роль в борьбе против унии отыгрывали братства, которые широко развернули культурно-образовательную деятельность, открывали типографии, школы, печатали книги, материально поддерживали церкви и монастыри.

В конце XVI - в начале XVII в. в религиозную борьбу вступает новая общественная сила - казачество, которое постепенно становится опорой православной церкви и широких имеет украинского народа. Сначала казаки, как и украинская шляхта, пишут протесты против старания униатов захватить имущество православной церкви. Но это мало помогало, и они переходят к обороне своей церкви силой оружия. В частности, когда эмиссары униатского митрополита захватывают в Киеве богатые киевские монастыри, казаки защищают их с оружием в руках. Это остановило униатско-католическую экспансию в Киеве, в то время как в Льве униаты навязывают свою власть. Поэтому в 20-х годах XVIІ в. центр украинской религиозно-культурной жизни перемещается снова к Киеву, сюда переезжают некоторые выдающиеся культурные деятели из Галиции и занимают важные церковные должности.

В конце XVI в. - в начале XVII в., когда почти все православные епископы и митрополит Рогоза перешли в униатство, православная церковь осталась без руководства (епархии), что угрожало полной ее дезорганизацией. Тогда гетман П. Сагайдачный, воспользовавшись приездом восточного патриарха Феофана, тайно организовывает свячения нового митрополита - Иова Борецкого и пяти епископов, чем укрепил положение православной церкви, в сущности, спасши ее от развала. Митрополит Иов Борецкий выезжает к казакам, выступает перед ними с проповедью и принимает от них клятву защищать свою веру «вплоть до горла».

Накануне и в начале войны Турции против Польши в 1621 г. казачество дает согласие защищать Польшу, но требует от польского правительства улучшить положение православных. В Варшаву прибывает казацкая делегация, в состав которой входил П. Сагайдачный. Король дал согласие утвердить новое руководство православной церкви, обещал «успокоить» религиозные дела. Однако он не выполнил своих обещаний, хотя казачество во главе с гетманом Сагайдачным ценой больших жертв спасло Польшу от турецкого разгрома.

В 20-х годах XVII ст. между казачеством и польским правительством велись переговоры об улучшении положения православной церкви, однако весомых результатов они не имели. Украинское население оставалось разделенным на православных и униатов, которые враждовали между собой. От этого польза получали лишь поляки. Нужно отметить, что украинская униатская церковь после Берестейской (Брестской) унии оказалась в трагическом положении: православные ненавидели униатов за измену, а католическая (польская) церковь не считала их за полноценных граждан, так как главным для них был вопрос национального происхождения. Однако со временем все изменилось. Униатская церковь превратилась у борца против полонизации, за национальные права и свободы украинского народа.

В 1633 г. королем Польши стал Владислав IV, который с целью использования казаков в войнах в интересах Польши был предрасположен к компромиссам, примирению с православной религией. Митрополитом православной церкви избирается Петр Могила, сын молдавского хозяина, человек с европейским образованием, который в 1633 г. занимал должность архимандрита Киево-Печерского монастыря. Он был отдан православной церкви и использовал даже свои личные материальные средства в ее пользу. Новый митрополит сосредоточил в руках митрополии большие земельные богатства и на этой базе развернул широкую религиозно-просветительскую деятельность, осуществив ряд реформ. Прежде всего он сосредоточил свои усилия на укреплении дисциплины среди духовенства, ввел духовный суд-консисторию, которая рассматривала незаконные поступки священников.

Были обновленные киевские святыни, в частности реставрирован храм св. Софии, Михайловский монастырь, церкви Трехсвятительскую, Спаса и др.

3. Козаччина в Украине

На протяжении второй половины XVI ст. вследствие усиления тяжелого феодального и национально-религиозного гнета на западных и северных землях Украины значительно возрастает количество беглецов - крестьян и мещан у Поднепровье и Побужье. Сюда стекается бедный, обездоленный люд, так называемые «гультяи», а также часть мелкой шляхты, которая испытывала притеснений больших магнатов и шляхтичей. Все они вливались к лавам казачества, увеличивая и укрепляя их. Казачество быстро возрастало и территориально. Много казаков жило в селах, хуторах, городках Черниговщины, Киевщины и других землях - на «волости» - и назывались «волосными», городовыми. А тех, кто втекал дальше на юг, в степи, заднепровские пороги, называли «низовыми», «запорожскими».

Уже в середине XVI в. происходит объединение казаков под руководством наиболее энергичных и талантливых из них в военную организацию. Определенную роль в этом процессе сыграли магнаты, шляхтиче и старосты и воеводы пограничных городов. Важное место в процессе формирования военно-политической казацкой организации принадлежит князю Дмитрию Вишневецкому - 60-те года XVI в. (в народе имел имя казака Байда). Он был яркой исторической фигурой, выдающимся дипломатом и полководцем, деятельность которого оставила заметный нужно в истории борьбы с турками и татарами. Хотя он был магнатом и большим землевладельцем, но помогал казакам в общей борьбе против турецко-татарской опасности.

Запорожская Сечь была сугубо военным лагерем. Здесь были лишь казаки, а женщин и детей туда не пускали. Казаки подчинялись лишь своей старшине, которую самые со своей среды и избирали. На Сечи существовали две совета (два круга): одна большая, в какой все казаки имели право принимать участие; и имела - при участии лишь старшин. Высшей властью на Сечи считался общий Большой совет. Это деление на большой и малый круг свидетельствует, что на Сечи не было полного равенства в решении всех вопросов. Постепенно усиливалось деление на бедных и зажиточных казаков. На руководящие должности избирались преимущественно богатые казаки.

Запорожская Сечь имела свою территорию, которая постепенно увеличивалась, а позднее административно поделилась на так называемые паланки (районы). К ней входили большие районы Правобережья и Левобережье. Запорожская Сечь имела еще название Корзина. Здесь находился центр военной, административной и судебной власти всей казацкой территории - Запорожье. Во главе Корзины стоял выборный кошевой атаман, которого избирал Большой Совет. На ней также избирались генеральные старшины - судья, писарь, обозный, осаул и хорунжий, которых в случае необходимости переизбирали и за вины осуждали к смертному наказанию, здесь же осуществляя приговор. Это свидетельствовало о высокой ответственности руководителей перед казаками. Казаки судили за традиционном правом. Писаных кодексов или правовых сборников в них не было. Этот политический и административный порядок на протяжении трех столетий существования казацкой государственности кое-что изменялся, но в основном сохранился к последним лет ее деятельности.


Выводы

В процессе роста феодального землевладения, утверждение фильварковые системы хозяйствования (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, основанные на еженедельной барщине и четко ориентированные на рынок) происходило сближение между разными категориями крестьянства, а его феодальная зависимость постепенно переросшая и юридически оформилась в зависимость крепостную.

Выделению казачества в отдельное общественное состояние оказывала содействие и социально-экономическая ситуация, когда польское магнатство и шляхта закрепощали крестьянство в новых районах Украины. Спасаясь от господского ярма, много крестьян втекало на Сечь, пополняя и укрепляя ее. В конце XVI ст. казачество окончательно сформировалось, значительно выросло и стало отдельным военным общественно-политическим состоянием, которое состояло из двух тесно связанных между собой частей - узаконенного реестрового, количественно небольшого, и массового, свободного запорожского и городового (волосного). Оно продолжало в конце XVI - в начале XVII ст. противостоять нападениям татар и рядом с этим все больше втягивалось в борьбу социального и религиозного характера - с польским феодально-крепосническим и католическим наступлением.

Нужно подчеркнуть, что отношения казачества с Московским государством были сложными. Имея одну религию, происхождение, язык, целые в борьбе с татарско-турецкой агрессией, они часто действовали совместно. Однако Московия старалась присоединить украинские земли, а Польша и Литва, отбивая ее наступление, использовали украинских казаков в своих интересах. Поэтому в конце XVI - в начале XVII ст. эти отношения были вражескими. В тот же время в отношениях с донским казачеством преобладало крепкое военное побратимство, общность военных действий против Крыма и Турции и взаимопомощь.


Список использованной литературы

1. Алексєєв Ю. Історія України: Навчальний посібник/ Юрій Алексєєв, Андрій Вертегел, Віктор Дани-ленко,. - К.: Каравела, 2007. - 254 с.

2. Білоцерківський В. Історія України: Навчальний посібник/ Василь Білоцерківський,. - 3-е вид., виправлене і доп.. - К.: Центр учбової літератури, 2007. - 535 с.

3. Бойко О. Історія України: Навчальний посібник/ Олександр Бойко,. - 3-тє вид., випр., доп.. - К.: Академвидав, 2004. - 687 с.

4. Губарев В. Історія України: Довідник школяра і студента/ Віктор Губарев,. - Донецьк: БАО, 2005. - 622 с.

5. Історія України: Навчальний посібник/ М. О. Скрипник, Л. Ф. Домбровська, В. М. Красовський та ін.; Під ред. М. О. Скрипника; М-во освіти і науки України, Одеський держ. екон. ун-т. - К.: Центр навчальної літератури, 2003. - 366 с.

6. Кормич Л. Історія України: Підручник/ Людмила Кормич, Володимир Багацький,; М-во освіти і нау-ки України. - 2-ге вид., доп. і перероб.. - К.: Алерта, 2006. - 412 с.

7. Котова Н. Історія України: Навчальний посібник/ Наталія Котова,. - Харків: Одіссей, 2005. - 413 с.

8. Лановик Б. Історія України: Навчальний посібник/ Богдан Лановик, Микола Лазарович,. - 3-е вид., виправлене і доп.. - К.: Знання-Прес, 2006. - 598 с.

9. Олійник М. Історія України: Навчальний посібник для судентів дистанційної та заочної форм навчання/ Микола Олійник, Іван Ткачук,. - 3- вид., виправлене та доповнене. - Львів: Новий Світ-2000, 2007. - 262 с.

10. Чуткий А. Історія України: Навчальний посібник для студ. вищих навч. закладів/ Андрій Чуткий,; Міжрегіональна академія управління персоналом. - К.: МАУП, 2006. - 345 с.

Описание

УКРА‘ИНЦЫ (самоназвание), народ, основное население Украины (37,4 млн. человек). Живут также в России (4,36 млн. человек), Казахстане (896 тыс. человек), Молдавии (600 тыс. человек), Белоруссии (свыше 290 тыс. человек), Киргизии (109 тыс. человек), Узбекистане (153 тыс. человек) и других государствах на территории бывшего СССР.

Общая численность 46 млн. человек, в том числе в Польше (350 тыс. человек), в Канаде (550 тыс. человек), США (535 тыс. человек), Аргентине (120 тыс. человек) и других странах. Говорят на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи.

Украинцы вместе с близкородственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам. Украинцы имеют в своём составе карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы.

Историческая справка

Становление украинской народности (зарождение и формирование) произошло в 12-15 веках на основе юго-западной части восточнославянского населения, входившего ранее в состав древнерусского государства - Киевской Руси (9-12 века). В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта (в 12 веке появился и топоним "Украина") создались предпосылки для формирования на основе древнерусской народности трёх восточнославянских народов - украинского, русского и белорусского.

Основным историческим центром становления украинской народности было Среднее Поднепровье - Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Немалую интегрирующую роль играл при этом восставший из руин после разгрома золотоордынскими захватчиками в 1240 Киев, где находилась важнейшая святыня православия - Киево-Печерская лавра. К этому центру тяготели другие юго-западные восточнославянские земли - Сиверщина, Волынь, Подолия, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье. Начиная с 13 века Украинцы подверглись венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому завоеваниям.

С конца 15 века начались набеги утвердившихся в Северном Причерноморье татарских ханов, сопровождавшиеся массовым пленением и угоном Украинцев. В 16-17 веках в ходе борьбы с иноземными завоевателями украинская народность существенно консолидировалась. Важнейшую роль сыграло при этом возникновение казачества (15 век), создавшего государство (16 век) со своеобразным республиканским строем - Запорожскую Сечь, которое стало политическим оплотом Украинцев. В 16 веке сложился книжный украинский (так называемый староукраинский) язык. На основе среднеприднепровских говоров на рубеже 18-19 веков сформировался современный украинский (новоукраинский) литературный язык.

Определяющими моментами этнической истории Украинцев 17 века было дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, в городах, пользовавшихся магдебургским правом, а также создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого украинского государства - Гетманщины и вхождение его (1654) на правах автономии в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего объединения всех украинских земель.

В 17 веке произошло перемещение значительных групп Украинцев из находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоения ими пустующих степных земель и образования так называемой Слобожанщины. В 90-х годах 18 века в состав России вошли Правобережная Украина и южные, а в первой половине 19 века - придунайские украинские земли.

Название "Украина", употреблявшееся ещё в 12-13 веках для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель, к 17-18 веку в значении "краина", т.е. страна, закрепилось в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонима "украинцы". Наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-восточной их группе, - "украинцы", "козаки", "козацкий народ", "руськи". В 16 - начале 18 века в официальных документах России Украинцы Среднего Поднепровья и Слобожанщины часто назывались "черкасами", позже, в дореволюционное время - "малороссиянами", "малороссами" или "южнороссами".

Особенности исторического развития различных территорий Украины, их географические различия обусловили возникновение историко-этнографических районов Украинцев - Полесье, Центральное Поднепровье, Юг, Подолия, Карпаты, Слобожанщина. Украинцы создали яркую и самобытную национальную культуру.

Пища сильно различалась у разных слоёв населения. Основу питания составляли растительная и мучная пища (борщ, галушки, разнообразные юшки), каши (особенно пшённая и гречневая); вареники, пампушки с чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в пище занимала рыба, в том числе солёная. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное сало.

Из муки с добавлением мака и мёда выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Распространены были такие напитки, как узвар, варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка, в том числе популярная горилка с перцем. Как обрядовые блюда наиболее распространены были каши - кутя и колыво с мёдом.

Национальные праздники

Традиции, культура

Разнообразен и красочен украинский народный костюм. Женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки - туникообразной, поликовой или на кокетке) и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с 19 века сшитой юбки - спидници); в прохладную погоду носили безрукавки (керсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами или надевая на голову венок из бумажных цветов, пёстрых лент. Женщины носили различные чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки, обрусы), позже - платки.

Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время - войлочные или каракулевые, часто так называемые смушкови (из смушек), цилиндроподобные шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье - лычаки (лапти), среди зажиточных - сапоги.

В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу - однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или чёрного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду носили свиту с капюшоном (кобеняк), зимой - длинные тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном. Характерны богатая вышивка, аппликация и т.п.

Народ, живущий "против солнца, головой к чумацкому возу, ногами к синему морю", как поется в старинной песне. Выбеленные хаты в окружении садов, прекрасные печные изразцы и глиняная посуда, яркие, веселые ярмарки - все это узнаваемые приметы богатой традиционной культуры украинцев...

Расселение и формирование этноса

Группа девушек и замужних женщин в праздничных нарядах

На юго-западе Восточной Европы "против солнца, головой к Чумацкому возу (Большая медведица), ногами к синему морю", - как пели в народе, - расположилась древняя славянская земля Украина.

Происхождение названия в значении "край, крайна" восходит ко времени существования древнерусского государства - Киевской Руси. Так в XII-XIII вв. называли его южные и юго-западные земли - правобережное Поднепровье: Киевщину, Переяславщину, Чернигово-Северщину, ставшие центром формирования украинской народности. Впоследствии название Украина закрепилось за всей этнической территорией.

Основное занятие

Основное занятие украинцев - земледелие регламентировало уклад жизни крестьянской семьи и общины в целом. Зерно и приготовленные из него продукты (каша, кутья, каравай) в качестве атрибутов присутствовали практически во всех обрядах календарного цикла и обрядах, связанных с жизненным циклом человека. Хлеб у украинцев, как и у многих других народов, являлся символом гостеприимства. В хате на столе всегда были хлеб и соль. Очевидцы отмечали, что гостей украинцы принимали радушно и ласково, ничего не жалея для дорогого гостя. В горных районах Карпат преобладало скотоводство.

Поселения и жилище

Села украинцев располагались вблизи рек, занимая земли, не пригодные под пашню. В степных районах строили хуторские поселения.

"Рушник" - полотенце. Конец XIX века. Харьковская губерния, Змеевский уезд

Основным жилищем украинцев была глинобитная беленая хата с высокой четырехскатной крышей, крытой соломой или камышом, края которой значительно выступали над стенами, защищая обитателей хаты от холода зимой и от зноя летом. Для дополнительного утепления зимой стены хаты обкладывали соломой. Чистые, выбеленные хаты почти всегда были окружены садиками, а легкий плетень и неглухие сколоченные из жердей ворота давали возможность увидеть двор и его обитателей.

Хозяйка и ее дочери подбеливали хату после каждого ливня, а также трижды в течении года: к Пасхе, Троице и Покрову.

Внутреннее пространство хаты

Печь расписная и роспись на стене около печи

Печь занимала почти четвертую часть хаты и находилась в левом углу от входа. Угол этот назывался "напечный", а пустое место под печью - "пидпичча" - служило для хранения топлива или туда помещали клеть для кур - "кучу".

Напротив печного угла располагался красный угол - "покуття". Здесь на полочках - божницах стояли иконы, называвшиеся благословенными, так как ими благословляли хозяина, хозяйку и их сыновей перед венчанием. Иконы покрывались узорными полотенцами - "божныками".

Угол справа от дверей, названный "глухим", имел исключительно хозяйственное назначение. Пространство над дверью и верхней частью глухого угла занимала полка - "полыця", на которой стояли запасные горшки, перевернутые вверх дном. Ближе к углу в глиняной посуде хранились многочисленные женские украшения. Ниже располагались полки с постановленной на видном месте лучшей столовой посудой: расписными поливными глиняными и деревянными мисками, ложками, тарелками и флягами.

Гуцульская керамика

Миски керамические кандийки. Полтавская губ, Зеньковский у., м. Опашня.

Природно-географические условия Карпатского региона предопределили своеобразие культуры его населения, известного под названием русины, или гуцулы. Несмотря на то, что эта группа украинского народа проживала в отрыве от него в силу территориально-политической отчужденности, она не утратила культурно-исторического единства со своим этносом. Гуцульщина славилась керамическими изделиями.

Особое впечатление на входящего в гуцульскую хату производила печь, внутренняя часть дымохода которой - камин - была выложена изразцами - "кахлями". Камин складывается из двух-трех ярусов изразцов, замкнутых в верхней и нижней части рядами узких карнизов. Завершали верхний край камина два-три фронтона - "скрыжали" и "шишки" под углом. На изразцах изображались сцены из жизни гуцулов, церкви, кресты, лики святых, австрийский герб, цветы.

Сосуд. Восточная Галиция, с. Пистынь. Конец XIX века. Украинцы - гуцулы

Убранству печного камина были созвучны "мысник" - шкафчик из трех-четырех полочек, помещавшийся в простенке между дверью в хату и боковой стеной, и "намысник" - полочка над дверью, где стояла глиняная посуда: "глеки" ("дзбанки"), "черсаки" (горшки), баньки, сосуды для напитков - калачи, "плесканки", миски и др. Самые нарядные миски, служащие исключительно украшением интерьера, помещались на "намыснике", который по той же причине украшался резьбой и выжженными узорами.

Глиняные изделия привлекали внимание совершенством форм, разнообразием декора и цветовой гаммой - коричневой, желтой и зеленой. Все изделия покрывались глазурью, которая блестела, создавая в хате даже в пасмурные дни атмосферу праздничности и нарядности.

Изготовлением керамики занимались гончары-гуцулы из Косова и Пистыня. Наиболее известные из них: И. Баранбк, О. Бахматюк, П. Цвилык, П. Кошак. Как правило, все они были потомственными гончарами, воплотившими в изделиях не только лучшие достижения предшественников, но, безусловно, раскрывшие свою индивидуальность.

Несмотря на то, что основными занятиями гуцулов были скотоводство и, в первую очередь, овцеводство, а также заготовка и сплав леса, многие из них занимались и промыслами, особенно те, что жили в местечках и не имели ни земли, ни скота. Для гуцульской девушки не было ничего почетнее, чем выйти замуж за ремесленника.

Украинская ярмарка

Ярмарка в селе Янковцы. Полтавская губерния, Лубенский уезд. Украинцы.

В большинстве украинских сел в большие храмовые праздники бывали ярмарки. Наиболее оживленные из них проходили осенью, после сбора урожая. Торжище располагалось на храмовой площади или на выгоне за селом.

Ярмарка для крестьян была своего рода "клубом", где поддерживались общественные связи и знакомства. Ярмарочные ряды располагались в строгой последовательности: в одном ряду торговали гончарными изделиями, фабричной посудой и иконами, здесь же располагались бакалейные и чайные лавки; в другом ряду - мануфактурой, галантереей, картузами, женскими платками, обувью; в следующем - изделиями из дерева - колесами, дугами, сундуками и т. д.; в последнем - дегтем и рыбой.

Отдельно располагались места, где продавали скот и лошадей. Здесь посредниками выступали цыгане. После удачной купли-продажи обычным делом было распитие магарыча: "Нищие костылями менялись, да и то три дня магарыч пили", - так говорили в народе.

На ярмарках народ веселили странствующие гимнасты или комедианты, но чаще исполнители народных песен под аккомпанемент лиры или слепые музыканты, игравшие на фисгармонии. Торговля длилась три-четыре часа, затем все убиралось, и к вечеру от пестрой шумной толпы и толчеи не оставалось и следа, кроме ярмарочного сора. Большая ярмарка продолжалась два-три дня.

УКРА‘ИНЦЫ (самоназвание), народ, основное население Украины (37,4 млн. человек). Живут также в России (4,36 млн. человек), Казахстане (896 тыс. человек), Молдавии (600 тыс. человек), Белоруссии (свыше 290 тыс. человек), Киргизии (109 тыс. человек), Узбекистане (153 тыс. человек) и других государствах на территории бывшего СССР. Общая численность 46 млн. человек, в том числе в Польше (350 тыс. человек), в Канаде (550 тыс. человек), США (535 тыс. человек), Аргентине (120 тыс. человек) и других странах. Говорят на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи. Различаются следующие наречия: северное (левобережно-полесские, правобережно-полесские, волынско-полесские говоры), юго-западное (волынско-подольские, галицко-буковинские, карпатские, поднестровские говоры) и юго-восточное (поднепровские и восточно-полтавские говоры). Письменность с 14 века на основе кириллицы. Распространены также русский (преимущественно на Юге и Левобережье, особенно среди горожан), а на Западной Украине среди пожилых людей - польский языки. Верующие Украинцы - в основном православные, принадлежащие к Украинской православной церкви (Московского патриархата), в меньшей мере - к Украинской православной церкви - Киевский патриархат и Украинской автокефальной православной церкви. На Западной Украине имеются также католики. 90% их - католики византийского обряда (греко-католики, униаты), остальные - католики латинского обряда. Известен также протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма, адвентизма и др.

Украинцы вместе с близкородственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам. Украинцы имеют в своём составе карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы. Становление украинской народности (зарождение и формирование) произошло в 12-15 веках на основе юго-западной части восточнославянского населения, входившего ранее в состав древнерусского государства - Киевской Руси (9-12 века). В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта (в 12 веке появился и топоним "Украина") создались предпосылки для формирования на основе древнерусской народности трёх восточнославянских народов - украинского, русского и белорусского. Основным историческим центром становления украинской народности было Среднее Поднепровье - Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Немалую интегрирующую роль играл при этом восставший из руин после разгрома золотоордынскими захватчиками в 1240 Киев, где находилась важнейшая святыня православия - Киево-Печерская лавра. К этому центру тяготели другие юго-западные восточнославянские земли - Сиверщина, Волынь, Подолия, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье. Начиная с 13 века Украинцы подверглись венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому завоеваниям. С конца 15 века начались набеги утвердившихся в Северном Причерноморье татарских ханов, сопровождавшиеся массовым пленением и угоном Украинцев. В 16-17 веках в ходе борьбы с иноземными завоевателями украинская народность существенно консолидировалась. Важнейшую роль сыграло при этом возникновение казачества (15 век), создавшего государство (16 век) со своеобразным республиканским строем - Запорожскую Сечь, которое стало политическим оплотом Украинцев. В 16 веке сложился книжный украинский (так называемый староукраинский) язык. На основе среднеприднепровских говоров на рубеже 18-19 веков сформировался современный украинский (новоукраинский) литературный язык.

Определяющими моментами этнической истории Украинцев 17 века было дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, в городах, пользовавшихся магдебургским правом, а также создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого украинского государства - Гетманщины и вхождение его (1654) на правах автономии в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего объединения всех украинских земель. В 17 веке произошло перемещение значительных групп Украинцев из находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоения ими пустующих степных земель и образования так называемой Слобожанщины. В 90-х годах 18 века в состав России вошли Правобережная Украина и южные, а в первой половине 19 века - придунайские украинские земли.

Название "Украина", употреблявшееся ещё в 12-13 веках для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель, к 17-18 веку в значении "краина", т.е. страна, закрепилось в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонима "украинцы". Наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-восточной их группе, - "украинцы", "козаки", "козацкий народ", "руськи". В 16 - начале 18 века в официальных документах России Украинцы Среднего Поднепровья и Слобожанщины часто назывались "черкасами", позже, в дореволюционное время - "малороссиянами", "малороссами" или "южнороссами".

Особенности исторического развития различных территорий Украины, их географические различия обусловили возникновение историко-этнографических районов Украинцев - Полесье, Центральное Поднепровье, Юг, Подолия, Карпаты, Слобожанщина. Украинцы создали яркую и самобытную национальную культуру.

Основная традиционная отрасль сельского хозяйства Украинцев - пашенное земледелие с преобладанием трёхполья (наряду с ним ещё в 19 веке в Карпатах и на Полесье сохранялось подсечно-огневое и переложное). Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс, коноплю, лён; с конца 17 века - кукурузу, табак, со 2-й половины 18 века - подсолнечник, картофель; из огородных культур - капусту, огурцы, свёклу, репу, лук и др., арбузы и дыни (в степных районах), с начала 19 века - помидоры и перец. Для Украинцев издавна характерно приусадебное садоводство (яблони, груши, вишни, сливы, малина, смородина, крыжовник, в меньшей мере абрикосы, черешня, виноград).

Комплекс традиционных земледельческих орудий состоял из деревянного с железными частями плуга с передком, рала (однозубого и многозубого), мотыги и заступа различных форм, бороны, преимущественно рамочной, и др. В полесских и частично левобережных районах вместо плуга и рала употреблялась соха двух типов: беспередковая (одноконка, чернигово-северский вариант) и на колесах (литовка, или полесская). Комплекс орудий уборки состоял из серпа, косы, грабель и вил. Молотили цепом, на юге - также катком и лошадьми, изредка молотильной доской диканей, на открытых токах в поле, в Полесье - в гумне и клуне; в северных районах хлеб подсушивался в овинах. Зерно перерабатывалось на водяных и лодейных (установленных на лодках или плотах) мельницах, а также на ветряках и так называемых топчаках.

Украинцы разводили крупный рогатый скот преимущественно серой степной и других пород, овец, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Преобладали выгонная, а в Карпатах сезонная горно-отгонная формы выпаса животных. Пчеловодство и рыболовство играли в хозяйстве подсобную роль. Колоритной была фигура чумака - перевозчика грузов на большие расстояния, особенно соли и рыбы на больших возах мажарах, запряжённых волами. Значительное место в хозяйстве занимали разнообразные промыслы и ремёсла - ткачество, поташный, гутный (производство стекла), гончарный, сукновальный, деревообрабатывающий, кожевенный и др.

Традиционные сельские поселения - сёла, слободы, хутора уличной, радиальной, разбросанной и иной планировки. Жилище дореволюционного крестьянства - избы (хаты), глинобитные или срубные, побелённые изнутри и снаружи были двух-трёхкамерными (типа хата - сени - хата или хата - сени - комора), а в бедняцких хозяйствах - однокамерными, с глинобитным полом, четырёхскатной соломенной, а также из камыша или дранки крышей. В Полесье и в ряде районов Восточной Галиции жилище оставалось вплоть до начала 20 века курным или полукурным. При наличии в различных историко-этнографических районах локальных особенностей жилища интерьер был довольно однотипным. При входе в хату справа или слева в углу располагалась печь, повёрнутая устьем к длинной стороне дома. По диагонали от неё в другом углу, парадном, украшенном вышитыми рушниками, цветами, висели иконы, стоял стол (у бедняков иногда - сундук-скрыня), на котором лежали хлеб и соль, накрытые скатертью. Вдоль стен от стола располагались лавы для сиденья. К печи вдоль тыльной стороны примыкал настил (пил) для спанья, над ним висела вешалка (жертка). На стене или в углу при входе устраивался "миснык" для посуды. Противоположная от входа стена, а также печь часто разрисовывались цветами, особенно если в семье была девушка. Крестьянский двор включал в зависимости от зажиточности хозяина одну или несколько хозяйственных построек: хлив, повитку, комору, на юге - загончики для скота и т.п. Украинцы жили также в многочисленных городах и местечках. Жилище бедных горожан мало отличалось от сельской хаты. Зажиточные жили в домах, нередко кирпичных или каменных, из нескольких комнат (зала, кухня, опочивальня и пр.), с крыльцом или верандой, снаружи часто окрашенных.

Разнообразен и красочен был народный костюм. Женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки - туникообразной, поликовой или на кокетке) и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с 19 века сшитой юбки - спидници); в прохладную погоду носили безрукавки (керсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами или надевая на голову венок из бумажных цветов, пёстрых лент. Женщины носили различные чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки, обрусы), позже - платки. Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время - войлочные или каракулевые, часто так называемые смушкови (из смушек), цилиндроподобные шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье - лычаки (лапти), среди зажиточных - сапоги. В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу - однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или чёрного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду носили свиту с капюшоном (кобеняк), зимой - длинные тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном. Характерны богатая вышивка, аппликация и т.п.

Пища сильно различалась у разных слоёв населения. Основу питания составляли растительная и мучная пища (борщ, галушки, разнообразные юшки), каши (особенно пшённая и гречневая); вареники, пампушки с чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в пище занимала рыба, в том числе солёная. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное сало. Из муки с добавлением мака и мёда выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Распространены были такие напитки, как узвар, варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка, в том числе популярная горилка с перцем. Как обрядовые блюда наиболее распространены были каши - кутя и колыво с мёдом.

В общественной жизни украинского села до конца 19 века сохранялись пережитки патриархальных отношений, значительное место занимала соседская община - громада. Характерны были многие традиционные коллективные формы труда (толока, супряга) и отдыха ("парубочи громады" - объединения неженатых парней; вечорныци и досвитки, новогодние колядки и щедровки и др.). Господствующей формой семьи Украинцев была малая, с выраженной властью её главы - мужа и отца, хотя вплоть до начала 20 века, особенно в Полесье и в Карпатах, сохранялись остатки большой патриархальной семьи. Разнообразной была семейная обрядность, родильная, в особенности свадебная, со свадебными чинами, разделом каравая, сопровождаемая песнями и танцами. Богато и разнообразно народное творчество Украинцев: изобразительное (художественная роспись жилища, вышивка с её традиционными видами - занизування, заволикання и настилування и др.), песенно-музыкальное, хореографическое, словесный фольклор, в том числе колоритные специфические думы и исторические песни, слагавшиеся кобзарями и лирниками. Научно-технический прогресс и урбанизация, интенсивная мобильность населения привели к стиранию большинства особенностей отдельных этнографических районов и групп Украинцев. Оказался разрушенным традиционный быт села. Пагубные для села последствия насильственной коллективизации усугубились сильным голодом 1932-33, сталинскими репрессиями, в результате которых Украинцы потеряли свыше 5 млн. человек.

Тяжёлым испытанием для Украинцев явилось нападение в 1941 фашистской Германии. Многие украинские города, сёла и целые районы были разрушены и сожжены, в результате военных потерь численность Украинцев сократилась. Тяжёлые социально-бытовые и правовые условия жизни во многих сельских населённых пунктах привели к отливу сельского населения в города, ликвидации многих деревень. В послевоенный период проявились некоторые негативные тенденции демографического развития; приостановился естественный прирост населения. Установка на приоритетное развитие в культуре интернационального в ущерб национальному привела к сокращению сферы употребления украинского языка. В то же время в 1960-80-е годы наблюдался быстрый рост научно-технической и гуманитарной интеллигенции, профессиональной культуры и науки. В 1991 Украина стала независимым государством, начался процесс расширения сферы употребления украинского языка в общественной жизни (принятой в июне 1996 Конституцией он признан государственным), активизировались контакты с украинской диаспорой, часть Украинцев из России, Казахстана и других государств бывшего СССР переселились на Украину. Главным образом по политическим причинам проявились противоречия между двумя православными церквами, а также между Украинцами западных областей и остальной Украины.

В.Ф. Горленко

По данным Переписи населения 2002 года численность украинцев, проживающих на территории России, составляет 2 миллиона 943 тысячи человек.