Ценности и ценностные ориентации практического психолога как основа его личностно-профессионального саморазвития. Человеческие ценности в социальной психологии. Дискуссия - обсуждение истории «Богатство»

Смыслы и ценности в профессиональной деятельности психолога. Типология модусов человеческого

бытия (по А.Р. Фонареву). Понятие помощи в психологии, медицине, педагогике, религии, юриспруден-

ции. Профессиональная компетентность и ее критерии. Профессиональная компетентность психолога по

В.Н. Карандашеву. Модель специалиста по А.К. Марковой. Профессиограмма специалиста. Профессионально–должностные требования. Квалификационный профиль. Модель деятельности психолога по Аллену - Абрамовой. Особенности «профессионального выгорания» в работе практического психолога.

1. Смыслы и ценности в профессиональной деятельности психолога

Смысл - разумная связь между ценностью и средством (путем движения к ней). «Какой смысл?» - это вопрос «Для чего? Во имя чего? Для какой ценности?»

Если что-то чему-то служит, является средством - это осмысленно, в этом смысл есть. Если нечто средством для достижения ценностей и целей не является - это бессмысленно, в этом смысла нет.

Личностный смысл . Смысл всегда субъективен в том смысле, что он не существует вне восприятия или отношения субъекта. При этом смысл ножа может быть общепонятный и общепринятый (в отдельной группе людей на определенный момент времени) (ножик как средство разрезания), так и сугубо индивидуальный, личностный (воспоминание о поездке, где тебе его подарили).

Смысл профессиональной деятельности - это основания для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя, то есть пристрастное личностно опосредованное индивидуальным опытом отношение человека к труду.

Зрелой личности свойственно постоянно искать все новые, более глубокие или более индивидуальные смыслы труда.

    Ценность - социально одобряемое и разделяемое большинством людей представление о том, что является идеалом и эталоном должного.

    Ценностные ориентации - ориентация человека на определенные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки. Однако об ориентации на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ею. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и свои возможности. Для отдельных индивидов путь формирования ценностных ориентации может быть не от потребности к ценностям, а прямо противоположный: перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у него не было.

    Ценностные ориентации в профессиональной деятельности - Выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики.

2. Типология модусов человеческого бытия (по А.Р. Фонареву)

А. Р. Фонарев, основываясь, на выделенных С. Л. Рубинштейном способах жизненного пути, предложил три модуса человеческого бытия. Подход, развиваемый А. Р. Фонаревым, объясняет, каким образом используются индивидуальные ресурсы человека в его жизни и профессиональной деятельности, ведет ли их актуализация к прогрессивному развитию, стагнации или регрессу.

А. Р. Фонарев дал следующее обозначение разновидностей этих модусов (от лат. modus – способ, образ, вид) человеческого существования:

1) модус обладание;

2) модус социальных достижений;

3) модус служения.

Фонарев Александр Ратмирович кандидат психологических наук.

3. Понятие помощи в психологии, медицине, педагогике, религии, юриспруденции

Понятие «психологическая помощь» отражает некоторую реальность, некую психосоциальную практику, полем деятельности которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека.

Уже такое, предварительное, хотя и очевидное, допущение требует, в свою очередь, уточнения границ понятий «психика», «психическое». И здесь, думается, небезосновательным критерием может послужить широко распространившееся в последние десятилетия как в отечественной, так и в зарубежной психологии представление о человеке как о трехуровневом единстве: физическом (body), психоэмоциональном (mind) и духовном (spirit).

Даже такое схематическое членение понимания человека довольно явственно указывает на сферу приложения усилий, отражаемых словосочетанием «психологическая помощь».

Очевидно, что областью деятельности соответствующего специалиста является широкий круг проблем, относящихся именно к срединному звену указанного трехчлена: проблемы, в которых отражаются особенности психической жизни человека как социального существа, равно как и особенности сообщества, в которых отражается психологическая специфика его функционирования.

Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме. Ясно поэтому, что понимание проблематики психологической помощи связано с пониманием психики как такого пространства (уровня, способа) человеческого бытия, многообразие и многогранность которого и определяет совокупность проблем в деятельности соответствующего специалиста: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания; проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи, разные формы общественных отправлений), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), т.е. весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой.

    Развитие экспериментальной психологии, начавшееся с создания в 1879 г. первой психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге.

    Формирование нового, гуманного и научного подхода к людям, страдающим психическими заболеваниями (от Ф. Пинеля, в 1793 г. снявшего цепи с пациентов психиатрической лечебницы, до Ж. Шарко и П. Жане, описавших такое психическое расстройство, как «истерия», с обоснованием в последующем катарсически-гипнотического метода его излечения Дж. Брейером и З. Фрейдом и - параллельно с открытием в 1905 г. бледной спирохеты, непосредственно доказавшим материальную обусловленность поражения психических функций, - до возникновения психоанализа как предтечи всей современной научной психотерапии).

    Развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену (это направление связано с деятельностью Ф. Гальтона и Ф. Бине, создавшего первые тесты IQ, Л. Термена, Э. Торндайка и К. Бирса, организовавшего в начале столетия в США Общество умственной гигиены).

    Возникновение в Бостоне в первом десятилетии ХХ века (благодаря Ф. Парсону) консультирования, связанного с выбором профессии и предназначавшегося для помощи человеку в выборе подходящей работы во имя «полезной и счастливой жизни» (Belkin G., p. 17).

    Возникновение и утверждение в 1940-х годах в США «недирективной психотерапии» К. Роджерса, который ввел в психотерапию философию экзистенциализма, отказался от термина «пациент» в пользу термина «клиент» и, по существу, закрепил в общественном сознании представление о психологической помощи, каковым оно и является в настоящее время, вобрав в себя как собственно консультирование, так и психотерапию.

    Наконец, восходящий к американским традициям протестантизма, возникший в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, институт религиозного попечительства (counselors) и социальных работников. Являясь выпускниками совмещенных факультетов философии и теологии, а также факультетов социологии, эти специалисты были призваны оказывать непосредственно наставническую и практическую помощь лицам, попавшим в трудную эмоциональную или житейскую ситуацию.

Таким образом, к 50-м годам ХХ века многообразные течения в психологической, психиатрической, психотерапевтической, социальной и религиозной практике привели к оформлению специфической области человеческой деятельности, получившей название «counseling» (консультирование, наставничество, психологическое вспомоществование).

4. Профессиональная компетентность и ее критерии

Компете́нция (от лат.competere - соответствовать, подходить) - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и навыками; второй - к юридическому соответствию; третий - к вопросу, достаточно ли опытным является тот или иной специалист, чтобы заниматься профессиональной деятельностью.

Профессиональная компетентность психолога характеризуется сформированностью единого комплекса знаний, умений, навыков, психологических позиций.

5. Профессиональная компетентность психолога по В.Н. Карандашеву

По мнению В.Н.Карандашева, профессиональная компетентность психолога включает в себя:

      профессиональные знания,

      профессиональные умения,

      профессиональные навыки,

      способности.

6. Модель специалиста по А.К.Марковой

Модель специалиста – это отражение:

    объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств;

    знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.

Различают:

    модель специалиста (работающего, функционирующего);

    модель подготовки специалиста .

    Маркова Аэлита Капитоновна - доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии профессиона­лизма, психологии учителя, мо­тивации учебной деятельности.

    Известный психолог А. К. Маркова выделяет следующие основные составляющие модели специалиста:

    1) профессиограмму, то есть описание самой деятельности психолога;

    2) профессионально-должностные требования (минимально необходимые знания и умения при выполнении определенных профессиональных задач);

    3) квалификационный профиль (знания и умения работника в соответствии с тарифными разрядами оплаты труда).

    Особенно важно для психологического понимания основных требований к психологу описание самой деятельности психолога, а также - описание деятельности по разным психологическим специальностям

7. Профессиограмма специалиста

Профессиограмма (от лат. Professio - специальность, Gramma - запись ) - этосистема признаков, описывающих профессию, включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых к этой профессии.

Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на "среднем" уровне.

Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека.

Профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста.

Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку.

Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии

8. Профессионально–должностные требования

Профессионально – должностные требования – этоминимально необходимые знания и умения для выполнения определённых профессиональных задач

9. Квалификационный профиль

Квалификационный профиль – этознания и умения работника в соответствии с тарифными разрядами оплаты труда.

10. Модель деятельности психолога по Аллену - Абрамовой

11. Особенности «профессионального выгорания» в работе практического психолога и их нежелательные последствия

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание - это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения (по Г. Селье).

В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow ) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

Частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);

Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;

Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;

Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);

Вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

Руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;

Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

Дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Глава 6 Ценности в жизни людей

Ценности – это этические приказы, управляющие действиями людей; это показатель того, какой смысл и какое значение люди придают своим действиям.

Финский социолог Эркки Асп

Ценности – одна из самых древних абстракций в ментальности людей, которая занимает особое место в мировоззрении. Наряду с социальными установками и социальными представлениями ценности представляют собой, пожалуй, наиболее устойчивое психическое образование человечества. Они формировались на протяжении многих тысячелетий и отлились у каждого народа в виде специальных слов-понятий. Эти слова-понятия, не имеющие предметного воплощения и не связанные с определенными эмоциями или действиями, тем не менее при всей своей многозначности легко узнаваемы и всем понятны. Можно предположить, что первыми ценностями для людей стали: Здоровье как состояние не-болезни и основное условие долгой жизни; Безопасность как отсутствие угроз; Материальное Благополучие как условие выживания, Любовь и Дружба как состояние желаемой близости с другими и возможность продления рода. Более сложные социальные ценности, такие как Традиции и Авторитет, Власть и Красота, Равенство и Справедливость, были осознаны позднее. Они получили свое название в процессе осознания людьми их значимости в жизни человеческих сообществ.

Следует заметить, что ценности остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Вместе с тем их приоритетность у каждого народа своя, есть выраженный этнический и географический аспект ценностей. Кроме того, приоритет ценностей разнится от группы к группе внутри каждого этноса в силу половозрастных особенностей. Молодые люди, живущие в любой стране и принадлежащие к любому народу, жаждут приключений и новизны, а для пожилых людей неоспоримой ценностью является безопасность и сохранение традиций. Наконец, одни и те же слова-понятия в качестве ценностей имеют различное содержание и соответствуют разным коллективным представлениям, подчас противоположным. Например, к таким ценностям относятся Традиции. И без специального анализа ясно, что традиции китайцев не имеют ничего общего с традициями англичан и русских, а традиции японцев вряд ли похожи на традиции племен Экваториальной Африки. Традиции у всех народов свои. Эта ценность, которая тесно связана с антропологическим типом этноса, а потому имеет выраженный этнический аспект и связь с этапом социальной эволюции. Но ценности традиций есть у всех народов, так как они определены опытом выживания и адаптации к новым условиям.

6.1. Понятие «ценность» в социальных науках

Понятие ценностей активно разрабатывается в философии, социологии и этике. В отечественной литературе часто встречается понятие «ценностные ориентации», которое подчеркивает целесмысловой, направляющий характер ценностей. В русском языке термин совпадает с прилагательным «ценный» и с существительным «цена», хотя в большинстве европейских языков цена как стоимость и ценность, как значимость имеют разные корни. Во французском и английском языкахprix/price означает стоимость, a valeur/value – значимость. Последнее восходит к латинскому valeo, о котором вспоминает А. С. Пушкин («в конце письма поставить vale»), что означало «будь здоров». Следует согласиться с мнением российских социологов, что самые подробные разъяснения значения этого термина лишь подчеркивают, что «ценность» – не термин, а концепт, и что «представители русской культуры вкладывают в это слово некий дополнительный смысл, определяемый историей его бытования в российской среде» (96, с. 51). Особенности трактовки понятия «ценность» авторы связывают со следующим определением: «Ценность – это все то, что дороже денег». Это Здоровье и Любовь, Благополучие семьи и Свобода, Справедливость и Равенство, то есть все то, что является ценностью и у других народов.

Нравственные ценности, которые выработало человечество, помогают отдельному индивиду сформировать сознательное отношение к жизни. Для социальной психологии актуален вопрос, как люди обретают жизненные ценности, насколько они распространены в обществе. Кроме того, ценности имплицитно присутствуют в каждом рассуждении и исследовании того, что можно и нельзя, в виде ценностных представлений о должном и правильном. Поэтому изучение взаимодействия и отношений людей невозможно без исследования тех ценностей и ценностных представлений, которыми они руководствуются.

6.1.1. Понимание ценностей в социальной психологии

Социальные психологи обратились к понятиям «ценности» и «ценностные ориентации» во второй половине XX в. в связи с исследованием факторов регуляции человеческого поведения и отношений между людьми. Небольшой экскурс в историю исследования ценностей показывает, что первыми их начали изучать психологи, занимавшиеся типами личности и их ценностными ориентациями. Например, Э. Шпрангер (Е. Spranger) выделил шесть основных идеальных типов индивидуальности, каждый из которых обусловлен ориентацией на те или иные объективные ценности. Это:

– теоретический тип, основные интересы – область науки, проблема истинности;

– экономический – материальные блага, полезность;

– эстетический – стремление к оформлению, к самовыражению;

– социальный – общественная деятельность, обращенность к чужой жизни;

– политический – тип, для которого власть есть ценность;

– религиозный тип – поиск смысла жизни.

Каждый человек может быть ориентирован на все эти типы ценностей, но в разной степени, причем одна из ориентации будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпорт, П. Верной (P. Vernon) и Г. Линдсей разработали тест изучения ценностей, а Дж. Холланд (G. Holland) создал тест интересов.

В психологической науке Д. А. Леонтьев предлагает различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании. Он выделяет три группы явлений:

1) ценность как знание об общественных идеалах, которые выработаны общественным сознанием и присутствуют в обобщенных представлениях о должном в различных сферах общественной жизни;

2) ценность как действие, к которому стремятся, то есть предметное воплощение общественных идеалов, которые требуют конкретных действий людей. Эти действия могут быть благородными, бескорыстными, направленными на общее благо и не противоречить личным устремлениям индивида;

3) ценности как личные идеалы, которые присутствуют в мотивационных структурах личности (моделях должного) и побуждают ее к предметному воплощению в своей жизни и деятельности.

Ценности включают в себя нужды, потребности, привязанности, желания, ожидания, в связи с которыми формируется тенденция выбора (95, с. 21).

Говоря о социально-психологическом содержании ценностей как регуляторов поведения, к выделенным трем группам явлений следует добавить четвертую, как реально существующую в нашей жизни:

4) ценность как критерий моральной оценки и нравственной позиции индивида. Она присутствует в самооценке личности и ее самосознании, определяет позицию индивида по отношению к другим людям, а также влияет на выбор друзей и партнеров, равно как и на характер межличностных отношений. Именно с этой стороной ценностей связан когнитивный диссонанс, когда личность испытывает дискомфорт в связи с поступком, который она расценивает как неосмотрительный, глупый или аморальный, вступающий в противоречие с системой ценностей общества.

Данные четыре формы существования ценностей взаимосвязаны и переходят одна в другую. По мысли Леонтьева, эти переходы упрощенно можно представить себе следующим образом: общественные идеалы (например, ценность образования) усваиваются личностью и в качестве «моделей должного» побуждают ее к активности – человек стремится получить образование. В процессе обучения происходит достижение и предметное воплощение ценности (человек становится студентом); предметно же воплощенные ценности (полученное образование), в свою очередь, становятся основой для формулирования личных и общественных идеалов у следующего поколения (образование – это ценность). Одновременно эта ценность может стать критерием для формирования моральной нормы. В данном случае моральной ценностью является не только само образование, но важны, во-первых, цели, которыми руководствовался человек, то есть ради чего он прикладывал свои усилия и волю, а во-вторых, средства, которые он использовал для достижения цели. На примере того же высшего образования можно показать, что оно имеет разную ценность: 1) для тех, кто поступил по условиям честного участия в конкурсе; 2) для тех, кто учится по желанию родителей, готовых платить за обучение; 3) для тех, кто поступил с помощью взятки или «блата». Понятно, что чем меньше сам индивид прикладывает усилий, стремясь к достижению той или иной цели, тем меньшую ценность она представляет для него.

Личные ценности являются источником индивидуальной мотивации, они функционально эквивалентны потребностям. Можно сказать, что ценности связаны, с одной стороны, с удовлетворением жизненно важных биологических потребностей, а с другой – они основаны на социальном взаимодействии и выполняют функцию, регулирующую поведение людей. Ценности разделяются другими людьми и могут сохраняться на протяжении жизни нескольких поколений.

Ценность – это приобретенное, усвоенное из опыта предыдущих поколений людей обобщенное понятие о том, что для человека и сообщества является значимым. Содержание ценностей отражает цели, которыми руководствуются люди, когда думают, принимают решения и действуют.

Ценности можно рассматривать как этический показатель того, чего можно и должно хотеть в этой жизни, как оценивать других людей и себя в отношениях с ними и к чему следует стремиться и чего стараться достичь, но только с помощью тех средств, которые одобряются обществом. В свою очередь, средства достижения целей тоже являются ценностями. Выражение «цель оправдывает средства» было многократно опровергнуто самой жизнью, потому что грязными руками чистую работу сделать невозможно.

Изучение ценностей показало, что они связаны с возрастом, полом и культурой сообщества. Так, например, в молодости человек может больше всего ценить независимость и свободу, а к старости – благополучие и жизненный комфорт. Мужчины больше стремятся к достижениям, а женщины в большей степени ориентированы на ценности любви и семьи. Различия же ценностей в разных культурах требуют отдельного рассмотрения, поэтому будут представлены в последней части главы.

Ценности отличаются значительной стабильностью и образуют ядро формирования личности. В них выражены мотивирующие цели и соответствующие способы действий для их достижения. Люди придерживаются примерно одних и тех же ценностей: семья, благополучие, здоровье, свобода, равенство, справедливость и др. Однако ценности изменяют свою значимость в разные эпохи, так как связаны с условиями жизни и культурой общества. Ценности играют центральную роль в социальном познании и представляют собой ту самую основу, которая необходима для понимания ментальных обобщений.

Таким образом, ценности – это понятия, с помощью которых психологи пытаются обозначить и объединить целый ряд явлений, состояний и целей, достойных того, чтобы к ним стремиться. Поскольку социальная психология исследует отношения людей во всем их многообразии, проблема ценностей имеет принципиальное значение. По мнению современного исследователя ценностей профессора Иерусалимского университета Ш. Шварца, ценности отражают три универсальные потребности человеческого существования: биологические потребности, потребность в скоординированных социальных действиях, а также все, что необходимо для выживания и функционирования группы (27, с. 240). Следует также уточнить, что счастье, к которому стремится человек как к высшему моральному благу, тоже представляет собой совокупность физических и духовных ценностей.

Из книги Как стать успешной стервой, которой все завидуют автора Кабанова Елена Александровна

Глава 4. Семейные ценности и ценные идеи Свадебная лихорадка - инкубационный период«Создать семью мечтает любая женщина!» Прошу учесть, что это не мое утверждение, а любимый лозунг для всех, кто ратует за возрождение России на базе семейных ценностей. Видимо, других

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

22 ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ О КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАКОНАХ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ В период восходящего капитализма его представители считали социум продуктом интересов и потребностей определенных субъектов (Н. Макиавелли, Д. Локк и др.).В XVIII в. зарождаются ростки историзма. Жизнь

Из книги Психотренинг по методу Альберта Эллиса автора Эллис Альберт

Глава 4. КАК ВЫРАБОТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВЗГЛЯД НА САМОГО СЕБЯ, НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ И РЕАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ! Предположим теперь, что мне вполне удалось убедить вас в том, что научно-исследовательские методы помогают преодолеть тревогу и жить более счастливо. Что же дальше?

Из книги Маски судьбы. Роли и стереотипы, которые мешают нам жить автора Смола Василий Петрович

Глава 4. Ценности Эго Одной из отличительных черт Эго является его мнимая самодостаточность. Зрелое, окрепшее Эго очень любит заявления вроде: «Мы и сами с усами», «Хозяин – барин», «Чего хочу, то и ворочу», – объявляя тем самым о своей полной самостоятельности и

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Недостаточное ощущение ценности своей жизни Ощущение ценности себя и своей жизни – одна из базовых психологических потребностей личности, удовлетворение которой является необходимым условием для полноценного развития человека. Из-за сильных психологических травм в

Из книги Как оставаться молодым и жить долго автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Ценности разных людей Ценности – это то, что для человека важнее всего. Некоторые ценности касаются всех сторон нашей жизни (к примеру, безопасность, или активность, или здоровье), а другие проявляются лишь при определенных обстоятельствах.Так, выбирая работу, одни на

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

10.2. Психология ценности жизни Для того чтобы углубиться в проблему ценности жизни, рассмотрим некоторые показатели так называемой криминальной статистики. Ежегодно в России от передозировки наркотиков погибают около 30 тыс. человек. Приблизительно такое же количество

Из книги Как избавиться от комплекса жертвы автора Дайер Уэйн

Доводы людей, лишенных творческого интереса к жизни Далее приводятся две фразы, отражающие тот тип мышления, который при известных обстоятельствах способен лишить вас творческого интереса к жизни практически в любой ситуации. Перед вами - два примера беспочвенных

Из книги От срочного к важному: система для тех, кто устал бежать на месте автора Макклетчи Стив

Из книги Стать успешным никогда не поздно автора Батлер-Боудон Том

Примеры жизни людей, которые достигли своего звездного часа в 40–50 лет Джулия Чайлд, ведущая кулинарной телепрограммы, которая учила готовить миллионы американцев с 1960-х по 1990-е годы, сама начала осваивать кулинарное мастерство лишь в 37 лет, а известности на своем поприще

Из книги Рациональные перемены автора Маркмен Арт

Участие в жизни других людей ради перемен Подобно администрации Кливлендской клиники, многие хотели бы изменить поведение людей, находящихся в их сфере влияния. Организациям, которые ставят такую задачу, нужно, чтобы люди взаимодействовали с ними

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Выходите на сцену с установкой изменять жизни людей к лучшему Неважно, готовитесь ли вы к своему первому докладу или выступаете уже 30 лет, в зависимости от решаемых задач вы принадлежите к одному из трех типов: начинающий оратор, оратор среднего уровня, продвинутый

Из книги 15 рецептов счастливых отношений без измен и предательства. От мастера психологии автора Гаврилова-Демпси Ирина Анатольевна

Случайных людей в нашей жизни не бывает Несмотря на переживания, у женщины есть удивительная возможность исцелиться. За годы своей работы я выслушала много разных женских историй. И, к сожалению, всегда грустных, наполненных болью и страданиями.Счастливые женщины ко мне

Из книги Переговоры. Секретные методики спецслужб автора Грэм Ричард

Общественная ценность труда - это то, насколько тот или иной вид труда значим для общества с точки зрения достижения его целей.

Для социологии труда данное явление представляет наибольший интерес, поскольку позволяет установить степень значимости различных видов труда для любого типа общества.

Оценка обществом труда человека имеет двойственную форму проявления. С одной стороны, общество производит оценку человеческой деятельности на предмет ее полезности. Труд - это исключительно общественно- полезная деятельность, и, как об этом говорилось выше, бесполезного труда не существует. Более того, полезность труда всегда постоянна. Например, труд учителя, врача, шахтера или дворника не может сравниваться с точки зрения различий в полезности. Труд каждого одинаково полезен для общества, поскольку востребован им наравне с другими. Представим, что нет такого труда (и, соответственно, тех, кто его осуществляет), который позволяет избавляться от болезней или получать среднее образование, который обеспечивает сырьем для поддержания тепла в домах или содержит в чистоте и порядке дворы и дорога. Очевидно, что невозможно установить, какой труд из перечисленных полезнее других. Все они одинаково полезны, поскольку каждый решает свой перечень задач, тем самым удовлетворяя определенный блок общественных потребностей. Если, например, труд дворника окажется невостребованным обществом, то он просто перестанет существовать как труд.

С другой стороны, очевидно, что общество неодинаково оценивает труд различных профессий, т.е. разные виды труда имеют различную общественную ценность. Все зависит от того, насколько тот или иной труд востребован обществом, ценен для общества. Ценность того или иного вида труда определяется достаточно большим перечнем разнообразных требований для его осуществления. К наиболее значимым можно отнести следующие:

  • 1. Жизненно важные для каждого человека виды трудовой деятельности. Например, во все времена труд учителя и труд врача имели высокую ценность в обществе.
  • 2. Виды труда, которые требуют длительной подготовки, специальных знаний и сами создают новые знания для общества. Здесь примером может служить труд ученых, конструкторов, менеджеров ИТ-проектов.
  • 3. Особые, нестандартные, узкоспециализированные виды труда, предполагающие творческие способности и навыки для осуществления. В качестве примера можно привести профессии дирижера или композитора, требующие не только длительного специального образования, но и таланта.

Таким образом, высокую ценность для общества представляет труд, требующий высокого уровня знаний, длительной специализированной подготовки, творческого потенциала и креативных способностей.

Можно также перечислить труд, имеющий относительно низкую ценность. Это труд, нс требующий специальной длительной подготовки, стандартизированный, т.е. доступный в своем выполнении большинству людей, не предполагающий особых дарований и способностей. Сюда можно отнести труд продавца в магазине, контролера в общественном транспорте, охранника, гардеробщика и т.д.

Следует указать, что ценность является динамичной характеристикой труда. В разные времена ценность одного и того же вида труда может быть различной. Например, труд кузнеца в Средние века высоко почитался в обществе, так как требовал особой подготовки, мастерства, профессиональных знаний, в том числе секретов. Продукт кузнечного ремесла был очень востребован крестьянскими хозяйствами, поскольку земледельцы, как правило, не могли самостоятельно создавать высокотехнологичные на тот момент времени орудия труда. Все изменилось с распространением индустриальных производств. Использование машин, таких как кузнечный пресс, прокатный стан, упростили и интенсифицировали работы но ковке металла. Их выполнение более не требует от работника высоких профессиональных знаний. Он, скорее, стал вспомогательной рабочей силой, зависящей от машины и обслуживающей ее, а не основным производителем. Такой труд не получает высокой оценки общества.

Оценка ценности позволяет сравнивать труд различных профессий. Более того, можно назвать критерии ценности того или иного вида труда. Экономический критерий оценки труда в условиях рыночной экономики - это доход (заработная плата). Социальный критерий - уважение и признание обществом значимости определенных профессий. Следует обратить внимание на то, что экономический критерий далеко не всегда тождественен социальному. Например, в сфере шоу-бизнеса гонорары высоки, хотя часто ценность труда и его продукта весьма сомнительны. Напротив, труд сферы образования и медицины имеет высокую общественную оценку, а вот оплата труда, например в Российской Федерации, оказывается явно заниженной.

Наконец, ценность труда определяет социальный статус человека, его осуществляющего. В современном мире сложно говорить о тесной корреляции между двумя данными параметрами, однако она, безусловно, существует и может быть определена следующим образом: чем выше общественная ценность труда, тем выше статус человека в обществе. Деятельность во благо социума предполагает общественное поощрение, которое заключается в подтверждении либо изменении статуса включенного в общество человека. Движение по карьерной лестнице от рядового бухгалтера до топ- менеджера корпорации и от музыканта областной филармонии до дирижера Большого театра вне всяких сомнений предполагает повышение социального статуса.

Итак, ценность труда представляет собой наиболее важное для социологических исследований явление. Благодаря изучению данного феномена социология может выявлять предпочтения, формирующиеся у людей в процессе выбора профессии, привлекательность того или иного вида труда, мотивированность к его осуществлению, ожидания от процесса его выполнения, общественные установки и стереотипы в отношении труда и пр. Самое важное: определение ценности труда позволяет узнать, представляет ли он для человека цель, а значит, источник развития, или является лишь средством достижения целей другого порядка. Ценность труда в обществе зависит от того, какое содержание и характер он имеет.

Многие думают, что психологи - это люди, наделённые особыми талантами. Например, они видят окружающих насквозь и превосходно говорят с людьми в любых обстоятельствах. Конечно, грамотная четкая речь, аналитическое мышление, внимательность и умение слышать других важны для психолога, но эти способности далеко не определяющие. Так что же важно для психолога?

Интерес к людям

Если вас не интересует, как устроены люди, работать в сфере психологии не получится. Интерес к другим - это одна из важнейших ценностей психолога, благодаря которой и происходит понимание людей. Ведь если человеку действительно что-то интересно, он всегда пытается хорошо разобраться в этом.

К примеру, вы когда-нибудь задумывались над тем, почему некоторые пары ругаются прилюдно? Чего им не хватает в жизни? Другие же считают, что выяснение отношений на публике неприлично. Почему для одних такое поведение приемлемо, а для других нет? В чем здесь дело? Если все эти вопросы всерьез занимают вас, то поздравляю - вы обладаете одной из важнейших ценностей профессии.

Интерес к людям проявляется в форме волнующих психолога вопросов, на которые требуется ответить. Именно этот интерес помогает выяснять истинные причины поведения и эмоциональных реакций, а не оценивать людей с точки зрения общепринятых «хорошо» и «плохо».

Желание помогать другим

Искреннее желание помочь другому в трудный момент, разобраться в сложившейся ситуации - еще одна ценность психолога. Ведь именно за помощью и приходят люди. Для психолога важно присоединиться к людям и вместе решить их проблемы.

Например, два человека поссорились и обратились к психологу. Им нужна помощь - решить возникший конфликт. Для психолога решение этого конфликта должно стать таким же важным, как и для этих людей.

Наверняка, вы и сами легко вспомните ситуации, где хотели помочь другим и порой переживали чужую трудность, как свою собственную. Так вот для психолога эта черта - профессиональная.

Стремление к собственному развитию

Психолог - это профессия, требующая постоянного дополнительно обучения. Все психологи посещают различные тренинги, семинары, курсы лекций, чтобы повысить профессиональную грамотность. Психология очень разнообразна и многогранна. Она вбирает в себя множество школ и направлений, которые осваивают всю жизнь, параллельно работая с людьми.

Психологи объединяются в профессиональные сообщества, организуют конгрессы, конференции, супервизии. Это те места, где специалисты узнают новые технологии, обмениваются опытом и учатся друг у друга.

Кроме того, любой практикующий психолог постоянно развивает себя, устраняет собственные внутренние противоречия. Нередко психологи меняют взгляды, убеждения, по-другому начинают относиться к некоторым вещам. Поэтому у каждого психолога есть свой личный психолог, к которому он обращается за консультацией.

Стремление к развитию других людей

Помимо совершенствования себя, для психолога должно быть ценным развитие других людей. Психологи-практики часто занимаются повышением уровня образования окружающих. Они меняют представления людей, расширяют их картину мира. Например, читают лекции, проводят вебинары, делают презентации и открытые семинары.

Любое гармоничное общество в идеале должно состоять из самоактуализирующихся личностей, при этом гармония в обще­стве может быть достигнута, прежде всего, через внутреннюю гармонию каждого его члена.

Условием внутренней гармонииличности является развитие соответствующей системы ценнос­тных ориентации в процессе целенаправленного воздействия и обучения.

Ценностная ориентация - это и есть выбор личностью такого типа поведения (поступка), в основе которого лежат определенные, с той или иной глубиной осознанные (или вообще неосознанные) ценности.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Содержание образования в настоящее время, в условиях переоценки ценностей в кризис­ном обществе, должно быть посвящено не столько усвоению про­фессиональных знаний и навыков, сколько личностному росту и развитию, формированию ценностных ориентации самоактуа­лизирующейся личности. Это становится особенно актуальным, когда речь идет о подготовке к деятельности типа «человек - человек», в которой ведущее место должны занимать этико-де-онтологические аспекты, поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает сама человечес­кая личность. Такие виды профессиональной деятельности яв­ляются областями существования и развития общечеловечес­ких ценностей. Именно здесь реализуются ценности альтруизма и творчества, которые придают смысл данной деятельности.

Одним из ярких примеров подобной деятельности является деятельность практического психолога.

В качестве наиболее специфи­ческой характеристики профессии психолога, который должен быть готов работать с людьми, кардинально отличающимися от него по образовательному и культурному уровню, национально­сти, политическим и религиозным убеждениям и т. п., можно вы­делить, в частности, необходимость принимать и уважать иной взгляд на мир, отличный от собственного, не теряя при этом сво­ей индивидуальности.

Система ценностных ориентации личности органично включено в структуру профессионально значимых качеств специалистов широкого профиля. Так, она занимает центральное место в структуре профессиональных качеств практических психологов.

Система ценностных ориентации психолога проходит ряд своеобразных модификаций. Она осмысливается и оценивается в процессе обучения, в процессе выработки личностной и профессиональной позиции, в процессе осознания этических норм профессиональной деятельности. Деятельность психолога - это такой вид социальной активности где обобщённые идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в словах и действиях, направленных на другого человека. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

В том случае если ценностные ориентации личности плохо согласуются с профессиональной системой ценностей и этическими нормами практических психологов, наблюдается серьезный кризис, связанный с разочарованием в профессиональной деятельности. Это обуславливает необходимость детально и глубоко изучить проблему согласования ценностных ориентации личности и профессиональную систему ценностей будущих практических психологов.

Усложнение сис­темы личностных конструктов приводит, тем самым, к осознанию значимости высших ценностей-целей - профессиональной и личностной самореализации, творчества и свободы, а также к выбору более адекватных средств их достижения.

Описанные высшие ценности занимают ведущее место в структуре профессионально значимых качеств практических пси­хологов. Организованный на основе внедрения выделенных в ходе формирующего эксперимента принципов развития выс­шего уровня ценностной системы процесс психологического обу­чения создает адекватные условия для формирования профес­сиональной системы ценностей практического психолога.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Ценности и ценностные ориентации практического психолога как основа его личностно-профессионального саморазвития.:

  1. 60. Ценности и ценностные ориентации. Ценности и оценки. Переоценка ценностей в современных условиях.
  2. Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность как проблемы профессиональной педагогики.
  3. 3.Развитие идеи опережающего профессионального образования как усиления его влияния на развитие экономики. Принципы реализации идеи опережающего образования: опережающего потребности производства уровня профессионального образования населения; опережающей подготовки кадров для регионов; профессионального саморазвития личности обучаемых.
  4. 1.Развитие идеи гуманизации профессионального образования как усиление его личностной направленности. Принципы реализации идеи гуманизации профессионального образования: его гуманитаризация; фундаментализация; деятельностная направленность; национальный характер профессионального образования.