Виды уточняющих обстоятельств. Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения. Какие предлоги употребляются в предложно-падежных сочетаниях, являющихся обособленными дополнениями
В разделе на вопрос Что такое обособленное уточняющее обстоятельство? заданный автором Допросить
лучший ответ это Обособление уточняющих обстоятельств.
Под уточнением понимается сужение объема понятия, его конкретизация. Необходимо запомнить следующие положения:
а) если в предложении одно обстоятельство, оно не может быть уточняющим;
б) уточняющие обстоятельства могут быть трех разрядов: места, времени, образа действия;
в) уточняющее обстоятельство должно стоять после обстоятельства такого же разряда и сужать, конкретизировать его значение; тогда оно выделяется запятыми.
Например, в предложении Еще вчера в саду шумела листва два обстоятельства, но уточняющих среди них нет, так как эти обстоятельства разных разрядов: вчера - времени и в саду - места. В следующих предложениях у обособлений наблюдаются все признаки уточняющих обстоятельств: Под бугром, в глубоком овраге, бормотала речушка Вертушинка (К. Паустовский) ; Тихо, с боязнью, она говорила ему что-то странное (М. Горький). Он встряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом, взглянул вверх на небо (И. Тургенев) .
Ответ от 22 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что такое обособленное уточняющее обстоятельство?
§1. Обособление. Общее понятие
Обособление - способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание. По сравнению с обычными, необособленными членами предложения обособления обладают большей самостоятельностью.
Обособления различны. Различаются обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Главные члены предложения не обособляются. Примеры:
- Обособленное определение: Мальчик, заснувший в неудобной позе прямо на чемодане, вздрогнул.
- Обособленное обстоятельство: Сашка сидел на подоконнике, ёрзая на месте и болтая ногами.
- Обособленное дополнение: Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.
Чаще всего обособляются определения и обстоятельства. Обособленные члены предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной - пунктуационно .
§2. Обособленные определения
Обособленные определения делятся на:
- согласованные
- несогласованные
Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.
(согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом)
Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.
(несогласованное обособленное определение)
Согласованное определение
Согласованное обособленное определение выражается:
- причастным оборотом: Ребёнок, спавший у меня на руках, проснулся.
- двумя и более прилагательными или причастиями:Ребёнок, сытый и довольный, быстро заснул.
Примечание:
Одиночное согласованное определение также возможно, если определяемое слово - местоимение, например:
Он, сытый, быстро заснул.
Несогласованное определение
Несогласованное обособленное определение выражается чаще всего именными словосочетаниями и относится к местоимениям или именам собственным. Примеры:
Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?
Ольга, в подвенечном платье, была необыкновенно хороша.
Несогласованное обособленное определение возможно как в позиции после, так и в позиции перед определяемым словом.
Если несогласованное определение относится к определяемому слову, выраженному именем нарицательным, то обособляется только в позиции после него:
Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался.
Структура определения
Структура определения может быть различной. Различаются:
- одиночное определение: взволнованная девочка;
- два-три одиночных определения: девочка, взволнованная и счастливая;
- распространённое определение, выраженное словосочетанием: девочка, взволнованная полученным известием,…
1. Одиночные определения обособляются независимо от позиции относительно определяемого слова, только если определяемое слово выражено местоимением:
Она, взволнованная, не могла заснуть.
(одиночное обособленное определение после определяемого слова, выраженного местоимением)
Взволнованная, она не могла заснуть.
(одиночное обособленное определение перед определяемым словом, выраженным местоимением)
2. Два-три одиночных определения обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным:
Девочка, взволнованная и счастливая, долго не могла заснуть.
Если определяемое слово выражено местоимением, то обособление возможно и в позиции перед определяемым членом:
Взволнованная и счастливая, она долго не могла заснуть.
(обособление нескольких одиночных определений перед определяемым словом - местоимением)
3. Распространённое определение, выраженное словосочетанием, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному существительным, и стоит после него:
Девочка, взволнованная полученным известием, долго не могла заснуть.
(обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого слова, выраженного существительным)
Если определяемое слово выражено местоимением, то распространённое определение может быть в позиции как после, так и до определяемого слова:
Взволнованная полученным известием, она долго не могла уснуть.
Она, взволнованная полученным известием, долго не могла уснуть.
Обособленные определения с добавочным обстоятельственным значением
Обособляются определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочные обстоятельственные значения.
Это могут быть как распространенные, так и одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и т.д.). В подобных случаях определительный оборот легко заменяется придаточным предложением причины с союзом потому что
, придаточным предложением условия с союзом если
, придаточным уступки с союзом хотя
.
Для проверки наличия обстоятельственного значения можно использовать замену определительного оборота оборотом со словом будучи
: если такая замена возможна, то определение обособляется. Например:
Сильно заболевшая, мать не могла ходить на работу.
(добавочное значение причины)
Даже заболевшая, мать ходила на работу.
(добавочное значение уступки)
Таким образом, для обособления важны различные факторы:
1) чем, какой частью речи выражено определяемое слово,
2) какова структура определения,
3) чем выражено определение,
4) выражает ли оно дополнительные обстоятельственные значения.
§3. Обособленные приложения
Приложение - это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет: попрыгунья-стрекоза, краса-девица . Приложение может быть:
1) одиночным: Мишка, непоседа, замучил всех;
2) распространённым: Мишка, страшный непоседа, замучил всех.
Приложение, как одиночное, так и распространённое, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному местоимением, независимо от позиции: и до, и после определяемого слова:
Он, отличный врач, очень помог мне.
Отличный врач, он очень помог мне.
Распространённое приложение обособляется, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным:
Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью.
Одиночное нераспространённое приложение обособляется, если определяемое слово - существительное с пояснительными словами:
Он увидел своего сына, малыша, и тут же заулыбался.
Любое приложение обособляется, если стоит после имени собственного:
Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.
Обособляется приложение, выраженное именем собственным, если служит для уточнения или пояснения:
А устроил пожар на чердаке сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец.
Обособляется приложение в позиции перед определяемым словом - именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение.
Архитектор от Бога, Гауди, не мог задумать обычный собор.
(почему? по какой причине?)
Приложение с союзом как обособляется, если выражается оттенок причины:
В первый день у меня, как у новичка, всё выходило хуже, чему у других.
Примечание:
Одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, не выделяемые при произношении интонационно, не обособляются, т.к. сливаются с ним:
В темноте подъезда я не узнал Мишку-соседа.
Примечание:
Обособленные приложения могут пунктуационно оформляться не запятой, а тире, которое ставится, если приложение особенно подчёркивается голосом и выделяется паузой.
Скоро Новый год - любимый праздник детворы.
§4. Обособленные дополнения
Обособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с. В них передаются значения включения -исключения или замещения. Например:
Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя.
«ЕГЭ-навигатор »: эффективная подготовка онлайн
§6. Обособление сравнительных оборотов
Сравнительные обороты обособляются:
1) с союзами: как , словно , точно , будто , что , чем , нежели и др., если имеют значения:
- сравнения: Дождь полил, будто из решета.
- уподобления: Зубы у неё были, как жемчуг.
2) с союзом как и :
Маша, как и все остальные, подготовилась к экзамену хорошо.
Сравнительные обороты не обособляются , если:
1. носят фразеологический характер:
Пристал словно банный лист. Дождь лил как из ведра.
2. имеют значение обстоятельства образа действия (сравнительный оборот отвечает на вопрос как? , часто его можно заменить наречием или существительным в Т.п.:
Мы ходим как по кругу.
(Мы ходим (как?) как по кругу . Можно заменить сущ. в Т.п.: кру´ гом )
3) оборот с союзом как выражает значение «в качестве» :
Дело не в квалификации: он мне не нравится как человек.
4) оборот с как входит в часть составного именного сказуемого или тесно связан со сказуемым по смыслу:
Сад был как лес.
О чувствах он писал как о чём-то очень для него важном.
§7. Обособленные уточняющие члены предложения
Уточняющие члены относятся к уточняемому слову и отвечает на тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно? и др. Чаще всего уточнение передаётся обособленными обстоятельствами места и времени, но могут быть и другие случаи. Уточняющие члены могут относиться к дополнению, определению или главным членам предложения. Уточняющие члены обособляются, выделяясь в устной речи интонационно, а в письменной - запятыми, скобками или тире. Пример:
Мы засиделись допоздна, до самой ночи.
Внизу, в раскинувшейся перед нами долине, шумел ручей.
Уточняющий член стоит обычно после уточняемого. Они связаны интонационно.
Уточняющие члены могут вводиться в осложняемое предложение:
1) с помощью союзов: то есть, а именно :
Я готовлюсь к заданию ЕГЭ С1, то есть к сочинению.
2) также слов: особенно, даже, в частности, главным образом, например:
Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво.
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Верно ли, что обособление - это способ смыслового выделения или уточнения?
Верно ли, что обособляются только второстепенные члены предложения?
Какими могут быть обособленные определения?
- распространённые и нераспространённые
- согласованные и несогласованные
Всегда ли обособленные определения выражены причастным оборотом?
В каком случае обособляются определения, стоящие перед определяемым словом?
- если выражается добавочное обстоятельственное значение
- если не выражается добавочное обстоятельственное значение
Верно ли думать, что приложение - это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет?
Какие предлоги употребляются в предложно-падежных сочетаниях, являющихся обособленными дополнениями?
- о, в, на, к, до, за, под, над, перед
- кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с
Нужно ли обособлять деепричастия и деепричастные обороты?
Нужно ли обособлять обстоятельства с предлогом несмотря на ?
- Упр. 235.
- Составить конспект по теме “Вводные слова и предложения”.
- Подготовиться к словарному диктанту “Н и НН в прилагательных и причастиях”.
- К какому слову (какой части речи) относится член предложения.
- Чем выражен обособленный член предложения, распространен он или нет.
- Положение обособленного члена относительно определяемого слова (перед или после него, отделен или нет от него другими членами предложения).
- Наличие или отсутствие дополнительных смысловых оттенков (чаще всего обстоятельственных).
- Если они относятся к имени собственному: Теперь Макарка, в своей прежней одёже и с палкой в руке , стоял у порога и пел (И.А. Бунин).
- Если относятся к личному местоимению: С избитыми ногами , я добрался наконец до родного городка (К. Паустовский).
- Если отделены от определяемого слова другими членами предложения: Она вошла в дверь комнаты свиданий, под густой вуалью , и стала по ту сторону частной двойной решетки (М.Пришвин).
- Если стоят в ряду однородных членов предложения с обособленными согласованными определениями: Даже шахматы, старые, поломанные, исцарапанные, с катушкой от ниток вместо ладьи и оловянным солдатиком вместо слона , вызвали во мне теплое чувство (Е. Рысс).
- Если выражены оборотами с прилагательным в форме сравнительной степени: Другая комната, почти вдвое более , называлась залой (А. П. Чехов).
- Если выражены существительными с предлогом и относятся к имени нарицательному; при этом подчеркивается самостоятельность значения данного определения: Среди них, подняв брови, ходил еврей-хлеботорговец, в котелке, в пальто с капюшоном (И. А. Бунин).
Вконтакте
414. Прочитайте и укажите обособленные члены предложения. Объясните пунктуацию.
1) Тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранившем последний отблеск зари. 2) Волнуемый воспоминаниями, я забылся. 3) Мы с Печориным сидели на почётном месте, и вот к нему подошла меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати, и пропела ему. 4) Из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. 5) Изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. 6) Возвратясь, я нашёл у себя доктора. 7) Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась.
(М. Лермонтов)
§ 75. ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
1. Обособляются и отделяются на письме запятыми оди
ночные и распространённые согласованные определения,
если они относятся к личному местоимению, например:
1) Утомлённый долгой речью,
я закрыл глаза и за
снул.
(Л.); 2) А он, мятежный,
просит бури, как будто в
бурях есть покой.
(Л.); 3) Но ты взыграл, неодолимый,
и стая тонет кораблей.
(П.)
Примечание. От обособленных согласованных определений, выраженных прилагательными и причастиями, необходимо отличать прилагательные и причастия, входящие в составное именное сказуемое, например: 1) Он пришёл особенно возбуждённый и весёлый. (Л. Т.); 2) Он пошёл домой грустный и усталый. (М. Г.) В этих случаях прилагательные и причастия могут быть поставлены в творительном падеже, например: Он пришёл особенно возбуждённым и весёлым.
2. Обособляются и отделяются на письме запятыми
распространённые согласованные определения, если они
стоят после определяемого существительного: 1) Офи
цер, ехавший верхом,
натянул поводья, остановился на
секунду и обернулся вправо.
(Купр.); 2) Струйки дыма ви
лись в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря.
(М. Г.) (Ср.: 1) Ехавший верхом
офицер натянул пово
дья, остановился на секунду и обернулся вправо.
2) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести
моря ночном воздухе
- обособления нет, так как опреде
ления стоят перед определяемыми существительными.)
3. Обособляются одиночные согласованные определе
ния, если их два или больше и они стоят после опреде
ляемого существительного, в особенности если перед ним
уже есть определение: 1) Кругом было поле, безжизнен
ное, унылое.
(Бун.); 2) Солнце, великолепное и яркое,
поднималось над морем.
(М. Г.)
Иногда определения так тесно связаны с существительным, что последнее без них не выражает нужного значения, например: В лесу Ефрема ждала атмосфера удушливая, густая, насыщенная запахами хвои, мха и гниющих листьев. (Ч.) Слово атмосфера приобретает необходимое значение лишь в сочетании с определениями, и потому они не могут быть от него обособлены: важно
не то, что Ефрема «ждала атмосфера», а то, что эта атмосфера была «удушливая», «густая» и т. п. Ср. ещё один пример: Лицо его [вожатого] имело выражение довольно приятное, но плутовское (П.), где определения тоже тесно связаны с определяемым словом и поэтому не обособляются.
4. Согласованные определения, стоящие впереди определяемого существительного, обособляются, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, уступительное или временное). Эти определения часто относятся к собственным именам: 1) Привлечённые светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. (Акс); 2) Утомлённый дневным переходом, Семёнов заснул скоро. (Кор.); 3) Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. (П.); 4) Не остывшая от зною, ночь июльская блистала. (Тютч.)
5. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных с предлогами, обособляются в том случае, если им придаётся большая самостоятельность, т. е. когда они дополняют, уточняют представление об известном уже лице или предмете; это обычно бывает, если они относятся к собственному имени или личному местоимению: 1) Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Ал-патыча. (Л. Т.); 2) Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Г.); 3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану. (А. Н. Т.) Ср.: Больше всех был недоволен задержкой инженер с громовым голосом, в черепаховых очках. (Пауст.)
Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, кроме того, обычно обособляются: а) когда следуют за обособленными определениями, выраженными прилагательными и причастиями: Мальчик, стриженый, в серой блузе, подал Лаптеву чаю без блюдечка. (Ч.); б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами: Бедный гость, с оборванной полото и до крови оцарапанный, скоро отыскал безопасный угол. (П.)
415. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление. Обособленные согласованные и несогласованные определения подчеркните.
I. 1) Только люди способные сильно любить могут испытывать и сильные огорчения; но та же потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. (Л. Т.) 2) Улица ведущая в город была свободна. (Н. О.) 3) Они вступили в коридор узкий и тёмный. (Г.) 4) Ленивый от природы он [Захар] был ленив ещё и по своему лакейскому воспитанию. (Гонч.) 5) Страстно преданный барину он, однако ж, редкий день в чём-нибудь не солжёт ему. (Гонч.) 6) Мужчина лет тридцати здоровый красивый и сильный лежал на телеге. (Кор.) 7) Земля и небо и белое облачко плывущее в лазури и тёмный бор невнятно шепчущий внизу и плеск невидной во мраке речки всё это знакомо всё это ему родное. (Кор.) 8) Рассказы матери более живые и яркие производили на мальчика большое впечатление. (Кор.) 9) Покрытые инеем они [скалы] уходили в неясную озарённую даль искрящиеся почти прозрачные. (Кор.) 10) Ударил мороз в 30, 35 и 40 градусов. Потом на одной из станций мы уже видели замёрзшую в термометре ртуть. (Кор.) 11) Ржавая осока всё ещё зелёная и сочная склонялась к земле. (Ч.) 12) Песня тихая тягучая и заунывная похожая на плач и едва уловимая слухом слышалась то справа то слева то сверху то из-под земли. (Ч.)
13) При виде Калиновича лакей глуповатый с лица но в ливрее с галунами вытянулся в дежурную позу. (Писем.)
14) Борису не спалось и он в лёгком утреннем пальто вышел в сад. (Гонч.) 15) Сама Бережкова в шёлковом платье в чепце на затылке сидела на диване. (Гонч.)
П. 1) Его [Вернера] маленькие чёрные глаза всегда беспокойные старались проникнуть в ваши мысли. (Л.) 2) Мне уже передавали две-три эпиграммы на мой счёт довольно колкие но вместе очень лестные. (Л.) 3) Вышел Алёша из дома отца в состоянии духа разбитом и подавленном. (Дост.) 4) Довольный плохим каламбуром он развеселился. (Л.) 5) Бледный он лежал на полу. (Л.) 6) Мы пошли на экзамен спокойные и уверенные в своих силах. 7) За нею [коляскою] шёл человек с большими усами в венгерке довольно хорошо одетый для лакея. (Л.) 8) Около до-
роги нежно прислонились друг к другу две ивы старая и молодая и о чём-то шептались. 9) Одарённый необычайной силой он [Герасим] работал за четверых. (Т.) 10) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч покрывающих небо и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи зеленоватое море покрытое кораблями и лодками колыхаемое ровной широкой зыбью и белые строения города и народ движущийся по улицам. (Л. Т.) 11) Жизнь в городе сонная и однообразная пошла своей колеёй. (Кор.) 12) Река загромождённая белым торосом слегка искрилась под серебристым грустным светом луны стоявшей над горами. (Кор.) 13) Ваня по-прежнему сидел на облучке серьёзный спокойный в своей ушастой шапке. (Зайц.)
416. Прочитайте текст, объясняя пунктуацию при выделенных распространённых определениях. Спишите, делая обособленные определения необособленными и, наоборот, необособленные - обособленными. Расставьте знаки препинания.
Путешественника, впервые отправляющегося в центральные районы высокого Тянь-Шаня, изумляют прекрасные дороги, проложенные в горах. Множество машин движется по горным дорогам. Наполненные грузом и людьми
тяжёлые машины взбираются на высокие перевалы, спускаются в глубокие горные долины, поросшие высокой травою. Чем выше поднимаемся в горы - чище, прохладнее воздух. Ближе к нам вершины высоких хребтов, покрытые снегом. Дорога, огибающая голые скалы, вьётся по глубокой ложбине. Горный поток, стремительный и бурный, то подмывает дорогу, то теряется в глубоком каменном русле. Дикое, пустынное впечатление производит раскинувшаяся вдоль бурной реки глубокая горная ложбина. Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь. Редкое дерево виднеется на берегу реки. Маленькие степные зайцы прячутся в траве, прижав уши, сидят возле врытых в землю телеграфных столбов. Стадо джейранов перебегает дорогу. Далеко видно этих мчащихся по степи легконогих животных. Остановившись на берегу шумной реки, размывшей край горной дороги, на склонах горы можно рассмотреть в бинокль стадо горных серн. Чуткие животные поднимают головы, вглядываясь в пробегающую внизу дорогу.
417. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные определения подчеркните.
1) Небо темнеет, тяжёлое и неприветливое оно всё ниже нав..сает над землёй. (Нов.-Пр.) 2) Не переставая лил дождь косой и мелкий. (А. Н. Т.) 3) Утомлённые мы наконец заснули. (Нов.-Пр.) 4) Ветер всё ещё сильный дул теперь с востока. (А. Н. Т.) 5) Он [Телегин] различал между этими глубокими вздохами глухое ворчанье то затихающее то вырастающее в сердитые перекаты. (А. Н. Т.) 6) Изумлённый я некоторое время раздумываю над случившимся. (Нов.-Пр.) 7) Я увидел наверху группу скал похожих на оленя и залюбовался. (Прж.) 8) Надвигалась ночь бесконечно долгая угрюмо холодная. (Нов.-Пр.) 9) Весь простор густо залитый мраком ночи находился в беше..ом движении. (Н. О.) 10) Между тем морозы хотя и очень лёгкие подсушили и окрасили все листья. (Пришв.) 11) Масса земли не то синей не то серой местами лежала горбатой кучкой местами полосой тянулась по горизонту. (Гонч.) 12) Стояла белая зима с жёсткою тишиной безоблачных морозов плотным скр..пучим снегом розовым инеем на деревьях (бледно) изумрудным небом шапками дыма над трубами клубами пара из мгновенно раскрытых дверей свежими лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. (Т.) 13) (Н..)один луч, (н..)один звук (н..Проникал в кабинет (с)наружи через окно наглух,. занавеш..ое п..ртьерами. (Булг.) 14) Соборный двор топта..ый тысячами ног звонко (не)пр..рывно хрустел. (Булг.)
§ 76. ПОСТРОЕНИЕ ОБОРОТОВ С РАСПРОСТРАНЁННЫМИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ, ВЫРАЖЕННЫМИ ПРИЧАСТИЯМИ
И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ
Причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами должны стоять до или после слова, к которому относятся: 1) Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое. (Ч.) Или: Доносившийся снизу шум моря говорил о покое (но неправильно: «Доносившийся шум моря снизу говорил о покое»); 2) Пугачёв, верный своему обещания), приближался к Оренбургу. (П.) Или: Верный своему обещанию, Пугачёв приближался к Оренбургу (но не-
правильно: «Верный Пугачёв своему обещанию приближался к Оренбургу»). Следовательно, между словами, входящими в распространённое определение, не должно быть других слов, не относящихся к этому определению.
418. Спишите, согласуй с выделенными словами данные в скоб
ках распространённые определения. Место их (до или после опре
деляемого слова) выберите сами.
1) Дорога вьётся между двумя колеями (поросший зелёной придорожной травой). 2) Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3) Солнце село, и на небе замерли лёгкие облака (розовый от заката). 4) Откуда-то справа доносились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребёнка). 6) Пастух подходит к нашему костру (заночевавший в горах). 7) Мы плыли в тумане (закрывший берег и море). 8) В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз).
419.
Укажите, какие ошибки допущены в построении причаст
ных оборотов. Спишите, внеся необходимые исправления.
1) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 2) Созданный роман молодым автором вызвал оживлённые споры. 3) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. 4) Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. 5) Издалека были видны плывущие брёвна по воде.
420.
Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте в каж
дом предложении грамматическую основу.
День был тёплый осенний и дождливый. Просторная перспектива раскрывавшаяся с возвышения где стояли русские батареи защищавшие мост то вдруг затягивалась кисейн..м занавесом косого дождя то вдруг расширялась и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами собором и мостом по об..им сторонам которого толпясь л..лись массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда и остров и замок с парком окружё..ый водами впадения Энса в Дунай виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинстве..ою далью зелёных вершин и голубеющими ущел(?)ями. (Л. Н. Толстой)
§ 77. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Приложения и их обособление
1.
1. Если одиночное согласованное приложение и опре
деляемое им существительное являются именами нарица
тельными, то между ними пишется дефис, например:
1) Вьётся улица-змея.
(Маяк.); 2) Внук-шофёр из-за ру
ля кланяется деду.
(Твард.) Дефис пишется и в том случае,
когда нарицательное существительное стоит после имени
собственного и тесно сливается с ним по смыслу, например:
1) Над Волгой-рекой расплескала гармонь саратовские
страданья.
(Сурк.); 2) Василиса и Лукерья сказали, что
они видели Дубровского и Архипа-кузнеца за несколько
минут до пожара.
(П.)
Но: 1) Река
Волга впадает в Кас
пийское море;
2) Кучер
Антон и кузнец
Архип пропали
неизвестно куда.
(П.)
Примечание. Дефис не ставится: 1) если первое существительное является общепринятым обращением (товарищ, гражданин и т. п.), например: Гражданин фининспектор/ Простите за беспокойство. (Маяк.); 2) если приложение, стоящее перед определяемым словом, близко по значению к согласованному определению, выраженному однокоренным качественным прилагательным, например: Красавица зорька в небе загорелась. (Кольц.) Но: Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрою-красавицей. (Л. Т.)
2. Несогласованные приложения (названия газет, жур
налов, художественных произведений, предприятий и
т. п.) заключаются в кавычки, например: журнал «Сме
на»,
смотреть балет «Лебединое озеро»,
работать на
заводе «Салют».
II. 1. Обособляются и отделяются на письме запятыми:
а) одиночные и распространённые приложения, относя
щиеся к личному местоимению, например: 1) На митин
гах мы, газетчики,
узнавали много новостей.
(Пауст.);
2) Так, житель мира равнодушный,
на лоне праздной
тишины я славил лирою послушной преданья тёмной
старины.
(П.);
б) распространённые приложения, относящиеся к опре
деляемому слову - существительному нарицательному,
например: 1) Орлы, спутники войск,
поднялись над го-
рою. (П.); 2) Не спит только кормщик, молчаливый северный старик. (С.-М.); 3) Разносчик болотной влаги, меня прознобил туман. (Ее);
в) распространённые и одиночные приложения, стоящие после определяемого существительного - имени собственного, например: 1) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (П.); 2) Рядом сидела девушка Вовнич, радист. (Горб.)
Обособленные приложения, подобные приложениям, данным в последних двух примерах, следует отличать от необособленных приложений, тесно связанных с именем собственным, обозначающих при названиях лиц их постоянный, как бы неотъемлемый признак: Архип-кузнец, Агафья-ключница, Аверка-портной, Дюма-отец, Дюма-сын (см. выше, п. I, 1).
2. Распространённое приложение, стоящее перед именем собственным, обособляется тогда, когда имеет дополнительный оттенок причинности (в этом случае его можно заменить оборотом со словом будучи): Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почётный гражданин кулис, Онегин полетел к театру. (П.) Но: Одессу звонкими стихами мой друг Туманский описал. (П.)
3. Распространённое приложение вместо запятой может отделяться на письме тире: а) если оно не только определяет слово, но и дополняет его содержание: 1) Со мной был чугунный чайник - единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. (Л.); 2) Тополев - высокий костлявый старик с серо-зеленоватыми усами - за весь вечер не проронил ни слова. (В. Аж.); б) если необходимо установить грань между приложениями и определяемым словом: Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах. (Кр.); в) если приложение необходимо отделить от однородных членов: На террасе я увидел бабушку, Николая Кузьмича - соседа по квартире, сестру Нину с двумя подругами.
4. Обособляются приложения, присоединяемые союзами то есть, или (в значении то есть), словами даже, например, в особенности, по прозванию, по имени, в том числе и подобными, выступающими в роли союзов: 1) Отец
показал мне деревянный ларь, то есть ящик, широкий вверху и узенький внизу. (Акс); 2) Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан. (Л.); 3) Отправился я со Старостиным сыном и другим крестьянином, по имени Егор, на охоту. (Т.); 4) Сажен за двести Ик разделялся на два рукава, или протока. (Акс.) Большинство приложений, присоединяемых союзами, имеет уточняющее значение (см. примеры 1, 3, 4). Некоторые имеют выделительный характер (см. пример 2).
Примечание. В качестве уточняющего приложения может выступать и имя собственное, стоящее после нарицательного, например: 1) Отец мой (кто именно?), Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе. (П.); 2) У второго мальчика (а именно?), Павлуши, волосы были всклоченные. (Т.)
5. Приложения, присоединяемые союзом как, выделяются запятыми, если имеют значение причинности; если же союз как равен по значению выражению в качестве, то запятые не ставятся: 1) Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. (Бел.); 2) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (П.)
421. Прочитайте и укажите приложения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания; приложения подчеркните.
I. 1) Щука кумушка за карпом куманьком гонялась. (Жук.) 2) Сила и очарованье тайги не только в деревьях гигантах. (Ч.) 3) Жил в хижине бедняк сапожник. (Кр.) 4) У меня есть рассказ Снег. (Пауст.) 5) Он [Чернов] был неизменно удачлив во всех предприятиях. (М. Г.) 6) Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горничная молодая женщина. (Ч.) 7) Собирались мы чаще всего у Бориса Му-рузова зоолога. (Купр.) 8) На чёрном крыльце пела Василиса стряпка. (А. Н. Т.) 9) Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из коляски. (Л. Т.) 10) Николушка пошёл по мягкой похрустывающей хвое лесному ковру. (А. Н. Т.) 11) Сверстники Тургенева питомцы школы великого поэта вскормленные его поэзией мы все сохранили в себе навсегда обаяние его гения. (Гонч.) 12) У Пушкина этого отца русского искусства в слове было два прямых на-
следника Лермонтов и Гоголь породившие целую плеяду нас деятелей 40-х, 60-х годов... (Гонч.) 13) Как человек замечательно умный он [Базаров] не встречал себе равного. (Д. П.) 14) Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. (М. Г.)
П. 1) С шофёром сидел лейтенант связист. (К. С.) 2) Жена Николая Николаевича француженка не меньше его отличалась гуманностью добротой и простотой. (Гонч.) 3) Я увидел полковника Полякова начальника казацкой артиллерии игравшей в тот день важную роль и вместе с ним прибыл в оставленное селение. (П.) 4) Я неторопливо дошёл до старой корчмы нежилой развалившейся хаты и стал на опушке хвойного леса. (Купр.) 5) Здесь живут обычные спутники моих охотничьих экскурсий лесники Захар и Максим. (Кор.)
6) Я снова посудником на пароходе «Пермь»,.. Теперь я «чёрный посудник» или «кухонный мужик». (М. Г.)
7) В кухне воеводит дорогой повар Иван Иванович по прозвищу Медвежонок. (М. Г.) 8) Девочки в особенности Ка-тенька с радостными восторженными лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи. (Л. Т.) 9) Её отец Платон Половцев инженер был старым другом моего отца. (А. Г.) 10) Мы охотники счастье своё находим у огня. (С.-М.) 11) Второй Чадаев мой Евгений, боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант и то, что мы назвали франт. (П.) 12) Окно это выходило из комнаты в которой обитали на летнем положении молодая только что выпущенная из консерватории первая скрипка Митя Гусев. (Ч.) 13) В зелёном небе появились звёзды предвестницы мороза. (Купр.)
422. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление.
I. 1) Всякая птичка даже воробей привлекали моё внимание. 2) Самые скороспелые грибы например берёзовики и сыроежки достигают полного развития в три дня. 3) Степь то есть безлесная и волнообразная бесконечная равнина окружала нас со всех сторон. 4) Дядя Сергей Николаевич начал меня учить чистописанию или каллиграфии. 5) Подъезжая к Сергеевке мы опять попали в урёму то есть в поёмное место поросшее редкими кустами и деревьями.
6) Отец и Евсеич выудили в самое короткое время очень
много и очень крупной рыбы особенно окуней и жерехов.
(Из произведений С. Аксакова)
II. 1) Лимонница жёлтая бабочка сидит на бруснике. (Пришв.) 2) Поздней осенью степь пустыня оживает на короткое время. (Пришв.) 3) На следующее утро я со своим приятелем художником уехал на лодке на Прорву. (Пауст).
4) Поражённый он широко открыл карие глаза. (Нов.-Пр.)
5) Я журналист по природе своей человек весёлый. (Пришв.) 6) Когда Алексей Красильников вышел из лазарета, повстречался ему земляк Игнат фронтовик. (А. Н. Т.)
7) Одно время к сестрам ходил очень милый человек капи
тан Рощин откомандированный в Москву для приёма сна
ряжения. (А. Н. Т.) 8) Бедняжка она лежала неподвижно,
и кровь лилась из раны ручьями. (Л.) 9) Возница киргиз
сидит неподвижно. (Фурм.) 10) С ним был лохматый силь
ный пёс по кличке Верный. (А. Г.) 11) В состав экспедици
онного отряда вошли Арсеньев начальник экспедиции Ни
колаев помощник по хозяйственной и организационной
части Гусев естественник и геолог Дзюль журналист.
12) Мне как моряку понятны эти убийственные взмывы
волн этот лязг железной громады дрожащей и стонущей в
буйных объятиях стихии. (Нов.-Пр.)
Обособление дополнений
Дополнения, состоящие из существительных с предлогами кроме, помимо, исключая, за исключением, включая, сверх, наряду с, вместо , обычно обособляются: 1) Кто, кроме охотника, испытывал, как отрадно бродить на заре по кустам? (Т.); 2) Самолёт, наряду с пассажирами, захватил и почту; 3) Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожидан-ной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидел совершенно другие, мне неизвестные места. (Т.) Эти дополнения обозначают предметы, исключаемые из ряда других предметов (1-й пример), предметы, включённые в такой ряд (2-й пример), предметы, замещаемые другими (3-й пример).
Дополнения с предлогом вместо не обособляются, когда предлог вместо употреблён в значении за: Николай дол-
жен был работать вместо неожиданно заболевшего
товарища (за неожиданно заболевшего товарища).
423. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление. Обособленные дополнения подчеркните.
1) В тёмной дали ничего не было кроме сверкающих огней. (Нов.-Пр.) 2) Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. (П.) 3) Кругом всё молчало. Ни звука кроме вздохов моря. (М. Г.) 4) Вся команда судна включая и капитана и главного механика и буфетчика состояла из восьми или девяти человек. 5) Кроме крендельной у нашего хозяина была ещё и булочная. (М. Г.)
6) Отец с сыном вместо приветствия после давней отлучки стали насаживать друг другу тумаки и в бока и в поясницу и в грудь то отступая и оглядываясь то вновь наступая. (Г.)
7) Почва Сучанской долины за исключением только болот при устье реки чрезвычайно плодородна. (Прж.) 8) Сверх всяких ожиданий весь октябрь стояла сухая и тёплая погода. 9) В книгах В. К. Арсеньева помимо ярких художественных зарисовок имеется и большой ценный материал о жизни в Уссурийском крае. 10) Весь материал включая дневники путешественников тщательно изучается. 11) Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое. (Нов.-Пр.) 12) Все за исключением Вари громко аплодировали певцам. (Степ.) 13) Мы вместо рассказа содержания повести представим только коротенький очерк главных её характеров. (Добр.)
§ 78. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями
Продолжение
Обособляются | Не обособляются |
своей. (Л.); 2) Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако,золотит края его. (Нов.-Пр.); 3) От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая,движутся полки. (Л.) | сломя голову (очень быстро); 2) Будем работать засучив рукава (дружно, упорно). Но: Отец, засучив рукава,тщательно вымыл руки. |
2. Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола): 1) Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега. (Пол.); 2) Грохот, не умолкая,катится дальше. (С.-М.); 3) Степь побурела и задымилась, подсыхая. (В. Ш.) | 2. Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа действия (обычно они стоят после глагола): 1) Яков шёл не торопясь (медленно). (М. Г.); 2) О прогулке он рассказывал смеясь (весело). |
3. Деепричастия с зависимыми словами, по смыслу тесно сливающиеся с глаголом: Старик сидел опустив голову. Здесь важно не то, что старик сидел, а что он сидел с опущенной головой. | |
4. Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастия: Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь. | |
Деепричастия и деепричастные обороты, соединённые между собой союзом и 9 как и прочие однородные члены, запятой друг от друга не отделяются: Я оглянулся. На опушке леса, приложив одно ухо и приподняв другое,перепрыгивал заяц. (Л. Т.) Во всех остальных случаях деепричастия и деепричастные обороты отделяются запятой от предшествующего им или следующего за ними союза и: 1) Батареи медным строем скачут и гремят, и, дымясь,как перед боем, фитили горят. (Л.) 2) «Орёл» наконец пошёл, развив ход, и, догнав эскадру,занял своё место в строю. (Нов.-Пр.) |
424. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление их при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастиями.
1) Все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и мятежно колыхаясь стоят низко в небе над гаванью. 2) Стоя под парами тяжёлые гиганты пароходы свистят шипят глубоко вздыхают... 3) Шагах в шести от него [Челкаша] у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке сидел молодой парень... Челкаш оскалил зубы высунул язык и сделав страшную рожу уставился на него вытаращенными глазами. Парень сначала недоумевая смигнул, но потом вдруг расхохотался крикнул сквозь смех: «Ах, чудак!» - и почти не вставая с земли неуклюже перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою котомку по пыли и постукивая пяткой косы о камни. 4) Парень испугался. Он быстро оглянулся вокруг и робко моргая тоже вскочил с земли. 5) Пришёл Челкаш, и они стали есть и пить разговаривая. 6) Облака ползли медленно то сливаясь то обгоняя друг друга мешали свои цвета и формы поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях величественные и угрюмые. 7) На минуту лодка вздрогнула и остановилась. Вёсла остались в воде вспенивая её и Гаврила беспокойно завозился на скамье. 8) Челкаш привстал с кормы не выпуская весла из рук и воткнув свои холодные глаза в бледное лицо Гаврилы. 9) Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде как бы недоумевая. 10) Гаврила молча грёб и тяжело дыша искоса глядел туда, где всё ещё поднимался и опускался этот огненный меч. 11) Море проснулось. Оно играло маленькими волнами рождая их украшая бахромой пены сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль. 12) Пена тая шипела и вздыхала, и всё кругом было заполнено музыкальным шумом и плеском. 13) Отражённые играющим морем эти звёздочки прыгали по волнам то исчезая то вновь блестя. 14) Он шёл не торопясь. 15) Дорогу тянет к морю, она извиваясь подползает ближе к песчаной полоске, куда взбегают волны.
(Из произведений М. Горького)
425. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные чле
ны предложения подчеркните.
1) Возвратившись со смотра Кутузов сопутствуемый австрийским генералом прошёл в свой кабинет и кликнув адъютанта приказал подать себе некоторые бумаги относившиеся до состояния приходивших войск и письма полученные от эрцгерцога Фердинанта начальствовавшего передовою армией. (Л. Т.) 2) Обломовцы очень просто понимали её [жизнь] как идеал покоя и бездействия нарушаемого по временам разными неприятными случайностями как-то болезнями убытками ссорами и между прочим трудом. (Добр.) 3) Сад всё больше редея переходя в настоящий луг спускался к реке поросшей зелёным камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс глубокий и рыбный. (Ч.) 4) На второй день буря усилилась. Клубясь ниже опускались рваные тучи громоздились неуклюжими пластами вдали тяжело наваливались на море и суживали горизонт тёмные, как соломенный дым; вскипая пенясь громадными буграми катились волны по необъятному простору со свистом и воем проносились вихрем поднимая каскады перламутровых брызг. (Нов.-Пр.) 5) Нас было трое Савелий старый охотник толстый и круглый как улей Пыж длинноухий его пёс понимающий по части охоты не хуже хозяина и я в то время ещё подросток. (Нов.-Пр.) 6) Николка блестя воротничком и пуговицами шинели шёл заломив голову. (Булг.)
426. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте в каж
дом предложении его грамматическую основу.
1) Из города уже выступало (не)приятельское войско выгремливая в литавры и трубы и подбоченившись выезжали паны окружё..ые (не)сметными слугами. (Г.) 2) Ве-ретьев с.дел наклонившись и похлопывая веткой по траве. (Т.) 3) Он [Долохов] ухв..тил медведя и обняв и подняв его стал кружит(?)ся с ним по комнате. (Л. Т.) 4) Бумага дог. .ре л а и последний красный ярлыч. ,к подразнив (не)много угас на полу. (Булг.) 5) На ресницах у Маши выступили слёзы она (не)спеша выт..рала и подп..рала щёку. (А. Н. Т.) 6) Наташа пр..тихнув выглядывала из своей засады ожидая что он будет делать. (Л. Т.) 7) Ваня летом
(не)покладая рук работал во дворе ездил на мельницу возил хлеб. (Сераф.) 8) Сделав (не)сколько кругов он [князь] снял ногу с педали ст..нка обтёр стамеску кинул её в кожа..ый карман придела..ый к станку и подойдя к столу подозвал дочь. (Л. Т.) 9) Князь Андрей видя настоятельность требования отца (с)начал.. (не)охотно но потом всё более ож..вляясь и (не)вольно посреди рассказа, по привычке, перейдя с русского языка на французский язык начал излагать операцио..ый план предполагаемой кампании. (Л. Т.)
427. Спишите, расставляя знаки препинания. Устно объясните употребление знаков препинания при обособленных членах предложения.
1) В этот утренний час неудержимо хочется спать и прикорнув за широкой спиной отца я клюю носом. (С.-М.) 2) Песня исходила неведомо откуда то заглушаясь то нарастая. (С.-М.) 3) И не страшась меня близко садились, громко распевали лесные маленькие птички. (С.-М.) 4) Лёжа на берегу ручья я смотрю в небо, где над колеблемыми ветром ветвями раскрывается глубокий бескрайний простор. (С.-М.) 5) Как(бы) подчёркивая застывшую неподвижность июльского дня поют-заливаются лесные кузнечики. (С.-М.) 6) Сплошные тучи молочного цвета покрывали всё небо; ветер быстро гнал их свистя и взвизгивая. (Т.) 7) Рудин стоял скрестив руки на груди и слушал с напряжённым вниманием. (Т.) 8) Всё это она делала не спеша без шума с какой-то умилённой и тихой заботливостью на лице. (Т.) 9) Старик ни слова не говоря величественным движением руки кинул из окна ключ от двери на улицу. (Т.) 10) В другой раз Лаврецкий сидя в гостиной и слушая вкрадчивые, но тяжёлые разглагольствования Гедеонов-ского внезапно сам не зная почему оборотился и уловил глубокий, внимательный, вопросительный взгляд в глазах Лизы. (Т.)
Разделы: Русский язык
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Вид урока: комбинированный (лекция с обратной связью, практическое занятие исследовательского типа).
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект: повторить правила обособления второстепенных членов предложения, углубить знания об обособленных определениях, уточняющих членах, пояснительных и присоединительных конструкциях, отработать навыки анализа постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.
Развивающий аспект: развивать совершенствование языкового чутья, умение дифференцировать виды обособленных членов предложения и знаки препинания при них, формировать интерес к учебно-исследовательской и учебно-практической деятельности.
Воспитательный аспект: поддерживать интерес к изучению русского языка, освоению темы через групповую работу, воспитывать сотрудничество и стремление к высокому качеству результата работы.
Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Обеспечение урока: раздаточный материал (тесты, таблицы, алгоритмы).
Материал для словарно-семантической работы: обособление, определяемое слово, согласованное и несогласованное определение, обособленные приложения, обособленные дополнения, обособленные обстоятельства.
Литература:
Учебники:
1. Власенков А.И., Потемкина Т.В., Русский язык. Среднее профессиональное образование. - М.: Дрофа, 2007 год.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 класс. – М.: “Русское слово - РС” 2008 год.
3. Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. Русский язык НСПО. -М.: Издательский центр “Академия”. 2012.
Этапы урока
Структурные элементы урока, методы обучения | Содержание этапа | Время |
1. Орг.момент
Метод: беседа |
Проверка готовности аудитории к
занятию. Раздел 7. Синтаксис и пунктуация Тема Предложения с обособленными и уточняющими членами. Постановка целей: преподаватель знакомит учащихся с целями занятия, поясняет, что для эффективной работы и достижения поставленной цели необходимо внимание, собранность, иметь на рабочем столе тетради, ручки, карандаши, учебники Цели: повторить правила обособления второстепенных членов предложения, углубить знания об обособленных определениях, уточняющих членах, пояснительных и присоединительных конструкциях, отработать навыки анализа постановки знаков препинания при обособленных членах предложения. |
1 мин. |
2. Проверка домашнего задания
Метод: фронтальный опрос |
Устный опрос по словарно-семантической работе. Проверка письменного упражнения по теме “Осложненное предложение”. | 5 мин. |
3. Вызов “Корзина” понятий
Метод: информация для размышления |
Преподаватель акцентирует внимание студентов на ключевых понятиях изучаемой темы, стимулирует обучающихся к активному и творческому восприятию учебного материала. Записываются термины, затем обсуждаются в парах, вместе с преподавателем приходят к нужному выводу. В процессе студенты демонстрируют первичные знания по изучаемой теме, составляется “Корзина” понятий. | 10 мин. |
4. Реализация смысла
Метод: лекция препо давателя и студента, самостоятельная работа |
Происходит непосредственный контакт с
новой информацией, преподаватель напоминает
правила составления тезисов, поддерживает
инерцию движения, созданную во время стадии
вызова. Тема урока записывается на доске и в
тетрадях. Применяется учебник. План лекции: 1. Понятие об обособленных членах предложения. 2. Виды обособленных членов предложения. 3. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. 4. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения и присоединения. 5. Правила обособления согласованных и несогласованных определений. |
20 мин. |
5. Актуализация знаний
Метод: объяснение, работа в группах, тестирование, самостоятельная работа |
Преподаватель предлагает выполнить задания обобщающего характера, которые помогают систематизировать знания. Студенты анализируют предложенный текст, разграничивая обособленные члены предложения, отвечая на вопросы преподавателя. Работа в группах с таблицами активизирует творческую и познавательную деятельность обучающихся. Комментируемый диктант и практическое задание подготавливают к выполнению контрольного тестирования. | 35 мин. |
Физкультминутка | 4 мин. | |
6. Рефлексия
Метод: фронтальный опрос по применению новых знаний, индивидуальная работа по карточкам, составление алгоритма |
Преподаватель проводит фронтальный опрос. Работа на группу, при которой происходит творческая переработка, интерпретация. Во время опроса 4 студента индивидуально выполняют задания по карточкам. Составление алгоритма привносит интегрирующий элемент. | 10 мин. |
7. Подведение итогов
Метод: рассказ-информация |
Преподаватель подводит итоги, формулирует выводы и выставляет оценки за активную работу на занятии, правильные и полные ответы на вопрос, обращает внимание на то, что не все студенты готовы правильно оценить свою работу, последовательно и четко изложить свои мысли, напоминает о необходимости исправить ситуацию. | 2 мин. |
8. Задание на дом
Метод: объяснение |
Преподаватель комментирует домашнее
задание: |
3 мин. |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Дать определения ключевым понятиям: “Однородные члены”, “Сочинительная связь”, “Ряд однородных членов”, “Обобщающее слово”.
2. Упражнение 372 (1).
III. Вызов “Корзина” идей.
Объясните значение ключевых понятий: “Обособление”, “Оборот”, “Определяемое слово”, “Обособленные определения”, “Причастный оборот”, “Обособленные приложения”, “Обособленные обстоятельства”, “Деепричастный оборот”.
IV. Реализация смысла.
1. Слово преподавателя.
Простое предложение может быть осложнено обособленными членами, которые в устной речи выделяются интонационно и по смыслу, а на письме – запятыми или тире.
Обособленные члены предложения содержат добавление, пояснение, уточнение по отношению к определяемому слову, например: Стеклянные чашечки, полные чистого огня, горели по сторонам (К. Паустовский) – обособленное определение полные чистого огня в речи получает особое интонационное оформление, содержит добавочное значение по отношению к выделяемому слову и на письме выделяется запятыми.
При обособлении второстепенных членов предложения следует учитывать:
Обособленные члены предложения могут преобразовываться в синонимичные конструкции – придаточные предложения, например, ср.: Там отражалось в воде привычное небо, забытое на этот вечер людьми (К. Паустовский). Там отражалось в воде привычное небо, которое было забыто на этот вечер людьми; К рассвету, догорев, лампа погасла (А. Грин). – К рассвету, когда догорела, лампа погасла.
Обособляться могут разные второстепенные члены предложения6 определения (согласованные и несогласованные), приложения, дополнения, обстоятельства, второстепенные члены предложения, имеющие уточняющее, пояснительное, присоединительное значение.
Обособляются существительные с предлогами вместо, кроме, включая, за исключением, помимо, сверх, наряду с и др., условно называемые дополнениями: Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей (С.Т.Аксаков); За окном ничего нет, кроме фонарей (К. Паустовский).
Обособленные дополнения содержат добавочное сообщение к основной мысли предложения и имеют значение включения, исключения, замещения, ср.: В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (К.Паустовский). - В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, но есть леса, луга и прозрачный воздух.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.
Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются всегда, ср.: Трепещущие листики бьются друг о друга, стараясь оторваться и улететь (М.Пришвин). - Стараясь оторваться и улететь, трепещущие листики бьются друг о друга.
Одиночные деепричастия обособляются, если они сохраняют значение глагольности, указывая на время, место, причину действия. Такие деепричастия чаще стоят перед сказуемым: Лошади, храпя, пронеслись мимо часового у околицы (К. Паустовский); Отдыхая, я долго лежал на кургане (И.А.Бунин).
Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящее после союза (союзного слова), отделяется от него запятой, ср.: По двору ходили люди, но не замечали меня и, громко разговаривая, проходили мимо (В. Гаршин). - По двору ходили люди, но не замечали меня и проходили мимо, громко разговаривая (такой оборот можно свободно переставить в другое место); ср.: Звягинцев не сомневался, что, осмотрев территорию завода, быстро сориентируется в обстановке и сможет помочь в строительстве оборонительных укреплений (А. Чаковский). - Звягинцев не сомневался, что быстро сориентируется в обстановке и сможет помочь в строительстве оборонительных укреплений, осмотрев территорию завода.
Два деепричастия и деепричастных оборота, соединённые неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, как однородные члены, соединённые одиночным союзом и: Ветер быстро гнал тучи, свистя и взвизгивая (И.С.Тургенев); Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь (Д.Н.Мамин-Сибиряк).
Обстоятельства обязательно обособляются, если они выражены существительными с предлогами несмотря на, невзирая на, например: У ворот домов, несмотря на раннее утро, толпился народ (В. Гаршин); Наконец терпение наше лопнуло, и, невзирая на непогоду, мы решили идти назад к морю (В. К. Арсеньев).
Обычно обособляются обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами благодаря, вопреки, в отличие от, ввиду, вследствие, за неимением, наподобие, подобно, по причине, согласно и др.: Вопреки ожиданиям, хозяин встретил нас хотя и не очень любезно, но всё же распорядился накормить нас и позволил ночевать у себя в фанзе (В. К. Арсеньев); В отличие от журавля, цапли плохо привыкают к человеку (И. Соколов-Микитов).
Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения.
Уточняющие члены предложения - это слова, словосочетания, поясняющие другие члены предложения.
Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места, времени, образа действия и др., конкретизирующие значение слова, к которому они относятся: Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле ещё стоял сумрак (К. Паустовский); Муравьи выползали и плотной массой, один к одному, сидели и ждали чего-то (М.Пришвин).
На письме уточняющие члены выделяются (отделяются) запятыми. Кроме обстоятельств, могут уточняться и другие члены предложения: Только узкая, саженей в триста, полоса плодородной земли составляет владение казаков (Л.Н.Толстой) - определение.
Уточняющие члены предложения со значением пояснения могут присоединяться союзами то есть, или (в значении то есть), а именно: Само собой разумеется, что в мокрое время надо уже искать спасения под шатром, или в балагане, как говорят сибиряки (А.Черкасов); Как только сойдёт снег и станет просыхать ветошь, то есть прошлогодняя трава, начинаются "палы", или степные пожары (С.Т.Аксаков).
Уточняющие присоединительные конструкции, включающие в себя дополнительное сообщение о содержании высказывания, присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, да и вообще. На письме они выделяются запятыми, реже - тире: Окраска крыши, особенно с нашей олифой и краской, считалась очень выгодным делом (А.П.Чехов); Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня (С.Т.Аксаков).
2. Выступление студента “Обособление согласованных определений” (студенты записывают тезисы)
1. Согласованное определение обособляется, если оно относится к личному местоимению , независимо от места в предложении, ср.: Она, возмущенная , вдруг переменилась ко мне… (М. Пришвин). – Возмущенная , она вдруг переменилась ко мне.
Обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательные с зависимым словом, стоящим после определяемого слова: Горы, покрытые снегом , белели среди ночи (К. Паустовский); Дорога вошла в мелкий лес, мертвый, холодный от луны и росы (И.А. Бунин).
2. Согласованные определения обособляются всегда, если оно стоит после определяемого слова, которому предшествует одно или несколько определений : Черные обильные грозди, издавшие слабый запах клубники , тяжело свисали между темной зеленью, кое-где озолоченной солнцем (И.А. Куприн).
3. Если определяемое слово не имеет предшествующего определения, то обособление зависит от смысла и интонации : Луна, яркая и точно мокрая , мелькала по голым верхушкам (И.А. Бунин); Ели они рыбу, жареную и соленую , а пили воду и мед, старый, выстоянный (П. Загребельный).
4. Согласованное определение, стоящее перед определяемым словом, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки и др.), ср.: Усталые и продрогшие , все вяло тащились по рассклизшей и грязной дороге (В.В. Вересаев) – значение причины. – Будучи усталыми и продрогшими , все вяло тащились по рассклизшей и грязной дороге; Не замеченная никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью (С.Т. Аксаков) – значение уступки.
5. Согласованное определение обособляется, если оно отделено от определяемого слова другими членами предложения : Паровоз ликующе кричал, опьяненный собственным стремительным ходом (К.Паустовский).
Если согласованные определения, зависящие от личного местоимения, связаны по смыслу и с подлежащим, и со сказуемым, то они не обособляются: Они вернулись домой довольные и счастливые .
Не обособляется согласованное определение при существительном, если оно связано по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым: Листва
Из-под ног выходит плотно слежалая, серая (М. Пришвин).
Несогласованные определения обособляются (выделяются, отделяются запятыми) в следующих случаях:
V. Актуализация знаний. Отработка умений и навыков
Объясните знаки препинания в тексте, определите, чем осложнено простое предложение в сложном?
Какими членами предложения являются обособленные обороты?
Какую функцию выполняют в тексте причастные обороты? (Причастия с зависимыми словами передают признак предмета как действия. Причастные обороты придают тексту выразительную краткость, так как обладают “энергией” глагола и живописной силой прилагательного. Поэтому причастия и причастные обороты являются выразительным художественным средством в тексте.)
Какая особенность у этого отрывка? (В небольшом по объему тексте много деепричастных оборотов. Деепричастные обороты обычно используются в книжной речи. Их достоинство – краткость, лаконичность. Деепричастия и деепричастных оборотов и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, поэтому они широко используются в художественной речи.)
2. Работа студентов в группах “Кто быстрее?”: необходимо дополнить таблицу примерами, используя толковые словари, примеры из художественных текстов. (Задание выполняется письменно с последующей проверкой).
Обособленные члены предложения | Условия обособления | |
Определения | Обособляются: 1) Распространенные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательные с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова. 2) Одиночное определение, если стоит после определяемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова. 3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение. 4) Определения, относящиеся к личному местоимению. |
|
Приложения | 1) Обособляются
распространенные приложения, выраженные
нарицательным существительным с зависимыми
словами и относящимся к нарицательному
существительному. 2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово. 3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного. 4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособляемого приложения, если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное. 5) Приложения при личном местоимении. |
|
Обстоятельство | 1) Деепричастный оборот
или одиночное деепричастие. 2) Обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенного падежа для смыслового выделения или для попутного пояснения. Оборот с предложными сочетаниями несмотря на, ввиду, благодаря, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в противоположность, в связи, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, подобно, по причине, по случаю, при наличии, при условии, согласно и др. |
|
Дополнение | Существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду и др. | |
Уточняющие члены предложения | Слова и словосочетания,
уточняющие смысл предшествующих слов: 1) Уточняющие обстоятельства места. 2) Уточняющие обстоятельства времени. 3) Уточняющие обстоятельства образа действия,. 4) уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д. |
|
Пояснительные конструкции | Пояснительные члены предложения с союзом или . | |
Присоединительные конструкции | Конструкции, присоединяющиеся словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и потом, причем, да и вообще и др. |
3. Запись предложений под диктовку преподавателя. Комментируемый диктант.
В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земля, покрытая пушистым мягким слоем, совершенно смокла, не отдавая звуков: зато воздух стал особенно чуток, отчетливо и полно перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звук, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчики кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся к утру тонкой пленкой первого льда.
В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельницы, отяжелевшая и темная, все еще сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. Петр подошел к плотине и остановился, прислушиваясь. Звон воды был другой – тяжелее и без мелодии. В нем как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей…
В душе Петра тоже было холодно и сумрачно. Темное чувство, которое еще в тот счастливый вечер поднималось из глубины души каким-то опасением, не удовлетворенностью и вопросом, теперь разрослось и заняло в душе место, принадлежавшее ощущениям радости и счастья. (В. Короленко.)
Покажите в записанном вами тексте синтаксическую функцию обособленных второстепенных членов.
4. Письменное задание.
Перестройте предложения так, чтобы необособленные определения стали обособленными. Сравните оба варианта, обращая внимание на интонацию. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.
1. Великолепное и яркое солнце поднималось над морем. 2. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас к себе. 3. Подгоняемый попутным ветром челн легко скользил по воде. 4. Морской и чистый месяц освещал наш путь. 5. Внезапно закрывший берег плотный туман заставил нас встать на рейде.
5. Контрольное тестирование.
1. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в предложениях с обособленными определениями:
а) запятую перед и ;
б) запятую после и ;
в) знаки расставлены верно.
1. Сейчас, наверное, подует ветер, резкий, неприятный и размечет в клочья этот туман.
2. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки и на печи большой чугун.
3. Желтые доски спокойно лежали на воде и увлекаемые незаметным течением, поворачивались концами к реке.
4. Я предполагал, что дело окончится небольшим дождем и, убаюканный этой мыслью, спокойно заснул.
5. Самолетик задымился и пригибаемый лучом, пошел к себе на запад.
6. Гулко била волною вздыбленная река, уже подернутая салом в протоках и схваченная ледком у берегов.
7.Бедный гость, с оборванной полой и до крови исцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол.
8. Глаза слипались и полузакрытые тоже улыбались.
9. Долина, покрытая травами, и прозрачная река купались в беловатой дымке, пронизанной лунными лучами.
10. Большой двор, кудрявый от репейника и усыпанный желтыми листьями, слегка серебрился осеннею изморосью.
Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – б; 9 – а; 10 – в.
2. Определите, есть ли в предложениях с обособленными обстоятельствами пунктуационные ошибки: а) есть; б) нет:
1. Жили Васнецовы, ни с кем не знакомясь.
2. Спустя полчаса, Анна вывела их на поляну.
3. Отваживаясь на великое, неизбежно рискуешь добрым именем (Вовенарг).
4. Я трепещу все время от мысли, что, желая высказать истину, я записываю только вздох (Стендаль).
5. Учитель быстро и, не ожидая ответа, забросал школьников вопросами.
6. Вдали сливаясь с небом, громоздились льды.
7. Схватив удочку, Павка дернул ее и оборвав зацепившуюся лесу, выскочил на дорогу.
8. В тихий весенний час, хорошо бы постоять в пробудившемся лесу.
9. Несмотря на неоднократные предупреждения синоптиков, следопыты отправились в дорогу.
10. Мать, по своей старушечьей привычке явилась на вокзал за целый час.
Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 - б; 10 – а.
3. В каком варианте ответы правильно указаны и объяснены все запятые?
Соловей (1) Рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.
а) 2 – выделяется причастный оборот;
б) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот;
в) 1, 2 – выделяется причастный оборот;
г) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот.
Ответ: б).
4. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.
а) 1 – выделяется причастный оборот;
б) 2 - выделяется деепричастный оборот;
в) 1, 3 - выделяется причастный оборот;
г) 1, 3 - выделяется деепричастный оборот.
VI. Рефлексия
1. Вопросы.
Назовите случаи обязательного обособления согласованных определений.
В каких случаях обособляются деепричастия и деепричастия с зависимыми словами?
Какие знаки препинания используются при уточняющих присоединительных конструкциях?
Каковы принципы дифференцирования обособленных членов предложения?
2. Работа по карточкам.
Прочитайте и подчеркните уточняющие члены предложения.
1) Пели соловьи в той стороне, где заря за рекой, и на горе надо мной, и внизу, в овражном ольшанике, и я слушал и выбирал, в какой стороне соловьи лучше поют.
2) Все хорошее, в том числе и хороший рассказ, происходит не только от личного усилия, нет, оно само выспевает, ка яблоко на стволе человеческой личности.
3) Чтобы настоящим быть художником, надо преодолеть в себе злобную зависть к лучшему и заменить преклонением перед совершенно прекрасным.
Зачем мне завидовать лучшему, если лучшее есть маяк перед совершенно прекрасным, если я в нем в какой-то мере, пусть даже в самой малой, но участвую: тем самым, что я восхищаюсь, я участвую.
Обоснуйте коммуникативную целесообразность использования уточняющих обособленных членов предложения в приведенных отрывках.
3. Составление алгоритма “Обособление согласованных определений”.
VII. Подведение итогов. Оценивание.
VIII. Домашнее задание:
Составить конспект “Вводные слова и предложения”.
Подготовиться к словарному диктанту “Н и НН в прилагательных и причастиях”.