Окружающий мир и человек созданы. Правила безопасной жизни

Обобщенная Тема урока: Природа и человек

Эпиграф к уроку:

«Природа - это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков » (Древняя индейская сентенция).

Цели урока:

  • Дать понятие учащимся о многообразии природы, о том, что человек - часть ее;
  • Показать связь живой и неживой природы;
  • Заложить фундамент экологической культуры учащихся;
  • Дать понятие рационального природопользования;
  • Показать на примерах - как влияет хозяйственная деятельность человека на природу;
  • Прививать правильные нравственные и эстетические устои;
  • Выработать понимание того, что здоровье окружающих, состояние природы - забота каждого отдельного человека;
  • Практика коллективной работы, умения делать выборку нужной информации.

Оборудование:

  • Изображение птиц, животных, растений в нетронутом лесу;
  • Изображения технологических катастроф и их вреда, нанесенного живой природе;
  • Плакаты по охране живой и неживой природы;
  • Проектор или любое другое средство демонстрации изображений.

Ход урока:

1. Инструктаж по ТБ. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель: «Дети, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

Несомненно, он неправильно истолковал смысл творения, считая себя его «королем», и он поместил Землю, природу, в его службу. Возможно, он верил, как будто из руки Бога, которая, согласно Библии, сделала его «из глины по своему образу и подобию», была похожа на Бога, но из еды, где он был запрещен, он был выброшен из Рая, Он жил в гармонии и общении с окружающей средой, которая окружала его, растений и животных. Из-за его смелости и невежества, которая всегда была очень смелой, он перестал принадлежать той природе, которая составляла этот земной рай, который так много продавался в западном мире христианской религией, которая возникла из иудаизма.

  • Что такое природа?
  • Какая она бывает? (живая и неживая)
  • Вы любите природу?
  • Способен ли человек навредить природе?
  • Как именно?
  • Что нужно делать для того, чтобы защитить природу от нас самих?»

Учитель: «Писатель Джордж Оруэлл сказал, что «человек — единственное существо, которое потребляет, ничего не производя. Он не дает молока, он не несет яиц, он слишком слаб для того, чтобы таскать плуг, он слишком медлителен для того, чтобы ловить кроликов. И все же он верховный владыка над всеми животными. Он гонит их на работу, он отсыпает им на прокорм ровно столько, чтобы они не мучились от голода — все же остальное остается в его владении.» и действительно есть правда в его словах. Мы существуя - изменяем мир, природу под себя. Но может стоит задуматься? Не наносим ли мы вред всему, что существует параллельно с нами?»

Это не учитывалось, следуя Священному Писанию и другим восточным теориям старой традиции, а позднее и научным свидетельствам, что именно человек был одним из последних существ, которые начали жить на этой красивой и уникальной планете. Перед его появлением он уже существовал, чтобы продолжить параболическое сравнение, которое позже превратилось в науку, рай; это была земля, «земной рай», по этой причине можно было бы поверить, что по ошибке появляются странные виды, которые ходят вертикально, в соответствии с его поведением.

Несмотря на качество, которое определяет и считает, что он отличает его от остальных, он забывает, что раньше существовали многие другие существа, некоторые из них появлялись и эволюционировали, а другие исчезали. Несомненно, что человечество - тот вид, который называется «умным», потому что он верит в то, что у него отсутствует качество, которое отсутствует у других, будет другим видом, который рано или поздно также исчезнет. Это произойдет из-за его исчезновения, его истребления, а не из-за катаклизма или причин других, которые упали с неба или нет, где находятся динозавры, а потому, что человечество уничтожит себя.

3. Изучение нового материала:

Что же такое природа? Человек как часть окружающего мира природы

Учитель: «Сначала, перед началом темы, я сообщу вам, что сегодня у нас по этому уроку будет групповой проект - домашнее задание. Какое именно - я сообщу в конце урока. Та группа, которая по общему голосованию будет победителем, - получит грамоту и сертификаты на «5» на любой урок по нашему предмету.»

Многие ученые говорят, что человек практикует свою собственную эвтаназию, то есть он постепенно уничтожает себя. На этом деструктивном шаге, бесконечно большем, чем в предыдущие времена, наступит один день, если он не изменится, он сделает это бурно и без возможности вернуться. Не столько потому, что он является жертвой своей техники, оружия и ядерных технологий, но потому, что он прекратит свое окружение из-за отсутствия заботы, избитая природа восстанет довольно рано, чем позже, против него и его действия.

Ошибка плода его интеллекта, что приводит к неправильному использованию техники и слепой уверенности в ней, не обращая внимания на последствия, которые приносит его хищническая мания. Он продолжает упорствовать в мысли, что он может делать все и использует Землю, свой дом, как если бы он принадлежал ему. Это действительно так, и именно с этой точки зрения принадлежности, земля - ​​это ваш дом, и дом, чтобы сохранить его, нужно позаботиться. Дом ухудшается и заканчивается падением, крышами, перегородками, дверями и окнами, когда никто не живет в этом доме, не отказывается от него или не нападает на него.

Учитель: «Кто знает, что означает слово «классификация»? Правильно. Это разделение общей группы, массы на части, соответственно некоторым отличительным чертам. Например, по росту люди классифицируются на высоких и невысоких, по возрасту - молодые и старые….»

Учитель: «Как можно квалифицировать природу? Правильно, - она бывает живая и неживая.»

Это видно в этих незаселенных деревнях, в тех шале, которые наполовину закончились кризисом или отсутствовали соседи, целые кварталы, не населяющие ландшафт, подавленный и недостойный видеть ничего, кроме руин и никакой души. Как будто война прошла. Нет лучшей преданности, чем уход на дому; бездомных никто не может жить, без дома и без самых элементарных условий обитаемости. Среди них - среда, частью которой является этот дом. Это экология, забота о доме. Защита окружающей среды.

Сколько раз мы слышали эту фразу и вернулись к этой тоске. Это и не что иное, как экология. Забота о доме, о котором мы говорили ранее. Нет новой идеи ухода на дому, жилья; это нечто предковое, теллурическое, навязанное инстинктом; все животные стараются сохранить свой дом, ураган, гнездо, как можно скорее, чтобы развить свою жизнь и обеспечить их потомство. Разумеется, животные, к счастью, не нуждаются в договорах или исследованиях, потому что они сохраняют свою роль в роли, которую природа дала им, и не ухудшают или не обращают на нее никакого вреда, как это делают человеческие животные, возможно, из-за ложной концепции чувства превосходства.

Учитель: «Дети, а мы с вами часть природы? Человек относится к какому виду природы? Правильно, человек - часть живой природы.»

Учитель: «Давайте назовем примеры неживой природы.» (вода, воздух, земля…)

Учитель: «Кто же представители живой природы?» (человек, звери, птицы, растения…)

Учитель: «В мире живой природы есть 4 царства - животные, растения, грибы, бактерии. Все эти царства - живые, они созданы природой из живых частичек-клеток.»

Вопросы человека между природой и историей и ответы Павлу

Или за то, что еще более серьезно, за хищное стремление, без причины и с ней. Но мы поговорим об этом в следующей партии, а также о повороте, который должна дать история, если мы хотим, чтобы Человечество продолжало жить на этой планете. Существенной проблемой является взаимосвязь между нами и миром. Мир - это природа, но история и субъекты истории - это люди. В то время как природа является сферой необходимости, история - это область свободы. Какой смысл имеет наша жизнь, наша история, наша природа, поскольку мы принадлежим обоим?

Учитель: «Есть некоторые отличительные характеристики объектов живой природы:

  • Живые организмы нуждаются в дыхании;
  • Живым организмам нужна пища;
  • В процессе своей жизни они дышат и прогрессируют;
  • Живые организмы размножаются;
  • Живые организмы со временем умирают.»

Учитель: «Какая связь есть между живой и неживой природой? Давайте рассмотрим на примере:

Мы занимаемся историей, но также принадлежим к природе. В то время как животные полностью поглощены природой, человек, как и в природе, имеет значительное присутствие в истории, гностицизм поставил проблему с тремя фундаментальными вопросами: где мы, кто мы, куда мы идем, и является неизбежной проблемой для Человек каждого поколения, который думает и отражает, в отличие от животных, ищет ответы, отражает конкретные ситуации. Мы задаем те же вопросы, что и гностики, но в новых ситуациях, а затем мы должны искать новые ответы на ситуацию, в которой мы живем.

(Учитель включает слайд где написано 5 слов - 1 столбик вода, земля, воздух, солнце, 2 столбик - растение)

  • Растение - Земля - корни питают растение из почвы;
  • Растение - Воздух - зеленые легкие перерабатывают углекислый газ на кислород;
  • Растение - Вода - корнями растение впитывает воду из почвы;
  • Растение - Солнце - солнечные лучи дают необходимое тепло для жизни растению.»

Учитель: «По этой же схеме можно разобрать связь любых представителей этих классов. И зверей, и насекомых, и человека…»

1-е Коринфянам 8: 4-6: Один Бог и Господь

Мы постараемся найти ответы в Павле, о датированных ответах. Павел, как и Иисус и пророки, не избежал критерия историчности. Павел - это голос, который, хотя он датирован как Христос и пророки, мы признаем как выразительную веру в христианство. Это указывает путь, который согласуется с христианской верой, даже если в определенной культуре. Это «очень важный текст, который Павел извлекает из традиции и делает, перерабатывая его, чтобы выразить веру в его основные черты: Креационистскую Веру и Сатанинскую Веру Спасения».

Учитель: «Жизнь на Земле невозможна за отсутствия любого из факторов неживой природы. Пропадет вода, земля, воздух или Солнце - пропадет все. Тяжело даже представить себе - сто будет со всеми живущими, когда все это исчезнет.»

Учитель: «Человек считает себя Царем Природы и думает, что он в праве распоряжаться всем, чем владеет Природа. Он ломает, вырубает, убивает, собирает… »

Павел говорит о плоти, убитой языческим богам, Иудейская традиция запрещала еду не только в местах отправления культа, где животных приносили в жертву, но и когда они были проданы на рынок. Что касается еды плоти, посвященной идолам, мы знаем, что нет идола в мире, и это не Бог, если а не только один. Павел говорит, что если мы рассмотрим конкретную ситуацию, глядя вокруг, мы видим, что есть много богов, многие лордов. в то время, но не только в то время, с пустой тратой богов и господ. Даже сегодняшний мир полон богов и лордов, потому что он полон слуг.

Учитель: «Могут ли представители мира животных и растений обойтись без человека? А он без них?»

Учитель: «Человек - это всего лишь часть Природы, он должен подчиняться ее законам. В своей среде обитания он должен вести себя, как подобает. Есть такое выражение: «Природа, которой мы пользуемся, - это не то, что осталось нам от предков, а то, что мы взяли взаймы у наших потомков.» Как вы понимаете это выражение?»

Если бы не было слуг, не было бы джентльменов. Они - слуги, которые создают другого как лорда самого себя, но для нас, «для нашей субъективности, говорит Павел», нет лордов, потому что есть только один Бог, Отец и один Господь, Иисус Христос. И вера, построенная на творческом мотиве.

Это замечательно красивый текст. Стоит отметить, что эти тексты ранней церкви, которые пришли к нам через свидетельство Павла и его школы, используют небольшой акцент, выражая похвалу, поэтические. Нет большого богословского определения, и многие термины выражают эмоции верующих, которые исповедуют свою веру таким образом. Нет необходимости настаивать на деталях. «Иисус Христос, - говорит Колоссянам, - это образ и икона невидимого Бога». Павел перечитывает творческое утверждение человека по образу и подобию Бога в христологическом смысле, «первенца всех существ».

Учитель: «Множество необратимых и непредсказуемых последствий возникло от взаимодействия человека и природы. В начале времен человек собирал и ел, охотился и добывал только то, что давала ему природа. А она была щедра с ним: пища, жилье, рыба, дичь, ягоды и корнеплоды… Эволюционируя человек стал требовать большего и большего, он стал изменять, переделывать мир под себя. О никаких последствиях он даже не задумывался.»

С - очень тесная связь между Иисусом и творениями в Павле. «Ибо в Нем создано все, как на небе, так и на земле, как видимое, так и невидимое, и престол, и правители как принципы, так и силы». Это космологическая картина тогда, особенно в меньшинствах Азии, связанных с прерозией, где между Богом и человечеством были посреднические существа, которые доминировали в истории, эоны. В этой концепции говорится, что Христос завоевал эоны, и поэтому каждый правитель выведен из игры. «Все вещи созданы». Это совершенный, который указывает на то, что произошло и что продолжается, то есть все создано с первого дня и остается сотворенным. Он есть прежде всего, и в нем есть последовательность вещей, он - глава тела церкви, тот, кто является аркой, принципом, прообразом каждого творения и каждого воскресения, так что он может иметь получил во всем, потому что в Нем он угодил Богу жить во всей полноте и через него примирять все, делая мир через кровь своего креста и через него и то, что на земле, в небе.

Учитель ставит на демонстрацию слайды изображений техногенных катастроф, вреда нанесенного человеком живой природе.

Учитель: «Как же именно человек виляет на природу? У кого есть какие-то соображения?»

Учитель: «Стоит ли людям задуматься о том, как уберечь природу от самих себя?»

Учитель: «Что же человек оставит после себя своим потомкам? Он же желая им лучшего, все хуже для них все делает.»

Главным мотивом является соотношение между тотальностью и единством Иисуса. Все создано и все согласовано. Получатель примирения такой же, как и сотворение, совокупность реальности, нас и мира. Эти два текста загружены значениями. Оригинальность в Поле говорит, что «новое существо» реализуется в истории, если человек во Христе. Не будет «новых небес и земли», но «новое существо» уже здесь: Павел, настолько отличный от Иисуса, в своей самой глубокой интуиции является его учеником против каждой апокалипсической концепции, два являются мотивами этих текстов: христологическое измерение творения и эсхатологическое измерение нового существа.

Учитель: «Давайте вместе прочитаем стих В. Чижова:

В природе столько красоты -

Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи,

Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему

Создается все, человек и мир, это существо перед создателем. В Библии здесь содержится первый фундаментальный ответ на вопрос о том, кто мы такие, откуда мы и откуда. Связь между тотальностью как существом и творением - это структурные отношения. Не может быть существа без творения. Это не отношения, которые начинают прекращаться, но они сохраняются, мы были, мы есть, и мы будем созданием перед создателем. Это составные отношения нашего бытия с Богом и Богом для нас.

Разделения человека и мира

Мы определяем, каждый и каждый, на этой линии творения. Это означает, что человек не является абсолютным, он не является самим Богом. Он является частью существенного понимания сознания человека в отношении его собственного творчества и мира. Таким образом, человеческое достоинство является частью человеческого сознания человека и мира. В этом мире нет бога и нет господина, потому что нет необходимости быть слугой этого мира. Никто в этом мире не может быть объектом согнуть колени и поднять ладан, вызвать милосердие, быть в зависимости от рабства.

Понятна птичья речь -

И ты научишься тому,

Как это все беречь.»

Учитель: «Как вы думаете, о чем этот стих? Что просит сделать нас поэт?»

Учитель: «Для того, чтобы мы помнили о том, что мы ответственны перед природой. О том, что жизнь растений и животных в наших руках. О том что гармония живой и неживой природы - наша задача. Нужно написать нам с вами памятку человеку. Давайте каждый напишет по предложению, которое помогло бы уберечь природу. Например, уменьшить вырубку деревьев.

Ученики разрабатывают предложения.

Учитель: «Задача человека, используя знания о природе, помогать ей. Сохранять нашу природу, каждую ее черточку. Мы ведь должны быть благодарными Земле за то, что она нас приютила, вырастила нас и дарит нам свои дары.»

Учитель: «Человечество уже не первый раз задумывается о том, чтобы сократить свое влияние негативного плана на природу. Создаются организации, пишутся книги, разрабатываются новые щадящие технологии. Но любая помощь в этот направлении - бесценна. Изменять мир нужно начиная с самого себя.» Учитель включает на проекторе агитационные плакаты про охрану живой и неживой природы.


4. Подведение итогов урока.

Закрепление изученного материала

Учитель: «Дети, ответьте мне:

  • Человек - это представитель живой или неживой природы?
  • Каких представителей живой и неживой природы вы знаете?
  • Как они взаимосвязаны?
  • Что нужно делать человеку для того, чтобы сохранить природу?»

Учитель отмечает самых внимательных из учащихся и поощряет их хорошими оценками.

Учитель: «В конце занятия я прочитаю вам стих:

За нежные рассветы, багряные закаты,

Сверкающие молнии-небесные раскаты,

За тайны все природные,

За недра плодородные,

Что матушка-Земля веками там хранит.

За капельки росы хрустальные,

За облака печальные.

За шум весеннего дождя, ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ я!»

Домашнее задание

Учитель: «А сейчас групповое задание-проект. По списку в классе по 3 человека в группе вы должны будете придумать агитационный плакат человечеству о том, что природу нужно сохранять и беречь.»

Покажите детям фильмы про охрану природы.

Технологическая карта

Предмет: Окружающий мир

Программа: «Гармония»

Класс: 1

Тип урока: урок открытия нового знания (урок в ТРКМ)

Ф.И.О.: Наумова Татьяна Александровна

Тема

Живая и неживая природа

Цель урока:

Деятельностная : формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление.

Образовательная : формировать первоначальное представление о живой и неживой природе; познакомить детей с отличительными признаками живой и неживой природы, предметами, сделанными руками человека; объяснять природные явления; воспитывать интерес к изучению нового.

Задачи урока:

Образовательные:

- начать формировать целостное представление о мире Земли ;

- сформировать понятия о живой и неживой природе, о рукотворном мире(изделия человека);

Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.

Развивающие :

Развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать объекты окружающего мира, выделяя существенные признаки группы однородных предметов, умения анализировать, делать простейшие выводы;

Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к природе.

Воспитательные :

Развивать умение общаться, работать в паре, интерес к изучению окружающего мира;

Учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя.

Планируемый результат:

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся определять признаки живой и неживой природы, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, работать в паре, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку.

Метапредметные:

Познавательные УУД : Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные УУД : Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Высказывать предположения о признаках живой и неживой природы.

Коммуникативные УУД : Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Личностные УУД: Формировать интерес к изучению природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Основные понятия

Окружающий мир, природа: живая и неживая, предметы рукотворного мира.

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, технология.

Ресурсы:

Основные: О.Т.Поглазова Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч., с. 70- 72, О.Т. Поглазова Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, с.17, 18

Дополнительные : ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение, дидактический материал

Форма организации учебной деятельности (ФОУД)

Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; индивидуальная, фронтальная, групповая работа, работа в парах.

Структура технологической карты

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Методы и приемы работы… ФОУД

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; создание положительного эмоционального фона

Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.

Мотивация учащихся к учебной деятельности

проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу

Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

Мы хороший, дружный класс?

Да! И всё получится у нас!

Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке.

Фронтальная.

Коммуникативные УУД:

Включение в учебный процесс

Личностные УУД : развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.

Подготовка рабочего места.

СТАДИЯ ВЫЗОВ

II. Актуализация знаний. )

Цели:

актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Демонстрируют знания- незнания о окружающем мире, природе и предметах, сделанных руками человека.

Высказывают предположения.

Делают выводы совместно с учителем.

Используя приёмы «Кластер»»Верные и неверные утверждения», создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся о природе живой и неживой.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Окружающий мир»)

Что относится к природе?

Что не относится к природе?

- Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.

Результатом прошлого нашего урока стал кластер:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПРИРОДА ПРЕДМЕТЫ СДЕЛАННЫЕ

РУКАМИ

ЧЕЛОВЕКА

Мы еще вернемся к нему и дополним его новыми сведениями.

Ребята, отложите в сторону картинки, не относящиеся к природе. Посмотрите на оставшиеся. На какие две группы вы можете их разделить?

- А у кого какие есть догадки или предположения?

Прием «Верные и неверные утверждения» (работа проводится в парах)

Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?»

На каждой парте лежит листочек, на нем кружочки-бусинки. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…».

Вы обсуждаете с соседом ответы и раскрашиваете бусинку в зеленый цвет, если вы верите, или в красный, если не верите.

1.Растения, животные, человек – это живая природа.

2. Солнце, камни, вода – это неживая природа.

3.Живая и неживая природа не связаны между собой.

Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.

Сообщение, наблюдение, беседа, слушание.

Работа в парах.

Проблемная ситуация (Затруднение)

Ребята с ней не могут справиться

Выдвижение гипотез.

Работа в паре.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале

Личностные УУД:

III Сообщение

темы и целей урока.

Постановка проблемного вопроса.

Цели:

- организовать постановку цели урока;

Учатся выделять, что сегодня на уроке узнают.

Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.

Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач.

Определяет их объем.

Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Живая и неживая природа)

- Какую цель поставим?

Нам помогает слово узнать.

Цель: узнать отличительные признаки живой и неживой природы, находить то, что сделано руками человека.

Если будем работать дружно. слажено, то на переменке вас будет ждать сюрприз.

У нас проблема, мы не знаем, чем живая природа отличается от неживой.

Проблемный вопрос

Что относится к живой и неживой природе?

Как вы думаете?

( Предположения детей)

Побуждающий диалог

Познавательные УУД:

Уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения.

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЕ

IV . Открытие нового знания Решение проблемной ситуации

Цели:

организовать изучение нового материала;

формировать умение делать выводы;

развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями

Слушают сообщение учителя.

Учатся обобщать.

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Что относится к живой и неживой природе?», проблемных ситуаций.

Коллективные формы работы (в парах).

Решение проблемной ситуации

Организует изучение нового материала.

Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.

Прием «Сводная таблица»

Рассмотрим признаки живой и неживой природы на примере двух звезд: морской и космической изаполним таблицу на основе их сравнения.

Природа

Линии сравнения

Живая

природа (морская звезда)

Неживая природа (космическая звезда)

дышит

растет

питается

дает потомтво

умирает

Какая из звезд дышит?

(Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит).

Какая из звезд растет?

(Морская звезда растет, а космическая не растет).

Какая из звезд питается?

(Питается морская звезда, космическая не питается).

Какая из звезд дает потомство? (Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства).

Может ли морская звезда жить вечно? (Нет, она умирает).

Какой вывод можно сделать?

(Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.

Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство).

Обобщение:

Природа имеет две формы, живую и неживую.

Предметы живой природы имеют отличительные признаки:

1. растут;

2. питаются;

4. дают потомство;

5. умирают.

Предметы неживой природы таких признаков не имеют.

Смогли ли мы ответить на поставленный вопрос?

Беседа. Наглядно-демонстра-ционные.

Фронтальная.

Индивиду-альная.

Познавательные УУД : общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные УУД : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД : знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

V .Физминутка

Игра «Живое- неживое».

Если тот объект, о котором я буду говорить - живой, то вы топаете ножками, если неживой - тихо стоите, будто замерли.

1. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём-

Ищем- ищем не найдём.

(роса )

2.Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается

.(гриб )

3. Без рук, без ног, а и ворота открывает.

(ветер )

4.Не без дела скок- поскок,

А чтоб в зиму сытой быть,

То орехи себе впрок

Собирает, то грибы.

(белка )

5.Он повсюду: в поле, и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт.

(дождь )

6.Пушистый жёлтенький комок

Из скорлупы себя извлёк,

Порадовав наседку,

Дождавшуюся детку.

(цыплёнок )

7. Конь бежит, земля дрожит.

(гром )

8.Много рук, а нога одна.

(дерево )

9.Личный кран имеет он,

Чтоб полить свои шесть тонн.

(слон )

10.Скатерть бела

Весь двор одела.

(снег )

12. Летать- летаю,

Всех птиц забиваю,

С высоты на мышь нападаю.

(орёл )

(Если учащиеся ошиблись, нужно попробовать пояснить, почему этот объект живой или неживой).

Регулятивные УУД :

VI .Первичное

закрепление

Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.

(К живой природе относятся цыпленок, подсолнух, мальчик, воробей, дерево, собака.

К неживой природе относятся камень, горы, облака).

Цель:

- организоватьусвоение учениками нового;зафиксировать новое содержание урока

V II . Закрепление Работа в группах

Цели:

Организовать коллективную работу;

осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы.Практическая работа.

Коллективные формы работы.

Контрольно-оценочные действия по критериям, данным учителем.

Организует практическую работу, организует работу в группе в учебной ситуации «Найди лишнее»

Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что лишнее:

(Лишний - снеговик, он относится к неживой природе. Краб и роза - к живой природе).

(Лишняя – лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе).

Частью какой природы является человек?

(Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек - часть живой природы).

Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены?


Рост

Питание

Дыхание

Потомство

Вопросно-ответные.

Беседа.

Практические.

Работа в группах.

Работа в группах

Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

Личностные УУД:

Уметь самостоятельно выполнять учебные задания.

Физминутка для глаз

Регулятивные УУД : осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИЯ

VIII . Итог урока.

Цели:

зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Оценивают свои действия на уроке.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

Вернемся к нашему кластеру, который мы начали составлять на прошлом уроке. Давайте дополним его сведениями, которые мы узнали в ходе сегодняшнего занятия:

(СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПРИРОДА ПРЕДМЕТЫ СДЕЛАННЫЕ

РУКАМИ

ЧЕЛОВЕКА

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

дышит

растет

питается

дает потомство

умирает

А теперь вернемся к игре « Верите ли вы?», которую мы проводили в начале урока.

Давайте проверим, верные ли вы сделали предположения или нет.

(Проверка по ключу на доске).

Поднимите руки, кто не ошибся.

У кого есть ошибки?

А как вы думаете, почему третья бусинка пока не закрашена?

Верно! На этот вопрос мы пока не знаем точного ответа, но темой следующего урока будет « Связь живой и неживой природы». Изучив новый материал, мы сможем ответить на этот вопрос.

Вопросно-ответные.

Индивиду-альная.

Фронтальная

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД: Уметь структурировать

знания, выбирать

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока.

Организует фиксирование содержания.

Организует подведение итога урока.

А вы помните, какая была у нас тема урока?

- Какая цель?

Узнали отличительные признаки живой и неживой природы?

Научились находить то, что сделано руками человека?

Где можно использовать знания и умения, полученные сегодня на уроке?

В дополнительной литературе или в Интернете, с помощью взрослых найдите другие сведения о живой и неживой природе.

Попробуйте дома составить синквейн на тему «Природа»

Все были дружными, активными. Молодцы!

Посмотри, мой милый друг что находится вокруг?

Небо светло- голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает, Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Человек и время года- Это все вокруг… (природа)

И природа, и творения людей радуют нас. Давайте улыбнемся друг другу и скажем спасибо всем.

Вопросно-ответные.

Фронтальная

Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.

Познавательные УУД: Уметь структурировать

знания, выбирать

наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные УУД: Уметь управлять

поведением партнера, контролировать,

корректировать действия партнера.

Регулятивные УУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Приложение 1

Природа Предметы, сделанные руками человека

Приложение 2

«Найди лишнее»

1.




2.

Приложение 3

«Раскрась бусины» («Верные и неверные утверждения»)

Приложение 4

ТЕСТ «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

1.Природа бывает

а)живая и неживая

б)живая и мертвая

в)живая,неживая и сделанная руками человека

2. Отметь верное высказывание:

а) Солнце, камни, песок, грибы, дождь, ветер – неживая природа

б)Растения, животные, грибы, люди, машины – живая природа.

в)Птицы, земноводные, рыбы, звери, пресмыкающиеся, насекомые – это животные.

3. Отметь слова, обозначающие то, что относится к неживой природе.

Цветок луна дождь лед

камень машина глина песок

4. Отметь те предметы, которые созданы руками человека.

Гриб  дом

мост  комар

5.Раскрась зеленым цветом , если это объект природы, красным – если это изделие.

Телевизор радуга стул дождь

6. Что такое природа?

а) человек, растения, животные, солнце в небе, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы.

б)солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения, животные, грибы и микробы